Как донские казаки поступали с шпионами

«21 августа 1937. Приехавший из Ленинграда Э.П. Гарин рассказывает, что в гостиничном номере К.Н. Виноградской на ее глазах застрелился ее любовник — инженер или директор большого завода, ждавший ареста».

«25 августа 1937. Вышел из театра, поднимаюсь по улице Горького — навстречу К.Н. Виноградская. Сразу понимаю, что рассказанное Гариным правда: она выглядит почти страшно. Небрежно запудренное лицо осунулось. Под глазами синяки. Как-то необыкновенно мне обрадовалась и, волнуясь, тут же стала все рассказывать. К рассказу Г. прибавилось несколько страшных подробностей».

«25 сентября 1937. Полдня провел с Виноградской. Она немного пришла в себя, но говорит, что уверена, что больше не сможет работать по-прежнему. И верна себе — от идеализации своего погибшего любовника уже постепенно начинает переходить к тому, что она в нем, «может быть, ошиблась»».

Дневники драматурга Александра Гладкова 1936-1938 годов — самая потрясающая публикация за многие годы: оргия арестов на фоне упоения радостями жизни и сексуальных эскапад автора.

Женщина, на глазах у которой после секса стреляется любовник,— это уже потрясает. Но потрясает вдвойне, если знать, что Катерина Виноградская — сценаристка «Партийного билета».

Фильма об убийце и шпионе Павле (Андрей Абрикосов), разоблаченном женой — ударницей Анной (Ада Войцик).

Писательница стала героиней собственного, воплотившегося вымысла. Точнее говоря, жизнь адаптировала вымысел, а автор убеждает себя, что в жизни все было, как в кино, а она ошиблась в любимом. Кино было правдой, жизнь — неправда.

Как донские казаки поступали с шпионами

«Партийный билет» стал синонимом людоедства: жена доносит на мужа. Разговор о нем за пределами «парадигмы Павлика Морозова» предосудителен. Но Пырьев — не Чиаурели, «Партийный билет» — не «Клятва», а полнокровный, странный и страстный фильм.

Пырьев, создатель Союза кинематографистов и Высших режиссерских курсов, добрый гений, среди прочих, Григория Чухрая,— удивительная фигура.

Подпасок-сирота, в 14 лет сбежавший из алтайского села Камень на Первую мировую и вернувшийся с нее с двумя «Георгиями».

Павел — тоже, кстати, сибиряк, и трудно отделить его классовую ненависть к советской власти от ненависти советского Растиньяка к столице, завоевание которой неизбежно начинается с демонстрации собственной униженной безобидности для столичных жителей.

Пырьев — тот самый актер «Леса» Мейерхольда, чей зеленый парик стал синонимом «мейерхольдовщины». Снимая «Кубанских казаков», жаловался: я же мейерхольдовец, я мечтаю о Достоевском. «Белые ночи» (1959) и «Братьев Карамазовых» (1968) он успел снять перед седьмым инфарктом. «Мертвые души» по сценарию Булгакова — не позволили.

Пырьев — это не «Кубанские казаки», но, увы, и не Достоевский. Пырьев — «Партийный билет».

Кое-что уточним. Анка не доносит на мужа, а пытается застрелить. Не за измену родине, а за обманутую любовь. Павел выкрал ее партбилет, чтобы в горком проникла некая женщина: ассоциация с Николаевым, убийцей Кирова. Анку исключили из партии благодаря пламенной речи Павла о бдительности. То есть это фильм о доверии как основе советской жизни, на которую покушаются враги.

Хотя одновременно и о том, что никому доверять нельзя. Павел устроил и сам же ликвидировал, жестоко обгорев, аварию — лишь бы втереться в доверие. Помнится, в романе Веры Кетлинской (ее муж, писатель Александр Зонин отсидит шесть лет) «Мужество» был инженер, которому в китайском застенке вырвали ногти. Что бы вы думали? Шпион. А ногти ему для «легенды» под наркозом удалили.

В двусмысленности — тайна, ужас и обаяние (если угодно, отрицательное) фильма, воплотившего двусмысленность переживания людьми эпохи.

Принято противопоставлять мюзиклы Григория Александрова реальности 1930-х: тут поют и пляшут, там казнят, а песни-пляски камуфлируют террор. У Пырьева и поют, и казнят: «Партийный билет» — почти мюзикл.

Трагический мюзикл: Пырьев ощущал нераздельность радости и ужаса, эту «музыку эпохи», засвидетельствованную Гладковым.

Уже в его замечательном «Конвейере смерти» (1933) немецкие девушки-работницы задорно кружились под музыку, отгораживаясь от кошмаров великого кризиса.

Начинается «Партийный билет» как безусловный мюзикл. Первомайское гуляние на маняще, почти сексуально расцвеченной огнями Москве-реке, рабочая компания распевает о лучшем городе земли под треск фейерверков. У Яши, соперника Павла в любви и его будущего разоблачителя, замашки конферансье из мюзик-холла.

Музыку Павел использует как неотразимое оружие. «Ты любовь нашу бросила с моста в полноводную реку Иртыш»: это он поет под окнами Анки, околдовывая ее.

«Для лиц второй группы первой категории требуются рекомендации двух членов партии» — а эти строки партийного устава он напевает под гитарный перебор наедине с собой, обмозговывая, как проникнуть в ряды ВКП(б).

Как донские казаки поступали с шпионами

Но музыка и выдает Павла. Опьянев от череды удач — признан героем, член партии, муж Анки, а теперь и на военный, номерной завод нашел лазейку,— бросается к роялю, поет про тот же Иртыш и вдруг, приоткрыв на секунду свое истинное лицо, срывается на истерический монолог, нет, не врага, а того же Растиньяка, мстящего столице.

Лицо между тем у врага замечательное. Павел — это вам не троцкист в пенсне, не какой-то богемный прощелыга, не японский диверсант, прикидывающийся глухонемым бирюком.

Павла играет Абрикосов, и этим все сказано: удалой Гаврила Алексеич («Александр Невский»), Федор Колычев («Иван Грозный»). Русский богатырь с ямочкой на подбородке.

И в фильм он врывается, как врывались только безусловно положительные, воплощающие разбуженные революцией народные силы герои: прыгает с набережной на ялик с гуляками.

Вообще-то, это где угодно — вопиющая наглость: отдать такую роль такому актеру. У Хичкока в «Подозрении» (1941) Кэри Грант сыграет мужа, которого героиня подозревает в намерении отравить ее. Но у Хичкока подозрения развеивались: безусловно положительная актерская «кредитоспособность» Гранта была спасена.

Кстати, о Хичкоке. Шпиономания накануне Второй мировой войны была «общечеловеческой ценностью», а не исключительно советской. В январе 1937 года на английские экраны выйдет хичкоковский «Саботаж».

Жена владельца кинотеатра, носящего нехорошее в своей загадочности имя Верлок, разоблачит в нем, да, шпиона, диверсанта и убийцу своего младшего братика, подорвавшегося, пусть и случайно, на бомбе, которую злодей поручил ему отнести по некоему адресу.

Когда мир сходит с ума, он делает это единодушно.

Как донские казаки поступали с шпионами Как донские казаки поступали с шпионами

«Борцы» (СССР, Густав фон Вангенхайм) — первый в мире антифашистский фильм создан немецкими политэмигрантами, в основном вскоре репрессированными. Пьянка штурмовиков — прообраз оргии из «Гибели богов» (1969) Висконти.

Как донские казаки поступали с шпионами

«На дне» (Франция, Жан Ренуар) — Ренуар озарил солнцем своего жизнелюбия горьковскую ночлежку: у Васьки Пепла (Жан Габен) и Наташи все будет хорошо. Сценарий Евгения Замятина.

Как донские казаки поступали с шпионами

«Ярость» (США, Фриц Ланг) — голливудский дебют политэмигранта, которому Геббельс сулил роль «нацистского Эйзенштейна». В линчевании «чужака», обвиненного в похищении ребенка, Ланг узнал бесчинства штурмовиков, от которых бежал.

«Заключенные» (СССР, Евгений Червяков) — вымученный фильм ленфильмовского гения, погибшего на войне. Гимну «перековки» заключенных, с которой носился Ягода, угораздило выйти в прокат накануне ареста самого шефа НКВД.

Как донские казаки поступали с шпионами

«У самого синего моря» (СССР, Борис Барнет) — Пьеро, Арлекин и Коломбина в рыболовецком колхозе на Каспии: Алеша и Юсуф, спасшиеся с утонувшего судна, чудят от любви к бригадиру Машеньке. Самый воздушный, счастливый, свободный фильм мирового кино.

Как донские казаки поступали с шпионами

«Искатели мечты» (СССР, Владимир Корш-Саблин) — великие Мария Блюменталь-Тамарина и Вениамин Зускин сыграли супругов Дойру и Пиню в фильме о евреях, нашедших свое счастье в солнечном Биробиджане.

Принесение в жертву самых близких людей — не «синдром Павлика Морозова» и не ноу-хау советской пропаганды. Особую беспощадность проявлял Голливуд — что времен боевого братства с СССР, что антисоветский. В «Хранительнице пламени» (Джордж Кьюкор, 1942) героиня убивала мужа, обнаружив, что он подготовил фашистский переворот в США.

В «Конспираторе» (1949) Виктора Сэвилла жена разоблачала мужа-генштабиста — прикинувшегося страстно влюбленным в нее ирландца, который из ненависти к англичанам стал агентом советского резидента Радека.

В «Моем сыне Джо» (1952, Лео Маккэри) благообразные старички-родители, догадавшись по непочтительным речам своего сына Джо об американской демократии, что он — советский шпион, поступили, как подобает честным патриотам. Из советского кино можно вспомнить «Над Тиссой» (Дмитрий Васильев, 1958).

Диверсант Кларк проникал в советское Закарпатье под видом героя войны Ивана Белограя, убитого шпионом Скибой. Белограй по переписке влюбился в ударницу Терезию Симак, к которой как раз и направлялся, когда погиб: теперь его место в доме красавицы займет Кларк.

Вход бесплатный по предварительной регистрации на сайте кинотеатра «Пионер», 6 июня, 21.30

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2996189

Главный казак Гитлера. Как атаман Краснов переступил черту

Как донские казаки поступали с шпионами

Около половины девятого вечера 16 января 1947 года во двор Лефортовской тюрьмы вывели шестерых человек. Все происходило молниеносно — через несколько минут приговоренным уже надели петли на шею. Среди шестерых заметно выделялся старик лет восьмидесяти, которому, судя по его виду, и так оставалось недолго жить на свете.

Но снисхождения он не заслужил. В 20 часов 45 минут петля на шее Петр Краснова затянулась…

Главный раскол русской эмиграции

Через сто лет после окончания Гражданской войны многим кажется, что Белое движение являлось сплавом единомышленников, полных чести и достоинства — чистые помыслы о будущем России, наглаженные белые мундиры, балы, красавицы, вальсы Шуберта, хруст французской булки…

В действительности антибольшевистские силы представляли из себя пеструю массу, где социалисты были перемешаны со сторонниками монархии, идеалисты оказывались в одном строю с борцами за личную выгоду, а готовые к самопожертвованию растворялись среди множества насильников, убийц и мародеров. Лидеры белых, враждовавшие во время войны, перенесли свой конфликт в эмиграцию.

Бывший глава Добровольческой армии Антон Деникин терпеть не мог бывшего атамана Всевеликого Войска Донского Петра Краснова. В 1941 году между Деникиным и Красновым пройдет главный водораздел русской эмиграции.

По одну сторону останутся те, кого десятилетия спустя будут называть противоречивыми фигурами, а по другую — те, кто уже никогда не отмоется от позорного клейма «предателя».

Но до этого выбора в жизни Краснова было много значимых событий.

Как донские казаки поступали с шпионами

Потомок древнего рода

Казачий род Красновых — древний и знатный. Родоначальником его был Иван Козьмич Краснов, прошедший путь от рядового казака до генерал-майора. В 1812 году 60-летний отставной воин вернулся в строй, чтобы сражаться с французами. Он был смертельно ранен в бою у Колоцкого монастыря.

Внук Ивана Козьмича, Иван Иванович Краснов, не только дослужился до звания генерал-лейтенанта и должности командира лейб-гвардии Казачьего полка, но и прославился на литературном поприще.

Отец Петра Краснова, Николай Иванович Краснов, отличился во время Крымской кампании и при подавлении очередного польского восстания. Как и его предки, Николай Краснов завершил службу в чине генерала.

Петр Краснов родился в Петербурге 22 сентября 1869 года. Происхождение делало военную карьеру неизбежно, и хотя он начинал учебу в гимназии, затем перевелся в Александровский кадетский корпус. В декабре 1888 года Краснов окончил Павловское военное училище, оказавшись лучшим в своем выпуске.

После нескольких лет службы в лейб-гвардии Атаманскому полку ему стали поручать ответственные миссии. По высочайшему повелению в 1897 году Краснов был начальником конвоя дипломатической миссии в Аддис-Абебу.

В 1901 году он был командирован военным министром на Дальний Восток для изучения быта Маньчжурии, Китая, Японии и Индии.

Краснов демонстрировал и литературный талант, благодаря которому во время русско-японской войны 1904-1905 годов он стал военным корреспондентом.

Ненадежное честное слово

В 1910 году он дослужился до полковника. Потом была служба на границе с Китаем, а в 1913 году Краснова назначили командиром 10-го Донского казачьего генерала Луковкина полка, базировавшегося на границе с Австро-Венгрией.

Читайте также:  Кто принес в россию традицию золочения церковных куполов

Во время Первой мировой войны Петр Краснов не раз отмечался наградами. Уже осенью 1914 года его произвели в генерал-майоры, а в 1915 году под его начало была передана 2-я Сводная казачья дивизия. С ней генерал отличился во время Брусиловского прорыва.

Несмотря на свои монархические взгляды, Краснов старался держаться подальше от политики. Его арестовали после мятежа Корнилова, но затем отпустили, не найдя в действиях генерала состава преступления.

Октябрьскую революцию Краснов не принял категорически. Сразу после захвата власти в Петрограде он, будучи командиром 3-го конного корпуса, предпринял попытку восстановить правительство Керенского. Поход на Петроград завершился провалом.

Керенский бежал, а Краснов попал к большевикам в плен.

То был романтический период революции. Врагов отпускали под честное слово, что «они больше не будут». Вот и Краснов пообещал, что воевать против Советской власти не будет. И практически сразу уехал на Дон, начав вооруженную борьбу. Спустя много лет генерала спрашивали про обещание, данное большевикам. «Не считал себя обязанным его соблюдать», — отвечал Краснов.

Как донские казаки поступали с шпионами

Мятежник или марионетка? Как Корнилов стал жертвой интриг Керенского

Подробнее

Казачья республика

Когда в мае 1918 года казаки захватили Новочеркасск, Краснов объявил о создании казачьей республики, получившей название Всевеликое Войско Донское.

Эта претензия на государственность была одной из причин, по которой у Краснова не сложились отношения с Деникиным. Антон Иванович небезосновательно усмотрел в этом стремление к сепаратизму, что для него, сторонника «единой и неделимой России», было неприемлемо.

Второй причиной было то, что Краснов искал помощь не у союзников по Антанте, а у… вчерашнего врага — Германии.

Император Вильгельм II, которому атаман обещал нейтралитет казаков, обеспечил военные поставки Всевеликому Войску Донскому, за которые казаки расплачивались продовольствием.

Капитуляция Германии в Первой мировой войне поставила Краснова в тяжелое положение. Ему пришлось идти на объединение с Добровольческой армией Деникина, который в феврале 1919 года добился его отставки. Атаману пришлось уехать за границу.

В 1920-х годах Краснов был одним из лидеров «Братства русской правды» — организации, рассчитывавшей свергнуть большевиков при помощи пропаганды и диверсионно-террористических методов. Девиз организации «Мы незримы, но мы везде» оказался верным только в первой части.

Отчеты БРП звучали громко, но даже в эмиграции многие считали, что «Братство» больше рассказывает об успехах, чем их добивается.

В 1930-х годах деятельность организации была свернута из-за отсутствия финансирования.

«Эта война не против России, но против коммунистов…»

Краснов, получивший германское гражданство, быстро увлекся идеями Гитлера и задолго до начала Великой Отечественной войны рассуждал о том, что Третий Рейх станет силой, которая победит большевизм.

Гитлеровцы были заинтересованы в привлечении русских эмигрантов. И тут настало время того самого выбора, о которым мы уже говорили. Деникин сотрудничать с немцами категорически отказался. Краснов — с радостью согласился.

Это не было формальным согласием. 22 июня 1941 года Краснов выступил с воззванием: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов… Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру! Пусть совершат они то, что сделали для Пруссии русские и в 1813 г.».

Позиция Краснова многих подталкивала к сотрудничеству с нацистами.

К концу 1941 года в составе гитлеровских войск действовали: 444-я казачья сотня в составе 444-ой охранной дивизии, 1-я казачья сотня 1-го армейского корпуса 18-й армии, 2-я казачья сотня 2-го армейского корпуса 16-й армии, 38-я казачья сотня 38-го армейского корпуса 18-й армии и 50-я казачья сотня в составе 50-го армейского корпуса той же армии.

Осенью 1942 года в Новочеркасске с разрешения немецких властей прошёл «казачий сход», на котором был избран штаб Войска Донского. Формирование крупных казачьих частей для войны СССР шло за счёт привлечения населения Дона и Кубани, недовольного советской властью, набора из числа советских военнопленных, а также за счёт дополнительного притока из эмигрантской среды.

Сформировались два крупных объединения казаков-коллаборационистов: Казачий стан и 600-й полк донских казаков. Последний потом станет основой 1-й казачьей кавалерийской дивизии СС, а затем — 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС под командованием Гельмута фон Паннвица.

С фюрером до конца

Краснов стал автором текста казачьей присяги, которая звучала так: «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Евангелием в том, что буду Вождю Новой Европы и Германского Народа Адольфу Гитлеру верно служить и буду бороться с большевизмом, не щадя своей жизни до последней капли крови. Все законы и приказания, от поставленных Вождем Германского Народа Адольфа Гитлера начальников отданные, по всей силе и воле исполнять буду. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение сей клятвы целую Слово и Крест Спасителя моего. Аминь».

Уже отгремела Сталинградская битва, а атаман весной 1943-го в журнале «На казачьем посту» писал так: «Идите в германские войска, идите с ними и помните, что в Новой Европе Адольфа Гитлера будет место только тем, кто в грозный и решительный час последней битвы нелицемерно был с ним и германским народом».

Как донские казаки поступали с шпионами

История большой лжи. Миф и правда о Варшавском восстании

Подробнее

Краснов был последователен в своей линии.

Уже после того, как немцев разбили на Курской дуге, атаман, до того не занимавший официальной должности, стал начальником Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий.

Антипартизанские акции на территории Белоруссии, участие в подавлении Варшавского восстания, карательные акции в Югославии, многочисленные акты насилия в отношении мирного населения — казаки, воевавшие на стороне Гитлера, замарались в крови по шею.

После того, как в 1944 году состоялось неудачное покушение на Гитлера, Петр Краснов поспешил отправить фюреру телеграмму: «Казачьи войска, перешедшие на сторону Германии, с глубоким негодованием и возмущением узнали о гнусном и подлом покушении на Вашу жизнь. В чудесном спасении Вашем они видят великую милость всемогущего Бога к Германии и казакам, Вам присягнувшим, и залог полной победы Вашей над злобным, жестоким и не стесняющимся в средствах борьбы врагом. Живите многие годы, наш Вождь Адольф Гитлер».

С лета 1944 года немцы стали перебрасывать казаков в Италию для борьбы с местными партизанами. В феврале 1945 года туда приехал Краснов.

Он надумал создать в Италии «казачью республику» — разумеется, с самим собой во главе. На это атаман рассчитывал получить разрешение у Гитлера.

Казаки начали выгонять из занятых ими деревушек местное население, переименовывая населенные пункты на свой манер.

Приговор обжалованию не подлежит

Наверное, маниакальное упорство, с которым Краснов до последнего хранил верность нацистам, и заставило союзников принять решение о выдаче казаков Советскому Союзу.

Рассказы о том, что выданные в Лиенце в мае 1945 года казаки были поголовно расстреляны или сгинули в ГУЛАГе, — неправда.

Большинство из тех, кто был осужден, в 1955 году были амнистированы в соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупационными властями в период Великой Отечественной войны».

В 1990-х эти «ветераны», до того помалкивавшие о своих подвигах, стали с удовольствием беседовать с журналистами. Хорошо хоть, не дошло до придания им того статуса, которые на Украине получили бандеровцы, а в Латвии и Эстонии — бывшие эсэсовцы.

С Красновым и другими предводителями казаков, воевавших на стороне Третьего Рейха, поступили жестко. На процессе, состоявшемся 15-16 января 1947 года, им был вынесен смертный приговор.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР №39 от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников» Петру Краснову полагался не расстрел, а виселица. Атаман заслужил ее, как никто другой.

Как донские казаки поступали с шпионами

Расплата в Лиенце. История русских казаков, присягнувших Гитлеру

Подробнее

По сию пору делаются попытки добиться реабилитации Краснова. Отдельные активисты на Кубани увековечивают его память.

Предприниматель Владимир Мелихов в станице Еланской Шолоховского района установил мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками». Центральная часть мемориала — памятник Краснову.

Власти разводят руками — вся эта «красота» стоит на частной территории, а значит, сносу не подлежит.

Авторы брошюр о Краснове как «борце с большевизмом» скромно умалчивают о том, как их кумир до последнего хранил собачью верность фюреру. Черного кобеля добела не отмоешь.

Источник: aif.ru

Источник: http://nauka-life.ru/glavnyi-kazak-gitlera-kak-ataman-krasnov-perestypil-cherty/

Сизенко А., Федичев В., Черепахин В. — Мы – Донские казаки. Документы, факты, очерки истории станицы Луганской XVII – ХХ вв.. Читать книгу онлайн. Первая страница

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112

  • ДОКУМЕНТЫ, ФАКТЫ, ОЧЕРКИ ИСТОРИИ
  • A.СИЗЕНКО
  • B.ФЕДИЧЕВ
  • аЧЕРЕПАХИН
  • ДОКУМЕНТЫ, ФАКТЫ, ОЧЕРКИ ИСТОРИИ
  • СТАНИЦЫ ЛУГАНСКОЙ ХУП-ХХ СТ.
  • (издание второе, исправленное и дополненное)
  • Луганск
  • «Глобус»
  • 2008

ББК 63.3 (4 Укр.-55)

  1. М 94
  2. Книга рассчитана на читателей, интересующихся историей донского казачества.
  3. На основе историко-архивных материалов авторы воспроизводят отдельные страницы истории Луганской станицы, приводят многие имена

ее казаков, офицеров, атаманов, списки луганцев — участников всех войн, которые вела Россия в XIX — в начале XX ст., данные о награжденных, раненых, убитых и т. д..

  • Уникальные сведения и фотоматериалы позволяют читателю более
  • подробно представить себе уклад казачьей жизни западного фортпоста
  • земли Войска Донского — станицы Луганской.
  • В новом издании помещены архивные документы, свидетельствующие
  • об участии луганцев в 1-й Мировой войне и об их подвигах и наградах.
  • Отдельным разделом выделен материал о революции и гражданской

войне на Дону, формировании и действиях 48-го Луганского пешего казачьего полка, других казачьих частей, где служили казаки — луганцы. В целом эти сведения основываются на архивах Белой армии, т. к. в своем

  1. большинстве казачество станицы Луганской в 1918-1920 гг. выступало на
  2. стороне антибольшевистских сил.
  3. Представленные материалы могут быть полезными широкому кругу

читателей, в т. ч. историкам-краеведам, студентам вузов и лицеев, а также учащимся средних школ Луганщины, как дополнительный источник в

изучении истории родного края.

Авторы выражают свою благодарность за финансовую поддержку и

помощь в предоставлении воспоминаний, фотоматериалов о ст. Луганской казакам Киселёву В.М., Соколову В.Б., Пономарёву Е.П., Чековых И.Г., Левченко В. (Москва), Новикову В.Т. (ОПетербург), Григорову В.Н. (Луганск).

УДК 94 (477.61)

©СизенкоА.Г.,ФедичевВВ.. ЧерепахинВ.П.,2008.

  • © Оформление “Глобус”, 2008.
  • 18ВЫ 966-95527-7-2
  • Известные мысли о казаках и казачестве

А. И. Куприн:

  1. «Казак — драгоценный союзник в охране государства.
  2. Многовековое: общение с лошадью сделало из него природного кавалериста. Но он и прирожденный воин: со времен седой древности он стоял на рубежах земли Российской, на передовых ее постах, как страж и
  3. разведчик, всегда готовый к первому выступлению и первой обороне. Где
  4. еще в мире есть подобный незаменимый род войск?»

К. Д. Кавелин:

«Казачество это поэзия русско-славянского мира. Да и где ей было

развиться, как не там, куда каждый недовольный своим положением, бежал пожить на просторе и где, не стеснимый ничем, он мог по своему развивать и изведывать свои силы».

Б арон П. Н. В рангель, главнокомандующий Русской армией, генерал-

  • лейтенант:
  • «История казэчества — часть истории величия России».
  • Граф Лев Толстой:
  • «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».
  • Наполеон I Бонапарт:
  • “Н адо отдать справедливость казакам: именно им обязаны русские

своими успехам»!… это, бесспорно, лучшие легкие войска, какие только существуют”.

  1. 3
  2. Уважаемые читатели!
  3. Книга, которую вы держите в руках, вышла
  4. в све т благодаря кропотливой раб оте а в т о ров. на протяжении ряда л е т собиравших м атериалы по истории нашей малой Родины —
  5. Станицы Луганской.
  6. Что может быть дороже и ближо, чем т а земля, на которой мы живем?
  7. Отвечу на э т о т вопрос слова/ли выдающегося русского ученого, и сти нного п а т р и о т а ,
  8. знатока древней русской и мировой л и т е р а ту ры Дмитрия Сергеевича Лихачева.

«Человека создает земля! Бес нее он ничт о . Но и землю создает человек. О т человека

  • зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее б о га тс тв .
  • Человек — сын своего времени и своей страны, чувство Родины всегда неотделимо о т чувства истории».
  • История нашей Станицы Луганской богата и уникальна, мы обязаны ев изучать.
  • Л е тя т годы. Меняются поколения, но неистребима пам ять о наших незабвенных предках — донских казаках, основавших во второй поповиче семнадцатого века на берегах Донца свое вольное поселение —
  • станицу — и давших название ей Луганская.
  • Мы продолжаем их начинания, выполняем их заветы, храним завещанные ими культуру и традиции, умножаем трудовой подвиг
  • В июне 2007 года в отношении нашей станицы была восстановлена историческая справедливость. Постановлением Верховного Совета Украины N9155 было принято решение о переименовании поселка
  • городского ти п а С танично-Луганское на поселок городского т и п а
  • Станица Луганская.
  • С этого времени слово «Станица» мы пишем с большой буквы. И
Читайте также:  Сколько кладов до сих пор не найдено в россии

это не случайно. Ведь наша Станица Луганская — единственная казачья станица не только на Луганщине, но и во всей Украине. Она является воистину казачьей столицей нашего Донецкого края

Читая книгу, мы не только умом и сердцем проникаем в многовековую историю нашего края, но и узнаем имена конкретных людей, т в о ривших ее — наших дорогих предков.

О т имени всех читателей книги обращаюсь со словами благодарности к ее авторам, увлекающим нас в нескончаемый процесс познания истории своей родной земли и своего народа.

22 февраля 2008 г а .М . К уд а е в ,

  1. атаман Станицы Луганской.
  2. 4
  3. ПРЕДИСЛОВИЕ
  4. В послереволюционные годы Область Войска Донского (куда входила
  5. станица Луганская), как административно-территориальная единица Российского государства, прекратила свое существование. Её земли были разделены между новыми советскими образованиями, а часть территории

отошла к Украине. Так оказались разорванными духовные, культурные, а порой и родственные связи донских казаков как единого народа.

Одновременно большевики упразднили традиционное казачье самоуправление, систему хозяйствования и полностью разрушили самобытный уклад казачьей жизни. Станицы стали переименовываться в поселки, хутора — в сёла, казаков переписали в крестьян и загнали в колхозы.

В 20 — 30-е годы прош лого столетия многие фамилии казаков-луган-

цев стали трансф ормироваться на украинский лад: Левченков становится Левченко, М инченков — Минченко, Ларионенков — Ларионенко и т. д.

Что говорить о простых казаках, если у бывшего атамана Луганской станицы Соколова В. М. (расстрелянного в 1938 г . ) в советском паспорте в

известной графе появилась запись — украинец.

Во время первы х пятилеток казачество захлестнула волна арестов, выселений в северные районы СССР, отправки на принудительные работы в советские концентрационные лагеря. Сотни казаков станицы Луганской были расстреляны в годы репрессий 1937-1938 г.г.

  • Со стороны больш евиков всё это выглядело как очередной акт мести
  • казакам за прош лое.
  • Тем, кто пережил годы лихолетья, была уготована участь ассимиляции в едином, национальном котле народов СССР.
  • Уничтожая казачество, советская власть уничтожала и все признаки
  • казачьего этноса, стремясь подрезать могучие корни казачьей самобытности, чтобы лиш ить казаков генетической памяти, а в будущем представить казачество историческим анахронизмом.
  • Но казаки оказались готовыми к жизни в экстремальных условиях. Они
  • были вынуждены временно раствориться в массе всего населения страны, но при этом сохраняя свои культурные корни и в глубине семейной
  • памяти свято храня родовой код.
  • Нашлись и те, кто в годы гонений заботились о казачьей истории, описывали ее по следам живой памяти и прятали от чужого глаза.
  • В 40-50-х гг. XX столетия были известны рукописи по истории станицы
  • Луганской, авторами которых были местные краеведы Кузюбердин И.И, и

Мясников В.Я..

К сожалению, эти бесценные документы не дошли до наших дней. Но

дело продолжил другой историк — педагог из станицы Луганской — Гуров

В. К.. В 1988 г. свои материалы под названием «Городок Луганский» он

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112

Источник: https://unotices.com/book.php?id=144857&page=94

Возникновение донского казачества как этноса. Изначальные культурные традиции (стр. 2 )

В целом, надо подчеркнуть, что казаки в ранний период своего существования представляли собой особый маргинальный слой общества. Поэтому их трудно идентифицировать с каким-то одним названием, словом, понятием.

В этой связи мы хотели бы предположить, вероятно, парадоксальную авторскую трактовку. Известно, что в донском говоре фигурировало слово «капшак» (в переводе с татарского – «мешок»).

Оно порою использовалось на бытовом уровне в качестве обозначения того или иного казака, поскольку казаки часто носили одежду из грубой ткани, напоминающей мешковину. Далее, в донских станицах до недавних пор звучало слово «капшук», то есть «мешок с деньгами».

Отсюда следует, что «казак» – это вольный воин, носивший грубые одежды, имевший деньги для своей разгульной жизни.

Однако, поиск в объяснении понятия, слова «казак» всегда увязывается авторами с другими проблемами. Очевидно, практически смешиваются три вопроса: 1) этимология слова «казак», 2) идея казачества, 3) теория происхождения казачества. Чтобы легче было разобраться, мы вначале попытались выяснить происхождение слова «казак», а теперь проанализируем содержание идеи казачества.

Долгое время идея казачества преподносилась как тезис «борьбы за веру, царя и Отечество». Это, кстати и послужило одним из поводов для расправы с казачеством в годы советской власти.

Однако, при внимательном историческом рассмотрении проблемы, выявляется, что только «вера» была в идее казачества изначальным элементом.

Все остальное было привнесено политическим режимом на Дон с целью укрепления своего влияния в среде казачества.

В основе действий казаков лежала высокая идея любви к ближнему, ибо казак был готов «положить душу свою за други своя». Донцы жили малыми общинами, и казаку было глубоко наплевать на дальнего московского царя.

Именно ближний, товарищ, атаман – вот кто составлял его бытие, его заботу, вот перед кем он любил похваляться, вот на кого он мог понадеяться.

Старинные донские пословицы: «День мой – век мой», или «Хоть жизнь собачья, так слава казачья», или «Терпи, казак – атаманом будешь» и многие другие являются яркой иллюстрацией былой казачьей жизни.

Основой могла быть и вольница – идеал казачьей жизни. Какой же тут может быть царь, который никак не способствует вольнице. Получить что-то – да, но продать свою волю – ни за что. Любопытен завет праотцов-казаков о принципе Дона: «Мы живем – милостью Божнею, Государевым счастьем и казацким молодечеством».

Как видим, здесь уже произошло смещение акцентов. Нет той однозначности, что была в первой формулировке. Понятие «царь» заменяется государевым счастьем. Появляется словосочетание «казацкое молодечество». Уже речь идет о союзе людей для самоотвержения, самопожертвования за идею веры и отечественного блага.

Идея казачества при ее исторической реконструкции будет выглядеть примерно так: «За веру, вольницу и товарищей, за Тихий Дон» или «Свобода, вера и справедливость», Именно в эти рамки укладывается обычай, получивший название «С Дона выдачи нет!».

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА

Современные авторы во многом повторяют тезисы ученых XVIII и XIX вв., объясняя происхождение казачества. Попробуем выяснить, каков же был уровень научного знания по этой проблеме к началу XX века.

В XVIII в. продвигаясь внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в названиях, ученые начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним Ригельман производили казаков от хазар.

Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI в. на Черниговщине.

По мнению Татищева, в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских людей назывались черкесами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами.

Из Кавказа выводил казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании (область на Кавказе) с латинским словом «hirkus» – козел. Польский историк Духинский и поэт Падура создали в своей фантазии целый народ с именем казаков. Перечень трактовок можно продолжать, но они не исчерпывают проблемы.

Кроме филологических, были и другие попытки объяснения происхождения казаков. Польский историк Кромер и русский князь Щербатов видели в казаках остатки половцев. Вольтер в «Histoire de Charles XII» – остатки татар.

Карамзин, Соловьев, Миллер, Самчевский, Броневский – потомков тюркского племени, жившего на Юге России и известного под названием черных клобуков. Доказать реальную связь между казаками и этими народами невозможно. Сведения о черных клобуках и половцах прекращаются с XIII в.

Известия же о казаках в основном начинаются с XV в. Хотя можно найти сведения и в более ранних периодах, что вносит больше неопределенности в данный вопрос.

Правильнее же будет объяснять происхождение казачества условиями жизни тех людей, того народа, из которого вышли казаки. Уже в XVI в. польский летописец Мартын Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в начале XVI в.

, пишет, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц. Взгляд Бельского разделяли французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине и смотревший на казачество как на класс рыцарей, а также украинский летописец Самуил Величко.

Костомаров принимал казаков за мещан, которые ходили сначала на юг, на промыслы. Но условия путешествий заставили их вести военный образ жизни. Карпов и Тумасов связывали казачество с княжеской дружиной. Профессор выводил казаков из Болоховской земли.

Профессор и указывал на происхождение казаков от «бродников», которые еще в княжеские времена занимали степные места.

В 1863 г. в «Архиве Юго-Западной России» профессор высказал мысль (от которой впоследствии, после резкой критики , решительно отказался) о связи казачества с древнерусскими вечевыми общинами. Мнение Максимовича (соч., т. 1), к которому в конце XIX в. примкнул и которое наиболее полно обосновал в своей статье «Киев, его судьба и значение в XIV – XVI вв.», сводится к следующему.

В литовском государстве вся земля считалась собственностью правительства и была поделена на службы, по 200 десятин (218 га) приблизительно в каждой. Службы эти раздавались всякому желающему, при условии выставлять с каждой службы по одному вооруженному воину. Не исполнялось это условие – служба отбиралась. Одно лицо могло владеть несколькими службами.

Вся территория Литовского княжества подразделялась на земли и поветы. В каждом повете был замок, в котором сидел поветовый староста, соединявший в своих руках роль главного администратора, судьи и войскового начальника. На обязанности старост пограничных поветов лежала защита от нападений неприятелей. В конце XV в. крымский хан Менгли-Гирей разорил Южную Украину.

Остатки жителей, не перебитых или не захваченных в плен, убежали на север, в Волынь и Полесье. Обширное пространство земли в поветах Киевском, Переяславском, Каневском, Черкасском, Брацлавском и Винницком оставалось пустыней. Не находилось людей, которые бы пожелали брать там службы.

Пограничные старосты стали для защиты границ раздавать службы или сельским общинам, или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанностью нести военную службу. Вот отсюда и возникло казачество.

Читайте также:  Нивхи: откуда произошли коренные жители сахалина

На наш взгляд, подобную же систему суждений можно отнести и к более раннему периоду, периоду соприкосновения нарождающейся Киевской Руси и Хазарского каганата в VIII – IX вв.

Тогда для защиты от хазар в долинах Сейма Псла, Ворсклы славяне воздвигнули укрепленные деревни, располагавшиеся гнездами вокруг небольшого городка, обыч­но упоминаемого в летописи как Ромен, Лтава, Курск и др. В дальнейшем, именно на этой территории жили «сведомые кмети» – куряне, с детства воспитанные в военном духе.

«Кмет» – крестьянин, несущий военную службу. Вероятно, сведомые кмети и были предками донских казаков. Впрочем, это лишь одна из исторических версий.

Первое широко известное упоминание о казаках встречается в конце XV в. в хронике Бельского, который пишет, что в 1481 г. Во время похода поляков против татар проводниками поляков были казаки. В 1491 г. на галицком Подолье произошло восстание селян против шляхты.

Кромер и Бельский свидетельствуют, что во главе восставших был казацкий атаман Муха. В документах казаки впервые упоминаются в 1499 г., когда в «привеле» данном великим князем Александром г.

Киеву, было определено, какое мыто (государственная пошлина с торговли) мещане должны брать с казаков за рыбацкий промысел.

В конце XIX в. теорию, высказанную , снова выдвинул в своем труде «К вопросу о казачестве до Богдана Хмельницкого» (Киев, 1894).

Казачество, по его мнению, – «исконно землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм, но вследствие отсутствия сильной центральной власти, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливающей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории». Мнение подверг критике в статье «Начальная история малорусского казачества» («Журнал Министерства народного просвещения», 1895, VII). По мнению , «история малорусского казачества не представляет процесса, отличного от того, какой представляет история великорусского казачества. Как в Великороссии, так и в Малороссии казак является сначала отхожим промышленником, ищущим заработков на стороне, чаще всего на степном приволье. Это степное приволье притягивает к себе выходцев из разных местностей Руси, чаще всего из окраинных. Выходцы в видах самозащиты группируются в вооруженные товарищества, вокруг отдельных вожаков – атаманов. С течением времени степи начинают колонизироваться этими выходцами, которые устраиваются в них на постоянное житье, сохраняя свою военную и общинную организацию. В степях появляются казацкие хутора, казацкие слободы, являются домовитые казаки, начинается земледелие. Так было и в бассейне Днепра, так и в бассейне Дона. Казаки – не остатки каких-то древнеславянских вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотой степей. С пограничья шло в степь больше всего народа, но и внутренние области государства давали в казачество известный процент… Как казацкое землевладение не было исконным фактом, а развилось с течением времени, так и казацкая автономия, казацкая политическая свобода не была исконным фактом, а развивалась с течением времени».

Таким образом, поиск теоретических конструкций, объясняющих происхождение казачества, привел нас к мысли о том, что процесс складывания казачества – явление достаточно общее для мировой истории. У многих народов, во многих странах тоже существовало нечто подобное. Национальная особенность России как раз и состоит в появлении на авансцене исторического прогресса именно казачества.

  • Маргинальный характер этнического происхождения и социального бытия казачества затрудняет использование устоявшихся дефиниций при описании его как исторического феномена.
  • Появление казачества может быть объяснено совокупностью факторов: геостратегическим положением казачества (район переплетения интересов и ослабления влияния государственных систем), внешнеполитическими обстоятельствами (казаки были нужны для защиты от иностранной экспансии), развитием торгово-экономических связей (обеспечение экономических контактов в политически нестабильном регионе), особенностями культурной эволюции (существование казачьей транспериферии), социально-психологическим складом характера определенной части людей (стремление казаков к вольнице, военным походам, кочевой жизни), географическим расположением территории проживания (водный бассейн большой реки, широкие степные просторы способство­вали быстрому перемещению; природные богатства позволяли достаточно легко иметь физически необходимый прожиточный минимум), этнографическим компонентом (отбор отчаянных людей шел из различных народов; стимулировался диалог культур, обеспечивавший усвоение опыта, достижений целого ряда этносов) и др.
  • ОБУСТРОЙСТВО И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
  • ЖИЗНИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ

Жилища. В конце XV в. по берегам Дона, от устья реки Хопра вниз до реки Аксая, на протяжении более 850 километров были рассеяны на различном расстоянии казачьи городки и зимовища. Несколько подобных селений находились еще и по реке Северский Донец. Остальное пространство между этими двумя реками оставалось незаселенным.

Городки и зимовища отличались между собой. Первые являлись постоянными жилищами, а вторые составляли временный и преимущественно зимний приют, где бездомовые казаки проводили зиму в шалашах и землянках, а с наступлением весны уходили на военные поиски.

Городки были обнесены по кругу стеной из двойного плетня или двойного палисадника, внутри набитого землей. Такие укрепления сооружались для защиты от неприятельских набегов. В городках жили общества казаков в избах или в землянках. Численность городков и зимовищ, равно как и число самих казаков определить не представляется возможным.

Ориентировочные данные на конец XVI века приведены в приложении № 1 настоящего пособия.

Разделение казаков на верховых и низовых. Донские казаки с момента их поселения на Дону разделялись на верховых и низовых. Верховые жили в верхней части Дона, а низовые расселялись, начиная от Цимлянского городка. Низовые считались более старшими и более отважными. В нижних юртах также располагались управление и столица донского казачества.

Исторически известен случай, когда в грамоте царя Федора Иоановича (21 марта 1592 г.) были названы сначала верховые, а затем низовые казаки. За это низовые обиделись. Они высказали свою обиду посланнику царя Нащекину.

В образе жизни низовые и верховые казаки практически не различались.

Раздоры. Это был самый нижний городок на Дону в XVI в., и находился он близ известной нашим современникам станицы Раздорской. Городок располагался на острове, образуемом рукавом Дона и рекою Дон.

Он являлся главным местом, столицей казачьих владений. (Позже столицей объявлялись Монастырский, Азов и Черкасск. Последний ныне превратился в станицу Старочеркасскую). В нем пребывал войсковой атаман.

Казачьи городки всегда отличались малолюдьем, потому что казаки любили военные тревоги, скучали жить дома и беспрерывно уходили искать опасностей и добычи в неприятельской земле.

Верховые большей частью бродили по Волге и в ногайских улусах. Низовые собирались всегда в Раздоры, а оттуда отправлялись в походы на Азов, в плавания по Азовскому и Черному морям.

При этом Раздоры оставались главным сборным местом всех казаков и отличались многолюдностью.

Юрты. Это слово встречается в актах XVI в. в значении поселений. Под ним буквально понимались также сами жилища казаков, то есть избы, землянки, шалаши. В литературе встречаются наименования юрты нижние, юрты черкасские и т. д.

Правление. Казаки соединялись в цельное общество из разноплеменной вольницы. Они решали свои общественные дела только общим советом. Предметом разговора на общих советах в основном были одни и те же вопросы; идти на войну или на поиск, разделить добычу или наказать изменника.

Простые жизненные проблемы просто и решались, получая одобрение или отвержение. Эта система народного правления называлась войсковым кругом. Данному главному народному собранию принадлежала вся власть по управлению казачьим войском.

Оно выступало верховной и единственной судебной инстанцией. Название, вероятно, было дано согласно внешнему виду главного народного собрания.

Общественные сборы обыкновенно происходили на открытой площади, где казаки составляли из себя круг, стоя на ногах и без шапок в знак почтения места собрания и случая общего схода. Любой казак имел здесь свободный голос.

Исполнительная власть принадлежала войсковому атаману и двум войсковым есаулам. Письменные дела оформлял войсковой дьяк.

Источник: https://pandia.ru/text/77/455/10625-2.php

«Южный форпост великой державы»: Глава ДНР поздравил жителей Новоазовска со 170-летием города

13 июля Новоазовск отметил свой день рождения – 170 лет со дня основания. Поздравить жителей города с праздником приехал Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин.

Новоазовск отметил свой день рождения – 170 лет со дня основания Андрей ТРУБЕЦКИЙ

Новоазовск отметил свой день рождения – 170 лет со дня основания Андрей ТРУБЕЦКИЙ

— Дорогие земляки! Я поздравляю вас с Днем города – 170-летием славного Новоазовска! Это край удивительных людей, активных и отзывчивых, душой болеющих за свою землю, родную Республику. Людей, которые с каждым днем приумножают такие понятия, как патриотизм, мужество и честь.

История Новоазовска началась, когда на этом месте была образована самая западная казачья станица Войска Донского. Новоазовск уже тогда играл стратегическую роль в качестве южного форпоста великой державы. Он имел для России важное военное и торгово-административное значение.

Новоазовский район отметил 170-летие.Андрей ТРУБЕЦКИЙ

А сегодня ваш район приобрел еще одну особую роль для нашего государства – он обеспечивает санаторное лечение и курортный отдых жителей не только Донецкой Народной Республики, но и Луганской Народной Республики.

Новоазовск – прекрасный уютный город. Я желаю, чтобы он с каждым днем расцветал и развивался! А это зависит не только от городских и республиканских властей, но и от каждого из вас. Мы с вами все вместе в ответе за то, каким Новоазовск достанется будущим поколениям.

Я желаю вам мира, добра, любви и благополучия. С праздником, Новоазовск! – обратился со словами приветствия Глава Республики.

Новоазовск отметил свой день рождения – 170 лет со дня основания Андрей ТРУБЕЦКИЙ

Народные гулянья начались праздничным шествием, в котором приняли участие представители местной администрации, работники социальной сферы, представители образования, здравоохранения, ветеринарной службы, творческие коллективы, воспитанники школ, отличившиеся в учебе и спорте, а также трудовые коллективы предприятий и учреждений города и Новоазовского района. Почетное право открыть шествие было предоставлено донским казакам.

В 1849 году именно донские казаки основали станицу Новониколаевскую – нынешний Новоазовск. В память о них в 1999 году здесь был установлен памятный знак.

Участников праздника также поздравили Председатель Народного Совета Владимир Бидёвка, исполняющий обязанности главы администрации города Новоазовска Александр Баландин и глава администрации Новоазовского района Олег Моргун.

Новоазовск отметил свой день рождения – 170 лет со дня основания Андрей ТРУБЕЦКИЙ

Торжество продолжилось чествованием ветеранов, юбиляров, активных горожан, выступлениями артистов Республики. Ярким подарком для присутствующих стал мюзикл «Алые паруса надежды, счастья и мечты». Также не обошлось без традиционного выступления Нептуна и его многочисленной свиты.

Источник: https://samara.kp.ru/daily/27002.5/4063915/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector