Чем похороны сталина были похожи на похороны русских царей

На могиле Иосифа Сталина у Кремлевской стены часто лежат цветы. Место захоронения можно узнать по бюсту генералиссимуса. Могила здесь появилась в 1961 году, а до этого тело восемь лет лежало в Мавзолее.

С первых суток ноября 1961 года тело одного из самых одиозных людей Советского Союза, Иосифа Сталина, покоится в могиле возле Кремлевской стены. Однако это место захоронения Сталина не является первичным.

8 лет тело вождя находилось по соседству с Лениным в Мавзолее. Оглядываясь сегодня на организационные моменты изменения его местонахождения, возникает много вопросов.

К сожалению, сегодня уже поздно пытаться дать объективные пояснения: слишком мало осталось свидетелей тех событий.

Дата похорон

Дата смерти Сталина (настоящая фамилия Джугашвили) – 5 марта 1953 года. По имеющимся сегодня данным, ускорить наступление смерти помогло поведение окружающих вождя лиц.

С одной стороны, это боязнь охранников подойти даже к обездвиженному болезнью телу генсека без особого указания на какие-либо действия.

С другой – отсутствие на месте в роковую ночь человека, имевшего полномочия определить оперативную тактику оказания помощи – Лаврентия Берии.

Медицинское вмешательство началось спустя 10 часов, что привело к повторному инсульту и невозможности организма вернуться к жизни. А ведь о нездоровье своего соратника Берия с товарищами имели информацию задолго до критической ситуации.

Всенародное прощание с вождем проходило в Колонном зале Дома Союзов 6 марта. Поток людей шел нескончаемой чередой с 16 часов дня и практически всю ночь.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей

Прилегающие улицы ночью были хорошо освещены прожекторами, часть из которых была установлена на грузовых автомобилях. На глазах людей были слезы, в душе– чувство невосполнимой утраты. В числе прощающихся присутствовало много граждан различных национальностей. Многие несли венки.

Закрывшиеся практически утром следующего дня двери Дома Союзов через несколько часов открылись вновь. Желающих попрощаться было настолько много, что едва хватило трех дней и трех ночей.

Окончание траурной процедуры пришлось на полночь 8 марта. В 2 часа похоронные атрибуты стали выносить наружу.

Известен факт, что митрополит Николай Ярушевич, незадолго до кончины вождя исповедал и причастил его. А когда патриарха Алексея обвинили в том, что он отпевал безбожника, он ответил, что Иосиф Виссарионович Сталин – посланник божий на нашей земле. Видимо, для испытаний всех остальных.

Похороны состоялись 9 марта 1953 года на Красной площади.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей

Помещение тела в мавзолей

  • Тело столь важной и известной всему миру личности было помещено в Мавзолей Ленина 9 марта. Видео об этом событии:
  • Саркофаги вождей были расположены рядом.

Известен факт о совместном решении ЦК КПСС и СовМина СССР (6.03.1953г) о строительстве специального Пантеона – монументального здания, увековечивающего память самых великих людей. Однако этой задумке не суждено было сбыться.

Очереди людей в Мавзолей, желающих почтить память двух знаменитых исторических личностей, не убывали в любое время года.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей

Интересны сведения о смене монолитной плиты с высеченным именем Ленина на входе в Мавзолей. Заменить ее в кратчайший срок по техническим причинам не оказалось возможным. Поэтому было принято решение покрасить поверхность особой краской и нанести две фамилии.

Однако такой способ оказался непрактичным – через время под влиянием осадков стала визуально заметной первичная надпись «Ленин». Только в 1960-м году был изготовлен новый монолит на две фамилии. Первый же было решено использовать в качестве сырья для памятников Головинского кладбища.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей

Исторически значимым стало решение коменданта мавзолея К. А. Мошкова. Именно по его указанию приехавшая спецтехника отвезла монолит на завод в Водники, где он был сохранен в первичном состоянии.

Решение о перезахоронении в 1961 году

XX съезд КПСС (1956 год) положил начало публичного осуждения культа личности Иосифа Сталина. Именно в его программе прозвучал доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях».

Большое значение придается сегодня якобы исконно народной инициативе выноса тела народного тирана из Мавзолея. Озвучил такое предложение делегат съезда И.Спиридонов – сотрудник Кировского машиностроительного завода. Его выступление было спланировано ленинградской парторганизацией.

Поддержанная народом инициатива правительства получила свое развитие: осенью 1961 года было вынесено решение о перезахоронении тела.

Но, если сама стратегия для многих не была неожиданной, то тактика, с которой действие было осуществлено, вызвала массу непонимания, как в те времена, так и сегодня.

Загадкой номер один явилась отмена первоначально принятого решения захоронения гроба на Новодевичьем кладбище. Пояснение заключалось в отсутствии должной охраны и вытекающих из этого возможных негативных последствиях.

Вторым и окончательным вариантом стала территория у Кремлевской стены.

Тайная операция

Пожалуй, трудно в истории назвать мероприятие, произведенное столь оперативно. Руководство было возложено на генерала Николая Захарова, который в то время возглавлял 9-е Управление КГБ.Работы проводились при освещении мощными прожекторами и были окончены всего за сутки (!).

Таблица 1. Последовательность работ по перезахоронению Сталина.

Вечер 31 октября 1961 при строгом перекрытии входа на Красную площадь, выбранное место обнесено фанерой;
чтобы захоронить, была произведена выемка земли для могилы и оформление железобетонного саркофага.
с 21.00 до 22.10 члены комиссии зашли в мавзолей;

  1. произведен разбор саркофага;
  2. снятие с мундира золотой звезды «Серп и Молот», расшитых золотом погонов генералиссимуса;
  3. перекладывание тела в гроб (обычный деревянный, обитый красной материей) и закрытие крышкой (забивание было задержано отсутствием заранее приготовленных инструментов).
22.30-23.00 вынос гроба и опускание его на веревках в могилу;
установление бетонной плиты.
в течение нескольких часов начиная с 22.10 Смена монолитной плиты на мавзолее с варианта с двумя фамилиями на первоначальный с фамилией «Ленин» (плита была привезена из Водников)
Утро 1 ноября 1961 г. Открытие Мавзолея

Перезахоронение не сопровождалось прощальными речами, салютами и прочей похоронной атрибутикой. Обстановка была строгой и практически секретной. При этом даже родственники не были допущены к повторным похоронам. Кое-кто из присутствующих бросил полагающиеся горстки земли на опускаемый в землю гроб.

Захоронение производилось во время плановой репетиции парада. Совсем рядом был грохот военной техники и оркестровая музыка.

Поминального обеда в бытовом смысле этого слова также не было. Правда, для привлеченных лиц (порядка 30 человек) был накрыт стол в отдельном помещении, находящемся во дворе.

На том месте, куда был опущен гроб с телом Сталина, установили мраморную плиту, на которой классическим способом нанесли надпись: «Сталин Иосиф Виссарионович 1879-1953».

Установка памятного бюста

90 -летие Генералиссимуса было ознаменовано установкой памятного бюста на его могиле. Частично такое решение было вызвано обещаниями Главы Совета Министров СССР А. Косыгина главе китайского правительства. Для народа Китая личность Сталина надолго оставалась культовой, достойной самого широкого уважения и бесконечной памяти.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей

Произошло это 25 июня 1970 год, через 9 лет после вынесения тела из Мавзолея.

Работа Николая Васильевича Томского увековечила столь неоднозначную историческую личность, максимально отразив присущие ей внешние черты. Взгляд – слегка свысока, характер – твердый и бескомпромиссный, выражение лица – как будто оценивающее, с легким оттенком грусти.

Подчеркнуть роль такой целостной и противоречиво оцениваемой обществом личности посчитали необходимым организаторы акции «Две гвоздики для Сталина». Ежегодно 21 декабря и 5 марта они собирают средства на приобретение этих цветов и возлагают их к Кремлевской стене в месте установки памятного бюста.

По опубликованным данным более 52 000 алых гвоздик периодически украшали место захоронения вождя. Это дань тому вкладу, который Сталин внес в обеспечение могущества страны.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей

Источник: https://aeternamemoria.ru/praviteli-rossii/gde-zahoronen-stalin/

Безотцовщина

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей ИТАР-ТАСС

Согласно первой теории заговора, Сталин действительно умер на даче в Волынском (ближняя дача, расположенная рядом с современным столичным районом Очаково-Матвеевское), но не 5 марта, а 2 марта. Якобы смерть вождя народов тщательно скрывалась из-за возникшей борьбы за власть, а народу потом предъявили тело не самого Сталина, а его двойника. В современном мире ни одна теория заговора не обходится без сообщений о двойнике – будь то Саддам Хусейн, Муаммар Каддафи или Уго Чавес.

Вторая теория говорит о том, что Сталина можно было спасти, но этого не сделали врачи. Как раз в середине марта должен был начаться процесс по «делу врачей», якобы убивших верного соратника Сталина – Андрея Жданова.

Считается, что 2 марта врачи приехали в Волынское достаточно поздно, а на самой даче серьезных медиков не было.

Тут, правда, надо отметить, что сам Сталин врачам не доверял, а потому особого желания общаться с ними не испытывал.

По третьей версии Сталина отравили его же соратники, которые незадолго до удара приезжали к нему на дачу. Здесь целый набор всевозможных заговоров. Например, в западную прессу уже в конце 1950-х гг. попало заявление Хрущева о том, что на ближнюю дачу 2 марта советские руководители приехали после звонка встревоженных охранников.

Те сообщили, что Сталин несколько часов не подает признаков жизни, а сами открыть дверь они не могут. В Волынское приехали Берия, Хрущев, Молотов и Маленков. Дверь вскрыли и увидели лежащего на полу Сталина. Дальше Хрущев якобы сообщил о том, что наедине с вождем оставался Берия, у которого с собой были ампулы с ядом. И именно Берия не позволял вызвать докторов.

К слову, поздний вызов врачей (спустя 5 часов) официально объяснялся гололедицей в Москве.

К теории отравления примешана и история начальника «выездной охраны» Хрусталева, который неожиданно умер вскоре после смерти Сталина. Сам он утверждал, что был последним, кто видел вождя.

Охранники расходились в своих показаниях.

Одни говорили, что нашли Сталина лежащим на полу в мундире, другие утверждали, что вождь потерял сознание за столом, попытавшись в последний момент дотянуться до сигнализации.

  • Заказчиками «убийства» Сталина авторы публикаций на эту тему называют самых разных людей: Берию, Маленкова, Хрущева, сионистов-заговорщиков, английскую и американскую разведку и так далее.
  • Возможно, что где-то в архивах лежит ответ на эту загадку, однако пока его нет, смерть Сталина так и останется поводом для различных теорий и фантазий.
  • Как хоронили Сталина

Еще в 1980-е гг. советским телезрителям в январе практически каждый год демонстрировали документальный фильм о похоронах Ленина. Черно-белая лента показывала, как гроб с телом основателя Советского государства несли и везли из усадьбы Горки в Москву, затем с ним прощались тысячи людей, а потом поместили в Мавзолей.

Похожий фильм под названием «Великое прощание» был снят и про похороны Иосифа Сталина. Часовая лента показывала всю скорбь, охватившую граждан 1/6 части суши, но после развенчания культа Сталина фильм по понятным причинам зрителям не показывали.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей ИТАР-ТАСС

Еще 5 марта была организована комиссия по организации похорон под руководством Никиты Хрущева (тогда это ничего не значило, поскольку даже в Политбюро не знали, что делать в случае смерти Генсека).

В стране объявили четырехдневный траур. Фактически огромное государство все это время не работало, а должно было скорбеть по товарищу Сталину.

Радио передавало исключительно траурные мелодии, способствуя таким образом грусти и печали.

Ощутить всю трагичность момента можно было в Колонном зале дома союзов, где гроб с телом Сталина выставили для прощания.

Советские руководители – Георгий Маленков, Никита Хрущев, Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов, Лазарь Каганович, Анастас Микоян несли траурную вахту.

Спустя всего 4 года их пути окончательно разойдутся в схватке за власть, а в тот момент каждый видимо думал о своем.

Приехали на похороны и иностранные делегации – глава МИД КНР Чжоу Энь-Лай, глава польских коммунистов Болеслав Берут, верный сталинец и проводник его идей в Венгрии Матиас Ракоши, руководители коммунистических партий Румынии, Болгарии, Монголии, итальянский коммунист Пальмиро Тольятти, финский премьер-министр Урхо Кекконен.

Печальная история произошла с президентом Чехословакии Климентом Готвальдом. 56-летний политик на похоронах простудился, получил осложнение в виде воспаления легких, а 14 марта умер. Так один траур плавно перетек в другой.

Были и делегации из советских республик – плакальщицы из Грузии, кубанские комбайнеры, среднеазиатские хлопкоробы, колхозники Черноземья, украинские шахтеры, представители Прибалтики, а также представители всех крупных московских и подмосковных предприятий.

Помимо этого, разрешили прийти к гробу и простым людям, что в итоге обернулось трагедией.

Серьезного опыта управления большими людскими потоками у властей не было (с десятками тысяч тогда еще спокойных футбольных болельщиков у стадиона «Динамо» справлялась одна конная милиция, обеспечивавшая коридор от стадиона до общественного транспорта), а потому возникло много накладок.

Добившись относительного спокойствия на подступах к Колонному залу Дома союзов, организаторы устроили весьма запутанный маршрут на подходах к центру города. Возможно, они не ожидали такого большого наплыва народа. Стать очевидцами большого события и лично попрощаться со Сталиным захотели по меньшей мере около 2 миллионов человек.

Вероятно, не все они так слепо любили вождя, однако желание увидеть его хотя бы напоследок оказалось слишком сильным. Власти попытались каким-то образом организовать порядок в очереди, огораживая улицы грузовиками. Однако привело это лишь к тому, что образовалась жуткая давка, выбраться из которой не было никакой возможности.

Терявших сознание толпа несла дальше, а упавших затаптывала. Особенно жуткая ситуация сложилась на Трубной площади, где началась настоящая мясорубка. По различным данным, погибли около 1500 человек, хотя точной цифры установить так и не удалось. Организованных похорон «жертв похорон» не было, а тела погибших на грузовиках свозили за город, где закапывали в братской могиле.

Поместить тело Сталина решили в Мавзолее, надпись над которым со слова «Ленин» поменяли на «Ленин Сталин». 6 марта на фоне всеобщей истерии было опубликовано постановление о сооружении Пантеона – памятника вечной славы Советских лидеров. Но потом у руководителей страны появились другие дела, а этот архитектурный замысел был отправлен в архив.

Сами похороны прошли 9 марта. Артиллерийский лафет доставил гроб Сталина на Красную площадь, которая уже была заполнена войсками. Там же состоялся и траурный митинг.

Читайте также:  Как себя называли монголы-татары, и почему у них были голубые глаза

Писатель Константин Симонов, который присутствовал на церемонии, позже заявил, что в словах руководителей не слышалось скорби. Л.Берия, например, рассказывал о том, что в рядах партийцев нет разброда.

«Наша партия еще теснее смыкает свои ряды», — заявил он, явно при этом не доверяя стоявшим рядом соратникам.

После завершения митинга гроб с телом внесли в Мавзолей, затем раздались залпы артиллерийских орудий и загудели сирены столичных заводов. А закончилось все прохождением воинских частей и пролетом военных самолетов над Красной площадью.

Следующие пышные похороны пройдут в Москве 1982г., когда умрет Леонид Брежнев. И спустя 29 лет будут желающие прикоснуться к истории, но в Колонный зал допустят лишь официальные делегации.

К этому времени тела Сталина в мавзолее уже не будет. Его захоронят в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961г. у Кремлевской стены. С мундира снимут звезду Героя Социалистического труда, а золотые пуговицы заменят на латунные.

Надпись «Сталин» с Мавзолея исчезнет.

Смерть и похороны Сталина в культуре

Такое событие, как смерть вождя, не могли обойти своим вниманием деятели культуры. Книги, фильмы и стихи создавали и в 1953г., и после развенчания культа личности, и в конце 1980-х гг., когда стало известно об истинных масштабах репрессий.

Похоронам Сталина посвящен фильм 1990г. «Похороны Сталина», в котором снялись в том числе Георгий Юматов, Алексей Баталов, Ванесса Редгрейв. История любви на фоне большого исторического события не особо заинтересовала зрителя.

Давкой на похоронах Сталина заканчивается и фильм «Ближний круг» Андрея Кончаловского (1991г.) о судьбе офицера НКВД, работавшего в охране вождя.

В конце ленты герой Тома Халса (его озвучивал Евгений Миронов) выдергивает из толпы и затаскивает на грузовик девочку Катю, которую намерен сделать своей приемной дочерью.

Роль Сталина в том фильме сыграл Александр Збруев, а Берию известный американский актер Боб Хоскинс.

Мартовским событиям на даче в Волынском посвящена лента Алексея Германа «Хрусталев, машину» (1998г.). Это был один из первых российских фильмов, который претендовал на главную награду Каннского кинофестиваля, но был прохладно встречен критиками.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей ИТАР-ТАСС

Отметим и британскую комедию абсурда «Красный монарх» (1983г.), концовка которого явно по душе сторонникам «теории заговора». В конце картины члены Политбюро при виде лежащего на полу Сталина начинают радоваться (Хрущев позже говорил, что Берия действительно сказал нечто вроде «Тиран мертв»), но выясняется, что вождь всех разыграл. Тогда испуганный Берия попросту душит Сталина.

С поэзией все намного сложней. Среди литераторов были как те, кто радовался смерти тирана, так и те, кто не представлял жизни без генералиссимуса.

Вот, например, Александр Твардовский в журнале «Новый мир» опубликовал стихотворение «У великой могилы», в котором сообщил о воссоединении Ленина и Сталина: «Неподвижны навек Их не знавшие устали руки… Снова вместе они. Да они и не знали разлуки».

Или Михаил Исаковский: «И горько нам, и нет нигде предела, Нет скорби человеческой конца. Что умер он – земля осиротела, Народ лишился друга и отца».

Сергей Михалков в своем стихотворении заявлял о готовности «отдать ему свое биенье сердца и дыханье», а Ольга Берггольц скорбит вместе со всей страной: «Обливается сердце кровью… Наш родимый, наш дорогой! Обхватив твое изголовье Плачет Родина над тобой».

Были и стихи из противоположного лагеря. Наума Коржавина вдохновил митинг на Красной площади: «Его хоронят громко и поспешно Ораторы на гроб кося глаза, Как будто может он из тьмы кромешной Вернуться, все забрать и наказать».

«Может быть, это так именно и нужно, чтобы старые товарищи так легко и так просто спускались в могилу», — заявил Сталин на похоронах Михаила Фрунзе в 1926г. Сам он в могилу легко и просто не спустился. А значит, обсуждать вождя народов и спорить о его значении в истории будет не одно поколение.

Артем Филипенок

Источник: https://www.rbc.ru/society/05/03/2013/570404749a7947fcbd4465e2

"Вывозили куски людей": очевидцы о давке на похоронах Сталина

Артем Кречетников Русская служба Би-би-си

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей Правообладатель иллюстрации Getty Images

9 марта 1953 года в Москве состоялись похороны Иосифа Сталина. Накануне погребения в центре города произошла катастрофа, о которой до эпохи перестройки не говорили публично.

Врачи констатировали смерть вождя еще 5 марта, в 21 час 50 минут. Народу о ней сообщил в 6 утра следующего дня голос диктора Юрия Левитана. В тот же день гроб для прощания выставили в Колонном зале Дома союзов.

Похороны запланировали на утро понедельника 9 марта. До этого времени, по оценочным данным, увидеть усопшего пожелали около двух миллионов человек.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей

Media playback is unsupported on your device

«Смерть Сталина» глазами свидетеля похорон

Во второй день прощания двери Колонного зала были закрыты для обычных посетителей, пропускали только официальные делегации. Желающим увидеть тело Сталина пришлось заново стоять в гигантской очереди на следующий день, и воскресным вечером 8 марта наплыв резко усилился, поскольку люди спешили воспользоваться последней возможностью.

Опоясана трауром лент, Погрузилась в молчанье Москва. Глубока ее скорбь о вожде, Сердце болью сжимает тоска. Я иду средь потока людей, Горе сердце сковало мое. Я иду, чтоб взглянуть поскорей На вождя дорогого чело»Владимир Высоцкий, ученик 8-го класса, будущий поэт и актер

Маршрут основной массы людей пролегал по Бульварному кольцу через Трубную площадь к Пушкинской площади, и далее по Большой Дмитровке и Тверской (тогда Пушкинская и улица Горького) к Колонному залу на Охотном Ряду.

Центр Москвы физически не мог вместить такого количества народа. Власти не ограничили допуск на дальних подступах и при этом плотно оцепили маршрут следования по центральным улицам, перекрыли боковые переулки военными грузовиками, и не давали толпе растечься в разные стороны.

Сзади продолжали напирать вновь прибывшие. В результате множество людей, оказавшихся в ловушке, погибли от сдавливания грудной клетки или были затоптаны.

Никто в руководстве страны и столицы не позаботился о том, чтобы приказать войскам и милиции изменить тактику и как-то регулировать плотность толпы. Виновные в преступной халатности установлены не были.

Правообладатель иллюстрации TASS/Naum Granovsky Image caption Трубная площадь в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века

Аналогичная трагедия произошла в Москве на Ходынском поле 18 мая 1896 года во время коронации последнего русского царя.

Тогда Николая II и Александру Федоровну обвиняли в недостатке сочувствия к жертвам, поскольку они не отменили дальнейшие торжества и не объявили в стране траур. Однако трагедия не замалчивалась: императорская чета навещала раненых в больницах, а семьям погибших выплатили по 100 рублей — в те времена немалые деньги для простых людей.

Число жертв первой Ходынки известно точно: 1389 погибших и 1301 пострадавший.

Коммунистические власти свою «Ходынку» просто скрыли. Никакого расследования не проводилось, количество погибших и травмированных неизвестно даже приблизительно. Разные источники называют цифры от 100 человек до двух тысяч.

Общество «Мемориал» собрало воспоминания участников событий, в ту пору совсем молодых людей. Некоторые выжили в тот воскресный вечер 8 марта 1953 года по счастливой случайности.

Елена Владимировна Пастернак (р. 1936), литературовед:

Наша добрая знакомая, Ирина Глебовна Глинка, была в гостях у приятельницы в доме на углу Дмитровки и Столешникова. Ирина Глебовна оказалась там заперта и несколько дней не могла выйти, потому что ворота во двор закрыли. И они из окон квартиры целый день слышали скрежет, крики раздавленных. А потом видели, как вывозили кучи калош, башмаков, куски людей.

Юрий Антонович Борко (р. 1929), экономист:

Было светлое мартовское утро, а мы молча шли по улице, направляясь к ближайшему моргу в Первой градской больнице. Я был в тревоге, но надеялся, что Толя, крепкий 30-летний мужчина, прошедший войну, сумел выбраться из давки.

Уже издали увидели около морга скопление людей. Их вид не оставлял сомнений в том, что они пришли сюда по той же причине, что и мы. В этом морге Толи не оказалось.

Мы нашли его в следующем. Там тоже были потрясенные и придавленные горем люди, искавшие своих родственников.

Процедура опознания прошла быстро. Патологоанатом сказал, что Толю нашли возле одного из домов на Трубной площади, рядом с низко расположенным окном, закрытым массивной чугунной решеткой. Его с такой силой вдавили в нее, что грудную клетку раздробило на множество частей.

Московские морги и загсы получили указание выдавать справки о смерти с ложной записью о ее причинах.

Людмила Ивановна Дашевская (р. 1930), химик:

От 32-го до 20-го номера по Большой Дмитровке мы шли с шести часов вечера до двенадцати. Молодые люди по крышам пробирались и еще на эту толпу сверху сваливались.

Возле забора генеральной прокуратуры мне показалось, что кто-то на меня дышит сверху. Подняла глаза — это морда лошади.

Всадник мне говорит: «Девочка, скорей под машиной пролезай и иди домой».

Я говорю: «А как же я дальше?» Он отвечает: «Ты живой не дойдешь здесь».

Я пролезла между машинами и вся мятая и побитая вышла к Столешникову переулку. Там была чистота, пустота и стояли урны.

Я села на одну из этих урн. Посидела и обнаружила, что у меня оторван меховой воротник пальто и на одном ботинке надета чужая калоша. Как я могла в нее попасть? Если бы специально хотела — и то не сумела бы.

На следующий день нас, молодых работников завода, попросили выйти с метлами и лопатами на Страстной бульвар.

Мы собирали то, что валялось. А валялось — это было просто удивительно! Как будто выбросили пункт вторичного сырья на улицу. Там были шарфы, калоши, ботинок или валенок один, шапки — чего только там не было.

Елена Владимировна Закс, (р. 1934), журналист:

Я понимала, что это историческое событие, мне как-то хотелось его закрепить в памяти. К сожалению, историческое событие видно по телевизору или сверху. А если ты идешь в толпе, то ничего кругом не видишь.

Я не очень помню, в каком месте вошла в эту толпу, а дальше мы пошли по бульвару, который ведет от Пушкинской площади мимо Трубной площади и вверх.

Толпа становилась все гуще и гуще, тебя несло в этой толпе, ты не мог ничего сделать. И если бы захотел остановиться, ты бы не мог. Еще не было жертв раздавленных, просто ты не мог выйти уже из этого потока.

Меня несло довольно близко к ограде, а вдоль ограды стояли военные. Это были люди из МГБ, потому что у них были другие шинели: не зеленые, а серо-голубые. И молодой человек, такой высокий, красивый, с породистым удлиненным лицом, как у немецкой овчарки, и в белом шарфе, схватил меня за воротник и за хлястик и выбросил за ограду. Он меня выдернул оттуда, потому что во мне было мало веса.

Игорь Борисович Каспэ (р. 1934), инженер-строитель:

Повернув с площади Маяковского на улицу Горького, я оказался в толпе совершенно незнакомых людей самого разного возраста. Многие были приезжими. Было солнечно, но очень холодно.

У Музея революции нас встретил первый заслон — конная милиция. Толпа молча напирала. Всхрапывали, вежливо пятясь от людей, лошади. У одной, наконец, нервы не выдержали. Она прянула, потом, заржав, встала на дыбы. Образовалась брешь, в которую хлынула толпа.

Люди бежали, падали, давили друг друга. В нескольких шагах впереди меня споткнулась и, упав, дико завизжала девушка. К счастью, несколько парней успели схватить ее за рукава, полы, и даже, по-моему, за волосы и вынесли из-под ног бегущих сзади. Это было какое-то цунами из людей, топот которых помнится до сих пор.

Вперед, вперед, свободные рабы, достойные Ходынки и Трубы! Там, впереди, проходы перекрыты. Давитесь, разевайте рты, как рыбы. Вперед, вперед, истории творцы! Вам мостовых достанутся торцы, хруст рёбер и чугунная ограда, и топот обезумевшего стада, и грязь, и кровь в углах бескровных губ. Вы обойдётесь без высоких труб»Герман Плисецкий, поэт, очевидец трагедии

У Пушкинской площади улица была перегорожена грузовиками. В кузовах на мешках с песком стояли солдаты и сапогами отбивались от пытавшихся взобраться на борта.

Каким-то чудом меня внесло в разбитую витрину магазина женской одежды. Долго потом, проходя мимо, я смотрел на нее с чувством благодарности.

Стоя среди манекенов, я услышал странные звуки и не сразу понял — это скрежетала резина схваченных тормозами колес. Под напором толпы грузовики ползли юзом. Раздались вопли прижатых к машинам, кое-кого солдаты начали выдергивать наверх.

А народ со стороны Белорусского вокзала все прибывал и прибывал.

Мне стало откровенно страшно: «Что я тут потерял? Чего хочу?»

Если я когда-нибудь в жизни совершал благоразумные поступки, то один из них сделал именно тогда — не помню, как выбрался из витрины, потом из толпы и побежал домой, мимо покалеченных, по валявшимся на мостовой галошам, шапкам, очкам.

На следующий день поползли слухи о гораздо более страшной «Ходынке» — на Трубной площади. Но болтать об этом еще долго боялись.

Борис Сергеевич Родионов (р. 1934), журналист:

Было, наверное, часов 11 вечера, или немного позже. Мне нужно было на Кировскую, к центру, и я еле-еле перешел бульвар у Сретенских ворот, потому что по бульвару шел сплошной поток людей вниз к Трубной площади.

Такой мрачный, безмолвный совершенно, темный, только слышен стук ботинок, сапог по асфальту. Такое грозное, зловещее шествие.

Люди шли упорно, упрямо, зло, я бы даже сказал. Причем, на что они рассчитывали, я не знаю, потому что допуск мог открыться только утром — значит, они предполагали всю ночь там провести?

Читайте также:  Что не так с национальностью российского императора николая ii

Милиции никакой не было видно, никаких рупоров. Поток перекрыл Сретенку и шел по бульварам совершенно никем не контролируемый, не организуемый, не сдерживаемый.

В конце концов, это и привело к трагедии на Трубной площади. Она ведь как бы в яме стоит — с одной стороны бульвар спускается, и с другой стороны бульвар спускается. И когда с обеих сторон люди наперлись в огромном количестве, при всей хваленой сталинской организации милиция и войска МВД не сработали.

Николай Викторович Перцов (р. 1944), филолог:

В день похорон я запомнил гудки, которые звучали, когда гроб занесли в мавзолей, я слышал их дома на Соколе.

Гудели фабрики, в какой-то момент гудело все. Это было совершенно жутко.

Моя старшая сестра, которой было 15 лет, пошла на похороны со школой.

Она не возвращалась какое-то время, а дома уже стало известно о жертвах. Часа два-три была тревога в доме.

Но те, кто вел детей, поняли, что их надо уводить, потому что или это будет долго, или может вообще кончиться трагически, поэтому она не попала на прощание.

Вера Давыдовна Звонарева (р. 1941), библиотекарь:

5 марта со словами: «Как жить дальше?» умерла моя тетя, которой было всего 43 года.

«Скорая помощь» не приехала — в этот день, видимо, было не до простых смертных.

Наталья Михайловна Леонтович (р.1934 г.) математик:

В нашей семье пойти на эти похороны никому и в голову не пришло.

У отца был день рождения 7 марта, в 1953 году ему исполнилось 50 лет. Так он говаривал: «Я к юбилею свой подарок получил!»

А потом мы стали справлять 5 марта как праздник. Не помню, с какого года, но довольно рано и в течение очень многих лет. Звали друзей, накрывали стол, выпивали, ставили портрет Сталина вверх ногами. Главный тост, который произносили: «Чтоб не воскрес!»

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-43259600

Похороны Сталина

Похороны Сталина стали самыми масштабными и самыми трагическими в истории России и СССР. Но по ряду причин их теперь стараются если не забыть, то вспоминать пореже…

Ныне бытует мнение, что Сталин был в атеистическом Советском Союзе воплощением Бога на земле. А потому его кончина якобы воспринималась в стране вселенской трагедией.

Однако воспоминания современников свидетельствуют о том, что никакого религиозного фанатизма по отношению к его персоне в народе не было. Людей потрясла не сама смерть вождя, а крушение привычной жизни.

Казалось, что с кончиной Сталина ушла целая эпоха, а новая представлялась неопределённой, и потому пугающей. Да и сама смерть Сталина была не «божественной», а весьма прозаичной.

1 марта 1953 года на Ближней даче около села Волынского сотрудник охраны Лозгачёв обнаружил разбитого параличом «отца народов» на полу в малой столовой. Тот в беспомощном состоянии провалялся там несколько часов.

Потом на дачу приезжали вызванные охраной ближайшие соратники Сталина, однако никто из них не торопился приглашать медицинскую помощь. Только в четверть девятого утра следующего дня на Ближней даче появились врачи.

4 марта советский народ оповестили по радио о болезни вождя, сообщили о параличе и «дыхании Чейна-Стокса». Людям, разбирающимся в медицине, всё сразу стало ясно. Выражение «дыхание Чейна-Стокса» означало, что у Сталина началась агония.

Он скончался 5 марта 1953 года в 21:50 по московскому времени. Его почти 30-летнее правление страной закончилось.

Смерть Сталина имела огромный мировой резонанс. Новость о кончине советского лидера мигом стала главной мировой новостью. Говорят, что даже на Западе кондукторы городского транспорта обращались к пассажирам со словами: «Встаньте, господа, умер Сталин».

А в СССР кончина Иосифа Виссарионовича, без преувеличения, вызвала общенациональное горе. На всех предприятиях и во всех учебных заведениях проходили траурные митинги. На них суровые мужчины смахивали слёзы, а женщины падали в обморок.

Такое поведение людей и ныне остаётся загадкой и кроется где-то в области психологии.

Например, Анастасия Александровна Баранович-Поливанова в своих воспоминаниях рассказывала: «Помню, сидит потрясённая преподавательница марксизма, кстати, очень милый человек, и говорит: «Вот если бы сейчас спросили, что у меня самое дорогое? Дочка, конечно. И вот скажи: отдай её, и он воскреснет, — я бы согласилась»«.

Но, возможно, наиболее яркий пример — это стихи, которые написала на смерть вождя известная ленинградская поэтесса Ольга Берггольц.

В 1938 году она была арестована по обвинению в «связи с врагами народа и участии в контрреволюционном заговоре».

Её мужа расстреляли, а её, беременную, на допросах били ногами в живот, отчего она разрешилась мёртвым ребёнком. Но когда Сталин умер, в газете «Правда» вышли её стихи:

  • Обливается сердце кровью…
    Наш любимый, наш дорогой!
    Обхватив твое изголовье,
  • Плачет Родина над Тобой.

Причём слово «Тобой» было написано с большой буквы — так в Библии пишут местоимения, относящиеся к слову «Бог». И очень трудно заподозрить Ольгу Берггольц в лицемерии. Видимо, она действительно так чувствовала, как написала.

Власти поддерживали такие народные настроения. Чтобы подчеркнуть значимость утраты, в стране был объявлен 4-дневный траур. Работа всех учебных заведений и многих предприятий встала. В Москве срочно заклеивали белой бумагой все афишные щиты и тумбы, чтобы ничего не отвлекало людей от траура. По радио круглые сутки передавали классическую музыку.

Похороны Сталина были назначены на 9 марта 1953 года, а 6 марта тело вождя было выставлено в Колонном зале Дома союзов для прощания. Соратники никак не могли решить, в чём хоронить Сталина. По идее, напрашивался вариант с парадным мундиром генералиссимуса.

Но, похоже, соратники, которые все без исключения боялись вождя при жизни, решили выказать пренебрежение ему мёртвому. Сталина положили в гроб в его повседневном мундире с отложным воротником, на который были пришиты шинельные генеральские петлицы.

Единственно, для придания торжественности на мундир нашили золотые пуговицы и погоны генералиссимуса с золотым шитьём. Но при прощании в Доме союзов некоторые особо внимательные посетители подмечали, что мундир на Сталине поношенный.

На груди над орденскими колодками к мундиру прицепили две звезды — награды Героя Социалистического Труда и Героя Советского Союза. Любопытно, что вторую награду Сталину при жизни так и не вручили. Она пылилась в Совмине, откуда её срочно доставили. А затем в первый и последний раз прикрепили её к сталинскому кителю.

По иронии судьбы, спустя 8 лет, в 1961 году, когда тело Сталина выносили из Мавзолея, его «лишили» и немногочисленных похоронных атрибутов. Срезали с мундира золотые пуговицы и заменили их на латунные, сняли звезду Героя Социалистического труда, а звезды Героя Советского Союза у него на одежде почему-то не оказалось.

Чем похороны Сталина были похожи на похороны русских царей

На три дня и три ночи тело Сталина выставили для прощания с народом. В Колонном зале Дома союзов на постаменте, утопая в цветах, стоял гроб с телом усопшего. У гроба в почётном карауле стояли руководители партии и правительства, а мимо них нескончаемым потоком шли люди.

Иностранные делегации, которые из многих стран съехались в Москву, пропускали без очереди через специальный вход. А через весь центр столицы протянулась очередь из советских граждан, которые хотели попасть в Дом союзов. В том, что такое огромное количество людей хотело попрощаться с умершим Сталиным, кроется ещё одна загадка.

При том, что население Москвы тогда составляло порядка 5 миллионов человек, а приезжих из области на электричках заворачивали домой, в Дом союзов пытались попасть порядка 2 миллионов человек. Вряд ли можно сказать, что их скорбь требовала отдания последних почестей вождю. Многие шли в «обязаловку».

На предприятиях и в учебных заведениях формировали группы, как на демонстрацию. Но подавляющее большинство москвичей отправилось по собственной воле. Те, кто дожил до наших дней, и ныне затрудняются ответить, почему пошли. Отправились не от великой любви или великой скорби. А скорее всего, от желания приобщиться к истории, ощутить значимость момента.

Живым Сталина практически никто из них не видел. Или только издалека, на демонстрации. А когда представилась возможность взглянуть на него вблизи, пусть даже на мёртвого, очень многим захотелось это сделать.

Многотысячные толпы людей, двигающиеся к Дому союзов со всех концов Москвы, пытались сдерживать солдаты. Были выставлены грузовики и отряды конной милиции, но это только усиливало давку. В пределах Бульварного кольца происходило массовое столпотворение.

Люди оказывались зажатыми со всех сторон, а народ все прибывал и прибывал, усугубляя ситуацию. Основная масса людей скопилась в районе Трубной площади. В этом месте соединяются Петровский, Рождественский, Цветной бульвары, Неглинная и Трубная улицы.

Кто-то пустил слух, что через Трубную проще всего попасть на Большую Дмитровку. И люди устремились туда.

Почему-то вид толпы никого не пугал. Это можно объяснить менталитетом советских людей, которые привыкли толпиться в теплушках, трамваях, на митингах. Москвичи пробирались по крышам домов, лезли под милицейскими лошадьми, проныривали под троллейбусами, втискивались сквозь заграждения из здоровенных «студебеккеров». Лезли, карабкались, вминались и в результате давились в толпе.

На Трубной площади для ограничения людского потока тяжёлыми военными грузовиками выгородили два узких прохода на Неглинку. Эти проходы вдоль линии домов по ту и по другую сторону площади были к тому же изогнуты буквой «Г». Там народ в основном и давился.

Толпа рушила заборы и ворота, разносила витрины магазинов, но самое страшное происходило внутри неё. Людей сдавливало так, что они уже не могли ничего сделать. Людское море отрывало их от земли и несло, сжимая до боли ребра и лёгкие, отчего казалось, что невозможно дышать.

Кто пытался выбраться, лез по головам или взбирался на фонарный столб. Но срывался, оказывался внизу и был безжалостно затоптан. Путь в Колонный зал превращался в борьбу за выживание. Но очень многие не выжили. Число погибших неизвестно, никакой официальной статистики по этому поводу не велось.

Наоборот, власти пытались тщательно скрыть размеры трагедии. Но очевидцы рассказывали страшные вещи. Про то, как на опустевших улицах валялись сотни галош и башмаков, потерянных людьми, словно следы какого-то грандиозного побоища. Про морги, забитые раздавленными людьми.

Про то, что многих погибших тайно хоронили за городом в братских могилах, чтобы мир не узнал о масштабах трагедии.

Можно предположить, что число погибших исчислялось сотнями, если не тысячами. Напрашивалась аналогия с Ходынкой. Только та произошла, когда царь взошёл на престол, а другая чудовищная давка случилась, когда советский глава государства лишился престола по причине смерти.

Непосредственно похороны Сталина прошли чётко и без каких-либо эксцессов.

Регламент похорон был расписан поминутно, и вся церемония должна была занять ровно 105 минут. Всё мероприятие прошло точно по графику — секунда в секунду.

В 10:15 ближайшие соратники вождя подняли гроб с его телом на руки и водрузили на орудийный лафет. После этого траурная процессия отправилась от Дома союзов к Мавзолею. Маршалы и генералы по ранжиру несли на атласных подушечках награды генералиссимуса. За гробом шли высшие руководители страны и партии.

Перед Мавзолеем состоялся траурный митинг, который открыл председатель похоронной комиссии Никита Хрущёв. С прощальными речами выступили Георгий Маленков, Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов.

Потом, в 11:54 Хрущёв объявил о закрытии траурного митинга и дал сигнал внести гроб с вождём в Мавзолей, над входом в который были начертаны два имени: ЛЕНИН и СТАЛИН. Спустя 8 лет по указанию того же Хрущёва Сталина вынесут из Мавзолея.

Ровно в 12 часов, после боя кремлёвских курантов, был произведён артиллерийский салют. За звуками траурного марша зазвучали гудки московских заводов, а на Красной площади начался военный парад.

Окончание похорон Сталина возвестили гудки на заводах по всей стране от Бреста до Владивостока и Чукотки. Позднее Евгений Евтушенко по этому поводу сказал: «Говорят, что этот многотрубный вой, от которого кровь стыла в жилах, напоминал адский вопль умирающего мифического чудовища…».

Другие ныне говорят, что в Сталине было нечто сатанинское: мол, не зря он сам всегда работал по ночам и заставлял бодрствовать всё своё окружение. А ещё, загубив при жизни миллионы людей, несколько сотен утащил в могилу и после своей смерти.

В этой связи вспоминают прежде всего давку на Трубной площади.

В один день со Сталиным, 5 марта 1953 года, умер и известный композитор Сергей Прокофьев. Его Седьмая симфония звучала на похоронах вождя. А сам композитор скончался в коммуналке, находясь в опале, и был похоронен без всякой помпы.

В Грузии Сталина особенно почитали и даже предлагали эту республику назвать его именем. Поэтому в Грузии негативно восприняли критику в адрес Сталина на 20-м съезде партии.

И, похоже, что особенно возмутились оттого, что с разоблачением культа личности «великого грузина» выступил армянин Микоян.

Когда в годовщину смерти Сталина, 5 марта 1956 года, ни одна грузинская газета не упомянула про это событие, в Тбилиси произошли массовые беспорядки.

9 марта толпы людей двинулись к Дому правительства. Но на подходе к нему из находившегося поблизости Дома связи раздалось стрекотание пулемётов. Люди бросились спасаться кто куда — в переулки, укрытия, но пулемёты продолжали косить убегающих.

На мосту через Куру образовалась воющая толпа, а с двух сторон её теснили танки. Чтобы не быть раздавленными, люди кидались с огромной высоты в ночную реку и погибали в воде. Говорят, что в тот день погибло около восьмисот демонстрантов.

Своей кровью они обагряли портреты Сталина, которые несли к Дому правительства.

Олег ЛОГИНОВ

Ещё интересные материалы с сайта «Загадки истории»

Читайте также:  Почему русские не смотрели окружающим в глаза

Источник: https://zagadki-istorii.ru/rassledovanie-31.html

Траурный церемониал XVII в

Траурный церемониал XVII в.

Для того чтобы определить, как реформировался траурный церемониал, нужно проанализировать его особенности в XVII в., когда на престол взошла новая династия – династия Романовых. Это поможет определить, какие элементы траурного действа были преобразованные позже, какие были сохранены впоследствии. Рассмотрим, как хоронили московских царей из Дома Романовых и членов их семей.

Уже говорилось о том, как скоро хоронили представителей правящего дома – в день смерти или на следующий день, не позже. Традиция очень скорого захоронения, возникшая в древности, сохранялась и у представителей новой династии Романовых на протяжении всего XVII в. Между смертью и похоронами временной промежуток практически отсутствовал.

Так, вторая супруга царя Михаила Федоровича Евдокия Лукьяновна Стрешнева, умершая 18 августа 1645 г., была похоронена 19 августа того же года в Вознесенском монастыре. Царь Алексей Михайлович, скончавшийся в ночь с 29 на 30 января 1676 г., погребен 30 января. Его первая жена Мария Ильинична Милославская скончалась 3 марта 1669 г., погребена 4 марта.

Вторая супруга Алексея Михайловича царица Наталья Кирилловна Нарышкина скончалась 25 января 1694 г., погребена 26 января. Сестра Алексея Михайловича царевна Анна Михайловна скончалась 27-го, похоронена 28 октября 1692 г. Первый наследник царя Алексея Михайловича царевич Алексей Алексеевич скончался 17-го, погребен 18 января 1670 г.

Правительница София Алексеевна умерла 3-го, похоронена 4 июля 1704 г. Царь Федор Алексеевич скончался 27-го, погребен 28 февраля 1682 г. Царевна Мария Иоанновна (дочь царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Федоровны Салтыковой) умерла 13-го, похоронена 14 февраля 1692 г.

Одним из последних представителей династии, похороненным так скоро после смерти, стал соправитель и старший брат Петра I царь Иоанн Алексеевич, скончавшийся 29 января и погребенный на следующий день, 30 января 1696 г.[105]

Если смерть наступала до восхода солнца, захоронение могло производиться в тот же день: 8 февраля 1679 г. скончалась и в тот же день была похоронена в Новоспасском монастыре крестная мать Петра I, его тетка царевна Ирина Михайловна. Также была похоронена и ее сестра царевна Евдокия Михайловна, родившаяся, скончавшаяся и погребенная в один день, 10 февраля 1637 г.[106]

Однако в трудах историков часто возникают разночтения, вызванные тем обстоятельством, что разные источники дают противоречивые данные по каждому вопросу. Наиболее распространенная легенда, бытующая до сегодняшнего дня, связана со свидетельством Н. И. Костомарова: «Царское погребение совершалось через шесть недель после смерти.

Тело государя шесть недель стояло в домовой церкви в гробу: крестовые дьяки денно и нощно читали над ним псалтырь, и попеременно дневали бояре, окольничие и стольники над усопшими.

Между тем по всему государству посылались гонцы, которые во все монастыри и церкви возили деньги для служения панихид; в праздники при служении панихиды ставили кутью; эти панихиды по всем церквям и монастырям царства русского служились в течение 6 недель каждый день, исключая воскресенья. В сороковой день после кончины совершалось погребение царственной особы.

Отовсюду стекались в Москву духовные власти, архимандриты и игумены. В погребальной процессии впереди шло духовенство; наблюдалось, чтобы важнейшие особы, архиереи и патриарх шли сзади прочего духовенства, а за духовными следовали светские сановники, бояре и окольничие, за ними – царское семейство, а за ним – боярыни.

Множество народа толпилось за гробом, без чинов и различия достоинства. Прощание с царственными особами не происходило при опущении гроба; с ними прощались ближние прежде, при вносе в домашнюю церковь после кончины. Опустив тело в могилу, не засыпали его землею, а закрывали каменною доскою».

[107] Очевидно, ученый использовал в качестве источника произведение дьяка Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича», где описывается легендарная, хотя и небезынтересная версия похорон русских царей XVII в.[108] В параграфе 31-й главы «О преставлении царей и цариц и царевичей и царевен, и о погребении их» даются интересные подробности, касающиеся темы царских похорон.

Безусловно, невозможно воспринимать этот памятник как достоверный исторический документ, определенным источником информации он может служить только с оговорками. В произведении говорится о том, что после смерти царя первым делом посылали к патриарху и боярам. Патриарх приказывал звонить в один колокол, чтобы сообщить печальную весть горожанам.

После этого он отправлялся в церковь для чтения Великого Канона. Окружение царя в это время, переодевшись в черное платье, отправлялось на царский двор для прощания с телом. Тело государя омывали теплой водой, надевали на него нижнее белье и царское одеяние и клали в деревянный гроб, в обивке которого как внутри, так и снаружи преобладал темно-малиновый цвет.

До этого момента свидетельство дьяка не вызывает сомнения.

Далее Котошихин указывает на странное, если сравнить с документами, долгое прощание с телом, выставленным в «царской» церкви, устроенной перед царскими покоями: «…и стоит его царское тело в его царской церкве, которая устроена пред покоями его, до тех мест как будет погребение; и до 6 недель у гроба его говорят церковные дьяки денно и ночно псалтырь с молитвами».

По сохранившимся документам можно судить о том, что временной промежуток между смертью и похоронами бывал ничтожно мал – до одного дня. Правда, караул у захоронения длился до шести недель, вероятно, требовалось некоторое время для приготовления склепа и собственно могилы.

Но вероятность шестинедельного прощания с неподготовленным телом (данных о бальзамировании в допетровское время не имеется) представляется маловероятной.

По утверждению Котошихина, в это время шла подготовка похорон, по всей стране рассылались гонцы с сообщением о печальном происшествии и с приглашением митрополитам, архиепископам, епископам и игуменам прибыть для участия в печальных торжествах, во всех церквях и монастырях шло поминовение усопшего. В данном случае свидетельство того, что похороны совершались на таком отдаленном временном промежутке от смерти правителя, не находит отражения в документах.

Полученное из неточного источника свидетельство Н. И. Костомарова, как уже говорилось выше, относится к легендарным, но оказавшим существенное влияние на следующие поколения исследователей. В данном контексте представляется интересной книга, изданная в 1856 г.

, – «Описание погребения. императора Николая I c присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и других европейских государей».

[109] В этом труде, вполне соотносящемся с имеющимися историческими свидетельствами, говорится о том, что «смертные останки российских царей и царевичей, а равно цариц и царевен, были переносимы в самый день их кончины, или на другой день, из Московского Кремлевского Дворца: царей и царевичей – в Архангельский Собор, а цариц и царевен – в Вознесенский монастырь».[110]

Такая традиция строго соблюдалась со времен вступления на престол Дома Романовых (оговоримся, что Романовы унаследовали эту традицию от предшественников) до Петра Великого. После того как тело было установлено в церкви, начиналась панихида.

Погребение происходило в день выноса, а панихиды продолжались сорок дней, в продолжение которых двенадцать бояр, окольничих, думных дьяков и стольников дневали при могиле.

Скорее всего, эти дневания, так же как и в предшествующие времена, в представлении иностранцев (о чем говорилось выше) и людей, не вовлеченных в непосредственное действо (случай с Г. Котошихиным), послужили причиной путаницы, давшей пищу для рождения свидетельств о более позднем, чем было в реальности, захоронении тела.

Переходя из одного исследования в другое, не подвергаясь анализу и проверке, эта версия дошла до нашего времени. Однако при сопоставлении реальных фактов вопрос о сорокадневном прощании с телом непогребенного царя переходит в разряд преданий, не соответствующих реальному положению вещей.

Мнение о ложности мифа о сорокадневном непогребении тела поддерживает С. Ю. Шокарев, занимавшийся разработкой темы на примере некрополя города Москвы.[111] Он указывает на то, что детали описания похорон в различных источниках разнятся. Исследователь приводит в качестве примера свидетельство Г. К.

 Котошихина, неверно сообщавшего, что тело царя не погребалось до тех пор, пока «из городов власти съедутца все к Москве».[112] Безусловно, дьяк Котошихин, как человек явно не входивший в число особо приближенных к особе государя лиц, не мог быть досконально осведомленным о специфике траурного церемониала московских правителей.

Следовательно, его свидетельство не может быть использовано как документ неоспоримой достоверности. Однако, как это часто бывает, однажды сказанное слово, переписанное многими авторами, в том числе и авторитетными специалистами, вошло в научный обиход без дополнительной проверки и осмысления.

В результате постоянных повторений и компиляций родилась легенда, живущая до сего дня. Автор данной работы делает попытку развенчать несостоятельность легендарной версии и установить истину.

О смерти царя и восшествии на престол его преемника в XVII в. народу сообщали грамотами, одновременно они являлись требованием о скорейшем приведении подданных разных сословий к присяге. Так, 30 января 1676 г.

грамоты «О кончине государя царя и великого князя Алексея Михайловича и о восшествии на престол сына его государя царя и великого князя Федора Алексеевича»[113] были посланы стольнику во Владимир, воеводе князю Хованскому, на Дон казацким атаманам и в другие города страны. 3 мая 1782 г.

грамоты «О кончине царя Федора Алексеевича и о вступлении на всероссийский престол царя Петра Алексеевича и об учинении ему в верности присяги от всего войска»[114] отправлены донским атаманам и казакам.

По поводу смерти и похорон представителей правящей семьи обязательно выпускался документ, сообщавший подробности дела. Некоторые из этих документов опубликованы Н. И. Новиковым в «Древней российской вивлиофике, или Собрании древностей российских».

Например, церемониал похорон первого наследника царя Алексея Михайловича царевича Алексея Алексеевича, скончавшегося в возрасте 16 лет в «семь часов и две четверти» утра 17 января 1670 г.[115] Хоронили его на следующий день после смерти 18 января в четвертом часу дня в Архангельском соборе Московского Кремля.

Комнатные стольники вынесли из хором тело царевича, покрытое серебряной объярью. У переградных дверей были установлены сани, обитые червчатым бархатом. Гроб с телом был поставлен на эти сани под тем же покрывалом. Сверх прежнего покрова тело и гроб были покрыты золотым аксамитом.

От переградных дверей через постельное и красное крыльцо тело в соборную церковь Архангела Михаила стольники несли по очереди, из хором до церкви с иконами шли с пением надгробного.

В процессиях на государственных выходах, к которым относятся и похороны первых лиц, особое значение приобретает порядок следования участников. В России XVII в.

все значимые события сопровождались духовенством, похороны представителей царской семьи проходили с непременным и важнейшим участием священнослужителей, построение в процессии осуществлялось по старшинству от менее важных персон к более важным.

Группа духовных лиц предваряла несение тела, в данном случае сначала шли священники, дьяконы, певчие, дьяки государевы и патриаршие, следом митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, начиная с нижнего чина по возрастанию.

За телом усопшего следовала группа, представлявшая семью, в данной процессии ее возглавлял отец царевича царь Алексей Михайлович, за ним следовали царевичи: Грузинский Николай Давыдович, Касимовский Василий Арасланович с сыном Федором Васильевичем, Сибирские Петр и Алексей Алексеевичи, за которыми строились бояре, окольничие, думные и ближние люди, стольники, стряпчие, дворяне, дьяки, жильцы – все в черном платье. Процессия четко разбивалась на две главные группы: духовных и светских лиц, они разделялись главным героем события – усопшим в гробе.

Если духовные лица следовали в порядке возрастания чина, то гражданские, наоборот, шли по убыванию степени важности – от царя Алексея Михайловича, не просто отца, но и первого лица в государстве, по нисходящей линии. «Черни», т. е. простого народа, в процессии не было.

Около церкви Архангела Михаила у церковных дверей тело царевича Алексея Алексеевича было принято из саней, внесено в церковь и установлено на приготовленном месте комнатными стольниками.

Потом была отслужена литургия митрополитами, архиепископами, епископами, архимандритами, игуменами со всем преосвященным собором. Обычно в подобных службах принимал участие второй по значимости человек в государстве и первое лицо в духовной сфере – патриарх.

Но в данном случае Святейший Иосаф, патриарх Московский и всея Руси, на выносе тела не был и литургию не служил по объективной причине – своей немощи.

По совершении литургии всем собором служили надгробное пение, после чего присутствующие светские люди: бояре, окольничие, думные и ближние люди, стольники, стряпчие, дворяне московские, полковники, головы и приказные – просили у царевича прощение и с плачем и воплями целовали его руку; когда прощание закончилось, тело царевича положили в церкви Михаила Архангела в правой стороне, слева от гроба его деда царя Михаила Федоровича. Просить у покойного прощение за все явные и нечаянные обиды, ему нанесенные, было обычным явлением в русской традиции, так же как и сопровождающие покойника плачи и вопли.

После похорон продолжилось традиционное сорокадневное дневание по приказу царя. Вместе с боярами, окольничими и думными людьми в церкви днем и ночью по очереди несли дежурство стольники.

Участие в дневании являлось, с одной стороны, почетной, с другой стороны, достаточно обременительной обязанностью. Список дежуривших был важным показателем степени приближенности к правящему монарху.

На 40-й день Алексей Михайлович в церкви слушал литургии и панихиды и приказал дневания прекратить.

В Архангельском соборе гроб с телом устанавливали в центре, но не в алтаре; после отпевания закладывали «в землю» и закрывали «цкою» (плитой). После отпевания патриарх ел сам и кормил царицу и ее окружение ритуальной едой – кутьей, после чего расходились восвояси.

Царские похороны сопровождались амнистиями[116] и богатыми раздачами милостыни, согласно Г. К. Котошихину.[117] Освобождение из мест заключения воров и убийц приводило к обострению криминальной обстановки в столице во время царских похорон, ибо освобожденные из городских тюрем преступники возвращались к своим привычным делам – начинали грабить и убивать мирных жителей без разбору.

Следующая глава

Источник: https://religion.wikireading.ru/82739

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector