Что казаки никогда не делали в бане

Коли б не баня, то все бы мы пропали (поговорка)  Ах, русская банька! Даже захотелось перефразировать слова классика: кто не любит русской бани? Или еще так: любите ли вы баню так, как люблю ее я? Для русского человека баня – это не просто гигиеническая процедура.

Это ритуал, это целый комплекс мероприятий, который с успехом может заменить дорогой сеанс в СПА-салоне. Сколько удовольствия и наслаждения доставляет баня! А сколько пользы! Что казаки никогда не делали в бане Русская баня у реки Наши предки-славяне начали строить места для омовений еще в глубокой древности и гораздо раньше, чем таковые появились у других народов. Так что наша русская банька уже упоминалась в устном творчестве даже в те далекие времена, когда письменности у многих народов не было и в помине.  Что казаки никогда не делали в бане Баня внутри Уже в начале первого тысячелетия на Руси пользовались банями. Но не только славяне любили банный пар: издревле люди разных народностей сооружали подобные строения.  Древние русичи верили в великую целительную силу бани, считали, что она очищает не только тело, но и душу. Здоровье всегда связывалось с чистотой: недаром жестокие эпидемии чумы, когда-то выкосившие население более чем половины Европы, не коснулись Руси.

   Что казаки никогда не делали в бане

Хороша банька!  Но сегодня у нас речь не о пользе бани, об этом уже достаточно написано в публикациях нашего сайта. Давайте попробуем взглянуть на баню с другой стороны и вспомним стародавние банные традиции, приметы и суеверия. Баня издавна у большинства народов являлась местом священным, мистическим и загадочным, где можно было встретиться с таинственными силами и духами потустороннего мира.  Основное предназначение бани – омовение и парение. Но не только для этого служила баня у наших предков. Она была непременным атрибутом всей жизни русских людей. Все существенные и значимые события так или иначе были связаны с баней: свадьба, рождение, лечение. Существовала в селениях такая традиция – непременное посещение бани накануне венчания и на другой день после свадьбы.   

В ней не только мылись, но и стирали белье; в бане лечили и «правили» кости; роды, родовспоможение тоже проходило в бане. Ведь лучшего места для этого в крестьянском подворье было не найти: тут и чисто, и тепло, и горячая вода есть. И здесь же занимались гаданием, колдовством, делали заговоры или снимали порчу.

Что казаки никогда не делали в бане Баня на берегу озера  В баню шли париться в период трудных жизненных ситуаций и испытаний, а также предчувствуя дыхание смерти. Так что баня была одним из важнейших мест в обиходе нашего народа и пользовалась особым почетом. В древности считалось, что баня способствует как телесному, так и духовному очищению. По старинным поверьям, в бане обитали свои собственные банные духи, главным среди которых был банник – своеобразный банный домовой. По старославянским верованиям, этот представитель потустороннего мира был любитель пошутить и попугать: мог запереть банную дверь так, что и не выберешься, навести на человека морок. Потому в баню обычно не ходили поодиночке и старались в ней не ночевать.

Но банник – это мужской дух бани, а был еще и женский по прозванию обдериха. Обдериху считали особенно опасной для беременных женщин и рожениц, поэтому они никогда не ходили в баню одни. Считалось также, что банник и обдериха плохо уживаются вместе.

Что казаки никогда не делали в бане Некоторые представляют себе банника так. Фото сайта taynikrus.ru  Банника представляли маленьким темным старичком, этаким карликом, а обдериху в виде призрачной женской фигуры с длинными спутанными космами волос и торчащими изо рта зубами.  Наши предки старались не разгневать банных духов, а, напротив, заслужить их расположение и смягчить отношение, поэтому постепенно сформировались особые банные приметы: 

  • париться следовало только в определенное время: летом нужно было помыться до полуночи, а лучше до 18 часов (считалось, что ночью в бане парится банник). Зимой же в баню следовало ходить только до полудня. Посещать баню ночью, как и ночевать там, категорически не следовало;
  • нельзя было заходить в баню без стука или надо было предварительно спросить разрешения; 
  • после мытья должна была оставаться вода и кусочек мыла для банника;
  • понедельник считался запретным днем, зато четверг и суббота – самыми благоприятными банными днями;
  • в первую очередь в баню всегда ходили мужчины, и только после них могли идти остальные домочадцы; 

Что казаки никогда не делали в бане Баня с травами и вениками

  • существовали некоторые правила поведения в бане: вести себя нужно спокойно, не ругаться, громко не разговаривать и не смеяться, не стучать шайками и ковшами;
  • в пьяном виде нельзя ходить в баню, так же как и с нехорошими, блудными мыслями; 
  • плевать на камни печи категорически запрещалось, да и то – можно было получить от банника ответный плевок, или, чего доброго, мог герпес приключиться;
  • после каждого банного дня баню приводили в порядок и оставляли в чистоте;
  • ходили в баню только по 3 захода (3 пара): считалось, что на четвертый заход парится сам банник.

Люди старались следовать этим приметам, чтобы поменьше беспокоить банника — таинственного обитателя парной. Чтобы баня хорошо функционировала, долго служила и в ней было приятно мыться и париться, банника старались задобрить: при первой топке бани на печь клали соль и кусочек хлеба, можно было просто бросить на камни немного соли.  Что казаки никогда не делали в бане Банное убранство Иногда под порог бани клали монетки, а после банных процедур благодарили банника и оставляли для него кусочек мыла и старый веник – ему ведь тоже нужно помыться и хорошо попариться. Издавна существует традиция: для гостя после долгой дороги обязательно топили баньку и отправляли попариться и помыться. И сейчас это очень широко практикуется, особенно в нашей дачной жизни. Гостей и друзей везут на дачу – на баню и шашлычки. Раньше не любили ходить париться в одиночку, так как считалось, что одному человеку в бане встретиться с нечистью гораздо легче, и это может стать даже угрозой для жизни. И в самом деле, есть в этом определенный смысл: а вдруг человеку в жаркой бане станет нехорошо — ему будет кому помочь.  Что казаки никогда не делали в бане Банные принадлежности 

В бане обычно использовали индивидуальные средства для мытья (мочалки и мыло), особенно больные люди, чтобы не передать болезнь. Веник должен быть также свой у каждого парильщика. И сейчас эти правила вполне разумны с точки зрения гигиены. 

У заядлых парильщиков принято после горячего пара обливаться ледяной водой, а зимой даже купаться в проруби (если таковая имеется рядом) или прыгать в снег. Мало кто знает, что и эта традиция идет издревле, когда считали, что обливание холодной водой очищает духовно. Что казаки никогда не делали в бане Прорубь возле бани

Если баня сгорела, то на этом месте никогда не возводили больше никаких построек – ни бани, ни жилого дома. Это место считалось проклятым, и новое строение могло постигнуть то же несчастье. 

В старину в бане не употребляли спиртное, ведь банник этого совсем не выносит, и даже верили, что он может содрать кожу с выпивающих. Этот запрет вполне обоснован – нетрезвый человек в бане может легко получить травму, обжечься, потерять сознание. А сколько в русском языке имеется пословиц и поговорок про баню! Это еще раз подтверждает важнейшую роль бани в жизни нашего народа.  Стоит еще сказать и про веники. Это очень важный банный атрибут, ему всегда уделяли серьезное внимание. Заготавливать веники следует в определенное время – примерно в середине июня, а вязать их можно только в полнолуние.

Когда ломают или срезают ветки для веника с березы, дуба или другого дерева, у него надо попросить прощения. Что ж, хочется добавить, что когда мы приходим в лес за чем бы то ни было, действительно стоит попросить разрешения взять что-то из природы.

Что казаки никогда не делали в бане Веники — непременный банный атрибут Веник всегда нужно было иметь каждому свой – негоже пользоваться им после кого-то. Раньше верили, что с чужим веником можно забрать на себя болезни и неприятности его хозяина. 

Сейчас не каждый имеет возможность самостоятельно заготовить веник для бани, но это не беда: в продаже они имеются, вы всегда можете выбрать и купить себе подходящий.

Веник можжевеловый, 40см (Наш Кедр), 1907 146 руб СМОТРЕТЬ Империя Садовода Веник березовый (Банные Штучки) 144 руб СМОТРЕТЬ Империя Садовода Веник липовый, 40см (Наш Кедр), 2415 117 руб СМОТРЕТЬ Империя Садовода Веник массажный, бамбуковый малый (Банные Штучки) 237 руб СМОТРЕТЬ Империя Садовода  

Вот такие интересные традиции и поверья связаны с баней. И сейчас русская баня в большом почете у народа и пользуется особой любовью. Наверное, ко всем этим старинным суевериям следует относиться с определенной долей здорового скептицизма, но некое разумное зерно все-таки есть во многих традициях.

Вот она — банька! Не стоит их забывать. Давайте будем пользоваться этим великим благом, которое нам подарили наши далекие предки – русской баней, для собственного здоровья и удовольствия. Легкого вам пара! Читайте о бане и другие публикации: Все предложения ()

Предложения магазинов:

Статья размещена в разделах: бани, традиции, поверья, приметы, статьи

44 спасибо за статью 23 в избранном 46170 просмотров

Источник: https://7dach.ru/LenaMedvednikova/banya-s-drugogo-rakursa-bannye-tradicii-primety-i-sueveriya-111679.html

Казаки в Париже

?

Categories:

  • общество
  • искусство
  • армия
  • история
  • Cancel

Свидетельства французов, в том числе французских художников, что такого делали наши казаки, войдя в столицу Франции 31 марта 1814 года в составе армии русского императора Александра I. А также немножко тематические картины более позднего времени. Например, эта, с такой милой рыженькой мамзелькой.

Сергей Гавриляченко. «Парижский мир». 1996

Что казаки никогда не делали в бане

Оригинал (с пропусками) взят у vita_colorata Русские казаки в Париже двести лет назад

Париж был взят мирно, вошли и вошли. Французы побаивались прихода «русских варваров». В народном фольклоре остались казачьи песни времен войны 1812 года в сборнике Киреевского :

Под славным было городом Парижем,Собиралося Российское славное войско.Они лагери занимали в чистом поле,Шанцы и батареи  там порыли,5. Пушечки и мортирушки там становили.Константин-то наш по армии разъезживает,Оне пехоту и кавалерию рассчитывает:«Надевайте вы, солдатушки, платье бело,По утру вам, милые, будет дело!10. Когда бог нам поможет Париж взята,Отпущу я вас, любезны, в него погуляти!»

Не было тогда фотографов, которые могли запечатлеть наших в Париже, но были художники, оставившие рисунки и остались мемуары очевидцев.

Георг Эммануэль Опиц родился  в 1775 году в Праге, жил в Лейпциге, рисовал сценки на продажу: ярмарки, гуляния, сцены народной жизни. В 1814 оказался в Париже и стал свидетелем исторического события. Свои акварели, скорее всего , он рисовал тоже на продажу. Известно 40 работ, 10 хранятся в Эрмитаже.

Живость наблюдений, натурные зарисовки с добросовестным вниманием к деталям, налет ироничности, — все это делает акварели очаровательными. Видно, что у художника есть опыт схватить и запомнить увиденное наяву.

С другой стороны, Опиц создает словно собирательный образ русских казаков, некий комикс, в котором его герои гуляют по Парижу.

Читайте также:  Что стало бы с россией, если бы тунгусский метеорит упал на санкт-петербург

Казаки уже стали героями местных «лубков», они сами с интересом разглядывают эти картинки. Некоторые карикатуры дошли до современности, например портрет Наполеона, составленный из трупов, что доказывает, что Опиц рисовал с натуры вполне достоверно.

                                  Что казаки никогда не делали в бане

Донской казак оторвался от своих войск в момент вступления в Париж и окружен любопытными парижанами, он отдает им честь.

На левой руке казака белая повязка. Белый цвет — цвет роялистов, выступавших за реставрацию династии Бурбонов.  Повязка на руку была введена во избежание путаницы между войсками союзников.

  Австрийцы носили зеленые ветви, которые французы воспринимали изображением лавров, это порождало ссоры и драки.

                                    Что казаки никогда не делали в бане

Казак раздает парижанам листы с напечатанной декларацией Александра Первого. Это сюжет первых дней пребывания русских войск в Париже. С момента вступления на территорию Франции Александр дал приказ по войскам, «чтобы обходиться с жителями как можно дружелюбнее и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России».

                                    Что казаки никогда не делали в бане

На углу улицы de Grammont казак спорит со старухой-француженкой. Можно разглядеть казачий скарб, навьюченный на осла.

При общении могли возникнуть языковые трудности. И.М.

Казаков вспоминал :» Походы по Польше,Германии и Франции внесли путаницу в филологические познания наших солдат, так например, научившись в Польше по -польски, когда вошли в Германию, стали требовать, что им нужно по -польски и удивлялись, что немцы не понимали их…

Прийдя во Францию, они усвоили себе некоторые немецкие слова и требуют от французов… «Что он там ей говорит по немецки ? Holen Sie sich die alte Hexe !

                                    Что казаки никогда не делали в бане

Парижане читают наклеенные на стену декларации и распоряжения, а между тем в город заходят казаки.  Благодаря адресам на стенах домов акварели Опица топографичны, можно найти эти места и представить себе, как они выглядели тогда. Погода в этот день была прекрасная, на улицах было множество гуляющего народа.

                                  Что казаки никогда не делали в бане

Казаков приглашают зайти в кофейню. В записках Муравьева-Карского можно прочесть:» Парижанки приходили продавать водку a boire la gotte…

Наши солдаты скоро стали называть водку берлагутом, полагая , что это слово есть настоящий перевод сивухи на французском языке. Вино красное они называли вайном и говорили, что оно гораздо хуже нашего зелена вина.

Любовные похождения назывались у них трик-трак, и с сим словом достигали они исполнения своих желаний».

                                  Что казаки никогда не делали в бане

Действие происходит у дома под названием «Полупансион юных дам»на улице des bons Enfans. Назначение дома не вызывает сомнений, на стене объявление о способах предохранения от венерических болезней. Девицы с балкона улыбаются казакам и заметно, что они накрашены.

И.

Радожецкий вспоминает:» Парижане, воображая русских по описанию своих патриотов варварами, питающимися человеческим мясом, а казаков — бородатыми циклопами, чрезвычайно удивлялись, увидевши российскую гвардию  и в ней красавцев-офицеров, щеголей, не уступающих как в ловкости, так и в гибкости языка и степени образования первейшим французским франтам».

                                  Что казаки никогда не делали в бане

Для охраны спокойствия гражданского населения организовывали патрули из русских солдат и французов. Командовать назначался русский офицер, говорящий на французском.

Идут они мимо китайских бань, в которых офицеры при  посещении не нашли ничего китайского.

Гвардейские казаки пользовались популярностью у француженок. Со своей стороны многие русские офицеры оставили воспоминания о них :» …

все француженки не показались мне красавицами, истинно хорошеньких не видно, но много приятных лиц, таких, которые чем-то нравятся, например: вас поражает быстрота их глаз, их ловкость в ухватках, в одежде, и особливо в обуви; последнее поневоле заметишь,смотря как она перепрыгивает с камня на камень через улицу».

Тот факт, что у француженок платья короче, чтобы ноги были видны, отметил многие, в России такого не бывало.

Торговые пассажи Парижа тоже поражали русских. Русский офицер Радожицкий вспоминал :» Восковые бюсты с париками, выставленные при некоторых лавках под стеклом, показались нам столь же белы и живы, как сами парикмахеры».

Другой гвардейский гусар вспоминал:» Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, только бы были деньги, а деньги были розданы по повелению императора Александра Павловича чуть ли не накануне, в размере двойного и тройного жалования за все три кампании 1812, 1813 и 1814 годов.

«

  • Казаки общаются в Тюильри с детишками, у многих дома свои семьи и дети, по которым они соскучились.
  • Два русских казака наблюдают за бродячим актером.

Из воспоминаний офицера 1-го егерского полка М.М. Петрова:» Вообще стихия парижан — буря всех страстей.

Там на каждом малом пространстве, особливо булеварного проспекта и Елисейских полей, везде призывы сердец к наслаждениям.

Тут показывают выученных зверей, птиц, рыб и гадов, фокус-покусы, фантасмагории, панорамы и волшебные фонари, или танцы великолепных кадрилей на натянутых проволоках и веревках, или огнецветные китайские изделия, сгорающие при звуках приятнейшей гармоники с особливо вразумительною прелестию переливов и блесков».

Пале- Рояль был тогда местом, где искушений хватало. Как написал один русский мемуарист :» Перед лавками, между проходящими взад и вперед тоже множество женщин, но, как кажется, из разряда тех, которых не знаешь , как и назвать, если не назовешь их настоящим именем. Они гуляют по две, по три, громко болтают, хохочут, отпускают такие шуточки, что в ушах трещит, адресуясь ко всякому, кто хоть мимолетное остановит на них внимание.»

Рядом с казаками женщина торгует презервативами, она протягивает пакетик, на котором написано «rob antisifilitique» ( антисифилитическое платье). Женщины — любого цвета кожи, для русских казаков — невидаль.

Сценка в кафе, где казаки развлекаются кукольным спектаклем и обществом француженок.

Париж мог порадовать гастрономическими изысками, хотя гастрономические вкусы у русских и французов не всегда совпадали. И время обеда было разным. Русские привыкли обедать  в полдень, французы в 6 вечера.Забавный эпизод описан А.Я. Миркович:» Нам указали хороший ресторан, и мы в него ввалились в большом обществе наших офицеров.

Сели за стол, кушанье подают очень порядочное, и нам в особенности хорош показался белый соус с ножками молоденьких цыплят, как нам по виду и по вкусу показалось.

Счастливый гарсон, заметивши, что это блюдо нам понравилось, тотчас предложил — «не угодно ли вам повторить: все находят, говорил он, что у нас отлично приготовлено это блюдо, потому что мы всегда добываем самых лучших лягушек. » Мы остолбенели!.. .но я поспешил ему сказать:» не надо, благодарим, подавайте следующее».

Произведения изящных искусств, свезенные Наполеоном из многих стран как «военные трофеи» и ставшие украшением французских музеев, по настоянию Александра Первого остались в Париже.  Он считал, что в Париже они будут доступнее для всех жителей Европы.

Н.Н. Муравьев-Карский вспоминал :» Я был в Musee Napoleon в «gallerie des Tableau», измерил шагами залу в сей галерее, она имеет более 300 шагов в длину. Я не был в состоянии судить о красоте картин и статуй, но невольным образом останавливался перед лучшими и восхищался ими.

Видал знаменитого Аполлона Бельведерского и Венеру и множество древних статуй, привезенных из Рима.

Кое-кто из офицеров в Париже проигрался, некоторые даже были вынуждены продать лошадей. Однако этот, похоже подкатывает к француженке, а не собирается играть.

                                   

  1. Рулетка еще не было тогда популярна в России, большинству русских офицеров она была неизвестна до похода в Париж, поэтому многие играли из любопытства.

Прапорщик лейб-гвардии Семеновского полка И.Казаков писал в своих мемуарах:» Как нам, так и солдатам хорошее было житьё в Париже; нам и в голову не приходило, что мы в неприятельском городе…

Солдат наших тоже полюбили — народ видный, красивый.

Около казармы всегда куча народа, и молодые торговки с ящиками через плечо, с водкой, закуской и сластями толпились около солдат на набережной перед казармой».

Донской казак приценивается к домашней колбасе, а второй русский в крестьянской одежде отрезает от колбасы кусок на пробу. Многие русские дворяне имели при  себе крепостных в качестве слуг.

Казак покупает провизию у парижанина. На нем уже какая-то соломенная шляпа, явно не из России.

Русские биваки расположились прямо на Елисейских полях. И.И. Лажечников, в то время адъютант Остермана-Толстого, позже писатель, вспоминал в «Походных записках русского офицера»: «20 марта.

Казаки расположили свой стан на Елисейских полях: зрелище, достойное карандаша Орловского ( известный русский художник, рисовавший казаков) и внимания наблюдателя земных превратностей ! Там, где парижский щеголь подавал своей красавице пучок новорожденных цветов и трепетал от восхищения, читая ответ в ласковых её взорах, стоит у дымного костра башкирец, в огромной своей засаленной шапке с длинными ушами, и на конце стрелы жарит свой бифштек. Гирлянды и флеровые покрытия заменены седлами и косматыми бурками… «

А вот и жарится мясо. Подошел французский повар из близлежащего ресторана и интересуется процессом готовки.

Все казачьи полки, за исключением лейб-гвардии Казачьего жили в полевых условиях, их не ставили на постой к парижанам , желая упредить возможные стычки с хозяевами.

  Во французских источниках можно найти упреки в адрес казаков, что » в бытность их пребывания у дворца Наполеона в Фонтенбло они выловили и съели достославных карпов в тамошних заповедных прудах».

Здесь запечатлено знаменательное событие — снятие 8 апреля 1814 года статуи Наполеона с Вандомской колонны-постамента.

Оживленная толпа парижан устремляется к площади. Происходящее мало волнует казаков на первом плане. У казака с бутылкой в руке на груди серебряная медаль 1812 года и Георгиевский крест — высшая награда для нижних чинов русской армии.

Во время военных действий у казаков всегда был сухой закон, но после трех лет  войны, устроить пирушку с песнями и плясками — удовольствие ! » Ухарские пляски казаков, их песни и припевы… очень нравились французам «, — вспоминал И.П. Липранди.

Художник изобразил, как купают и поят своих лошадей казаки около моста de la Concorde, парижане смотрят на них с интересом.  Похоже, что казаки совсем не обращают внимания на то, что сверху за ними наблюдают дамы.

Известный русский публицист Федор Глинка напечатал перевод французского сочинения «Прощание русских с парижанами», купленного им на улице и написанного якобы от лица русского офицера:

» Прощайте, поля Елисейские, прощай и ты, Марсово поле ! Мы расположили на вас биваки свои, застроили вас хижинами, шалашами, будками и жили в них как в палатках. Нередко милые городские красавицы навещали кочующих соседей своих. Они не пугались ратного шуму и прыгали зефирами по грудам оружия …..Мы никогда не забудем ваших чудесных трактирщиков, купцов и конфетчиков… Актеры и актрисы, певцы и певицы, прыгуны и прыгуньи, прощайте ! Мы уже не будем более есть апельсинов  в комедии, восхищаться прыжками в опере, забавляться ухватками плутоватых гаеров на булеварах, мы не увидим чудесных прыгунов по канату в Тиволи, обезьян на площади Музеума, ораторов в Антенеи и  китайских теней  в Пале-Рояль».Рекламный проспект, да и только.***

Читайте также:  Люди с урала: чем они отличаются от русских

shakko: и еще картинки от меня

карикатура

Гарнери, Луи «Большая удача казаков». Карикатура. 1815 год.

Опять Сергей Гавриляченко

Книжка про это есть: Казаки в Париже в 1814 году Безотосный В. М., Иткина Е. И.

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1216817.html

Чего на Руси люди никогда не делали в парной

Что казаки никогда не делали в бане

Если в настоящее время к бане относятся, как к традиционному месту для мытья в частных домах и деревнях, то в древности все было намного серьезнее. Парная считалась загадочным и мистическим местом, для которого существовали свои приметы, ритуалы и суеверия.

Не парились после полуночи

Наши предки считали, что у каждого помещения был свой невидимый для окружения хозяин. Избу охранял домовой, а парную – банник. Ему отводилось отдельное время для банных процедур.

По народным поверьям, нельзя было заходить в парную после полуночи, ведь в это время мылся мистический хозяин.

Считалось, что те храбрецы, которые зайдут в баню в неположенное время, будут подвержены страшным пыткам банника.

Он может напустить сильный пар и угар на голову смельчаков, что приведет к удушью и смерти. Люди сильно боялись этих страшных поверий, поэтому заходили в баню только с рассветом.

Не входили в баню после женщины

Мужчинам полагалось первыми ходить в парную, после них уже могли заходить женщины. По поверьям, баня очищала тело не только от грязи и пыли, но и от множества заболеваний.

Наши предки верили, что представительницы прекрасного пола смывали с себя все грехи и болезни, которые потом могли перейти на человека, следом идущего в парную. Мужчины боялись таких страшных последствий и позволяли женщинам мыться в бане только после себя.

Такие традиции особенно соблюдались в больших семьях из нескольких поколений.

Не пили алкоголь в бане

Трудно представить банные процедуры без алкоголя, даже на изображениях парных можно увидеть мужчину с пивной кружкой в руках. По народным поверьям, категорически запрещалось распитие алкоголя в бане. Считалось, что такое поведение может сильно разозлить банника, который не переносит такие напитки. Наказанием для пьяного могли быть сильные ожоги и дальнейшие проблемы со здоровьем.

Некоторые люди списывали негативные последствия на воздействие алкоголя и высокой температуры в помещении. Но большинство наших предков все же не рисковали выпивать в парной.

Не плевали на камни

Еще одним правилом считался запрет плеваться на камни в парной. Наши предки думали, что это разгневает банника. Такое неуважительное действие по отношению к мистическому хозяину принесет неприятные последствия, он мог плюнуть в ответ. После таких обрядов у многих людей появлялся герпес. Поэтому все старались брызгать на камни только чистой водой с помощью ковша.

Не пользовались чужим веником

Веник – один из самых важных атрибутов во время банных процедур. У каждого члена семьи был свой собственный экземпляр. Его заготавливали из хорошего сырья и в нужное время согласно всем народным традициям. Пользоваться чужими вениками запрещалось. Считалось, что он может оставлять на себе, а затем передать все болезни и грехи человека.

Не ходили в баню по понедельникам

Люди настолько боялись банника, что не ходили в парную по понедельникам. В этот день баня была полностью во владении его тайного хозяина, который мог сильно навредить человеку, решившему туда зайти.

На неделе разрешалось мыться по четвергам и субботам. В эти дни банник защищал помещение от нечистой силы и позволял людям посещать парную.

Некоторые из этих поверий соблюдаются до сих пор. Особенно они актуальны в семьях из нескольких поколений со строгими традициями и в деревнях.

Источник: https://BlogoBane.ru/chego-na-rusi-lyudi-nikogda-ne-delali-v-parnoy/

Банные приметы и суеверия

Издревле баня на Руси считалась загадочным местом, окруженном массой примет и суеверий.

Что казаки никогда не делали в бане

Суровый хозяин парной

Парная была одновременно чистым и нечистым помещением. Чистым – потому что предназначалась для очищения духа и тела: ее посещение являлось обязательным мероприятием перед началом любого значимого дела.

С другой стороны, баня считалась своеобразным мостом между двумя мирами: живым и потусторонним. Сюда никогда не заносили иконы и не читали молитвы.

Наши пращуры верили, что в бане живет таинственное существо – Банник, который по ночам принимает гостей – лесную нечисть. Именно поэтому, в парную никогда не ходили мыться после полуночи.

Но и днем в бане соблюдались особые правила: здесь было не принято шуметь, повышать голос, браниться, так как это было не по душе Баннику.

Вообще считалось, что Хозяин бани отличается своенравным характером и не слишком жалует людей. Живет он под пологом или за каменкой, нередко стонет, воет и хохочет. Если его обидеть, то может окатить кипятком или даже «запарить» насмерть.

Банник – существо невидимое, человеку показывается нечасто. Увидеть его телесный облик – к несчастью. Мохнатый, грозный, с железными ногтями и длинными волосами – он способен напугать только своим видом.

Банника лучше не злить, не ходить в баню поодиночке, а, помывшись, обязательно благодарить Хозяина за «добрый пар».

Ни в коем случае нельзя было возводить дом на месте, где когда-то стояла баня. Считалось, что это грозит различными напастями: замучают клопы и мыши, а самое страшное, что старый Банник изведет весь скот, тоскуя по прежнему жилью.

Такие неприкаянные Банники считались весьма опасными, так как могли превратиться в оборотня и явиться в виде зверя (собаки, кошки, зайца) или человека (знакомого или простого прохожего). В этом случае, нужно было включать смекалку. Большинство оборотней выдавало себя странным блеском глаз, чересчур длинными ногтями или другим образом.

Если же человек не успевал распознать оборотня, и тот смог заманить его в баню, то спасаться нужно было, только пятясь задом, иначе, дверь могла просто не открыться.

Баня и дни недели

По мнению наших пращуров, для посещения парной годится не каждый день недели. К примеру, в понедельник и среду женщинам не стоит мыть голову – «волос испортится» или «счастье стороной обойдет».

Неплохим днем являлся вторник. Но самыми подходящими днями для похода в баню считались суббота и четверг.

Баня и женщины

Баня считалось опасным помещением для женщин. Редко кто из девушек решался войти в парную по одиночке. Исключение составляли лишь колдуньи да гадалки. Кстати древние русичи верили, что в бане обитает не только Банник, но и представительница прекрасного пола – Обдериха. У нее, конечно, тоже не сахарный характер, но задобрить ее можно простым ласковым словом.

Банные приметы

Существовал еще ряд примет и ритуалов, которых старались придерживаться наши предки:

  • В баню никогда не делали больше 3-х раз «заходов». Считалось, что четвертый принадлежит лесной нечисти. В некоторых регионах опасным считался и «третий пар», принадлежащий лично Баннику. Закончив банные процедуры, люди старались оставить для Хозяина шайку с водой, веник и мыльный кусочек;
  • При строительстве бани под полок или порог закапывали курицу черного цвета;
  • При первом посещении новой парной с собой брали хлеб с солью, которые, помывшись, оставляли на полке в благодарность Баннику;
  • Услышать в бане посторонние звуки, завывание и топот – к беде;
  • Сон, в котором видишь себя в грязной, холодной парной, предвещает болезнь, а иногда, и смерть. И наоборот, протопленная баня с чистой водой снится к позитивным переменам.

Древнеславянские ритуалы

Баня играла важную ритуальную роль. Ее топили для скончавшихся предков, которых «приглашали» попариться перед значимыми праздниками.

Баню обязательно посещали перед и после свадьбы. Здесь же принимали роды. Кроме того, сразу после рождения ребенка женщине нельзя было покидать баню в течение нескольких суток. Наши предки считали рожениц «нечистыми», хотя современные медики объясняют данную традицию тем, что обеззараживающие свойства воздуха в бане не уступают характеристикам наших операционных.

Существовали особые ритуальные дни, обязательные для посещения бани, – после Масленицы, в Чистый четверг и на Аграфену Купальницу. Накануне Ивана Купалы собирались различные травы, из которых заготавливали веники. Считалось, что каждое, заготовленное в этот день растение передает человеку свою силу и положительные качества.

Баня являлась идеальным местом для произнесения разнообразных заговоров и приворотов. Считалось, что если молодожены попарятся веником, который был собран из ветвей семи, склонившихся над водой ив, то они проживут долгую жизнь в любви и согласии.

Существовали даже специальные знахарские бани двух типов: первый – для поддержки жизни и здоровья, второй – против болезней и смерти.

Источник: https://stroy-good.ru/bannye-primety-i-sueveriya.html

Шолоховы единственные, у кого на хуторе была баня. Как мылись казаки

Сейчас у нас в Ростове, да и не только в Ростове, но и в области бани являются популярным видом досуга. Многие даже стилизованы под казацкий быт и этническую стилистику.

Поэтому мне было удивительно узнать, во время моей экскурсии по родительскому дому Шолохова, что казаки, в общем-то, в банях не мылись.

В хуторе Кружилинском только у Александра Михайловича, отца писателя, в усадьбе имелась баня. Всё дело в том, что Шолоховы переехали в земли Дона из Рязанской губернии. Дед писателя был купцом третьей гильдии из города Зарайска. Потому, обустраивая быт в усадьбе, поставил и привычную для родных мест баню.

Казаки же предпочитали летом мыться в реке, а зимой дома, в корытах. Меня, кстати, до трёх лет, пока мы не переехали в квартиру, так и купали, в корыте, я это помню даже 🙂

Баня Шолоховых сохранилась. Предлагаю вместе со мной прогуляться и посмотреть как она устроена.

В бане была комната отдыха. Хотя как отдыха? Отчасти это был и кабинет, где Александр Михайлович часто подбивал свою бухгалтерию, между заходами в парную.

В бане, конечно, хочется пить. Полагаю, что в кувшинах была ключевая или колодезная вода, или популярный у казаков узвар (компот) из груши дички.

Печь топилась из кабинета. Другая её часть выходила в парилку, где был обустроен «водонагреватель».

Водонагревателем служил встроенный в печь казан (котёл), куда наливали воду, которая там буквально закипала, создавая пар. Рядом стоял ушат с холодной водой, которую смешивали с горячей для мытья.

Полочки небольшие. Ну, оно то и понятно. Это сейчас баня для гуляний делается, чтобы компанией время хорошо провести. А тогда это было просто нечто типа нашей ванной комнаты. Веники делали дубовые и берёзовые.

Вот такая небольшая прогулка. Кто-то застал такие печи? Помнит, что это за дверка и зачем она? 😉

Читайте также:  Когда на руси впервые появились «холостяки»

Друзья, если пост понравился, то я буду благодарен, если вы поддержите его лайком. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые посты.

Источник: http://enciclopediya-geografa.ru/puteshestviya/6297-sholohovy-edinstvennye-u-kogo-na-hutore-byla-banya-kak-mylis-kazaki.html

Казаки и чеченцы. 1863 г

    Всякую ночь из станиц высылают секреты казаков. «Этим только мы и спасаемся», говорил мне однажды урядник. «Да вот еще, когда, въехав на работу, приходится ночевать далеко от станицы, всегда вместе съезжаемся; и не смеют разбойники.»       Ночью сообщения почти прекращаются.

Те, которые рисковали пренебречь этим, нередко платились весьма дорого.Месяц тому, чеченцы убили двух донских казаков, каким образом — неизвестно; только тела их с кинжальными ранами найдены рано утром возле дороги.

   А с неделю назад ехал из крепости Грозной домой, кажется, в станицу Михайловскую, с базара урядник, кавалер, что здесь при рассказе не преминут прибавить. Он запоздал. Сумерки пали, а он едет себе спокойно в телеге. С ним был еще казак; тот верхом; на телеге поклажа.

       Вдруг в двух шагах из кустов, из оврага чеченцы; один приставил ружье к груди урядника и кричит во все горло: «денга давай!» другие на верхового.       Этот вынул «пистоль», пальнул в переднего, рубанул его шашкою, а тут сзади самого с седла и свалили. Только под вечер он опомнился. Видно, за мертвого приняли, так и не тронули.

Урядника же совсем «зарубили» и, разумеется, обобрали.      «Жалко урядника, жалко Панкратьича», прибавляли казаки. «А лихой был урядник.

И как это он поддался! Сколько нехристей довелось ему на своем веку положить, а тут на дороге убили, и шашка татарам досталась! Строг только был маленько, царство небесное!»

   Этот урядник — Панкратьич был из гребенских.

Дело в том, что на Сунжу казаки съехались с разных сторон: многие с Дона, «с Рассеи», «с хохлов», как здесь говорят, а корень взят из гребенского полка.Гребенские казаки считают себя выше товарищей: «мы — говорят они — коренные казаки и родились здесь; а вы мужики, как есть мужики».

       «Им бы — говорят про новых выходцев кавказские старожилы — не казаковать, а тройками ездить: вот это их дело.»Даже донцов ни во что не ставят. Но старожилы неправы: новые выходцы все молодцы, и недаром они жалуются, что «гребенские их обижают напрасно». — «Вот хоть, примерно, спор какой или ссора: ты и прав, видимо прав, а гребенской почитай всегда пересилит.»       Потому-то, жалея Панкратьича и хваля его доблести, казаки не могли не прибавить: «строг только был покойник».А теперь гребенские казаки куда против сунженских: их станицы широки, раздольны, с большими садами, разведенными за наружною оградою и рвом. Жизнь их покойна; «даже оружие не всегда носят».

  — Вот вчера — рассказывал мне дядя Иван, в станице Шелкозаводской (гребенского полка), старый, с седою, как лунь, бородою казак из грузин (в станице Шелкозаводской много казаков из грузин; еще деды их поселились здесь, а внуки почти совсем обрусели)- вот вчера поехали мы с сыном в лес за дровами.

Я взял и винтовку, и шашку, как должно быть, а сын мой без ничего, только с кинжалом. Ну, любезный, я говорю, это неладно.- Э, ничего! неужто за Терек кто проберется? ныне не то, что прежде бывало.- Нет, надо носить все, как следует.

Вот и горцы как рассуждают: «может быть, сто лет будешь ходить при оружии напрасно, на сто первый год оно тебе пригодится».

   На посту Нефтяном мне случилось подняться на вышку.

Здесь, на Сунже, конечно, посты в полной бдительности; это не то, что на Тереке или в других местах, дальше от гор, где остаются только обломки вышек, как памятники былой тревожной жизни.

       Я с караульным казаком обошел вышку кругом; от ветра она страшно качалась. Казак, будто обрадованный случаем высказаться, с особенною охотою рассказывал последние происшествия.

— Нет — заключил он — разве тогда житье наше будет привольное, когда император всех этих чеченцев велит поселить где-нибудь подальше отсюда.       Вот бы их в Новгород или в Тверь: там, сказывал недавно проезжий, земли бери не хочу; а их бы места казакам отдать.

А что за места-то там, за Сунжею: трава и хлеба знатные; наши то земли и близко, а куда против их.       И отчего это: у них дождь часто бывает, а у нас почитай никогда? Вот и теперь, видите, идут с гор тучи, тучи черные, а до нас не дойдут.

Нехристи, а видно Бога лучше нас молят!

     В хатах казачьих, обыкновенно чистых, опрятных, с палисадником и плетнем снаружи и густым фруктовым садом кругом, лучшим украшением служат, конечно, шашки, пистолеты, винтовки, кинжалы, бурки, папахи.

Всякий хозяин вешает их там, где удобнее, не гонясь за симметрией, не зная вкуса, а совокупность выходит отличная, во сто крат лучше той, которую мы привыкли встречать в кабинетах с претензией.       Посмотреть и похвалить казачье оружие значит, как говорится, хозяина рублем подарить.

Да иногда и есть на что полюбоваться: как ни беден казак, а об украшении оружия он всегда заботится и, только что «позволят достатки», обделывает его в серебро, с узорами и чернью.

— Покажи-ка пистоль, сказал я уряднику Фролу, войдя в его хату. — Славный пистоль! А в серебро сам обделал?- Сам, все как есть.- А что заплатил за него, где купил?- Да я не купил: снял с чеченца убитого.- Когда же, давно?- Лет десять будет.        Дело было вот тут, недалеко; вон, вон, там за леском.

Этот самый чеченец меня чуть-чуть не убил, и с этого как есть пистоля. Он, значит, выстрелил, прям в упор, и уж как меня Бог спас, я и не знаю.        А тут, мне на счастье, на него мой товарищ — он и теперь в нашей станице живет, только уж стар больно — с шашкою как налетит, да так и положит… А то бы не жить мне. Спасибо ему.

— Так сейчас же ты за пистоль и схватился?- Нет, как можно: это после уже, с час, с два спустя, когда прогнали чеченцев.Только я примету имел; красный башлык был на этом татарине, сам с бородою; ну и место я помнил. Вот подошел я к нему — в ту пору лошадь мою много поранили, ехать нельзя, было — пистоль этот самый у него в руке, и курок спущен: на меня, значит, было.

Я вот его в серебро и обделал, Теперь как посмотришь, и вспомнишь… Знаете, очень, очень приятно такую память иметь.

       При таком положении дел нечего удивляться, что сунженские станицы до сих пор замкнуты со всех сторон глубокими рвами, с валом за рвом и стеною хвороста на валу.

— А что — спрашивали при мне казаков — татарину не пролезть?- Лазят проклятые, лазят; ночью иной раз уж как ухитрится, Бог его знает, только смотришь наутро: и хворост помят иль разобран, и скотинка угнана.- Что же караульные делают, те, что у каждых ворот, на вышках?Что делают? известно что: смотрят! На ночь они с вышек-то сходят: снизу виднее.

Ну, да ведь не всегда и досмотришь: станица большая, ворот-то немного, а они, азияты там подкрадутся, где их и не услышишь… воры, разбойники, одно слово.- А секреты?- Да ведь иногда и задремлешь в секрете. День-денской на работе умаешься, особливо летом, когда время стоит жаркое; ну а они тут как нарочно.

Нехорошо наше житье!        Но, в противоположность трудной жизни станичников, жены и дочери их не делают ничего; «только песни поют, да хороводы играют», как выразился какой-то казак. «Что им: ни прясть, ни мотать: все покупаем готовое; им тут весело».

       Крепость Грозная теперь опустела; мальчишки да бабы играют в ней едва-ли не главную роль, и внутренность крепости живо напоминает собою русские уездные города.       Только при проезде моем через площадь я застал род бивуака чеченского: съехались татары, записавшиеся служить во вновь формировавшемся конно-иррегулярном полку.

     Точно скопище Шамиля отдыхало: множество оседланных коней; азияты, завернутые в бурки, раскинулись тесными группами.

Вот один в середине толпы режет кинжалом чурек (род хлебной лепешки) и подает отрезанный кусок соседу; двое других, с масляными глазами и сатанинскою улыбкою, разглядывают обнаженную шашку, а третий, должно быть хозяин, с самодовольною миною стоит возле них; тут же сбоку молодой татарин, сидя, наигрывает на трехструнной гитаре какой-то родной мотив, а вдали перед лавкою, на лестнице, стали пробовать пистолет, и громкий выстрел раздался в воздухе. Кто стоит, кто сидит, кто лежит; все, дико посматривая, провожают проезжих.Станция была близко от площади.         Здесь явилась передо мной иная картина: первая комната была обращена в школу; восемь или десять казачьих мальчиков, лишь я показался в дверях, принялись преусердно, перебивая друг друга, читать свои книги. Ну чисто жидовская школа! Но едва отойду от дверей, чтение разом прекращается. Опять покажусь, и опять крик поднимется.        От крепости Грозной на Хасав-юрт прямо нельзя проехать: надо делать крюк за Терек. Верстах в семи или восьми за крепостью Грозною я спустился к Горячеводской станице.        Близ этой станицы, невдалеке от дороги, бьют ключи, температура которых свыше 72 градусов. Представьте себе на уступе высокой горы быстрый, совершенно прозрачный, горячий поток, в искусственном, шириною до двух аршин, ложе.

      Какой-то проезжий охотник зашел сюда со своими собаками. День был жаркий, и собаки, увидев поток, бросились купаться: конечно, там и остались. Ко мне подошел содержатель построенной здесь паровой ванны. «Не хотите ли искупаться? спросил он.

— Вот здесь наши ванны; а вот казенные, для солдат: здесь их летом человек до пятисот больных сбирается; вот офицерская.»        Под водопадом, между горячими камнями, суетились и хлопотали чеченские женщины. Они валяли сукно. От здешней воды достоинство сукон выходит отличное.

Но сколько же надо привычки, чтобы босыми ногами пробираться по камням под таким водопадом и, стоя между множеством струй горячей воды, работать успешно!

В станице Николаевской переезжают по мосту на левую сторону Терека.В Чир-юрте я переправился чрез Сулак и вступил в Дагестан. Будто другая природа: ни лесов, ни богатой растительности; все серо и дико.»

Источник: https://oper-1974.livejournal.com/291525.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector