Чем правила женских боев на руси отличались от правил мужских боев

Чем дамские дуэли на Руси отличались от мужских

Женской дракой в наши дни никого не удивишь. Девушки и дамы готовы драться по самым различным поводам: на дискотеке, не поделив симпатичного парня, в поликлинике, если кто-то пытается без очереди пройти к врачу… Неужели так было вечно?

Женские поединки – по правилам и без

На Руси издавна были в ходу кулачные бои. Конечно, по большей части в них принимали участие мужа, но бывали случаи, что дрались и женщины.

Впрочем, русские крестьянки чаще выясняли отношения с мужьями и друг с другом любыми подручными оружиями, а не только кулаками – например, кочергой… Поводом к драке между двумя женщинами могло стать предполагаемое воровство или иной дурной поступок, совершенный одной из них по отношению к другой.

Нередко нападали на соперниц: жена могла напасть на любовницу своего супруга. Бывало, что в процессе драки женщины царапали друг друга, таскали за волосы, чего обычно не водилось среди мужей.

Еще в Древней Руси были узаконены так называемые судебные поединки, причем участие в них могли принимать и женщины. Правда, дама имела право выставить против своего обидчика кого-то из мужчин – отца, мужа, брата, жениха или просто известного.

Но только если обидчиком был мужчина. Если же обидчицей являлась другая женщина, то истица обязана была сразиться с ней собственно. Эти правила были официально записаны в Псковской судебной грамоте от 1397 года.

Причем касались они представительниц всех сословий.

Обыкновенно в поединках использовалось такое оружие, как дреколье, рогатины и окованные железом дубины. Очень редко дрались врукопашную. Это прикасалось и женщин.

Екатерининские дуэли

При Петре I был издан приказ о запрете дуэлей. Но это не помогло. Даже дворянки предпочитали поединок судебной тяжбе.

Российская императрица Екатерина II благосклонно глядела на дуэли и наказывала нарушителей, лишь если в результате поединка кто-то погибал или получал серьезные увечья.

Только за одинешенек 1765 год состоялось 20 дуэлей, на 8 из которых роль секунданта исполняла сама императрица.

Однако у Екатерины был принцип – биться только до первой крови! За все долгое время ее правления было лишь три случая, когда женщины-дуэлянтки погибли.

В 1770 году княгиня Екатерина Дашкова, будучи в Лондоне, в доме жены российского посла графини Пушкиной, горячо поспорила с герцогиней Фоксон. В ходе дискуссии та оскорбила Дашкову. Княгиня в ответ дала герцогине пощечину. Завязалась драка, и обе противницы потребовали шпаги. Дуэль состоялась в саду и, к счастью, продлилась недолго. Дашкова была ранена в плечо, но не опасно.

Когда бьются насмерть…

После Екатерины II женские дуэли стали еще более частыми. Так, в одном только петербургском салоне госпожи Востроуховой за 1823 год состоялось 17 дуэлей.

В июне 1829 года в Орловской губернии поссорились две помещицы – Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова. Взаимоотношения решили выяснить с помощью поединка. В качестве оружия обе дамы взяли сабли, принадлежавшие их мужьям, а роль секундантов исполняли гувернантки-француженки. Также присутствовали дочери-подростки Заваровой и Полесовой.

Дуэль проходила в березовой роще. Примириться противницы отказались и вновь вступили в перепалку. В пыл ее обе выхватили сабли… Закончилось все трагически. Заварова скончалась на месте от ранения в голову, а Полесова, получив рану в живот, померла через сутки.

Пять лет спустя на дуэли встретились уже их выросшие дочери. Они также дрались на саблях. Для Анны Полесовой единоборство стал смертельным, а вот Александра Заварова осталась жива, и обо всей этой истории стало известно из дневника, который она вела.

На дуэли погибла молодая актриса Мариинского арены Анастасия Малевская. Убийцей ее стала еще более юная особа, имя которой даже не сохранилось в истории. Малевская приревновала к девице, которая была проездом в Петербурге, своего кавалера. После словесной стычки был назначен поединок на пистолетах. Увы, актрисе не повезло…

Современники указывают, что дуэли женщин из-за мужчин были особо жестокими. Как правило, соперницы не удовлетворялись нанесенными ранами – они жаждали кончины оппоненток. Иногда дуэлянтки даже смазывали острия шпаг или сабель ядом, чтобы соперница наверняка умерла.

В писульках французской маркизы де Мортене говорится о русских дуэлянтках: «Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь незрячую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

Хорошо, что время дуэлей ушло…

Источник: http://imperhans.ru/chem-zhenskie-dueli-na-rusi-otlichalis-ot-muzhskix/

«Лежачего не бьют!» : какие были запреты во время кулачного боя на Руси

Кулачный бой — одно из древнейших боевых искусств человечества. Он был популярен в Древнем Риме, Греции. Обожали кулачный бой и на Руси еще до ее христианизации. Как и всякое боевое искусство, сражение на кулаках имело определенные правила и запреты.

Не бить лежачего

Один из главнейших запретов русского кулачного боя выражался в формулировке «Лежачего не бьют!» Мощный удар кулака опытного мастера вполне мог сбить с ног дородного мужика. Как только противник оказывался на земле, его оставляли в покое.

Бой продолжался лишь после того, как сраженный поднимался на ноги. В противном случае бойцу, отвесившему решающий удар, присуждалась победа.

Использовать только кулаки

В сражении можно было пользоваться только кулаками. Удары головой, коленями, пятками и другими частями тела — табу.

Русские «кулачники» применяли 3 поверхности кулака: со стороны костяшек — «удар оружием», со стороны сжатых в кулак фаланг пальцев — «обухом», со стороны основания кулака возле мизинца — «рубящий удар». Локти или предплечья в дело не шли.

Не бить ниже пояса

В кулачном бою разрешалось бить противника только выше пояса. Никаких подсечек, контактов в пах или ноги! Бойцы старались наносить врагу сокрушительные удары по голове, ребрам («под микитки») или солнечному сплетению (это называлось «бить в душу»).

Чтобы при столь ограниченном наборе приемов выйти из схватки победителем, нужно быть мощным и виртуозным бойцом. Кулачный бой был настоящей проверкой на прочность и молодецкую удаль. За это его и любили в народе.

До первой крови

Категорически запрещалось добивать истекающего кровью противника. Если у того начиналось кровотечение, сражение полагалось прекратить. Однако и при таком ограничении в кулачных боях часто бывали смертельные случаи.

Никакого оружия

Главное правило — сражаться голыми руками — строго соблюдали абсолютно все бойцы. Никаких ножей, кастетов и даже варежек не использовали. В противном случае участника боя могли не только дисквалифицировать, но и ославить как подлого труса. А это на Руси считалось хуже смерти.

Последнее негласное правило касалось времени проведения боев. Обычно «кулачники» не дрались просто так, на улице. Такое поведение считалось чем-то недостойным. Бои проводили по большим праздникам: на Масленицу, Крещение, Петров день и пр.

Сражение имело массовый характер. Опытные и молодые бойцы собирались в специально для этого отведенном месте — на замерзшей реке или где-то неподалеку от праздничных гуляний — и шли друг на друга рядами, «стенку на стенку».

Существовал и одиночный бой — «один на один», — в который обычно вступали вожаки и самые опытные бойцы. Победа в таком сражении приносила мужчине чуть ли не бессмертную славу. Победителей почитали и помнили годами.

HeartPoopHahaLoveWowYaySadAngry

Источник: https://tstosterone.ru/lezhachego-ne-byut-kakie-byli-zaprety-vo-vremya-kulachnogo-boya-na-rusi/

Чем женские дуэли на Руси отличались от мужских

Женской дракой в наши дни никого не удивишь. Девушки и дамы готовы драться по самым разным поводам: на дискотеке, не поделив симпатичного парня, в поликлинике, если кто-то пытается без очереди пройти к врачу… Неужели так было всегда?

Женские поединки – по правилам и без

На Руси издавна были в ходу кулачные бои. Конечно, по большей части в них принимали участие мужчины, но бывали случаи, что дрались и женщины. Впрочем, русские крестьянки чаще выясняли отношения с мужьями и друг с другом любыми подручными средствами, а не только кулаками – например, кочергой…

Поводом к драке между двумя женщинами могло стать предполагаемое воровство или другой дурной поступок, совершенный одной из них по отношению к другой. Нередко нападали на соперниц: жена могла напасть на любовницу своего мужа. Бывало, что в процессе драки женщины царапали друг друга, таскали за волосы, чего обычно не водилось среди мужчин.

Еще в Древней Руси были узаконены так называемые судебные поединки, причем участие в них могли принимать и женщины. Правда, женщина имела право выставить против своего обидчика кого-то из мужчин – отца, мужа, брата, жениха или просто знакомого. Но только если обидчиком был мужчина.

Если же обидчицей являлась другая женщина, то истица обязана была сразиться с ней лично. Эти правила были официально записаны в Псковской судебной грамоте от 1397 года. Причем касались они представительниц всех сословий. Обычно в поединках использовалось такое оружие, как дреколье, рогатины и окованные железом дубины. Очень редко дрались врукопашную. Это касалось и женщин.

Екатерининские дуэли

При Петре I был издан приказ о запрете дуэлей. Но это не помогло. Даже дворянки предпочитали поединок судебной тяжбе. Российская императрица Екатерина II благосклонно смотрела на дуэли и наказывала нарушителей, лишь если в результате поединка кто-то погибал или получал серьезные увечья.

Только за один 1765 год состоялось 20 дуэлей, на 8 из которых роль секунданта исполняла сама императрица.

Однако у Екатерины был принцип – драться только до первой крови! За все долгое время ее правления было лишь три случая, когда женщины-дуэлянтки погибли.

В 1770 году княгиня Екатерина Дашкова, находясь в Лондоне, в доме жены российского посла графини Пушкиной, горячо поспорила с герцогиней Фоксон.

В ходе дискуссии та оскорбила Дашкову. Княгиня в ответ дала герцогине пощечину. Началась драка, и обе противницы потребовали шпаги. Дуэль состоялась в саду и, к счастью, продлилась недолго. Дашкова была ранена в плечо, но не опасно.

Когда дерутся насмерть…

После Екатерины II женские дуэли стали еще более частыми. Так, в одном только петербургском салоне госпожи Востроуховой за 1823 год состоялось 17 дуэлей. В июне 1829 года в Орловской губернии поссорились две помещицы — Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова. Отношения решили выяснить с помощью поединка.

В качестве оружия обе дамы взяли сабли, принадлежавшие их мужьям, а роль секундантов исполняли гувернантки-француженки. Также присутствовали дочери-подростки Заваровой и Полесовой. Дуэль проходила в березовой роще.

Примириться противницы отказались и вновь вступили в перепалку. В разгар ее обе выхватили сабли… Закончилось все трагически.

Заварова скончалась на месте от ранения в голову, а Полесова, получив рану в живот, умерла через сутки.

Пять лет спустя на дуэли встретились уже их выросшие дочери. Они также дрались на саблях. Для Анны Полесовой поединок стал смертельным, а вот Александра Заварова осталась жива, и обо всей этой истории стало известно из дневника, который она вела. На дуэли погибла молодая актриса Мариинского театра Анастасия Малевская.

Убийцей ее стала еще более юная особа, имя которой даже не сохранилось в истории. Малевская приревновала к девушке, которая была проездом в Петербурге, своего кавалера. После словесной стычки был назначен поединок на пистолетах. Увы, актрисе не повезло… Современники свидетельствуют, что дуэли женщин из-за мужчин были особо жестокими.

Как правило, соперницы не удовлетворялись нанесенными ранами – они жаждали смерти оппоненток. Иногда дуэлянтки даже смазывали острия шпаг или сабель ядом, чтобы соперница наверняка умерла.

Ранее Сенсум сообщал кто был сыт в голодном Леннинграде.

Источник: https://sensum.pro/history/43365-chem-zhenskie-dujeli-na-rusi-otlichalis-ot-muzhskih/

Кулачные бои женщин: в каких случаях их проводили на Руси

Кулачные бои женщин: в каких случаях их проводили на Руси

Женщины могут подраться, и это никак не зависит от страны или эпохи. Но иногда поединки с участием представительниц прекрасного пола устраивали специально. Поступали так и на Руси. Причем, цели у женских кулачных боев могли быть самыми разнообразными: от разрешения судебных споров до повышения урожая льна и конопли. Проводились такие побоища и на потеху публике.

Читайте также:  Латышские стрелки: самые опасные части красных в гражданской войне

Судебные поединки

Доктор исторических наук Вадим Долгов в своей статье «Поединки в древнерусской воинской культуре» написал об участии представительниц прекрасного пола в судебных боях. Они проводились на Руси с незапамятных времен вплоть до XVI века, если между людьми возникал гражданско-правовой конфликт. Например, соседи никак не могут поделить участок земли или речь идет о защите чести и достоинства.

Как правило, большинство разногласий разрешалось без поединков, но если установить истину никак не удавалось, то дело могло дойти до прямого столкновения на «поле» – так называлось место судебных ристалищ. Порядок проведения таких боев был строго регламентирован.

Например, Псковская Судная грамота (нормативно-правовой документ, первая редакция которого была принята на народном вече в 1397 году) запрещала поединки между мужчинами и женщинами, поскольку ни один из противников не должен был находиться в заведомо проигрышном положении.

Если разногласия возникли между представительницами прекрасного пола, то и на бой они должны были выйти друг против друга.

Но если соперником оказывался мужчина, за честь женщины должен был постоять кто-то из родственников или специально нанятый боец. Некоторые удалые молодцы подрабатывали участием в таких поединках.

Впрочем, согласно Псковской Судной грамоте, бойцов имели право нанять и пожилые люди, инвалиды, священнослужители, подростки. В-общем, все кто не мог сам постоять за себя.

Поединки проводились в особом месте в присутствии недельщика (своеобразный аналог современного судебного пристава). Часто противники использовали оружие. Дрались с ним и женщины.

Так, австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в книге «Записки о Московии» (1549 год издания) изложил свои воспоминания о двух посольских миссиях в Россию, состоявшихся в 1517 и 1526 годах.

Автор указал, как были экипированы участники судебного поединка: «Обыкновенно они имеют продолговатые латы, иногда двойные, кольчугу, наручи, шлем, копьё, топор и какое-то железо в руке наподобие кинжала, однако заострённое с того и другого краю; они держат его одной рукой и употребляют так ловко, что при каком угодно столкновении оно не препятствует и не выпадает из руки».

На Масленицу и другие праздники

Кулачные бои традиционно проводились на Масленицу и другие праздники. Изначально они были посвящены верховному богу славян Перуну, покровителю воинов.

Иногда подобные забавы устраивались на свадьбах, отсюда произошла поговорка: «Какая свадьба без драки?» Считалось, что разудалое веселье и лихой бой – это не только возможность продемонстрировать молодецкую удаль, но и дань уважения языческим силам природы, которые в ответ обязательно проявят благосклонность к людям.

Известный исследователь древних боевых традиций Алексей Мандзяк в книге «Славянские воинские искусства: От культа земли к воинскому поединку» (Минск, 2006 год издания) отметил, что в масленичных кулачных забавах могли принимать участие девушки и женщины.

В книге говорится: «В некоторых местах Саратовской губернии существовал обычай женских боев. Например, женщины села Окатная Маза в определенные дни собирались на вершине холма и состязались в рукопашном единоборстве. Начинались бои с поединка двух зачинщиц, а затем потом в бой вступали другие, и разгоралась массовая драка».

Этнографы связывают данный обычай с древними языческими верованиями, согласно которым женские поединки и состязания на Масленицу способствуют повышению урожая конопли и льна. Эти культуры народное сознание напрямую связывало с проявлениями природной энергии представительниц прекрасного пола.

И все же, повсеместной традицией на Руси девичьи и бабьи схватки никогда не были. Порой, наблюдая за своими мужчинами, сошедшимися «стенка на стенку», женщины тоже входили в раж, устраивали шуточную толкотню, потасовки.

Они хватали друг друга за одежду, боролись. И редко дрались как мужчины, обычно не доводя дела до обмена кулачными ударами. Не случайно в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.

Даля есть поговорка: «Мужики дерутся врасходку, бабы всвалку».

Бабушка Прасковья

Наша современница Ксения Горская в 2012 году опубликовала на портале «Клуб женских единоборств» воспоминания бабушки своей бабушки, которую звали Прасковья. Эта женщина родилась в 80-е годы XIX века во Владимирской губернии. Ее рассказы были записаны в личных дневниках внучкой, которую звали Дарья Никитична.

Прасковья жила в селе Горки, что находится на берегу реки Малый Киржач. А напротив стояла деревня Новинки Горские. С заречными мужиками и бабами часто на Крещенье и Масленицу и сходились сельчане. Одни назывались «горские», а другие «новинские».

Случались потасовки и с жителями других соседних сел: Соколово, Никольское и Андреевское. В Новинках в ту пору (начало ХХ века) образовалась дружная девичья компания, которую возглавляли две бойкие и крепкие сестрицы: Алевтина (по прозвищу Стружка – из-за кудрявых волос) и Глаша.

Однажды Прасковья и ее младшая сестра Груша пожаловались матери на воинственных зареченских девушек, и та научила своих дочерей некоторым приемам женской борьбы, которые знала с юных лет.

После нескольких месяцев регулярных тренировок во время очередных зимних кулачных забав Параша с Грушей хорошо «отметелили» своих соперниц, что привлекло к ним внимание парней. Были потом и другие состязания с девушками из Никольского, Соколово и Андреевского, что остались в памяти бабушки Прасковьи.

Впрочем, скорое замужество и домашние хлопоты быстро отвлекли деревенских заводил от подобных развлечений. Судя по всему, женские бои были больше похожи на современное дзюдо или самбо, чем на бокс. Многочисленные захваты за одежду и попытки свалить противницу с ног – эта техника боя сильно отличается от традиционных мужских кулачных поединков.

Матрена против Василихи

Эссе «Русские кулачки» Матвея Домрачева содержит воспоминания дедушки Прохора о женских поединках, которые проходили в Тамбовской губернии еще в начале ХХ века. Однажды случилось так, что во время масленичных боев молодой парень Прохор одолел известного бойца Василия.

И от обиды жена побежденного, которую все звали Василихой, стала задирать супругу победителя Матрену. Пришлось Прохору научить свою невысокую юную женушку искусству борьбы «на кулачках», чтобы в следующий раз Матрена смогла дать отпор дородной бабе Василихе. Так и получилось.

И воодушевившись примером победительницы, другие представительницы прекрасного пола стали участвовать в масленичных забавах.

Правда, начавшаяся вскоре Первая мировая война навсегда положила конец подобным развлечениям. Трагически сложилась судьба и у Матрены, она умерла от тифа, когда ее муж был на фронте. Вернувшись, Прохор так и не женился.

Непримиримые разногласия

Но далеко не всегда женские бои проводились на публике. Порой представительниц прекрасного пола заставляли драться непримиримые разногласия. При этом дамы обычно не хотели, чтобы о поединке кому-либо стало известно. Причин для конфликтов у женщин может быть немало: соперничество за мужчину; имущественный спор; необдуманные слова и обиды.

Если соседка распускает сплетни, если коллега ведет себя высокомерно, если продавщица утаивает сдачу – все это и многое другое может привести к физическому противостоянию. Часто в русских деревнях женщины дрались в банях, поскольку их обычно строят вдали от домов. Эти помещения закрываются изнутри, а что там происходит: мужикам знать не положено.

Сергей Великанов в своем рассказе «Банька» привел описание драки между двумя взрослыми бабами, которую случайно подсмотрели 11-летние мальчики, заглянувшие в щелку из любопытства. Две дородные противницы били друг друга кулаками совсем по-мужски, стараясь ударить посильнее.

Причем, обе предварительно разделись, чтобы не запачкать и не порвать одежду.

Поскольку в рассказе победительница гордо заявила проигравшей: «Так что, подходила и буду подходить», можно сделать вывод, что дрались бабы из-за некого представителя сильного пола. И одна из них, видимо, ранее потребовала от соперницы не приближаться к этому мужчине, но не смогла отстоять свою правоту в ходе поединка.

Вот так по-разному дрались на Руси женщины. Одни – ради победы в судебной тяжбе, другие – ради парня или мужика, третьи – ради урожая конопли или простой забавы.

Источник: http://news-fancy.com/4148-kulachnye-boi-zhenshchin-v-kakix-sluchayax-ix-provodili-na-rusi-full.html

Русский князь С.Витим: правила в русском кулачном бою =
==============================
САМЫЕ ОПАСНЫЕ ТОЧКИ НА ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА

  • Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет».
  • Нестор пишет:
  • «Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела».

 Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна. 

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепнойбой».

Этот вид единоборства — своеобразная разновидность панкратиона, только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами.

Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу. 

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы. 

Правила русского кулачного боя 

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар»)  тыльной стороной основных фаланг («обухом»). 

Разрешено было бить только в корпус и голову. 

Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение. 

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. 

  1. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). 
  2. За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца. 

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки — исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и с удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Закаляя с юношеских лет бесстрашие перед толпой и волю к победе русским воинам не было равных на войне, когда дело доходило до рукопашной битвы.  

Традиция использования ног в бою

 обнаруживает не только многообразие ударов, но и целые школы, практика которых характеризует крупнейшие центры кулачного боя. 

Так, москвичи особо использовали разные виды подсечек — хлестких ударов ногой с оттянутым носком. Удары эти известны по борьбе, как особая группа элементов, но мало кто знает, что выполняются они не только по ногам противника, но также в корпус, плечи и даже в голову! Вероятно, отсюда известная поговорка:

«Москва бьет с носка». 

Новгородцы особо почитали удары с подкруткой, называемые «оплетами». Эта их страсть отразилась даже в устном народном творчестве, например, в былине о Василии Буслаеве: «А иной дурак зашел с носка, его по уху оплел».

Или вот еще один очень любопытный пример, я бы даже сказал, психологический набросок: «Пнул ногой двери железные, поломал засовы крепкие» (Вольга-богатырь). Удивительно здесь то, что воин обвешан оружием, что называется, «с ног до головы». И вот перед ним «железные двери» с тяжелой оковкой.

Казалось бы, без топора или булавы не обойтись. Но ему это и на ум не приходит, и, как видим, неспроста: он просто «пнул» ногой — и дело сделано.

 В это самое понятие «пнул» в русском кулачном бою вкладывается целый метод, при котором боец усиливает удар, проваливая в него корпус. Удар развивается прямолинейно, имеет большую силу и рассчитан на то, чтобы сбить противника с ног, поскольку лежащий на земле признается проигравшим. 

Удары русского кулачного боя, наносимые ногами, по своей механике очень напоминают плясовую или камаринскую, как ее называли раньше. В плясе отражается не только движение самого удара, но и тактическое взаимодействие разных приемов, перемещения, реальные уклоны (свиля) и даже отдельные сценки боя. Все это становится узнаваемым для тех, кто хоть раз видел воочию русский кулачный бой.

Читайте также:  Какие куличи пекли на руси раньше

«Бык» — объемный, глубокий удар. Выполняется из предварительного маха ноги вперед, при котором колено должно подтянуться к плечу. Цель — сформировать необходимую, высокую горизонтальную плоскость развития удара. Наносится всей ступней в грудь противнику, с проваливанием собственного веса, что значительно усиливает воздействие на атакуемую поверхность.

«Оплет» — так же, как и предыдущий удар, имеет довольно много модификаций. Мы остановимся на базисной форме. Рис. 2. Выполняется согнутой ногой сбоку при скручивающем движении коленом внутрь. По форме напоминает пощечину, только проводимую не рукой, а ногой. Наносится ступней по плечам или в голову противнику.

«Подсад» — в этом ударе бедро и голень не разгибаются. Нога, что называется, закрепощена, выводится в удар согнутой примерно под прямым углом. Удар выполняется снизу по наклоненному противнику.

В бою, захватив ворот тулупа, противника подтягивали на себя, заставляя его чуть податься корпусом вперед. В этот момент и наносился удар. Защищенное плотной, зимней одеждой тело прекрасно «держит» подобные удары. Тулуп вообще в кулачном деле вещь незаменимая.

Как это ни странно звучит, но он во многом позволяет кровавую бойню перевести в разряд доброй состязательной утехи. 

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире.

На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону.

Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы». 

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев.

Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I.

После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

http://nnm.me/blogs/kibo9000/k…

Любые знания могут пригодиться на практике.

А знание того, где находятся самые болевые точки на человеческом теле, могут в определенной ситуации даже спасти вам жизнь и здоровье, ведь вы будете знать, куда лучше бить агрессивного противника или какие зоны своего тела следует защищать в первую очередь. И так… на теле человека находится 80 точек, которые приносят тяжкие телесные повреждения или смертельный исход… Поговорим о самых доступных…

Темя

Является самым незащищенным участком в верхней части головы. Если нанести по этой зоне сильный и резкий удар, то человек может умереть.

Висок

В детективах часто показывают, как человека толкнули, он ударился обо что-то виском – и умер… Это правда, под виском проходит артерия мозговой мембраны. Удар в эту область может привести к сотрясению мозга, а это чревато как обмороком, так и летальным исходом.

Нос

Удар в нос – это не только сильная боль. Это может дезориентировать человека, вызвать кровотечение. Носовую кость очень легко сломать.

Переносица

Она связана со зрительным нервом. Если «знаючи» ткнуть в эту точку пальцем, это может обернуться летальным исходом.

Глаза

Если ударить человека в область глаз, это не просто острая боль, жертва может совсем потерять зрение. А если ткнуть в глаз большим пальцем, то можно достать до самого мозга и нанести ему необратимые повреждения.

Нижняя челюсть

Точку, расположенную чуть ниже места сочленения челюсти с ухом, еще называют «областью нокаута». Направленный туда боковой удар приводит к поражению шейного отдела позвоночника, и противник падает. Именно поэтому во время боя участники нередко опускают подбородок, стремясь прикрыть уязвимое место.

Кадык

Даже легкий удар в эту область способен привести к удушью или рвоте. Если ударить сильно, это может привести к потере сознания или смерти.

Локтевой сустав

Даже когда мы сами случайно ушибаем себе локоть, это очень больно. Сильный удар в эту область может привести к онемению руки.

Солнечное сплетение

Все знают, что удар туда, особенно направленный вверх, является очень болезненным, так как он «поступает» на внутренние органы – сердце, печень, легкие. Последствия могут быть весьма серьезными.

Область сердца

Сильный удар сюда может просто убить, так как сердце у человека остановится. Весьма болезненны тычки пальцами между ребер, хотя особой опасности они не несут.

Живот

Именно в области живота расположена большая часть наших внутренних органов. Недаром «живот» в русском языке — от слова «жизнь». Также в старину было распространено выражение «не щадя живота своего».

Особенно опасен глубокий проникающий удар в верхнюю часть живота. Удар в нижнюю часть вводит в шоковое состояние, а если он достаточно силен, то это может привести к серьезным внутренним повреждениям.

Почки

Недаром столь распространено выражение «отбить почки». Удар по ним не только вызывает сильную боль, он может привести орган в негодность и превратить человека в инвалида.

Пах

Для мужчин удары в область паха и промежности особенно болезненны. А если ударить сильно, это может оказаться смертельным.

Коленная чашечка

Удар в коленную чашечку – это не только очень больно, это чревато травмой, а то и инвалидностью. В результате удара можно сломать чашечку или нарушить подвижность коленного сустава, что будет приводить к постоянным вывихам.

 О болевых точках

Одно из самых распространенных заблуждений: если знать, куда бить, то противника надолго можно вывести из строя. На самом деле важно знать не только куда, но и как, под каким углом и в какое время наносить удар.

Вам наверняка приходится слышать, что на шее есть загадочная точка, нажав на которую, можно заставить человека если не умереть, то хотя бы потерять сознание. Ну, мастера рукопашного боя способны на такое.

Но обычному человеку сложно отыскать эту точку и правильно воздействовать на нее.

Точно так же, человека можно убить одним легким тычком, если использовать особую технику «смертельного касания» или «прикосновение отсроченной смерти».

Болевые точки на теле человека обладают разной степенью уязвимости в зависимости от «приливов» и «отливов» энергии. Те, кто владеет так называемым «искусством ядовитой руки», могут вычислять такие периоды и пользоваться этим для обезвреживания или уничтожения противников. 

  • Социум
  • Национальная Идея
  • Гражданское общество

Источник: https://cont.ws/post/651813

Кулачный бой на руси

Кулачный бой на руси

Кулачный бой на руси

Как это ни удивительно, но такое яркое, характерное и традиционное проявление российской народной физической культуры, как кулачный бой, остается совершенно неизвестным западным историкам спорта. Это порой приводит к явным ошибкам в их работах.

Большой знаток истории бокса и кулачного боя американский спортивный журналист Джон Дюэрент (чья осведомленность, однако, ограничивается только Западом) утверждал, что вместе с уходом античной культуры с мировой арены, якобы, исчез и кулачный бой — с тем, чтобы возродиться затем лишь на Британских островах.

А ведь хорошо известно, что традиции кулачного боя существовали на нашей земле издревле. И если первые сведения об английском боксе письменные источники фиксируют с 1212 года, то летопись говорит о существовании кулачного боя у нас еще в Х веке.

Причем, это довольно поздняя фиксация древнейшего обычая. Существовал он еще в седой языческой древности.

Испокон веку устраивались общенародные игрища, зачастую имевшие и ритуальный характер: они проходили в дни славянских, еще языческих празднеств — Красной горки, Масленицы или Тризны — своеобразных поминок по умершему.

О древнем славянском обычае поминальных спортивных игрищ хранит память и одно из старинных русских названий кладбища. Звучит оно необычно: «буевище», то есть место, где проходили бои. Слово «буй», в смысле кулачного боя, сохранилось в ряде диалектов русского языка, и сравнительно недавно так называли свои кулачные стенки, например, саратовцы.

Буй-Тур Всеволод в «Слове о полку Игореве» — это богатырь, подобный в бою грозному разъяренному туру.

Говоря о нелегких бытовых условиях старой России, Белинский подчеркивал, что «народные «буйные игры» и удалая охота осветляли этот быт».

При этом сам он объяснял, что слово «буйный» он употребляет здесь в древнерусском смысле — храбрый, сильный богатырь. Лишь впоследствии слово приобрело сниженное значение и сегодня живет только в корнях таких слов, как «буянить».

Кулачный бой практиковался у нас в трех формах: один на один («сам на сам»), стенка на стенку и «сцеплялка-свалка».

«Сцеплялка-свалка» — массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных. Он уже очень давно перестал существовать.

Бои «сам на сам» были близки старому английскому боксу на голых кулаках, но отличались от него меньшей жестокостью.

Перед тем, как вступить в схватку, наши бойцы обнимали и трижды целовали друг друга, показывая тем, что никакой личной вражды между ними нет.

С падением одного из бойцов бой прекращался, в то время как в Британии избиение лежачего бойца было запрещено только в 1743 году известными правилами Джека Броутона.

Существовало немало мощных бойцов, ходивших только один на один и пользовавшихся большой известностью. Так, славились казанские, калужские и тульские бойцы из местных оружейников: Алеша Радимый, Тереша Кункин, Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины.

Сильнейшими бойцами Петербурга являлись в восемнадцатом столетии приказной чиновник Ботин и фабричный Соколик — оба невзрачные с виду, по свидетельству современника. В Пензе своей силой выделялись надсмотрщик гражданской палаты Шаров и бухгалтер казначейства Антонов.

А в Тамбове все знали четверых местных семинаристов: Казанского, Маракаровского, Никольского и Ростошинского. Утверждали, что уж если они вступали в дело, то могучего натиска этой лихой четверки не могла удержать даже стенка в сотню бойцов. Однако, как справедливо замечает этнограф А.

Терещенко, «каждое место имело своих удальцов».

Купцы нередко сводили в бою двух сильнейших бойцов из разных городов, устраивая своего рода междугородние матчи. А тот же Терещенко повествует: «Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами.

Достопочтенные лорды сами приезжали сюда и выставляли боксеров на дюжий кулак русского, который был не знаком с искусством, но так удачно метил в бока и лицо, что часто с одного раза повергал на землю тщеславного бойца.

С тех пор боксеры перестали мериться силой с бойцами».

Однако самыми любимыми и широко распространенными были массовые бои стенка на стенку. Издревле они являлись одной из типичных примет русского быта. Приходили бои в жизнь каждого воина (а воином тогда был всякий мужчина) с ранних ребяческих лет. И поначалу существовали бок о бок с игрой в бабки и чехардой.

Подростки незаметно взрослели, переставали бегать взапуски и навсегда прощались со своими прежними мальчишескими играми, но вот ходить в кулачной стенке продолжали. Не бросали этого дела и тогда, когда в волосах уже начинала поблескивать седина. А рядом в стеношном строю плечом к плечу с ними теперь становились их взрослые сыновья.

Выходило, что дань этим удалым потехам отдавалась на протяжении почти всей жизни мужчины.

Что и говорить, деревенские забавы были суровенькие, а то и откровенно жестокие. Но заметить в них только это — значит ровным счетом ничего не понять. Ведь именно они демонстрировали не только силу, ловкость и боевые ухватки, но самое главное — подготовку к будущим сражениям.

Известный историк Н.И. Костомаров утверждал, что массовые бои «делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне». Сенатор В.А. Инсаров , специально изучавший кулачные бои, писал так: «Прежние бои чрезвычайно развивали человека.

Читайте также:  Почему при иване грозном англичане имели монополию на торговлю с россией

У хорошего бойца ловкость развивалась в изумительной степени и не только становилась наравне с силой, но даже превосходила ее. Ловкий человек не будет бояться сильного, сильный должен остерегаться ловкого… Бои были самородной, натуральной гимнастикой для народа…».

И к этому сенатор многозначительно добавлял: «Во время моего детства и юношества я не знал ни одного случая, чтобы во время боев произошло какое-нибудь несчастье, например, изувечили бы человека, крепко зашибли и т.п.

Когда бой оканчивался, все расходились по домам весело, дружески, как сходились».

Полезный военно-прикладной характер стеношных боев не раз отмечали и побывавшие в России иностранцы.

Наблюдавший кулачные бои в начале шестнадцатого века австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн написал, что вся русская молодежь упражняется в играх, «весьма близких к воинской службе».

Два века спустя английский капитан Джон Перри, приезжавший в Россию в петровские времена, объяснял победы над шведами, в частности, той закалкой и выносливостью, которые приобретал русский человек, «с юных лет упражнявший свои силы в кулачных боях».

Широчайшей географией кулачных боев, их повсеместным распространением объяснялось то, что кроме русских в них со временем стали принимать участие и представители иных национальностей, обитавших в России: древняя чудь, татары, мордовцы. И многие другие.

Неудивительно, что целый ряд первых наших боксеров до своего прихода в бокс уже имел определенную школу стеношного кулачного боя.

В Москве на Дорогомиловской стенке славился Нур Алимов по прозвищу Кара-Малай (по-татарски «черный парень»), который в 1915 году стал чемпионом России в полутяжелом весе и абсолютным чемпионом Москвы.

В детстве испытали свои силы в боях стенка на стенку неоднократный чемпион дореволюционной России и первый советский чемпион Павел Никифоров, а также чемпион рабочей олимпиады 1920 года, впоследствии профессор, доктор медицинских наук К.Ф. Никитин и многократный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта В.П. Михайлов.

Если на основе сохранившихся материалов, как письменных, так и изобразительных, попытаться реконструировать технику кулачного боя, то получится примерно следующее.

В зависимости от территориальных или индивидуальных особенностей, бойцы вели бой в левой или в правой стойке, но в любом случае обычно левый кулак прикрывал солнечное сплетение. И отрывался от него он только для проведения удара или финта.

При правосторонней стойке правая рука выдвигалась в сторону противника. Если же боец стоял левым боком вперед, то правый кулак был приподнят, но не выше головы, и находился примерно на уровне правого плеча.

Отмечены, впрочем, и случаи, когда бойцы использовали близкую современной боксерской левостороннюю стойку: с вытянутой в сторону противника левой рукой («чтобы задерживать удары»). При любой стойке правая рука находилась в постоянном движении, нанося удары, проводя финты или защитные действия.

Среди британских боксеров, любителей и историков бокса удар в солнечное сплетение считался чисто английским изобретением, и его открытие приписывалось одному из старых чемпионов Англии Джеку Браутону. Даже само солнечное сплетение именовалось «браутонова метка».

Это, разумеется, чистейший миф. Подобный удар существовал на английском ринге задолго до Браутона и нашим кулачным бойцам был известен испокон веку.

Назывался он «под ложечку», «под дых», «в душу», а удар в нижние незакрепленные ребра именовался «под микитки» (микитки — ребра).

Неоднократный чемпион России дореволюционных лет П. В. Никифоров, наблюдавший в свое время кулачные бои и даже участвовавший в них подростком, рассказывал, что кулачные бойцы часто сами доходили до правильной техники нанесения удара: «Били чистыми кроше» (то есть короткими боковыми). Основоположник нашего бокса М.

Кистер в одной из своих книг сопоставил боксерские удары с практиковавшимися в русском кулачном бое и так описал эти последние: «Прямой удар назывался «тычком» или «ширмой», короткий боковой именовался по той цели, в которую он обычно направлялся — «под силу», то есть удар в бок, длинный боковой с размаху — «с крыла», рубящий удар сверху — «рубма».

Некоторые русские писатели дополняют Кистера. Павел Бажов сообщает, что короткий боковой направлялся не только в туловище, но и в челюсть и именовался «с локтя», а длинный боковой — «с плеча». Максим Горький упоминает еще и удар снизу, говорит о нем и абсолютный чемпион СССР В.П. Михайлов. Существовал еще один удар — «наотмашь».

Заслуженный мастер спорта Михайлов мальчишкой участвовал в Дорогомиловской стенке и подробно описал применявшиеся бойцами приемы защиты. Это были: шаг или отскок в сторону, назад, нырки, подставки предплечья правой руки. Существовал и еще один специфический способ защиты.

«Многие защищали голову, зажимая в руке и подставляя под удар отворот верхней одежды.

Эту защиту трудно описать, но если вы представите себе, например, подставку внешней стороны боксерской перчатки под боковой удар, когда рука сгибается в локте и прикрывает голову сбоку, да учтете, что в руке зажат край кафтана, пиджака или отворот поддевки — это и будет описываемая защита».

Что касается тактики, то можно говорить о двух ее видах: тактика одиночного бойца и всей стенки. Еще сближаясь, боец старался найти себе противника по силам. В схватке применялись различного рода финты в виде ложных замахов и отвлекающих ударов рукой перед решительным ударом другой. В этом отношении тактика стенки практически не отличалась от одиночного боя «сам на сам».

Поведение же всей стенки исторически воспроизводило построение и маневр древнего рукопашного боя. В сельской местности держались плотного строя, а в городе предпочитали одну или две шеренги. Бойцов в зависимости от их силы расставляли в определенном порядке и с учетом расположения сил противника.

Продвигаться следовало всем «единым фронтом» или «широким плечом», не допуская разрыва своей линии, так как прорыв неприятеля разобщал бойцов , ставил их в невыгодное положение.

Выделялись также резервы, иногда скрытые от другой стороны и вступавшие в бой лишь в решающий момент (своего рода засадный полк).

Начинался кулачный бой тоже зачастую как настоящие сражения: лишь постепенно вводились в дело все более сильные отряды. Первыми выходили ребятишки, затем подростки, юноши, неженатые парни, а уж затем — взрослые мужчины.

Одно из правил кулачного боя стало даже пословицей, символизирующей русское благородство в бою: «Лежачего не бьют». Была и еще одна пословица: «Сила по силе — осилишь, а сила не под силу — осядешь».

Известно, что многие знаменитые русские литераторы и артисты прошлого отдавали должное кулачному бою. Осенью 1871 года юный Владимир Гиляровский, будущий известный журналист и писатель, вступил вольноопределяющимся в Нежинский полк, квартировавший в Ярославле. Излюбленным развлечением солдат полка были кулачные бои на льду реки Которосли.

Чаще всего городская стенка сходилась с фабричными Корзинкинской мануфактуры. Страстным болельщиком городской стороны был владелец трактира по фамилии Ландрон. На время боя он выдавал городским бойцам дубленые романовские шубы, сильно смягчавшие удары, вязаные узорчатые рукавицы и красные кушаки. Фабричные для отличия выходили в синих.

А еще Ландрон отыскивал здоровенных парней, чтобы усилить свою стенку, которая обычно проигрывала ловким фабричным под водительством «надежи-бойца» Ваньки Гарного. Гиляровский, обладавший богатырским сложением и силой, естественно, привлек внимание трактирщика и отправился на кулачный бой.

Гиляровскому удалось ловким ударом сбить с ног Гарного, и этого оказалось достаточно, чтобы городские сломили фабричных. Гиляровский получил первую в своей жизни спортивную награду: Ландрон подарил ему карманные часы.

Еще в 1806 году С.Т. Аксаков наблюдал знаменитые кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан, и впоследствии описал их в своем «Рассказе о студенческой жизни». А через восемь десятилетий в тех же боях азартно дрался великий русский артист Ф.И. Шаляпин.

Уже увенчанный мировой славой, он делился дорогими его сердцу воспоминаниями: «Сходились с одной стороны мы, казанская Русь, с другой — добродушные татары. Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни противников.

Но и в горячке яростной битвы никогда не нарушали установленных искони правил: лежачего не бить, присевшего на корточки — тоже, ногами не драться, тяжести в рукавицы не прятать».

Пятнадцатилетний Федор благоговейно относился к стеночным силачам, как русским — немолодым уже банщикам Меркулову и Жуковскому, Сироткину и «имевшему огромные руки с кистями лопатой» Пикулину, так и татарским — Сагатулину, Багитову. «Когда я видел, как эти люди, почему-то все добрые и ласковые, сбивают с ног могучими ударами русских и татарских бойцов, мне вспоминались сказки: Бова, Еруслан Лазаревич — и скудная красотою и силою жизнь становилась сказочной».

Однажды, когда Федор уже начал взрослеть, навыки кулачного боя выручили его в критической ситуации.

Его несчастный соперник в любви — городовой — попытался было поколотить начинающего хориста, но тот вовсе не забыл, как хаживал в стенке на озере Кабан, и крепко проучил блюстителя порядка. «Он бросился бить меня.

Но хотя я очень боялся полиции, однако опыт казанских кулачных боев послужил мне на пользу, и городовой был посрамлен».

В своей родной рязанской деревне Константиново Сергей Есенин в среде мальчишек всегда был коноводом и драчуном. «Дедушка иногда сам поддразнивал на кулачку и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так крепче будет!». Так написал сам поэт в автобиографических заметках «О себе».

Казалось бы, уже в силу одного своего высокого происхождения дворянин, писатель А.Н. Толстой не мог иметь никакого отношения к кулачкам. Однако этот отпрыск графского рода, живя в деревне, разделял в детстве увлечения сельской ребятни.

Еще один известный писатель — Леонид Леонов — мальчишкой прошел в московском Замоскворечье школу кулачного боя и, выступая как-то по телевидению, сказал: «Я был задиралой» (то есть подростком, начинавшим бой, задирая другую сторону)» Один из героев его романа «Вор» говорит: «В мальчишестве, бывало, только на кулашнике и подберешь себе приятеля… И ведь ни разу не ошибался! Это оттого, что именно в бою «вся людская повадка насквозь видна». Наверное, это было и мнением самого писателя, недаром часто его можно было видеть на крупных боксерских соревнованиях.

Вот далеко не полный перечень наших великих людей, так или иначе причастных к кулачному бою на протяжении нескольких столетий. Но думается, что и он дает достаточное представление о небывалой широте распространения и типичности этого исконно русского занятия.

Впрочем, старая идея русского кулачного боя нашла место и в боевой подготовке двадцатого века. В 1941 году ведущий советский специалист по боксу
К.В. Градополов рассказывал в своей книге о методах обучения воинов кулачному прикладному искусству.

Предлагалось там такое необычное упражнение, как
«групповой бокс»
. Автор прямо указывал, что «прообразом группового бокса (организованного и ограниченного определенными правилами) является русский самобытный народный спорт «стенка на стенку».

Схватки по правилам бокса проводились между двумя командами. Каждая в составе 10 человек, то есть — стрелкового отделения. Нападать на противника разрешалось только спереди и сбоку — как по одному, так и нескольким бойцам одновременно.

Участник, вытесненный за пределы боевой площадки или сбитый на землю, выбывал из схватки. Время боя — не более десяти минут.

Этот способ подготовки, приносивший ценные навыки рукопашного боя, практиковался в армейских частях, а на Дальнем Востоке в 1941-44 годах даже разыгрывались первенства в групповом боксе. Так древнему народному упражнению — стеночному кулачному бою — уже на новом уровне довелось сослужить службу родине.

Столетиями кулачный бой верно помогал закалке наших предков. Может статься, и еще пригодится.

  • Сергей КАРАМОВ,
    «Спортивная жизнь России»,
  • №7, 1998

Источник: http://www.duel.ru/200535/?35_7_1

Источник: https://duel-gazeta.livejournal.com/765651.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector