«черная мадонна»: насколько древняя эта икона

Легенда о Черной Мадонне стала жемчужиной заповедника. К иконе обращаются с просьбами о сокровенном, ведь Мадонна из Монсеррат исполняет желания.

Содержание:

Одна из популярных экскурсий из Барселоны — поездка на Каталонскую гору Монсеррат, знаменитую своей Черноликой Мадонной — любимой каталонцами Моренетой, исцеляющей и исполняющей желания.

К покровительнице Каталонии — Черноликой Мадонне или Смуглянке, знаменитая статуя которой хранится в Бенедиктинском монастыре, — ежегодно приходят тысячи паломников и туристов.

За благословением, исцелением, да и чтобы просто взглянуть на нее.

Экскурсии в Барселоне и окрестностях

Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей на Трипстере. Начинать интересно с обзорного тура по Барселоне (увидеть знаковые места, наметить маршруты будущих прогулок). После чего побаловать себя поездкой к Мадонне. Экскурсия «За чудесами к Черной деве на гору Монсеррат» — это 6-часовой маршрут с панорамными видами, свиданием с покровительницей Барселоны и обедом.

История появления Черной Мадонны

Правда ли, что Черная Мадонна из Монсеррат исполняет желания?

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Массив Монсеррат, где и находится церковь с мадонной

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Черная Мадонна украшает алтарь в центре

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Мадонна, прикоснуться к которой может каждый

Уже больше тысячи лет она протягивает людям свой маленький золоченый мяч-вселенную и исполняет их просьбы. Так и оставшись высоко в горах, словно не пожелав спуститься отсюда. По крайней мере, так гласит легенда, привезенная из этих святых мест. Она дошла до нас из 1239 года, когда была записана одним из монахов.

По преданию, фигуру Богоматери (Черной Мадонны) когда-то изготовил Святой Лука. Позже Святой Петр привез ее в Испанию, чтобы спрятать от сарацинов, после чего она затерялась в горах на несколько веков. Но однажды субботним вечером 880 года несколько подростков-пастухов возвращались домой и увидели яркий свет, идущий из расщелины скал.

Вслед за этим они услышали чудесную музыку, лившуюся оттуда.

Мальчики привели к этому месту родителей, и снова все повторилось. Так было несколько дней подряд. К месту чудесного свечения приходили жители деревни, деревенский священник, но подойти ближе они не решались.

Наконец, слух дошел до епископа из города Манреза. Тот посетил место волшебного свечения и отважился войти в пещеру. Остальные последовали за ним. Там они и обнаружили статую Святой Девы Марии, от которой и исходило сияние.

Богоматерь хотели было перевезти в Манрезу и установить там в храме. Но ничего не вышло — чем ниже пастухи спускались с горы, тем тяжелее становилась небольшая деревянная статуя.

Когда поднять свою ношу каталонцы уже были не в силах, они поняли, что Черная Мадонна дает им знак оставить ее в горах. Так они и сделали.

В том месте, где нашли Пресвятую Деву, построили храм в ее честь. С тех пор это место и считают святым. А саму Богоматерь с младенцем на руках переместили в монастырскую церковь.

Как увидеть Мадонну из Монсеррат сегодня?

Священная для всех каталонцев Черная Мадонна сегодня возвышается на почетном месте — на серебряном престоле в золоченой нише в центре алтаря. Чтобы посмотреть на Моренету вблизи, ждать приходится долго.

Очередь обычно растягивается на десятки, а то и сотни метров.

Правда, поклониться Деве Марии можно и в ее часовне, и в Святой пещере с точной копией статуи Черной Мадонны, и в атриуме на Пути Аве Мария с множеством горящих свечей, поставленных теми, кто здесь уже побывал.

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

В этом месте можно поставить свечу, и обратится к Мадонне

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Вход в собор, куда стремятся десятки туристов

Интересно, что необычному цвету Богоматери ученые долго пытались найти объяснение. Ее сравнивали с египетскими темноликими Изидой и Гором, с которых якобы писались первые иконы, проводили параллели с Матерью-Землей.

Даже ссылались на библейскую «Песнь Песней»: «Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы» (Гл. 1 ст. 4). Но все это только предположения.

Возможно и то, что темный цвет статуя приобрела со временем, вследствие окисления лака, которым покрыта, а не была задумана черной изначально. Так или иначе, Черная Мадонна Монсеррат красива и загадочна.

Кстати, в 1881 году Черная Мадонна была официально признана покровительницей Каталонии.

Сами каталонцы, как мы уже сказали, относятся к Пресвятой Деве с особой нежностью, почтением и трепетом, искренне веря в ее покровительство и могущество. Надеясь на заступничество Богоматери, они часто называют в ее честь дочерей. А еще хранят в доме и носят с собой ее изображение. И хотя бы раз в год обязательно приезжают в Монсеррат помолиться своей Моренете.

Экскурсии на гору Монсеррат к Черной деве

Поездка в заповедник, к Моренете, — это экскурсионный хит №1 в Барселоне. Организовать ее вы всегда сможете самостоятельно. Если ориентируетесь на местности и хотя бы немного знаете испанский язык.

Но, конечно, куда более комфортно и познавательно отправиться на гору Монсеррат с экскурсией. Особенно индивидуальной, когда все расскажут, покажут и не дадут ни заблудиться, ни упустить нечто важное.

Маршрут «Душа горы Монсеррат» — один из самых интересных на Трипстере. Цена 175 EUR (от 1 до 4 человек), продолжительность — 6 часов.

Можно пойти дальше и заказать туристический маршрут на каждую из вершин Монсеррат. Или даже попробовать освоить их самостоятельно. Но это скорее тема следующей статьи. Сейчас нам важнее узнать, каким образом сбываются заветные мечты тех, кому уже посчастливилось побывать в гостях у Моренеты.

Черная Мадонна исполняет желания

О чудодейственном влиянии Мадонны из Монсеррат на судьбы людей ходят легенды. Не зря ведь там можно увидеть не только любопытных путешественников, но и самих испанцев.

Специализация ее также известна — это помощь в деторождении и обретении семейного счастья.

Однако отправляются на гору Монсеррат и с просьбами о помощи в бизнесе, учебе, обретении здоровья и мольбами о благополучии близких.

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Мадонну стремятся не только увидеть, но и запечатлеть

Есть альтернативное мнение. Мол, исполнение желаний Черной Мадонной — вопрос не столько чуда, сколько веры. А может место намоленное, подпитанное энергетически, и в этом весь секрет. Как бы там ни было, многочисленные отзывы (в т. ч.

на нашем сайте) подтверждают, что чудеса таки имеют место быть в нашей жизни. Редко, но случаются. И если чего-то очень хочешь, заслуживаешь по собственному мнению, и дело это благое, то может Черная Мадонна и помочь в осуществлении.

Если у вас есть опыт исполнения желаний Мадонной Монсеррат (или обоснованные сомнения), будем рады вашей истории. Это многим важно.

Как и где отдохнуть в Испании в январе, идеи отдыха в Испании в феврале. Лучшие пляжи Барселоны 2019, достопримечательности Готического квартала и недорогие отели на Рамбле. Планируем отдых в Испании в июне заранее!

Источник: https://fountravel.ru/chernaya-madonna-monserrat

Война миров — 22. Два тёмных камешка. Чёрная Дева

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта иконаЛев Исавр. Реформатор.    Причины, по которым в «иконоборческой войне» продолжавшейся три века победили почитатели икон просты.  Небольшой исторический эпизод  хорошо это показывает.

   Есть заповедь, которая была записана на скрижалях, двух плоских камнях, хранимых в  Ковчеге Завета – «не создавай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им..»

   И сторонник той заповеди Византийский Император Лев III, считающий скульптуры-иконы суеверием и языческим наследием, выпускает указ, по которому все изображения, как Христа, так и святых, подлежали полному уничтожению. Т.е., сделал всё по букве Закона, пунктуально следуя декалогу.  Есть заповеди – выполняй. Не так ли? Для начала император, начав с себя, как и полагается всем реформаторам, повелел снять изображения, висевшие над воротами собственного дворца… Но тут произошло непредвиденное: экстремистски  настроенная группа  горожан, опрокинула лестницу и побила императорских слуг, досмерти.  

   Император попытался проделать это в других местах – но получилось еще хуже – недовольные нововведениями жители островов Греческого архипелага, формируют флот для взятия Константинополя и низвержения Льва Третьего. Восстание подавили, но осадок остался.

  В то время церковь была еще не разделена на католическую и православную, и Лев III выступал как её глава.

  В защиту икон выступил Папа Григорий II – пишет послания, в которых обличает императора как еретика: «Если же вы будете упорствовать в ваших намерениях, мы будем невиновны в пролитии крови, которое будет последствием этой борьбы, пусть ответственность за эту кровь падет на вашу собственную голову».

   Император упорствовал в ереси, (как мы видим, ересью может быть даже точное следование букве Ветхого Завета), и крови пролилось немало, при последующем полном разгроме императорских войск. Нужно добавить, что в войну были втянуты и лангобарды, исповедующие арианскую ересь и боровшиеся как против Папы, так и Императора.   В результате той войны король франков Карл Великий становится императором Новой Римской Империи, а подданные получают возможность отправлять потребности культа в соответствии со своими пожеланиями в рамках христианства. Между тем, на востоке борьба с иконами продолжалась.  Император Константин запрещает монашество, как противоречащее Библии — церковные земли и имущество были конфискованы, монастыри закрыты, а монашеское одеяние запретили носить. Был созван собор, продолжавшийся шесть месяцев. В результате, на нем было принято решение запретить все изображения Бога и святых, а всякого, кто будет поклоняться скульптурам и иконам, считать еретиком, врагом церкви. Да, да – еретиком и врагом церкви.   Итогом, продлившейся более ста лет религиозной войны в Византии, всё же стало поражение сторонников буквального толкования Заповедей. Все ограничения и запреты были отменены императрицей Ириной, а монашество восстановлено.

Черная Мадонна.

   Черная Мадонна (Notre-Dame) — это статуя Богоматери с Младенцем, Мадонна с черным лицом.   Почитание Черной Мадонны во Франции, впрочем, как и других частях Европы, является одной из нерешенных головоломок в Католической Церкви.  Всем понятно, что Дева Мария не имела отношения к негроидной расе. И вместе с тем во Франции насчитывается 272 Черные Мадонны (данные Marie Durand-LeFebvre), в Испании около 50, в Италии — 30, в Германии – 19. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица» ( Notre-Dame-sous-Terre),  да и в Польше Черная Богоматерь — один из наиболее почитаемых образов. — черная «Матка Боска Ченстоховска».«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона   Как же появилась Она? Раз есть загадка, то и в отгадчиках недостатка нет. Происхождение Черной Мадонны связывают с древними языческими культами. Что-то в этих предположениях верно, что-то нет. К примеру, в Риме действительно знали о злодейски убитом Озирисе, его жене Изиде, чудесном образом зачавшей младенца Гора. Даже в таком провинциальном, по тем временам, городе как Помпеи стоял Храм Изиды. Её изображения – почти точная копия Девы Марии. Были изображения Матери с Младенцем и у галльских кельтов. Не говоря уже о древнейших Богинях Земли, если поглубже копнуть культурные слои. «Венерам палеолита» поклонялись повсюду.   Разумеется, ничто не проходит бесследно и древние верования не умирают сразу. Древние боги уходят, но миром продолжает управлять любовь и смерть. Была у галлов Бригитта, также называемая Белисамой (Самой Блистательной). Она занимала не последнее место в римском пантеоне богов, и тем не менее благополучно пережила реформы императора Константина. Античные статуи, как идолов, разрушали – но ее не посмели, не поднялась рука. Черная Дева из Лангедока была найдена возле бьющего из под земли ключа.  На этом месте были впоследствии проведены раскопки и найден заключенный в мрамор термальный источник, по хроникам известный римлянам во времена их галльских походов.   Аналогичная история произошла и в Le Puy-en-Velay. Там, неподалеку, был друидический дольмен, от которого осталась только верхняя плита. Называли её «камень, спасающий от лихорадки». Римляне, из альтруизма, сделали его частью храма, где плита продолжала служить в тех же медицинских целях. Впоследствии здесь было явление Девы Марии, указавшей одной вдове место исцеления. Таким образом, чудеса исцеления Белисамы по праву перешли к Деве из Пюи, которую привез Людовик IX из крестового похода. Этого короля так же называли «saint Louis, révérait  avec ferveur la Madone du Puy.»Казалось бы, здесь всё просто —  да, мол, связь времен, языческое наследие и вообще христиане, типа, заимствовали культ Богоматери,  вездесущую благодать материнства.   Во-первых. Возможно, заимствовали. Но зададимся вопросом – откуда заимствовали? С Ближнего Востока? У евреев, как и Ветхий Завет? Но дело в том, что у евреев никакого культа Богородицы нет в принципе. И у мусульман нет. Как нет и «изображений».И вообще, как бы это одно из принципиальных отличий христианства от иудаизма – культ Богородицы. И зачем заимствовать то, что уже составляет само по себе основу веры?   Второе. Если Черная Мадонна следствие забытых и ныне пока ещё известных языческих культов, то почему она чёрная? Египетская Изида не изображалась чернокожей, и среди фараонов негров тоже не завелось как-то до сих пор, несмотря на революционный клип Майкла Джексона. Если, конечно, первого Афроамериканского Президента США не считать. Не было черных персонажей также и в разного рода экстатических восточных культах, заимствованных римлянами. И вряд ли негры были популярны у наших предков в более ранние времена.   На это следует ответ, дескать, в храмах старинных романских было душно и дымно – потемнели образы – закоптились со временем. В огне пожарищ. Кого-то это устраивает и всё объясняет. Но дело в том, что скульптуры сознательно делались из редких сортов тёмного и черного эбенового дерева. А в иных случаях конкретно были составными – лицо и руки черные, а тела-одежды из светлого дерева. Кроме того, каменные скульптуры изготовлялись из чёрного камня. Во всяком случае, это касаемо наиболее древних. В более поздние времена некоторые скульптуры намерено окрашивались в черный цвет краской. Делалось это осознанно, следуя ранним образцам и скорее всего – от бедности.   Эти ранние образцы… Большинство из них – французские, как и вообще большинство до нас дошедших.Происходят они из мест расселения катар, альбигойцев и… тамплиерских поселений.«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона   Прованс, Лангедок. В Тулузе и сейчас есть традиция подношения Черной Деве из Дорада пояса сплетенного из красной и белой веревок. То что в храмах тамплиеров скульптуры  Чёрной Девы стояли на почетном месте сомнению не подвергается. Она была покровительнецей храмовников, да и тевтонцев. Также как и то, что наиболее почитаемые Её изображения были привезены ими из крестовых походов. Она изображалась на знаменах воинов, которые организовывали турниры в Её честь.   Скорее всего, именно тамплиеры первопричина культа Чёрной Мадонны., сделавшегося повсеместным в Европе. Прованс стал перевалочным пунктом в Испанию. Братья-крестоносцы принесли его в Италию и Германию. За сто лет, между 1170 и 1270 годами появилось не менее 80 соборов посвященных Notre-Dame и 500 церквей было построена во Её славу. Большинство этих памятников было построено на территориях, где до того уже существовал культ Черной Мадонны или изображение было чудесным образом обретено – таких случаев много.    На строительстве нужно немножко притомозить. Для Черных Мадонн строили особые храмы — новые. Началась эпоха феноменально прекрасного готического стиля. Разумеется строителями выступали тамплиеры. Вы не удивлены? В 1139 году папа Иннокентий II даровал ордену уникальную привилегию: право строить собственные церкви по собственным проектам. Где они там в палестинах научились так ловко обращаться с камнем не указывается. Ни у евреев, ни у турков, во всяком случае.Напротив, то, что они строили, скажем,  в Иерусалиме вызывало восхищение своей новизной.«Свидетель» Теодерик так описывает Храмовую гору в 1174 году:

Читайте также:  Землетрясения на урале: есть ли угроза

«С другой стороны от дворца (мечети Аль-Акса)   тамплиеры   построили новое здание, его высота, ширина и длина, его подвалы и трапезные, лестница и крыша совершенно не согласуются с обычаями этой страны. Действительно, его крыша так высока, что, упомяни я ее высоту, никто из, слушателей мне не поверил бы».

   Это было до массового строительства готических сооружений в Европе. «Новое здание», описанное Теодериком, просуществовало до 50-х годов прошлого столетия и было по неясной причине снесено во время предпринятой арабами реконструкции Храмовой горы.

  Парящие крыши и арки, так поразившие монаха — отличительная черта готики, типичной для Шартрского и других французских соборов.

   Да и вас, господа и дамы, эта архитектура не оставит равнодушной, если Вы выкроите из бюджета немножко средств и найдете время ублажить свои эстетические чувства вживую, отсоединившись от матрицы.«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона   В Шартрском соборе Вы сможете лицезреть Деву Шартра. Она считается самым древним объектом паломничества. Предполагают, что это  античная скульптура Исиды, «сделанная до принятия христианства». Но это всего лишь современная копия, основанная на изображении конца XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в   XV веке и была заменена деревянной скульптурой с  Младенцем на коленях, которая в свою очередь сгорела в 1793 году.  Не правда ли любопытно? Экскурсоводы Вам не расскажут причины столь необычной истории, не станут из политкорректности упоминать «реформацию» и французскую революцию – если только не спросите конкретно. А ведь это не талибы и инквизиторы, а «прогрессоры -революционеры» зачем-то сожгли статую. И история двойной смерти и возрождения этой «Чёрной Девы» вовсе не уникальна.

Охота.

   Когда я заинтересовался материалом, то и дело натыкался в описаниях истории многочисленных Черных Дев на подобные повторения — в большинстве случаев, если речь шла о статуях «тамплиерского» времени.  Статуя разрушена гугенотами, уничтожена протестантами, сожжена во время Революции, украдена, утеряна – ну, и с вариациями — «saved at Rev. but mutilated», «saved from destruction at Rev», «disappeared in the 16 C», «which was destroyed», «original BV destroyed by Huguenots», «original statue hidden from Protestants in a wall», «statue stolen in 1982», «ancient one disappeared 15 C»,  «original destroyed during Rev», «original from 10 -11 C disappeared during Rev»,  «destroyed by Protestants», «destroyed by Huguenots», ancient wooden BV burnt by Protestants 1562, «destroyed during Rev.. , destroyed during Rev.. , destroyed during Rev..» И т.д. и т.д., и т.д.   При этом удивительную прыть в  уничтожении христианских святынь развили реформаторы:   рубили Черных Мадонн  топорами принародно, типа того, как в галерее Гельмана рубили иконы,  или похищали их из храмов  белым днем и темной ночью.  В этом случае находили только обломки или щепки. Статуи спасали, прятали в земле и замуровывали в стенах, но их находили и уничтожали.   Наверное поводов  для Варфоломеевской ночи у католиков  было достаточно. Некоторые считают, что тогда проиграли гугеноты. Отнюдь. Меньшевики гугеноты получили в итоге больше прав, чем большевики-католики и впридачу контроль над 200-ми городами Франции. Наверное, это можно считать первой французской демократической революцией.   Также, в духе талибов, с заявленной целью повысить градус прививки граждан к эгалите и фратерните действовали Великие французские революционеры. Но чуть изощренней: сначала статуи рубили, а потом сжигали. Чтоб без остатка. При этом относясь к религиозному дурману как-то выборочно – уничтожали конкретно эти статуи.«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона   Не избежала всеобщей участи Чёрных Мадонн и Матка Боска Ченстоховска. Пострадала дважды. В первый раз от татарской стрелы при осаде получила удар в шею. Второй раз ее украли и пытались разрубить мечем гуситы. Похитителю удалось дважды ударить икону – замахнувшись в третий раз, он упал замертво.   Икона отреставрирована, на лике видны «шрамы», но настоящие повреждения были серьезней. Пишут, что реставрировали не раз – шрамы проявляются сами. По другой версии повреждения были настолько сильны, что икону не смогли отреставрировать и написали заново – шрамы проявились.Да, — маленькая деталь, которую нужно запомнить. В руке у младенца предмет похожий на ящичек-шкатулку. Если внимательней посмотреть, то и в скульптурных изображениях мы можем обнаружить аналогичный. Не у всех. Иногда младенец держит шар. Иногда шар держит Мадонна.   Один из последних случаев:

«В 2002 году национальня реликвия Франции «Черная Мадонна» была похищена из храма Нотр Дам в городе Бонсон . Вырезанная из дерева в XV в. статуя Мадонны с младенцем на руках наделена, по мнению верующих, необыкновенной целительной силой.

В течение пяти веков городок в центральной Франции был местом паломничества христиан со всех концов Европы.Черная Мадонна находилась в нише и была защищена бронированным стеклом.

Однако грабителям удалось взломать дверь церкви и похитить деревянную скульптуру.»

   Можно отметить три больших волны «охоты» за статуями – 15-16 вв., Великая французская революция 1789-1794 и.. недавние 1980-е годы.   От древних  статуй в большинстве остались лишь копии. Чтобы понять весь драматизм происходившего, и «атмосферу» охоты нужно вспомнить замечательный фильм «Мальтийский сокол», в котором несколькими таинственными группами  ведется поиск  чёрной статуэтки  тамплиеров, в которой что-то скрыто.  Камешки-бриллианты, как думали.  Быть может и внутри  Черных Дев что-то искали? Камни? Помните, фильм «5-й элемент», раз  уж зашла речь о кино.

«Зорг:  — Камни? Камни будут. Но расходы пришлось удвоить.- Деньги не имеют значения, важна только Жизнь»

   Ох уж эти люки-бессоны… французские кинематографисты.Любопытно — Роберт Сербер, американский сахаров,  в своих мемуарах писал, что назвал атомную бомбу, сброшенную на Нагасаки, «толстяком» в честь одного из персонажей «Мальтийского сокола». Очень ему нравилась эта история.  Он, как ответственный ученый, должен был лететь жечь японцев заживо, уже садился в самолет на взлетной полосе, и… такая досада…, — заметил, что не надел по рассеянности парашют. А без парашюта – нельзя-с.Без золотого парашюта тем более.   Какая вроде бы связь.., черная мадонна – тамплиеры – атомные бомбардировки…   Вроде бы и нет связи…

Продолжение тут

Оригинал взят у arhivar_rus в Война миров — 22. Два тёмных камешка. Чёрная Дева.

Источник: https://lsvsx.livejournal.com/243065.html

​Знаменитая «Черная Мадонна» в ходе реставрации Шартрского собора стала белой

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона Распечатать

~Ealasaid~ (CC by 2.0)

Шартрский собор во Франции, считающийся шедевром французской готики, после десятилетней реставрации лишился почитаемой святыни — «Черной Мадонны»: образ стал светлым. Это вызвало недовольство верующих, сообщает The New York Times.

Деревянная скульптура XVI века изображает Деву Марию с младенцем в образе Царя и Царицы небесных. Они были черного цвета, верующие поклонялись этой святыне более 500 лет. По мнению специалистов, черными образы были не всегда, поэтому реставраторы очистили их от копоти и грязи.

Однако посетителям собора это не понравилось, и они раскритиковали действия ученых.

В процессе реставрации побелела не только «Черная Мадонна», но и стены готического храма. Жители Шартра и паломники стали оставлять в книге посетителей записи, в которых работу реставраторов называли кичем и безвкусицей. Собор, по мнению некоторых возмущенных католиков, теперь выглядит как новодел.

Реставраторы возмущены такой «оценкой» их работы и заявляют, что вернули собору и его убранству первозданный вид: очистили от копоти свечей и каминов, а также от многовековой грязи. «Черная Мадонна» изначально была белой, и это было установлено перед реставрацией.

Историк искусства средних веков, профессор Гарварда Джефри Хамбургер (Jeffrey F. Hamburger), рассказал The New York Times, что «нет никаких оснований испытывать ностальгию по грязи». «Ассоциирование средневековых соборов с темным, мрачным местом — это фундаментальное заблуждение. Это не храмы меланхолии», — приводит издание его слова.

Реставраторы также очистили большую часть витражей, включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но несколько из них оставили грязными — чтобы посетители могли увидеть контраст.

Реставрация собора продолжалась десять лет и стала наиболее существенной реконструкцией со времени его строительства между 1194—1225 гг. За прошедшие 800 лет внутреннее убранство здания изменилось до неузнаваемости.

Целью реставрации была не только очистка собора от грязи и копоти, но и желание воссоздать его первоначальный облик, интерьер XIII века. А он был задуман таким образом, чтобы верующие могли видеть в нем «рай на земле».

 

Реставрация Шартрского собора поставила дискуссионный вопрос о том, насколько далеко она должна простираться, о ее границах и о сочетании представлений о памятниках культуры и исторической правды.

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведен романский собор с огромной криптой.

Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта.

Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, еще более грандиозного, здания.

Нет никаких оснований испытывать ностальгию по грязи. Ассоциирование средневековых соборов с темным, мрачным местом — это фундаментальное заблуждение. Это не храмы меланхолии.

Историк искусства средних веков, профессор Гарварда Джефри Хамбургер Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен.

За основу взяли проект предыдущего сооружения, в который вписали сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, завершили в 1220 году.

Освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Читайте также:  Зачем керенский приказал эксгумировать тело распутина

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе — 2044 кв. м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.

«Черной Мадонной» в католическом религиозном искусстве и почитании обозначается картина или статуя, изображающая Деву Марию с ликом крайне темного оттенка. Для такого исполнения может использоваться как черная краска, так и различные виды черного дерева или камня. Наиболее известный пример — Ченстоховская икона Божией Матери, которую в просторечии и называют «Черной Мадонной».

Ранее высказывались предположение, что темный цвет лица и рук на некоторых средневековых изображениях Девы Марии вызван случайными причинами — например, возрастом статуй и картин либо длительным воздействием чада горящих свечей.

Однако в последнее время у искусствоведов сложилось мнение, что такой цвет кожи Богородицы был выбран художниками умышленно; на это, в частности, указывает тот факт, что черный цвет покрывает лишь участки кожи, но не одежды либо предметы второго плана.

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Наиболее ранние изображения «Черной Мадонны» — это скульптуры из дерева (реже — из камня), созданные в романский культурный период.

Появление их в совершенно определенное время в значительном количестве в самых отдаленных друг от друга уголках Европы пока не нашло научного объяснения.

Одной из гипотез является следующая: «Черные Мадонны» появились в Европе (в частности, во Франции) во время Крестовых походов и были завезены из стран Ближнего Востока. Большую роль в этом сыграли рыцари — тамплиеры.

Все эти статуи были созданы до XIII столетия и обладают рядом общих внешних примет: высота около 70 см, прямо сидящие, прямой взгляд больших глаз, устремленный вдаль. Руки или пальцы — чрезмерно длинны. На коленях они держат также глядящего вдаль младенца. Лицо у младенца не детское, а взрослого мужчины.

В более поздний период (барокко) «Черная Мадонна» изображается, как правило, стоя. Многие из древних изображений были уничтожены во время потрясавших Европу религиозных войн и последовавших за ними революций. В настоящее время культ Черной Мадонны весьма распространен в центральной и южной Франции (здесь они наиболее изучены), на западе и юго-западе Германии, в Испании и Италии.

Источник: http://rublev.com/novosti/znamenitaia-chernaia-madonna-v-khode-restavratsii-shartrskogo-sobora-stala-beloi

"Черная Мадонна": почитаемая святыня христианского мира

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

19 марта Церковь празднует память иконы Божьей Матери «Ченстоховская». За тысячелетнюю историю христианства на Руси этот образ стал очень почитаем в народе, и списки с Ченстоховской иконы распространились по всем уголкам нашей страны.

История этого чудотворного образа уходит в глубину первых веков христианства. По преданию, его написал сам апостол и евангелист Лука. В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне.

Долгое время Ченстоховский образ Богородицы находился в Константинополе и почитался как великая святыня. На Русь он попал в 10 веке.

Существует несколько версий его перенесения. Согласно одной, образ был привезен царевной Анной как благословение на брак с князем Владимиром.

Также существует версия, что икону на Русь принесли равноапостольные Кирилл и Мефодий, когда проповедовали здесь христианство. К этому времени икона уже прославилась многими чудесами и исцелениями, поэтому и на Руси к ней относились с особой любовью и благоговением.

В числе многих икон, принесенных из Византии в 10 веке, она принадлежала русским князьям. По существующей традиции, когда княжны выходили замуж за польских вельмож, святые образы были в числе приданного. Таким образом попала в Польшу и Ченстоховская икона.

Существует предание, что при передаче этой святыни исполнителями княжеского приказа овладел такой великий страх, что взять икону смогли только после долгой коленопреклоненной молитвы перед ней.

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

С конца 14 века образ находился на территории современной Польши, в католическом Ченстоховском монастыре, откуда и пошло название иконы.

Здесь, после серьезной реставрации икона получила некоторые черты, традиционные для католического изображения Божьей Матери – богато украшенная риза с лилиями, царский венец.

Но как ни старались иконописцы, им не удалось отреставрировать лик Богородицы, на котором постоянно проявлялись шрамы – последствия ударов, нанесенных образу во время одного из нападений на монастырь. Эти следы остались на иконе навсегда.

Впоследствии, когда образ в 19 веке вновь вернулся в Россию, с него было сделано множество списков, и на каждом из них Богородица изображается со шрамами на правой щеке.

До сих пор образ хранится в Польше, где он равно почитается как католиками, так и православными. Поляки же называют эту икону «Черной Мадонной» и «Королевой Польши». Один из списков с этого чудотворного образа находится в Александро-Невском храме Рязани. Каждый верующий может приложиться к нему и попросить молитвенного заступничества и помощи Пресвятой Богородицы.

По материалам программы «Образ» (9 телеканал, Рязань) 

Прочитано 1983 раз Последнее изменение Суббота, 18 Марта 2017 19:43

Источник: http://portal-logos.ru/index.php/svyatyni-zemli-ryazanskoj/kalendar-pamyatnykh-dat/item/1098-chernaya-madonna-pochitaemaya-svyatynya-khristianskogo-mira

Загадки истории. Черная Мадонна или Моренета — Лично/общественный дневник Эльдара Муртазина

В гору идет вагончик канатной дороги, окна заняты туристами, судорожно снимающими каждый метр и речушку с серпантином трассы. Итальянцы пытаются заснять свои лица на фоне отрогов гор и прижимаются к стеклам, изредка сотрудник канатки покрикивает на них, успокаивая.

В Монтсеррате шумную компанию встречает местный гид, который подстраивается под бойкую речь приезжих и начинает тараторить.

У меня плохо с итальянским, но некоторые слова выплескиваются из этого потока и оседают в сознании – черная мадонна, моренета, культ матери, христианство, горящие свечи, благословение.

На короткий миг возникает обманчивое чувство, что ты понимаешь нить рассказа и можешь его пересказать. Гид тащит подопечных через площадь, на ходу выдвигая и тут же опровергая версии того, как появилась чудодейственная черная мадонна в Монтсеррате.

Удивительно, но тайна культа черной мадонны или как ее называют в Испании – моренеты, так и осталась нераскрытой.

В повседневном беге дней это явление вошло в нашу жизнь и не привлекло внимания, словно сто раз хоженая тропка, на которой известен каждый изгиб.

Так в Дербенте остатки древней крепости были на глазах у тысяч людей ежедневно, но никто не видел в них следы ушедшей эпохи, это была деталь пейзажа.

Для меня черная мадонна лишена мистицизма, хотя с ней связано множество случайных или намеренных совпадений. Начнем с того, что в Костроме в Богоявленском монастыре есть Феодоровская икона Божией матери с черным ликом. Ее считают чудодейственной, вокруг возникло множество легенд и преданий, а первое упоминание относится к 12 веку.

От старости образы почернели и в западной литературе часто говорят о Черной Мадонне из России. Пожалуй, я склонюсь к версии того, что этот образ не задумывался изначально таковым, на это не указывают другие детали. Аналогичные по письму иконы того времени, с тем же сюжетом, не имеют черного лика девы Марии, они исполнены в традиционном стиле.

 И обсуждая этот вопрос с экскурсоводом-краеведом, я не мог предположить в 1985 году, что черная мадонна, вот так незаметно вошла в мою жизнь. Во время рассказа гид предлагал предположить почему икона почернела и традиционный ответ был прост – от старости. Он удовлетворял всех и казался логичным.

На долгие десять лет этот вопрос был закрыт и больше меня не волновал, он стал одной из историй сложенных в дальних уголках памяти.

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

В 1995 году, когда россияне осваивали курорты Турции или Египта и маршруты в европейские столицы, меня неведомыми дорожками занесло в Ченстохов. Небольшой город в Польше запомнился мне девушкой из-за которой я сошел с самолета в Кракове и пустился в авантюру.

Пожалуй, это было первое реальное столкновение с другим миром – погружение в историю бывшей империи, в которой обитали шляхтичи столь красочно описанные в «Камо грядемши» у Сенкевича.

Безвкусный памятник писателю стоит на одной из площадей города словно укор ее жителям, которые не смогли повторить его успехов.

Так вышло, что пани Кристина, которой стукнуло на год больше чем мне, погрузилась с головой в католичество. Свобода Польши перепутала в головах у многих людей нравственные и жизненные ориентиры, вчерашние функционеры становились верующими людьми, а молодые люди играли в религию с той же страстью, что и в футбол.

Пожалуй, в моей безумной эскападе мне и запомнилось то, как Кристя истово молилась и просила наставить меня неразумного на путь истинный. Как любой неофит, она сгорала от желания обратить меня в свою веру и даже воображала, как мы будем ходить вместе в храм, а после этого в кино. В маленьком городе, не так много развлечений, ее можно простить за смешение всего.

Да и ее имя словно предопределило увлечение религией, а католицизм был единственным местным выбором.

Кристя гнула свою линию ежедневно, пока в один из дней не решилась прибегнуть к самому решительному средству, мы отправились в ясногорский монастырь. В нем хранится главная реликвия Польши, икона Божией Матери, которая считается чудодейственной.

Всю дорогу Кристя болтала о том, как в конце лета сюда съезжаются люди со всего света, а не только из Польши и что надо выстоять несколько часов, чтобы увидеть Эту Икону.

Ничуть не преувеличиваю, когда говорю, что она произносила название дощечки с красками, с придыханием и религиозным экстазом, который невесть как оказался в ее крови. Икона.

Испорченный дрязгами в России и тем, что церковь везла в те времена алкоголь и табак в страну вагонами, я испытывал цинизм относительно всех религиозных институтов. Агностик или атеист, в этом я не разобрался, но с огромным удовольствием изучал то, что содержали в себе храмы.

В небольшом польском монастыре состоялось мое второе знакомство с черной мадонной.

Офицер польской армии превратившийся неожиданно в священника, рассказал нам историю этой святыни, поглядывая на мою спутницу, которая светилась счастьем и молодостью.

Он утверждал, что лица были черными с первого дня, как была написана икона и никакого отношения к старению красок, это не имеет. Пожалуй, именно тогда я вспомнил вновь о своих детских воспоминаниях и поездке в Кострому.

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Вернувшись в Москву я с головой погрузился в поиски информации о святых иконах, почему одни считаются чудодейственными, а другие нет. К моему удивлению тех, кто мог бы толково и подробно рассказать об этом, мне найти не удалось.

Возможно, что искал не в тех местах, но каждый священник, которого я встречал, мог только перечислить заученные фразы и совсем не желал отходить от них в сторону, нарушать канон. Помню, что среди прочих меня мучил тогда вопрос, почему на каких-то иконах младенец сидит слева, а где-то справа.

За давностью лет не помню, что натолкнуло меня на него и почему он казался мне таким важным. Ответа на этот вопрос, я так и не узнал.

В ленинской библиотеке или ленинке, как ее называли все, мне приходилось зарываться в литературу по истории религии, которая была написана в советское время. Продираясь сквозь обличительные и разгромные пассажи относительно «опиума для народа», я натыкался на отдельные крупицы информации.

Для поколения выросшего в интернете не объяснить, что поиск занимал многие часы, приходилось штудировать книги, чтобы найти незначительные факты и зачастую это было полезно, так как изучая одно, натыкался на совсем иное и расширял свой кругозор.

Заполнение формуляра на книги, их получение и лампы в зеленых абажурах, с подчеркнуто тихим перелистыванием страниц. В этом была своя атмосфера, которая манила и влекла.

В то время я впервые стал натыкаться на частые упоминания черной мадонны, которая не интересовала авторов и проскальзывала в их повествовании, как вариант верований, которые не заслуживают внимания. Но мне было интересно, откуда в Польше появилась такая икона и кто стал ее прообразом.

Выписывая в коленкоровую тетрадь места, я обрисовал географию распространения черной мадонны. Испания, Франция, Италия, Германия, небольшие графства и страны, которых уже нет на карте. Тетрадь быстро заполнялась местами, о которых я не знал ничего и не предполагал, что когда-то в них попаду.

Во время одной из командировок эта тетрадка была со мной, тогда она спасла мне жизнь, но это отдельная и очень запутанная история. Тетрадь  в которой было множество любопытных фактов, ушла от меня, но зато я стал изучать Европу и много путешествовать.

Читайте также:  «деревня-призрак»: тайна исчезновения жителей уральской деревни растесс

Не могу сказать, что меня одолевали мысли о культе черной мадонны, просто иногда встречались иконы или скульптуры, которые запоминались и откладывались в копилку памяти. В некоторых книгах по истории религии и Европы, тоже встречались упоминания.

Но ничего, что пробудило бы повторно интерес к этой теме.

Для меня в мире, есть несколько сказочных городов. Слово сказочный я употребляю не в переносном, а прямом смысле. Возможно, что кто-то посчитает это мистикой, чем-то несуразным, но скорее это настроение и предвкушение каких-то необычных событий. Не обязательно хороших, но накладывающих отпечаток на всю твою жизнь.

У каждого человека свой набор таких городов, мой сказочный город это Барселона. Бывшая римская колония Барсино разрослась до огромного средиземноморского города и в кафедральном соборе меня встретила скульптура Черной Мадонны.

Не будь в моей судьбе Ясной Горы и Кристи, то спокойно прошел бы мимо и даже не обратил внимания, но тут что-то щелкнуло и части мозаики стали вставать на свои места.

В Барселоне вы можете видеть копию скульптуры, которая хранится в Монтсеррате. Оригинал также считают чудодейственным, особая сила у него в отношении женщин, которые хотят детей. В сентябре 1881 года, если быть придирчивым к датам, то 11 числа, папа Лео XIII объявил черную мадонну покровительницей Каталонии.

Ровно в этот же момент копии статуи из Монтсеррата стали изготавливать в больших количествах и делится ими с другими странами. В Таррагоне такая же скульптура, да и в ряде стран, то же самое. Эта копия добралась даже до Чехии, ее можно видеть в Бездезе. Самым легким стало найти всех мадонн, что появились после популяризации в 19 веке.

Мне казалось, что я напал на след и мадонна из Монтсеррата может стать тем прообразом, который дал толчок этой истории.

Точного объяснения, когда эта скульптура появилась в Каталонии не найти, ее происхождение неизвестно. В 890 году ее нашли в пещере в горах, на нее натолкнулся один из местных пастухов.

 Одна из версий утверждает, что ее спрятали в пещере от нашествия сарацинов в 723 году или чуть раньше и она все это время ждала, когда ее найдут.

Легенды начинаются с момента ее счастливого освобождения из плена пещеры, но не дают ни одной подсказки, кто и откуда ее привез. Это был тупик.

Попытка зайти с другой стороны и определить, когда черная мадонна получила наибольшее распространение в Европе, оказалась успешнее – 12 век. Но и тут ждало разочарование, проследить корни не удавалось, а различные объяснения приводимые по степени схожести с богинями древнего мира, не отвечали на вопрос, кто принес этот культ в европейские страны. Снова тупик.

Продолжение следует…

В следующей части расскажу о бегстве евреев из Иерусалима в Африку, тамплиерах (простите набило оскомину, но они и тут постарались), ордене Францисканцев и том, как они хранили Черную Мадонну.

Богиня Деметра и Изида, не пройдут мимо нашего повествования. Любопытно будет объяснение термина «альма матер», который с институтской скамьи, мы бездумно применяем, невольно вознося молитвы, той чье имя не названо.

Умберто Эко и «Маятник Фуко» также займут ваше внимание.

Хотите прочитать быстрее продолжение, тогда ставьте лайк, ретвитьте и так далее. Так я пойму, что тема вам понравилась и попробую рассказать вторую, самую интересную часть истории, побыстрее.

Источник: http://mrmurtazin.com/2013/02/06/zagadki-istorii-chernaya-madonna-ili-moreneta/

Кто такая Черная Мадонна

Черная Мадонна или Черная Дева, является изображением Девы Марии (Богородицы) с черной или темной кожей, созданной в средневековой Европе.

При этом темные лица на иконах не африканского происхождения, а скорее имеют европейские черты. Черные Мадонны могут быть в виде изваяний, либо это иконы, написанные в византийском стиле.

Образ Черной Девы часто запечатлен в виде сидящей или стоящей фигуры, наиболее часто чернолицую Богородицу изображают с младенцем.

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Чёрная Мадонна

В Европе насчитывается от 450 до 500 средневековых Черных Мадонн, по крайней мере, 180 из них находятся в храмах Франции. Многочисленные копии средневековых версий также существуют в Европе, и некоторые из них можно найти в Америке. Многим Черным Мадоннам приписывают чудесные свойства, известные со времен Средневековья.

Теория происхождения темного цвета

Почему у Черной Мадонны такой необычный цвет лица, доподлинно неизвестно. На рубеже 20-го века возникла теория, что подобная окраска лиц святых была вызвана сажей и копотью от свечей, сожженных возле икон. Однако многие исследователи оспаривают эту точку зрения, считая, что темная кожа Черной Мадонны имела в средние века какое-то особое значение для верующих.

Большинство святых Мадонн на иконах намеренно были написаны с темной кожей. На некоторых картинах и статуях одежда Черной Мадонны остается яркой и по сей день, что говорит о том, что кожа также имеет первоначальный цвет (а не потемнела от времени).

Статуи святых дев часто также вырезали из черного дерева, одежду и прочие детали раскрашивали в разные цвета, а лицо оставляли без изменения.

Интересно, что темный цвет кожи Мадонн на иконах был важен для верующих, поэтому некоторые изображения, на которых цвет лица был осветлен, позже пришлось восстановить.

Темнокожие Мадонны вышли из Египта?

Современные теории о значении темнолицей Мадонны часто связывают ее образ с дохристианскими идеями и религиями. Поскольку Богородица с Младенцем напоминает древнеегипетские изображения Исиды и Гора, возможно, что темная кожа святой Девы отсылает к ее египетскому происхождению.

Также учеными было высказано предположение, что Черные Богородицы призваны представлять материнскую, женскую фигуру, именно благодаря использованию оттенков землистой кожи.

Согласно этой теории, светлокожие святые больше наводят на мысль о чистоте и целомудрии, чем о вечной женской силе.

Еще одна теория гласит, что Черные Мадонны были задуманы как исторически точный образ Марии, семитской женщины Ближнего Востока.

Некоторые историки предполагают, что святая с темным лицом появилась только после Средневековья, когда очень светлые образы Богородицы были широко распространены.

В любом случае, Черные Мадонны на протяжении веков привлекали как верующих, так и неверующих.

Из-за тайны, окружающей их происхождение и значение, Черные Мадонны иногда ассоциировались с другими историческими «тайнами», такими как тамплиеры, катары и гностицизм.

Источник: http://valtasar.ru/chernaya-madonna

«Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона

Ченстоховская икона Божьей Матери является одной из самых почитаемых святынь, причем, как православной, так и католической церквями. За темный цвет лика ее называют также «Черной Мадонной». Однако не только этим знаменита Ченстоховская икона. На правой щеке Богоматери имеются несколько глубоких шрамов, которые остались на прежнем месте даже после реставрации.

Евангелист Лука и «Черная Мадонна»

По разным данным, апостол Лука собственноручно написал около 70-ти икон. И «Черная Мадонна» является одной из них. Согласно легенде, Лука изобразил Божью Матерь, что называется, с натуры прямо на столешнице, изготовленной ее супругом плотником Иосифом.

А случилось это в Сионской горнице, то есть именно там, где произошла Тайная Вечеря, где Иисус установил Причащение и где сошел Святой Дух. Об этом можно прочесть в книге святителя Димитрия Ростовского «Жития святых». В связи с тем, что работе евангелиста уже не одна сотня лет, лик Богородицы потемнел. Именно поэтому данную икону иногда еще называют «Черной Мадонной».

Ченстоховской же она стала благодаря одноименному польскому городу. Именно там святыня и подверглась нападению.

От Иерусалима до Ченстохова

Из Иерусалима «Черную Мадонну» вывезла святая Елена, известная своей деятельностью по распространению христианского учения. Она получила эту икону в дар и поместила ее в часовне царского двора в Константинополе. В ХIII веке святыня снова была подарена.

На этот раз ее обладателем стал князь Лев I Данилович, который перевез икону в город Белз (ныне Львовская область, Украина). Уже в следующем столетии во время вторжения польского короля Казимира III Великого образ оказался в руках князя Владислава Опольчика, а тот в свою очередь передал его католическим монахам в Ченстохове.

Весь путь, который проделала Ченстоховская икона, удалось отследить, благодаря работе, которую проделали Я. Пах, В. Робак и Е. Томзиньски. В 1382 году в городе на Ясной Горе был основан монастырь ордена паулинов, который и стал центром почитания иконы Божьей Матери. Но на этом история не закончилась. Через несколько лет монастырь разграбили чешские гуситы.

Они слыли ярыми иконоборцами, а потому порубили образ саблями. Так на правой щеке и шее «Черной Мадонны» навсегда остались глубокие шрамы. Причем, даже после реставрации.

Поддельные шрамы и настоящие чудеса

По сведениям, упомянутых в путеводителе «Ясна-Гура: святая обитель Божией Матери» (Пах Я., Робак В., Томзиньски Е.), в 1434 году Ченстоховскую икону решили немного восстановить. Однако сверху на восковое покрытие свежая краска не легла.

Тогда реставраторы попросту отскоблили ее и нарисовали лик Богородицы заново. Они в точности воссоздали образ и даже с помощью резца сделали точно такие же «шрамы», какие были на прежнем изображении.

Тем не менее тот факт, что следы от сабли не возникли на иконе сами собой, вовсе не говорит о том, что это вовсе не чудотворная подделка. Дело в том, что Ченстоховская икона уже не раз являла свои чудеса людям. Так, упомянутый князь Владислав закрепил лик на городской стене Бельца, когда тот осадили татары.

Одна из стрел противника угодила в святыню. Из иконы потекла кровь, на землю опустилась темнота, и враги в ужасе бежали. Есть и более поздние свидетельства. Например, Б.

Полевой в автобиографической книге «До Берлина – 896 километров», которая посвящена событиям времен Великой Отечественной войны, описал такой случай. Он вместе с товарищами волею случая оказался в монастыре в Ченстохове. Все они наблюдали за потемневшим ликом Богородицы, который буквально на глазах обрел внешность молодой смуглой девушки.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/93422-chernaya-madonna-naskolko-drevnyaya-ye.html

Кто такая «Чёрная Богоматерь» и почему её лик чёрный

  • Икона «Чёрная Богоматерь» так же известная как «Чёрная Мадонна» является одной из самых почитаемых как в католической, так и в православной церкви.
  • Отличительной особенностью чудотворного образа является крайне темный или вовсе черный цвет лица Богородицы.
  • Но откуда же появилось столь необычное изображение?

Икона «Чёрная Богоматерь», созданная не поздней конца XII века.

  1. Долгое время искусствоведы придерживались версии, согласно которой, темный цвете лица и рук ряда весьма почитаемых икон Богоматери вызван не более чем случайными причинами (к примеру, копоть от горящих в храмах свечей и почтенный возраст самих образов).
  2. Однако все исследования говорили лишь об умышленном создании черных ликов.
  3. Сама история происхождения столь необычной иконы окутана множеством самых разнообразных легенд.

Греческая Андроникова икона чёрной Богородицы, XIX век.

Считается, что чудотворная икона «Чёрной Богоматери» была написана самим святым апостолом и евангелистом Лукой.

По словам знаменитого польского историка XV века Яна Длугоша (1415 – 1480), первый образ «Чёрной Богоматери» был создан в Иерусалиме не поздней XII века, откуда перемещен в Константинополь, затем в Болгарию, Чехию и в итоге попал на Русь.

Фрагмент иконы Богородицы с чёрным ликом. Начало XVIII века.

В конце XIV века икона оказалось в Польше, случайно доставшись в качестве военного трофея князю Владиславу Ополчику.

Примечательно, что на подавляющем большинстве икон изображен шрам на лице Богоматери.

Легенда, записанная в 1524 году, рассказывает следующее: в 1430 году несколько воров ограбили монастырь, в котором хранилась икона, но взяв столь много золота, серебра и драгоценных камней, сколь только моги унести, не остановились, а продолжили богохульствовать.

Один из воров ударил мечем по иконе «Чёрной Богоматери» и рассек ей лицо.

  • Богохульник умер на месте, у других же вскоре отсохли руки.
  • Поврежденная икона была показана польскому королю Владиславу II Ягелло (более известному на Руси как Ягайло), который приказал придворным художникам восстановить лик святой.
  • но при каждой попытке закрасить повреждения новая краска отваливалась, что было принято за божественный знак и ни каких попыток исправить лицо Богородицы больше не предпринималось.

Начиная с начала 18 века икона «Чёрной Богоматери» стала особо почитаема и в России (к этому же периоду относится и создание большинства копий), но уже под более созвучным названием — «Ченстоховская икона Божией Матери».

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592ebfddd7d0a6f53d9a32d7/5b9d600aaccf9b00aad5dbc5

Ссылка на основную публикацию