Какие фразы распятого иисуса вспоминают во время богослужений

Статьи — Библейский сюжет

Как умирал Спаситель

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Две тысячи лет уж пронеслось, а всё гадает человек: как, за что и почему Его распяли. Одни говорят: из зависти, другие — по роковому стечению обстоятельств, третьи вообще считают, что во всем виноват Он Сам: сошел бы со креста, и не было бы мучений. А может, это все — плод чьей-то фантазии, так сказать, больного воображения?

Милый друг! Это не выдумка. Это — факт, подтверждаемый учеными, историками, археологами и даже, как мы увидим, — медиками. Сие есть горькая, жестокая правда, исполнение Богом пророчеств о нас. Ибо все мы согрешили. И по этой причине должны были умереть лютой смертью. Христос же нас спас, защитив Своим телом.

Люди, имеющие совесть, ужаснутся, читая это исследование; бессовестные — усмехнутся. Но и у них, вероятно, что-то екнет, в сердце, и болью отзовется, когда они найдут в себе сил и мужества прочитать правду о том, как Он умирал…

***

В этой статье я хочу рассмотреть некоторые физические аспекты Страстей Господних — страданий Иисуса Христа на кресте. Мы последуем за Ним из Гефсиманского сада, через суд и пытку бичеванием, по крестному пути на Голгофу, до последних крестных мук…

Для этой работы мне в первую очередь пришлось изучить историю распятия — пытки и казни человека, пригвожденного ко кресту. Очевидно, что первыми распятие практиковали персы. Александр Македонский и его полководцы принесли эту казнь в средиземноморские края — в Египет и Карфаген.

Римляне, по всей видимости, переняли практику распятия у карфагенян и (как и почти все, что делали римляне) быстро «довели до совершенства». Об изощренности распятия свидетельствуют различные древнеримские авторы (Тит Ливий, Цицерон, Тацит).

В античной литературе описан целый ряд нововведений и усовершенствований римского распятия; я остановлюсь лишь на тех из них, которые важны для темы данного исследования. Вертикальная часть креста (стайпес) имела перекладину (патибулум), расположенную на полметра ниже вершины.

Именно это мы сегодня воспринимаем как классическую форму креста (ту, которую позже назвали латинским крестом). Однако в дни Господа нашего более распространен был крест в форме греческой буквы «тау» или нашей «Т». В этом кресте перекладина крепилась почти на самом верху вертикальной части.

Многочисленные археологические находки позволяют предположить, что именно на таком кресте был распят Иисус.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Стайпес, вертикальная часть креста, была, как правило, врыта в землю, а приговоренного принуждали нести весившую около 50 кг перекладину — патибулум — от места заточения к месту казни. (На полотнах художников средневековья и эпохи Возрождения Христос несет на Себе весь крест целиком. Этому образу нет ни исторических, ни библейских подтверждений.)

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Большинство современных живописцев и скульпторов, изображающих крестные муки, полагают, будто гвозди вбивались в ладони.

Однако и древнеримские источники, и данные современных исследований показывают, что на самом деле гвоздями протыкались не ладони, а запястья — ладони не выдержали бы провисающего тела. Ошибка, скорее всего, вызвана неправильным пониманием слов Иисуса, обращенных к Фоме: «…

подай перст твой сюда и посмотри руки Мои» (Ин. 20:27). Анатомы, как древние, так и современные, всегда рассматривали запястье как часть кисти руки.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Титул (табличку, сообщающую, какое именно преступление совершил несчастный) обычно несли впереди процессии и затем прибивали к кресту над головой жертвы. Табличка эта, расположенная в верхней части креста, отчасти и придавала ему характерную форму латинского креста.

Физические страдания Христа начинаются еще в Гефсиманском саду. Мы рассмотрим лишь тот аспект Его мучений, который важен для нас с точки зрения физиологии: кровавый пот. Заметим, что единственный из евангелистов, кто упомянул об этом, — врач, апостол Лука. Он говорит: «И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44).

Современные богословы предлагают самые разнообразные фигуральные толкования этой фразы, всякий раз исходя из того, что такого попросту не могло быть. На самом же деле, не стоило так уж трудиться — достаточно попросту обратиться к медицинской литературе.

Hematidrosis, или кровавый пот, — явление чрезвычайно редкое, но неоднократно засвидетельствованное документально. В состоянии сильного эмоционального стресса крошечные капилляры потовых желез могут лопаться, и тогда кровь смешивается с потом.

Этот процесс вызывает сильнейшую слабость, а иногда и шок.

Вероятно, вас огорчит тот факт, что мы не будем заострять внимание на предательстве и аресте. Мы вынуждены опустить эту неотъемлемую и чрезвычайно важную часть истории, чтобы сосредоточиться на чисто физических аспектах распятия.

Ночью Иисуса схватили и потащили к первосвященнику Каиафе, где Он предстал перед Синедрионом. Именно там Ему была нанесена первая физическая травма: солдат ударил Иисуса по лицу за то, что в ответ на вопросы Каиафы Он молчал. Затем стражники завязали Ему глаза и принялись глумиться, требуя, чтобы Он вслепую узнал каждого из них; на Него плевали, били по лицу…

Утром Иисуса, избитого, в кровоподтеках, измученного жаждой и бессонной ночью, ведут через Иерусалим в крепость Антония, где располагалась претория — дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Вам, конечно же, известен поступок Пилата, пытавшегося переложить ответственность на Ирода Антипу, тетрарха Иудеи. Не претерпев, по всей видимости, никаких физических издевательств в руках Ирода, Иисус был возвращен к Пилату.

Вот тогда-то, потакая разъяренной толпе, Пилат приказал освободить Варавву и приговорил Иисуса к бичеванию и распятию.

Исследователи расходятся во мнениях о том, всегда ли распятию предшествовало бичевание. Древнеримские авторы в большинстве своем не связывали одно с другим.

Многие богословы полагают, что Пилат изначально присудил Иисуса именно к бичеванию, и ни к чему иному.

Но толпа принялась насмехаться над прокуратором, говоря, что он не в состоянии защитить кесаря от самозванца, называющего Себя Царем Иудейским; тогда-то Пилат и приговорил Его к казни через распятие.

Начинается подготовка к бичеванию. С арестованного срывают одежды и привязывают Его руки к шесту над головой. Сомнительно, чтобы римляне следовали еврейским правилам относительно бичевания. Древний еврейский закон запрещал наносить бичуемому более сорока ударов.

Фарисеи, всегда следившие за неуклонным соблюдением законов, настаивали на том, чтобы ударов было не больше тридцати девяти (в этом случае, даже сбившись со счета, можно быть уверенным, что закон не нарушен). Римский легионер делает шаг вперед. В руках у него бич — флагрум (флагеллум).

Это короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных плетей, к концу каждой из которых крепятся два маленьких шарика, свинцовых или костяных.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Свист бича — и свирепые удары обрушиваются на плечи, спину, ноги Иисуса. Поначалу плети рассекают только кожу, потом проникают глубже в подкожные ткани. Кровь сочится из капилляров и вен, затем начинает хлестать струёй из мышечных артерий.

Свинцовые (костяные) шарики образуют обширные кровоподтеки, которые быстро превращаются в открытые раны. Очень скоро спина превращается в сплошное кровавое месиво, с которого свисают длинные полоски кожи.

Видя, что избиваемый близок к смерти, центурион приказывает прекратить бичевание.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Иисуса, почти потерявшего сознание, отвязывают, и Он падает на каменные плиты, истекая кровью.

Римские солдаты потешаются над евреем из захолустного городка, возомнившим Себя Царем! Они набрасывают Ему на плечи багряницу и суют в руку трость; для полной потехи не хватает только венца.

Солдаты сооружают подобие венка из колючих ветвей, которые обычно идут на растопку, и надевают Ему на голову, вдавливая шипы глубоко в кожу.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

На голове расположено особенно много сосудов, и поэтому у Иисуса снова начинаются множественные кровотечения. Солдаты насмехаются над Ним, бьют по лицу, затем вырывают из Его рук трость и наносят удары по голове, отчего шипы впиваются еще глубже.

Вдоволь наглумившись и устав, наконец, от своих кровавых забав, они срывают с Него багряницу, которая уже успела пропитаться кровью и прилипнуть к спине. Это причиняет Иисусу невыразимую боль — как если бы бичевание возобновилось; и раны вновь начинают кровоточить…

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

В отличие от еврейского обычая, римляне возвращают Иисусу Его одежду.

Затем на плечи Ему водружают тяжелую перекладину креста — патибулум, и процессия, состоящая из приговоренного к распятию Христа, двух преступников и исполнителей казни — римских солдат с центурионом во главе, медленно движется на Голгофу. Как ни старается Иисус идти прямо, после вызванного кровопотерей шока тяжесть креста для Него невыносима. Он спотыкается и падает; грубая древесина врезается в открытые раны на плечах… Он пытается встать — но сил уже не осталось. Тогда центурион, озабоченный тем, чтобы казнь состоялась в срок, выбирает из прохожих дюжего Симона Киринеянина и велит ему нести крест. Иисус следует за ним, обливаясь холодным, липким потом — последствие шока.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Наконец путь в 600 метров из крепости Антония на Голгофу завершен. С Иисуса вновь срывают одежду, оставив лишь дозволенную евреям повязку, прикрывающую чресла

Перед началом казни Иисусу предлагают вина с миррой — слабое болеутоляющее средство, — но Он отказывается пить. Симону приказывают положить перекладину на землю. Иисуса прижимают к ней и разводят Ему руки в стороны.

Легионер нащупывает углубление на запястье и быстро пронзает огромным железным гвоздем, вколачивая его поглубже в древесину, затем быстро переходит на другую сторону и проделывает то же со вторым запястьем. Руки при этом слегка провисают, и ими можно шевелить.

Перекладину с висящим на ней Иисусом водружают на основание креста и прибивают над ней титул. Надпись гласит: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Матфей 27:37).

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Затем Ему скрещивают ноги, оставив их слегка согнутыми в коленях, и, вытянув вниз стопы, протыкают подъем каждой длинным гвоздем. Вот теперь жертва распята.

Из-за того, что Он медленно оседает, перемещая вес на гвозди в руках, мучительная огненная боль пронзает пальцы, затем — руки, и разрывается в мозгу — гвозди в запястьях давят на срединные нервы.

Он подтягивается вверх, чтобы унять усиливающуюся боль, и полностью переносит Свой вес на пронзенные ноги. Происходит новый приступ обжигающей боли от разрыва нервов между костями предплюсны ноги.

Далее руки ослабевают, и мышцы сковывают жестокие судороги, сопровождающиеся непрерывной пульсирующей болью. Теперь Он уже не может подтянуться: мышцы грудной клетки парализованы, из-за этого неспособны действовать и межреберные мышцы. Он может вдохнуть воздух, но не может выдохнуть.

Иисус из последних сил пытается приподняться, чтобы сделать хотя бы один короткий вздох. В конце концов в легких и кровотоке накапливается углекислота, и судороги частично утихают. Время от времени Ему ценой невероятных усилий удается подтянуться повыше и вдохнуть живительного кислорода.

Несомненно, что именно в такие мгновения Он и произнес те семь коротких предложений, которые записаны в Евангелиях.

Первое было обращено к римским солдатам, которые делили Его одежды, бросая жребий: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Второе — к раскаявшемуся злодею: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Третье — к охваченному ужасом и горем Иоанну, возлюбленному апостолу: «Се, Матерь твоя!» и к Марии, Своей Матери: «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19:26-27).

Четвертое — крик отчаяния, начало 21-го Псалма: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

Долгие часы этой непрекращающейся муки, судороги, от которых вот-вот разорвутся суставы, наплывы удушья, жгучая боль в исполосованной спине при движении вверх-вниз по грубому деревянному кресту

Но и это еще не все. Начинается новое мучение: сокрушительная боль в груди, нарастающая по мере того, как перикард медленно наполняется сывороткой и сдавливает сердце.

Обратимся опять к 21-му Псалму: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» (Пс. 21:15).

Все почти кончено — потеря жидкости в тканях достигла критического уровня: сдавленное сердце последними тяжелыми толчками посылает в ткани густую медленную кровь, истерзанные легкие отчаянно пытаются ухватить глоток воздуха; обезвоженные ткани шлют поток сигналов в мозг

«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Ин. 19:28). Это — пятое, что Он произнес на кресте.

И снова вспомним пророческий 21-й Псалом: «Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (Пс. 21:16).

К Его губам подносят губку, смоченную дешевым кислым вином, напитком римских легионеров. Но Он, по всей видимости, уже не может пить; тело Его вот-вот простится с жизнью. Ощущая смертный холод, Он говорит: «Совершилось» (Ин. 19:30). Да, ИСКУПЛЕНИЕ СВЕРШИЛОСЬ. Теперь Он может позволить Своему телу умереть.

Последним немыслимым усилием Он выпрямляет ноги, делает глубокий вдох и произносит Свои последние слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).

Остальное вы знаете. Евреи попросили убрать тела распятых с крестов, чтобы их видом не осквернять субботу. Обычно распятие завершалось тем, что жертвам перебивали голени.

После этого человек уже не мог подтянуться на кресте, вся тяжесть ложилась на грудные мышцы, и потому быстро наступало удушье.

Солдаты так и поступили с обоими разбойниками, но, подойдя к Иисусу, увидели, что этого можно уже не делать…

Видимо, для того, чтобы убедиться в Его смерти, один из легионеров ткнул копьем в пятый промежуток между ребрами, прямо в сердце, пронзив перикард. По свидетельству Иоанна, «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34).

«Водой» здесь названа жидкость из околосердечной сумки; кровь же текла из самого сердца.

Таким образом, у нас есть весьма убедительное посмертное доказательство того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью от удушья, но от острой сердечной недостаточности, вызванной шоком и давлением на сердце жидкостью из перикарда.

Этот отчет — всего лишь беглый взгляд на зло, которое человек способен причинить человеку… и Богу. То, что мы увидели, оставило нас удрученными и подавленными. Но как же счастливы и благодарны мы за то, что воспоследовало за этим — за бесконечную милость Бога к человеку, за чудо искупления, за ожидание светлого утра Воскресения!

С. Трумэн Дэвис, доктор медицины,

магистр естественных наук

Православная газета ВЕЧНЫЙ ЗОВ

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1199967

Главная загадка распятия Иисуса Христа

У православных христиан наступил самый скорбный день в году.

В Страстную пятницу верующие вспоминают распятие и смерть Иисуса Христа. Однако казни могло и не быть – вместо Христа римские власти предлагали предать смерти некоего Варавву, жизнь которого окутана тайной. Не менее загадочны и распятые вместе с Иисусом разбойники. Кем были ключевые персонажи истории последних часов жизни Спасителя и какова их роль в христианстве – в материале РИА Новости.

Кого распять?

Одному из важнейших эпизодов последних часов жизни Иисуса Христа в Евангелии уделено совсем мало места. Словно евангелисты намеренно о чём-то умалчивают. И невольно возникает вопрос: а что, если бы всё пошло иначе?

После Тайной вечери Спаситель отправился с ближайшими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – в Гефсиманский сад, за пределами Иерусалима. И там молился Богу-Отцу, чтобы «чаша сия» миновала Его – настолько сильно Он не желал того, что ждёт Его в ближайшие часы. Но, как известно, закончил молитву словами: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты».

Там же, в Гефсиманском саду, Христа арестовали и повели на синедрион – высший суд в Древней Иудее. Там Его приговорили к смертной казни за богохульство, так как Он назвал себя Сыном Божиим. Однако тогда, в I веке нашей эры, Иудея находилась под властью римлян, поэтому смертные приговоры приводились в исполнение только с разрешения римской администрации.

Именно поэтому Иисуса повели к Понтию Пилату – правителю провинции Иудея. «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился», – свидетельствует евангелист Матфей.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

CC BY 2.0 / Marion Doss / The Pilate Inscription from Caesarea Maritima, Israel. Надпись «Пилат» на каменной плите в парке Кесария Палестинская

А дальше происходит один из самых драматичных эпизодов всей евангельской истории. Пилат, очевидно, уверен, что Иисус невиновен.

В то же время во дворе претория («мэрии» Иерусалима в то время) собралась возбуждённая толпа – и кто знает, к чему может привести его решение помиловать Христа.

Тогда Пилат прибегает к обычаю отпускать одного из приговорённых к смерти накануне праздника иудейской Пасхи.

«Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти.

Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят», – пишет Матфей.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

© Icon Productions (2004). Кадр из фильма «Страсти Христовы»

В итоге Пилат приказывает отпустить Варавву, а Иисуса распять. Больше Варавва не то что в Библии, а даже в предании нигде не упоминается.

Эта странность побудила учёных попробовать разобраться, кем же был Варавва, почему его имя так яростно скандировала толпа, отчего Пилат осмелился отпустить столь популярного в вечно бунтующей Иудее человека. Так много вопросов – и так мало данных. Однако у исследователей есть ряд зацепок.

Два Иисуса

Имя Варавва в оригинале звучит как «Барабба». Значение этого слова вызвало многочисленных споры.

«Это скорее даже не имя, а кличка. На семитских языках «Бар» означает «сын», – отмечает священник Константин Польсков.

Куда сложнее с переводом второй части имени: «абба». Это может означать просто некоего отца в целом, а может быть именем.

В 1970 году в ходе раскопок в восточной части Иерусалима (районе Гиват Га-Мивтар) археологи нашли крупное еврейское кладбище I века нашей эры. И там на некоторых надгробиях было высечено имя Абба.

То есть, по одной из версий, Варавва переводится как «сын Аббы» или «сын отца».

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

CC BY-SA 4.0 / ושמחת בחגך / נחל צופים Givat HaMivtar from Brook of Scopus Park / Cropped image. Вид на Гиват Га-Мивтар

И если внимательно вчитаться в историю последних часов жизни Христа, то Варавву римский правитель предложил толпе неслучайно.

«Христа обвинили в том, что он называет себя сыном Отца Небесного. Получается – противопоставление Его сыну конкретного понятного земного отца, Варавве, которого в конечном счёте отпускают», – подчёркивает отец Константин.

И что интересно: в раннехристианские времена в Писании приводилось настоящее имя «сына Аббы»: Иисус.

Об этом свидетельствует, например, известный христианский мыслитель Ориген, живший в III веке нашей эры. В его эпоху среди переписчиков Евангелия уже сложилась тенденция опускать настоящее имя Вараввы, чтобы не возникало путаницы. «Именем Иисус не должен называться ни один из злодеев», – указывал Ориген.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

CC0 / Elías Rodríguez Picón. Статуя Вараввы

Выдумка автора?

Это противопоставление Иисуса, сына Отца Небесного, Иисусу – сыну отца земного породило любопытную теорию. Американский библеист Деннис Макдональд в середине 1990-х заявил о сенсации: Иисус и Варавва – одно и то же лицо!

Он объясняет это тем, что схожий эпизод – когда предлагается выбрать, кого из двух осуждённых казнить, – встречается в «Одиссее» Гомера. Евангелисты, по мнению Макдональда, попросту придумали Варавву – чтобы ещё больше драматизировать приговор Христа к распятию. Мол, даже разбойника помиловали, а Мессию нет.

Однако другие исследователи нашли в теории Макдональда немало существенных изъянов. Например, он не учёл то, что первые евангельские тексты – а там упоминается Варавва – написаны на арамейском языке, и это снижает вероятность знакомства их составителей с произведениями Гомера на греческом.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

© РИА Новости / Сергей Пятаков. Чтение Евангелия во время Божественной литургии

«Это всё же некая фантазия (теория Макдональда. – Прим. ред.). Должны быть какие-то веские доказательства», – отмечает библеист Андрей Десницкий.

К тому же первые христиане бережно относились к любой информации о земной жизни Иисуса Христа. Поэтому вряд ли бы кто-то из них осмелился выдумывать нового персонажа. А отсутствие каких-либо свидетельств о Варавве в нехристианских источниках легко объясняется.

«С точки зрения большой истории – например, римского автора I века Тита Ливия – это незначительное событие, которое случилось на задворках империи. Кого-то казнили – а какая разница? Только ученики Христа, для которых эти события были центральными, сохраняли это в памяти», – поясняет Десницкий.

Политический террорист

Само Евангелие немного приоткрывает тайну Вараввы. Если Матфей просто говорит об «известном узнике», то евангелист Марк рассказывает, за что его приговорили к казни.

«Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство», – свидетельствует Марк.

С момента завоевания римлянами Иудеи в 63 году до нашей эры в регионе было неспокойно. Местные жители, как отмечают историки, считали римскую власть оккупационной и цеплялись за любой повод свергнуть её. Особенно тревожно было как раз в правление Понтия Пилата.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

© РИА Новости / М. Юрченко. Храм Соломона в руинах

По утверждению историка I века Иосифа Флавия, прокуратор и сам неоднократно провоцировал евреев на бунт. Так, однажды он взял деньги из казны Иерусалимского Храма на возведение акведука, что подданные посчитали богохульством. В Иерусалиме поднялся мятеж.

«Когда Пилат прибыл в Иерусалим, он (народ. – Прим. ред.) с воплями окружил его судейское кресло.

Но Пилат, уведомлённый зара­нее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатские платья и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия.

По си­гналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мёртвыми под ударами, а многие были растоптаны в смя­тении своими же соотечественниками», – пишет Флавий.

Возможно, Варавва был одним из зачинщиков бунта. А вот жертвой убийства, совершённого им с соратниками, мог быть как раз один из переодетых римских воинов. Именно поэтому, например, Католическая церковь рассматривает его как одного из лидеров антиримского сопротивления.

«Иисус не был Спартаком (лидер восстания римских рабов в 70-е годы до нашей эры. – Прим. ред.), он не был вовлечён в борьбу за политическое освобождение, как Варавва или Бар-Кохба (лидер Второго иудейского восстания в 132 году. – Прим. ред.)», – заявлял в одном из своих посланий Папа Римский Бенедикт XVI.

Некоторые библеисты и вовсе роднят Варавву с Иудой Искариотом. Тот, по одной из версий, принадлежал к группировке сикариев, устраивавшей теракты против римлян. Иуда видел в Иисусе Христе, согласно такой трактовке, именно политического лидера, а когда понял, что это не так, предал Его.

Первый человек в раю

Ещё одно белое пятно истории распятия Христа – разбойники. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону», – читаем мы в Евангелии от Луки.

Один из них, по левую сторону, всячески злословил Спасителя: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». А другой разбойник унимал его, говорил, что, в отличие от них, справедливо осуждённых, Иисус ничего худого не сделал.

Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

© Public domain. Икона Эммануила Лампардоса «Распятие», XVII в.

«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю», – сообщает Евангелие. Согласно христианскому вероучению, разбойник по правую руку стал первым человеком, вошедшим в рай. Это, как поясняет Церковь, яркий пример того, что Бог готов простить каждого.

Во время богослужений на Страстной неделе попавший в рай разбойник называется благоразумным. Причём до сих пор неизвестно, как его звали. Предание оставило несколько вариантов: Тит, Дисмас или Рах. А имя распятого по другую руку от Христа и злословившего Его, предположительно, Гестас или Думахус.

Больше о них ничего не известно – и для Евангелия это типичная картина, отмечает библеист Андрей Десницкий. Там очень много безымянных людей.

«А любые спекуляции на эту тему провисают в воздухе – ни доказать, ни опровергнуть. Есть традиционная версия, а есть бесконечное множество фантазий», – заключает специалист.

Источник: РИА Новости

Источник: https://www.ippo.ru/news/article/glavnaya-zagadka-raspyatiya-iisusa-hrista-405675

У православных верующих началась страстная неделя

Неделя перед Пасхой, светлым Праздником Воскресения Христова, называется Страстной.  Для верующих — это особенное время. Позади сорок дней Великого поста, так называемая Святая Четыредесятница, установленная в память о сорокадневном посте Христа в пустыне. Впереди Праздник Праздников — Пасха, Светлое Воскресение Христово.

Душа верующего постом, молитвой, покаянием уже предуготовлена к принятию Воскресшего Христа. Но так же как самому Воскресению Христа предшествовали Его крестные страдания, смерть и погребение, так же и празднику Воскресения Христова предшествует время, когда верующие вспоминают последние дни земной жизни Спасителя.

Мы вспоминаем страдания Христа, и именно поэтому неделя перед Пасхой получила название «Страстная». Одно из значений слова «страсть» в церковнославянском языке — страдание. Во время Страстной недели пост бывает особенно строгим, и верующие стараются соблюдать его неукоснительно, чтобы прочувствовать смысл и подвиг Христа.

Подчеркивая особенность, важность каждого дня Страстной недели, к его названию   добавляют слово «великий». Понедельник Страстной седмицы (т.е. недели)  называется «Великим Понедельником». Вторник — «Великий Вторник», и так до самого главного дня в году — Пасхи, Воскресения Христова. Это дни особенной духовной сосредоточенности.

Верующие стараются отодвинуть на время все сиюминутные заботы и внутренне, духовно пройти вслед за Христом весь Его крестный путь от Иерусалима до Лобного места, прочувствовать всю глубину искупительной жертвы Христа — жертвы, на которую Он пошел из любви к человеку.

Иисус Христос — Сын Божий, придя в наш мир, приняв человеческую плоть, то есть, воплотившись в человека,  был во всем, кроме греха подобен человеку.

По Своей Божественной природе Он бы мог избежать и страданий прямых, физических, связанных с арестом, распятием на кресте, и страданий духовных,  связанных с предательством Иуды, одиночеством в Гефсимании, неверностью толпы, требующей: «Распни Его!». По Своей Божественной природе, Спаситель мог бы избежать всех этих страданий.

Но Он принимает их, принимает добровольно, принимает из великой любви к человеку, и этим как бы принимает на себя весь грех человечества. Принимает и умирает. Это и есть искупительная жертва Христа. И Церковь в ходе богослужений Страстной седмицы не просто напоминает нам о последних днях земной жизни Христа, воспроизводит их, нет.

Весь ход богослужения направлен на то, чтобы приобщить душу и сердце человека к великой тайне искупительной жертвы Христа, когда  человеческий род бы искуплен от власти смерти и власти греха. Богослужения Великой недели рассказывают нам и о предательстве Иуды, и о Тайной вечери, и о молитве Христа в Гефсиманском саду, и о суде над безвинным Христом, о Его осуждении, о пути на Голгофу — Лобное место, о распятии на кресте, крестных страданиях, смерти и погребении. Но во всех этих событиях нет трагизма обреченности, нет, наоборот,  мы знаем, что впереди Воскресение Христово.  

Великий Понедельник (18 апреля 2011г.) Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминаниям бесед Иисуса Христа с народом и учениками. В Великий Понедельник во время богослужения вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня — как образ человека, погибающего в нераскаянии.

В Великий Понедельник также происходит событие, которое совершается только раз в году.  В этот день  Патриарх читает молитвы на начало чина  мироварения.

Миро — это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (совершается после Крещения), а также при освящении новых престолов в храме. Миро вариться в течении трех первых дней Страстной недели и сопровождается это чтением специальных молитв.

Сваренное миро освящается Патриархом в Великий Четверг. Каждый крещенный помнит, что сразу после совершения над ним Таинства Крещения, священник  совершал помазание ему миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней, произнося при этом «Печать дара Духа Святого. Аминь».

При этом Таинстве Миропомазания человеку сообщаются Дары Святого Духа. Так вот, миро, которое потом будет использоваться при крещении новых членов Церкви и при освящении новых престолов в храмах, начинают варить именно в Великий Понедельник, первый день Страстной недели.

Великий Вторник (19 апреля 2011г.)  В этот день Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Вообще, Спаситель открывал Своим ученикам духовные истины, облекая их в форму притчи — короткого иносказательного рассказа, взятого из обычной жизни.

Дело в том, что ученики Христа были простыми людьми, а притча, с одной стороны, легка для восприятия и запоминания, а с другой — содержит глубочайший духовный смысл, иллюстрирует Божественные законы на примерах нашей земной, обыденной жизни. Так вот, во время богослужения в Великий Вторник вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.

Все вместе эти Евангельские чтения призывают верующих к духовному бодрствованию, к тому, чтобы мы не «закапывали в землю» дарованные нам таланты,  и, наконец, к тому, чтобы не уставали творить дела милосердия. Господь говорит, что Царствие Небесное унаследуют те, кто накормит алчущего, напоит жаждущего, примет странствующего.

Потому что, говорит Господь: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Великая Среда (20 апреля 2011г.) В третий день Страстной недели во время богослужения вспоминают, как доме Симона прокаженного, куда Христос пришел в гости, грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила  драгоценное миро Ему на голову.

Миром в те времена не только помазывали царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот пошел к первосвященникам и спросил у них, что они дадут, если он выдаст Христа.

Первосвященники предложили Иуде «тридцать сребреников, и,  — как сказано в Евангелие, — с того времени он искал удобного случая предать Его» Кроме этих отрывков из Евангелия в Великую Среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами.

С этого дня, вплоть до Праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются — это тоже имеет свой смысл. Земной поклон показывает, что мы, люди, грехом ниспали на землю.

А отмена земных поклонов во время Богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи, и напоминает нам о том, что Воскресение Христа стало прообразом будущего века. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

Великий Четверг (21 апреля 2011 г). В этот день Церковь возвращает нас к Тайной вечери. Событию, которое произошло перед тем, как Христа взяли под стражу. Тайная Вечеря — это последний ужин, трапеза Христа со Своими учениками накануне Его крестных страданий.  Во время богослужения в храме вспоминают четыре евангельских события, произошедших именно в четверг. Первое событие — омовение Христом ног Своим ученикам перед Тайной Вечерей. Это омовение было знаком глубочайшего смирения Христа и  Его любви к Своим ученикам. Во время этой же вечери, как сказано в Евангелие, «диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту» мысль предать Христа. И Иисус, видя сердце предателя, сказал об этом на вечере, как бы давая Иуде возможность остановиться. Об этом евангельском  эпизоде  тоже говорится во время службы. Третье событие, которое мы вспоминаем во время богослужения, очень важно для каждого верующего.  Дело в том, что именно во время Тайной вечери Христос установил Таинство Евхаристии. Греческое слово «евхаристия» означает «благодарение». В христианстве Евхаристией называется Таинство причащения Тела и Крови Христовой, Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати), единения верующего с Богом. Установленное Христом во время Тайной вечери, Таинство и поныне совершается в каждом храме во время каждой Божественной Литургии. Многие верующие стараются причаститься именно в Великий Четверг. И, наконец, четвертое евангельское событие, которое вспоминают во время Литургии в Великий Четверг — это молитва Христа в Гефсиманском саду. Иисус знал, что Ему предстоит, «душа Его скорбела смертельно», и,  как сказано в Евангелии, Он молился «до кровавого пота». Это моление Христа часто называют «молением о чаше», потому что,  взывая к Богу Отцу, Христос просил, чтобы, если возможно, «миновала Его участь сия»: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня»,  — но дальше добавлял слова полного смирения перед грядущей участью и волею Бога Отца: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Вот эти четыре важнейших евангельских события вспоминают в храмах в Великий Четверг Страстной недели во время Божественной Литургии. Во время вечерней службы в Великий Четверг читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях крестной смерти Христа, вспоминаются слова Христа на кресте, Его распятие и погребение. Какие фразы распятого Иисуса вспоминают во время богослужений

Великий Четверг называют еще Чистым Четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения — в этот день все стараются исповедоваться и причаститься, а  с другой стороны,  имеется в виду бытовая сторона  нашей жизни. Именно в Чистый Четверг верующие стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

Великая Пятница (22 апреля 2011г.). Самый скорбный день в церковном календаре, именно в пятницу совершилось распятие и крестная смерть Христа на Голгофе. В Великую Пятницу  не служится Божественная Литургия, так как в это в этот день Сам Господь принес себя в жертву.

Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому именно в это время в храмах совершается вынос  плащаницы — шитого изображения снятого с Креста распятого Тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и возлагают на специально приготовленный стол в центре храма — гробницу, а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед  ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе. В Великую Пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

Великая Суббота ( 23 апреля 2011г.).  Это день, когда «да молчит всякая плоть», то есть это день внутреннего сосредоточения, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. День Страстной Субботы — день пребывания тела Иисуса Христа во гробе.

Как известно, благообразный Иосиф снял тело Спасителя с Креста и, обвив Его плащаницею, положил во гроб. Но, пребывая телом Своим во гробе, душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа.

Иисус Христос спускается в ад — это называется «сошествием во ад»  — и выводит оттуда души праведников.

В Великую Субботу совершается литургия  Василия Великого (она служится  всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские  пророчества. Как известно,  задолго до рождения Богочеловека, пророки предсказывали и пришествие Спасителя в наш мир, и то, что Своею Крестной смертью и Своим Воскресением Он искупит нас от власти греха и смерти. В ходе Божественной Литургии  Великой Пятницы есть удивительный момент — это переоблачение священников из черных одежд в белые. Это символ того, что «Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смысл этого песнопения, исполняемого на Пасху в храмах, следующий: Своим крестным подвигом и смертью, а затем последовавшим за смертью воскресением, Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям. А значит,  отныне в мире нет  места трауру. Особенным знамением того, что произошло Воскресение Христа и Его победа над смертью,  является чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Это возгорание огня происходит без усилий человека, а только по молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Само событие снисхождения благодатного огня происходит каждый год именно в день Великой Субботы и является  одним из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире. Все дни Страстной седмицы, параллельно с напряженными богослужениями, идет и  подготовка к встрече Христа Воскресшего. В субботу все стремятся освятить куличи, пасхи и брашно (то есть  мясо и яйца), с тем, чтобы потом, после праздничного пасхального богослужения разговеться. Само по себе освящение пищи означает, что мы получаем благословение на её  принятие.

  Светлое Христово Воскресение — величайший христианский праздник, торжество победы жизни над смертью. Пасхальная служба начинается в ночь с Субботы на Воскресенье, начиная со дня Пасхи и до ее отдания на сороковой день, звучат слова «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», которыми  исповедуется вера  в Воскресение.

Источник: https://rg.ru/2011/04/18/religiya-site.html

Семь слов Спасителя на Кресте

Святое богомыслие! Не хочешь ли и еще побыть при распятом на Кресте Спасителе нашем и слышать последние Его сладчайшие слова, которые изрек Он на Кресте и которых по счету семь?

Первое. Молясь о распинающих, Он так сказал Отцу Своему: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Вспоминая это, боголюбивый человек, и ты прощай своим врагам согрешения, молясь, чтобы прощены были их согрешения. Также и сам с умилением и слезами проси прощения у Бога, говоря: согрешил, прости мне!

Второе. Когда проходящие мимо хулили Его, качая своими головами, и говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Если Ты Сын Божий, спаси Себя Самого и сойди со Креста» (Мф. 27, 40; Мк. 15, 29), тогда и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Иисус, слышав, как неблагодарный народ и враги Его даже на Кресте оскорбляли Его своей неблагодарностью и поносили Его, возопил громко, говоря: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!» (Мф. 27, 46).

Вспоминая эти слова Христовы, и ты воскликни к Нему в великом умилении сердца, воскликни к Богу, говоря: «Боже Сыне, Слово Божие, Христе Спаситель мой, страждущий ради меня на Кресте плотью, услышь меня, вопиющего Тебе: Боже Мой, зачем Ты оставил меня? Подыми падшего! Оживи умерщвленного множеством грехов, чтобы не погиб я во грехах! Прими мое покаяние и человеколюбно помилуй!»

Третье. Один из повешенных с Ним злодеев хулил Его, говоря: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23, 39).

Другой же останавливал его, говоря: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал».

И сказал он Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твое! И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 40–43).

Размышляя об этом милостивом слове Христовом кающемуся разбойнику, приступим и мы к Нему с усердным покаянием, исповедуя грехи свои подобно тому, как и благоразумный разбойник не скрыл своих грехов, но исповедал, что по заслугам и за грехи он страдает.

Кроме того, он исповедал еще и то, что Сын Божий был неповинен, и веровал, что Он не просто человек, но Господь. К Нему и вопль свой он направил, потому что верил в Него, как в Царя и Господа Бога Истинного. Поэтому и казнь, учиненная над ним, была вменена ему в наказание за его грехи, и отошел он, по словам Господа, в Его царство.

Итак, возопием к Нему с покаянием и мы, подобно разбойнику: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» (Лк. 23, 42)

Четвертое. Иисус, видя стоящих при Кресте Мать Свою и ученика, которого Он любил, »говорит Матери Своей: «Жено! Это сын Твой». Потом говорит ученику: «Это Матерь твоя!« (Ин. 19, 27). Здесь приведу слово святого Иоанна Златоуста о распятии Господнем, на плач Пресвятой Богородицы.

«Почему нестерпимо страдала Мать, родившая Пречистого? По какой причине?! Потому, что Она Мать! Какое жало не язвило душу Ее?! Какие стрелы не пронзили сердце Ее? Какие копья не истерзали все существо Ее! Потому и удержаться не могла Она с подругами, предстоящими с Ней около Креста, соболезнующими и плачущими с Ней о несчастии, не могла Она стоять даже и недалеко.

Не имея сил стерпеть сердечного содрогания и желая слышать последние слова возлюбленного Сына Своего, припала к Нему и, стоя при Кресте и рыдая, со стоном восклицала: «Что значит этот ужас, нестерпимый для очей Моих, Владыка Мой? Что сие чудо, затмевающее свет солнечный, о Сын Мой? Что сие недоуменное таинство, сладкий Иисусе? Не могу видеть нагим Тебя, одевающегося светом, как ризами! А ныне что вижу Я? О Твоей одежде воины жребий метают, о той одежде, которую соткала Я Своими руками. Терзается душа Моя, видя Тебя висящим посреди всей вселенной на высоком древе между двумя злодеями. Одного Ты в рай вводишь, являя образ языческого обращения, а долготерпишь другого хулящего, являющего образ ожесточения иудейского. О зависть! Ты всех праведных, живших от века, обошла и коснулась Моего Сладчайшего Чада. О премирные и бесплотные Силы! Сойдитесь со Мной и рыдайте. О солнце! Сострадай Чаду Моему; претворись во мрак, ибо уже скоро под землю сойдет свет очей Моих. О луна! Сокрой лучи свои, ибо уже во гроб входит заря души Моей. Куда скрылась красота Твоя, «прекраснейший из всех сынов человеческих» (см. Пс. 44, 3)? Как померкла светлость очей Твоих, око, иссушающее бездны?» Сказав это, Богородица изнемогла и, стоя пред Крестом, закрывая руками Свое лицо, в отчаянии недоумевала. Иисус же, склонив главу Свою к правой стороне и тихо отвернув уста, произнес: «Жено! Это сын Твой», показывая на Своего ученика Иоанна Богослова. Размышляя обо всем этом, правоверная душа, со слезами молись Богу, говоря: «Господи, помилуй».

Пятое. После этого Иисус, зная, что все уже свершилось, сказал, да сбудется Писание: Жажду (Ин. 19, 28). Сосуд же, полный уксуса, стоял вблизи. Воины, наполнив губку уксусом, надели ее на трость и пододвинули к Его устам.

Вспоминая это, с умилением сердца воскликнем к Нему: «Распятый ради нас, Христос Спаситель наш, сладость наша, напои нас от обилия дома Твоего питием сладости, и когда придешь судить со славою, да насытимся, как явится слава Твоя.

Здесь же не презри нас, алчущих и жаждущих, но сподобь нас быть достойными причастниками Пречистых Тайн Тела и Крови, которую Ты за нас пролил, сделай нас достойными и не осужденными во веки веков».

Шестое. Когда Иисус принял уксус, Он сказал: «Совершилось!» (Ин. 19, 30).

Вспоминая это слово, говори так: «Христос, Спаситель и Искупитель наш! Сделай нас совершенными пред Тобой, чтобы, ходя путем заповедей Твоих, мы были совершенными в добрых делах и услышали бы сей превожделенный призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).

Седьмое. Громко воскликнув, Иисус сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46). Сказав же это, Он, преклонив голову, испустил дух. Здесь, святое богомыслие, размышляй так. Кто предал дух? Сын Божий, Создатель наш и Искупитель наш.

Поэтому с великим желанием сердца вещай к Нему: «Когда придет страшный час разлучения души моей от тела, тогда, Искупитель мой, прими ее в руки Твои и сохрани ее свободной от всяких бедствий, да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да спасенной пройдет все мытарства сии.

О, Спаситель наш! Мы твердо надеемся получить это от Твоего человеколюбия и милосердия».

Покольку тогда была пятница, то чтобы не остались на кресте тела в субботу, «ибо та суббота была день великий» (Ин. 19, 31), иудеи молили Пилата, чтобы перебили повешенным голени и убрали их. Воины же, придя, первому перебили голени, а потом и другому, распятому со Христом.

Иисусу же не перебили голеней, ибо увидели, то Он уже умер, но один из воинов пронзил Ему копьем ребро, и тотчас истекла Кровь и вода: Кровь на освящение наше, вода же на омовение. Тогда вся тварь поразилась страхом, видя мертвым и висящим на древе Жизнь всяческих. Тогда Иосиф Аримафейский пришел просить Тело Иисусово и, сняв его с древа, положил во Гробе новом.

«Воскресни, Господи Боже наш, и избави нас имене Твоего ради» (Пс. 43, 27). Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/sem-slov-spasitelja-na-kreste/

Православные христиане в Великую пятницу вспоминают распятие Христа

2016-04-29T00:48Z

2016-04-29T00:48Z

https://ria.ru/20160429/1422824169.html

https://cdn24.img.ria.ru/images/140228/65/1402286575_0:172:2819:1767_1036x0_80_0_0_9ef33d48f4e1291418e71e2f01931e1a.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

В этот день во всех храмах выносится на поклонение плащаница, изображающая снятие с креста тела господня. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит вечерню в храме Христа Спасителя.

МОСКВА, 29 апр — РИА Новости. Православные верующие в Великую пятницу — день наиболее строгого поста — вспоминают страдания и крестную смерть Иисуса Христа. В этот день во всех храмах выносится на поклонение плащаница, изображающая снятие с креста тела господня.

«В Великую пятницу — день, посвященный воспоминанию святых спасительных страстей (страданий — ред.) господа нашего Иисуса Христа, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит вечерню … в храме Христа Спасителя, богослужение начнется в 14.00», — сообщили РИА Новости в патриаршей пресс-службе.

Вечером того же дня, в 18.00, предстоятель РПЦ совершит в главном православном храме России утреню с чином погребения Христа.

Согласно традиции РПЦ, великая вечерня обычно совершается в два часа дня — около того времени, когда Христос умер на кресте.

Во время этой службы вспоминается снятие с креста его тела и его погребение, в храмах из алтаря на середину церкви выносится плащаница, где она находится до начала воскресного пасхального богослужения.

Чуть позже, в пять или шесть часов вечера, совершается чин погребения Иисуса с крестным ходом вокруг храма, который символизирует траурную процессию ко гробу господню.

Плащаница остается посреди храма до пасхальной полунощницы — в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Как говорится в Евангелии, тело Иисуса было снято с креста вечером в пятницу с разрешения римского правителя Понтия Пилата.

Ученики Христа Иосиф Аримафейский и Никодим в сопровождении Божией Матери и жен-мироносиц несли его на руках после его смерти на кресте. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера.

В нее, по иудейскому обычаю, положили тело Христа. К двери гроба по обычаю того времени привалили большой камень.

Церковь также вспоминает предшествующие этому события, рассказ о которых есть у каждого из четырех евангелистов.

После Тайной вечери и прощальной беседы с учениками Иисус отправился в Гефсиманию — сад у подножия Масличной (Елеонской) горы, — где провел с ними часть ночи (ученики в дреме, а Христос — в молитве) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и израильских старейшин. Иисус был арестован, а его ученики разбежались.

Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед первосвященником Каиафой и судом синедриона (высший судебный орган в древней Иудее), который приговорил его к смерти.

После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату, который в итоге уступил требованиям толпы и утвердил смертный приговор Иисусу.

О последних событиях в земной жизни Христа подробно рассказывается в 12 «страстных» Евангелиях — избранных главах из повествования четырех евангелистов, которые читаются в храмах за богослужением накануне, в четверг вечером.

Литургии — главного богослужения РПЦ, во время которого приносятся в жертву плоть и кровь Христа в виде хлеба и вина — в Великую пятницу не бывает, потому что в этот день Иисус принес себя в жертву. Вместо нее совершаются Царские часы (название связано с тем, что в прошлом московские цари обязательно участвовали в этом богослужении).

Вера в то, что Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес, составляет основу и главное благовестие христианства, поэтому Великая пятница, Великая суббота и Пасха — праздник Воскресения Христова, — центральные дни в церковном календаре. В этом году Пасха отмечается 1 мая.

Источник: https://ria.ru/20160429/1422824169.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector