Что стало бы с россией, если бы лжедмитрий i остался царём

  • Кировский институт повышения квалификации и переподготовки
  • Работников образования
  • Смутное время: дискуссионные проблемы
  • Реферат по истории России
  • Чугуева Наталия Михайловна
  • Учитель истории и обществознания,
  • Высшая квалификационная категория,
  • МОУ СОШ № 2 с УИОП п. Восточный
  • Омутнинского района
  • Оглавление
  • Введение ………………………………………………………………… 3
  • 1. Проблемные и дискуссионные вопросы Смутного времени …… 3
  • 1.1 Лжедмитрий 1 как возможная перспектива

дальнейшего развития страны ……………………………………….. 3

  1. 1.2 «Крестоцеловальная запись» Василия Шуйского: реальное
  2. ограничение самодержавия или гарантия защиты
  3. от произвола властей? ……………………………………………… 7

1.3 «Крестьянская война» или «гражданская война»? …………………. 8

1.4 Королевич Владислав – еще одна упущенная возможность? ……… 10

  • 1.5 Избрание Михаила Романова: неожиданность
  • или закономерность? ………………………………………………… 12
  • 1.6 Плата за успокоение страны ………………………………………… 14
  • Заключение……………………………………………………………… 14
  • Используемая литература ……………………………………………… 15
  • Введение
  • Принятый в дореволюционной историографии термин «смутное время», относившийся к бурным событиям начала XVII века, был решительно отвергнут в советской науке как «дворянско-буржуазный» и заменен длинным и даже несколько бюрократическим названием: «Крестьянская война и иностранная интервенция в России».
  • Сегодня термин «смутное время» снова вернулся в школьные учебники истории: видимо, потому, что он не только соответствует словоупотреблению эпохи, но и достаточно точно отражает историческую действительность.

Среди значений слова «смутное», приводимых В.И. Далем, мы встречаем «восстанье, мятеж …, общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако в современном языке в прилагательном «смутный» ощущается иное значение – неясный, неотчетливый.

И в самом деле, начало XVII века – смутное время: всё в движении, всё колеблется, размыты контуры людей и событий, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в одно и то же время власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют политическую ориентацию. Русские люди, пережившие это тяжелое время, называли его, а именно его последние годы «великой разрухой Московского государства».

Это событие вызывало и вызывает до сих пор интерес как историков, так и современников, в частности Авраамия Палицына, автора сказания об осаде поляками Троицкого Сергиева монастыря. Большое внимание исследованию проблем Смутного времени уделяли в своих работах историки В.О. Ключевский, В.Б. Кобрин, А.А.

Зимин, Р.Г. Скрынников и другие. Перед каждым, кто изучает или просто интересуется историей, встает вопрос о том, какие возможные перспективы развития открывались тогда перед страной и почему они остались нереализованы.

Чтобы разобраться в этих сложных хитросплетениях русской истории XVII века, обратимся к фактам.

1. Проблемные и дискуссионные вопросы Смутного времени

Лжедмитрий I как возможная перспектива развития страны

В начале XVII века в Польше объявился человек, выдававший себя за Дмитрия, сына Ивана Грозного, якобы чудом спасшегося в 1591 в Угличе. В историю он вошел под именем Лжедмитрия I.

О Лжедмитрии I накопилось и в литературе, и в массовом сознании много ложных стереотипов. В нем видят обычно агента, марионетку польского короля и панов, стремившихся с его помощью захватить Россию. Кем же был этот «неведомый кто-то», год просидевший на русском престоле? Был ли Лжедмитрий I откровенным авантюристом, польским ставленником или он сам верил в своё царское происхождение?

Могло ли воцарение по-европейски образованного, по-петровски смелого Лжедмитрия стать возможной перспективой дальнейшего развития страны? По мнению В.О.Ключевского «его личность доселе остается загадочной, несмотря на все усилия ученых разгадать её». Но для нас важна не столько личность самозванца, сколько роль им сыгранная.

Судя по воспоминаниям современников, это был «молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица; богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавший в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения; он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания». Он совершенно изменил чопорный порядок жизни московских государей.

Современники единодушно отмечают поразительную, напоминающую петровскую смелость, с какой молодой царь нарушал, сложившийся при дворе этикет.

«Он не вышагивал степенно по комнатам, поддерживаемый под руки приближенными боярами, а стремительно переходил из одной в другую, так, что даже его личные телохранители порой не знали, где его найти.

Толпы он не боялся, не раз в сопровождении одного-двух человек скакал по московским улицам. Он даже не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски».

Все это подозрительно для расчетливого самозванца, считает В.Б. Кобрин. Знай Лжедмитрий, что он не царский сын, он уж наверняка сумел бы заранее освоить этикет московского двора, чтобы все сразу могли сказать о нём: «Да, это настоящий царь».

Лучший и преданнейший его слуга П.Ф. Басманов признавался иностранцам, что «царь не сын Ивана Грозного, но его признают царем потому, что присягали ему, и потому ещё, что лучшего царя теперь и не найти».

Но сам Лжедмитрий смотрел на себя совсем иначе: он держался «как законный, природный царь, вполне уверенный в своём царственном происхождении; никто из близко знавших его людей не подметил на его лице ни малейшей морщины сомнения в этом». Он был убежден, что и вся земля смотрит на него точно так же.

К тому же «царь Дмитрий» помиловал самого опасного свидетеля – князя Василия Шуйского, который руководил в Угличе расследованием дела о гибели подлинного царевича и своими глазами видел его мертвое тело. Шуйского, уличенного в заговоре, Собор приговорил к смертной казни, «царь Дмитрий» помиловал.

Царь, сознававший себя обманщиком, укравшим власть, едва ли поступил бы так рискованно и доверчиво.

«Не готовили ли несчастного молодого человека с детства к роли претендента на престол, не воспитали ли его в убеждении, что он законный наследник московской короны?» — вопрошает В.Б. Кобрин. Недаром, когда первые вести о появлении самозванца в Польше дошли до Москвы, Борис Годунов, как говорят, прямо сказал боярам, что это их рук дело, что они подставили самозванца.

Историкам известны некоторые любопытные факты. По словам слуги, сосланный в Антониев-Сийский монастырь Филарет (Федор Никитич Романов) потерял веру в будущее, мыслил лишь о спасении души да о своей несчастной семье.

Но вот в 1604 год объявился в Польше царевич Дмитрий, и едва слух о нем дошёл в феврале 1605 года до Филарета – его настроение резко меняется: перед нами уже не смиренный монах, а политический борец, заслышавший звуки боевой трубы.

Монастырский пристав доносил, что старец Филарет «живет не по монастырскому чину, всегда смеётся неведомо чему, и говорит про мирское житьё». Монахам он заносчиво заявлял, что «они ещё увидят, каков он впредь будет».

Слова эти оказались пророческими. Уже через полгода Лжедмитрий своей волей назначает монаха Филарета ростовским митрополитом. Чем же это объяснить? Всё дело в связях самозванца с романовской семьёй.

Как только Лжедмитрий появился в Польше, правительство Годунова заявило, что он самозванец Юшка (а в монашестве Григорий) Богданов сын Отрепьев, дьякон-расстрига Чудова монастыря, состоявший при патриархе Иове «для письма».

Возможно, так и было: правительство было заинтересовано в том, чтобы назвать подлинное имя самозванца. Отрепьев же до пострижения был холопом Романовых и постригся в монахи, видимо, после их ссылки.

Не они ли подготовили юношу к роли самозванца? Не они ли внушили Отрепьеву веру в царское происхождение? Прав был В.О. Ключевский, когда писал о Лжедмитрии, что «он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

Как бы то ни было, но он не усидел на престоле, потому что не оправдал тех надежд, которые на него возлагали как в стране, так и за рубежом.

Во-первых, Лжедмитрий не стал послушным орудием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе.

Во-вторых, чтобы заручиться поддержкой дворянства, царь щедро раздавал им деньги и земли. Но и то, и другое не бесконечно. Деньги Лжедмитрий занимал у монастырей. Вместе с просочившейся информацией о католичестве царя займы тревожили духовенство и вызывали его ропот.

Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день, отнятое у них Годуновым. Но, не вступив в конфликт с дворянством, Лжедмитрий не мог этого сделать. Поэтому крепостное право было подтверждено и лишь дано разрешение крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные годы, оставаться на новых местах.

Эта мизерная уступка не удовлетворила крестьян, но вместе с тем вызвала недовольство у части дворян.

В-третьих, не оправдались надежды Речи Посполитой: ни Смоленск, ни Северская земля не были отданы королю, как было обещано; православие оставалось государственной религией, более того, царь не разрешил строить в России католические церкви. Он даже вступил в конфликт с Речью Посполитой из-за того, что стал называть себя цесарем, то есть императором.

Дело в том, что в Варшаве не признавали за русскими государями царского титула и именовали их только великими князьями, а Лжедмитрий стал называть себя даже цесарем, то есть императором. Во время торжественной аудиенции Лжедмитрий долго отказывался даже взять из рук польского посла грамоту, адресованную великому князю.

В Польше были явно недовольны Лжедмитрием, позволявшим себе подобную самостоятельность.

Итак, как мы видим, ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за её рубежами не имели оснований поддерживать царя, потому-то так легко и был свергнут он с престола.

Интерес представляет, по мнению В.О. Ключевского, еще одна версия причин падения Лжедмитрия. Её высказал руководитель боярского заговора против самозванца Василий Шуйский. На собрании заговорщиков накануне восстания он откровенно заявил, что «признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова.

Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою: романовский кружок сделал первое дело, а титулованный кружок с князем В.И. Шуйским во главе исполнил второй акт.

Те и другие бояре видели в самозванце свою ряженую куклу, которую, подержав до времени на престоле, потом выбросили на задворки».

Мог ли Лжедмитрий сохранить престол, будучи самозванцем?

Раздумывая над возможной перспективой утверждения Лжедмитрия на престоле, нет смысла учитывать его самозванство: монархическая легитимность не может быть критерием для определения сути политической линии. В.

Кобрин полагает, что «личность Лжедмитрия была хорошим шансом для страны: смелый и решительный, образованный в духе русской средневековой культуры и вместе с тем прикоснувшийся к кругу западноевропейскому, не поддающийся попыткам подчинить Россию Речи Посполитой».

И вместе с тем этой возможности тоже не суждено было осуществиться. «Беда Лжедмитрия в том, что он был авантюристом. В это понятие у нас обычно вкладывается только отрицательный смысл.

А может зря? Ведь авантюрист – человек, который ставит перед собой цели, превышающие те средства, которыми он располагает для их достижения. Без доли авантюризма нельзя достичь успеха в политике. Просто того авантюриста, который добился успеха, мы обычно называем выдающимся политиком.

Средства же, которыми располагал Лжедмитрий, были и в самом деле неадекватны его целям, надежды, возлагавшиеся на него разными силами, противоречили одна другой».

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/23142.html

Лжедмитрий I

С 1598 года, с момента смерти Ивана Грозного (последнего представителя династии Рюриковичей), в истории России начинается Смутное время, характеризующееся стихийными бедствиями, упадком экономики, кризисом политической и социальной системы государства, войнами с поляками и шведами.

Читайте также:  Подземная москва: какие секреты ещё не раскрыты

Предпосылки Смуты (1598–1613 гг.):

  • После «ухода» последнего Рюриковича началась ожесточённая борьба за власть среди боярских и дворянских фамилий. Этому способствовала гибель в Угличе при невыясненных обстоятельствах малолетнего царевича Дмитрия, а также смерть бездетного и непопулярного царя Фёдора;
  • Завоевательная политика Ивана Грозного, а также Ливонская война истощили материальные ресурсы государства. К тяжёлому экономическому положению добавился Великий голод 1601-1603 гг. во время правления Бориса Годунова, охвативший европейскую часть Русского государства и разоривший тысячи крестьянских хозяйств;
  • Последствия опричнины, приведшей к нестабильной социальной ситуации в стране, подорвавшей основы власти и закона. Это вылилось в выступления крестьян, холопов, разорившихся посадских людей, казацкой вольницы и др.

Так появилась благодатная почва для слухов о чудом спасшемся «добром царевиче Дмитрии».

Личность Лжедмитрия I

Лжедмитрий I, именовавший себя царевичем (царём) Дмитрием Ивановичем или императором Димитрием, правил с 1 июня 1605 г. по 17 мая 1606 года.

Версии происхождения Лжедмитрия

  • О происхождении личности авантюриста историки спорят и сегодня, большинство считают, что он — сын обедневшего дворянина Отрепьева из Галича. Приняв постриг и покочевав по монастырям, Григорий оказался в «элитном» Чудовом монастыре в Москве, в котором ему поручили переписывать книги и рукописи.
  • По версии придворного учёного шведского короля Карла IX — будущий царь слыл авантюристом-монахом, желавшим заполучить хитростью и коварством Русский трон при помощи своих хозяев — поляков и использовавший внешнее сходство с царевичем Дмитрием.
  • Среди польских библиографов бытуют две версии:
    • Лжедмитрий был польского происхождения, знал язык, этикет, умел ездить на лошади, фехтовать и т.д.
    • Лжедмитрий был косноязычен, неграмотен, исповедовал православие.
  • Существовала теория о том, что Лжедмитрий являлся настоящим царевичем Дмитрием, которого спас его дядька Афанасий Нагой. Подтверждением тому является факт признания его бывшей царицей (последней женой Ивана Грозного) Марией Нагой (впоследствии отказавшейся от своих слов).

Лжедмитрий при польском дворе и его связь с семьёй Мнишек

Имея честолюбивые планы и сбежав в Польшу, Отрепьев, назвавшись спасшимся царевичем Дмитрием, получил поддержку польских аристократов и католической церкви в борьбе за «возвращение» русского престола.

Началось его «знакомство» с Польшей со службы у князя Вишневецкого. Лжедмитрий смог убедить польского короля Сигизмунда III и своего патрона Адама Вишневецкого в своём божественном происхождении с помощью золотого креста Марии Нагой (выкраденного у неё, по версии историков).

Познакомившись с родственником Вишневецкого — Юрием Мнишеком и влюбившись в его дочь Марину, будущий царь готов был принять католицизм и идти «отвоёвывать» свой престол. Меркантильные Мнишеки встали на его сторону.

Чтобы доказать свою лояльность к польскому королю, Лжедмитрий принял католичество, пообещав семье Мнишеков отдать исконно русские города Псков и Новгород, а также Чернигов и Северскую землю.

Поход в Россию

Юрий Мнишек, при поддержке польского короля Сигизмунда III, собрал 4 тысячи человек для похода на Москву.

Несмотря на неблагоприятные условия, армия лже-царя смогла покорить Чернигов, а также Новгород-Северский (обороной заведовал фаворит Бориса Годунова боярин Пётр Басманов, позднее перешедший на сторону Лжедмитрия и погибший вместе с ним). Во время вынужденного «сидения» в Путивле будущий государь не терял время даром: он принимал польских и русских священнослужителей, рассылал грамоты к боярам, готовил почву для своего восшествия на престол.

Почувствовав поддержку москвичей, Дмитрий 20 июня 1605 г. торжественно въехал в Кремль, по пути собирая «почести» как от простого люда, так и от дворян.

В течение 1603–1604 гг. Лжедмитрий:

  • принял католическую веру,
  • пообещал ввести католичество на Руси (в случае победы),
  • пообещал отдать Польше Сиверскую и Смоленскую земли,
  • пообещал помощь польскому королю Сигизмунду III в борьбе со Швецией.

В конце 1604 г. при поддержке польских и литовских войск Лжедмитрий вступил на территорию Российского государства в районе Чернигова. Его поддержали крестьяне и горожане, а также большая часть царской армии.

  • 23 апреля 1605 г. умер Борис Годунов,
  • 1 июня свергнут его сын Фёдор,
  • 20 июня войско Лжедмитрия вступило в Москву,
  • 30 июля в Успенском соборе Кремля произошло венчание на царство нового царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I).

Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I

Внутренняя политикаВнешняя политика
Возвращение из ссылки опальных бояр, возвращение им земель и «заигрывание» со знатью. Свобода передвижения по стране и за её пределы, чего не было при прежних правителях.
Учреждение денежных и земельных окладов для поместного дворянства за счёт ущемления прав монастырей. Подготовка к войне с турками.
Увеличение налогов по всей стране (за исключением южных областей), что привело к началу волнений. Поиск союзников на Западе для войны со Швецией, не увенчавшийся успехом,так как «царь» не выполнил обещаний перед Польшей и Папой Римским  (вместо обещанных русских Земель расплачивался с польским королём деньгами и не ввёл католицизм).
Борьба с казнокрадством.
Расширение состава Думы за счёт высшего духовенства.
Привлечение поляков на русскую службу, в том числе учреждение личной гвардии для охраны царя, состоящей из поляков, игнорировавших всё исконно русское, что вызывало недовольство и осуждение в царском окружении.

Заговор и убийство Лжедмитрия I

К лету 1606 г. обстановка в стране накалилась. Зимой по Москве прокатились слухи о самозванстве царя. Был схвачен и допрошен монах из Чудова монастыря, клявшийся, что царь – это Гришка Отрепьев, однако, прямых доказательств не было.

Князья Василий Шуйский, Голицын, Куракин и другие, недовольные политикой самозванца, подталкивали народ к бунту. Недовольные вменяли царю в вину несоблюдение церковных постов, пренебрежение к русским обычаям, ношение иностранной одежды, женитьбу на полячке Марине Мнишек.

Число заговорщиков, обиженных Лжедмитрием, росло.

8 января 1606 г. было совершено первое покушение на царя, которое провалилось, а заговорщиков толпа растерзала.

8 мая 1606 г. Лжедмитрий женился на польской панне Марине Мнишек и короновал ее. Казна была опустошена дорогими подарками и свадебными торжествами. Огромное количество польских гостей, пренебрежение русскими традициями, мародёрство и самоуправство иностранцев во время свадебных торжеств, стали последней каплей, привёдшей к убийству Лжедмитрия.

Дмитрия предупредили о готовящемся заговоре, но он не поверил слухам.

17 мая 1607 г. Отрепьева убили, а над телом надругались – сожжёнными останками царя заправили пушку и выстрелили в сторону ненавистной Польши.

Итоги правления

Лжедмитрий I — первый самозванец, занявший русский престол почти на год.

За этот период он:

  • расширил дипломатические связи с западным миром,
  • попытался бороться со взяточничеством,
  • отменил казни,
  • не отдал Польше обещанные земли и не ввёл католицизм, за что остался без поддержки поляков,
  • из-за пренебрежительного отношения к русским традициям потерял поддержку среди всех слоёв русского населения,
  • не смог укрепить свою власть,
  • не прекратил шествующую по Руси смуту, а лишь усилил её своей смертью.

Источник: https://histerl.ru/lectures/smutnoe_vremia/lgedmitrei.htm

Правление Лжедмитрия 1

Испекли Самозванца в польской печке, а вот заквасили его в России.

Ключевский

История Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше.

1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича, и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков.

Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию.

Примерно в это же время о самозванце стало известно и в России. Борис Годунов прямо обвинил бояр в том что самозванец это их рук дело и результат их интриги.

Было названо и конкретное имя предателя — Григорий Отрепьев. Это имя было связано Годуновым с Романовыми.

Показательно, что бороьбу с самозванцем Годунов доверил тем боярам, которые ненавидели Романовых: Шуйские, Галицыны и Мстиславские.

Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?

Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.

История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком.

У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи.

Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием.

Нужно сказать что Романовы очень здорово подчистили историю России за столетия своего правления. Многие документы того времени историки называют откровенными подделками. Поэтому вероятность, что Самозванец был Отрепьевым есть, но она крайне невелика. Но каким было на самом деле правление Лжедмитрия 1 и кем он был — достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем.

Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек

Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:

  1. После воцарения выдать 1 миллион злотых на погашение долгов Мнишека.
  2. Отдать Марине в полное владение Новгород и Псков
  3. Способствовать переходу своих будущих подданных в католичество.

Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.

Начало похода на Россию

13 октября 1604 года  войско Лжедмитрия отправилось в поход в Россию. Войско состояло из поляков 2000 донских запорожских казаков , которые и форсировали Днепр.

Какие меры предпринял Борис? Он отправил к Марии Нагой человека и Мария (то есть мать Дмитрия) сделала заявление о том, что Дмитрий действительно погиб в Угличе, а на Россию идет самозванец.

В Литву отправили дядю Отрепьева, чтобы он разоблачил племянника, но его не допустили к Лжедмитрию.

Карта движения Лжедмитрия

Тем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: «Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!». И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.

Читайте также:  Каких женщин брали в гарем крымские татары

Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши

В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву.

1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов.

Но Бельский спас мальчика.

Этому же присягнул и Василий Шуйский, сказав, что узнает царевича Дмитрия. Самое главное — своего сына узнала Мария Нагая, которая до этого дважды клялась в том, что ее сын умер и похоронен. Федора Годунова и его жену арестовали и поместили в дом к малюте Скуратову, где вскоре их задушили.

Въезд самозванца в Москву

20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича).

Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским.

Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.

8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками.

Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды.

Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.

Конец правления Лжедмитрия 1

Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни.

Но по просьбе в Марии Нагой и других влиятельных бояр Лжедмитрий не только помиловал Василия Шуйского, но и полностью его простил. В результате Шуйский остался там где он и был, и тут же начал плести второй заговор. 16 мая 1606 года Шуйские пустили слух об опасности царю от поляков, а сами под шумок вошли в кремль 17 мая.

Басманова и самозванца убили (нужно понимать, что это был тандем). Изуродованный труп Лжедмитрия оставили на лобном месте, привели Нагую, у которой в очередной раз спросили — ее это сын или нет. Она мастерски вывернулась, сказав: «Теперь, какой есть, — конечно не мой». Тело Лжедмитрия сожгли, прах забили в пушку и выстрелили в сторону Польши.

Марина Мнишек бежала из Москвы.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/lzedmitrij.html

Как и почему был свергнут Лжедмитрий I

Историки связывают начало первой в русской истории гражданской войны с воцарением якобы воскресшего младшего сына Ивана Грозного, оставшегося в памяти потомков как Лжедмитрий I.

Его недолгое правление стало возможным благодаря сильной поддержке Польши и Литвы, а также началу крестьянских бунтов и массового восстания военных гарнизонов в Москве.

Именно в эти смутные дни Лжедмитрий во главе небольшого войска из польских наемников и казаков начал поход на Москву с целью свергнуть правящего тогда Федора Борисовича Годунова и объявить себя истинным императором.

За недолгий срок правления Годуновых (1598-1605 годы) недовольство в стране нарастало: боярам не нравилось его возвышение, а народ был возмущен голодом и спорными указами Бориса Годунова.

Так, на волне народного возмущения небольшому войску «истинного» царевича почти никто не оказывал сопротивления, города сдавались один за другим. Только под Новгородом московское войско под командованием боярина Мстиславского попыталось дать отпор.

Однако русские солдаты не хотели сражаться против того, кого считали законным царем, и битва была проиграна, а Лжедмитрий продолжил свой поход на Москву.

Неожиданно 13 апреля 1605 царствовавший тогда Борис Годунов умер, и через несколько дней все войско московское во главе с П.Ф. Басмановым перешло на сторону самозванца. Наследовавший Борису сын Федор Годунов оставался на престоле немногим больше месяца, после чего был схвачен по приказу Лжедмитрия и убит.

Почему же русские люди настолько легко поверили вымышленной истории спасения младшего сына Ивана Грозного и провозгласили неведомо откуда появившегося человека своим истинным правителем? Неужели настолько сильна была в людях вера в «истинного» царя и его справедливые решения, что притязания на трон появившегося со стороны Польши самозванца были всенародно одобрены? У историков до сих пор нет ответа…

После своего триумфального въезда в столицу, новый правитель чуть не казнил нескольких бояр Шуйских, заменив потом смерть ссылкой, низложил действующего патриарха и назначил на его место рязанского архиепископа Игнатия. Именно он и венчал 21 июля 1605 года и венчал нового императора на царство под именем Дмитрия Ивановича Рюриковича.

В своей политике Лжедмитрию приходилось варьировать между интересами своей страны и Польского государства. Однако никакого заметного влияния его власть на ситуацию в России не оказала, народ продолжал голодать, а все реформы были направлены на поддержание дворянского сословия. 

Продлилось правление нового императора недолго: пока в мае 1606 года он готовился к свадьбе с надменной пани Мариной Мнишек, среди бояр зрел заговор. Слишком многим не нравились его планы в отношении церковных реформ и дружественные отношения с Польшей.

Во главе заговора встал недавно помилованный царем боярин Василий Иванович Шуйский, который смог выбрать удобный момент для переворота.

В ночь после свадьбы заговорщики объявили, что приехавшие поляки покушаются на жизнь царя и под этим предлогом ворвались в Кремль.

Лжедмитрий пытался спастись, но стрельцы его выдали, и царь был застрелен. Членов его семьи и приближенных поместили под арест. 

На следующий день тело убитого Лжедмитрия было сожжено, затем его прахом выстелили из пушки. Это дало народу повод думать, что царь второй раз избежал смерти и вскоре вернется, чтобы отомстить обидчикам. Так была подготовлена почва для второй волны гражданских волнений и появления новых самозванцев.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-969591-kak-i-pochemu-byl-svergnut-lzhedmitriy-i

Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смерть

Главная > Россия > Смутное время > Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смерть

Лжедмитрий I, Федор и Ксения Годуновы, патриарх Игнатий, Марина Мнишек – эти имена первыми приходят на ум, когда мы вспоминаем о тяжелейшем для Российского государства периоде Смуты, когда трон буквально шатался под натиском самозванцев, народ бедствовал, а главы соседних государств присматривались к российским территориям, размышляя, нет ли возможности несколько увеличить количество своих земель за счет не имеющей возможности сопротивляться, раздираемой внутренними противоречиями Руси.

Кто такой Лжедмитрий Первый

Однажды в польских землях появился слух, будто нашелся царевич Димитрий, которому удалось уйти от кровавой расправы, запланированной над ним Борисом Годуновым в Угличе.

Некий молодой человек, ныне известный нам под именем Лжедмитрий I, а тогда просто один из служащих сандомирского воеводы Юрия Мнишека, утверждал: он имеет кровное родство с Рюриковичами, являясь родным сыном Марии Нагой – супруги Ивана Грозного.

Насколько это могло быть правдой – никто не знал. Кто придумал такую оригинальную легенду – история умалчивает. Ясно, что московским боярам, недовольным правлением Бориса Годунова, эта история оказалась на руку. Они стали всячески поддерживать идею о чудесном спасении царского отпрыска и бегстве его в польские земли.

Полякам также понравилась мысль о возможности похода на Москву и утверждении господства над огромной Русью.

Так беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев (он же – Лжедмитрий Первый) заручился мощной поддержкой сильных мира сего и, возможно, не осознавая, что является лишь марионеткой в чужих руках, отправился на Русь, чтобы занять московский престол.

Есть разные версии о происхождении Лжедмитрия.

Некоторые отождествляют его с честолюбивым итальянским священнослужителем или сыном Стефана Батория (который, кстати, публично признал, что детей у него не было), иные склонны считать, что Лжедмитрий в самом для спасенный царевич.

Но самой правдоподобной остается все-таки версия о монахе Чудова монастыря. Самозванец знал русскую грамоту, но писал с ошибками, польский же язык не знал вовсе. Был более-менее знаком с историческими событиями, хорошо разбирался в тонкостях православия.

Для наибольшей убедительности Лжедмитрий после вторжения в Россию призвал к себе мать Дмитрия Марию Нагую, которая сразу же признала в нем сына. Что заставило женщину пойти на такой шаг? Вероятно, угрозы или обещания.

На Москву

Будучи в Польше, самозваный царь щедро раздавал посулы своим сторонникам. Его целью было привлечение к себе большого количества единомышленников.

Полякам он обещал земли – Новгород и Псков, которые должны были отойти во владение Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, а также уверял, будто Русь станет католической.

В Марину Мнишек, эту гордую красавицу, единственной страстью которой, по словам Пушкина, было честолюбие, Лжедмитрий Первый влюбился очень быстро. После воцарения беглого монаха она должна была стать его законной супругой.

Итак, раздав обещания польскому королю и его приближенным, Лжедмитрий вышел в поход на Москву. В то время еще жив оставался Борис Годунов, очень желавший получить самозванца в свои руки.

Лжедмитрий проходит Путивль, Крпомы, Рыльск. Калуга сдалась ему без боя, калужане поддержали лжецаря, надеясь, что с его приходом Смутное время закончится – в России установится мир, власть сосредоточится в одних руках.

Отследить продвижение войска Лжедмитрия можно по карте. В конце концов он, потеряв немало своих воинов в крупном сражении под селом Добрыничи, вошел в столицу. В это время Борис Годунов скончался, а чуть позже были убиты его супруга и сын Федор. Так что победа осталась за Дмитрием.

Правление Лжедмитрия

Воцарение Лжедмитрия состоялось в 1605 году, в июне. Тогда же на архиерейском соборе произошло избрание патриархом всея Руси Игнатия – таким образом Лжедмитрий пытался получить поддержку церкви. Игнатий повенчал самозванца на царство.

Правление Лжедмитрия, как и жизнь, оказались недолгими. Выражение «годы правления» здесь не подойдет: всего 11 месяцев удавалось самозванцу удерживаться на престоле. После того как бывший монах стал русским царем, он попытался по мере сил решить ряд проблем, наиболее остро стоявших в этот сложный период.

Внешняя политика

Внешнюю политику никак нельзя считать удачной. Правда, он пытался начать компанию по отвоеванию Азова, однако неуспешно. Он попробовал искать помощи у польского короля и у папы Римского, но из-за того, что не смог выполнить обещания по раздаче земель и обращении Руси в католичество, поддержки не получил. Никто не поддержал поход.

Читайте также:  Запрет на посещение женщиной афона: что будет, если его нарушить

Единственное его достижение на поприще внешней политики – Лжедмитрий сделал Россию открытой для въезда, что было по тем временам настоящим новаторством. Такой свободы не знало ни одно государство.

Внутренняя политика

Чуть лучше обстояли дела по отношению к внутреннему правлению страной. Внутренняя политика в царствование Лжедмитрия претерпела изменения: были возвращены из ссылки бояре и князья, отправленные туда Борисом; служилым людям удвоили жалованье; помещикам раздавали большие наделы.

Лжедмитрий пытался создать положительное впечатление и у крестьян: он разрешал им уходить к другому помещику, если тот, у кого они числились, плохо их кормил. Царь боролся со мздоимством. Лично принимал подданных с челобитными по всем вопросам, установив для этого специальные приемные дни.

Дмитрий любил прохаживаться по городу и вступать в разговоры с простым народом, чтобы таким образом узнавать «из первых уст» о бедах и чаяниях подданных.

При новом царе активно чеканили монету – это была копейка Лжедмитрия. Чеканка шла на трех дворах. Деньги постоянно требовались царю для раздачи милостей и выплаты долгов прежнего правителя.

Конец царствования. Смерть

Несмотря на то что Лжедмитрий всеми силами старался привлечь народ и знать на свою сторону, его ждала страшная кара за вторжение в Россию с армией интервентов – смерть. Биография самозванца – всего 25 лет.

Даты от вступления на престол до смерти – всего 11 месяцев, с июня 1605 по май 1606.

Но событий за это время в ней было немало: бегство из монастыря, обретение известности, воцарение на российском престоле, женитьба на знатной красавице – казалось бы, все, чего только мог пожелать человек, даже гораздо менее взысканный судьбой.

Расплата оказалась ужасной. Лжедмитрия убили, причем казнь свершилась не по закону – случился отчаянный самосуд толпы. В среде высших бояр созрел заговор против самозванца.

В мае 1606 года на него совершили нападение в покоях дворца. Дмитрий попытался бежать, выпрыгнув из окна.

В результате падения он сломал ногу, разбил грудь и оказался лишенным возможности сопротивляться.

Бояре пытались сдержать народ, однако ничего не вышло: разъяренная толпа, уверенная в том, что все беды пришли на Русь с этим самозванцем и его полячкой-женой, буквально растерзала Лжедмитрия.

После этого тело еще долго таскали по улицам, глумились, надевали на него маски. Захоронили царя на кладбище в могиле для нищих. Однако вскоре пошли слухи, будто по ночам мертвец выходит из могилы и устраивает разные беды: пожары, убийства, распространяет эпидемии. Народ вытащил тело, сжег его, а прахом выстрелил из Царь-пушки в сторону Польши.

Так был убит царь Дмитрий, настоящее имя которого – Григорий. Его век оказался коротким. Жене Лжедмитрия удалось спастись, чтобы через некоторое время вновь попытать счастья в качестве русской царицы, только теперь уже супруги Лжедмитрия Второго, Тушинского вора (такое презрительное прозвище дал следующему самозванцу народ).

Свержение и гибель Лжедмитрия были закономерны. Какими бы побуждениями он ни руководствовался, этот лжецарь привел на Русь полчища иноземцев, грабивших и разорявших села и города, творивших произвол и убийства.

  • Безусловно, личность бывшего монаха очень интересна для исследователей – необходимо обладать такими личными качествами, как отвага, бесстрашие и явная склонность к авантюризму, чтобы суметь в несколько месяцев проделать путь от монастыря до престола.
  • Но вряд ли Лжедмитрий заслуживает от потомков положительной характеристики: этот царь принес на Русь много бед, к тому же он открыл целую череду Лжедмитриев, которые 20 лет подряд сотрясали и ранили Русь, способствуя упадку, хаосу и разгулу беззакония.

13 февраля 2019

Источник: https://archeonews.ru/lzhedmitrij-1/

Лжедмитрий I — правитель, которого так и не оценили по достоинству — Новости по истории России

Девятого августа 1605 года в Московском Кремле венчался на царство новый государь, Дмитрий Иванович. Правда, в российской истории он больше известен под другим именем — Лжедмитрий I. И это, пожалуй, один из самых загадочных правителей Русского государства. И недооцененных.

О происхождении первого Лждемитрия до сих пор ведутся споры. По официальной версии, которая была выдвинута правительством Бориса Годунова, это был беглый монах Григорий Отрепьев. Выдвигались также версии, что он был незаконнорожденным сыном Ивана Грозного или польского короля Стефана Батория, представителем некоего незначительного московского дворянского рода и прочее.

Сам Лжедмитрий I (сам он себя называл в переписке с другими правителями «императором Димитрием») утверждал, что он законный сын и наследник Иван IV. Собственно, ничего другого он утверждать и не мог — иначе как бы он стал царем?

В отечественной истории оценки Лжедмитрия I в основном отрицательные. Но, собственно, иначе и быть не могло, коль скоро он утвердился на престоле с иностранной помощью. Да еще привел с собой в Москву поляков, давних врагов Русского государства.

С другой стороны, простые люди встречали «императора» очень хорошо. И ряд его деяний во главе государства выдавали человека, наделенного пониманием того, что и зачем он делает.

Так, например, Лжедмитрий I решительно взялся за искоренение взяточничества. Пойманных с поличным водили по улицам городов, повесив на шею то, чем они брали взятку. И при этом били палками. Не сказать, чтоб этот способ способствовал искоренению взяточничества. Но по крайней мере, дело можно было представить и так — «хоть что-то делаем».

Царь разрешил крестьянам уходить от помещика, если тот не кормил их во время голода. Речь идет о вполне конкретных событиях — страшном голоде 1601-1603 годов, который и стал одной из причин непопулярности Бориса Годунова.

Довольно интересная мера, учитывая, что все предыдущие десятилетия власти Русского государства сделали все возможное, чтобы запретить крестьянам уходить от помещиков.

Правда те, кто сбежал от владельцев до начала голода, все равно подлежали возвращению.

Служилым людям было удвоено жалование, а помещики стали получать бОльшие по площади земельные наделы.

Вообще же, Лжедмитрий подчеркивал, что желает быть щедрым и милостивым правителем, а не запугивать народ суровым правлением. Тоже, конечно, в определенной степени расчет на психологию масс.

Но эти и другие меры не помогли «императору» удержаться на престоле. В мае 1606 года Лжедмитрий I был свергнут и погиб. Ведущую роль в заговоре сыграли московские бояре. Но и простой народ, править которым царь желал «милостиво», ничего не сделал, чтобы его защитить.

  • Первое ополчение: как «спецоперация» поляков сорвала освобождение Москвы
  • Василий Шуйский: царь, отказавшийся поклониться польскому королю
  • Федор Годунов: царь, который мог сделать Россию другой
  • Измена под Кромами: предательство, едва не погубившее Россию

Источник: https://www.rusday.com/articles_new/2019-08-09/lzhedmitry/9742/

Главные заблуждения о Лжедмитрии I

Глупец

В народном сознании Лжедмитрий — персонаж однозначно отрицательный, ведь это он привёл интервентов на Русь. По этой причине его внешний и нравственный облик подаются не в самом выгодном свете.

Но если описания внешности правдивы: красавцем мнимый Димитрий не был: нос широк, на лице бородавки, руки — одна длиннее второй — правда, сложением статен, — то его нравственные качества не просто искажаются, но часто выворачиваются наизнанку.

Так, для простого обывателя Лжедмитрий — эдакий дурачок, марионетка в руках польского короля, Марины Мнишек с её отцом и русских бояр во главе с Шуйским. Но глупым человеком на деле царь не был. Современники отмечают, что глаза его были умны и выразительны.

Он был прекрасным психологом и ярким артистом: Лжедмитрий быстро сумел расположить к себе и даже влюбить в себя толпу и затем умело манипулировал общественным мнением.

Момент его встречи с матерью, инокиней Марфой — неподдельная, как показалось, искренность — убедили его современников, что царь — настоящий.

Он смог обмануть не только простой русский люд, но искушённых в дипломатии польских сановников, иезуитов и даже Папу Римского, умело увиливая от данных им обещаний.

Невежа

Раз он глуп, то и невежественен. Беглый монах, расстрига, нахватавшийся обрывочных знаний. И все будто бы изначально понимали, что он никакой не царь и обманывали его, пользуясь невежеством.

В реальности же Дмитрий удивлял многих современников своей эрудицией: он нередко к месту цитировал Библию. Читал сам и всячески приобщал к чтению приближённых. Боярскую думу он превратил в Сенат и сам активно участвовал в его заседаниях.

Мечтал мнимый Дмитрий даже о всеобщем образовании — в начале XVII века.

Ещё по пути в Москву он говорил: «Как только с Божьей помощью стану царём, сейчас заведу школы, чтобы у меня во всём государстве выучились читать и писать; заложу университет в Москве, стану посылать русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знающих иностранцев».

Труслив

Обычно Лжедмитрия считают авантюристом и, хотя он безрассуден (ведь покусился на царство), но труслив. Факты же свидетельствуют не только о том, что самозванец свято верил свою идентичность с сыном Ивана Грозного, но также и о том, что он был отважным человеком.

Первым из царей он не забирался на коня, предварительно вставая на подставленную скамью, а удалецки запрыгивал на него. Активно участвовал в царской охоте. Сам травил опаснейших зверей, даже медведей. Мечтая разделаться с врагом, тревожащим постоянными набегами южные земли, с Крымским ханством, он вёл активную подготовку к войне.

Судя по всему, Димитрий сам собирался возглавить поход. Готовясь, он устраивал смотры войск, что одновременно становилось и учением, и развлечением.

Изнежен и ленив

Лжедмитрий любил балы, любил веселье и танцы — это правда. Но неверно представлять, будто он, достигнув царствования, предался разврату и неге.

Новый царь не только исполнял свои обязанности: он, в отличие от предшественников, к примеру, после обеда гулял по городу и разговаривал с купцами и мещанами.

За сто лет до Петра I Лжедмитрий покорял сердца ремесленников тем, что работал с ними наравне, причём, когда его толкали или даже сбивали с ног, не гневался и держал себя просто.

Хотел отдать страну полякам

Следующий устойчивый миф заключается в том, что Лжедмитрий — предатель, перебежчик, и это он привёл поляков в Россию и начал тем жестокое Смутное время.

Он, действительно, пребывая в Польше и готовясь только к походу на Москву, обещал королю Речи Посполитой Сигизмунду III «вернуть» северскую землю и Смоленск.

А своей будущей жене якобы хотел отписать Новгород и Псков. Но, став царём, он принялся вести себя независимо от Сигизмунда, требовал, чтобы тот его называл непобедимым цезарем.

Что до земель, то польскому послу царь прямо объявил: их передача королю невозможна.

Отношения Сигизмунда и Лжедмитрия после воцарения последнего стали натянутыми, если не сказать враждебными. В то время, когда против царя бояре во главе с Василием Шуйским готовили заговор, в Кракове подумывали о том, чтобы свергнуть неугодного Сигизмунда и посадить на его трон молодого русского государя.

Покушался на православную веру

А ещё — говорят — Лжедмитрий ненавидел православную веру и государственной религией хотел сделать католицизм. А сам был вероотступником.

Дмитрия, действительно, в Польше крестили — он принял католичество. Действительно, он не питал добрых чувств к монахам, отбирая у монастырей всё их богатство, которое они веком ранее так долго и так упорно защищали от нестяжателей. Монахов он считал бездельниками.

Однако о смене государственной религии не могло быть и речи. Ответы Лжедмитрия Папе Римскому, который напоминал московскому государю о данном за год до того обещании, были расплывчаты. Он не отказывал прямо, но говорил, что не станет строить католических церквей в ущерб православным. Игнорировал он жалобы Папы относительно обилия протестантов в Московии.

Равнодушный к религии, царь, очевидно, понимал, что православие — один из столпов русского общества, и посягать на него опасно. И в то же время, он был по-современному терпим к другим конфессиям.

Он — Григорий Отрепьев

Наконец, последний устоявшийся, упрочившийся слух о том, что царём Дмитрием представлялся беглый монах аристократического Чудова монастыря Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Из всех прочих эта гипотеза представляется наиболее правдоподобной, но и она имеет серьёзные недостатки, которые не позволяют отождествить царя Димитрия с Гришкой, преданным анафеме ещё при Борисе Годунове.

Во-первых, сам Лжедмитрий, чтобы развеять сомнения, показывал народу истинного Григория Отрепьева. Когда тот стал не нужен, его за пьянство сослали в Ярославль. Поскольку Отрепьев был не простым монахом, а дьяком Чудова монастыря, секретарём патриарха, его без труда отличили бы от двойника. И обман неминуемо был бы раскрыт в Москве или другом городе.

Во-вторых, он слишком хорошо говорил по-польски, ездил верхом, стрелял, танцевал, чтобы быть монахом, с юности отданном на послушание.

Таким образом, отождествление Гришки Отрепьева и Лжедмитрия, скорее всего, лживо.

Источник: https://diletant.media/articles/29636691/

Ссылка на основную публикацию