Константин циолковский: почему ученого не признавали его современники

09.04.2014 00:01:00

Константин Циолковский: почему ученого не признавали его современники К.Э. Циолковский в своей лаборатории. Иллюстрация из сборника «Наука и жизнь». М., 1949

Собор Александра Невского, спроектированный в 1831 году ссыльным архитектором Александром Витбергом в провинциальной Вятке, напоминает космолет из кинофантастики 1960-х.

Центральный цилиндр увенчан заостренной полусферой, четыре граненых выступа по бокам со своими куполами-обтекателями – словно разгонные блоки. По нижнему ярусу – арки-сопла в ступенчатых раструбах.

И даже арочный поясок между главным цилиндром храма и ребристым барабаном выглядит как ажурная круговая ферма – такими обычно соединяют ступени космических ракет.

Собор был устремлен ввысь, да и стоял он на самой макушке откоса, над рекой Вяткой и над всей вятской округой.

На метафизической границе, где космос, понимаемый как порядок, сталкивается с хаосом завятских болот и ручьев.

Здесь же, в городе Вятке, спустя полсотни лет после начала грандиозного соборного строительства (продлившегося, кстати, четверть века), начал рисовать свои аппараты Константин Циолковский.

Близкий к масонам строитель Витберг, разрабатывая архитектурные проекты как ментальные конструкции, делил их на смысловые слои – так конструктор-ракетчик делит свою постройку на слои силовые. Там, где у ракетчика первая ступень, у Витберга – телесность, где вторая ступень – духовность, где третья – дух.

Вот как описывает Александр Витберг свой первый проект, принесший ему и славу, и горечь, – проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. По мысли автора это должен стать «храм тела, храм души и храм духа – но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности должен быть един».

Витберг проектирует храм трехчастным: подземный куб, наземный (в плане – за счет портиков) крест и верхний цилиндр.

«К нижнему телесному храму, – добавляет Витберг, – почел я приличным примкнуть воспоминание о жертвах 1812 года… то есть богатую катакомбу, которая бы передала потомству память всех убиенных за Отечество воинов».

Здесь уже намечена пунктиром идея Николая Федорова о воскрешении предков – есть общее место и есть общая память, Витбергом заложен краеугольный камень замысла в «общее дело».

Но вот с камнем, не символическим, а реальным, случилась незадача.

По замыслу строителей требовалось запрудить Москву-реку, чтобы поднять уровень воды и провести по фарватеру баржи с известняком, добытым на берегах притоков Москвы-реки, – и чуть ли не соединить для этого ее с верховьями Волги.

Достойный замысел для члена петербургской ложи «вольных каменщиков» – но, увы, замысел чрезмерный – баржи сели на дно у села Васильевского, камень доставлен не был. Дальше все пошло еще хуже.

В итоге строительство прекратили, Витберга незаслуженно обвинили в растрате и надолго сослали в Вятку, конфисковав имущество и запретив государственную службу.

«Если бы страдание за правду, – писал Витберг, – не заключало в себе некоторого внутреннего утешения и отрады, то, угнетенный долговременными преследованиями врагов своих, страдалец не вынес бы испытания, превышающего все естественные силы».

Заказ на строительство московского собора передали Константину Тону. Тот и возвел храм в другом месте и, увы, сильно уступающий витберговскому во всех отношениях.

Правда, – и это уже другая история, – рядом с тоновским собором на Воздвиженке стал обитать в библиотечных подвалах – словно пустынник в катакомбе подле церкви – уже упомянутый Николай Федоров, «московский Сократ», апостол «философии общего дела».

В Румянцевскую библиотеку, к Федорову, приходил юноша Циолковский, глуховатый (после перенесенной в детстве скарлатины) и дичившийся людей – по его собственному позднему признанию.

В Федорове он нашел поддержку и участие, хотя о «философии общего дела» они не говорили, Циолковский узнал об этой идее позже.

И вот тогда федоровский проект «воскрешения отцов» произвел сильнейшее впечатление на вятского юношу, во многом определив его судьбу.

Константин Циолковский: почему ученого не признавали его современники
Собор Александра Невского в провинциальной Вятке напоминает космолет из кинофантастики 1960-х.

И если Федоров размышлял о будущем как моралист и визионер, то Циолковский стал думать о всеобщем воскрешении как практик и конструктор. Ведь где-то надо расселить воскрешенное человечество – где, как не в космосе? И как туда добросить их тела – не иначе как ракетами. Федоров дал образ, Циолковский взялся за техническое обоснование.

Но это чуть позже, уже в Москве и в Калуге. А в Вятке молодой школьный учитель изготавливает астролябию и измеряет с ее помощью дистанцию до городской пожарной каланчи. Кстати, с этой каланчи сделана одна из лучших фотографий витберговского собора, где храм в центре круговой ограды – совсем как межпланетный корабль на космодроме.

В Вятке отрок Циолковский пробует запустить наполненный водородом бумажный аэростат – опыт заканчивается пожаром, что не смущает изобретателя, тот переходит к крылатым моделям тяжелее воздуха и к ракетам.

Впрочем, аэростатами и особенно цельнометаллическим дирижаблем он занимался до последних дней жизни.

Сигарообразные гофрированные корпуса прототипов и реплик сейчас украшают музейные экспозиции в Калуге, Боровске и Вятке.

Дирижабль Циолковского вызывал симпатию современников – в отличие от некоторых других его идей и соображений.

Так авторитетный зоолог Анатолий Богданов назвал рукопись Циолковского «Механика подобно изменяемого организма» сумасшествием. Все-таки мэтр ошибался. Это не сумасшествие, это провидение.

И удивительная чуткость к сигналам того мира, который его младший коллега Вернадский назовет позже «ноосферой».

Это и позволило Циолковскому стать космическим пророком, о чем с пиететом писали последователи: Оберт, Глушко, Королев… Впрочем, многие современники-ученые отнеслись к путаным опусам провинциального школьного учителя с большой симпатией – в судьбе Циолковского приняли живое участие Менделеев, Столетов и Сеченов.

Но неудачи преследовали Циолковского – как и Витберга полстолетием раньше.

В 1887 году его мастерскую в Боровске почти полностью уничтожил пожар, а через два года разлившаяся Протва довершила бедствие: пропали рукописи, расчеты, макеты, книги.

К неприятностям от стихии добавились доносы сослуживцев по Боровскому училищу – слишком странен был для обывателей этот персонаж, сочинявший трактаты о межпланетных полетах.

В скобках замечу, что нам сейчас трудно представить, каким загадочным миром видился пилотируемый космос его предтечам. Скажем, фельдшер Герман Оберт, один из отцов космонавтики, младший современник и корреспондент Циолковского, в 1913 году вкалывал себе галлюциногены и плавал по ночам в глубоком бассейне, чтобы почувствовать невесомость и убедиться, что это ощущение не повредит рассудку.

Гораздо позже, в начале тридцатых, Циолковский станет консультантом на фильме «Космический рейс» – там он будет погружать космолетчиков перед стартом в заполненные жидкостью пеналы (привет Оберту!), чтобы уменьшить перегрузки. Ну а в Боровске и Калуге Циолковский запускал в центрифугу мышат и цыплят, чтобы понять, как будут влиять на организм перегрузки при космических стартах.

Константин Циолковский: почему ученого не признавали его современники
Собор был устремлен ввысь, да и стоял он на самой макушке откоса, над рекой Вяткой. Фото из архива автора

Мы-то понимаем, что все это начало большого пути, тот, словами лунного первопроходца Армстронга, «маленький шаг человека». Современники же Циолковского видели в его занятиях в лучшем случае чудачество.

Циолковский приладил к саням парус и катался по замерзшей Протве – «…По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом.

Но по глухоте я долго об этом не догадывался».

Впрочем, глухота не мешала Циолковскому слушать музыку небесных сфер. В 1894 году он публикует «Грезы о земле и небе», где вводит героя, по сути альтер-эго: «У меня был чудак-знакомый, ненавидевший земную тяжесть как что-то живое… как личного и злейшего врага».

Далее Циолковский цитирует этого персонажа: «То ли дело – среда, свободная от тяжести! Жилища можно строить везде, на всякой высоте… кроме того, они могут служить и воздушными кораблями… Скорость таких кораблей при заостренной их форме достигает поразительной величины.

Вечно путешествуя, они доставляют своим хозяевам все блага и сокровища земного шара».

Дальше – больше: протеже автора оказывается на астероиде, где знакомится с инопланетными путешественниками, существами без тела, абсолютно свободными и питающимися энергией тяготения, которые, как написал анонимный рецензент на книгу, «соглашаются составлять из себя круги и треугольники, управляют планетой, как экипажем, приближая ее произвольно к солнцу».

Вот она, мечта Циолковского – чистый и свободный разум. Позже он разовьет эту мысль в описании лучистого человечества будущего.

И фактически сформулирует программу, оттолкнувшись от масона Витберга и его космического собора, от визионера Федорова и «философии общего дела».

Программу вселенского старта человечества, первыми этапами которой стали запуски «Востоков» и «Аполлонов», луноходы и марсоходы, орбитальные станции и космический зонд, лишь совсем недавно покинувший Солнечную систему…

Нижний Новгород

Источник: http://www.ng.ru/science/2014-04-09/13_tsiolkovsky.html

Константин Циолковский: почему ученого не признавали его современники

Споры о роли Константина Циолковского в развитии мировой науки не утихают. Кто-то считает его безумным, недоучкой и плагиатором, кто-то — гениальным ученым, русским да Винчи.

«На Луне»

Циолковский был самоучкой. Еще со школьных времен у него были серьезные проблемы со слухом, отчего маленький Костя испытывал отчуждение от среды сверстников и все больше уходил в книги, которые были его лучшими друзьями.

По сути, оторванный от научной среды, большинство своих открытий Циолковский делал на интуитивном уровне. В 1893 году в журнале «Вокруг Света» была опубликована повесть Циолковского «На Луне». В ней ученый предвосхитил те физические явления, которые людям удастся доказать почти век спустя.

Циолковский при помощи мысли словно побывал на спутнике Земли. Повесть небольшая, настоятельно советуем к прочтению.

Религия

Циолковский не был религиозен. Родители его жены согласились на зятя-безбожника только потому, что дочь их была бесприданницей. Отношение к православию у Циолковского было особенным.

Его дочь вспоминала: «Церкви он считал украшением городов и памятниками старины. Колокольный звон отец слушал как музыку и любил гулять по городу во время всенощной.

К Христу относился как к великому гуманисту и гениальной личности, провидевшей интуитивно истины, к которым впоследствии ученые подошли посредством науки.

Таково, например, изречение Христа „в доме отца моего обителей много“. Циолковский видел в этом изречении Христа мысль о многочисленных обитаемых мирах. Недосягаемо высоко ставил Циолковский Христа в отношении этики.

Его гибель за идею, его скорбь за человечество, его способность все понять, все простить приводили его в экстаз. Но с таким же восторгом он относился и к самоотверженным деятелям науки, спасавшим человечество от смертей, болезней, изобретателям, облегчавшим человеческий труд.

Он верил в высшие совершенные существа, живущие на более древних, чем наша земля, планетах, но он их мыслил как существ, состоящих из той же материи, что и весь космос, который, по его понятию, управлялся законами, общими для всей вселенной».

Неосторожные высказывания Циолковского о Христе однажды чуть не стоили ему места учителя. Ученому пришлось потратить немало денег, чтобы съездить в Калугу и объясниться перед начальством.

Дирижабль

Одним из главных дел жизни Циолковского был сконструированный им цельнометаллический дирижабль. Аэростаты того времени были не только ненадежны, но еще и небезопасны. Дирижабль Циолковского выгодно отличался от них сразу по нескольким характеристикам.

Во-первых, объем оболочки был переменным, что позволило сохранять постоянную подъемную силу при различной высоте полета и температуре атмосферного воздуха, окружающего дирижабль. Эта возможность достигалась за счет гофрированных боковин и особой стягивающей системы.

Во-вторых, Циолковский ушел от применения взрывоопасного водорода, его дирижабль наполнялся горячим воздухом. Высоту подъема дирижабля можно было регулировать с помощью отдельно разработанной системы подогрева.

Воздух нагревался путем пропускания по змеевикам отработанных газов моторов.

В-третьих, тонкая металлическая оболочка также была гофрированной, что позволяло увеличить ее прочность и устойчивость. Циолковский не раз обращался за финансовой помощью для постройки дирижабля, но ему постоянно отказывали. Он самостоятельно, на собственные средства сделал несколько моделей дирижаблей, работающих и управляемых.

Евгеника

Циолковского упрекают в крайне резких взглядах на человечество и даже называют идеологом русского фашизма. Действительно, воззрения ученого на человеческий прогресс грешат несомненной субъективностью.

Вот, например, одно из высказываний Циолковского: « Надо всем стремиться к тому, чтобы не было несовершенных существ, например насильников, калек, больных, слабоумных, несознательных и т. п. О них должны быть исключительные заботы, но они не должны давать потомства. Так безболезненно они угаснут.

Не должно быть в мире несознательных животных, но и их не нужно убивать, а изоляцией полов или другими способами останавливать их размножение.

Сейчас жители северных стран не могут обойтись без домашних животных, но со временем, когда каждый получит право на 4 десятины земли в теплом климате, не только дикие, но и домашние животные окажутся излишними».

Циолковский мечтал об идеальном человеческом обществе и высказывал радикальные взгляды. Он предлагал уничтожать преступников, расщепляя их на атомы, а также придерживался идеи о кастовом устройстве общества. В будущем же, считал ученый, общество превратится в лучевую энергию. Некоторые интерпретаторы трудов Циолковского считают эту мысль интуитивной догадкой об эре Интернета.

Открытия

Несмотря на то, что большинство открытий совершались Циолковским интуитивно, их количество поражает воображение.

Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полетом ракеты и изменения траектории движения ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива.

В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами.

Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя.

Заслуги Циолковского высоко оценивали не только отечественные ученые, но и создатель первых ракет Вернер Фон Браун.

Ошибки

Такая бурная деятельность, которую развивал Циолковский, не могла обходиться без ошибок. Из-за изоляции от научного мира он заново открыл кинетическую теорию газов, отослав ее Менделееву, на что тот недоуменно ответил: кинетическая теория газов открыта 25 лет назад.

в 1893 году Циолковский издал работу «Тяготение как источник мировой энергии», где, пользуясь ошибочной теорией сжатия, развитой Гельмгольцем (1853) и Кельвином («механизм Кельвина-Гельмгольца»), попытался рассчитать возраст Солнца, определив возраст светила в 12 млн лет и предрекая, что через 7,5 млн лет Солнце потухнет, так как его плотность достигнет плотности планеты (Земли). Современная наука определяет возраст Солнца в 4,59 млрд лет, говоря, что оно будет светить и поддерживать жизнь на Земле как минимум еще 1 млрд лет.

Читайте также:  Какие святые помогают учится школьникам и студентам

Циолковский не принял теорию относительности Эйнштейна, говоря, что указание на ограниченность Вселенной и ограниченность скорости во Вселенной скоростью света — это все равно, что ограничить творение мира шестью днями.

Отверг Циолковский и идею относительности времени: «Замедление времени в летящих со субсветовой скоростью кораблях по сравнению с земным временем представляет собой либо фантазию, либо одну из очередных ошибок нефилософского ума.

Замедление времени! Поймите же, какая дикая бессмыслица заключена в этих словах!».

Высокое презрение

Циолковский был из тех людей, кто полностью посвящал себя науке. Он даже женился не по любви, а только лишь с тем расчетом, что жена не станет ему мешать работать. Его отношения с окружающими складывались не лучшим образом, друзей у него почти не было, но были ученики.

42 года своей жизни Циолковский посвятил педагогической практике. По воспоминаниям, ученый не был страстным оратором, но у него получалось заинтересовать аудиторию, студенты его любили, чего не скажешь о соседях. Циолковского многие принимали за сумасшедшего, что, впрочем, его не особо волновало.

Все-таки разработанная им теория евгеники давала ответы на многие вопросы и претензии.

Вот одно из мнений о Циолковском: «Этот калужский абориген, — говорили одни, — выживший из ума человек, полуграмотный невежда, учитель арифметики у епархиалок, т. е.

у поповских дочек (какая постыдная должность!), ничего не понимающий в науке, берется за решение неразрешимых задач, над которыми бились умы знаменитых профессоров.

Этот, с позволения сказать, учитель приготовительного класса сует свой нос в области, к которым он не имеет ровно никакого отношения, — в высшую математику и астрономию! Да ведь это же курам на смех!».

Источник: https://news.rambler.ru/other/42490490-konstantin-tsiolkovskiy-pochemu-uchenogo-ne-priznavali-ego-sovremenniki/

К.Циолковский — кажется, что он не верил, он просто знал

Одним из идей Циолковского  суждено было стать частью нашей реальности, другие же пока еще остаются предметом исследования научных фантастов. Сам Константин Эдуардович частенько писал фантастические статейки или книжки, ввиду чего многие современники считали его именно фантастом, а не ученым, и воспринимали его идеи как фэнтази (как теперь бы выразились).

Одно из самых ярких научно-фантастических произведений учёного – повесть «Вне Земли». Повесть была им начата в 1896 году, главы из нее печатались в журнале «Природа и люди» в 1918 году и отдельное издание вышло в Калуге два года спустя.

Она стала библиографической редкостью, эта книга, о которой Юрий Гагарин после приземления первого корабля «Восток» сказал: «…Сейчас, вернувшись из полета вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными».

Вот восемь фантастических идей Константина Циолковского:

Складной аэростат

Одной из первых разработок Циолковского, которая хоть и не была реализована, но привлекла к фигуре молодого ученого-самоучки внимание крупных деятелей науки, стала собственная конструкция дирижабля, которая была названа металлическим аэростатом.

Уникальность разработки заключалась в материале, из которого должна была быть изготовлена оболочка летательного аппарата: прорезиненная ткань заменялась металлом, что позволяло избегать опасных химических реакций, а также менять форму аэростата (вплоть до сложения в плоскость) для лучшей управляемости.

Птицеподобная летательная машина

Неудача металлического дирижабля не отвратила ученого и мыслителя от сферы полетов, и, продолжая работу в этом направлении, Циолковский разработал конструкцию, которая предвосхитила на пару десятилетий появление самолетов – цельнометаллический моноплан с толстым изогнутым крылом, который он описал в статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина». Идея вновь не получила признания, но стала толчком для новых исследований.

Реактивные полеты

Идея, которая впоследствии сделала имя ученого знаменитым на весь мир, зародилась еще в его ранней работе «Свободное пространство», в которой он использовал в качестве рассказчика человека, находящегося в пространстве, свободном от сил сопротивления и притяжения.

Именно в этой работе впервые делается вывод о реактивном движении как о единственном способе передвижения в пространстве космоса. Более поздняя работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» обосновывала этот вывод простейшими законами механики.

Здесь же Циолковский доказал способность ракеты совершить полет в космосе.

Космический лифт

В то же время, Циолковский первым выдвинул идею использования конструкции, позволяющей обходиться без ракетных запусков для доставки грузов в космическое пространство. Сооружение в теории должно использовать трос, протянутый от космического аппарата к поверхности планеты. В будущем такой способ, в случае его реализации, может оказаться весьма экономичным.

Ракетный поезд

Сейчас так зачастую называют поезда, перевозящие крупногабаритное оружие. Но то, что так назвал ученый, по сути является прообразом многоступенчатых ракет.

Эстакада

Одна из идей Циолковского нашла применение не в освоении космоса, а в развитии передового оружия. Речь об использовании наклонной направляющей (эстакады) для запуска ракет. Для космических кораблей она не подошла, зато используется сегодня в системах залпового огня.

Освоение космического пространства

Неудивительно, что основоположник идей и проектов космических аппаратов был активным сторонником освоения космоса. Циолковский был не только ученым, но и автором научной фантастики.

Кроме того, выдвинул немало уникальных философских идей, которые сегодня находят отражение как в официальной науке, так и в уфологических теориях.

Идеи космических путешествий в его представлениях о будущем были неразрывно связаны с теориями о совершенствовании человечества, которое, достигнув определенной гармонии на Земле, непременно начнет осваивать другие планеты, формируя более совершенные ответвления человеческого вида.

Внеземные цивилизации

Развивая идеи освоения космоса, Циолковский выдвигал теории, согласно которым планеты в бесконечном вселенском пространстве уже освоены другими цивилизациями, которые, возможно, являются потомками человека или имеют с ним неких неосязаемых общих предков.

источник

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/k-ciolkovskij-kazhetsya-chto-ne-ne-veril.html

Циолковский: интересные факты из жизни русского ученого

Ровно 160 лет назад 17 сентября в 1857 году родился советский ученый, без которого нельзя представить космонавтику — Константин Эдуардович Циолковский.

Именно этот человек обосновал идею, что нужно использовать для полетов в космос ракеты. Он верил в то, что человечество сможет в обозримом будущем заселять просторы Вселенной.

Интересные факты

— Циолковский из рода дворян. Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был, как вспоминал сын, из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков. Она же обучила его грамматике и чтению.

— Циолковский с детства страдал глухотой.  В девять лет Циолковский заболел скарлатиной и потерял слух. Появились проблемы с учебой и его отчислили из гимназии, а в дальнейшем он занимался самообразованием. Вообще, Циолковского часто наказывали за всякие шалости в классе.

— Ученый не получил образования. Когда юноше было 16 лет, ему не удалось поступить в московское техническое училище. После этого Константин занимался только самообразованием и репетиторством. В Москве он грыз гранит науки в библиотеке Румянцевского музея. По воспоминаниям Циолковского, ему так не хватало денег в столице, что он в буквальном смысле питался только черным хлебом и водой.

— Циолковский по профессии был учителем. Вернувшись домой в Рязань, Константин с успехом сдал экзамены на звание уездного учителя математики. Он получил направление в Боровское училище, где обосновался в 1880 году.

Там же педагог писал научные исследования и работы. Не имея связей в научном мире, Циолковский самостоятельно разработал кинетическую теорию газов. Хотя это было доказано четверть века назад.

Говорят, сам Дмитрий Менделеев сообщил ему, что он открыл Америку.

— Коллеги сначала не понимали Циолковского. В 1885 году ученый всерьез увлекся идеей создать аэростат. Он отправлял доклады и письма в научные организации касательно этого вопроса. Однако получил отказ.

— Циолковский раньше всех узнал, каково быть на Луне.

В своей научно-фантастической повести «На Луне» Циолковский писал: «Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась — так слаба была тяжесть». По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.

Достижения Константина Циолковского

  • Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.
  • Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.
  • Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.
  • Работа над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.
  • Создание собственной схемы газотурбинного двигателя.
  • Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.
  • Проектирование управляемого аэростата.
  • Создание модели цельнометаллического дирижабля.
  • Идея о старте ракеты с наклонной направляющей, успешно используемая в нынешнее время в системах залпового огня.

Источник: https://www.ap22.ru/paper/Tsiolkovskiy-interesnye-fakty-iz-zhizni-russkogo-uchenogo.html

Циолковский переживал несчастье за несчастьем, но мечтал о космосе

Одиночество и отрешенность от сверстников усилились еще больше, когда Циолковскому исполнилось 13 лет. На плечи мальчика обрушилась новая беда — умерла его мама, которая всегда была для него поддержкой. С раннего детства эта женщина стремилась развивать умственные способности сына, самостоятельно обучая его арифметике и орфографии.

Теперь, лишившись родного человека, мальчик учился все хуже и хуже. А вскоре его отчислили. Казалось, двери в будущее для юного Константина Циолковского закрылись.

Но, оставшись один на один с книгами в четырех стенах, он находит новый смысл своей жизни, свое призвание — изобретать и познавать новое.

Самообразование было для него единственным способом в короткий срок охватить именно то, что так его интересовало. Неизвестно, что точно мотивировало его тогда: хотел ли он что-то доказать себе и своему окружению, а может это была попытка воздать должное стараниям матери. Но одно в нем было неизменно — любознательность и азарт первооткрывателя.

Далеко от столицы в доме отца день и ночь продолжается «творческий» процесс — ученый самостоятельно изготавливает астролябию, домашний токарный станок, самодвижущиеся коляски и локомотивы.

Слухи об одаренном ученом-самоучке из глубинки распространялись быстро. В скором времени Константин Циолковский отправляется в столицу.

Живя буквально впроголодь на хлебе и воде, трудолюбивый юноша каждый день проводит в библиотеке.

Здесь в сознании Циолковского зарождаются идеи в области металлических дирижаблей и идеи возможности вылета человека за пределы земного тяготения, или, как он говорил впоследствии, «обворожительные мечты».

Проблемы со слухом не помешали ученому стать учителем. В 23 года он женится на Варваре Соколовой, после чего вдалеке от столицы ученый продолжает свое техническое творчество.

Дом Циолковских представлял собой весьма необычное зрелище:  в нем сверкали электрические молнии, звенели колокольчики, громыхали громы, танцевали бумажные куколки. В домашней аэродинамической лаборатории, ученый делает открытие в теории газов, но вскоре получает ответ от Менделеева: кинетическая теория уже открыта.

Но ученый не сдается. На собственные деньги Циолковский построил специальную установку, измеряющую аэродинамические показатели летательных аппаратов.

Он предвосхитил конструкции самолётов, появившихся через несколько лет: фюзеляж его аэроплана с металлическим каркасом  имел обтекаемую форму и крылья с округленной передней кромкой.

Постепенно идеи Циолковского достигли космических горизонтов. В 1896 году Циолковский приступил к написанию своего главного труда — «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

Работа Циолковского на эпоху обогнала время.

В ней разработаны идеи теории ракет, использования жидкостного ракетного двигателя, также определена скорость для выхода ракеты в Солнечную систему и время полета.

Наконец, после многих лет напряженной работы, ученого заметили в научном мире: он обрел целый круг почитателей и друзей.

Между тем в личной жизни ученого снова назрели проблемы. В 1908 году во время разлива Оки дом был затоплен. Многочисленные машины, экспонаты был выведены из строя. Вдобавок произошло еще одно несчастье: два сына ученого покончили жизнь самоубийством.

Единственное, что утешало: с приходом советской власти, Циолковскому были предоставлены все условия для плодотворной работы. Вплоть до 1935 году ученому выплачивалась пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Самые известные изобретения этих лет — газовые рули, топливные пары, насосная система подачи топлива, шасси — были посвящены космическим полетам.

Но, как и свойственно гениям, круг интересов Циолковского был гораздо шире научных. Константин Эдуардович был писателем-фантастом. Его перу принадлежат научно-фантастические произведения «Свободное пространство», «Грезы о Земле и небе», повести «На Луне» (впервые была опубликована в приложении к журналу «Вокруг света» в 1893 году).

Ему принадлежит даже собственная философская концепция, согласно которой будущее человечества напрямую зависело от количества рождающихся гениев. Для улучшения ситуации Циолковский даже изобрел специальную программу — евгенику.

По мнению ученого, каждый населенный пункт должен иметь лучшие дома, где должны проживать гениальные представители обеих полов, которые получили разрешение на брак.

Таким образом, доля одаренных людей и гениев в каждом городе возрастет.

Труды Циолковского легли в основу многих последующих разработок, которые в итоге приблизили первый полет человека в космос.

Читайте также:  Что русские императоры видели перед смертью

Сегодня первый вице-премьер РФ Сергей Иванов встретится с молодыми учеными, работающими в ракетно-космической отрасли. Среди них и правнук Циолковского — инженер РКК «Энергия» Сергей Самбуров, продолжающий дело своего легендарного родственника.

Работы Циолковского до сих пор представляют для ученых огромную ценность. Многие его идеи до сих пор впечатляют своей продуманностью, и кто знает, может  через несколько лет нереализованные идеи гения обретут, наконец, свое воплощение.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20070917/79070090.html

Кем был Циолковский Константин Эдуардович на самом деле ?

Краткая биография Циолковского является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Будущий ученый родился 17 сентября 1857 года недалеко от Рязани, в селе Ижевское. Отец, Эдуард Игнатьевич, работал лесником, а мама – Мария Ивановна, происходившая из семьи мелкопоместных крестьян, вела домашнее хозяйство. Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань. Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама.

Молодые годы Циолковского

В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте.

В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина — Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы.

Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества. В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии.

Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Константин Циолковский: интересные факты

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем – одним из основоположников русского космизма. Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых.

Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике.

По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки.

Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация.

Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил опыты по физике. Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно.

В 1876 году умер Игнатий – брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

Личная жизнь ученого

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска.

В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики.

Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья. В январе 1881 года умер отец Константина.

Краткая биография Циолковского упоминает такой страшный случай в его жизни, как пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

Жизнь в Калуге: краткая биография Циолковского

В 1892 году он переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов.

Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их.

Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого.

Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, израсходованных ученым на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса. 1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Тяжелый двадцатый век

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Последние годы жизни

Краткая биография Циолковского описывает, что немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью.

Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца.

В 1923 году не стало еще одного сына — Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни.

Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта — немецкого физика — о космических полетах и ракетных двигателях.

В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально.

Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Достижения Константина Циолковского

● Основными достижениями, которым Константин Эдуардович Циолковский – основоположник космонавтики — посвятил всю свою жизнь, являются: ● Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы. ● Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.

● Более четырех сотен работ по теории ракетостроения. ● Работа над обоснованием возможности совершения путешествий в космос. ● Создание собственной схемы газотурбинного двигателя. ● Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий. ● Проектирование управляемого аэростата.

● Создание модели цельнометаллического дирижабля.

● Идея о старте ракеты с наклонной направляющей, успешно используемая в нынешнее время в системах залпового огня.

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/12903996.html

Константин Циолковский: общество совершенных людей | Любомудрие

«Счастлив будет тот, кто содействует всеобщему благу» К. Э. Циолковский.

Константин Эдуардович Циолковский – это человек, который не просто совершил научный прорыв в области точных наук: физики, химии, механики, аэродинамики, самолётостроения. Это человек, творческий гений которого был твердо устремлён на поиски способов всестороннего развития общества и улучшения жизни людей на планете.

Именно поэтому помимо технического развития цивилизации, учёного глубоко интересовало преобразование человечества, в первую очередь, в сфере нравственности. Многие годы работы он посвятил исследованию социума, выявляя его недостатки и достоинства, размышляя на тему построения общества будущего – общества «совершенных людей».

В таких трудах на социальную тему, как «Научная этика», «Монизм Вселенной», «Космическая философия» Циолковский рассматривал суть «космической этики». Сформулировать её можно довольно просто: «Содействие всему развивающемуся и устранение страданий всего живого».

Константин Эдуардович был уверен: чтобы успешно освоить Вселенную, человек для начала должен освоить «космическую этику» здесь, на Земле и жить согласно её канонам. А это значит — отказаться от войн и вражды. Развивать культурные, духовные и нравственные ценности.

Всем человечеством идти к одной общей цели: «Делать жизнь счастливой для всего чувствующего».

Как же именно учёный видел путь общества к преобразованию? Во-первых, Циолковский призывал людей к объединению. Мыслитель предвидел, что в будущем цивилизация столкнётся с серьезными глобальными катаклизмами и стихийными бедствиями.

Учёный был убеждён, что для выживания и эффективного устранения последствий катастроф будет необходима сплочённость и взаимоуважение между людьми, народами, странами.

Вражда же межнационального и межрасового характера лишь затрудняет развитие человечества и является серьёзным препятствием в развитии человечества в масштабах Вселенной.

Космос со всеми его непознанными возможностями и бесконечными просторами, по мнению Циолковского, откроет свои тайны людям лишь тогда, когда они изменятся, а точнее когда мышление большинства будет иметь созидательный вектор.

Мыслитель видел человечество будущего, как одну большую семью, как общество землян — достойных представителей своей планеты во Вселенной. Люди будущего, по мнению учёного, – это совершенные существа, которые способны на созидание не только в пределах Земли, но также имеют силу «нравственно преобразовывать космос».

Во-вторых, Константин Эдуардович отмечал важность воспитания молодёжи «в духе нравственности и любви». Сам учёный, будучи также и педагогом, активно внедрял эти идеи в свою практику.

Цель любого учителя и воспитателя, как он считал, это способствование формированию «совершенного человека». Под «совершенным» понимается человек, полный творческих сил, которые он использует на благо общества.

Безусловно, достижение такого состояния – труд самого человека. И каждый сам должен прикладывать усилия к тому, чтобы развивать заложенные в нём способности.

А задача учителя, по мнению учёного, состоит в том, чтобы направить формирующуюся личность в созидательное русло, привить подопечным усердность, старательность, веру в свои возможности и вдохновить своим примером, как это делал сам Константин Эдуардович.

Кроме того, изобретатель считал, что процессу совершенствования содействует преодоление трудностей: «Человек, столкнувшийся с лишениями и трудностями, становится особенно полезным деятелем».

Ярким примером, демонстрирующим правдивость этих слов, является судьба самого Циолковского.

Несмотря на различные препятствия и трагедии, которые настигали учёного на разных жизненных этапах, он упорно шёл к цели, служа нравственным идеалам человечества.

В-третьих, Константин Эдуардович говорил о самосовершенствовании каждого отдельного жителя Земли, а точнее об «улучшении свойств человека». Он исследовал влияние чувств на развитие организма и творческие способности личности.

Результаты исследований учёный изложил в трудах «Нирвана», «Ум и страсти», «Свойства человека» и других. В данных работах он указал на то, что эгоизм, злоба, гнев, мстительность унижают человека и разрушают его личность.

А такие качества, как доброжелательность, сострадание, способность к покаянию, совесть, кротость и великодушие, помогают человеку стать истинно высоким, духовным существом.

И четвертым, ключевым этапом на пути преобразования общества, по мнению Циолковского, является присутствие у людей единой глобальной цели и верное следование ей. Эта цель для человека любой национальности, любой религии, любого возраста и пола одинакова: «Делать жизнь счастливой для всего чувствующего». К этой цели шёл и сам гений.

Как в изобретательской деятельности, так и в психологических исследованиях, он руководствовался одним и тем же благородным намерением: приносить пользу людям. На протяжении всей своей жизни учёный думал о благополучии общества Земли и любую свою работу посвящал достижению этой цели. Учёный искал, изучал, писал, экспериментировал.

Читайте также:  Кила: чем русское регби отличается от американского

То есть, он не только размышлял, но и, что более ценно, — действовал. Ведь именно в созидательном действии человек способен максимально раскрыть свой творческий потенциал.

Константин Эдуардович использовал каждый день, час, миг своей жизни для того, чтобы улучшить жизнь не только своих современников, но и людей будущего, которые, как он твердо верил, должны стать «совершенными»…

Прошло почти 80 лет со дня смерти Циолковского, но, несмотря на это, его идеи актуальны и востребованы по сей день.

Сегодня пришло время объединить совместные усилия всех участников современного общества ради будущего цивилизации. Циолковский подчёркивал: «Счастлив будет тот, кто содействует всеобщему благу».

Именно в этих простых и вместе с тем глубоких словах задан вектор направления развития и становления общества совершенных людей.

Анна Дубровская, участница Международной общественной организации «ЛАГОДА»

Источник: https://maxpark.com/community/6061/content/2245378

Константин Циолковский: одержимый космосом

Константин Циолковский: одержимый космосом
Он мечтал о том, как люди отправятся к звездам

Он разработал основы космонатвтики.
Александр МИЛКУС

Этот странный человек, которого обычно на картинах изображают с растрепанной бородой и взглядом, устремленным в небо, никогда не летал на самолете и даже не поднимался в высь на воздушном шаре, но стал одним из основоположников космонавтики. Ученым, чьи труды стали основой для многих теоретических и практических работ инженеров, конструкторов, техников и в конце концов привели к тому, что в ХХ веке человечество смогло шагнуть за пределы Земли.

Константин Циолковский родился 5 (17 по нынешнему стилю) сентября 1857 года в селе Ижевском под Рязанью. Мама — Мария Ивановна Юмашева окончила гимназию, знала латынь, математику, другие науки.

Отец — Эдуард Игнатьевич происходил из польского дворянского, но обедневшего рода Циолковских. Впоследствии Константин так писал об отце: «Вид имел мрачный. Был страшный критикан и спорщик.

Мы его боялись, хотя он никогда не позволял себе ни язвить, ни ругаться, ни тем более драться».

Мария Юмашева и Эдуард Циолковский поженились, когда ей было всего 16 лет. Жених был старше невесты на 10 лет. По словам сына, они «очень любили друг друга, но этого не высказывали». У них родились 13 детей.

Константин рос мальчиком непоседливым, любознательным. Но в десять лет случилась трагедия — зимой катался на санках, простудился, заболел скарлатиной. Потом осложнения, глухота.
После трагедии, случившейся в юном возрасте, ученый почти ничего не слышал.

После трагедии, случившейся в юном возрасте, ученый почти ничего не слышал.

Циолковский писал: «Отсутствие ясных звуков, ощущений, разобщение с людьми, унижение калечества — сильно меня отупили. Братья учились, я не мог».

Вскоре отец Эдуард Игнатьевич получает должность лесничего в Вятке и семья переезжает в этот город.

В 12 лет Костя поступает в гимназию, но глухота мешает учебе: «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки». В том же году умирает старший брат Дмитрий, учившийся в Петербурге в Морском училище. Мама, не выдержав потери, умирает.

Мальчик сильно переживает семейную трагедию. В результате во втором классе гимназии он остается на второй год, а из третьего класса его вообще отчисляют.

После этого Константин Эдуардович уже никогда и нигде не учился — все обширные знания, которыми он обладал, получены благодаря настойчивой и кропотливой самостоятельной работе.

И при этом много всего изобретает. Для своих поделок он даже изготовил собственный токарный станок. В 11 лет Костя мастерит кукольные коньки, домики, санки, часы с гирями. Став старше, делает самодвижущиеся коляски, приводимые в движение пружиной. Отец отправляет сына в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им.

Баумана). Но Константин не решился сдавать экзамены: «Что я мог сделать там со своей глухотой! Какие связи завязать? Без знания жизни я был слепой в отношении карьеры и заработка. Я получал из дома 10 — 15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю.

Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее».

Долговязый патлатый парень (экономил на стрижке) в штанах, прожженных кислотами, вызывал насмешки местных ребятишек. Но это его нисколько не смущало.

Циолковский продолжает заниматься самообразованием, ходит в единственную тогда бесплатную библиотеку — Чертковскую. Пытается подрабатывать частными уроками.

Так прошло три года. За это время Костя полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

Поняв, что сын так может дойти до крайней степени истощения, отец просит Константина вернуться домой. Благодаря связям отца он становится частным учителем.

Ученики его любят — он просто и доходчиво объясняет даже сложные вещи.

У него даже свой метод был — наглядная демонстрация: Константин делал бумажные модели многогранников для уроков геометрии, вместе с учениками проводил многочисленные опыты на уроках физики.

Вот так Константин вышел на дорогу, по которой он шел потом всю жизнь: для того чтобы прокормиться — преподавание, для души — научные исследования. Он сдает экзамен на учителя математики и переезжает в Боровск Калужской губернии.

Здесь в доме священника он знакомится со своей будущей женой. Это был, по сути, брак по расчету: «Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же.

Эта надежда вполне оправдалась».

Еще до женитьбы Циолковский поставил Варваре Евграфовне условия: у жены не должно быть гостей; к ним не должны приходить родственники; в доме не должно быть ни малейшей суеты, способной помешать занятиям. Работать, несмотря на глухоту, Циолковский мог только при абсолютной тишине.
Константин Эдуардович почти все заработанное тратил на опыты и создание макетов.

Константин Эдуардович почти все заработанное тратил на опыты и создание макетов.

Но в семье родились семеро детей, создаваемый ими шум, возня страшно раздражали Константина Эдуардовича.

В Боровске получал жалованье — 27 рублей в месяц. Этого хватало бы для вполне обеспеченной жизни. Но Циолковский большую часть этих денег тратил на опыты.

В 26 лет Циолковский написал свои первые работы: «Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца».

Он отправил их в Петербургское физико-химическое общество и получил благоприятные отзывы от таких известных ученых, как И. М. Сеченов и А. Г. Столетов. Талантливым провинциальным учителем заинтересовались.

Его зовут в Москву, предлагают встретиться с первой в мире женщиной-профессором математики Софьей Ковалевской. Но затворник Циолковский отказывается.

Ученые, знакомые с его работами, предлагают перебраться в Москву, обещают найти для него место. Но и от этого он отказывается.

Циолковский все время экспериментирует, конструирует какие-то невиданные механизмы. Сам того не ведая, Константин Эдуардович становится изобретателем устройства, напоминающего современный кайт — сани с парусом. Можно было мчаться по льду замерзшей реки. Беда только в том, что лошади проезжающих мимо крестьян страшно пугались.

Но основной страстью Циолковского стало создание дирижаблей или, как тогда выражались, аэростатов.

Тогдашние летающие машины быстро приходили в негодность, а из-за того, что под оболочкой образовывалась смесь водорода и воздуха (гремучий газ), они часто взрывались.

Циолковский придумал принципиально новую цельнометаллическую конструкцию. Он даже собрал несколько моделей своих дирижаблей.
Константин Циолковский — простой провинциальный учитель.

Константин Циолковский — простой провинциальный учитель.

В тридцать лет Циолковский пишет свою первую научно-фантастическую повесть «На Луне». Правда, больше она походит не на беллетристику, а на занимательное изложение предположений ученого о том, как устроен спутник Земли. Через много лет эти предположения Циолковского подтверждаются учеными.

Циолковский, оторванный от научного сообщества, с головой уходит в различные исследования и… заново открывает то, что уже известно ученым. Например, он заново открыл кинетическую теорию газов. Отослал результаты работы Дмитрию Менделееву и получил недоуменный ответит: кинетическая теория газов уже открыта 25 лет назад.

Но именно это же пренебрежение (или незнание) границ, очерченных наукой в то время, позволяет Циолковскому писать работы намного опередившие свое время. У него другие горизонты и другое видение мира.

Натура увлекающаяся, романтичная и вместе с тем обладающая обширными знаниями, он, кажется, не замечает того, что нынешние возможности техники ограничены.

Он пишет о ракетах и завоевании планет в то время, когда фанерные самолеты только-только учатся отрываться от земли.

В 1892 году Циолковского как «одного из способнейших и усерднейших преподавателей» переводят в Калугу.

У него свой двухэтажный дом, мастерская, собственный выезд (коляска с лошадьми) — зарплаты преподавателя, на то чтобы содержать все это, хватало.

В мансарде Циолковский оборудует свой кабинет и сторого-настрого запрещает жене и детям подниматься туда.
Циолковский — автор множества тружов по космонавтике.

Циолковский — автор множества тружов по космонавтике.

Циолковский преподает арифметику и геометрию в Калужском уездном училище, ведет уроки физики в епархиальном женском училище: «Училище как раз подходило к моему калечеству, ибо надзор был превосходный.

Сам по глухоте я не мог следить за порядком. Больше объяснял, чем спрашивал, а спрашивал стоя. Девица становилась рядом со мной у левого уха.

Голоса молодые, звонкие, и я добросовестно мог выслушивать и оценивать знания».

А через некоторое время Циолковский мастерит для себя слуховую трубу, похожую на длинную воронку, и решает проблему коммуникации.

В 1903 году Циолковский публикует знаменитую статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Он первым доказывает: космический полет может быть осуществлен на ракете, в которой используется жидкостный двигатель.

Он предлагает для вывода кораблей на орбиту использовать «ракетные поезда» — то есть многоступенчатые ракеты, которые теперь и занимаются доставкой грузов в космос.

Он определяет скорость, необходимую для выхода аппарата за пределы земного тяготения («вторая космическая скорост»») и время полета. А затем в 1911 и 1914 годах углубляет свои исследования.

При этом он сам изучает свойства различных окислителей и горючих, которые можно использовать как топливо для ракеты. Разрабатывает теорию полета реактивных самолетов. Изобретает схему газотурбинного двигателя.

Циолковский придумал орбитальные станций для того, чтобы люди смогли долго жить в космосе. Он автор идеи космического лифта — сейчас как раз в нескольких странах прорабатывают технические проекты таких устройств. Он же предложил для увеличения скорости создавать поезда на воздушной подушке.

Уже в годы советской власти — 1926 — 1929 — рассчитывает, сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю.

Им предложены газовые рули для управления полетом ракеты и изменения траектории движения ее центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива.

Вернер фон Браун — создатель ракетного оружия Фау-2 в фашистской Германии, а впоследствии отец американской космической программы и создатель мощной ракеты-носителя «Сатурн-5» много раз подчеркивал: именно Циолковского стал одним из создателей теоретических основ космонавтики.

Он писал: «Он оставил нам математические расчеты, которые необходимы для понимания проблем, связанных со строительством многоступенчатых ракет.

В его исследованиях в области жидкостных ракетных двигателей были обозначены исходные позиции, с которых начинается конструирование современной ракетной техники».

В Калуге тугоухого чудика, стремительно носившегося по городу на любимом велосипеде, мало кто воспринимал всерьез. Зато ученый мир Циолковского уважал. Но настоящее признание пришло к нему после Октябрьской революции.

В голодный, тяжелый 1920 год и он получил от советского правительства пенсию в размере 500 000 рублей в месяц. И с еще большим жаром взялся за научные исследования.

В 1929 году к нему приезжает знакомиться будущий создатель советской космонавтики Сергей Королев.

А в 1932 году к Циолковскому был прикреплен личный врач. В марте 1935 года ученый пожаловался на плохое самочувствие. Врачи настаивали на операции. Его ждала палата в Кремлевской больнице. Но Константин Эдуардович уверял: для того чтобы закончить труды, ему нужно еще 15 лет. И он не может тратить время на лечение.

Но болезнь прогрессировала. Операцию сделали поздно.
В Москве на Аллее космонавтов установлен памятник великому мечтателю.

  • В Москве на Аллее космонавтов установлен памятник великому мечтателю.
  • Константин Эдуардович скончался 19 сентября 1935 года.
  • Источник

Источник: http://cosmizm.ru/c1086konstantin-ciolkovskij-oderzhimyj-kosmosom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector