Родился и взрослел Федор Достоевский в Москве в семье военного медика, в суровой остановке. Его отец имел скверный характер и был человеком нервным, раздражительным и чрезмерно самолюбивым. В роду Достоевских было много нездоровых людей: эпилептиков, пьяниц, самоубийц. У Достоевского также были эпилептические припадки, но он связывал это с последствиями каторги. Зигмунд Фрейд считал, что у Достоевского не было эпилепсии, для которой характерно деградация личности, а скорее припадки были проявлением психопатической личности.
Судьба с юности приготовила ему тяжелые испытания – в 15 лет он лишился матери, которая умерла от чахотки. Федор вместе с братом переехали в Санкт-Петербург.
В период его учебы в инженерном училище происходит еще одно несчастье — крепостные крестьяне убивают отца во время ссоры.
Оставшись сиротой, Федор Достоевский продолжает учение и живет за счет небольшого наследства, доставшегося ему.
Уже в этот период он проявляет свои литературные таланты: пишет первые произведения, организует литературный кружок. Его роман «Бедные люди» сразу же обращает на себя внимание критиков и публики. Будучи бунтовщиком по натуре, Федор Михайлович сближается с А.Н. Плещеевым, А.Н. Майковым. Участвует в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849, и он 8 месяцев провел в Петропавловской крепости под следствием. Надо отдать должное — писатель вел себя очень мужественно. Стремясь смягчить вину товарищей, он скрывал многие факты. Писатель был признан следствием виновным в умысле на ниспровержение существующих отечественных законов. И в 1849 году приговорен к смертной казни по делу Петрашевского. Дни в ожидании казни были мучительными, и один из приговорённых, Григорьев, даже сошёл с ума. Ощущения, которые испытывал сам Достоевский, он передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Казнь в последний момент была заменена 4-летней каторгой с лишением всех прав состояния и последующей сдачей в солдаты. В оковах Достоевский прибыл в Томск и работал там чернорабочим 4 года. Затем его отправили служить рядовым в Семипалатинскую крепость. Впрочем, потом ему все-таки вернули офицерский чин. Женившись, он возвращается в Петербург, где продолжает свою цепь безумных увлечений, творческих исканий и побед. Именно тяжелые испытания: сиротство, смертный приговор, каторга, развили в Достоевском способность к предвидению событий. Практически все его романы содержат пророческие сведения. В рассуждениях своего главного героя «Преступление и наказание» Раскольникова, он пророчествует о пристрастиях нового поколения, готового убить за идею. Наверное, это покажется нам обыденным явлением сейчас, но в 19 веке никто не мог предположить, что тысячи молодых людей на планете станут рассуждать именно так.
Кроме того, Федор Михайлович за сто лет до начала революции предсказал и описал ее последствия как приход «бесов» — революционеров. Достоевский писал: «Во всякое переходное время поднимается эта сволочь, которая есть в каждом обществе. …Эти дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать всё священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть».
В «Бесах» был даже указан период, за который революция охватит всю страну, – пять месяцев. Единственно, в чем Достоевский ошибся, это сроки. Его герой планировал закончить революцию, когда она была фактически начата – в октябре. В романе «Бесы» главный идейный вдохновитель революционной ячейки Петр Верховенский составил план действий для своих собратьев по оружию: «Мы уморим желания; мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство…» Как видим, точный портрет революционных «героев» и их деяний, которые повязали своих единомышленников кровью. Достоевский также размышляет о том, почему социализм захватил «сердца и умы многих». Он приблизился к раскрытию тайны связи России с Богом. Достоевский считал, что революция произошло как попытка улучшения христианства, «сообразно веку и цивилизации», а революционеры лишь заменили крест пятиконечной звездой. Действительно, марксизм в России был воспринят как новая религия и люди поклонялись Ленину и Сталину так же, как Христу. Федор Михайлович также предвидел, что произойдет серия кровавых катаклизмов, которая охватит всю Европу. «Но никогда, может быть, – пишет Достоевский, – Европа не была ближе именно к такому перевороту и переделке территорий, как в наше время… Тогда все рухнет об Россию». Также весьма точно определил Федор Михайлович русло развития наших отношений с братьями-славянами. «…По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому — не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!»
Также гений весьма точно описывает сам путь этого освобождения: «Начнут же они свою новую жизнь с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают».
Несмотря на мрачный оттенок этих предсказаний, писатель верил, что добро должно победить в извечном противостоянии добра и зла. Он понимал, что истоки бесовщины сокрыты в нас самих. Несмотря на то, что Достоевский не указал нам путь к светлому будущему, но он точно предсказал, куда нам нельзя было идти.
Источник: http://repin.info/neizvestnye-znamenitosti/strashnye-prorochestva-dostoevskogo
Россия, очнись! Пророчество Достоевского о России сбывается
« Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали.
Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать.
Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.
В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие.
Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало».
1866
Федор Михайлович Достоевский. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1973. Т. 6. С. 419-420.
«Это последняя страница из «Преступления и наказания» — бред Раскольникова в Сибири. Я читал эту страницу много раз и раньше, но теперь мне казалось, что ее никогда раньше не было и она только что выросла в этой книге. Я читал ее другим, которые, я знал, любили эту книгу, и они тоже не могли вспомнить именно этой страницы. Очевидно, глаза наши до нынешних времен скользили по этим строкам, не видя их. Только дыхание ужаса революции выявило их для нас, как прикосновение огня обнаруживает бледные буквы, написанные химическими чернилами на белом листе бумаги.
Оно было написано ровно сорок лет тому назад — это апокалипсическое видение, в котором уже есть все, что совершается, и много того, чему еще суждено исполниться… в словах Достоевского чувствуется приближение катастрофы иного рода, — катастрофы психологической, которая все потрясение переносит из внешнего мира в душу человека… Нужно самому быть пророком для того, чтобы понять и принять пророчество до его исполнения. Пророчество Достоевского оставалось для нас невнятным, пока мы не ступили на самый порог ужаса … В настоящую минуту Россия уже перешагнула круг безумия справедливости и отмщения».
1906
Максимилиан Александрович Волошин. Пророки и мстители // Перевал. 1906, ноябрь. № 2. С. 12-27.
На дне преисподней
Памяти А. Блока и Н. Гумилёва
С каждым днём всё диче и всё глушеМертвенная цепенеет ночь.Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.Тёмен жребий русского поэта:Неисповедимый рок ведётПушкина под дуло пистолета,Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,Горькая детоубийца – Русь!И на дне твоих подвалов сгину,Иль в кровавой луже поскользнусь,Но твоей Голгофы не покину,От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,Но судьбы не изберу иной:Умирать, так умирать с тобой,И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
Апрель 1924 года
Спустя полтора столетия пророчество Достоевского о России как никогда близко к исполнению, и вслед за познавшим его Волошиным впору констатировать, что «в настоящую минуту Россия уже перешагнула круг безумия справедливости и отмщения»…
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2014.
Источник: https://expertmus.livejournal.com/170924.html
LightFM: Достоевский о России. Его пророчества о России.
Фёдор Михайлович Достоевский — таинственная, многогранная, глубокая, пророческая личность, великий русский писатель, романы которого отличаются глубоким психологизмом и эмоциональной напряжённостью. Творчество Фёдора Михайловича Достоевского оказало воздействие на развитие не только художественной культуры, но и философской… Целые поколения русских мыслителей опирались в своём творчестве на мировоззренческие идеи и духовные открытия Достоевского, оказавшего существенное влияние и на формирование ряда направлений европейской философии.
ЛИЧНОСТЬ
Достоевский изнутри носил в себе всю проблематику культуры, все её мечты и идеалы, и это вылилось в создание грандиозной этической системы, в рамках которой решаются проблемы смысла жизни, любви, развития человека и человечества как вечного стремления не только к совершенствованию, но обязательно к совершенству.
Особенно велико влияние этических исканий Достоевского на русское национальное самосознание. Достоевский не является философом в узком смысле слова, поскольку не создал ни одного чисто философского сочинения. Вместе с тем не совсем верно утверждение, что он мыслит как художник. Он мыслит именно как философ, хотя и выражает свои мысли в художественных образах.
Достоевский обращается прежде всего к русскому человеку, и уже от имени России и русского человека — к мировому сообществу. Гоголь, говоря о себе, подчёркивал, что от человека он пришёл к Богу и от Бога к России.
Достоевский, повторяя этот путь, идёт дальше: от России он идёт к человечеству, потому что знает, что человечество гибнет и его нужно спасать, и что спасти человечество Бог поручил России и русскому человеку.
Европейским мудрецам не нравятся подобные утверждения Достоевского, поскольку они ущемляют их религиозное, а также атеистическое самолюбие.
Однако пророчества Достоевского нравятся и не всем русским, поскольку предполагают колоссальную ответственность перед Богом, а слабый человек, коих большинство, боится ответственности и предпочитает «плыть по течению», не задумываясь о вопросах, не относящихся непосредственно к обыденной жизни.
Достоевский показывает, что, уходя от этих вопросов, человек, и прежде всего русский человек, много страдает, ибо идёт против собственной духовной сущности.
Но и те «избранники», которые ищут ответы на сокровенные вопросы человеческого бытия, очень быстро убеждаются, что истина не даётся простым усилием мысли или воли, что истину нужно выстрадать, разделив страдания своего народа, который много страдает именно потому, что является Богоизбранным народом.
Да и познанная в страданиях и через страдания истина несёт в себе мало утешительного, ибо вскрывает всю глубину падения человека и человечества. Не случайно философию Достоевского, постигшего глубинную сущность мира и человека, нередко называют философией трагедии, хотя сам Достоевский так не считает.
Он знает, что у человечества не только сохраняются шансы на спасение, но и что это спасение неотвратимо, даже несмотря на то, что люди по своей безмерной глупости и беспечности активно сопротивляются спасительной воле Бога.
Достоевский вполне доказательно убеждает, что сверхъестественное — не лишнее в человеке, а нечто устойчивое и необходимое, без чего не может быть самого человека, принадлежащего двум мирам: посюстороннему и потустороннему, из которого человек вышел и в который возвратится.
Своих героев Достоевский характеризует не через описание их внешнего облика и окружающего их ландшафта, как это принято у «обычных», в том числе великих писателей, а через ситуации, через нравственные конфликты, психологические реакции и внутренние переживания. Он признаёт только нравственный ландшафт и ландшафт идей.
Достоевский — великий драматург, но его драмы — это драмы идей и трагическое столкновение мировоззрений, наполненное неизбежными человеческими жертвами.
В образе «гнусного убийцы» Раскольникова — великая мысль Достоевского, что мы все в той или иной степени убийцы, по крайней мере — соучастники.
Одни убивают себе подобных осознанно, другие делают это по неведению, третьи — равнодушно растоптав упавшего и уйдя не оглянувшись. Убить ведь можно не только топором, но и словом, и даже бездействием.
Слово Достоевского несёт в себе свет Божественной истины, и эта истина освещает неприглядную действительность, открывая, или высвечивая в ней крупицы Божественной благодати. В связи с этим Достоевский выявляет два пласта жизни: самую жестокую, холодную и грязную действительность и самые благородные и возвышенные мечты о Царстве Небесном.
Его герои, а вслед за ними и все мы, во всём земном непостижимым образом ощущают божественное, в обыденном — возвышенное, в реальном — потустороннее. В героях Достоевского присутствует взрывоопасная смесь порока и добродетели, подобно физической материи и антиматерии.
Чтобы обуздать эти могучие силы, необходимо обращение к Богу, с которым, однако, люди не торопятся. Достоевский верит, что русский человек справится с этой глобальной проблемой, вопрос только в том, когда и при каких условиях. Очевидно, произойдёт это не раньше, чем чаша человеческих страданий будет переполнена.
Гром ещё не грянул, но «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», — гласит народная мудрость.
Душа европейского обывателя не принимает русскую правду Достоевского даже тогда, когда убеждается в её доказательности и неопровержимости, в её жизненной силе.
Достоевский изображает русский мир, находящийся географически рядом с европейским миром, а духовно — над ним, причём на недосягаемой для Европы высоте.
Герои Достоевского выходят за границы реальности в её европейском понимании, но остаются внутри реальности России, которая не имеет границ, ибо устремлена в бесконечность. И эта бесконечность не вне, а внутри русского человека.
Поэтому судьбы русского человека не вне его, например, в Европе или где-нибудь ещё, а внутри него, в собственной душе, вмещающей в себя весь Божий мир. Отсюда — отмеченная Достоевским всемирная отзывчивость русской души и мистические основы её космической мощи.
Поэтому герои Достоевского — люди нового начала мира. В каждом заново рождается мир и каждый сам превращает свой временный внутренний хаос в Вечный Божественный Космос.
Это напоминает рождение великолепной бабочки, устремлённой к свету, из неприглядной гусеницы, прячущейся от солнечного света.
Каждый подлинно русский человек чувствует себя подобной безобразной гусеницей, и каждый мечтает стать бабочкой, и каждый предчувствует, что в нём заложено совсем не то, что кажется.
Достоевский показывает, что в России рождается не только новый человек и юная нация, но новое человечество, в котором будут господствовать любовь, всеобщая гармония и братство. Европейцам эти идеи Достоевского не нравятся, поскольку вскрывают порочность и бесплодность европейского эвдемонического прогресса, ведущего человечество к гибели.
Предметом философских исследований Достоевского является человек. Эта бесспорная истина тем не менее нуждается в конкретизации. Прежде всего необходимо уточнить: чем является для Достоевского человек как предмет исследования, что ищет и находит Достоевский в человеке? Вопрос далеко не однозначный, учитывая сложность феномена человека.
Человек не является неделимым атомом, а складывается из великого множества слоёв и оболочек, связанных с биологическим, социальным и даже космическим его бытием, за которыми очень трудно разглядеть подлинное духовное ядро человека. Очень часто за всеми этими слоями человек не может найти самого себя.
Достоевский «разоблачает» человека, снимая с него, как одежду, слой за слоем, чтобы добраться до самой сути. При этом вынужден исследовать не только самого человека, но и все его внешние и внутренние связи. Поэтому через человека он выходит в сферы антропологии, философии истории, этики, эстетики, философии религии и т.д.
И всегда в центре этих исследований остаётся человек.
- Достоевскому открылось то, что русский народ,
- как и он сам, пройдёт через свою Голгофу,
- переживёт второе крещение, крещение смертью
- и, смертию смерть поправ, обретёт вечную
- жизнь уже здесь, на Земле, чтобы вернуть весь
- мир Богу, от Которого мир отвернулся
Произведения Достоевского — это глубочайшие философские и религиозные исследования, но исследования не быта, а метафизического бытия русского человека. Суть его заключается в том, чтобы рассматривать мир не в его обыденной повседневности, а именно как творение Божие, хотя и трагически искажённое.
Достоевский знает, что творчество, в том числе литературное, научное и философское, неотделимо от свободы: где нет свободы, там не может быть творчества. Поэтому подлинный творец не может зависеть от своего творения, как не зависел Христос от мира, в который Он пришёл.
Явление в мир — свободный выбор Христа, решившего разделить все тяготы мира, чтобы его спасти, подняв его до уровня святости, точнее — придав миру направление к неотвратимому достижению святости в будущем, в предустановленное на то время.
Речь идёт о пересотворении мира людей, но усилиями самих людей, понявших великий замысел Бога о человеке. Достоевский — один из таких подвижников Христа, пытающийся не только понять мир, но и объяснить людям их мир с позиций Христа и во имя Христа.
С позиций Христа, значит — с высоты Голгофы, которой для Достоевского был не только эшафот, но и вся его жизнь, отданная на служение людям и, разумеется, Богу. И это был свободный выбор Достоевского, сознательно избравшего путь страданий как способ осуществления своей собственной свободы.
Страдания для него — естественный способ существования в греховном мире, тот способ, который только и может обеспечить подлинную свободу человека как свободу борьбы за спасение собственной души и за спасение мира.
С категориями «необходимость» и «свобода» часто связывают понятия «космос» и «хаос». Достоевский не выступает против хаоса, понимая, что из хаоса творится космос. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». (Бытие, гл. 1, ст.
1 – 2) Пустота, не имеющая никакого вида, и есть идеал хаоса. Бог использовал этот неопределённый хаос как строительный материал для космоса. Для того чтобы алмаз стал бриллиантом, необходима огранка и шлифовка. Для того чтобы хаос стал свободой, необходима его огранка законами природы, которые есть «твердь небесная».
На прочном базисе этих законов Бог и создал мир, в котором нашлось место человеку. Бог не только создал мир, но и наделил его свободой. Олицетворяет свободу мира не хаос, а космос, в котором на страже свободы мира стоят созданные Богом гармоничные и справедливые законы.
Свобода мира отражается в свободе человека, как внешний облик мира отражается в капле воды.
Человек у Достоевского — неогранённый алмаз, огранку которого осуществляет жизнь. Каждая грань выявляет ту или иную сторону сущности человека.
В творчестве Достоевского каждый герой — слуга, глашатай нового Христа, мученик и провозвестник третьего царства. В них бродит ещё изначальный хаос, но брезжит и заря первого дня, давшего свет земле, и предчувствие шестого дня, в который будет сотворён новый человек. Его герои прокладывают пути нового мира; роман Достоевского — миф о новом человеке и его рождении из лона русской души.
Человек — существо нравственное, творческое, деятельное.
Достоевский показывает, что творческий потенциал человека, не подчинённый нравственности, вышедший из-под её контроля, из созидательного фактора превращается в разрушительный, противоречащий не только духовно-нравственной природе человека, но и гармоничному устройству всего Божьего мира. Место человека в мире определяется не творческими возможностями человека, а его нравственным потенциалом.
Нравственный потенциал личности и человечества высоко ценится Достоевским. Каковы место и цель пребывания человечества в Божьем мире? Пока это тайна. Но люди должны верить в своё высокое предназначение в мире и в то, что эта миссия откроется человечеству тогда, когда человечество будет готово к её выполнению. Достоевский верит, что это время обязательно наступит…
Достоевский настаивает, что человек — существо нравственное и только потом — социальное. Социальность роднит человека с некоторыми социальными животными, нравственность роднит человека с Богом.
Достоевский утверждает, что только нравственный человек свободен. Подлинная свобода — это возможность и способность делать осознанный выбор в своих поступках, не перекладывая ответственность за этот выбор на авторитетов или учителей.
Безнравственный человек, даже имея внешнюю возможность выбора, не способен этот выбор осуществить, потому что не в состоянии освободиться из рабства у собственных страстей. Поэтому он пытается переложить ответственность за выбор на учителей и авторитетов.
Высоконравственный человек делает самостоятельный выбор, основанный на личной ответственности, опирающейся на нравственные идеалы. Свобода и ответственность открывают человеку путь к братскому единению, путь к Богу.
Всеобщая свобода и всеобщая ответственность позволяют сделать мир таким, каким он задуман Богом ради человека.
Достоевский не может обойти и вопрос, который любят задавать атеисты: как можно верить в Бога, не желающего вмешиваться в дела людей, чтобы предотвратить их страдания, хотя бы страдания невинных и беззащитных детей? На этот вопрос Достоевский не даёт чёткий и ясный ответ, но ответ напрашивается из общего контекста его учения о человеке: Бог готовит человека к будущей высшей миссии, о которой не сообщает до времени. Человек, по замыслу Бога, должен пройти «огонь, воду и медные трубы». Выдержит — достигнет вершин бытия. Но только если выдержит.
…Достоевский оказался единственным из великих писателей и мыслителей, не только русских, но и европейских, кто прошёл через процедуру смертной казни, но остался жив. На эшафоте он простился не только с рядом стоящими товарищами, но и с жизнью, которая затем была ему возвращена в новом качестве, как бесценный подарок. Это была уже новая жизнь, ибо прежняя прошла.
После этого невозможно было не поверить в свою Богоизбранность. Достоевский ощутил это именно на своей Голгофе, где умер в прежнем качестве талантливого писателя и родился заново, но уже как избранник Божий. Родился свыше, получив второе крещение, повторяющее крещение Иисуса Христа.
Достоевский точно знал, что новая жизнь дарована ему не царём Николаем, а Самим Господом, и готов был полностью посвятить себя выполнению открывшейся ему своей исключительной миссии. На Голгофе, через которую прошёл Достоевский, ему открылась и особая миссия русского народа, которую необходимо объяснить не только самому народу, но и всему миру.
Ему открылось, что через крещение проходит не только отдельный человек, но и избранный Богом народ, получающий от Бога не только особые права, но, прежде всего, особое задание в мире, которое никто, кроме него, выполнить не может.
Открылось и то, что русский народ, как и сам Достоевский, пройдёт через свою Голгофу, переживёт второе крещение, крещение смертью, и, смертию смерть поправ, обретёт вечную жизнь уже здесь, на Земле, чтобы вернуть весь мир Богу, от Которого мир отвернулся.
Для Достоевского верить в Бога и верить в Россию — одно и то же. Он верит в Россию, потому что знает, что в Россию верит Бог. Россия, Святая Русь — Богоизбранная страна, Крестной Матерью которой назначена Матерь Божия. И она не только заботится о русском народе, но и разделяет все его страдания.
Достоевский прямо заявляет, что Россия спасёт Европу, несмотря на то, что Европа не желает быть спасённой. Неправ Белинский, утверждая, что судьба России всецело находится в руках Европы, от которой следует ждать помощи.
Достоевский показывает, что судьба России — не вне, в внутри её. Более того, именно в России куётся судьба мира.
Достоевский настаивает, что невысказанное будущее Слово, последняя и окончательная истина будет высказана Россией, невестой Христовой, которая призвана Богом спасти мир.
Творчество Достоевского позволяет сделать вывод, что он был знаком с древними ведическими знаниями, однако не мог этого афишировать.
На примере жизни Достоевского Провидение показало подлинную мощь русского духа. Его творчество, его личные страдания и сама преждевременная, с нашей точки зрения, смерть — не в наказание за якобы прижизненные грехи, а к славе Божией и к славе России.
Через его прижизненную и последующую судьбу (судьбу его Творений — ред.) Провидение показало, что и олицетворяемая им Россия, пережив великие страдания, прославит Бога (не религию-ред.
) и получит ещё более великое вознаграждение, поскольку поможет Ему (Богу) спасти от духовной и физической смерти всю Европу и весь мир.
- Край будущего
- Общество
- Философия
Источник: https://cont.ws/post/189524
Ответы@Mail.Ru: Что предсказал людям Федор Достоевский?
Да много всего он предсказал.. .о нравственном падении человека и об …исламизации Европы… И о торжестве православия! ***** Предсказание Достоевского гениально в части страшной, неслыханной и невиданной духовной моровой язве.
«Преступление и наказание» : «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселяющиеся в тела людей.
Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований.
Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем одном и заключается истина» . «Бесы» — план действий для будущих «ниспровергателей основ» : «Мы уморим желания; мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве.
Все к одному знаменателю, полное равенство… Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет пускать и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, единственно, чтоб не было скучно… Но одно или два поколения разврата необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, вот чего надо! » «Братья Карамазовы» : «Выражаются иногда про “зверскую” жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток» . «Злой дух, – писал Федор Михайлович, – несет с собою страстную веру, а, стало быть, действует не одним параличом отрицания и соблазном самых положительных обещаний: он несет новую антихристианскую веру, стало быть, новые нравственные начала обществу, уверяет, что в силах выстроить весь мир заново, сделать всех равными и счастливыми и уже навеки закончить Вавилонскую башню, положить последний замковый камень ее. Между поклонниками этой веры есть люди самой высшей интеллигенции; веруют в нее тоже все малые и сирые, трудящиеся и обремененные, уставшие ожидать Царствия Христова; все отверженные от благ земных, все неимущие… » И еще: «Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» . Как и все русские пророки, Федор Михайлович выделял Россию из общего ряда. Исследователь творчества Достоевского Карен Степанян по поводу отношений Европы и России так прокомментировал написанное классиком: «Достоевский надеялся, что торжество материального начала и приход “злого духа” осуществится на Западе, что русский народ устоит перед разрушительным действием этих процессов. Слияние сословий совершается и свершится у нас “мирно”, ибо, “если и есть разногласия, то они только внешние, временные, случайные, легко устранимые и не имеющие корней в почве нашей… Лишь Россия заключает в себе начало разрешить всеевропейский роковой вопрос низшей братии без боя и без крови, без ненависти и зла… ”» Достоевский предвидел будущее развитие исторических процессов: произойдет серия кровавых катаклизмов, которая охватит всю Европу. «Но никогда, может быть, – пишет Достоевский, – Европа не была ближе именно к такому перевороту и переделке территорий, как в наше время… Тогда все рухнет об Россию, тогда мы должны быть целы и выставить православие» . [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
«Человек есть тайна, — сказал Достоевский в молодости. — Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».. . Достоевский считал, что отчужденность — ненормальное состояние людей, она противоречит человеческой природе.
«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» , — говорит Достоевский устами героя рассказа «Сон смешного человека» . Поэтому он предсказывал, что в будущем миллионы объединятся в о всечеловеческое братство, объединяющее «все души народов» . Особую роль в этом он видел в русском народе.
Хотя и русский народ духовно болен: не смертельно, но болен; «хотя главная, мощная сердцевина его души здорова, но все-таки болезнь жестока.. . Как она называется? Жажда правды, но — неутоленная (подчеркнуто Достоевским.) . Ищет народ правды и выхода к ней безпрерывно и все не находит.. .
Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения…» .
«Честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест» (Ф. Достоевский)
Пророческие предсказания Достоевского Фёдор Михайлович Достоевский̆ — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский обладал даром пророка. И во многих своих произведения изобразил будущее людей. Одно из самых ярких произведений Достоевского – это преступление и наказание. В романе Преступление и наказание автор изобразил теорию главного героя.
Данную теорию повторят многие исторические деятели в дальнейшем. В романе «Преступление и наказание» Достоевский показал теорию Раскольникова. Раскольников делил людей на простых людей. Это обычные люди, к которым относится большая часть населения.
И выдающиеся люди, которые направляют мир, которым разрешено больше, чем обычным людям, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя. По этой теории, все сильные личности могут возвысить себя выше других и переступить через кров. Возможно, что Достоевский изобразил наш сегодняшний мир, где люди будут убивать ради денег, где многое сможет остаться безнаказанным.
Ведь на сегодняшний день судьи не всегда выносят справедливые решения. А люди готовы на все, чтобы получить деньги и власть. По теории Раскольникова в бедующем будет действовать Адольф Гитлер — немецкий политик. Гитлер подразумевал необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов. Также как Раскольников делил людей на сильных и слабых.
По теории Гитлера, если не будет низших, то в мире не будет алкоголиков, эпилептиков, лиц с различными наследственными болезнями, слабоумных. А над слабыми людьми Гитлер проводил эксперименты и убивал их, чтобы сделать лучший мир для высших. Адольф Гитлер действовал по этой теории и привел мир к Первой мировой войне. Но его теория, как и теория Раскольникова была ошибочной.
Убивая одних невозможно дать счастливую жизнь другим. Нельзя убить одного, чтобы сделать счастливым другого. Ведь все мы посланы в этот мир с определенной целью. Еще одна историческая личность, которая действовала по теории Раскольникова – это Сталин. Сталин – российский революционер, партийный и государственный деятель.
Сталин проводил репрессии в России с 1920-х по 1950-х годов. Он сажал людей за решетку и издавал указ о смертной казни. Многие люди были арестованы и расстреляны по глупым обведениям, которые толком и не были обоснованы. Возможно, что и та часть людей, которая оставалась на свободе тоже погибала от голода и безысходности. . Многие семьи теряли кормильца.
Дети оставались без родителей. Сталин убивал простых людей пытаясь этим сделать мир лучше, но счастье людей не должно доставаться такой ценой. И по сей день еще толком не ясно для чего именно проводились эти репрессии. В романе Преступление и наказание в последнем сне Раскольникова автор показал конец света.
Герой видит ужасные мир, который приближается из-за страшной болезни, вызванной новыми микробами — трихинами. Они проникают в мозг и внушают человеку, что только он один во всём прав. Возможно, что этим сном Достоевский изобразил картину мира, который может наступить, если одни люди будут ставить себя выше других.
Достоевский считал, что если жить по теории Раскольникова, то куда придет все человечество. Люди не должны менять ход событий и решать кому умирать, а кому жить. Только высшие силы могут решать кому и когда умирать, а кому сколько и как жить.
Люди, которые возомнили себя сильными личностями недолжны возвышать себя выше других, а иначе последствия буду плачевны для всего человечества. Достоевский писал будущее. Он видел, что происходит не только сейчас и здесь, но то, что произойдет далеко в будущем. Достоевский пророчески увидел, что произойдет в бедующим в России и мире. Возможно, что хоть сам он того не признавал, но у него был дар пророка. Он умел читать людей, как открытую книгу. Позже люди, с которыми Достоев
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/89347290
Как Достоевский предсказал популярность жанра «настоящего преступления»
Жанр «реальное преступление», возникший благодаря таким подкастам, как Serial, и телесериалам наподобие «Создавая убийцу» (Making a Murderer), который идет на канале Netflix, судя по всему, развивается и популярности своей не теряет.
Это приятная новость для тех, кто добивается реформы системы уголовного правосудия.
Жанр все чаще представляют как реформистский, и центральное место в нем занимает критика злоупотреблений полиции, чересчур «усердного», пристрастного уголовного преследования, а также массовых арестов и лишения свободы.
Ранее в этом месяце ведущие подкаста In the Dark, завоевавшего премию Пибоди (Peabody Award), объявили, что второй сезон будет посвящен истории темнокожего Кертиса Флауэрса (Curtis Flowers) из штата Миссисипи, приговоренного к смертной казни.
Его делом занимался прокурор, который якобы был связан с шовинистической организацией, проповедовавшей превосходство белой расы.
На кинофестивале Tribeca в этом году телеканал Netflix показал новые эпизоды своего сериала «Лестница» (The Staircase), в основу которого легли реальные события — суд над Майклом Петерсоном (Michael Peterson), который в 2003 году был осужден за убийство своей жены.
После показа режиссер Жан-Ксавье де Лестрейд (Jean-Xavier de Lestrade), выступая перед зрителями, заявил, что, создавая сериал, он хотел «просто посмотреть, как система правосудия отнесется к этому делу».
Таким образом, сегодняшний новый рост популярности жанра «реального преступления» имеет свое начало в творчестве Федора Достоевского, русского писателя, автора многочисленных произведений об убийствах, в том числе самого известного — романа «Преступление и наказание».
Достоевский очень увлекался всем, что связано с судами. Он проводил много времени в судах, наблюдая за судебными процессами, обсуждая с адвокатами природу невиновности и вины, посещая подсудимых в тюрьме и пытаясь повлиять на отношение общества к некоторым судебным делам.
Так что Достоевский и его произведения настолько были связаны с правосознанием царской России, что были случаи, когда адвокаты, пытаясь вызвать сочувствие у присяжных, ссылались на харизматичного убийцу Родиона Раскольникова, главного героя «Преступления и наказания».
Medya Gunlugu20.05.2018Мировая библиотека18.02.2018Danas04.12.2017Как и многие сегодняшние авторы, работающие в жанре «реального преступления», режиссеры и ведущие подкастов, Достоевский писал о преступности (в своих художественных и публицистических произведениях) как способе выявить упущения и недостатки, как он воспринимал их, в законодательстве. В отличие от современных потребителей произведений в жанре «реального преступления», которые оказываются в центре более широкой общественной дискуссии о жестокости полиции и расовых предрассудках при вынесении приговора, Достоевский писал во времена огромного энтузиазма и надежд в отношении будущего российской юриспруденции. В 1864 году царь Александр II внес в юридический кодекс масштабные изменения, самым радикальным из которых было введение суда присяжных. Достоевский разделял то чувство радостного возбуждения, которое охватило страну в связи с этими переменами поводу перемен. В письме другу он писал: «У нас везде будут справедливые суды. Каким это будет великим обновлением! (… Я продолжаю думать и мечтать обо всем этом, и мое сердце бьется быстрее)».
Достоевский и сам был жертвой излишне пристрастной судебной системы. В 1849 году он был приговорен к смертной казни за участие в работе кружка петрашевцев, обществе интеллектуалов, находившихся под влиянием идей французских социалистов-утопистов.
Во время событий, сыгравших важнейшую роль в формировании его представлений о милосердии, наказании и смерти, он видел, как первую группу его товарищей-петрашевцев погнали на расстрел, и лишь за несколько минут до того, как подошла его очередь умереть, он узнал, что приговор был смягчен.
Несмотря на свое изначальное радостное возбуждение по поводу правовых реформ, у Достоевского, когда он в дальнейшем писал о новых судебных процессах (которые в рамках реформ теперь проходили открыто, и на них могли присутствовать представители общественности), возникли серьезные сомнения в отношении судебной системы.
Во-первых, российские присяжные выносили необычайно большое число оправдательных приговоров (около 40% от всех рассмотренных дел).
Достоевский тоже был склонен к проявлению милосердия, он с одобрением написал об оправдании беременной женщины по фамилии Корнилова, которая выбросила свою 6-летнюю падчерицу из окна четвертого этажа.
Но его беспокоило то, что наряду с оправдательными приговорами появилась тенденция рассматривать благожелательное правосудие исключительно сквозь призму освобождения от ответственности. Он хотел понять, где можно надлежащим образом позаботиться о нравственном возрождении тех, кто совершил акты насилия?
Достоевский, прежде всего, хотел, чтобы люди спокойнее относились к понятию вины, воспринимали вину как черту, общую для всего человечества, и признавали нашу собственную причастность к повседневным актам насилия (жестокости, отсутствию любви, скупости), приводящим людей к нравственным прегрешениям.
Свой последний роман «Братья Карамазовы» он посвятил развитию идеи «коллективной вины». В центре романа — убийство Федора Карамазова, покинутого, отвергнутого человека, который был жестоким, грубым и эгоистичным отцом, из-за чего все его сыновья сознательно или подсознательно желали его смерти.
Хотя в итоге Федора убил его внебрачный сын, все остальные сыновья осознали свою вину в том, что привело к убийству их отца.
Впоследствии в убийстве незаслуженно обвиняют старшего сына, Дмитрия (еще одно свидетельство того, что Достоевский разочаровался в пореформенной судебной системе), но он говорит, что готов взять на себя моральную ответственность, потому что «все за всех виноваты».
Поскольку сегодня число сериалов и передач, снятых в жанре «реального преступления», продолжает расти, эволюция Достоевского как автора произведений о преступлениях может оказаться поучительной в расширении возможностей этого жанра способствовать продвижению реформ.
Подкасты и телесериалы, посвященные реальным преступлениям, с большим успехом проливают свет на случаи в судебной практике, когда люди, оказываются в безвыходном положении из-за противоречий в американской системе правосудия.
Однако не меньшее внимание следует уделять случаям восстановительного правосудия — например, таким подкастам как Ear Hustle, авторами которого являются заключенные тюрьмы Сан-Квентин в штате Калифорния.
Как взывал к нам Достоевский в своих романах и статьях, мы должны не только поддерживать невиновных или несправедливо осужденных, но и признавать человечность виновных. И осознавать то общее чувство ответственности, которую мы несем друг за друга.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник: https://inosmi.ru/social/20180601/242370639.html
Ученый Игорь Волгин: XXI век тоже будет веком Достоевского
ТАШКЕНТ, 11 ноя — Sputnik, Лев Рыжков. Сегодня исполнилось 195 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. Именно он в середине XIX века обозначил и предвидел те проблемы, которые волнуют современного человека, которые мы проживаем.
О значении Достоевского для современности Sputnik спросил Игоря Волгина — известного ученого, профессора, президента Фонда Достоевского.
Изнанка идеализма
— В чем актуальность Федора Михайловича для сегодняшнего мира?
— Один из героев Булгакова говорит: «Человек мало изменился».
Так вот, поскольку человек мало изменился, а Достоевский писал о главном в человеке, можно сказать, что человек до Достоевского и после Достоевского — это две большие разницы в том плане, что он о себе узнал то, что не подозревал до Достоевского. То знание, которое открыл для человека Достоевский, до сих пор чрезвычайно актуально.
— Что это за знание?
— Были открыты не только какие-то явления, движения души, связанные не только с эпохой, в которой жил Достоевский, с эпохой 40-80-х годов XIX века. Эти явления касаются человека вообще и в особенности русского человека.
Достоевский не только выстраивает сюжеты событийные, но и сюжеты мировые. Его герои в любых обстоятельствах, будь они наедине с собой или в разговорах, играют на мировых подмостках.
Все, о чем он говорит, произносится не назидательно, а в художественном контексте, не дидактически, не отвлеченно — все это с нами происходит и сейчас. Он выявил какие-то ключевые моменты человеческого существования и во многом угадал природу зла.
— Например, какого зла?
— Достоевский угадал сатанинскую изнанку идеализма. Увидел то, к чему приводит идеализм в чистом виде, прозрел изнаночную сторону душевного подполья. Это подполье никуда не делось. Оно в нас.
Все романы Достоевского — это сюжет о русской судьбе, о предназначении России. О том, что будет с Россией, какова ее физическая и духовная природа. И эти вопросы до сих пор открыты. Чехов писал Суворину, что русская литература не отвечает ни на какие вопросы. А все ее значение в том, что она их правильно ставит. А отвечаем уже мы сами.
Время сдирания кожи
— Что было бы, если бы Достоевский жил в наше время?
— Я не думаю, что он на что-то смотрел бы по-другому. Да, он был кровно связан со своим временем, но он во многом наше время предвидел. В «Дневниках писателя» он описывает такую ситуацию: идет балканская война, и где-то турки сдирают кожу с живых людей.
«А у нас тут все хорошо, мы гуляем по Невскому проспекту. Но если бы все так обернулось, мы еще не знаем, что в известных обстоятельствах найдутся сдиратели среди нас, да еще из самых веселых. И неизвестно, среди кого мы окажемся — среди сдираемых или среди сдирателей.
И, может быть, у нас все хорошо пока, потому что здесь городовой стоит, и не сдирают кожи».
Достоевский предвидел, что возможны эти ужасы, которые наступили в XX веке, когда началось массовое сдирание кожи. У него было предчувствие страшного времени, предчувствие катастрофы. За несколько лет до смерти Федор Михайлович говорил: «Россия стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездной».
Надо сказать, что это вообще статическое состояние России — колебаться над бездной. И Достоевский уловил это состояние.
— А какие-то детали он предвидел?
— Конечно, говорить о том, что Достоевский в деталях предвидел то, что с нами произойдет, нельзя. Он предвидел трагический ход истории. Он чувствовал трагическую подоснову мира. Он — один из первых русских мыслителей, писателей, который почувствовал опасность формального, воинствующего либерализма. Он говорил: «Либеральная полиция выводит из зала всех несогласных».
— Прямо как в сегодняшний день смотрел…
— Он подозревал тогдашний русский либерализм в корпоративном духе, в следовании только своим интересам, в отъединенности от народных нужд.
Поэтому я думаю, что если бы Достоевского перенесли в наше время, то он бы с горестным изумлением убедился, что многие его предчувствия оправдались. Что человек не стал лучше за этот век.
Не стал благороднее, нравственнее. Наоборот — многие вещи, которые он видел в человеке, цветут пышным цветом.
— И даже разрослись…
— Если раньше эти явления были угрозой для существования отдельного человека, то сейчас это угроза для существования нации и мира. Вот о чем он писал. О том, что зло принимает глобальный характер.
Спасительная красота
— А что спасет? Красота?
— Известную, заезженную фразу «Красота спасет мир» повторяют очень часто. У Достоевского в записной тетради записано немножко по-другому: «Мир красотой спасется».
Это не значит, что красота сама по себе, автоматически спасет мир. Тут подразумевается огромное волевое усилие самого человека. Он может спастись красотой, если он приложит для этого максимальные усилия.
Тут нужен колоссальный душевный труд. Нужно постижение красоты, чтобы ей спастись.
И, конечно, страдание. Потому что страдание выступает не как какой-то внешний момент, а как сильнейшее переживание человеческого духа. Опыт страдания чрезвычайно важен.
Сейчас идут споры по поводу того, оставлять классику в школьных программах или нет. Ну а куда мы денемся? Если отрежут от нас классику, мы будем другой страной. Классика важней, чем нефть, уголь, природные ресурсы. Это ментальная база, на которой выросла нация. Вычти из истории России литературное наследие — будет совершенно другая страна.
Живее всех живых
— Влился бы, по-вашему, Достоевский, живи он сейчас, в современный литературный процесс?
— Он бы с некоторым удивлением увидел, что многие его художественные и идеологические открытия работают в современной прозе и даже поэзии. Думаю, он с интересом посмотрел бы на современную словесность. Хотя Дмитрий Быков считает его, например, мягко говоря, нехорошим писателем.
— А смог бы он напечататься? Или писал бы в стол?
— Если Достоевский сейчас отправился бы в какой-нибудь современный толстый журнал, например, с рассказом «Бобок», то его бы, скорее всего, напечатали. Потому что в этом рассказе чернуха (по современным понятиям). А вот «Братьев Карамазовых» вряд ли напечатали бы. Слишком большой текст. Непонятно о чем.
— Вроде детектив, а вроде и нет.
— Да. И, конечно, колоссальный объем. Но это лучший роман. Надо сказать, что вообще русский роман завершился на «Братьях Карамазовых». А раздробленная чеховская проза — это реакция на русский роман.
— «Бесы» Достоевского остались в прошлом столетии? Или им предстоит воскреснуть?
— Когда наступал XXI век, мы думали: «Ну ладно! XX век был веком Достоевского. Но в XXI все-таки что-то сдвинется, изменится. Он не будет веком Достоевского. Будут другие приоритеты, другие интересы».
И вот, пожалуйста, — что мы видим? Мы видим, что ничто так не актуально, как тексты Достоевского. Потому что они абсолютно корреспондируют с тем, что с нами происходит уже в XXI веке.
Ничуть он не устарел в этом плане. Ничуть!
И боюсь, к сожалению или к счастью, что XXI век тоже будет веком Достоевского. Поэтому он живее всех живых. Это не мертвые тексты. Не мертвое наследие. И от того, как мы его освоим и поймем, зависит наше будущее.
Источник: https://uz.sputniknews.ru/analytics/20161111/4104857/Dostoevskiy-istoria-Volgin.html