Какой идеал женской красоты был у казаков

Даже сегодня, когда на улицах уже не встретить барышень в кокошниках, сарафанах да с длинными русыми косами, классический образ русской красавицы ассоциируется именно с традиционными национальными нарядами, характерным внешним обликом.

Сегодня мы обсудим идеал русской красоты и поговорим, что же такое русская красота.

«Белолица, черноброва.. кровь с молоком.. русская краса — длинная коса.. красна девица..», — эпитетов, передающих суть русской красоты, множество.

  • Какой идеал женской красоты был у казаков
  • Но главный нюанс, который отличает нас, наших красавиц от не менее прекрасных иностранок и их понятий идеалов — это душевность и искренность.
  • Хлеб-соль, гостеприимство, добродушие, материнство, простота, природа, деревня, сильный характер — это то, без чего кокошник смотреться не будет.
  • Каким был идеал русской красоты в разные эпохи и каков он сегодня?

Кроме женской красоты есть, конечно, и другие ниши проявления прекрасного в понимании наших соотечественников, но все же женский образ занимает в нем одно из первых почетных мест. И чаще всего, когда говорят о красоте, имеют ввиду непосредственное ее воплощение в слабом поле. В России, кроме женщин, красива природа…

Какой идеал женской красоты был у казаков

Помимо национальных черт — идеал женской красоты изменчив, непостоянен… позавчера — это корсеты, золотые локоны, маленькая ножка, курносый нос, покатые плечи, скромный взгляд, вчера — огромные глаза с макияжем стрелками, небольшой рост, женственная и «объемная» фигура при тонкой талии, сегодня (хоть и пропаганда пытается нас увести от поколения параметрам 90-60-90 и задать новый, более размерный формат — все тщетно, пока в моде худышки) — «сделанная внешность», 16-сантиметровые шпильки, пухлые губы и т. д.

Какой идеал женской красоты был у казаков

Но кроме того, что с идеалом красоты не все так просто и у каждого он может быть свой, для русских есть ряд характерных черт, выделяющих их из толпы иностранцев. Конечно, у кого кровь, что называется, смешана, бывает, и отличить трудно от остальных «метисов», но все же русских (касательно красивых внешних черт) чаще видно, чем не видно.

Какие они эти черты? Разберемся по порядку.

Многое зависит от эпохи и того, какая мода царила в ней, но даже несмотря на разность деталей — всегда было что-то общее, что соединяло образы русских красавиц сквозь века, социальные слои.

Очень многое поведают об эпохе продукты творчества, например, если сегодня есть СМИ, Интернет, свет, электричество, нано-технологии, то было время, когда ничего этого не существовало… А.С.

Пушкин писал романы, стихи под светом горящей свечи, Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев, Лев Толстой создавали свои бессмертные шедевры, живя в лесных гущах.

И героини их творений были квинтэссенцией не только идеального женского образа, но и идеального образа русской девушки.

  1. Какой идеал женской красоты был у казаков
  2. Вспомним таких культовых русских женщин, как Татьяна Ларина, Анна Каренина, Наташа Ростова, Соня Мармеладова, Ольга Одинцова… И хотя Соня Мармеладова, как кому-то может показаться, лишний персонаж в этом списке — она несет особую символичность, раскрывая в своей героине одну из сторон потенциала русской души: оставаться чистым и невинным даже в грязи…
  3. Кто-то из русских литературных классиков наделял своих героинь необыкновенной красотой, причем абсолютно отличающейся по параметрам в разные периоды жизни страны, например, если веком ранее ценились тонкие женские талии, затянутые в корсеты, то веком позже покатые плечи, аристократические черты лица.
  4. Какой идеал женской красоты был у казаков
  5. Кто-то делал упор на внутреннюю красоту, перекрывающую недостаток внешней или преображающей все вокруг так, что все параметры становятся не столь важны, сколь важна личность героини.

Но что у одних, что у других за внешней оболочкой следовало нечто большее..

Достоевский вкладывал в красоту способность переворачивать мир, у Толстого красота нередко фигурировала (особенно в некоторых рассказах) как некая мистическая роковая сила, парализующая волю, Тургенев создал знаменитый образ тургеневской девушки… И хотя по правилам — эта самая тургеневская девушка необыкновенной красотой не обладает, можно сказать, красоту ей придавали ее бурная внутренняя жизнь, многоранный мир, благородные манеры, скромность.

А.П.Чехов отмечал, что в человеке все должно быть прекрасно…

Какой идеал женской красоты был у казаков

Да, если говорить о том времени, то красота и ее сохранность прочно ассоциировались с чистотой, непорочностью, то есть, считалось, что чем дольше девушка ходит девицей — тем красивее она.

После замужества другим средством продления жизни прекрасной внешности было рождение нескольких детей, беременности вроде как способствовали расцвету женской красоты. На деле, конечно, все не совсем так было… но тем не менее — сегодняшнее положение дел абсолютно противоположно существовавшему тогда.

Женский образ в русских сказках, если говорить о положительных героинях, это всегда красивые, добрые, скромные девушки с косами ниже пояса, в длинных сарафанах.  

Какой идеал женской красоты был у казаков

«— Я  в  одной  папиной  книге,—  у  него много старинных смешных книг,— прочла, какая красота должна быть у  женщины… Там,  понимаешь,  столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно,  черные,  кипящие  смолой  глаза,—  ей-богу,  так   и написано:  кипящие  смолой!—черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан,  длиннее  обыкновенного  руки,— понимаешь, длиннее обыкновенного!— маленькая  ножка, в меру большая  грудь,  правильно  округленная  икра, колена цвета раковины, покатые плечи,— я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание!

А  ведь  оно  у меня есть,— ты послушай, как я вздыхаю,— ведь правда, есть?» (И.Бунин, «Легкое дыхание»)

Сегодня самыми яркими и красивыми героинями книг, написанных русскими писателями, россияне назвали Маргариту («Мастер и Маргарита» Булгакова), Анну Каренину, Екатерину (из «Грозы» Островского), Татьяну Ларину.

Какой идеал женской красоты был у казаков

Благородные, аристократические барышни превращались с течением времени в более осовремененных. От пышногрудых работящих крестьянок и утонченных, образованных барышень с покатыми плечами к куклам Барби (стереотип привнесенный с Запада). Ведь не зря раньше детям читали сказки Пушкина, а в нынешнее время, со стартом уже около 20 лет назад, в нашу жизнь ворвались новые игрушки, новые сказки.

Ничто так не формирует сознание взрослого поколения, как уже сформированное в детском возрасте посредством игрушек, СМИ искаженное понимание ценностей. 20 и более лет назад в России стали появляться куклы Барби, Синди и т.д., девочки, игравшие с ними — давно стали женщинами.

Образ искусственной красоты прочно «въелся» в сознание представительниц слабого пола,  более молодое поколение уже воспринимает всех Барби как пережиток прошлого и создает свои креативные форматы красоты.

Какой идеал женской красоты был у казаков

Общество делает идеал или идеал делает общество? Пожалуй, и то, и другое.

Когда людей нужно было «загнать» в трудовую кабалу — красавицей становилась крестьянка, когда провозглашался курс на образованность — в моде становились аристократические черты, и у разных социальных категорий по-разному.

Сегодня, например, чтобы индустрия моды жила, косметика продавалась и много других сфер продвигалось и целей осуществлялось — популярные гламурные форматы.

Кто-то говорит о том, что русские женщины самые красивые, и за границей их сразу видно, из причин красоты отмечают то, что наша нация не слишком чиста, и мы собрали все лучшее от всех народов, кто-то убеждает, что в русских ничего особенного, более того — они слишком простоваты. По опыту туристов, бывавших в разных странах, с которыми я имела общение, могу сказать, что красивые женщины есть везде, но русские, без субъективности, действительно красивее.

Какой идеал женской красоты был у казаков

А еще, на взгляд иностранцев, русских женщин (за что их и любят) отличает даже не внешность, а покладистый характер, отсутствие феминизма, готовность смиряться перед главой семьи, на фоне ушлых и знающих свои права (да еще и часто и не особо красивых) иностранок наши прекрасные «золушки» смотрятся намного выигрышнее. Впрочем, тенденция феминизации жива и среди наших женщин.

Что касается фенотипа русских, то у наших соотечественников чаще встречается прямой профиль носа, светлые глаза, светлые волосы.

  • «Сочетание признаков, характерных для русских популяций (в сравнении с западноевропейским центральным вариантом):
  • Сравнительно светлая пигментация. Доля светлых (около 30 %) и средних оттенков волос, светлых оттенков глаз (45—49 %) повышена, доля тёмных — снижена;
  • Средний рост бровей и бороды;
  • Умеренная ширина лица;
  • Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;
  • Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья» (Википедия)

В 17-м веке побывавший в России путешественник архидиакон Павел Алеппский так описал местных жителей и их быт:

«…в доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами… …Знай, что женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны»…

  1. Марко Поло писал в самом конце XIII века про население современной ему России: «народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры…»
  2. Если раньше русские отличались невысоким ростом, то сегодня каждое новое молодое поколение «все подрастает»: «Сто лет назад средний рост пятнадцатилетних москвичей составлял 147 сантиметров, в 1923 году — 157 сантиметров, а в 1982 году — 170 сантиметров».
  3. Средний рост взрослого русского мужчины сегодня — 175 см (голландцев, к примеру, 184 см), женщины — 162 см (у китаянок — 154 см, средний рост женщин в Нидерландах – 168 см).
  4. Мнения россиян о том, что такое «русская красота»:
  • «Русская красота — это светлые, русые или каштановые волосы, светлые глаза (серые, светло-зеленые, голубые), светлая кожа, правильные, или близкие к правильным, черты лица, лицо овальное либо умеренно круглое».
  • «Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что каждый, кто всерьез интересовался дореволюционной историей России и разглядывал множество дошедших до нас фотографий той эпохи, обязательно отмечал для себя красоту запечатленных на них людей.
  • Это касается и русской аристократии, и простых служащих, и еще более простых крестьян.

Какая-то совершенно удивительная красота запечатлена на их лицах. Спокойная. Возвышенная. Не кричащая. Настоящая красота, словно подсвечиваемая откуда-то изнутри, из самых сердечных глубин. Совсем не похожая на современный нам глянец и гламур, где за косметикой, фотошопом и пластической хирургией порой и живого человека-то не увидишь.

И ладно бы речь шла только о великих князьях и принцессах (когда смотришь на фотографии представителей Императорского Дома, сомнений не остается: выражение «белая кость, голубая кровь» явно не с потолка взято). Так ведь у представителей иных сословий — то же самое» (Русская народная линия).

Что думают о красоте русских женщин иностранцы:

«Среди русских женщин встречаются две крайности: одни бросают все силы на образование и саморазвитие и почти не интересуются косметикой, другие, напротив, тратят слишком много денег на уход за внешностью. И им это удается» (комментарий израильского косметолога).

«Многие иностранные мужчины говорили мне, что поражаются, как много красивых женщин на русских интернет-сайтах, и такого количества красивых женщин нет в их странах.

Мой знакомый русский мужчина был в Америке, и рассказывает, что был поражен, что на улицах практически нет красивых женщин. Красивых женщин мало, и все они по дорогим автомобилям сидят – разобраны. Моя подруга, придя на встречу с американцами, спросила одного из них, почему он приехал искать жену в Россию. Как вы думаете, каков был ответ? “У вас красивые женщины”».

«Отмечается, что русские женщины настолько серьезно конкурируют на брачном рынке, что представляют реальную угрозу для местных женщин («русские женщины идут», где «идут» понимается как нашествие, которое нельзя остановить).

Естественной реакцией является обвинение россиянок в аморальном поведении (25% всех контекстов): в беспринципности, в легкой доступности и в занятии проституцией (для русских женщин свойственно «заняться проституцией и заработать любым способом»).

Однако иностранки отмечают красоту россиянок (38% контекстов)».

Правда, с красотой русских женщин не все так однозначно, действительно, красавиц среди россиянок много, но используют они свою внешность нередко не в лучших целях. В программе канала Россия «Красота по-русски» не только о красоте россиянок, но и немного неприглядной стороне «торговли» ей…

Читайте также:  В каком случае женщины могут заходить в алтарь

Типичных русских красавиц становится  меньше, но все же, если судить по тем, кого считают героями россияне — то не все так плохо. Оксана Федорова на Барби не похожа, настоящая… но эталоном для обычных россиянок со средне статистическим ростом 160 см — она вряд ли может быть.

Уход за собой среди современных дам начал приобретать маниакальную форму, но надо понимать, что и время другое.. если стали популярными увеличенные губы, «сделанные» части тела, неестественность во внешности — ничего уже не изменить, это нужно просто пережить, так всегда было: наступает переизбыток подобных модных явлений и людям самим становится противно.

Уже скоро натуральность будет на вес золота (только все равно ухоженная натуральность). Ну и благодаря обилию ухоженных женщин —  стали за собой следить те, кто махали рукой, а ныне поняли, что смотрятся серо рядом с другим — это же все-таки плюс.

  1. Самыми красивыми российскими актрисами 20-го века россияне считают: 1 место: Ирина Алферова (Констанция из «Д’Артаньян и три мушкетёра»), 2 место — Светлана Тома («Табор уходит в небо»), 3 место – Анастасия Вертинская («Человек-амфибия», «Алые паруса»), Светлана Светличная, Наталья Кустинская, Татьяна Веденеева, Вера Алентова и др.
  2. Что касается лиц современности и того, кого же из знаменитостей россияне считают красивыми, то одной из самых красивых женщин России россияне считают Оксану Федорову.
  3. Еще есть в этом списке: Алина Кабаева, Алена Шишкова (модель), Валентина Зеляева (российская модель), София Рудьева (модель), из актрис, певиц: Марина Александрова, Елена Корикова, Елизавета Боярская, Анна Плетнева, Наталья Рудина (Натали), Александра Савельева, Светлана Ходченкова.

Эталон красоты русского мужчины в понимании российских женщин и в целом — более лаконичен. Мужчина у нас все-таки должен быть не столько красивым, сколько мужественным. Самые красивые мужчины, согласно данным статистики — в Италии. О ком же тогда мечтают женщины?

О добром молодце из сказки, принце на белом коне, русском богатыре, мужественном работяге? Слабый пол отдает приоритет внутренним качествам, хотя внешняя приятность важна. Даже красавцы в списке известных людей прославились далеко не красотой: Павел Астахов, Роман Абрамович,  Дмитрий Певцов, Дмитрий Исаев (актер), Максим Аверин, Павел Воля, Антон Макарский.

Источник: https://factymira.ru/?p=4333

18 главных критериев женской красоты в разных странах мира

Какой идеал женской красоты был у казаков

Все девушки мира, несомненно, красавицы. И в каждой стране свои взгляды на женскую красоту.

Поэтому AdMe.ru решил поделиться с вами, по каким критериям выбирают свой эталон привлекательности в разных странах нашей планеты.

Какой идеал женской красоты был у казаков

© kinopoisk.ru   © taringa.net  

Во Франции предпочитают натуральную красоту. Минимум макияжа и легкая небрежность при укладке волос, безупречный стиль и непринужденная изящность — вот истинно французский подход к женской красоте.

Какой идеал женской красоты был у казаков

© michellejenneke.com.au   © si.com  

В Австралии общим отношением к стандарту красоты является атлетическая фигура, чтобы хорошо выглядеть в бикини. И, в отличие от Азии, обязательно необходимо иметь загар. А обусловлено это тем, что в стране много пляжей и островов.

Какой идеал женской красоты был у казаков

© izabellamiko   © listal.com  

В Польше необязательно иметь высокий рост, главное — иметь правильные пропорции в теле: небольшие бедра и грудь, а также симметричные черты лица и длинные волосы, прямые или волнистые.

4. Швеция — северный образ

Агнес Хеденгард

Какой идеал женской красоты был у казаков

© instagram.com/hedengard/  

Швеция известна своими платиновыми блондинками с голубыми глазами и выраженными скулами. Это и есть эталон красоты северных женщин. Но помимо внешности очень важен и стиль, в котором должны гармонично сочетаться эксклюзивная дорогая одежда неярких цветов и такой же макияж. Изысканность и простота — главные постулаты в Швеции.

Какой идеал женской красоты был у казаков

© listal.com  

Большие круглые глаза и бледная кожа — это главные эталоны красоты в Южной Корее. Ради нее многие женщины готовы лечь под нож даже в детском возрасте. Кроме того, на азиатском рынке много продукции, которая способна визуально изменить овал лица, полноту губ и разрез глаз.

Какой идеал женской красоты был у казаков

© serg-slavorum.livejournal.com   © webpic.persiangig.com  

Несмотря на строгие законы в дресс-коде, у иранских женщин все же есть свои эталоны красоты. Для них имеют большое значение красивые черты лица. Поэтому они тщательно следят за линией бровей и красотой глаз. Нос правильной формы в Иране считается одним из статусов богатства.

Какой идеал женской красоты был у казаков

© eskipaper.com   © listal.com  

Достаточно нелегко в Америке выбрать женщину, которая соответствовала бы всем вкусам живущих там мужчин, так как эта страна с разнообразной культурой. Поэтому это может быть и худая, и полная девушка, с большой или небольшой грудью, с длинными или короткими волосами, светлокожая или темнокожая. Яркий макияж тоже приветствуется, если нанесен уместно.

Какой идеал женской красоты был у казаков

© iateyourbaby.com   © listal.com  

В Бразилии эталон привлекательности — это девушки с красивыми загорелыми атлетическими телами, светлыми волосами и красивыми глазами. Для того чтобы быть в форме, они почти ежедневно делают маникюр, массажи и эпиляцию. Большинство бразильских девушек выглядят, как с картинки журнала.

Какой идеал женской красоты был у казаков

© all4ustarswallpaper.blogspot.md   © proudpak.pk  

В Пакистане очень много красивых женщин. И их стандарт красоты — это светлая кожа, длинные и черные волосы, светлые глаза.

© blog.rezamalvino.com   © pinterest.com  

В Таиланде тоже в моде светлый тон кожи. Здесь это говорит о высоком статусе в обществе. Поэтому многие девушки приобретают специальные отбеливающие кремы, обращаются к услугам пластических хирургов. К тому же тайская девушка должна быть миниатюрной, и это касается не только талии, но и груди.

© www.scandipop.co.uk   © sissemarie.com  

В Дании, так же как и в Швеции, идеал красоты — это светловолосые девушки. Им нравится и смоки айс, хотя в целом отдают предпочтение простоте.

© iniibelogsaya.blogspot.md   © listal.com  

В Малайзии ценится светлая кожа. И чем светлее — тем лучше. А еще лучше, если цвет лица имеет жемчужно-белый оттенок. Кроме этого, девушка должна быть стройной, худенькой и с небольшой грудью.

© anamihajlovic.tumblr.com   © alchetron.com  

В Сербии есть очень четкие стандарты сексуальной привлекательности: оливковый цвет лица, пухлые губы, небольшой аккуратный носик, большие светлые глаза, очень худые и высокие скулы. Вот это да! Сербы действительно знают, чего хотят.

© lifeactor.ru   © hochu.ua  

Главное, что отличает российских красавиц от не менее прекрасных иностранок и их понятий идеалов, — это душевность и искренность. Ну а что касается внешней красоты — это светлые, русые или каштановые волосы, светлые глаза (серые, светло-зеленые, голубые), светлая кожа, правильные или близкие к правильным черты лица, само лицо должно быть овальной либо умеренно круглой формы.

© twicsy.com   © vettri.net  

Красота по-испански — это откровенность и чувственность везде: как в одежде, так и в выражении чувств. Пышные формы, черные как смоль волосы, темные глаза, смуглая кожа — атрибуты привлекательности в Испании. И конечно же, танцы! Здесь даже самая пышная испанка способна грациозно двигаться и танцевать.

© listal.com  

Английская красота сдержанная и аристократичная. Минимум макияжа, удобная одежда, обувь на тонкой подошве, худощавость, бледное лицо с веснушками. Британки не боятся стареть, морщинки-лучики вокруг глаз считаются признаком красоты и зрелости.

© blog.hdwallsource.com   © fullhdpictures.com  

Женщины Германии спортивны и трудолюбивы во всех отношениях. Их идеал прост — голубые глаза, светлые волосы, тонкие черты лица, худощавая подтянутая фигура. А их феноменальная дисциплинированность помогает привести себя к какому угодно стандарту красоты. Яркий макияж не очень популярен.

© rockmartcrossroads.net  

В Индии высоко ценится достижение гармонии души и тела. Предпочтительно посредством йоги, натуральной косметики и правильного питания. Здесь в приоритете здоровый вид, округлые формы, большая грудь — это служит гарантией состоятельности женщины как матери будущих детей. Статность и плавная походка также повышают рейтинг красавицы.

Фото на превью scandipop.co.uk, kinopoisk.ru

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/18-glavnyh-kriteriev-zhenskoj-krasoty-v-raznyh-stranah-mira-1398315/

Эталоны женской красоты на Руси и Императорской России

Какой идеал женской красоты был у казаков

Рассказ о том, какие представления о женской красоте были в нашей стране в разные эпохи, и о том, как они трансформировались.

Древняя Русь

Какой идеал женской красоты был у казаков

Для человека каменного века женская красота была напрямую связана с весом — чем он выше, тем лучше.

Полная женщина с широкими бедрами и большой грудью имела больше шансов выносить, родить и вскормить здорового ребенка. Для мужчин Древней Руси привлекательной казались не тучные, но упитанные барышни — как говорится, кровь с молоком.

Об идеалах красоты лица мы также можем судить по русским сказкам. Сказочная красавица всегда белокожая, но при этом румяная. Девушки пудрились жутко вредными свинцовыми белилами и рисовали румянец свекольным соком. Еще на Руси обожали густые брови — поэтому их подкрашивали разными средствами.

Интересно, что признаком красоты считались черные, разъеденные кариесом зубы — показатель того, что девушка богата и может позволить себе есть много дорогого сахара. Поэтому девушки чернили себе зубы.

Черты лица предпочитали правильные: длинный прямой нос, полные губы, высокий лоб, а волосы — густые.

Какой идеал женской красоты был у казаков

Статная, высокая, сильная девушка с округлыми формами и здоровым румянцем на щеках, с неспешной походкой, робким взором, но при этом умная — вот она, средневековая русская красавица.

Новое Время

Какой идеал женской красоты был у казаков

Если до Петра стандарты красоты были одинаковыми и для русской знати, и для простого народа, то потом все кардинально изменилось. С инновациями в армии и государственном управлении, Петр привез из Европы еще и модные веяния. Но они влияли только на аристократию и горожан, а для крестьянского большинства ничего не изменилось.

Красота знати начала становиться искусственной. Аристократки красились на французский манер, рисовали себе искусственные родинки, выщипывали брови, делали сложные прически. Петр «прорубил окно» в самом расцвете эпохи рококо. Идеал женщины этого стиля — фарфоровая бледность, легкость и хрупкость, воздушность и игривость.

При этом в фаворе оставались упитанные дамы.

Интересно, что в России первой половины XVIII века к стандартам рококо добавился спрос на чернявость. Можно вспомнить известную красавицу, последнюю любовь Петра I Марину Кантемир. В этой женщине будто бы воедино слились русская и европейская традиции восприятия женской красоты.

Похожий типаж мы находим и у любимицы двора Екатерины II Марии Нарышкиной, и у роковой актрисы Прасковьи Жемчуговой.

В XIX веке эта темноволосая и черноглазая «жгучесть» уходит из моды, становятся востребованы более светлые девушки с большими грустными глазами. Это тренд появился благодаря ставшей жутко модной Англии.

Например, Наталья Пушкина, жена великого русского поэта, которая считалась первой красавицей Москвы.

В XIX веке полнота перестает быть обязательным атрибутом красавицы. При этом в моду возвращается естественность. Если для XVIII века были характерны тонны пудры и нарисованные брови, то в XIX веке девушки стали стремиться не рисовать себе новое лицо, а подчеркнуть достоинства своих натуральных черт.

XX век

В конце XIX века Россию начали покорять стройные девушки, а полнота почти полностью выходит из моды. Естественная красота изящных черт хрупких и изысканных девушек — вот что ценилось в России на рубеже веков. Отличный пример — Зинаида Юсупова, утонченная аристократка, которую считали красивейшей женщиной многие люди при дворе Николая II.

Однако прямо перед революцией эта традиция сменяется другой, тоже принесенной из Европы. Мир захватывает немое кино, джаз и раскрепощение.

Это сказывается и на России — неестественно-бледные, полнощекие женщины с короткими стрижками и с огромными бездонными глазами становятся иконами красоты как в Нью-Йорке, так и в Воронеже.

Например, Вера Холодная — безумно популярная русская актриса немного кино, ради фильмов которой мужчины дрались в очередях.

В первые годы советской власти этот типаж тоже имел большую популярность. Но вскоре страна оборвала все культурные связи с Западом и спрос на полноту вернулся. Иконой красоты в Советском Союзе была прекрасная в своей простоте колхозница. Изнеженность и аристократическая бледность сменяются силой и пролетарским румянцем.

Какой идеал женской красоты был у казаков

Однако были и исключения. Например, Любовь Орлова, внешность которой обожали в СССР, но которая бы наверняка пришлась по вкусу придворным Александра III.

Какой идеал женской красоты был у казаков

Почти все время существования СССР стандартом красоты была румяная колхозница. Только ближе к Перестройке в моду стала возвращаться стройность и легкость. Можно проследить очень явную закономерность: чем тяжелее времена, тем больше спрос на полных женщин.

via

Источник: https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/etalony-zhenskoj-krasoty-na-rusi-i-imperatorskoj-rossii/

Каким был идеал женской красоты на Руси?

Стройное хрупкое телосложение, кожа с бронзовым загаром, впалые щеки и выступающие скулы — стандарты идеала красоты, которым стремятся соответствовать барышни сегодня, в те времена были не в почете. Каких же девиц наши предки считали красивыми? Каким канонам красоты должна была соответствовать завидная невеста?

Читайте также:  Сколько можно было купить крепостных на современную зарплату

Красавицей наши пращуры считали здоровую крепкую женщину, пригодную к выполнению тяжелой работы и рождению многочисленного потомства. Русскую красну девицу отличала пышнотелость, широкие бедра, полная грудь. Только пышущую здоровьем женщину считали красивой. Худеньких девиц женихи обделяли своим вниманием.

Какой идеал женской красоты был у казаковК. Маковский, «Русская красавица» artchive.ru

Если девушка худа, значит, мало ест или болеет. Если худоба от недоедания, следовательно, семья невесты настолько бедна, что не может прокормить дочь. Родниться с нищей семьей мало кому хотелось.

Если же худоба девицы от болезней, значит, она непригодна к деторождению и к тяжелому крестьянскому труду. Таких худеньких и чахлых с виду девушек на Руси не жаловали, родниться с ними не спешили.

Только крепкие и пышущие здоровьем девицы были пригодны на роль жены и пользовались спросом.

На Руси было принято, чтобы семьи были многочисленны. Женщины рожали много и часто. Ни о каких противозачаточных средствах в те времена не знали. Только физически крепкая женщина могла родить много детей.

Бабья доля была тяжела. Помимо многочисленных беременностей и родов, на плечи женщины ложилось много других обязанностей. Кроме воспитания детей и домашней работы, жены наравне с мужьями занимались тяжелым сельскохозяйственным трудом. Все это было под силу лишь сильной и очень здоровой представительнице прекрасного пола.

Какой идеал женской красоты был у казаковА. Архипов, «Русская красавица за вышивкой» artchive.ru

Это и было определяющим фактором при выборе невесты. Свахи внимательно осматривали девиц на выданье. Предпочтение отдавали девушкам полным, с большой грудью и широкими бедрами. Это говорило о способности девушки дать мужу здоровое и многочисленное потомство. В идеале девица на выданье должна была быть статной, но не долговязой.

Русской красавице полагалось обладать хорошей осанкой — величавой, как у павы. Этим она походила на женщин благородного происхождения, что очень ценилось мужчинами. Каждому хотелось иметь жену величавую, как княгиня.

Еще одним обязательным признаком красоты на Руси была коса. Считалось очень красивым, если у девицы длинная и толстая коса. Густые красивые волосы красноречиво говорили о хорошем здоровье девицы, ее женственности и привлекательности. Большего бесчестья для русской женщины, чем лишиться косы, не было. Косы обрезали у гулящих жен.

Во многих русских сказках говорится о том, что красавица должна быть бела и румяна. Действительно, помимо крепкого телосложения и приятной полноты, русскую красавицу отличало круглое румяное лицо. Красавице полагалось обладать алыми губами и большими ясными очами, стыдливо опущенными долу.

Какой идеал женской красоты был у казаковК. Маковский, «Русская красавица» artchive.ru

Современные девушки мечтают о впавших щеках и резко очерченных скулах. На Руси это считалось некрасивым. Щеки должны были быть круглыми и румяными. На скулы и вовсе не должно было быть даже намека.

Лишний вес только приветствовался. Тонкая талия обязательным достоянием красавицы не считалась. Ее могло вовсе не быть. Поскольку женщины ходили в сарафане, на подобные мелочи никто внимания не обращал.

Главным же достоинством русской красавицы должен был быть ее покладистый характер, скромность и покорность. О такой жене мечтал каждый!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/98118/

Идеал женской красоты на Руси XVI—XVII века

?

На сегодняшний день стройная фигура считается одним из основных составляющих женской красоты. На какие только диеты не садятся девушки и женщины, лишь бы похудеть. В допетровскую эпоху в России тоже существовала своя диета, а вот в чем она проявлялась – рассмотрим далее.

Иностранцы, посещавшие царскую Россию, очень занятно описывали тамошних женщин. Они говорили о том, что худощавых женщин в России считали нездоровыми. Секретарь австрийского посольства Иоганн Корб в своих записках отмечал, что все дело в русском наряде свободного кроя. Мол, тело, не заключенное в корсет, «может разрастаться как попало». Но другие иностранцы считали, что у русских женщин «нежное и пышное» телосложение.

Действительно слово «худой» в то время было синонимом к понятиям «тощий, негодный, плохой». Лечащий врач царя Алексея Михайловича Сэмюэл Коллинз описывал, что в погоне за красотой (т. е.

полнотелостью), «русские женщины целыми днями лежат в постели, пьют водку, спят и снова пьют…» Как таковая, водка не приводит к полноте, но она улучшает аппетит.В допетровскую эпоху имел место уклад, который сейчас можно назвать «свадебной диетой». Он касался только девушек из богатых семей. За пару недель до свадьбы невест начинали откармливать в прямом смысле слова. Они ели невероятное количество сладкого и жирного, чтобы «довести себя до кондиции». На венчании невеста должна была выглядеть дородной, а не худой.Когда в невесты царю Михаилу Романову была определена Мария Хлопова, вскоре по прибытию во дворец с ней случилось недомогание. После осмотра голландский врач Валентин Бильс постановил, что у девушки проблемы с пищеварением, т. к. Мария употребляла слишком много сладкого, которое ей без конца подносили. Он рекомендовал ей кушать гораздо меньше.

Стоит отметить, что постных дней в православном календаре было около 200, поэтому девушки и женщины из простого народа не отличались особой полнотой, т. к. соблюдали все строгие каноны.Традиции и каноны в допетровскую эпоху имели основополагающее значение. Раньше достаточно было только взгляда, чтобы отличить замужнюю женщину от девушки.Уникальность царственной личности и всего придворного персонала, естественно, сформировала и свой идеал, свое представление о красоте с позиций престижных социальных привилегий. В среде царского терема и боярских хором, как и в самой бедной крестьянской семье, идеалом были физически здоровая девушка, пригожая, с белым лицом, с долгим волосом, черными соболиными бровями… «Здоровый» — на низшей ступени социальной лестницы подразумевал рождение детей и воистину богатырскую силу той безответной жизни труженицы и покорной мужской воле исполнительницы, воспитательницы и кормилицы в едином лице, которой держалась основа жизни крестьянской семьи.

В этих условиях дородность — как синоним здоровья — была только идеалом. И по сей день в деревнях Вологды, Кирилова, Белозерска старые женщины восхищают своей худощавостью, дисциплиной труда и распорядка дня. А свидетели более давнего времени — одежда, и в частности рубахи, — всегда поражают малостью объема манжета, характеризующего величину запястья. Другое дело, царские и придворные одежды. Там этот же идеал, развиваясь в изолированной среде, в резервации терема и светлицы, ограниченный в физической деятельности и оставляющий только религиозные отправления и некоторую часть рукодельных «измышлений», взрастил дородность и неподвижность как проявление привилегированного состояния. Мнение иностранцев носит несколько карикатурный характер и затрудняет определение меры объективности… «Здесь любят низкие лбы и продолговатые глаза, для того стягивают головные уборы так крепко, что после не могут закрыть глаз, так же как наши женщины не могут поднять рук, — говорит англичанин Коллинз. — Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием. Красотою женщин они считают полноту. Худощавые женщины почитаются нездоровыми, и потому те, которые от природы не склонны к полноте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть…»Какой идеал женской красоты был у казаков«Женщины в Московии (конец XVII столетия), — говорит Корб, — имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают румянами; стан у них также не всегда соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины московские носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало…».Литературный и, очевидно, желаемый идеал был выражен в романтической форме:

«Белое лицо как бы белый снег,

Ягодики как бы маков цвет,Черны брови, как соболи,Будто колесом брови проведеныЯсны очи как бы у сокола…А ростом-то высокая.У ней кровь-то в лице, словно белого заяца,А и ручки беленьки, пальчики тоненьки.Ходит она, словно лебедушка,Глазом глянет, словно светлый день…»И.Е.Забелин. «Быт русских царей»    

Использованы материалы с сайтов Культорология и

Источник: https://vitalidrobishev.livejournal.com/6008144.html

Идеал женской красоты у древних славян

До наших дней не сохранилось никаких древнеславянских скульптурных или изобразительных памятников культуры, по которым можно судить о том, какой образ женщины считался наиболее желанным.

Но, несмотря на это, в народном фольклоре встречаются прямые описания славянской красоты.

Кровь с молоком

В древности женская красота была напрямую связана с материнством. Главное предназначение женщины – рожать детей, накладывало отпечаток и на внешний образ.

Совершенно не ценилась худоба, небольшой рост, бледность и слабость, так как все эти признаки были синонимами незрелости или болезни. Впрочем таких барышень было не найти среди древних славянок, живущих в лоне природы и с малых лет приучавшихся к труду.

Наиболее красивой считалась высокая, крепкая и статная девица, румяная и улыбчивая, которая несет себя гордо и плавно.

Идиому «кровь с молоком» можно часто встретить в народном фольклоре. Емкое и лаконичное описание красоты и здоровья относилось не только к девушкам, но и к деревенским парням. 

Означало это чистую кожу с румянцем на щеках. Чтобы добиться такого эффекта девушки умывались рассветной росой, свежевыпавшим снегом, родниковой водой, но наиболее продолжительный результат давало деревенское питание (мясо, молоко, хлеб и лесные ягоды).

Много позже на Руси женским идеалом станет дородная женщина весом в 5 пудов (а это не менее 80 кг!), но в глубокой древности до таких размеров разъесться было очень трудно, так как еду нужно было добывать тяжелым трудом.

Грациозна, словно лебедь

Славянские женщины от природы светлые – русые или почти блондинистые, но в южных регионах (например, на месте современной Украины) ценились «соболиные брови и ясные очи». 

По красоте и грациозности девушка не должна была уступать лебедушке. Лебедь – древня тотемная птица, возможно, в этом и кроются корни сравнения красивых женщин и этих гордых птиц.

Лебединая шея, плавная походка, словно плывет лебедушка, плавный говор, тоже, как у лебедей, девушка должна была быть грациозной, как птица-лебедь. В этом наши предки видели женственность.

Коса – девичья краса

Роскошные волосы – это краса любой женщины, даже в наше время. А в древности коса – это был признак не только красоты, но и здоровья. Толстая, длинная коса означала, что девушка здорова и готова к замужеству.

В детстве девочкам обрезали волосы и только с семи лет начинали растить косу, которая к совершеннолетию должна вырасти в красивую и длинную «девичью красу».

С распущенными волосами не ходили, сначала по мифологическим, а затем – по религиозным соображениям.

Изначально распущенные волосы были атрибутом ведьм и русалок. Для гаданий, ритуалов, некоторых праздников (Ивана Купала) и других магических действий волосы распускали, а в обыденной жизни убирали в косу.

После свадьбы невесте распускали косы для  первой брачной ночи, а на следующий день она заплетала уже другую прическу, которую носили замужние дамы (молодицы) – две косы, завязанные на голове венком.

Одежда тоже имела немалое значение  вопросе женской красоты. Умения девушки, как мастерицы, было видно по ее одежде. Самые искусные рукодельницы превращали свои рубах и сарафаны в настоящие произведения искусства, так много было на них узоров и украшений.

В каждую эпоху свой идеал красоты, но в древности прежде всего ценилось здоровье, и именно признаки хорошего здоровья считались признаками красоты. Поэтому самой красивой девушкой была крепкая девушка с роскошной косой и чистой кожей.

Источник: https://master-run.ru/poleznye-stati/mify-i-legendy-slavjan/ideal-zhenskoj-krasoty-u-drevnih-slavjan/

проект "Идеал женской красоты в русских сказках"

  • Городская проектная неделя
  • «Обучение, вдохновение, творчество»
  • Секция: русская литература
  • Идеал женской красоты в русских сказках
  • Музафарова Эльвина
  • Данилова Ольга
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Канаш, 7А класс
  • Научный руководитель:
  • Лукина Татьяна Витальевна,
  • учитель русского языка и литературы
  • МБОУ СОШ №10 г. Канаш
  • Оглавление
  • 1.Цели и задачи проекта, этапы реализации………………………………… 3

2.Актуальность проекта.

Обоснование выбора темы……………………….  3

3.Введение………………………………………………………………………4

4.Основная часть……………………………………………………………………………….. 5-9

5.Заключение…………………………………………………………………  10

6.Библиографический список……………………………………………….. 11

  1. 3
  2. Цель проекта:  попытаться выявить самое характерное в изображении идеала красоты женщины в русских народных и литературных сказках
  3. Задачи:
  4. 1.Определить, каков идеал женщины в русском национальном сознании, в частности, в тех его проявлениях, какие можно найти в сказках
Читайте также:  Что стало бы с россией, если бы не было петра i

2.Проследить, что и как из народных представлений использовал в своем творчестве А. Пушкин (в сказках)?

  • Этапы реализации:
  • 1.Подготовительный:
  •    а) определение темы, выявление проблем, уточнение цели, формирование исследовательских групп

   б) выявление проблемы, определение источников информации. Сбор и анализ информации, распределение функций при исследовании.

  1. 2.Основной:
  2.    а) поиск необходимой информации, анализ информации
  3.    б) оформление проекта
  4. 3. Заключительный:
  5.    а) защита проекта в форме презентации
  6.    б) самооценка результатов
  7. 4

Введение. Обоснование выбора темы. Актуальность.

Тема проекта актуальна, так как фраза «красота спасет мир» будет важна во все времена и во все времена человек хочет знать, что такое истинная женская красота и каков идеал женской красоты.

Уже не одну тысячу лет отдают дань женской красоте поэты, музыканты, художники. Но что именно красиво, а что безобразно? Это, пожалуй, самый сложный вопрос, любой точный ответ на который тут же будет подвергнут критике.

Считается, что красота — это субъективное понятие, существующее во всех человеческих цивилизациях и формирующееся под влиянием конкретной культуры. Меняется эпоха, меняется представление о том, какой должна быть женщина.

А иначе как объяснить, что славянки, например, во все времена считались красавицами, причем слава эта распространялась далеко за приделы их Родины. Или как, путешествуя по странам Азии европеец, например, мог находить экзотически красивыми женщин совершенно чуждой ему культуры. Сущность женской красоты неуловима.

Это не только внешность, хотя она и создает первое самое глубокое впечатление. Внешняя красота есть выражение сущности женщины. При восприятии целостного образа на черты лица накладывается мимика, глубина взгляда, а тело взаимосвязано с грацией движения, жестами и одеждой его покрывающей.

  • 5
  • Основная часть
  • В сказках мы видим женщин трёх типов: 1) «богатырши-воительницы», 2) «мудрые девы», 3) «сироты» или «падчерицы».

Народное представление о женской внешности состоит из нескольких клише:  лицо должно быть бело,  румяно,  брови — черна соболя,  глаза — словно звезды, ясна сокола, осанка — лебединая,  походка — павиная. Эти народно- поэтические представления сохранились в былинах, сказках, народных песнях. Мы рассмотрим и попытаемся выделить типичные черты, составляющие сущность этих образов.

    Наши сказки и предания сохранили образ истинной русской красавицы:«Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает — месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выступает будто пава; сладку речь-то говорит, будто реченька журчит».

«Белолица, черноброва, нраву кроткого такого». «Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла…»                

Марья-Моревна- общее название женщины — богатырши, героини русских сказок. Образ героини — богатырши представлен во многих сюжетах — «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах», «Марья — моревна». Героиня — богатырша живет в собственном девичьем царстве.

Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебном коне, который ему дают старушки — помощницы. Часто в этой роли выступает Баба — Яга. Помощники предупреждают герою о подстерегающих его опасностях и помогают ему вернуться.

Сюжет о Марье Моревне построен несколько по -иному. В нем героиня берет в плен Кащея Бессмертного. Посадив его в темницу, богатырка начинает нести караул на границе своего царства. Там и происходит ее встреча с Иваном — царевичем. Богатыри вступают в поединок, Иван — царевич одерживает победу.

Ни красоты, ни силы женщины- богатырши в сказке не показано, а одерживает победы она волшебством.

  1. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Прекрасная.

Имя Василиса (греч. «царская»)

В самом слове “Василиса” слышится слово “сила”. Она сильная от природы, поэтому и справляется с любой работой, любыми трудностями, которые встают у неё на пути. “народный идеал”.

Особо обратить внимание, что сказка называется “Василиса Прекрасная”. Данное слово очень важно, т.к. вобрало в себя все замечательные качества героини.

)Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в то же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью

6

врагу главного героя сказки. Добрый герой русских народных сказок проходит суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Живет сирота крошечка-Хаврошечка у приемных родителей, работает на них. У нее есть одна подруга — коровушка, девочка свои беды ей рассказывает. Коровушка научила ее влезать в одно свое ушко, вылезать из другого — все наказанные Хаврошечке дела сразу становятся сделанными.

Заподозрили Хаврошечку в нечестном труде, стали за ней следить мачехины родные дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Прознала Триглазка про коровью помощь рассказала матери, мать заставила своего мужа зарезать коровушку. Хаврошечка мяса коровушки не ела, а косточки в землю закапывала, ухаживала за ними.

Из косточек выросла яблонька, с наливными яблочками. Ехал мимо богатый, молодой человек попросил яблок, сорвать яблочко удалось лишь Хаврошечке, она вышла за него замуж. «Крошечка-Хаврошечка» девушка – главное действующее лицо сказок.

В отличие от чудесной невесты она лишена фантастических свойств, это обычная земная девушка, и счастье, которого она заслуживает, выглядит по-земному – замужество.

4.В сказках А.С. Пушкина, опиравшихся на фольклор, изображены два типа идеальных женщин: женщина-волшебница, помощница.

  1. В «Сказке о царе Салтане» главный женский образ — царевна Лебедь:
  2. За морем царевна есть,  
  3. Что не можно глаз отвесть:
  4. Днем свет божий затмевает,
  5. Ночью землю освещает,
  6. Месяц под косой блестит,
  7. А во лбу звезда горит.
  8. А сама-то величава,
  9. Выступает, будто пава,
  10. А как речь-то говорит,
  11. Словно реченька журчит.
  12. Таким образом, царевна Лебедь — воплощение народных, фантастических и вместе с тем личных представлений поэта о женской красоте.

     Сюжет сказки очень распространен как в русском, так и в мировом фольклоре. Сам Пушкин записал подобную сказку под названием «Чудесные дети» от своей няни Арины Родионовны. Но, как отмечают исследователи ,ни в одном из источников, которыми

7

пользовался поэт, ни в одной пушкинской записи нет образа царевны Лебеди. Откуда же появился этот фантастический образ?. Для русского мифопоэтического самосознания характерно сравнение, отождествление девушки с белой лебедью: Настасья белая лебедь ( был.

«Женитьба Добрыни«), Молодой жены да белой лебеди (был. «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру»), «белая лебедушка» из одноименной сказки. Лебедь символ благородства, чистоты (=целомудрия, а также души), женской грации.

Следовательно, в образе царевны Лебеди воплощено понимание женского облика как грациозного, изящного, невинного и благородного.

  • Красота царевны описана не эпитетами, а глаголами, что подчеркивает действенное, активное начало Лебеди, ее чудодейственное начало. Днем она подобна Солнцу, а ночью Луне:
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.

Месяц и звезда это Луна и Солнце. Царевна волшебница, ей подчинены силы природы, стихии; она подобна сказочным мудрым женам Василисе Премудрой, Елене Прекрасной, Марье Моревне, которые управляют светилами, творят чудеса.

 А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Эти строки дань лирической традиции русского фольклора. Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой.

В «Сказке о мертвой царевне» конфликтом, движущим сюжет, является «соперничество» красоты внешней и красоты внутренней. Пушкин здесь смотрит на женщину так же , как народ, для которого гораздо важнее внутренняя красота.

Например, в сказке «Финист — ясен сокол» старшие дочери думают только о своей внешности («наряжаются в сарафаны нарядные, достают платья новые, надевают бусы золоченые» [4,c.

7]), а младшая не просто красавица, которую «что ни в сказке сказать, ни пером описать: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса», она еще и «умница-разумница» .

Или в сказке «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»: старшие дочери — «белоручки, ленивицы», младшей сестрой помыкают, пестро и нарядно одеваются, а младшая Машенька — все за работой, «все сделать готова», «вся краса у Маши — русая коса, до земли падает, цветы задевает»(волосы — символ жизненной силы, мудрости).

Именно такие героини добиваются счастья, гармония внешней и внутренней красоты помогает им преодолеть все препятствия. Сам Пушкин ценил в своей жене не только светскую красавицу: «… женка моя прелесть не по одной наружности»; «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете — а душу твою люблю я еще более твоего лица», — писал поэт своей прекрасной возлюбленной

Сюжет «Мертвой царевны» очень распространен в русском фольклоре. В сказках обычно мачеха преследует падчерицу, потому что та красивее ее родной дочери. Царевна Пушкина тоже имеет подобную внешность: Белолица, черноброва…

  1. 8
  2. Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и незаметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой:
  3. Но царевна молодая,
  4. Тихомолком расцветая,
  5. Между тем росла, росла,
  6. Поднялась и расцвела.

Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна.

Словом, «уж и впрямь была царица», но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление к абсолютизации своей красоты, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем.

Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи…

Но с появлением соперницы обращение другое:

Ах ты, мерзкое стекло!

Зеркало нейтрально по отношению к царице: оно отражает лишь объективную реальность, сообщает то, что есть. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы:

  • И царица хохотать,
  • И плечами пожимать,
  • И подмигивать глазами,
  • И прищелкивать перстами,
  • И вертеться подбочась,
  • Гордо в зеркало глядясь.

Царица довольна ответом зеркальца «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее«, и тело »исполняет» танец: царица плечами пожимает, подмигивает, прищелкивает пальцами, вертится. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.

  1. 9
  2. Заключение
  3. Таким образом, мы определили, каков идеал женщины в русских сказках.

Образы идеальных женщин созданы в соответствии с представлением народа о красоте, русской фольклорной традицией, с опорой на национально-поэтические представления, которые воплощены прежде всего в сказках, былинах, пословицах, поговорках, песнях. Русская традиция соизмеряет требования идеальной внешности с внутренними качествами, душой.

  •  Без красоты душевной красота внешняя — ничто, ибо сверху-то ясно, а с исподу-то не красно.
  • 10
  • Библиографический список

1. Русские волшебные сказки // Обр. И. Карнауховой. СПб., 1991 г.

2. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки

3. Морской царь и Василиса Премудрая. Сказка

4.Сказка «Марья Моревна»

5.Сказка «Крошечка- Хаврошечка»

6.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

7.А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

8.Интернет-ресурс omsu.omskreg.ru›vestnik/articles…article.html 

9.womanideal.ru›ideal-krasoty…ideal-krasoty-v…

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/02/22/prekt-ideal-zhenskoy-krasoty-v-russkikh-skazkakh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector