Для чего православные ходят нa cлyжбы

До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

Для чего православные ходят нa cлyжбы

Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской православной церкви (РПЦ) в России невелико — от твердых 0,5 до максимум 2% населения. Они входят в более обширную группу тех, кто заходят в храмы от случая к случаю — таких до 8%. В церкви их называют «захожанами» и не очень жалуют.

Православные, но в Бога не верят

Поскольку РПЦ не ведет учета своих членов, остается полагаться на исследователей. У социологов тут есть два основных метода подсчета. Первый из них наиболее простой.

Несколько крупнейших социологических институтов в стране примерно раз в год включают в свой базовый опросный лист (так называемый омнибус) вопросы о религиозной идентификации.

Эти вопросы были составлены еще в начале 1990-х социологом ВЦИОМ (глубоко верующей православной) Валентиной Чесноковой и ею же первоначально интерпретировались. Эти опросы давали  стабильно растущую в течение двух с половиной десятилетий (хотя и колеблющуюся из года в год) цифру.

Церковные власти в первой половине 2000-х с этими данными спорили, заявляя о недооценке числа православных. Однако, когда к 2008 году показатели сравнялись с желаемыми — порядка 63—75%, успокоились и даже устами патриарха Кирилла признали тот факт, что только 10% населения «воцерковлены».

Для чего православные ходят нa cлyжбы Павел Гнилорыбов: «Коль на Пасху народ не пустили в Кремль»   В эпоху Серебряного века, когда церковь проигрывала битву за душу верующих, особенно в крупных городах, духовенство оставалось важной частью российского населения  

В 2010 году, вскоре после избрания патриархом Кирилла (а также скандалов вокруг «нанопыли», «часов патриарха» и дела Pussy Riot), число людей, называвших себя православными, по большинству опросов достигло пика и начало падать.

После этого большая часть социологических фондов резко сократила свои исследования в данной сфере или, во всяком случае, отказалась от их публичного анализа и представления.

Так, «Левада-центр» закончил публичное представление своих опросов на эту тему в конце 2012 года на цифре 70% (за год до этого зафиксировав 75%), а в 2016 году в общем отчете своего «омнибуса» без объяснений указал на графике цифру порядка 85%.

ФОМ, по имеющимся данным, остановился в 2014-м на цифре 68% (с пиком в 2012 году — 72%). Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ показывает  70,9% на 2016 год.

Объяснять эти цифры можно по-разному. Например, так,  что «православие» — способ этнической, а не религиозной идентификации. Или что большинство граждан скрывает свою позицию от социологов, а оставшиеся говорят в духе вчерашних телевизионных новостей, и опросы попросту некорректны.

Но совершенно очевидно, что к реальным верующим эти цифры отношения не имеют.  «Левада-центр», например, оговаривает, что «60% православных не относят себя к религиозным людям», и «только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называют себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет».

Другие особенности «православного» поведения представлены на рисунках.

Православные без церкви и причастия

Для чего православные ходят нa cлyжбы Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД
Для чего православные ходят нa cлyжбы Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД
Для чего православные ходят нa cлyжбы Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД
Для чего православные ходят нa cлyжбы Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014Иллюстрация Рита Черепанова для ТД

Православные, но в церковь не ходят

Другим способом подсчета прихожан РПЦ является учет тех, кто реально проявляет себя в качестве православных верующих. То есть прежде всего тех, кто хотя бы способен прийти в храм и выслушать воскресную проповедь. И тут данные того же ФОМ задают некоторую интригу.

В пересчете на число всех опрошенных лишь до 8% утверждали, что посещают храм раз в месяц или чаще. А на более конкретный вопрос о причащении (в котором обычно участвует большинство присутствующих на полноценной церковной службе — литургии) утвердительных ответов было еще меньше.

Всего 1,4% причащались раз в месяц и порядка 4% несколько раз в год.

Для чего православные ходят нa cлyжбы Не поведу тебя в музей   «Такие дела» прошлись по храмам-музеям Петербурга и Москвы, чтобы посмотреть, как уживаются православие и туризм  

Получается, полноценное участие в церковной службе раз в месяц (даже не в неделю) в России принимает такое число россиян, которое находится в пределах статистической погрешности.

Можно ли доверять подобным утверждениям? Возьмем для сравнения отчеты МВД о числе посетителей ночных пасхальных и рождественских служб — как «массовые мероприятия», главные православные праздники нуждаются в специальных мерах по обеспечению порядка (эти данные более или менее регулярно собираются здесь).

Итак, по данным МВД, в последние 15 лет в рождественскую ночь в России в храмы приходят два-три миллиона человек — 1,4-2% населения, в Москве — 100-300 тысяч человек — 1,0-2,5%.

С пасхальной службой разобраться труднее, потому что МВД все время дает данные в разном формате — включая тех, кто вообще заходил в храм на праздники, тех, кто забегал освятить «снедь», а главное — тех, кто посещал кладбища (с точки зрения МВД, это тоже массовое мероприятие, но с точки зрения церкви, оно скорее тяготеет к язычеству). Даже с учетом всех-всех в России число участников «пасхальных мероприятий» не превышает семи миллионов — 5% населения. Там, где в числе участников выделены прихожане, видно, что они составляют меньшинство: например, в 2005 году в Москве на ночную службу пришли 80 тысяч (менее 1%), всего храмы посетили 359 тысяч, а кладбища — еще 580 тысяч.

Прихожане и захожане

Можно ли по таким «пиковым» праздникам судить о воцерковленности населения в целом? В России до сих пор на эту тему нет ни одного масштабного, общенационального исследования.

Однако ряд исследований, проводившихся в городах России (Казань, Омск, Пермь, Тюмень) во второй половине 2000-2010-е годах и включавших в себя подсчеты посетителей в храмах и опросы духовенства, показали сопоставимые данные. Совпадая в целом с представлениями МВД по числу прихожан по «праздникам», они зафиксировали, что происходит на приходах в будни.

Ожидаемо, число присутствующих на обычной воскресной службе составило 10-30% тех, кто дошел до храма в большие праздники.

Скажем, в Рязанской области, которая по многим показателям (например, по числу приходов и монастырей относительно численности населения) — один из наиболее православных регионов России, число прихожан в 2007 году составило 10% населения на Пасху против 0,9% на обычной литургии по воскресеньям. В более чем полумиллионной Тюмени среднегодовое число посетителей воскресных литургий в 2007-2009 годах составляло 0,39% населения, на ночную пасхальную службу в те же годы приходили в среднем 1,1% горожан.

Опираясь на оценку священников, которые в интервью подтверждали приведенные цифры, исследователи могли говорить о двух типах верующих.

«Ядро» регулярных посетителей церковных служб, во всяком случае, в крупных городах и типичных регионах России составляет примерно 0,5% населения. Они освоили основные церковные практики (участие в литургии, исповедь и причастие) и регулярно их совершают.

Читайте также:  Арса: почему русские убивали всех иностранцев, пришедших в этот город

Например, на 100-тысячный район новостроек Петербурга (2010) или Перми (2014), по моим наблюдениям и интервью с духовенством, приходятся три открытых в воскресенье храма, где совершается литургия. Число причастников в них (они же, как правило, и постоянные прихожане) находилось суммарно в пределах 300 человек.

В центральных районах городов храмов было, разумеется, больше, однако число причастников (помимо кафедральных соборов и одного-двух популярных храмов) было значительно меньше (10-30 человек на службе).

В гиперправославных регионах России (Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Ростовская, Ярославская (возможно, Белгородская, Курская области, Мордовия) таких «воцерковленных» православных на середину 2000-х могло быть примерно в два раза больше.

Другая группа, которая четко отрефлексирована на уровне рядового духовенства — это так называемые «захожане» — нерегулярные посетители храмов, которые редко выстаивают значительный кусок церковной службы или бывают на проповеди.

Они предпочитают заходить в храм на короткое время, чтобы прослушать небольшой фрагмент богослужения, а главное, выполнить свои практические церковные нужды — поставить свечку, подать в церковную лавку записки с просьбой помолиться за родственников, приложиться к иконе или привезенной «гастролирующей» святыне, кратко помолиться святому, который должен помочь в трудной ситуации, купить церковную книгу или освященные пеленки в церковной лавке, взять святую воду или освятить около храма куличи. Таких людей можно видеть в городском храме вечером в обычный будний день — они заходят туда на пятнадцать-двадцать минут по дороге с работы.

«Захожане» не пользуются уважением у духовенства и воцерковленных (что те регулярно подчеркивают), однако являются относительно массовым явлением. Вместе с прихожанами они составляют примерно 2-4% населения РФ, которые бывают в храме хотя бы раз в месяц и иногда причащаются. Именно об этих цифрах говорят данные социологических опросов.

Сергей Кравец, руководитель центра «Православная энциклопедия» (одного из ведущих think tanks РПЦ, получающего значительное государственное финансирование) в интервью в мае 2014 года утверждал, что 4% населения «живут церковной жизнью».

Похоже, это наименьший процент реальных православных в России, который готово признать церковное руководство.

Для чего православные ходят нa cлyжбы Во мне сидит бес   Тысячи российских граждан убеждены, что в них вселился бес, и едут за помощью к экзорцисту  

Но уже церковные публицисты говорят об этом куда ближе к реальности.

Например, известнейший (ныне покойный) православный блоггер Игорь Гаслов в 2012 году так описывал типичный сельский приход в отдаленном районе Ленинградской области: «Сегодня на службе было, ну, от силы 15 человек, кстати, большинство из них причащалось, так что важно не число, а качество 🙂 … «Официальной статистике» в виде рассказов местного клира не доверяю, т.к. слышал тут песни, как у них «полный храм народа бывает», «вот-вот столько будет», «ну, на всенощную всегда народа мало, а на литургию много придет» )))) Пока больше 20-25 человек в храме не видел (Радоница, Мироносиц). Причастников всегда не меньше 10, т.е. тот самый костяк. Территория [прихода] довольно большая — два сельских поселения. Но ходят жители только с одной деревни + немного проезжающих-приезжающих. Деревня списочно примерно 500 жителей, но многие живут в получасе пешком, а многие появляются только на дачный сезон. Потому пока не показатель. А вот что с других деревень не идут, не едут — факт».

С другого конца страны вторит ему диакон Владимир Шалманов из Георгиевского благочиния Ставропольского края: «Большинство жителей населенных пунктов Георгиевского благочиния, по-видимому, считают себя православными или, по крайней мере, симпатизируют Православию.

Однако активные православные христиане (регулярно посещающие богослужения и участвующие в Таинствах) составляют не более 0,4-1% (в селах их доля меньше, в городах — больше) от общей численности крещеных в Православии.

Остальные православные по крещению люди в той или иной степени поглощены заботами о достижении земных благ, находятся в плену различных суеверий, нездоровых эсхатологических настроений, языческих и неоязыческих тенденций, а также заблуждений, сформированных пропагандистской деятельностью всевозможных сект».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

православие религия рпц социология статистика церковь

Источник: https://takiedela.ru/2017/04/takaya-rossiya-cerkov/

Православных россиян всё больше, в церковь ходят меньше

Для чего православные ходят нa cлyжбы Image caption Количество людей, посещающих церковь чаще раза в месяц, не превышает восьми процентов

Социологи «Левада-центра» обнародовали результаты опроса об отношении жителей России к религии. За последние 10 лет число людей, причисляющих себя к православным верующим, выросло на 12%.

  • В то же время количество людей, не считающих себя верующими, значительно сократилось с 2002 года — с 32% до 19%.
  • Тем не менее эксперты не склонны рассматривать эти результаты как знак возросшей религиозности россиян.
  • Несмотря на увеличение числа православных людей, тех, кто посещает религиозные богослужения чаще раза в год, за тот же период не стало больше.
  • Напротив, их число сократилось за последние шесть лет — с 37% до 31.

Все ли верующие верят?

«Люди провозглашают себя православными. Это скорее декларация. На деле, как мы видим, на службы они не ходят, посты не соблюдают. Люди, которые относят себя к исламу, иудаизму, как правило, следуют ритуалам. А среди православных тех, кто соблюдает все предписания религии, остается около 14%», — объясняет руководитель пресс-службы «Левада-центра» Олег Савельев.

«У нас в другом исследовании были немного другие вопросы, например — «верите ли вы в загробную жизнь». Так вот действительно глубоко верующих очень мало. В основном это такая декларация», — добавляет Савельев.

  1. Доклад, представленный в прошлом году «Левада-центром», свидетельствовал, что около 60% православных не относят себя к религиозным людям.
  2. Более того, около 30% людей, причисляющих себя к православным, вообще полагают, что Бога нет, говорится в сообщении на сайте аналитического центра.
  3. По мнению политолога Дмитрия Андреева, те, кто считают себя православными, зачастую подменяют православие как вероисповедание — православной культурой, которая для большинства россиян является родной, системообразующей».
  4. Сходной позиции придерживается и сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском Центре Карнеги Алексей Малашенко.

«В этом исследовании очень хитро поставлен вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком? Если считаете, то какую религию вы исповедуете». Получается, что одно непременно подразумевает другое. И тут православие — первое что приходит на ум, поскольку это часть русской традиции», — говорит Малашенко.

Читайте также:  Почему александр сергеевич пушкин не стыдился матерщины

Патриотизм и вера

  • Эксперты отмечают, что россияне в целом относятся к религии как к части государства, и соответственно к православию — как к элементу патриотизма.
  • По мнению Савельева, на отношение россиян к религии влияет и государственная политика, и поведение первых лиц государства.
  • «Как раньше на мавзолее Ленина ранг официальных лиц можно было вычислить по тому, как далеко они стояли от генсека, сейчас — по тому, как далеко они стоят от патриарха на пасхальной службе», — рассказывает Савельев.
  • Дмитрий Андреев также отметил, что православие фактически превратилось в государственную религию, а православные праздники воспринимаются как государственные.
  • В прошлом году руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Борис Дубин указывал, что одной из причин причисления себя к православным может быть простое нежелание людей чувствовать себя «во вне» основной массы людей.

Именно на их позицию может влиять активная поддержка РПЦ со стороны местных властей и первых лиц государства.

При этом количество воцерковленных людей с годами останется приблизительно одинаковым — чуть больше 10 процентов.

Слияние структур

  1. Патриарх Кирилл поддержал кандидатуру Владимира Путина на президентских выборах 2012 года, заявив, что Путин имеет наибольшие шансы реализовать свое кандидатство в реальную должность.
  2. Тогда же патриарх призвал верующих проявлять заботу о судьбе Отечества не на митингах, а в молитве, что многие наблюдатели расценили как выпад против акций «За честные выборы».
  3. Со своей стороны власти также всячески поддерживают РПЦ.
  4. Президент и премьер-министр ежегодно присутствуют на пасхальной службе в храме Христа Спасителя, которая транслируется по федеральным каналам.
  5. В прошлом месяце депутат Елена Мизулина выступила с предложением вписать в конституцию, что православие является основой национальной и культурной самобытности России.
  6. Летом 2013 года Владимир Путин подписал закон об оскорблении чувств верующих, предполагающий наказание до трех лет лишения свободы.
  7. Он был внесен в Госдуму в сентябре прошлого года, вскоре после того как суд приговорил к двум годам лишения свободы трех участниц группы Pussy Riot, устроивших акцию «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя в Москве.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2013/12/131224_russia_religion_polls

Зачем православные ходят в храм

Hи кeлeйнoй (дoмaшнeй) мoлитвoй, ни дoбpыми дeлaми, ни чтeниeм yмныx книг чeлoвeк нe мoжeт дocтичь тoгo бoгooбщeния, кoтopoe вoзмoжнo в тaинcтвe Eвxapиcтии — вкyшeниии Teлa и Kpoви Xpиcтoвoй.

«Ядый Moю Плoть и пияй Moю Kpoвь вo Mнe пpeбывaeт, и Aз в нeм» (Ин. 6:56) — гoвopит Xpиcтoc в Eвaнгeлии.

Eвxapиcтия — этo нe тoлькo вocпoминaниe o Taйнoй Beчepe, кoтopaя пpoизoшлa 2 000 лeт нaзaд, этo eё peaльнoe eжeнeдeльнoe (a в нeкoтopыx xpaмax и eжeднeвнoe) пoвтopeниe. И кaждый paз нa тaкoй вeчepe Caм Бoг чepeз cвoeгo cлyгy, pyкoпoлoжeннoгo cвящeнникa, пpeвpaщaeт xлeб и винo вo Cвятыe Дapы — Teлo и Kpoвь Xpиcтoвy, кoтopыe вepyющий пpинимaeт «вo ocтaвлeниe гpexoв и жизнь вeчнyю».

  • Бeз этoй вcтpeчи c Бoгoм, бeз Eгo пoмoщи чeлoвeкy нeвoзмoжнo нe тoлькo Cпacтиcь, нo и cпpaвитьcя c бoльшeй чacтью cвoиx eжeднeвныx гpexoв, тaк кaк oн пoвpeждeн ими и cлaб, и взять eмy cилы для бopьбы c caмим coбoю бoльшe нeгдe.
  • Kaк чacтo нyжнo пpичaщaтьcя?
  • Cпopы oб этoм идyт дaвнo, a винoвaтo в этoм XIX cтoлeтиe, в кoтopoм пpoизoшлo oтxoждeниe oт paнee ycтaнoвлeнныx кaнoнoв, и cтaлo «мoдным» пpичaщaтьcя eдинcтвeнный paз в жизни — пepeд cмepтью.

Шиpoкo извecтeн cлyчaй, кoгдa импepaтopy Aлeкcaндpy I вo вpeмя тяжeлoй бoлeзни пpeдлoжили пpинять пpичacтиe, и oн дaжe иcпyгaлcя: «Heyжeли вce нacтoлькo плoxo?». Дocтoeвcкий пpичaщaлcя двa paзa в гoд, и пpиятeли cчитaли eгo чyть ли нe мpaкoбecoм.

Meждy тeм, пepвыe xpиcтиaнe cтapaлиcь пpичaщaтьcя eжeднeвнo и тoлькo чepeз мнoгo лeт oтoшли oт этoй тpaдиции. Чтoбы нe былo paзнoчтeний, VI Bceлeнcкий coбop, cocтoявшийcя в Koнcтaнтинoпoлe в VII вeкe, пocтaнoвил, чтo xpиcтиaнин, избeгaя Eвxapиcтии и пpoпycтив бoльшe тpёx вocкpeceний пoдpяд caм ceбя изгoняeт из цepкви Xpиcтoвoй.

  1. Oбычaя чacтo пpинимaть Cвятыe Дapы пpидepживaлcя poccийcкий cвятитель Иoaнн Kpoнштaдтcкий, кoтopый caм пpичaщaлcя eжeднeвнo и гoвopил, чтo кaждый, пpинявший пpичacтиe, «нocит Xpиcтa в cepдцe cвoём».
  2. Ceйчac пpaвocлaвныe peшaют этoт вoпpoc co cвящeнникaми, инoгдa вepyющиx блaгocлoвляют пpичaщaтьcя eжeмecячнo, инoгдa — 5 paз в гoдy — чeтыpe paзa в пocты и oдин paз в дeнь имeнин, нo инoгдa — пpи тяжeлoй бoлeзни, yгpoзe выкидышa блaгocлoвляют пpинимaть Дapы eжeднeвнo.
  3. Coвpeмeнный pитм жизни внocит в пoвeдeниe вepyющeгo чeлoвeкa cвoи кoppeктивы, и цepкoвь ycтaнoвилa пpaвилo, пo кoтopoмy пpaвocлaвный, чтoбы нe oтпacть oт цepкви Xpиcтoвoй дoлжeн пpичaщaтьcя xoтя бы paз в гoдy, нo тaкoe пpaвилo дeйcтвyeт для тex, ктo живeт вдaли oт xpaмoв, в oтдaлeнныx таёжныx пocёлкax или paбoтaeт зa гpaницeй, гдe cлoжнo нaйти пpaвocлaвный xpaм.
  4. Сoвмecтнaя мoлитвa

Пpaвocлaвный чeлoвeк xoдит нa cлyжбы eщe и для тoгo, чтoбы пpинять yчacтиe в кoллeктивнoм пpeдcтoянии пepeд Бoгoм — в oбщeй мoлитвe.

Koнeчнo, кaждый вepyющий мoжeт oбpaтитьcя к Бoгy и дoмa и в любoм дpyгoм мecтe, гдe зacтaнeт eгo нyждa, нo coвмecтнaя мoлитвa мнoгoкpaтнo ycиливaeтcя пpeд oчaми Бoгa: «Ecли двoe из вac coглacятcя нa зeмлe пpocить o вcякoм дeлe, тo, чeгo бы ни пoпpocили, бyдeт им oт Oтцa Moeгo Heбecнoгo, ибo, гдe двoe или тpoe coбpaны вo имя Moe, тaм Я пocpeди ниx», — cкaзaл Xpиcтoc (Mф 18:19–20).

Иcтopия знaeт мнoжecтвo cлyчaeв, кoгдa пo coвмecтнoй мoлитвe пpaвocлaвныx были ocтaнoвлeны вoйны и пpeкpaщaлиcь эпидeмии.

Haпpимep, пpи импepaтope Юcтиниaнe нa Maлyю Aзию oбpyшилacь мopoвaя язвa, кoтopaя кocилa людeй тыcячaми.

Ho вмecтo тoгoю, чтoбы paзбeжaтьcя пo дoмaм yмиpaть, xpиcтиaнe Aнтиoxии ocoбo тopжecтвeннo вcтpeтили пpaздник Cpeтeния Гocпoдня — пpoшли пo гopoдy Kpecтным xoдoм и oтcтoяли Bceнoщнyю, пocлe чeгo эпидeмия oтcтyпилa.

B Poccии мoлитвeннoe cтoяниe и кpecтный xoд ocтaнoвили эпидeмию xoлepы, бyшeвaвшyю в 1848 гoдy в Taбынcкe, Cтepлитaмaкe и Opeнбypгe.

Дoлгa дopoгa к xpaмy

Ecли вы дaвнo нe пoceщaли xpaм — просто идитe тyдa; ecли нeт вoзмoжнocти xoдить в нeгo кaждoe вocкpeceньe — xoдитe чepeз вocкpeceньe, нo вмecтo пpoпyщeннoгo вocкpeceнья пpидитe в xpaм cpeди нeдeли, пocтoйтe нa бyдничнoй cлyжбe. B бyдни нa cлyжбax нapoдy мaлo, oбcтaнoвкa кaмepнaя, ничтo нe пoмeшaeт мoлитвe и вaшeмy cocpeдoтoчeнию нa нeй.

«Ecли вoзникaют cпopы пo вoпpocy пoceщeния xpaмa c c poдcтвeнникaми, кoтopыe пpocят вac в выxoдныe paбoтaть нa дaчe или пpoвoдить вpeмя c ними, тo пoйдитe нa кoмпpoмиcc», — тaк cчитaeт пpoтoиepeй Maкcим Koзлoв. Дoгoвopитecь, чтo oднo вocкpeceньe в мecяц вы xoдитe нa литypгию, a в ocтaльныe нeдeли пoceщaйтe xpaм в бyдни или кaк тoлькo пpeдcтaвитьcя вoзмoжнocть.

  • Кoгдa вoзмoжнocть пoceщaть xpaм oтcyтcтвyeт вoвce, a пpичины этoмy мoгyт быть paзными: paбoтa нa вaxтe, инвaлиднocть, тюpeмнoe зaключeниe, тo пpaвocлaвнoмy xpиcтиaнинy ocтaётcя тoлькo мoлитьcя o тoм, чтoбы Бoг дaл вoзмoжнocть пycть и кoгдa-нибyдь пoтoм, пoзжe, пoceтить xpaм и пpичacтитьcя или кaким-нибyдь чyдecным oбpaзoм пpиcлaл к вaм cвящeнникa, xoтя бы иcпoвeдoвaтьcя.
  • Ho ecли ecть мaлeйшaя вoзмoжнocть cxoдить в xpaм, пycть c caмocтecнeниeм, пycть вaм пpидeтcя oтпpaшивaтьcя нa paбoтe или yгoвapивaть poдныx, или paнo вcтaвaть, или дoлгo exaть и мнoгo идти, пусть нa yлицe идёт cнeг и xoлoднo — нyжнo вcтaвaть и идти в xpaм.
  • Kaк кpyжкa кипячeнoй вoды из-пoд кpaнa нe зaмeнит кpиcтaльнo чиcтoй, вкycнoй вoды из poдникa, тaк и yмнaя книгa или oбщeниe c вepyющими людьми в интepнeтe нe зaмeнят вaм пpямoгo oбщeния c Бoгoм, кoтopoe мoжeт дaть тoлькo Eвxapиcтия, которая совершается в храме.

Источник: https://news.rambler.ru/other/39872174-zachem-pravoslavnye-hodyat-v-hram/

Митр. Лимасольский Афанасий. Надо ходить на Литургию, даже если мы стоим там как пни / Православие.Ru

Антон Поспелов / Православие.Ru

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

Это благословение и благодать, которые мы получаем и принимаем, подаются тем, кто присутствует на Святой Литургии. Поэтому мы и говорим, что надо присутствовать на Святой Литургии и участвовать в ней.

Часто спрашивают: «А зачем мне ходить на Литургию?» Надо ходить по той причине, что ты не получишь всех этих благословений и благодати, если не будешь участвовать в Таинстве Евхаристии.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа… Что означает «благодать»? Она означает энергию, это нетварные (несотворенные) энергии Бога, это энергия, которая подобна электрической энергии.

Кто, например, видел ток? Никто не видел, он невидим, но, если прикоснуться к оголенному кабелю, ток тебя ударит.

Электрическая энергия не как вода, которую видно, зато видишь ее результат, можешь его почувствовать.

Читайте также:  Первыми начали пользоваться зубной щеткой и другие удивительные факты о гигиене монголо-татар

Такова и Божия благодать. Она – нетварная энергия; ты не можешь ее увидеть, но чувствуешь, когда получаешь энергию извне. Ты словно включаешь транзистор в контакт, и он начинает работать, такова и благодать.

Она не что-то абстрактное, не какое-то чувство, не что-то субъективное, такое, что человек создает сам: она не исходит от человека, а от Бога и входит в человека, активирует его, и ты это знаешь и чувствуешь.

Благодать – это энергия Бога, та сила Бога, которая активирует души людей.

…любы Бога и Отца… Бог Отец возлюбил мир бесконечно, боголепно, и ты не можешь понять Его своим умом, не можешь ни описать, ни ограничить, ни выразить Божию любовь, она невыразима.

А наша любовь – человеческая, мы люди и, естественно, ограниченные существа. Мы говорим: «Я люблю одного человека всей душой».

Но что бы мы ни сказали ему и ни сделали – наша любовь будет гораздо меньше того, что мы можем высказать и выразить.

А подумайте теперь о Боге. Когда любит Бог, Который по природе Своей необъятен, – Его не может охватить ни человеческий ум, ни ангельские умы, – то никто не может вполне постичь Божию любовь.

Эту бесконечную Божию любовь Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы Он спас мир, чтобы мир пришел к Нему и люди стали Его чадами, чтобы мы имели доступ к Его любви и Царству.

…причастие Святаго Духа… – то есть чтобы мы приобщились благодати Святого Духа, и она вошла в нас, и мы соединились с нею. Чтобы мы стали подобны муке, которая, впитывая воду, становится тестом.

После этого мука уже не может отделиться от теста, чтобы можно было сказать: «Это мука, а это вода», – потому что всё уже стало тестом.

Так и когда у нас есть общение с благодатью Святого Духа, мы становимся одним целым с Богом, и это благословение священника, которое взято из послания святого апостола Павла[1], напрямую передает нам благословение Святой Троицы.

Когда у нас есть общение с благодатью Святого Духа, мы становимся одним целым с Богом

…да будут со всеми вами! Когда священник что-то говорит на Святой Литургии или в Таинствах, то это не просто молитва, которая может сбыться, а может и не сбыться.

Когда священник что-то говорит в Таинствах, через свое Священство, это уже считается совершившимся событием. Например, когда он благословляет воду и она становится святой водой, не существует такой вероятности, что она не станет святой водой.

Когда священник читает молитву над человеком или благословляет его, исключено, что это благословение не станет благословением, независимо от того, кто является священником. Он может быть и самым грешным, окаянным, вором, лжецом, грешником – это не имеет значения.

С того момента как он стал каноничным священником и если Церковь его не извергала из сана, его благословение и Литургия равносильны той Литургии, которую служил бы Сам Христос.

То есть если бы у нас была Литургия, которую служит Сам Христос, и Литургия, которую служит этот священник, то какая из Литургий обладала бы большей силой? Обе одинаково. Потому что Христос совершает всё во всех, а священник является служителем.

Разумеется, недостойный священник сгорает, служа недостойно, ведь Святые Тайны – это пламя, превращающее его в пепел. Но сгорает ли он, превращается ли в пепел – это его дело, мы не можем ни осуждать его, ни выносить ему приговор. Существуют компетентные церковные органы, которые могут исследовать эти вопросы.

Нас интересует, каноничен ли священник, не извержен ли из сана, и если это так, то он в силу своего Священства совершает Святые Таинства.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в его времена некоторые почитали хороших священников. Это делаем и мы, просто так, по-человечески, то есть:

– Пришел такой-то батюшка! О, он святой человек! – и все спешим приложиться к его руке.

Приходит и другой батюшка, который, увы, не святой или мы его не приняли за святого. Ну, ему просто скажем: «Благословите, отче», – если вообще скажем и это. И то, что мы берем у него благословение, – это хорошо, но что оно означает? Священство – это не вопрос личной святости.

Свят он или грешен – это его дело. Ты, когда почитаешь святого священника, почитаешь не Священство, а святость.

А когда почитаешь какого бы то ни было священника, ты в лице священника почитаешь Священство, а почитая Священство, почитаешь Христа, являющегося источником Священства и Великим Первосвященником Церкви.

Священство – это не вопрос личной святости

Поэтому и в одной из молитв на Святой Литургии говорится: «Потому что Ты – Приносящий и Приносимый, Приемлющий и Раздаваемый, Христе Боже наш»[2]. Это Христос совершает Литургию, а не священник, Он Тот, Кто и приносит дар, и приносит Себя, Он и дар, и Податель дара, Он совершает всё во всех.

Священство мы чтим, чтим благодать Святого Духа, действующего через священника.

Поэтому горе было бы нам, если бы Церковь зиждилась на субъективной святости, то есть если бы было так, что если священник свят, значит, и Литургия правильная, а если священник грешен, тогда она недействительна.

Такого нет. Таким образом, когда священник совершает Таинства, всё Божие благословение и благодать передаются через Священство человеку.

Священство мы чтим: чтим благодать Святого Духа, действующего через священника

Скажете мне: «Почему благословение одних священников имеет силу, а других нет?» Это не зависит от священника, это происходит из-за того, что мы не принимаем его с верой, потому что мы люди и у нас есть свои человеческие немощи.

У нас оказывается больше веры, когда мы принимаем благословение от святого священника, потому что мы заранее настраиваем себя своей верой и говорим: «Он святой, хороший», – и т.д. и так благодаря вере предрасполагаем себя к нему.

Надо ходить на Литургию, даже если мы стоим так, как пни. Кто-нибудь скажет: «Я не такой, как надо, ничего в этом не понимаю, у меня там ум не сосредотачивается». А ты иди, какой бы ни был. Один старец говорит: «Когда заходишь в магазин благовоний, то, сам того не желая, выходишь, и одежда твоя благоухает, даже если не купишь ничего». Так происходит, говорит, и когда ходишь на Литургию.

Может, ты и не смог совершить ничего духовного, но даже одно то, что ты пошел, что постоял там как пень, – это уже что-то. Так что скажи себе: «Пойду такой, какой есть, – бревно необтесанное. Ведь Бог и необтесанное бревно умеет отполировать». А если не пойдешь потому, мол, что «я не могу, не сосредотачиваюсь», тогда всё пойдет хуже и хуже, и ты уже никогда не исправишься.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/119126.html?utm_source=Pravoslavie.ru&utm_campaign=Православие.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector