Как русские в 19 веке пытались спасти чукчей от алкоголя

С Чукотки Артур Чубаркин вернулся недавно, а потому впечатлений — море, точнее, океан — Северный Ледовитый, а еще киты, моржи и олени, кочующие вместе с людьми по осенней тундре. Но он ездил не любоваться красотами сурового края, который, по словам самого Артура Чубаркина, является его «энергетическим центром», а выполнять здесь миссию по спасению малочисленного коренного населения

О том, почему чукчам нельзя пить, а обязательно петь и заниматься спортом? Отчего на соседней Аляске действует сухой закон, а на российском полуострове алкоголь не иссякает? Почему работа с оленеводами и морзверобоями оказывается подчас продуктивнее, чем с просвещенными горожанами? Об этом и многом другом Артур Чубаркин рассказал корреспонденту «РГ».

Артур Чубаркин: Это очень важный проект Красного Креста и губернатора Чукотки. Хотя уровень суицидов на полуострове не выше, чем в среднем по России, но чукчи и так народ малочисленный, а своих психотерапевтов в поселках нет, так что без помощи специалистов с материка проблему не решить.

Я уже не говорю о растущем алкоголизме. Меня три года приглашали к участию в этой экспедиции, и вот наконец-то смог поехать. Был большой профессиональный интерес. А потом, ведь Чукотка — моя родина. Я там жил до 15 лет в райцентре недалеко от мыса Дежнева.

Это Берингов пролив, где в бухте Лаврентия побывала масса путешественников, даже Джеймс Кук. Видимо, страсть к путешествиям мне с энергетикой этого места и передалась. Кроме того, мой отец — полярный вертолетчик, и с ним мы часто летали по Северу.

А с чукчами я за одной партой сидел, так что их психологию знаю не по учебникам. Кстати, одна из участниц моей группы трезвости была бывшая одноклассница Татьяна.

Женщины-хранительницы очага тоже пьют наравне с мужчинами? Почему?

Артур Чубаркин: Алкоголь — это патологический спусковой клапан для снятия напряжения, и у нас, на материке, самый доступный антидепрессант. Но потом, затягивая, он создает массу проблем. А для народов Севера — это реальная и скорая погибель.

Дело в том, что у них отсутствует биологический фермент алкогольдегидрогеназа, необходимый для переработки этилового спирта. В такой ситуации при распаде алкоголя образуются альдегиды (создавая ситуацию традиционного похмелья), которые нейтрализуются опять же только этиловым спиртом.

Круг замыкается: у северян уже после нескольких раз употребления алкоголя возникает зависимость.

Как русские в 19 веке пытались спасти чукчей от алкоголя

Коренным жителям Чукотки запретили рыбалку

А как не пить, если живешь в эмоциональном тупике? Если привезенные с материка продукты обычно заканчиваются к февралю, то водка есть круглый год. Местные предприниматели ведут торговлю, нарушая закон, хотя и понимают все последствия для населения.

Между прочим, если на соседней Аляске (поехать туда чукчи могут безо всякой визы) действует сухой закон, то на Чукотке его нет. Мотивируют такой либерализм просто: это нарушение прав человека с точки зрения мировой цивилизации.

Запретить алкоголь нельзя, пить — тоже нельзя. Что же у вас оставалось в арсенале, чтобы отвратить аборигенов от зеленого змия?

Артур Чубаркин: Убеждение и методы психотерапии, которые я применяю при работе с тольяттинскими пациентами. Сначала я просто ходил по Нешкану (поселок, где я работал) и разговаривал с людьми о жизни.

Многие меня помнили еще по 2004 году, когда я формировал здесь собачью упряжку для перехода к Северному полюсу.

Поэтому контакт наладили быстро, уже через три дня заработала первая группа трезвости, собравшая человек 12-15 — это люди, которые поняли, что их проблема зашла уже далеко — «вешайся или завязывай». Люди гибнут очень часто, так как они находятся или в состоянии алкоголизации, или похмелья.

И для начала их надо привести в состояние реальности, а потом уже учить новым методам снятия напряжения и налаживанию своей жизни: если у человека все хорошо, то у него вырабатываются собственные эндорфины (гормоны радости), и алкоголь ему уже ни к чему.

Постулат, что «бытие определяет сознание» никто не отменял. Может быть, они пьют именно от плохих бытовых условий, безработицы, вообще отсутствия перспектив? И не со слов надо начинать?

Артур Чубаркин: Оправдания пьянству человек везде найдет — хоть в столице, хоть на Крайнем Севере. Чукчи мне тоже говорили: «Мы пьем от безысходности, у нас нет работы, мы оторваны от своих национальных корней, мы умеем кочевать, охотиться, но в цивилизации жить не умеем». Конечно, все это есть…

Я работал месяц в самом отдаленном поселке Нешкане на берегу Северного Ледовитого океана, который сами жители именуют «забытым». Когда-то там были и песцовая звероферма, и овощные теплицы на горячих ключах, и свои коровники… Теперь все разрушено.

Дело в том, что 2002 году в Нешкане произошла серия подземных толчков, и долгое время, комиссия за комиссией, решали вопрос — переселять людей или развивать поселок. В других местах на Чукотке уже тогда строили современные щитовые дома на сваях по канадской технологии, подключая их к котельным и водопроводу.

А в Нешкане получилось среднее — людей не переселили, инфраструктуры не создали. Даже единственный спортзал по ветхости снесли.

Как русские в 19 веке пытались спасти чукчей от алкоголя

На Чукотке снимут фильм по следам экспедиции 1917 года

Между тем Нешкан — поселок не маленький: около 700 жителей, из которых около 250 детей. А сотовая связь, появившаяся на Чукотке в 2012 году, как и Интернет, здесь до сих пор неустойчивы. Больничка есть, да единственный врач из нее сбежала, не выдержав жизни в тесном домишке из железнодорожных шпал (таких тут в большинстве).

Дороги нет, а вертолет прилетает два раза в месяц, и то, если погода позволит. А так все только летом по океану. Продукты, а это в основном крупы, мука, сахар, консервы, завозят на весь год в августе-сентябре, но уже с февраля население выживает только на местных ресурсах: оленина и мясо морского зверя: кита, моржа, нерпы.

Мне довелось участвовать в охоте на кита…Помню, все село потом высыпало на берег: женщины и дети, как муравьи, набросились с длинными ножами на морскую громадину. Кстати, был в истории чукчей очень тяжелый период запрета охоты на кита — года четыре. Население сильно ослабло. К первому добытому после отмены киту, как рассказывают, старики ползли на коленях и плакали.

У чукчей, которые кочуют по тундре со стадами оленей, жизнь еще более сложная?

Артур Чубаркин: Они к ней за века приспособились, но для нас это, конечно, архисложно понять. Оленеводы живут в ярангах — это каркас из жердей площадью два на два метра, который укрыт шкурами оленей.

За полчаса до сна, чтобы нагреть пространство, в ней зажигают жирник. Каждые три недели яранга разбирается, грузится на нарты и увозится еще на 50 километров дальше в тундру.

Кстати, такие «удобства» есть только для женщин и детей, мужчины-оленеводы ночуют прямо в стаде.

Но чукчи все равно не оставляют свои семьи в поселках, кочуют даже вместе с грудными детьми, которых «пеленают» в оленьи шкуры.

Для них олень все — одежда, пища, лекарство, инструмент. Даже мочу животного используют для обработки шкур. Мне один чукча подарил гениальный в своей примитивности «лучок» для добывания огня. Говорит, что поначалу хотел его послать президенту, «чтобы знал, как мы живем», но потом расщедрился и мне отдал.

Есть аналогичные дрели — в центр деревянного цилиндра вбит гвоздь и таким прибором они умудряются сверлить дыры в полозе нарты. Конечно, у них есть покупные инструменты, но те, что из подручного материала, говорят, надежнее.

Вообще, с точки зрения выживаемости в природе, чукчи нам, образованным, сто шагов вперед дадут, а вот в цивилизации — плохо адаптируются.

Нужны инвестиции в восстановление и создание новых производств, чтобы у людей был выбор: кто хочет — занимается традиционными промыслами, а кто выучился — имеет работу согласно полученной профессии. Пока же таких мест очень мало и лишь в райцентре. Что остается делать безработным — пить… Чукчи как дети: у них что, мозг иначе устроен?

Артур Чубаркин: Вы недалеки от истины.

Если у большинства людей работают оба полушария, и логика нашей цивилизации требует больше напряжения левого, то чукчи — народ правополушарный, у них эмоционально — образное мышление Они все талантливые танцоры, художники, косторезы, с мощной интуицией. А вот адаптация к достижениям цивилизации у них проходит медленно, поэтому так важно поддерживать эти природные склонности, чтобы сохранить этнос.

В своей аналитической записке губернатору Чукотки я написал, что надо срочно строить в Нешкане новый спортзал. С одной стороны, спорт организует свободное время, а с другой, может стать спусковым клапаном для отрицательных эмоций, ведь работающие мышцы забирают из крови адреналин — гормон стресса, замещая таким образом пьянство.

После вашего отъезда с Чукотки люди вновь остались один на один со своими психологическими проблемами?

Артур Чубаркин: Члены группы трезвости уже сами являются опорой друг для друга в кризисной ситуации.

Три раза в неделю они работают, используя уже освоенные методы восстановления эмоционального состояния, а также вовлекают в свои ряды новых односельчан, имеющих проблемы с алкоголем.

Кроме того, я передал им аудиодиск с полусотней тематических передач по психологии, а по сложным вопросам мы периодически созваниваемся.

Кстати, мне с простыми чукчами работать было легче, чем, скажем, с педагогами в наших школах. У русских учителей, когда им объясняешь, как надо вести себя с подростком — не диктовать, не обвинять, не подавлять — возникает сопротивление — они все сами знают и умеют. А чукчи хватаются за любую возможность выжить и благодарны тому, кто принимает в них участие.

Артур Владимирович, вы работали на Чукотке не только со взрослыми, но и с детьми. Насколько для них остро стоит проблема депрессий?

Артур Чубаркин: Прошел все классы в местной школе, с четвертого по девятый, проблем, как и у всех подростков, много — возраст такой. Я не только проводил коррекционные семинары для учителей по работе с детскими суицидами, но и просто общался с ребятами на прогулках, рассказывал о своем детстве, об экспедициях, вместе пели песни…

Как русские в 19 веке пытались спасти чукчей от алкоголя

В Якутии ученые нашли потомков Чингисхана

А на занятиях с учениками учил их житейским премудростям: общению с друзьями, построению отношений между мужчиной и женщиной, умению добиваться своих целей. Это игра, а в ней — незаметный коррекционный смысл.

Больше вызывают опасение послушные дети, в их 14- 16 лет. Именно они не готовы к реалиям жизни. Впрочем, такое не только на Чукотке. Вообще чукотские дети мне видятся более живыми, непосредственными и самостоятельными, чем на материке.

В них ресурс будущего Чукотки.

А в перерывах между «основной» работой я нарезал круги по селу, разговаривал с людьми в чукотских домиках и на улице, с детьми и взрослыми. Имея опыт работы депутатом, долгими темными вечерами разговаривали с главой Нешкана — Николаем Воробьевым. Его избрали две недели назад, но он уже прочувствовал, как вязнут в ригидной системе власти его инициативы.

А еще я слушал океан и заряжался его энергией. Тянет меня на Север, там все чище.

Справка «РГ

Артур Чубаркин — врач — психотерапевт, психиатр, сексолог, кандидат медицинских наук, заведующий тольяттинским центром психотерапии «Мой Мир», почетный академик МАЭН. Действительный член Русского географического общества. Автор многочисленных публикаций. Участник более 25 экспедиций. Заслуженный путешественник России.

От Снежного человека до Homo Sapiens

— В 70-х годах я участвовал в экспедиции по поиску снежного человека, который организовала «Комсомольская правда». Человека не нашли, но огромный слепок ноги, обнаруженный на леднике, привезли. В 1993 году мы искали на Чукотке место гибели экспедиции первопроходца Никиты Шалаурова.

Она пропала в 1764 году, и мы нашли ее останки. В 1999-м на яхте мы повторили маршрут российских первооткрывателей Беллинсгаузена и Лазарева, достигнув Антарктиды.

В 2006 году я прошел самым тяжелым маршрутом на Земле — это была автономная экспедиция на Северный полюс на собачьих упряжках — вдвоем с Георгием Карпенко.

Люди и собаки

В поселке Нешкан кроме людей живет около 300 собак. Уважающие себя каюры держат своих 10-12 собак на растяжках. Кормят один раз в сутки. Остальные летом бегают по селу, сами добывают себе корм.

Собаки из упряжек втайне им завидуют, но гордятся своей принадлежностью к упряжке-стае. Большинство спят в ямках, вырытых в шлаке или на угле. Поэтому белые собаки грязные, зато зимой они становятся белоснежными.

Нешканцы гордятся, что у их собак особенные глаза — «хрустальные», а не просто голубые, как у хаски.

Порода ездовых «сибирские хаски» относится к шпицам, а не к лайкам. Это в 30-е годы 20-го века, когда советская власть, обеспечивая 100-процентную грамотность, переселяла чукчей в поселки и для этого уничтожала собак, американский бизнесмен выкупил и вывез на Аляску около 300 собак.

Они стали основой для породы, которую американцы назвали «сибирские хаски», отдавая должное их месту происхождения. Российский ученый и кинолог Людмила Богословская, которую знают все чукчи-каюры, по международным критериям зарегистрировала стандарт коренной породы собак Чукотки — «чукотская ездовая».

Громадное ей за это спасибо!

В настоящее время по инициативе губернатора Чукотки Романа Копина в Анадыре создана племенная лаборатория по разведению «чукотской ездовой».

Источник: https://rg.ru/2017/11/09/reg-pfo/samarskij-psihoterapevt-reshil-spasti-chukchej-ot-alkogolizma.html

Кто и как спаивал чукчей? | Исторический документ

Широко известно, что алкоголизм составляет одну из важнейших проблем для народов Севера вообще и у чукчей в частности. Хотя это беда для любого народа, в том числе и для русского, но чукчи, как и другие народы Севера чрезвычайно быстро приобретают алкогольную зависимость, которая является одной из причин их фактического вымирания.

Читайте также:  К каким странным последствиям привело «дело салтычихи»

В качестве причин этого зла исследователи чаще всего называют внешнее влияние. Но вот вопрос – кто конкретно виноват в спаивании чукчей? И здесь имеется две основные позиции. Либо это результат советской политики в отношении коренного населения Чукотки, либо это связано с торговой деятельностью американцев на Чукотке в XIX — начале ХХ вв.

Естественно в советское время вторая позиция была господствующей, если не сказать, единственной.

 У нее были основания – целый ряд документов, свидетельств той эпохи показывают, что алкоголь являлся одним из ходовых товаров, которые американцы использовали в процессе меновой торговли с чукчами.

Другой вопрос, насколько именно они выделялись в распространении этого товара. И здесь не все так просто.

Все-таки начало торговли спиртным положили здесь русские. Тут надо сказать, что чукчи предпочитают не заимствовать слова, а придумывать свои для новых предметов, придавая им понятный смысл. Так вообще любое спиртное получило у них название «дурная вода».

Торговля водкой, вернее спиртом, с чукчами была начата еще с конца XVIII века, но поначалу особого размаха не имела. Да и цена была немала – за стакан – шкурка куницы. Но с XIX века становится все более оживленной. В Нижне-Колымске открылся настоящий кабак.

В 1860-х уже целая бутылка спирта стоила две бобровые шкурки. Спирт стал активно использоваться и официальными властями как платежное средство при закупках оленины у чукчей. В конце концов, сами чукчи фактически требовали, чтобы им привозили именно алкоголь.

Так что развернувшие здесь свой промысел в XIX веке американцы в значительной степени откликнулись на уже сложившийся среди чукчей спрос на водку. То есть в зарождении алкоголизма ответственность их не велика. Но вот в расширении его их сомнительный вклад был значителен.

Поскольку российские законы довольно быстро запретили продажу спиртных напитков народам Севера, они стали активно завозить спирт контрабандным путем. Иногда алкоголь использовался ими для фактического ограбления чукчей, которых напаивали до бесчувствия, а затем просто забирали все их добро даром.

Но здесь нужно отметить, что так поступали чаще всего случайные гости Чукотки – китобои и торговцы, стремившиеся урвать сразу как можно больше. Американцы, нацеленные на постоянную торговлю, постепенно отказались от торговли спиртным, не желая вступать в конфликт с российскими властями и рисковать доверием самих чукчей.

Спиртные напитки являлись не только предметом торговли, но и включались как важный элемент в процесс обсуждения условий торговых отношений. Американцы передавали его чукчам как подарок, который служил условием выгодной торговли, обсуждение сделок почти обязательно сопровождалось угощением чукчей водкой.

Причем, если американские торговцы не угощали чукчей, то зачастую им ничего не продавали и не покупали их товары. Так что даже законопослушные американцы вынуждены были привозить алкоголь. Но точно таким же образом поступали и русские торговцы и даже власти.

Только спиртное позволяло установить выгодные торговые отношения. Справедливости ради надо сказать, что алкоголь вовсе не играл главную роль в торговле с чукчами. Оружие, патроны, изделия из металла имели более значительную долю в товарообороте.

Российские предприниматели жаловались на незаконную торговлю американцами алкоголем с чукчами, но не проблемы здоровья коренных народов волновали их прежде всего, а конкуренция.

Попытки русских властей направлять военные корабли для пресечения контрабандной торговли алкоголем дали ограниченный эффект, поскольку серьезными морскими силами Россия на Тихом океане тогда не обладала.

Все-таки основной взрыв пьянства чукчей начинается в советское время, когда алкоголь становится одним из важнейших элементов коррупции.

Государство получало чукчей продукцию их промысла в виде шкур, пушнины, кости морского зверя или мамонта за определенную плату, а отдельные его представители в виде чиновников, работников внутренних дел – за алкоголь, причем в несколько раз дороже, чем он стоит на «большой земле».

Нельзя во всем обвинять только поставщиков «дурной воды», хотя их действия никак нельзя и оправдать. Причины алкоголизма кроются и в образе жизни чукчей – трудном, рутинном, позволяющем только выживать.

Советская система при всех ее социальных благах – это скорее социальная помощь для чукчей, нежели прогрессивная трансформация жизни

Как русские в 19 веке пытались спасти чукчей от алкоголя

В среднем коренные жители Чукотки по данным 1990 года потребляли 6 литров чистого алкоголя в год на душу населения. Но это было значительное снижение, достигнутое усилиями государства по борьбе с алкоголизмом, начавшееся в перестройку. А в благодатную для алкоголика эпоху застоя чукчи были в числе лидеров по стране – 15 литров на душу при 10 литрах в среднем по стране.

Надо сказать, что смена социально-экономического строя с социалистического на капиталистический только усугубила ситуацию, поскольку теперь это часть рыночных отношений. Любопытно, что став губернатором Чукотки Р.А. Абрамович пытался бороться с этим социальным злом, но нельзя сказать, что эффект был значительным.

Сначала даже картина резко ухудшилась, поскольку губернатор выплатил задолженность по зарплатам и заготовкам за несколько месяцев. Народ в значительной своей части тут же спустил свалившиеся средства на водку, что привело к массовым отравлениям.

Поняв, что такой вариант в чукотских условиях не работает положительно, деньги стали переводить на карточки. Но все это никак не ликвидировало причин алкоголизма.

В настоящее время появляются новые исследования, которые серьезно меняют подход к пониманию алкоголизма чукчей и ряда других азиатских народов. Прежде как безусловная истина принималось утверждение, что эти народы в принципе, по генетическим причинам подвержены алкогольной зависимости в большей степени, чем европейские народы. Теперь представления об этом меняются.

Выяснилось, что генетической защиты от алкогольной зависимости нет не только у чукчей, но и у русских, например. Но на чукчей алкоголь в большей степени действует как антидепрессант, что в условиях трудности жизни и приводит к зависимости.

Причем в настоящее время, когда многие чукчи перестали заниматься традиционными промыслами, но с трудом находят себя в современном капиталистическом мире, этот фактор работает с удвоенной силой.

Так что можно сказать, что, несмотря на внешние причины распространения алкоголизма у чукчей, ответственность за который ложится и на русских, и на американцев, есть и объективные условия для сохранения и даже углубления проблемы.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/kto-i-kak-spaival-chukchej/

Как Россия полтора века пыталась завоевать чукчей

240 лет назад, в марте 1778 года, капитан Тимофей Шмалёв от имени императрицы Екатерины II заключил договор о мире с главным чукотским тойоном Омулятом Хергынтовым. Тем самым была поставлена точка в войне между русскими и чукчами, продолжавшейся почти 150 лет. Причём войну эту Российская империя проиграла.

В советское время мало кто не рассказывал анекдоты о чукчах, в которых жители Севера представали эдакими недалёкими простаками.

Неизвестно, что послужило толчком для формирования такого имиджа, учитывая, что ещё в начале XX века чукчей на полном серьёзе сравнивали с североамериканскими индейцами, отмечая их силу духа, воинское искусство и отвагу.

Показательный факт, о котором известно немногим: если завоевание Кавказа с его непокорными гордыми жителями заняло у России почти 50 лет, то на усмирение Чукотки пришлось потратить втрое больше времени.

Битвы за «нефть» XVII века

С индейцами чукчей сравнивали ещё и по другой причине. В те же советские времена было принято обходить стороной тему о том, что на протяжении российской истории далеко не все народы добровольно и с радостью отдавали себя под власть Москвы и Петербурга.

Потому присоединение новых земель, как правило, сопровождалось войнами, правила ведения которых были далеки от положений Гаагской конвенции. Так произошло и в ходе покорения Севера.

К середине XVII века русские землепроходцы в поисках «нефти» того времени – пушнины – продвинулись до Колымы. Попутно шло покорение местных племён, которых приводили в подданство московскому государю и обкладывали данью – ясаком.

Для надёжности завоеватели забирали с собой заложников – аманатов. Так в 1642 году отряд Ивана Ерастова дошёл до реки Алазеи, где и случилась первая встреча русских с чукчами.

Закончилась она вооружённой стычкой, в ходе которой чукчи дали понять, что никакой дани они платить не будут и завоёвывать их лучше не пытаться. Другого не стоило и ожидать.

Как пишет в своей монографии «Военное дело чукчей» Александр Нефёдкин, герои советских анекдотов были кем угодно, только не тихими простачками. Каждый чукотский мальчик с детства воспитывался по-спартански, на бегу догонял оленя, отлично боролся и отменно владел копьём.

При этом, с учётом веры в реинкарнацию, чукотские воины совершенно не боялись смерти и потому легко шли в бой.

Отряд Павлуцкого обнаружил на берегу юрту «сидячих» чукчей. Всех их убили, при этом чукчи, видя, что им не избежать смерти, по своему обычаю зарезали своих женщин и детей.

Всё это завоеватели Севера выяснили в ходе дальнейших попыток привести чукчей к покорности и обложить их данью. В течение последующих 50 лет произошло 19 стычек, где в 11 случаях нападающей стороной выступили именно северяне. При этом 8 раз они подступали к Нижнеколымскому острогу и держали его в блокаде.

Неужели чукчи, не вышедшие из каменного века, не боялись вооружённых огнестрельным оружием казаков и землепроходцев? Что ж, индейцы тоже не испугались мушкетов, со временем научившись ими владеть.

Стоит учесть и оригинальный взгляд чукчей на жизнь, о котором упоминает доктор исторических наук Андрей Зуев: они просто не могли себе представить истинную мощь России.

А на все рассказы про мощные пушки и каменные крепости отвечали, что такого не может быть: «если бы у вас житьё было лучше нашего, зачем бы вы хотели завоевать наши снега?»

«Оружейною рукою наступить и искоренить вовсе»

Очередные попытки всё-таки покорить Север начались в конце 1720-х годов. Для этого была создана специальная военная экспедиция числом в 400 солдат и казаков, по именованию крепости-базы названная Анадырской партией.

Обращать чукчей в подданство Петербург предписывал «добровольно и ласкою», однако участники партии понимали всю призрачность этих проектов. Для начала отряд полковника Шестакова огнём и мечом прошёлся по становищам вдоль Охотского побережья. Результатом этого стало восстание даже мирных чукотских общин.

В итоге в марте 1730 года отряд Шестакова попал в засаду и был полностью уничтожен.

Продолжать экспедицию выпало драгунскому капитану Дмитрию Павлуцкому, который в марте 1731 года выступил в первый поход. 9 мая отряд обнаружил на берегу юрту «сидячих» чукчей.

Всех их убили, при этом чукчи, видя, что им не избежать смерти, по своему обычаю зарезали своих женщин и детей.

Затем была обнаружена другая юрта: «бывших в ней чюкоч побили дватцать человек, да баб и робят побито, а сколько не упомнят».

Таким образом, пишет Андрей Зуев, поход, по сути, являлся карательной экспедицией. Понятно, что чукчи не стали ждать и подготовили засаду – войско из тысячи человек, одетых в костяные латы, встретило отряд Павлуцкого. Однако перед мушкетами и воинской выучкой копья оказались бессильны – потеряв 700 воинов, чукчи бежали.

Свидетельства о действиях отряда Павлуцкого сохранил чукотский фольклор – в местных легендах его называют Якунин, что значит «худо убивающий». В последующие годы Павлуцкий провёл ещё два похода. «Чукоч, не призывая в подданство, побил до смерти», – описывали его действия соратники.

Впрочем, стоит отметить, что и сами коренные северяне далеко не стремились к миру, нападая на казаков и угоняя в плен их семьи. В итоге в 1742 году Сенат издал указ об истреблении и депортации «немирных» чукчей: «На оных военною оружейною рукою наступить и искоренить вовсе.

Также жен их и детей взять в плен и из их жилищ вывесть и распределить по разным острогам…» Исполнение миссии вновь было поручено Павлуцкому, к тому времени за заслуги уже произведённому в майоры. Привычно взявшись за дело, он разгромил убегающих чукчей на р.

Анадырь, сжёг 10 яранг у урочища Сердце-Камень, после чего пустился в погоню за угонщиками стада оленей. Там отряд Павлуцкого и встретила засада из 500 воинов. Выжившие участники битвы рассказывали, что чукчи после первого же ружейного залпа бросились в атаку, не дав перезарядить ружья.

Отряд оказался разгромлен полностью, сам майор погиб. В качестве трофеев чукчам достались оружие, пушка и полковое знамя.

Мир, дружба, Чукотка

Разгром отряда потряс Петербург. Естественно, первой реакцией стало желание примерно наказать непокорных – для этого по решению Сената в Сибирь были дополнительно переброшены войска.

Однако гибель Павлуцкого словно лишила его последователей энтузиазма – в течение семи лет русские ежегодно организовывали походы на чукчей, но большого успеха они не имели.

В итоге в 1755 году командир Анадырской партии секунд-майор Иван Шмалёв предложил чукчам заключить мирный договор, пообещав им от имени Екатерины II полное прощение. Однако те отказались от переговоров, испугавшись подвоха.

Надо сказать, что причины не доверять у них имелись – чукотские старейшины-тойоны хорошо помнили, как за 15 лет до этого сотник Василий Шипицын уже предлагал «закопать копьё вой­ны» и вступить в переговоры. Поверив, тойоны явились без оружия в лагерь русских, после чего казаки их тут же перерезали.

Читайте также:  Почему в греции в храме все тайные молитвы произносятся вслух

Таким образом, положить конец войне дипломатическим путём не удалось. Однако в дело неожиданно вступила экономика. В 1760 году в Анадырскую крепость приехал ревизор из Петербурга подполковник Фёдор Плениснер.

Изучив на месте ситуацию, он неожиданно для себя выяснил – оказывается, долгая война с чукчами не имела никакого смысла. За те десятилетия, которые она продолжалась, казна потратила в 50 раз больше денег, чем выручила взамен от трофеев и сбора дани.

Одно лишь годовое содержание Анадырской крепости обходилось в 1 381 007 рублей, тогда как стоимость собранного ясака не превысила 30 тыс. рублей.

Отчёт был передан в Петербург. В мае 1764 года Сенат доложил Екатерине II: «чукоч, в разсуждении лехкомысленного и зверского их состояния, також и крайней неспособности положения мест, где они жительство имеют, никакой России надобности и пользы нет и в подданство их приводить нужды не было».

Одновременно сенатским указом предписывалось за ненадобностью ликвидировать Анадырскую крепость. 588 её обитателей перевели в соседние остроги, пушки зарыли в землю, дозорные башни сожгли, а деревянную церковь разобрали и с пением молитв пустили по реке.

Тем самым Российская империя, победившая к тому времени Швецию, Пруссию и Турцию, фактически признавала своё поражение в войне с чукчами.

После этого стычки естественным образом сошли на нет. На фоне установившегося перемирия в 1778 году с чукотскими старейшинами были проведены консультации, и спустя год Екатерина II подписала указ о принятии чукчей в российское подданство.

Впрочем, в Петербурге не строили иллюзий – тем же указом чукчи на 10 лет освобождались от выплаты дани – то есть фактически им позволили жить, как они жили веками до этого, считаясь подданными России лишь номинально. Такое положение сохранилось и впредь.

Вышедший в 1882 году «Устав об управлении инородцев» прямо определял, что чукчи живут по своим законам, судятся собственным судом, а ясак платят по желанию. Даже в конце XIX века исследователь Чукотки этнограф Владимир Богораз отмечал, что чукчи не знают над собой никакого начальства. Изменить статус-кво смогла лишь советская власть.

Новые «начальники Чукотки» раскулачили тойонов, переселили кочевников из яранг в дома и организовали оленеводческие колхозы, завершив вхождение чукчей в состав России.

Источник: https://versia.ru/kak-rossiya-poltora-veka-pytalas-zavoevat-chukchej

Горькая доля вождей — МК

Сталин перепил Черчилля, а Хрущев делал водку из нефти

15.10.2007 в 17:20, просмотров: 5224

Без еды человек может прожить месяц. Без воды худо-бедно протянет пять дней. А без водки пробовали?

И покажите мне того русского, который подпишется под аксиомой, что именно хлеб всему голова, а не горючая 40-градусная смесь?

Директор единственного в столице Национального музея русской водки Александр Никишин знает о чудодейственном напитке все. Больше десяти лет жизни историк посвятил изучению этого продукта. Уж он-то точно знает, насколько наш человек зависим от зеленого змия.

  • Крепкий напиток давно стал на Руси панацеей от скуки, лекарством от всех болезней, эликсиром счастья.
  • Что потребляли главы нашего государства и как русский народ пил при Сталине, Хрущеве, Брежневе и Горбачеве — в материале специального корреспондента “МК”.
  • Ленин боялся пьяных большевиков

Абсолютных трезвенников среди советских вождей не было. Это факт!

Самым равнодушным к зеленому змию оказался Владимир Ленин. Ильич мог позволить себе опрокинуть лишь кружку немецкого пива или бокал итальянского вина кьянти. От русской водки наотрез отказывался.

Также Ленин являлся ярым сторонником “сухого закона”, который существовал в царской России с 1914 года, потому как был уверен, что социализм и алкоголь — несовместимые вещи.

К тому же Ильич до смерти боялся пьяного солдата с ружьем.

— Однажды у Ленина случился стресс, — рассказывает директор музея водки Александр Никишин. — В 17-м году, когда большевики взяли власть, Владимир Ильич в компании с Троцким проезжал мимо водочного завода.

В это время матросы громили предприятие. Водка текла ручьями по улицам. У Ленина началась истерика, когда матросы, упав на колени, принялись лакать спирт прямо с земли…

Позже Ильич высказался по этому поводу, что русские утопят революцию в водке. И подписал указ: расстреливать всех мародеров, которые покушаются на алкогольные запасы страны.

Зато его последователь Иосиф Сталин в 1924 году с легкостью распрощался с запретом на алкоголь.

Известно, что Сталин был человеком пьющим. Вкус алкоголя был знаком ему с младенчества. Дело в том, что отец Иосифа, кстати, тоже страстный любитель национального напитка, чтобы утихомирить маленького сына, вместо соски не раз подсовывал ему смоченную в водке тряпку…

Первая советская слабоградусная водка получила название “Рыковка”. По одной из версий, продукт окрестили в честь председателя Совета народных комиссаров Рыкова. По другой — напиток был настолько мерзкий на вкус, что другого названия подобрать было сложно.

С развитием водочной промышленности Сталин разрешил создавать в России общества трезвости.

— Акции, которые проводили сотрудники этих организаций, не имели аналогов, — говорит Никишин.

— Несколько тысяч детей выходили на улицы Иркутска, Кемерова, Тюмени с агитплакатами: “Папа, не пей!” или “Папа, приходи домой трезвый”, “Не спирт, а хлеб”… Это были мощные “крестовые походы” детей.

Каких размеров могли в дальнейшем достигнуть эти митинги, неизвестно, поскольку в 30-е годы Сталин все-таки закрыл общества.

Кстати, именно Иосифу Виссарионовичу принадлежала идея ввести на войне “наркомовские сто грамм” для солдат Советской Армии. Водку на фронт поставляли бочками. На розливе стоял обычный сержант. И даже в такой нестандартной ситуации военные умудрялись схитрить.

Например, военнослужащие никогда не докладывали о точных потерях в частях, тем самым сохраняли первоначальный запас алкоголя. Подобные ухищрения приводили к повальному пьянству. Но, по словам ветеранов, благодаря этой норме многим удалось выжить. Водкой снимали стресс, заглушали страх, спасались от обморожения.

С другой стороны, послевоенные годы запомнились резким скачком алкоголизма среди военных. Без ежедневной наркомовской нормы большинство мужчин уже не мыслили жизни.

— Для Сталина водка стала настоящим оружием. Вы слышали историю, как он споил Черчилля? — интересуется Никишин. — 12 августа 1942 года в Москве состоялась встреча Сталина с премьер-министром Великобритании. Речь шла об открытии второго фронта, о максимальной помощи в военно-техническом отношении. Беседа не клеилась.

И вдруг Сталин вносит предложение: “А не выпить ли нам?” В ответ Черчилль предложил Сталину пари — кто больше выпьет, того и правда. После четвертого граненого стакана Черчилль свалился под стол.

Сталин тогда повернулся к Молотову, который присутствовал на том историческом водочном противостоянии, и спросил: “Думали, что Сталин Родину просерит?..”

А про сталинские пирушки и подавно слагают легенды. Известно, что Иосиф Виссарионович намеренно спаивал соратников, чтобы развязать им язык. Так, один из приближенных Кобы Михаил Томский, выпив лишнего, не сдержался и бросил вождю: “И на тебя найдется пуля”. Тем самым Томский вынес себе приговор.

— На гулянках Сталин дурачился как мог, — заставлял людей танцевать, орать песни, ходить вприсядку, — продолжает собеседник. — Однажды Берия по пьяной лавочке приклеил к спине Хрущева листок с надписью “Хрен”. Если кто-то являлся на мероприятие в белом костюме, ему обязательно подкладывали на стул помидор.

А Молотов после очередной попойки обнаружил в своем белоснежном пальто кусок вареной курицы.

Надо заметить, супруга Сталина Надежда Аллилуева не отставала от честной компании. После очередного застолья она и покончила жизнь самоубийством. Причин ее тогдашнего конфликта со Сталиным называли много. Но очевидно одно: Аллилуева в момент смерти была нетрезва.

Брежнев спасал чукчей от алкоголизма

Никита Хрущев сохранил традицию пышных водочных застолий. В 1957 году он устроил небывалый по своим размахам прием в Тайницком саду в честь завершения Всемирного фестиваля молодежи. Были накрыты сотни столов на десять тысяч гостей. Причем мероприятие носило настолько демократичный характер, что тех, кто уже падал с ног от выпитого, кремлевская охрана попросту вежливо выводила за ворота.

— Фантазии Хрущева не было предела, — говорит Никишин — Ему принадлежала идея производить водку из кукурузы и нефти. Эксперимент прервали, так как первые образцы пахли бензином.

Именно Никита Сергеевич вывел русскую водку на международный уровень. В 1959 году на американской выставке, проводимой в Сокольниках, генсек заключил договор с Никсоном о строительстве завода по изготовлению русской водки в Америке. Так Хрущев двинул нашу водку в мир. И поднял цены на национальный продукт.

  1. Народ не простил это Хрущеву.
  2. После его отставки за каждым столом звучала популярная в те годы частушка:
  3. Товарищ, верь, придет она,На водку старая цена,И на закуску будет скидка —
  4. Ушел на пенсию Никитка…

…Эпоху брежневского застоя в Советском Союзе окрестили эпохой застолья. Во времена правления Леонида Ильича русский человек пил всегда, пил везде и пил много. Сам генсек не отставал от своего народа.

— На прием в честь 50-летия Советской Белоруссии Брежнев прибыл в изрядном подпитии. Когда слово взяла какая-то дама, Леонид Ильич перебил ее: “Я люблю женщин, всю жизнь был к ним неравнодушен. Я и теперь неравнодушен…” А на прощание заявил: “Дорогие товарищи, мне пора. А вы пейте.

И смотрите за соседом, чтобы выпивал рюмку до дна…” — рассказывает Александр Никишин. — А недавно в моих руках оказалась фотография. На Мавзолее приветствуют демонстрантов Брежнев, Суслов, Громыко, Косыгин, Подгорный. А перед ними стоит стол с батареей водочных бутылок и разнообразными закусками.

Так, устав стоять, наши вожди присаживались за стол и пока одни махали шляпами демонстрантам, другие согревались водкой.

В начале 70-х годов Громыко все-таки предложил Брежневу ввести “сухой закон” в стране, сославшись на повальное пьянство русского мужика. “Нет, мы на это не пойдем, русскому человеку без водки никак нельзя…” — ответил Леонид Ильич и попросил больше не возвращаться к этому вопросу.

Забота Брежнева к народу сказалась на беспрецедентном эксперименте. Известно, что больше всего народа погибало от пьянства на севере страны. Якуты, чукчи, эвенки спивались за каких-то полгода. Дело в том, что их организм попросту не борется с алкоголем. После недельного запоя наступает привыкание, и человек сгорает как спичка.

— Когда поняли, что северный народ спивается и остановить этот процесс невозможно, ученые придумали для них особую водку, — рассказывает Никишин. — Первоначально этот напиток назывался “Каприн”. Затем его переименовали в “Золотое руно”. Это была смесь красного вина и водки. Завод по изготовлению напитка находился в Грузии. Испытания проводили в Якутии.

В одной якутской деревне пили обычную водку. В другой — “Каприн”. Там, где потребляли “беленькую”, дохли как мухи. Люди, пившие “Каприн”, не мучились похмельем, продолжали нормально работать и даже здороветь. Дело в том, что красное вино, вступая в реакцию со спиртом, уничтожает ту сивуху, которая бьет по мозгам. Когда об этом изобретении прознали, в Якутию стали снаряжать целые экспедиции.

Пришлось даже оцеплять испытуемые районы…

Водка “Золотое руно”, не разрушающая человеческую психику, могла бы стать сенсационным научным открытием… Но к власти пришел Горбачев. На очередном партсобрании Михаил Сергеевич приказал запретить эксперименты на людях.

— А знаете, как Юрий Андропов снискал любовь народа к своей персоне? Он попросту снизил стоимость водки с 6 рублей до 4.70, — говорит директор музея. — При нем выпускали самую дешевую водку. Этот продукт в народе прозвали “Андроповка”.

Расшифровывалось название — Вот Он Добрый КАкой. Кстати, сам Андропов мог выпить на спор четыре стакана водки не закусывая.

А до самой кончины употреблял ежедневно бокал вина “Молоко любимой женщины”.

Горбачев запретил пить водку даже дома

В первые дни своей новой работы Михаил Горбачев отметил у себя в дневнике: “27 марта 1985 год. 1. Качество 2. Бой пьянству 3. Малообеспеченная часть населения”.

Народ не простил “минеральному секретарю” (именно так прозвали Горбачева) введение “сухого закона”.

Это было время, когда водку продавали не более двух бутылок в одни руки. И только на случай поминок можно было отовариться 12 бутылками спиртного, предварительно получив справку в загсе и милиции, подтверждающую факт кончины. При Горбачеве человека, замеченного в употреблении алкоголя на работе, в купе поезда и даже в собственной квартире, могли снять с работы и исключить из партии.

Парадокс, но именно в этот период — в 1988 году — на прилавках книжных магазинов появилось знаменитое произведение Венечки Ерофеева “Москва—Петушки”. Рецепты Ерофеева помогли русскому человеку пережить тяжелые времена.

  • Вон некоторые его рецепты.
  • “Ханаанский бальзам”: денатурат — 100 г, пиво — 200 г, политура очищенная — 100 г.
  • “Дух Женевы”: одеколон “Белая сирень” — 50 г, средство от потливости ног — 50 г, пиво “Жигулевское” — 200 г, лак спиртовой — 150 г.
  • “Слеза комсомолки”: “Лаванда” (одеколон) — 15 г, “Вербена” (духи) — 15 г, “Лесная вода” (лосьон) — 30 г, лак для ногтей — 2 г, зубной эликсир (75% спирта) — 150 г, лимонад — 150 г.
  • “Сучий потрох”: пиво “Жигулевское” — 100 г, резоль для очистки волос от перхоти — 70 г, тормозная жидкость — 35 г, клей “БФ” — 12 г, дезинсекталь для уничтожения мелких насекомых — 20 г.

— В годы “сухого закона” особой популярностью пользовались “Шипр”, “Тройной одеколон”, “Серебристый ландыш”, “Белая сирень”, — рассказывает Никишин. — “Гурманы”, коих насчитывалось немного, предпочитали очищать продукт перед употреблением.

Читайте также:  Чем грозит россии война в средиземном море: предсказания старцев

Вареный яичный желток опускали в одеколон, и он впитывал вредные примеси.

Употребляли стеклоочистители, шампуни, пятновыводители, дихлофос, клопоморы, аэрозоли для уничтожения тараканов и клопов, жидкость для снятия лака и для мойки окон, мозольные жидкости, тормозные, клей “БФ”.

Клей тщательно взбивали с помощью сверла электродрели, на которое наматывалась вся тягучая дрянь. Очищенный напиток выпивался одним махом. А знаете, как готовили водку из гуталина? На хлеб толстым слоем намазывали гуталин. “Бутерброд” клали на батарею. За ночь хлеб пропитывался спиртом…

Надо заметить, что сам Горбачев не был 100-процентным трезвенником. Пока страна травилась суррогатом, Михаил Сергеевич все-таки позволял себе побаловаться запрещенными напитками.

— Личный повар Горбачева Анатолий Галкин рассказывал, что под нежирное куриное мясо и селедочку генсек предпочитал водочку, — говорит Никишин. — Рейган и Буш тоже пили с советским лидером исключительно водку.

Как-то Михаил Сергеевич признался, что выпивал всегда. Вспомнил, как они с Раисой Максимовной зашли в ресторан и заказали бутылку шампанского и бутылку водки. Супруга весь вечер просидела с фужером шампанского, а все остальное “уговорил” ее муж.

Однажды, во время поездки на Дальний Восток, чета Горбачевых попала под проливной дождь. На обеде у крупного партийного чиновника Раиса Максимовна попросила согреться коньячком. И это в самый разгар “сухого закона”! Горбачев тогда чуть не сгорел от стыда. Чиновнику ничего не оставалось делать, как выставить на стол припрятанную бутылку коньяка.

— “Сухой закон” “бабахнул” по подводному флоту, — продолжает собеседник. — Дело в том, что на подводной лодке для нормального пищеварения необходимо выпивать ежедневно 200 граммов красного вина. Горбачев же запретил подводникам употреблять даже безалкогольное пиво. Моряки тогда готовы были идти штурмовать Кремль…

До сих пор крымские виноделы с благодарностью вспоминают французского писателя Жоржа Сименона, который спас от вырубки их виноградники.

— Когда Сименон прознал о вырубке виноградников в Советском Союзе, он направил гневное письмо Горбачеву, — рассказывает Александр. — Суть послания сводилась к тому, что, даже когда фашисты пришли во Францию, они не тронули виноградники, понимая, что это знаковые вещи для страны. Горбачев тогда провел бессонную ночь. А наутро дал телеграмму: не вырубать виноградники Крыма.

В 1990 году Михаил Горбачев отменил “сухой закон”. Но это его не спасло… Тем более что незадолго до этого народ узнал Бориса Ельцина, который по духу оказался гораздо ближе к русскому человеку.

В 1989 году Борис Ельцин поехал в США на встречу с Джорджем Бушем-старшим. Вскоре в итальянской газете “Реппублика” появилась заметка о его визите в Америку. “За пять дней и ночей, проведенных в США, Ельцин спал в среднем два часа в сутки и опорожнил две бутылки водки, четыре бутылки виски и несметное количество коктейлей на официальных приемах”, — писали светские хроникеры.

В качестве компромата Горбачев велел перепечатать материал в советском издании “Правда”. Публикация и затем телесюжет о нетрезвом выступлении Ельцина в США стали роковой ошибкой трезвенника Горбачева.

Авторитет Ельцина взлетел до небес…

— А потом к власти пришел Путин. Он меня сбил с ног с первого дня своего правления, — признается Никишин.

— Свой первый Новый год в должности президента Владимир Владимирович отмечал в Чечне. Визит транслировали в прямом эфире. Помню, встает Путин с рюмкой водки. Произносит тост: мол, предлагаю выпить за память погибших.

Генералы поднимают стаканы, и тут президент ставит рюмку на стол и говорит: “А выпьем мы это после победы!” Видели бы вы растерянные лица тех генералов. Путин своим поступком нарушил русскую традицию. Я тогда решил, что “сухого закона” нам не миновать.

Но, видимо, у Владимира Владимировича оказались более умные помощники, нежели у Горбачева…

Ирина Боброва

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №24595 от 15 октября 2007

Источник: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2007/10/15/75427-gorkaya-dolya-vozhdey.html

Ученые назвали причиной массового алкоголизма у коренных северных народов "мусорную еду"

Ученые из Сибирского отделения Института цитологии и генетики РАН три недели обследовали жителей поселка Гыда в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и сделали вывод о наличии взаимосвязи между питанием, устойчивостью к онкологическим заболеваниям и склонностью к алкоголизму у представителей коренных народов Севера.

«Они едят много мяса, много жира, у них белково-липидный тип питания. Так и надо питаться, у них уже гены к этому приспособлены, менять ни в коем случае нельзя. Кровь чуть-чуть более жидкая.

Это для того, чтобы не было сгустков, тромбов, которые приводят к инфарктам», — рассказала ГТРК «Ямал» заведующая лабораторией популяционной этногенетики Новосибирского института цитологии и генетики Людмила Осипова.

Как уточняют «Новосибирские новости», выявленные особенности способствуют быстрому заживлению ран у северян, лучшей реакции на антибиотики, а также устойчивости к онкологическим заболеваниям. В то же время генетически сложившееся отсутствие углеводов в арктическом меню приводит к быстрому возникновению алкогольной зависимости.

Генетики побывали в ямальском поселке уже в четвертый раз и вновь подтвердили важность сохранения традиционного рациона питания.

Так, в ноябре один из главных идейных вдохновителей арктического рациона, доктор медицинских наук Андрей Лобанов говорил: «Мы провели недавно исследования, где сравнивали здоровье жителей поселка Ныда Надымского района, Гыда Тазовского района и Новый Порт Ямальского района.

И мы увидели интересную закономерность: те люди, которые потребляли продукты местного производства, в первую очередь те, что производились на ферме в поселке Ныда (местные молочные, мясные продукты), они имели достоверно лучшие показатели здоровья по многим направлениям: на уровне клетки, ткани, работы органов. Даже имея те же самые нагрузки — и курение, и производственные вредности».

Отметим, тема патологического влечения к спиртному народов тюрко-монгольской и финно-угорской групп волнует ученых не первое столетие.

Предрасположенность к алкоголизму пытались объяснить не только особенностями рациона, но и генетически обусловленной спецификой метаболизма и ферментов.

Кроме того, специалисты настаивали, что у бурят, тувинцев, алтайцев, чукчей и ненцев одной из главных причин неконтролируемых возлияний является «субмиссивная мотивация» — невозможность отказаться от выпивки, «когда наливают».

Издание «Сиб.ФМ», пытаясь осмыслить обоснованность обвинений в спаивании сибиряков в период колонизации русскими Сибири и Севера, проанализировало данные исследования «Алкоголь в эпосе сибирских народов» доктора медицинских наук Марины Чухровой и филолога Алины Дмитриенко.

Как оказалось, алкогольные напитки разной крепости присутствовали в традиционном быту практически любого коренного этноса Сибири. Например, у алтайцев и бурят были «чегень» и «хорзо» — по-особому заквашенное коровье молоко и многократно перегнанная водка.

Еще в начале XVIII века у татар, калмыков, монголов и тунгусов была известна водка «арака».

При этом этнографы обращали внимание на восприятие молочной водки как символической, сакральной ценности. Употребление «араки» было связано с важными моментами в жизни человека и социума — рождением детей, свадьбами, похоронами, приемом гостей. В то же время бытовое пьянство было весьма редким явлением.

Уровень алкоголизации коренных народов Севера наводит на мысли о вымирании

В начале 2000-х годов Московская Хельсинкская группа в специальном докладе обращала внимание на массовую алкоголизацию народов Севера. «Из-за многовековой изоляции народы Севера не имеют генетической защиты от многих инфекционных заболеваний, которые протекают у них значительно тяжелее, чем обычно.

Наиболее серьезную угрозу представляет распространение среди них туберкулеза. Кроме того, у большинства местных коренных жителей Севера генетически нет защиты от отравления алкоголем, и алкоголизм может возникнуть после нескольких приемов спиртного.

По данным Сибирского отделения Академии медицинских наук, смертность от спиртосодержащих напитков у них в 15-20 раз превышает аналогичную смертность уроженцев средних и южных территорий. Как заявил член Совета Федерации от Эвенкийского АО Н.

Анисимов, результат бесконтрольной продажи алкоголя сравним с эпидемией — тысячи людей уходят из-за нее из жизни. Если не принять срочных мер, то уже через 15-20 лет число коренных жителей Севера может сократиться в три раза», — предупреждали правозащитники.

К 2014 году эксперты пришли к мнению, что коренное население Севера может вымереть от алкоголизма и «мусорной еды» значительно раньше, чем потеряет свою культурную идентичность.

Как сообщала газета «Совершенно секретно», на данный момент на Ямале зарегистрировано более семи тысяч хронических алкоголиков.

Для региона с численностью немногим более полумиллиона человек это значительная доля, на 20% превышающая средние показатели по России. А неофициальных алкоголиков может быть в разы больше.

На «Водочной карте России», составленной компанией «Финмаркет», в число самых пьющих регионов вошли не только Ямал, но и Таймыр, Якутия, Ненецкий автономный округ и Магаданская область. Поселок Тазовский занял четвертое место в стране по годовым тратам одного жителя на водку, а Нарьян-Мар вошел в пятерку по объемам продаж алкоголя в расчете на душу населения.

«Проблема усугубляется тем, что предрасположенность к алкоголизму у коренных северных народов намного выше, чем у жителей низких широт. Врачи-наркологи даже ввели в обиход такой термин, как «северный ген».

У жителей тундры иначе устроен обмен веществ, их организм не вырабатывает достаточного количества ферментов, необходимых для расщепления этилового спирта. Поэтому что русскому хорошо — то ненцу смерть.

Коренному населению тундры, генетически не приспособленному к потреблению алкоголя, он наносит значительно больший вред, чем жителю средней полосы, чьи предки на протяжении десятков поколений вырабатывали устойчивость к спиртному.

По словам наркологов, период от первой рюмки до хронической стадии алкоголизма у коренных северян в среднем короче, чем у пришлого населения, они чаще страдают от алкогольных психозов, их организм быстрее изнашивается. Иными словами, водка для коренного населения тундры — это почти то же самое, что тяжелые наркотики для жителей европейской России», — отмечалось в статье.

Российским северянам грозит судьба американских индейцев

Помимо генетической предрасположенности и особенностей рациона в алкоголизации коренных народов обвиняли и разрушение традиционного образа жизни. Так, у тех северян, которые не переехали в поселки, а продолжают жить на кочевых стоянках и разводить оленей, просто нет ни времени, ни возможности пить водку.

Научный сотрудник Центра изучения Арктики Сергей Андронов полагает, что влияние цивилизации грозит северянам не только алкоголизмом, но и проявлением так называемого синдрома навахо. «Система питания коренных народов Севера всегда была построена на употреблении местной рыбы, оленины, ягоды, — говорит Андронов.

— Эти продукты дают большой запас энергии, который расходуется постепенно, и хватает его надолго. Углеводы перерабатываются быстрее, но их энергетическая ценность ниже. В результате человек просто начинает есть больше.

Но в «Дошираке» и конфетах нет тех микроэлементов, витаминов, жирных кислот, которые необходимы организму для нормальной жизнедеятельности. И организм начинает работать на износ. Доля урбанизированных продуктов в рационе северян растет с каждым годом. Этому способствует отток населения из тундры в поселки.

Оленеводческие и рыбопромысловые хозяйства уже не могут обеспечить оседлое население достаточным количеством местных продуктов. В результате люди просто вынуждены переходить на «мусорную еду».

Нечто подобное происходило в индейских резервациях Соединенных штатов. Индейцы разучились вести традиционное хозяйство, и государство обеспечило им безбедное существование и возможность купить еду в ближайшем супермаркете. Это привело к тому, что, например, среди индейцев навахо около 70% страдают тяжелыми формами ожирения.

Отметим, среди генетиков все же нет единого мнения по поводу предрасположенности коренных народов Севера к алкоголю. «Нет данных, что якуты спиваются легче, чем какие-либо другие народы. Мы изучали генетические особенности российского населения.

Почему-то модно сейчас говорить, что русские или другие народы России пьют, потому что у них какие-то специальные гены. Никаких специальных генов мы не нашли, наоборот, есть гены, правда, у небольшой части населения, которые защищают от злоупотребления алкоголем. У носителей этих вариантов генов больше отравление алкоголем, поэтому они меньше пьют.

У русских частота таких вариантов генов от 5 до 8% населения, может быть, в каких-то районах и 10%, а в Якутии побольше — до четверти населения якутов от избытка употребления алкоголя защищена.

По генам с российским населением все в порядке, ничем не отличается от населения других европейских стран, поэтому причины пития следует искать в социальной сфере», — утверждала в интервью «Дождю» заместитель директора Института общей генетики РАН Светлана Боринская.

По ее словам, миф о том, что тюрко-монгольские и финно-угорские народы спиваются, потому что не расщепляют алкоголь, возник 30 лет назад, когда были обнаружены гены, которые на самом деле защищают от алкоголизма.

«Они (гены. — Прим. NEWSru.com) распространены в Китае, Японии. Многие там не могут пить. Немножко выпил, и стало так плохо, что физически продолжать пить невозможно.

Так как сначала изучили несколько народов, относящихся к монголоидам, сделали неправильный вывод, что у всех монголоидов есть такие гены. Все получилось наоборот. Ген на самом деле защищает, а не предрасполагает к алкоголизму. С генетикой там все нормально.

Есть другая особенность, что коренные народы севера традиционно были приспособлены к другому питанию, не такому, какое сейчас есть, современное городское. Очень много мяса, жира.

Традиционно в питание входило 200 г жира в день, это как пачка масла, только не сливочного масла: это был жир морских животных, обладающий абсолютно другими свойствами. Когда такие народы переводят на современную диету, у них могут возникать нарушения», — пояснила Боринская.

Источник: https://www.newsru.com/russia/10dec2014/alko.html

Ссылка на основную публикацию