Чем баба лучше молодухи: мнение наших предков

Раньше рождение ребенка было самым главным событием в жизни семьи. К нему, как и к браку, готовились еще с детства. Детей учили, что выбор спутника жизни, от которого у них будут дети – это очень важно. Они будут нести ответственность не только перед собой, но и перед всем своим Родом.

У наших предков, древних славян, считалось крайне важным, чтобы потомство у семьи было здоровым. Поэтому обычно и для девушки, и для молодого человека пару подыскивали сами родители или специальные сваты и свахи. Порой невесту или жениха выбирали из дальних поселений, чтобы исключить родственные связи.

Затем родители обеих сторон встречались, обсуждали материальные вопросы и приданное. Но главным было узнать, «чиста» ли невеста. Наши предки считали, что от гулящей девушки не стоит ждать здоровых детей.

Позже проходили смотрины, на которых молодые люди наконец-то могли хорошо познакомиться друг с другом. А родители невесты внимательно смотрели, как живет будущий муж. Славяне верили, что от того, насколько счастлива будет женщина на новом месте, зависит и то, каких детей она родит.

Раньше на Руси подходящую дату свадьбы, а затем и благоприятную дату зачатия ребенка, высчитывали по расположению звезд.

Люди верили, что чем пышнее и веселее пройдет свадьба, тем счастливей будет жизнь у семьи, тем больше детей в ней родится. Поэтому на этом празднике никто и не думал экономить.

Для того чтобы потомство было большим и здоровым, на свадьбу приглашались беременные женщины, молодожены осыпались зерном, а на коленях у невесты давали посидеть маленькому ребенку. У восточных славян была необычная традиция усаживать невесту на сноп или пчелиный улей.

Также в древности пытались заранее запрограммировать пол ребенка. Для этого в постель ил под кровать подкладывали «мужские» или «женские» предметы.

Например, если мечтали о сыне, то клали пилу, топор и другие инструменты. А для рождения дочки – ленточку, гребешок или прялочку.

Существовало поверие, что если мужчина возляжет на супружеское ложе в обуви, то родится мальчик, а если повяжет на голову платок, то будет девочка.

Перед зачатием супругам полагалось соблюдать умеренность в еде и питье. Алкогольные напитки вообще были под строгим запретом. Считалось необходимым чисто прибрать дом. Молодую пару учили, что нужно оставить любые плохие мысли, не сквернословить (даже после зачатия).

Большое внимание уделялось правильному времени для зачатия ребенка. Продолжением рода было принято заниматься не ночью, а рано утром или днем. Считалось, что именно в это время славянский бог солнца Ярило давал будущим родителям свою животворящую силу.

Были определенные табу, которые не следовало нарушать, чтобы не родить больного и несчастного ребенка. Плохой приметой было «понести» в большой праздник или после похорон.

Женщины, мечтавшие забеременеть, делали специальный оберег – рожаницу. Это куколка из лоскутков, перевязанная красной и синей лентами, которые были символом женского и мужского начала. Рожаницу очень берегли и никому не показывали.

Часто использовалась и так называемая «магия узелков», известная также как науз. В течение 40 дней женщина должна была заплетать на красной нити по узелку, читая над ними заговор. Считалось, что науз тоже помогал зачать и родить ребенка.

Многое из взглядов наших далеких предков кажется сейчас простым суеверием, а что-то вполне укладывается в рамки современных представлений. Но главным все еще остается одно: с какой ответственностью и любовью лично вы будете подходить к продолжению своего собственного Рода.

Источник: https://www.anews.com/p/57475917-sekrety-nashih-predkov-kak-gotovilis-k-zachatiyu-drevnie-slavyane/

Чем баба отличается от молодухи?

У славян всегда было четкое статусное разделение женщин по их роли в обществе. Молодая незамужняя девушка называлась «девкой» или «девицей».

Она могла носить косу, распущенные и не покрытые косынкой или другим головным убором (в зависимости от региона) волосы. Как только девушку выдавали замуж, она автоматически приобретала более высокий статус в обществе и должна была с этого момента покрывать свои волосы, прятать эту красоту только для законного мужа.

После рождения ребенка статус женщины еще больше повышался. Матери пользовались – и пользуются – у славян особым уважением. Они дарят жизнь и являются продолжательницами, хранительницами рода. Незамужних девушек сравнивали с васильками в поле, красивыми, но бесполезными. Замужние женщины были что спелая пшеница, дарующая и сохраняющая жизнь.

Молодые матери: бабы и молодухи После рождения первого ребенка замужнюю женщину называли либо «молодухой», либо «бабой» в зависимости от пола малыша. Если родился мальчик, его мать автоматически становилась «молодухой», т.е. молодой матерью. Женщина, родившая девочку, нарекалась «бабой».

Это слово имело у славян совершенно иное, нежели сейчас, значение. Частица «ба» имела значение «быть», «существовать», «быть здесь и сейчас», буквально «жить». Еще одно значение слова «ба» — более древнее – «врата жизни». Тысячелетия назад божественный город Вавилон (Бабелон) назывался Бабель, что значило «Врата Бога».

Уважаемые бабы и бабушки Про женщину, произведшую на свет младенца, говорили, что она «обабилась», стала вратами для новой жизни.

Если же она стала вратами для других врат (девочки, которая вырастет и тоже произведет на свет новую жизнь), то она дважды «ба-ба». В этом слове заключено некое таинство.

Баба – это женщина, дарующая жизнь еще одной женщине, которая в будущем тоже подарит жизнь еще одному человеку.

Это короткое, но такое емкое слово символизирует некий непрерывный цикл рождений. Баба – уважаемая женщина, благодаря которой род и вся жизнь на земле не прерывается. Именно по этой причине пожилых родительниц называют «бабушками» — основательницами целого рода.

Источник: http://psifactor.info/ed/chem-baba-otlichaetsya-ot-moloduhi.htm

Мудрость наших предков или почему на Руси женщины волосы в косу заплетали

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса.

Коса была главным способом убирать волосы — и для девочек, и для женщин, и для старух. Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным.

Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало — например, на Ивана Купалу.

Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей.

Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы.

Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним — с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду.

Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

На Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение «коса — девичья краса» имело вполне буквальный смысл — та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов.

Или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку — чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется «косица», мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза…

Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.

Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы — вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица — на выданье.

Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:

Уж как к часу минуется,
Скоро воля коротается,
Я со волюшкой расстануся,
С подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается,
Трубчата коса да расплетается,
Дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая,
Дивье прозвище да хорошо,
Женская доля да недородна,

Женское званье да нехорошо.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче — она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу — существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь.

Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи.

И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.

Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение — ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника — распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.

Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью.

Худшим оскорблением было разве что обрезание косы.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака.

Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом.

Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую.

В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза.

А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.

Читайте также:  Почему монголо-татары казнили за прыжки через чашку

Об этом, кстати, есть легенда и в Библии, о человеке непомерной силы — Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы.

Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним.

Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.

Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь — ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.

Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.

Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус — каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

Источник: http://RusPravda.info/Mudrost-nashih-predkov-ili-pochemu-na-Rusi-zhenshchini-volosi-v-kosu-zapletali-1151.html

Как жилось старым девам на Руси

Молодая по нынешним меркам девушка в возрасте за 20, которая только мечтает о свадьбе, на Руси считалась никому не нужной. Не выйдя замуж вовремя, женщина получала клеймо «старая дева», а вместе с ним социальную изоляцию. После смерти родителей она поступала в дом старшего брата и становилась приживалкой, бесплатной прислугой.

В таких условиях и приходилось доживать свой век.

Откуда пошло некрасивое прозвище «непетое волосьё»

На Руси девочек выдавали замуж как можно раньше. Двенадцати-пятнадцатилетние невесты были обычным делом. Сегодня это – школьницы средних классов, а раньше они были невестами, способными стать хорошей женой и матерью. Бытовало мнение, что совсем юная девушка будет слушаться во всём своего мужа, честно трудиться, ухаживать за детьми. Иными словами – чем моложе, тем покладистей.

В возрасте 18-20 лет у родителей еще был шанс выдать засидевшуюся в девках дочь замуж, но если в течение нескольких лет этого не происходило, страшное клеймо «старая дева» приклеивалось к женщине навсегда. Известно, что на Руси таких женщин называли вековухами, и возникло прозвище от словосочетания «вековать век». Но есть ещё одно странное прозвище для старых дев – «непетое волосьё» .

По русской традиции молодой невесте перед самой свадьбой надевали платок, который принадлежал замужней бабе. Одновременно с этим подружки невесты пели жалобные песни об окончании девичьего века, о семейных горестях, которые теперь ждут девушку. Для старых дев такие песни не исполнялись никогда, и платком в такой ситуации их волосы не покрывали. Вот откуда пошло прозвище.

Старой деве нельзя было надевать платок и любой головной убор, который носили замужние бабы. Они ходили с непокрытой головой. Чем старше становилась старая дева, тем больше было у неё седых волос, поэтому еще одно уничижительное прозвище «седая макушка» гуляло по Руси.

Ни к девкам, ни к бабам – куда старой деве податься?

Как же всё-таки относилось общество к старым девам? Всё было очень грустно. Юные девушки сторонились вековух, веря в примету, что от них можно заразиться одиночеством и не выйти замуж никогда. Но ведь и возраст старых дев или перестарок тоже был не особо подходящим для молодежных вечеринок. О чём ей было разговаривать с молодыми, какой смысл участвовать в весёлых игрищах?

Оставались замужние бабы. Но и они не горели желанием общаться с вековухами. Ведь те замужем не были, детей у них нет, понять семейные отношения они не в состоянии.

Зачем замужней женщине такая подруга? Вот и становились «седые макушки» своеобразными изгоями общества.

Не реализовавшись как женщина – не выйдя замуж и не родив ребенка, старые девы были не просто «пустоцветом», как называли замужнюю, но без детей, а вообще непонятно кем. О них говорили «ни бе, ни ме», «ни то, ни сё».

Называясь «непетым волосьём», носить головные уборы, предназначенные для замужних, вековуха не имела права. Ей нужно было одеваться в соответствии со своим незавидным положением. И если веселые молодые девчонки могли позволить себе яркие цвета и фасоны, то старая дева надевала на себя вещи темного, неброского цвета, полностью скрывающие фигуру.

Об украшениях таким женщинам даже думать было нельзя. Вековуха? Не смогла выйти замуж, как все нормальные девушки – тогда и нечего украшать себя, не пристало это старой, никому не нужной деве.

Красивые серьги и бусы, ленточки для волос, браслеты – все эти милые аксессуары оставались юным незамужним девушкам, которые находились в процессе поиска жениха.

Так и ходили старые девы, в тёмной одежде, с волосами, заплетенными в косу и без украшений, стараясь не привлечь к себе внимание.

Почти ведьма или любовница черта

Источник: https://masterok.livejournal.com/4889477.html

Sage: Родовые традиции наших предков

Почему наши мудрые предки уделяли такое особое значение привлекательности женщин, женскому умению привлечь и удержать любимого? Почему женщине так уж необходимо быть чаровницей. Все из-за женского кокетства, легкомыслия, из-за «врожденного» желания нравиться, — скажете вы. Конечно, и поэтому тоже. Но давайте заглянем в глубину веков, может там найдется ответ.

Язык – главный носитель духа народа, его традиций и истории, поэтому путем выяснения его глубинных смыслов историки, ученые докапываются до истины. Давайте и мы обратим внимание на самое женское по сути, самое дорогое для каждого человека слово «мать». Исконной древнейшей индоевропейской формой его является слово «матэр».

В некоторых однокоренных корнях эта форма прощупывается и поныне, например, в словах «материя», «материк», «матерый» («матерой»). По мнению исследователей слово «матерый» («сильный, крепкий, здоровый, старый») образовалось невероятно давно и косвенно говорит о том, какое высокое положение занимала женщина-мать в древности.

Дело в том, что в древнейшие времена женщина была объектом поклонения со стороны мужчины.

Женщина рожает детей. Издревле символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный знак, разделенный на четыре части с четырьмя точками. Именно в него славяне вложили суть плодородия — этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность.

Вся жизнь нашего далекого предка была пронизана ощущением единства с Богами. Обнимая любимого, славянская женщина порой отождествляла себя с Землей, когда-то вступившей в брак с Небом. Людская любовь ощущалась продолжением любви Богов.

И благоговейное отношение к Земле-Матушке, кормящей и плодородной, порождало такое же отношение к людской женщине, ее удивительной возможности рожать детей.

В те отдаленные времена славяне жили большими родовыми общинами. Жизнь каждого человека определялась жизнью его рода – большой семьей из нескольких поколений родственников.

Жили они большой семьей из нескольких поколений родственников под общей крышей или же в тесном соседстве, вместе трудились, вместе потребляли продукты своего труда, вместе отдыхали, соблюдали обычаи. Соответственно, жизнь рода являлась определяющей для жизни отдельного ее члена.

Для людей, живущих в таких условиях, самым главным было существовать в ладу друг с другом и с Матушкой-Природой.

Из века в век переходил славянский традиционный уклад семьи. Главой такой семьи, по словам историков, был мужчина — «большак», «старшой» (у русских), «домачин», «госпадарь», «главатарь».

Его жена, главная женщина в семье, ее называли «большуха» («старшая»). Всем хозяйством в доме и другими «женскими» делами заведовала именно большуха. И в этих вопросах глава семьи не мог ничем распоряжаться без ее согласия.

Уважение и почет большухе оказывали все женщины и мужчины рода.

Как уже говорилось, в традиционной семье не было униженного положения женщины, мнение женщины было уважаемо, и положение ее зависело от ума, интуиции, силы духа, хозяйственности и трудолюбия.

Случалось даже, что после смерти большака, энергичная большуха нередко становилась главой рода, причем при наличии взрослых сыновей, имеющих свои семьи.

Большак и большуха руководили трудом родственников, и сами были первыми в работе, показывая пример во всем.

Но высшей властью в роду был семейный совет, на котором решались все вопросы, касавшиеся жизни рода: хозяйственная деятельность, обряды, вопросы брака. И на этом совете мужчины и женщины имели равные права.

Наш далекий пращур, в первую очередь, осознавал себя членом определенного рода и всю свою жизнь чувствовал его мощную поддержку, помощь в трудных ситуациях. Не было в таком роду ни одиноких стариков, ни брошенных детей. По законам древних славян род нес ответственность за каждого своего члена: возмещал обиженному или платил штраф.

Затем дома, конечно же, доставалось провинившемуся: впредь не срами рода! И помогало! Человеку было стыдно перед всем родом – как перед живущими, так и перед умершими и теми, кто еще не рожден. Ведь, по поверьям древних славян, твой Род – это не только ныне здравствующие родственники, но и множество твоих предков и будущих потомков.

«До седьмого колена…»

Семь поколений за твоей спиной, 254 предка, выглядят как крылья птицы… Задумайся, какова твоя роль в бесконечной линии от предков к потомкам.

Надо сказать, что по старинным представлениям славян, родственниками не рождались.

Новорожденный ребеночек для этого должен был пройти обряд принятия в семью, должен был быть признан Родом. Интересно, что этот ритуал практически полностью сохранился до наших дней, и выполняется всеми нами по советам наших старших членов семьи: бабушек и дедушек.

Здесь речь идет о первом купании новорожденного в розоватой водичке самой старшей в роду женщиной, приготовлении кроватки (его места) мужчинами, застолья многочисленных родственников.

Пройдя этот обряд ребенок становился членом многовекового крепкого Рода, из которого практически ни что не могло его вырвать. Даже смерти это было не под силу, ведь, как считали наши прапрадеды, умершие предки продолжают жить рядом с живыми, помогая и храня их от беды.

И по древним народным представлениям предки обращаются за помощью, с просьбами людей к Богу, являясь посредниками между людьми и Богами.

Шли века, род переставал быть важнейшим фактором, определявшим жизнь каждого человека. Но родство, родственные связи оставались и остаются самыми крепкими и особыми. Случись беда, к кому человек обращался за помощью? К родным.

Вспомните, какая необъяснимая атмосфера царит за большим столом собравшихся родственников, какие внутренние нити связывают близких людей даже на расстоянии. Ведь не даром же сохранились обряды принятия новорожденного в род и невесты при замужестве (переход в род мужа).

Получается, исходя из древнеславянского мировоззрения, что Род – это не только и не сколько общественная организация, не только биологическое (родственное) объединение, а некая сила-сущность, поддерживающая человека во всех мирах славянского мироздания, поддерживающая, как и в жизни, так и внутри самого человека, в виде неиссякаемого источника глубинной силы, необъяснимой интуиции, мудрости и знаний предков.

Читайте также:  Елизавета петровна и екатерина ii: почему они считались реинкарнациями буддистской богини

Вся жизнь наших предков была посвящена процветанию Рода. Это было основной ценностью и критерием поступков. И каждый наш далекий пращур чувствовал ответственность за свой род.

Именно поэтому мужчина — добытчик и защитник, а женщина отвечает за сохранение жизни, сохранение лучшего, что присуще определенному Роду.

В единстве женского и мужского начала сохранялась мощь и сила славянского народа, народный дух.

Познакомившись немного с жизнью древних славян, с их пониманием Рода, возможно и Вам удалось, хоть на минуточку, ощутить свои вековые корни, силу своего Рода. Но вернемся подробней к женщине, к функции, заложенной в нее природой.

Испокон веков главным требованием к женщине было рождение здоровых и крепких детей. Только сильная и здоровая женщина способна сделать это. Современная наука и медицина добились огромных успехов в охране материнства, в снижении детской смертности. Но сколько еще женщин, которые не могут иметь детей, сколько рождается ослабленных детей. Очень много, и с каждым годом еще больше.

Результаты современных научных исследований говорят, что проблема № 1 не рак и сердечно сосудистые заболевания сами по себе, а физиологическая незрелость, являющаяся основным поставщиком, как этих, так и других недугов.

Оказывается причина в стрессе, и самая большая опасность грозит наиболее слабому звену жизни — зарождающемуся существу. А стрессовых факторов, способных навредить будущему ребенку, очень много. Но природа мудра, и физиологически зрелый организм не только не погибнет, но и не заболеет.

А вот слабого физиологического незрелого ожидают всякие напасти. Даже если они минуют его в детстве, что случается редко, то обязательно дадут о себе знать позже.

К тому же, когда физиологически незрелый организм вырастит и достигнет половой зрелости, он сам становится своеобразным стрессовым фактором, и может оставить после себя только физиологически незрелое потомство.

Неутешительная картина. И происходит это потому, что подавляющее большинство женщин сегодня не готовы стать матерями, не готовы благополучно выносить и родить здорового ребенка.

Не готовы физически — не подготовлено тело, не развиты мышцы родовых путей, низкий иммунитет, не готовы психологически – депрессии, страхи, неумение владеть своим внутренним состоянием, своими эмоциями, неумение строить взаимоотношения с мужчинами, а главное, не готовы духовно – нет осознания своего предназначения, нет ответственности, нет духовной силы, веры. А главное, родив ребенка, женщина передает все это и ему, все дальше — в будущее.

Порочный круг, каждый виток которого увеличивает неблагоприятные последствия! Но разорвать такой круг женщины в силах, надо только захотеть.

Древние наши предки, похоже, могли предвидеть такие последствия. Поэтому, преклоняясь перед женским началом, они одновременно предъявляли к женщине высокие требования, заботясь и оберегая физическую и духовную красоту будущих поколений.

Причем современные ученые утверждают, что именно женщина хранит «золотой фонд» генов своего народа, нации, расы: мужчина, как биологическое существо, наиболее подвержен всяческим изменениям.

К тому же именно женщина, как это не странно слышать современному человеку, оказывается в большей степени носительницей древней мудрости своего Рода. Народная мудрость хранит свои знания в песнях, пословицах, поговорках, в обычаях, традициях, передававшихся из поколения в поколение.

Вспомним, что основная часть русских былин написана все-таки со слов «сказительниц». А песни, частушки, наполненные народным духом, которые поют наши бабушки, собираясь вместе. А сколько магической силы, зашифрованных знаний и смыслов неразрывно связано с сохранившейся народной одеждой, ее отделкой, вышивкой, цветовым сочетанием.

Именно женщины через века любовно и бережно пронесли и сохранили тонкие особенности своего национального костюма.

А потешки, пестушки и колыбельные, которыми мамы и бабушки до сих пор лелеют своих детей и внуков, даже не подозревая какие фундаментальные основы закладывают. «Бабушкины» сказки несут в себе глубочайшие смыслы, символические образы и тайные знания.

Это не просто древний миф, переставший быть священным, это настройка генетической программы ребенка, часть его первичного посвящения в определенные тайные знания миропонимания славян.

Очень важно, что окутаны ласковой стихией народного слова дети именно от рождения, в самые главные периоды своей жизни, периоды удивительного развития человеческого мозга, периоды становления основных психофизических функций, познавания мира, закладки сути личности, ее миропонимания и мироощущения. И с древнейших времен эта важная функция принадлежит всем женщинам рода (мамкам, бабкам, теткам), и только женщинам.

Все это говорит о том, что древние люди хорошо осознавали функцию женщины, как хранительницы Рода, и вполне сознательно стремились сохранить и сберечь самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить будущее от всякого посягательства и вреда.

Для этого женщину защищали и оберегали различными способами. Женщина носила много украшений. В те далекие времена любые украшения носили функцию оберегов, защищая самые уязвимые части тела. Одежда женщины имела также ярко выраженный защитный магический характер соответственно различным жизненным, бытовым ситуациям и определенным ритуалам, в частности вышивка на одежде.

Интересен, например, головной убор замужней женщины, женщины, о которой нужно заботится, чтобы она стала матерью, родила здоровых, крепких детей.

Любой головной убор замужней женщины обязательно покрывал все волосы, это связано с верой в магическую силу волос. Считалось, что по волосу можно нанести большой урон человеку.

Поэтому волосы замужней женщины тщательно покрывались «повоей» ( озн. «покрывало», «полотенце», «платок»).

Другая разновидность головного убора «мужатой» женщины – кика, «рогатая» кика. Да, не удивляйтесь, на этом головном уборе над лбом женщины торчали рога. Огромный, могучий бык-тур был посвящен Богу Перуну и его рога означали мужское начало, способное уберечь от опасностей как среди людей, так и от вредоносной силы.

Помимо этого в этих рогах был заключен еще и другой смысл, уже женский – смысл плодородия, связанный с почитанием нашими предками коров, крупного рогатого скота. Издревле наши пращуры считали коров подателями удачи, счастья, достатка, плодородия и жизни.

Заметим, что старые женщины переставали носить рогатую кику, сменив ее на безрогую или просто на платок.

Чего только не придумывали наши пращуры для защиты женщин, но самое главное женщина должна была сама знать и уметь многое. Для этого ей нужно было иметь кроме крепкого физического здоровья, еще и мощную жизненную силу, «ведать» многими знаниями, обладать мудростью и интуицией.

Поэтому с детства женщину готовили к своему предназначению. С младенчества детей вводили в мир сказок, верований, традиций – ребенок проходил духовную школу, которую в свою очередь он передавал своим детям и внукам.

Во всевозможных потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу.

Они формировали (формируют и до сих пор) нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывали настоящий славянский дух.

Помимо общего в вопросах воспитания, многие прибаутки, потешки, игры, заговоры мальчиков и девочек обязательно отличались.

Девочкам нужна красота, здоровое потомство, любовь и забота о ней мужа, красивым народным образом девицы являлась яблонька — плодовое дерево, именно садовое, за которым надо ухаживать, заботиться, оберегать.

Мальчикам необходима сила, выносливость, крепость тела и духа, именно все то, что присуще дубу – священному дереву славян. В сказках тоже девочка или мальчик подсознательно прочитывал различную символику, разный смысл, воспринимали по-разному уроки сказки.

Как только ребенок обучался ходить, он начинал приобретать опыт общения, игры со всеми детьми от мала до велика. Игры, танцы физически развивали, закаляли ребенка, готовили его тело соответственно половому предназначению. Лет с 5-7 от роду славянских детей приучали к хозяйственным работам.

Девочка в этом возрасте выпрядала свою первую нить. Это событие сопровождалось магическим обрядом: нередко первую нить хранили до дня свадьбы, чтобы одеть ее как пояс под платьями. Согласно верованиям наших пращуров, эта нить была неприступным оберегом против сглаза, порчи и всякой нечисти.

У славян существовали «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женским премудростям, женской магии, ремеслу (ткачеству, прядению), лечению, умению вести дом. Этнографы замечают, что такие дома очень напоминают избушку Бабы Яги. Сказки достаточно часто рисуют нам примеры такой «инициации» женщин.

Пройдя ее, т.е.

после обучения в таких тайных домах, девушка становилась внутренне сильнее (научалась чувствовать силу и помощь Рода), утончалась ее интуиция, умение ей пользоваться, девушка становилась физически, психологически и духовно готовой к взрослой жизни, замужней жизни, рядом с мужем и его родней, быть матерью.

Заметьте, что помимо таких практических и, безусловно, необходимых в семейной жизни умений, как домовитость, трудолюбие, умения прясть, ткать, вышивать, обязательно женщина обучалась лечению и магии.

Женская магия, любовная магия испокон веков заключалась в умении приворожить и удержать любимого. Женское начало всегда стремиться к мужскому. Без мужчины женщина – пустоцвет.

И инстинкт женщины, материнский инстинкт, инстинкт сохранения рода заставляет женщину хотеть быть рядом с таким мужчиной, от которого будут сильные и красивые дети.

Для этого любовная магия существует и до сих пор, для того, чтобы «мой суженный смотрел только на меня, не замечая никого вокруг». Ведь сила женщины — в любви. Рядом любимый – и женщина счастлива.

Ее душа поет, и женщина наполняется здоровьем и духовной силою.

Наши прапрабабушки были именно такими, не даром практически все женщины в те времена дремучей старины были «ведуньями», ведали непонятными умениями и таинственными знаниями.

Источник: http://www.kramola.info/vesti/…

  • История
  • Древняя Русь
  • Тайны и Мифы

Источник: https://cont.ws/post/335638

Какие женщины на Руси ценились, а кого браковали?

Каноны красоты со временем меняются, порой, весьма заметно. В давние времена на Руси обряд сватовства был знаком всем. Главную роль в нем играли профессионалы – свахи. Но они не просто участвовали в церемонии, а заранее приглядывали подходящую кандидатуру для юноши или мужчины, который был готов к ответственному шагу.

Возраст зрелости и главный критерий качества невест

Выдавали девушек замуж в возрасте 12-15 лет. Парни считались половозрелыми с 15 лет. Если кто-то засиживался в девках до 18 лет, такой «товар» считался «залежалым», после этого срока найти семейное счастье было весьма проблематично.

На что в первую очередь обращали внимание свахи? В первую очередь мы говорим о невестах простого сословия. В кругу знати критерии «годности» были несколько иные, да и традиции тоже существенно отличались.

А невесту на селе, в крестьянской и мелко купеческой, ремесленной среде выбирали, исходя из таких приоритетов как трудолюбие, здоровье, послушание родителям, внешние данные.

Что касается девственности, то тут многое зависело от традиций, привычек старейшины рода. Часто это не брали в расчет. Даже если у невесты уже  был ребенок, это служило признаком того, что женщина способна быть матерью.

Конечно, на более высокой социальной лестнице в этом отношении отбор был строже. Там следили за чистотой крови, за тем, чтобы род продолжили именно отпрыски знатных фамилий.

Красота и худоба несовместимы

Параметры красоты были особыми. Скажем, не приветствовалась в невестах простых сословий худоба и «аристократическая» бледность. Поскольку это могло быть признаками слабого здоровья и, хуже того, бесплодия.

Или просто выносить и родить наследника таким «субтильным» барышням сложнее. У худеньких, как правило, узкий таз, а медицинское обслуживание в  те времена было далеким от современного. Женщины с узкими бедрами нередко погибали при родах, либо рожали мертвого ребенка или больного, слабого.

Помимо всего прочего, жена должна была вести хозяйство, содержать дом, работать на огороде, в поле, следить за детьми. А для всего этого требовалось отменное здоровье. Худоба – это признак вырождения, считали наши предки. Чаще всего девушки такого телосложения принадлежали к самым бедным семьям, а породниться с ними  было мало желающих.

Читайте также:  Крепостные театры: зачем их создавали

Что могло расстроить свадьбу

Забраковать даже красивую и работящую девушку могли из-за небольших «погрешностей» типа царапин, ссадин, косметических дефектов. Родителям в этом случае приходилось или приплачивать, увеличивать приданое, или смириться, ждать менее придирчивых сватов.

Плохим знаком считалось наличие на теле родинок, особенно, крупных родимых пятен. Это расценивалось как угроза здоровью. А уж если открывалось, что у претендентки есть серьезная болезнь, она терла всякие шансы на замужество.

Если удавалось сговориться, невесту до свадьбы охраняли очень бережно. Ведь замужество кто-то мог и испортить. Завистников хватало, а порой в дело вмешивались и сами родственники.

История повествует, что царю Михаилу Федоровичу приглянулась Мария — дворянка, но из обедневшего рода. Мать главы государства этот выбор не одобрила. Накануне свадьбы невеста заболела.

Причина была банальна: матушка государя накормила вероятную невестку  пирожными с испорченными взбитыми сливками. У той возникли проблемы с желудком, и помолвку расторгли: царь не мог рисковать, ведя под венец «сомнительную» в плане здоровья избранницу. Ей ведь была уготована высокая миссия матери будущего наследника престола.

Бывало, и в крестьянских семьях случались подобные истории. Соперницы и соперники насылали знахарок, колдунов, подсыпали зелье, использовали заговоры и прочие средства для достижения неблаговидных целей.

Источник: http://zebramnet.ru/kakie-zhenshhiny-na-rusi-cenilis-a-kogo-brakovali

Что делали мужики на Руси, чтоб борода росла лучше?

В допетровские времена на Руси встретить безбородого мужчину было так же сложно, как и увидеть бородатую женщину. Борода для мужчин всех сословий была не просто растительностью на лице, а символом мужественности, достоинства, силы, то есть, всего того, что делает мужчину мужчиной.

Худшим поруганием было плюнуть кому-либо в бороду или схватить за нее, а то и выдрать клок. Не зря говорили: «Борода дороже головы», «Чужую бороду драть – своей не жалеть». И даже так: «Без бороды в рай не впустят». Поэтому заботы о густоте и пышности бороды были делом совсем не шуточным.

Как же наши предки добивались нужного состояния «честной бороды»?

Расчесывание

Гребешок совершенно напрасно считают исключительно женским аксессуаром. В древних мужских захоронениях гребни встречаются так же часто, как и в женских. При этом мужчину в последний путь отправляли с расческами меньшего размера, чем женские.

Опознать в этих вещицах средство для ухода за бородой совсем не сложно, это подтвердит любой современный бородач. Гребни для бороды делали из кости и дерева, вырезали на них затейливые орнаменты, стилизованные изображения животных. Гребешок, висящий на поясе – непременная принадлежность древнерусского щеголя.

Использование гребня делало бороды пышными и густыми, и это не удивительно, ведь все знают, что регулярное расчесывание – это основа ухода за любыми волосами.

Баня

Все русские любили париться в бане. Тех, кто не ходил в баню, считали нехристями и относились к ним крайне подозрительно. А баня – это не просто мытье. Горячий пар, интенсивное использование веника являются великолепным массажем, средством улучшить обмен веществ и циркуляцию крови. А это приводит к улучшению роста волос.

Лампадное масло

Из произведений русской литературы мы все помним образ какого-нибудь приказчика или мастерового, волосы и борода которого аккуратно расчесаны и смазаны лампадным маслом. Впрочем, иногда можно прочесть и о деревянном масле. О каком же таком масле идет речь? В старину для лампад использовали исключительно оливковое масло.

Самые дешевые сорта этого масла, непригодные для употребления в пищу, назывались «деревянным маслом». Лампадным маслом смазывали волосы и женщины и мужчины. Мужчины особенно усердствовали, смазывая себе бороды.

Совсем не удивительно, что в результате растительность на лице становилась такой пышной, ведь оливковое масло – одно из лучших косметических средств для волос.

Растительные сборы

Деревенские знахари советовали мужчинам, у которых туго росли бороды, использовать отвары крапивы, ромашки, которые очень благотворно влияют на рост волос.

Запарив высушенные травы кипятком, их приносили в баню, и там тщательно втирали настой в кожу лица, умывались им.

Бытовал и простой рецепт, популярный вплоть до наших дней: кашицу из мелко порезанной луковицы и меда нанести на щеки и подбородок, подержать несколько минут, а затем смыть.

  Отчего после свадьбы мужчины часто разочаровываются

Магия

В старину все знали, а многие знают и сейчас, что на рост волос, в том числе и бороды, влияет луна. И поэтому, если желаешь иметь пышную, окладистую бороду, нельзя стричь ее на убывающий месяц. Если необходимо подровнять бороду, то сделать это нужно в период растущей луны.

Образ жизни

Волосы на лице – это вторичный мужской половой признак. На мужские половые признаки влияет гормон тестостерон. Те, у кого он активно вырабатывается, как правило, отличаются и повышенной волосатостью тела и лица.

А для выработки тестостерона необходимо много двигаться, заниматься физическим трудом, быть активным и энергичным. В древности подавляющее большинство мужчин вело именно такую жизнь.

Они были или воинами или пахарями, а зачастую, и тем и другим, ездили верхом, охотились, орудовали веслами и ходили под парусом – то есть, делали все для того, чтобы тестостерона у них было хоть отбавляй.

Источник: https://umnaja.ru/chto-delali-muzhiki-na-rusi-chtob-boroda-rosla-luchshe

7 славянских обычаев, которые откроют глаза на то, как на самом деле жили наши предки

Поразительно, насколько мало мы знаем об истории собственного народа. Например, многие считают, что издавна на Руси потеря невинности означала чуть ли не гибель для девушки, тогда как на самом деле все было намного проще. С другой стороны, были у наших праотцов и такие практики, от которых сейчас буквально волосы встают дыбом.

Мы в AdMe.ru стремимся больше узнать о жизни наших предков, чтобы лучше понимать современную культуру. В конце статьи для вас приготовлен бонус: оказывается, отношения в русской семье раньше противоречили тем этическим законам, которые приняты в обществе сегодня.

1. Чтобы женщина быстрее родила, ее всячески пугали

© Карл Лемох / wikipedia  

Считалось, что помочь женщине скорее разрешиться от бремени мог испуг. По этой причине вокруг роженицы часто скакали повитухи и члены семьи, стуча и гремя различными бытовыми приборами. Предположительно, механизм должен был работать так: женщина пугается, от страха сильно тужится, и ребенок в тот же миг из нее «вылетает».

Насколько эти практики были полезными, исследователи, к сожалению, не сообщают.

2. Свадебное одеяние невесты с фатой было одеждой мертвеца

© Юность Петра / Киностудия им. М. Горького  

Те наряды невесты, которыми мы все сегодня восхищаемся, наши предки считали погребальными. Женитьба представлялась им «маленькой смертью» и считалась как бы перерождением девочки в женщину, а мальчика — в мужчину. На голову девице надевали белый куколь с фатой. Фата была нужна, чтобы «мертвец» случайно не посмотрел кому-нибудь в глаза и не утащил человека с собой в царство мертвых.

Интересно, что если в деревне умирала девушка, которой не удалось выйти замуж при жизни, то ей находили жениха во время похорон. Среди населения выбирали мужчину, перевязывали ему руку платком, и в таком виде он сопровождал гроб до места захоронения. С этого времени семья умершей начинала считать его своим зятем, а все прочие — вдовцом.

3. Если ребенок рождался недоношенным или больным, его отправляли в печь

© Покровский Е.А. / wikipedia  

Печка в сознании древних славян была символом Вселенной и местом общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, когда требовалось спасти жизнь недоношенному или больному младенцу. Ребенок при этом уподоблялся хлебу: его покрывали тестом с головы до пят, оставляя нетронутыми только ноздри и рот, после чего клали на лопату и отправляли в теплую печку. Этот обряд называли «перепеканием».

4. Невест в Древней Руси похищали

© Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика / Мосфильм  

До конца X века брак между парнем и девушкой осуществлялся несколько иначе, чем мы привыкли думать. Чтобы жениться на полюбившейся девице, ее нужно было «умыкнуть». Как правило, такое «похищение» могло состояться лишь после предварительного сговора семей, жениха и самой невесты, мнение которой в действительности было важным и зачастую играло ключевую роль.

Любопытно, что этот брачный ритуал в северных и зауральских землях практиковался вплоть до XIX века.

5. Если девушка «приносила в подоле» мальчика, это не считалось позорным

© depositphotos   © depositphotos  

Отношение к добрачным связям у наших предков было различным. Например, на Севере потерявшим невинность девицам мазали ворота дегтем. Это накладывало печать позора на всю семью, поэтому отец старался соскрести деготь с досок до того, как его кто-нибудь увидит. Виновнице задавали трепку, а парень, лишивший девушку чести, становился всеобщим героем.

В центральных и южных областях добрачные связи значили намного меньше. Если девушка рожала мальчика, его называли Богданом: так все вокруг знали, что он появился вне брака.

При этом парнишку никто происхождением не попрекал, разве что соседи дразнили «крапивничком». Если на свет появлялась девочка, дела обстояли хуже, потому что женщин в семье считали лишними ртами.

Мальчик же вырастал работником и помощником.

Позор на девицу если и ложился, то ненадолго: проходило время, и ее выдавали замуж. Правда, выбирать жениха не приходилось — чаще всего таких девушек отдавали за вдовцов.

6. От некоторых женщин отказывались в первую же брачную ночь из-за фигуры

© depositphotos  

Стандарты красоты у наших предков были совершенно иными. Считалось, что женщина должна быть большой, высокой и непременно с крутыми бедрами. Это означало, что дама готова к тяжелой домашней работе и сможет родить крепких малышей.

Поэтому девицы, особенно худосочные, на Руси любили многослойные юбки, что порой приводило к курьезам: в первую брачную ночь жениха под слоями одежды могла ждать худенькая жена.

Здесь было два варианта развития событий: или мужчина примирялся с положением дел, или же выгонял новоявленную супругу.

7. Когда-то в нашей стране процветало профессиональное нищенство

© Ярошенко Николай Александрович / wikipedia   © Золотой ключик / Мосфильм  

Пожары, которые пугают нас и в XXI веке, для наших предков были настоящим бедствием: порой выгорали целые деревни. К погорельцам отношение было сочувственное — им помогали чем могли. Только благодаря помощи можно было насобирать средств, чтобы начать все сначала.

Этим пользовались предприимчивые крестьяне. Молодые и здоровые мужики и бабы притворялись болезными или погорельцами, вымаливая у народа денежку-другую. Нередко профессиональные нищие еще и подворовывали в домах, куда их по доброте душевной пускали переночевать.

Кое-где этот промысел был возведен в ранг официального. Например, князь Грузинский из Нижегородской области отправлял своих мужиков нищенствовать в другие земли. Часто это ремесло приносило больше денег, чем если бы крестьяне занимались землей и хозяйством.

Бонус: первое время после свадьбы роль мужа играл свекор

© Русь изначальная / Киностудия им. М. Горького  

В русской деревне еще пару столетий назад активно практиковали снохачество. Глава семьи — свекор — первое время заменял невестке мужа. Причины данного явления разные.

Во-первых, парней забирали в рекруты, и им приходилось покидать родной дом вскоре после женитьбы.

Во-вторых, в брак часто вступали недозрелые мальчики, которым порой требовалось несколько лет, чтобы получить возможность и желание исполнять супружеский долг.

Ко всему прочему, нужно заметить, что снохачество редко было добровольным. Если девушка отказывалась от предложения свекра, она подвергалась гонениям в семье.

В противном случае девице сулили различные блага: от приятных подарков до облегчения домашней работы.

Исследователи упоминают и случаи мести: о невестке, которая отвергла главу дома, часто говорили разные гадости, что сильно портило ей жизнь.

Снохачество сошло на нет, когда крестьянские деревни стали практиковать раздельное жилье: родители жили в одном доме, а молодые — в другом.

Нам удалось открыть для вас что-то новое? А может, вы и сами можете рассказать нам о других необычных традициях, которые не попали в эту статью?

Фото на превью Русь изначальная / Киностудия им. М. Горького

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/8-drevnerusskih-obychaev-kotorye-otkroyut-glaza-na-to-kak-na-samom-dele-zhili-nashi-predki-2207965/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector