Гопники: когда они впервые появились

Окраина города. Уличные фонари, конечно же, не горят, и вы держите в руках телефон, освещая им бетонную тропинку.

Стемнело, опустело, похолодало – желание оказаться в теплой уютной квартире велико как никогда. Вдруг из недр детской площадки доносится залихватский свист. «Соловей-разбойник?» – думаете вы.

Но присмотримся внимательно: кто же это зовет нас сиплым голосом и неприветливо требует подойти к нему?

Гопники, гопы, гопари. Собирательно – гопота, гопьё. Мы встречались во дворах, на остановках общественного транспорта, в подземных переходах. Со временем из названия самой распространенной субкультуры это стало именем нарицательным. Выругался матом в маршрутке – гопник.

Не выбросил окурок в урну – гопник. Пьешь алкоголь на улице, громко смеешься на людях – гопник. Но мало кто задумывается над тем, какова история этой культуры, какие у нее есть правила и характерные особенности.

Мы решили развеять дымку неизвестности своим историческим экскурсом и рассказать все.

Гопники: когда они впервые появились

История гопников начинается не с лихих 90-х, как многие думают, а с конца XIX века. В дождливом и зябком Петрограде, на Лиговском проспекте создают Государственное общество призора. Сокращенно – ГОП. В него прибывают беспризорники и попавшиеся на мелком хулиганстве и краже дети.

Чуть позже, после Октябрьской революции 1917 года, Общество призора переименовали в Государственное общежитие пролетариата. Функция не изменилась, только юных нарушителей закона стало в несколько раз больше. Жители города начали звать воспитанников общежития «гопниками», а в обиходе появилось выражение: «Количество гопников измеряется в лигах».

А у невоспитанных людей спрашивали: «Вы что, на Лиговке живете?»

После Великой Отечественной войны, когда гопники еще не стали по-настоящему масштабным явлением, во дворах окраинных районов орудовала советская шпана. Их банды делились по районам и враждовали друг с другом, постоянно устраивая массовые потасовки. Милиция не вмешивалась, потому что шпана обходилась без серьезной уголовщины и не поддерживала связей с миром криминала.

Широкую известность термин «гопник» получил в конце 1980-х, в период перестройки. Это была единственная субкультура, которая не «забивала» за собой определенные музыкальные жанры и не противопоставляла себя массам.

Но культурное воздействие в итоге взяло свое – гопники начали использовать «бандитскую феню», придерживались «тюремных понятий» и чувствовали сердцем блатную воровскую романтику – грязную, но честную и пацанскую.

К лихим 90-м они стали полноценной частью культуры – с шансоном, позаимствованным у сидевших, спортивной одеждой, обусловленной дешевизной и огромным количеством подделок на районных рынках, а также аутентичными правилами и привычками.

Гопники: когда они впервые появились

Гопник гопнику рознь, не все придерживались установленных канонов. Всего несколько важных пунктов отличают гопника от обычного уличного хулигана и беспредельщика:

  • Правило #1: “Противники дерутся один на один”. Нападение толпой – то, на что шли в исключительных случаях.
  • Правило #2: «Не звать на помощь старших и не жаловаться им». Так как это проявление слабости и трусости, которое порицалось и наказывалось.
  • Правило #3: «У драки должна быть причина». Бить без причины – беспредел, который наказывается старшими.
  • Правило #4: «Бить можно, калечить нельзя». Дрались до первой крови и никогда не били человека, который решил разнимать дерущихся.
  • Правило #5: «Нельзя хвастаться тем, чего не делал». У человека всегда могли потребовать доказательства его геройских подвигов. В случае обмана хвастуну гарантировано всеобщее презрение.
  • Правило #6: «Не трогать влюбленных». Даже если «чужак» с другого района провожает свою девушку по чужой территории. Но стоит девушке переступить порог дома, как начинается разборка.
  • Правило #7: «Нельзя бить или оскорблять девушек». Но это правило не распространялось на девушек «легкого поведения» или тех, кто курит сигареты.
  • Правило #8: «Друзей сдавать нельзя» – никогда, ни под каким предлогом.

Гопники: когда они впервые появились

  • Спортивная одежда, прическа “ёжиком”, четки, кепка с козырьком или черная спортивная шапка на затылке (наиболее вероятная версия, что гопники копируют привычку дембелей, которые перед гражданкой носили фуражки подобным образом; другая легенда гласит, что во времена Киевской Руси мужчины таким образом показывали, что готовы к драке).
  • Исковерканные «тюремные понятия» – по «тюремным понятиям» нельзя называть представителем нетрадиционной сексуальной ориентации человека, который к ней не принадлежит. Более того, к гомосексуалистам нельзя притрагиваться, чтобы не “зашквариться».
  • Развязная речь, девиантное поведение, «патриотизм» – гопники принципиально предпочитают автомобили отечественного производителя.
  • Сидение на корточках – и очень важно, чтобы пятки не отрывались от земли. Так заключенные в местах лишения свободы отдыхали во время прогулок во дворе, чтобы не сидеть на холодном бетоне.

Гопники: когда они впервые появились

Как упоминалось в статье, чтобы не сойти за «беспредельщика», нельзя драться без причины. Потому конфликт нужно создать. Дальнейшее напоминает либо нехитрую шахматную партию, либо словесную дуэль. И каждый в состоянии ее выиграть, следуя простым советам:

  1. Не подходите если вас зовут: с чего вы должны выполнять его указания?
  2. Не здоровайтесь за руку: по «тюремным понятиям» вы не должны жать руку незнакомца. А если это не правильный пацан, а петух – и вы зашкваритесь?
  3. Не оправдывайтесь: ваше «но» будет расценено как слабость.
  4. Не переживайте: слабость только провоцирует их на агрессию.

Гопники: когда они впервые появились

Возможно, вы задавали сами себе этот вопрос. Отвечая на него, процитируем сатирический журнал для гопников и четких пацанов:

«Точно так же, как могучий тираннозавр путем эволюции превратился в голубя, гопник на наших глазах деградировал в тощего чувака с дурацкой стрижкой, который всем представляется как бренд-менеджер, а на самом деле работает в киоске «Евросеть», где сумел прикарманить достаточно денег на покупку подержанного «Ниссана Альмера», который он любит больше всего на свете».

Читайте также:  «черная мадонна»: насколько древняя эта икона

Культура гопников появилась на фоне послевоенного детства, бедности и народного единства, когда культивировался дух братства и взаимовыручки.

Своеобразный кодекс чести, стиль одежды, предпочтения в музыке и образе жизни – все это формировалось на протяжении века, трансформировалось и мутировало, пока не исчезло под современными, чаще всего политизированными, течениями. А что будет дальше – покажет время.

#bit.ua

Читайте нас у Telegram

Источник: https://bit.ua/2017/06/history-of-gopnik/

Гопники: когда они впервые появились

Гопники: когда они впервые появились

Каждый русский человек хоть раз в жизни встречался с гопниками. Однако не каждый житель России может сказать, в чем суть этого слова.

———————————————

Субъект гоп-стопа

Лингвисты, изучающие воровские традиции, уверены, что «гопник» — это человек, который совершает «гоп-стоп». Что это такое? Так на «фене» называют молниеносный уличный грабеж, когда жертву «берут на испуг». Отсюда «блатная» идиома — «взять на гоп-стоп».

Интересно, что «гоп-стоп» еще в XIX веке назывался «гоп со смыком». «Гоп» — означает прыжок, неожиданный удар, а «смык» происходит от глагола «смыкнуть» («шмыгнуть») — «быстро двигаться». Иными словами, тактика «гопника» заключается неожиданном налете на жертву и быстром уходе.

Опустившейся пьяница или бутлегер

Однако есть факты того, что в некоторых воровских сообществах еще в 1920—30 годы прошлого столетия гопниками называли вовсе не уличных грабителей, а опустившихся пьяниц. Сторонники этой версии утверждают, что слово «гопник» происходит от слова «гоп», которое имитирует щелчок по шее. Этот жест знает каждый русский — он означает «заложить за воротник».

Гопники: когда они впервые появились

Интересно, что этот жест использовали спекулянты алкогольными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году. Ряд лингвистов уверены, что изначально «гопниками» называли именно их, а потом слово распространилось на их «клиентов».

Это аббревиатура

Некоторые исследователи уверены, что родословную «гопников» следует искать в аббревиатуре ГОП («Городское Общество Призрения» или «Государственное Общежитие Пролетариата»). Якобы еще в конце XIX века в Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте было создано Государственное Общество Призрения, в котором содержались беспризорники и малолетние преступники.

После Октябрьской революции 1917 года в этом здании было организовано Государственное Общежитие Пролетариата, которое имело такие же функции. Обитателей ГОПа с Лиговки питерцы стали называть «гопниками». Появилось даже выражение «количество гопников измеряется в лигах».

Гопники: когда они впервые появились

Источник: http://aligency.ru/blogs/ccb501/gopniki-kogda-oni-vpervye-poyavilis/

Кто такие гопники и откуда они взялись?

Гопники: когда они впервые появились

Кого мы представляем, когда слышим слово «гопник»? Хамоватого парня в кепи, спортивных штанах и туфлях с кульком семечек или банкой пива. Ну, или мелкого преступника, который зарабатывает на жизнь, отнимая карманные деньги у школьников и мобильные телефоны у взрослых. Но кто такие гопники на самом деле? Рассказываем, откуда взялось это слово и кого так называли в прошлом веке.

Гопники — торговцы

По одной из версий слово «гопники» появилось в России в начале прошлого века, в период действия сухого закона — он был введен Николаем II в. 1914 году. Считается.

Что в то время любители выпить пользовались услугами нелегальных торговцев, которые предлагали свой товар простым жестом — легким хлопком ладонью по шее. А на словах такой жест, вернее, звук, который слышали окружающие, обозначали словом «гоп».

Именно поэтому спекулянтов вскоре стали называть гопниками, а затем и их клиентов — пьяниц. Впоследствии любовь к спиртному связали со склонностью к преступлениям, а слово «гопник» распространилось по всей стране.

Гопники — беспризорники

По другой версии, это слово произошло от названия «Городское общество призора», сокращенно — ГОП. Это общество располагалось на месте современной гостиницы «Октябрьская», на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге, и появилось оно еще в конце XIX века. В ГОП доставляли беспризорников и подростков, которые занимались грабежами и хулиганством, — на перевоспитание.

В 1917 году, после Октябрьской революции, на его месте было организовано другое заведение — Государственное общежитие пролетариата, но жили там все те же малолетние преступники.

А в скором времени среди петербуржцев появилось слово «гопники», которым называли жителей того самого общежития на Лиговке.

Более того, в Петрограде, а затем и Ленинграде невоспитанных людей было принято спрашивать: Вы что, на Лиговке живете? Ну, а через некоторое время гопниками стали называть молодых преступников по всей стране.

Гопники: когда они впервые появились

А что сейчас?

Сейчас «гопник» — это жаргонное слово, которым обозначают людей низкого социального статуса, малообразованных и не имеющих моральных ценностей. По мнению экспертов, эта прослойка состоит из агрессивно настроенных молодых людей с криминальными чертами поведения. К слову, этот термин до сих пор широко употребляется не только в России, но и в странах бывшего СССР.

Гопники за границей

Гопники: когда они впервые появилисьЧто означает слово «жид», и почему так называют евреев

Само собой, гопники существуют не только на постсоветском пространстве. Так, в Великобритании подростков с асоциальным поведением называют чав, в Польше — дресярами, а на латышском языке гопник — это урлас.

В Германии гопников называют сокращением от слова «асоциальный» — аззи, а в Ирландии их кличут не иначе как нэкерами. Свои гопники есть и в Австралии, только там они известны как боганы. В Колумбии эта социальная прослойка именуется ньеро, во Франции — ракаи, в Израиле — арсы.

Ну, а в Японии гопников «зовут» так же, как американцев в Англии — янки.

Ранее сообщалось, что в русском языке появился новый союз. 

По материалам дзен-канала «Грамотно!».

Источник: https://www.vgoroden.ru/zhizn/svobodnoe-vremya/kto-takie-gopniki-i-otkuda-oni-vzyalis

Гопники

Впервые это слово я услышала в Питере. Его произнёс невзрачного вида паренёк небольшого росточка. Он был страшно худым, ужасно прыщавым, и каким-то измождённо-печальным. Он так и сказал про себя самого: «Я – гопник!».

И сказано это было с какой-то грустной интонацией. Не зная смысла, я подумала, что гопник – это такой больной человек. Ну, по аналогии с астматиком или диабетиком.

Только спустя некоторое время узнала, что это жаргонное слово означает полукриминального представителя городской прослойки низкого социального статуса, причём представителя малообразованного и агрессивного. И мне стало интересно – как оно возникло.

***

Есть в Петербурге район Лиговка. Он назван в честь Лиговского проспекта, к которому и примыкает.

Это сейчас он облагорожен дорогими магазинами, бутиками, банками и салонами. Про его былую сомнительную репутацию знают только люди старшего и среднего поколения. А вот в царские времена и в советский период Лиговка имела весьма дурную славу. Это был криминальный район с очень нехорошей статистикой правонарушений.

В конце XIX-го века на углу Лиговского и Невского проспектов (там, где сейчас находится фешенебельная гостиница «Октябрьская»), было открыто Городское Общество Призрения.

Обращаю ваше внимание на старорежимное слово «прИзрение» — оно пишется через букву «И», и означает заботу или попечение о сиротах, нищих, калеках и больных. Короче, открыли приют для сирых и убогих.

Туда же доставлялись и подростки-беспризорники, которые промышляли мелкими кражами на близлежащем Николаевском (ныне Московском) вокзале. То есть, можете себе представить – атмосфЭра в том приюте царила очень специфическая.

Грянули революция и Гражданская война. Беспризорников стало в разы больше. Заведение-приют на Лиговском 10, сохранив прежнюю аббревиатуру, переименовали в Городское Общежитие Пролетариата.

Читайте также:  В каких банях на самом деле парились казаки

Но пролетариатом там и не пахло! Там пахло блатной воровской малиной! Там обитала мелкая молодая шпана, которая занималась уличными кражами и грабежом. К мальчишкам -карманникам стали подселять крестьян и люмпенов, хлынувших в Петроград со всей России после падения царского режима. И вновь прибывшие с большим энтузиазмом начали обучаться новым рискованным профессиям.

И через короткое время Городское Общежитие Пролетариата, или сокращённо ГОП, было обращено его обитателями в настоящий бандитский клуб, в котором царили воровские законы. Благодаря ГОПу преступность и без того бандитской Лиговки увеличилась в несколько раз.

Вот по этой аббревиатуре — ГОП — жители Петрограда и стали называть обитателей сего криминального заведения гопниками.

А в народном городском фольклоре даже появились остроумные поговорки о лиговских обитателях: «Количество гопников измеряется в лигах», «На улицу Наличную не ходи с наличными», и «В переулок Ильича не ходи без кирпича».

Гопники: когда они впервые появились Гопники: когда они впервые появились Санкт-Петербург Гопники История Интересное Жаргон Длиннопост

Источник: https://pikabu.ru/story/gopniki_6932584

Как появилось слово «гопник»

Гопники: когда они впервые появились

Знаете ли вы, как появилось и откуда пошло чисто питерское слово «гопник»? Если нет, то сейчас расскажу.

Впервые это слово я услышал в 1984 году в Ленинграде. Его произнёс невзрачного вида паренёк небольшого росточка. Он был страшно худым, ужасно прыщавым, и каким-то измождённо-печальным. Он так и сказал про себя самого: «Я – гопник!».

И сказано это было с такой грустной интонацией, что я расчувствовался. Не зная смысла этого хулиганского слова, я подумал, что гопник – это такой больной человек. Ну, по аналогии с астматиком или диабетиком.

Вот такой мне, наивному провинциальному юноше, попался совершенно не борзый ленинградский гопарь.

Если бы он был более дерзким, попытался бы у меня отжать деньги, или хотя бы спросил: «Ты с какого района?» или «Ты кто такой по жизни?», вот тогда бы я врубился кто такой гопник.

Только спустя некоторое время до меня дошло, что это жаргонное слово означает полукриминального представителя городской прослойки низкого социального статуса, причём представителя малообразованного и агрессивного. И только в зрелом возрасте я узнал – как оно возникло.

Спешу поделиться с теми, кто ещё не знает.

Есть в Петербурге район Лиговка. Он назван в честь Лиговского проспекта, к которому и примыкает.

Это сейчас он облагорожен дорогими магазинами, бутиками, банками и салонами. Про его былую сомнительную репутацию знают только люди старшего и среднего поколения. А вот в царские времена и в советский период Лиговка имела весьма дурную славу. Это был криминальный район с очень нехорошей статистикой правонарушений.  

В конце XIX-го века на углу Лиговского и Невского проспектов (там, где сейчас находится фешенебельная гостиница «Октябрьская»), было открыто Городское Общество Призрения.

Обращаю ваше внимание на старорежимное слово «прИзрение» — оно пишется через букву «И», и означает заботу или попечение о сиротах, нищих, калеках и больных. Короче, открыли приют для сирых и убогих.

Туда же доставлялись и подростки-беспризорники, которые промышляли мелкими кражами на близлежащем Николаевском (ныне Московском) вокзале. То есть, можете себе представить – атмосфЭра в том приюте царила очень специфическая.

Грянули революция и Гражданская война. Беспризорников стало в разы больше. Заведение-приют на Лиговском 10, сохранив прежнюю аббревиатуру,  переименовали в Городское Общежитие Пролетариата.

Но пролетариатом там и не пахло! Там пахло блатной воровской малиной! Там обитала мелкая молодая шпана, которая занималась уличными кражами и грабежом. К мальчишкам-карманникам стали подселять крестьян и люмпенов, хлынувших в Петроград со всей России после падения царского режима. И вновь прибывшие с большим энтузиазмом начали обучаться новым рискованным профессиям.

И через короткое время Городское Общежитие Пролетариата, или сокращённо ГОП, было обращено его обитателями в настоящий бандитский клуб, в котором царили воровские законы. Благодаря ГОПу преступность и без того бандитской Лиговки увеличилась в несколько раз.

Вот по этой аббревиатуре  — ГОП — жители Петрограда и стали называть обитателей сего криминального заведения гопниками.

А в народном городском фольклоре даже появились остроумные поговорки о лиговских обитателях: «Количество гопников измеряется в лигах», «На улицу Наличную не ходи с наличными», и «В переулок Ильича не ходи без кирпича».

Источник: http://polzam.ru/index.php/istorii/item/649-kak-poyavilos-slovo-gopnik

Журналист Onliner.by Дмитрий Мелеховец: скоро гопники из 90-х покажутся нам ангелочками

Дмитрий Мелеховец — журналист Onliner.by. Коренной пинчанин. Готов принять любую философию или точку зрения, в случае если они не несут вреда никому, кроме себя самого. Лютый враг любого навязывания. Считает, что мы сами должны выбирать нормы и принципы и всегда следовать им.

Лет в семь впервые услышал «Гражданскую оборону». Нарисовал себе образ потустороннего и непостижимого Летова и нырнул в другой мир, где жил Курт Кобейн, Игги Поп и Лемми Килмистер.

Там было весело, но снаружи все время кто-то стучал и просил сделать потише. Ну, как просил… Требовал, угрожал и вел себя довольно агрессивно.

За любовь к рок-музыке зубов я так и не лишился, а гопник тем временем замаскировался под человека и исчез как вид (отдельные экземпляры не берем — они для декорации).

На миг показалось, что наступили свободные времена, где за взгляды бьют только в х, а вкусы и предпочтения получили право мутировать до состояния липкой и невнятной субстанции совершенно безнаказанно. Возможно, расслабились мы рано: на востоке активно оформляется легион новых супергопников, который имеет все шансы прийти и к нам.

Читайте также:  «запретные дни»: когда супруги спали в разных постелях на руси

Первые «зараженные» были замечены в 2011 году в одном из поселков Забайкальского края. Группа подростков напала на товарную контору и жестоко избила сторожа. Правоохранители стали искать виновных и задержали двух подозреваемых. Позже выяснилось, что парни причисляли себя к новой субкультуре, основанной на догматах тюремного кодекса АУЕ (Арестантский уклад един).

Живущих по тюремным понятиям и пропагандирующих идеи нового течения в поселке оказалось около двух десятков. Молодежь от 15 до 22 лет терроризировала школы и устанавливала там свои порядки, ставила «смотрящих» в каждом классе, собирала с одноклассников деньги «в общак», которые потом передавала в местную колонию.

Как и любая инфекция, эта стала расползаться и захватывать все новые свободные земли. Примерно через два года учащиеся читинского ПТУ устроили массовые беспорядки и даже захватили заложников. В том же регионе были совершены нападения на полицейских.

В школах стали появляться столы для «опущенных», школьникам наливали суп в ладони и заставляли есть именно так, избивали всех несогласных и всячески издевались.

СМИ сообщали о том, что в некоторых детских домах вместо слова «ученик» подростки стали использовать термин «арестант», все без исключения дети волей-неволей стали частями тюремной иерархии, созданной на свободе. Последовала череда самоубийств доведенных до ручки подростков.

Кажется, что все это — сценарий очередного нелепого фильма, снятого амбициозным российским режиссером, но это, к сожалению, не так.

В последние годы «забавы» «ауешников» зашли слишком далеко. После очередного конфликта 16-летние подростки вместе с настоящими представителями криминальной среды убили школьника и его отца, а после ограбили их квартиру из-за того, что их сверстник отказывался отдавать деньги «в общак».

Череда зверств все же заставила власти задуматься и обратить внимание на проблему. В прошлом году Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека озвучил пугающую информацию: под контролем АУЕ находятся учебные заведения в 18 регионах России, включая Подмосковье. Сегодня выздороветь без последствий уже сложно: слишком много органов поражено.

О массовости беды сигналит и еще один факт: появление рекламы, ориентированной на любителей тюремной атмосферы. Буквально полторы недели назад российский банк опубликовал в Instagram пост с объявлением о снятии платы за обслуживание для молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, мотивируя это тем, что «Молодым платить не по масти».

Также в рекламе фигурировали фразы: «Карта в радость, кешбэк в сладость» и «Деньги в пластик, АУЕ»… Пост вскоре удалили, но сослалось руководство не на ошибку, а на неправильную интерпретацию. Мол, из-за некорректной работы таргетинга рекламу увидела не молодежь, которой это должно было понравиться, а представители старшего поколения.

Можно было бы не думать о проблемах соседей, не будь у нас привычки донашивать игрушки, которые другим надоели. Так было с эмо, диггерами, сталкерами, руферами и даже абсолютно зверской подростковой игрой «Синий кит», конечной целью которой являлось самоубийство.

Я не против субкультур. Многие из них несут не больше вреда, чем любовь к компьютерным играм или страсть к футболу. Но главная их прелесть — добровольность. Не хочешь играть на расстроенной гитаре и зависать в подвале — твое право.

Здесь же все куда сложнее: никто не спрашивает школьника, хочет ли он сдавать деньги зэкам на чай и сигареты и за каким столом желает сидеть.

Любой шаг и даже положение в маленьком обществе диктуются негласным документом, придуманным на зоне.

Надежда на то, что в этот раз нас пронесет и очередное помешательство сделает хороший крюк и не пустит корни на пока здоровой земле, погибла после общения с инспектором по делам несовершеннолетних, много лет работающим с трудными подростками в Минске и регионах. «Мы ждем», — неожиданно ранил правоохранитель.

Со слов милиционера, в течение последнего года они активно мониторят социальные сети, ездят в детские дома и общаются с учителями и воспитателями, чтобы не допустить зарождения инфекции, иначе ее будет уже не остановить. Пока инцидентов выявлено не было, хотя некоторые ценители тюремной эстетики и проявляют активность в интернете.

— Пока за рамки социальных сетей это не вышло. Есть подростки, которые состоят в тематических сообществах, репостят странные записи с фразочками вроде «фарту масти» и «жизнь ворам», но дальше этого не идут.

Таких товарищей мы контролируем и активно наблюдаем за их аккаунтами: сегодня он может троллить в х, а завтра строить свои порядки в школе.

Игру «Синий кит» мы проглотили, где гарантии, что не наедимся АУЕ? — рассуждал работник управления охраны правопорядка и профилактики.

Конечно, в рейтинге суровости мы сильно уступаем магаданским селам или окраинам Читы, но до недавнего времени о бушующей дедовщине в некоторых белорусских частях многие тоже не догадывались. Для всеобщего разлада хватает и нескольких отморозков. Надеюсь, в этом случае мы сумеем среагировать до того, как что-то случится, и не будем до последнего закрывать глаза и молчать.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: https://people.onliner.by/opinions/2017/11/10/mnenie-806

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector