Как изменились современные чукчи

Помню в Певеке я пытался найти настоящих чукчей. Это оказалось сложной задачей, так как живут там почти одни русские. А вот в Анадыре чукчей много, но все они «городские»: оленеводство и охоту давно сменили на обычную работу, а яранги — на квартиры с отоплением.

Говорят, отыскать самых что ни на есть настоящих чукчей крайне проблематично. Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа. Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка.

Как изменились современные чукчи

Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира. Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти — самые аутентичные.

  • Как изменились современные чукчи
  • Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты:
  • Как изменились современные чукчи

Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению. Вообще, мне сложно представить каково это — жить месяцами в одиночестве:

  1. Как изменились современные чукчи
    Как изменились современные чукчи
    Как изменились современные чукчи
    Как изменились современные чукчи
    Как изменились современные чукчи
  2. Пока мы были внутри, Владимир выглянул на улицу, убедился, что жена занята с туристами и вытащил из-под матраса журнал. Показал мне обложку со словами: «Смотри, какая красивая чукчаночка»:
  3. Как изменились современные чукчи
  4. Кухня у них на улице под навесом. Зимой закрывают проход одеялом и внутри становится тепло от печки:
  5. Как изменились современные чукчи
  6. Владимир очень гордится своей коптильней, которую построил самостоятельно:
  7. В сарае висит копченая рыба:
  8. Иногда к ним заезжают рыбаки и обменивают оленье мясо на китовое:

У Владимира есть туристический домик. Летом его снимают иностранцы и живут тут по паре недель. Наслаждаются безмолвием и наблюдают за животными:

  • Внутри сейчас все завалено хламом:
  • Какая-то ритуальная палочка, чтобы оберегать жилище от злых духов, но Владимир использует её в основном для того, чтобы спину себе чесать:
  • Еще одно строение. Тут живут его родственники, но сейчас они уехали в соседнюю деревню, за несколько десятков километров, так как их ребенок пошел там в школу:

Фаина рассказала о деревце, которое они посадили рядом со своим домом. Обнесли его веревочным забором и сделали табличку: «Особо охраняемая зона». Приглядитесь к фотографии. Рядом с этим деревом живет евражка и часто стоит рядом с табличкой, словно часовой:

  1. Охраняет деревце от воронов:
  2. В паре километров от жилища Владимира и Фаины из-под земли бьет горячий источник.
  3. Пару лет назад они построили тут себе купель:
  4. После купели все спускаются в реку, как после бани:
  5. Живности было немного и я переключился на флору:
  6. Вездесущие грибы:
  7. Вся тундра усеяна ягодами:
  8. Это растение называется пушица влагалищная. Боюсь представить по какой причине возникло это название:
  9. В общем, как мы видим, глобализация дотягивается даже до таких отдаленных уголков на нашей планете. Впрочем, может и нет смысла сопротивляться этим процессам — за время существования человечества возникло и ушло в небытие огромное количество культур…
  10. Отсюда

Источник: https://www.vsyako.net/archives/96014

Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах

Этнограф и путешественник рассказал «Истории.РФ» об особенностях культуры и быта российских чукчей, которых вы не знали.

Далеко на Крайнем Севере живет народ, который 150 лет вел войну с Россией и не сдался, хотя всё, что его воины могли противопоставить мушкетам и саблям наших казаков, – это лишь стрелы и копья с костяными наконечниками. Впрочем, в итоге отважные северяне все равно стали подданными Российской империи. А в годы советской власти превратились в популярных персонажей анекдотов…

Как вы уже могли догадаться, речь идет о чукчах. По сути, наши знания о быте и культуре этого народа довольно скудны.

Олени, юрты, танцы с бубнами и старые шутки, где каждая реплика героя сопровождается словом «однако», – вот по большому счету и все, что мы можем вспомнить о чукчах.

Тем временем наши народы связывает продолжительная и интересная история взаимоотношений, в которой не обошлось без военных конфликтов. Но для начала немного вводной информации.

На сегодняшний день в мире насчитывается всего около 16 тысяч чукчей. Однако, несмотря на свою малочисленность, представители этого народа разбросаны по огромной территории – от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадырь и Анюй.

Как изменились современные чукчи

Подобно тому как Колумб открыл для европейской цивилизации культуру американских индейцев, чукчей в их заснеженных, суровых землях первыми обнаружили казаки.

Первый контакт между русскими землепроходцами и чукчами состоялся в 1642 году на реке Алазее. Атаман Иван Родионович Ерастов и его воины стали одними из первых осваивать земли, лежащие вдоль течения реки Колымы.

Здесь они и встретились с чукотскими племенами.

Но попытки присоединить Чукотку к России далеко не сразу увенчались успехом. Чукчи оказались смелыми и яростными воинами, в итоге война между ними и русскими длилась целых полтора века.

Сделать чукчей российскими подданными силой не удалось, и, более того, они продолжали нападать на своих соседей – коряков и юкагиров, став для Екатерины II настоящей головной болью. Тогда императрица решила действовать другим способом и приказала подкупить чукчей.

Этот метод сработал, и в марте 1778 года был заключен договор о принятии чукчами российского подданства. При этом чукчам даровались широкие права, они на 10 лет освобождались от уплаты налогов и сохраняли полную независимость во внутренних делах.

С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Впрочем, не все было так радужно, как кажется на первый взгляд…

Как изменились современные чукчи

О том, как эксперименты Советов ударили по кочевникам, почему зимой местные оленеводы уводят стада в горы и для чего чукчам нужны танцы, в субботней рубрике «Истории.РФ» рассказал директор Музея кочевой культуры, этнограф, участник множества экспедиций по Средней Азии, Монголии, Китаю, Крайнему Северу России и Антарктиде Константин Куксин.

«Настоящие люди»

– Константин, вы много жили и кочевали вместе с чукчами. Я уверена, что в нашей стране мало кто знает о них больше, чем вы. Хочется, чтобы и наши читатели чуть ближе познакомились с культурой этого удивительного народа. Прежде всего, откуда возникло такое название – «чукчи» – и что оно означает?

– Сами чукчи называют себя луораветлан, в переводе с чукотского это означает «настоящие люди». А слово «чукчи» происходит от названия одной из групп этой народности – чаучу, что переводится как «богатый оленями». Но казаки как услышали, так и стали их называть – получилось «чукчи».

– На какие группы делятся чукчи?

– Есть две группы чукчей: береговые и оленные. Береговые – это анкалын («люди, живущие на берегу океана»), а чаучу – это оленеводы.

Как изменились современные чукчи

– Чем занимаются чукчи, какие у них основные промыслы?

– Береговые чукчи бьют нерпу, кита, моржа, тюленя. Их всего 10 %, живут они в поселках по берегам Тихого и Ледовитого океанов. Они всегда были оседлыми.

Оленные чукчи кочуют в течение большей части года: лето проводят на берегу, а зимой уходят в горы, подальше от дыхания океана, чтобы избежать падежа оленей.

Оленных чукчей больше, потому что добыча оленины – это гораздо более выгодный способ добывания пропитания. Также и те и другие промышляют охотой на дикого оленя, но охота для них является подспорьем.

Главное – хорошее стадо

– Выходит, что чукчи все так же сильно привязаны к природе, как и много лет назад? Или они постепенно адаптируются к современным условиям и уже не бегут от благ цивилизации?

– Ну, если они прожили здесь 10 тысяч лет и не исчезли, то это значит, что они могут и дальше существовать. Как любые кочевники, чукчи, конечно же, зависят от природы – от оттепели, похолодания, снегопадов. На них все это влияет сильнее, чем на жителей больших городов, но, с другой стороны, у них и опыт выживания в экстремальных условиях колоссальный.

Поэтому если не происходят какие-то экстраординарные события, то им ничто не грозит. При этом чукчи активно используют достижения современной цивилизации: генераторы, снегоходы, вездеходы, спутниковую связь. Конечно, все это не так развито, как на Ямале, у ненцев – самых передовых оленеводов не только России, но и мира, – но у чукчей это тоже постепенно появляется.

Просто сам регион довольно бедный.

Как изменились современные чукчи

– Чукчи, наверное, больше всего ориентированы на собственную продукцию? Что они вообще едят?

– Смотрите, большая часть чукчей вообще живет в поселках. Они и не оленеводы, и не морские охотники, то есть отказались от традиционного образа жизни.

Эти люди, как правило, живут за счет дотаций, где-то работают: обычно они числятся в каких-то колхозах, совхозах, на государственных унитарных предприятиях.

Зарплаты небольшие, несмотря на северные надбавки, но оленевод, если у него хорошее стадо, в принципе обеспечивает себя всем необходимым.

Магию в каждый дом!

– Правда ли, что в жизни чукчей большую роль играют их религиозные верования? Кому они поклоняются?

– Да, разумеется. Чукчей так толком и не крестили, в отличие от ненцев, хантов и других народов Сибири, потому что чукчи воевали с русскими 150 лет. Христианизация у них началась очень поздно и не успела завершиться – пришла советская власть. Поэтому на Чукотке вы можете увидеть самое настоящее язычество, поклонение духам, предкам…

Читайте также:  Единоверцы: старообрядцы, которые перешли в рпц

– А шаманы?

– Шаманизм очень развит, бубен есть в каждой яранге (яранга – большой переносной шатер, крытый полотнищами из оленьих шкур, традиционное жилище чукчей и других кочевых народов Северо-Восточной Сибири. – Прим. ред.). Каждая женщина обладает домашней магией, которая помогает ей вести хозяйство, общаться на расстоянии и делать другие простейшие вещи.

Как изменились современные чукчи

– То есть чукчи используют магию в обиходе? Необязательно быть шаманом, чтобы уметь «колдовать»?

– Да, это бытовая магия. Вы смотрели «Гарри Поттера»? Вот у них примерно так же. Есть шаманы, а есть бытовая магия, которую может сотворить абсолютно любой человек. Чукчи вообще наиболее одаренный народ в плане мистики и шаманизма.

– Я недавно узнала, что у чукчей существует обычай добровольной смерти…

– Да, обычай добровольной смерти есть, он характерен для разных народов. Когда человек понимает, что он становится обузой… Иногда родственники ему помогают.

Сейчас это крайне редко встречается, потому что вызываются судмедэксперты, полиция – ведь получается, что это убийство. Поэтому такая традиция постепенно уходит в прошлое.

Кроме того, чукчам в советские годы долгое время запрещали все эти вещи. Им вообще досталось больше всех от советской власти.

Советские эксперименты

– Что произошло с чукчами во времена СССР?

– Ни один северный народ так не пострадал от советской власти, как чукчи. Все безумные эксперименты ставились прежде всего на них. Допустим, им запрещали кочевать на оленях, чтобы они передвигались только на вездеходах, запрещали изучать родной язык (вообще-то в Советском Союзе была поддержка национальных языков, но у чукчей ввели запрет)…

Как изменились современные чукчи

– С тех пор на Чукотке так и не сформировалась своя национальная система образования? Неужели они потеряли родной язык?

– Отмирание национальных языков характерно для всех народов России, и чукчи здесь не исключение. Но лично я встречал там стариков, которые не знали русского языка, знали только чукотский.

Сейчас, конечно, за счет школ-интернатов и отторжения детей (от родителей. – Прим. ред.) все это, к сожалению, является проблемой (отрыв от родителей и жизнь в школах-интернатах вынуждает чукотских детей все меньше знать родной язык. – Прим. ред.

). Но это общая проблема, она есть не только у чукчей.

– А какая у них письменность?

– Чукчи получили письменность на основе кириллицы в 30-е годы XX века, как и все другие народы Крайнего Севера – бывшие бесписьменные народы. Сейчас их относят к младописьменным культурам. Сначала были попытки ввести латиницу, но затем все-таки утвердился кириллический алфавит.

Как изменились современные чукчи

Танец чукчей – это рассказ

– У чукчей очень интересные культурные традиции, особенно музыка. Их национальная культура сейчас как-то развивается? Что в ней преобладает?

– Главное культурное достижение чукчей – это прежде всего танцы. Если вы попросите чукчу рассказать о чем-то, то он, скорее всего, вам об этом станцует. Танец у чукчей – это полноценный рассказ о каком-то событии.

Они необычайно пластичные, очень хорошие танцоры! Кроме того, виртуозно играют на ярарах – так называются бубны, на них играют кисточкой из моржового или китового уса. Чукотские танцы сегодня представляет всемирно известный ансамбль «Эргырон». У них очень красивая музыка, красивые танцы. Также чукчи известны своим горлохрипением – это особый вид пения.

Не стоит путать его с горловым пением, которое есть у тувинцев или монголов, это именно горлохрипение – северный вариант горлового пения.

Как изменились современные чукчи

– Напоследок хочу попросить вас раскрыть природу одного популярного стереотипа о чукчах. В свое время они стали популярными персонажами советских анекдотов, причем были показаны там довольно недалекими и примитивными. Почему так вышло?

–Это было сделано сознательно и запущено сверху. Дело в том, что чукчи воевали с русскими, и воевали очень успешно – они одержали победу в войне, и русские были вынуждены уйти с Чукотки, оставив свои крепости.

Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, который одержал победу с примитивным оружием в руках против технически более сильной культуры (причем Россия тогда была в расцвете, это был XVII век).

И этот страх перед чукчами, которые оказались очень жестокими к врагам и пленным, сохранялся еще долгие годы. А в советское время Чукотку стали активно осваивать.

Каждый знает, как сделать страшное нестрашным: его нужно сделать смешным! Анекдоты про чукчей не изобретались – на самом деле это анекдоты про пошехонцев, жителей Ярославской губернии. Эти шутки были просто переписаны и внедрены в сознание обывателя.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/voiny-maghi-tantsory-chto-my-nie-znali-o-chukchakh

“Северные традиции”: Почему чукчам приходится меняться женами?

  • У некоторым малых народностей, которые живут вдалеке от больших городов, вот уже много веков, сохраняются особые, свойственные только им, традиции.
  • К примеру, у чукчей, коренного народа крайнего Севера, по сей день существует очень специфическая система брачных и семейных отношений.
  • Живет этот народ по законам левирата, такого брачного обычая при котором, семья оставшаяся без кормильца, никогда не останется без помощи и поддержки родственников.

Как изменились современные чукчи

Брат умершего мужчины или какой-либо другой его родственник обязан жениться на его вдове и стать отцом его осиротевшим детям.

Как изменились современные чукчи

Весьма популярен у чукчей и так называемый, групповой брак. Семьи объединяются и живут вместе, помогая друг другу финансово и физически. Бедные семьи намного охотней объединяются с семьями побогаче, чтобы, таким образом улучшить свой уровень жизни.

Как изменились современные чукчи

По словам этнографа Владимира Богораза, который много лет изучал жизнь этой северной народности, в групповом браке мужчины спят, не спрашивая ни у кого разрешения, вперемешку с чужими женами. Но меняются женами между собой, обычно два или три друга, но есть случаи, когда в групповом браке задействовано намного больше семейных пар.

Как изменились современные чукчи

Все дети, которые появляются в результате таких вот семейно-групповых отношений, считаются друг другу родными братьями и сестрами. Все члены большой семьи о них заботятся и опекают.

Как изменились современные чукчи

И если пара бездетна, то такого рода семейные отношения, для нее кажутся спасением и бесплодные женщина или мужчина могут почувствовать себя родителями. Появление ребенка в такого рода семьях считается большой радостью и тому, кто является биологическим отцом малыша, не придается никакого значения.

Как изменились современные чукчи

Источник: http://howmade.ru/severnye-tradicii-pochemu-chukcham-prixoditsya-menyatsya-zhenami/

Как живут современные чукчи (29 фото). Зверские традиции чукчей: почему они убивают немощных стариков и меняются супругами

Самый северный район Дальнего Востока — Чукотский автономный округ. На его территории живет несколько коренных народов, пришедших туда тысячелетия назад. Больше всего на Чукотке самих чукчей — около 15 тысяч. С давних пор они кочевали по всему полуострову, пасли оленей, охотились на китов и жили в ярангах.

Сейчас многие оленеводы и охотники превратились в работников ЖКХ, а яранги и байдарки сменили на обычные дома с отоплением. Жители разных районов Чукотки рассказали специальному корреспонденту DV Ивану Чеснокову, как сейчас живёт их народ.

Огурцы по 600 рублей за килограмм и десяток яиц за 200 — современные потребительские реалии отдаленных районов Чукотки. Пушное производство закрыто, так как не вписалось в капитализм, а добыча оленины, хотя и идет до сих пор, дотируется государством — оленье мясо не может конкурировать даже с дорогостоящей говядиной, которую привозят с «большой земли».

Похожая история — с ремонтом жилого фонда: строительным компаниями невыгодно браться за ремонтные подряды, так как львиная доля сметы — расходы на транспортировку материалов и рабочих по бездорожью. Молодежь, уезжающая из сел, и серьезные проблемы со здравоохранением — советская система рухнула, а новая толком не создана.

Вместе с тем — социальные программы канадской добывающей компании, возрождение интереса к национальной культуре и благоприятные последствия губернаторства Аркадия Абрамовича — миллиардер создал новые рабочие места и отремонтировал дома, а китобоям мог запросто подарить пару моторных лодок. Из такой пестрой мозаики и складывается сегодняшняя жизнь чукчей.

Предки народа

Предки чукчей появились в тундре еще до нашей эры. Предположительно, они пришли с территории Камчатки и нынешней Магаданской области, затем двинулись через Чукотский полуостров в сторону Берингова пролива и остановились там.

Столкнувшись с эскимосами, чукчи переняли их морской зверобойный промысел, впоследствии вытеснив их с Чукотского полуострова. Оленеводству на рубеже тысячелетий чукчи научились у кочевников тунгусской группы — эвенов и юкагиров.

Наш первый собеседник — режиссер-документалист, опытный зоотехник и знаток Чукотки Владимир Пуя. Зимой 2014 года он отправился работать на восточный берег Залива Креста — части Анадырского залива Берингова моря у южного берега Чукотского полуострова.

Там, рядом с национальным селом Конергино, он снимал фильм о современных чукотских оленеводах, — в прошлом самых богатых, а сейчас почти забытых, но сохранивших традиции и культуру предков жителях Чукотского автономного округа.

«Сейчас попасть в стойбища оленеводов Чукотки не легче, чем во времена Тана Богораза (известного российского этнографа, который в начале XX века описывал жизнь чукчей, — DV). В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете. Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно», — объясняет Пуя.

Стойбища оленеводов постоянно перемещаются, причём на большие расстояния. Дорог, чтобы доехать до мест их стоянки нет: передвигаться приходится на гусеничных вездеходах или снегоходах, иногда на оленьих и собачьих упряжках. Кроме того, оленеводы строго соблюдают сроки перекочевок, время своих обрядов и праздников.

Потомственный оленевод Пуя настаивает, что оленеводство — «визитная карточка» региона и коренного народа. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России.

Читайте также:  Какая мутация была у николая ii

«Наша культура сильно пострадала в 70-е годы, когда власти посчитали, что в каждом селе дорого содержать средние школы с полным набором преподавателей, — рассказывает Пуя. — В районных центрах построили школы-интернаты. Их причисляли не к городским заведениям, а к сельским — в сельских школах зарплаты в два раза выше.

Я сам учился в такой школе, качество образования было очень высоким. Но детей отрывали от жизни в тундре и приморье: мы возвращались домой только на летние каникулы. И поэтому теряли комплексное, культурное развитие. Национального воспитания в интернатах не было, даже чукотский язык не всегда преподавался.

Видимо, власти решили, что чукчи — советские люди, и свою культуру нам знать ни к чему».

Жизнь оленеводов

География проживания чукчей сначала зависела от передвижения диких оленей. Люди зимовали на юге Чукотки, а летом уходили от жары и гнуса на север, до берегов Ледовитого океана. Народ оленеводов жил родовой системой. Они селились по озерам и рекам.

Чукчи обитали в ярангах. Зимняя яранга, которую шили из оленьих шкур, натягивалась на каркас из дерева. Снег из-под нее вычищался до земли. Пол укрывался ветками, на которые настилали шкуры в два слоя. В углу устанавливалась железная печка с трубой.

Спали в ярангах в кукулях из шкур животных.

Но Советская власть, пришедшая на Чукотку в 30-х годах прошлого века, была недовольна «бесконтрольным» перемещением людей. Коренным жителям указывали, где строить новое — полустационарное — жилище. Это делалось для удобства перевозки грузов морским транспортом.

Точно так же поступали и со стойбищами. При этом, возникали новые рабочие места для коренных жителей, а в поселениях появились больницы, школы, дома культуры. Чукчей обучили письменности.

А сами оленеводы жили чуть ли не лучше всех других чукчей — вплоть до 80-х годов XX века.

Как изменились современные чукчи

Название национального села Конергино, где живет Пуя, переводится с чукотского как «изогнутая долина», или «единственная переправа»: морские охотники на байдарках пересекали залив Креста в этом месте за один переход.

В начале XX века в Конергино было всего несколько яранг — традиционных переносных жилищ чукчей — и землянок. В 1939 году из села Нутэпэльмен сюда перевезли правление колхоза, cельсовет, факторию.

Чуть позже на берегу моря построили несколько домов и склад-магазин, а в середине века в селе появились больница, школа-интернат, детский сад. В 80-х годах открыли школу.

Сейчас жители Конергино отправляют письма на почте, закупаются в двух магазинах («Норд» и «Катюша»), звонят «на материк» с единственного на весь поселок стационарного телефона, иногда ходят в местный клуб культуры, пользуются врачебной амбулаторией. Впрочем, жилые дома села находятся в аварийном состоянии и капитальному ремонту не подлежат.

«Во-первых, денег нам много не выделяют, во-вторых, из-за сложной транспортной схемы трудно доставлять материалы в село», — рассказывал несколько лет назад глава поселения Александр Мыльников.

По его словам, если раньше жилфонд в Конергино ремонтировали коммунальщики, то теперь у них нет ни стройматериалов, ни рабочей силы. «Доставлять стройматериалы в село дорого, подрядчик тратит около половины выделенных средств на транспортные расходы.

Строители отказываются, им невыгодно работать с нами», — жаловался он.

На вопрос редакции, действительно ли жилые дома в Конергино находятся в аварийном состоянии, в правительстве Чукотского АО не ответили. Впрочем, первый заместитель губернатора округа Анастасия Жукова сообщила, что на территории Чукотки разработаны госпрограммы по переселению из аварийного жилищного фонда, развитию инфраструктуры округа и развитию ЖКХ и водохозяйственного комплекса.

В Конергино живет около 330 человек. Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе — вместе с детским садом — заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц.

Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места. Депрессивное состояние села иллюстрирует ситуация с традиционными промыслами, которыми славились конергинцы.

«Морского зверобойного промысла у нас уже нет. По капиталистическим правилам он не выгоден, — говорит Пуя. — Зверофермы закрылись, и пушной промысел быстро забыли. В 90-х годах производство пушнины в Конергино схлопнулось». Осталось только оленеводство: в советское время и до середины нулевых, пока Роман Абрамович оставался на посту губернатора Чукотского АО, оно было здесь успешным.

В Конергино работает 51 оленевод, из них 34 — в бригадах в тундре. По словам Пуи, доходы оленеводов крайне низкие. «Это убыточная отрасль, денег на зарплату не хватает.

Государство покрывает недостаток средств, чтобы зарплата была выше прожиточного минимума, он у нас равняется 13 тысячам. Оленеводческое хозяйство, в котором состоят работники, выплачивает им примерно 12,5 тысяч.

Государство доплачивает до 20 тысяч, чтобы оленеводы не умерли с голоду», — сетует режиссер.

На вопрос, почему нельзя платить больше, Пуя отвечает, что себестоимость производства оленины в разных хозяйствах варьируется от 500 до 700 рублей за килограмм.

А оптовые цены на говядину и свинину, которые завозят «с материка», начинаются от 200 рублей. Продавать мясо по 800-900 рублей чукчи не могут и вынуждены устанавливать цену на уровне 300 рублей — себе в убыток.

«Нет смысла капиталистического развития этой отрасли, — говорит Пуя. — А ведь это последнее, что осталось в национальных селах».

На вопрос редакции, действительно ли в селе Конергино уже не существует морзверобойного промысла, а зверофермы и комплексы, отвечающие за пушной промысел, закрыты, в правительстве Чукотского АО не ответили.

При этом, по словам первого заместителя губернатора, на 14 сельхозпредприятиях округа работают около 800 человек.

На первое июня этого года в оленеводческих бригадах паслось 148 000 оленей, а с первого мая на Чукотке оленеводам увеличена заработная плата — в среднем до 30%.

Кроме того, заместитель губернатора отметила, что окружной бюджет направит 65 млн рублей на повышение заработной платы.

Евгений Кайпанау, 36-летний чукча, родился в Лорино в семье самого уважаемого китобоя. «Лорино» (по-чукотски — «Льаурэн») переводится с чукотского как «найденное становище». Поселение стоит на берегу Мечигменской губы Берингова моря.

В нескольких сотнях километров расположены американские острова Крузенштерна и Святого Лаврентия; до Аляски тоже совсем близко. Но до Анадыря самолеты летают раз в две недели — и то если погода хорошая. Лорино прикрыто с севера сопками, поэтому здесь больше безветренных дней, чем в соседних селениях.

Правда, несмотря на относительно хорошие погодные условия, в 90-х годах почти все русские жители из Лорино уехали, и с тех пор там живут только чукчи — примерно 1500 человек.

Дома в Лорино — покосившиеся деревянные строения с облезлыми стенами и выцветшей краской.

В центре села стоят несколько коттеджей, построенных турецкими рабочими, — теплоизолированные здания с холодной водой, что в Лорино считается привилегией (если по обычным трубам пустить холодную воду, то зимой она замерзнет).

Горячая вода во всем поселении есть, потому что местная котельная работает круглый год. А вот больницы и поликлиники здесь нет — уже несколько лет людей отправляют за медпомощью санитарной авиацией или на вездеходах.

Лорино известно морзверобойным промыслом. Не зря в 2008 году тут снимали документальный фильм «Китобой», получивший приз ТЭФИ. Охота на морского зверя для местных жителей по-прежнему важное занятие. Китобои не только кормят семью или зарабатывают деньги, сдавая мясо в местную общину зверобоев, — они еще и чтут традиции предков.

С детства Кайпанау знал, как правильно забивать моржей, ловить рыбу и кита, ходить в тундру. Но после школы он уехал в Анадырь учиться сначала на художника, а затем на хореографа.

До 2005 года он, живя в Лорино, часто ездил на гастроли в Анадырь или Москву — выступать с национальными ансамблями. Из-за постоянных разъездов, перемены климата и перелетов Кайпанау решил окончательно перебраться в Москву.

Там он женился, его дочери — девять месяцев.

«Свое творчество и культуру я стремлюсь прививать жене, — говорит Евгений. — Хотя раньше ей многое казалось диким, особенно когда она узнала, в каких условиях живет мой народ. Я и дочке прививаю традиции и обычаи, например, показываю национальную одежду. Хочу, чтобы она знала, что она потомственная чукча».

Евгений теперь редко появляется на Чукотке: гастролирует и представляет культуру чукчей по всему миру вместе со своим ансамблем «Кочевник». В одноименном подмосковном этнопарке «Кочевник», где работает Кайпанау, он проводит тематические экскурсии и показывает документальные фильмы о Чукотке, в том числе Владимира Пуи.

Но жизнь вдалеке от родины не мешает ему знать о многих вещах, происходящих в Лорино: там осталась его мать, она работает в городской администрации.

Так, он уверен, что молодежь тянется к тем традициям, которые теряют в остальных регионах страны. «Культура, язык, навык охоты. Молодежь на Чукотке, включая молодежь и из нашего поселка, учится добывать китов.

У нас люди живут этим постоянно», — говорит Кайпанау.

Охота

В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний — на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий. Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей — поодиночке. Чукчи ловили рыбу сетями из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, сачками и удилами.

Читайте также:  Почему александр сергеевич пушкин не стыдился матерщины

Зимой — в проруби, летом — с берега или с байдарок. Кроме того, до начала XIX века с помощью лука, копий и ловушек охотились на медведей и волков, баранов и лосей, росомах, лисиц и песцов. Водоплавающую дичь убивали метательным орудием (болой) и дротиками с метательной дощечкой.

Со второй половины XIX века начали использовать ружья, а затем — огнестрельное китобойное оружие.

Продукты, которые завозят с материка, стоят в селе огромных денег. «Привозят «золотые» яйца по 200 рублей. Про виноград я вообще молчу», — добавляет Кайпанау. Цены отражают печальное социально-экономическое положение в Лорино. Мест, где можно показать профессионализм и университетские навыки, в поселении мало.

«Но положение народа в принципе нормальное, — сразу уточняет собеседник. — После прихода Абрамовича (миллиардер был губернатором Чукотки с 2001 по 2008 год — DV) стало намного лучше: появилось больше рабочих мест, отстроились дома, наладили фельдшерско-акушерские пункты».

Кайпанау вспоминает, как его знакомые китобои «приехали, бесплатно забрали у губернатора моторные лодки для промысла и уехали». «Теперь живут и наслаждаются», — говорит он. Федеральные власти, по его словам, тоже помогают чукчам, но не очень активно.

У Кайпанау есть мечта. Он хочет создавать на Чукотке образовательные этнические центры, где коренные народы смогли бы заново узнавать свою культуру: строить байдарки и яранги, вышивать, петь, танцевать.

«В этнопарке многие посетители считают чукчей необразованным и отсталым народом; думают, что они не моются и постоянно говорят «однако». Мне даже иногда заявляют, что я не настоящий чукча. А ведь мы — настоящие люди».

Жизнь при Абрамовиче

Источник: https://altbasket.ru/kak-zhivut-sovremennye-chukchi-29-foto-zverskie-tradicii-chukchei-pochemu/

Как советская власть изменила жизнь чукчей | Хомад.ру — Лучший выбор для Вашего дома

Советская власть по-своему наладила и упорядочила социально-экономическую деятельность этого кочевого народа. С 1930 года, с появлением Чукотского национального округа, на этой территории были выстроены принципиально новые социально-экономические государственные отношения.

Как изменились современные чукчи

Освобождение от Колчака и американцев

После официального установления советской власти на Чукотке в конце 1919 года еще полтора года пришлось с оружием в руках добиваться закрепления нового порядка – освобождаться от остатков колчаковского влияния и «шкурных» экономических интересов американских промышленников. К середине лета 1920 года в Анадыре была в очередной раз восстановлена советская власть, а спустя 3 года Уэленский ревком ее официально утвердил. На Чукотке повсеместно организовали новые формы управления, которые к 1930 году стали сельскими советами.

Что сделала советская власть для чукчей

С образованием в 1930 году Чукотского национального округа советская власть попыталась стимулировать хозяйственное и культурное развитие чукчей.

За четверть века существования округа власти хотели поспособствовать более эффективному развитию оленеводства и морского зверобойного промысла – основным отраслям чукотского хозяйства. Пушную охоту и рыболовство также взяли под государственный контроль.

Чукотские оленеводы и зверо-рыболовы реагировали на нововведения по-разному, зачастую в отдаленных районах Чукотки новшества советской власти в силу удаленности региона от «центра» долгое время воспринимались в штыки.

Поначалу тема субординации и централизации процесса кочевого выпаса оленей «на местах» вызывала отторжение со стороны местных «баев» (крупных оленеводов, привыкших заправлять этим делом по собственному усмотрению).

Были случаи саботирования и вредительства с их сторон. Но постепенно и повсеместно принцип хозяйствования чукчей принимал артельный характер – это была более высокая, укрупняющая, форма объединения коллективной деятельности.

С возникновением оленеводческих колхозов выросла численность многотысячного стада оленей.

Вместе с тем, советская власть стремилась к «холдинговому» объединению хозяйства чукчей – оленеводческие хозяйства смыкались со зверобойными колхозами. При грамотном руководстве это было обоюдовыгодное сосуществование.

Индустриализация с использованием прежнего опыта

Советская власть привнесла в жизнь чукчей то, чего у них прежде никогда не было – централизованную системность в организации жизненного уклада и упорядоченное хозяйствование.

Понимая особенность существования кочевого народа, советы стремились максимально эффективно использовать пастбищное землеустройство для сезонного обеспечения кормовой базы, чтобы ее как можно больше расширить и наиболее рационально использовать.

Усовершенствовались загоны для оленей (корали), для обеспечения более благоприятных условий кочевников создавались подобия «зимовок» (что-то вроде временных прибежищ, времянок-заимок, где хранилось необходимое на случай остановки при перегоне стада – еда, топливо, инструменты).

С оленеводческими стадами начал системно работать зоотехники, началась селекционная деятельность по выведению новых, более продуктивных пород скота, чего раньше у чукчей не было и в помине.

Оленетехнические кадры готовили в Анадырской школе, предназначенной для выпуска руководящего состава для чукотских совхозов. Значительная часть выпускников школы составляли чукчи.

Все эти нововведения способствовали неуклонному росту оленеводческого поголовья.

Также увеличивалась и продуктивность промыслового производства, моторно-зверобойных станций, а также пушной охоты (чукчами в промышленных масштабах добывались песец, лисица и росомаха).

Новая жизнь советских чукчей

При советской власти чукчи получили многое из того, о чем коренные оленеводы и зверодобытчики не имели представление прежде. С начала 50-х годов на Чукотке развернулось интенсивное строительство.

В частности, массово возводили бани, которые чукчам были в диковинку. Строились поселки, колхозы осваивали такие отрасли хозяйствования, как производство кирпича, лесозаготовка. В ярангах чукчей настилались полы, устраивались печи и прорезались окна.

И это было только начало для улучшения быта этого народа.

С приходом цивилизации в Чукотский автономный округ здесь начали развиваться отрасли здравоохранения, образования, социальной защиты и другие – с учетом особенностей жизни и хозяйствования этого коренного народа.

До 1926 года было только 72 грамотных чукчи (главным образом, мужчины), а уже спустя четверть века на Чукотке работали свыше 80 школ. Один из самых знаменитых (в том числе, за рубежом) чукотских писателей – Юрий Рытхэу.

Его рассказы о Чукотке были включены в учебную программу школьников СССР.

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Как советская власть изменила жизнь чукчей

Источник: http://homad.ru/kak-sovetskaya-vlast-izmenila-zhizn-chukchej/

Настоящие люди: как живут современные чукчи

Самый северный район Дальнего Востока – Чукотский автономный округ. На его территории живет несколько коренных народов, пришедших туда тысячелетия назад. Больше всего на Чукотке самих чукчей – около 15 тысяч.

С давних пор они кочевали по всему полуострову, пасли оленей, охотились на китов и жили в ярангах. Сейчас многие оленеводы и охотники превратились в работников ЖКХ, а яранги и байдарки сменили на обычные дома с отоплением.

Жители разных районов Чукотки рассказали специальному корреспонденту DV Ивану Чеснокову, как сейчас живёт их народ

Огурцы по 600 рублей за килограмм и десяток яиц за 200 – современные потребительские реалии отдаленных районов Чукотки.

Пушное производство закрыто, так как не вписалось в капитализм, а добыча оленины, хотя и идет до сих пор, дотируется государством – оленье мясо не может конкурировать даже с дорогостоящей говядиной, которую привозят с «большой земли».

Похожая история – с ремонтом жилого фонда: строительным компаниями невыгодно браться за ремонтные подряды, так как львиная доля сметы – расходы на транспортировку материалов и рабочих по бездорожью. Молодежь, уезжающая из сел, и серьезные проблемы со здравоохранением – советская система рухнула, а новая толком не создана.

Вместе с тем – социальные программы канадской добывающей компании, возрождение интереса к национальной культуре и благоприятные последствия губернаторства Аркадия Абрамовича – миллиардер создал новые рабочие места и отремонтировал дома, а китобоям мог запросто подарить пару моторных лодок. Из такой пестрой мозаики и складывается сегодняшняя жизнь чукчей.

Наш первый собеседник — режиссер-документалист, опытный зоотехник и знаток Чукотки Владимир Пуя. Зимой 2014 года он отправился работать на восточный берег Залива Креста – части Анадырского залива Берингова моря у южного берега Чукотского полуострова.

Там, рядом с национальным селом Конергино, он снимал фильм о современных чукотских оленеводах, – в прошлом самых богатых, а сейчас почти забытых, но сохранивших традиции и культуру предков жителях Чукотского автономного округа.

«Сейчас попасть в стойбища оленеводов Чукотки не легче, чем во времена Тана Богораза (известного российского этнографа, который в начале XX века описывал жизнь чукчей, – DV). В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете.

Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно», – объясняет Пуя. Стойбища оленеводов постоянно перемещаются, причём на большие расстояния. Дорог, чтобы доехать до мест их стоянки нет: передвигаться приходится на гусеничных вездеходах или снегоходах, иногда на оленьих и собачьих упряжках.

Кроме того, оленеводы строго соблюдают сроки перекочевок, время своих обрядов и праздников.

Потомственный оленевод Пуя настаивает, что оленеводство – «визитная карточка» региона и коренного народа. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России.

«Наша культура сильно пострадала в 70-е годы, когда власти посчитали, что в каждом селе дорого содержать средние школы с полным набором преподавателей, – рассказывает Пуя. – В районных центрах построили школы-интернаты. Их причисляли не к городским заведениям, а к сельским — в сельских школах зарплаты в два раза выше.

Я сам учился в такой школе, качество образования было очень высоким. Но детей отрывали от жизни в тундре и приморье: мы возвращались домой только на летние каникулы. И поэтому теряли комплексное, культурное развитие. Национального воспитания в интернатах не было, даже чукотский язык не всегда преподавался.

Видимо, власти решили, что чукчи — советские люди, и свою культуру нам знать ни к чему». 

Полный текст репортажа читайте на портале DV.land

Источник: https://tass.ru/v-strane/3338409

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector