6 советских фильмов, которые запретил горбачев

Впечатления Сделано для агрегаторов

6 фильмов, которые запрещали смотреть советским гражданам

6 советских фильмов, которые запретил Горбачев

© kinopoisk.ru

Автор Ирина Рудевич

14 октября 2019

В Советском Союзе мировые кинохиты часто выходили с опозданием: как правило, из-за того, что зарубежные картины не соответствовали «генеральной линии партии». «РБК Стиль» вспоминает, какие фильмы и по каким причинам оказывались в черном списке.

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964)

6 советских фильмов, которые запретил Горбачев

Фильм Стэнли Кубрика должен был выйти в прокат 22 ноября 1963 года, однако премьеру пришлось отложить из-за убийства президента США Джона Кеннеди. Хотя у советской верхушки были свои причины отправить картину в долгий ящик.

«Доктор Стрейнджлав» стал сатирой на разгорающуюся Холодную войну: по сюжету, американский генерал Бак Терджидсон в обход президента приказывает осуществить ядерный удар по СССР, который активирует советскую Машину Судного дня, и мир погружается в ядерную зиму. Сатира оказалась обоюдоострой. В СССР картину долго не показывали, а в США она 17 недель держалась в лидерах проката, хотя и вызывала негодование правительства. В первую очередь они усмотрели в фильме Кубрика выпад в свою сторону.

 

«Крестный отец» (1972)

6 советских фильмов, которые запретил Горбачев

Трехкратный оскаровский лауреат, как и другие части трилогии Фрэнсиса Форда Копполы, не полюбился советской цензуре из-за того, что фильмы киносаги о жизни итальянской мафии «пропагандировали культ насилия».

В СССР показ картины, купленной «Совэкспортфильмом», состоялся лишь 16 ноября 1990 года, несмотря на бойкот, который объявила советскому кинорынку Ассоциация кинопромышленности Америки.

Премьера была настолько значимой, что ее посетил полномочный посол США в СССР Роберт Шварц Штраусс. Все три фильма были приобретены за $200 тыс.

«Последнее танго в Париже» (1972)

6 советских фильмов, которые запретил Горбачев

Картина Бернардо Бертолуччи с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях после премьеры произвела эффект разорвавшейся бомбы. Из-за слишком откровенных сцен фильм был запрещен к показу в СССР, Португалии, Сингапуре, Корее, Новой Зеландии и Италии.

Суд Болоньи возбудил дело на режиссера и исполнителей главных ролей за распространение порнографии. С актеров и продюсера фильма обвинения сняли, однако Бертолуччи на пять лет лишили гражданских прав. Картина стала яблоком раздора и между участниками съемочного процесса.

С Бертолуччи после окончания съемок на долгие годы перестали общаться Брандо и Шнайдер. Первый остался недоволен фильмом и зарекся сниматься в подобных проектах. Шнайдер же была обижена тем, что режиссер не стал с ней согласовывать детали самой откровенной сцены.

Только в 2013 году Бертолуччи признался, что сделал это сознательно, чтобы реакция актрисы была как можно более естественной.

«Эммануэль» (1974)

6 советских фильмов, которые запретил Горбачев

Даже по нынешним меркам «Эммануэль», вышедшая в 1974 году, — достаточно откровенная картина. Этот фильм с незамысловатым и даже наивным сюжетом, стоивший создателям $500 тыс., собрал аудиторию 50 млн зрителей. Огромную роль в популяризации фильма сыграл и саундтрек Пьера Башле.

Фильм о познании супругой французского посла своей чувственности, как водится, был запрещен в СССР по причине откровенности сцен. Исполнительница главной роли Сильвия Кристель после выхода ленты стала суперзвездой, в то время как в Советском Союзе за одно только признание, что ты видел «Эммануэль», можно было оказаться за решеткой.

«Звездные войны» (1977)

6 советских фильмов, которые запретил Горбачев

Первый фильм нашумевшей франшизы появился в разгар Холодной войны, и шансов выйти в прокат в СССР у него не было.

Ситуацию усугубили слова президента США Рональда Рейгана, назвавшего в 1983 году СССР «империей зла», а систему противоракетной обороны — «звездными войнами».

Однако в середине 80-х годов в стране появились видеосалоны, и там картина в любительском дубляже стала настоящим событием.

Первым фильмом франшизы, который официально увидели советские киноманы, был «Эпизод V: Империя наносит ответный удар» — вторая часть классической трилогии. Он вышел на экраны в 1988 году.

«Рэмбо-3» (1988)

6 советских фильмов, которые запретил Горбачев

Вполне ожидаемо, что фильм о борьбе ветерана Вьетнамской войны с советскими войсками в Афганистане не разрешили показывать в СССР. Вообще история «Рэмбо» — пример того, как психологическую драму можно превратить в шаблон и пародию.

Если первый фильм с Сильвестром Сталлоне был драмой о «вьетнамском синдроме» и личной трагедии человека, не нашедшего себя в мирной жизни, «Рэмбо III» стал откровенно пропагандистским продуктом со множеством исторических и технических ляпов.

Сталлоне был «удостоен» за эту работу антинаграды «Золотая малина» как худший актер, а фильм из-за своей жестокости вошел в «Книгу рекордов Гиннесса»: более ста убитых персонажей и 221 сцена насилия.

В следующей части франшизы, вышедшей уже в 2008 году, менее чем за два часа экранного времени погибает почти в полтора раза больше людей, и хотя режиссером и сценаристом «Рэмбо IV» стал сам Слай, фильм показал в прокате весьма скромный результат. 

Источник: https://style.rbc.ru/impressions/5da38b3a9a794700c81e5c24

5 фильмов, которые запретили при Горбачеве

Советские и зарубежные фильмы в «перестроечное» время в СССР не показывались в кино и по телевидению по разным причинам, главной из которых была идеологическая – по мнению партийных функционеров, наш народ не должен был потреблять отечественную и западную кинематографическую продукцию, в которой пропагандировались пьянство, насилие и половая распущенность.

За время горбачевской «перестройки» этот фильм по советскому ЦТ был показан только раз, в 1989 году. Прежде, с момента первого показа по телевидению в 1976 году, эта «новогодняя» работа Эльдара Рязанова демонстрировалась едва ли не ежегодно и, как правило, накануне Нового года.

Как считают кинокритики, подобная «опала» была связана с сюжетом картины, целиком и полностью построенном на хмельной выходке главного героя фильма Жени Лукашина, спьяну кардинальным образом изменившего свою личную жизнь.

В рамках проводимой при Горбачеве антиалкогольной кампании демонстрация подобного рода картин, равно как и отдельных эпизодов употребления алкоголя в кино решительно пресекалась.

К 1989 году стало ясно, что очередные масштабные ограничительные антиалкогольные меры, проводимые советским государством, ожидаемых результатов не принесли.

По словам известного переводчика зарубежных фильмов Дмитрия Пучкова (Гоблина), за демонстрацию видео с этим зарубежным фильмом 1976 года выпуска в 80-е в Советском Союзе вполне можно было загреметь в тюрьму по статье 228 УК РСФСР (изготовление, демонстрация, хранение и распространение порнографической продукции).
Кроме того, порнографическими картинами в СССР в то время считались такие западные фильмы как «Эммануэль», «9 с половиной недель», «Калигула», «Турецкие наслаждения» и многие другие. Что, впрочем, не мешало им становиться лидерами подпольного советского видеопроката.

За 10 лет после выхода этого культового американского фильма Джорджа Лукаса, с 1977 по 1987 годы советская пресса и отечественные авторы публицистических книг основательно прошлись по данному киношедевру – начиная от «Литературной газеты» (она опубликовала разгромную рецензию первой) и заканчивая публицистами, чьи книги были выпущены московскими издательствами «Искусство» и «Правда» (1987 год). «Литературка» называла западный зрительский ажиотаж, связанный с показом «ЗВ», «кинопсихозом», а сюжет самого фильма – «примитивным».
Публицисты-кинокритики охарактеризовали творение Лукаса как попытку американцев с помощью определенных деталей в картине намекнуть на негативные процессы, происходящие в СССР.

Снятый в 1988 году Питером Макдональдом фильм известной американской серии боевиков с Сильвестром Сталлоне в главной роли был официально запрещен к показу в кинотеатрах СССР и на ТВ: Рэмбо по сюжету сражается с советскими военнослужащими в Афганистане.

В фильме много откровенных ляпов, связанных с изображением наших солдат и офицеров, а также отечественного вооружения и боевой техники.

В свое время «Рэмбо-3» вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самое жестокое кино за всю историю мирового кинематографа: за 102 минуты там убивают 132 человека и продемонстрирована 221 сцена насилия.

Как писал «Коммерсант», «Крестного отца» в СССР на официальном уровне считали «пропагандой культа насилия», фильм был включен в «черный список» МВД Советского Союза с 1985 по 1989 годы.

«Союзэкспортфильм» купил у американцев эту киноработу только в 1991 году, за месяц до распада СССР. К тому времени в Советском Союзе вовсю действовали видеосалоны, видеомагнитофоны имелись во многих советских семьях, поэтому с фильмом Френсиса Ф.

Копполы отечественный зритель уже успел познакомиться.

Источник: https://russian7.ru/post/5-filmov-kotorye-zapretili-pri-gorbach/

Знаменитые советские фильмы, которые были запрещены в СССР

Советские фильмы подвергались жесточайшей цензуре, поэтому многие из них либо не выходили, либо их «клали на полку» на несколько десятков лет, пока не сменятся своенравные законы и власть. Давайте посмотрим на знаменитые советские фильмы, которые были запрещены, и поэтому зрители увидели их лишь через 20 лет после выхода.

Звезда (1949)

Фото с сайта vokrug.tv

Фильм «Звезда» является довольно известной кинокартиной о войне, которую знают практически все советские зрители. Но первые несколько лет после выхода картины она была запрещена по всей стране.

Оказывается, картину убрали от зрительских глаз из-за Сталина, который счел финал неприемлемым. Но после смерти генералиссимуса кино вышло в свет без каких-либо запретов и было тепло воспринято зрителями, несмотря на финал. Более того, много лет спустя в (2002 году) по этой картине сделали довольно неплохой ремейк.

Урок литературы (1968)

Фото с сайта sovetika.ru

Трудно поверить, что этот замечательный фильм был подвергнут запретом, не смотря на режиссуру Алексея Корнеева и участия таки актеров как Леонид Куравлев, Евгений Леонов, Евгений Стеблов и др.

Само по себе кино было снято по произведению «День без вранья». Но картине решили дать другое название, а именно «Урок литературы». Цензоры узрели в картине вражескую пропаганду и антисоветское поведение, из-за чего он долгие годы пылился в потемках Мосфильма. И лишь в 1989 году зрители увидели эту картину.

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967)

Фото с сайта kino.kassir.ru

У знаменитого сегодня режиссера Андрея Кончаловского тоже были проблемы с выходам его картин в прокат. И такой картиной оказалась именно «История Аси…».

После выхода киноленты она была быстро изъята из проката и отправлена в на полку Мосфильма, где пролежала чуть более 20 лет. И когда ее наконец пустили в широкий прокат, то Кончаловский получил заслуженные овации и премию «Ника» как лучший режиссер. А ведь фильм так и мог бы остаться на лежать на полке.

Комиссар (1967)

Фото с сайта omn-omn-omn.ru

что фильм «Комиссар» был первой и последней художественной лентой неизвестного режиссера Александра Аскольдова, в ней снялись такие советские знаменитости как Нонна Мордюкова (которая исполнила роль комиссара), Ролан Быков, Василий Шукшин и многие другие.

Снятый в 1967 году «Комиссар» попал на пыльные полки Мосфильма со своими вышеуказанными собратьями, за то, что не прошел цензуру. Более того, Аскольдов был опозорен как режиссер за то, что поставил эту картину.

Читайте также:  Во что перерос гостеприимный гетеризм в царской россии

В своей трудовой книжке он получил надпись о профнепригодности, что являлось клеймом для любого режиссера. Все было настолько серьезно, что изначально все пленки хотели просто сжечь.

Но их удалось прятать, поэтому оригинал остался целым.

Лишь в 1988 году, уже во время правления Горбачева, кинолента «всплывает» на советских экранах. Более того, эта кинолента «прошлась» по всему миру. Хотели скрыть, а в итоге увидели все.

Только три ночи (1969)

Фото с сайта my.mail.ru

Еще один фильм из 60-х, которому пришлось пылиться на полке в районе 20 лет, прежде чем его смогли бы увидеть зрители.

Лишь только в 1988 году киноленту было решено отреставрировать и вывести из пыльного плена на показ широкой публике. Это знаменательное событие произошло в 1989 году. К сожалению, режиссер Гавриил Елизаров не смог увидеть премьеры своего освободившегося фильма, так как умер за год до этого.

Лес (1980)

Фото с сайта tornado.org.ru

Экранизация знаменитой одноименной пьесы Николая Островского тоже попала в немилость цензорам. Более того, режиссера Владимира Мотыля и вовсе хотели выгнать из кино.

Причина до конца остается неизвестно, но судя по слухам из якобы авторитетных источников, цензура наложила полный запрет на показ фильма за то, что герои киноленты очень сильно напоминали действующую на то время власть.

Тем не менее через 7 лет после выхода фильма он был реабилитирован и показан широкой публике.

Ставьте лайк, если тоже считаете, что наложение цензуры было необоснованным. И конечно же подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить выхода новых статей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bca066acb915300a9d98b30/5c0c2844137b3000a988df53

Фестиваль репрессированных фильмов советской эпохи: что смотреть

В конце августа на Винзаводе стартует масштабный проект, посвященный репрессированным фильмам советской эпохи. В первую часть проекта «Полка. Освобожденное кино» вошли фильмы 1929-1953 годов. Почти за каждой «полочной» картиной стоит реальная драма, ведь поводы для вмешательства властей часто были просто абсурдными.

Наталья Попова

В конце августа на Винзаводе стартует масштабный проект, посвященный репрессированным фильмам советской эпохи. Почти 60 лет (с 1929 по 1985 годы) многие работы советских режиссеров были запрещены. В лучшем случае фильмы просто годами лежали на полке, в худшем — были перемонтированы или уничтожены. 

Подлинная история советского кинематографа

В первую часть проекта «Полка. Освобожденное кино» вошли фильмы 1929-1953 годов, отобранные программным директором фестиваля киноведом Евгением Марголитом.

Фильмы, подвергшиеся цензуре, всегда имели особый статус: «запретный плод» всегда вызывает интерес, а почти за каждой «полочной» картиной стоит реальная драма, ведь поводы для вмешательства властей часто были просто абсурдными.

По словам куратора фестиваля Ольги Паперной, раскрывая судьбы пострадавших фильмов в контексте эпохи, организаторы и гости фестиваля будут размышлять о феномене «полки» и постараются приблизиться к подлинной советской кинематографии. Картины, участвующие в фестивале, предоставлены собранием Госфильмофонда РФ. Откроет фестиваль фильм Абрама Роома «Строгий юноша».

В рамках фестиваля пройдут круглые столы по истории советского кино, читки запрещенных сценариев, так и не пущенных в производство, а также несколько специальных проектов.

В понедельник, 29 августа, в круглом столе «Судьба полочного кино» примут участие его организаторы и участники: Евгений Марголит, Наум Клейман, Андрей Плахов, Ольга Паперная, Анна Гудкова, Андрей Шемякин, Александр Дерябин и многие другие.

Кинокритик Андрей Шемякин представит свой культурологический проект «Запретить значит разрешить: парадоксы советской киноцензуры».

Историк анимации Георгий Бородин покажет «полочные» советские мультфильмы, в числе которых, например, «Межпланетная революция 1924 года и «Дядя Степа» 1939-го, и расскажет о них. Кроме того, тему киноцензуры переосмыслят и современные художники.

Александр Петлюра, например, воссоздаст дух советского дворика в зеленом ангаре «Винзавода» и прочтет лекцию по истории советского белья, которое тоже находилось под гнетом идеологии.

Еще одна программа фестиваля, подготовленная креативным агентством Saatchi & Saatchi, будет посвящена советской рекламе. Парадокс рекламы в СССР заключался в том, что она рекламировала товары, которых нет, в стране, в которой все есть.

Работали над рекламными роликами известные режиссеры, а снимались  популярные актеры, например, Михаил Боярский рекламировал мебель. На Винзаводе будут показаны две подборки роликов, снятых на ленинградских киностудиях с 1970-х по 1991-й годы.

 

  • Что смотреть
  • С 29 августа по 20 сентября в Киноклубе на Винзаводе будут показаны 19 фильмов, каждый из которых будут представлять ведущие киноведы и специалисты по истории советского кино, среди которых Вячеслав Шмыров, Наум Клейман, Николай Изволов, Андрей Плахов и другие.
  • Расписание показов фестиваля на сайте Киноклуба на Винзаводе >>

«Строгий юноша», 1936 год

Режиссер — Абрам Роом.

Фильм Абрама Роома «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши явно выбивался из «правильного» кино: здесь сны переплетаются с реальностью, а комсомольцы предстают в виде оживших античных статуй. В постановлении о запрете картины была указана такая формулировка: «Формалистические выкрутасы, безвкусная стилизация, погоня за внешней красивостью… эстетство… мистическая бесплотность форм».

Фильм будет показан 29 и 31 августа. Представит его киновед, историк кино Ирина Гращенкова.

«Гвоздь в сапоге», 1931 год

Режиссер — Михаил Калатозов.

В центре сюжета  рабочий, который во время маневров не успевает передать донесение из-за плохо вбитого гвоздя в сапоге.

В результате его отряд «гибнет», а сам герой попадает под трибунал, где его судят истинные виновники – те, кто производит плохие сапоги.

По одной из версий, фильм попал на полку якобы из-за того, что в кадр случайно попал военный объект – тбилисский арсенал. Калатозова допрашивало ГПУ, но, к счастью, для режиссера все закончилось всего лишь запретом фильма.

Фильм будет показан 30 августа. Представит его историк кино Сергей Каптерев.

«Шкурник», 1929 год

Режиссер — Николай Шпиковский.

Фильм «Шкурник» (другое название «Знакомое лицо») был снят Шпиковским по рассказу Вадима Охрименко «Цыбала» на студии им. Довженко.

Эта черно-белая немая картина рассказывает о приключениях обывателя, кочующего в годы гражданской войны по всем фронтам и враждующим лагерям вместе с верблюдом, погонщиком которого он случайно становится. «Шкурник» был запрещен с формулировкой: «…

гражданская война рассматривается в фильме только с точки зрения ее темных отвратительных сторон. Грабеж, грязь, тупоумие Красной Армии, местной Советской власти и т.д. Получился скверный пасквиль на действительность того времени». 

Фильм будет показан 1 и 3 сентября. Представит его киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит. 

«Моя бабушка», 1929 год

Режиссер — Котэ Микаберидзе.

Эта сатирическая комедия была дебютом грузинского режиссера Котэ Микаберидзе в кино. Сюжет сосредоточен на поисках «бабушки», у которой есть нужные связи, чтобы выбить теплое местечко.

Рамки немого фильма были тесны для Микаберидзе, и действие своей картины он дополняет элементами мультипликации.

Фильм настолько сильно высмеивал бюрократизм в советских госучреждениях, что немедленно был запрещен как «антисоветская картина» с «троцкистским отношением к загниванию советской системы».  

Фильм будет показан 4 сентября. Представит его искусствовед и кинокритик Кора Церетели.

«К счастливой гавани», 1930 год

Режиссер — Владимир Ерофеев.

Документальный фильм, рассказывающий о Германии 1930-х годов перед приходом к власти фашистов. После нескольких предварительных показов этот фильм был изъят из советского проката как «впадающий в противоречие с реальной действительностью в капиталистической стране в пору кризиса».

Фильм будет показан 7 сентября. Представит его киновед, историк кино Александр Дерябин.

«Гармонь», 1934 год

Режиссер — Игорь Савченко.

«Гармонь» — одна из первых советских музыкальных кинокомедий, снятая по одноименной поэме Александра Жарова. Главный герой – гармонист Тимошка – становится секретарем партийной ячейки и принимается наводить порядок в селе.

В этом фильме сыграла свою первую большую роль Зоя Федорова, а одну из второстепенных сам режиссер. «Гармонь», как теперь известно, вызвала саркастическое отношение самого Сталина.

Он даже просил Бориса Шумятского, руководившего тогда советским кино, «чтобы гадости, подобной «Гармони», больше не делать». 

Фильм будет показан 5 сентября. Представит его киновед, историк кино Николай Изволов.

«Прометей», 1935 год

Режиссер — Иван Кавалеридзе.

Главного героя — крепостного парня Ивася — пан сдает в солдаты, где тот становится сознательным борцом и, вернувшись в родное село, поднимает крестьянское восстание. Фильм сохранился не полностью.

Считается, что он также был запрещен по личному указу Сталина. Кавалеридзе еще в 30-е годы приобрел репутацию «диссидента».

«Прометей» — не единственный из запрещенных фильмов режиссера, а его самого от репрессий спасла только известность.

Фильм будет показан 5 сентября. Представит его украинский кинокритик, киновед и сценарист Сергей Тримбач.

«Колыбельная», 1936 год

Режиссер — Дзига Вертов.

Свой фильм Дзига Вертов, свято веривший в идеалы советской власти, посвятил пути страны, пройденному после революции и счастливой судьбе советской женщины.

В фильме появлялся и Иосиф Сталин (это была первая картина с его участием). Вертов несколько раз перемонтировал свою работу, вырезая кадры с «врагами народа».

Казалось, что все было выполнено идеологически верно, но через пять дней после выхода картина была снята с проката.

Фильм будет показан 7 сентября. Представит его киновед, историк кино Александр Дерябин.

«Дохунда», 1934 год

Режиссер — Лев Кулешов.

Драма Льва Кулешова о судьбе бесправного батрака, ставшего строителем новой жизни в советском Таджикистане. В основу сценария, написанного Осипом Бриком, лег одноименный роман Садриддина Айни.

Фильм не был закончен, на половине работы его закрыли с формулировкой  «автор зря тратит государственные средства».

Его восстановлением на основе фотографий с репетиций занимался киновед и историк кино Николай Изволов, который и представит фильм.

Фильм будет показан 9 сентября

«Женитьба», 1936 год

Режиссеры — Эраст Гарин, Хеся Локшина.

Дебютная лента супругов Гарина и Локшиной – экранизация  пьесы Гоголя — сочетала в себе кино и театральный спектакль. Фильм попал под молот кампании по борьбе с «формализмом».

Негатив был смыт, а прокатные копии уничтожались.

Реконструировать фильм на основе кадров из фильма и фотографий, сделанных во время съемок, как и «Дохунду» Кулешова, смог Николай Изволов, который и представит картину.

Фильм будет показан 9 сентября.

«Закон жизни», 1940 год

Режиссеры — Борис Иванов, Александр Столпер.

Сюжет фильма Иванова и Столпера, казалось бы, полностью соответствовал советской идеологии.

Публицистическая драма о нравственном противостоянии разложившегося секретаря обкома и комсорга медицинского института была, по мнению современных критиков, реакцией на чистку в рядах комсомола, но реакцией запоздалой.

Читайте также:  Какие фамилии татарская знать дала русским

Сразу же после выхода фильма в газете «Правда» вышла разгромная статья под названием «Фальшивый фильм», и чуть позже картина была снята с экранов.

Фильм будет показан 6 и 10 сентября. Представит его киновед, критик Вячеслав Шмыров.

«Новая Москва», 1938 год

Режиссер — Александр Медведкин.

Фильм Александра Медведкина посвящен сталинскому плану реконструкции Москвы. По сути это комедия, главную коллизию которой составляют любовные перипетии юного конструктора Алеши, который в столице встретил свою любовь. Картина была раскритикована в газетах «Правда» и «Известия» и так и не вышла на советский экран.

Фильм будет показан 8 и 14 сентября. Представит его киновед, историк кино Николай Изволов.

«Моя Родина», 1933 год

Режиссеры – Иосиф Хейфиц, Александр Зархи.

Один из первых звуковых советских фильмов основан на реальных событиях 1929 года, повлекших за собой вооруженный конфликт между СССР и Китайской республикой, которой тогда руководил Чан Кайши. «Моя Родина» стал первым фильмом, снятым с экрана по личному распоряжению Сталина. Зархи и Хейфица после этого на несколько лет отлучили от кино.

Фильм будет показан 11 и 18 сентября. Представит его киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.

«Счастье» («Стяжатели»), 1934 год

Режиссер — Александр Медведкин.

Стилизованная под лубок философская сказка о нелегкой судьбе крестьянина-бедняка, который после революции становится колхозником. Гротескное, сатирическое «Счастье» не было принято критиками и зрителями,  и фильм быстро сошел с экрана.

Фильм будет показан 12 сентября. Представит его киновед, историк кино Николай Изволов.

«Славный малый», 1942 год

Режиссер — Борис Барнет.

Музыкальная комедия по повести Петра Павленко «Мстители», рассказывающая историю французского летчика, сбитого фашистами и попавшего в советский партизанский отряд. Почему фильм не вышел на экраны, видимо, так и останется загадкой, потому что документов, проясняющих мотивы его запрета, так и не найдено.

Фильм будет показан 13 сентября. Представит его киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.

«Бежин луг», 1937 год

Режиссер — Сергей Эйзенштейн.

Фильм также был утрачен и в конце 1960-х реконструирован киноведом, директором Музея кино Наумом Клейманом и режиссером Сергеем Юткевичем как фотофильм.

В основе сценария фильма, написанного Александром Ржешевским и Исааком Бабелем (было 2 варианта), история Павлика Морозова и коллективизации в стране.

Эйзенштейн снимал картину почти два года, но при просмотре чернового варианта фильма (до полного завершения съемок оставалась всего пара недель) комиссия решила запретить фильм «ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности».

Фильм будет показан 14 и 16 сентября. Представит его киновед, историк кино Наум Клейман.

«Непокоренные», 1946 год

Режиссер — Марк Донской.

Единственный на протяжении многих десятков лет советский фильм, затрагивающий тему Холокоста. Главный герой – старый рабочий Тарас Яценко, оставшийся с маленькой внучкой на территории, оккупированной фашистами – становится свидетелем расстрела евреев в Бабьем Яру. Фильм получил главный приз на Международном кинофестивале в Венеции в 1946 году, но, тем не менее, в СССР был запрещен.

Фильм будет показан 15 сентября. Представит его киновед, кандидат искусствоведения Евгений Марголит.

«Иван Грозный 2: Боярский заговор», 1945 год

Режиссер — Сергей Эйзенштейн.

Продолжение знаменитой ленты Эйзенштейна, посвященное борьбе Ивана Грозного с боярами, организовавшими заговор с целью убийства царя. За первый фильм режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию, а вторую часть «отец народов» запретил после просмотра.

Фильм будет показан 16 сентября. Представит его киновед, историк кино Наум Клейман.

«Убийцы выходят на дорогу», 1942 год

Режиссеры — Всеволод Пудовкин, Юрий Тарич.

Фильм снят по мотивам пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». Авторы фильма создают на экране образ «двух Германий», что не соответствовало утвержденному в то время «образу врага». Еще до показа высшему руководству был закрыт Художественным Советом студии. Картина не была выпущена в прокат и после смерти Сталина.

Фильм будет показан 17 сентября. Представит его российский кинокритик, историк кино, сценарист, культуролог Майя Туровская.

Источник: https://ria.ru/20110826/424427961.html

Не прошли цензуру: 6 запрещенных советских фильмов

Как известно, в СССР были запрещены многие западные фильмы — как не соответствующие моральному облику советского гражданина. Но оказывается, что и кинокартины, снятые советскими режиссерами, часто запрещали к показу. Смотрим, кого забанили на большом советском экране и за что.

«Закон жизни». Режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов, 1940 год

Эта картина шла на экранах всего несколько дней и была снята с проката после разгромной рецензии в газете «Правда». По сюжету выпускники мединститута устраивают прощальный вечер, на который приходит секретарь обкома комсомола Огнерубов. Он превращает приличный вечер в пьянку, откровенно агитирует за свободную любовь и очаровывает девушку, в которую влюблен главный герой. В неподписанной рецензии «Фальшивый фильм» автор писал: — На пьянку и разложение подбивает студенческую молодежь руководящий комсомольский работник Огнерубов — циник, внутренне гнилой человек, враг, разлагающий молодежь, через быт пытающийся внушить ей вражеские идеи. Авторы фильма дают полный простор своему герою Огнерубову, проповедующему беспорядочную любовь и разврат. По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов, завтрашних врачей, и «принципы» Огнерубова реализуются тут же, в аудитории, в пьяной оргии.

Итог — отрицательные герои фильма оказались куда обаятельнее положительных, и картину срочно запретили. Виновным в этом назначили автора сценария Александра Авдеенко. Его выселили из дома, где он проживал с семьей, и исключили из Союза писателей и партии.

«Иван Грозный». Режиссер Сергей Эйзенштейн, 1945 год

Сейчас в это трудно поверить, но последний фильм великого режиссёра Сергея Эйзенштейна, снятый по сценарию, утвержденному лично Сталиным, был запрещен к показу после проката. Идею создания фильма о первом в истории России царе высказал сам Иосиф Сталин и попросил найти лучшего режиссера. Съемки с самого начала проходили с трудом: например, в них активно вмешивался председатель Комитета по делам кинематографии Иван Большаков. Он требовал, чтобы премьера фильма состоялась как можно быстрее и предлагал режиссеру отдать часть работы ассистентам, чтобы съемки не прерывались ни на день. При этом еду на съемочной площадке приходилось смазывать керосином, чтобы ее не съели: фильм снимался в годы Великой Отечественной войны, и вся съемочная группа голодала. Тем не менее первая серия была выпущена в прокат в январе 1945 года и одобрена лично Сталиным. Режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени. Однако вторую серию фильма глава Советского Союза не одобрил. Исследователи считают, что Сталин увидел в ней нелестные параллели с его собственным правлением. Фильм был запрещен, а первая серия немедленно снята с проката. В сентябре 1946 года Центральный Комитет ВКП (б) объяснил причины запрета кинокартины так: «Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета.»

Сергей Эйзенштейн добился личной аудиенции у Сталина и после долгой беседы получил разрешение переснять картину. Однако закончить фильм режиссер не успел: он скончался в 1948 году от сердечного приступа. Картина вышла на экраны 10 лет спустя, в 1958-м, уже после смерти «вождя народов».

«Комиссар» Режиссер Александр Аскольдов, 1967 год

Александр Аскольдов должен был снять патриотичную картину о Гражданской войне. Главной героиней стала комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) — суровая женщина, привыкшая к тяготам военной жизни и утратившая все женское, что было в ней до войны, поэтому неожиданная беременность приводит Клавдию в ужас: ей приходится покинуть гарнизон и поселиться в многодетной семье бедного еврея Ефима Магазанника (Ролан Быков). И поначалу она там незваный гость и лишний рот, но только до тех пор, пока хозяйка дома не узнает о ее беременности. Аскольдову поручили снять духоподъемное патриотическое кино, но вместо этого режиссер показал пронзительную человеческую драму. В фильме нет ничего ни о политике партии, ни о подвигах Красной армии, зато есть история об общечеловеческих ценностях: любви, семье, детях. Это был первый и последний художественный фильм, снятый Александром Аскольдовым. Картину не показали ни одному зрителю, а режиссёра уволили со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден», исключили из партии и лишили возможности работать по профессии.

Все копии фильма приказали уничтожить. Однако режиссер Сергей Герасимов, которому и было поручено это сделать, не подчинился приказу. После его смерти в 1985 году в личном сейфе режиссера обнаружили всего две вещи: партбилет и единственный сохранившийся негатив фильма «Комиссар». Премьера фильма состоялась 8 июля 1987 года.

«Интервенция». Режиссер Геннадий Полока, 1968 год

После громкого успеха «Республики ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция». Спектакль о большевиках-подпольщиках к тому времени уже год с неизменным аншлагом шел на сцене Московского Театра сатиры, так что картине предрекали оглушительный успех. К тому же актерский состав фильма был поистине звездным: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева, Ефим Копелян, Валентин Гафт, Сергей Юрский.
Однако фильм был запрещен за то, что якобы показывал большевиков в неуважительном комичном виде.

Съемочная группа написала письмо на имя Брежнева, однако ответа не последовало. Фильм был выпущен на экраны только в 1987 году.

«Урок литературы». Режиссер Алексей Коренев, 1968 год

Фильм снят по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья». По сюжету молодой учитель литературы не любит свою работу и чувствует, что должен что-то изменить в жизни. Однажды он решает говорить только правду, но это приводит к неожиданным последствиям: коллеги его не понимают, а невеста уходит. Первоначально фильм назывался так же, как и литературный источник: «День без вранья», но по требованию цензуры был изменен. По воспоминаниям Георгия Данелии, который помогал дорабатывать сценарий, название картины показалось цензорам двусмысленным: «Что значит „День без вранья“? А в остальное время что, советская власть врет?»

Но и после смены названия фильм не увидел свет. Поведение главного героя сочли идеологически неверным и недостойным советского гражданина.

«Скворец и Лира». Режиссер Григорий Александров, 1974 год

Самый известный запрещенный в СССР фильм — «Скворец и Лира», истинную причину запрета которого никто и не знает. По одной версии, двухсерийная военная драма про супругов-разведчиков так и не вышла в кино из-за разгоревшегося в апреле 1974 года шпионского скандала с арестом в Западном Берлине разведчика КГБ Гюнтера Гийома.
По другой версии фильм запретила сама Любовь Орлова, увидев себя на экране. Самой знаменитой и титулованной советской актрисе к тому времени уже был 71 год, а играла она тридцатилетнюю женщину. Ее экранный партнер Петр Вельяминов, муж героини Орловой по фильму, был моложе актрисы на 24 года. Съемочная группа шла на различные ухищрения, чтобы скрыть возраст актрисы (например, она ни разу не появилась в кадре без перчаток, скрывающих немолодую кожу рук, а в сценах, где показать руки было необходимо, Орлову заменяла дублерша). Дмитрий Щеглов, написавший биографическую книгу об актрисе «Любовь и маска», так описывает эпизоды этой киноленты: Был эпизод в сцене с Петром Вельяминовым, где она стоит в подвенечном платье, в фате. Это было странное и страшное зрелище. У нее заметно тряслась голова в кадре. Она была озабочена лишь тем, как и на сколько лет выглядит. О ее руках уже достаточно было сказано. Не помогал ни тщательно выверенный свет, ни особые ракурсы. Работа сводилась к постановкам «мизансцены ресниц». Настоящая тема картины — отчаянная борьба Орловой со временем. Это был фильм, где двое людей — постановщик и главная исполнительница — в равной степени не чувствовали, не видели, не знали своего возраста. По студии ходили весёлые байки, чем-то похожие на анекдоты, которые в то время травили об анемичных старцах из политбюро. «Скворец и лира» быстро переименовали в «Склероз и климакс». Любочку, впрочем, старались щадить.

Читайте также:  Откуда произошла уральская раса

Так или иначе, но «Скворец и Лира» не был показан ни в кино, ни по телевидению.

Источник:

Ссылки по теме:

Источник: https://fishki.net/video/3129739-ne-proshli-cenzuru-6-zaprewennyh-sovetskih-filymov.html

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки — Кино и сериалы на DTF

Подборка интересных фильмов на выходные, чтобы познакомиться с последними годами советского кинематографа.

Середина 80-х сопровождалась большими потрясениями в СССР. Страна просыпалась после большой спячки брежневских времён, пришествие Горбачёва пробудило население, проявило потаённые пристрастия.

Цензура пала, телевидение сбросило оковы, страна начала разговаривать на совершенно другом языке. Идея о светлом будущем заменилась тотальным нигилизмом и бесцельностью. Впереди виднелись большие перемены.

Кинематограф тоже проснулся ото сна. Душевные и светлые фильмы отошли на второй план. Перестройка заставила не просто говорить, а кричать о боли и пустоте общества. Если раньше о Сталине шёпотом шутили на кухне, то теперь грехи верхушки партии высмеивали по всей стране.

После очередного фильма, где впервые раскрывалась ранее запретная для разговоров тема, пачками штамповали похожие фильмы. Например, после триумфа «Маленькой Веры» о проституции и сексе заговорили «Интердевочка» и «Меня зовут Арлекино». Авторские фильмы, снятые на плёнку, заполонили перестроечный рынок.

И среди них особо выделялись картины, которые либо стали символами эпохи, либо изменили российский кинематограф навсегда. В сегодняшней подборке поговорим о них, о фильмах, что стали последним вздохом советского кинематографа.

«Исключения без правил», 1986

Киноальманах, состоящий из чётырех не связанных друг с другом новелл. Если раньше советский человек воплощал собой нравственность, духовность и трудолюбие, то в «Исключении без правил» он предстаёт в совершенно другом виде — ленивый, бездарный, грубый и глупый.

Перестройка началась с громкого заявления и телевизионной сатиры. Но если сатира в тележурнале «Фитиль» была доброй и отцензуренной, то в «Исключении без правил» режиссёры не щадят никого.

Также к просмотру: «Пиры Валтасара или ночь со Сталиным», «Операция „Кооперация»».

«Маленькая Вера», 1988

Фильм-сенсация, фильм-вызов, фильм-скандал. История маленькой женщины, раскрепостившая большую страну.

Проституция, преступность, бытовое насилие, секс — запрещённые десятилетиями темы потоком вылились в советского зрителя, не признавшего, но узнавшего в Вере себя.

Хоть сейчас фильм больше известен своим первым показом секса на экране, картина всё ещё продолжает удивлять — лиричные советские времена уходят в закат, на горизонте назревают распутные девяностые. Началась сексуальная революция.

Также к просмотру: «Интердевочка», «Меня зовут Арлекино», «„Авария» — дочь мента».

«Покаяние», 1984 (1987)

Этот фильм был снят ещё в 1984 году, но из-за цензуры три года пролежал «на полке». Но выход на экраны в 1987 году стал сенсацией и переломным моментом для всего советского кинематографа. Десятки премий и наград, номинация на «Золотой глобус», международное признание.

Главный герой воплотил в себе все образы диктаторов — Гитлера, Берию, Брежнева, Сталина. Его труп откапывают раз за разом, и все хотят узнать, кто и зачем это делает.

По словам оператора Михаила Аграновича, фильм пытался запретить сам Эдуард Шеварнадзе, тогдашний председатель Компартии Грузии. Настолько ли был опасен этот сюрреалистичный философский фильм? Посмотрите и убедитесь сами.

Также к просмотру: «За прекрасных дам!».

«Курьер», 1986

Культовая картина Карена Шахназарова, ставшая иконой перестроечной эпохи. История выпускника, поступившего работать курьером в редакцию журнала «Вопросы познания». Он влюбляется в девушку, которая оказывается дочкой профессора. Встреча двух поколений — консервативного старца и молодого бунтаря — превращается в одну из лучших историй позднего молодёжного кино СССР.

В отличие от селинджеровского Холдена Колфилда, советский бунтарь сохранил в себе щепотку романтики и душевности, которую пытается скрыть под маской цинизма и нигилизма. Грубить, не оправдывать надежды матери-одиночки, прожигать жизнь зазря — но всё равно убеждать людей мечтать не о новой куртке, а чём-то большем.

Также к просмотру: «Город Зеро», «Дорогая Елена Сергеевна».

«Завтра была война», 1988

Раз мы заговорили о поколении, разочарованном в нашем великом прошлом, пора вспомнить историю поколения, погибшего за эти мечты.

На дворе 1940 год, ученики 9 класса ждут своё светлое будущее. Они влюбляются, дружат, сплетничают, Партия и страна всех берегут. Но неожиданно отца одной ученицы объявляют «врагом народа».

Что теперь с ней делать? Продолжать общаться или унижать? Как на неё смотреть — свысока или с сочувствием? Партийная идеология трещит по швам, предательство, самоубийство, запрет на похороны — всё это свалилось на головы детям, не готовым к тяжёлой взрослой жизни.

Дети верят, что 1940 год был несчастливым, потому что он високосный, так что к 41-му всё изменится, все будет к лучшему…

Тяжёлый фильм, после которого хочется просто жить — забыть все обиды, простить всех и продолжать любить, ведь никогда не знаешь, что наступит завтра.

Также к просмотру: «Холодное лето 53-го».

«Кин-дза-дза!», 1986

Не сказать, что это картина Перестройки.

Но это фильм, который был нужен той эпохе: грядут тяжёлые времена, жизнь советского человека навсегда изменится, а «Кин-дза-дза!» станет одним из последних оплотов советской фантастики — душевная, добрая и светлая трагикомедия, где на первый план выходят не спецэффекты, а персонажи и история. Невероятно абсурдные, но увлекающие приключения прораба и скрипача, попадающих на пустынную планету Плюк и пытающихся заработать на жизнь ужасной игрой на скрипке.

Фильм разлетелся на цитаты, а русская речь наполнилась новыми словами из чатланского языка. Даже спустя 30 лет в фильме можно заметить аллюзию на современные реалии, а простая песенка стала вопросом целого поколения: «Мама, мама, что я буду делать?».

О фильме Георгии Данелии воспеты много од, написаны десятки восхваляющих статей. Остаётся только одно — наслаждаться лучшей фантастической лентой советской эпохи.

Также к просмотру: «Письма мёртвого человека», «Собачье сердце».

«Игла», 1988

Цензура пала, ранее табуированные темы раскрываются и переплетаются почти в каждом выходящем фильме. Кто лучше расскажет историю о наркотиках, чем рок-музыканты?

Культовые артисты — Виктор Цой и Пётр Мамонов — не были первыми, кто затронул тему наркотиков, но именно фильм с их участием заставил заговорить большую страну о большой проблеме. Средняя Азия всегда была центром по производству наркотиков, но никто об этом так открыто не говорил.

Помимо наркотиков, впервые в СССР заговорили об экологической катастрофе Аральского моря. Высыхающее море под гнётом прогресса — словно аллюзия на усыхающее поколение, погрязшего в наркотиках. И вопрос, что преследует героя почти весь фильм: как следует любить человека, который потерял любовь к жизни?

Также к просмотру: «Асса», «Трагедия в стиле рок», «Господин оформитель».

«Сатана», 1990

Ныне забытый символ краха советской идеологии. Жестокая история мужчины, убившего маленькую девочку и преследующего её мать в целях выкупа. Тяжёлый фильм, показывающий, что светлые советские времена уничтожены под тяжестью слишком больших перемен. Циничная и мрачная история о самых потаённых уголках общества.

Молодые бунтари умирают вместе с Виктором Цоем, страну заполняют бесчувственные люди, утратившие не только веру в человечество, но и любую мораль.

Также к просмотру: «Беспредел», «Отель „Эдем»».

«Нога», 1991

Один из лучших антимилитаристских фильмов, забытых в наше время — история о последствиях Афганской войны.

Апофеоз сюрреализма, что принесла Перестройка. Дебют молодого актёра Ивана Охлобыстина в последней советской трагикомедии об ужасах войны, разочаровании и ампутации, ставшей одновременно поводом жить и не жить.

Всё развалилось, всё потеряло смысл — война в Афганистане оказалась ненужной, ветераны стране не нужны, исчезла и тяга к жизни. Фильм тихо выходит в октябре 1991 года, а через два месяца разваливается и сам Советский Союз…

Также к просмотру: «До первой крови».

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://dtf.ru/cinema/32089-eto-byli-nashi-vosmidesyatye-luchshie-filmy-perestroyki

Михаил Горбачев сегодня: свежие новости о персоне Михаил Горбачев

Купить билет

Малефисента: Владычица тьмы

Приключение, Фэнтези, Семейный

Купить билет

Терминатор: Темные судьбы

Боевик, Приключение, Фантастика

Купить билет

Купить билет

Семейка Аддамс

Мультфильм, Комедия, Семейный

Купить билет

Алла Пугачёва. Тот самый концерт

Документальный, Музыкальный

Купить билет

Джокер

Триллер, Драма, Криминальный

Купить билет

Купить билет

Дитя погоды

Мультфильм, Фэнтези, Драма

Купить билет

Zомбилэнд: Контрольный выстрел

Комедия, Ужасы

Купить билет

Купить билет

Робо

Приключение, Фантастика, Семейный

Купить билет

Эверест

Мультфильм, Приключение, Комедия

Купить билет

Дождливый день в Нью-Йорке

Комедия, Мелодрама

Купить билет

Девятая

Исторический, Приключение, Триллер

Купить билет

Во всё тяжкое

Трагикомедия

Купить билет

Урфин Джюс возвращается

Мультфильм, Приключение, Семейный

Купить билет

Щенячий Патруль: Мегащенки и Нелла, отважная принцесса

Мультфильм

Купить билет

Арахисовый Сокол

Приключение, Комедия, Драма

Купить билет

Lil Peep: всё для всех

Документальный

Купить билет

Источник: https://web.archive.org/save/https://kino.rambler.ru/person/gorbachev-mihail/

Ссылка на основную публикацию