Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

В ночь на 24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжег продолжение «Мертвых душ». Николай Васильевич не был единственным писателем, пошедшим на этот шаг. В русской культуре это стало печальной традицией.

ГОГОЛЬ

Школьники всех времен и народов возносят хвалу Гоголю за то, что он уничтожил вторую часть своей бессмертной поэмы «Мертвые души». Но мало кто знает, что писатель «репетировал» сожжение задолго до этого. Так, автор был крайне разочарован своим первым сочинением, романтической поэмой «Ганс Кюхельгартен».

Масла в огонь подлили и критики, которые крайне негативно оценили ранний опыт писателя. Эмоциональный 18-летний Гоголь обежал все магазины, чтобы скупить тираж, а затем уничтожил его.

Сегодня читатель имеет возможность ознакомиться лишь с фрагментами этого произведения, потому что некоторые части идиллии восстановить так и не удалось.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

ПУШКИН

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Всем известно, что Пушкин не щадил свои произведения. Десятая глава «Евгения Онегина» была оставлена автором только в виде зашифрованных четверостиший. От поэмы «Разбойники» уцелел только сюжет, который лег в основу «Бахчисарайского фонтана». Погибли и второй том «Дубровского», а также рукопись «Гаврилиады».

Уже почти в конце работы над «Капитанской дочкой» были уничтожены ее черновые автографы к заключительным главам. В черновиках поэта часто можно увидеть вырванные страницы, на которых, как предполагают литературоведы, были размещены посвящения декабристам или рисунки, за которые Пушкину бы не поздоровилось.

ДОСТОЕВСКИЙ

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Достоевский очень требовательно подходил к процессу творчества. Он мог уничтожить почти завершенное произведение и начать писать с чистого листа. Интересно, что первоначально роман «Преступление и наказание» он планировал назвать «Пьяненькие», а основу сюжетной линии должна была составить история семьи Мармеладовых.

Однако писателя увлекла другая идея, и он создал «Преступление и наказание» в том виде, в котором роман нам известен сегодня. Но тема «пьяненьких» осталась: она создает фон для преступления Раскольникова и вводит в повествование мотив божественного суда.

Да и сообщить читателю о главной причине преступления автор доверяет именно Мармеладову.

БУЛГАКОВ

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Сохранились не полностью и рукописи романа «Мастер и Маргарита», при этом первая версия романа была уничтожена автором целиком. Булгаков уничтожал отдельные листы, пачки листов и целые черновые тетради со своими произведениями.

Он даже признавался в переписке одному из своих друзей, что печка стала его любимой редакцией, потому что с одинаковой охотой «поглощает и квитанции из прачечной», и стихи. Он сжег много своих дневников, черновики 2 и 3 тома «Белой гвардии» и многое другое.

Зачастую акты сожжения были обусловлены арестами булгаковских друзей и знакомых, обнародовавших произведения, в которых цензура усматривала опасность. Великий роман «собирали» по уцелевшим рукописям.

Напомним, кстати, что часть рукописей «Мастера и Маргариты» была утрачена в российском государственном хранилище.

АХМАТОВА

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Анна Ахматова сжигала много своих произведений. Это происходило не из-за недовольства своим трудом, а из-за постоянной опасности обыска и ареста. Большинство стихов перед тем как сжечь, она читала своей подруге Лидии Чуковской. Когда опасность отступала, подруги вместе восстанавливали по памяти уничтоженные произведения.

  Были сожжены произведения царскосельской тематики «Мои молодые руки» и «Русский Трианон». Сохранились лишь их отрывки. А вот уничтоженную ташкентскую поэму «Энума Элиш» Анна Андреевна не восстановила. Написала что-то совсем другое. Поэма «Реквием» долгое время не была воплощена в рукописном варианте.

«Королева-бродяга», а именно так иронично называла себя Ахматова, зачитывала готовые части поэмы друзьям и сразу же сжигала черновик.

ПАСТЕРНАК

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Борис Пастернак не имел привычки хранить черновики, особенно те, которые содержали слабые опыты его работы со словом. Писатель уничтожал рукописи, словно заметая следы своих неудач. Поэтому-то современные  исследователи творчества Пастернака знают сравнительно немного о его творческом методе.

Ликвидации подвергались не только рукописи, но и готовые произведения. Так, написанная по заказу МХАТа пьеса «На этом свете» была жестко раскритикована Фадеевым. Произведению присвоили статус «неудобного для нашего времени». Оно было уничтожено автором.

Правда, ряд сцен Пастернак в дальнейшем использовал в романе «Доктор Живаго».

РАНЕВСКАЯ

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Фаину Раневскую никогда не причисляли к писательской братии, однако ее колкие и точные изречения и озвученные мысли составили уже не один сборник. Она считала, что писать должны писатели, актерам же «положено играть в театре». Ее много просили излагать свои чувства и мысли на бумаге, но она постоянно отказывалась, ссылаясь на то, что писать о себе плохо, ей не хочется, а хорошо – неприлично.

Она любила шутить, что не пишет, потому что делает много ошибок. Окружающие ругали ее за то, что она порвала книгу воспоминаний, и требовали объяснений. Раневская ссылалась на Стендаля, который писал, что человек с сердцем не горит желанием выносить на публику свою жизнь. По мнению актрисы, любые «воспоминания» – это невольные сплетни. А сплетен в ее жизни было и так более чем достаточно.

Фаина Шатрова

Источник: https://biblio.temaretik.com/361106680094918658/7-russkih-avtorov-kotorye-unichtozhili-svoi-rukopisi/

Пять русских авторов, которые сожгли свои рукописи

Пять русских авторов, которые сожгли свои рукописиvova_9125 февраля, 2014Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения Mary Evans Picture Library/Global Look PressВ феврале 1852 года Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». До сих пор литераторы всего мира считают, что сожженная рукопись Гоголя стала бы огромным вкладом в мировую литературу. Среди русских писателей было несколько гениев, которые не раз бросали свои труды в огонь.

НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ

Николай Гоголь — великий русский писатель, критик и публицист, сделавший вклад не только в русскую, но и в мировую литературу в целом. Николай Васильевич был человеком, обладающим пылким нравом.

Гоголь незадолго до смерти решился на самый странный поступок в своей жизни — уничтожение своего труда, второго тома знаменитой работы — «Мертвых душ», в который он вложил свои религиозные искания, мысли, рассуждения.

Это произошло за несколько лет до смерти писателя, тогда Николай Васильевич жил в Москве, в доме на Никитском бульваре, где, как считают исследователи и историки, и сжег свое произведение. В ночь на 24 февраля 1852 года Николай Гоголь велел своему слуге принести портфель, в котором хранились черновики второго тома «Мертвых душ».

На следующий день Гоголь с горестью и удивлением осознавал свой поступок, рассказывая графу А. Толстому о том, что сам искренне поражен тем, что сделал.Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведенияФотопортрет Н.В. Гоголя из группового дагеротипа С.Л. Левицкого. Автор К.А. Фишер. Wikimedia Commons

МИХАИЛ БУЛГАКОВ

Михаил Булгаков однажды решился на то, чтобы уничтожить свои рукописи. В марте 1930 года Булгаков получил письмо Главреперткома о запрещении его пьесы «Мольер», через десять дней после этого он без малейших сомнений кинул в огонь печи свой первый вариант рукописи «Мастера и Маргариты» и пьесу «Блаженство».

Этим же днем позже он писал: «…я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Это был не единственный раз, когда Булгаков сжигал свои рукописи. Сам писатель называл печь своим лучшим редактором. Булгаков предавал огню не только части рукописей, но и свои стихи, а также страницы дневников.Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения Wikimedia Commons

АННА АХМАТОВА

Анна Ахматова — одна из известнейших русских поэтесс XX века, поразившая своими одухотворенными и проникновенными стихотворениями целый мир. В тяжелой судьбе Ахматовой, где творчество занимало огромное место, также были моменты, когда поэтесса сжигала свои труды.

По больше части Ахматова уничтожала произведения не из-за недовольства своей работой, а из-за постоянных обысков и арестов. До наших дней дошли лишь отрывки произведений царскосельской тематики «Мои молодые руки» и «Русский Трианон», которые были сожжены.

Ахматовой была полностью уничтожена ташкентская поэма «Энума Элиш». Часто в жизни Ахматовой бывало так, что она зачитывала своим близким друзьям отрывки своих произведений, а потом сразу бросала их в огонь.Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения Wikimedia Commons

БОРИС ПАСТЕРНАК

Борис Пастернак — лауреат Нобелевской премии по литературе. Пастернак не имел привычки хранить черновики своих рукописей. Если рукопись не удалась, то она сразу сжигалась.

Одним из уничтоженных в печи произведений Пастернака стала пьеса, написанная по заказу МХАТа, под названием «На этом свете», после того как была жестоко раскритикована. Пастернак долгое время своей жизни посвятил написанию важного для его творчества романа под названием «Три имени».

В течение нескольких лет Пастернак неоднократно возвращался к работе над этим романом, считая его важнейшей вещью в своем творчестве. В 1921 году он зачитывал некоторые отрывки романа Евгении Владимировне Лурье, своей будущей жене, которая была очарована этим романом настолько, что навсегда запомнила некоторые эпизоды.

Когда Пастернак расставался с Женей в 1932 году, он сжег рукопись романа в печке на Волхонке.Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения Wikimedia Commons

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

Еще один великий русский писатель, который написал множество шедевров, потрясших весь мир, — Федор Михайлович Достоевский. Делать наброски своих произведений Федор Михайлович больше всего любил в тетрадных записях. В тетрадях у писателя хранились самые разные вещи — и черновики произведений, и дневниковые записи, и простые напоминания.

Именно эти тетради Достоевский считал самыми ценными рукописями из своего архива, поэтому старался тщательно их сохранять. Однако и в творчестве Достоевского были моменты, когда он бросал рукописи в огонь.

В 1871 году перед возвращением в Россию из-за границы, опасаясь таможенного осмотра, Достоевский сжег чистые рукописи «Идиота», «Вечного мужа» и первой редакции «Бесов». И только по настоянию жены он согласился оставить избранные сохранившиеся черновики и отрывки этих произведений.Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведенияВасилий Перов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. 1872. Москва, Государственная Третьяковская галерея. Wikimedia Commons

источник

Поддержи автора — Добавь в друзья!

Источник: https://vova-91.livejournal.com/4325351.html

Николай Васильевич Гоголь: список произведений, описание и рецензии :

«Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным». Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру.

Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже.

Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий».

Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя.

Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

«Вий» — самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Читайте также:  Зачем пушкину соорудили двухэтажный склеп

Отзывы о произведении «Вий» — сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия».

Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они – типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые.

Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина – и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже — кадры из одноименного фильма 1967 г.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» – потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев – человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа – на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности.

Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно.

Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» — великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными.

Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события.

Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей.

Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей — они не могут оставить читателей равнодушными.

Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность — удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии…

Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы.

Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе.

Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить.

Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже – в людские души.

Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем.

Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

Источник: https://www.syl.ru/article/309621/nikolay-vasilevich-gogol-spisok-proizvedeniy-opisanie-i-retsenzii

Великий русский писатель — Николай Васильевич Гоголь

05, Март 2012 09:46 | 10 фото | просмотров 31325

Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский) — родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, Полтавская губерния. Русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы.Н. В.

Гоголь — великий русский писатель, автор бессмертных произведений «Ревизор«, «Вечера на хуторе близ Диканьки«, «Тарас Бульба«, «Вий«, «Мертвые души» и другие. Талант Н.В.

Гоголя проявляется в этих непохожих друг на друга произведениях по-разному — то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы, то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в «Ревизоре» и «Мертвых душах».

Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведенияБиографияНиколай Васильевич Гоголь родился 19 марта 1809 года в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. 22 марта он был крещен в Спасо-Преображенской церкви настоятелем храма отцом Иоанном Беловольским.Он был одним из двенадцати детей Марии Ивановны и Василия Афанасьевича. Детство провел в родовом имении Яновщина-Васильевка. Отец писателя — выпускник Полтавской семинарии — всю жизнь занимался литературным творчеством: писал стихи и прозу. Пьесы  В. А. Гоголя ставились на сцене крепостного театра Дмитрия Прокопьевича Трощинского — бывшего министра, богатого вельможи, дальнего родственника Гоголей, в его имении Кибинцы неподалеку от Васильевки.В 1818 году Николай Гоголь был отдан отцом в Полтавское поветовое училище. После смерти Ивана отец забрал юного Гоголя из этого учебного заведения и с помощью Трощинского устроил в 1821 году в Нежинскую гимназию высших наук — лицей, который писатель закончил в 1828 году. Николай Гоголь-Яновский принимал активное участие в жизни гимназии: издавал рукописные журналы, исполнял обязанности библиотекаря, играл на сцене гимназического театра. Ближайшими друзьями Н. В. Гоголя на всю жизнь стали его соученики по гимназии: А. С. Данилевский и Н.Я. Прокопович.

В годы учебы Гоголь создал свои первые литературные произведения: стихотворную балладу «Две рыбки», трагедию «Разбойники», «Славянскую повесть», «Братья Твердиславичи», идиллию «Ганц Кюхельгартен», «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан».

В 1828 году начался петербургский период жизни и творчества Н. В. Гоголя. Первые его публикации появились в изданиях «Сын Отечества» и «Северный Архив». 12 февраля 1829 без указания имени автора опубликовано стихотворение Гоголя «Италия».

В 1829 году в февральской и мартовской книжках журнала «Отечественные записки» была напечатана без имени автора повесть Гоголя «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть из народного предания, рассказанная дьячком Покровской церкви».

Немного позже отдельными изданиями вышли: «Ганц Кюхельгартен», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески», «Ревизор».Над главным своим произведением — поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь работал с 1835 по 1852 гг. Творческую работу писателю приходилось совмещать с государственной службой, на которой он в то время находился.

Постепенно Гоголь двигался по служебной лестнице, получая чины и поощрения, приобретая связи во всех слоях общества. Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведенияВсем известна любовь Гоголя к путешествиям. В 1836 году после постановки комедии «Ревизор» он уехал за границу. Это было его второе заграничное путешествие, которое продолжавшегося два месяца. В Париже писатель познакомился и подружился с графом А. П. Толстым. Их связали общие религиозные и нравственные убеждения. Свидетельством их глубокой и искренней дружбы служат семь писем «Выбранных мест из переписки с друзьями», адресованных графу. Комната, где он умер, располагалась на первом этаже.Доктор А. Тарасенков вспоминает, что Н. В. Гоголь лежал «на широком диване». Оба современника упоминают Образ Божьей матери «в ногах» у Гоголя. По свидетельствам Тарасенкова и Арнольди, от еды Гоголь категорически отказывался, просил только воды. Ему подавали в рюмке вино, разбавленное водой, или бульон, закрашенный вином.

Писатель скончался на руках у тещи М. П. Погодина — Елизаветы Фоминичны Фигнер, около восьми часов утра, в четверг 4 марта 1852 года. Причина его раннего ухода неизвестна и по сей день, хотя выдвигались разные предположения: от брюшного тифа до менингита. Однако очевидно одно: вопреки распространенным слухам о безумии Гоголя, писатель умер будучи совершенно в здравом уме и в просветленном состоянии духа. Толстые были так огорчены, что вскоре после печального события уехали за границу, не в силах оставаться в этом доме. А граф Александр Петрович Толстой пережил своего гениального друга на двадцать лет.

Творческий стиль писателя Творческий стиль Н. В. Гоголя отличают блистательное владение словом, высокая степень гармонии между содержанием и формоГоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведенияй, сопряжение в творчестве светской и духовной сторон, наследование литературных традиций от античности до романтизма, а также новации, ставшие отправными точками для создания литературы нового времени. «Литература вовсе не есть следствие ума, а следствие чувства, — таким самым образом, как и музыка, как и живопись», — считал Н. В. Гоголь, утверждая необходимость использования в писательстве художественных средств, заимствованных из других видов искусства, что максимально воплотилось в литературном творчестве модернизма и авангарда. Неотъемлемыми чертами гоголевского стиля также являются обостренное чувство истории, особенно ярко проявившееся в поздний период его творчества, сочетание юмора и сатиры со всепроникающим лиризмом.Основная тема творчества Н. В. Гоголя — тема России, о чем он сам неоднократно высказывался: «…мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России…» (из письма Н. В. Гоголя В. А. Жуковскому). Популярность творчества Н. В. Гоголя в наше время основана на утверждении классиком общечеловеческих ценностей — идей любви, добра, братства, справедливости.

Особое место в литературном наследии Н. В. Гоголя занимают его письма. Эпистолярное наследие писателя соотносится с его духовной прозой.

Мысли, высказанные Гоголем в письмах, стали почвой для появления «Авторской исповеди», «Выбранных мест из переписки с друзьями», «Размышлений о Божественной литургии».

Создатель знаменитых «Мертвых душ» верил, что «искусство — это примирение с жизнью», ступень на пути к Богу.

Литературная известность писателяВ 1830 в журнале «Отечественные записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк», впоследствии переработанная в повесть «Вечер накануне Ивана Купала». В декабре в альманахе Дельвига «Северные цветы» печатается глава из исторического романа «Гетьман».

Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ».

«Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина… Мне дорого было его вечное и непреложное слово«.Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки«, повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и др.

Читайте также:  Что будет с россией: главные предсказания нострадамуса

В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском унГоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведенияиверситете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла «Тараса Бульбы«. В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году выходят сборники повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и «Арабески». Повесть «Шинель» была значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан «Ревизор» и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.Вскоре после постановки «Ревизора» Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии. В Париже он продолжал работу над «Мертвыми душами«, начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 Гоголь поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 читал друзьям главы из первого тома «Мертвых душ», который завершил в Риме.Работа над вторым томом «Мертвых душ» совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно возвращается в Россию. Живет в Петербурге, Одессе, Москве, и продолжает работу над вторым томом «Мертвых душ». Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы.

Смерть Николая Васильевича ГоголяС конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил Ржевский протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году.

Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина».

Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но он получил отказ священника. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем 2-й части рукописи.

Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их.5 февраля Гоголь провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест. 10 февраля он вручил графу А.

Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях.Гоголь перестаёт выезжать из дому.

В 3 часа ночи вторника 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Утром он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост. 18 февраля слёг и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытались помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.

20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг писатель умер.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведенияПохороны и могила писателяПо инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные. Похороны проходили в воскресенье 24 февраля 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне, а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии).В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Согласно воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. В. Алёхин. Эта версия носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. А. Бахрушина. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями при эксгумации захоронения Гоголя.

В 1952 году на могиле установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского, на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».

Источник: http://RetroBazar.com/journal/izvestnye-ljudi/733_velikij-russkij-pisatel—nikolaj-vasilevich-gogol.html

Рукописи, которые горят. Почему гении уничтожали свои работы

Ночь на 24 февраля 1852 года вошла в историю отечественной литературы как одна из самых мрачных.

Именно тогда Николай Васильевич Гоголь сжег в камине помимо других заранее приготовленных для этого вещей второй том поэмы «Мертвые души».

Великий писатель был не единственным, кто по той или иной причине уничтожал свои уже готовые произведения. Кто еще из знаменитых творцов «аннулировал» свои работы без возможности восстановления и почему – в материале портала Москва 24.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

depositphotos/ulza@inbox.ru

«Мертвые души» были не первым произведением Гоголя, брошенным своим автором в огонь. В 1829 году такая же участь постигла ранний литературный опыт начинающего писателя – поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную им двумя годами ранее.

Вскоре после публикации поэма получила ряд негативных отзывов, ознакомившись с которыми Гоголь скупил большинство экземпляров издания и при помощи своего слуги сжег их. Поскольку поэма была опубликована под псевдонимом, молодой писатель имел возможность начать свою карьеру с чистого листа.

О принадлежности «Ганца Кюхельгартена» перу Гоголя широкая общественность узнала лишь после смерти писателя.

Один из отцов-основателей импрессионизма, Клод Моне особенно известен благодаря своему циклу с изображением кувшинок. Работавший над этим сюжетом на протяжении последних 30 лет жизни, Моне создал более двух сотен полотен на эту тему.

Однако не стоит думать, что постоянная практика давала художнику уверенность в себе: он оставался доволен своими «кувшинками» далеко не всегда и перед выставкой, запланированной на 1908 год, в Париже в приступе гнева и отчаяния уничтожил по меньшей мере 15 готовых работ.

Этот акт «обнуления» помог ему снова сосредоточиться на работе, и в следующем году выставка «Кувшинки» произвела в уже пресыщенной современным искусством французской столице триумф.

Это был не единственный случай, когда «Кувшинки» Моне подвергались уничтожению. В 1958 году еще две работы пострадали во время пожара в Нью-Йоркском музее современного искусства.

Совсем другие мотивы руководили молодым Пабло Пикассо, со всей энергией молодости боровшимся за выживание в Париже в начале 1900-х годов.

Вместе со своим другом, поэтом и критиком Максом Жакобом они делили маленькую комнатку с одной кроватью, в которой Пикассо спал ночью, а Жакоб – днем. Но в их спартанском жилище не хватало не только места, но и отопления.

Во время одной из зим, выдавшейся слишком суровой, чтобы не замерзнуть до смерти, молодому художнику приходилось порой отапливать квартиру собственными работами.

Уничтожение авторами своих работ не всегда носило тотальный характер, но могло быть лишь частичным и при этом фатальным. «Демон поверженный» был завершен Михаилом Врубелем и выставлен в 1902 году на экспозиции объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге.

Уже тогда полотно стало известным из-за одержимости художника своей работой: недовольный результатом, Врубель приходил к полотну каждое утро и при посетителях переписывал самого Демона, его лицо, фигуру и позу, менял фон.

Жена художника Надежда Забела-Врубель писала о том, как каждый день менялась картина: «Были дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота».

Помешанность на «Демоне» окончательно подорвала здоровье художника: уже через несколько месяцев он был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства, после чего здоровье Врубеля уже не приходило в норму.

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

depositphotos/dimdimich

Жорж Мельес – один из основоположников мирового кинематографа, его фильмография насчитывает киноленты самых разных жанров и хронометража, из которых сохранилось около двух сотен работ. Часть из его наследия была сожжена самим автором в его студии вместе с декорациями и костюмами.

Это был своеобразный жест отчаяния доведенного до бедности творца: на тот момент всеми правами на фильмы Мельеса и его студию обладали братья Пате, в то время как сам автор не получал денег за прокат, а здание основанной им киностудии использовалось не по назначению.

Среди сгоревших фильмов была и колорированная версия его знаменитого фантастического фильма «Путешествие на Луну». У нее относительно недавно обнаружилась копия, а вот другие фильмы были уничтожены безвозвратно.

Впоследствии в середине 1920-х разоренный Мельес зарабатывал на жизнь продажей конфет и игрушек на Монпарнасе, лишь к началу 1930-х годов о великом режиссере снова вспомнили, наградив его орденом Почетного легиона и приютив в пансионе для престарелых актеров.

Полна потерь и мистических недомолвок фильмография Рустама Хамдамова – пожалуй, самого загадочного советского и российского кинорежиссера, сценариста и художника.

Несмотря на признанный коллегами еще в студенческие годы талант Хамдамова, тот факт, что его графические работы хранятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, а начало творчества относится еще ко второй половине 1960-х годов, впервые одно из его произведений – полнометражный фильм «Мешок без дна» – вышло в прокат лишь в этом году.

Предыдущий полнометражный фильм «Анна Карамазофф» с Жанной Моро в главной роли был показан широкой публике лишь однажды – в 1991 году на Каннском кинофестивале. Из-за разногласий с продюсером кинолента так и не дошла до зрителя.

Еще печальнее сложилась судьба раннего фильма режиссера «Нечаянные радости»: признанная руководством «Мосфильма» несоответствующей утвержденному сценарию Андрея Кончаловского, кинолента по мотивам биографии Веры Холодной была уничтожена (за исключением трех коротких фрагментов), а позже переснята Никитой Михалковым под названием «Раба любви».

До нас не дошли бы произведения Франца Кафки, если бы его близкий друг и душеприказчик Макс Брод исполнил последнюю волю писателя и сжег без прочтения все написанное им. Вместо этого Брод опубликовал большую часть его работ, среди которых – знаменитые романы «Процесс», «Замок» и «Америка», во многом оставшиеся незавершенными.

Правда, остается лишь догадываться, какая часть литературного наследия Кафки избежала огня: часть его рукописей все же уничтожила по воле писателя его возлюбленная Дора Диамант, еще больше произведений сжигал в течение жизни и сам Кафка.

Некоторые исследователи полагают, что доля уничтоженных им произведений могла доходить до 90% от всего написанного.

Данте Габриэль Россетти, английский поэт и художник, один из самых известных прерафаэлитов, отличался не только яркостью работ, но и поистине артистической эксцентричностью поступков.

После смерти своей музы и возлюбленной, художницы и поэтессы Элизабет Сиддал поэт в приступе горя положил в гроб жены сборник своих неопубликованных поэм и стихотворений, дав себе завет оставить поэзию.

Семь лет спустя после погребения Сиддал литературный агент Россетти уговорил поэта дать разрешение на эксгумацию тела Элизабет с целью вернуть рукопись. Сохраненные таким образом стихи увидели свет уже в следующем, 1870 году.

Лиза Минаева

Источник: https://www.m24.ru/articles/kultura/24022018/152305

Гоголь был не единственным: кто ещё из русских писателей уничтожил свои произведения

Иногда кажется, что русские писатели видели свою миссию в том, чтобы опровергнуть тезисы о том, что рукописи не горят и буква написанная остается. Предавать огню свои творения — давняя традиция русских литераторов.

Гоголь

Школьники всех времен и народов возносят хвалу Гоголю за то, что он уничтожил вторую часть своей бессмертной поэмы «Мертвые души». Но мало кто знает, что писатель «репетировал» сожжение задолго до этого. Так, автор был крайне разочарован своим первым сочинением, романтической поэмой «Ганс Кюхельгартен».

Читайте также:  Наталья искандер: чем занималась родственница николая ii в советское время

Масла в огонь подлили и критики, которые крайне негативно оценили ранний опыт писателя. Эмоциональный 18-летний Гоголь обежал все магазины, чтобы скупить тираж, а затем уничтожил его. Сегодня читатель имеет возможность ознакомиться лишь с фрагментами этого произведения, потому что некоторые части идиллии восстановить так и не удалось.

Пушкин

Всем известно, что Пушкин не щадил свои произведения. Десятая глава «Евгения Онегина» была оставлена автором только в виде зашифрованных четверостиший. От поэмы «Разбойники» уцелел только сюжет, который лег в основу «Бахчисарайского фонтана».

Погибли и второй том «Дубровского», а также рукопись «Гаврилиады». Уже почти в конце работы над «Капитанской дочкой» были уничтожены ее черновые автографы к заключительным главам. В черновиках поэта часто можно увидеть вырванные страницы, на которых, как предполагают литературоведы, были размещены посвящения декабристам или рисунки, за которые Пушкину бы не поздоровилось.

Достоевский

Достоевский очень требовательно подходил к процессу творчества. Он мог уничтожить почти завершенное произведение и начать писать с чистого листа. Интересно, что первоначально роман «Преступление и наказание» он планировал назвать «Пьяненькие», а основу сюжетной линии должна была составить история семьи Мармеладовых.

Однако писателя увлекла другая идея, и он создал «Преступление и наказание» в том виде, в котором роман нам известен сегодня. Но тема «пьяненьких» осталась: она создает фон для преступления Раскольникова и вводит в повествование мотив божественного суда. Да и сообщить читателю о главной причине преступления автор доверяет именно Мармеладову.

Булгаков

Сохранились не полностью и рукописи романа «Мастер и Маргарита», при этом первая версия романа была уничтожена автором целиком.

Булгаков уничтожал отдельные листы, пачки листов и целые черновые тетради со своими произведениями.

Он даже признавался в переписке одному из своих друзей, что печка стала его любимой редакцией, потому что с одинаковой охотой «поглощает и квитанции из прачечной», и стихи.

Он сжег много своих дневников, черновики 2 и 3 тома «Белой гвардии» и многое другое.

Зачастую акты сожжения были обусловлены арестами булгаковских друзей и знакомых, обнародовавших произведения, в которых цензура усматривала опасность. Великий роман «собирали» по уцелевшим рукописям.

Напомним, кстати, что часть рукописей «Мастера и Маргариты» была утрачена в российском государственном хранилище.

Анна Ахматова сжигала много своих произведений. Это происходило не из-за недовольства своим трудом, а из-за постоянной опасности обыска и ареста. Большинство стихов перед тем как сжечь, она читала своей подруге Лидии Чуковской. Когда опасность отступала, подруги вместе восстанавливали по памяти уничтоженные произведения.

Были сожжены произведения царскосельской тематики «Мои молодые руки» и «Русский Трианон». Сохранились лишь их отрывки. А вот уничтоженную ташкентскую поэму «Энума Элиш» Анна Андреевна не восстановила.

Написала что-то совсем другое. Поэма «Реквием» долгое время не была воплощена в рукописном варианте.

«Королева-бродяга», а именно так иронично называла себя Ахматова, зачитывала готовые части поэмы друзьям и сразу же сжигала черновик.

Борис Пастернак не имел привычки хранить черновики, особенно те, которые содержали слабые опыты его работы со словом. Писатель уничтожал рукописи, словно заметая следы своих неудач. Поэтому-то современные исследователи творчества Пастернака знают сравнительно немного о его творческом методе. Ликвидации подвергались не только рукописи, но и готовые произведения.

Так, написанная по заказу МХАТа пьеса «На этом свете» была жестко раскритикована Фадеевым. Произведению присвоили статус «неудобного для нашего времени». Оно было уничтожено автором. Правда, ряд сцен Пастернак в дальнейшем использовал в романе «Доктор Живаго».

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42911907-gogol-byl-ne-edinstvennym-kto-esche-iz-russkih-pisateley-unichtozhil-svoi-proizvedeniya/

6 русских писателей, которые уничтожили свои рукописи

Достоевский очень требовательно подходил к процессу творчества. Он мог уничтожить почти завершенное произведение и начать писать с чистого листа. Интересно, что первоначально роман «Преступление и наказание» он планировал назвать «Пьяненькие», а основу сюжетной линии должна была составить история семьи Мармеладовых.

Однако писателя увлекла другая идея, и он создал «Преступление и наказание» в том виде, в котором роман нам известен сегодня. Но тема «пьяненьких» осталась: она создает фон для преступления Раскольникова и вводит в повествование мотив божественного суда. Да и сообщить читателю о главной причине преступления автор доверяет именно Мармеладову.

Булгаков

Сохранились не полностью и рукописи романа «Мастер и Маргарита», при этом первая версия романа была уничтожена автором целиком.

Булгаков уничтожал отдельные листы, пачки листов и целые черновые тетради со своими произведениями.

Он даже признавался в переписке одному из своих друзей, что печка стала его любимой редакцией, потому что с одинаковой охотой «поглощает и квитанции из прачечной», и стихи.

Он сжег много своих дневников, черновики 2 и 3 тома «Белой гвардии» и многое другое.

Зачастую акты сожжения были обусловлены арестами булгаковских друзей и знакомых, обнародовавших произведения, в которых цензура усматривала опасность. Великий роман «собирали» по уцелевшим рукописям.

Напомним, кстати, что часть рукописей «Мастера и Маргариты» была утрачена в российском государственном хранилище.

Ахматова

Анна Ахматова сжигала много своих произведений. Это происходило не из-за недовольства своим трудом, а из-за постоянной опасности обыска и ареста. Большинство стихов перед тем как сжечь, она читала своей подруге Лидии Чуковской. Когда опасность отступала, подруги вместе восстанавливали по памяти уничтоженные произведения.

Были сожжены произведения царскосельской тематики «Мои молодые руки» и «Русский Трианон». Сохранились лишь их отрывки. А вот уничтоженную ташкентскую поэму «Энума Элиш» Анна Андреевна не восстановила.

Написала что-то совсем другое. Поэма «Реквием» долгое время не была воплощена в рукописном варианте.

«Королева-бродяга», а именно так иронично называла себя Ахматова, зачитывала готовые части поэмы друзьям и сразу же сжигала черновик.

Пастернак

Борис Пастернак не имел привычки хранить черновики, особенно те, которые содержали слабые опыты его работы со словом. Писатель уничтожал рукописи, словно заметая следы своих неудач. Поэтому-то современные исследователи творчества Пастернака знают сравнительно немного о его творческом методе. Ликвидации подвергались не только рукописи, но и готовые произведения.

Так, написанная по заказу МХАТа пьеса «На этом свете» была жестко раскритикована Фадеевым. Произведению присвоили статус «неудобного для нашего времени». Оно было уничтожено автором. Правда, ряд сцен Пастернак в дальнейшем использовал в романе «Доктор Живаго».

Источник: https://www.livelib.ru/articles/post/28768-6-russkih-pisatelej-kotorye-unichtozhili-svoi-rukopisi

Гоголь

Николай Гоголь — яркий пример писателя, переросшего рамки «художественной литературы» для выполнения более высокой миссии и растерявшего при этом своих восторженных почитателей. В начале карьеры провозглашенный Белинским как образец русского писателя, позднее Гоголь подвергся суровой критике того же Белинского и был заклеймен как «проповедник кнута».

Гоголь происходил из Полтавской губернии, одной из провинций Малороссии (так тогда называлась Украина).

Ранние произведения писателя — это провинциальные зарисовки теплой и человечной, но в то же время ограниченной и банальной жизни в небольших городках и селах империи.

Первая повесть, «Тарас Бульба», представляла собой романтизированный портрет казачества, ведущего непрекращающуюся борьбу против татар и поляков.

Вскоре Гоголь покинул Украину и отправился в Санкт-Петербург, мечтая о государственной службе и личной карьере. Во многих отношениях он был типичным детищем меритократической образовательной системы имперской России.

Увиденное в столице испугало его: холодные, претенциозные фасады резко контрастировали со скромной, спокойной и доброжелательной атмосферой родины.

Гоголь понял, что людей здесь ценят не по их достоинствам, а по положению — человек определялся местом в «Табели о рангах»; личности растворялись в административных иерархиях. Даже любовь и брак решались на основе иерархии.

Герой «Записок сумасшедшего», поняв, что не может соперничать с камер-юнкером в борьбе за руку дочери начальника департамента, говорит себе: «Что это значит, не может быть свадьбы? Что, если он камер-юнкер?.. У камер-юнкера не бывает третьего глаза на лбу. И нос у него не из золота».

Такие столкновения мечты и реальности высекают бравурные пассажи, в которых пошлое и тривиальное переплетено с причудливым и фантастическим. Протесты «сумасшедшего» приводят к тому, что тот утрачивает способность рассуждать здраво и начинает мыслить сказочными категориями, которые представляются вполне естественными в фантасмагорической среде Санкт-Петербурга.

«Почему я титулярный советник? По какой причине? Может, я на самом деле граф или генерал и просто кажусь титулярным советником… В конце концов, в истории множество примеров: простой человек, даже недворянин, обычный горожанин или крестьянин — и вдруг открывается, что он Великий князь или даже сам император».

Молодой человек сходит с ума и уже готов поверить, что он король Испании.

Воображаемый мир Гоголя населен подобными героями, такими, как Акакий Акакиевич, мелкий чиновник из «Шинели», который становится «королем Испании», просто купив себе дорогую шинель. Снова внешние признаки определяют сознание человека, и шинель Акакия Акакиевича вызывает чувство самоуважения, совершенно не соответствующее его скромному рангу и ведущее к гибели.

Другой персонаж Гоголя — Хлестаков из «Ревизора» — беззастенчиво пользуется тем, что испуганные провинциалы принимают его за ревизора, присланного для проверки, чтобы требовать почестей и материальных подношений.

Самый прекрасно разработанный персонаж — Чичиков из «Мертвых душ», успешно использующий характерное сосуществование закона и беззакония для увеличения собственного состояния за счет покупки крепостных крестьян, умерших после последней переписи.

Здесь писатель играет на том, что официально все крестьяне, учтенные при последней переписи, считались живыми и на нелепой официальной терминологии числились «душами», как тогда назывался каждый взрослый налогоплательщик.

Во всех произведениях имперское государство с его мундирами, чинами и иерархиями приобретает некое кошмарное качество, поглощая и уничтожая человеческие жизни как духовно, так и физически, и становится воплощением всего аморального и антигуманного.

Есть ли выход из этого извращенного мира? Гоголь надеялся, что есть, и что именно он — тот человек, который должен указать его людям. Вернувшись в Россию в 1839 году, через два года после смерти Пушкина, Гоголь обнаружил, что светское общество в иссушенной николаевским режимом стране жаждет видеть его в роли великого писателя, который откроет Истину.

Принять на себя такую роль Гоголь был готов, но не в том смысле, как это понимали критики и публика: он желал быть пророком в библейском понимании этого слова и заявил, что первый том «Мертвых душ» — всего лишь «грязное крыльцо» к храму, которым станет вторая часть.

Он давал понять, что собирается раскрыть смысл образа, завершающего первую часть, тройки, олицетворяющей Русь, которая «несется мимо всего на земле, пока другие люди и государства отступают в изумлении и уступают ей путь».

Увы, этому не суждено было сбыться.

Мучительная работа над второй частью «Мертвых душ» символична для российского писателя той эпохи — желая выразить через свои произведения национальную идею, он наталкивается на суровую действительность и понимает, что при современном режиме Россия не может исполнить свою историческую миссию так, как это ему представляется. В итоге Гоголь сжег рукопись второго тома, не сказав об этом даже ближайшим друзьям. То, что можно считать объяснением, звучало так: «Нельзя писать о святыне, не освятив сначала свою душу».

Но вопрос, поставленный в конце первой части, так и остался без ответа: «Русь, куда несешься ты?».

Чувствуя приближение смерти, Гоголь написал нечто вроде исповеди и одновременно поучения с нейтральным названием «Избранные места из переписки с друзьями».

Обращенное к соотечественникам размышление о Боге и смерти, о роли литературы в России, о необходимости преодолеть гордыню, грех XIX века. Гоголь видел себя пророком, призванным для проповеди покаяния, покорности и принятия существующего порядка, установленного Богом.

Он так и не объяснил, что склонило его смириться с порядком, подвергнутым такой острой критике в первой части «Мертвых душ».

Как раньше все внимали Гоголю, так теперь все отвернулись от него. Самые суровые упреки посыпались со стороны Белинского, почувствовавшего себя преданным. Он заклеймил Гоголя как «проповедника кнута, апостола невежества, поборника обскурантизма и мракобесия».

«России, — продолжал он, — нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение».

  • Один из современников, граф Соллогуб, писал о Гоголе, что тот «сломался под тяжестью собственного призвания, принявшего в его глазах огромные измерения».
  • В середине XIX века Гоголь оказался не единственным из русских писателей, кого пугали и одновременно прельщали ожидания и надежды, возлагаемые на них обществом Видя провал усилий церкви и государства защитить национальный образ России, приемлемый и для элиты, и для народа, и крупные авторы, и менее значительные невольно принимали на себя роли пророков и оракулов, не подходившие ни их характеру, ни таланту.
  • Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/273840

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector