Каким вещам эскимосы научили русских

Современные эскимосы расселены в северных частях нескольких континентов. Численность этой северной этнической общности составляет около ста пятнадцати тысяч человек. Большая часть из них живет в Гренландии, на Аляске и Канадском севере. В чукотском автономном округе живет полторы тысячи эскимосов.

Каким вещам эскимосы научили русских Современные эскимосы

Эскимосы разговаривают на множестве диалектов двух языковых групп (инупик и юпик), принадлежащих к эскимосско-алеутской семье. Окончательное этническое формирование эскимосов закончилось к концу второго тысячелетия до н.э. Предки современных эскимосов пришли на Чукотку, Гренландию и арктическое побережье Америки в первом тысячелетии нашей эры.

Обитали эскимосы в суровых арктических условиях на протяжении тысячелетий. Они создали культуру, которая максимально приспособилась к жестокому отношению со стороны природы.

Результатом тысячелетней борьбы стало изобретение иглу (снежных жилищ в форме купола), жировых ламп, лодок-каяков, гарпунов с поворотными наконечниками.

Интересно, что эскимосы не имели родо-племенных отношений (во всяком случае, в 19 веке, когда ими заинтересовались исследователи). В верованиях сохранился шаманизм.

Каким вещам эскимосы научили русских Эскимосские семьи

Эскимосы Сибири называют себя югыт, что означает «настоящие люди» и разговаривают на диалектах языка юпик и русском языке.     Родство велось по линии отца и невеста забиралась в дом семьи мужа. Меновая торговля привела к появлению имущественного неравенства и появлению крупных торговцев, становившихся «хозяевами земли». 

Религиозные представления эскимосов

Религия современных эскимосов – христианство. Но верования предков глубоко укоренились в сознание эскимосов. Поэтому верования носят смешанный характер и отдать перевес какой-то одной мировоззренческой позиции сложно. Космологические представления тоже достаточно интересны. Традиционные верования не являются религией в обычном понимании. 

!!!Важно!!!

Сущее не управляется никем – ни Богом, ни божествами, и никаких наказаний за содеянное никто не несет. Тысячелетия жизни в условиях суровой природы научили этот народ не верить, но бояться.

В мифологии эскимосов есть живые существа (в основном недобрые), которые отвечают за те или иные явления или группу живых существ (белых медведей, морскую фауну и др.). Верования эскимосов говорят, что все вокруг имеет душу (или дыхание) – анирниит. С этим связано ритуальное выбрасывание части туши убитого животного для его восстановления. 

Каким вещам эскимосы научили русских Духи в мифологии эскимосов

Но эскимосы видят духов не только в животных. В дожде оны видят плач умерших, населяющий верхний мир, а северное сияние  — это небесная игра покинувших этот мир детей.

Сходные группы существ (растения или животные, обитающие в море) относились к одного класса духам и их можно было призывать посредством хозяина этих групп.

Приход к эскимосам христианства анирниит стали ассоциировать с душой и другой терминологией христианства.

Злые духи

Их называют Туурнгаит. Они существуют отдельно от физических тел, очень злобные и являются причиной всех неудач. Бороться с ними могут только шаманы с помощью ритуальных действий. Считается, что шаманы могут их поработить для борьбы со свободными туурнгаит. 

Каким вещам эскимосы научили русских Мифологические злые духи

Шаманы

Ангакуит – так их называют эскимосы. Выполняют функции лекарей и духовных наставников. В помощь брали себе духа, посредством которого врачевали, советовали, как поступать в житейских ситуациях, призывали или отгоняли духов, заклинали, толковали знаки, призывали погоду и т.п. Во время ритуальных действий пользовались бубнами, особыми песнями и ритмичными движениями.

Мир духов включал добрых и злых, насылающих болезни и другие несчастья. Добрые духи ассоциировались с различными животными. Для защиты от злых духов эскимосы имели при себе амулеты. Посредником между духами и людьми выступал шаман.

Каким вещам эскимосы научили русских Эскимосские шаманы

Ритуалы и праздники

Покровителем охотников в море была касатка. Ее изображение охотники всегда носили при себе. Частым персонажем народных преданий был ворон. Все праздники и ритуалы касались промыслов. Праздники Голов (посвящался моржовому промыслу), праздник, посвященный китовой охоте (проводился вначале и конце сезонов охоты) и т.д.

Погребальный обряд

Покойников облачали в новые одежды и стягивали ремнями, набрасывая поверх оленьи шкуры. Умерший не должен был запоминать последней дороги, чтобы исключить его возвращение к живым.

А выносили его из жилища в проделываемый для этого ход, который потом заделывали. Перед ритуалом проходила трапеза.

Покойного после этого выносили в тундру, где оставляли вместе с разрезанной одеждой и сломанными вещами, обкладывая камнями.

Каким вещам эскимосы научили русских Погребальные обряды

Промысел

Добыча морского зверя – был основным промыслом эскимосов, который обеспечивал их едой, шкурами для постройки жилья и шитья одежды, костями для изготовления орудий труда и остовов для жилищ, жир использовался в качестве топлива. Промысел вели с помощью гарпунов с отделяющимися наконечниками поплавками, на тюленей охотились сетями из китового уса. Передвигались по воде на байдарах и каяках. 

Каким вещам эскимосы научили русских Промыслы эскимосов

Жилье, кухня и одежда

Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода.

Одежду шили глухую с утеплением из перьев птиц или меха оленей. На ноги обували меховые унты. Практиковалась татуировка на лице. Шитьем одежды и приготовлением пищи занимались женщины.

Пищевой рацион состоял из мяса морских животных, моллюсков, кореньев, морской капусты. Выменивалось мясо оленей, которое очень ценилось. Домашняя утварь была скудной. Изготовлялась из дерева и кожи морских животных.

Каким вещам эскимосы научили русских Жилища эскимосов
Вывод:

Суровые условия существования наложили свой отпечаток на способ жизни, верования и представление эскимосов об окружающем мире. Основной промысел – морская охота, дававшая все необходимое для жизни. Непосредственная жизнь в природе вела к естественному страху перед природными явлениями, одухотворению и поклонению им.

Древние жилища эскимосов Чукотки.

Источник: http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai/obyichai-i-traditsii-eskimosov

Эскимосы

Каким вещам эскимосы научили русских Каким вещам эскимосы научили русских Каким вещам эскимосы научили русских Каким вещам эскимосы научили русских Каким вещам эскимосы научили русских Каким вещам эскимосы научили русских Каким вещам эскимосы научили русских Каким вещам эскимосы научили русских
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ
 Эскимосы, народ, расселённый от вост. оконечности Чукотки до Гренландии. Общая числ.- ок. 90 тыс. чел. (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке. Антропологически относятся к арктич. типу монголоидов. Э. сформировались ок. 5-4 тыс. лет назад в р-не Берингова м. и расселились на В.- до Гренландии, достигнув её задолго до н. э. Э. замечательно приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на мор. зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду и пр. Для самобытной культуры Э. в 18-19 вв. были характерны сочетание охоты на мор. зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистич. норм в распределении добычи, жизнь терр. общинами. Религия — культы духов, нек-рых животных. В 19 в. Э. не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой плем. организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных Э. произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от мор. промысла к охоте на песцов, а в Гренландии — к товарному рыболовству. Часть Э., особенно в Гренландии, стала наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Э. Зап. Гренландии сформировались в отд. народ — гренландцев, не считающих себя Э. На Лабрадоре Э. в значительной мере смешались со старожильческим нас. европ. происхождения. Повсюду остатки традиц. культуры Э. быстро исчезают.
В СССР Эскимосы — малочисл. этнич. группа (1308 чел., перепись 1970), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде насел, пунктов вост. побережья Чукотки и на о. Врангеля. Их традиц. занятие — мор. зверобойный промысел. За годы Сов. власти в х-ве и быту Э. произошли коренные изменения. Из яранг Э. переселяются в благоустроенные дома. В колхозах, в к-рых обычно объединяются Э. и чукчи, развивается механизир. многоотраслевое х-во (мор. зверобойный промысел, оленеводство, охота и др.). Среди Э. ликвидирована неграмотность, сложилась интеллигенция.
Л. А. Файнберг.
Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразит, иск-во. Раскопками открыты относящиеся к кон. 1-го тыс. до н. э. — 1-му тыс. н. э. костяные наконечники гарпунов и стрел, т. н. крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели лодок-каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского иск-ва 18-20 вв.- изготовление статуэток из моржового клыка (реже — мыльного камня), резьба по дереву, художеств, аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы). Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

ЭСКИМОСЫ

Самый восточный народ страны. Живут на северо-востоке России, на Чукотском полуострове. Самоназвание — юк — «человек», югыт, или юпик — «настоящий человек», «инуит». Численность — 1704 человек. Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы — юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками. Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура — древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки — охоты на мелких ластоногих. Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) — легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов — от одноместных до огромных 25-местных парусников. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах — «ракетках» (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду — с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью — на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее — гарпунными пушками. Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу. Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя — в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища — каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами. До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю). В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище — четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.
Широко известно также эскимосское жилище – иглу, которое складывалось из снежных глыб.

Одежда азиатских эскимосов — глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок. На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в.

эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Мужская татуировка — кружки в уголках рта, женская — прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья. Традиционная пища — мясо и жир тюленей, моржей и китов.

Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках.

Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство. Эскимосы практически не подверглись христианизации.

Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков.

Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.

Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве. Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты — «проводы кита», либо весной — «встреча кита».

Существовали также праздники начала морской охоты, или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла. Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак — «весть», «новость» и на унипамсюк — рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы.

Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание. К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости.

Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Музыка (айнгананга) — преимущественно вокальная. Песни подразделяются на «большие» общественные — песни-гимны, которые поют ансамбли и «малые» интимные — «песни души». Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Бубен — личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он занимает центральное место в музыке.

В наше время сопровождение 1С для многих жителей Чукотского полуострова, которые занимаются предпринимательством, стало важней владения бубном.

Использованы материалы энциклопедии Русская цивилизация».

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

югит, югыт, юит: Самоназвание ю г и т, ю г ы т, ю и т «люди», «мужчина», ю п и г и т «настоящие люди». Современный этноним от э с к и м а н ц и к «едящие сырое мясо» (алгонкин.).

Основная территория расселения

Расселяются на территории Чукотского АО.

Численность

Численность по переписям: 1897 — 1307, 1926 — 1293, 1959 — 1118, 1970 — 1308, 1979 — 1510, 1989 — 1719.

Этнические и этнографические группы

В XVIII в. делились на ряд племен — уэленцы, пауканцы, чаплинцы, сирениковцы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Антропологические характеристики

Наряду с чукчами, коряками и ительменами образуют, так называемую, континентальную группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Язык

Эскимосский: Эскимосский язык входит в эскимосско-алеутскую языковую семью. Его современное состояние определяются длительностью контактов азиатских эскимосов с их соседями чукчами и коряками, что привело к проникновению в эскимосский язык значительного объема их лексики, элементов морфологии и синтаксиса.

Писменность

В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.)

Религия

Православие: Православные.

Этногенез и этническая история

История эскимосов связана с проблемой формированием приморских культур Чукотки и Аляски и их родства с алеутами.

В последнем случае фиксируется родство эскимосов и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской / эскоалеутской общности которая в древности локализовалась в зоне Берингова пролива и из которой эскимосы выделяются в IV – II тыс. до н.э. Начальный этап формирования эскимосов связывается с изменением с нач. II ты. до н.э.

экологической ситуации в районах Берингии. В это время в Арктической Америке и на Чукотке формируются т.н. «палеоэскимосские культуры», что указывает на общность процесса сложения приморских традиций народов северо-востока Азии и Северной Америки.

Дальнейшее их развитие прослеживается в эволюции локальных и хронологических вариантов. Оквикская стадия (побережье и о-ва Берингова пролива, I тыс. до н.э.) отражает процесс взаимодействия континентальной культуры охотников на дикого оленя и культуры морских зверобоев.

Усиление роли последней фиксируется в памятниках древнеберингоморской культуры (первая пол. I тыс. н.э.). С VIII в. на северном и восточном побережье Чукотки получает распространение берниркская культура, центр которой располагается на северном побережье Аляски.

Она наследует предыдущие приморские традиции, а ее сосуществование с поздними этапами древнеберингоморской и ранними последующей пунукской, позволяет рассматривать ее как одну из локальных общностей древних эскимосов. На юго-востоке Чукотки древнеберингоморская культура переходит в пунукскую (VI-VIII вв.). Это было время расцвета китобойного промысла и в целом культуры морских зверобоев Чукотки.

Последующая этнокультурная история эскимосов тесно связана со сложением общности береговых чукчей, которые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н.э.

Этот процесс носил ярко выраженный интеграционный характер, что нашло выражение во взаимопроникновении многих элементов традиционно-бытовой культуры береговых чукчей и эскимосов.

Для последних, взаимодействие с береговыми чукчами открыло возможность широких торгово-обменных контактов с оленеводческим населением тундр Чукотки.

Хозяйство

Культура эскимосов исторически формировалась как приморская, жизнеобеспечивающей основой которой был морской зверобойный промысел. Достаточно разнообразны и специализированы были способы и орудия промысла моржей, тюленей и китообразных. Подсобными занятиями были сухопутная охота, рыболовство и собирательство.

Традиционная одежда

В одежде, преобладает «глухая» системы кроя, а в материале, шкуры морских животных и шкурки птиц.

Традиционные поселения и жилища

С распространением чукотской яранги, в культуре эскимосов, наблюдается утрата традиционных типов жилища.

Библиография и источники

Эскимосы. М., 1959./Меновщиков Г.А.

Арктическая этноэкология. М., 1989./Крупник И.И.

Народы Сибири, М.-Л., 1956;

Народы Америки, т. 1, М., 1959;

Меновщиков Г. А., Эскимосы, Магадан, 1959;

Файнберг Л. А., Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к соседской общине, М., 1964;

Файнберг Л. А., Очерки этнической истории зарубежного Севера, М., 1971;

Митлянекая Т. Б., Художники Чукотки. М., 1976;

R а у D. J., Eskimo art, Seattle-L., 1977.



ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Источник: http://www.hrono.ru/etnosy/rossia/eskimosy.php

Зачем эскимосы делают со своими женами «ареодярекпут»?

Эскимосский обычай «ареодярекпут», то есть обмен женами на время, уходит своими корнями в глубокую древность. Ученые считают, что он зародился еще в те времена, когда Евразия и Северная Америка были соединены перешейком и Чукотка составляла единое целое с Аляской. Зачем же эскимосы менялись супругами?

Каким вещам эскимосы научили русских

Относительно недавно «ареодярекпут» практиковали многие северные народы, но сегодня этот обычай почти не встречается ни у народов Сибири, ни у эскимосов Аляски и Северной Канады. Необходимость в обмене супругами отпала с приходом цивилизации в самые отдаленные стойбища и поселки и постепенно древний обычай стал частью истории.

Но относительно недавно, еще в середине XX столетия, такой обмен играл очень важную роль в жизни народов Заполярья. Жизнь эскимосов сопряжена с множеством трудностей. Экстремально низкие температуры, скудное питание, плохие санитарно-гигиенический условия, отсутствие медицинской помощи — все эти факторы существенно влияли на репродуктивную способность женщин.

Каким вещам эскимосы научили русских

Период, когда эскимоска могла родить детей был совсем небольшим и продолжение рода в эскимосских семьях всегда было важной задачей. В случае, если жена не могла подарить мужу ребенка, он брал супругу напрокат у друга и наоборот, женщина могла на время перейти к другому мужчине, если неспособным к зачатию оказывался ее глава семьи.

Дети, рожденные в результате такого обмена, считаются в семье такими же законными как собственные, без малейшего ущемления. В эскимосских семьях всегда было особое отношение к детям, поэтому в стойбищах никогда не бывает сирот. Родителями считаются люди, воспитавшие малыша, а факт рождения не имел никакого значения.

Каким вещам эскимосы научили русских

Это связано с тем, что в семьях северных народов была очень высокая детская смертность и каждый ребенок, а особенно мальчик — будущий охотник и кормилец, был на вес золота. Верования эскимосов побуждают их к продолжению рода — отсутствие хотя бы одного ребенка в семье считается серьезным несчастьем.

Эскимосы верили, что после смерти, в загробном мире, их встречает дух, имеющий вид старухи. Он спрашивает, оставил ли умерший на земле потомство, прежде чем отойти в иной мир.

Получив утвердительный ответ, женщина пропускала душу эскимоса в большой иглу, где вечно пируют свежим мясом его покойные родственники, но если детей у умершего не оказывалось, старуха бросала его в ледяное озеро, где он должен был мучиться до конца времен.

Каким вещам эскимосы научили русских

Еще одной причиной обычая «ареодярекпут» являлось желание иметь сыновей. Мальчики ценились у народов Севера выше чем девочки, так как являлись будущими кормильцами. Если жена эскимоса раз за разом рожала ему дочерей, то приходилось отдавать ее на время соседу, который имел сыновей, а значит был более удачлив в зачатии.

Были причины и более глобального масштаба. Не знакомые с генетикой эскимосы понимали, что браки, заключаемые десятилетиями внутри одного небольшого стойбища приводили к вырождению и постепенному вымиранию. Высокая изолированность поселков, которые, нередко, находились на расстояние в несколько дней пути друг от друга, делали поиск невест затруднительным.

Каким вещам эскимосы научили русских

В связи с этим практиковался межпоселковый обмен женами — эскимос сажал свою жену в нарты или каяк и увозил за десятки километров, чтобы обменять на время на женщину из другого рода и обеспечить прилив свежей крови в свое стойбище.

С этими же целями в старину эскимосы, чукчи и эвенки раньше предлагали своих жен чужестранцам, посетившим поселок.

Чувство собственничества по отношению к женщине, а тем более ревность, были неслыханной роскошью в Заполярье, где обеспечить существование стойбища могли только молодые, сильные и здоровые охотники и хозяйки с хорошим набором генов.

Обменивались супругами также и в качестве братания.

Отдав своих жен на время друг другу, а тем более получив от них детей, мужчины-эскимосы связывали себя узами, которые оказывались, порой, сильнее родственных.

Часто женами обменивались многократно, после чего образовывались так называемые «группы сердца», объединявшие несколько семей с мужчинами, женщинами и детьми разного возраста в своеобразные сообщества.

Каким вещам эскимосы научили русских

Нужно особо отметить, что функции «жены по обмену» не ограничивались только рождением потомства. Женщина выполняла всю обычную для хозяйки работу: шила и ремонтировала одежду, снасти и оружие, готовила пищу, ухаживала за детьми и стариками.

Обычай товарищества по женам очень выручал в многодневных охотах, когда эскимос брал с собой жену и уходил на дальний промысел в тундру или на отдаленные острова.

Если собственная жена была больна или ухаживала за маленьким ребенком, женщина, одолженная у товарища, полностью заменяла ее в походе, выполняя бытовые задачи, помогая разделывать добычу и обеспечивая теплом и лаской холодными полярными ночами.

Каким вещам эскимосы научили русских

Чем больше мужчина имел «товарищей по жене», тем больший вес он имел в обществе. Игнорировавшие обычай обмена женами выглядели в глазах земляков странными и нередко являлись изгоями и постоянными мишенями для насмешек.

Сегодня «ареодярекпут» изжил себя. Мощные снегоходы, моторные лодки, радиосвязь и интернет сделали мир эскимосов более компактным и теперь парню не нужно рисковать жизнью и тратить недели в пути, чтобы посвататься к девушке из другого стойбища. Также серьезно повлияло на обычаи северных народов христианство, которое почти вытеснило во многих районах местные языческие культы.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=1131308

Каким вещам эскимосы научили русских

Каким вещам эскимосы научили русских

Взаимодействуя с коренным населением Аляски, русские промысловики, охотники и старатели быстро перенимали культуру эскимосов – инуитов и юпиков, поскольку местные народы были хорошо приспособлены к выживанию в условиях Арктики. Русские, так же, как и американцы, соперничающие с ними, начинали одеваться в глухую меховую одежду, носить торбасы, использовать новые охотничьи приемы. Большинство заимствований не сохранилось и было утрачено после того, как переселенцы вернулись в Россию.

Но есть несколько вещей, которые были подсмотрены русскими именно на Аляске.

Иглу

Снежный дом иглу, в котором аляскинские эскимосы живут зимой, представляет собой купол, построенный из кирпичей, которые нарезают из слежавшегося снега. Диаметр иглу составляет от трех до четырех метров, а высота равна высоте человеческого роста.

Поскольку пол в иглу находится чуть выше, чем вход в жилище, представляющий собой короткий коридор из снежных кирпичей, то вход не закрывают – так сохраняется приток воздуха, не выходит тепло, а свет проникает сквозь снежные стены или через прорубленное в стене окно.

В иглу сухо и гораздо теплее, чем снаружи.

Официальная история гласит, что в первый иглу якобы построил канадский антрополог Вильямур Стефанссон, который поведал об этом в своей книге. Случилось это в 1914 году.

Впрочем, согласно хроникам экспедиции к Северному полюсу Георгия Яковлевича Седова в 1912 – 1914 гг, её участники вовсю строили иглу, чтобы пережить холод.

Во время вынужденной стоянки на Новой Земле зимой 1912–1913 гг. самим Седовым и матросом Томиссаром во время научных наблюдений на дном из мысов острова было построено эскимосское иглу. Его предполагалось использовать для укрытия.

Очевидно, что участники экспедиции относились к иглу с некоторым недоверием, так как сами предпочитали жить рядом, в палатке. Поскольку однажды в иглу положили запасы мяса, то снежный домик прослужил недолго – в лагерь Седова наведался белый медведь и разрушил иглу, слопав припасы.

Однако в следующую зиму использование иглу стало способом выживания экспедиции – практически все дерево было сожжено в топках «Святого Фоки» в попытках пробиться через льды на чистую воду к земле Франца-Иосифа. Поэтому в бухте Тихой русским пришлось строить иглу, чтобы не замерзнуть во время отлучек с «Фоки».

Советские полярники продолжили традицию Седова. Иглу они строили больше для сохранения сложной техники. Например, работники геофизической обсерватории на Большом Ляховском острове зимой 1928 – 1929 гг. построили иглу для замены лент на аппаратуре.

  • К строительству иглу приходилось прибегать и участником арктической экспедиции ледоколов «Седов», «Малыгин» и « Садко», которая состоялась в 1937 году – их строили как лаборатории.
  • В 1938 году на одном из островов архипелага Норденшельда был построен большой иглу, который служил павильоном для научных наблюдений, температура внутри была около 0, тогда как снаружи было –30 градусов.
  • До сих пор в России иглу используют горные туристы, альпинисты и охотники.

Каяк

Верткая, крытая сверху одиночная лодка – «каяк», была широко распространена у эскимосов Аляски; даже название за лодкой сохранилось прежнее: qajaq, qayaq, что значило – «крытая».

Это традиционное средство передвижения по морю среди льдов делалось из плавника или кости, из китового уса и обтягивалось сверху сшитыми моржовыми или тюленьими шкурами. Чтобы вода не попадала внутрь, делался специальный клапан из кожи.

Эскимос сидел в каяке, скрытый по пояс, и греб одним широким веслом, а при необходимости мог легко перетащить каяк через лёд, перегородивший ему дорогу. У эскимосов Аляски существовали одно-, двух- и трехместные каяки.

Эскимосский переворот

Вместе с искусством вождения каяка был перенят и прием, которым эскимосские мужчины возвращали лодку в вертикальное положение при её опрокидывании.

Этот приём состоял в одном сильном гребке веслом, а всего было около десяти приемов «поставить каяк на киль».

Опытный охотник мог вернуть каяк в нормальное положение, даже если в руках у него оставалась половина весла или же вместо весла он держал гарпун.

Считается, что к русским этот прием перешел лишь после 1965 года, когда его «заново открыли» после популяризации каякинга американцы. Однако прием этот был широко известен среди северных народов России, контактировавших с эскимосами, а следовательно, известен и русским полярникам.

Заимствования эскимосов

Не только русские перенимали традиции и элементы быта у эскимосов, но и многое дали этому народу: скамейки и табуретки, удобную одежду, посуду, в том числе глиняную, которую они до русских никогда не делали.

Кроме этого на Аляске сохранились русские имена и фамилии, обладатели которых живут и сейчас. До сих пор на американской территории есть люди с именами Nikolai, Yaska, Pitka, Waskey, Egnaty, Ivan. Есть и русские фамилии: Belkoff, Odinzoff, Ivanoff.

У эскимосов-юпиков остался обычай строить небольшие бани, которые в прежние времена рубили из бревен, а сейчас делают из фанеры и пенопласта. В некоторых местах сохранились русские песни.

Историк Павел Анатольевич Филин в работе «Русские заимствования в традиционной культуре народов Аляски» отмечал, что на Аляске до сих пор поют «Я по сенюшкам гуляла», «В темном лесе» или «В осемьсот третьем году, на Кадьяке острову».

Впрочем, ученый отмечал, что слова уже почти не понимают, но мотивы воспроизводят очень точно.

Самое масштабное, что эскимосы переняли у русских на Аляске — это православие. Многие деревянные храмы, которые действуют до сих пор, были построены уже после того, как русские покинули Американский континент.

Этнографы отмечают, что эскимосские кладбища очень похожи на русские – местные ставят на могилах кресты, но очень любят их украшать цветами и венками.

Распространены и старообрядческие двухскатные домовины, которые часто встречаются на Русском Севере.

Источник: https://123ru.net/religion/216826148/

Каким вещам русские научили евреев | Хомад.ру — Лучший выбор для Вашего дома

На протяжении столетий евреи перенимали черты тех народов, на землях которых они жили. Проживая на территории России, еврейская нация очень много взяла от русской, вследствие чего возникло особое понятие «русский еврей».

Каким вещам эскимосы научили русских

Как евреи появились на Руси?

Согласно одной из популярных исторических гипотез, после распада Хазарского каганата проживавшие там евреи массово мигрировали на запад. Известно, что еще в X веке в Киеве существовала еврейская община.

После крещения Руси права евреев были сильно ограничены. Московские правители не позволяли им селиться на своих землях, если те не принимали христианство.

Переход в православие часто становился единственным способом «легализации» для еврейского населения.

Религия

За процесс крещения евреи получали крупные пожалования из казны. Среди первых жителей московской Мещанской слободы, по переписям 1676-го и 1684 годов оказалось несколько евреев-выкрестов. Также выкресты проживали и в Новоиноземной слободе. Немало выкрестов встречалось среди медиков, переводчиков, иконописцев.

Некоторые из них имели статус «детей боярских».
При Петре I крещеные евреи влились в круги высшей российской аристократии. Так, еврейское происхождение имели вице-канцлер П. Шафиров, резидент в Амстердаме и Вене А. Веселовский (оба — выходцы из Мещанской слободы), а также генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер.

Одежда и прически

Российские власти не были заинтересованы в существовании на территории страны еврейских общин и старались по возможности «слить» евреев с остальным населением. Так, во внутренние российские губернии евреям разрешалось приезжать лишь в русской одежде.

В 1844 году административные органы еврейских общин – кагалы – были повсеместно упразднены, а их функции переданы городским управам и ратушам. А 1 мая 1850 года Николай I ввел полный запрет на ношение традиционной еврейской одежды. Ее разрешалось донашивать только старым евреям, и то они должны были платить за это особый налог.

Кроме того, еврейским женщинам запретили брить головы, а мужчинам – носить пейсы. Талесы и кипы отныне можно было надевать только в синагогах.

Кухня и другие традиции

Еврейская кухня – это смесь кулинарных традиций разных стран.

Живя на территории России, евреи, конечно, продолжали готовить и свои традиционные блюда, такие как цимес, форшмак, или фаршированная рыба, но постепенно перенимали и русские пищевые привычки, например, есть картошку.
В прошлое ушла и традиция не работать по субботам. Шаббат в России сегодня соблюдают лишь те, кто сохранил иудейскую веру.

Переняли евреи и русские похоронные традиции. Например, они хоронят покойников в гробах и устраивают поминки (по еврейской традиции это не принято), занавешивают в доме зеркала, отмечают девятый и сороковой день после смерти.

Образование и культура

Традиционное еврейское образование было религиозным. Однако в 1840-х годах Николай I создал государственную еврейскую образовательную систему, куда входили как начальные школы, так и училища, где готовили учителей и раввинов. Так возник слой светских еврейских интеллектуалов и просветителей.

Начиная с 1860-х годов, культурная изоляция еврейского населения России стала постепенно ослабевать. Все больше евреев перенимало русский язык и обычаи. Это привело к тому, что еврейская молодежь стала стремиться поступать в русские учебные заведения – гимназии и университеты — и таким образом сливаться с русской средой.

Этому способствовала и отмена черты оседлости для некоторых категорий еврейского населения.

Хотя в ряде учебных заведений существовала так называемая процентная норма для евреев, а в некоторые вузы (Электротехнический институт и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, Сельскохозяйственный институт в Москве, театральные училища в Москве и Петербурге) их вообще не принимали. При большевиках все ограничения были отменены (по крайней мере, формально), и евреи стали частью русской интеллигенции.[С-BLOCK]

В ХХ столетии в России окончательно сложилась прослойка так называемых «русских евреев». Это были люди еврейского происхождения, воспитанные в русской культуре, чаще всего христианского вероисповедания, говорившие на русском языке и ничем, кроме национальности, не отличавшиеся от русских.

Многие из них становились литераторами, художниками, композиторами, учеными. Так, в 20-е годы получили известность русскоязычные поэты и писатели: О. Мандельштам, Б. Пастернак, Э. Багрицкий, И. Бабель, И. Ильф.

А об Исааке Левитане говорили, что никто не смог описать русскую природу так, как этот художник еврейской национальности.

Предыдущая записьНазадСледующая записьДалее

Каким вещам русские научили евреев

Источник: http://homad.ru/kakim-veshham-russkie-nauchili-evreev/

8 национальных особенностей эскимосов, которые вас поразят

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 8 национальных привычек и особенностей эскимосов, некоторые из которых вас очень сильно удивят.  

Они могут одолжить чужую жену

Если постоянная жена больна или у нее маленький ребенок, удобно поменять ее на молодую и сильную женщину, с которой легче перемещаться. Ведь в пути женщина должна не только выполнять супружеский долг, но готовить еду, всячески помогать главе семьи и разделять дорожные тяготы. Для обмена женами на несколько дней существует специальный термин — «ареодярекпут».

Они называют интернет путешествием

В начале XXI века эскимосы познакомились с интернетом, и этот термин понадобилось перевести на их язык. Эксперты выбрали слово ikiaqqivik — «путешествие сквозь слои». Раньше так называли ритуал шамана, который в поисках ответа на какой-либо вопрос «путешествовал» сквозь время и пространство.

Они обнюхивают друг друга при встрече

Традиционное приветствие эскимосов, используемое в основном родственниками или влюбленными, называется «куник». Выглядит это так: один из здоровающихся прижимает нос ко лбу или щекам второго и втягивает воздух — как будто нюхает, вдыхает знакомый запах.

Говорили, что обычай возник потому, что на сильном морозе губы замерзают — не поцелуешься, и даже называли это эскимосским поцелуем.

На самом же деле это приветствие является чисто дружеским и обусловлено тем, что у встретившихся на холоде нижняя часть лица может быть закрыта.

Они соревнуются в перетягивании нити ушами

В программу Всемирных эскимосских олимпийских игр входит особое соревнование — перетягивание нити ушами. На двух концах нити делаются петли. Противники усаживаются лицом к лицу, на ухо каждому надевается петля.

И как другие перетягивают руками канат, они ушами (а скорее — головой и даже наклонами туловища) пытаются перетянуть нить, пока кто-то не откажется от дальнейшего состязания из-за боли.

Надо сказать, не каждое ухо способно такую борьбу выдержать.

Они рискуют жизнью ради горстки мидий

Однообразная еда иногда настолько надоедает, что эскимосы решаются на крайне опасное мероприятие — подледный сбор мидий. На поверхности арктических морей почти круглый год — толстый слой льда. Надо поймать короткое время отлива, когда под огромным ледяным пластом образуется полое пространство, прорубить в нем отверстие, спуститься и собрать с него урожай мидий.

Дело это действительно рискованное. У сборщиков есть не больше получаса, чтобы покинуть ледяную пещеру до прихода волны — если не успеть, гибель неминуема. Кроме того, лед, повисающий при отливе практически в воздухе, может обвалиться на отчаянных сборщиков. И все ради горстки мидий, которые съедаются в один присест.

Их женщины используют вместо прокладок мох и водоросли

Эскимосские женщины в качестве средств защиты в критические дни используют шкурки пушных зверьков, мох-ягель и тонкую древесную стружку, изготавливающуюся из ольхи. Те, кто проживает рядом с морем, предпочитают водоросли.

Их дети боятся Калупилука

В любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, которыми пугают детей, если они не пойдут сейчас спать. Эскимосы боятся Калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) — призрака, который только и ждет, чтобы утащить неосторожных людей под лед, на дно моря.

Они кладут на могилы плееры

Обычай оставлять покойнику его любимые вещи существует у многих северных народов. Отправляя умершего к «верхним людям», живые «отправляли» с ним все то, что, по их мнению, могло пригодиться в иной жизни. Прежде это были ножи, поделки из моржового клыка, теперь — современная бытовая техника. Чаще всего — видеокассеты и плееры.

По материалам

Источник: https://4tololo.ru/content/12480

Обычаи и традиции эскимосов, которые покажутся странными для современного человека

Эскимосы — кто они? смелый народ, который приспособился к суровым условиям природы или же ничем непримечательный коренной народ севера? Мне кажется, что имеет место быть первый вариант, так как порой им приходится бороться со всеми прихотями природы. В их культуре очень много обычаев, которые могут показаться на первый взгляд странными.

Фото labocine.com

Эхх… романтика, нет никакой цивилизации: ни интернета, ни магазинов, ни торговых центров. Здесь ты предоставлен сам себе, есть только ты, твоя семья и природа. Однако романтикой это кажется на первый взгляд. Современный человек не выдержал бы и недели в таких условиях:) И вот почему.

Мне показалось странным, что у эскимосов нет понятия супружеской измены. Если твоя жена вдруг заболела, то её можно поменять например. И в этом они не видят ничего постыдного.

Фото fb.ru

Эскимосы могут ходить абсолютно голыми в своём жилище, потому что так гораздо удобней, чем носить тяжёлую и неудобную одежду из меха ежедневно. Если даже будут какие-то посторонние люди, эскимос не придаст этому значения и будет ходить нагой как ни в чём не бывало.

Они не целуются. Когда видят знакомого или близкого человека, то трутся друг о друга носами.

Есть две гипотезы о том, почему эскимосы так себя ведут: во-первых, как правило они обитают в суровых погодных условиях, которые не дают возможности поцеловаться, так как после этого губы попросту замёрзнут, во-вторых, объяснение этому банально просто — на суровом морозе у людей закрыта нижняя часть лица от обветривания, поэтому они и не целуются.

makeagif.com

Есть даже эскимосско — индийские олимпийские игры! Во время них эскимосы прыгают на одеяле…

прыгают на кулаках…

перетягивают руки…

Вот такие странные состязания…

Эскимосы кладут любимые вещи умершего к нему в могилу. Конечно, у большинства народов севера наблюдается подобного рода обычай, но всё же это я тоже решил упомянуть.

Businessinsider.in Подпишитесь на канал и ставьте лайк! Вам несложно, а автора мотивирует писать познавательные и уникальные статьи! уверяю, что на этом канале вы найдёте много всего полезного о севере

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c63d98dc4483200ad0597df/5c8bdd592aa93200b3121ba0

16 сентября 2019 года состоится открытие выставки «Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена»

Подробности Категория: Архив анонсов Опубликовано: 29 августа 2019 Просмотров: 498

  • ПРЕСС-РЕЛИЗ
  • Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ «МИФЫ И ВЕЩИ: ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЭСКИМОСОВ ЭКВЕНА»
  • К 100-летию российской академической археологии 16 сентября 2019 года приглашаем вас на открытие выставки «Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена»!

Сочетание артефакта, мифа, науки и кино.

Эта выставка рассказывает о древней эскимосской культуре, о представлениях эскимосов о себе и окружающем мире и погружает в атмосферу опасного морского промысла.

Эквен – поселение древних эскимосов на северо-востоке Чукотки, в 30 километрах от современного поселка Уэлен. Следы древней эскимосской культуры периода каменного века были обнаружены лишь в середине 50-х годов XX века и, как это часто бывает, – случайно.

Находка стала мировой научной сенсацией! А дальше целое десятилетие продолжались археологические раскопки, для проведения которых был создан специальный Чукотский отряд Северной экспедиции Академии наук СССР .

Эквенский могильник раскапывали ленинградские археологи, и все извлеченные предметы – около 6 тысяч – сейчас хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

В ходе научного описания этих коллекций и родилась идея выставки. Уникальные эквенские предметы имеют не только научную ценность. Они по-настоящему красивы! Тонкая резьба по моржовому клыку.

Изображения причудливо изменяются: части тела человека оказываются одновременно частями тела животного. Женщина становится моржом, мужчина – китом или медведем, косатка превращается в волка. Разгадки этих изображений содержится в мифах и легендах, возникших более двух тысяч лет назад.

Их тексты сопровождают экспонаты, которых на выставке 46, и каждый – безусловно, шедевр.

Особый интерес – к деталям поворотного гарпуна. Именно его изобретение позволило древним эскимосам переселиться на берег Берингова пролива и охотиться в море на моржей, тюленей и китов. Традиции морского зверобойного промысла сохраняются на Чукотке до сих пор.

И об этом фильм Алексея Вахрушева «Книга моря», фрагменты которого будут демонстрироваться на выставке.

Созданный в жанре «анимадок», сочетающий в себе документальные съемки морской охоты и анимированные эскимосские сказки, фильм поддерживает «мифическую» составляющую выставки.

Выставка подготовлена при поддержке фонда «История Отечества».

Начало мероприятия: 16 сентября 2019 года в 17.00.

Адрес: Университетская набережная, дом 3. Вход со служебного входа.

  1. КОНТАКТЫ:
  2. 8 911 834 39 45, p_dasha@mail.ru (Дарья Патрина);
  3. 8 964 327 18 02, tsolovyeva@kunstkamera.ru (Татьяна Соловьева)

Источник: https://historyrussia.org/sobytiya/anonsy/16-sentyabrya-2019-goda-sostoitsya-otkrytie-vystavki-mify-i-veshchi-iskusstvo-drevnikh-eskimosov-ekvena.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector