Каких женщин на руси «не брали» в монахини

Создание семьи — ответственное занятие. Если сегодня мы живем в цивилизованном мире и придерживаемся определенных правил морали, то в далекие времена все было по-другому.

Сегодняшние женщины изо всех сил стараются быть стройными, ведь именно таких любит большинство мужчин.

Но если бы мы вдруг перенеслись во времена крестьянской Руси, то на худосочную барышню никто бы даже не обратил внимания, отдав предпочтение розовощекой пампушке.

Да, мужчинам, кстати, тоже пришлась бы по душе жизнь в том времени, ведь раньше на Руси измена вовсе не считалась прелюбодеянием, а была всего лишь блудом.

Читайте далее, и вы узнаете о других особенностях супружеской жизни Древней Руси.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Тощих в жены не берут

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. В те времена мужчины совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни.

Также сваты в те времена боялись взять «ялицу», то есть бесплодную девушку. Считалось, что худые девушки не смогут забеременеть или выносить ребенка. У них зачастую узкий таз, поэтому в древности они часто умирали при родах либо же погибал ребенок.

Так или иначе, худобу наши предки считали признаком уродства, вырождения.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

На щечке родинка, а в глазах любовь…

Сейчас родинка на щечке — синоним красоты, а раньше обладательниц таковых замуж не брали. Любые отметины на теле — большие родимые пятна, родинки — считались серьезными недостатками для будущей невесты.

Наличие небольшой царапины, болячки и даже насморка могло поставить под угрозу будущее замужество девушки.

В связи с этим невесту старались никому не показывать и все царапины, ушибы залечить именно перед свадьбой.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Была здоровая, стала худая

Невест перед свадьбой тщательно охраняли еще и потому, что находились «доброжелатели», которые пытались помешать свадьбе. Например, царь Михаил Федорович захотел жениться на бедной дворянке Марии, а его мать эта кандидатура не устраивала. Когда должна была состояться свадьба, невеста заболела.

Причина заболевания была проста — девушка отравилась пирожными с несвежими взбитыми сливками, которые ей подсунула мать Михаила Федоровича. Хотя со здоровьем у нее все было хорошо, этот факт стал причиной расторжения помолвки. В то время в ход шло все — и колдовские заговоры, и женские хитрости.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Принарядиться на выход

Если девица не могла в одиночестве покинуть стены родительского дома, то замужняя женщина не имела права куда-либо выйти, даже в церковь, без разрешения супруга.

Зато если уж покидала семейное гнездо, то при полном параде: насурьмив брови, нарумянившись и набелившись, «притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску».

Жены знатных людей ездили в закрытых каретах, обтянутых красной тафтой, где «восседали с великолепием богинь». Лошадь украшалась лисьими хвостами. Рядом бежали прислужники.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Стегать — наедине

«Домострой» (свод правил и наставлений XVI века) ввел некоторые ограничения в привычные отношения. Бить жену рекомендовалось «не перед людьми, наедине поучить» — «плеткою вежливенько побить, за руки держа». Звучал в сборнике и другой призыв к гуманности: «…ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным».

Потому что кто «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в утробе».

Иностранцы дивились, что при всем при том «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их — нелюбовь и нерасположение мужей к себе».

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Ночь с чужой женщиной — блуд, а не прелюбодеяние

Секс с незамужней или холостым вообще не считался прелюбодеянием и назывался «блудом». Мужчин за него зачастую не наказывали, а женщин могли сослать в монастырь или дать плетей. Прелюбодеем считался тот, кто имел на стороне длительную связь с чужой женой или любовницу и детей от нее.

Правда, рассматривались и другие варианты — например, в «Правосудии митрополичьем» (XII век) рассказывалось о двух женах, живущих с одним мужем, а в «Сказании об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы» (XVII век) два «сына красны» боярина Кучки «жыша со княгиной в бесовском вожделением, сотонинским законом связавшися, удручая тело свое блудною любовною похотною, скверня в прелюбодействии». Неверного подвергали штрафу в пользу церкви.

Уличенная в блуде замужняя женщина должна быть бита кнутом, а затем несколько дней провести в монастыре, питаясь водою и хлебом. После чего ее вторично бьет муж за запущенную дома работу. Мужа же, простившего блудницу, следовало подвергнуть наказанию.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Гостю — водку и поцелуй

Демонстрация жены гостю была величайшим знаком почтения. В 1643 году князю Льву Шляховскому так понравился голштинский посол Адам Олеарий, что он увел его в специальный зал. Вскоре туда вошла жена в пышном наряде. Посол должен был взять у нее из рук рюмку водки, пригубить и, если муж подаст знак, поцеловать хозяйку в губы.

«К нам вышла его жена, очень красивая лицом… и в сопровождении прислужницы, несшей бутылку водки и чарку. При входе она сначала склонила голову перед мужем своим, а затем передо мной, велела налить чарку, пригубила ее и затем поднесла ее мне, и так до трех раз.

После этого граф пожелал, чтобы я поцеловал ее. Не будучи привычен к подобной чести, я поцеловал ей только руку. Он, однако, захотел, чтобы я поцеловал ее и в уста. Поэтому я, в уважение к более высокой персоне, должен был принять эту согласную с их обычаями честь».

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Снохачество — простительный грех

«Нигде, кажется, кроме России, нет по крайней мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название — снохачество», — писал Владимир Набоков.

Это повсеместная практика в русской деревне, при которой мужчина — глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) — состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свекра с невесткой, называемой сноха).

Эта практика получила особое распространение в XVIII-XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодежь уходила работать в города и оставляла жен дома в деревне.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Надоела жена — иди в монастырь

Если семейная жизнь совсем разладилась и на мир между супругами нет надежды, то один из них может уйти в монастырь. Коли уйдет муж, а жена его снова выйдет замуж, ушедший может стать священнослужителем, даже если прежде варил пиво. Если же жена бесплодна, то, отправив ее в монастырь, мужчина имеет право через шесть недель снова жениться.

В кодексе норм «распуста» (развода), входящего в состав «Устава князя Ярослава» (XIII век), приводились поводы развода с женой: в случае прелюбодеяния, подтвержденного свидетелями; из-за общения с посторонними без разрешения; за покушение на жизнь мужа или несообщении об угрозе такового. Жена, в свою очередь, могла попросить развода, если благоверный «клеветнически обвинял ее в измене» (без доказательств). Поводом также могло послужить длительное безвестное отсутствие второй половины, когда местонахождение неизвестно.

Четвертый брак — вне закона

Церковный брак в православии трактует повторный брак как нежелательный. Каноническое право дозволяло только три брака. Святитель Григорий Богослов говорил: «Первый брак — закон, второй — понуже прощение слабости ради человеческия, третий — законопреступление, четвертый — нечестье, понеже свинское есть житие».

Тем не менее вдовцы и разведенные женились — и по третьему, и по четвертому разу. Церковь хоть третий брак и порицала, но все-таки считала, что это лучше, чем жить во грехе. А вот четвертое по счету обзаведение семьей однозначно считалось незаконным.

Брак подвергался немедленному расторжению, а священник, повенчавший такую пару даже по неведению, лишался сана.

Хочешь жену — занавесь иконы

Выполнением супружеского долга, хоть и было это делом законным, предпочитали Господа не оскорблять. Перед тем как приступить к делу, снимали нательный крестик. Если в комнате висели иконы с ликами святых, их тщательно завешивали. В этот день предпочтительнее было не посещать церковь, а уж если возникала непреодолимая необходимость, то только тщательно обмывшись и переодевшись в чистое.

Вдова — глава семейства

Женщина, потерявшая мужа и больше не вступившая в брак, автоматически получала все те права, которых была лишена в браке. Она управляла имуществом, становилась полноценной хозяйкой в своем доме и главой семьи, если таковая имелась. В обществе вдовы пользовались уважением.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=950780

Каких девушек на Руси не звали под венец

Смотрины невесты на Руси перед свадьбой были обязательны. Именно на них выясняли, годится ли девушка в жёны и есть ли у неё ценное приданое.

Фактрум рассказывает, почему под венец на Руси не вели тех или иных девушек и женщин.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Наши предки уделяли большое внимание внешнему виду невесты. Если она была слишком худа, имела бледный цвет лица или, наоборот, нездоровый румянец, то брак был невозможен. Тем более, что обычно такие внешние признаки могли указывать на невозможность выносить и родить ребёнка или на наличие каких-то болезней, например, чахотки.

Девушки с какими-либо увечьями, к примеру, с хромотой или крупными родинками и родимыми пятнами на видных местах, часто не могли найти себе жениха. Свадьбу с ними могли сыграть только в случае, если родители собрали большое приданое.

После заключения брака на Руси жена обязана была много трудиться по хозяйству. Считалось, что худенькие девицы на такое не способны, поэтому в жёны чаще брали дородных, крепко сбитых девушек. Кроме того, худая девушка, как правило, была из небогатой семьи — значит, за ней не могли дать большого приданого.

Наличие приданого

Во время ритуала сватовства на Руси сваты внимательно осматривали приданое невесты. Если оно было скудным, то сваты просто уходили из дома потенциальной невесты. В некоторых случаях родители девушки могли всё-таки договориться со свахой, но такое случалось очень редко. А у невест-бесприданниц шанса выйти замуж и вовсе не было.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини«Смотрины невесты». Григорий Мясоедов

Возраст невесты и её девственность

На Руси девушки выходили замуж примерно в 12 лет. Если же девушке исполнялось 18, а она ещё не была замужем, то она считалась «перестарком». А одинокие женщины, так и не вступившие в брак до самой старости, назывались «вековушами». Они не пользовались уважением среди односельчан, поскольку те считали таких женщин порченными.

В дохристианскую эпоху на Руси хранить девственность до брака было необязательно. Наоборот, считалось, что если девушка уже лишилась её и имеет ребёнка, то она сможет стать хорошей женой и матерью. Но после прихода на Русь христианства всё изменилось. «Порченную» девушку осуждали, а если та всё-таки умудрялась выйти замуж, и её секрет был раскрыт, то брак считался недействительным.

Характер как препятствие к свадьбе

Женщины на Руси должны были быть кроткими, спокойными и послушными. Если девица позволяла себе вольнодумные высказывания или была слишком остра на язык, то брак с ней заключали неохотно. Такая жена перечила бы мужу и неохотно слушалась бы его, за что заслуживала бы наказания.

Читайте также:  «французский» поцелуй: почему его раньше называли «татарским»

Не очень уважали и слишком переборчивых и своенравных девиц. Если девушка долго выбирала себе жениха, рассматривая нескольких кандидатов, то сваты начинали думать, что она будет гулящей, и отзывали своё предложение о свадьбе.

Был ли возможен брак между разными сословиями?

Межсословные браки, безусловно, заключались, но на таких мужа и жену смотрели косо. Если деревенская девушка выходила замуж за представителя более высокого сословия, то её не принимало общество, и она становилась изгоем.

Кроме того, такие девушки считались своего рода наложницами — «меньшицами». На Руси мужчины в некоторых деревнях могли брать себе вторую жену, и часто ими становились симпатичные холопки или крестьянки.

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини«Смотрины». Николай Неврев.

Жена должна быть образованной

До прихода к власти Петра I большого внимания образованию женщин не уделялось. Но в начале XVIII века царь издал указ, согласно которому и юноша, и девица, собирающиеся пожениться, должны были мало-мальски знать грамоту и хотя бы уметь писать и читать. Если же люди были необразованными, то им предписывалось не заключать брак.

 Как выйти замуж за царя: необычайные факты о брачных традициях на Руси

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/kakih-devushek-na-rusi-ne-zvali-pod-venec

Каких девушек в Древней Руси не брали замуж

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

Принято считать, что в прошлом замуж было выйти гораздо проще, чем в наши дни. Однако и в давние времена на Руси были незамужние женщины. В брак они не вступали по самым разным причинам.

———————————————

Кого не брали замуж

Девушку могли не взять замуж, если она была чересчур худа и имела нездоровый цвет лица. Худоба могла помешать выносить и родить ребенка, кроме того, болезненная внешность могла указывать на скрытые недуги вроде чахотки (туберкулеза).

Нелегко было выйти замуж и девушке с каким-нибудь увечьем – например, хромой или одноглазой, с отметинами на теле в виде крупных родинок, с болячками, которые могли указывать на кожную болезнь. В этом случае ее могли взять замуж, только если родители давали за ней очень хорошее приданое.

По некоторым источникам, в языческой Руси девственность не являлась обязательным условием для брака. Однако с приходом христианства отношение к этому изменилось. Если о девушке было известно, что она «гуляла» до свадьбы, она не считалась желанной невестой. Если же отсутствие девственности обнаруживалось уже после свадьбы, муж даже мог выгнать ее из дому, а брак признавался недействительным.

В христианскую эпоху родить ребенка вне церковного брака стало позором. Замуж такие женщины выходили крайне редко. Они не пользовались уважением в обществе, и к их детям тоже относились с презрением.

«Перестарки»

В старину замуж выходили с 12 до 18 лет. Если же девушке уже больше 18, а она до сих пор была не замужем, сваты обходили её стороной. Считали, что раз не вышла замуж до 18, значит, с ней что-то не так, называли «перестарком».

Нередко причиной того, что потенциальная невеста «засиделась» в девках, являлся ее неуживчивый характер – слишком бойка, остра на язык, значит, будет перечить и мужу.

Избегали также чересчур своенравных и разборчивых. В 1562 году княгиня Марфа Мезенцова решила выдать замуж свою внучку – княжну Авдотью. Однако после того как потенциальный жених был ей представлен, Авдотья заявила, что замуж за него не пойдет. Бабушке пришлось продать две деревни, чтобы уплатить жениху огромные «отступные» — 500 рублей.

«Остаться незамужней для девицы старой Руси было худшим несчастьем, какое только можно вообразить, — пишет Скворцова в работе “Условия вступления в брак в Древней Руси”.

— Народ придумал даже едкое словцо для засидевшихся в девках – “вековуша”… Да и ряд русских народных присловий говорит о том, что оказаться в старых девах было очень позорно и недопустимо.

Чего стоит такая пословица – “Жизнь без мужа — поганая лужа!”»

Бесприданницы

За невестой полагалось обязательно давать приданое.

«В первую очередь это подушки, одеяла, полотенца – все это она должна была изготовить своими руками, — рассказывает заместитель директора Государственного республиканского центра русского фольклора Екатерина Дорохова.

— Она должна была большое количество подарков подарить всем своим будущим родственникам. И вот эти подарки были, в общем, регламентированы». Поэтому девушка из бедной семьи имела мало шансов вступить в брак.

«Родители девиц старались собрать приданое вопреки всем обстоятельствам, — сообщает Скворцова. — Дело даже доходило до того, что писали челобитные великим князьям с просьбами выдать пособия для выданья девушки замуж».

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини
Картина Пукирева «Неравный брак»

Принадлежность к низшему сословию

На Руси могли существовать любовные отношения между мужчинами и женщинами разных сословий. Но межсословные браки не приветствовались.

«Препятствием для вступления в брак были классовые и социальные различия: крестьянка или холопка в лучшем случае считалась “меньшицей”, то есть второй женой, наложницей, с которой феодал “поялся черес закон”, то есть соединился вопреки церковным установлениям», — пишет Байдин в работе «Женщина в Древней Руси».

Необразованность дворянства

Не зря в дореволюционной России барышень из хороших семей старались хотя бы по минимуму обучить различным наукам.

Ещё в начале XVIII века Пётр I издал указ о том, что каждый, кто вступает в брак, и «мужскаго полу, и женскаго», должен получать хотя бы мало-мальское образование. От девушек требовалось хотя бы немного знать грамоту.

Тех, кто не умел подписывать свою фамилию, по указу предписывалось «замуж итит[ь] не допускать».

Желание служить Богу

Уход из мира был довольно распространенным явлением на Руси. Часто в монастырь женщин и девушек отправляли в наказание за что-нибудь – обитель служила аналогом тюрьмы. В монахини были насильно пострижены первая жена великого князя Василия III Соломония Сабурова, сестра Петра I царевна Софья, его первая супруга Евдокия Лопухина. Но нередко женщины сами решали посвятить себя Богу.

Часто в монастырь уходили вдовы богатых и знатных людей, княгини и боярыни. Однако среди добровольно отказавшихся от мирской жизни были и незамужние особы.

«Наравне с супружеским и вдовьим подвигом, — пишет Байдин, — существовал и подвиг девства — уход в монастырь.

Яркий пример такого иноческого пути являет собой преподобная Евфросиния Полоцкая, которая “славу временную и земного обручника, оставив и все мирское презрев, краснейшему паче всех Христу себя уневестила”».

Источник: http://aligency.ru/blogs/ccb501/kakih-devushek-v-drevney-rusi-ne-brali-zamuzh/

Уйти в монастырь: истории женщин, которые так поступили — МК

Что заставляет россиянок становиться монашками

При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.

Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов.

Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу.

«Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.

Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц.

Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко… Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление.

Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».

— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный центр для людей «заблудших»: пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.

Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных.

Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно.

Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.

В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева.

В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».

Каких женщин на Руси «не брали» в монахини

В 2008 году народная артистка России Любовь Стриженова (мать Александра Стриженова) поменяла мирскую жизнь на монастырскую, дождавшись, когда вырастут ее внуки. Стриженова ушла в Алатырский монастырь в Чувашии.

Знаменитая актриса Ирина Муравьева не скрывает своего желания скрыться в обители: «Что чаще всего приводит в храм? Болезни, страдания, душевные муки… Вот и меня к Богу привела скорбь и щемящая пустота внутри». Но духовник актрисы пока не разрешает ей покинуть сцену.

ххх

Отправляюсь в подворье Новоспасского мужского монастыря в ближнем Подмосковье, известный тем, что принимает послушниц, а также предоставляет приют женщинам — жертвам домашнего насилия. Притом что сам монастырь — мужской.

Сообщаю батюшке, что приехала посоветоваться насчет 20-летней племянницы Лизы — мол, хочет уйти в монастырь и никаких уговоров не слушает.

Батюшка, отец Владимир, успокаивает:

— Вы приводите ее. Взять не возьмем, но поговорим непременно. Наверняка безответная любовь была. Возраст располагает…

Нельзя ей в монастырь! К Богу нельзя приходить от горя и отчаяния — неразделенная ли это любовь или еще что. В монастырь приходят только от осознанной любви к Богу.

Вон у матушки Георгии спросите, она 15 лет назад в сестричество пришла, хотя все у нее было хорошо — и работа, и дом полная чаша.

Сестру, а ныне матушку, в монастыре названную в честь Святого Георгия, в миру звали по-другому. Несмотря на черные одеяния и отсутствие макияжа, выглядит она лет на 38-40.

— В 45 пришла, — лукаво улыбается матушка, — а сейчас мне 61-й год пошел.

То ли взгляд просветленный дает такой эффект, то ли лицо расслабленное, доброе… Интересуюсь, что же привело ее к Богу?

Читайте также:  Бабки и косарь: что на самом деле так называли в царской россии

— Вот у вас цель в жизни есть? — отвечает матушка вопросом на вопрос. — И какая она?

— Ну, жить счастливо, любить детей и близких, пользу обществу приносить… — пытаюсь формулировать я.

Матушка Георгия кивает головой: «Хорошо, а зачем?»

И как я ни стараюсь подобрать к своим, вроде бы благородным, целям объяснение, все время встаю в тупик: действительно, а зачем? Получается, что вроде как и цели мои не высокие, а суетные. Мелкие хлопоты — все затем, чтобы жилось комфортно, чтобы ни совесть, ни нищета не тревожили.

— Вот пока цели своей земной жизни не осознаешь, в монастыре делать нечего, — резюмирует матушка Георгия, а отец Владимир одобрительно улыбается. — Я пришла, когда вдруг одним прекрасным утром поняла, для чего живу. И проснулась с четким пониманием, куда мне идти. Даже не пришла в монастырь, ноги сами принесли. Все бросила, не задумываясь.

— И неужели ни разу не пожалели?

— Это такое состояние, когда ты ясно видишь свой путь, — улыбается матушка. — В нем нет места сомнениям и сожалениям.

А Лизу свою приводите, мы с ней поговорим, расскажем, что не надо ей от мирской суеты отказываться — рано еще.

Идти в монастырь только из-за неприятностей в личной жизни не годится! Да и от юной плоти все равно будут искушения, не до молитвы ей будет. Но поговорить надо непременно: а то если упрямая, секта какая заманить может.

— Вы молодых вообще, что ли, не берете? А вот эти женщины кто? — указываю на группу женщин в черных одеяниях, работающих на приусадебном хозяйстве. Некоторые из них кажутся молодыми.

— Есть те, кто пострига ждет, — поясняет батюшка, — но они давно тут послушницами, уж проверили свою любовь к Господу. А вообще до 30 лет женщине обычно настоятель благословения не дает.

Есть те, кто просто послушание несет, они всегда могут уйти. А есть те, кто от мужа-изверга сбежал, они вон там живут, некоторые с детишками, — батюшка указывает на отдельно стоящий бревенчатый дом.

Мы каждую приютим, но, чтобы как-то жить, надо трудиться в монастырском хозяйстве.

— А есть такие, кого принципиально не берут в монашки?

— Противопоказания примерно такие же, как к вождению, — улыбается батюшка, указуя перстом на свое авто. — Эпилепсия, психические отклонения и нетрезвый ум.

ххх

Но от какого же такого счастья может потянуть в монастырь, если от горя и разочарований нельзя? Мои беседы с теми, кто лишь собирался в монастырь или побывал, но вернулся в мир, показывают, что от хорошей жизни такие мысли не приходят.

У москвички Елены попала в страшную аварию взрослая дочь. Пока за ее жизнь боролись в реанимации, она поклялась, что уйдет в монастырь, если девушка выживет. Но дочь спасти не удалось.

Через год после трагедии Елена признается, что иногда ей кажется, что дочь умерла, чтобы избавить ее от монашества. Потому что Елена рада, что ей не пришлось исполнить свое обещание и отказаться от мирской жизни.

Сейчас осиротевшая мать корит себя за то, что тогда не сформулировала свою мысль иначе: пусть дочь выживет — и мы будем вместе жить полной жизнью и наслаждаться ею.

32-летняя саратовчанка Елена признается, что год назад хотела уйти в монастырь, депрессию вызвали серьезные осложнения после операции. Сегодня Лена счастлива, что нашлись добрые люди, которые сумели ее отговорить:

— От этого шага меня удержал мой духовник, а еще родные, близкие, друзья и психологи. Батюшка мне попался хороший, он меня выслушал и сказал: у тебя семья — это самое главное! И посоветовал обратиться к православному психологу. Сегодня я понимаю, что мое желание уйти в монастырь было лишь попыткой убежать от реальности и не имело ничего общего с истинным желанием придти к Богу.

— Стремление девушек в монастырь — чаще всего попытка самореализации таким образом, — подтверждает Эллада Пакаленко, психолог с редкой «православной» специализацией.

Она является одним из немногих специалистов, работающих именно с «монашеством» — теми, кто хочет уйти от мирской жизни, но сомневается. К Элладе приходят сами, иногда приводят родственники, которым не удается самостоятельно отговорить близких от такого шага.

Именно Пакаленко помогла Лене из Саратова избежать монастырской кельи. Эллада знает, о чем говорит: она сама в 20 лет ушла в Донецкий монастырь послушницей.

Источник: https://www.mk.ru/social/2015/05/15/uyti-v-monastyr-istorii-zhenshhin-kotorye-tak-postupili.html

Каких женщин на Руси "не брали" в монахини

В жизни многих людей бывают периоды, когда хочется буквально сбежать от груза навалившихся проблем, от суеты, переживаний, и обрести тихое пристанище где-нибудь подальше от шумного города и офисных будней.

Некоторые даже начинают в этом случае подумывать о монастыре, надеясь, что именно там они обретут долгожданную гармонию и душевный мир.

Довольно часто к таким эмоциональным решениям склонны женщины, однако, подобные шаги ни в коем случае не стоит делать на основе эмоционального порыва.

Подготовка

Уход в монастырь – это шаг довольно серьёзный и любой хоть немного понимающий в монастырской жизни человек вам скажет, что мира и покоя вы там точно не обретёте – это тяжёлый труд и постоянное преодоление себя.

Потому многие священники рекомендуют, прежде чем окончательно бежать от мира за монастырские стены, потратить время и поездить по разным обителям в качества трудника – добровольного работника, живущего и питающегося в монастыре, чтобы посмотреть и почувствовать монашеский быт изнутри и понять, подходит ли это вам.

К слову, всякий человек, желающий стать монахом, сначала проходит путь трудника, так что, в любом случае, этот опыт будет полезен. Ну и, конечно, придётся изменить привычный ритм жизни – ведь практически вся жизнь в монастыре завязана на богослужении, которое необходимо будет посещать регулярно, и привыкнуть к довольно тяжёлой физической работе.

Если после таких «проб» намерение уйти в монастырь не ушло, а лишь окрепло, необходимо посоветоваться со священником – желательно, конечно, с тем, который вас знает или мнению которого вы более всего доверяете.

Вполне вероятно, что опытный пастырь не благословит вас на этот подвиг, а напротив – начнёт отговаривать, и к этому тоже надо быть готовым и прислушаться: ведь не всегда мы понимаем какие мотивы на самом деле руководят нами, а потому опытный взгляд со стороны иногда бывает полезен в таких серьёзных делах.

Процедура

Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству.

Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам. Важно – женатых и замужних в монашество не принимают.

Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать.

Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.

После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей.

Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста.

Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.

Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей.

На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет.

Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу.

Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг.

Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/96230-kakikh-zhenshhin-na-rusi-ne-brali-v-monakhi.html

Каких женщин на Руси не брали замуж?

Раньше на Руси были свои каноны красоты, здоровья, поэтому выйти замуж могла не каждая девушка. Каких девушек на Руси женихи обходили стороной?

Одну из ключевых ролей при сватовстве играли свахи, так как именно они присматривались к девушкам на селе, и определяли, пригодна она для семейной жизни или нет. Они следили за тем, насколько трудолюбива девушка, оценивали ее красоту, повадки, послушность родителям. Не последнюю роль играл возраст претендентки, а также ее внешние данные.

Например, не принято было жениться на худых девушках. Почему?

В первую очередь боялись взять «ялицу», то есть бесплодную девушку. Считалось, что худые девушки, не смогут забеременеть, или выносить ребенка. У худых девушек зачастую узкий таз, поэтому в древности они часто умирали при родах, либо же погибал ребенок. Еще худоба рассматривалась как болезненность, например, она могла быть признаком туберкулеза или чахотки.

Кроме всего, худая девушка не могла тянуть на себе все хозяйство. Русские женщины не только пряли у окна по вечерам, но и работали в поле, занимались по хозяйству, на огороде, обшивали всю семью, занимались детьми, а для этого требуется не мало сил и энергии, которых у худых просто нет.

Также считалось, что если девушка худа – значит она из небогатой семьи, а зажиточные крестьяне хотели видеть в своей семье только равных, чтобы не иметь нахлебников. Худоба нашими предками считалась признаком уродства, вырождения.

Вопрос девственности мало кого волновал. Если у девушки до замужества был ребенок, это означало, что она годна продолжить род будущего мужа, так как уже справилась со своей основной обязанностью – рожать детей.

Читайте также:  Для чего евреи становились казаками

Наличие же даже небольшой царапины, болячки, и даже насморка могло поставить под угрозу будущее замужество девушки. В лучшем случае семья невесты смогла отделаться от дочери, увеличив приданное. Если же у девушки были серьезные заболевания или увечья – ее считали бракованной.

Не хотели также брать замуж девушек, которые имели какие-либо отметины на теле – большие родимые пятна, родинки, ведь они считались серьезными недостатками здоровья. В связи с этим невесту старались никому не показывать и все царапины, ушибы залечить именно перед свадьбой.

Невест перед свадьбой тщательно охраняли еще и потому, что находились добродетели которые пытались помешать свадьбе. Например, царь Михаил Федорович захотел жениться на бедной дворянке Марии, а его мать эта кандидатура не устраивала.

Когда должна была состояться свадьба, невеста заболела, причина заболевания была проста – она отравилась пирожными с несвежими взбитыми сливками, которые ей подсунула мать Михаила Федоровича. Хотя со здоровьем у нее все было хорошо, этот факт стал причиной расторжения помолвки.

В то время в ход шло все – и колдовские заговоры, и женские хитрости.

Лучшим возрастом для брака считался период с 12 до 15 лет. Причем девушкам можно было выходить замуж с 12 лет, а мальчикам с 15.

Если же девушке исполнялось 18 лет или больше, а ее никто не брал замуж, она рисковала и вовсе остаться в девках.

Считалось, если девушку не взяли замуж вовремя, то позже это делать не имеет смысла – значит с ней что – то не так, а порченый товар брать никто не хотел.

Источник: https://russian7.ru/post/kakikh-zhenshhin-na-rusi-ne-brali-zamuzh/

Кого не брали замуж на Руси?

Выйти замуж не напасть. Так говорили во все времена. А потом ещё добавляли – лишь бы замужем не пропасть. И если сейчас считается, что раньше девушкам было проще найти себе супруга, то сейчас есть возможность развеять эти мифы.

Современные дамы могут быть спокойны относительно того, что во времена их бабушек девицам вовсе не приходилось прилагать никаких усилий, дабы найти себе мужа. Оказывается, что требования к будущей невесте были достаточно строги. И начнём с внешности

С лица воды не пить

Говорят – не родись красивой, а родись счастливой. Так вот – это не имеет никакого отношения к девушке на выданье в Древней Руси. Красота имела значение, как и физическое здоровье. Если невеста была с изъяном, например, косая, хромая, с родинками или другими проблемами кожи, то шансы обзавестись семьёй у ней были очень малы.

Сейчас существует достаточно средств и разных косметических ухищрений, которые помогают скрыть недостатки. Нашим прабабушкам приходилось куда сложнее.

Правда, даже из столь затруднительного положения был выход – приданное.

Невеста с сундуком золота

Начиная с малых лет девочке приходилось вязать, шить и вышивать для себя различные изделия, постельное бельё, которое прилагалось к ней после замужества.

И чем больше было такого рода подарков, тем ценнее была и сама невеста. Иногда для девушек из бедных семей дела обстояли совсем плохо, потому что был риск и совсем остаться без мужа.

И тогда приходилось писать прошение к состоятельным князьям и просить оказать материальную помощь.

Считалось, что девочка готова к семейным отношениям уже в 12 лет. А вот если до 12 не находился тот единственный, с кем можно было бы связать свою судьбу, то девица относилась к переросткам.

Для таких в деревнях имелись особые обидные прозвища. Вероятно их цель не заключалась в том, чтобы просто обидеть девушку. Она лежала глубже.

Таким образом народ старался подтолкнуть представительниц прекрасного пола к замужеству, а значит и к продолжению рода.

Сохранить чистоту

И поэтому до того, как на Русь пришло христианство, мужики охотно брали в жёны и женщин с детьми. Это была своего рода проверка на то, что дама не бракованная и способна к деторождению.

И только после крещения стали цениться невинность и брак, освящённый церковью. Любые плотские отношения до замужества считались грехом.

А если после венчания вдруг обнаруживалось, что девушка уже была не невинной, то муж мог без промедления бросить свою новую жену. На столько вопрос стоял серьёзно.

В отличие от Европы, где были распространены отношения между кузенами и кузинами, на Руси этому противились. Невест старались искать подальше, а союз с близкими родственниками был запрещён. Как выяснилось это тоже имело свои основания, исследователи утверждают, что риск получить потомство с различного рода дефектами возрастает, если кровь мешается внутри рода.

Сварливый нрав

Не даром в сказках говорят, что красивая девушка ещё должна быть и доброй и кроткой. Именно эти качества больше всего ценились на Руси. Девушка должна была отличаться мудростью и покладистым характером, чтобы не перечить мужу. Мужчина – голова семьи, это признавала и церковь. Поэтому слишком гордым, острым на язычок и переборчивым девицам грозило надолго засидеться в девах.

Сначала из-за того, что никому не хотелось иметь скандальную жену. А потом потому, что потенциальных женихов настораживало, а почему девка ещё не замужем? Возможно, есть какой-то изъян, который не сразу заметен?

Умница и рукодельница

В тех же сказках восхваляют и героинь, которые способны всё делать своими руками. И прясти, и вышивать, и пироги испечь. А кому нужна жена, которая бельё в проруби утопит?

Поэтому девочек приучали к труду с самого раннего детства и в общем- то в том, что к своим 12 годам они и в самом деле умели всё делать по хозяйству не было ничего удивительного.

Стоп худышкам

Зато прабабушкам не приходилось придерживаться диетического питания. Худоба не ценилась, как и девушки с узким тазом.

Зато круглая налитая грудь сразу привлекала мужчин. Срабатывал природный инстинкт – такая женщина обязательно будет способна выкормить будущее потомство.

Отказ от мирской жизни

Получается так, что женитьба происходила больше по инициативе мужчины, а женщина была вольна лишь выбирать. И то только в том случае, когда этот выбор был.

Что же оставалось делать девушкам, если жених совсем был не по вкусу?

Отказаться от брака, если родители не давали на то своё согласие, было невозможно. По крайней мере в большинстве случаев. Тогда выход оставался один – посвятить себя Богу. Этот путь выбирали и обычные крестьянки, и многие знатные особы, предпочитая отказаться от мирской жизни, уйти в монастырь и стать невестой Господней.

Вот и задумаешься поневоле. А так ли плохо женщине в современном мире? Или ко всему можно привыкнуть?

  • на другом канале, он посвящен традициям, обрядам и праздникам:
  • Шокирующая традиция Камчатки: подарки за измену и жена в аренду
  • Допекание ребёнка: сказка или реальность?
  • Зачем крадут туфлю невесты?
  • Похищение невесты на Кавказе

Ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5c5ada4172176c00b0beb97b

Каких женщин на Руси не брали замуж?

Раньше на Руси были свои каноны красоты, здоровья, поэтому выйти замуж могла не каждая девушка.

Каких девушек на Руси женихи обходили стороной?

Одну из ключевых ролей при сватовстве играли свахи, так как именно они присматривались к девушкам на селе, и определяли, пригодна она для семейной жизни или нет. 

  • Они следили за тем, насколько трудолюбива девушка, оценивали ее красоту, повадки, послушность родителям.
  • Не последнюю роль играл возраст претендентки, а также ее внешние данные.
  • Например, не принято было жениться на худых девушках.
  • Почему?

В первую очередь боялись взять «ялицу», то есть бесплодную девушку. Считалось, что худые девушки, не смогут забеременеть, или выносить ребенка. У худых девушек зачастую узкий таз, поэтому в древности они часто умирали при родах, либо же погибал ребенок. Еще худоба рассматривалась как болезненность, например, она могла быть признаком туберкулеза или чахотки.

Кроме всего, худая девушка не могла тянуть на себе все хозяйство. Русские женщины не только пряли у окна по вечерам, но и работали в поле, занимались по хозяйству, на огороде, обшивали всю семью, занимались детьми, а для этого требуется не мало сил и энергии, которых у худых просто нет.

Также считалось, что если девушка худа – значит она из небогатой семьи, а зажиточные крестьяне хотели видеть в своей семье только равных, чтобы не иметь нахлебников. Худоба нашими предками считалась признаком уродства, вырождения.

  1. Отношение к девственности
  2. Брачной ночи придавалось большое значение, по сути, это была первая, одобряемая обществом, возможность вступить в интимные отношения, ведь близость до брака осуждалась. 
  3. Кстати, в некоторых регионах России существовал обычай, когда девушка должна была доказывать свою невинность.
  4. Если у девушки до замужества был ребенок, это означало, что она годна продолжить род будущего мужа, так как уже справилась со своей основной обязанностью – рожать детей.
  5. Особенности внешности

Наличие же даже небольшой царапины, болячки, и даже насморка могло поставить под угрозу будущее замужество девушки.

В лучшем случае семья невесты смогла отделаться от дочери, увеличив приданное.

Если же у девушки были серьезные заболевания или увечья – ее считали бракованной.

Не хотели также брать замуж девушек, которые имели какие-либо отметины на теле – большие родимые пятна, родинки, ведь они считались серьезными недостатками здоровья. В связи с этим невесту старались никому не показывать и все царапины, ушибы залечить именно перед свадьбой.

Невест перед свадьбой тщательно охраняли еще и потому, что находились добродетели которые пытались помешать свадьбе.

Например, царь Михаил Федорович захотел жениться на бедной дворянке Марии, а его мать эта кандидатура не устраивала.

Когда должна была состояться свадьба, невеста заболела, причина заболевания была проста – она отравилась пирожными с несвежими взбитыми сливками, которые ей подсунула мать Михаила Федоровича.

Хотя со здоровьем у нее все было хорошо, этот факт стал причиной расторжения помолвки.

В то время в ход шло все – и колдовские заговоры, и женские хитрости.

Возраст

Лучшим возрастом для брака считался период с 12 до 15 лет. Причем девушкам можно было выходить замуж с 12 лет, а мальчикам с 15.

Если же девушке исполнялось 18 лет или больше, а ее никто не брал замуж, она рисковала и вовсе остаться в девках. Считалось, если девушку не взяли замуж вовремя, то позже это делать не имеет смысла – значит с ней что – то не так, а порченый товар брать никто не хотел.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://frukt96.livejournal.com/161388.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector