Кого на руси парили огненным веником

В каждой стране существуют свои поверья и обычаи, многие традиции переходят из века в век. Процессу омовения всегда придавалось особое значение. Еще в древности создавались связанные с водой ритуалы, порой становившиеся частью свадебного торжества. Наверняка кому-то будет интересно, почему на Руси невест отдавали из бани, ведь придумано это было неслучайно.

Кого на Руси парили огненным веником

Бытовавшее поверье

У северных народностей Древней Руси существовало поверье, что однажды банник (домашний дух сродни домовому, обитающий в бане) выкрал у родителей понравившуюся ему маленькую девочку, когда семья пришла мыться.

После этого дух сделал ее невидимой и воспитывал как собственную дочь до совершеннолетия.

Банник объявил подросшей девушке, что не отпустит ее просто так, а передаст с рук на руки жениху, который отважится прийти за ней в баню.

Кого на Руси парили огненным веником

Никто из молодых людей не решался на отчаянный шаг, но однажды некий юноша на спор зашел ночью в баню, где обитал банник со своей дочерью.

Девушка схватила парня за руку и стала умолять жениться на ней, тот пообещал спросить позволения родителей и вернуться, но быстро забыл об этом.

Несчастная пленница банника вынуждена была явиться юноше во сне и требовать исполнения обещанного.

Ему пришлось все рассказать родителям. Те, испугавшись гнева банника, велели сыну исполнить обещание, что он и сделал. Как только юноша явился в баню за невестой, она стала видимой и вышла за него замуж. На основании этого поверья родилась традиция, которая до сих пор сохраняется в отдаленных селах и деревнях и связана с мытьем в бане перед свадьбой.

Предсвадебная ночь

Всегда считалось, что банные процедуры очищают не только тело, но и дух, а также способствуют сохранению здоровья и долголетию. Древнюю русскую баню называли по-разному, например:

  • ​мовница;
  • мыльня;
  • влазня;
  • мовь.

Кого на Руси парили огненным веником

Принятое сегодня название появилось гораздо позже. Согласно традиции невеста в ночь перед свадьбой должна была обязательно париться в бане. К процессу подключались подруги девушки. В их обязанности входило истопить баню, убраться там и украсить помещение ветками и лентами.

Для участия в ритуале приглашалась вытница (женщина-плакальщица), которая оплакивала свободу девушки и предстоящую разлуку с отчим домом. Сама невеста тоже должна была горько плакать и подвывать. Считалось, что чем больше слез прольет девица, тем счастливее будет ее жизнь с мужем.

Подруги принимали активное участие в происходящем: расчесывали невесте волосы, расплетая косу. Освободившуюся в процессе этого действа ленту девушка передавала младшей сестре или близкой подружке. Ленточка, вплетавшаяся в косу, называлась «волей» и символизировала свободную девичью жизнь.

Кого на Руси парили огненным веником

Когда баня топилась, по треску разогретых камней и шипению воды можно было погадать и узнать о характере будущего мужа и новой родни. Чтобы не вызвать зависть в сердцах подруг, невеста увлекала их разговорами, щедро угощала квасом и испеченными пирогами.

В некоторых деревнях к традиции добавилось гадание на венике, которым парили невесту. Его подсовывали в общую кучу и незамужним девушкам предлагалось выбрать понравившийся веник. Той особе, что верно угадывала, предсказывалось замужество в текущем году.

В современных больших городах традиция трансформировалась в проведение девичника, проходящего в бане или сауне накануне свадьбы. Во время него подруги дают невесте свои напутствия, вспоминают веселые моменты свободной жизни, устраивают небольшое застолье.

Источник: https://9ban.ru/poleznoye/pochemu-nevest-na-rusi-otdavali-zamuzh-iz-bani

История банного веника

Полезная статья

История банного веника начинается тогда, когда люди решили использовать пар и нагретые камни для очистки своего организма от грязи и от негативной энергетики. Данную процедуру проходят жители Японии, Финляндии, Турции, Австралии. Даже индейцы в Америке регулярно посещали баню и создавали специальные шалаши из целебных растений, чтобы очистить тело. Поэтому веники не всегда были актуальны. Индейцы успешно проводили процедуру без использования веников, потому что в этом не было необходимости. Горячий пар воздействовал на ветви целебных растений, что и приводило к выделению полезных веществ. Кого на Руси парили огненным веникомБанный веник в старину

Впервые качественные парилки появились в Риме, но есть версия, что изначально это была идея этрусков. Но римляне начали делиться своими знаниями, что привело к появлению парилок по всему миру – от Англии до Туниса. Римляне сильно разогревали пол и выливали на него воду с эфирными маслами, благодаря чему воздух насыщался полезными микроэлементами.

Далее римские провинции были завоеваны, а традиция принимать баню перешла к арабам. Но они изменили название, поэтому появились традиционные парилки «хамам». Потом данный способ мытья перешел к туркам. Сейчас по всему миру известна турецкая баня, а для нас она является экзотикой.

Также из экзотических видов нельзя не отметить «офуро». Это японская баня, которая способна подарить горячие ощущения в прямом смысле. В чане с водой человек медленно варится, что может нанести колоссальный ущерб организму.

Поэтому посещали «офуро» только крепкие мужчины, которые долго проходили подготовку, чтобы хорошо перенести огромную температуру воды.

Веники использовать начали славяне, а после них и финны. Но финский вариант всегда был упрощенным. Они предпочитают парилку с сухим воздухом, поэтому возведение возможно было даже в высотных домах. Из-за простоты формирования она начала появляться по всей стране.

Кого на Руси парили огненным веникомПервые веники

Наша традиционная баня появилась еще в далеком 11 веке или даже раньше. Точно ответить на этот вопрос невозможно. Впечатлениями впервые делился Нестор-летописец, который рассказывал о восторженных отзывах путешественников из Европы.

Они не понимали, почему русские так часто посещают парилку и бьют друг друга вениками. Поэтому есть версия, что веники появились еще до 11 века. Но иностранцы после посещения парилки были в восторге все без исключения.

Они делились своими впечатлениями и были в восторге от полученных ощущений.

В русской бане трудно представить себе отсутствие природы поблизости. Вспомните, как наши соотечественники выбегают прямо из парилки в суровую зиму и сразу же бросаются в сугроб. Ранее тоже изготовление проводилось в лесу (в отличие от финнов).

Поэтому из-за яркого аромата и было принято решение принести ветви в парилку. Сначала из них делали отвары, которые лили на раскаленную каменку. Далее начали вязать веники и бить друг друга.

При этом использовались лиственные и хвойные деревья для создания заготовок.

Кого на Руси парили огненным веникомЕловый веник в русской бане

Европейцы редко использовали банные веники по простой причине – они вырубали все леса, поэтому собрать ветви было проблематично. Сжигание и вырубка лесов в Европе описывается в рассказах 18 века. Тогда же появился миф о том, что европейцы не соблюдают правила личной гигиены и вообще никогда не моются.

Веники использовались русскими для того, чтобы усилить эффект от процедуры. Они помогали нагнать максимальный объем горячего воздуха. При этом часто парилки были опасными для здоровья, потому что не имели в своей конструкции дымохода.

Говоря точнее, дымоход возводили, но часто обходились без него (что недопустимо в наши дни). Это не только может привести к пожару, но и к сильному ухудшению самочувствия (объем горячего воздуха слишком большой). Для лучшего сохранения тепла печь обкладывали камнями.

Далее на них выливали воду, чтобы образовывался целебный пар. Веники нужны были для равномерного распределения пара по телу.

На Руси они использовались для распределения горячего воздуха по телу. При этом создание веников – это целый ритуал, которому придавали огромное значение. Сначала проводился сбор березовых или дубовых веточек, после чего из них отбирали самые здоровые и формировали ветви.

Мягкие смешивали с твердыми, а при укладке твердые ветви укладывали в качестве основы. Это позволяло использовать изделие до 3-4 раза. Перед процедурой все веники распаривали, потому что они были сухими и жесткими.

При этом листья раскрывались и становились объемными, свежими и красивыми.

Кого на Руси парили огненным веникомРаспаривание банного веника

Дополнительно веники позволяли усилить эффект от посещения парилки, потому что удары по телу приводили к проникновению в поры эфирных масел и сока, а также к локальному раздражению и сильному приливу крови. Но хвойные веники на Руси использовались реже, потому что на такой массаж соглашались только крепкие мужчины. Выдержать удары колючим веником может далеко не каждый человек даже в наши дни.

Существует версия, что раньше вообще не использовали веники, но получали все преимущества от посещения парилки. Люди не били друг друга сочными заготовками, зато тоже дышали целебными парами и очищали свое тело.

Для этой цели создавались шалаши из листьев и ветвей ценных пород дерева, что приводило к распространению лечебного пара с эфирными маслами по всей парилке. Для строительства использовались ветви дуба, можжевельника, пихты, березы.

Дополнительно в стены шалаша вставляли заготовки из листьев крапивы, эвкалипта, полыни. В парилке после нагрева воздуха царил потрясающий аромат, что позволяло расслабиться душой и телом.

Только после шалашей люди начали задумываться о том, чтобы создать веники из самых здоровых ветвей и бить друг друга прямо в парилке для лучшего результата. Комбинировали твердые и мягкие ветви, чтобы изделие не потеряло форму после первого же применения.

Желаем вам успехов в заготовке ароматных веников!

Источник: https://venikopt.ru/istoria-venika/

Типы веников,коими на Руси парились

 Кого на Руси парили огненным веником

   Редакции «АиФ в Самаре» удалось найти хранителя банных традиций Самарской области, который согласился поделиться банными секретами.

В одной из деревень Самарской области живет самый настоящий хранитель банных традиций губернии.

Оказывается, еще несколько десятилетий назад коренные самарцы уделяли банным процедурам огромное внимание и подходили к походу в парную креативно.

О том, как парились наши деды и прадеды, рассказал уроженец деревни Филипповка Федор Поликарпов, который в конце этого года отметит свой восемьдесят второй день рождения.

Готовились заранее

«Сейчас все топят баню газом, а во времена моего детства пользовались дровами. Бани топились «по черному». Печи никто не делал, так как кирпич был страшным дефицитом и тратить его на банную печку никто не хотел. Огонь разводили просто на специальной площадке, а весь дым и гарь проходили через помещение, согревая его.

Копоть была страшная, невозможно было прислониться к стенам или полкам, чтобы не вывозиться в сажи. Чтобы не вывозиться в сажи, баню после того, как протопят, отмывали стены отскабливали и только после этого шли париться. Сами понимаете, сколько времени требовалось на то, чтобы подготовить баню.

Поэтому многие топили баню по очереди, приглашая соседей, чтобы сэкономить время», — вспоминает Федор Семенович.

Кого на Руси парили огненным веником

   Отдельного внимания заслуживала и оснастка бани. Обстановка в самарских термах того времени была более чем спартанская.

«Это сейчас есть в продаже какой угодно строительный материал. Тогда ничего не было. Не денег у народа не было, чтобы купить что-то, а именно товара не было.

Срубовые бани были у единиц, обычно бани строились как мазанки – плетень с двух сторон обмазанный глиной, крыша всегда была соломенной. Над огнем на камнях размещалась каменка.

Доставали две металлические накладки, которыми железнодорожники соединяли рельсы между собой, клали их на кирпичи и на них насыпали кучу битого кирпича, которая вбирала тепло огня. Достать эти самые накладки было очень сложно.

Когда мой отец строил баню, рабочие с железной дороги привезли ему их ночью, а заплатил он за них три ведра молока, сто яиц и трехлитровую банку самогона. По тем временам это было целое состояние. Я помню, как отец тогда радовался, что достал этот материал», — говорит Поликарпов.

Но на этом сложности не заканчивались, баню не только нужно протопить, в ней нужно еще нагреть воду. А как это сделать, если в большинстве своем бочки для воды были деревянными? На помощь тогда приходил опыт уж совсем далеких предков. Ответственный за топку бани человек грел в огне камни и опускал их в бочку с водой. Со временем вода нагревалась, и можно было мыться.

Нестерпимый жар

Оказывается, наши деды очень любили жаркую баню и воду на каменку плескали постоянно, при этом никакими модными гаджетами в виде шапки для парной и рукавиц тогда никто не пользовался.

«Мальчишки не любили ходить в баню со стариками, париться с ними было просто нестерпимо. Они столько лили воды на каменку, что на голове начинали трещать волосы.

Но выйти из этой адской жары мы боялись, потому что считалось, что ты выпускаешь пар и портишь все удовольствие от бани», — делится воспоминаниями Федор Поликарпов.

7 веников

Русская баня просто немыслима без хорошего веника, и тут изобретательность наших дедов не знала предела. По словам Федора Поликарпова, для изготовления банных веников использовались различные растения.

«Веники делали из смородины, вишни, бузины. Париться этими вениками одно удовольствие, они наполняют баню очень приятным ароматом. Но их никогда не заготавливали на зиму. После сушки листья на них почти не держатся и сразу облетают. Ими парились только летом. Да и париться таким веником уметь надо.

Традиционно банные веники запаривают в кипятке, с душистыми вениками так поступать нельзя. Листья тут же свариваются, собираются в комочки и становятся липкими, а сам веник становится тяжелым. От такого веника на коже может образоваться ожог.

Поэтому «летние» не запаривали, а просто время от времени опускали в холодную воду, чтобы лист не пересыхал», — расскрывает секрет Федор Поликарпов.

Кого на Руси парили огненным веником

   Впрок же заготавливались березовые, дубовые, липовые и ивовые веники. О последним стоит сказать отдельно. По словам Федора Поликарпова, ивовый веник считался женским. Его листья были мягкими и шелковистыми, что особенно нравилось женщинам, кроме того, он благотворно влиял на кожу.

Мужчины же предпочитали в основном жесткие дубовые веники, которые великолепно справлялись с функцией массажа. К тому же такими вениками можно было париться по нескольку раз.

«Веник нельзя оставлять в парной, как уходишь из бани, все веники нужно вынести в предбанник. В этом случае париться дубовыми и березовыми можно не один раз», — советует Федор Поликарпов.

Была и своя экзотика, например, можжевеловые веники. Их использовали больше в лечебных целях, для лечения легочных заболеваний. Но пользовались ими редко, так как товар этот был достаточно дефицитным. Такой веник требует осторожного обращения, так как иголки могут легко травмировать распаренную кожу.

Только эвкалиптовыми вениками наши деды не парились. По словам Поликарпова, эвкалипт использовался только как добавка к классическим веникам, либо просто лежал в парной, наполняя ее запахом эфирных масел. Так же листья эвкалипта добавлялись в кипяток при запарке веника. Кстати, воду от запарки плескали на каменку, чтобы еще больше усилить целебный эффект.

Источник: https://subscribe.ru/group/slavyano-arijskaya-kultura/5515683/

Банные традиции на Руси и польза березового веника

Кого на Руси парили огненным веником

Если спросить у любого человека (кроме русского), с чего начинается баня, то услышишь ответ — с воды. Возможно, это так, ведь баня без воды — не баня. Но если спросить у русского, то каждый ответит — с веника. Воистину веник — символ русской бани, можно сказать, ее живая эмблема. Без веника и баня — не баня. Именно поэтому русские так неохотно воспринимают сауну. Сегодня сауну, насильно внедренную в городские бани, предпочитают по той простой причине, что в ней чище, то есть легче убирать.

Веник или «метла банная»

В старину же к венику относились с большим почетом, нежели сегодня. Веник или, как его называли раньше, «метла банная» — предмет банного обихода, наделенный в народных представлениях очень серьезными знахарскими, ведическими, магическими, а иногда и демоническими силами. Веник — своеобразное орудие против порчи и колдовства.

В то же время он является и самым сильным оберегом против различных лихорадок и нечистой силы, средством избавления от болезней и орудием отгона злых духов. Конечно же, учитывалась и утилитарная функция банного веника как предмета, которым можно мести.

Естественно, если обычный веник выметал из жилища сор, грязь и хлам, то банный веник выметал из энергии человеческого естества всяческие нечистоты и мороки.

Например, в старинной знахарской бане венику отдавали великую дань и обязательно оставляли сухие веники под полком, чтобы на них жил-поживал банный дух. Для него специально оставляли отдельный веник и кусок мыльца, чтобы он мог попариться так же, как и хозяин бани — человек.

Значительные знахарские и магические свойства часто приписываются венику, используемому в обрядах очищения, против порчи и сглаза.

Это не простые веники, они собраны в дни великих славянских праздников, да не просто так, а с заговорами, с призывами в адрес Живиц — одухотворенных энергий жизни.

Во дни купальские заготавливали веники понемногу, но ежедневно; обязательно на заре, до восхода солнца. Есть старая поговорка: «Выбирай веник в березовой роще, а березку возле воды».

Чтобы заготовить веники из березы, надо было быть очень наблюдательным человеком. Обычно веники заготавливали с молодых березок, желательно, чтобы они еще ни разу не цвели и не плодоносили сережками. Считалось, что лист у таких березок нежнее и мягче и не растратили они свою живую силу.

Прежде чем заготовить веник, знахарь обязательно лизал лист языком, особенно его верхнюю часть. Шершавая — дерет язык как наждачная бумага, значит, такая березка не годится для банного веника.

Ее называли «глушина», значит, она не будет ничего слышать: ни зова души, ни криков о помощи, которые издает тело, если в нем засела лихорадка.

Веник из таких ветвей будет грубым, жестким, хлестким, но никак не ласковым, не материнским и уж точно не вылепит новое здоровье. А вот когда лист совершенно гладкий, нежный, бархатистый, словно покрытый пушком — это материнская береза, берегинюшка.

Лучшие веники как раз из такой лозовой березы, особенно если она растет близ воды. Ветки у нее густые, гибкие, плотные, без сучков, да и симпатичны на вид. Береза радует своей нежностью и мягкостью, а когда паришься таким веником, то он обхлестывает тело, огибая его, но не повреждая.

Массаж при такой пропарке весьма основательный, листья очень плотно прилегают к телу.

Веник из лозовой березы (ее еще называют «повислая береза») в бане служит дольше других, разумеется, если он срезан правильно и правильно высушен.

Как же распознать лозовую березу? Ее ветви свисают словно у ивы, листья в форме сердца, а у глушины напоминают слегка выгнутое яйцо.

Срезать с ветвей нужно тонкие, длинные, гибкие, упругие, прямые как стрела прутья, желательно концы прутьев, выбирать ветки, где листья на длинной ножке. А ветки глушняка грубые, сучковатые, разлапистые и будут в бане хрупкими, ломкими.

Источник: http://RusPravda.info/Bannie-traditsii-na-Rusi-i-polza-berezovogo-venika-1456.html

кого на Руси первым парили в добротно постоенной банной печи?, 5 букв, сканворд

кого на Руси первым парили в добротно постоенной банной печи?

Альтернативные описания

  • • наименование каретки, предназначенной для подвешивания талей
  • • четырехрогий якорь без штока массой 10—12 кг
  • • самка кота
  • • серповидные скобы с зазубринами на рабочей стороне, прикрепляемые к обуви, для подъема на деревянные столбы и мачты
  • • домашнее животное, ловящее мышей и крыс
  • • якорь с несколькими лапами
  • • песчаная или каменистая отмель, коса
  • • Петр (1828—82) российский матрос, герой Севастопольской обороны 1854—55 гг.
  • • Теннесси Уильямс поместил ее на раскаленную крышу
  • • домашнее животное, считавшееся в Древнем Египте священным животным
  • • каждая из героинь бродвейского мюзикла «Cats» Эндрю Веббера
  • • какого зверя отказался обучать русский дрессировщик Анатолий Дуров
  • • кошель, который носили на поясе
  • • мышеловка из 5 букв
  • • нагайка с несколькими концами
  • • небольшой трехзубый якорь для легких речных судов и лодок
  • • ременная плеть с несколькими хвостами
  • • род железных шипов, надеваемых на обувь для лазания на столбы, по отвесным склонам
  • • самая черная примета
  • • самый сильный зверь (поэтическое)
  • • хищник семейства кошачьих
  • • домашнее животное

• оперетта американского композитора Дж. Керна «… и скрипка»

  1. • как написать «мышеловка» пятью буквами?
  2. • матрос, герой обороны Севастополя в Крымской войне 1854-55 гг
  3. • какое животное «одолжило» свои глаза и фотоаппарату, и дорожным знакам?
  4. • какое животное является священным одновременно у мусульман и индуистов?
  5. • кого новоселы, по традиции, первым запускают в новый дом?

• «… моется — гостей зазывает» (пословица)

  • • черный беглец через дорогу
  • • «мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (загадка)
  • • «глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище» (загадка)
  • • «мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки» (загадка)
  • • на каком животном испытывали первый парашют?
  • • первая, кого новоселы впускают в дом
  • • «вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька» (загадка)
  • • имеющая девять жизней

• «знает …, чье мясо съела» (пословица)

  1. • объект изучения фелинологии
  2. • гулящая сама по себе
  3. • зверь, сильнее которого никого нет
  4. • черный символ суеверия
  5. • визитная карточка банды Горбатого

• банда «Черная …»

  • • сама по себе
  • • малый якорь
  • • отмель, обнажающаяся во время отлива
  • • якорек верхолаза
  • • приспособление с крюками, лапами для отыскания, поднятия чего-либо со дна водоема
  • • любительница «Вискаса»
  • • петух кукарекает, а она мяукает
  • • доброе слово и ей приятно
  • • одна из тех, что скребут на душе
  • • прототип для глиняных копилок
  • • та, что гуляет сама по себе
  • • каждая из шести крысоловов в штате Британского музея
  • • заморыш из рассказа Александра Куприна «Убийца»
  • • хищное млекопитающее
  • • ей поклонялись египтяне
  • • какого зверя шахматный чемпион Александр Алехин считал своим талисманом?
  • • кто в доме мышей ловит?
  • • мурлыка, гуляющая сама по себе
  • • мышеловка
  • • какое животное мяукать умеет?
  • • Домашнее животное
  • • Говорят, что она пробежала между поссорившимися людьми
  • • И только она гуляет сама по себе (песен.)
  • • Матрос, герой Севастопольской обороны 1854-1855 гг.
  • • Якорь
  • • Ремённая плеть, нагайка

• «… моется — гостей зазывает» (пословица)

• «знает …, чье мясо съела» (пословица)

• Петр (1828—82) российский матрос, герой Севастопольской обороны 1854—55 гг

• ж. известное домашнее животное, Felis catus; вообще же, весь род этот: лев, бабр, барс и пр., а в частности самка животных этих, особ. кота домашнего. Дикой кошки нет у нас, кроме Кавказа; аральская, кирмышак, chaus; зюнгорская, manul. Ласкат. кошку зовут машкой, кошуркой, кисой, кисочкой; шемщура и матас названия офенские. Якорек о четырех (иногда о трех, о пяти) лапах, стар.

котва; такой же, самоделковый якоришка, из загнутых и связанных гвоздей, или багор с крючьями во все стороны, для очистки колодцев, для отысканья утоплеников и пр.; деревянный рабочий якорек, с камнем. Снаряд для осмотра раковин или выбоин в орудиях, трещотка. Кожаный черес, чересл, чресельник, поясовой кошель. Плеть об нескольких концах или хвостах. Арх. сиб.

коса на взморье или отмель грядою, обнажаемая отливом; у Новой Земли, низменый каменистый берег (от коса, коска? или лопарское?). Кошки мн. кисть веревок, концы, хвосты, за которые вздымают бабу, копровую гирю. Кошка пск. рыбачий сак, сачек. Морская-кошка, черноморск. рыба Тrygon pastinаса. Кошевщики пск. нишие, старики, дети, поживляюшиеся около невода снедками. Кошка и кошки, растен.

Аgrimonia еираtoriа, порушень, кудри, репей, репик, репяшник, собачки; растен. череда, собачки, Bidens cernua et tripartita, стрелки, козельи рожки. Растен. Galium Aparinе, дереза. Кошка и мышка, игра: мышка должна отзываться, слепая кошка ловить ее. Человек кошка, ласкательный, скрытный и лживый. Кошечка умалит. двуконечный двойной крючек, употреб. в трупосечении. Коша, кошеня ср. южн. котя.

Кощенка, -ночка, умалит. Кто кошек любит, будет жену любить. Кошка да баба в избе, мужак да собака на дворе. Он, как кошка, все на ноги падает. Ложка не кошка, рта не оцарапнет. Наши лепешки поели кошки. Кошку бьют, а невестке наветки дают.

Поклонишься и кошке в ножки! Голова судил мужика на дому, тот сказал: мы не в волости, тут все раины; повели его в правленье взмолился; не будешь спорить? Не буду. Ну пойдем ко мне, где начали, там и кончим: поклонись же коту в ноги; здесь все равны! Рано пташка запела, как бы кошка не съела. Кошка лазит и в окошко. Дай Бог и кошкпе свое лукошко. Знай кошка свое лукошко.

Полно кошке таскать из чашки. Звал кот кошурку в печурку. Позавидовала кошка собачью житью! Лады, что у кошки с собакой. Как кошка с собакой. Мечется, как бешеная (или угорелая) кошка. Носится, как кошка с котятами. Эти кошки облизали ножки. Кошки грызутся мышам приволье (или раздолье). Знай кошурка свою печурку. Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть. На мышку, и кошка зверь.

Читайте также:  Фотосъемка в храмах: почему на это нужно просить разрешение

Любит кошка молоко, да рыло коротко. Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется. Не играй, кошка, углем, лапу обожжешь! Живет Ермошка (Ильюшка): есть собака да кошка. Яков лаком, съел кошку с маком. Макар да кошка комар да мошка. Гордому кошка на грудь не вскочит. Захотел от кошки лепешки, от собаки блинов! Кошка клубком, на мороз. Кошка ложится на загнетку, к морозу.

Кошка к морозу в печурку садится. Кошка крепко спит, к теплу, кошка в печурку стужа на двор. Кошка морду хоронит, к морозу, или к ненастью. Кошка скребет пол, на ветвер, на метель. Кошка спину дерет к непогоде. Кошка лежит брюхом вверх, к теплу. Кошка костыль ставит, к ведру. Кошка моется, лижет лапу к ведру, кошка лижет хвост, прячет голову-к ненастью. Кошка лижется по телу к ненастью.

Кто спит с кошкой, у того лягушки в голеве заводятся. Кошка на человека тянется, к обнове. Кошка пустомойка: долго мылась, гостей не замыла. Давно кошка умылась а гостей нет. Не успела кошка умыться, а гости наехали. Кошка моется гостей замывает, зазывает. Кошку девятая смерть донимает, она живуча. Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.

кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собака рыло погано, а шерсть чиста. Бежит кошка по небу догоню, да поиму! Две ковырка, две подковырки, один вертун, два воина, третья маковка? кошка. Четыре четырки, две растопырки, один вертун, да два яхонта? кошка. Белая кошка лезет в окошко? свет. Сидят три кошки, против каждой кошка две кошка, много ль всех? три. Кошкин, ей прнадлежщ.

Кошкино котя то же дитя. Кошачий, кошечий, к кошкам относящ. Дать чего с кошачьи слезы, вят. мало, ничтожное количество. Кошачьи глаза дыму не боятся. Кошачий глаз, ценный камешек из рода опалов. Молукский орех, плод дерева Guilandia. хвост, растен. Атаranthus caudatus, тысячная красота, петуший гребешек; также растен. Саturus и Hippurus.

Кошачье золото, серебро, мелкая слюда золотистого, серебристого вида. Кошачья трава. -корень, мяун, см. Кошачья-мята, растен. Glechoma (Nepeta) hederасеа, колотовник, кошечник, будра. петрушка, омег, болиголов, мутник, растен. Cicuta virosа. дрема, растен. Тrollius europaeus. Кошачьи-лапки, растен. Gnaphalium dioicum. Кошатина ж. кошачье мясо. Кошатник м. -ница ж. охотник до кошек.

Петербуржское разносящий для кошек гусаки по домам и лавкам (Наумов). Кошатник, кошкарь, кошкодав, кошкодер м. разъезжие по деревням торгаши, меняющие мелочной товар на кошек, для колотковых мехов. Выменяв кошку и убивая ее тут же о колесо, кошкарь приговаривает: не я бью, хозяйка бьет! Прозвище ялуторовцев. Кошатничий, кошкарский, к этому промыслу относящ. Кошатничать, кошкодерничать, обдирать кошек

  1. • какое животное «одолжило» свои глаза и фотоаппарату, и дорожным знакам
  2. • какое животное мяукать умеет
  3. • какое животное является священным одновременно у мусульман и индуистов
  4. • кого на Руси первым парили в добротно постоенной банной печи
  5. • кого новоселы, по традиции, первым запускают в новый дом
  6. • кто в доме мышей ловит
  7. • любительница «Вискаса»
  8. • мурлыкающий потребитель «Вискаса»
  9. • на каком животном испытывали первый парашют

• оперетта американского композитора Дж. Керна «… и скрипка»

  • • каждая из героинь бродвейского мюзикла «Cats» Эндрю Веббера
  • • как написать «мышеловка» пятью буквами
  • • «мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (загадка)
  • • «глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище» (загадка)
  • • «мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки» (загадка)
  • • «вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька» (загадка)

• банда «Черная …»

  1. • заморыш из рассказа Александра Куприна «Убийца»
  2. • какого зверя шахматный чемпион Александр Алехин считал своим талисманом
  3. • крюк которым достают из колодца утонувшее ведро
  4. • какую животину Муркой кличут?

Источник: https://scanwordhelper.ru/word/68156/0/295489

Шесть необычных славянских традиций

В отмечаемый 9 декабря по славянскому календарю Юрьев день, который назывался Егорий Осенний, существовала интересная традиция. С каждого дома собиралось по две хлебных выпечки. Назывались такие выпечки «конями».

Затем этих «коней» закапывали в землю в качестве ритуальной жертвы Егорию. Взамен предполагалось, что волки перестанут нападать на крестьянских коров. Эта традиция — одна из многих, существовавших у славян.

«РГ» собрала самые необычные из них.

Открытка из хлеба

Обряды сопровождали русских людей от колыбели. К примеру, если в семье рождался мальчик, пуповину символично перерезали на топорище или стреле, а если девочка — на веретене.

Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. Некоторые родители пекли хлеб с оттиском ступни и руки новорожденного. Затем этот хлеб раздавался родственникам.

Съедался ли он или хранился в качестве сувенира — осталось неизвестным.

Каша в шапке

Когда ребенка крестили, готовилась специальная каша «с потехой», обильно сдобренная перцем, хреном горчицей и солью. Отец новорожденного был обязан все съесть. Иногда каша подавалась в меховой шапке, чтобы ребенок вырос богатым. Гости смотрели, но сами не ели. А после выгоняли из избы бесов. Громко шумели, расплескивали по углам вино, вобщем веселились, как могли.

Невкусный обед чреват бороной

Большое количество традиций на Руси было связано со свадьбами. Причем некоторые из них вряд ли нравились самим молодоженам. На Масленицу устраивали так называемый «целовальник». Любой односельчанин мог войти в дом и от души поцеловать невесту. Если молодожены плохо угощали поздравлявших их односельчан, мужа и жену катали по селу на бороне — сомнительное удовольствие.

Жениха найдет банник

Отдельное место в обрядах и традициях занимают девичьи гадания на суженого. Некоторые из них, как впрочем и большинство старорусских обрядов, были весьма фривольными.

К примеру, в бане на святки девушки открывали дверь, выставляя на мороз оголенную заднюю часть тела, и ждали домового — «банника». Если банник хватал их, по субъективным ощущениям, мохнатой лапой, быть богатому жениху.

А если прикасалась обычная рука — суженый будет бедным. Ну а если вообще никто не трогал, придется и дальше в девках сидеть.

Веник против пожара

Уже ставший анахронизмом веник выполнял в доме русских людей важную функцию. Им отгоняли нечистую силу. Поставленный к стене веник служил своего рода оберегом.

Веник выгонял из тела болезни, откуда и пошла традиция париться с ним в бане. Забавное применение венику находилось, если случался пожар. Хозяева ходили вокруг горящего дома, изо всех сил размахивая веником.

Считалось, что он может усмирить силу огня.

Мак для покойников

Особые обряды были связаны с поминовением усопших и Радоницей, отмечаемой на Фоминой неделе. Люди оставляли предкам еду на могилах, а если, допустим, человек утонул — пищу бросали в реку.

Кое-где дома накрывали столы для духов умерших и топили баню. Сами при этом не ели и не мылись, чтобы не мешать покойникам. Мертвых уважали, но побаивались. Чтобы умершие не забрались к живым, дома иногда обсыпали по кругу маком.

Считалось, что духи не смогут через него пробраться. 

Источник: https://rg.ru/2013/12/09/slaviane-site.html

Пословицы, поговорки про баню

Для русского народа издревле посещение бани было не просто способом помыться. Это целый ритуал, который совершенствовался из столетия в столетие. Вполне естественно, что в народном творчестве этому уделено немало внимания.

Поговорки о бане, как и пословицы о бане занимают достойное место в фольклоре. Постепенно банная тематика проникла и в разговорную речь — «держать в черном теле», «намылить шею», «пристал как банный лист» и т.д.

ВЕНИК

  • В бане веник дороже денег.
  • Без веника баня не парит, а пар не жарит.
  • Банный веник — главный лекарь.
  • Банный веник дороже денег.
  • Банный веник душу тешит да тело нежит.
  • Баня без веника — что стол без соли.
  • Веник в бане — всем начальник, всему голова.
  • Веник — банный командир, всех побил и царю не спустил.
  • Веник мал, да удал — всем порку задал.
  • Веник в бане господин, или набольший.
  • Баня без веника — что клумба без цветов.

ПРОЧИЕ

  • После бани последние портянки продай, но пива выпей.
  • В бане все равны.
  • Продай исподнее, но после бани выпей — это высказывание приписывают Петру I.
  • В бане генералов нет.
  • С пылу, с жару, с банного пожару;
  • Добра та речь, где про баньку да печь;
  • Постничай по середам, ходи в баню по субботам, все в свое время.
  • На пару да баньке сорок болезней выходит.
  • Жар костей не ломит.
  • Коли б не баня, все бы мы пропали.
  • Без бани бурлак пропал.
  • Помни день субботний: иди в баню.
  • Баня не заговенье, на нее нет запрета.
  • Как с гуся вода, приговаривают окачивая.
  • С гуся вода, с тебя худоба.
  • Задать кому баню, высечь.
  • Дам баню, что до новых веников не забудешь.
  • Не поминай бани: есть веники и про тебя.
  • Намылить шею; устроить баню.

Агитировать за русскую баню нет необходимости, во все времена люди оздоровляли в бане и душу и тело.

Парьтесь с веничком, помогающим от всех хвороб березовым или противовоспалительным дубовым, липовым, пихтовым или можжевеловым. Хоть и стара эта традиция, но с годами она только молодеет.

Поскольку согласно поговорке: «Который день паришься, тот день не старишься!»

«Баня – мать вторая: кости распарит, все дело поправит!» — кому на Руси придет в голову спорить с этой, принявшей форму поговорки, истиной.

БАНЯ

  • В бане помылся, что омолодился.
  • Баня — мать вторая!
  • Тело парит, здоровье дарит!
  • Баня парит, баня правит.
  • Пристал, как банный лист.
  • В бане шайками закидают.
  • Кто про что, а вшивый — про баню.
  • В баню ходить — тело мыть, а не водку пить.
  • Баню приготовить — что музыкальный инструмент настроить!
  • В который день паришься, в тот день не старишься.
  • Вылечился Ваня — помогла ему баня.
  • Баня любую болезнь из тела гонит.
  • Помылся в бане — как сто пудов с себя снял.
  • В бане помылся — заново родился.
  • Баня все грехи смоет, шайка сполоснет;
  • Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься — не ожгись, поддавай — не опались, с полка не свались;
  • Хорошая баня, лучше сытного обеда.
  • Банька — не нянька, а хоть кого ублажит.
  • Баня все грехи смоет.

ПАР, ПАРЕНИЕ

  • Баня без пара — что щи без навара.
  • В бане кости распаришь — тело исправишь.
  • Дух парной, дух святой.
  • Хороший парок, сладок как медок.
  • Душистый пар не только тело, но и душу лечит.
  • В бане парок и ладит, и гладит.
  • Жаркий пар любой недуг исцелит.
  • Поддай парок да лезь на полок.

Источник: https://www.spadealers.info/page_36/

Банный обряд

Банные обряды, проводимые на Руси с древних пор, во многом схожи между собой, и есть лишь некоторые незначительные различия. Я опишу один из обрядов, который обычно сам использую в бане.

Обычно, во время банного обряда не несколько человек занимаются отпариванием и очищением одного, а это делает один человек — банщик. Или же сам человек является для себя банщиком, он и парит себя сам, придя в парилку.

Человека, проводящего банный обряд как правило, называют банщиком. Банный обряд традиционно начинается с приветствия банного духа. Это делает банщик. Он прежде всего договаривается с банным духом — Банником о том, чтобы тот помог очищению. Затем создает нужный пар в парной, что само по себе тоже является искусством. После чего все начинают париться.

В первый заход обычно ни кто не парится. Все только разогреваются, дышат, почесываются, помогая таким образом порам кожи лучше раскрыться. А вот во второй, или даже в третий заход можно уже париться веником.

Веники тоже подбираются разные, специально под состояние. Березовый для одного состояния, дубовый для другого, липовый для третьего, пихтовый для четвертого, кедровый для пятого. Так же используются можжевеловые, крапивные, рябиновые, эвкалиптовые, осиновые, и смешанные веники, и еще не мало других. Каждый веник несет в себе свое состояние которое и используется для банного лажения.

Читайте также:  Родители согрешили: кто из известных русских людей родился через 9 месяцев после поста

Каждое дерево имеет свои характерные особенности и свою силу. Эти особенности деревьев, вместе с их силой и используются во время парения для создания у человека нужного состояния.

Парить веником тоже нужно уметь. Нужно не просто хлестать человека веником, а подхватывая веником пар, направлять его на нужные места в теле, чтобы этот пар, выгнал из тела боль или напряжение, разбил или растопил склянь.

Иначе говоря, при помощи веника создается движение, которое, проходя сквозь тело человека, прочищает его от всего чужеродного, и вносит в него новые силы жизни. Это движение вносит в человека не только силы банной парной, но и те силы, что находятся в самом венике.

Эти силы объединившись вместе и создают в человеке нужное состояние или Лад.

Париться веником начинают с ног. Сначала пропаривают ступни, затем все ноги, постепенно поднимаясь вверх, к туловищу. Затем парят промежность, поясницу и живот. После этого начинают парить ладони, руки, спину и грудь.

И после того, как все части тела первоначально пропарены веником, начинается выравнивание состояния. Для этого нужно видеть и чувствовать, где в человеке находятся напряжения и плохо пропаренные места.

И уже по этим местам идет прохлестывание веником.

Очень важно во время парения чувствовать человека, которого парите, чтобы не перепарить его. Да и самому тоже нужно прислушиваться к своему организму, чтобы не перебрать с разогревом или охлаждением.

И так делается по несколько заходов. После каждого захода происходит обливание холодной водой, которая при этом предварительно заговаривается. Если есть рядом какой-нибудь водоем или бассейн, в который можно окунуться или нырнуть, то, это будет лучше чем обливание.

Очень часто во время водных процедур проводимых в банном обряде, делают заговор на воду. Заговор накладывается, как на находящуюся в емкости для обливания воду, так и на проточную, речную, озерную, или находящуюся в бассейне воду. Любая вода имеет свойство хранить образы. Это уже подтверждено научными исследованиями.

Заговор воды направлен на очищение и является частью всего банного обряда. Заговор может родиться спонтанно, непосредственно перед обливанием или окунанием в воду. А может быть подготовлен заранее. Существуют так же и готовые традиционные заговоры воды, которые используются в народе на протяжении десятков столетий. Для примера приведу несколько таких заговоров.

  • «Вода, Водица, Красная Девица, бежала Ты через горы и леса, омывала Ты серы камни и белые коренья, так омой и очисть меня, добра молодца (называется имя), или же красну девицу, если это женщина, от хвори, болезни, порчи, сглазу, и всякой нечисти».
  • «О, Святая Вода, омываешь ты крутые берега, так омой и меня добра молодца (называется имя), или же красну девицу, если это женщина, от всей существующей нечисти».
  • «Как с гуся вода, так с (называется имя) худоба!»

Каким бы не был заговор, древним или только что рожденным, он должен читаться от сердца или от души, только тогда он будет иметь свою чудодейственную силу. По сути, заговор — это всего лишь образ, образ действия которое вы хотите чтобы произошло. А образы, как мы все знаем, могут иметь очень большую силу.

Все происходящие в нашей жизни действия так или иначе происходят в соответствии с какими-то образами. Разница лишь в том, что одни образы создаются в уме, а другие в безличностном Сознании. Но сама по себе действенность образов бесспорна. Они есть, и они действуют.

Именно это понимание и лежит в древнем русском искусстве заговоров.

Возвращаясь к банному обряду. Как я уже говорил, банный обряд начинается с приветствия хозяина бани, или духа бани — Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства или среды, в котором будет производиться банный обряд. Это настраивание данной среды на определенный Лад.

Такое настраивание так же может происходить как по заранее заготовленному заговору — приветствию, так и по рожденному спонтанно прямо при входе в парную.

Приведу для примера два традиционных заговора — приветствия Банника.

«Здравствуй, Хозяин Байнушко, Мир Тебе и Покой!
Легкого Тебе парку!»

«Здравствуй, Хозяин Банник, Мир дому Твоему!
Легкого Тебе парку!»

Обычно, сразу после прочтения такого заговора приветствия, на каменку поддается ковшик горячей воды и поднимающийся с каменки пар, равномерно распределяется круговыми движениями веника или полотенца по всей парилке. Это и есть создание легкого пара.

Дело в том, что пар в парилке обычно стоит слоями. Вверху находятся более горячие, более сухие и более легкие слои воздуха — пара, а чем ниже, тем слои пара становятся все более холоднее, более влажнее и более тяжелее.

И если не перемешать эти слои между собой и не создать в парной единое по температуре и влажности пространство пара, то пар такой будет восприниматься как тяжелый. Тяжелый он оттого, что голова будет нагреваться, а ноги охлаждаться, и все тело будет пребывать в разных температурных и влажностных слоях, в слоях разного давления.

Все это будет создавать в теле ощущение разобщенности и раздробленности, и воспринимается как ощущение тяжести.

Когда же пар в парилке однородный, то он, даже если в парной очень высокая температура, не обжигает ни тело снаружи, ни носоглотку при вдохе, и вся парная среда воспринимается как прозрачно легкая и как бы проходящая сквозь тело. Это и есть ощущение легкого пара. Пара создающего в теле и душе ощущение легкости.

Многие люди считают, что в парной нужно во что бы то ни стало создавать очень высокую температурную среду. На мой взгляд, лучше себя не насиловать излишневысокой температурой. Но и париться в слабом пару, тоже бывает мало приятного. Тут должна быть золотая середина. И она для всех людей разная. Кому-то очень нравится сидеть при 120-140 градусах, а кому-то и 70-80 градусов достаточно.

А вот перепад температур во время банного обряда, очень полезная вещь. Она кроме очищения дает еще и закаливание организма, способность противостоять внешним воздействиям и удерживать внутренний Лад. Во время резкого перепада температур создается очень мощное внутреннее движение, за счет которого и происходит такое же мощное очищение.

По окончании банного обряда, обязательно нужно поблагодарить банного духа, за то, что тот помог очиститься и наполниться новыми силами. Пусть после вас остается приятная, радушная и благодарственная среда. Баня — это же храм.

Русская баня — это храм очищения, объединяющий в себе все природные стихии: огонь, воду, воздух и землю, а так же пространство в котором все эти стихии пребывают в определенном равновесии. Огонь разогревает землю (каменку), воду и воздух.

Банщик поддает разогретой водой на каменку, и затем, веником перемешивает вышедший из каменки пар, он, таким образом, перемешивает между собой силы всех четырех стихий.

Перемешавшись в определенных пропорциях, стихиальные силы создают в пространстве парной определенное равновесие, называемое ЛАД.

Находящийся в это время в парилке человек оказывается погруженным в эту Ладную среду, и его внутренние силы, силы природных стихий, из которых состоит человек, тоже начинают приходить в состояние равновесия — Лада. Таким образом, у человека происходит процесс отлаживания всего организма, или говоря иначе, идет лажение.

Ну, а если к этому добавить еще и все остальное — веник из определенных пород деревьев, пар из травяных настоев и холодное обливание, то получается очень сильное очищение и восстановление всего организма.

Не зря же говорят, что после бани, будто заново рождаешься.

А русские народные поговорки: «Если б не баня, так и нас бы не стало», и «Баня парит, баня правит, баня силушки дает», как нельзя лучше, это подтверждают.

Из книги Евгения Багаева:
Основы русского традиционного целительства

Копирование статьи возможно ТОЛЬКО со ссылкой на книгу и указанием имени автора!

Источник: http://ponimanie.net/node/40

Как издревле парились на Руси

Оказывается, летописцы и историки о русских банных традициях упоминали более 1000 лет назад  

Морозы и ветра последних недель отправили «на больничный» немало амурчан — кто простудился, а кто инфекцию подхватил.

А вот  те, кто привык регулярно париться в бане, болеют гораздо реже, и вот почему: в парной вместе с потом выходят шлаки, а веником выбивается вся хворь, укрепляется иммунитет.

Эти лечебные свойства бани были известны еще с древности во многих странах, в том числе и на Руси.

Баня в летописях и книгах

Интересно, но о русской бане сохранилось немало записей летописцев и путешественников, побывавших на Руси. Миф о немытом русском мужике развеивается описанием старой российской традиции раз в неделю ходить в парную.

Так, летописец Нестор почти тысячу лет назад упоминал о банях, которые в I веке увидел святой апостол Андрей — тот с проповедями путешествовал по Днепру и дошел до Новгорода. То же самое еще раньше отмечал и Геродот. Оба они описывали и деревянные бани, и сам процесс мытья.

 В хронике 966 года говорится, что в уставе новгородского и киевского князя Владимира Красное Солнышко бани именовались заведениями «для немогущих». Возможно, это были первые на Руси своеобразные лечебницы.

Историки описывают и такой случай. Внук Чингисхана Батый, зимой 1237 года дошедший до Москвы, удивился, увидев у реки бревенчатые срубы, из которых валил пар. Оттуда выскакивали люди и бросались в прорубь. Хану Батыю объяснили, что жители Москвы моются там горячей водой и квасом, бьют себя березовыми вениками, а затем окунаются в прорубь — это очень полезно, оттого русские такие сильные.   

Мало кому известно, как уличили Лжедмитрия в том, что он не русский, а стало быть — самозванец: он не ходил в баню. А так в то время мог поступать только европеец.

 Многие века баня в России была почти при каждом дворе. Реформатор Петр I поощрял строительство бань — за их постройку не взимались пошлины. «Эликсиры хорошо, а баня лучше», — говорил он. 

Русская баня глазами иноземцев

В конце XVIII века португальский врач Антонио Санчес издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях», где пишет: «Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства бань российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения болезней». 

По Европе и всему миру русские бани стали распространяться после войны 1812 года. Армия Наполеона состояла из солдат разных стран, которые во время морозов  отогревались в бане, а затем привезли обычай париться в свои страны. В 1812 году первая русская баня открывается в Берлине, позже — в Париже, Берне и Праге.

А что в Европе?

Еще в раннее Средневековье церковь ввела запрет на общественные бани, посчитав их источником разврата. И вообще рекомендовала мыться как можно реже, чтобы не отвлекаться от работы и служения церкви.

В XI веке папа Климент III издал указ, по которому было запрещено по воскресеньям купаться и даже мыть лицо.

Вскоре по Европе прокатились страшные эпидемии чумы и холеры, которые, кстати, обошли Россию стороной. 

Оказывается, коронованные особы не стеснялись своей «немытости». Королева Изабелла Кастильская во второй половине XV века признавалась, что за всю свою жизнь мылась всего два раза — при рождении и перед свадьбой. 

Даже в XVIII веке русские путешественники и историки так описывали европейских жителей:  «Моются редко. В сущности, и мыться негде. Общественных бань нет и в помине. Мыла они не знали, зато были изобретены духи, чтобы забивать неприятные запахи от тел и одежды».

Известно, что дамы при дворе французского короля  Людовика XIV, современника Петра I, непрерывно чесались.

Непременные аксессуары — изящные блохоловки и чесалки из ценных пород дерева и слоновой кости — и сегодня можно увидеть во французских музеях.

В королевском эдикте говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние, исходящее от людей.

Источник: https://2×2.su/health/article/kak-izdrevle-parilis-na-rusi-14393.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector