Какие современные русские народы являются потомками гуннов

Какие современные русские народы являются потомками гуннов

Какие современные русские народы являются потомками гунновКуанышбай Урманов,
историк

Я давно интересуюсь историей России – славян, точнее, русских. Потому что история казахов и Республики Казахстан тесно связана с историей России и русского народа. Прошло более 26-ти лет со дня обретения независимости, но несмотря на это, наши историки все еще идут по лженаучной колее, проложенной когда-то их российскими коллегами. 

С обретением независимости ученые бывших советских республик в корне пересмотрели свою историю. И до сих пор вносят необходимые коррективы, а иные страницы ее вовсе переписывают в угоду современным требованиям. В этом особенно преуспели российские ученые. Хотя прекрасно знают, что история русского народа и России несколько раз была переписана учеными-немцами.

У истока всего этого стоял Петр Великий. Этим он пытался доказать, что русские – не скифы, а европейцы. Он всегда хотел быть ближе к Европе, к христианской религии.
Почему мы всегда говорим, что именно Петр Первый «прорубил окно» в Европу? Не только Петр I, все его предки брали пример с Европы. И фактов тому предостаточно.

К примеру, московские бояре первого русского самодержца Михаила нарекли Романовым, хотя до этого его фамилия была совсем другой и никакого отношения не имела к Романовым. Вот как описывает это событие – избрание первого самодержца России – историк Николай Михайлович Карамзин, которого в свое время А. С.

Пушкин назвал «Колумбом русской истории»: «…Россия не имела царя и еще бедствовала от хищных иноплеменников. Из всех городов съехались в Москву избранные знаменитейшие люди, и в храме Успения, вместе с пастырями Церкви и боярами, решили судьбу Оте­чества.

Никогда народ не действовал торжественнее и свободнее, никогда не имел пробуждений святейших, все хотели одного – целостности, блага России. Не блистало вокруг оружия, не было ни угроз, ни подкупа, ни противоречий, ни сомнения. Избрали юношу, почти отрока, удаленного от света.

Почти силою извлекли его из объятий устращенной матери-инокини и возвели на престол, орошенный кровью Лжедмитрия и слезами Шуйского. …Единогласно и единодушно наименовали Михаила Самодержцем, Монархом неограниченным. Те и другие, воспламененные любовью к Отечеству, взывали только: Бог и Государь! – написали хартию и положили оную на Престол.

Сия горамота, внушенная мудростью опытов, утвержденная волею бояр и народа, есть священнейшая из всех государственных хартий. Князья московские учредили Самодержавие, Отечество даровало оное Романовым» (Карамзин Н. М. История Государства Российского. Книга 2-я. Прил. ко II тому).
Михаил – первый самодержец всея Руси, сын Патриарха Русской Православной Церкви Федора Никитича Захарьина.

Как отмечает Н. М. Карамзин: «…Сей прекрасный, невинный юноша казался агнцом и жертвою, трепетал и плакал. Не имея подле себя ни единого сильного родственника, чуждый боярам верховным, гордым, властолюбивым, он видел в них не подданных, а будущих своих тиранов».

Многие ученые того времени утверждают, что восшествие на престол под фамилией Романов никому не известного сына патриарха свершилось не без помощи европейцев и Римской церкви. И дарованная самодержцу фамилия «Романов» в определенной степени приближает Русь к Риму.

Известный нам историк Мурад Аджи объясняет это событие более точнее: «А тем временем сами иезуиты организовали Смутное время в Москве, погубили Рюриковичей, ввели во власть Романовых – ставленников Папы Римского» (Аджи М. Дыхание Армагедона. М.: Издательство «АСТ», 2008, с. 201).

Также об этом говорит российский историк Карамзин: «Вообще царствование Романовых: Михаила, Алексея, Федора, способствовало сближению россиян с Европою как в гражданских учреждениях, так и в нравах, от частых государственных сношений с ее дворами.

От принятия в нашу службу многих иноземцев и поселения других в Москве… Сею целью было не только новое величие России, но и совершенное присвоение европейских обычаев» (Карамзин Н. М. История Государства Российского. Книга 2-я. Приложение ко второму тому).
Как видим, самодержцы России делали все, чтобы сблизиться с Европой, жить по-европейски.

Чтобы в каждом движении их чувствовалась Европа.
Конечно, Петр I ничего нового не придумал. Он просто продолжил дело своих предков в оправдание своей фамилии – Романов. Он только пошел чуть дальше них. Привнес в Россию деловитость, образование, обычаи и культуру европейцев. А затем перевез сюда многих мастеровых и ученых, которые впоследствии и переписали историю России на лад Петра Великого.
Был ли сам Петр I европейцем? Для уточнения этого нам придется глубже заглянуть на его генеологию. Как утверждают ученые того времени, первопредком Петра Первого, прибывшим в конце XIII века из Пруссии в Русь, был некто Гланда-Камбила Дивонович, после крещения нареченный Иваном. Какую религию он исповедовал, кто был по национальности – об этом никому неизвестно. Потомки Гланды-Камбилы Дивоновича впоследствии становятся Захарьиными. Один из них – Федор Никитич Захарьин, в 1598 году при поддержке бояр даже хотел стать царем на Руси, но проиграл Борису Годунову, который впоследствии заточил его в Антониево-Сийский монастырь.

Как видим, все последующие цари на Руси: Алексей, Федор и их потомок Петр Великий, действительно были европейцами. Но это – цари, а сами русские, кто они?.. Историки того времени пишут, что славяне вышли из Европы.

Фаддей Булгарин – один из известных российских историков XIX века, в своей книге «Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях» приводит целую таблицу названий славянских (русских) городов, которые существуют в Европе и поныне.

  • Названия славянские Названия чужеплеменные
    Аллек Шлезвиг
    Бабий мост Бомст (в Зап. Пруссии)
    Богбор Гамбург
    Бремя Бремень
    Брно Бринн (в Моравии)
    Брежан Брезень
    Буковец Любек
    Брег Брегень
    Будышин Бауцень
    Битом Бейтен (в Силезии)
    Бродница Страсбург
    Белград Царь – веккия
    Визимр Висмар
    Ворцислав (Вроцлав)Бреслау
    Воля Волау (в Силезии)
    Груденец Грауденец
    Горлица Гарлиц (в Саксонии)
    Гора Гурау (в Силезии)
  • Данишек Данциг

И этих названий более ста. Эти факты говорят о том, что Европа тогда была в основном славянской. Проходят годы, меняются люди, меняются и топонимы.
Как отмечает Фаддей Булгарин, на землях балтийских славян почти все города, села, реки, горы и урочища утратили свои древние славянские названия и стали называться по-немецки.

То же самое произошло в Австрии, Каринтии, Краине, Истрии, Далмации, Кроатии и Боснии. На берегу Адриатического моря славянские имена заменили итальянскими. Даже в Польше, Богемии и Моравии многие географические названия именуются по-немецки, и славянские имена вовсе вытеснены из книг.

В то время, когда славяне жили на северных территориях бывшей Юго­славии, Германии, Богемии, Моравии, во всех краях, где они оставили свой след в топонимах этих краев, то на территории современной Украины, Средней полосы России и на землях Московии жили скифы: царские скифы, скифы-земледельцы и другие многичисленные скифские племена, о которых когда-то Геродот писал: «…Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно стоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись, и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого…» (Геродот. Страна скифов. Алматы: Издательский Дом «Кочевники», 2003).
Да, в то время быть скифом или быть в числе воинов Аттилы было почетно. Но после падения могущественной империи Аттилы все, кто был в составе его империи, разбежались. Со своих обжитых мест ушли и славяне. Многие известные ныне города Германии были изначально славянскими поселениями, как например: Вроцлав, Дрезден, Лейпциг, Магдебург и многие другие. Все это говорит о том, что славяне, в том числе предки нынешних русских, когда-то были европейцами. А потом? Потом все перемешалось. Европа после завоевания войском Аттилы пришла в великое движение, и оно началось в Восточной Европе. А до этого, как пишут русские историки, скифы вытеснили киммерийцев, сарматы – скифов, гунны – готов, авары – гуннов, печенеги – аваров, половцы – печенегов. Эта эпоха великого переселения народов обстоятельно изложена в трудах известных ученых
В. В. Седова и Б. А. Рыбакова.
Первое праславянское объединение сложилось, как отмечает Б. А. Рыбаков, к середине 2-го тысячелетия до н. э. на большой территории от Одера до Днеп­ра. Западная группа праславян имела прочные исторические связи на западе с народами лужицкой культуры. Восточные праславяне были больше под влиянием скифского мира. Здесь, между Бугом и Днепром, в X–VIII веках до н. э. возникает союз племен, известный как сколоты, его и упоминает позже Геродот. В скифском мире происходит сильное смешение славян и скифов, что нашло отражение в материальной культуре и языке. После того как скифская держава распалась, произошло сплочение славянских племен (Геродотова скифия. Наука и человечество. М.: «Знание», 1981, с. 372).
Как утверждают историки, часть славян ушла на юг и заложила основу будущей Югославии, а другая часть – на восток и заложила спустя столетия основу Киевской Руси. В Центральную Россию они пришли спустя столетия. Кто же занимал эти земли до славян? Об этом тот же Фаддей Булгарин пишет: «…Финское племя занимало всю Среднюю Россию до пришествия славян с юга. В этом почти нет никакого сомнения, так как оставились финские названиях некоторых рек, урочищ. Это доказывается тем, что имена собственные, не имеющие никакого смысла в славянском языке, в языках финских, особенно в эстландском, имеют значение. Например: Москва-река по-эстонски – москма, т. е. мыть, удобное место для мытья; Валдай – валд, область, округ, ай – сад; Клязьма – клисма, рубить деревья. Кинешма – кинни – твердая земля, исса – отец, ма – земля, т. е. земля отцов; Мокша – моок – мечь, саак – добыча, мечом добытая; Ока река – окума – воздыматься; Шексна – к этому, к этой – принадлежащая к этой земле; Молога – молла – руль – весло; Молома река – река шумная; Кострома – кость – подарок, рамь – паром, ладья – вестник радости; река Сура – большой и т. д.» (Булгарин Ф. Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях. Санкт-Петербург: Типография А. Плюшара, 1857, с. 142–143).
Как видим, славяне (русские) заняли эти места по праву сильного и смешались с угоро-финскими племенами. Такие названия, как Нарва, Чудь (это враг), Ижор, Вымь, Сычало, Вычегда, Кельт, Пермь, Мерия, Мещера, Печера, Югра, Сосьва – все они являются памятником угоро-финской старины. (В этой книге очень много интересных материлов об угоро-финских племенах.)
После всего этого, поди разберись, кто они на самом деле – эти русские?! Европейцы или скифы? Вопрос очень сложный. Как говорится, поскреби любого русского, найдешь татарина. Но современные российские ученые-историки утверждают, что они – скифы. Они считают великого полководца гуннов Аттилу – своим предком. Пусть будет так. К этому можно добавить слова исследователя истории Великой Степи Мурада Аджи: «В 1858 году в России вышла книга с выразительным названием «Аттила и Русь IV–V веков». Ее автор – профессор А. Ф. Вельтман, глазами не моргнув, на двухстах с лишним страницах утверждал, что Аттила … был русским. А Дешт-и-Кипчак – Русью. Это не шутка. Такая книга есть. Ее идею повторили и другие русские историки. И даже солнце не поблекло над Россией. Нет, что бы ни говорили, а история России – загадка для ума. Великая загадка…» (Аджи М. Полынь Половецкого поля. М.: АСТ, 2007, с. 143).
Это своебразный шаг в сторону Азии, шаг к сближению наших народов. Был такой историк Андрей Лызлов, который много писал о скифах и утверждал, что русские – это скифы. На этом он стоял и в споре с Петром Великим. Конечно, тогда, безусловно, победил Петр Великий. Но сейчас историки утверждают обратное. По-моему, это ближе к исторической истине.
Когда задают вопрос, кто русские – европейцы или скифы, надо вспомнить слова настоящего большого историка России Фаддея Булгарина, который писал: «Некоторые историки думают, что славян вовсе не было в ордах Аттилы в походе его в Галлию, потому что при исчислении племен, вторгнувшихся в Галлию, византийские и французские летописцы не упоминают вовсе о славянах. Не упоминают они их потому, что славян, которые составляли большинство в войске, называли в то время по ошибке – гуннами, как это видно из описания путешествия Приска, который беспристрастно смешивает имена гуннов и скифов, точно так же, как впоследствии при появлении славян настоящие имена скифов и гуннов употребляются византийцами без различия. Очевидно, что летописцы исчисляли только новоприсоединившиеся орды, вовсе отличные от гуннов одеждою и вооружением, правами и обычаями, и что славян почитали настоящими гуннами» (Булгарин Ф. Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях. Санкт-Петербург: Типография А. Плюшара, 1857, с. 209). Если славян считали настоящими гуннами, то они, несомненно, были скифами.
В книге Ф. Булгарина очень много интересных фактов, касающихся славян. Вот как он излагает несбывшуюся мечту славянского народа тех лет: «Из всех разнородных племен, нападавших с восточной стороны на империю, более прочих выдержали славяне. Они были прежде с готами, потом с гуннами, после того составили сильный союз с булгарами, потом вошли в состав Орды, опустошившей империю (имеется в виду Римская), под именем господствовавшего племени обров, и, наконец, появились под собственным именем славян. Из этого видно, что славяне были многочисленнее всех племен, вторгшихся с этой стороны в Европу, потому что все другие племена исчезли в общем смешении, а славяне сохранили свою самобытность. Если бы в это время между славянами родился другой Карл Великий, муж подобный русскому Петру Великому, то без сомнения, могущественная славянская империя была бы не в России, как ныне, но в прежней Восточной империи, и столицей ее была бы Византия» (Булгарин Ф. Россия в историческом, статистическом, географическом и в литературном отношениях. Санкт-Петербург. Типография А. Плюшара. 1857, с. 183). Вот как!!! Как отмечает Мурад Аджи, история России, точнее Руси, – великая загадка для ума, которую современные историки начинают разгадывать.
Наша задача состоит в том, чтобы рассказать читателям некоторые неизвестные страницы истории славян (русских), где первоначально жили (появились) славяне, в каких исторических событиях вместе с воинами Аттилы они принимали участие, и на чьих исторических землях они живут сейчас.
…Чем больше изучаю историю славян, тем больше загадок. Наука ушла далеко вперед, особенно биология. Изу­чайте ДНК славянского (русского) народа. Тогда точно узнаете, кто такие русские и к какому роду они принадлежат. Европейцы они или скифы? Года три-четыре назад ученые-биологи мира пришли к заключению, что по данным анализа ДНК современные русские в основном являются потомками угоро-финского и тюркского народов.

А для тех, кому интересны корни современных русских, предлагаю найти и прочитать труды известных российских ученых-историков В. Н. Татищева, А. И. Кирпичникова, Ф. И. Успенского, А. Лызлова и др. По их утверждениям, до X века н. э. Русь и Великая Степь разговаривали на одном языке, и вера у них была одна…

Источник: http://mysl.kazgazeta.kz/?p=13295

Современные народы потомки гуннов – кто они?

Гунны являются той категорией людей, которая смогла за короткий срок прославиться на всю Европу, а потом практически молниеносно потерять выделенный ей статус одних из сильнейших людей в мире.

Читайте также:  «места силы» на байкале: где они находятся

Не народ

Всадники гуннов

Ошибочно полагать, будто гунны – это отдельно взятые этнос. Правильнее будет их назвать определенным сословием, которое смогло прославиться в историческую эпоху, так как отличилось отличными военными навыками

Их охотно нанимали правители разных держав, а также всегда были открыты принять новобранцев вне зависимости от их национальности, но изъявивших желание стать частью содружества гуннов.

Белые гунны

Также специалисты отмечают, что правильнее было бы назвать это сословие кочевым, так как четко ограниченных границ их территории не существовало, а сразу же после падения их авторитета, завоеванные земли быстренько были поделены между собой.

Именно поэтому так важно запомнить, что единство гуннов было их визитной карточкой и связующим звеном, потеряв которое они тут же стали терять и всю наработанную мощь.

Встреча папы Льва с Аттилой Фреска Рафаэля в Ватикане (1514 г.). yandex.ru

В своих завоеваниях гунны добрались вплоть до процветающей тогда Римской империи, став в четвертом веке нашей эры настоящей грозой для других народов. В те далекие времена предводителем многотысячного войска была избран Атилла.

Империя гуннов. Около 450 года н. э. http://baltay-atilla.narod.ru

Что касается исторической справки, то тут существует несколько теорий. По одной из самых распространенных их ассоциируют с племенами хунну, которые ранее обосновались в северной части Китая.

Но тут стоит признать и тот факт, что напавшая на Рим орда по дороге собрала много желающих вступить в их стройные ряды.

Карта продвижения гуннов. wikipedia.org

В результате войско, которое только выходило из пункта А для сбора военных трофеев и расширений территорий, очень мало походило на то, которое пришло в конечный пункт назначения.

Стоит отметить, что начавшийся путь кочевников из азиатских степей продолжался праздничным шествием по Европе целых триста лет, смешивая кровь разных представителей наций, которые искали приключений, способы обогащения и проявляли воинственный характер.

Читайте также:  Почему старообрядцы отлучают от причастия за ношение крестика с распятием

Этнический состав

Воины гунны современная реконструкция

Сегодня уже сложно сказать, сколько народностей участвовало в военных походов под знаменами гуннов. Там люди говорили на разных языках, обладали разной внешностью и отличались в своих традициях, привычках, бытовых навыках.

Но была у них одна общая черта – речь идет о том, что все они строили жилища по общему принципу. Вместо традиционных для кочевников легких юрт или чумов они предпочитали обустраивать временное жилище, вырывая его в земле. Если предполагался относительно длительный постой, то за дело принимались мастера, которые обустраивали деревянные жилища.

Гунн-разведчик. Исторический фестиваль

Причем главной их особенностью выступала большая крытая территория. Это было необходимо для того, чтобы удовлетворять любовь воинам и пирам, которые закатывались тут на широкую ногу.

На сегодняшний день многие нации, проживающие на отрезке от Монголии до Восточной Европы, носят часть генов именно бравых гуннов.

Их следы явно есть в таких народах, как болгары, татары, башкиры, балкарцы, карачаевцы, гагаузы, ногайцы, чуваши, македонцы. Из исторических, это монголы, тюрки, скифы, авары, хазары, славяне, мадьяры.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь в соцсетях.

Мурси – самое кровожадное племя Африки Убыхи: самые свирепые воины Кавказа

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rustimes/sovremennye-narody-potomki-gunnov—kto-oni-5c8c936654593600b40ba6ad

Чуваши. Часть 1: Поволжские потомки Аттилы

Чуваши всегда оказывались на перекрестке народов и цивилизаций. Это сформировало их культуру, но не раз приводило на край гибели. Определяло дружбу с соседями и, вместе с тем, вражду. Побудило создать государство, чтобы затем многократно воссоздавать его из пепла. Судьба этого народа трудна. Равно как путь самой России и других её этносов.

«Чувашское племя до сих пор является нераскрытой страницей истории», – в этих словах известного татарского писателя ХХ века Зарифа Башири схватывается вся суть сложного и даже загадочного происхождения чувашского народа.

Занимательный квест: болгаро-суварские предки

Этногенез по степени запутанности напоминает игру в напёрстки: «кручу-верчу – запутать хочу». Попробуй найти зерно в глубине веков, не перепутав археологические слои исторического пирога. Сегодня мы отправимся вслед за представителями чувашского народа, чтобы познакомиться с их прародителями и проследить жизненный путь этноса.

На северных склонах отрогов Тянь-Шаня, Алтая и в Верховьях Иртыша в III-II веках до н.э. появились племена билу, бугу, чеши и пулей. Они относились к этнической общности огуро-онуров. Эти протобулгарские племена, в свою очередь, являлись представителями западного крыла племён хунну.

Гунны… Да, именно от них ведут свою родословную древние булгары/болгары, сувары и некоторые другие этнические группы – предки чувашского народа. (Напоминаем, что в синонимах «булгары/болгары» мы пользуемся традиционной транскрипцией русских летописей, имея при этом в виду именно «наших», волжских болгар, а не балканских).

В пользу того, что искать знакомые чувашские черты стоит в «европеоидных лицах с незначительной монголоидной примесью» поволжских болгар говорит сходство языка, хозяйства, быта и культуры.

Кстати, чувашский – единственный сохранившийся язык болгарской ветви – отличается от всех других тюркских.

Он настолько не похож по общим характеристикам, что некоторые учёные вообще считают его независимым членом алтайской языковой семьи.

Центральная Азия

Восток хлынул в Европу. Массовый исход начался с гуннов, увлёкших за собой на запад другие народности. К началу I века н.э. огурские племена воспользовались моральным «правом нации на самоопределение» и пошли своим путём – на запад, отдельно от гуннов. Путь этот оказался не прямым, а зигзагообразным: с севера на юг и обратно на север.

Во II веке н.э. огурские племена вторглись в Семиречье (юго-восточная часть современного Казахстана и северного Киргизстана), где и получили в прозвище от местных ираноязычных земледельческих племен этноним сабир (от перс. савар, сувар «наездник»).

В результате взаимной ассимиляции с ираноязычными усунями сформировалась протоболгарская этническая общность.

Некоторые исследователи считают, что именно там, в Центральной Азии, в языке предков чувашей закрепляются древнеиранские слова (в современной речи их порядка двухсот). Под влиянием зороастризма формируется язычество народа, а древнеиранское культурное влияние находит отражение в чувашской материальное культуре, например, женских головных уборах, узорах вышивки.

Кавказ и Приазовье

Во II-III веках н.э. болгарские и суварские племена расселяются на правом берегу Нижней Волги, занимают территории Северного Кавказа и Приазовья.

Но, строго говоря, впервые название «болгар» упоминается только в 354 году – в анонимном «Хронографе», писанном на латыни. Широкое распространение получает во время создания «Великой Болгарии» – их первого государственного образования. Этнос уверенно раскручивает новый виток развития – оседлость и становление государственности.

Так волжские болгары впервые обрели родные просторы, где  построят первое государство. Но от географического приложения до становления народа ещё почти семь веков испытаний. И не одно «государственное строительство».

Издалека долго – текли они к Волге

В 40-х годах V в. во главе гуннов на 20 лет стал воинствующий предводитель Аттила, объединивший под своей властью племена от Рейна до Волги. Проживавшие в то время в Поволжье предки чувашей оказались в составе  «кочующей империи», данником которой была даже Римская. Однако со смертью Аттилы империя распалась.

Оказавшись сначала под властью Западно-Тюркского каганата, болгарские племена продолжили борьбу за независимость. В первой четверти VII века их правитель Кубрат объединил свой народ вместе с суварскими и другими тюркоязычными племенами в союз, получивший название «Великая Болгария». «День независимости» всё-таки наступил – правителю удалось добиться автономии от Тюркского каганата.

Великая Болгария расположилась на территории между Азовским и Каспийским морями. А столицей стал город Фанагория.

Государство 2.0

Смерть правителя Великой Болгарии Кубрата привела к расколу на западную и восточную часть – на два союза племён. Первые, теснимые хазарами, во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство.

Часть восточных болгар (т.н. «серебряные») в 70-х годах VII века переместилась сначала в верховья Дона, а затем в Среднее Поволжье. Оставшиеся на месте подчинились хазарам.

Теорию о захвате пришлыми восточными болгарами земель местных финнов современные историки оспаривают.

Археологи вторят, что к приходу болгар земли и так практически пустовали – именьковское население (славяне, переселившиеся со Среднего Днепра) исчезло ещё в VII веке, а оказавшиеся ближайшими соседями поволжские финны жили изолированно.

Среднее Поволжье стало местом активного взаимодействия волжско-финского, пермско-финского населения с проникавшими из Западной Сибири угорскими племенами.

Со временем болгары заняли на Средней Волге господствующее положение, сумев объединить в союз и частично ассимилироваться с местными финно-угорскими племенами (предками современных мари, мордвы и удмуртов), а также башкирами.

К VIII-IX векам у новопоселенцев утверждается плужное земледелие, происходит переход к оседлым формам хозяйствования. Ещё в Х веке знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан упоминает о том, что булгары активно занимаются возделыванием земли: «Пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя».

Читайте также:  Почему мусульмане не делают татуировки

В «Рисалии» Ибн-Фадлана (Х век) отмечается, что болгарский хан Алмуш ещё живет в шатре.

Оседлость, земледелие и даже некая экономическая организация… Скорее всего, в конце IX столетия государство Волжская Болгария уже существовало. Оно создавалось в условиях непрекращающейся борьбы с хазарами,  что способствовало укреплению единовластия в государстве.

В трудные времена правитель опирался на вечную схему: объединить народ общей целью выживания и твёрдой рукой держать основные властные рычаги, в том числе финансовые.

Ещё в первой четверти Х века хан Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчинённых ему племен Среднего Поволжья.

Вопрос веры

Ещё в первой четверти Х века Алмуш для борьбы с хазарами обратился за поддержкой к багдадскому халифу Мухтадиру, который в 922 году направил в Волжскую Болгарию посольство. Как следствие – большая часть болгар приняла ислам.

Однако племена суваз отказались. Они и сохранили прежнее название «суваз» – чуваш, тогда как оставшиеся в дальнейшем ассимилировались с болгарами.

В то же время нельзя преувеличивать масштабы распространения ислама в Волжской Болгарии. В 1236 году венгерский монах Юлиан называл его могущественным царством с «богатыми городами, но все там язычники». Поэтому до XIII столетия говорить о разделении булгарской этнической общности на мусульман и язычников рано.

С 965 г., после разгрома Русью Хазарского каганата, начинается новый этап развития Волжской Болгарии. Активно идёт территориальная экспансия, в результате которой болгарский этнос «подчинил себе все соседние…» (Аль-Масуди).

К концу XII века северная часть государства доходила до реки Казанки, восточная – до берегов Яика и Белой, южная – до Жигулей, а западная включала правобережье Волги. Центром Волжской Болгарии до середины XII века был город Болгар (Булгар), а со второй половины XII до начала XIII столетия – Биляр.

Некоторые исследователи отказываются называть эти города столицами, предпочитая именовать их «центры», т.к. считают, что Волжская Болгария была скорее союзом независимых княжеств с отдельными столичными городами.

Сближаются болгарские племена (собственно болгары и родственные сувары), а также интегрируются финно-угры. В итоге ещё до монгольского нашествия в Болгарском государстве формируется более-менее единая народность со своим общим языком чувашского типа.

Русь: только дело и ничего личного

С конца Х века и вплоть до монгольского завоевания наиболее активные отношения развиваются между Волжской Болгарией и Русью. Она ещё не Русь-матушка – отношения не по любви, а вполне себе товарно-денежные. Через Болгарию проходил Волжский торговый путь. Играя роль посредника, она обеспечивала себе приличную выгоду.

  • Однако партнёрские отношения чередуются с периодами военного противостояния, что было вызвано в основном борьбой за территории и влияние на различные племена.
  • Сплотиться в военном союзе перед лицом врага-ордынца им так и не удалось, но государства заключают мир.
  • «Незолотой век» Орды

Настоящим испытанием для Волжской Болгарии стало нашествие Золотой Орды. Вначале мужественное сопротивление народа остановило вторжение. Первое столкновение болгар с монголами произошло после битвы на реке Калка в 1223 году. Тогда монголы отправили в Болгарию пятитысячный отряд, который потерпел поражение. Также успешно были отбиты наступления в 1229 и 1232 годах.

Победа волжских болгар над монголами, по мнению историка Хайри Гимади, имела далеко идущие последствия: «До середины 30-х годов ХIII столетия было задержано монгольское нашествие на Европу».

 Что касается самих болгар, то они не сомневались, что следующее нашествие будет более серьёзным, беспощадным и ждать его недолго. Поэтому начинаются усиленные работы по укреплению городов.

В 1229 году на шесть лет был продлён мирный договор с Владимиро-Суздальской Русью. 

 Однако в 1236 году болгары не смогли противостоять войску Батыя.

Русские летописи так пишут о поражении: «Придоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожни татари, и взяша славный Великий Болгарьский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущего младенца, взяша товара множество, а город их пожогоша огнем и всю землю их плениша». Монголы разорили Болгарию, разрушили почти все важные города (Булгар, Биляр, Джукетау, Сувар).

В 1241 году монголы превратили Волжскую Болгарию в Булгарский улус Золотой Орды. Причём занятые территории имели особое для них значение: город Булгар до строительства Сарая являлся столицей Золотой Орды, а в дальнейшем стал летней резиденцией ханов улуса Джучи.

Казанские татары

Монгольское владычество вынудило население уйти на север. Одновременно шло усиленное проникновение в Волжскую Болгарию кыпчаков, которые занимая важнейшие посты в управлении улусом, постепенно переходили к оседлой жизни.

Уцелевшая болгарская элита благодаря религиозной общности – многие ещё в IX-X веке приняли ислам – постепенно сближалась с пришлыми кыпчаками-татарами в результате чего к XV в. сформировалась народность казанских татар.

В составе дряхлеющей Золотой Орды Булгарский улус подвергался многочисленным набегам. В 1391 и 1395 годах территории была разорены войсками Тамерлана, новгородскими разбойниками и русскими князьями.

Довершил опустошение Мангытский юрт князя Едигея (позднее – Ногайская орда). В итоге болгарские предки чувашей как этнос оказались на грани исчезновения, потеряв свою историческую родину, государственность, элиту и этническое самосознание.

По подсчётам историков, не менее 4/5 населения было уничтожено.

Чувашская даруга Казанского ханства

После распада Золотой Орды в Среднем Поволжье Улу-Мухаммедом в 1438 году было создано Казанское ханство с центром в Казани. Кроме кыпчако-татар, которые служили опорой правителю, значительную часть населения составляли чуваши, марийцы, мордва и удмурты, являвшиеся основным податным сословием. Также в состав Казанского ханства входила часть башкирских земель.

Большинство чувашей, оказавшихся в составе Казанского ханства, обитала на горной стороне Волги (север современной Чувашии), а также на её левобережье. Поэтому территория восточнее Казани, где они жили, называлась «Чувашская даруга» («даруга» – административная единица в Казанском ханстве).

Поскольку значительная часть феодалов и знати, исповедующих ислам, оставалась в Казани, влияние татарского языка и мусульманского духовенства в этом районе было невелико.

На территории бывшей Волжской Болгарии на основе болгарской этнокультуры к концу XV века завершается формирование двух этносов – татарского и чувашского.

Если в первом болгарская этничность была практически замещена кыпчако-татарской, то чуваши, по мнению этнографа Раиля Кузеева, «сохраняя архаичный тюркский язык, в то же время развивали культуру, во многих отношениях близкую к культуре финно-угорского народа».

33 несчастья

В составе Казанского ханства чуваши обрели место для жизни. Но жизнь эта была нелёгкой ввиду налоговых тягот. Потомки некогда могущественной Волжской Болгарии обязаны были платить обременительный ясак, привлекались к строительству крепостей, выполняли ямскую, дорожную, постойную и военную повинности.

Но наибольшие страдания чувашскому народу приносила война. Начиная со второй половины XV столетия территория их проживания стала зоной русско-казанского противостояния.

Так, по болгаро-чувашской земле татары ходили против русских 31 раз, а русские против Казанского ханства — 33 раза. Наряду с регулярными набегами кочевников-ногаев походы становились настоящим бедствием для населения.

Эти факторы во многом обусловили готовность чувашей принять русское подданство.

Продолжение следует

Иван Зацарин. Первая Новороссия. К 24-летию начала боёв за Бендеры

Владислав Шпаков. Карнавальная мочь антиглобализма: как прикинуться бунтарём и ничего не добиться

Иван Зацарин. Берегитесь, у нас длинные крылья. К 79-летию беспосадочного перелёта Чкалова

Александр Шубин. Парламентское сопровождение революции: первый опыт Государственной думы

Иван Зацарин. Поздравляем, мы снова Империя Зла. К 34-летию одной фразы Рейгана

Владимир Мединский. «28 панфиловцев»: образец кино по прямому народному заказу

Анрей Сорокин, Вадим Эрлихман. Соотечественник, враг, не предатель. Уроки Маннергейма

Иван Зацарин. Пятилетки и гулаги Рузвельта. К 83-летию борьбы с Великой депрессией

Иван Зацарин. «Экономическая мировая война» никогда не кончалась. К 15-летию Шанхайской организации сотрудничества

Юрий Борисёнок. Новый русский призрак для Европы – призрак футбольного фанатизма

Баир Иринчеев, Дмитрий Пучков. Маннергейм: на службе России и в войнах против России

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/chuvashi-chast-1-povolzhskiie-potomki-attily

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector