Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Они владели огромной территорией в 721000 квадратных километров — это как Чехия, Ирландия, Литва, Латвия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словакия, Эстония, Дания, Нидерланды, Швейцария, Молдавия, Бельгия, Албания и Македония, вместе взятые.

Более пяти тысяч лет они были безраздельными хозяевами этих земель. Охотились, пасли скот, растили детей, занимались ремёслами, пели песни, молились своим богам. Их мужчины были грозными воинами, презиравшими смерть, и держали в страхе всех своих врагов.

Их земли омывали сразу три огромных моря, а недра хранили несметные богатства: от нефти, природного газа, угля, олова, вольфрама, ртути и меди до золота и урана.

Удивительно, но даже в лучшие годы этот великий и гордый народ насчитывал не более 15 тысяч человек, включая стариков и детей. Несмотря на это, более ста лет они вели войну с Российской Империей и.. одержали победу!

Они называли себя ԓыгъоравэтԓьэн (луораветлан), что в переводе с их родного языка означало «настоящие люди» — ведь всех остальных они не считали себе ровней.

Они не атланты из древних мифов. Мы знаем их как чукчей — один из малых народов Крайнего Севера, живущий на самой окраине нашей необъятной Родины.

Даже сейчас, 375 лет спустя, их история остаётся одной из самых интересных и поучительных.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Свирепыя чюкчи

Воинами чукчи в те времена и правда были отличными. Основным их оружием дальнего боя были стрелы с ядовитыми наконечниками. Учиться стрелять из лука чукчи начинали тогда же, когда становились способны держать его в руках.

Силой и выносливостью они тоже не были обделены. Хорошим воином считался тот, кто в доспехе из моржовой кожи и с копьём мог догнать оленя и с места перепрыгнуть нарты.

Не то, чтобы никому и никогда не удавалось их победить. Хорошим тоном в случае поражения у чукчей считалось подтрунивать над противником и требовать у него смерти, а не пощады.

Вообще, отношение к жизни у них было, мягко говоря, наплевательским. Самоубийство считалось чуть ли не нормой, причём поводом для него могло быть что угодно — неудача, досада за плохую сделку или просто плохое настроение.

Старики могли попросить детей задушить их кожаным ремнём когда считали, что пришло их время — такая смерть считалась лёгкой. У женщин были особые костяные ножи, которыми они убивали сначала своих детей, а потом и самих себя, если их брали в плен.

Глава рода имел право лишить жизни любого из своей семьи без объяснения причин, если считал это необходимым. Соседи могли разве что пожать плечами и пару дней посудачить об этом.

В бой чукчи шли под звуки бубнов, сделанных из человеческой кожи, а после каждого убитого врага раскрашивали своё лицо его кровью, а затем татуировали себе точку на задней стороне правого запястья. У бывалых воинов такие точки сливались в одну сплошную линию от запястья до локтя.

Воевали чукчи много и охотно со всеми своими соседями — коряками, ительменами, юкагирами, якутами и даже с эскимосами Аляски, поэтому у них не было ни друзей, ни надёжных союзников.

Впрочем, они в них не особенно и нуждались, ставя себя выше всех прочих. Напомню, что настоящими людьми чукчи считали только самих себя. Впрочем, одно исключение всё же было.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Тоже люди

Чукчи — сильные, храбрые и жестокие воины — признавали равными себе только один народ, наделённый в их глазах теми же качествами. Называли они их «таньги».

Таньги вызывали откровенный ужас даже у чукчей. И не мудрено, ведь «торчат у них усища, как у моржей, копья длиною по локтю так широки, что затмевают солнце, глаза железные, круглые, вся одежда железная».

В чукотских легендах и сказаниях остался и самый знаменитый таньгин — «жестоко убивающий Йэкуннин». Этот монстр по преданиям убивает женщин и детей, пытает пленных, хочет истребить всех чукчей и посылает «солнечному начальнику» нарты, груженные шапками убитых.

Разумеется, эти ужасные таньги — никто иные, как русские, а их главный злодей — майор Павлуцкий, получивший от чукчей прозвание «Якунин».

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Столкновение цивилизаций

Первая встреча чукчей с русскими произошла в 1641 году, когда на реке Яне чукчи напали на русских сборщиков ясака под командованием атамана Семена Дежнёва.

Концепция покорения северных народов вообще была очень проста: специально истреблять их никто не собирался, местные племена должны были присягать на верность короне Российской Империи и платить ясак — натуральный налог пушниной.

Если они при этом начинали более-менее соблюдать российские законы — это было большой удачей. А если местное население крестилось в православную веру — это и вовсе было пределом мечтаний. Взамен Российская Империя пыталась защищать своих подданных от набегов соседей, то есть друг от друга.

Объяснить аборигенам, что их исконная земля — это теперь Россия и что им нужно делиться своей добычей с пришлыми, казаками было трудно, поэтому из числа местного населения обычно брали заложников.

В случае с чукчами коса нашла на камень: чукчи отказывались от своих заложников, а заложники, в свою очередь, старались покончить с собой при первой же возможности. Не было у чукчей и крупных вождей, с которыми можно было бы легко договориться — каждое стойбище жило само по себе.

Сначала чукчей безуспешно пытались привести в российское подданство «уговором и ласкою». Торговать чукчи соглашались, но ясак платить наотрез отказывались.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Холодная война

С 1727 года дело приобрело более крутой оборот: на усмирение чукчей были направлены казаки, пополнявшие свои отряды местным населением — тунгусами, юкагирами и коряками. Чукчи своими регулярными набегами давно всех достали, поэтому собрать против них войско было несложно.

Казаки с большим или меньшим успехом проводили карательные рейды, чукчи отвечали своими походами, обе стороны несли потери, находясь в относительном равновесии. Ясак чукчи платить так и не стали, зато набеги на коряков и юкагиров усилили.

В результате, в 1742 году императрица Елизавета подписала указ: «На оных немирных чукч военною оружейною рукою наступить и искоренить вовсе, точию которые из них пойдут в подданство Ея Императорского Величества оных так же жён их и детей взять в плен и из их жилищ вывесть и впредь для безопасности распределить в Якутском воеводстве по разным острогам и местам между живущих верноподданных».

Бои вспыхнули с новой силой, закончившись решением Сената закрыть Анадырский острог и прекратить войну в 1764 году, что означало фактическое поражение. А в 1788 году на реке Анюй вновь была открыта ярмарка для торговли с чукчами.

С тех пор Чукотка хоть и входила формально в состав России, но жила сама по себе, по своим законам. Ясак чукчи могли платить того размера и качества, как сами того пожелают, то есть — не платить вовсе. Как ни странно, но на торговле и пошлинах с неё российская казна заработала гораздо больше, чем в бесплодных попытках обложить чукчей данью.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Конец независимости

С приходом коммунистов в 1923 году всё изменилось. В 1930 году был создан Чукотский национальный округ и началась форсированная коллективизация. Стада конфисковывали, создавая «оленеводческие колхозы», вводили прописку в поселениях. Под знаменами раскулачивания и борьбы с религиозными пережитками планомерно уничтожали шаманов, старейшин и других носителей традиций и этнического духа.

Тем не менее, воинственный дух чукчей не угасал ещё долго. В 1947 году они по старой памяти отправились через Берингов пролив — повоевать с эскимосами, чем едва не спровоцировали конфликт между СССР и США.

Окончательно же уничтожила традиционную чукотскую культуру не военная сила и не завезённые чужаками болезни — сифилис, корь и другие, а система всеобщего образования.

Каждую осень работники РОНО собирали по всей тундре детей и увозили в школы-интернаты. Вернувшиеся после учебного года дети не хотели есть традиционную чукотскую пищу, пасти оленей и привозили с собой новую систему ценностей. Служба в армии довершала дело и молодые чукчи окончательно утрачивали связь с многовековыми традициями.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Прошлое против настоящего

Столкновение отсталой цивилизации с современной всегда заканчивается одним из трёх исходов:

Первый — полное физическое уничтожение отсталой культуры вместе со всеми её представителями.

Второй —  ассимиляция и поглощение отставших более продвинутой культурой. При этом меняется всё — ценности, язык, технологии, образ жизни. От прежней культуры остаётся в лучшем случае фольклор, традиционные праздники и наряды.

Третий вариант — превращение отсталой культуры в паразитирующий придаток, который продолжает своё существование благодаря подачкам, пособиям или туризму.

Встречаются разные сочетания этих вариантов, но принципиально других возможностей для недоразвитых цивилизаций просто не существует.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Заповедник

То, что неолитической цивилизации чукчей удалось после столкновения с русскими так долго сохранять свою независимость, объясняется очень просто: покорение чукч не стоило того, чтобы тратить на него казённые средства.

Отправка экспедиции на Чукотку в те времена занимала 2 года в одну сторону. Всё это время экспедиционный корпус нужно было чем-то кормить, обеспечивать обмундированием, платить жалованье. И всё это — ради одной соболиной шкурки с лука в год? Невыгодно. Плодородных земель на Чукотке нет, а разводить оленей российским крестьянам вряд ли удалось бы лучше, чем самим чукчам.

Экономического смысла в колонизации не было, поэтому никто этим особенно и не занимался. Присутствие своё для иностранных государств обозначили — и достаточно.

Как только возникла потребность в полезных ископаемых, а транспортные издержки снизились, смысл контроля над территорией тут же появился и чукчи мгновенно (по историческим меркам) из гордого и вольного народа превратились в героев анекдотов.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Новые чукчи

У современной России есть несколько общих черт с Чукоткой образца 1641 года. Мы, точно так же, как и «свирепые чукчи»,

  • захватываем земли соседних государств и умудрились испортить отношения практически со всеми своими соседями;
  • уверены в своей непобедимости, а из дня победы умудрились раздуть чуть ли не культ войны;
  • владеем огромными, труднодоступными, плохо приспособленными для жизни и малонаселёнными территориями;
  • испытываем нескрываемое презрение к окружающим нас «чуркам», «хохлам», «пиндосам», «черножопым», «хачам» и «гейропейцам», то есть вообще ко всем;
  • наплевательски относимся к жизни — как к чужой, так и к своей собственной.

Но основное и самое опасное сходство — не в этом. Хуже всего то, что мы, подобно чукчам, построили всю свою экономику вокруг одного ресурса.

Чукчи умели производить еду и одежду, а всё остальное — табак, чай, сахар, соль и, главное, железо выменивали у чужеземцев за пушнину, не будучи в состоянии произвести это самостоятельно. А нет железа — нет и цивилизации.

Наши потребности куда шире, чем у чукчей, но большую часть необходимых нам товаров мы точно так же вымениваем на природные ископаемые ресурсы — нефть, газ, металлы.

Еду и одежду мы ещё худо-бедно можем произвести, хотя наши бесплодные потуги на ниве импортозамещения и не дают особых поводов для оптимизма. А вот электронные компоненты, современные процессоры и промышленное оборудование, без которого в XXI веке делать нечего, мы сделать уже не можем.

Либо мы ликвидируем это отставание, либо нас ждёт судьба всех недоразвитых цивилизаций: один из трёх вариантов, приятных среди которых нет в принципе.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

В погоне за будущим

Можем ли мы наверстать упущенное? На первый взгляд — легко. Чукчи были неолитической культурой и отстали от переднего края цивилизации как минимум на 3000 лет. Мы задержались всего на несколько десятков. Сущие пустяки.

К сожалению, не всё так просто. Прогресс не просто идёт очень быстро, но ещё и непрерывно ускоряется. По расчётам Рея Курцвейла (одного из наиболее уважаемых футурологов современности) темпы технологического прогресса ускоряются в два раза каждые десять лет. Эти же идеи до Курцвейла высказывали Энгельс, Вернадский и многие другие.

Даже если не принимать в расчёт возможность наступления технологической сингулярности, которая прямо следует из описанной ими закономерности, на практике чем дальше, тем сильнее будет ощущаться каждый потерянный год и тем сложнее нам будет ликвидировать разрыв.

Я не знаю, сколько ещё лет мы можем позволить себе заниматься ерундой — искать «скрепы», бороться с «иностранными агентами», гробить остатки науки и пилить бюджет в шарашках типа Сколково с нано-результатом. Год, два, десять?

А потом мир вокруг нас незаметно, но необратимо изменится.

С небес к нам иногда будут спускаться могучие белые колдуны в огненных колесницах, чтобы обменять свои шайтан-айфоны на наши балалайки, матрёшки и бочки с чёрной жижей.

Шаманы из телевизора будут петь песни о великих победах славных предков, а лицо Бессмертного Вождя с каждым годом всё больше и больше будет походить на натянутый бубен.

А ещё лет через сто мальчишки на Марсе и Ганимеде будут рассказывать друг другу анекдоты про тупых русских — племя диких кочевых нефтяников с планеты Земля. Обидно, однако..

Источник: https://zhartun.me/2016/01/truepeople.html

Кто такие чукчи и где они живут

Образование

Где живут чукчи и эскимосы?

17 августа 2017

Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос «Где живут чукчи?». На Дальнем Востоке есть Чукотка или Чукотский автономный округ. Но если мы немного усложним вопрос: «Где живут чукчи и эскимосы?», возникают затруднения. Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях.

Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками

Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории.

Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. Это республика Саха, Корякский АО и Чукотский АО. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири.

Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни. Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов.

Луораветланы или чукчи (самоназвание) делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.

Читайте также:  10 киллеров, которые изменили русскую историю

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. Данная народность живёт в штате Аляска (США), в северных регионах Канады, на острове Гренландия (Дания) и совсем немного (1500 человек) на Чукотке. В каждой стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на различные диалекты.

Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы сначала оттеснили эскимосские племена, а затем территориально отделились от коряков.

Сегодня коряки (общая народность с чукчами) составляют коренное население одноимённого автономного округа Камчатской области в России. Всего их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе.

Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI века. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а другая — морским промыслом.

Внешний облик

Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше. Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они похожи на жителей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Разрез глаз мужчин луораветланов больше горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком.

Женщины этой национальности во внешнем облике имеют больше сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с большими ноздрями. Цвет волос у представителей обоих полов чёрный.

Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние — носят чёлки.

Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся чаще всего из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки или куртки из оленьей замши.

Видео по теме

Черты характера

Рисуя психологический портрет данной народности, отмечают основную черту — чрезмерная нервная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного равновесия, они очень вспыльчивы.

На фоне этого имеют склонность к убийству или самоубийству. Например, родственник может с лёгкостью откликнуться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, чтобы тот не мучился в агонии. Эта народность крайне независима, самобытна.

В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость.

В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей.

Условия жизни

Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время — зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: «погода есть» или «погоды нет».

Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы.

Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их обычно 5-6) будет прокормлена несколько дней.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами.

На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж — добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков.

Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок.

Почему чукча — герой анекдотов?

Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой. С XVIII века, когда казачьи отряды двигались по бескрайней Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую очень сложно превзойти в бою.

Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той суровой местности, где живут чукчи, будущий охотник должен быть чутким, уметь сносить любой дискомфорт, спать стоя, не бояться боли. Любимая национальная борьба происходит на расстеленной скользкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.

Воинствующие оленеводы

Корякское население, которое раньше чукчей вошло в состав Российской империи, сбегало с поля боя, если видело хотя бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не боятся стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во врага руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, чтобы не попасть в рабство.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

В бою чукчи были беспощадны, метко сражали врага стрелами, наконечники которых были смазаны ядом.

Правительство стало предупреждать казаков, чтобы те не вступали в бои с чукчами. На следующем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать (больше в советское время). А в конце XVIII в.

у реки Ангарки соорудили крепость. Возле нее периодически устраивались ярмарки, чтобы торговать с оленеводами обменным способом. На свою территорию луораветланы не пускали.

Русским казакам всегда было интересно, где живут чукчи и чем занимаются.

Торговые дела

Дань Российской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе позволить. Часто ее не платили совсем. С началом мирных переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех представителей европеоидной расы они теперь побаивались. Например, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они «белые».

Деловые связи налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Поэтому они активно покупали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Очень ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.

Чукчи сегодня

Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей сейчас почти не осталось. «Неискоренимая народность», как их часто называют, ассимилировала. При этом они сохраняют род своих занятий, культуру, образ жизни.

Как на самом деле у чукчей появились фамилии

Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу грозит в большей мере не исчезновение, а социальная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы.

Уровень жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не стремятся. Чукчи живут в суровых природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Зато когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу.

Говорят, потом укладывают гостя под шкуру вместе со своей голой женой, чтобы та обогрела его.

Источник: https://statc.ru/kto-takie-chukchi-i-gde-oni-zhivut/

Как чукчи признаются в любви и дают имена своим детям

Как на самом деле у чукчей появились фамилииЭтнические стереотипы в отношении некоторых народов России зачастую не имеют отношения к их реальному характеру и особенностям поведения. Особенно «повезло» в этом плане чукчам. Они, например, не говорят постоянно «однако»: их язык достаточно богат для того, чтобы обходиться без слов-сорняков. А неторопливость, свойственная этому народу, кажущаяся медлительность – всего лишь необходимые составляющие выживания человека в условиях Крайнего Севера.

Климат Чукотки чрезвычайно суров. Здесь в воздухе меньше кислорода, максимум дней без солнца. А по скорости ветра, количеству штормов и ураганов Чукотке нет равных. Даже в летние месяцы может начаться снегопад. Средняя температура воздуха в этом регионе отрицательная: — 4,1°С.

— Природа — наш Бог, — говорит Александр Тевлялькот, заслуженный артист РФ, в прошлом участник ансамбля «Эргырон». — Мы ее любим, оберегаем и даже угощаем. Это живой организм, в котором нельзя просто так что-то менять.

Камень случайно ногой задел — переверни, положи на место, ведь это чей-то дом. Природа, вернее, духи, которые ее охраняют, всегда наказывают за плохие поступки.

У нас считается, если не делать плохого, не брать лишнего, можно второй раз родиться.

Даже комара или овода чукчи стараются смахивать с себя, а не убивать. А на резонное: «кусают ведь?» отвечают, что даже укус комара полезен — иммунитет вырабатывается: на второй-третий день в тундре места укусов почти не воспаляются. Все в природе не просто так, даже кровососы!

Спят чукчи мало, и это несмотря на то, что ведут очень активный образ жизни, много двигаются. Говорят: опасно быть рабом сна. 4-5 часов вполне достаточно для восстановления сил. Чтобы выжить на Чукотке, нужно постоянно работать. Чукчи так привыкли к этому, что совершенно спокойно могут не спать по нескольку дней.

— Наша природа скудна и ранима. Северный континент получает мало солнца, поэтому и процессы восстановления очень длительны, — говорит Надежда Вуквукай, сотрудник чукотского филиала НИИ Дальневосточного отделения РАН. — Мы вынуждены беречь энергию, которую получаем.

Знаете, почему у нас кожа смуглая? Она лучше воспринимает и сохраняет энергию. Распространено мнение, что люди на Севере заторможенные. Но это только на первый взгляд так кажется. На самом деле мы просто меньше свои эмоции проявляем.

Чукчей с раннего детства приучают, что нельзя недобро смотреть на человека, ругаться или же, наоборот, слишком радоваться. Все для того, чтобы сохранить целостность организма, энергетическое здоровье.

Посмотрите на южан — вот где сплошные эмоции! Все из-за того, что там южное солнце и людям легко получать витамины из растительной пищи.

Действительно, у северных народов совершенно другая кухня. Они хуже усваивают углеводную пищу. А продукты своей, привычной белково-жировой кухни раньше даже заквашивали. Продукт «дозревал» в определенных условиях: молекулы белка расщеплялись до аминокислот, которые сразу усваиваются организмом. В итоге — меньше калорий тратилось на переваривание.

Взаимоотношения с природой, с духами на Чукотке и сегодня не сильно изменились. Например, здесь не вызывает удивления, когда врачи реанимации советуют родственникам обратиться к высшим силам, чтобы помочь больному в критической ситуации.

— Каждый раз, когда в семье появляется малыш, мы собираем всех родственников и идем на берег лимана, — рассказывает Галина Нотатынагиргина, руководитель этноэкологического кружка «Эйнекей» («Звоночек»).

— Проводим обряд благодарения огня, разворачиваем ребенка, показываем солнышку и даем ему имя. Бывает, что живет с ним человек не всю жизнь. Как-то мой внук очень серьезно заболел. Был в реанимации и даже чуть не погиб.

Врачи сказали, что все слишком серьезно и люди в таком деле помочь не могут. Если соблюдаете национальные традиции, попросите духов, чтобы они помогли.

Мы собрались всем родом на берегу лимана и попросили у старухи Моря («море» в чукотском женского рода), чтобы она дала ребенку новое имя. Вам, наверное, с трудом в это верится, но уже к вечеру мальчик пошел на поправку.

Ситуация с именами у чукчей вообще очень непростая. Часто бывает, что фамилия, записанная в паспорте, на самом деле имя.
— Моя теперешняя фамилия, — говорит Лариса Выквырагтыргыргына, методист по издательской деятельности чукотского центра Института развития образования и повышения квалификации, — это имя моего мужа, данное ему при рождении.

Когда он получал паспорт, имя записали как фамилию, у нас так часто делают. Переводится имя моего мужа, как «возвращающийся в каменное жилище» или есть еще вариант «возвращающийся в жилище камнем». До замужества у меня было свое имя. У нас человека, который родился на свет, нарекают в связи с событием, происходящим во время дня его рождения.

Я родилась летом, в то время, когда из почек острыми зубчиками торчали верхушки зеленых листочков. Так меня и назвали — Рыскынтонав. Когда мне выдавали свидетельство о рождении, мать записали Гуанаут, отец — Тамму — без имени, отчества, а я Рыскынтонав. И тоже без отчества. Ведь имя отца записали как фамилию.

То же может произойти и с нашим ребенком, и у него будет другая «фамилия».

Характер чукчей, их спокойствие, невозмутимость, сдержанность, терпеливость сказываются и на том, как они говорят. Они мало делятся своими эмоциями, стараясь не расплескивать то, что у них внутри. Ведь это богатство, которое легко потерять. Раньше считалось, что, когда слишком много о чем-то говоришь, это уходит из тебя, и духи могут воспользоваться тем, чем ты не дорожишь.

Даже в любви чукчи признаются более сдержанно, чем другие народы. Мужчина никогда не скажет женщине: «Я тебя люблю». По-чукотски это даже звучит коряво. Чаще на чувства намекают каким-нибудь делом или знаком. В крайнем случае могут сказать: «Я всегда о тебе думаю» или «Мне трудно без тебя обходиться». Чукотские женщины понимают и ценят такие признания.

Петр Егоршев

Источник http://nazaccent.ru/content/2135-o-chukchah-bez-odnako.html

Источник: http://etnic.ru/wow/kak-chukchi-priznayutsya-v-lyubvi-i-dayut-imena-svoim-detyam.html

Как появились чукчи

На огромном пространстве от реки Индигирки до Берингова моря и от рек Анюй и Анадырь до Северного Ледовитого океана, на территории сопоставимой с размерами Казахстана, на протяжении многих тысяч веков живет малочисленный народ крайнего северо-востока Азии — чукчи.

Первое знакомство

Впервые на большой земле заговорили о чукчах после доклада о них казака-землепроходца Михаила Стадухина, в 1644 году основавшего на берегу дальневосточной реки Нижнеколымский острог.

С тех пор начался отсчёт кровавым столкновениям между русскими и чукчами, которые, не желая подчиняться чьей-либо власти, были вынуждены ограничить ареал своей жизни правым берегом Колымы.

Самоназвание

  • Но название этого этноса закрепилось в русском языке с подачи землеоткрывателя Дежнёва, который в докладе 1648 года упомянул об обнаружении нового коренного народа севера.
  • В своих донесениях он назвал их чукчами, поскольку присутствовавшие в его экспедиции представители других народностей севера, которые были лояльны к русским, именовали их людьми богатыми оленями — «чаучу».
  • Несколько упростив произношение этого слова, Дежнёв став автором нового этнонима, хотя сами себя чукчи называют словом «луораветлян», что означает «настоящие люди».

Откуда пришли

Согласно изысканиям этнографов, пращуры чукчей появились в описываемой области приблизительно 20 тысяч лет назад, покинув более южные районы Центральной и Восточной Азии, так называемого Саяно-Байкальского региона. Это обстоятельство позволяет считать чукчей своеобразными аборигенами континентальной Чукотки, основой жизни которых была охота на диких зверей.

  1. В течении I тысячелетия нашей эры происходило постепенное разделение единого этноса на две группы — тундровых и береговых чукчей.
  2. Тундровые чукчи обосновались в местности с избыточным, по северным меркам, населением и находились в постоянной борьбе за территорию с юкагирами, принявшими участие в их этногенезе и оттеснившими их вглубь Чукотки.
  3. Береговые чукчи, заняв исконную прибрежную зону эскимосов, заставили их уйти с насиженных мест, а тех, кто остался — ассимилировали, переняв некоторые черты культуры.
  4. Тундровые чукчи для обеспечения себя пропитанием и необходимыми средствами существования стали приручать и разводить оленей, ведя кочевой образ жизни, а береговые предались морскому промыслу, предпочтя оседлость.
  5. Именно поэтому тундровые чукчи называли себя «чаучу», в то время как их приморские родичи именовались «рамаглыт», что означает «жители побережья».
  6. Это внутриэтническое деление сохраняется по сегодняшний день, несмотря на то, что общая численность чукчей в 2010 году составляла чуть меньше 16 000 человек.
Читайте также:  Какие фамилии татарская знать дала русским

Китайская версия

Специалисты из Нанкинского университета Нанда нашли родство между предками чукчей и японцев, которые изначально населяли нынешнюю китайскую провинцию Юаннань. Приблизительно три тысячи лет назад они разъединились и отправились на освоение разных областей: протояпонцы заняли земли японского архипелага, а проточукчи обосновались в северных районах евразийского континента.

Спустя много лет иные народы вытеснили чукчей с русского Приморья в сторону Чукотки, где после истребления местного населения, они стали полноправными хозяевами.

В качестве доказательства общности чукчей и японцев китайцы называют присущий обоим этносам надменный характер, игнорирование интересов соседей и схожие папиллярные узоры на коже рук.

Но самый главный козырь — это результаты генетических исследований, в ходе которых выяснилось, что 40% чукчей и 45% японцев принадлежат к гаплогруппе D, иными словами имеют единого предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками. Кстати по версии ученых этим общим пращуром был именно чукча, от которого впоследствии произошли японцы.

Антропологический тип

  • По антропологическому типу чукчи, как и их соседи — ительмены, коряки и отчасти эскимосы, принадлежат к особой арктической расе, связанной генетическими корнями с тихоокеанскими монголоидами.
  • Но в то же время они обладают рядом специфических признаков, свидетельствующих об очень длительной изоляции этноса и весьма продолжительному проживанию в экстремальных условиях региона, омываемого Беринговым и Чукотским морями.
  • К числу этих особенностей относятся высокий показатель содержания гемоглобина, быстрый обмен веществ и интенсивная теплорегуляция.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/39884018-kak-poyavilis-chukchi/

Кто такие чукчи на самом деле?

Кто такие чукчи на самом деле?

Вы, конечно же, слышали анекдоты про чукчей. Это не вопрос — это утверждение. А еще вы наверняка рассказывали такие анекдоты другим. Сами чукчи, послушав вас, могли бы и посмеяться: они обожали подшучивать над собой. Но, скорее всего, вас бы убили. При этом большая часть современного оружия вряд ли бы помогла, окажись вы против столь опасного врага.

На самом деле трудно отыскать более воинственный и при этом неискоренимый народ, чем чукчи. Большая несправедливость, что мы сегодня не знаем об этом, хотя спартанское воспитание или индейские традиции во многом куда мягче и «гуманнее» подходов воспитания будущих чукотских воинов.

«Настоящие люди»

Луораветланы — «настоящие люди», так чукчи именуют себя сами. Да, они — шовинисты, которые считают остальных второсортными. Они шутят над собой, называя себя «потным народцем» и в подобном роде (но только между собой). При этом нюх чукчей не особо уступает нюху собак, а генетически они от нас ой как отличаются.

Чукчи — это искаженное «чаучи» — оленеводы. Именно чаучей встретили казаки в тундре, не дойдя до их прямых и признанных родственников — анкальынов, приморских луовертланов.

Детство

Как и у индейцев, у чукчей суровое воспитание мальчиков начиналось с 5-6 лет. Спать с этого времени кроме редких исключений позволялось лишь стоя, опершись на полог яранги.

При этом юный чукотский воин спал чутко: для этого взрослые подкрадывались к нему и обжигали то раскаленным металлом, то тлеющим концом палки.

Маленькие воины (мальчиками как-то язык не поворачивается их назвать), в итоге, начинали молниеносно реагировать на любой шорох…

Бегать приходилось за оленьими упряжками, а не ездить на санях, прыгать — с привязанными к ногам камнями. Лук был неизменным атрибутом: у чукчей вообще зрение — не в пример нашему, дальномер практически безупречен. Именно поэтому чукчей со Второй мировой войны так охотно брали в снайперы.

Была у чукчей и своя игра с мячом (из оленьей шерсти), сильно напоминавшая современный футбол (только играли луораветланы в эту игру задолго до «основания» футбола англичанами). А еще любили здесь бороться.

Борьба была специфической: на скользкой моржовой шкуре, дополнительно смазанной жиром, надо было не просто одолеть соперника, а кинуть его на острые кости, расставленные по краям. Это, мягко говоря, было опасно.

Однако именно таким противостоянием уже взрослые юноши будут выяснять отношения со своими врагами, когда почти в каждом случае проигравшему грозит смерть от куда более длинных костей.

Путь во взрослую жизнь лежал для будущего воина через испытания. Т.к. ловкость ценилась этим народом особо, то и на «экзамене» делали ставку на нее, да на внимательность. Отец посылал сына на какое-то задание, но не оно было главным.

Отец незаметно выслеживал сына, и как только тот садился, терял бдительность или попросту превращался в «удобную мишень», то в него тут же выпускалась стрела. Стреляли чукчи, как уже упоминалось выше, феноменально. Так что среагировать и уйти от «гостинца» было делом не простым.

Пройти экзамен можно было лишь одним способом — выжить после него.

Ах да… Не стоит считать отцов такими уж жестокими: стреляя по сыну, глава семейства не смазывал наконечник ядом, так что ранение оставляло шансы выжить. На войне же без яда стрелы не летали…

Смерть? А что ее бояться?

Существуют записи очевидцев, которые описывают шокирующие прецедентны из жизни чукчей даже начала прошлого века. Например, у одного из них стал сильно болеть живот. К утру боль только усилилась, и воин попросил товарищей убить его. Те незамедлительно выполнили просьбу, даже не придав особого значения случившемуся.

Чукчи верили, что у каждого из них есть 5-6 душ. И для каждой души может быть свое место в раю — «Вселенной предков».

Но для этого следовало выполнить некоторые условия: достойно погибнуть в бою, быть убитым от руки друга или родственника, или умереть своей смертью. Последнее — слишком большая роскошь для суровой жизни, где на заботу других уповать не стоит.

Добровольная смерть для чукчей — обычное дело, достаточно лишь попросить о таком «убийстве себя» родственников. Так же поступали при ряде тяжелых болезней.

Проигравшие бой чукчи могли перебить друг друга, а про плен особо не думали: «Если я стал тебе оленем, то чего медлишь?» — говорили они победившему врагу, ожидая добивания и даже не думая просить пощады.

Война — это честь

Чукчи — прирожденные диверсанты. Малочисленные и свирепые, они были настоящим ужасом для всех, кто жил в зоне досягаемости.

Известным фактом является то, что отряд коряков — соседей чукчей, присоединившихся к Российской империи, насчитывавший полсотни человек, бросался врассыпную, если чукчей было хотя бы два десятка.

И не смейте обвинять в трусости коряков: их женщины всегда имели с собой нож, чтобы при нападении чукчей убить детей и себя, лишь бы избежать рабства.

С коряками «настоящие люди» воевали одинаково: сначала были торги, где каждый неверный и просто неосторожный жест мог быть понят как сигнал к резне. Если погибали чукчи, то их товарищи объявляли обидчикам войну: вызывали тех на встречу в назначенном месте, стелили шкуру моржа, смазывали ее жиром… И, конечно же, вбивали по краям множество острых костей. Все как в детстве.

Если же чукчи шли в грабительские рейды, то они просто резали мужчин и брали в плен женщин. С пленными обращались достойно, но гордость не позволяла корякам сдаваться живыми. Мужчины живыми в руки чукчей попадать тоже не хотели: в плен мужчин те брали только тогда, когда надо было выпытать информацию.

Пытки

Было два вида пыток: если требовалась именно информация, то врагу связывали руки за спиной и зажимали ладонью нос и рот, пока человек не терял сознания. После этого пленника приводили в чувства и повторяли процедуру. Деморализация была полной, даже «матерые волки» раскалывались.

Но чаще чукчи просто через пытки реализовывали свою ненависть к жертве. В таких случаях враг привязывался к вертелу, и методично прожаривался над костром.

Чукчи и Российская империя

Русских казаков в 1729 году искренне просили «не чинить насилия над немиролюбивыми народами севера». То, что чукчей лучше не злить, их соседи, присоединившиеся к русским, знали на своей шкуре.

Однако у казаков, видимо, взыграли гордыня и зависть к такой славе «некрещенных дикарей», поэтому якутский казачий голова Афанасий Шестаков и капитан Тобольского драгунского полка Дмитрий Павлуцкий пошли на земли «настоящих людей», уничтожая все, что встречали на своем пути.

Несколько раз чукотских вождей и старейшин приглашали на встречу, где их попросту подло убивали. Для казаков все казалось просто… Пока чукчи не поняли, что играют не по тем правилам чести, к которым привыкли сами.

Через год Шестаков и Павлуцкий дали чукчам открытый бой, где у последних шансов было не так много: стрелы и копья против порохового оружия — не лучшее оружие. Правда, Шестаков и сам погиб. Луораветланы начали настоящую партизанскую войну, в ответ на которую сенат в 1742 году распорядился уничтожить чукчей начисто.

Последних было менее 10 000 человек с детьми, женщинами и стариками, задача казалась такой простой.

До середины XVIII века война была жесткой, но вот уже и Павлуцкого убили, и отряды его разбили. Когда российские чиновники разобрались, какие потери они несут, то ужаснулись.

Кроме того, прыти у казаков поубавилось: стоило победить чукчей неожиданным набегом, как оставшиеся в живых дети и женщины убивали друг друга, избегая плена.

Сами чукчи смерти не боялись, пощады не давали и могли истязать крайне жестоко. Испугать их было нечем.

В срочном порядке издается указ, запрещающий вообще злить чукчей и лезть к ним «со злым умыслом»: за это решено было ввести ответственность.

Чукчи вскоре тоже стали успокаиваться: захватить Российскую империю нескольким тысячам воинам было бы слишком обременительной задачей, смысла в которой сами луораветланы не видели.

Это был единственный народ, который военным способом запугал Россию, невзирая на свою ничтожную численность.

Спустя пару десятилетий империя вновь вернулась на земли воинственных оленеводов, боясь, что с теми «заведут опасный мир» французы и англичане. Чукчей брали подкупом, уговорами и ублажениями. Дань чукчи платили «в том размере, который сами выберут», т. е.

не платили вовсе, а «помощь государеву» им возили так активно, что легко было понять, кто кому на самом деле платит дань. С началом сотрудничества в лексиконе чукчей появился новый термин — «чуванская болезнь», т.е.

«русская болезнь»: с цивилизацией к «настоящим людям» пришел и сифилис.

Французов и британцев боялись зря…

Веяния Европы чукчам были — как зайцу стоп-сигнал. Они торговали со многими, однако наибольшее обоюдное уважение в торговле проявляли… с японцами. Именно у японцев чукчи закупали свои металлические латы, которые были точь-в-точь как у самураев.

А самураи были восхищены мужеством и ловкостью чукчей: последние являются единственными воинами, которые, согласно многочисленным свидетельствам современников и очевидцев, способны были не просто уклоняться от стрел, но и ловить их руками налету, умудряясь кидать (руками!) обратно во врагов.

Американцев чукчи уважали за честную торговлю, но немного погонять последних тоже любили в своих пиратских набегах. Перепадало и канадцам: известна история, когда чукчи захватили на канадском побережье чернокожих рабынь. Распробовав, что это все же женщины, а не злые духи, чукчи забрали их себе в качестве наложниц.

Чукотские женщины не знают, что такое ревность и потому восприняли подобный трофей мужей нормально. Ну а негритянкам запретили рожать, т.к. они были «неполноценными людьми», до старости продержав их в наложницах. По словам очевидцев, рабыни своей новой судьбой были довольны, и лишь жалели, что их не выкрали раньше.

Анекдоты

Советская власть, решив нести огонь коммунистической идеологии и цивилизации в далекие чукотские яранги, радушного приема не получила.

Попытка надавить на чукчей силой оказалась непростой задачей: сначала все «красные» с близлежащих территорий наотрез отказывались воевать с чукчами, а потом смельчаки, прибывшие сюда издалека, стали пропадать отрядами, группами, лагерями. В основном пропавших не находили.

В редких случаях удавалось разыскать останки перебитых колонистов-неудачников. В итоге «красные» решили пойти проторенным при царе путем подкупа. А чтобы чукчи не стали символом независимости, их просто-напросто превратили в фольклор.

Так поступили с Чапаевым, сделав ставку на анекдоты про «Василия Ивановича и Петьку», переделывая образ образованного и достойного, в смешного и потешного. Страх и восхищение перед чукчами сменили на образ эдакого дикаря-недоумка

Источник: http://ourflorida.net/interesno-podrobno.php?id=610

Чукчи

Чукчи, чукоты или луораветла́ны. Немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюй. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.

Чукчи

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в.

русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — анкальын (приморские, поморы — от анкы (море)).

Самоназвание — оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт [ɬəɣʔoráwətɬʔǝt] (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн [ɬəɣʔoráwətɬʔǝn] — в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей — юкагиры, эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца.

Читайте также:  От чего мусульман защищает молитвенный коврик

Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В.

Богораз, находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов, но и с языком эскимосов.

До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.

Антропология

История

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э.

Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца XVII — начала XVIII веков. С русскими чукчи столкнулись впервые ещё в XVII столетии на реке Алазее.

В 1644 году казак Михаил Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог.

Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от Колымы, после кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Северного Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с российской по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края (подробнее см. Присоединение Чукотки к России).

В 1770 году после ряда военных кампаний, в том числе неудачной кампании Шестакова (1730), Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижнеколымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения. В 1775 году на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами.

С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (около 250 км от Нижнеколымска, на берегу Малого Анюя). До первой половины XIX века, когда европейские товары доставлялись на территорию чукчей единственным сухопутным путем через Якутск, Анюйская ярмарка имела обороты на сотни тысяч рублей.

На продажу привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха — каланов, куниц, черных лисиц, голубых песцов, которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

С появлением американских китоловов в водах Берингова пролива и Ледовитого океана, равно как с доставлением товаров на Гижигу судами добровольного флота (в 1880-х гг.), наиболее крупные обороты Анюйской ярмарки прекратились, и к концу XIX века она стала обслуживать лишь потребности местного колымского торга, имея оборотов не свыше 25 тыс. руб.

Хозяйство

Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем (незадолго до появления русских) они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства.

Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.

На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар.

Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.

Быт чукчей

Байдара — лодка, построенная без единого гвоздя, эффективная при охоте на морского зверя

В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Перекочевки совершали по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Род чукчей — агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены); среди определённого круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли.

Жилище — яранга — представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями.

Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырёхугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой.

Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага.

У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора.

Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки.

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребёнка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног.

Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Прически женщин состоят из заплетенных по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами. Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

Деревянные, каменные и железные орудия

С приходом Советско власти, в населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения. Создана письменность для языка. Уровень грамотности чукчей (умение писать, читать) не отличается от среднего по стране.

Чукотская кухня

Основу питания чукчей составляло отварное мясо (оленье, тюленье, китовое), также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы (емрат), морскую капусту, щавель, моллюски и ягоды.

Помимо традиционного мяса в пищу шла кровь и внутренности животных. Широкое распространение имело сыро-мороженное мясо. В отличие от тунгусов и юкагиров, чукчи практически не ели рыбу.

Из напитков чукчи предпочитали отвары из трав типа чая.

Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло — полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка; из моняла делают различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса ещё очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи.

Праздники

Оленные чукчи проводили несколько праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища (кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Зоре из созвездия Орла), разбивка стад весной (отделение важенок от молодых быков), праздник рогов (Кильвей) весной после отела важенок, жертвоприношения огню и др. Один или два раза в год каждая семья справляла праздник Благодарения.

Религия чукчей

По своим верованиям чукчи — анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворона), звёзды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество нерегулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения. Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д.

Покойников либо сжигают, либо обёртывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.

  • Байдара — лодка, построенная без единого гвоздя, эффективная при охоте на морского зверя.
  • Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).

Добровольная смерть

Предвидя многие спекуляции, этнограф пишет:

Поводом к добровольной смерти стариков служит отнюдь не недостаток хорошего отношения к ним со стороны родственников, а скорее тяжёлые условия их жизни.

Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью.

Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков.

Фольклор

У чукчей богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости. Основные жанры фольклора: мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят?», «Бог и мальчик». Приведём пример последней:

В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай.

Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит — бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? — Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу, стали они играть.

Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева.

Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели.

А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином.

Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами.

Народные танцы

Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей.

Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»:

После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд. В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело….

Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков (оленей)», «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя».

Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы.

Язык, письменность и литература

Основная статья: Чукотская письменность По происхождению чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшие родственники: корякский, керекский (исчез в конце ХХ в.), алюторский, ительменский и др.

Типологически относится к инкорпорирующим языкам (слово-морфема приобретает конкретный смысл только в зависимости от места в предложении, при этом может существенно деформироваться в зависимости от сопряжения с другими членами предложения).

В 1930-х гг. чукотский пастух Теневиль создал оригинальную идеографическую письменность (образцы хранятся в Кунсткамере — Музее антропологии и этнографии АН СССР), которая, однако, так и не вошла в широкое употребление. С 1930-х гг. чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература создаётся в основном на русском языке (Ю. С. Рытхэу и др.).

Источник

Источник: https://xn——6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/narody-jakutii/chukchi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector