Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

США оригинально поздравили РФ с Днем победы. 9 мая Вашингтон ввел санкции против ряда российских, иранских, северокорейских и китайских оборонных структур. Их обвиняют в нарушении национальных американских законов о  нераспространении оружия массового уничтожения.

Также вчера вступил в силу новый пакет санкций Госдепа против российской госкомпании «Рособоронэкспорт», согласно которым запрещено практически любое сотрудничество американской стороны с РОЭ. Результаты этих шагов наверняка будут отражены в следующих докладах Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI).

Пока что Институт констатирует рост расходов на армии и военного рынка. США назвали РФ и Китай главными угрозами, путинская Россия продолжает нагнетать обстановку, ЕС всерьёз задумывается о создании собственной армии.

  Стрелки судного дня показывают без двух минут ядерную полночь. Как в 1953-ем, в разгар Холодной войны и активных ядерных испытаний.

Денуклеаризация КНДР могла бы позитивно повлиять на ситуацию, если бы не выход США из ядерной сделки с Ираном и заявления Саудовской Аравии о готовности разрабатывать ядерное оружие.

Напряжение стимулирует продажи

Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государстваОбъём международных поставок основных видов вооружений в 2013–2017 гг. вырос на 10% по сравнению с предыдущей пятилеткой  (2008–2012 гг.). При этом пять крупнейших экспортёров военной продукции – США, Россия, Франция, Германия и Китай – обеспечили 74% совокупного мирового объёма экспорта вооружений.

Украина в этом рейтинге занимает 11-ое место и 1,7% всех объемов продаж. В предыдущее пятилетие ее доля составляла 2,1%. Таким образом, с 2008 до 2017 года поставки оружия из Украины снизились на 26%.

В отчете SIPRI идет речь о том, что главным покупателем украинского оружия стала Россия, купившая 23% всего оружейного экспорта Украины. При том, что СНБО запретил продажу вооружений стране-агрессору. «Зрады» в этой статистике гораздо меньше, чем может показаться.

В SIPRI пояснили, что речь идет о поставках двигателей для российских учебно-боевых самолетов Як-130 и фрегатов, а также для самолетов Ан-140 и Ан-178. По методологии Института годом поставки считается тот, когда Вооруженные силы России получили готовую продукцию.

При этом договоры были подписаны в 2014-15 гг. Так, один фрегат спустили на воду в 2016 году, еще два – в 2017. При этом три других проекта фрегатов заморозили из-за отсутствия украинских двигателей.

Два недостроенных корабля купила Индия, которая приобрела у Украины двигатели, чтобы завершить проект.

Надо отметить, что наша страна также «страдает» от недостаточного уровня «самодостаточности» предприятий. ГП «Антонов», согласно сообщениям СМИ, планирует получить доступ к рынку РФ через Беларусь.

Потому что «значительно быстрее может быть организован выпуск самолета в предыдущей конфигурации без импортозамещения на базе политически и юридически нейтрального предприятия на территории, которая не находится под санкциями».

Речь идёт самолетах Ан-148/158.

Лидирующие позиции традиционно занимают США и РФ (третьей идёт Франция). И тут важно понимать, что вводимые американцами санкции, кроме всего прочего, подразумевают и некоторые бизнес-интересы. Из доклада SIPRI:

«В 2013-17 гг. на долю США приходилось 34% общего объема экспорта вооружений. По сравнению с 2008-12 гг. объём экспорта вооружений увеличился на 25% в 2013-17 гг. и был на 58% выше объёма экспорта России – второго крупнейшего экспортёра вооружений в этот период. В 2013-17 гг. США поставляли вооружения 98 государствам.

49% от общего объёма экспорта вооружений США пришлось на страны Ближнего Востока. Основываясь на сделках, подписанных во время правления администрации Обамы, объём поставок вооружений США в 2013-17 гг. достиг самого высокого уровня с конца 1990-х годов.

Эти сделки и дальнейшие крупные контракты, подписанные в 2017 году, гарантируют США сохранение позиции крупнейшего экспортёра вооружений в ближайшие годы»

За указанный период крупнейшим в мире импортёром стала Индия, на которую пришлось 12% общемирового объёма поставок вооружений.

На втором – Саудовская Аравия, увеличившая импорт на 225% по сравнению с прошлым периодом.

К примеру, разработка одного из ключевых военных проектов в Украине, оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2», осуществляется в рамках реализации контракта на его поставку саудитам.

Кто и сколько тратит на «оборонку»

Мировые расходы на оборонный сектор вполне логично показали рост и составили 1739 миллиардов долларов. В процентном соотношении по сравнению с 2016-м – на 1,1%. ТОП-5 выглядит следующим образом:

  • 610 млрд долларов – США;
  • 228 млрд долларов – Китай;
  • 69,4 млрд долларов – Саудовская Аравия;
  • 66,4 млрд долларов – РФ;
  • 63,9 млрд долларов – Индия.

Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государстваОтличным примером того, как работают санкции против страны-агрессора, является снижение вливания средств РФ в армию. Это произошло впервые с 1998 года, в условиях, когда Россия принимает участие в нескольких военных конфликтах. По сравнению с 2016 годом РФ снизила военные расходы на 20%. Военный бюджет был урезан в связи с экономическими проблемами, с которыми страна столкнулась в 2014 году после аннексии Крыма и начала оккупации Донбасса.Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

Для сравнения, Украина выделила на военные расходы примерно 3,6 млрд долларов, что на 10% больше, чем в 2016 году. Однако с учетом инфляции расходы на оборону фактически упали на 2%.

Государства-члены НАТО, к которым мы хотим присоединиться, в 2017 году выделили на военные расходы 900 миллиардов долларов. Рост отмечается в странах центральной и западной Европы – на 12% и 1,7% соответственно. При этом если брать Старый свет, то вложение денег сократилось на 2% за счёт восточного региона (-18%).

Хорошей иллюстрацией разрыва бюджетов на «оборонку» между нашей страной, даже в условиях войны, со странами Альянса и мира является стоимость содержания одного солдата:

  • 12 тысяч долларов – Украина;
  • 83 тысячи долларов – РФ;
  • 100 тысяч долларов – Польша;
  • 220 тысяч долларов – Германия;
  • 250 тысяч фунтов стерлингов – Великобритания;
  • 510 тысяч долларов – США.

Стоит отметить то, что украинская армия постоянно обновляется, закупает технику и оружие. Более того, активно ведутся разработки нового вооружения и спецсредств. Это отразилось и на позиции нашего «Укроборонпрома».

Госпредприятие поднялось в рейтинге производителей оружия с 84-го на 77-ое место.

 И даже при таком ограниченном бюджете в топ-армий мира по версии Global Firepower Украина с 2017 года подросла с 30-ой на 29-ую строчку среди 136 стран.

Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

Дальше – больше

США планирует существенно обновить своё вооружение, согласно с новой военной доктриной. Страны НАТО также будут расширяться и увеличивать бюджеты. Если говорить о тенденции – в динамике роста рынков и расходов сомневаться не приходится.

Сама по себе картина и количество горячих точек не внушают оптимизма. С другой стороны, именно «гонка вооружений» доломала экономику СССР и ускорила его распад.

Окруженная «врагами» и зажатая санкциями (ещё не до конца) Россия либо будет вынуждена признать своё поражение, либо продолжит переливать из бюджета деньги на «оборонку» в условиях растущего социального напряжения.

В любом случае, можно надеяться на ослабление агрессора, который может ещё больше обозлиться.

Владимир Крекотин

Источник: https://ua.news/ru/gonka-ozbroyen-v-tsyfrah-hto-i-skilky-vytrachaye-na-oboronu/

"США интересна гонка вооружений". Какие страны тратят на военную сферу больше России

В ежегодном докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) говорится, что мировые военные расходы в прошлом году составили 1,8 триллиона долларов, что на 2,6% выше показателей 2017 года. Однако Россия впервые с 2006 года вышла из пятерки стран-лидеров по размеру оборонного бюджета, пишет РИА Новости.

По данным SIPRI, общие мировые военные расходы достигли самого высокого уровня с 1988 года – именно с этого года институт начал исследовать данные по этому вопросу.

С опасным багажом. Что за российские «Акулы» напугали СШАГонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

  • «В 2018 году мировые военные расходы были на 76% выше, чем в 1998-м, когда военные расходы достигли самой низкой отметки после окончания холодной войны», – говорится в докладе.
  • Согласно докладу института, затраты на оборону в целом составили 2,1% от мирового ВВП, что в среднем равно 239 долларам на человека.

Россия и мир

По данным SIPRI, военные расходы России в 2018 году составили 61,4 миллиарда долларов, что на 3,5% меньше, чем в 2017 году.

Российский лидер Владимир Путин заявлял в декабре 2017 года, что РФ не намерена втягиваться в гонку вооружений. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в марте 2018 года сообщил, что через пять лет планируется тратить на оборонные цели менее 3% ВВП.

  1. В пятерке стран по размеру военного бюджета оказались США, Китай, Саудовская Аравия, Индия и Франция – на эти страны пришлись 60% мировых военных трат.
  2. «Военные расходы США в 2018 году примерно соответствовали сумме военных расходов восьми стран, следующими за США в рейтинге SIPRI», – уточняется в докладе.
  3. Директора Программы вооружений и военных расходов SIPRI Од Флеран отметил, что это обусловлено «реализацией с 2017 года новых программ по закупкам оружия при администрации Трампа».

На греческие каникулы. Почему США хотят перенести свою базу из ТурцииГонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

Доля Китая в мировых военных тратах составила в 2018 году 14%. Самый высокий процентный прирост из 15 стран с самыми высокими показателями пришелся на Турцию (24%).

В докладе института отмечено, что в прошлом году вырос размер военных расходов  в странах Центральной и Восточной Европы.

«Расходы Польши выросли на 8,9% в 2018 году – до 11,6 миллиарда долларов, в то время как расходы Украины выросли на 21% – до 4,8 миллиарда долларов. Расходы Болгарии, Латвии, Литвы и Румынии также выросли (18-24%) в 2018-м», – отмечается в документе.

Старший научный сотрудник Программы вооружений и военных расходов SIPRI Питер Веземан считает, что это «во многом связано с растущими представлениями об угрозах со стороны России».

Напомним, что SIPRI является независимым аналитическим центром, занимающимся изучением конфликтов, вооружений, контроля над вооружением и разоружением, и был основан в 1966 году.

Причины

Военный политолог, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин в эфире радио Sputnik заявил, что страны Запада не обращают внимание на то, что Россия не является лидером по размерам расходов на оборонный сектор, поскольку против Москвы продолжает вестись информационная война. 

«Надо учитывать информационную гибридную войну, которую ведут сегодня против России. Они даже не задумываются над аргументами. Их волнует главный вопрос: надо в информационном пространстве линчевать РФ.

Вот и сейчас получается, что расходы по всему миру на вооружение растут, Россия не является лидером, но это никого не волнует.

Главное – говорить всем, что Россия – «агрессор», тогда можно выбивать для себя повышенные бюджеты на вооружение из кармана налогоплательщиков, что и делают сегодня США и государства, входящие в НАТО», – сказал Кошкин.

«Россия готова разговаривать». Как Прибалтике и Польше дали знак на диалогГонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

Эксперт отметил, что увеличение военного бюджета США не вызывает удивления.

«Американцы считают себя нормой международного права, и они даже не прислушиваются ни к чьим рекомендациям. Их ничто не сдерживает. Они заинтересованы в том, чтобы раскручивать гонку вооружений.

Для этого они делают все, прежде всего, в информационном пространстве.

Читайте также:  Празднование навруза: каким мусульманам это запрещается

А потом прибыли идут от возникновения новых очагов вооруженных столкновений на планете, потому что там обязательно находятся американцы и снимают свою маржу», – отметил Кошкин.

Литва

Напомним, что ранее Минобороны США рассказали о подписании с Литвой нового плана военного сотрудничества до 2024 года, который предусматривает проведение американской и литовской сторонами совместных учений, обмен делегациями военнослужащих для обмена опытом, обмен разведывательной информацией и развитие возможностей раннего предупреждения в регионе.

«С 2014 года Соединенные Штаты инвестировали почти 80 миллионов долларов в сотрудничество в области оборонной безопасности в Литве, а Литва выделила более 200 миллионов долларов из национальных фондов для покупки оборонной продукции США», – говорилось в сообщении Пентагона.

Источник: https://baltnews.lt/vilnius_news/20190429/1019086880/mir-armiya-traty-bolshe-Russia.html

«Гонка вооружений ничего хорошего миру не сулит»: Путин — о расходах на оборону, отношениях с арабскими странами и США

Россия не станет втягиваться в гонку вооружений и тратить непомерные средства на оборону.

Об этом в интервью RT Arabic, Al Arabiya и Sky News Arabia заявил Владимир Путин, отметив, что РФ находится лишь на седьмом месте в мире по объёму военных расходов, однако при этом обладает современным оружием, аналогов которого нет у других стран.

Глава государства также назвал НАТО инструментом США и подчеркнул, что об этом уже говорят даже в Европе. Кроме того, российский лидер рассказал об отношениях с Саудовской Аравией, Ираном и другими странами Ближнего Востока, а также высказал своё мнение о политическом будущем Сирии.

В преддверии визитов в Королевство Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты Владимир Путин ответил на вопросы старшего корреспондента Al Arabiya Мохаммеда Томаихи, старшего корреспондента Sky News Arabia Моханнада Хатиба и руководителя отдела общественно-политических программ RT Arabic Салама Мусафира.

— Приветствуем вас на этом уникальном интервью, которое мы записываем в городе Сочи с президентом России Владимиром Путиным. Спасибо вам большое за то, что предоставили нам эту редчайшую возможность, учитывая, что близится ваш визит в Саудовскую Аравию.

— Мне тоже приятно с вами увидеться. Я думаю, что это хорошая традиция. Перед визитом в ту или иную страну я встречаюсь с представителями средств массовой информации этого государства.

Что касается визита в Саудовскую Аравию, то мы придаём этому большое значение. Это в известном смысле ответный визит после визита короля Саудовской Аравии, Хранителя двух святынь, в Россию. Это был первый исторический, по сути, — мы его называем историческим визитом, так оно и есть.

Есть ещё нечто, что я считаю очень важным отметить. В советские времена между Саудовской Аравией и тогда Советским Союзом отношения находились на достаточно низком уровне. За последние годы качество наших отношений кардинальным образом поменялось. Мы рассматриваем Саудовскую Аравию как дружественное нам государство.

У меня очень добрые отношения сложились и с королём, и с наследным принцем. У нас развиваются отношения практически по всем направлениям.

Начну с экономики. Здесь нам ещё очень много нужно будет сделать, но темп хороший. В прошлом году рост составил 15%, в этом году за первое полугодие уже 38%. Мы рассматриваем хорошие совместные проекты.

Наш Фонд прямых инвестиций и Суверенный фонд Саудовской Аравии создали совместную платформу в объёме $10 млрд, $2 млрд уже проинвестировано, работа идёт над другими проектами, а уже реализовано несколько достаточно перспективных и интересных.

Мы также считаем возможным работать и на территории Саудовской Аравии. Одна из наших компаний рассматривает возможность строительства нефтехимического комплекса с объёмом инвестиций более $1 млрд. Это «СИБУР Холдинг» — наша крупнейшая в этом секторе экономики компания.

Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

  • РИА Новости
  • © Виталий Белоусов

У нас выстраиваются отношения и в такой очень доверительной, чувствительной сфере, как военно‑техническое взаимодействие. Мы давно ведём переговоры по этой части.

Не менее важна, конечно, наша совместная работа по решению региональных кризисных ситуаций. В этой связи хотел бы отметить положительную роль Саудовской Аравии в разрешении кризиса в Сирии. Мы наиболее тесно работаем с Турцией, Ираном, это всем хорошо известно.

Но без вклада Саудовской Аравии в процессы урегулирования в Сирии, мне кажется, позитивной тенденции добиться было бы абсолютно невозможно. Поэтому я хочу сразу же выразить слова благодарности и королю, и наследному принцу за эту конструктивную позицию.

Уверен, что мой визит даст хороший толчок к развитию и двусторонних связей, и нашего сотрудничества на международной арене.

— Господин президент, безусловно, ваш визит в Ближневосточный регион также затронет, возможно, Объединённые Арабские Эмираты.

Что вы думаете о стратегическом сотрудничестве между этими государствами, между Россией и ОАЭ? Как будет развиваться это сотрудничество и может ли оно сыграть определённую роль в укреплении коллективной безопасности, учитывая также российскую инициативу по созданию коллективной безопасности в зоне Персидского залива, особенно в зоне Ормузского пролива?

— Вы только что сейчас сами сказали про стратегический характер наших отношений.

Действительно, в прошлом году мы подписали меморандум о стратегическом партнёрстве, сотрудничестве и рассматриваем Объединённые Арабские Эмираты как одного из очень близких и перспективных наших партнёров.

Мы неслучайно вышли на подписание этого документа, это говорит о качестве, о характере отношений между Арабскими Эмиратами и Российской Федерацией.

Должен сказать, что так же, как и в случае с Саудовской Аравией, у нас партнёрство развивается по всем направлениям достаточно энергично. В страновом измерении, если смотреть зону залива, это самый большой товарооборот — $1,7 млрд.

Но этого, конечно, недостаточно, мы это прекрасно понимаем и сейчас работаем также с Суверенным фондом Арабских Эмиратов. Общая платформа где‑то$7 млрд. $2 млрд уже реализовано в проектах, идёт активная работа над другими проектами.

И конечно, Объединённые Арабские Эмираты вносят очень серьёзный вклад в разрешение кризисов в регионе, играют стабилизирующую роль — без всякого преувеличения.

Не открою большой тайны, если скажу, что мы находимся в постоянном контакте с руководством Объединённых Арабских Эмиратов. У нас даже сложились традиция и практика — мы имеем возможность друг с другом сверять часы по различным направлениям и делаем это. Делаем это, на мой взгляд, с большой пользой не только для обеих сторон, но и для региона в целом.

На протяжении вашего более чем десятилетнего президентства на Ближнем Востоке прошли действительно суровые, драматические события: были подорваны основы целого ряда государств — в Ираке, Ливии. Подобная судьба ждёт, возможно, и другие страны.

Сейчас мы видим, что произошло в Сирийской Арабской Республике, какие катастрофические события. И многие представители арабской общественности думают, что Россия может усилить свою роль в этом регионе.

Безусловно, вы знаете, что наш канал RT Arabic также освещает внешнюю политику Российской Федерации.

Многие наши телезрители спрашивают: почему Россия заняла такую твёрдую позицию в отношении Сирии, но, возможно, не такую твёрдую позицию в отношении Ливии и Ирака?

— Во‑первых, когда происходили события вокруг Ирака и Ливии, я не был президентом. Но дело, конечно, не только в этом или совсем не в этом. Дело в том, что в первом случае Соединённые Штаты, как известно, действовали в обход Совета Безопасности Организации Объединённых Наций.

Никакого мандата на применение силы в отношении Ирака у Соединённых Штатов не было. А-а, нет! Тогда я уже был в этой должности, конечно, но Россия не поддержала. Россия, Франция, Германия — мы не поддержали планов США на иракском направлении.

Более того, мы предупреждали о возможных негативных последствиях. Так оно и получилось.

И первая эйфория по поводу военных побед быстро сменилась унынием и пессимизмом по поводу последствий этой победы. Потому что произошло разрушение всех государственных структур в Ираке, а им на смену никаких новых структур, как на первом этапе, во всяком случае, создано не было. Наоборот, активизировались радикальные силы, усилился аспект, который мы называем террористическим.

Также по теме

Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государства Казнь с продолжением: какими потрясениями обернулось для Ирака убийство Саддама Хусейна

Десять лет назад, 30 декабря 2006 года, был убит экс-президент Ирака Саддам Хусейн. Суд приговорил его к смертной казни через…

Многие бывшие офицеры армии Саддама Хусейна и сотрудники спецслужб как раз перекочевали, пополнили ряды, и с их помощью создавалось ИГИЛ*. Поэтому никто не просчитал последствий из тех, кто делал и поддерживал эту акцию.

Мы очень рассчитываем на то, что сегодня Ирак будет развиваться в позитивном ключе и, несмотря на какие‑то внутренние проблемы, всё‑таки будет двигаться вперёд. Хотя проблем там, к сожалению, ещё очень много, и мы это с вами хорошо знаем.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/676618-putin-intervyu-rt-arabiс

Третьи в «гонке вооружений»

Но в оценку российских военных расходов за 2016 год были включены расходы на сумму около 800 млрд руб. ($11,8 млрд), предназначенные для погашения части задолженности российских оборонных предприятий перед коммерческими банками, сообщил РБК старший научный сотрудник SIPRI Симон Виземан.

Эти ассигнования, неожиданно выделенные в конце 2016 года, правительство позиционировало как разовые: речь шла о досрочном погашении кредитов ОПК, взятых в прошлые годы под госгарантии для выполнения гособоронзаказа.

«Если бы не эти разовые выплаты, военные расходы России в 2016 году снизились бы по сравнению с 2015-м», — уточнил Виземан.

Поскольку львиная доля оборонных расходов России проходит по секретным (закрытым) статьям бюджета, сколько точно правительство потратило на погашение кредитов ОПК, сказать невозможно.

Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров называл цифру 793 млрд руб. Однако Счетная палата в оперативном отчете об исполнении бюджета в 2016 году сообщала, что были прекращены гарантии на 975 млрд руб.

по кредитам предприятий ОПК для целей гособоронзаказа.

Единовременные расходы на закрытие «кредитной схемы» ОПК привели к тому, что объем военных расходов в отношении к ВВП в 2016 году возрос до 5,3% — максимума в истории независимой России, говорится в справке SIPRI.

«Это тяжелое бремя приходится на период, когда российская экономика испытывает серьезные трудности из-за низких цен на нефть и газ и экономических санкций, введенных с 2014 года», — отмечает Стокгольмский институт.

При оценке военных расходов России SIPRI опирается в основном на официальные документы российского госбюджета, следует из методологии исследования (а, например, по Китаю таких данных недостаточно). Иными словами, SIPRI комбинирует российские бюджетные данные.

В самом российском бюджете есть функциональный раздел «Национальная оборона», по которому в 2016 году было потрачено 3,78 трлн руб., а на 2017 год запланировано сокращение ассигнований на четверть, до 2,84 трлн руб.

Но часть расходов, которые включает в свой расчет SIPRI, проходит по другим бюджетным разделам, в частности «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

Как считают российские эксперты

По данным заведующего лабораторией военной экономики Института Гайдара Василия Зацепина, косвенные военные расходы можно найти и в таких «мирных» разделах, как «Национальная экономика» (капитальное строительство в рамках гособоронзаказа), «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Здравоохранение», «Социальная политика» (расходы Минобороны). Кроме того, небольшая часть военных расходов проходит через региональные бюджеты (2,2 млрд руб. в 2016 году).

Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

Тактические учения артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии в Приморском крае ( Юрий Смитюк / ТАСС)

В результате Институт Гайдара оценивает суммарные военные расходы России, связанные с текущей и прошлой военной деятельностью, в 4,94 трлн руб. (5,7% ВВП) за прошлый год — рост на 15% в номинальном выражении относительно предыдущего года.

Это максимально широкая оценка, в которую включаются пенсии военнослужащим (328 млрд руб.

в 2016 году), затраты на уничтожение химоружия и утилизацию вооружения и военной техники — те расходы, которые SIPRI не учитывает, поскольку они относятся к «прошлой военной деятельности».

Иван Ткачёв

Источник: http://www.rbc.ru/economics/24/04/2017/58fe18c19a7947e0ae258b18

Сколько мировые державы тратят на "гонку вооружений"

МОСКВА, 16 мар — ПРАЙМ, Наталья Карнова. США Дональда Трампа расширяют военный бюджет и призывают союзников к увеличению оборонных расходов.

Читайте также:  Кого на руси парили огненным веником

Как отмечает La Tribune, американский президент четко продемонстрировал свои намерения, объявив о 10% увеличении бюджета Пентагона, который сейчас составляет 40% мировых военных расходов.

Этому, конечно, далеко до 25% расширения, решение о котором принял Рональд Рейган в 1981 году. Однако с окончания холодной войны Америка еще не давала такого толчка «гонке вооружений». 

Военный бюджет США на 2016 год был утвержден в размере более чем 607 миллиардов долларов. Администрация США до 16 марта обещала представить на рассмотрение Конгресса предварительный проект федерального бюджета на 2018-й финансовый год. Сообщалось, что в нем планируется увеличить военный бюджет на 54 млрд долларов.

Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

Растет напряженность и в Азии, где все сильнее обостряется противостояние США и Китая в Тихом океане. Китай Си Цзиньпина удваивает усилия по модернизации армии.

США привыкли считать этот район своей зоной «национальных интересов», требуя от всех остальных стран региона соблюдать установленный ими порядок.

 Китай же, став одним из экономических лидеров региона, не готов приносить свои геополитические амбиции в жертву американской гегемонии. Страна делает ставку, в том числе на флот.

В составе китайских ВМС — почти тысяча кораблей, средний возраст которых не превышает 13 лет. 40% китайских кораблей вступили в строй в последние 10 лет. 

Военный бюджет Китая —  второй по объему в мире. В 2017 году он увеличится приблизительно на 7%, что составляет 1,3% от ВВП. В прошлом году военные расходы Китая составили 146 миллиардов долларов, увеличившись на 7,6%. За последние семь лет это минимальные темпы роста.

Если учесть, что «стратег» Белого дома Стивен Бэннон убежден в неизбежности войны с Китаем, перспективы выглядят не слишком обнадеживающими, отмечает La Tribune. По данным издания, военные расходы страны увеличились в десять раз за 15 лет, и Пекин готовится бросить вызов Вашингтону на море.

Европа вынуждена следовать за общемировой тенденцией. НАТО призывает членов альянса выполнить требование о выделении на оборону 2% ВВП. В настоящее время доля США в расходах НАТО достигла 75%.

Трамп неоднократно критиковал альянс и требовал, чтобы союзники платили больше за свою безопасность.

Наиболее активно наращивает расходы на войну Восточная Европа — на 8,4 %, до 93,9 млрд долларов, свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).

Как отмечает La Tribune, пока неизвестно, куда ведут нынешние перемены на международной арене, в одном сомнений нет: все перестали получать дивиденды от мира и, по мере возможностей, готовятся к обороне в обстановке обостренной нестабильности.

ВОЕННЫЕ ДИВИДЕНДЫ

Причины увеличивать военные расходы у всех свои, и они непохожи друг на друга, рассуждает директор Центр анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

«Например, Польша создает войска территориальной обороны, и все дополнительные деньги тратит на них, а не на регулярную армию. Предполагается, что в случае нападения со стороны России эти «партизаны» будут воевать против нас», — пояснил он.

Страны Балтии, руководствуясь похожими мотивами, вооружают регулярную армию и закупают вооружение, а также вернули военный призыв, добавил эксперт.

Китай традиционно находится в конфронтации с рядом стран своего региона, а Трамп объявил его чуть ли не главным врагом своей страны.

Пекин проводит активную внешнюю политику, и наращивает военный арсенал с учетом существующих угроз. Страна активно разрабатывает собственное оружие, в том числе, высокотехнологичное.

При этом, например, «соседняя Индия все дополнительные военные деньги тратит не на вооружение, а на пенсии бывшим военным», отмечает Пухов.

Что касается США, то Трамп отчасти возвращает кредит своему окружению, связанному с ВПК, которое сделало на него ставку в ходе выборов, а отчасти действительно стоит перед лицом необходимости перевооружаться.

В частности, США давно не вкладывались в переоснащение своей «ядерной триады» — стратегической авиации, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы.

Теперь подошел срок заняться этим, и речь идет о немалых деньгах.

Кроме того, действия Трампа в значительной степени продиктованы экономическими соображениями, добавляет заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Он прекрасно понимает, что военные расходы очень полезны для экономики. Это большие деньги, вложенные в высокотехнологичное производство и создание новых рабочих мест.

Об этом глава государства не может не думать», — отметил эксперт.

Свои причины и у Саудовской Аравии, которая находится на четвертом месте в мире по тратам на оборону. По данным SIPRI, в 2016 году страна увеличила военный бюджет на 17 %, что составило 80,8 миллиарда долларов. «Саудиты поддерживают оппозицию в ходе войны в Йемене, поэтому им надо наращивать вооружения», — считает Храмчихин.

ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИ

Россия, по официальным данным, напротив сокращает военные расходы.

Минфин заложил в проекте бюджета на 2017 года расходы по статье «национальная оборона» в 949 млрд рублей против 1,004 трлн рублей в 2016 году (сокращение около 5,5%).

Расходы по статье «нацбезопасность и правоохранительная деятельность» планируются в размере 1,27 триллиона рублей против 1,314 трлн рублей в 2016 году (сокращение около 3,3%). 

Однако не все статьи военных расходов России являются открытыми, констатирует заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. «Кроме того, в конце прошлого года Минфин увеличил секретные военные расходы на 800 млрд рублей — дополнительно к без малого 4 трлн рублей, которые уже были до того», — напомнил эксперт.

Увеличение секретных расходов продиктовано желанием правительства досрочно расплатиться по займам, которые оборонные заводы оформили для выполнения госзаказов.

«Из более 1 триллиона рублей кредитной программы будет закрыто порядка 800 млрд рублей», — уточнял глава Минфина Антон Силуанов.

По данным Зацепина, есть информация, что к концу этого года таким же образом к военным расходам будут добавлены еще 300 млрд рублей.

При этом, по его словам, военные расходы России в течение многих лет увеличиваются быстрее, чем у США и Китая. Рост доходил до 30% в номинальном выражении. «При этом тот же Китай наращивает военные расходы сопоставимо с темпами роста экономики вплоть до одного процентного пункта», — добавил эксперт.

По оценке SIPRI, Россия в 2016 году повысила расходы на военный бюджет на 8,1%, доведя их до 84,5 миллиарда долларов.

Составители доклада напоминают, что данное повышение военного бюджета было заранее запланировано Россией до начала кризиса на Украине, в рамках госпрограммы вооружений 2011-2020 годов.

В 2017 году в России возможен рост военного бюджета еще на 15%, однако из-за санкций он может быть снижен на 5%, полагают в институте. Расходы на оборону остались на прежнем уровне только в США и Латинской Америке, в других же странах они увеличились.

НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ МИРА

Эксперты затрудняются предположить, насколько рост военных расходов отразится на темпах перевооружения мировых армий. Как пишет La Tribune, перевооружение касается, прежде всего, стран Ближнего Востока и Африки, где происходят открытые военные конфликты.

«У региональных держав возникает соблазн пуститься в гонку вооружений, чтобы самостоятельно гарантировать свою безопасность.

Для торговцев оружием тут открывается огромный рынок, который с учетом всевозможных угроз может рано или поздно поставить нас на порог войны», — считает издание. 

По мнению Пухова, сейчас есть данные как за увеличение объемов торговли вооружением, так и за ее стагнацию.

Слишком много переменных, которые сложно поддаются расчетам — возможность обострения или, напротив, смягчения международной обстановки, экономическая составляющая, незапланированные траты, на которые придется пойти государствам. По его словам, причин для покупки оружия три, и военные действия — лишь одна из них.

Две другие — благоприятная экономическая ситуация, когда есть лишние деньги, и их можно потратить на оборону, и желание продемонстрировать потенциальным противникам свое могущество — имеют мало общего с вооруженным противостоянием.

В любом случае, стабильных регионов сейчас нет — болевых точек много и напряженность растет, — рассуждает Храмчихин. «Происходит крушение сложившейся после второй мировой войны системы мироустройства, а становление новой вряд ли произойдет спокойно.

Понадобится полный передел мира.

В этой ситуации закономерно, что одни вооружаются, другие убеждают вооружаться партнеров, а третьи — в нашем случае страны Азии — просто подходят к делу обстоятельно, желая стать центром нового мира, предварительно поспособствовав его переделу в свою пользу», — считает он.

Сейчас речь идет не об идеологии, а о борьбе за сферы влияния. Нечто подобное происходило перед началом Первой мировой войны, которая послужила толчком к глобальным мировым изменениям, заключил эксперт.

Источник: https://1prime.ru/articles/20170316/827255441.html

Гонка вооружений: сколько денег на это тратят государства

Вопросы, связанные с затратами на оборону, достаточно часто встают перед государствами, обладающими серьезными военными структурами и ведущими активную внешнюю политику. Достаточно поверхностное представление о том, что деньги, выделяемые на армию, не идут на пользу экономике, а расходы на эти цели не отвечают интересам общества, крайне распространены в обществе.

В России, всегда вынужденной выделять достаточно большие средства на защиту государства, эта тема также часто поднимается со стороны различных оппозиционных групп. Как в России, так и во множестве других государств распространена мифологема о том, что затраты на оборону вредны для экономики страны, а деньги на армию и оружие, активную внешнюю политику, лучше направить на образование, пенсии, социальные расходы, медицину и так далее.

Тут важно понять, что вложения во все вышеперечисленные отрасли действительно нужны для любого государства. Однако без сильной армии такое всегда государство оказывается во власти более сильного игрока на мировой арене, и его благополучие, перспективы экономического и социального развития уже мало зависят от воли населения этой страны.

Сила все еще решающий фактор

Миф о том, что упорный труд и ум значат в конкуренции государств больше, чем сила и хитрость в эпоху торжествующего «гуманизма» и западных ценностей, распространен не только среди обывателей, но и часто среди интеллектуалов и политиков. К сожалению, это не так.

Несмотря на либеральные мифологемы о конце истории, мирном сосуществовании народов, торжестве общечеловеческих ценностей и переводе военной конкуренции в экономическую сами страны-носители этих идей чуть ли не каждый день опровергают этот факт.

Для тех, кто хорошо знает историю, не будет секретом, что могущество Запада основано не столько на упорном труде и правильных «прогрессивных» воззрениях европейцев и американцев, сколько на грабеже всего мира, выкачивании ресурсов, порабощении, а иногда и уничтожении целых народов.

Многие интеллектуалы и энтузиасты полагали и до сих пор полагают, что с наступлением эпохи толерантности и либерализма, крахом «тоталитарных режимов», отказом от колониализма, все эти грехи западной истории остались в прошлом, а человечество вступило в новую фазу своего развития.

Однако на деле колониализм сменился неоколониализмом, а вторжение в слабые страны мира продолжилось уже под лозунгами «демократии» и «прав человека».

Более того, в каких-то своих проявлениях нынешний потребительский «дивный новый мир», стал гораздо более жестоким и беспощадным, чем прежний.

Политика США любому не ангажированному наблюдателю показывает, на чем в реальности основывается превосходство этой страны в мире.

Почему затраты на социалку и экономику не спасут безоружную страну

После краха СССР, произошедшего даже не столько благодаря усилиям американцев, сколько организованным усилиям значительной части советской элиты, российская элита и общество подпали под очарование западнических идей и откровенного американизма.

Читайте также:  Разделение вод на неве: что русские увидели в канун смутного времени

Россия, предельно лояльная к декларируемым США ценностям, отказывалась от своих интересов в пользу мнимого общечеловеческого сотрудничества, развития экономики и прочее. Все мы знаем, чем закончилась эта история.

От подобного отказа от суверенитета, развития армии не было не только никакой пользы для экономики, но и, более того, наши западные «партнеры» активно расширили свое военное присутствие у наших границ, активно содействовали откровенно террористическим группам (чеченские боевики) и успели развязать несколько войн в новом прекрасном мире без «холодной войны».

Все локальные региональные конфликты постсоветского периода ярко продемонстрировали, что страны, неугодные «мировому гегемону», которые вкладывали недостаточно средств в развитие своей армии, либо делали упор на социалку и на налаживание мирных отношений с Европой (Ливия при Каддафи), закончили очень плохо. Зато активно вкладывавшие в укрепление обороны Северная Корея и Иран все еще не разрушены войной.

То же можно сказать, про великую державу Китай, которая, казалось бы, не вела до последних лет активной внешней политики и сосредоточилась на экономическом развитии. Однако параллельно с этим, все эти годы Китай всячески укреплял и усиливал свой оборонный потенциал, что никак не помешало развитию его экономики.

Также, как никак не мешает развитию экономики США самый большой в мире военный бюджет.

Более того, в условиях, когда Штаты являются величайшим мировым должником, а американские рабочие и промышленники давно уступают и азиатским и европейским производителям по многим позициям, «старые добрые» американские авианосные группы, авиация и отряды морпехов, возможность организовать войну в любой точке мира, являются надежным гарантом выживания их экономики.

Многие несогласные с этой точкой зрения, приводят в пример страны Европейского союза. Однако ЕС достаточно много тратит денег на оружие, активно участвует в авантюрах США по всему миру и главное все еще зависит от них в политическом и военном плане, пользуясь американским «зонтиком безопасности».

Как мы видим, в истории с невыгодными экономическим антироссийскими санкциями, засильем мигрантов, подрывающих основы европейской стабильности, и в ряде других событий, такая защита оплачивается весомой ценой. При этом, если раньше США были готовы и имели возможность платить за европейскую оборонную расслабленность, то сейчас эта эпоха уходит в прошлое, и дело тут не только в Трампе.

Соотношение оборонных бюджетов

В России тема высоких затрат на оборонку также всплыла в ходе ведущихся политических кампаний. Активно эксплуатируются идеи о том, что одной из причин действительно существующего кризисного положения российской экономики являются непомерный рост затрат на оборону.

Взглянем на реальное положение дел. Оборонный бюджет России на этот год составляет около 46 миллиардов долларов. У США, как мы писали ранее, этот бюджет, составляет почти 700 миллиардов.

Допустим, мы примем на веру тезис о том, что нам не стоит тягаться с таким гигантом как США.

Но оборонные бюджеты других, вполне себе успешных экономически государств, также весьма высоки и часто превышают или равны российскому.

К примеру, военный бюджет Германии в прошлом году составлял — 45 млрд долларов (хотя Германия не ведет активной внешней политики), Южной Кореи — 33,7 млрд, Японии (вообще имеющей после второй мировой, минимальную армию) — 49 млрд Великобритания потратила на оборону в прошлом году — 53 млрд долларов, Франция — 43 млрд, Индия — 46 млрд, а Китай — 126 млрд

Как мы видим, бюджет страны, ведущей войну с террористами в Сирии и сталкивающейся с прямой угрозой не только «холодной», но и горячей войны со стороны США, далеко не самый выдающийся, а экономически развитые страны, не ведущие войн, тратят на оборону денег больше, чем «агрессивная Россия». Сильные мировые экономики также тратят весьма серьезные средства на оборону, прекрасно понимая важность этого фактора.

Без сомнения, сами по себе траты на вооружения и сильная армия не создадут современной высокотехнологичной или попросту сильной экономики и науки, а могущество тех же США (а до них, Великобритании), выстраивалось не только агрессией, но и умом, трудолюбием и предприимчивостью.

Однако для великих держав сильная армия все еще является стратегически важным экономическим активом, без которого все прочие могут легко обесцениться.

Источник: https://news.rambler.ru/other/42093415-gonka-vooruzheniy-skolko-deneg-na-eto-tratyat-gosudarstva/

Бюджет Пентагона против войны в Иране

Почему США стали лидером в этой гонке вооружений в тот момент, когда у них нет примерно равного по силам соперника, каким был Советский Союз?

Сегодня можно констатировать, что основной стратегической целью США после окончания холодной войны стало закрепление за Америкой статуса единственной сверхдержавы, единственного полюса в однополярном мире. Эта стратегия базируется на тех силовых факторах, которыми располагают Соединенные Штаты.

К ним, конечно, относится не только военная мощь, но и невоенные факторы силы. В первую очередь, экономическая мощь. На долю США приходится 20 с небольшим процентов мирового внутреннего валового продукта (ВВП), если брать по паритету покупательной способности.

А по обменному курсу — порядка 33 процентов. И вы правы, сегодня США тратят на военные нужды половину всех военных расходов мира. То есть мы видим сознательную стратегию, при которой экономическое могущество США подкрепляется наращиванием военной мощи.

Причем, на военный фактор Вашингтон сегодня делает больший упор, чем на какой-либо другой.

— Как это выглядит с точки зрения американского бюджета?

— Если говорить об американском бюджете, а известно — в США государство тратит через бюджет меньшую долю ВВП, чем в других развитых странах, то федеральный бюджет США составляет примерно 21 процент от ВВП. В европейских странах 35-40-45 процентов. У нас, кстати, примерно 17 процентов от ВВП.

Это очень важный показатель, потому что в каждой стране существует свой паритет цен, свои традиции и доля от ВВП, это объективный показатель, который говорит о приоритетах государственной политики.

Так вот, в разгар холодной войны, в 50-е годы, США тратили на военные цели примерно 10 процентов ВВП. Второй пик гонки вооружений был при президенте Рейгане — 6,5 процента ВВП в 1985 году. После окончания холодной войны доля военных расходов ВВП США упала до 3 процентов.

Сегодня она превышает 4 процента ВВП, и наблюдается дальше тенденция к росту. Таким образом, если смотреть на полувековой период, то в целом наблюдается тенденция к понижению доли военных расходов. Очевидно, это объективный фактор.

Но, в то же время, мы видим такие всплески, какие произошли при Рейгане и происходят сегодня при Буше-младшем.

— С чем это связано?

— В основе решения об увеличении военных расходов был тезис о том, что США должны использовать сложившуюся после распада Советского Союза ситуацию, чтобы уйти в отрыв от всего мира по военной мощи и сделать этот отрыв непреодолимым для любого другого государства, которое может попытаться соперничать с США в XXI веке.

Таким государством в США сегодня считается, в первую очередь, Китай.

И администрация Буша, ее правоконсервативное крыло, а также вице-президент Чейни и министр обороны Рамсфельд, являлись проводниками идеи о том, что Америка может безболезненно вернуться к уровню расходов времен холодной войны и, тем самым, навеки создать ситуацию, когда США останутся единственной сверхдержавой.

Но выясняется, что даже такая могущественная страна, как США, неизбежно сталкивается с определенными барьерами и лимитами наращивания военных расходов. Дело в том, что американский государственный бюджет сегодня состоит на две трети из защищенных статей.

Это  — социальное обеспечение, здравоохранение, образование. И эти расходы ежегодно индексируются. Конгресс не голосует за выделение средств на эти цели. Деньги выделяются автоматически. Получается, что всего лишь треть федерального бюджета ежегодно перераспределяется.

И вот эта треть бюджета примерно поровну делится между оборонными и невоенными расходами.

Но тут надо сделать оговорку, я позднее к этому вернусь. Наращивание военных расходов, которое произошло при Буше-младшем, достигло предела. «Пирог» не резиновый. Для того, чтобы дальше наращивать военные расходы, надо урезать защищенные статьи. Возникает проблема — американское общество явно не готово к тому, чтобы сокращать социальные расходы.

Буш в первую свою администрацию действительно придерживался курса «и пушки, и масло», когда лишний рост военных расходов лишь незначительно опережал рост социальных расходов. В этом его отличие от Рейгана. При Рейгане шла гонка вооружений и сокращались социальные расходы.

Помогал лозунг «СССР-империя зла». Сегодня его нет, и Буш резко увеличил расходы на образование, ввел программу бесплатного предоставления лекарств пенсионерам, а это очень дорогая услуга, которая обходится в сотни миллиардов долларов. Это называется «сострадательный консерватизм».

И только во время второй администрации Буш попытался ограничить рост социальных расходов. Эта попытка натолкнулась на сопротивление не только оппозиции, но и его собственной Республиканской партии.

Там понимают, что если они будут лишать своих избирателей привычных услуг, которые предоставляет государство, то это выйдет боком на выборах.

Источник: https://ria.ru/20060622/49885059.html

Военные расходы России в 2018 году составят 2,8 трлн рублей

'ТАСС/Ruptly'

МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Военные расходы не отразятся на социальных программах страны и не приведут к разрушению экономики — Путин.

Расходы России на закупки и содержание военной техники и вооружений в 2018 году составят 2,8 трлн рублей. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в четверг в ходе большой пресс-конференции.

'ТАСС/Ruptly'

«На следующий год предусмотрены военные расходы — 1,4 трлн (рублей — прим. ТАСС) на закупки и 1,4 трлн (рублей — прим. ТАСС) на содержание (военной техники — прим. ТАСС), то есть 2,8 трлн рублей. Это примерно 2,8% ВВП», — сказал глава государства.

«Если посчитать по действующему курсу, это примерно 46 с небольшим миллиардов долларов. В Соединенных Штатах сейчас уже подписан закон о военных расходах в $700 млрд. У нас 46, а там — 700, почувствуйте разницу», — заявил президент, отметив, что России $46 млрд достаточно.

«Можно, конечно, сказать что и этого много», — продолжил глава государства и напомнил, что в России есть известная шутка: кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.

И рассказал на эту тему анекдот. Бывший офицер спрашивает сына: «Сынок, у меня кортик был, ты не видел кортик?» Он отвечает: «Пап, не ругайся, поменял у мальчишки из соседнего двора на часы». Отец посмотрел: «Часы хорошие, молодец. А знаешь, вот придут к нам завтра бандиты, грабители. Меня убьют, маму убьют, сестру твою старшую изнасилуют, а ты выйдешь и скажешь: «Московское время 12:30».

«Мы же в вами не хотим такого развития событий. Поэтому будем уделять нужное внимание развитию армии и флота, не втягиваясь в гонку вооружений и не разрушая бюджет», — заключил глава государства.

При этом глава государства отметил, что военные расходы не отразятся на социальных программах страны. «Военные расходы у нас сбалансированы несколькими содержательными моментами. Первое, нам надо обеспечить свою безопасность, второе, сделать так, чтобы это не привело к разрушению экономики. Мы именно из этого исходим», — отметил Путин.

В конце сентября в сопроводительных документах к проекту бюджета страны отмечалось, что расходы на национальную оборону в 2018 году составят более 2,77 трлн рублей, что на 100 млрд рублей меньше, чем в 2017 году. Там также отмечалось, что бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» в 2019 году составят 2 798 497,4 млн рублей и в 2020 году — 2 807 994,3 млн рублей. —

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/4811933

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector