Какие республики ссср больше всего получали денег от россии

Часто встречаю обсуждения экономики СССР, её устройства и применения. Чаще всего, конечно, под СССР и его экономикой подразумевают только время с 1985 по 1991 годы, когда полным ходом шло разрушение всего социалистического: анархия производства, уничтожение денежной системы, мечтания о невидимой руке рынка и другие прелести перестройки.

Как будто бы не было никакой экономики до этого времени. Самые ярые антисоветчики, чьи головы промыты перестроечной националистической пропагандой, утверждают, что именно их республика кормила все остальные, что СССР отбирал у них всё, взамен не отдавая ничего. «Как же хорошо, что мы освободились от этого гнёта» — думают они.

Даже плачевное состояние их современной экономики не протрезвляет этих людей: «с СССР было бы ещё хуже» — говорят они, — «жили бы с голым задом, пока наше добро разбирают другие республики». Просвещенные антисоветчики даже показывают некие графики и таблицы, где «наглядно показаны» нахлебники, которые ничего не делали и были пиявками.

Вот эта картинка нынче популярна:

[Нажмите, чтобы увидеть]Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Верхняя цифра тут — ВВП на душу населения (как утверждают некоторые), нижняя — непонятно что (ведь такое никто не считал). Совершенно неясно, как именно высчитали ВВП отдельных республик тех лет, почему ВВП СССР (высчитанный по этой таблице) равен 4 трлн. долларов (1989), если в реальности он был около 2,5 трлн. долларов. Но, почему-то, мало кто задаётся подобными вопросами.

Для объективности, я хочу провести собственное расследование.

Правильно было бы узнать «сколько» и «чего» производит каждая республика, сравнить доходы их граждан, всё это сопоставить и сделать выводы. Но это будет слишком большой объём информации.

Поэтому я решил сделать проще: проверить доходы/расходы бюджета СССР, ведь именно бюджет определял советскую экономику, показывал, куда вливаются средства.

В интернете, на одном прекрасном сайте, я нашёл уйму статистики, в том числе и статистику почти всех бюджетов Союза (если это сайт не работает, можно посмотреть тут: http://historylib.minfin.ru/items/browse/page/1?collection=2 ).

Бюджет СССР строился из двух составляющих: союзный бюджет и бюджеты союзных республик.

Для начала рассмотрим бюджеты союзных республик, ведь они более конкретно привязаны к территориям. Используем бюджет 1989 года.

Взглянем сначала на доходы/расходы самых «несчастных»/»кровопийц», т.е. РСФРС, БССР, ГССР, УССР, ЭССР:

Доходы РСФСР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Расходы РСФСР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Доходы УССР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Расходы УССР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Доходы БССР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Расходы БССР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Доходы ГССР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Расходы ГССР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Доходы ЭССР

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Расходы ЭССР

Как мы можем видеть, республики расходовали столько, сколько и зарабатывали. Все остальные республики, которые я тут не продемонстрировал, тоже имели доходы/расходы в соотношении близком к 1:1. Было так и до 89 года.

Остался союзный бюджет. Но тут сложнее.

Дело в том, что союзный бюджет не принадлежал какой бы то ни было республике, а был общим. В него вкладывались все республики. Тратили эту часть гос. бюджета на общесоюзные нужды, по плану и согласованию со всеми республиками.

Во времена до того, как Хрущёв стал генсеком, союзный бюджет был в 3-4 раза больше суммарного бюджета союзных республик, т.е. на общие нужды выделялось гораздо больше денег, чем на частные:

И это понятно, ведь более централизованный подход распределения бюджета гораздо эффективней, чем разделённый.

Такое бюджетное устройство естественно для социалистической страны, которая старается развиваться равномерно, ведь не все регионы были одинаково развиты, нужно было поднимать уровень жизни там, где он был очень низок, строя фабрики и заводы, создавая инфраструктуру и многое другое. Бюджеты союзных республик использовались, в основном, для социально-культурных мероприятий и бытовых нужд.

Но, во время правления Хрущёва и после него, союзный бюджет сильно урезали, отдав львиную долю бюджетам союзных республик (в частности, одну из основных доходных статей — налог с оборота):

Бюджетная политика стала менее централизованной, союзные республики начали контролировать больше аспектов деятельности, что стало одной из причин уменьшения темпов развития менее развитых регионов и всей экономики в целом.

Также это привело к большей самостоятельности всех республик и отстранённости друг от друга. Со временем, отстранённость увеличивалась, из-за уменьшения значения союзного бюджета.

Такой бюджет характерен для капиталистической экономики, но никак не для социалистической.

К чему это привело в итоге, мы знаем, но хотелось бы узнать всё в подробностях. Для этого сделаем то, что обычно никто не делает — высчитаем долю расходов бюджетов союзных республик на душу населения:

И так, что мы видим: в 1950 году многие слабые в промышленном плане республики получали больше средств, чем промышленно развитые. Государство старалось довести их уровень жизни до уровня развитых республик и сделать проживание в этих частях страны более привлекательным, благодаря вливаниям из союзного бюджета. В годы использования такой бюджетной политики, рост экономики СССР опережал все капиталистические страны. Именно от такого социализма Запад и отгородился железным занавесом.

К 1960 году бюджетная политика изменилась. Уменьшив вливания в союзный бюджет, союзные республики получили в распоряжение больше средств, но только те, чья промышленность была уже развита. Слаборазвитые республики стали отставать. Это было началом разъединения экономики. Единственный вопрос — осознанно ли это было сделано?

По данным 1970 года видно, что средства союзного бюджета опять стали тратить на развитие малых республик, но очень избирательно: основные вложения получили западные части союза — Прибалтика и Белоруссия, а также Армения. Видимо, остальные республики, по мнению руководства страны, уже были достаточно развиты. В 1979-1989 годах наметились лидеры и отстающие. Правительство, почему-то, стало выделять меньше средств почти всем слаборазвитыми кавказским и азиатским республикам. К сожалению, у меня нет данных о конкретных тратах союзного бюджета по отдельным республикам, но есть основание полагать, что отчисления в союзный бюджет шли обратно к тем, кто их отчислял.

Кто-то может подумать, что «была холодная война, деньги на развитие слабых республик не могли идти, так как все средства тратили на вооружение». Как бы не так. Расходы на оборону планомерно снижались с 26% от государственного бюджета в 1950 году, до 4,4% в 1988 году.

На этом фоне у многих мог возникнуть вопрос — «А зачем вообще нужен Союз, если все республики развиваются отдельно друг от друга?». Для системы с такой бюджетной политикой — правильный вопрос и это тот вопрос, к которому подводили те, кто хотел воссоздания на территории Союза капитализма, замалчивая тот факт, что лечение больного отрубанием ему головы – плохое решение.

Абсолютно точно можно сказать, что никакие республики в перестроечные времена никого не кормили, кроме себя самих, а до бюджетных изменений Хрущёва большая часть бюджета была одной для всей страны и его нельзя было приписать какой-то одной республике. Так что миф «о кормлении одной республикой других» можно считать разрушенным.

Бюджетная политика второй половины истории СССР была ущербной и антисоциалистической, способствующей разобщению страны, а не её планомерному и единому развитию.

Было ли создание такой политики злым умыслом с целью уничтожения социализма или безграмотным подражанием капитализму (который использует такую модель бюджета), неизвестно, но одно можно сказать наверняка — эта политика была одной из причин замедления развития СССР и его дальнейшей деградации до капитализма.

Источник: https://comm21.livejournal.com/1525.html

Современные валюты бывших республик СССР

1. Россия

Рубль. Являясь
валютой Российской Федерации, используется также  на территории Республики Абхазия и Республики
Южная Осетия. Состоит из 100 копеек. Код в международной системе ISO 4217 — RUB.
С  декабря 1991 года находится  в обращении совместно с советским рублём, а с сентября
1993 года уже в качестве самостоятельной валюты.

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

2. Белоруссия
Белору́сский рубль (белор. Рубе́ль).
Не делится на копейки. Код в международной системе ISO 4217 — BYR.В обращении с
июля 1992 года.
Какие республики СССР больше всего получали денег от России
3. Литва
Лит (лит. Litasi). Состоит из ста центов. Код в
международной  системе ISO 4217 —  LTL. Официальная денежная единица республики с  1993 года.
Какие республики СССР больше всего получали денег от России
4. Латвия
Лат (латыш. Lats). 
Состоит из 100 сантимов. Код в международной  системе ISO 4217 — LVL.
Денежная единица введена в обращении  после восстановления независимости с  1993 года.

Какие республики СССР больше всего получали денег от России
5. Эстония
Евро. Состоит из 100 евроцентов. Код в международной  системе ISO 4217 — EUR. Переход страны 
на денежную  единицу  Евросоюза состоялся 1 января 2011 года.
Какие республики СССР больше всего получали денег от России
6. Украина
Гривна (укр. гривня). Делится на 100 копеек (укр. копiйка).
Код валюты по стандарту ISO 4217 — UAH. 
Введена в обращение президентским указом от 25 августа 1996 года.

7. Казахстан

Тенге (каз. теңгесі). Состоит из     100 тиын.  Код валюты по
стандарту ISO 4217 —KZ.  тенге введены в
обращение 15 ноября 1993 года.  

8. Киргизия
Сом.  Один сом равен ста тыйынам. Код валюты по
стандарту ISO 4217 — KGS.  Валюта введена
в обращение 10 мая 1993 года Постановлением  парламента Кыргызстана.
Какие республики СССР больше всего получали денег от России
9. Туркмения
Манат (туркм. Manat). Состоит из
100 тенге. Код в международной  системе ISO 4217 — TMT.  Введён в обращение с 1 ноября 1993 года.

10.   
Таджикистан

Сомони (тадж. сомонӣ).
Состоит из 100 дирам. Код в международной  системе ISO 4217 – TJS. Введён в
обращение 30 октября 2000 года.
Какие республики СССР больше всего получали денег от России
11.   
Узбекистан

Сум (узб.  сўм). Состоит из  100 тийин. Код в международной  системе ISO 4217 –           UZS. Валюта
находится в обращении с 15 ноября 1993 года.

2.Молдавия
Лей (молд. Leu). Состоит из 100
бань.  Код в международной  системе ISO 4217 – MDL. Валюта заменила молдавский купон 29 ноября 1993
года.

13. Грузия

Ла́ри (груз. ლარი). Состоит
из 100 тетри. Код в международной  системе ISO 4217 – GEL. Валюта введена в 1995 году. 

14. Армения
Драм (арм. Դրամ). Один драм
равен 100 лум.  Код в международной  системе ISO 4217 – AMD. Находится в обращении с 22 ноября 1993 года.

15. Азербайджан

Мана́т (азерб. Manat). Состоит из
 100 гяпикам (азерб. qəpik). Код в
международной  системе ISO 4217 – AZN. Введён в обращение 15
августа 1992 года.

Источник: http://moneybaksss.blogspot.com/2012/02/blog-post_21.html

Сколько денег потратил СССР на развитие социализма в товарищеских странах?

За период с 2000 по 2014 годы Россия простила более 72 миллиардов долларов дружеским государствам. Даже по курсу доллара до кризиса («чёрный вторник» в 2014 году) сумма астрономическая — 2 160 000 000 000 рублей. Когда страны третьего мира успели задолжать такие деньги России?

Читайте также:  Какой идеал женской красоты был у казаков

Задолжали они их ещё Советскому Союзу. Товарищеские государства, которые готовы были защищать идеи коммунизма, СССР щедро спонсировал. На Кубе, например, советские больницы работают до сих пор. Правда, в полуразрушенном виде.

Сколько СССР вложил в развитие главных союзных государств ради военной, идеологической и политической поддержки? Фактрум составил список самых «дорогих» стран, спонсируемых СССР.

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Абсолютный чемпион по трате советских средств — Куба. Советы не жалели денег на развитие инфраструктуры в стране. Дело в том, что Куба географически расположена в стратегически важном районе. Ракеты СССР на островах — уже ни для кого не секрет. Кроме того, часто на Кубу направлялся советский флот.

В основном средства Союза тратились на развитие образования и медицины в стране. СССР помогал не только деньгами: ежегодно поставлялись нефть, еда и техническое оборудование. Взамен Куба отправляла в СССР тростниковый сахар.

Во время гражданской войны в Анголе, которая началась в 1975 году, Куба поддерживала СССР и защищала его геополитические интересы.

В 2014 году Владимир Путин списал 90% долга Кубы — около 30 миллиардов долларов.

Сирия: горячий союзник в холодной войне

Речь идёт не о современной Сирии, втянутой в конфликты и войны, а о стране во времена СССР. Холодная война между Россией и Западом неизбежно делила все государства на два лагеря. Сирия в этом противостоянии заняла сторону Советов.

Сирия была не только одним из главных идейных «товарищей» СССР, но и активно защищала интересы России на Среднем Востоке.

В обмен на финансирование правительство Сирии позволяло русским бизнесменам реализовывать проекты в арабской республике на льготных условиях. И хранить деньги.

В 2005 году Владимир Путин подписал указ, который простил Сирии около 10 миллиардов долларов.

Монголия: преданный друг в Восточной Азии

Свою преданность Советам Монголия демонстрировала с самого зарождения СССР в 1920 году и сохранила лояльность вплоть до распада Союза. Монгольские войска воевали бок о бок с советскими во Второй мировой войне, сражаясь против японцев. Деньги СССР шли в основном на развитие научной отрасли, так как Монголия считалась отстающей страной.

В 2003 году Владимир Путин согласился на списание более 11 миллиардов долларов долга Монголии. Через некоторое время Монголия вернула остаток — чуть больше 300 миллионов долларов.

Северная Корея: живые коммунисты

После Второй мировой войны Республика Корея раскололась на две отдельные страны: Северную и Южную Корею. При этом первая стала своеобразным бастионом советской идеологии.

Даже разработка собственной идеологии (чучхе) не помешала Северной Корее принимать помощь от СССР. Следует отметить, что государство получало деньги не только от России, но и от Пекина.

Сегодня в Северной Корее можно увидеть наследие советской идеологии — собственный национал-коммунизм.

  • В 2012 году Владимир Путин простил Северной Корее около 11 миллиардов долларов.
  • В заключение хотелось бы отметить, что, по данным Центрального Банка Российской Федерации, внешний долг России в 2014 году составил 679,5 миллиардов долларов.
  •  Полный пакет зарплаты: что творилось в России во время инфляции 90-х годов

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/skolko-deneg-potratil-sssr-na-razvitie-socializma-v-tovarishcheskih-stranah

Какие республики СССР больше всего получали денег от России

Вероятно, многие, кто еще застал СССР и успел побывать в разных его республиках, помнят бросавшуюся в глаза разницу в жизненном уровне населения большинства областей России, особенно центральных, и некоторых республик.

На фоне хронической бедности и тотального товарного дефицита в регионах российского Нечерноземья (где относительным изобилием выделялась Москва) магазины, а особенно рынки в некоторых местностях Закавказья и Средней Азии, смотрелись продовольственной мечтой среднего российского обывателя.

Городское население большинства союзных республик выглядело зажиточнее обитателей многих российских провинциальных городов.

Да и между сельским населением союзных республик и России была ощутима эта разница, причем русское население союзных республик также зачастую жило явно лучше, чем в России.

Например, у некоторых было по автомобилю, в то время как для семьи московского профессора в позднем СССР это казалось совершенно недостижимым жизненным уровнем.

Заниженные цены для друзей

На самом деле директивная финансовая и торговая политика, при которой энергоносители и другая продукция Российской Федерации «продавались» союзным республикам по заниженным ценам, а их продукция «покупалась» по завышенным, а также приоритетное инвестирование средств в производство на «национальных окраинах», обкрадывали российского производителя и потребителя. Жители большинства республик больше получали, чем отдавали.

Согласно советским ценам, к 1989 году только у Азербайджана и Белоруссии было положительное сальдо во внешней торговле Советского Союза. У Российской Федерации импорт превышал экспорт. Это происходило потому, что и «братским социалистическим странам» советские энергоносители и некоторая продукция машиностроения продавались по заниженным ценам.

При пересчете же на мировые рыночные цены вырисовывается совсем другая картина. РСФСР имела положительный баланс во внешней торговле 32,6 млрд рублей (по тогдашнему инвалютному курсу), другой такой республикой был Азербайджан (550 млн руб.). У остальных республик было отрицательное сальдо, причем наибольшее оно было у Казахстана (7 млрд руб.), Украины (6,5 млрд) и Узбекистана (4 млрд).

Во внутрисоюзной межреспубликанской торговле была примерно такая же картина. Лидер положительного баланса по-прежнему Россия, за ней шла Туркмения как еще одна нефтегазовая «житница» страны. В «лидерах» отрицательного баланса находилась та же тройка, что и во внешней торговле.

При такой финансово-экономической политике КПСС Российская Федерация становилась общесоюзным донором. При межреспубликанской торговле, в пересчете на душу населения, в 1989 году каждый россиянин «инвестировал» в другие республики ежегодно по 209 рублей.

Другой республикой-донором, меньшего масштаба, была Туркмения — по 11 рублей с человека в год. Остальные республики получали, причем в наибольшем выигрыше находились: Литва (997 рублей), Эстония (812 рублей), Молдавия (612 рублей), Латвия (485 рублей), Армения (415 рублей).

Дотации

Но, помимо межреспубликанской торговли, существовало еще и дотирование из общесоюзного бюджета, когда собранные средства перераспределялись по республикам. Поэтому для представления о жизненном уровне более наглядны расчеты для позднего СССР по среднедушевому производству и потреблению в пересчете на рыночные цены в долларах.

Любопытно, что во время перестройки дисбаланс здесь рос все менее выгодно для жителей РСФСР и все более выгодно для некоторых союзных республик. Так, если в 1985 году в РСФСР было произведено продукции на $14,8 тыс. на человека, а потреблено на $12,5 тыс. на человека, то в 1990 году эти цифры составили соответственно $17,5 тыс.

и $11,8 тыс.

В то же время Грузия в 1985 году произвела на душу населения $12,8 тыс., а потребила на $31,5 тыс. ; в 1990 году соответственно на $10,6 тыс. и $41,9 тыс. Популярный анекдот, когда Рейган и Горбачев хвалятся друг перед другом уровнем жизни в своих странах, причем первый говорит о белых, а второй — о грузинах, содержит, как и любой анекдот, только долю шутки.

Почти столь же значительной была разница в уровне потребления и производства на человека в пользу первого: в Узбекистане, Таджикистане и Армении (почти втрое), в Эстонии (более чем вдвое), в Азербайджане и Туркмении (вдвое). Единственной, кроме РСФСР, союзной республикой, где среднедушевое производство по мировым рыночным ценам превышало потребление, была Белоруссия (в 1990 году $15,6 тыс. и $12 тыс. соответственно).

Не только поздний СССР был «империей наоборот»: так называемые «колонии» богатели за счет щедрости «метрополии».

Поэтому неудивительно, что когда Ельцин в 1990 году заявил, что пусть союзные республики отделяются от СССР, если хотят, и сам повел дело к отделению РСФСР (случай, когда «имперский центр» сам решил выйти из состава «империи»), то его курс встретил поначалу бурное одобрение большинства россиян.

Источник: https://finance.rambler.ru/markets/42798722-kakie-respubliki-sssr-bolshe-vsego-poluchali-deneg-ot-rossii/

Платежом красен: почему Россия возвращала долги СССР

До последнего времени Босния и Герцеговина оставалась единственным кредитором Советского Союза, который еще не получил свои деньги.

Сумма долга — $125,2 млн — была определена соглашением об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам с бывшей СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия — прим. ТАСС).

И вот Минфин сообщил, что весь этот долг был погашен единым платежом 8 августа 2017 года.  

ТАСС разбирался откуда взялся долг, сколько он составлял, почему Россия решила его выплачивать и что случилось с финансовыми обязательствами перед Советским Союзом.

Вообще долговые обязательства разных стран — нормальное явление. Даже крупные страны с относительно сильными экономиками имеют обязательства перед другими государствами.

Например, внешний долг Германии, по данным на сентябрь 2016 года, превышает $5 трлн 10 млрд, Японии — $3 трлн 240 млрд. Внешний долг США давно стал притчей во языцех — по данным на 1 февраля 2017 года, он равен $19 трлн 976 млрд.

На тот же момент государственный долг России был куда скромнее — $52 млрд.

В 1985 году внешний долг СССР составлял $31 000 млн.

В этот период власти страны активно привлекали как межгосударственные займы, банковские кредиты, предназначенные для финансирования закупок импортного оборудования, продовольствия, медикаментов и других товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения страны, так и свободные средства для покрытия текущих потребностей бюджета в форме финансовых кредитов и внешних облигационных займов. В результате к концу 1991 года страна оказалась в долгах как в шелках.

Помимо долгов перед другими государствами Советский Союз имел обязательства перед коммерческими предприятиями, банками, входящими в так называемый Лондонский клуб кредиторов. Кроме того, в обмен на некоторые ресурсы советские предприятия расплачивались долговыми бумагами — облигациями Внешэкономбанка (ВЭБ). Эта нагрузка также легла на плечи государства. 

По данным, которые приводит руководитель группы анализа и планирования при председателе правительства России (1993–1994) Андрей Илларионов со ссылкой на долговые таблицы Всемирного банка, Советский Союз к моменту распада был должен $67 800 млн.

В 2007 году заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в интервью «Российской газете» рассказал, что к концу 1991 года государственный внешний долг Союза составлял $96 600 млн.

В разных источниках встречаются и еще большие цифры — вплоть до $140 млрд. Официальные российские ведомства не приводят данных за тот период — первые данные Центробанка датируются 1994 годом.

Тогда с учетом процентов обязательства составляли $104 507 млн.

Изначально план был примерно таким: в октябре 1991 года 12 бывших союзных республик (все, кроме Латвии, Литвы и Эстонии) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором заявили о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР.

Обязательства распределили пропорционально экономической силе республик на момент распада Союза — России как преемнице РСФСР досталась доля 61,34% долга, а, например, Киргизии — всего 0,95%, Таджикистану и того меньше — 0,82%.

В такой же пропорции должны были разделиться активы бывшего Союза — как на его территории, так и за рубежом.

Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР. Сделка получила название «нулевой вариант».

Так России достался весь внешний долг в размере $96,6 млрд.

 В эту сумму входили займы у других стран и коммерческие обязательства перед участниками Лондонского клуба кредиторов, держателями облигаций ВЭБа и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). 

Отметим, что такие финансовые обязательства разделились на три части:

  • Долги странам Парижского клуба (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, США, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). Россия также входит в Парижский клуб.
  • Обязательства перед социалистическими государствами: Польша, Чехия и Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Германия (за счет вошедшей в объединенную страну Германской Демократической Республики), страны бывшей Югославии.
  • Займы у других государств (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция и другие).

Долги перед Парижским клубом Россия закрыла досрочно — в 2006 году. Из-за раннего погашения наша страна смогла сэкономить $7 700 млн — за счет процентов. 

Приведем несколько примеров. По данным официальных соглашений РФ относительно урегулирования долгов с разными странами, Россия заплатила, например, Уругваю $1,2 млн, Чехии — $352,5 млн, Болгарии — $38,5 млн, Словении — $129,2 млн, ОАЭ — $580 млн.

Часть этих долгов оплачивалась не деньгами, а поставками товаров или услуг (в основном строительных). Долг перед Китайской Народной Республикой погасили в 2015 году, отдав 400,97 млн швейцарских франков.

В 2016 году Россия окончательно рассчиталась с Кувейтом — основной долг в размере $1 100 млн оплатили деньгами, а $620 млн процентов — поставками российской высокотехнологичной продукции. Также в прошлом году РФ закрыла долг перед Македонией — $60,6 млн.

Читайте также:  Чем нельзя делиться со священником

В результате, Россия оставалась должна только Боснии и Герцеговине, и этот долг был погашен 8 августа. 

Конечно же, заемщики у СССР были. Но в большинстве это были достаточно бедные африканские и латиноамериканские страны. В рамках помощи развивающимся странам их долги списали.

Кроме того, часть обязательств Россия простила своим политическим и экономическим партнерам: в некоторых случаях достигались договоренности, что в обмен на списание долга страна заключала с РФ крупный торговый контракт.

Были, конечно, и случаи «благотворительности», но Россия далеко не единственный такой меценат: например, в 1999 году страны Парижского клуба, в котором Россия была не только должником, но и кредитором, подписали соглашение о списании больше половины долга беднейших африканских стран.

Так, Россия отказалась от притязания на активы Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. К тому же требовать возврата долгов с этих стран бессмысленно — денег у них все равно нет, и выполнять обязательства попросту нет возможности.

Другие примеры расчетов России и развивающихся стран смотрите на графике. 

Источник: https://tass.ru/ekonomika/4033459

СССР: как доили Россию национальные республики?

«Русский вопрос» в СССР

Сразу после образования Советского Союза в конце декабря 1922 г. в новом государственном образовании был сформирован общесоюзный бюджет, а в его рамках постановлением ВЦИК от 21 августа 1923 г.

был создан Союзно-республиканский дотационный фонд СССР, средства из которого стали направляться на экономическое и социальное развитие кавказских, среднеазиатских и других союзных республик, включая Украину (Образование Союза Советских Социалистических республик. Сб.

документов. М.: 1972. С. 23–24).

Весь этот Фонд формировался за счёт поступлений из РСФСР (из союзных республик просто нечего было брать).

В отличие от РСФСР, в бюджеты союзных республик полностью зачислялись сборы налога с оборота (один из основных источников бюджетных поступлений), также полностью оставался в республиках подоходный налог.

И хотя российская экономика играла решающую роль в формировании упомянутого Фонда, дотациями из него она никогда не пользовалась. Как откровенно признавал в 1930-е гг. Г. К.

Орджоникидзе, «Советская Россия, пополняя наш (Грузинской ССР) бюджет, дает нам в год 24 млн рублей золотом, и мы, конечно, не платим ей за это никаких процентов… Армения, например, возрождается не за счёт труда собственных крестьян, а на средства Советской России» (См.: Куличенко М. И. Образование и развитие Союза ССР. Ереван: Айастан, 1982. С. 258).

Доктор экономических наук профессор В. Г. Чеботарёва на международной конференции в Москве в 1995 г. привела расчёты, которые показали, как протекал процесс перекачки прибавочного продукта из РСФСР в союзные республики.

Во-первых, денежные вливания в чистом виде. Опубликованные отчёты Минфина СССР за 1929, 1932, 1934 и 1935 гг.

позволяют сделать вывод о том, что в указанные годы Туркменистану в качестве дотаций было выделено 159,8 млн руб., Таджикистану — 250,7 млн руб., Узбекистану — 86,3 млн руб., ЗСФСР — 129,1 млн. рублей. Что касается, например, Казахстана, то до 1923 г.

эта республика вообще не имела своего бюджета — финансирование её развития шло из бюджета РСФСР.

Но в расчёт следует включать не только чисто денежные вливания. На протяжении десятков лет, кроме чисто денежной дани Россия отдавала союзным республикам «свой самый драгоценный капитал — высококвалифицированных специалистов. В 1959 г. за пределами России находилось 16,2 млн русских, в 1988 г. — 25,3 млн.

За 30 лет их численность увеличилась на 55,5 %, а в пределах России — только на 22 %… Представители российской диаспоры создавали значительную часть национального дохода в республиках. Например, до 1992 г. 10 % русского населения Таджикистана производили до 50 % внутреннего национального продукта».

Образовался у этого феномена и ещё один, побочный, но существенный эффект. «Русский народ, — сказала В. Г. Чеботарёва, — которому был навязан комплекс «исторической вины» за злодеяния царизма, сделал всё, чтобы покончить с вековой отсталостью братских народов.

Но на этом благородном поприще русский народ утратил элементарное чувство самосохранения; под влиянием политической пропаганды он впал в беспамятство и погубил многие национальные традиции, среду своего исторического обитания» (Чеботарёва В. Г.

Россия: донор или метрополия // Материалы международного симпозиума «Куда идет Россия?» / Под ред. Т.И.Заславской. М.: Аспект-Пресс, 1995. С. 343–344).

В 1987 г. в Латвии поступления из РСФСР и Украины составили 22,8 % от величины всего произведенного национального дохода республики. С годами разрыв между ввозом и вывозом только возрастал. Например, в 1988 г.

для Эстонии этот разрыв составил 700 млн руб., для Литвы — 1 млрд 530 млн руб., для Латвии — 695 млн руб. (Спасибо никто не сказал. Историки подсчитали, сколько нам должны Прибалтика и Средняя Азия… // Известия. 20.10.

2010).

Иными словами, вся государственная политика строилась на удовлетворении интересов национальных окраин, а интересы коренного населения РСФСР приносились в жертву этому абсолютному меньшинству. В то время как экономика и инфраструктура союзных национальных республик жирела и пухла, исконно русские города и веси нищали.В 1997 г.

известный писатель и учёный Александр Кузнецов писал:«Горько становится на душе, когда видишь старые русские города. Старинные дома с обвалившейся штукатуркой, деревянные одноэтажные дома ушли по окна в землю, а двухэтажные покосились и пропахли уборной. Картина знакомая.

Так выглядят сейчас все старые русские города, не то, что кавказские или среднеазиатские.Ереван целиком построен в годы советской власти. Раньше он состоял из глинобитных и каменных одноэтажных домишек, а теперь возведён из благоустроенных многоэтажных и, заметьте, нетиповых домов, облицованных разноцветным туфом.

И ни одного старого дома во всём городе. Советский период — золотой век для Армении. В Тбилиси оставили одну старую улицу, как памятник истории. Реставрировали её, выглядит как картинка. Всё остальное выстроено заново, как и в других кавказских городах.

О среднеазиатских республиках и говорить нечего — дворцы, театры, парки, фонтаны, все в граните и мраморе, в каменной резьбе. Богатели, тяжелели 70 лет края государства, чтобы, насытившись, потом отвалиться. Россия же, как была нищей, так и осталась».

Председатель Совета министров РСФСР в 1971–1983 гг. М. С.

Соломенцев вспоминал, как в начале 1970-х гг. в поездке по Брянской области он видел целую деревню, с Великой Отечественной войны живущую в землянках. В своих мемуарах он пишет: «Когда Брежнев рекомендовал меня на должность предсовмина РСФСР, я поставил лишь одно условие: перестать затюкивать Россию.

Леонид Ильич, помнится, не понял меня, спросил: «Что значит затюкивать?» Я объяснил: отраслевые отделы ЦК и союзное правительство напрямую командуют российскими регионами и конкретными предприятиями, руководствуясь больше интересами союзных республик, оставляя России лишь крохи с общесоюзного стола» (Известия. 20.10 2010 г.).

Любопытную картину в июне 1992 г. нарисовал в этом плане в «Независимой газете» (12 июня) Иван Силаев, первый премьер-министр ельцинского правительства.

Став летом 1990 г.

первым председателем Совета Министров независимой России, Иван Силаев обнаружил, что в течение всех лет Советской власти РСФСР ежегодно выплачивала союзным республикам, включая Украину, а с 1940 г. и прибалтийским республикам, по 46 млрд руб. в год. Пересчитав эти деньги по существовавшему в 1990 г.

валютному курсу (один доллар США был равен 60 копейкам) премьер в июне 1991 г. доложил первому президенту России Борису Ельцину, что РСФСР ежегодно направляла на развитие союзных республик 76,5 млрд дол.

После его доклада независимое правительство РСФСР потребовало в корне изменить практику истощения экономического ресурса России и в дотационный фонд заложить только (!) 10 млрд руб.

Да и то при условии, что та республика, которая будет брать средства из этого фонда, будет делать это не безвозвратно, а в кредит и обязуется заключить с правительством РСФСР соглашение о поставках своей продукции в счёт обязательного погашения кредита в оговоренный срок.

Услышав это, республиканские лидеры, включая Украину и прибалтийские союзные республики, тут же потребовали от президента СССР М. Горбачёва «поставить этих русских на место»…Эта большевистская линия сказывалась и на кадровой национальной политике в союзных республиках.

В центральных комитетах партии в союзных республиках СССР первым секретарём ЦК назначался, как правило, представитель так называемой титульной нации, а вторым секретарём ЦК (в обязательном порядке) — партийный работник русской национальности. В задачи последнего входило, в основном, соблюдение правил функционирования единой (союзной) экономической политики.

В политическую сферу, идеологическую в том числе, этот второй секретарь мог вмешиваться только в исключительных случаях, и то не прямо, а исключительно через Москву.Не мог он никак влиять и на кадровую политику в республике.

Какой бы процент населения некоренной нации ни проживал в республике, все ключевые должности во всех сферах жизнедеятельности республики неизменно занимали представители коренной национальности. Причём, это относилось абсолютно ко всем некоренным нациям и народностям.

В Тбилиси, например, могла проживать сколь угодно многочисленная армянская диаспора, но в руководстве города, или республики её интересы представлять мог только грузин.До 1917 г. цари Дома Романовых проводили совсем иную национальную политику.

Исследуя эту проблему, известный российский историк Алексей Миллер пишет, что до революции «имперская нация», то есть русские, в кадровом составе чиновничества были представлены адекватно их численности, равно как и другие существовавшие на тот момент нации и народности.

«Исследуя состав бюрократии на западных окраинах, — пишет исследователь, — следует отметить, что представители местного населения были представлены среди чиновников в пропорциях, которые в целом соответствовали удельному весу различных этнических групп в этих губерниях».Иными словами, Сталин, как единоличный властитель в СССР с конца 1920-х гг.

, в этих вопросах кардинально отошёл от политики русских царей, которые, во-первых, внимательно следили за тем, чтобы во властных структурах национальных окраин строго соблюдалось пропорциональное представительство всех народов и наций, проживающих на этих территориях. А во-вторых, наместник «Белого царя» на национальных окраинах отнюдь не был такой, по сути, декоративной фигурой, какой был в союзных республиках СССР русский второй секретарь ЦК союзной компартии.Как пишет А. Миллер, большевики после 1917 г. вообще создали довольно странную империю. В отношении малочисленных национальностей и народов в её составе СССР вообще представлял собой «империю наоборот». Эту особенность сталинской политики в отношении русских отмечают не только российские историки.

Читайте также:  Какие города русские основали в америке

Профессор Гарвардского университета Терри Мартин, пришёл к выводу, что СССР был абсолютно новым видом империи — империи наоборот, а советскую национальную политику он охарактеризовал как «радикальный разрыв с политикой империи Романовых» (Мартин Т. Империя позитивного воздействия: Советский Союз как высшая форма империализма // Ab Imperio. 2002, № 2. С. 55–87).

Вслед за Т. Мартином профессор А. Миллер пишет: «В рамках советской политики государствообразующий народ, русские, должен был подавлять свои национальные интересы и идентифицировать себя с империей положительного действия».

Большевики пошли даже на то, что отказывали «в праве на национальную автономию в местах компактного проживания русских в союзных республиках», в «праве на национальное представительство во властных структурах автономных республик», более того, осуждали «русскую культуру как буржуазно-помещичью, как имперскую культуру угнетателей».

«Большевики, по сути… создавали национальные элиты там, где их не было или они были слабы. Они распространяли и поддерживали в массах различные формы национальной культуры и идентичности там, где эта задача стояла на повестке дня. Они способствовали территориализации этничности и создавали национальные образования на разных уровнях» (Миллер А. И.

Империя Романовых и национализм. Эссе по методологии исторического исследования. Изд. 2, испр. и доп. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 55, 282, 283).

Источник: https://habanerra.livejournal.com/654011.html

Забытые миллиарды. Кому и сколько советских долгов простила Россия

Министр иностранных дел Сергей Лавров объяснил, почему Россия простила почти все долги иностранных государств перед СССР. По его словам, и денег с заемщиков уже не собрать, да и не помогут они решать текущие проблемы страны. Кому и сколько долгов списала Россия — щедрая душа, и что на эти деньги можно было бы сделать?

Куба — любовь моя. Кого спонсировал СССР

Оценки долга перед СССР, который по наследству достался России, сильно разнятся. Называются суммы от 120 млрд до 150 млрд долларов. И это только суверенные долги, без учета корпоративного сегмента.

СССР активно кредитовал страны «молодой демократии» или те государства, где, как думали руководители КПСС, прогрессивные силы начинают строить социализм. В итоге в должниках России оказались в основном страны Азии и Африки с включениями революционных Никарагуа и Кубы.

Куба должна была СССР 35,2 млрд долларов — это самый большой долг. Из них 31,7 млрд уже списаны.

Почти 13,4 млрд была должна Сирия. Из них списано почти 9,8 млрд долларов. А на остальную сумму Дамаск обязался закупить российское вооружение.

Около 13 млрд долларов был должен Ирак, из них 12 млрд долларов уже списаны.

В целом за период с 1996 по 2018 год Россия списала не менее 100 млрд долларов долгов перед СССР.

Курсы доллара не сходятся

Сергей Лавров пояснил, что существует ряд факторов, которые затруднили бы возвращение долгов по кредитам, выданных СССР.

«Во-первых, надо принимать в расчет, что эти долги калькулировались в ситуации, когда Советский Союз не был неотъемлемой частью международной валютно-финансовой системы, когда рубль был не интегрирован в эту валютную систему и когда курс устанавливался просто Госбанком Советского Союза», — цитирует министра ТАСС.

«Некоторые могут помнить, когда доллар стоил 63 копейки, и, конечно, если считать долги по этому курсу, а долгов Советский Союз раздавал немало, прежде всего, странам, которые боролись против колониализма, за независимость и в основном была военная помощь, это было бы далеко от реальности», — пояснил Лавров.

То есть, по логике главы МИДа, невозможно взыскать долги из за курсовой разницы. Однако стоит предположить, что кредитовал СССР иностранные государства не в советских рублях, а в твердой валюте. Если так, то номинированный в валюте долг в ней же должен быть и возвращен, с учетом определенных поправок. А причем тут 63 копейки — не очень понятно.

Как Россия оплатила «нулевой вариант»

Кроме того многие кредиты выдавались организациям, которые боролись за независимость и которые по нормам международного права не являлись государственными субъектами. В этих случаях невозможно требовать возвращения долгов, так как они изначально не опирались на международно-правовые договоренности, подчеркнул Лавров.

Он также отметил, что в названную в вопросе сумму могут входить долги бывших советских республик, которые оплатила Россия.

«Они действительно были погашены Россией по договоренности, которая называется «нулевой вариант» и которая предполагала, что Россия оплатит все долги, которые советские республики, ставшие независимыми, имели на тот момент, а в обмен Россия получит всю заграничную собственность Советского Союза за рубежом», — указал глава МИД РФ.

Может, нанять коллекторов?

Очевидно, что Россия никогда и не стремилась взыскивать долги со стран третьего мира. Попытки за счет списания кредитов получить определенное региональное влияние предпринимались неоднократно, однако почти всегда не были успешными.

Бывшие «молодые демократии» искренне благодарили добрую Россию за списание долга, а затем в лучшем случае сохраняли с ней нейтральные отношения, а в худшем — поворачивались спиной.

При этом, как отметил Сергей Лавров, долги, которые Россия списала, вряд ли можно было бы использовать для решения существующих сложностей государства.

Ну, это с какой стороны посмотреть. Давайте посчитаем очень грубо. 100 млрд долларов по нынешнему курсу — это почти 6,3 трлн рублей. Это в 10 раз больше, чем прибыль казны от повышения НДС на 2% и в 24 раза больше дефицита пенсионного фонда России. Может все же потрясти немного должников? И обойтись без налогового маневра и пенсионной реформы?

Хочешь понять, что происходит на самом деле?

Читай канал «Ясно Понятно».

Просто и доходчиво — о самых важных новостях в обществе, политике и экономике. Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.​

Источник: https://www.anews.com/p/94992421-zabytye-milliardy-komu-i-skolko-sovetskih-dolgov-prostila-rossiya/

Какие республики СССР больше всего получали денег от РСФСР

В СССР все национальности и республики были равны. Однако и граждане СССР, и тем более их руководство, без всякого Оруэлла знали, что в множестве равных некоторые — всегда «равнее» прочих.

Кто кого кормил

Ни для кого не секрет, что развитие многих республик Советского Союза осуществлялось за счёт перекачки средств преимущественно из РСФСР. Общесоюзный и республиканский бюджеты устанавливались партийными директивами, никакого общественного контроля и независимых источников информации не существовало, поэтому политика обирания России в пользу окраин почти до самого крушения СССР осуществлялась коммунистами легко и беспрепятственно. Даже у некоторых партийных руководителей такая практика вызывала возмущение. Председатель Совета Министров РСФСР Михаил Соломенцев как-то даже сказал Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу: «Хватит затюкивать Россию!» Но это был глас вопиющего в пустыне.

Однако в каких суммах выражалось это дотирование экономики? Подсчёты здесь затруднены тем, что сами цены в СССР устанавливались директивно и не соответствовали реальным рыночным.

Кроме того, тема «национальные окраины СССР доили Россию» стала спекулятивной, и в её рамках часто приводятся совершенно несуразные цифры, причём без ссылок на источники.

Обратимся к сведениям, которые не было нужды подтасовывать их публикаторами.

Дотации и льготы

В работе Егора Гайдара «Гибель империи: уроки для современной России» (2006) приводятся такие цифры. В 1989 году РСФСР вывезла продукции в другие республики и за границу на 30,84 млрд рублей, больше, чем ввезла. В пересчёте на каждого жителя РСФСР это выходит 209 рублей в год — чуть больше тогдашней среднемесячной зарплаты. Вот где-то столько и уходило из России в результате политики союзного центра по ценообразованию, формированию бюджета и внешней торговле. Согласно тем же данным, эти средства распределялись по всем республикам, исключая Туркменистан (ещё одна республика, ключевая в системе нефтегазового экспорта из позднего СССР). В абсолютных цифрах больше всего выигрывал Казахстан — 6,6 млрд рублей. Однако численность населения в союзных республиках неодинакова.

В пересчёте на душу населения, наивысший показатель оказывался у Литвы, где каждый житель получал примерно 997 рублей косвенных дотаций в год.

Далее следовали Эстония (812), Молдавия (612), Латвия (485), Армения (415), Казахстан (399), Грузия (354), Киргизия (246), Таджикистан (220), Белоруссия (201). Узбекистан (128).

Меньше всего доставалось косвенных дотаций Азербайджану (64) и Украине (56 рублей в год на жителя).

Неудивительно, например, что жителя РСФСР, въезжавшего в советскую Прибалтику, всегда поражал контраст между чистыми ухоженными улочками прибалтийских городов и обшарпанными, неасфальтированными, замусоренными улицами большинства российских областных центров. Впрочем, значение имело, конечно, ещё и то, на что тратились дотационные суммы, а это определяется всегда культурой руководящих кадров.

Прямые дотации в этих подсчётах не учтены, точных данных о них нет. Поэтому создать полную картину перераспределения финансовых средств в СССР затруднительно. [С-BLOCK]

Образовательная политика

Есть ещё один интересный показатель — процент лиц с образованием, в том числе высшим.

Вследствие фактически крепостного права государства на выпускников вузов, называвшегося «распределением», а также в целях «коренизации кадров», образование получало преимущественное развитие на национальных окраинах. При этом абитуриенты из других союзных республик принимались в главные вузы России по льготным квотам.

Согласно последней Всесоюзной переписи населения, в 1989 году наивысший процент лиц с высшим образованием имела Грузия — 15,1, потом Армения — 13,8, Эстония — 11,7, Латвия — 11,5%, далее следовала Россия (11,3).

По доле лиц с высшим, средним и неполным средним образованием впереди была Армения — 90,1%, далее шли Азербайджан (87,8), Грузия (87,7), Узбекистан (86,7), Туркменистан (86,4). Россия занимала в этом списке 11-е место (80,6).

[С-BLOCK]

Политическая самостоятельность

Экономикой не исчерпывается всё. Республики в реальности имели разную степень политической самостоятельности. Так, Россия были лишена даже многих формальных атрибутов, которыми пользовались другие союзные республики (своей республиканской партийной организации, Академии Наук), её правительственные учреждения лишь дублировали и исполняли постановления и распоряжения союзных органов.

Характерным признаком самостоятельности союзных республик являлось наличие у них государственного языка (а не просто «языка союзной республики»). В 1970-1972 гг. три закавказские республики приняли законы о государственных языках. Их знание являлось обязательным для занятия государственной должности. Всем остальным республикам это позволили только во время «перестройки».

По-разному проводилась политика компартии в отношении национальной культуры. Мало какая традиционная религия подвергалась в СССР таким гонениям, как русское православие и старообрядчество.

Отношение к грузинской и армянской церквям, а также к католичеству и лютеранству в Прибалтике, было значительно терпимее.

Исключением являлись униаты в Западной Украине и сторонники румынской автокефальной церкви в Молдавии, так как рассматривались как политическая агентура сепаратистов.

Ислам вообще одно время расценивался советским руководством как средство разжечь антиколониальную революцию на Востоке. В конце Великой Отечественной войны был легализован хадж, правда, вплоть до 1989 года паломники проходили специальный отбор «компетентными органами».

Некоторые партийные руководители в республиках Средней Азии открыто исповедовали ислам, а после выхода на пенсию ездили в Мекку.

Автор знает, как один таджик говорил ещё в середине 80-х годов, до начала «перестройки»: «У нас в кишлаке советской власти нет, у нас мулла — главный человек».

Вывод

Степень привилегированности союзных республик в СССР можно оценивать по разным показателям.

В каких-то наиболее благоприятствуемыми выглядят республики Закавказья, в каких-то — республики Средней Азии, ещё в одних — республики Прибалтики.

В любом случае, Российская Федерация не попадала ни в одну из таких категорий, за исключением того, что русский язык обязывали изучать во всех республиках СССР.

Источник: https://news.rambler.ua/caucasus/42473673-kakie-respubliki-sssr-bolshe-vsego-poluchali-deneg-ot-rsfsr/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector