Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов камчатки

Они — первые аборигены Японских островов, в прямом смысле самые бородатые люди в мире, а также те, кому самураи обязаны своим появлением. Мы говорим про айнов — почти вымершую расу охотников и воинов.

Айны — коренное население Японии

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Типичные айны. Мужчины скорее похожи на рязанских крестьян, чем азиатов.

Если вы думаете, что нынешние японцы — коренное население этих земель, то вы ошибаетесь. Их предки появились на островах сравнительно недавно — в лучшем случае, две с половиной тысячи лет назад.

И, кстати, они, согласно наиболее распространенной теории, относятся к алтайской семье народов, то есть являются дальними родственниками монголов, турок и татар. До этого более двенадцати тысяч лет на Японских островах жили совершенно уникальные люди — айны.

Сейчас эти охотники и собиратели уже почти полностью ассимилированы японцами, но сопротивлялись они так ожесточенно, что на это ушли буквально тысячи лет.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов КамчаткиАйны — совершенно нетипичный народ для Азии. Достаточно сказать, что когда в Японию прибыли русские моряки, они на полном серьезе приняли их за своих. Типичный айн (которых сейчас уже почти не осталось) был довольно крупным, с прямыми или волнистыми черными волосами, сравнительно светлой кожей, большим носом, а главное, очень густой бородой. Более того, айны — официально самый бородатый народ в мире, у мужчин был настолько густой волосяной покров на лице, что они использовали специальные палочки для придерживания усов во время еды. Женщины тоже старались не отставать и делали татуировки вокруг рта, которые изображали усы и бородку.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Современный айн.

Приплывшие на острова японцы должны были принять столь чуждых людей за демонов и во многом именно так к ним относились вплоть до самого XX века.

Айны прибыли сюда где-то 15 тысяч лет назад и довольно быстро заселили Японские острова, Сахалин и южную часть Курилл.

Везде, где только можно, они прекрасно приспосабливались: вблизи моря ловили рыбу, в глубине островов — охотились, а с приходом японцев активно грабили их и торговали с ними — тем и жили.

Артефакты айнов:

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Эпоху, когда айны безраздельно правили на островах, называют Дземон и изучая ее можно прийти к весьма любопытным выводам. Во-первых, айны почти не изменились культурно за пятнадцать столетий, во-вторых, они почти ни с кем не контактировали.

Более того, по некоторым показателям они, возможно, даже деградировали, поскольку ранее периодически стремились обратиться к сельскому хозяйству и даже с переменным успехом пытались одомашнить кабанов.

Но, очевидно, им пришлось потерпеть в этом неудачу — на островах не нашлось по-настоящему пригодных культур, а кабаны оказались слишком злыми.

Дома и внутренне убранство жилья айнов:

Итак, у нас прямо перед носом до сих пор не разрешенная загадка: на самом востоке Азии живут здоровенные люди, мужчины которых неимоверно бородаты, а женщины — усаты. Они крайне не похожи на все окружающие народы Азии и Океании, генетический анализ тоже не дает никаких четких ответов, а их язык совершенно не похож ни на один из существующих.

Более, того, этому народу уже 15 тысяч лет, что делает его самым древним из существующих. Они пережили шумеров, египтян и римлян и сложились как доисторическая нация, когда предки китайцев были еще охотниками и собирателями.

Кто они, черт возьми, и как им удалось настолько выбиться из окружения? Ответ (если он верен) — может быть даже интереснее вопроса.

Айнские женщины:

Айны и самураи

А пока, еще немного фактов об айнах, чтобы понять, что они еще более странные ребята, чем кажется на первый взгляд. Самое, пожалуй, любопытное — это то, что известные всем самураи не появились бы без айнов.

Прибывшие на острова японцы расселились далеко на сразу: они осваивали юг и буквально два с половиной тысячелетия отвоевывали у аборигенов эти земли, долго и упорно вытесняя местных на север.

Даже в Средневековье треть всей нынешней Японии все еще была не японской, но айнской.

Айнские воины.

Сильно утрируя, можно назвать первоначальных самураев чем-то вроде казаков.

Они появились, когда правительство и японские лорды решили селить на границе с айнами военизированное сословие: часто солдатам безвозмездно раздавались земли прямо под боком у диких бородачей, с расчетом на то, что эти солдаты будут охранять новую собственность ценой своей жизни.

В общем-то, так и вышло: из этого плавильного котла и вечной горячей точки и выросло то, что впоследствии стало культурой самураев. И даже больше: многое из того, что нас так в них удивляет — это именно наследие айнов, с которыми воевали, торговали и заключали браки японские воины.

По всей вероятности, такие самурайские традиции, как харакири, отточенная стрельба из лука (а самураи, во многом, — это именно лучники, а не только лишь мастера меча) заимствованы у северных дикарей. Еще одна немного спорная, но не лишенная смысла теория: японская манера сражения двумя мечами одновременно идет именно от айнов, которые часто сражались таким оригинальным образом.

Многое из того, что впоследствии стало кодексом «Бусидо», также пытаются связать с влиянием этого народа.

Разумеется, кодекс самураев родился из японской феодальной традиции и чань-буддизма, но некоторые из положений, чье происхождение трудно объяснить, весьма вероятно пошли от северных дикарей.

Самый любопытный пример, который можно отнести к этой категории — это отношение к смерти и службе.

Всем известен стереотип о тотальной преданности самурая своему хозяину и готовности пойти на смерть не раздумывая. Однако очень интересно объяснение, которое часто дается в связи с этим. Жизнь самурая провозглашается чем-то вроде игры, азартной охоты или спортивного состязания, в котором даже верность и честь — всего лишь отвлеченные правила.

«На самом деле самурай придерживался воззрения, что то, что серьезно для обыкновенного человека, для доблестного лишь игра».

То есть логика такова: благородный самурай следует правилам и так стойко держится их именно потому, что понимает (в отличие от простолюдина) что они — всего лишь игра, безделица.

Не очень понятно, откуда берется подобное утверждение — оно, казалось бы, сильно противоречит японской этике тех лет.

Возвращаясь к происхождению айнов: откуда они принесли все это — свою псевдоевропейскую внешность, дикую, но странную культуру и неистовую бородатость? Скорее всего, ниоткуда, и это — более интересный ответ, чем кажется.

Айны пришли на Японские острова из неизвестных земель и жили здесь 15 тысяч лет. За это время в почти полной изоляции они так долго «мутировали», что невероятно отдалились от всех других народов планеты.

Все эти черты — результат эволюции в условиях полностью закрытой системы.

Два айнских деда.

Иными словами, айны не унаследовали от кого-то свои свойства, они приобрели их независимо и самостоятельно. За все эти века они стали не просто отдельным народом, но отдельной расой (их так и называют — «айнская раса»). Наверное, примерно что-то подобное получится, если переселить горсть землян на удаленную планету и подождать 15 тысяч лет.

К сожалению, раса, которая существовала дольше, чем вся человеческая цивилизованная история, практически исчезла: сейчас существует 25 тысяч айнов, и практически все они ассимилированы японцами, подарив тем самый высокий среди всех остальных азиатов уровень бородатости и воинственности.

Источник: https://disgustingmen.com/history/ainu-people

Кто такие айны и почему их существование в России скрывается до сих пор

Две женщины стоят напротив друга друга в традиционных костюмах. У одной в руках темный карандаш для глаз, которым она пытается нарисовать себе что-то похожее на «улыбку Джокера» из саги о Бэтмене.

«Ася, делай вот так…», – говорит одна другой на русском, показывая пальцами, как надо — от одной щеки до другой. Вторая подчиняется. Черный карандаш оставляет угольный след на щеках и поверх губ.

«Во, настоящая айну!», – говорит первая удовлетворенно. 

Они приехали на японский остров Хоккайдо, где существует несколько резерваций айнов – древнейшего народа, когда-то населявшего огромные территории берегов Тихого океана, включая современную Японию, Сахалин, Курильские острова и юг Камчатки. Теперь их всего, по официальным данным, 25 тысяч в Японии и несколько десятков человек – в России. 

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

В России про айнов знают немного. Эти факты можно пересчитать на пальцах одной руки: айны жили на Дальнем Востоке; айны всю свою долгую историю были кем-то гонимы; и, наконец, айны, как этнос, в России исчезли — их вычеркнули из официального списка этнических групп в 1979 год. На этом перечень общеизвестных  фактов заканчивается.

Вот только айны в России есть. Эти две женщины, которых засняла на видео русский этнограф с Дальнего Востока, с любопытством смотрят на хижины в резервации, каких в России нет, но стеснительно говорят на английском айну с Хоккайдо, что знают, как правильно делать запАх костюма. Этому их учить не нужно.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Улыбающиеся женщины, очень волосатые мужчины

«Улыбка Джокера» – это татуировка губ, отличительная черта женщин-айнов. Ее начинали «набивать» с семи лет: делали надрезы уголков губ церемониальным ножом и втирали в порезы уголь. Каждый год добавляли по несколько линий, а завершал «улыбку» жених во время свадьбы. Татуировки были так же на руках, причем, только у женщин.

Сейчас так уже не делают. Разве что, карандашом и по большим праздникам. Последняя татуированная по всем канонам женщина айну умерла в 1998 году в Японии. 

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Мужчин отличала повышенная волосатость на лице. Длинные усы, например, приходилось придерживать специальными палочками во время еды. О том, что есть такой «волосатый» народ писалось еще в древнекитайском трактате за два века до н.э. Русский же исследователь Камчатки  Степан Крашенинников в 18 веке прозвал айнов «шерстяными курильцами». Все из-за их мужчин.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Есть еще кое-что любопытное: айны изначально выглядели больше как европейцы, нежели чем азиаты.

Тот же Крашенинников и другие первые русские исследователи описывали их похожими на русских крестьян со смуглой кожей или на цыган, но никак не на японцев, китайцев или монгол.

Почему так – следует искать в происхождении айнов. Но в их случае одна тайна порождает другую: никто не знает, откуда они взялись.

Неизвестная раса 

Айнам насчитывают 15 тысяч лет – это больше, чем шумерам или египтянам. Поэтому некоторые говорят, что это не народ, а целая «айнская раса». 

О происхождении айнов есть две теории. Первая это «северный вариант» – что айны пришли с северных земель, которые позже населили монголы и китайцы. Второй – что их предки из Полинезии, потому что с жителями Океании у айнов много сходств в одежде, ритуалах, религии и татуировках. 

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Что известно наверняка – айны были первыми аборигенами Японских островов, хотя в самой Японии этот факт не очень любили и пытались скрыть. С айнами у японцев давняя вражда за территории.

Читайте также:  Сражение на березине: как наполеон бежал из россии

Аборигены предсказуемо проигрывали один бой за другим, так как никогда не имели никакой государственности и армии, и все больше вытеснялись с островов на север.

Хотя еще в средние века Япония была наполовину заселена айнами.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

«Трагедия моего народа сопоставима разве что с трагедией коренных жителей Северной Америки — индейцев», – говорит теперь Алексей Накамура, председатель общины камчатских айнов. Впрочем, не только Япония изгоняла айнов.

Вычеркнуть из истории 

В Российской империи им запрещалось называть себя народом айну, так как японцы заявляли, что все земли, на которых живут айны, являются частью Японии. Айны же, в свою очередь, жили как на островах во владении Японией, так и на тех, что были во владении России. 

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

В какой-то момент признавать себя айну вообще стало стыдно и просто опасно – многие ассимилировались, говорили на русском и были православными.

Правда, в глазах коммунистов айны были уже именно японцами – из-за смешения кровей азиатских черт у них стало больше.

  «Так и получилось, что в России мы японцы, в Японии мы русские», – рассказывает Алексей Накамура, человек с русским именем и японской фамилией.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Фамилий у айнов исторически не было – их давали им русские или японцы, а некоторые и сами потом брали славянские фамилии. Многие сделали это во времена сталинских репрессий: органы НКВД отказали им в советском гражданстве, а из-за связи с японцами повально обвиняли в шпионаже, вредительстве и сотрудничестве с милитаристской Японией, ссылая в лагеря.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

«После Второй мировой войны об айнах было не принято упоминать нигде. Был секретный приказ Главлита, это орган цензуры, который так и назывался – О запрещении упоминания народности айнов в СССР», – вспоминает доктор исторических наук Александр Костанов.

Когда Япония капитулировала, в 1946 году встал вопрос о репатриации японского населения с российских территорий. «Айны, как бывшие подданные империи, не рассматривались. Их считали подданными Японии», – говорит Костанов.

Вот как почти все айны оказались на Хоккайдо.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Настоящее

В 2010 году, во время всероссийской переписи, айнами себя назвали 109 человека. Но записаны айнами по настоянию правительства Камчатского края они снова не были. Спустя пять лет айны зарегистрировались в качестве некоммерческой организации, но суд ее ликвидировал. Причина? Официально никаких айнов не существует.

«Это значит, что у нас нет права ловить рыбу или заниматься охотой, как у других малых народностей. Если мы выходим в море на маломерном судне – мы браконьеры. За это огромный штраф», – говорит Накамура.

На Хоккайдо есть корпорация «Утари» – это учебные культурные центры айнов, 55 отделений. У айнов в России нет ничего. Все учебники на английском или японском, привезенные из-за рубежа. «Мы пытались с ними сотрудничать, но потом отказались. Всегда возникает вопрос по Курильским островам, чтобы мы политизировались и высказались», – вспоминает он.

Но политизироваться айны не очень хотят. Говорить много про свою идентичность, кажется, тоже.

В России, согласно статистическому докладу «Японские диаспоры за рубежом», проживает 2134 японца, и у некоторых из них также айнское происхождение, однако указывают они себя как японцы – это дает им безвизовый въезд в Японию.

Тех, кому признание нужно, осталось так мало, что вспоминают о них только этнографы-исследователи. Накамура сказал, что это, наверное, последнее интервью, которое он дает: «Потому что мы никому не нужны». 

Источник: https://ru.rbth.com/read/346-who-are-ainu-people

Как японцы Японию украли

Сегодня общепринятым считается, что на японских островах исстари проживали современные японцы, представители монголоидной расы.

На самом деле это совсем не так, просто сегодня уже мало кто помнит, что на японских островах в течение многих тысячелетий проживал народ — айны.

Как хорошо видно на фото, айны не имели ничего общего с монголоидами, это типичные бородатые представители белой европеоидной расы.

Именно они создали культуру Дзёмон.

Достоверно не известно, откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон именно айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима — туйма — «далекий», Фудзи — хуци — «бабушка» — камуй очага, Цукуба — ту ку па — «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай — Я ма та и — «место, где море рассекает сушу».

Но сейчас об этом народе очень мало кто знает, а японцы считают себя законными правителями и древними владельцами островов японской гряды! В чём же тут дело, почему так получилось?

Случилось вот что — по мнению историков, примерно с середины эпохи Дзёмон на Японские острова начинают прибывать монголоидные группы, мигранты из Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Южного Китая. Очевидно, айны не желали делиться и уступать им территории, на которых они жили многие тысячи лет, понимая, чем это чревато.

Началась война, которая длилась, ни много ни мало — полторы тысячи лет. В сравнении с этим столетняя война между Англией и Францией кажется мелкой потасовкой. Полторы тысячи лет накатывались на айнов из-за моря монголоидные племена, и полторы тысячи лет айны сдерживали напор.

Пятнадцать столетий непрерывной войны! В некоторых источниках упоминается о войне с захватчиками государства Ямато. И почему-то по умолчанию считается, что Ямато — якобы государство японцев, которые вели войну-де с полудикими айнами.

На самом деле всё было в точности наоборот — Ямато, а ранее — Яматай, никак не могло быть государством японцев, ещё только начавших высаживаться на острова, на тот момент у них просто не могло ещё быть никакого государства, Ямато было древним государством айнов, по обрывочным сведениям, очень высокоразвитым государством, с высоким уровнем культуры, образования, развитыми искусствами, продвинутым военным делом. Айны в военном деле почти всегда превосходили японцев, и в сражениях с ними побеждали почти всегда. Да и, кстати сказать, самурайская культура и самурайская техника ведения боя восходят именно к айнским боевым приемам, а не к японским, и несут в себе множество айнских элементов, а отдельные самурайские кланы по своему происхождению являются айнскими, наиболее известный — клан Абэ.

Достоверно неизвестно, что же именно случилось в те далёкие годы, в результате чего для айнов произошла настоящая катастрофа. Айны по-прежнему были сильнее японцев в боях и практически не проигрывали им сражений, но с определённого момента ситуация для них начала непрерывно ухудшаться.

Огромные толпы японцев начали постепенно ассимилировать, размешивать, растворять айнов в себе (и это подтверждается исследованием генетики японцев, доминирующей Y хромосомой у которых является D2, то есть, та Y хромосома, которая обнаруживается у 80 % айнов, но почти отсутствует, например, у корейцев).

Есть мнение, что именно генам айнов обязаны своей красотой японские женщины, столь непохожие на других азиаток. Разумеется, это было не единственной причиной.

Некоторые исследователи полагают, что во многом причина в приходе к власти отступников, предавших интересы айнов, когда местное население было сначала уравнено в правах с прибывающими монголоидными племенами, а потом и превращено в людей второго сорта.

С определённого момента многие вожди айнов стали откровенно прогибаться под японцев и продаваться им, тех же вождей, кто отказывался это делать, японцы уничтожали (часто — через отравление ядом).

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Так постепенно, продвигаясь с юга на север, стремительно множащиеся в числе японцы захватывали остров за островом, оттесняя айнов всё дальше. Айны не сдавались и продолжали сражаться, можно упомянуть борьбу айнов под предводительством Косямаина (1457 г.), выступления айнов в 1512—1515 годах, в 1525 г.

, под предводительством вождя Танасягаси (1529 г.), Тариконны (1536 г.), Мэннаукэи (Хэнаукэ) (1643 г.), один из самых успешных периодов под предводительством Сягусяина (1669 г.).

Но процесс был необратим, особенно с учётом предательства айнских элит, кому-то очень мешало белое коренное население островов, и стояла задача извести его любой ценой.

Чем дальше, тем становилось хуже — в определённый момент начался настоящий геноцид.

Нанимаемые японскими правителями переводчики и надсмотрщики совершали множество злоупотреблений: жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали айнских женщин, ругань в отношении айнов была самым обычным делом.

Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства.

Мелочная, доведённая до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов.

Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.

Вместе с тем, сами японцы с удовольствием заимствовали и присваивали себе традиционную культуру айнов, их достижения в военном деле, искусстве, музыке, строительстве, ткацком деле. Хотя в действительности очень многое из того, что сегодня считают японской культурой, на самом деле является культурой айнов, «позаимствованной» и присвоенной.

В 19 веке начался настоящий беспредел — японцы заставляли стричь бороды мужчин-айнов, женщинам запрещали носить традиционные айнские одежды, было запрещено празднование национального праздника айнов — праздника медведя.

Японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения, тем самым обрекая на голодную смерть.

Большинство жителей резервации вымерло, осталось всего 20 человек.

На Сахалине айны находились в кабальной зависимости от сезонных японских промышленников, приезжающих на лето. Японцы перегораживали устья крупных нерестовых рек, поэтому рыба просто-напросто не доходила до верховий, и айнам приходилось выходить на берег моря, чтобы добыть хоть какое-то пропитание.

Здесь они сразу же попадали в зависимость от японцев. Японцы выдавали айнам снасти и отбирали из улова все самое лучшее, свои собственные снасти айнам иметь запрещалось. С отъездом японцев айны оставались без достаточного запаса рыбы, и к концу зимы у них почти всегда наступал голод, население вымирало.

Сегодня по официальной переписи в Японии насчитываются всего около 25 000 айнов. Их заставили забыть родной язык, они не знают своей собственной культуры, выдаваемой сегодня за японскую культуру. Один из уникальнейших народов в истории фактически уничтожен, оболган, обокраден и забыт.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Источник

Источник: https://www.kramola.info/blogs/neobyknovennoe/kak-yaponcy-yaponiyu-ukrali

Геноцид айнов – исконных жителей Хоккайдо и северных островов

«Народ айну- кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, вежливый, общительный, уважающий собственность, на охоте- смелый. Вера в дружбу и щедрость, бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана»

  • Антон Павлович Чехов.
  • «Я айну почитаю лучшим из всех народов, которые мне известны» Русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн
  • Хокайдо и все Северные острова принадлежат айнам, так писал в 1646 году мореплаватель Колобов, первым из русских, побывавший там.
Читайте также:  Александр куракин: за что его прозвали «бриллиантовым князем»

 

Коренным населением Японии были Айны, которые появились на островах около 13 тыс. лет назад.

В IV-I веках до н.э. на земли айнов стали вторгаться мигранты – племена, хлынувшие в это время с Корейского полуострова на восток, которым позднее суждено было стать основой японской нации.

Многие века айны ожесточённо сопротивлялись натиску и, порой, весьма успешно. Приблизительно в VII в. н.э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, вёлся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов…

Культура японцев существенно обогатилась за счёт своего северного противника. Традиционная религия японцев – синтоизм – обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести «бусидо».

Представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов (а нам везде показывают самураев исключительно монголоидного типа. Поэтому неудивительно, что наибольшее распространение свастика получила в японской геральдике.

Её изображение является моном (гербом) многих самурайских родов – Цугару, Хатисука, Хасекура и других.

Вместе с тем, айнов постигла ужасная судьба. Начиная с XVII века, они подвергались беспощадному геноциду и принудительной ассимиляции, и вскоре стали национальным меньшинством в Японии. В настоящее время в мире насчитывается всего лишь 30 000 айнов.

«…Покорение огромного Хонсю продвигалось медленно. Ещё в начале VIII века нашей эры айны удерживали за собой всю его северную часть. Военное счастье переходило из рук в руки.

А затем японцы стали подкупать айнских вождей, награждать их придворными титулами, переселять целые деревни айнов с захваченных территорий на юг, а на освободившемся месте создавать свои поселения.

Мало того, видя, что армия не в силах удержать захваченные земли, японские правители решились на очень рискованный шаг: вооружили уходивших на север переселенцев. Так было положено начало служилому дворянству Японии – самураям, переломившим ход войны и оказавшим огромное влияние на историю своей страны.

Однако XVIII век ещё застаёт на севере Хонсю небольшие деревушки неполностью ассимилированных айнов. Большинство же коренных островитян частью погибли, а частью успели ещё раньше перебраться через Сангарский пролив к своим соплеменникам на Хоккайдо – второй по величине, самый северный и самый малозаселённый остров современной Японии.

До конца XVIII века Хоккайдо (в то время его называли Эдзо, или Эзо, то есть «дикий», «земля варваров») не слишком интересовал японских правителей.

Написанная в начале XVIII века «Дайннипонси» («История Великой Японии»), состоящая из 397 томов, упоминает об Эдзо в разделе, посвящённом иностранным государствам.

Хотя уже в середине XV века даймё (крупный феодал) Такэда Нобухиро решил на свой страх и риск потеснить айнов южного Хоккайдо и построил там первое постоянное японское поселение. С тех пор иностранцы иногда называли остров Эдзо иначе: Матмай (Матс-май) по имени основанного Нобухиро Мацумаэского клана.

Новые земли приходилось брать с боем. Айны оказывали упорное сопротивление. Народная память сохранила имена наиболее мужественных защитников родной земли. Один из таких героев Сякусяин, который возглавил восстание айнов в августе 1669 года.

Старый вождь повёл за собой несколько айнских племён. За одну ночь были захвачены 30 прибывших из Хонсю торговых кораблей, затем пала крепость на реке Кун-нуи-гава. Сторонники дома Мацумаэ едва успели спрятаться в укреплённом городке.

Ещё немного и…

Но посланное осаждённым подкрепление успело вовремя. Бывшие хозяева острова отступили за Кун-нуи-гава. Решающее сражение началось в 6 часов утра.

Закованные в латы японские воины с усмешкой смотрели на бегущую в атаку толпу необученных регулярному строю охотников. Когда-то эти орущие бородачи в доспехах и шапках из деревянных пластин были грозной силой.

А теперь кого испугает блеск наконечников их копий? Падавшим на излёте стрелам ответили пушки…

Уцелевшие айны бежали в горы. Ещё месяц продолжались схватки. Решив поторопить события, японцы заманили Сякусяина вместе с другими айнскими военачальниками на переговоры и убили. Сопротивление было сломлено.

Из свободных людей, живших по своим обычаям и законам, все они, от мала до велика, превратились в подневольных работников клана Мацумаэ.

Установившиеся в то время отношения между победителями и побеждёнными описаны в дневнике путешественника Екои:

«…Переводчики и надсмотрщики совершали много дурных и подлых дел: они жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали женщин.

Поэтому многие айны убегали к своим соплеменникам на Сахалин, южные и северные Курилы. Там они чувствовали себя в относительной безопасности – ведь здесь японцев ещё не было. Косвенное подтверждение тому мы находим в первом известном историкам описании Курильской гряды. Автор этого документа – казак Иван Козыревский.

Он побывал в 1711 и 1713 годах на севере гряды и расспросил её жителей о всей цепочке островов, вплоть до Матмая (Хоккайдо). На этот остров русские впервые высадились в 1739 году.

Жившие там айны рассказывали руководителю экспедиции Мартыну Шпанбергу, что на Курильских островах «…людей множество, и никому те острова не подвластны».

В 1777 году иркутский торговец Дмитрий Шебалин смог привести в русское подданство полторы тысячи айнов на Итурупе, Кунашире и даже на Хоккайдо. Айны получали от русских прочные рыболовные снасти, железо, коров, а со временем – и арендную плату за право охотиться возле их берегов.

Несмотря на самоуправство некоторых купцов и казаков, айны (в том числе и эдзоские) искали у России защиты от японцев.

Возможно, бородатые большеглазые айны увидели в пришедших к ним людях естественных союзников, столь резко отличавшихся от живших вокруг монголоидных племён и народов.

Ведь внешнее сходство наших землепроходцев и айнов было просто поразительным. Оно обмануло даже японцев. В их первых сообщениях русские упоминаются как “рыжие айны”…»

30 апреля 1779 года Екатерина II издала указ «О невзимании никаких податей с приведенных в подданство айнов», в котором говорилось: «Никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбным обхождением и ласковостию для чаемой пользы в промыслах и торговле продолжать заведённое уже с ними знакомство».

В 1785 году до северных островов айну добрались японцы и принялись их истреблять. Жителям запретили торговать с русскими и уничтожили кресты и другие знаки, свидетельствующие о принадлежности островов к России.

Здесь Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведенная до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов.

Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.

Айнам устроили настоящий геноцид. Все это привело к новым вооруженным выступлениям: восстанию на Кунашире в 1789.

Ход событий был такой: японский промышленник Хидая пытается открыть на тогда ещё независимом айнском Кунашире свои фактории, вождь Кунашира — Тукиноэ не разрешает ему сделать это, захватывает все товары, привезенные японцами, и отправляет японцев обратно в Мацумаэ, в ответ на это японцы объявляют экономические санкции против Кунашира, и после 8 лет блокады Тукиноэ позволяет Хидая открыть несколько факторий на острове, население немедленно попадает в кабалу к японцам, через некоторое время айны под предводительством Тукиноэ и Икитои поднимают восстание против японцев и очень быстро одерживают верх, но несколько японцев спасается, добирается до столицы Мацумаэ и клан Мацумаэ посылает войска для подавления мятежа.

В 1807 году к Итурупу двинулась экспедиция русских. «Долг призывал нас, – писал капитан Хвостов, – освободить островитян [айнов] от тиранства японцев». Японский гарнизон на Итурупе, увидев русские корабли, бежал вглубь острова. Айнам было объявлено «об изгнании японцев, поскольку Итуруп принадлежит России».

В 1845 году Япония в одностороннем порядке провозгласила суверенитет над всем Сахалином и Курильскими островами. Это вызвало негативную реакцию со стороны Николая I. Однако начавшаяся в 1853 году Крымская война вынудила Российскую империю пойти навстречу Японии.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп.

Курильские айны более тяготели к русским, нежели к японцам: многие из них владели русским языком и были православными.

Причина подобного положения вещей заключалась в том, что русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских.

Айны не вырывались из своей традиционной среды, их не заставляли радикально менять образ жизни, не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались теми же самыми занятиями.

Однако северокурильские айны не решились расстаться со своей родиной и уйти к русским.

И тогда их постигла самая тяжкая участь: японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения; вместо этого айны привлекались на различные работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало традиционному рациону Северокурильских айнов, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности, в то время как характерной этноэкологической чертой курильских айнов было расселение мелкими группами, причем многие острова оставались вообще незаселенными и использовались айнами как охотничьи угодья щадящего режима. Нужно также учитывать, что на Шикотане жило много японцев.

Очень многие айны умерли в первый же год. Разрушение традиционного уклада Курильских айну привело к тому, что большинство жителей резервации ушли из жизни.

Однако об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности. Резервацию ликвидировали. Уцелевшую горстку — не более 20 человек, больных и обнищавших, — вывезли на Хоккайдо.

В 70-е годы имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана — неясно.

www.001-lab.com

ru.wikipedia.org

Источник: http://www.sdelanounih.ru/yaponskij-genocid-ajnov-iskonnyx-zhitelej-xokkajdo-i-severnyx-ostrovov/

Загадка айнов, аборигенов Японии

Когда в XVII веке русские землепроходцы достигли «самого дальнего востока», где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев.

Читайте также:  «запретные дни»: когда супруги спали в разных постелях на руси

Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом.

Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «благородный человек». С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.

Айны: за что японцы едва не уничтожили аборигенов Камчатки

Русский писатель А.П. Чехов оставил такие строки: «Это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и даже интеллигентный».

В собрании айнских устных легенд «Юкар» сказано: «Айны населяли Японию за сотни тысяч лет до того, как пришли дети Солнца (т.е. японцы. — Авт.)».

Айны почти полностью исчезли. Они остались только на юго-востоке острова Хоккайдо, который ранее назывался ими Эдзо. До сих пор айны отмечают Медвежий праздник и почитают его героя Jajресупо, аналогично общеславянскому медвежьему празднику Комоедица (Масленица), посвященному медведю Велесу и возрождению Солнца (Ярило).

От айнов на Японском архипелаге остались почти все географические названия. Например, вулкан на северо-востоке острова Кунашир на языке айнов называется Тятя-Яма, буквально «Отец-гора».

Как и в Европе, южные завоеватели, японцы, называли в свое время представителей северной цивилизации айнов «варварами».

Но, несмотря на это, большую часть своей культуры, религиозных представлений, военного искусства и традиций японцы переняли именно у айнов.

В частности, самурайское сословие средневековой Японии переняло у айнов обряд «сеппуку» («харакири») — ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, истоки которого уходят в глубокую древность — к языческим культам айнов.

Более того, согласно японской исторической традиции основателем древнеяпонской империи Ямато был принц Пикопоподэми (Дзимму). На гравюре ХIХ века Дзимму имеет внешние черты айна!!!

Сирэтоко — полуостров на востоке японского острова Хоккайдо. На языке народа айну означает «край земли».

Прежде всего: откуда в сплошном монголоидном массиве появилось племя, антропологически здесь, грубо говоря, неуместное? Ныне айны живут на северном японском острове Хоккайдо, а в прошлом заселяли весьма широкую территорию – Японские острова, Сахалин, Курилы, юг Камчатки и, по ряду данных, Приамурье и даже Приморье вплоть до Кореи. Многие исследователи были убеждены, что айны – европеоиды. Другие утверждали, что айны родственны полинезийцам, папуасам, меланезийцам, австралийцам, индусам…

Археологические данные убеждают в глубокой древности поселения айнов на Японском архипелаге. Это особенно запутывает вопрос об их происхождении: как могли люди древнекаменного века преодолеть громадные расстояния, отделяющие Японию от европейского запада или тропического юга? И зачем им нужно было менять, скажем, благодатный экваториальный пояс на суровый северо-восток?

Древние айны или их предки создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, а кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире.

Непонятно, почему они совершенно забросили и гончарные занятия, и земледелие, став рыболовами и охотниками, по сути, сделав шаг назад в культурном развитии. В преданиях айнов рассказывается о сказочных сокровищах, крепостях и замках, но японцы, а затем европейцы застали это племя жившим в хижинах и землянках.

У айнов причудливо и противоречиво переплетаются черты северных и южных жителей, элементы высокой и примитивной культур. Всем своим существованием они как бы отрицают обычные представления и привычные схемы культурного развития.В I тысячелетии до н. э.

на земли айнов стали вторгаться мигранты, которым позднее суждено было стать основой японской нации. Многие века айны ожесточенно сопротивлялись натиску, и порой весьма успешно.

Приблизительно в VII в. н. э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, велся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов.

Культура японцев существенно обогатилась за счет своего северного противника. Даже традиционная религия японцев, синтоизм, обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести бусидо.

Японские ритуал жертвования гохеи имеет явные параллели с установкой айнами палочек инау… Список заимствований можно продолжать долго.В течение средневековья японцы все более оттесняли айнов на север Хонсю, а оттуда – на Хоккайдо.

По всей вероятности, часть айнов задолго до того переселилась на Сахалин и Курильскую гряду… если только процесс расселения не шел в диаметрально противоположном направлении.Ныне от этого народа остался лишь ничтожный осколок.

Современные айны живут на юго-востоке Хоккайдо, по побережью, а также в долине крупной реки Исикари. Они подверглись сильной этнорасовой и культурной ассимиляции, а в еще больше степени – культурной, хотя все еще стараются сохранить самобытность.

Наиболее любопытной чертой айнов является их заметное и по сей день внешнее отличие от остального населения японских островов.

Хотя сегодня из-за многовекового смешения и большого числа межнациональных браков встретить «чистых» айнов трудно, в их внешнем облике заметны европеоидные черты: у типичного айна вытянутая форма черепа, астеническое телосложение, густая борода (для монголоидов лицевое оволосение нехарактерно) и густые, волнистые волосы. Айны говорят на особом языке, не родственном ни японскому, ни какому-либо иному из азиатских языков. Среди японцев айны настолько известны своей волосатостью, что заслужили презрительное прозвище «волосатые айны». Только для одной расы на Земле характерен столь значительный волосяной покров — европеоидной.

Язык айнов не похож ни на японский, ни на какой-либо другой азиатский язык. Происхождение айнов неясно. Они проникли в Японию через о.Хоккайдо в период между 300г. до н.э. и 250 г. н.э. (период Yayoi) и затем расселились в северной и восточной областях основного японского острова Хонсю.

В период правления Ямато, около 500 г. до н.э., Япония расширила свою территорию в восточном направлении, в связи с чем айны были частью оттеснены на север, частью ассимилированы.

В период Мейджи (Meiji) — 1868-1912 гг. — они получили статус бывших аборигенов, но, тем не менее, продолжали подвергаться дискриминации. Первое упоминание айнов в японских хрониках относится к 642г.

, в Европе сведения о них появились в 1586г.

Самураями в широком понимании этого слова в феодальной Японии называли светских феодалов. В узком понимании этого понятия — это военное сословие мелких дворян. Так что получается, что самурай и воин это не совсем всегда одно и тоже.

Считается, что понятие самурая зарождалось в VIII веке на окраинах Японии(юг, север и северо-восток). В тех местах происходили постоянные стычки между императорскими наместниками, расширяющими империю, и местными аборигенами.

Жестокие войны на окраинах проходили до IX века и все это время власти этих провинций всеми силами пытались устоять под гнетом постоянной опасности в дали от центра империи и ее войск. В таких условиях они были вынуждены самостоятельно вести оборону и создавать собственные военные формирования из мужского населения.

Важным моментом становления самурайства был переход от призывного формирования дружины к постоянному профессиональному войску. Вооружённые слуги защищали своего хозяина, а взамен получали кров и пищу. Одним из главных причин, склонивших весы в пользу именно профессионального войска, стала внешняя угроза в лице коренных жителей Японских островов – айнов.

Хоть угроза и не была смертельной, даже в самые кризисные моменты своей истории Империя Восходящего Солнца оставалась сильнее разобщённых племён, но большие трудность приграничным районам, а так же дальнейшему продвижению на север, создавала. Для борьбы с айнами возводят замки Идзава, Тага-Тага-но дзё и Акита, строится большое число укреплений.

Но призыв из-за боязни мятежей отменён и чтобы укрепления не стояли пустыми и хоть как-то выполняли свою функцию, необходимы воины. Кто как не профессиональные военнослужащие могли справится с этим лучше всех?

Как мы видим, необходимость в услугах самураев возрастает, что не могло не сказаться на их численности. Ещё одним каналом появления самураев, кроме вооружённых слуг крупных землевладельцев, были поселенцы.

Им приходилось буквально отвоёвывать землю у айнов и власти не экономили на вооружении поселенцев. Эта политика принесла свои плоды. Проживающие в непосредственной близости от неприятеля, «адзумабито» (люди востока) оказывали тому довольно эффективное противодействие.

Здешний самурай это уже не грабитель, посланный даймё, что бы забрать последнее, а скорее защитник.

Но айны были не только внешней угрозой и условием для консолидации и становления северных самураев. Определённый интерес представляет и взаимное проникновение культур. Многие обычаи сословия воинов перешли от айнов, например харакири – обряд ритуального самоубийства, ставший впоследствии одной из визитных карточек японских самураев, изначально принадлежал айнам.

Для справки: Крепью Славяно-Арийского войска были характерники (Характерники — буквально: владеющие центром хара.

Отсюда «харакири» — выпускание жизненной силы через центр хара, находящийся в области пупка, «к ири» — к Ирию, Славяно-Арийскому Небесному Царству: отсюда же и «знахарь» — знающий хару, c восстановления, которой должно начинаться любое лечение).

Характерников в Индии до сих пор именуют махаратхами — великими воинами (на санскрите «маха» — большой, великий; «ратха» — рать, войско).

Американский антрополог С.Лорин Брейс, из Университета штата Мичиган в журнале «Горизонты науки», №65, сентябрь- октябрь 1989г. пишет: «типичного айна легко отличить от японцев: у него более светлая кожа, более густой волосяной покров тела и более выступающий нос».

Брейс изучил около 1100 склепов японцев, айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу, что представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов, а не Yayoi (монголоидов), предков большинства современных японцев. Далее Брейс пишет: «..

это объясняет, почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев.

Самураи — потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi».

Итак, несмотря на то, что сведения о происхождении айнов утеряны, их внешние данные свидетельствуют о каком-то продвижении белых, достигшем самого края Дальнего Востока, смешавшихся затем с местным населением, что привело к формированию правящего класса Японии, но, вместе с тем, обособленная группа потомков белых пришельцев — айны — до сих пор подвергаются дискриминации как национальное меньшинство. . . .

Валерий Косарев

Источник: https://www.gumilev-center.ru/zagadka-ajjnov-aborigenov-yaponii/comment-page-1/

Ссылка на основную публикацию