Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Казаков в нашем отечестве принято представлять как эдаких бравых защитников, верой и правдой служивших земле русской.

Однако это не совсем верно. Казаки — отдельная этногруппа русского народа. И в истории немало случаев, когда они воевали именно против России.

Был случай создания и целого казачьего войска, настроенного против русского царя. Это — казаки-некрасовцы, едва не ставшие турками.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Казаки-некрасовцы появились в самом начале XVIII столетия, когда царь Петр жестоко подавил мятеж Кондратия Булавина на Дону. Несколько тысяч казаков тогда откочевали в прикубанские степи под эгиду крымских татар и османского султана. Возглавил беглецов яркий лидер — атаман-старообрядец Игнат Некрасов, имевший репутацию мага и чародея.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Интересно, что на Кубани к тому времени скопилось немало мятежных казаков, не желавших подчиняться русской власти. Соединившись с ними некрасовцы создали новое уникальное казачье войско, враждебное России. Первое кубанское казачье войско, кстати.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

С берегов Кубани некрасовцы начали наносить постоянные беспокоящие удары по русской территории. Их разорительные набеги доходили аж до пределов современной северной Чечни, где некрасовские казаки едва не опустошили терскую станицу Наурскую.

А еще некрасовцы исправно пополняли войско турецкого султана. Очевидцы многих битв конца XVIII века против османов не раз с удивлением замечали среди татарских и турецких бунчуков христианские кресты, слышали из рядов врага крики на чистом русском языке. Это были как раз казаки-некрасовцы.

Чтоб победить некрасовцев Екатерине II пришлось провести на Кубани целую конртеррористическую операцию, выражаясь современными понятиями. Осознав, что не на шутку разозлили империю, кубанские некрасовцы с позволения султана переселились в Добруджу — на территорию современной Румынии.

В Османской империи некраcовцы держались особняком, смешивались только с другими беглыми казаками, сохраняли свою старообрядческую веру. И постепенно отступали вместе с турками — к концу XIX оказались уже у самых берегов Эгейского моря и в Малой Азии.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Некрасовцы очень долго были верны завету своего первого атамана — «при царе в Расею не возвращаться». Однако в начале XX столетия казаки посовещались и решили, что более с Россией им враждовать смысла нет. Тем более, что в Турции начали жестоко преследовать христиан. Пора в общем, стало домой. И некоторые некрасовцы попросили царя о возвращении домой.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Россия в 1912-1913 охотно приняла своих блудных детей. Хотя б чтоб лишить Турцию такой грозной казачьей силы. Некрасовцам раздали земли на Дону и Кубани, их причислили к местным казачьим войскам.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

А когда в 1917 году пала императорская власть, некрасовцы уже могли возвращаться в Россию на законном основании — царя то уже нет! И практически все некрасовцы вернулись домой, не нарушая завета предков.

Большевики казаков приняли охотно. С одной стороны, в пропагандистких целях — вот мол как в СССР хорошо, даже из-за границы к нам ехать начали! Беженцы от царя возвращаются! С другой, некрасовцы со своими общинами были уже готовыми образцовыми колхозниками.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

К 1962 году в СССР из Турции перебрались примерно полторы тысячи некрасовцев, которых компактно поселили в поселке Новокумский Левокумского района Ставропольского края. Еще около две сотни некрасовцев, не пожелавших по личным мотивам ехать в Советский Союз, перебрались в Америку.

На степном Ставрополье некрасовцы зажили отдельным совхозом. Пожилые мужчины-казаки по-прежнему носили окладистые бороды и нательные кресты, исправно посещали построенную старообрядческую церковь. А вот некрасовская молодежь потихоньку ассимилировалась и уже мало выделяется в Ставропольском крае.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Сейчас на Ставрополье можно посетить этнографическую деревню некрасовцев, где вы услышите их уникальные песни, их сказания, увидите яркую традиционную одежду этих необычных казаков, почти три века проживших изгнанниками на турецкой чужбине.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Источник: https://balayazh.com/kazaki-nekrasovcy-pochemy-oni-izmenili-rossii-a-potom-vernylis-domoi/

Некрасовцы: почему казаки стали турками

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, потом — в Турцию, где встали  под турецкие стяги. Обратно они вернулись уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне.

Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

ЧИТАТЬ:  Почему Израиль едва не стал Угандой

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка. Когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань.

Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы.

Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735—1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

«Заветы Игната»

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов.

В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди. Например, «за брак с иноверцами – смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселили
сь на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году.

Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг.

Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос.

После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия.

В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.

В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Читайте также:  Почему великая китайская стена не защитила китай

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

источник

Источник: http://tropeon.ru/nekrasovtsy-pochemu-kazaki-stali-turkami/

Некрасовцы: казаки, которые стали турками

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских
Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.
В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, и направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами. На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

Источник: https://russian7.ru/post/nekrasovcy-kazaki-kotorye-stali-turk/

Почему казаки-некрасовцы воевали против русских

Казаки у большинства ассоциируются с воинственным сообществом, которое практически всю свою историю боролось с Османской Турцией и Крымским ханством. Это действительно было так, но, помимо этого, были представители казацкого рода, которые именовали себя некрасовцами. Они не только поддерживали татар и турков, но и выступали в военных действиях против русского народа.

Некрасовцы – кто они?

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

В 1708 году часть донских и хоперских казаков вместе со своими семьями покинули Дон. Среди ушедших были православные казаки, которых еще называли старообрядцами. Часть староверов решила прислушаться к словам своего лидера Игната Некрасова, и ушла из России на территорию Кубани, где проживали крымские ханы.

Они взяли свои семьи, имущество и отправились на новые просторы. Уже когда они обосновались на ханской земле, решили называть себя «некрасовцами» в честь своего предводителя. Хотя местные мусульмане их называли по-другому: «инат-казаки», «игнаты» или «кара-игнат».

Проживание некрасовцев на ханской земле

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

До сих пор нет точной информации о том, на каких условиях Крымское ханство позволило казакам старообрядцам поселиться на своей территории. Безусловно, некрасовцы должны были быть полезными на новой земле, подчиняться местному управлению и при этом не вызывать негативные эмоции со стороны ногайцев и татар. Было это примерно в 1711 году.

После подписания Андрианопольского мирного договора в 1713 году некрасовцы освободили себя от уплаты налогов, но вместо этого пообещали каждый год предоставлять 500 вооруженных казаков для участия в военных действиях.

Также, согласно некоторым историческим источникам, известно, что казаки под предводительством Игната Некрасова получали денежные вознаграждения от султана.

Тогда же некрасовцы создали свою казачью республику. Сам Игнат Некрасов составил устав под названием «Заветы Игната», в котором было 47 пунктов. Одним из них было — «не стрелять в русских», но это никак не останавливало некрасовцев от их злодеяний. Они с особым удовольствием обворовывали русские деревни, брали людей в плен, а затем торговали ими.

Казаки-некрасовцы в военных действиях против русского народа

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

На стороне Крыма некрасовцы оказались в военных действиях 1711-1712 годов, когда они сражались против русского народа.

Они грабили русские деревни, убивали местных жителей, брали в плен людей, а затем продавали их туркам. Во время рейда казаков-некрасовцев и Султана было убито 17 000 российских солдат. Также к армии казаков успели присоединиться и другие представители старообрядцев.

Помимо этих войн, казаки-некрасовцы участвовали и в других военных действиях. Так, в 1720 году они сражались в борьбе кабардинских группировок.

Источник: http://rsute.ru/650822-pochemu-kazaki-nekrasovcy-voevali-protiv-russkix.html

Как запорожские казаки воевали на сторонке Турции в Крымской войне

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Как запорожские казаки воевали на сторонке Турции в Крымской войне

Русские славянофилы приветствовали начало Восточной войны (Крымской её назовут позже) России с Турцией. Они грезили о том, что эта война положит начало «освобождению» балканских славян из-под османского ига и соединению их «под скипетром русского православного царя».

Когда русские армии оккупировали вассальные султану Дунайские княжества (нынешняя Румыния), то их командование рассылало в Болгарию и Сербию прокламации с призывами подняться против Турции. Эти призывы не были услышаны.

Между тем, славянская карта разыгрывалась и против России.

После подавления Россией польского бунты 1830-1831 гг., в Европе обосновалась довольно значительная и политически активная польская диаспора. Начало Восточной войны было воспринято ею также с вящим воодушевлением.

Польские патриоты мечтали завоевать независимость отчизны, разгромив Россию с помощью армий англо-франко-турецкой коалиции. В Турции также было немало польских эмигрантов.

Они обосновались недалеко от Стамбула, в местности, которая и поныне называется в их память Полонезкёй, где вождь польской диаспоры Адам Чарторыйский в 1842 году приобрел землю для их сельскохозяйственной колонии.

Один из эмигрантов, Михаил Чайковский ещё в 1831 году придумал план вооружить на Россию турецких подданных из бывших казаков. Русское правительство ещё до брани с тревогой наблюдало за его активностью и требовало от Турции его выдачи. Чтобы обезопасить себя от преследования, Чайковский решил официально перебежать в ислам и в подданство к султану.

Он принял имя Садык-паша. Теперь, с началом Восточной войны, казалось, настала пора осуществить его план.
В Османской империи проживало немало потомков казаков из ликвидированной Екатериной II в 1775 году Запорожской Сечи. В 1778 году султан зачислил эмигрировавших запорожцев в своё подданство, отведя им для поселения земли к югу от Дуная.

Россия постоянно вела пропаганду с целью переманить запорожцев назад. Когда в 1828 году разгорелась очередная русско-турецкая брань, отряд задунайских запорожцев под командованием кошевого атамана Осипа Гладкого целиком перешёл на сторону России. Это вызвало репрессии Порты против оставшихся казаков.

Их расселили по различным провинциям Османской империи.

В XVIII-XIX вв. в разное время в Турцию эмигрировало от преследования царских властей также немало иных русских подданных, преимущественно исповедовавших старообрядчество и разные сектантские учения: донские казаки-некрасовцы, липоване и др.

Османское правительство также предоставляло им земли для поселения и не препятствовало исповедовать свою веру.

Сейчас всех этих казаков и прочих выходцев из Украины и России, вместе с польскими эмигрантами, под лозунгами борьбы с Российской империей, подвергнувшей погоням их предков, и пытался собрать под свои знамёна Чайковский. Были заведены несколько уголовных дел помощь адвоката стала им очень нужна

Уже в конце 1853 года, когда русские войска заняли Молдавию и Валахию, Чайковский набрал добровольческий казацкий отряд на оружия турецкого правительства и отправился с ним воевать на Дунай. Отряд громко именовался «полком», а впоследствии – «славянским легионом».

На самом деле, в нём даже в самое лучшее для него пора (в 1854 году) насчитывалось всего восемь сотен, и то они никогда не были полными. Основу этого формирования составляли запорожцы. Потому султан передал ему историческое знамя Запорожской Сечи, некогда захваченное турками.

Языком военных команд в «легионе» был украинский.

«Славянский легион» участвовал в нескольких стычках при осаде русскими армиями турецкой крепости Силистрия (ныне в Болгарии, у границы с Румынией). Позже он нёс сторожевую и разведочную службы в турецкой армии Омер-паши, занимавшей Дунайские княжества вдогонку за отступавшей русской армией. Это было в начале 1854 года.

В десантную операцию на побережье Крыма «славянский легион» не был взят и вообще вяще в боевых действиях не участвовал, неся гарнизонную и охранную службу в Добрудже.

Британскому комиссару при турецкой армии Саймондсу представлялось, что это «лучшая доля турецкой кавалерии», однако её реальные боевые качества так и остались неизвестными.

Михаил Чайковский во всё время Крымской войны носился с планами организации в Европе польской армии, какой предстояло вторгнуться в Россию с территории Австрийской империи (когда последняя также вступит в войну) или хотя бы переправиться под стены Севастополя на поддержка союзникам, осаждавшим город. Но формирование польской армии зависело от субсидий французского и британского правительств, а те не спешили раскошеливаться. Выражая на словах всяческую поддержку освободительному порыву поляков, официальные Лондон и Париж соображали, что открытая поддержка ими сепаратизма в России затруднит им впоследствии заключение мира с Петербургом. Кроме того, раздоры среди вождей польской эмиграции также вредили её делу. Так, для немало Чайковский, ставший Садык-пашой, представлялся изменником католичеству, а следовательно и Польше.

Затея создать польскую армию провалилась. «Славянский легион» остался каплей в море союзных армий и не оказал никакого морального влияния на украинцев и поляков, пребывавших под русской властью.

Это было зеркальным отражением пассивности болгар и сербов при появлении на Дунае русских армий.

Таким образом, несмотря на все усилия, ни одной сторон в Крымской войне не удалось разыграть в своих интересах «славянскую карту».

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

Источник: http://imperhans.ru/kak-zaporozhskie-kazaki-voevali-na-storone-turcii-v-krymskoj-vojne/

Запорожцы на службе турецкого султана

Казакии-некрасовцы: почему они воевали за турков против русских

После победы в русско-турецкой войне 1768-1774 годов Россия получила прямой выход к Черному морю. Установив контроль над землями бывшего Крымского ханства, она обезопасила свои интересы в Причерноморье. В связи с этим полностью отпала надобность в легендарной Запорожской сечи, которая в прежние времена выполняла роль антитурецкого форпоста на южных границах Российской империи.

Читайте также:  Проект шэлт: почему отказались от производства советского шаропоезда

Тем не менее Сечь продолжала жить своей буйной жизнью, которую так красочно описал в своем «Тарасе Бульбе» Гоголь, настаивая на соблюдении прежних договоренностей, и отказываясь подчиняться кому бы то ни было кроме своих старшин, чем доставляла большую «головную боль» местному российскому начальству.

В связи с этим по приказу императрицы Екатерины II светлейший князь Потемкин ликвидировал этот рассадник вольности в 1775 году. Казаков обратили в крестьян и обложили податями.

Новая казачья сечь в Османской империи

Однако такая участь устраивал далеко не всех. Часть запорожцев в количестве от 4 до 7 тысяч человек бежала на территорию Османской империи, граница которой тогда проходила по Южному Бугу, и около города Очаков создала новую Сечь.

Россия потребовала их выдачи, но турки отказали. В русско-турецкой войне 1787-92 годов беглецы приняли участие в составе иррегулярного корпуса Селима и Бехты-Гиреев. Когда по ее результатам Бессарабия отошла к России, их переселили в устье Дуная, даровав подданство Османской империи. Им разрешили жить по своим порядкам, но за это они должны были служить своей новой родине.

  • Ряды запорожцев пополнялись за счет крестьян, бежавших с Украины, где интенсивно вводилось крепостное право.
  • Их поселили рядом с поселком казаков-некрасовцев – потомков донских казаков, ушедших в Турцию после поражения восстания Кондрата Булавина в 1708 году.
  • Отношения вновь прибывших со старожилами не сложились: соперничество за места для рыбной ловли, которая была главным источником дохода для местных, привело к тому, что беглых запорожцев пришлось переселить выше по течению Дуная в районе современного румынского города Браилов.

Русско-турецкая война 1806-1812 годов расколола ряды задунайских запорожцев: не желая воевать в рядах турецкой армии против своих единоверцев Кошевой атаман Задунайской Сечи Трофим Гайдабура с несколькими тысячами казаков перешел на сторону русских войск и принял активное участие в боевых действиях. Русское командование особо ценило его знание местности на театре военных действий.

Третья казачья сечь

Воспользовавшись тем, что значительное количество некрасовцев, поверив обещаниям русского командования также покинуло территорию Османской империи, переселившись в Россию оставшиеся на турецкой службе запорожцы захватили их «столицу» – село Верхний Дунавец и организовали там свою третью и последнюю Сечь.

После войны Сечь насчитывала 10-15 тысяч человек. В ней  существовала градация: казаками считались лишь молодые неженатые парни, которые и ходили в военные походы, тех, кто женился, переводили в разряд «мужиков», они обзаводились хозяйством и оседали на земле. Их обязанностью было содержать войско казаков.

В 1821 году началось восстание греков. Казаки участвовали в боях с восставшими и понесли большие потери. Во время боев на острове Хиос погиб и Кошевой атаман запорожцев Семен Мороз.

В 1828 началась очередная русско-турецкая война.

Участие в войне против единоверцев вновь породило раскол в среде запорожцев: часть из них готова была вернуться в Россию, если им будет объявлена амнистия.

Узнав об этом, градоначальник Измаила С.Тучков с санкции российского правительства вступил в тайные переговоры с кошевым атаманом запорожцев Василием Незмаевским, но тот, опасаясь репрессий со стороны турок, отказался брать на себя столь рискованное предприятие.

Тогда к переговорам подключился куренной атаман Осип Гладкий, под руководством которого пророссийски настроенные казаки в числе около 1000 человек переправились через Дунай и перешли в лагерь русских войск.

Из этих казаков было сформировано Отдельное запорожское войско. Казаки, хорошо знавшие дельту Дуная, служили в основном разведчиками.

  1. Дальнейшее развитие истории с оставшимися в Османской империи запорожцами тесно связано с личностью Михаила Чайковского – польско-украинского дворянина, участника Польского восстания 1831 года.
  2. После того, как это восстание было подавлено российскими войсками, он оказался в эмиграции во Франции и служил дипломатическим агентом у одного из польских эмигрантских лидеров князя Адама Чарторыйского.
  3. Чайковский был послан в Османскую империю с миссией добиться поддержки деятельности польских эмигрантов, направленной на освобождение Польши из-под власти Российской империи.
  4. Когда власти Франции под давлением России лишили его французского гражданства он перешел на службу к турецкому султану и принял ислам под именем Садык-паши.

Сечь в Крымской войне

С началом Крымской войны в 1853 году он сформировал из потомков запорожцев полк по образцу казачьих, названный «Славянским легионом». Сам Чайковский был назначен кошевым атаманом всех казаков Османской империи. Между прочим, полку были вручены казачьи знамена Запорожской сечи.

  • Полк не участвовал в боях с российской армией, а нес сторожевую службу в Добрудже, после окончания войны был зачислен в разряд регулярных и причислен к султанской гвардии.
  • Султанский казачий полк принимал участие и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, после которой был распущен.
  • Потомки запорожских казаков в основном осели в области Добруджа (современная Румыния).

Сейчас в уезде Тульча этой области проживают свыше 1,6 тысяч этнических украинцев – потомков казаков Задунайской Сечи. Многие из них хранят не только свидетельства и рассказы, но и предметы быта тех времен.

Ильдар Мухамеджанов

Источник: https://islam-today.ru/istoria/zaporozcy-na-sluzbe-tureckogo-sultana/

Казаки — это вообще кто такие? И почему они ходят в форме и бьют нагайками протестующих? Отвечаем на стыдные вопросы о казачестве. Материал с антрактом

Казаки разгоняют митинги, бьют нагайками участниц группы Pussy Riot и нападают на бездомных. Сейчас их снова зовут разгонять московские митинги. Современное российское казачество — это не просто наряженные в традиционные костюмы люди, а масштабный, странный и временами пугающий феномен. «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о казаках: откуда они взялись, как связаны с государством и кому подчиняются.

Казаки — это вообще кто?

Коротко. Простого ответа на этот вопрос нет. Если обобщать, можно сказать, что современные казаки — потомки особого сословия российского государства.

Даже сами казаки все 500 лет своей истории отвечали на этот вопрос по-разному — в зависимости от политической обстановки. Изучающие казаков историки тоже спорят о сущности казачества не одну сотню лет.

Дискуссия об идентификации казачества обостряется каждый раз, когда в его истории случается очередной перелом.

Можно сказать, что нынешние казаки во всем их многообразии — это потомки членов особого сословия российского государства, которое было упразднено сто лет назад, — и те, кто причисляет себя к таковым.

Часть из них с конца 1980-х пытается с помощью государства воссоздать это сословие, чье главное право и обязанность — служить государству, и получить хотя бы некоторые из тех привилегий, которыми пользовались предки.

Есть и те, кто считают казачество отдельным этносом со своими культурой, обычаями и национальными интересами. Но историки в большинстве своем отказывают казачеству в праве называться этносом.

А откуда появились казаки?

Коротко. Главная теория такая: это потомки людей, которые бежали на юг и восток России и там образовали свое сообщество. 

Этот вопрос пересекается с дискуссией об идентификации казачества.

Две основные теории дают на этот счет противоположные ответы.

Согласно самой распространенной, казаки — потомки людей, веками бежавших на южные и восточные окраины России из центральных областей и присоединившихся к ним инородцев — от калмыков до поляков и немцев.

Другая теория, которую не разделяет большинство академических историков, возводит казаков к коренному населению степей южной Руси. Сторонники этой теории предками казаков называли кавказцев (черкесов), тюрков-половцев, скифов, а также смешанные этнические группы. Адольф Гитлер писал, что казаки происходят от германцев — ост-готов.

Современные историки объясняют, что в вопросе происхождения казаков произошла лингвистическая и историческая путаница. Когда в конце XIV века Золотая Орда была разгромлена и распалась на несколько ханств, многие тюркские роды перешли к бродячему образу жизни; такие «бродяги», жившие грабежом и наемничеством, назывались у тюрков казаками. На Руси их именовали «татаровя ордынские казаки».

Потом это название для «бродяг» было заимствовано соседними народами. Согласно Николаю Карамзину, в 1444 году в Рязани столкнулись татарские мещерские казаки царевича Мустафы с русскими рязанскими казаками (это, возможно, первое упоминание «неордынских» казаков на Руси).

Для властей Московского княжества разница между «ордынскими» и «русскими» казаками сначала была небольшой: и те, и другие могли быть наняты на службу Москве.

У «русских» было одно преимущество — они были православными.

В 1538 году боярская Дума в письме Ногайскому хану так описывала многообразие казаков: «На  ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы, а иных наших украин казаки с ними смешавшись ходят».

В XXI веке предпринята попытка проверить теории историков об этнических корнях казаков новыми методами. Геногеографы в 2016 году исследовали популяции потомков донских и запорожских казаков. Выяснилось, что генофонд казачества (по Y-хромосоме, то есть по «мужской линии») похож на генофонд русских, украинцев и белорусов.

Он сложился в основном за счет миграции из южных и центральных областей России, делают вывод исследователи. Обнаружено небольшое влияние тюрков-ногайцев. С «коренными» народами Северного Кавказа — теми же адыгами (черкесами) — совпадений почти нет.

К генотипам кавказских народов оказалась близка только небольшая часть генотипов казаков, столетиями живших на Кавказе.

А запорожские казаки и донские — это одно и то же?

Коротко. Нет, но это близкие группы.

Это разные группы казаков, которые появились в исторических источниках примерно в одно время — в XV-XVI веках. Они имели похожий уклад и жили неподалеку друг от друга.  — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

В первые несколько столетий истории казачества запорожцы на Украине и донцы в Приазовье были очень близки, даже несмотря на то, что они жили в разных государствах. Донцы на службу русским царям, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

Присоединились к Российской империи донские и запорожские казаки также почти одновременно в конце XVII века.

На Украине казаки присоединились к России даже чуть раньше, чем на Дону. Переяславская рада во главе с гетманом Богданом Хмельницким приняла решение об объединении с Россией в 1654 году, Донское войско было самостоятельным до 1671-го.

Однако после смерти Хмельницкого началась гражданская война с участием Речи Посполитой, России и Крымского ханства. «Гетманство» раскололось на две части — левобережную Украину в составе России и правобережное княжество Русское в составе Речи Посполитой.

В 1659 году 16 тысяч казаков участвовали в разгроме русской армии татарским войском под Конотопом (при этом в русской армии также были казаки). В 1662-м под Каневым уже русская армия разбила польско-татарское войско и их союзников — 14 тысяч казаков.

Только в 1689-м Речь Посполитая признала утрату Киева и Запорожья.

В 1708 году во время Северной войны России и Швеции гетман Иван Мазепа перешел на сторону шведов. В 1709 году была разгромлена русскими войсками и фактически ликвидирована. Часть казаков ушла вниз по Днепру в Крымское ханство. Окончательно Сечь ликвидирована в 1775 году.

История запорожского казачества закончилась — их переселили на Кубань, где они стали основой Кубанского казачьего войска и воевали против горцев во время Кавказских войн.

У казаков ведь сначала была демократия? Как вышло, что они стали поддерживать царя и подавлять революционеров?

Коротко. Когда казачьи области присоединили к России, демократические институты были заменены имперской бюрократией. В следующие сто лет из казаков удалось сделать полностью лояльное власти служилое сословие.

Сначала его использовали в войнах с внешними врагами, но потом — и для подавления внутренних выступлений.

В XVII-XVIII веках из-за недовольства казаков ущемлением их вольницы случились три мощных восстания — под руководством , и .

После восстания Разина донцы потеряли возможность вербовать людей в других русских землях для походов в другие страны. Кроме того, выдав популярного Разина с Дона, казаки показали, что готовы пойти на уступку центральной власти.

После булавинского восстания местная демократия (например, выборы атамана) была отменена. После пугачевского в 1775 году — Донское войско окончательно лишилось всякой самостоятельности.

К XIX веку власть и казачество наладили сотрудничество по модели «служба в обмен на привилегии». Казачество на целый век стало особым русским военным сословием, которое отличало верность власти и аполитичность.

Большая часть казацких областей («войск»), которые протянулись по границе России от Китая и Средней Азии до Каспия, были созданы не спонтанно, а организованы правительством.

Читайте также:  Что на самом деле скрывает трезубец владимира

Там «исторической памяти» о казачьей вольнице вообще не было.

Путь казаков от вольницы до подчиненного власти сословия (группы, имеющей свои строго определенные права и обязанности) занял 300 лет.

В XV-XVI веках некоторые из них были организаторами военных республик, которые вели вполне самостоятельную политику. В начале XVII века они участвовали в русской на стороне самозванцев.

Другая часть сразу стала ориентироваться на службу московским государям и чиновникам — их называли «служивыми».

В 1570 году Иван Грозный, чьи войска были заняты на западе в Ливонской войне, решил нанять донских казаков для обороны южной границы государства. Именно 1570-й официально считался в Российской империи датой создания Всевеликого войска донского на службе русских царей, хотя еще сто лет Войско было формально совершенно самостоятельным.

При этом многие казаки относились к Москве скорее враждебно.

В главном источнике по истории «досословного» казачества, «Повести об Азовском осадном сидении», написанной одним из казацких старшин в середине XVII, взаимоотношения описывались так: «Не почитают нас там, на Руси, и за пса смердящего. Бежали мы из того государства Московского, от рабства вечного, от холопства полного, от бояр и дворян государевых».

Во второй половине XVII века вольные казачьи области, зажатые между Османской империей и Москвой, были вынуждены стать «служилыми» полностью. В 1671 году они принесли присягу царю Алексею Михайловичу (но не русскому царству), отказавшись от самостоятельной внешней политики (Войско донское окончательно было включено Петром I в состав Российской империи в 1708 году).

После объединения с Русским государством еще век ушел на то, чтобы казачество свыклось с новой ролью и перестало сопротивляться центральной власти.

К этому времени относятся первые попытки казаков отделить себя от остального русского народа.

Генерал Александр Ригельман, исследовавший жителей Дона, в 1778 году писал: «Кто же их „москалями“ назовет, то отвечали: я, не москаль, а русской, и то по закону и вере православной, а не по природе».

Однако для государства все сложности использования свободолюбивых казаков окупались сторицей. Еще в XVII веке казаки Ерофея Хабарова (сам он казаком не был) захватили земли в Забайкалье и на Амуре и заключили договор с Китаем; казаки Семена Дежнева тогда же «замирили» Колыму, Чукотку и Якутию. Позже казаки участвовали в захвате Средней Азии и в многочисленных войнах, которые вела Россия.

По договору с государством казаки поступились личной свободой. Они были привязаны к своей службе и земле, и не имели права покинуть свое сословие. Все, что нужно было для службы — от коня до вооружения — они были обязаны покупать за свои деньги. Но этот договор обеспечивал им лучшие условия, чем то положение, в котором находилось большая часть населения России.

К началу XX века власти империи уже не считали казаков важной частью военной машины. Казачьи части планировали переименовать в драгунские, а сословие — распустить. В ответ часть казачества и вспомнила старую версию о том, что они — не просто социальная группа, а «отдельный народ».

Покидать российское государство казачьи националисты не планировали, а требовали только сохранения своих привилегий. Когда империя пала, националисты пытались создать автономию или даже независимое государство на Дону.

Им противостояли «единонеделимцы», выступавшие за сохранение Дона в составе России и на союзе с белым движением.

Во время революции 1905-1907 годов в армию призвали казаков «второй очереди» (то есть находившиеся в запасе) с Дона, Кубани и других войск.

«Первоочередные» казаки в этот момент в большинстве своем находились в действующей армии в Маньчжурии, где пытались сдержать наступление японской армии. Вновь призванных отправили на службу внутри страны — для охраны объектов и борьбы с восставшими.

Казаки «второй очереди» по действующему законодательству не могли быть использованы внутри России, но в тот момент это никого, в том числе самих казаков, не смутило.

Именно казаков власти наиболее охотно использовали для непосредственного подавления волнений.

Как выяснилось, пехота либо избыточна (ее сила была в залпе стрелкового оружия, который вызывал слишком большие жертвы среди протестующих), либо слаба (если она не использует основное оружие).

Казаки с нагайками — плетьми для подстегивания лошадей, — с точки зрения властей, отлично справлялись с демонстрациями и прочими массовыми выступлениями.

Казаки (главным образом, «второй очереди») на пике революции использовались для подавления 16% всех волнений — в остальных случаях справлялись армия и полиция.

Но для российских революционеров всех мастей казаки из «народных демократов», какими они представлялись либералам в середине XIX века, стали карателями-«нагаечниками».

Приказы о подавлении выступлений «старослужащие» казаки исполнили отлично, и с клеймом «палачей революции» они попали в 1917 год.

Во время Гражданской войны казаки были за монархию?

Коротко. Во время Гражданской войны казаки воевали и за белых, и за красных. А большинство так и не взяло в руки оружие. Многие сторонники первых покинули страну.

Сначала казаки в массе своей вообще не хотели участвовать в Гражданской войне.

Крушение монархии (а вместе с ней — потеря смысла существования казацкого сословия) руководству казаков не нравилась, однако даже старшины не собирались что-либо предпринимать для ее восстановления. А многие простые казаки поддерживали ликвидацию всех сословий.

После Февральской революции Временное правительство объявило курс на , предполагавший избрание командиров солдатами.

В результате на Дону впервые за 200 с лишним лет был избран, а не назначен властями, новый атаман — им стал генерал регулярной армии Алексей Каледин, сам родом из казаков.

После победы большевиков в Петрограде и Москве он объявил, что переворот в столицах не признает и объявил область независимой до создания новой легитимной власти.

Источник: https://meduza.io/feature/2019/08/30/kazaki-eto-voobsche-kto-takie-i-pochemu-oni-hodyat-v-forme-i-byut-nagaykami-protestuyuschih

В каких войнах казаки воевали против русских

Казаки как общность появились благодаря России. Но далеко не всегда они были её подданными. Вольная натура и перипетии истории порой заставляли их воевать против нашей страны.

При первых Романовых: с крымчанами и поляками против России

Казачья общность изначально формировалась как скептически настроенная по отношению к Московии (равно как и к остальным державам региона). Изначально казаки были беглыми преступниками, крепостными или же просто искателями приключений, которые бежали из-под власти государств на вольные земли в поисках свободы.

Процесс превращения казаков в верных защитников России занял не одно столетие. Например, в XVI-XVII вв., когда Запорожская Сечь стала геополитически значимым пространством, её взаимодействие с другими странами было достаточно прагматичным.

Запорожцы служили тем, кто больше заплатит, и преимущественно пророссийской силой сегодня они нам кажутся из-за того, что чаще всего самыми щедрыми их спонсорами были московские цари.

Однако зачастую казаков покупали и поляки. В 1572 году король новообразованной Речи Посполитой Сигизмунд II создал «Войско его королевской милости Запорожское».

В него вступили сначала 500, а потом 600 запорожских казаков, которые на автономных началах вошли в состав армии Речи Посполитой. Эти отряды участвовали в польской интервенции во время Смутного времени.

А в начале XVII века они охраняли юго-восточные границы страны как от татар и турок, так и от русских. И только в середине XVII века запорожские казаки начали переориентироваться на служение Москве.

Договоры между первыми Романовыми и Запорожьем подразумевали не только плату за службу, но и невмешательство России во внутренние дела Сечи.

Естественно, важной причиной ориентации на Москву была и религия: ценности православия стояли для казаков не на последнем месте. Но если царь переставал платить деньги, казакам ничего не стоило помочь его врагам.

Например, в 1693 году Запорожье заключило мир с крымчанами, обосновав это тем, что царь платит больше Донскому войску и пытается вмешиваться во внутренние дела Сечи.

В российской империи: на службе у османской империи и швеции

Пётр I относился к казакам плохо. В первую очередь благодаря предателю Мазепе. Этот человек, ужасный интриган и эгоист, стал гетманом (фактически правителем всей тогдашней Украины) благодаря поддержке русской армии и лично князя Василия Голицына, с которым он подружился во время Крымских походов.

Образованный и харизматичный Мазепа очаровал не только полководца, но и молодого царя Петра, который в начале своего правления внимал всем советам гетмана. За 20 лет правления Украиной Мазепа стал уважаемым, влиятельным и очень богатым человеком.

Но он захотел большего, поэтому в самом разгаре тяжёлой Северной войны он предал русского царя, который считал его ближайшим другом и соратником. Запорожские казаки последовали за ним и участвовали во многих русско-шведских битвах.

Россия смогла расправиться и со шведами, и с запорожцами, а предатель был отлучён от церкви и позорно казнён. Пётр возненавидел Мазепу и казаков и даже приказал уничтожить все изображения гетмана.

После Петра отношения России и казаков были натянутыми. Петербург их не жаловал и после побед над турками уже в них не нуждался. В 1775 году казаки посмели угрожать императрице Екатерине II: если она не исполнит их требования о выделении для Сечи дополнительных земель, казаки присягнут Турции.

В ответ на это Екатерина II уничтожила Сечь. Казакам были предложены достаточно приемлемые условия смены образа жизни: верхним чинам присваивался дворянский титул, а нижним было предложено вступить в кавалерийские отряды российской армии.

Часть казаков согласилась, другая не смогла и поэтому покинула родные степи в поисках места, где они смогут продолжить жить по-казачьи.

Ещё в начале XVIII века на турецком Дунае, в современной Румынии и Молдавии, сформировалась община казаков, которые перебрались к туркам из-за нерешённых споров с российским руководством. А после уничтожения Запорожской Сечи в те же места переехали и многие запорожцы.

Турецкий султан гарантировал казакам автономию, позволял им вести привычный образ жизни и не ограничивал их в религиозном плане в обмен на пограничную службу на границе с Россией. Некрасовцы и запорожцы участвовали в войне 1787-1791 гг. на стороне турок.

После этих событий с турецкими казаками произошло много всего: одни из них предавали Турцию и возвращались к присяге России, другие их за это наказывали. В итоге остатки казаков, которые остались верны Турции, османское правительство рассеяло по стране.

Из них в 1854 году польский революционер в эмиграции Михаил Чайковский создаёт «славянский легион» (примерно 800 человек), который не очень успешно сражался против России в Крымской войне.

В xx веке: украинские националисты и пособники нацистов

Независимая Украина, появившаяся после Февральской революции, бравировала своим казачьим прошлым.

Скоропадский назвал себя гетманом, а армия Украинской республики, которая воевала с большевиками при поддержке Германии, делилась на казацкие коши. Большое количество настоящих казаков в те дни воевало против России.

При этом стоит заметить, что запорожские казаки воевали и против Украины – как в Красной армии, так и у Махно.

Через 20 лет после этих событий казаки вновь воевали против большевистской России. Казакам, как одной из самых контрреволюционных групп российского общества, досталось от большевиков. Наверное, поэтому среди казаков было немало тех, кто приветствовал нацистов и присягнул им.

Уже 22 августа 1941 года на сторону нацистов переходит первая казачья часть. Во время оккупации Украины и Кубани на сторону нацистов перешло определённое количество казаков. Часть из них воевала в казачьих формированиях, которые возглавлял Краснов, другие – в русских и украинских национальных формированиях.

Источник: https://zen.yandex.com/media/russian7/v-kakih-voinah-kazaki-voevali-protiv-russkih-5d965306027a1500b1592e27?from=feed&rid=3988763351.475.1572208361708.17074&integration=site_desktop&place=layout

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector