Какими были любимые женщины нестора махно

ИсторииЗнаменитостиВоенное Биографы выдающегося анархиста, героя гражданской войны Нестора Ивановича Махно и по сей день теряются в подсчетах: сколько же на самом деле было жен и любовниц у знаменитого атамана. Какими были любимые женщины Нестора Махно Когда Николай Каптан начал съемки фильма о Махно на его исторической родине, к нему буквально косяками потянулись прямые потомки легендарного атамана. И каждый заявлял, что его прабабка была любовницей Махно. И как это не парадоксально звучало, вполне даже возможно, что у Нестора действительно могло быть намного больше наследников, нежели зафиксировано в его биографии. Ведь батька Махно слыл весьма и весьма любвеобильным. «Будущее — это большое зеленое поле, по которому будут гулять только кони и женщины»,- именно так этот отчаянный атаман представлял светлое будущее своего родного края. И действительно, личная жизнь Нестора Махно была не менее легендарной, загадочной, и насыщенной множеством переплетений и перипетий, нежели политическая. Лихой атаман гражданской войны.
Какими были любимые женщины Нестора Махно

Боевые подруги, жены и любовницы Нестора Махно

Остались сведения, хотя и не подтвержденные документально, о том, что в первый раз его практически вынудили жениться мать с братьями. Они и невесту подыскали пригожую, искренне надеясь, что «меньшенький» остепенится и оставит свое увлечение политикой. А на то время он уже входил в подпольную террористическую группировку, созданную рабочими Гуляйполя. Женить-то женили, а вот от своей подпольной деятельности Нестор не отказался, и вскоре был арестован за незаконное хранение оружия. Так к 20 годам его брачные узы разбились о суровые реалии жизни, а имя его первой жены кануло в небытие. Анархист- террорист Нестор Махно.
Какими были любимые женщины Нестора Махно

Настя Васецкая

Поэтому первой женой историки все же склонны называть Настю Васецкую с Екатеринославщины, где они познакомились, и откуда Нестор загремел на каторгу за убийство чиновника военной управы. Он писал ей с московской «Бутырки» проникновенные письма, а она писала на них, не менее нежные ответы и передавала через мать. Мысль о любимой девушке помогла заключенному выдержать и каторжные оковы, и болезнь, и потерю легкого. Вернувшись из заключения, Нестор женился на Насте. Молодая жена всячески пыталась поддержать подорванное здоровье мужа, заботясь о нем, как о ребенке. Варила ему борщи на петушином мясе, как советовал врач. Повесив под иконами фотографию Нестора, молилась за его здравие. Помогала Нестору реализовывать его актерские амбиции на сельской сцене. Самодеятельные спектакли с участием атамана зрители воспринимали с немалым восторгом. Сердце атамана таяло от ее тепла, заботы и любви. А когда Настя родила сына, Нестор и вовсе изменился: куда подевалась его суровость, жесткость, даже тяжелый взгляд его стал мягче, что немало всполошило сподвижников-анархистов. Им начало казаться, что батька тонет в омуте семьи. Нестор Махно.
Какими были любимые женщины Нестора Махно Однако недолго тешился семейной жизнью атаман. Буреломный 1917-й год унес его в вихрь революционных событий. А побратимы чуть было не потерявшие своего предводителя, между тем, сообщили Насте о смерти мужа, якобы, погибшего в бою, и втайне вывезли ее с сыном из села в неизвестном направлении. Не могли они позволить, чтобы их батька имел уязвимое место — семью. Поговаривали, что Настя на чужбине оплакав мужа, повторно вышла замуж. Синий платок — единственный подарок от любимого, она берегла до конца своих дней. А Нестор, вернувшись на некоторое время в родные края из боевого похода и не застав там жену с ребенком, сначала чуть было не перестрелял своих побратимов. Однако злые языки «доложили» батьке, якобы, об измене жены с одним пришлым мужиком — и это вроде как его отрезвило. К тому же те, кто «спасал» Нестора от семейных оков, четко знали, на какую мозоль надавить. «Ты пришел нам волю дать,- говорили они,- а сам?!» Напомнили, что он — вожак, их главарь и предводитель, а в такие минуты для него все личное уходило на второстепенный план. Нестор Махно. / Повстанческая армия батьки Махно.
Какими были любимые женщины Нестора Махно

Роковая Соня

В личной жизни Нестора не так было просто историкам восстановить хронологический порядок. Так, из некоторых источников можно узнать, что до Насти у Нестора была еще одна жена по имени Соня. Однако вероятнее всего, она была уже после. Но, как бы там ни было, с Соней они познакомились в Екатеринославле (ныне Днепр), где красивая, милая девушка была проездом, а Нестор заприметил ее на улице. Так случилось, что Соне негде было переночевать и, конечно же, «сердобольный» батька решил приютить бедолагу, а ночью попытался изнасиловать. Получив жесткий отпор, атаман к утру решил сделать девушку своей законной супругой. Соню тут же крестили, дав ей имя Нина, так как оказалась она другой веры, и повели под венец.
Соня была из зажиточной еврейской семьи. Очевидцы вспоминали, как выезжали в Гуляй-Поле супруги Махно, жившие в то время на широкую ногу: тачанка в коврах, на лошадях дорогая сбруя, а сами по богатому разодеты… Ее побратимы атамана называли — роковая Соня. Говорят, умела она остепенять Нестора и нежным любящим взглядом, и легким касанием руки. Взрывной и непредсказуемый в своем гневе атаман, при ней становился покладистым и мягким. Но никто никогда и никогда не слышал и не видел, чтобы она показывала открыто свою власть над ним. Бывало, подходила к атаману тихо, ласково брала за руку, нежно глядела в его суровые глаза и этим могла остановить, скажем, расправу махновцев над белыми офицерами. Нестор, пряча в кобуру револьвер, приказывал отпустить тех на все четыре стороны. Нестор Махно в окружении своих побратимов.
Какими были любимые женщины Нестора Махно Однако и Соня вскоре исчезла из жизни легендарного Махно. Безусловно, сказалась разница в социальном положении и мировоззрении. Не малую роль в очередной раз сыграли и косые взгляды его сподвижником, и их недовольство. Гражданская война набирала новые обороты и становилась ожесточенней, а Нестор стал все более одержимым идеей анархизма, поэтому изнеженной красавице рядом с ним нечего было делать.

Маруся — «вечная возлюбленная»

Совсем другое дело было — «вечная возлюбленная» Нестора, Маруся Никифорова, супруга польского анархиста Бжостека, любовь к которой побратимы атамана воспринимали как зависимость. За ней закрепилась прочная репутация черта в юбке и «синей бороды». Нестор считал ее соратницей по борьбе, искренне восхищался ее преданностью идее анархии. Именно от Маруси он услышал слова, которые пролились бальзамом на его душу: «Ты не такой, как все мы. На тебе печать Бога!». Разве мог Нестор не полюбить такую женщину. Нестор Махно. / Маруся Никифорова. Какими были любимые женщины Нестора Махно Нужно отметить, что любовницей Махно Маруся стала, когда он был женат еще на Насте. Она не упускала случая, чтобы публично обозвать законную жену «кошкой брюхатой», при этом ударить даже нагайкой. А Нестору в приказном порядке выкрикивала:»Чтобы я тебя рядом с Настей не видела!». В такие мгновения Махно был полон решимости порвать с «рыжей» навсегда. Он догонял ее, пытаясь утихомирить и сказать о своем твердом решении, а та со слезами начинала кричать ему в лицо:»Я тебя ненавижу! Если ты не возглавишь революцию в Махнограде (так они называли Гуляй-Поле), я застрелю себя!» И доставала из кобуры револьвер… Он всегда возвращался к ней, прекрасно понимая, что эта женщина нагло манипулирует им. Однако ничего поделать с собой не мог. Соратники Нестора воспринимали его любовь к Марусе как тяжелую болезнь. Однако до брака у них так и не дошло. Видимо сказалась схожесть их судеб и характеров. Нестор чувствовал в Марусе соперницу и немного ревновал к славе. Эта женщина возглавляла собственную банду головорезов, слыла убежденной анархисткой, получила 20 лет каторги за убийство урядника и грабежи, бежав из тюрьмы, оказалась в Париже. Там же сошлась с анархистами-радикалами. А после революции начала свой кровавый путь лихой атаманши на Украине. К слову сказать, первое убийство Маруся совершила в 15 лет. Парень просто сказал ей, что то обидное, и тут же упал на землю с перерезанным горлом. Никто не смел ей перечить! Многих она собственноручно отправила на тот свет… Мария Никифорова -лихая атаманша гражданской войны., за которой закрепилась прочная репутация черта в юбке и синей бороды.
Какими были любимые женщины Нестора Махно О ней ходили страшные легенды, её боялись, стараясь не попадаться ей на глаза. Ходили слухи, что каждую ночь к ней приводят пленённых юнцов, для которых ночь любви становится последней в их жизни. Свидетельства современников красноречиво говорят о том, что по половой принадлежности лихая атаманша была гермафродитом. Клин раздора между Нестором и Марусей вбила, как ни странно, политика. Примирившись на некоторое время с большевиками, атамана стали величать «главнокомандующим Повстанческой армии батьки Махно». Это крепко задело Марусю: «Друг большевиков — враг анархистов!»- заявила она и предрекла: «Они тебя обманут». Больше он ее живой не видел. По приказу Троцкого ее вместе с мужем повесили в Таганроге. А пророчество Маруси действительно вскоре сбылось. Махновцев, совместно с красными, разгромивших Врангеля, начали тут же истреблять по указу Троцкого и Фрунзе.

Телефонистка Тина

Трудно сказать, сколько еще было мимолетных увлечений и любимых женщин у Нестора Махно на дорогах гражданской войны. Но после смерти соратницы Маруси любимой женщиной историки называют телефонистку по имени Тина. По некоторым источникам, атаман даже зарегистрировал с ней свои отношения. Впрочем, и это семейное счастье Нестора Махно продлилось недолго.

Галина — последняя любовь батьки Махно

Нестор Махно. / Галина Кузьменко.
Какими были любимые женщины Нестора Махно В лице Галины Кузьменко Нестор обрел не только верную гражданскую жену, но и преданного соратника, которая рискуя своей жизнью, выполняла поручения батьки на благо общего дела. Впоследствии для женщины брак с анархистом обернулся годами тюрем и лагерей. Именно такую незавидную долю судьба отвела Галине Андреевне, невенчанной жене и боевой спутнице Нестора Махно.

Источник: kulturologia.ru

Какими были любимые женщины Нестора Махно

Источник: https://ekabu.ru/184591-boevye-podrugi-zheny-i-lyubovnicy-legendarnogo-atamana-nestora-mahno-9-foto.html

Матушка. Любимая женщина Нестора Махно

Жену «батьки» Галину Кузьменко, бывшую скромную учительницу и послушницу монастыря почтительно называли матушкой и боялись даже самые отмороженные махновцы. Особенно те, кто обижал женщин.

Учительница

Они познакомились в школьной библиотеке. Красивая, интеллигентная девушка и низкий, длинноволосый, на все Гуляйполе знаменитый «батька» Махно.

Он прослышал про красивую учительницу и пришел спросить какую-то особо сложную книгу, чтобы произвести на нее впечатление образованного человека.

Надо сказать, что в свое время Махно был политическим заключенным, и отбывал наказание вместе с основоположниками российского анархизма, которые привили ему любовь к свободе и любовь к учению. Он правда много читал и много знал.

— Эту книгу из библиотеки выносить нельзя, — сказала учительница. — Я вам ее не дам.

Махно вскипел: отказать ему? Вот она — и отказывает ему?

После долгих пререканий девушка швырнула книгу ему под ноги.

— Подними, — спокойно велел Махно.
— Сам поднимешь, — сказала девушка еще спокойнее.

Нестор выхватил пистолет, направил ее на девушку. Он бы точно выстрелил, такое он проделывал много раз. Но увидел, как в ее глазах запрыгали бесстрашные чертенята. Такая умрет, а не покорится.

Гапочка

Галина Кузьменко родилась в семье жандармского писаря. На самом деле ее звали Агафья, Гапочка. В Галочку, Галину, она переименовалась позднее. В 15 лет девочка окончила шесть классов гимназии и ее отца уволили со службы. Семья вернулась в деревню, и со скуки Гапочка пошла в Красногорский женский монастырь. Там ее увидел молодой аристократ Юрий Корф.

Он влюбился — бешено, горячо. Сделал барышне-крестьянке предложение и повез ее в свое имение Синицы.

Понятно, барон Кнауф о такой невестке слышать не захотел, и девушке пришлось вернуться в монастырь. Но игуменья после такого скандала оставить Гапочку в монастыре не могла, вернула к родителям.

Галина поступила в семинарию, получила учительское образование. Из нее вышла хорошая земская учительница.

Галина была известна своими политическими взглядами: она была патриоткой, всегда отстаивала право Украины на самоопределение, а еще боролась за права женщин.

Махно

Знакомство с Махно перевернуло всю ее жизнь. В 1918 году они поженились. Махно любил Галину и был ей заботливым и верным мужем. Милая, интеллигентная, в трогательном пенсне, вечно загруженная работой (на ней была вся система образования махновской республики) Галина была еще и настоящим махновцем.

Рассказывали о нескольких случаях, когда она самолично чинила расправу. Так, говорят, что она зарубила женщину, выдавшую большевикам ее отца. И лично убила нескольких махновцев за изнасилование местных женщин.

Позже Галина наотрез отрицала все эти факты, и говорила, что наоборот, всегда страшно ссорилась с мужем из-за всех бесчинств и зверств, которые творили его люди.

Какими были любимые женщины Нестора Махно

На чужбине

Летом 1921 года Галина и Нестор бежали — сначала в Румынию, потом в Польшу. Перед этим Махно пережил тяжелое ранение в затылок, Галина его буквально выходила.

Читайте также:  Как адольф гитлер «кинул» двоюродного брата николая ii

В Польше их арестовали, обвинив а подготовке восстания в Галиции: считалось, что супруги хотели устроить там анархическое государство. Галина родила дочку. Еще: у Махно появился шрам.

Сам он объяснял это неудачной попыткой суицида, но говорили, что так Нестор выгораживал жену: это «украшение» оставила ему на память Галина. Якобы она полюбила другого, и хотела избавиться от надоевшего мужа.

Польский суд оправдал Махно и Галину, и они всей семьей переехали сначала в Германию, потом во Францию. Жили в тесной крошечной квартирке.

Галина к этому времени окончательно разлюбила мужа, она постоянно прилюдно высмеивала его, очень зло шутила, буквально издевалась.

Ида Мэтт, написавшая известные мемуары о Несторе Махно, говорит, что батька и его жена были совершенно разными людьми, совсем друг другу не подходили и даже непонятно, что их связывало. В 1927 году они наконец-то развелись.

Махно тяжело болел, тубекулез с легких перекинулся на кости. Перед смертью он успел увидеть бывшую жену в последний раз. Она пришла к нему в больницу.

Посмотрела, каким стал бывший «царь и бог», и не нашла ничего лучше, чем бодро и глупо спросить:

— Ну как?

Нестор ничего не  ответил, только из  его глаз покатились слезы.

Махно умер в Париже в 1934 году. Ему было 45 лет.

Из Парижа в Гулаг

Галина, как могла, пыталась выжить в эмиграции сама и вытянуть дочку. Сначала она открыла в Париже продуктовую лавку, но дело не пошло, через год его пришлось закрыть. Потом… чем только она не занималась. Была уборщицей, прачкой, кухаркой. Даже в сапожной мастерской работала.

Когда совсем потеряла здоровье, жила на пособие. Потом Париж захватили фашисты, они лишили Галину пособия, и она с дочкой переехала в Берлин.

В 1945 году Берлин заняли советские войска, Галину и ее дочку арестовали, увезли в Киев, судили за участие в борьбе против Советской Власти в годы Гражданской войны и антисоветскую деятельность в эмиграции.

Галине дали десять лет в мордовском Дубравлаге, ее дочке, которая родилась за границей и даже не знала о прошлом отца — пять лет в ссылки в Джамбуле. Какими были любимые женщины Нестора Махно

Галина отбыла 8 лет, потом настал 1954 год и ее, как многих после смерти Сталина, амнистировали. Из красивой женщины за эти восемь лет она превратилась в сгорбленную старуху. Доживала она в Джамбуде у дочери, работала на хлопчатобумажном комбинате. Незадолго до смерти, в 82 года, она съездила в Гуляйполе: это была самая большая мечта ее жизни.

В последние годы Галина часто вспоминала Нестора. Она уже и забыла, что сама ушла от него. Только этот невыносимый, страшный человек ее и любил. А больше за 84 года ничего и не было, если подумать.

Две любви и одна жена Владимира Набокова.

Очень большой ребенок. Грустная судьба Юрия Богатырева.

Источник: https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/matushka-lyubimaya-zhenshchina-nestora-mahno/

Мама — анархия, папа — Нестор Махно

Артем Кречетников Русская служба Би-би-си, Москва

Какими были любимые женщины Нестора Махно Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Батька» и его «хлопцы». Внешне Махно был неказист, но слушались его беспрекословно

Революция и Гражданская война в России вывели на историческую сцену немало красочных и незаурядных личностей. Но даже на этом фоне выделяется Нестор Махно, которому 7 ноября исполнилось бы 130 лет.

По харизме и пассионарности с ним сравним, пожалуй, только его вечный враг Троцкий.

«Скромный»

Но имелось фундаментальное различие. Льва Давыдовича сжигало честолюбие, быть в центре внимания являлось главной потребностью его души.

Махно заработал в заключении кличку «Скромный», властолюбцев презирал и ненавидел, всякий порядок, основанный на иерархии, отвергал идейно.

Наверх его вынесло течение событий, а по натуре он был из тех, кто не любит подчиняться и не стремится командовать.

В 29 лет он возглавил самопровозглашенную «республику вольных хлеборобов» на территории Запорожской и Днепровской областей Украины с населением около семи миллионов человек,и повстанческую армию, в 45 — умер в Париже. Его называли «батькой» люди, годившиеся ему в отцы.

Появился на свет в селе Гуляйполе в нынешней Запорожской области. Настоящая фамилия — Михненко. Предки — крепостные помещиков Шабельских.

По совпадению, там же родился и вырос Леонид Юхвид — либреттист оперетты и сценарист фильма «Свадьба в Малиновке». Но на выведенного Юхвидом карикатурного атамана Грицяна-Таврического Махно абсолютно не походил.

  • Нестор был младшим из пяти братьев и пережил их всех: Емельян погиб в 1915 году в Мазурских болотах, Карпа убили гетманские гайдамаки, Савелия — белые, Григория — красные.
  • Окончил двухклассное уездное училище, и все, что знал, почерпнул из разговоров в Бутырской тюрьме с революционерами-интеллигентами.
  • Являлся убежденным трезвенником.

Несостоявшаяся казнь

Был батька мал ростом и худ, и не силен физически. И тих голосом, и скромен видом. И живуч, как кошка, живуч, как гадюка, вынослив, как сыромятный ремень. Никогда не был растерян, не знал страха, не знал колебаний.

И такое превосходство воли и духа было в его глазах, что подчиняться ему — хотели!Михаил Веллер, писатель

Из вождей большевиков тюремный срок отбывал только Феликс Дзержинский.

В основном звенели кандалами эсеры и анархисты, ведшие вооруженную борьбу с режимом. От них Нестор и набрался ума-разума.

В 17 лет познакомился с гуляйпольскими анархистами и занялся «эксами» — грабежами в интересах партийной кассы. Два раза его арестовывали, но быстро освобождали, а вот в третий раз он попал серьезно.

22 марта 1910 года военный суд приговорил к смертной казни 11 участников неудачного нападения на казначейскую карету, во время которого были убиты охранники.

Десятерых повесили на глазах Махно. Затем объявили ему о замене по молодости высшей меры на пожизненную каторгу.

Закаленные мужчины в такой ситуации падали в обморок, принимались молиться, рыдать или истерически смеяться. Щуплый юноша сплюнул: «Вам же хуже!».

Во что верил батька Махно?

Теоретиков анархизма было хоть пруд пруди, а известный практик один — Нестор Махно.

Есть мнение, что главное зло на свете — не эксплуатация человека человеком, о которой толкуют марксисты, а любая власть человека над человеком.

Отсутствие власти и принуждения — анархия — красивая идея, но для ее реализации потребовались бы идеальные люди, а не те, которые живут на грешной земле. Мечта самостоятельно договариваться по уму и справедливости и не иметь над собой вышестоящих — иллюзорна.

Возникла шутка: анархия — мать порядка, потому что после нее все рады любому порядку.

Демократия — это пространство договоренности вооруженных мужчин Бенджамин Франклин, отец-основатель США

Однако вседозволенности Махно не проповедовал — наоборот, правил железной рукой и крови не боялся.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-45829000

Анархия — мать порядка: секреты популярности Нестора Махно — МК

Легендарный атаман обещал защитить деревню от города

Первое убийство он совершил совсем молодым. На суде хладнокровно выслушал приговор: смертная казнь. Заболел туберкулезом и вряд ли собирался жить долго. Храбр был до безумия. Восхищенно рассказывали, что он преспокойно разгуливал под пулями, как другие гуляют под дождем. Не терял спокойствия в бою. Но пьянел от первой рюмки.

Учился всего четыре года. Зато был прирожденным оратором и артистом. Но если задавали неожиданный вопрос, а он не знал, что ответить, то глотал слова и заикался. Оттого в принципе предпочитал объясняться языком оружия. Отступление и поражение его не пугали. Невероятно энергичный, поднимался вновь и вновь и упорно продолжал свое дело.

Знаменитый анархист и предводитель крестьянского повстанческого движения Нестор Иванович Махно родился в Гуляйпольской волости Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. Пассионарная личность, он нашел себя в революции. Спокойная жизнь была не для него.

НАЧИНАЛ С УБИЙСТВ И ГРАБЕЖЕЙ

Человек, от которого после революции зависела судьба юга России, не производил впечатления крупного политического лидера. С виду неказист.

«С землисто-желтым, не чисто выбритым лицом, с впалыми щеками, с черными волосами, падающими длинными прядями на плечи, в суконной черной пиджачной паре и высоких сапогах — он напоминал переодетого монастырского служку, добровольно заморившего себя постом».

Внешность обманчива. Нестора Ивановича выдавали глаза: «Сначала я думала, что только мне делается страшно, когда он взглянет на меня своими серыми, холодными, стальными, прямо-таки какими-то гипнотизирующими глазами, но потом оказалось, что самые заядлые разбойники-махновцы не выносили этого взгляда и начинали дрожать мелкой дрожью».

Под внешней холодностью и неподвижностью лица кипели страсти, которые он скрывал. Но бешеные эмоции рвались на волю! Выросший без отца, юный Махно начинал еще при царизме в гуляйпольской группе «Вольного союза анархистов-хлеборобов». И сразу проявил склонность к насилию. Послужной список для совсем еще молодого человека внушительный: убийства, налеты, экспроприации.

Если в обеих столицах эсеры занимались политическим террором, то на местах боевые акции частенько вырождались в форменный грабеж. «Это был какой-то психоз, — вспоминал один из старых революционеров, — какая-то массовая зараза. Банки, магазины устраивали электрическую сигнализацию, и эксы обрушивались на мелкие лавочки, на обывательские квартиры».

Судил его военно-окружной суд в 1910 году. Смертный приговор по малолетству заменили каторгой. Махно недолго посидел в Екатеринославе, потом его перевели в Москву, в Бутырку, которую тогда именовали Всероссийской центральной тюрьмой. Держали в кандалах.

Тюремная камера стала для него университетом. Он считал абсолютным злом любое государство и любые партии. Ему нравились только, как он говорил, «простые труженики, не вкусившие еще городского политического яда».

Иначе говоря, он желал быть единственным политиком в стране.

Махно освободила революция. Ранним утром 2 марта 1917 года он вышел из ворот Бутырской тюрьмы. Вернулся в родные места. Создал вооруженный отряд. Никого не спрашивая, объявил себя комиссаром Гуляйпольского района. И постановил исполнить вековую мечту крестьянина: поделить всю землю поровну.

«ТЫ — НАШ БАТЬКО!»

Со временем Нестор Махно приедет к Ленину, чтобы объяснить главе советского правительства: крестьянство видит в революции «средство избавления себя от гнета и помещика, и богатея-кулака, но и от слуги этих последних — власти политического и административного чиновника сверху». Деревня желала жить без города. В центре Гуляйполя Нестор Иванович держал речь перед крестьянами:

— Я революционер Махно. Я со своим отрядом несу смерть палачам свободы трудового народа Украины.

И когда он произносил эти слова, люди падали на колени в ужасе и страхе. Ему эта сцена понравилась. Крестьяне кричали:

— Отныне ты наш батько, и мы умрем вместе с тобою! Веди нас против врага!

Что представляло собой Гуляйполе тогда? Население: двадцать–тридцать тысяч человек. Несколько школ. И вот важная деталь: до революции Гуляйполе выступило против столыпинского закрепления земли в частную собственность. Покупать землю на родине Махно не желали.

А Нестор Иванович пообещал раздать землю — бесплатно и по справедливости. Он повел крестьян разорять помещичьи усадьбы, богатые хутора и процветающие хозяйства немцев-колонистов, которых в тех местах было немало. Забирали все, что хотели: скот, инвентарь.

Остальное — сжигали.

Почему разворовали не все? В чем смысл уничтожения чужой собственности?

А это и есть затаенная мечта тех, кто не переносит чужого успеха: пусть все превратится в пепел, лишь бы больше никто на этом не обогащался! Махно хотел, чтобы владельцы мельниц и маслобоен отказались от своего имущества в общую пользу. А сельская беднота требовала взорвать их или сжечь: «Прогоним власть, тогда построим новые».

В Гуляйполе был коммерческий банк. Нестор Иванович постановил: пусть банкиры перечислят деньги на революционные цели. Пришел в банк, предъявил подписанное им же постановление. Руководители банка посмотрели на него. И выдали деньги.

«Деревня есть царство анархии, — записал в дневнике профессор Московского университета Юрий Готье. — Когда она спокойна, то жить хорошо; когда она приходит в кинетическое состояние, спасайся кто может. Никто не хочет ничего делать; наш человек понимает свободу по-своему — как свободу от всякого дела и обязанности».

Нестор Махно оседлал восстание деревни против города. Крестьянское самосознание строилось на уверенности в том, что городские жители — паразиты. А государство — зло. Идеал — это вольная жизнь, в которой вообще нет места начальству. Крестьянину никто не нужен: ни священники, ни начальники, ни сборщики налогов, ни торговцы. Сами будем меняться с горожанами всем необходимым…

«Население требовало немедленного похода на город, чтобы разогнать засевших там ненужных, вредных для дела правителей», — вспоминал Нестор Иванович.

Он воспользовался невероятной активностью разбуженных революцией крестьян. Дал выход накопившемуся в деревне напряжению. И внутридеревенская вражда превратилась в готовность перебить всех и каждого.

Читайте также:  Велимир хлебников: что предсказал главный юродивый русской литературы

«Месть тем, кто рвет и топчет жизнь социально замученного, политическим насилием изуродованного и духовно порабощенного трудового народа! — призывал Махно. — Больше не будет пощады врагам трудящихся. Пощады не будет никому».

Город боялся Махно. Деревня встречала его с восторгом, потому что он раздавал землю, обещал избавить от налогов и хлебопоставок. Он повсюду находил сторонников, которым по душе пришлись анархистские лозунги вольности и самоуправления.

Крестьяне всей душей мечтали остаться вовсе без власти, которую страстно ненавидели саму по себе. Желали, чтобы их оставили в покое. Сопротивлялись всем, кто пытался забрать хлеб.

На зданиях повстанческого штаба висели лозунги: «Власть рождает паразитов! Да здравствует анархия!», «Мир хижинам — война дворцам!»

КТО ПРИДУМАЛ ТАЧАНКИ?

Пулеметная тачанка вошла в историю как оружие Первой конной армии в Гражданской войне. В реальности это Нестор Иванович посадил своих бойцов на тачанки. И создал мобильную пехоту, которая успешно противостояла регулярным вооруженным силам.

Тачанка — это немецкие рессорные четырехместные дрожки, на которые устанавливали станковый пулемет. Махно реквизировал дрожки у немецких колонистов. Вместе с хорошими лошадьми. Нестор Иванович с нескрываемым удовольствием вспоминал, как умело использовал этот вид оружия массового поражения.

— Гаврюша, возьми прицел! — приказывал Махно пулеметчику.

«Кучер поворачивал лошадей в нужном направлении. А Гаврюша словно присосался к пулемету. Я крикнул Гаврюше: «Бей!» Пулемет «максим» заговорил как бы с задержкой, но так метко, что ни один из нападавших, разорванных пулями, не устоял».

Через много лет после его смерти среди европейской молодежи обнаружилось множество поклонников Махно; их завораживал его бунтарский авангардизм.

Нравилась его идея, что революция способна разгореться из одного-единственного очага вооруженной борьбы, который нужно вовремя разжечь. Идеи Махно вдохновляли пылкие сердца молодых идейных анархистов, готовых до конца стоять за свои идеалы.

Поклонником Нестора Ивановича стал знаменитый Даниэль Кон-Бендит, самая популярная фигура парижских баррикад времен студенческой революции 1968 года.

А советскую власть долго преследовал страх перед крестьянскими восстаниями, гасить которые так же трудно, как тушить загоревшийся торф: едва залили пожар в одном месте, огонь полыхнул в другом!.. И не отпускали пугающие воспоминания о неуловимой армии Махно.

Один историк иронически заметил: это правда, что анархия — мать порядка. Если люди долгое время вынужденно живут в ситуации анархии, они сделают все, чтобы вернуть порядок. Так и произошло. Насмерть перепуганное анархией, символом которой стал Нестор Махно, наше общество осенью 1917 года выбрало самый жесткий режим из всех возможных.

  • ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
  • В деревню с Первой мировой войны вернулись люди, которые не хотели расставаться с винтовкой.
  • Начало в номерах «МК» от 19 декабря, 9 января, далее — в каждый понедельник, а также 28 апреля и 5 мая.

Источник: https://www.mk.ru/social/2017/05/21/anarkhiya-mat-poryadka-sekrety-populyarnosti-nestora-makhno.html

Судьба Ларисы Луппиан. Жизнь и развод с Михаилом Боярским

14 августа 2018

Брак с главным мушкетером страны, Михаилом Боярским, в одночасье превратил Ларису Луппиан в изгоя. До этого она была любимой ученицей легендарного режиссера Игоря Владимирова. У нее всегда было очень много ролей в театре.

Но Владимиров категорически запрещал служебные романы. Поэтому когда их отношения с Боярским стали всеобщим достоянием, карьера Луппиан, по ее словам, будто ушла в песок. Прежде чем окончательно посвятить себя семье, она еще успела сняться в нескольких кинокартинах.

Среди них – «Поздняя встреча», где она сыграла главную роль Наташи Проскуровой, а ее партнером стал Алексей Баталов. Их герои влюбляются друг в друга, но он так и не решается связать свою судьбу с новой возлюбленной, и они расходятся.

С подобной мужской нерешительностью Луппиан столкнулась и в реальной жизни – ей пришлось самой уговаривать Боярского жениться на ней.

Потом ей завидовали миллионы женщин. Их семье пришлось пройти через испытание славой, когда его со всех сторон одолевали толпы назойливых поклонниц, а также алкоголизмом, болезнями. И все же они вместе уже больше сорока лет, вырастили двоих детей.

Их дочь Лиза Боярская сама недавно получила звание заслуженной артистки России, а сын Сергей – депутат Госдумы. Сегодня Лариса Луппиан признается, что своим главным достижением считает то, что сохранила семью. Она много раз порывалась все бросить и уйти от мужа, но каждый раз ее что-то останавливало.

И сегодня можно сказать, что судьба ее семьи стала ее судьбой.

Все детство она говорила по-немецки, и когда пошла в детский сад, не понимала, что говорят дети вокруг. Они стали звать ее фашисткой – в 1955 году память о войне еще была свежа, все ненавидели немцев.

Это было сложное время для их семьи: бабушке Ларисы даже пришлось за деньги переделать национальность ее отца, немца, на эстонца. Отец был из баронов, бабушка – баронесса, она и воспитывала маленькую Ларису, разговаривала с ней по-немецки, читала немецкие книги.

В молодости бабушка работала гувернанткой у генерала, переехала вслед за ним в Ташкент. Там она встретила своего будущего мужа, и они поженились.

Когда родители Ларисы развелись, она уехала с мамой в маленький город Чирчик под Ташкентом. Там девочка впервые столкнулась с реальной жизнью – мама-врач много работала, и Лариса в основном была предоставлена самой себе. Потом родители снова сошлись, а через несколько лет развелись опять. «Они оба очень хорошие, просто разные люди, – вспоминает Луппиан.

– К тому же у мамы тяжеловатый характер, она – сплошное нетерпение». Не приняла она и зятя, Михаила Боярского, советовала дочери разводиться. И его мать тоже была против их женитьбы. «Мишина мама была ревнивой, она не хотела верить, что ее сын может с кем-то быть, кроме нее».

А может, видела какую-то корысть в приезжей девочке из Ташкента, хотя в тот момент карьера Ларисы «росла как на дрожжах».

В детстве Лариса сыграла первую роль в кино, у нее были способности к танцам, и по всем данным она могла стать балериной, но этого не произошло – мама, переживавшая очередное потрясение в личной жизни, не отвела дочь на экзамены в хореографическое училище.

Зато окончив школу, Лариса, не раздумывая, отправилась в театральный. Поехала в Ленинград, быстро поступила на курсы Игоря Петровича Владимирова, легендарного руководителя Театра имени Ленсовета.

«Это были самые счастливые годы моей жизни – институт и первые годы в театре», – говорит Луппиан.

В спектакле «Трубадур и его друзья» она играла вместе с будущим мужем – именно он выбрал ее на роль Принцессы.

Тогда и начался и роман, несмотря на то что Михаил на тот момент собирался связать свою судьбу с другой девушкой, донской казачкой, которая училась вместе с ним. «Я на Мишу даже и не смотрела, я знала про их роман.

Но, к сожалению, Миша оказался не джентльменом, он не сделал Наде предложение, а ее не оставили ни в одном театре, и ей пришлось уехать. Я считаю, это было не очень благородно со стороны Миши», – призналась Луппиан.

Потом они скрывали свои отношения от Владимирова, но в итоге преодолели все неблагоприятные обстоятельства. В итоге целеустремленная девушка сама предложила своему избраннику пожениться – к тому моменту она уже точно знала, что хочет от Боярского детей.

Кто убедил Боярского, что лучше Ларисы он никого не найдет? Зачем мама Михаила ездила с ним на съемки «Трех мушкетеров»? Почему Боярский начал спиваться? Что спасло пару от развода? Ответы – в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым».

Источник: https://russia.tv/article/show/article_id/44252

Dimitriy Berger: Religiya Nestora Makhno


  • Религия Нестора Махно 
  • Дмитрий Бергер
  • Предисловие

Сразу же хочу сказать, что я не анархист и абсолютно не религиозен. Написать эту статью меня подтолкнул то обстоятельство, что после трехлетней работы над сценарием фильма о Несторе Махно, исследований и личного опыта, я так и не смог выяснить в чём заключается феномен Махно.

И похоже, что не я один такой. Как ни складывай кусочки легенд, сплетен и проверенных фактов, разгадать этого человека всё равно невозможно. Похоже всё, что осталось попробовать, это филосовский (не путать с идеологическим) и, как следствие, религиозный подходы.

Всё для того, чтобы объяснить, каким образом этот маленький анархист способен до сих пор вызывать такой невероятные благоговение и любовь.

Я предполагаю, что читатель знаком, хотя бы минимально, с личностью Нестора Махно и его временем.

Новая Религия

Махно – всегда! Нет, это звучит как-то натянуто.. Махно – форева! Лучше и современее, с интернациональной интонацией. Думаю, что Батька бы согласился.

Нестор Махно умер более, чем 70 лет назад, но его личность и наследие продолжают вызывать интерес и провоцировать дебаты, так же, как и при его бурной жизни. Даже с течением времени этот, сравнительно незначительный, участник русской революции и гражданской войны остаётся фигурой необыкновенного маштаба.

Почему? В чём заключается такая неувядающая привлекательность? Что выделяет Махно из стольких выдающихся его современников, и, возможно, среди многих неординарных личностей всей истории человечества?

Но не ищите ответа среди нынешних самоназначенных городских махновцев, снисходительно называющих его Нестором или видящим в нём скорее рок-звезду или приятеля.

Нет смысла искать его и среди тех, кто до сих пор считает Махно ответственным за все преступления, совершенные во времена махновского движение.

И несмотря на усилия небольшой группы писателей, пытающихся научно исследовать военные, политические и экономические стороны движения и самого Батьки, они также не в состоянии найти истоки харизмы Махно. Она заключается в чём-то другом.

Не Робин Гуд, не Че Гевара и не Джим Моррисон (хотя они и делят одно и то же кладбище). Он не так уж страшен, как думают о нём не знающие истории.

Некоторые просто предпочитают игнорировать факты, как делает в настоящее время часть украинской прессы, пытаясь представить махновское движение, как частный случай украинской национальной государственности.

И никакие анализы его деятельности, в качестве военного или политика, который имел определённые экономические идеи, не могут показать нам человека.

Именно человека! Ecce homo! Се человек! Секрет харизмы Махно, скорее всего, находится в том слове, которым его любимые крестьяне Юга Украины, как в 1918, так (верите или нет?) и в 2005 году, называли его. Святой.

Подумайте об этом. Даже слово «батько», имея буквальные значения «отец» и «вождь», также подразумевает духовное начало, в том же смысле, в каком многие христианские церкви называют своих священников «батюшка».

Но почему они воспринимали Махно таким образом? Почему именно его? Зачем возводить в сан святого человека, который с отвращением воспринимал даже незначительное проявление религии? Ответ находится, возможно, в словах Святого Петра, в одной фразе объяснившим, что же такого Исус Христос сделал в своей земной жизни:« Он всюду ходил, совершая добро».

Махно мог быть анархистом-коммунистом , но для украинского крестьянина в 1918 году, если бы все хорошее могло обрести человеческую плоть, то оно бы проявилoсь как председатель Гуляйпольского Совета. Ибо он принес справедливость и самоуважение трудящимся массам.

Всего лишь шесть месяцев после возвращения из царской тюрьмы, где он отбывал пожизнненый срок (и что крестьяне видели как воскресение из мертвых), в сентябре 1917 Махно передал землю трудящимся.

Сделал это задолго до декрета большевиков и в явном противоречии с политикой существующего Временного Правительства. И сделано это было без кровопролития.

Он пошёл на этот шаг в ущерб своим личным убеждениям, ведь всё-таки он был коммунистом-анархистом, и его идеалом была община в стиле кибуца, но никак не частная собственность.

Но его убеждение, что борьба идей не должна переходить в борьбу людей, резко котрастировало со мнением большевиков, хотя и идеологически схожих с ним, но считающих, что коммунизм, как идея, стоил немедленного насаждения, пусть даже и насильственного.

Принципиальный отказ Махно позволить любой политической выгоде компроментировать его моральную позицию поставил его выше любой политической личности того времени, особенно украинских социалистов, которые, в своем стремлении создать национальное государство любой ценой, закрыли глаза на тёмные воды антисемитизма, затопившие страну.

Махно – человек, Махно- святой, Махно – пророк. И развне не странно, что группа, которая применяла коллективное руководство, возможно более чем любая другая сила в истории, окажется

Читайте также:  Зачем во время кавказской войны русская армия завышала количество убитых горцев

известной и судимой одним именем? Что в то время, когда Ленин и Троцкий, Петлюра и Деникин, Врангель и Пилсудкий действительно являлись, так сказать, «сливками» своих партий, Нестор Махно не был наилучшим ни как лидер, ни организатор, ни военный командир, ни администратор, ни даже хороший оратор.

Физически он тоже не впечатлял, был маленький и худенький. О нём говорили, что он выглядел и звучал как женщина или мальчик. Всё это знали и признавали и его товарищи, которые никогда не стеснялись критиковать его или просто смеяться над ним, когда он делал ошибки,.

И он, конечно, наломал дров, да ещё как! И тем не менее, они, безусловно, видели в нём вождя, жертвуя свои жизни за идеалы махновского движения.

Откуда такое благоговение? Ведь было же достаточно других лидеров вокруг, чьи програмы не особо отличались от Махновской.

Но, как восстание атамана Григорьева, которое захлестнуло значительную часть Украины и угрожало окончательно покончить с большевиками, они выдыхались после нескольких поражений, в то время, как махновское сопротивление могло продолжаться пока был Махно. Военные действия закончились только когда махновцы сами решили их прекратить.

Причиной такой устойчивости является Махно-человек.

Мы — дети более высокомерного и циничнгое времени, чем сто лет назад. Трудно сдержать недоверие и раздражение, читая воспоминания Махно и встречая плачущих людей при всяком повороте событий, на каждой третей странице.

Те самые жестокие хлопцы, которые без колебаний заводят сотни пленных в овраг и вырубают там до одного, начинают пускать слезу во время обычной митинговой речи.

Так непохоже на нас, имеющих тенденцию становиться эмоциональными исключительно через визуальные образы, поданных нам, как правило, опытными телевизионными продюсерами, и отвергать устное слово.

Был ли Махно хорошим оратором? Его сторонники, как правило, думают, что был. Остальные единогласно не соглашаются с этим. Если предположить, что манера письма у Махно, в какой-то мере, отражает манеру его речи, то его сторонники ошибаются. Он не был хорошим оратором.

Вдохновенный, эмоциональный, но совершенно не имеющий качеств, необходимых для настоящего оратора. Его постоянная метафора «реки революции» может свести кого угодно с ума. Его произношение должно было казаться деревенским для московской и петроградской интеллигенции. Это не такая мелочь.

Битлз для британцев звучали, как рабочий класс и казались вызовом существующей классовой системе. Для американцев британский акцент звучит благородно и культурно и, таким образом, Битлз придали культурную весомость чёрной музыке, которую они играли, опять таки, бросив вызов расовой системе.

Так что, если для московской революционной аристократии Махно звучал, как деревенский простофиля, то для украинского крестьянства он был один из них, а не какой-нибудь заносчивый горожанин.

Через языковой образ создаются и разрушаются карьеры, как свидетельствуют тому дебаты Буша и Гора, Буша и Керри, или Буша Старшего и Клинтона. Так что, несмотря на то, что убедительно говорить Махно не мог, тем не менее он умел убеждать людей в том, о чём он говорил.

Определяющий момент истории Махно, взятие села Дибровка, является наилучшим примером силы его убеждения. Возможно, что полностью объяснить, почему Махно приобрёл такую,почти религиозную, ауру он не в состоянии, но, по крайней мере, сможет подтвердить точку зрения, что его присутствие, его личность подвигали людей совершать невероятные поступки совершенно добровольно.

Напомню ситуацию. Недавно объединившиеся группы Махно и Щуся потеряли много людей, когда их, без особых усилий, выбили из села Дибровка объединённые силы Австро-Венгерских войск, местных помещиков и немецких колонистов. Силы врагов подавляющие, у них во много раз больше людей, хорошо обученные и экипированные солдаты и твердая устремлённость раздавить бунт раз и навсегда.

Щусь, как один из командиров и более опытный и успешный партизан, предлагает толковое решение — отступить и спрятаться, чтобы оправиться от потерь. Махновское же встречное предложение граничит с безумием. Он хочет атаковать, хорошо зная, что это прямое самоубийство, без шансов на успех.

Зачем он хочет это сделать? Потому, что он видит, как оккупанты и их союзники используют эту ситуацию в целях пропаганды, пытаясь сказать населению – покоритесь или всем будет плохо. Для Махно это уже не предмет военной тактики, это – дело морального приципа. То, что случается после этого, не что иное, как религиозный момент, который любая церковь не отказалась бы иметь.

Члены обоих групп поддерживают его, несмотря на все обстоятельства и шансы! Более того. Они провозглашают Махно «Батькой», вождем, согласно украинской казацкой традиции. В этот момент никто из них не преследует никаких личних амбиций или интересов. Они чётко осознают, что вскоре погибнут.

Такие действия требуют одного из двух: необыкновенную личность или военный приказ, поддержанный пулеметами заградотрядов и военно-полевыми судами в тылу. Я оставляю вам сделать свой выбор.

Безумная атака неожиданно удалась и Махно-святой стал Махно-пророком. Сумашедшая тактика и безумная храбрость станут отличительными знаками махновцев. Почему бы и нет, если их вожак сам преодолел границы возможностей человека.

Туберкулёзник, который потерял одно легкое в тюрьме и , вероятно, в наше время имел бы право на инвалидность, не только выжил в наиболее трудных обстоятельствах, уготовленных любому партизану, но и лично участвовал в сотнях боёв, где был ранен, по меньшей мере, 14 раз.

Как он умудрился выжить в сабельных схватках, при его размере и отсутствии кавалеристкой подготовки (нелёгкое искусство, кстати), для меня остаётся загадкой. Смерть казалась неспособной поймать его. Никто не стал бы выдумывать такую легенду намеренно, настолько невероятной она кажется.

Сами по себе, идеология или политико-экономическая программа вряд ли могли бы вдохновить массы. Скажем прямо, у Махно и не было особой детальной програмы. И население не особо разделяло его идеалы. То,что у него было, это, по сути, символ веры, религиозным постулат.

В то время, как другие политические силы по-бюрократически и адвокатски чертали свои сложные платформы, или отказывались иметь хоть какую-то внятную платформу вообще, Махно, конечно, ни в коем случае не сознательно, сузил всё к одному принципу и способу его достижения.

Просто и понятно. Как Ислам провозгласил «Нет бога кроме Аллаха и Мохаммед – его Пророк!», так и Махно провозгласил и, главное, соблюдал, лозунг, который был его символом веры :«С угнетёнными, против угнетателей – всегда!».

Согласитесь, что это не декларация достижимых целей. Это декларация образа жизни.

Угнетение имеет множество проявлений и, честно говоря, является постоянной частью жизни. Кроме явных чудовищ политического, экономического, расового, религиозного или по признаку пола угнетений, жизнь полна, кажущимися мелкими, но не менее неприемлимыми формами несправедливости.

Любой страдающий от одноклассников школьник, любой уволенный работник, любой неопубликованный писатель является тому свидетелем.

И это и есть предмет религии Махно – не позволяй никакой несправедливости, даже самой маленькой, подавить тебя и других, какими бы ни были последствия для тебя лично.

И единство в действии есть способ победить угнетение. Индивидуальность для Махно важна только как катализатор масс.

Махновский агитатор говорит людям, подобно лозунгу компании Nike :«Вы сами возьмите и делайте!», с ударением на «вы».

Не я, честный правитель, позабочусь о вас, не мы, партия народа, будем представлять ваши интересы. Нет, вы сами способны организовать свою жизнь так, как вы находите разумным и справедливым.

И махновцы буквальны в том, что они говорят. Никакого двойного значения и мелкого шрифта. Если они говорят «Власть Советам на местах!», они это и имеют в виду. «Власть народу!» именно это и означает. Нет нужды в объяснении деталей. Деталей здесь просто нет.

В некотором смысле, Махно подразумевает договор между личностью и народом, обществом, на подобие завета, какой Иудеи имеют с Богом. Только в его завете люди или общество играют роль бога. Те, кто не принимают религиозную аналогию, могут обратиться к рассуждениям Сократа в диалоге «Критон».

Человек входит в соглашение с обществом, приняв решение жить в нём. Поэтому он или должен работать над тем, чтобы его взгляды были приняты обществом, или, в противном случае, служить обществу, не компрометируя при этом своих моральных убеждений. Сам Махно согласился с нежеланием масс принять его идеал коммуны.

Это не нарушало его веры в свободу выбора. Народ высказался. По той же причине, он позволил им сделать его сначала выборным политиком, а потом и военным лидером.

Какая разница, если это двигало дело освобождения угнетённых от угнетения! Когда народ решил не поддерживать его вооруженное сопротивление, Махно также принял и это.

Поскольку у Макно общество объединяет всех, то тот,кто не принимает существующий способ общественной жизни становится смертельным врагом. Вор, бандит, белый офицер, все они стремятся разрушить саму суть людского единства и поэтому в свою очередь должны быть уничтожены. Нет никакой необходимости в тюрьмах.

Тюрьмы созданы обществом, которое признаёт, что у него есть недостатки создающие преступников, и, вместо того, чтобы исправить недостатки, оно предпочитает заключать людей на какое-то, на чей-то взгляд, подходящее время.

Таким образом убираеться причина что-либо менять, а ко взрослым людям относятся, как к детям, не отвественным за собственные поступки. Махно уважает не человеческую жизнь, а человеческое достоинство. Тюрьма и телесные наказания унизительны. Пуля в голову гораздо благороднее.

Мы можем не соглашаться с таким мышлением, но нас вырастили с идеей, что человеческая жизнь всегда священна. Тем не менее, Сократ предпочёл яд – изгнанию. О чём это говорит? О том, что мы не Сократы.

Махновская публицистика не особо детальна и не даёт чёткой картины его политических, социальных и экономических программ.

Кажеться, что он не особо заботится о них, поскольку его вера в творчество людей позволяет ему ожидать, что когда человечество освободится от угнетения, оно сможет решить любые проблемы.

Поэтому он повторяет опять и опять, что угнетение должно быть уничтожено любыми доступными средствами, и единство – реальный путь достичь этого.

Как политическое или социальное движение махновизм имеет много недостатков. Но то же самое можно сказать о любой политической или социальной идее или теории. Но, как религия, он почти идеален.

Он имеет общие моменты с буддизмом, даоизмом, иудаизмом и христианством.

Не закостенелость современных утверждённых религиозных учереждений, а оригинальные учения и, что более важно, деяния Будды, Лао Цы, библейских пророков и Христа.

Я сомневаюсь, что кто-либо из этих, сейчас считающихся святыми, людей стремился создать новую религию. Они просто делали то, что считали правильным и призывали людей следовать их примеру. То же делал Махно.

Что делает религию? Явно не пророк. Очень часто он не беспокоится просто оставить письменный отчёт о своём учении. Религию создают те, кто следует за пророком. Всё, что махновизму требуется – это собственный Святой Пётр. Им мог бы стать Аршинов(кстати, Пётр), автор «Истории махновского движения», но не стал, поскольку будучи анархистом, не заметил религиозного аспекта Махно.

Буддизм показывает, что религия не нуждается в боге. Она нуждается в сочуствии и милосердии. Иудаизм показывает, что страдание за то, что считается правильным и верность принципу, даже ценой собственной жизни, в течении долгого времени может тебя укрепить. Христианство показывает, что значение имеют не личные неудачи посланника, а само послание.

Махно находится среди них. Украинские крестьяне увидели человека, который нёс новую надежду, если не всему миру, то, по крайней мере, им. Святого, который утверждал, что только они сами могут управлять своей жизнью. Пророка, карающего тех, кто пытается угнетать других.

Махатма Ганди с пулемётом. Далай-Лама с саблей. Предвестник новой религии.

  1. Дмитрий Бергер

    сентябрь 2006
  2. (Авторский перевод с английского
    Ó 2006)
  3. Source: Author
  4. Return to The
    Nestor Makhno Archive
  5. Other pages connected to this site:
  6. Anarchist
    Groups & Organizations
  7. An
    Anarchist Reader

Источник: http://www.nestormakhno.info/russian/religiya.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector