Кем в жизни был сказочный иван царевич

Герой русских народных сказок. Обыкновенно проходит через ряд испытаний, решает некую сложную и рискованную задачу, совершает героические деяния. Отцом героя называется царь Берендей, а супругами в разных сказках выступают то Василиса Премудрая, дочь Кощея (сказка о Царевне-Лягушке), то Марья Моревна — степная воительница и носительница колдовской силы, то Елена Прекрасная.

История создания

Русские народные сказки об Иване-царевиче обыкновенно строятся по некоему шаблону. У героя есть старшие родственники – изводящие Ивана в начале сказки сестры и братья, над которыми герой превозносится в финале.

Царь-отец обещает сына некоему могущественному потустороннему коллеге (морскому или подземному царю) или волшебнику еще до рождения Ивана. Сказочный сюжет может описывать, как герой бежит из владений такого персонажа.

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичИван-царевич и Серый волк

Повзрослевший царевич также отправляется в странствия, чтобы найти некую волшебную вещь или животное (например, Жар-птицу, которая прилетает в сад царя и клюет там молодильные яблоки). По дороге герою встречается животное-помощник (например, серый волк).

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичИван-царевич и Жар-птица

Царевич может спасти волшебного коня, и тот остается на службе у героя. Животное-помощник возвращает погибшего героя к жизни или убивает врагов Ивана-царевича (к примеру, злых братьев). Ряд сказочных сюжетов связан также с поисками пропавшей жены, которую у Ивана-царевича похитил злой бессмертный чародей Кощей. Типичная помощница в борьбе с Кощеем — лесная ведьма Баба-Яга.

Образ и сюжет

Образ Ивана-царевича в русских народных сказках имеет двойственную характеристику. Как положительный персонаж Иван-царевич предстает в тех сюжетах, где борется со злом и помогает слабым. Сам герой при этом может не знать о том, что он — царский сын, быть потерянным в детстве.

В начале сказки героя преследуют враги, Иван беден. Царское достоинство герой возвращает себе в конце сказки. Как награду за совершенные подвиги, он получает трон, находит потерявших его родителей.

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичИван-царевич и Царевна-Лягушка

Если герой начинает путь, уже будучи царевичем, то в конце сказки Ивана ждет жена-царевна, половина чужого царства, волшебный конь или волшебный предмет в качестве награды.

В тех сюжетах, где Ивану-царевичу противопоставлен герой «из народа», например, рыбацкий сын, сам царевич становится отрицательным персонажем. Тут Иван-царевич демонстрирует злобу и хитроумие, пытается отнять у положительных героев награду, которую те заслужили, или вовсе погубить их. В финале царевич остается жив, но наказан и посрамлен.

Экранизации

Иван-царевич один раз появился в кино и множество раз — в мультфильмах. Герой появлялся в советских мультфильмах «Царевна Лягушка» (1954 и 1971 годов), и «Василиса Прекрасная» (1977). В киносказке 1985 года выхода «После дождичка в четверг» роль Ивана-царевича играет актер Владислав Толдыков.

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичВладислав Толдыков в роли Ивана-царевича

В 2011 году вышла первая картина из цикла мультфильмов «Иван-царевич и Серый волк» студии анимационного кино «Мельница». Иван здесь начинает как простой деревенский парень.

Герой мечтает стать пожарным, но случайно оказывается тем «первым встречным», за которого рассерженный Царь-батюшка под горячую руку решает выдать прогневавшую его дочь — царевну Василису. Герои, против воли объявленные женихом и невестой, влюбляются друг в друга, но впереди у них немало испытаний.

Во втором мультфильме цикла Иван-царевич исполняет функции военного министра и плотно занят государственными делами, в то время как жена героя, Василиса, изнывает от безделья.

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичИван-царевич в мультфильме студии «Мельница»

Герои ссорятся, и, чтобы помирить их, царь и Кот ученый решают устроить шуточное похищение Василисы и привлечь к этому делу бывшего злодея, а ныне циркового артиста Черномора. Похищение, однако, быстро перестает быть шуточным…

В третьем мультфильме цикла Царь-батюшка уходит на пенсию, и в Тридевятом царстве за главного остается Иван вместе с Серым волком. Необязательный герой отправляется с Василисой в свадебное путешествие на ковре-самолете, бросив царство на произвол Пугала, которое оживает и устанавливает в царстве собственные порядки…

О том, когда выйдет четвертая часть мультфильма, точной информации пока нет. В мультфильмах анимационной студии «Мельница» рисованного Ивана-царевича озвучивает актер Никита Ефремов.

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичИван-царевич в мультфильме «Как поймать перо Жар-птицы»

В 2013 году на экраны вышел украинский мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», где Иван-царевич отправляется искать Жар-птицу, повинуясь воле отца – царя Берендея. В мультфильме классические элементы русских народных сказок сочетаются с современным юмором и музыкальным сопровождением в жанре рок-музыки.

Интересные факты

  • Иван-царевич, как и прочие персонажи русского фольклора, не раз вдохновлял художников. Особенно полюбился персонаж Виктору Васнецову, мастеру фольклорной живописи (картины «Бой Ивана Царевича со Змеем», «Иван-царевич на Сером Волке»). Знаменита также картина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», принадлежащая кисти Ивана Билибина, художника конца XIX — первой половины ХХ века.
  • В 1975 году студия «Диафильм» выпустила цветной диафильм по сказке «Иван-царевич и серый волк», созданный художником П. Багиным.

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичКартина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

  • Имя Ивана-царевича взяла себе как название российская фолк-метал-группа, основанная в 1999 году. Группа работает на стыке тяжелого металла и фольклорно-былинных мотивов. Выпустила три студийных альбома. Знаменитая песня группы — «Живой металл».
  • Среди персонажей писателя-фантаста Кира Булычева, создателя цикла книг об Алисе Селезневой, есть некий гражданин по имени Иван Иванович Царевич.

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичИван-царевич в игре «Свадьба Василисы»

  • Иван-царевич стал персонажем «девочковой» компьютерной игры «Свадьба Василисы». Игра сделана по мотивам мультфильмов студии «Мельница». В игре Василиса выбирает платье и всячески готовится к собственной свадьбе, для которой нужно украсить палаты, испечь торт, разослать приглашения и так далее.
  • В 2012 году издательство «Эгмонт Россия Лтд» выпустило детскую книжку «Иван Царевич и серый волк. В Тридевятом царстве» авторства Сергея Георгиева.

Кем в жизни был сказочный Иван ЦаревичСпектакль «Иван-Царевич, серый волк и другие»

  • Московский театр Содружество актеров Таганки под руководством Николая Губенко поставил сказочный спектакль для детей «Иван-Царевич, серый волк и другие» с оригинальными костюмами. К примеру, Кощей в постановке ходит в форме немецкого офицера времен Второй мировой войны.
  • Мастера уральской камнерезной мастерской «Святогор» выпустили в 2012-2015 годах серию ювелирных статуэток необычайно искусной работы из поделочного камня, окаменелого дерева и металла. Статуэтки изображают персонажей русских народных сказок. Среди них есть одна, изображающая Ивана-царевича верхом на сером волке, который несется прочь от погони вместе с похищенной Еленой Прекрасной.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица.

И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»«Это неправильно! Понаедут, натопчут — не протолкнуться будет!»«Иван: — Ты зачем притворяешься?Змей Горыныч: — Чего это я притворяюсь?Иван: — Ты притворяешься злым, а ты добрый.

Змей Горыныч: — Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

Источник: https://24smi.org/person/1427-ivan-tsarevich.html

12 тайных смыслов русских сказок, о которых вы вряд ли расскажете своим детям

Кем в жизни был сказочный Иван Царевич

Сказки неразрывно связаны с древними обрядами и обычаями. Их оригинальные версии, как правило, непосредственно отражают то, что делали наши предки. Возможно, вы заметили некоторые странности в поведении сказочных персонажей, которые часто противоречат логике и здравому смыслу. Мы нашли объяснения подобным поступкам.

Мертвая царевна спала, потому что готовилась выйти замуж

Один из частотных сказочных сюжетов — это временная смерть. Девушка надевает запретную одежду, укалывается булавкой или съедает яблоко и падает замертво, а оживает только после поцелуя любви. В реальности был похожий обычай: прежде чем отдать девушку замуж, нужно было ее понарошку умертвить.

Главная часть церемонии была посвящена как раз этому: девица должна была умереть как невинная девушка и возродиться к жизни уже женщиной. Проделывали это играючи: укалывали невесту иголкой или булавкой, после чего она картинно падала на землю, будто мертвая. «Оживляли» героиню обычно песнями и плясками.

Баба-яга на самом деле охраняет вход в царство мертвых

Кем в жизни был сказочный Иван Царевич

© The Three Bogatyrs on Distant Shores / Melnitsa Animation Studio  

На границе между царством живых и мертвых стоит избушка, в которой живет Баба-яга — этакий Харон на русский лад. Задача героя, добравшегося сюда, — назвать магическое слово или принести жертвоприношение, чтобы избушка повернулась к нему «передом, а к лесу задом». Когда же персонаж попадает внутрь, первое, что он слышит:

«Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится!»

На самом деле в изначальных вариантах сказки слова «русский» здесь не было. Вместо этого Баба-яга говорила «живым пахнет».

Чтобы избавиться от этого аромата, герой должен был поесть местной пищи, и тогда другие мертвецы признали бы его за своего. Эта деталь тесно связана с таким обрядом, как поминки.

Персонаж как бы устраивает поминки по самому себе и прощается со своей живой половиной, превращаясь в мертвеца.

Вообще исследователи выделяют три типа Яги: дарительница (дает Иванушке волшебный клубок, волшебного коня и т. п.), похитительница (крадет детей и пытается изжарить их в печке) и воительница (нападает на героев и вырезает из их кожи ремни). С царством мертвых может быть связана любая из них.

Иногда Баба-яга — буквально теща героя

В некоторых случаях сказка о Бабе-яге восходит к обряду посвящения перед свадьбой. Известно, что древнейшая традиция предполагала, что обряд должен проводить непосредственный родственник невесты, часто мама или тетя. Перед заключением брака она подвергала зятя различным испытаниям.

Интересно, что традиция восходит к матриархальному прошлому, когда главенствующим был род жены, а не мужа. Иногда обряд немного трансформировался: посвящаемому жениху приходилось наряжаться женщиной и некоторое время выполнять типично «женскую» работу. Свадьба могла состояться, только если жених достойно справлялся со своей задачей.

Девица, которая живет в доме с богатырями и ведет все хозяйство, им не сестра

Девица попадает в дом богатырей двумя способами: или приходит добровольно (выгнала мачеха, заблудилась и т. д.), или ее похитили и привели. Героиня пользуется почетом и ведет хозяйство в доме, где живут несколько братьев, — раньше это называлось мужским домом. Эти детали отражают историческую действительность. Третья деталь — что живет девица с ними как сестра — не исторична.

В реальности в мужском доме всегда присутствовала девушка или несколько девушек. Они занимались хозяйством и одновременно были женами всем членам общины. Как правило, для девиц это была «временная работа».

Родители часто сами отправляли дочерей прислуживать в мужские дома, потому что это считалось почетным.

Самые известные романтичные вариации этой традиции — русская сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» и европейская «Белоснежка».

Герой, спасающий девушку от дракона, вовсе не герой

Кем в жизни был сказочный Иван Царевич

© Dobrinya and the Dragon / Melnitsa Animation Studio  

В старину существовал обычай приносить в жертву невинную девушку: ее топили в реке, от которой зависел урожай. Считалось, что тогда река будет благоволить людям и не пересохнет, а значит, местное племя не погибнет от голода.

В сказках этот обычай трансформировался в драконов и других чудищ, которые крадут девиц.

Дракон в этом случае олицетворяет сам обряд, а его злобное воплощение доказывает, что люди на самом деле не были согласны с таким раскладом дел.

Поэтому в сказаниях появляется храбрый юноша, который закалывает острым мечом чудище и спасает девушку. Если бы в той далекой реальности среди народа нашелся такой герой, то его мгновенно отправили бы вслед за девицей в речку. По таким сказочным трансформациям сюжетов исследователи изучают, как менялось отношение народов к тем обычаям, которые у них были.

В первоначальном варианте сказки «Репка» были отец и мать

Смысл этой сказки заключается в правильном взаимоотношений поколений. В изначальном варианте текста присутствовали отец и мать, которые символизировали защиту и заботу соответственно. Есть два возможных объяснения, почему этих персонажей изъяли из сказки:

  • С приходом христианства цифра 7 стала сакральной, а до этого времени особый почет был у числа 9. Без матери и отца в сказке оказывается ровно 7 персонажей, что соответствует новой символике.
  • У христиан традиционно отцовскую защиту и опору представляет церковь, а материнскую заботу — Иисус Христос. Поэтому необходимость включать в сказку мать и отца сама собой отпала.
Читайте также:  Первыми начали пользоваться зубной щеткой и другие удивительные факты о гигиене монголо-татар

Сказка о Колобке не что иное, как урок по астрономии

Кем в жизни был сказочный Иван Царевич

© depositphotos  

По одной из версий, Колобок в изначальном варианте не что иное, как Луна. А сам текст сказки представляет собой лунный цикл:

  • Приготовление Колобка — это полнолуние.
  • Потом месяц идет на убыль, и каждый из зверей, которых повстречал главный герой, откусывает от него кусочек.
  • Лиса съедает Колобка, и месяц на небе скрывается полностью. Начинается новый цикл.

Василиса Прекрасная не кто иная, как ведьма

Кем в жизни был сказочный Иван Царевич

© Vasilisa the Beautiful / Soyuzdetfilm   © JStolp / pixabay  

Василиса в юном возрасте лишается матери и приобретает магический артефакт — куклу: ее можно покормить, а она даст хороший совет.

Исследователи считают, что кукла является типичным магическим атрибутом ведьмы, а поцелуй дочери и матери на смертном одре не просто передает девочке родительское благословение, но еще и магическое наследие.

Однако полноценной колдуньей от этого Василиса не становится, и впереди ее ждут испытания, которые сравнимы с древними обрядами инициации для ведьм:

  • Физическое отделение от родителей — после гибели матери главная героиня отправляется жить к злой мачехе.
  • Активация «тайной» жизни — Василиса с помощью куклы справляется со всеми мачехиными приказами и чувствует себя чужой этому миру, но постепенно приобщается к миру магическому.
  • Испытание — героиня попадает в домик Бабы-яги и успешно выполняет все ее задания.
  • Доведение ведьминых навыков до высшего уровня — сотканное Василисой полотно случайным образом попадает к царю, за чем непременно следует свадьба.

Сказка о Курочке Рябе на самом деле рассказывает нам о страхе перед смертью и реинкарнации

Считается, что в основе сюжета этой сказки лежит древний мотив мирового яйца, из которого произошла жизнь и весь наш мир.

Золотое яйцо, снесенное курочкой, символизирует грядущую смерть, поэтому дед и бабка плачут. Обещание курочки снести обычное яйцо — это обещание грядущего перерождения, то есть новой жизни.

Мышка в сюжете считается представителем преисподней, или, говоря проще, самой смертью.

Кощей крадет девиц, потому что он против матриархата

Кем в жизни был сказочный Иван Царевич

© Ivan Tsarevich and the Gray Wolf / Melnitsa Animation Studio  

В обществе наших предков были сильны материнские культы: важнейшие решения принимались с согласия главной женщины племени, «матери». Имя Кощея, вероятно, произошло от слова «кош», что означает «господин, захвативший власть». Поэтому исследователи предполагают, что этот персонаж не кто иной, как мужчина, укравший у женщины ее социальную функцию.

Если это правда, то становится понятным, почему Кощей склонен похищать и порабощать девиц. А его отрицательная роль в сказке объясняется так же просто: он был воплощением силы, которая разрушила древние порядки родового равноправия. В глазах людей первые «кощеи» были не кто иные, как поработители.

Змей Горыныч — это символ страшных лесных пожаров

Отчество персонажа — Горыныч — происходит от слова «гора», однако в прошлом под горой понимали также и лес. Поэтому прозвище героя можно перевести как «лесной». Вероятно, в сознании древних славян Змей был воплощением лесных пожаров, которые вызывали молнии. Косвенным доказательством является описание появления Змея:

«поднимается буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу клонится — летит трехголовый Змей».

На те же мысли фольклористов наталкивает небольшая деталь в сказке «Иван Быкович»: главный герой запрещает своим побратимам спать перед встречей со Змеем. Возможно, это отголоски памяти предков, которые не должны были засыпать у костра.

Иван-царевич сжигает шкурку Царевны-лягушки, потому что обладает типичными мужскими качествами, которые не годятся для создания крепкой семьи

Кем в жизни был сказочный Иван Царевич

© Ivan Tsarevich and the Gray Wolf 3 / Melnitsa Animation Studio  

Царевна пребывает в образе лягушки не по собственному желанию, а из-за колдовства. Чтобы прекратить эти превращения, героине требуется помощь извне. Спасителем выступает, конечно, суженый.

С житейской точки зрения Иван-царевич, женившийся на лягушке, не испытывает никаких неудобств: жена печет хлеб, ткет ковры и на балу выглядит лучше всех. Однако царевич сжигает шкурку лягушки, несмотря на запрет это делать. Считается, что героем в этом случае движет обыкновенная мужская прямолинейность.

Как следствие, Ивана наказывают: он вынужден идти за царевной за тридевять земель. Этот путь символичен в социальном смысле: герой должен вырасти духовно, отказаться от мужской твердолобости и голой рациональности. Только в этом случае возможен счастливый брак.

Нам удалось открыть для вас мир русских сказок с новой стороны? Если вы слышали о других интересных смыслах, которые лежат в основе сказочных текстов, расскажите нам о них.

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/12-tajnyh-smyslov-narodnyh-skazok-kotorye-kak-nelzya-luchshe-otrazhayut-buntarskij-russkij-duh-2170615/

Иван-Царевич-сказочный герой

  • Иван-Царевич —сказочный герой
  • Исследовательская работа
  • Выполнила: Кадомцева Варвара,
  • 3 класс

Руководитель: Колобова Н.Н.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3Основная часть………………………………………………………………….4

  1. Образ Ивана-Царевича…………………………………………….4
  2. Качества Ивана-Царевича…………………………………………5
  3. Подвиги Ивана-Царевича…………………………………………5
  4. Родословная Ивана-Царевича………………………………………7

Исследовательская часть……………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………..…………13

Введение

Актуальность. Дети очень любят слушать и читать русские народные сказки. Они очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Больше всего в моих сказках встречается сказочный герой — Иван-Царевич.

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Сказки об Иване — Царевиче, очень многочисленные, изданы у Афанасьева, Садовникова, Эрленвейна, Худякова и др.

И нам захотелось больше о нем узнать, поближе познакомиться. Какой он бывает в русских народных сказках.

  • Объект исследования – Иван-Царевич в волшебных сказках.
  • Предмет исследования – роль Ивана-Царевича в волшебных сказках.
  • Цель работы – определение роли Ивана-Царевича в жизни сказочного героя: добрый, отважный молодец или трусливый человек.
  • Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
  • Изучить литературные энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Иван-Царевич.
  • Проследить эволюцию образа Ивана-Царевича.
  • Реконструировать обрядовый смысл и последовательность действий Ивана-Царевича над сказочным героем.
  • Проанализировать и обобщить полученные данные.
  • Гипотеза: основана на предположении о том, что Иван-Царевич – добрый, отважный молодец, поскольку:
  • он всем помогает;
  • преодолевает на пути трудности;
  • у него красивый внешний вид.
  • Основная часть
  • Образ Ивана-Царевича

Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.

Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.

ИВАН — ЦАРЕВИЧ в сказочных сюжетах связан с братьями (иногда и сестрой, которая, между прочим, временно становится его женой), помощниками (дядька Катома, Никанор — богатырь, слепой богатырь, старичок, старушка и т.п.

), с царевной-невестой; с Иваном Сученко, Иваном Быковичем, Иваном Коровьим сыном (Буря — богатырь), Иваном Кобылиным сыном, Белым Полянином, Вертодубом, Вертогором (ср.

также Горыня, Дубыня и Усыня); с злой сестрой, ведьмой, Ягишной, Норкой — зверем, Кощеем Бессмертным, Змеем; с Солнцевой сестрой, Василисой (или Еленой) Прекрасной, Марьей Моревной, с Жар- птицей, серым волком и т.п.

Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой. 

Качества Ивана-Царевича

В образе Ивана-Царевича преобладают качества идеального сказочного героя: он молод, хорош собой, отважен, добр и честен, смел, силён, храбр, наблюдателен, что обеспечивает ему получение чудесных средств и содействие чудесных помощников.

Иван — положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении.

В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей.

Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.

Таким образом, Иван – Царевич в волшебных сказках бывает положительным героем.

Подвиги Ивана-Царевича

Повзрослев, Иван предпринимает дальние экспедиции в поисках различных волшебных вещей и животных (молодильных яблок, живой воды, Жар-птицы, которая прилетает в царский сад клевать эти яблоки).

Попутно Иван-Царевич встречает неожиданного помощника-животное: Серого Волка или волчицу, зайчиху, утку, сокола, щуку. Часто животное он добывает или спасает и оно ему верно служит: Сивка-Бурка или другой волшебный конь.

Часто животное-помощник оживляет убитого Ивана-царевича и убивает его врагов (например, коварных братьев). В ряде сюжетов Иван-Царевич ищет свою похищенную Кощеем жену. Одолеть Кощея помогает Баба-Яга.

ИВАН — ЦАРЕВИЧ отправляется на поиски исчезнувшей (похищенной) царевны или царицы; ею нередко сопровождают два старших брата, которые оказываются мнимыми помощниками.

Когда путешественники приходят к яме, провалу, дыре, колодцу, пещере то ИВАН — ЦАРЕВИЧ спускается по веревке вниз, а его братья (спутники) предательски обрывают веревку — сразу же или в конце, когда он, выполнив задачу, хочет вернуться на землю. ИВАН — ЦАРЕВИЧ оказывается покинутым: он одинок, и теперь он может надеяться только на себя.

В царстве он обнаруживает царевну, вступает в смертный бой с прилетевшим внезапно Змеем, пленившим царевну (царевен). Он отсекает ему три головы, освобождает царевну. При этом сам ИВАН — ЦАРЕВИЧ близок к смерти или даже оказывается убитым, но возрождается с помощью “живой” воды.

Приобретает силу благодаря “сильной” воде и, наоборот, лишает Змея его мощи, вынудив его хитростью отведать “бессильной” воды. В заключение ИВАН — ЦАРЕВИЧ выбирается из подземного царства с помощью данного ему волшебного яйца (или трех яиц), в которое “скатывается” царство, или высокого дерева, орла, выносящего его на землю, и т. п.

Заканчивается все женитьбой на спасенной царевне, приобретением богатств (добра, драгоценностей), царской властью.

Один из самых распространенных сюжетов об Иване — царевиче — «Иван — царевич и Серый волк». Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар — птица. Иван -царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.

  По приказу царя братья — царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.  Иван — царевич встречает волшебного помощника — серого волка, тот помогает герою достать не только Жар — птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту.

На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл. 

Серый волк спасает Ивана — царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром. 

Читайте также:  Зачем кавказ в vii веке начал принимать ислам

Таким образом, сказочный персонаж, Иван-Царевич связан чаще всего только с несколькими определенными сюжетами. Каждый такой сюжет от сказки к сказке почти не меняется, меняются только описания действующих лиц и их имена.

Родословная Ивана-Царевича

Обыкновенно является младшим сыном старика царя, которому приходит мысль испытать сыновей. Из трех братьев счастливейшим оказывается И. Царевич, благодаря кротости, незлобивости и доброте душевной.

Композиция сказок с участием Ивана — царевича традиционна — события развиваются от рождения до свадьбы героя. Иван — царевич является младшим из трех братьев. Как и в варианте с Иваном — дураком, двое — «умные», «правильные» и, часто,   безнравственные;   третий   —   «глупый», «неправильный», но честный и добрый; он то и выходит победителем из всех испытаний). 

У Ивана-Царевича два старших брата (Фёдор и Василий) и три сестры (Марья, Ольга и Анна). В начале сказки Иван-Царевич третируется своими старшими братьями или родственниками, а в конце занимает главенствующее место среди них.

Отец обещает Ивана-Царевича Морскому (Подземному, заморскому царю) или могущественному волшебнику прежде его рождения. Один из сказочных сюжетов описывает побег Ивана из царства такого царя или волшебника.

  1. Женами Ивана-Царевича оказываются то Елена Прекрасная (образ греческого происхождения), то дочь Кощея Василиса Премудрая (Царевна-Лягушка), то степная королева-воительница Марья Моревна.
  2. Выводы по основной части
  3. Изучив различные источники информации:
  4. книги,

ресурсы Интернет,

я обобщила данные и представила их в виде таблиц:

Иван-Царевич — любимый герой русских сказок «Царевна-лягушка»
«Финист — Ясный Сокол»
«Молодильные яблоки»
«Мертвая царевна»
«Иван-царевич и серый волк»
«Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка»

Слуги Ивана

серый волк ворон злая баба яга

Итак, Иван-Царевич встречается во многих сказках. У него бывают помощники. Но и сам Иван-Царевич всегда помогает.

  • Мы предполагаем, что Иван-Царевич – добрый, отважный молодец, поскольку:
  • он всем помогает;
  • преодолевает на пути трудности;
  • у него красивый внешний вид.
  • Это я и хочу проверить в своем исследовании.
  • 2. Исследовательская часть

2.1. Описание и результаты исследования

В ходе разработки проблемы, мне захотелось узнать, что думают и знают о герое одноклассники. Для решения этой задачи была разработана анкета.

  1. Анкета
  2. Кто такой Иван-Царевич?
  3. В каких сказках он встречается?
  4. Какими качествами обладает Иван-Царевич?
  5. Какой внешний вид у Ивана-Царевича?

Проведя анкетирование в своем классе, я узнала мнение своих одноклассников. Все данные я занесла в диаграммы.

Таким образом, большинство учеников дали положительную оценку нашему герою. После анкетирования я выяснила, что многие знакомы с такими сказками, в которых встречается Иван-Царевич, как: «Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.

Из нашего исследования следует, что Иван-Царевич красивый, молодой, добрый, отважный, смелый.

Заключение

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Ивана-Царевича. В большинстве сюжетов он добрый, сильный молодец, помогая, освобождая из плена Царевну.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с героем поближе. С одноклассниками проведено анкетирование и составлены диаграммы, которые помогли нам убедиться в том, что гипотеза подтвердилась. Иван-Царевич – добрый, отважный молодец, поскольку:

  1. он всем помогает;
  2. преодолевает на пути трудности;
  3. у него красивый внешний вид.
  4. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
  5. Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин.
  6. Список литературы

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.

Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.

О рус­ских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. – М: Детская литература, 1988.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Терра, 1996.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

http://www.ru-skazki.ru

http://slovari.yandex.ru

http://xlt.narod.ru

http://slavyans.narod.ru

http://www.bibliotekar.ru

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ivantcarevichskazochnij_geroj_125644.html

Иван-царевич

Один из главных персонажей русского фольклора Иван-царевич встречается сразу в нескольких русских народных сказках. Причем, разница в историях этого персонажа связана с выбором невесты, которая в разных сказках разная.

Иван-царевич — царский сын. Как правило, у него два брата или три сестры. В сказке «Усоньша-богатырша» его братьев зовут Дмитрий-царевич и Алексей-царевич, а в сказке «Иван-царевич и серый волк» вместо Алексея-царевича выступает Василий-царевич. Но функции в сказочкой жизни у них примерно одинаковые.

Братская любовь по отношению к Ивану-царевичу оказывается слабее сестринской. Если сестры обычно не враги своему брату, то братья как раз наоборот.

Чтобы выделиться перед отцом, они отнимают у Ивана не только найденные им дары — Жар-птицу и златогривого коня вместе с Еленой Прекрасной (в сказке «Иван-царевич и серый волк»), молодильные яблоки, живую воду (в сказке «Усоньша-богатырша») — но и саму жизнь.

Правда, в сказке «Усоньша-богатырша» смерти Ивану-царевичу все же удается избежать, договорившись с палачом и озолотив его через кошелек-самотряс, который он похитил в царстве Усоньши-богатырши. А в сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» временную смерть Иван-царевич принимает от рук Кощея Бессмертного, который похищает его жену Марью Моревну.

Таким образом, история Ивана-царевича связана со смертью и чудесным воскрешением или возвращением, за исключением сказки про Царевну-лягушку и Василису Премудрую, где главный герой остается цел и невредим, и физическая смерть ему не грозит, поскольку он находится под охраной волшебниц-жен.

Итак, мотив смерти и чудесного воскресения из мертвых в сказках про Ивана-царевича осуществляется с помощью мертвой и живой воды. Уже разрубленный на части Иван-царевич восстает из мертвых, спрыснутый целебными водами.

В сказке про Марью Моревну Иван-царевичу помогают его зятья, взявшие замуж сестер, — Ворон Воронович, Сокол Соколович и Орел Орлович. Зятья в трудную минуту разыскивают Ивана-царевича и оказывают ему необходимую помощь.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» эту функцию выполняет персонаж-помощник серый волк, который также не может оставить Ивана-царевича в беде, поскольку он приставлен к нему самой судьбой или течением сказочного повествования.

Смерть и воскрешение по символике русских сказок означает духовное посвящение главного героя в мир иной и его преображение посредством духовного знания.

Момент духовной инициации Ивана-царевича отмечали в своих работах по русскому фольклору известный советский фольклорист Владимир Пропп и другие исследователи русского народного творчества, которое, если к нему присмотреться внимательней, предстает как зашифрованная в символах вязь.

Лес, в который Иван-царевич отправляется к Бабе-яге за чудесным конем, чтобы спасти Марью Моревну, символизирует, по мнению Проппа, враждебную для земледельческого общества стихию, через которую нужно пройти, чтобы обратиться к жизни более свободной.

На пути к Бабе-яге Иван-царевич оставляет в живых медведицу, не разоряет по просьбе пчелы пчелиного улья и отпускает, также по ее просьбе, щуку. Эти лесные обитатели и помогают ему в осуществлении пути именно за то, что он, жертвуя собственным интересом, не наносит им вреда.

Баба-яга в качестве условия получения чудесного жеребца предлагает Ивану-царевичу три дня пасти ее кобылиц, а тем наказывает сбежать от царевича. Но медведи, пчелы и рыбы помогают герою вернуть кобылиц в загон с поля, леса и озера.

Сам Иван-царевич по их указке только спит денек да имитирует свое участие в исполнении этого задания.

Таким образом, Иван-царевичу помогают друзья, которых он приобрел по пути через темный лес мнимых испытаний, положительный исход из которых ему обеспечен только потому, что он имеет не злобное сердце и сочувственно относится к окружающим его то ли людям, то ли зверям.

Это главное условие победы в жизненных коллизиях, и в этом заключается момент инициации — в соединение своей жизни с жизнью других. Главный герой должен в первую очередь думать не о себе, чтобы обрести, в конце концов, счастье со своей возлюбленной. Потому что счастье не может быть эгоистичным. В нем должны участвовать все окружающие героя лица.

Счастье для русского человека — многочастье, в котором много частей, имеющих место в душах окружающих его существ.

Те же персонажи в сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» помогают герою достать смерть Кощея Бессмертного: медведица ловит зайца, а щука вылавливает утку, упавшую в море после того, как ее подстрелил Иван-царевич.

Таким образом, благодаря помощи друзей в руках Ивана-царевича оказывается смерть похитителя его жены Кощея Бессмертного.

Кощей в данном случае выступает как символ окостенения, омертвения духа, которое герою нужно победить внутри себя, чтобы обрести счастье.

Примечательно, что все жизненные истории Ивана-царевича связаны с нахождением жены. В разных сказках женами этого персонажа выступают Елена Прекрасная, Марья-царевна, она же Царевна-лягушка, Василиса Премудрая, Усоньша-богатырша и Марья Моревна.

Две из них — Царевна-лягушка и дочь морского царя Василиса Премудрая связаны с потусторонним миром, они волшебницы, а потому больше проводницы Ивана-царевича на пути испытаний. Две другие — Усоньша-богатырша и Марья Моревна — женщины-богатыри.

Еще одна женщина в жизни сказочного Ивана-царевича, Елена Прекрасная, оказывается иностранкой.

Причем в сказке «Иван-царевич и серый волк» четко прослеживается путь царевича за Жар-птицей сначала к царю Долмату, имя которого, по всему видно, происходит от названия страны Долматии, нынешней Хорватии, а затем к царю Афрону, имя которого ассоциируется с полуостровом Афоном на территории современной Греции.

Из других сказок также ясно, что Елена Прекрасная — гречанка и, по всему видимо, из Византии, государства, которое располагалось в том числе из территории современной Греции. И в этой же сказке он несколько раз выступает как вор-авантюрист, который крадет вместе с Жар-птицей ее золотую клетку, а вместе с конем златогривым уздечку.

В некоторых сказках Иван-царевич выступает как отрицательный персонаж, он противопоставлен персонажам простого происхождения, например, Ивану — рыбацкому сыну. Тогда в конце сказке он посрамлен и наказан, но никогда не убит. Однако это далеко неизлюбленный мотив русских сказок. Чаще всего в них Иван-царевич — положительный герой.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/42642

Образ Ивана в русских народных сказках

  • Министерство образования и науки Республики Бурятия
  • Джидинский         район
  • МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
  • Районная научно-практическая
  • конференция учащихся начальных классов
  • «Первые шаги»
  • Номинация: литература
  • Тема: Образ Ивана в русских народных сказках
  •                                                                           Боков Тимофей, 4 класс
  •                                                                                  Руководитель: Мункуева Туяна
  •                                                                                  Балдановна, 89146333220            
  • Введение
Читайте также:  «жлоб»: кого так называли русские

            Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Художественное       повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

             Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с самого раннего  детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые.

Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности.

Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Самого главного героя русских народных сказок мы все  хорошо знаем. Это Иван, Иванушка, Ивашка… Он может быть как царским сыном, так и простым крестьянином, но самое главное – чаще всего он просто … Иван – дурак.

  1. Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает тёмные силы сказочного царства, завоёвывает счастье.
  2. Цель и задачи исследования
  3. Цель исследования: Составить  характеристику героя русских народных сказок Ивана.
  4. Задачи:
  • Определить набор личных качеств  сказочного Ивана.
  • Выяснить, справедливо ли слово «дурачок» по отношению к сказочному герою Ивану.
  •  Доказать, что герой сказок Иванушка на самом деле умный и везучий человек.
  • Узнать значение имени.
  •  Выяснить в каких отношениях он находится с людьми.
  • Объектом исследования является: образ главного героя Ивана.
  • Предметом исследования: русские народные сказки.
  • Способы и методы исследования
  • Изучить мнение своих одноклассников об Иване.
  •  Прочитать сказки, где главным героем которых является   Иван.
  • Проанализировать произведения и полученную информацию  опроса.
  • Узнать о значении имени Иван и соотнести его с образом Ивана в  сказках.
  • Способы и методы исследования:
  • Анкетирование
  • Анализ, сравнение   и обобщение полученной информации

Образ Ивана – главного героя русских народных сказок

Герои русских народных сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Иван  (Иванушка) — один из популярнейших героев русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

  1. У кого ты ни спроси –
  2. Всем известно на Руси:
  3. То он царь, то из крестьян,
  4.  А зовут его … Иван

Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan – Бог милует). Это имя очень полюбилось народам Европы, и до сегодняшнего дня существуют его варианты: английское Джон, немецкое Иоганн (Йоханнес, Йоханн), Ганс (Ханс), французское Жан, итальянское Джованни, болгарское Йован, Йотан, молдавское Ион, шведское Юхан, датское Енс, Йенс, испанское Хуан, арабское Юханна и др.

Любимый герой русских народных сказок – Иван–царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Чаще всего — это младший из трёх сыновей царя.

В некоторых сюжетах Иван и вовсе не знает о своём царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну.

И за своё героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Я прочитал сказки, героем которых является Иван – царевич: «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» «Марья Моревна»

Иванушка – дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящих на стороне добрых и светлых сил. Иван — дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не похож на благородного сказочного героя.

Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок.

Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Я прочитал такие сказки про Ивана – крестьянского сына: «Сивка – Бурка» , «Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», «Пастушья дудочка», «Иванушко-дурачок». Иван-дурак, или ласково — Иванушка-дурачок  не могуч, и не красавец, да еще и дурак.

Неказистый, смешной, нелепый, глупый, покорный жестоким и злым людям, но всегда преодолевающий все препятствия и беды.

Он выглядит дураком, но оказывается самым умным в критические минуты; он ленивый и пассивный на вид, но в решающий момент действует быстро, смело и очень активно; он неотесанный и тонкий, беспечный и заботливый, хитрый и доверчивый. Он всех побеждает в конце сказки терпением, добротой, смекалкой и отсутствием претензий.

  • Ответ на  вопрос «Почему Иван дурак?»  я нашел  в детской энциклопедии «Сказки и сказочники»:
  • — «дурак» — это талисман, оберег. Это «второе имя» было призвано защищать от злых чар;
  • —  «дурак» — это воплощение желания народа увидеть, что что-то волшебное совершается просто так, потому что «дураку везёт», «дураку Бог помогает»;
  • —  «дурак» — это положение Ивана в семье и в обществе.
  • С помощью волшебных средств и, особенно благодаря своему «уму»,  Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу…

Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке, он загадывает и отгадывает загадки.  Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Он — носитель особой речи, в которой есть загадки, прибаутки, шутки. Народ, придумавший себе «маленького» героя, — это великий народ

 Добрый он, Иванушка, правдив, искренен, простодушен и прямодушен, за это и помогают ему все, с кем он встречается. Вместо черных корочек, которые он   хочет разделить с прохожим стариком, в мешке белые булки появляются. Скатерть-самобранка разворачивается, конь из серебра в деньги рассыпается.

Здоровенные молодцы из рожка выпрыгивают или из сумы вылезают, бьют-колотят всех обидчиков. Зверей-птиц дурак из беды избавляет, на волю отпускает, и те ему в тяжелую минуту пригождаются: и собака, и кошка, и утка, и щука, и рак…

И награждают его за доброту: дурак спит, а летучий корабль сам собою строится, мост хрустальный через реку протягивается, дворец на море становится лучше королевского. Умные братья то и дело впросак попадают, а дурак честно пшеницу стережет – и Сивку-бурку в награду получает, жар-птицу за хвост ловит.

Перстень царевнин достает – с пальца снимает – а царевна-то в высокой башне сидит. А, в конце концов, на прекрасной царевне женится, в приданое полцарства получает.

Рядом с основным героем в волшебной сказке стоят его чудесные помощники: Сивка – Бурка, серый волк, Старик и другие.

Они дополняют и довершают действия основного героя, помогают ему в борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты.

Положительный герой, его помощники и удивительные предметы, которыми он овладевает, создают безупречный, светлый, радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, тёмным силам.

Я провел анкетирование, чтоб узнать об Иване как главном герое волшебных сказок у своих сверстников. Я предложила учащимся 2-4 классов ответить на вопросы. Мной было опрошено 47 человек. Я выяснил, что практически все ребята любят сказки (95 % — 45 чел.)  Главным добрым  героем сказок дети считают Ивана-царевича или Ивана-дурака – 42 %, богатырей – 34 %, другие  персонажи  – 24% .

Обобщив всю информацию, получил характеристики, которыми обладает Иван по мнению моих сверстников: Иван:  дурак (глупый), добрый, смелый, отзывчивый, красивый, ленивый, весёлый, удачливый, честный.

На вопрос «Кто и что помогает Ивану добиться цели?», — ребята ответили: Волк, Конёк-горбунок, Жар-птица, клубок, Баба Яга, медведь и другие.. В ходе опроса выяснилось, что ребята знают такие сказки про Ивана, как: «Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-Бурка», «Иванушка-дурачок», «Царевна-лягушка».

Проанализировав все прочитанные сказки, я составил перечень качеств, которыми, по моему мнению, обладает Иван.

  1. Получился такой портрет  Ивана:
  2. — По отношению к другим людям: добрый, добродушный, доверчивый.
  3. — По отношению к себе: уверенный, скромный, самоотверженный.
  4. — По отношению к труду: ленивый, лежебока, безынициативный.
  5. — Нравственные качества: человечный, справедливый, честный, хороший.
  6. — Волевые качества: сильный, смелый, мужественный, герой, храбрец.
  7. Таков Иван практически во всех волшебных сказках, прочитанных мной.
  8. Учитывая все характеристики, становится очевидно, что Иван  смел, надёжен,  довольно умён, удачлив.
  9. Можно сделать вывод, что Иван  — надёжный, простой, хороший сказочный герой.
  10.         Вывод:

В результате проведённого исследования я выяснил, что любимый герой русских сказок – Иван.

Иван — самое «русское» из всех имен, означающее «хороший» и «простой», которому присущи качества: красивый, светлый, безопасный, надежный,  радостный, яркий, добрый и величественный.

В волшебных сказках это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Думаю, что Ивана (Иванушку, Ивашку) напрасно считают дурачком. Этот статус нужен герою «для прикрытия» его настоящей сущности и никак не отражается на его дальнейшей судьбе в волшебной сказке. На самом деле – это смелый, надёжный,  довольно умный, удачливый персонаж, который помогает всем, с кем встречается. И все ему отвечают добром.

 Список использованной литературы

Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д. Моя шкатулка. Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.

Гуллер Ю.  И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012

Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой – М.: Детская литература, 1983

Померанцева Э. русские сказочники. Пособие для учащихся. – М., «Просвещение», 1976.

Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989

  • Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990
  • Интернет-ресурсы:
  • Значение и происхождение имени Иван http://allotaro. ru

О сказках.  http://skazki.smeha.net/russkie/info.html

  1. http://detskie-skazki.com
  2.  Приложения
  3. Анкета

1.  Любите ли вы читать сказки?      

  □ да    □ нет

2. Кто, по вашему мнению, чаще других является добрым главным героем русских народных сказок?

3. Герой по имени Иван. Что  вы можете о нём сказать?

…………………………………………………………………………………

4. Какие сказки про Ивана – царевича и Иванушку-дурачка вы читали?

……………………………………………………………………………………

5. Кто и что помогает Ивану добиться цели?

  • ……………………………………………………………………………………
  • Любите ли вы читать сказки?

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/02/10/obraz-ivana-v-russkih-narodnyh-skazkah

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector