Что происходит у русских с некрещеными младенцами

Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил молитвенное последование некрещеных младенцев.

Данный документ был подготовлен Синодальной богослужебной комиссией и утвержден Синодом (журнал № 60) на заседании в субботу 14 июля 2018 года в Екатеринбурге, сообщает сайт «Патриархия.ru».

Текст «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения» будет направлен в Издательство Московской Патриархии для включения его в богослужебные сборники.

Материал по теме

Что происходит у русских с некрещеными младенцами

Как молиться за некрещеного человека?

Можно ли молиться за человека некрещеного? И если да, то как в молитве называть его имя, если оно не православное?

Тема «Молитвенное попечение Церкви о некрещеных» была включена в повестку дня Межсоборного присутствия еще в 2015 году.

Ее разработка была поручена Комиссии по богословию совместно с комиссиями по вопросам богослужения, по вопросам церковного права, по вопросам отношения к инославию и другим религиям.

К 2017 году в аппарат Межсоборного присутствия был представлен документ «Молитва Церкви о некрещеных», в котором, в частности, отмечалось, что смерть младенцев с особой тяжестью переживается родителями и близкими.

Если для отпевания крещеных младенцев существует особый чин, то других почивших младенцев, в том числе скончавшихся в утробе матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Литургией. Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей.

По благословению патриарха Кирилла Синодальная богослужебная комиссия, рассмотрев в двух заседаниях подобные последования других Поместных Церквей (Элладской, Кипрской, Православной Церкви в Америке), подготовила с частичным использованием содержащихся в них молитв текст «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения», который и утвержден 14 июля 2018 года.

Об отпевании и поминовении усопших в православии подробнее читайте здесь

Сергей Власов/foto.patriarchia.ru

(5 votes, average: 5,00

Источник: https://foma.ru/v-russkoy-tserkvi-budut-otpevat-nekreshhenyih-mladentsev.html

Могут ли некрещеные младенцы войти в Царство Небесное?

В своей прошлой статье «Есть ли надежда?» обещал уважаемым читателям РНЛ позднее «раскрыть более подробно динамику картины нахождения этих младенцев в том мире и предположения о их вечной участи, в зависимости от молитв и милостыни за них их сродников или в случае отсутствия таковых».

Недавно перешел в мир иной уважаемый батюшка архимандрит Лазарь (Абашидзе) (да дарует ему Господь Царство Небесное), который написал целую книгу по этой проблеме «Грех Адамов. Возможно ли спасение некрещеных младенцев».  Читал эту книгу уже давно и помнится, какое было от нее мрачное ощущение безысходности для этих несчастных младенцев.

Вроде бы все правильно пишет уважаемый батюшка, и цитаты святых приводит (кстати замечательные цитаты), но вот этот мрак душевный входит в душу читающего и приводит его в тупик дискурсивного мышления. Знаю многих пострадавших духовно от чтения этой книги. Так в чем же этот мрак? Мрак в хуле на справедливость и милосердие Божие.

Борясь с крайностью модернистских богословов, автоматически по смерти помещающих этих некрещеных младенцев в рай, отец архимандрит впадает в другую крайность — он считает, что ад и после Страшного Суда геенна огненная — это место, где будут находиться эти младенцы и все некрещеные и эту их участь никак нельзя изменить. Удивительно, что в этой большой книге арх.

Лазаря нет ни одного слова о том, могут ли помочь молитвы и милостыни его близких и других православных умершему некрещеным младенцу.

На протяжении многих лет ведется эта битва между богословским лагерем «пессимистического» богословия (о.Георгий Максимов, арх.Лазарь Адашидзе, арх.Рафаил (Карелин) и многие другие крайние «юридисты») и «оптимистического» богословия (проф.А.И.Осипов, его ученики и последователи, богословы-модернисты-«антиюридисты»).

И при всей разумности и правильности доводов богословов «пессимистического» лагеря есть много людей, что слушают профессора Осипова А.И. и его последователей. В чем причина? Причина в том, что крайние «юридисты» не дают никакого шанса на спасение некрещеным, даже невинным младенцам.

И потому многие православные прибегают к лагерю «оптимистов», хотя те и впадают в другую крайность, но не закрывают этой возможности (надежды на спасение некрещеных сродников) для православных. Какой же здесь есть выход из этой ситуации? Выход может быть таким — в кипящем котле надо делать клапан, через который бы выходил пар, чтобы не разорвало котел.

Своей мрачной инквизиторской схоластическо-схематической теорией о принципиальной невозможности спасения некрещеных крайние «юридисты» отогнали от себя многих православных. Но ведь достаточно сделать всего одну поправочку (и лагерь пессимистического богословия превращается в лагерь святоотеческого богословия).

И вот эта поправочка: да, кто не крестится от воды и духа, не может спастись и попасть в Царство Небесное, и это правило верное, но это ПРАВИЛО, а у правил обычно есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.  Так вот некрещеные младенцы (про взрослых пока не говорю) могут попасть туда в Царство Небесное, но не по ПРАВИЛУ, а по ИСКЛЮЧЕНИЮ из этого ПРАВИЛА. Работает ли правило? Работает.

Как работают другие правила, законы — например, закон всемирного тяготения. Люди не могут ходить по воде, но ведь апостол Петр ходил по воде?! Ходил. Закон-правило было и действовало, но по особому повелению Божиему этот закон приостановил свое действие в случае апостола Петра, и он смог пойти по воде.

То же самое можно сказать и о духовных законах. Закон духовный таков, что некрещеные не могут войти в Царство Небесное, но могут быть исключительные случаи, когда этот закон перестает действовать в определенном случае об определенном человеке по особому повелению Божию. Если Вы отрицаете такую возможность, то ставите закон выше законодавца и законом связываете Бога.

Но значит ли это, что нам надо ниспровергать самые духовные законы (догматы о первородном грехе и искуплении и прочее), как это делают уважаемый профессор А.И.Осипов, богословы-модернисты? Ни в коем случае. Это уже есть духовное преступление.

Но! Уважаемые богословы «пессимистического» лагеря, не вы ли своей абсолютизацией, нежеланием дать место исключениям породили учение профессора А.И.Осипова?! Мне думается ваше «участие» здесь очевидно.

Итак, призываю и прошу вас, уважаемые богословы «пессимистического» лагеря, включить в свои богословские теории возможность исключений из правил.

Теперь насчет ИСКЛЮЧЕНИЯ. Исключение — это в некотором роде чудо. Допустить его может только Сам Бог, и для этого нужны весьма серьезные основания.

Это может быть долголетняя молитва сродников о своем некрещеном ребенке, милостыня и добрые дела в память его.

Помогает ли это им? Конечно, помогает и уважаемый батюшка Георгий Городенцев считает, что молитвы и милостыня родителей помогают их некрещеных детям-младенцам (и даже абортированным).

Что плохого в молитве?! А ведь оба лагеря богословов «пессимистический» и «оптимистический» фактически борются против молитв за некрещеных младенцев и считают их ненужными. И в самом деле из их теорий вытекает эта ненужность.

По «оптимистическому» богословию они и так в раю («ну хотите — можете помолиться»), а по «пессимистическому» богословию ваши молитвы и милостыни для них (некрещенных младенцев), как мертвому припарка. Отец Георгий Максимов очень своеобразно рассуждает о том, зачем молиться о некрещеных усопших (далее мы это разберем).

Архимандрит Рафаил (Карелин) делает реверанс в сторону этих молитв, но зачем молиться о них, он не поясняет.

Так зачем в самом деле молиться и творить за них милостыни и добрые дела? Это очень важный вопрос.

Разберем мнение о.Георгия Максимова. В видео «Можно ли вымолить из ада» (с 5 минуты) он говорит: «Предание Церковное… про преп.Макария Египетского, который молился за умершего жреца идольского (понятно, что жрец тот был некрещеный — В.У.

) и тот почувствовал облегчение ради молитв святого и говорил, что «мы, здесь находящиеся чувствуем облегчение, когда ты молишься о нас». Вот в этом заключается смысл и наших молитв за некрещеных.

Хотя мы и не можем кардинально изменить участь, выбранную нашими близкими или знакомыми умершими без мира с Богом, но Бог может ради наших молитв даровать им милосердие и оказать им некое облегчение в положении в том месте, где они находятся.

И здесь можно вспомнить слова про неизлечимо больных: «если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь».  Тоже самое, если наши близкие заболели смертельной болезнью, мы же не скажем: «давай, до свиданья, что толку на тебя время тратить».

Мы до конца будет стараться облегчить то положение, в котором он находится, обеспечивая обезболивающее, проявляя внимание, любовь свою. Все это мы можем делать и по отношению к нашим умершим, которые сделали выбор к сожалению не в пользу Бога.. все это будет иметь значение, это будет дорого для них, это не сможет изменить их выбор, но по крайней мере Господь ради наших молитв, видя  нашу любовь окажет им некое послабление в том положении, в котором они находятся».

Читайте также:  Сколько курносых людей живет в россии на самом деле

А теперь давайте взглянем на этот текст с точки зрения богословов «пессимистического» лагеря и их теории о принципиальной невозможности спасения некрещеных — т.е. участь некрещеных после Страшного Суда в геенне огненной (и младенцев некрещеных в том числе, хотя о.

Георгий колеблется между мнением о некоем месте, отличном от геенны, где эти младенцы по видению Григория, ученика св.Василия Нового, будут находиться после Страшного Суда и даже там будет нечто от вечных благ (см. «Видение Григория..

») и самой геенной, но многие из пессимистического лагеря не разделяют даже это и считают, что это видение не относится к Преданию Церкви).

Вначале зададим себе вопрос — зачем св.Макарий Великий молился об этом некрещеном жреце? Ведь знал же, что он некрещеный, а те Царства Небесного не наследуют. Значит Господь дал ему такую мысль и желание, то есть Богу угодны эти молитвы! Второй вопрос — в то время, пока св.

Макарий молился за жреца, ему было облегчение, но накапливается ли положительный эффект этого облегчения в вечности, т.е.

влияет ли он на улучшение состояния и после Страшного Суда (ведь все умершие пока находятся в разделении от своих тел и их состояние предуготовительное и изменяемое в какой-то мере)? Говорят, что основная мука заключенных в аде (временном состоянии до Страшного Суда) состоит в предожидании геенны огненной (вечных мук — которые по-настоящему начнутся только после Страшного Суда). Так в чем это облегчение от молитв? Усиливается ли у них (заключенных в аде) надежда на благоприятный исход для них Страшного Суда и на милость Божию на этом Суде? Представьте, человек болеет и вот боль на некоторое время отпускает его, разве это не дает ему надежду на полное избавление от болезни? Это психологический момент, и кто болел серьезно — тот знает. Мне думается — облегчение именно в этой надежде.

Если предположить, что терапевтический эффект молитв за некрещеного имеет только краткосрочный характер и потом возвращается прежнее состояние — то тогда действительно не имеет смысла молиться за них. И в связи с этим образ о.Георгия Максимова с больным и его облегчением совершенно неверен.

Мы облегчаем боль больных своих близких в этом мире, потому что знаем, что после их смерти их там встретит Бог и если они были православные и без тяжелых грехов — то мы имеем надежду на их помилование и тогда их боли навсегда прекратятся, а если они неправославные, мы все равно имеем надежду, что они смягчатся и, может быть, примут крещение, исповедуются, причастятся и в любом случае мы сохраняем надежду. Любовь к родственникам заложена Господом в самую сердцевину природы человека, и только неверующие не думают о том, что будет с их больными сродниками в том мире, так как для них существует только этот мир (в их мировоззрении). Совсем иная картина с теми болящими, что в аду. Делая им облегчение в их нынешнем состоянии, богословы «пессимистического» лагеря не имеют никакой надежды на улучшение их состояния после Страшного Суда, а, напротив, исповедуют, что они наследуют Геенну Огненную и вечные муки. И даже более — если этот положительный эффект от молитв за некрещеных не накапливается, то для чего им давать облегчения во временном их состоянии до Страшного Суда, пусть уж лучше сразу привыкают к муке, и давая им облегчение Бог как бы дразнит их и издевается над ними — «вот видишь твое состояние улучшилось, но поскольку ты окаянный грешник — то такого улучшения никогда уже не будет после Страшного Суда, когда за тебя уже никто молиться не будет и ты будешь в вечном огне». Такое думать о Боге невозможно и неприлично. Поэтому будем считать, что положительный момент от таких молитв не только кратковременный, но и накапливается и переходит в вечность. Если у кого-то из православных (особенно у богословов пессимистического лагеря) будут другие мнения на этот счет, рад буду их выслушать.

Богословы «пессимистического» лагеря могут сказать: «Ну да, мы тоже считаем, что этот положительный эффект накапливается». Тогда возникает третий вопрос. Но вначале вспомним слова св.

Паисия Святогорца: «Помысл говорит мне, что только десять процентов осуждённых усопших находятся в состоянии демоническом и, будучи в аду, хулят Бога, подобно тому как это делают демоны…». Видимо — это те, за которых не имеет смысла молиться.

Остальные ошиблись при жизни и сейчас там раскаиваются, но их раскаяние не может им помочь само по себе, им могут помочь молитвы любящих их на земле и милостыня в память их.  И еще слова св.Паисия Святогорца из той же книги:

«- Геронда, иногда я начинаю беспокоиться о спасении своего отца, потому что он не имел с Церковью никакой связи.

— Ты до последнего момента не можешь знать того, каким будет Суд Божий».

Третий вопрос: в чем состоит это улучшение состояния и до каких степеней оно простирается? Слышал такой ответ одного православного: «да от мук отмолить — это элементарно (хотя элементарностью тут и не пахнет — тяжелейший труд и болезнь), а вот Царство Небесное для них закрыто».

То есть, условно можем сказать, что можно отмолить до лучшего состояния и места в геенне огненной (хотя мне, честно говоря, трудно представить, что в геенне могут быть относительно хорошие места), особенно для безгрешных (кроме первородного греха) некрещеных младенцев.

Значит, возможно такие места находятся не в геенне огненной, и правдиво все-таки видение монаха Григория, ученика св.Василия Нового о Страшном Суде и таком месте на западе от рая для таких некрещеных младенцев. Кстати Арх.Рафаил (Карелин) признает его за Предание Церкви и о.

Георгий Максимов вроде бы тоже: «Людмила! Нам не открыта разница между мертворожденными младенцами и жертвами аборта. И те, и другие находятся под властью первородного греха, не омытого таинством крещения. Однако жизнь таких младенцев никак нельзя сопоставить с мучениями грешников, осужденных за свои личные грехи.

Они будут по словам Григория Богослова «ни наказаны, ни награждены, ни в мучениях, ни в славе», но Господь даст им некое, неведомое нам утешение (см. житие прп. Василия Нового, видение инока Григория, ученика преподобного)» (из ответов на сайте Архимандрита Рафаила (Карелина)).

Но, очень важно отметить, что такое место им — некрещеным младенцам — уготовано от Бога, независимо от того, будут ли ходатайствовать их родные о улучшении их участи или нет.

Отсюда следует несомненный вывод, что участь тех некрещенных младенцев (а к их числу также относятся абортированные и выкидыши), о которых будут молиться и творить милостыню и добрые дела в память их, их участь будет лучше (иначе обессмысливаются молитвы и добрые дела) участи тех младенцев, за которых их близкие не будут просить Бога и творить добрые дела в память их. Всякое добро должно вознаграждаться. А вот каково будет это улучшение — об этом поговорим в следующей части.

На этом пока завершим первую часть этого исследования и во второй части продолжим.

Продолжение следует…

Владимир Урусов, инженер, публицист, Таджикистан

Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/17/mogut_li_nekrewenye_mladency_vojti_v_carstvo_nebesnoe

Об участи младенцев, умерших некрещёными | Азбука воспитания

Приведем догматическое учение Православной Церкви, основанное на Св. Писании и Св. Предании, об участи умерших некрещеных младенцев. Что говорит по этому поводу Св. Писание? Сам Господь в беседе с Никодимом сказал об этом так: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5).

Рождение от воды и Духа согласно учению Церкви — это второе, духовное рождение человека, т. е. крещение в водной купели, вследствие которого на крещаемого нисходит Дух Святой. Некрещеные младенцы, как не сподобившиеся такого духовного рождения, по словам Спасителя не могут войти в Царствие Небесное, т. е. в рай.

Читайте также:  Почему русские веселились на похоронах незамужней девушки

Косвенно это подтверждается другим местом Св. Писания, кстати, опровергающим мнение, что души некрещеных младенцев, как не совершивших личных грехов, нравственно чистые и возвышенные, якобы поэтому должны идти в рай.

Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11).

Итак, в нравственном отношении Предтеча Господень выше всех рожденных женами, в том числе и младенцев, но куда по мученической смерти за истину идет его душа? Во ад, как мы и воспеваем в тропаре Крестителю: «Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога», — идет во ад, ибо искупление еще не содеяно Христом, и христианского крещения еще нет. Тем более такова участь и всех рожденных женами некрещеных младенцев, которые в нравственном отношении, согласно словам Спасителя, ниже Предтечи Господня.

Обратимся теперь ко второму источнику Божественного Откровения — Св. Преданию.

Вышеприведенная догматическая истина о невозможности попасть в рай без крещения во оставление грехов подтверждается в 10-ом члене Символа веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».

То есть, согласно Символу веры, который здесь исходит из вышеприведенных слов Спасителя (Ин.3:5), без крещения нет оставления грехов, в том числе и первородного, который имеют и младенцы.

Поэтому, если они не крещены, их души по смерти идут в ад.

Эта догматическая истина еще раз подтверждается и изъясняется 124-м правилом Карфагенского собора, которое гласит: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».

Обратимся теперь к другому источнику Св. Предания — святым отцам и учителям Церкви.

Так, преподобный Макарий Великий говорит об участи некрещеных младенцев следующее: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте.

И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия.

А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, ИЗ ТЬМЫ ВО ТЬМУ» (Святой Макарий Великий. Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45).

Здесь последние, подчеркнутые нами слова («из тьмы во тьму») совершено определено указывают, что душа некрещеного младенца идет во ад. Ибо рай — это место особого присутствия Бога.

Но согласно слову Богослова «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), нет ее, соответственно, и в раю, она в аду. Туда и идут, согласно вышеприведенным словам преп.

Макария души извергнутых из чрева младенцев, идут, понятно, по той причине, что они не крещены.

Cвт. Григорий Богослов также говорит (цитирую здесь со слов о.

Андрея Спиридонова), что некрещеные младенцы, по причине факта своей непросвещенности Святым Крещением, хотя и не будут претерпевать вечных мучений и получат некую «ослабу», в Царстве Небесном прославлены все же не будут и лица Божьего не узрят.

Подобное же говорится в синаксаре мясопустной субботы (Триодь Постная): «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».

Поскольку обе эти цитаты определено говорят, что души некрещеных младенцев по смерти не идут в рай, то они идут в ад, т.к. православие, как уже говорилось, не знает какого-то «третьего места»; итак, если не в рай, то в ад.

Еще одним источником Св. Предание является повсеместная общепринятая церковная практика.

А что она говорит о крещении? Например, в «Известии учительном», наставляющем священника в том, как совершать Божественную литургию и как правильно поступать при неожиданных случаях во время ее? А вот что: «Аще иерей начнет литургисати и в проскомидии будет действе, или уже в литургии до входа великаго, позовется смертныя ради каковыя приключаемыя нужды, аще крестити, или исповедати… да оставит на том месте служение и идет борзо тамо, и сотворив болезненному в самой смерти надежно спасение, и возвратився, докончает божественную службу».

Итак, крещение доставляет крещаемому «в самой смерти надежно спасение», и, учитывая, что ради него священник должен оставить даже служение Божественной литургии, очевидно: дело здесь идет о жизни и смерти (духовной) человека.

Если бы была твердая надежда на то, что душа некрещеного пойдет в рай, то зачем было бы так спешить? Об этом, впрочем, говорит вообще вся практика крещения Православной Церкви именно и по преимуществу младенцев, за что нас ругают баптисты, на что мы им обычно отвечаем: а вдруг младенец умрет, подразумевая, что страшно ему умереть без крещения! Правда, конкретно в «Известии» не сказано, что умирающий — это обязательно младенец. Но, во-первых, это древняя книга, а тогда в Русской Православной Церкви некрещеными были, как правило, только младенцы. Во-вторых, оно же и не говорит, что к младенцу можно не спешить, что само по себе достаточно красноречиво. А в Требнике даже есть специальный очень сокращенный чин «святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».

Вот и спешат на практике батюшки к умирающим некрещеным младенцам в больницы (что и мне, грешному, приходилось по своим священническим обязанностям исполнять), подтверждая этим вышеприведенную догматическую истину о печальной участи их в случае отсутствия крещения.

В какое место ада попадают некрещёные младенцы?

Теперь на основе Св. Писания и Св. Предания показав догматическое учение Православной Церкви о том, что души некрещеных младенцев идут в ад, попытаемся выяснить: в какое же конкретное место или места ада они идут? Ибо, как говорит по этому поводу преп.

Макарий Великий: «некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий, и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне… и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Посему само Божество внемлет людям и во всём домостроительствует премудро. И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники…. Есть меры избыточествующие, и есть меры малые. В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОДНО ЦАРСТВО, ОДНА ГЕЕННА, И СТЕПЕНЕЙ НЕТ, ТЕ ГОВОРЯТ ХУДО» (Добротолюбие. Избранные поучения. М., 2002, с. 51−52).

Итак, для того, чтобы понять, что это за место в аду (куда идут души некрещеных младенцев), обратим внимание на вышеприведенные слова свт. Григория Богослова и поучение Триоди Постной, которые указуют, что, хотя эти младенцы и идут в ад, но не в места мучений:

«Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут». Об этом же говорит и св. Григорий Богослов, замечая, что эти младенцы не будут претерпевать вечных мучений.

Однако может ли быть в аду такое место, где нет оных вечных мучений? Может. Для того, чтобы понять это, внимательно исследуем евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31).

Она имеет глубочайшее таинственное значение и повествует о последних судьбах миробытия, которое, впрочем, мы изъяснять в данной работе не будем. Обратимся к прямому, буквальному смыслу этой притчи.

Описанное в ней событие происходит еще до искупления, содеянного крестной смертью Спасителя. Поэтому душа праведного Лазаря по смерти была отнесена Ангелами не в рай, а на лоно Авраамово (Лк.16,22).

Читайте также:  Русская смекалка: является ли она кодом бедности

Что это за лоно Авраамово? По учению Православной Церкви — это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но там не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указует сам Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь УТЕШАЕТСЯ» (Лк.

16,25). Видишь, не сказал «наслаждается» или «радуется», как в раю, потому что этого, как и было сказано, на том лоне не было, но лишь «утешается». Чем же утешается? Во-первых, тем, что в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду (Лк.16,23) избежал адских мук.

Во-вторых, тем, что обрел в этом месте общение со всеми своими прародителями и праотцами еврейского народа, первый из которых — сам Авраам. Наконец, в-третьих, тем, что из уст оных еще раз получил вернейшее подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии.

Который спасет род человеческий, и, в частности, изведет из ада в рай души ветхозаветных праведников (среди которых, как уже говорилось, находилась душа и самого Лазаря), что в действительности и произошло по Воскресении Христовом.

Итак, из всего вышесказанного, для нас важно то, что, согласно словам Спасителя (Лк.16,19-31), в аду есть места или, по крайней мере, одно место, где нет мучений, хотя там нет и райской радости. Если мы теперь припомним вышеприведенные свидетельства свт.

Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещеные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию именно этого места ада, т. е.

лону Авраамову или, скорее, места, подобного этому лону.

Это также соответствует и справедливому суду Божию над некрещеными младенцами. Говорящие о любви Божией и о том, что эти младенцы не совершили никаких грехов, забывают о правде Божией и о том, что эти младенцы не стяжали и никаких добродетелей. Поэтому вполне справедливо, учитывая последнее, т. е.

соответствует и правде, и любви Божией, чтобы не наказывать их, как не имеющих личных грехов, адскими мучениями; но в то же время, как не имеющих и личных добродетелей, не сподобить и райской радости.

А такому состоянию души в аду, повторяю, согласно вышесказанному соответствует лоно Авраамово или место, подобное этому лону.

Но какое же утешение (ср. Лк.16:25) могут иметь души некрещеных младенцев в таком месте?

Этим утешением являются в первую очередь молитвы их родителей и добрые дела оных, содеянные за этих деток. Как для Лазаря, общение со своими праотцами было одним из утешений, так и для этих детей утешением служит уже одно общение с их родителями через молитву.

И как для Лазаря еще одним, важнейшим утешением было то, что он через такое общение утверждался в обетовании о своем будущем спасении, так и для этих детей. Тут можно высказать мнение, что молитвы и добрые дела родителей за этих деток могут вывести их души из ада в рай.

Что служит основанием для такого мнения, учитывая вышеприведенное догматическое учение о том, что некрещеный человек не может войти в рай?

Дело в том, что из этого общего догматического правила есть определенные исключения. Так, например, в православии есть такое понятие, как крещение кровью. Это когда некто из язычников, видя мужество христианских мучеников и их веру, сам уверовал во Христа, и тут же принимал мученическую смерть за Него, не успев при этом принять обычное водное крещение.

Таковой человек, по учению Православной Церкви, не только считается христианином и сподобляется по смерти рая, но и почитается святым мучеником, крещеным собственною кровию, хотя он и не имеет обычного крещения. То, что это именно исключение, знает каждый, хоть немного знакомый с житиями святых.

Ведь обычно язычники, уверовавшие во Христа и взятые на мучения, первым делом старались принять крещение. Иногда для этого они уходили из темницы к местному епископу, который их крестил, а затем возвращались к мучителям; иногда такое крещение происходило чудесным образом, и лишь в отдельных случаях, когда оно было совершенно невозможно, происходило «крещение кровью».

Но как бы там ни было, такой факт имел место, и является исключением из общего догматического правила о невозможности спасения для некрещеного.

Почему же это происходит? Очевидно, по той причине, что в данном случае было совершено некоторое нравственное усилие человека, в данном случае мученический подвиг за Христа, которое было вменено ему в крещение (кровью). Ибо как сказал Господь: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Правда, некрещеные умершие младенцы сами по себе не могут совершить такое нравственное усилие, ибо при жизни своей они еще не совершили нравственных поступков, а по смерти не могут их совершить, так как это ни для кого невозможно (по смерти люди не совершают добрых или злых дел).

Но живые родители этих детей могут употребить такое усилие и попытаться вымолить своих деток через молитву о них и добрые дела за них.

Правда, это лишь частное мнение (т.е.

мнение, что этих младенцев можно вымолить), а не положительное учение Церкви, которая единая лишь может определенно судить о будущей судьбе некрещеных младенцев, ибо ей одной дана власть вязать и решить.

Однако, в любом случае, как и было показано выше, молитва родителей, особенно матери, за этих деток не может быть не услышана Богом и будет весьма полезна для них.

Впрочем, все вышесказанное относится лишь к тем детям, которые умерли без крещения по вине несчастного случая, и за которых молятся их христианские родители. Если же младенец был убит вследствие аборта, то, думаю, участь его будет другой. Этот ребенок не будет иметь в аду утешения в виде молитвы родителей.

Наоборот, он будет страдать от того, что ими был убит и навсегда забыт. Мне как-то приходилось слышать, что некоторые опытные старцы видели духовное состояние такого младенца в следующем чувственном образе.

Представьте себе, говорили они, страшная ледяная пустыня, насквозь пронизываемая ужасающе холодным ветром, в которой находится совершенно голенький, посиневший и дрожащий от холода, всеми забытый младенец

Конечно, это мучение, поэтому и место в аду для этих несчастных деток будет другим, не тем, где нет мук. Однако их мучение так сказать не проистекает из сущности ада, это не «огнь неугасающий и червь не усыпающий», но происходит от злобы родителей этих детей.

Итак, для этих последних необходимо, во-первых, осознание своего страшного греха или грехов убийства собственных детей, раскаяние в этом грехе, церковное покаяние в нем и обязательная епитимия, состоящая, в частности, в необходимости постоянно, до самой смерти молиться за убитых ими младенцев, творить за них добрые дела, в надежде на изменение их загробной участи к лучшему.

Те же старцы говорили, что эта молитва родителей, особенно матери, согревает таких деток в той ледяной пустыне.

Сама эта пустыня начинает таять, и, возможно, эти несчастные младенцы в силу соответствующих нравственных усилий их родителей могут перейти в уже упоминавшееся нами место, подобное лону Аврамову, где нет мучений.

Имея при этом в силу вышесказанного надежду на изменение своей участи к еще лучшему. В чем им и нам да поможет Господь.

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии

МОЛИТВА МУЧЕНИКУ УАРУ
об умерших некрещеными (читается только келейно, т.е. дома)

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси и о Нём усердно пострадал еси. И ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения.

И ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако вспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещёными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвали Премилостиваго творца во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/deti/ob-uchasti-mladencev-umershih-nekreshenymi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector