Кровь каких народов текла в иване грозном

Споры противников и сторонников памятника Ивану Грозному в Орле не утихают вторую неделю – первый русский царь, разделивший страну на две части в XVI веке («опричнину» и «земщину»), разделил ее на два лагеря и сегодня.

Пока историки и публицисты пытаются выяснить степень кровожадности или святости Ивана Грозного, «МИР 24» предлагает посмотреть на личность первого русского царя с малоизвестной стороны: не как на монарха, а как на любовника, ресторатора, дипломата и любителя животных.

 

ГОСУДАРЕВ ФЕЙСКОНТРОЛЬ

«Государева воля – закон и загадка», – писал Владимир Сорокин в романе «День опричника», который был издан в 2006 году. Роман переносит реалии опричного времени на гипотетическое будущее России, но, возможно, куда точнее, чем многие учебники истории, описывает характер власти Ивана IV.

«Законом и загадкой» сделал престольную российскую власть Иван IV, когда принял на себя 16 января 1547 года титул царя. Вроде бы ничего особенного – правитель и правитель, только называется теперь по-другому.

Однако, в соответствии с византийской традицией, новый титул утверждал, что «всякая власть от Бога», а это значило, что поступки царя с этого момента могут быть непопулярными и даже необъяснимыми, но негодовать по этому поводу нельзя – грех.

В противопоставление разнообразным зверствам, которые учинял Грозный и которые нельзя было осуждать, апологеты прославления царя часто ставят расширение территории Русского государства. Однако мы обязаны ему гораздо большим, чем ростом государственных границ. Например, возможностью выпить в компании не дома.

Именно Иван Грозный основал первое в России питейное заведение – кабак. Распоряжение поступило от царя, когда он вернулся в столицу после взятия Казани. Место для первого в России кабака было выбрано удачное – на Балчуге, с видом на Москву-реку и Кремль.

Казнь в Нюрнберге: как умирали и спасались бонзы Третьего рейха

Однако в первом русском кабаке действовал жесткий фейсконтроль, и пускали в него только приближенных к царю – чтобы не соблазнять простой народ «зеленый змием». Разумеется, большинство посетителей питейного заведения составляли опричники. Увы, о нравах и поведении этих людей в кабаке исторические источники молчат.

Кровь каких народов текла в Иване ГрозномНиколай Неврев. «Опричники». Холст. Масло. Музей изобразительных искусств Кыргызстана.

На первом российском кабаке не было кириллической вывески – вместо нее вход в питейное заведение украшала развесистая еловая лапа. За это первый в России кабак был прозван в народе «Иван Ёлкин».

 

ЗООПАРК У КРЕМЛЯ

Крепкими алкогольными напитками Иван Грозный снабжал не только своих приближенных, но и… слона, которого подарили ему аравийские послы – в знак будущей крепкой русско-аравийской дружбы.

Первый слон, прибывший на территорию России, был поселен в Алевизовом рву – фортификационном сооружении, которое отделяло Красную площадь от Кремля.

Кровь каких народов текла в Иване ГрозномНикольские ворота Кремля и Алевизов ров. Акварель Ф.Я. Алексеева. 1800-е

По свидетельствам современников, слон прекрасно понимал, кто в этой далекой и снежной стране главный, а потому всегда садился перед Иваном Грозным на колени.

Вместе со слоном прибыл в Московию и араб, который должен был ухаживать за животным, оторванным от родного климата. По правилам того времени, слонов, живших в Европе при богатых дворах, было принято поить крепким красным вином – чтобы животные не замерзали. Но вино – это было понятно русским уже тогда – баловство южных народов. Слона, жившего у Кремлевской стены, поили исключительно водкой.

Увы, история первого слона, хозяином которого был русский царь, закончилась для животного весьма плачевно. Вместе с арабом-дрессировщиком животное обвинили в распространении в городе чумы. Тогда араба со слоном отравили в подмосковный посад, где араб вскоре умер.

Слон, обычно находившийся запертым в сарае, сломал ставни и улегся на могиле араба. С могилы он не желал уходить, несмотря на крики и залпы оружия. В итоге слона забили, а Ивану Грозному сказали, что животное околело на морозе.

В доказательство царю были поднесены клыки животного.

 

ДЕЛА ЛЮБОВНЫЕ

В самый разгар «опричнины» Иван Грозный пишет несколько писем английской королеве Елизавете, последней из рода Тюдоров. Речь в них идет о торговле и установлении дипломатических отношений, но не только об этом, считают многие историки.

В письме от 24 октября 1570 года неоднократно упоминается о неких «тайных делах великого значения». Историки склонны полагать, что речь в письме шла о женитьбе русского царя на представительнице английского престола. А также – о предоставлении Ивану Грозному политического убежища на Туманном Альбионе. В том случае, если народ или бояре прогонят царя.

В отличие от своей современницы и политической конкурентки Марии Стюарт, к которой, правда, Иван Грозный не сватался, Елизавета была более скромной в политике и жизни, и отказалась вступать с русским царем в «тайные дела». Своенравный Иван Грозный тогда обиделся и отозвал все торговые грамоты, выданные англичанам.

 

БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ

Вытрезвителей при Иване Грозном не было, но это совсем не означает, что власти не боролись с неограниченным потреблением алкоголя. Если «Домострой» больше запрещал злоупотреблять женщинам («Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронок еды и питья втайне от мужа своего не держать»), то негласные правила распространялись на любителей выпить обоих полов.

Кровь каких народов текла в Иване Грозном«Домострой». Фрагмент.

Так, при первом русском царе загульных пьяниц начали сажать в бочку с медовухой или пивом. Пьяница сидел там до тех пор, пока не выпивал целую бочку.

Многим может показаться, что такое наказание было для пьяниц несерьезным, даже приятным.

Однако не стоит забывать, что хмельной напиток обладает мочегонным свойством, и опорожняться пьяницам приходилось в ту самую же бочку, откуда приходилось пить.

Кроме того, стоит учитывать элементарную физиологию – при долгом нахождении в такой бочке кожа начинает отслаиваться от костей, и человек умирает. Так что, быть открытым алкоголиком могли позволить себе только самые смелые.

 

ТАЙНА СМЕРТИ

Загадки сопровождают не только некоторые решения Ивана Грозного, но и его смерть.

Еще при жизни Грозный выбрал место своего погребения – рядом с убиенным сыном Иваном (о том, было ли убийство делом рук самого царя – нет единого мнения до сих пор). В середине 1960-х археологами проводилось вскрытие этой гробницы.

На основе костей ученые сделали вывод о большом физическом здоровье царя. Крепкие и недеформированные кости в районе шеи опровергали предположение о том, что царь был предательски задушен своими любимцами – Богданом Бельским и Борисом Годуновым.

Но удивило исследователей другое – в гробницах были обнаружены остатки мышьяка и ртути.

Кровь каких народов текла в Иване ГрозномУсыпальница Ивана Грозного. 1917 год.

Если доза мышьяка была довольно мала для смертельной, то вот количество ртути превышало опасную для здоровья человека дозу.

Сразу же было высказано предположение, что Иван Грозный болел сифилисом, а ртуть использовал для лечения своего недуга – этим химическим ядом «лечили» сифилис многие врачи того времени. Однако обследование костей не нашло следов предполагаемой болезни.

О том, могли ли Ивана Грозного отравить ртутью, историки не могут договориться до сих пор. Как, впрочем, нет единого мнения о том, был ли первый русский царь полоумным тираном или жестким государственником, который использовал свою власть строго, но справедливо.

Дискуссия вокруг установки памятника Ивану Грозному в Орле началась еще в сентябре этого года, когда губернатор области Вадим Потомский завил о планах поставить памятник первому русскому царю в центре города.

Осуждение планов Потомского усиливалось из-за его исторической неграмотности – ранее на пресс-конференции губернатор заявил, что Грозный не убивал своего сына, а просто вовремя не отправил его на лечение, когда тот заболел по дороге «из Москвы в Петербург».

На минувших выходных дискуссию о памятнике Ивану Грозному включились и представители искусства. Так, сибирский художник Владислав Гультяев установил в Канске альтернативный памятник неоднозначному русскому царю – деревянный кол, с острия которого течет кровь.

Кровь каких народов текла в Иване Грозном

Источник: https://mir24.tv/articles/15229811/neizvestnyi-ivan-groznyi

Пытки и казни при Иване Грозном (18+) — Статьи

Пытки известны с древности. Зародилась она у древних обществ как религиозная и военная практика. Но с развитием общества пытки стали частью судебной системы.

Установление единоличной формы правления зачастую приводило к тому, что к жестоким нравам общества добавлялась личная жестокость (и изобретательность) правителя — таких примеров только европейская история знает десятки: от римских императоров Нерона и Калигулы до валашского князя Влада III и русской императрицы Анны Иоанновны.

Одним из самых жестоких правителей в истории России является Иван IV. И до него на Руси было множество кровожадных эпизодов, но именно при Грозном пытки стали системными. Происходит это не столько под влиянием субъективных факторов — особенностей личности царя, сколько в силу объективных причин — завершения формирования к XVI веку централизованного русского государства.

Есть две вещи, которые можно сказать о царе Иване с полной уверенностью. Первое — он был жестоким.

Второе — он был настоящим деспотом, эталоном самодержавного правителя, не знавшего и не признававшего никакой другой власти, кроме его собственной.

«Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же», — эти строки приписывают Ивану Грозному и в это можно поверить. Но воспринимать его буквально не стоит. Под «холопами» следует понимать всё государство, а не только рабов.

Кровь каких народов текла в Иване Грозном

При Иване Грозном в обиходе появляется выражение «государево преступление». Иначе, государственное преступление, политическое преступление.

Соответствующее определение в законодательстве появится лишь столетием позже (в Соборном уложении 1649 года).

Политический сыск также появился во времена правления Ивана IV и просуществовал до конца XX века, впрочем, некоторые считают, что он никуда, вместе с его методами, и не делся.

В Европе позднего Средневековья и Нового времени применение истязаний увязывается с развитием розыскной (инквизиционной) формы уголовного процесса. Характерные для нее черты — отсутствие прав у обвиняемого, сращивание следствия, суда и отправления правосудия.

Следствие при такой форме процесса нацелено на сбор формальных доказательств вины, наиболее совершенным (неоспоримым) из которых считается признание обвиняемого.

Нетрудно понять, что такие правила игры способствуют совершенствованию самых жестоких методов получения признательных показаний.

Подобная система сложилась и в России. Судебник Ивана Грозного (1550 год) существенно ограничил распространенный ранее метод решения споров и запутанных дел путем боевого поединка спорящих сторон.

А с появлением тайной полиции (опричнины, 1565 год) была выстроена система розыска, дознания и казни, опиравшаяся на намеренное причинение страданий обвиняемым.

Истязания применялись и как способ получения признания, и как вид тяжелого наказания за совершенное преступление.

Одним из распространенных способов получения информации стал «роспрос под дыбой» (это приспособление известно в России еще с XIV века). Как правило, жертву «расспрашивали с увещеванием и угрозами» и лишь потом подвешивали на дыбу, часто привязывая к ногам дополнительный груз. После этого к подозреваемому применялись различные пытки — от битья кнутом до жжения огнем.

К этим же временам восходят некоторые русские поговорки, позволяющие узнать, какими еще способами можно было получить признание. К примеру, выражение «подлинная правда» происходит от процедуры битья допрашиваемого просмоленным кнутом-подлинником.

Выражения «рассказать подноготную» и «в ногах правды нет», также отсылающие к пыткам, восходят, скорее всего, ко временам более давним.

Впрочем, нет оснований полагать, что запускание игл или гвоздей под ногти рук и ног не практиковалось и во времена Ивана IV.

Кровь каких народов текла в Иване Грозном Повешение за ребро

Для обвиняемых, признавших вину в ходе описанных процедур, были определены различные наказания — в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Практиковалась, в частности, ссылка, в том числе и на каторжные работы (при Иване Грозном местами ссылки чаще всего служили Урал и другие окраины европейской России; первая ссылка в Сибирь считается делом рук Бориса Годунова, который отправил в Пелымский острог жителей города Углича в связи с убийством царевича Дмитрия).

В отношении каторжан одновременно применялись и телесные наказания — к примеру, битье кнутами или палками, «резание носов» — удаление крыльев носа раскаленными или холодными щипцами.

Наказанием за тяжкие уголовные и политические преступления была смертная казнь. Перечень преступлений, караемых смертью, постепенно расширялся предшественниками Ивана Грозного. К примеру, в конце XIV века смертная казнь предусматривалась за кражу, совершенную в третий раз, но не за убийство.

Читайте также:  Зачем русские хранили остриженные при крещении волосы всю жизнь

Судебник Ивана III (1497 год) вводил смертную казнь за некоторые виды убийства, разбой, измену, религиозные преступления. Судебник Ивана Грозного сделал смертную казнь одним из самых частых видов наказания.

К примеру, при наличии признания обвиняемого, смертью могла караться первая кража («…и скажет на собя сам, ино его казнить смертною казнию»). Отдельные царские указы предписывали казнить за разбой, государственную измену, учинение мятежа, подделку монет.

Причем казнь должна была осуществляться публично и сопровождаться пытками.

Кровь каких народов текла в Иване Грозном Посаженные на кол

В царствование Ивана Грозного в России применялись и тривиальные наказания — как например отрубание головы или повешение (за шею, ноги или ребро). Однако эту эпоху принято связывать и с особенно жестокими видами казни.

Считается, к примеру, что одним из излюбленных методов казни в те времена было посажение на кол — одно из самых мучительных наказаний: искусство палача состояло в том, чтобы не повредить в процессе жизненно важных органов, и не избавить ненароком осужденного от страданий.

Действительно, такое наказание встречалось в XVI веке относительно часто, однако едва ли Иван Грозный отдавал ему специальное предпочтение перед другими видами казни.

Более распространенной формой государственного воздаяния за политические преступление было четвертование — расчленение тела преступника с помощью топора.

Если осужденный заслужил к себе гуманное отношение государя, то сперва он лишался головы и только потом — рук и ног. В ином случае казнь осуществлялась в обратной последовательности.

Четвертование с помощью лошадей в России не практиковалось.

Вопреки расхожему мнению, при Иване Грозном не практиковалось колесование — переламывание костей с помощью колеса или привязывание к колесу и переламывание конечностей с помощью лома.

Этот вид казни, известный еще с Античности, вновь распространился в Западной Европе в XVII веке, а в России первое упоминание о нем относится к 1696 году.

Впоследствии колесование широко применялось при Петре I.

Кровь каких народов текла в Иване Грозном Колесование

Однако Иван Грозный запомнился и тем, что лично определял для осужденных вид казни, часто не предусмотренный устоявшейся практикой тех времен.

Дошли сведения о попеременном обливании приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивании вверх ногами и последующем рассечении на части; утоплении в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян).

Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570−71 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.

Ивану Грозному приписывают изобретение заживо варить в котлах подозреваемых в измене.

Существуют сведения, что после массовых казней Иван Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову.

Впрочем, ему же приписывают такое изречение: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!»

Кровь каких народов текла в Иване Грозном Четвертование топором

Другие примеры изобретательности царя дошли до нас в качестве единичных случаев, своеобразных исторических анекдотов.

Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску.

Опричник Иван Реутов, отрезавший кусок, ставший для Висковатого последним, был обвинен царем в попытке смягчить страдания осужденного. Реутова Иван Грозный тоже приказал казнить, но тот умер от чумы, не дожив до исполнения приговора.

Известны и другие подобные истории: прибивание шапки к голове посла, не успевшего ее снять; своеобразное четвертование дьяка, принявшего взятку в виде жареного гуся, начиненного деньгами; повешение дворянина по фамилии Овцын на одной перекладине с овцой; зашивание осужденного в медвежью шкуру и последующая травля собаками — этой казни подвергся, в частности, новгородский епископ Леонид. О непростых отношениях царя с церковью и ее служителями известно немало. В частности, Ивану Грозному приписывается приказ привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать: чтобы сразу отправились на небеса, как ангелы. И несмотря на то, что подобные процедуры при преемниках Ивана IV не прижились, многие заложенные при нем принципы легли в основу судебно-дознавательной системы, существовавшей в России и в куда более просвещенные времена.

Источник: https://diletant.media/articles/36261828/

Опричина жестокости. Казни и пытки эпохи Ивана Грозного

Кровь каких народов текла в Иване Грозном

Большинство правителей России были жестокими, так или иначе. Среди них можно выделить уникальных по жестокости личностей. Вот, Иван Грозный любил казни и всячески их пропагандировал. Последний настоящий царь Рюриковичей, в котором текла кровь императоров Византии и татарских ханов, громко хлопнул дверью истории.

Царь не был ленивым и равнодушным, он лично определял наказания для осужденных, часто самые невероятные.

Есть сведения, что по его приказам людей наказывали с особой жестокость, например, при нем практиковалось попеременном обливании приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивании вверх ногами и последующем рассечении на части; утоплении в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян). Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570-71 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.

Кровь каких народов текла в Иване Грозном

Ивану Грозному приписывают изобретение заживо варить в котлах подозреваемых в измене.

Есть свидетельства, что после массовых казней Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Впрочем, ему же приписывают такое изречение: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!»

Другие примеры изобретательности царя дошли до нас в качестве единичных случаев, своеобразных исторических анекдотов.

Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску.

Опричник Иван Реутов, отрезавший кусок, ставший для Висковатого последним, был обвинен царем в попытке смягчить страдания осужденного. Реутова Иван Грозный тоже приказал казнить, но тот умер от чумы, не дожив до исполнения приговора.

Кровь каких народов текла в Иване Грозном

Известны и другие подобные истории: прибивание шапки к голове посла, не успевшего ее снять; своеобразное четвертование дьяка, принявшего взятку в виде жареного гуся, начиненного деньгами; повешение дворянина по фамилии Овцын на одной перекладине с овцой; зашивание осужденного в медвежью шкуру и последующая травля собаками — этой казни подвергся, в частности, новгородский епископ Леонид. О непростых отношениях царя с церковью и ее служителями известно немало. В частности, Ивану Грозному приписывается приказ привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать: чтобы сразу отправились на небеса, как ангелы. И несмотря на то, что подобные процедуры при преемниках Ивана IV не прижились, многие заложенные при нем принципы легли в основу судебно-дознавательной системы, существовавшей в России и в куда более просвещенные времена.

В целом, во время царствования Ивана Грозного в России применялись и тривиальные наказания — как например отрубание головы или повешение (за шею, ноги или ребро). Однако эту эпоху принято связывать и с особенно жестокими видами казни.

Считается, к примеру, что одним из излюбленных методов казни в те времена было посажение на кол — одно из самых мучительных наказаний: искусство палача состояло в том, чтобы не повредить в процессе жизненно важных органов, и не избавить ненароком осужденного от страданий.

Действительно, такое наказание встречалось в XVI веке относительно часто, однако едва ли Иван Грозный отдавал ему специальное предпочтение перед другими видами казни.

Судебник Ивана Грозного сделал смертную казнь одним из самых частых видов наказания. К примеру, при наличии признания обвиняемого, смертью могла караться первая кража («…

и скажет на собя сам, ино его казнить смертною казнию»). Отдельные царские указы предписывали казнить за разбой, государственную измену, учинение мятежа, подделку монет.

Причем казнь должна была осуществляться публично и сопровождаться пытками.

Безусловно, многие истязания и наказания были придуманы для шпионов и политических преступников. Нужно было эффективно получать от людей признание. Некоторые русские поговорки восходят к тем темным эпохам в истории человечества, позволяющие узнать, какими еще способами можно было получить признание.

К примеру, выражение «подлинная правда» происходит от процедуры битья допрашиваемого просмоленным кнутом-подлинником. Выражения «рассказать подноготную» и «в ногах правды нет», также отсылающие к пыткам, восходят, скорее всего, ко временам более давним.

Впрочем, нет оснований полагать, что запускание игл или гвоздей под ногти рук и ног не практиковалось и во времена Ивана IV.

Более распространенной формой государственного воздаяния за политические преступление было четвертование — расчленение тела преступника с помощью топора.

Если осужденный заслужил к себе гуманное отношение государя, то сперва он лишался головы и только потом — рук и ног. В ином случае казнь осуществлялась в обратной последовательности.

Четвертование с помощью лошадей в России не практиковалось.

Вопреки расхожему мнению, при Иване Грозном не практиковалось колесование — переламывание костей с помощью колеса или привязывание к колесу и переламывание конечностей с помощью лома.

Этот вид казни, известный еще с Античности, вновь распространился в Западной Европе в XVII веке, а в России первое упоминание о нем относится к 1696 году.

Впоследствии колесование широко применялось при Петре I.

Вот такие они — жестокие и беспощадные годы. Сейчас человеческая жизнь тоже не сильно ценится, но все-таки стало жить намного лучше.

Источник: http://denis-balin.livejournal.com/3688973.html

Источник: https://www.livejournal.com/media/143290.html

Какая была национальность у Ивана Грозного

Кровь каких народов текла в Иване Грозном

Знал ли Иван Грозный, что он русский? Устойчивая вера в то, что Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, всячески дистанцировался от принадлежности к русской нации, была внедрена в умы широкой общественности российскими и иноземными историографами. А что думал на этот счет сам первый царь всея Руси? Какая национальность у Ивана Грозного?

Иван IV – чистокровный немец

Все сторонники «немецкого» происхождения Ивана Грозного относились в своих письменных исследованиях к царю с нескрываемой антипатией, что уже говорить об их пристрастности в суждениях. По мнению этих историков, самодержец глубоко презирал русский народ.

В воспоминаниях английского дипломата Джайлса Флетчера, приезжавшего в Москву, когда на Руси царствовал уже Федор Иоаннович, есть указания на свидетельства земляков англичанина, которые на тот момент постоянно жили в российской столице. Якобы Иван Васильевич в своих разговорах постоянно напоминал о своем нерусском происхождении и говорил о предках-германцах.

Флетчеру вторит другой иноземец, выходец из Саксонии Ганс Шлитте, направленный в 1547 году Иваном Грозным в Европу для набора за границей мастеровых людей.

Саксонец утверждает, что от имени и по поручению Грозного составлял обращение тогдашнему римскому императору Карлу V.

И в письме этом есть упоминание о родстве кровей русского народа и римлян – якобы и те, и другие произошли от германцев.

Отметился в теме немецких корней у Ивана IV и российский историограф Николай Карамзин. Он писал, что царь удивительно мягко относился к ливонским пленникам, многое им дозволял и «славился своим германским происхождением». У Карамзина есть еще несколько отсылок к документам, в которых авторы сообщают, что Иван Грозный любил подчеркивать свою принадлежность к немцам.

Но все эти письменные свидетельства – записи с чужих слов, собственные умозаключения авторов, а какого же мнения по поводу принадлежности к той или иной нации придерживался сам Иван IV?

Мы — российский народ

Кровь каких народов текла в Иване ГрозномЕсли внимательно изучить переписку Ивана Грозного со своими многочисленными зарубежными корреспондентами, начиная от предателя Андрея Курбского и заканчивая английской королевой Елизаветой I, сразу обращаешь внимание на то, как настойчиво первый царь всея Руси отстаивает интересы своего государства (порой достаточно жестко и не стесняясь в выражениях). Патриотический настрой чувствуется в каждом письме. Заметно, что государь для своего времени очень начитан и набожен, хорошо знает Священное Писание.

Польский протестант пастор Ян Рокита в 1570 году встречался с Иваном Грозным и в беседе с российским самодержцем приводил доводы в пользу своей веры, которую хотел распространять среди православных на Руси.

Грозный Рокиту внимательно выслушал и пообещал дать пастору свои письменные соображения на этот счет. И дал.

Подробнейший царский ответ, опровергающий протестантские догматы и защищающий православие, –уникальный документ эпохи, изобилующий отсылками к Священному Писанию, контраргументами, метафорами и аналогиями, — интересен сам по себе.

В последних строках есть четкое обозначение того, к какому народу Иван IV себя относит: «Прилежно молим, чтобы нас, российский народ, сохранил от тьмы вашего неверия». Этноним «русский» как обозначение народа начал широко употребляться только в XIX веке, «российским» в своих работах его называл даже Ломоносов.

Читайте также:  В каких случаях священник отказывал в венчании хантам

Иван IV в этом высказывании не допускает двусмысленного толкования своей принадлежности к какой-либо другой нации. То есть к немцам русский царь себя не причислял. Во всяком случае, в авторских письменных документах, по которым можно судить о мировоззрении Ивана Грозного.

Источник: http://pania.ru/2018/11/18/kakaya-natsionalnost-byla-u-ivana-groznogo/

Какая кровь текла в жилах Ивана Грозного

Кровь каких народов текла в Иване Грозном Новости

25 августа 1530 года, в подмосковном Коломенском, великая княгиня Московская Елена родила первенца Ивана – будущего Ивана IV (Грозного). Этому счастливому событию предшествовало множество волнений.

Сначала великий князь был женат на на Соломонии Сабуровой – девушке, происходящей из боярского рода, но не из боярской семьи. После двадцати лет брака Соломония была сослана в монастырь за бездетность, а великий князь женился вторично на Елене Глинской, дочери литовского князя и сербской дворянки.

Однако прошло ещё четыре года, а наследника всё не было. При дворе великого князя ползли сплетни о бездетности самого Василия III, который был к тому же стар и болен. Шептались также о фаворите царицы — женатом боярине Иване Фёдоровиче Овчине-Телепнёве-Оболенском. Это был отважный и талантливый воевода, участник многих сражений.

Как бы то ни было, через пять лет брака Елена родила Ивана, а позже Юрия. Мамкой – няней юного Ивана IV стала сестра фаворита.

Всего через три года после рождения первенца Василий III умер от нарыва на бедре. Современные исследователи предполагают, что это был рак.

Властный характер

Рыжеволосая Глинская обладала сильным и властным характером, она была воспитана отнюдь не в старорусских традициях.

Разумеется, молодая княгиня с такими наклонностями не испытывала прилива энтузиазма при мысли угодить в монастырь, как её предшественница.

Шансы на воспроизводство наследника от Василия III были символические, счёт шёл на месяцы. Логично предположить, что Елена использовала все шансы, чтобы остаться у власти.

После смерти Василия III фактически был совершён переворот, все государственные вопросы решались лично регентшей вкупе с фаворитом. Были схвачены и умерли в тюрьме от голода два брата Василия III, а также другие великие бояре, недовольные сложившейся ситуацией. Елена сгноила в тюрьме собственного дядю, пытавшегося её вразумить.

Известно, сколько крови пролил сын Елены Иван Грозный. И у него, и у его матери в характере присутствовала потребность во власти, оба были крайне жёсткими. Что это – случайность рождения, просчёты воспитания? Не факт, что предками Грозного были Рюриковичи. Но совершенно точно его предком был темник (не хан) Мамай, разбитый русскими на Куликовом поле.

Родоначальник Глинских

Эпицентр активности Великой Степи в какой-то момент переместился на запад. Орда раскололась на несколько улусов, принадлежащих потомкам сыновей Чингиса. В Улусе Джучи со столицей Сарай на Волге царил беспорядок и братоубийство – потомки-чингизиды резались за власть.

Прежний закон – Яса, был заменен на ислам. Среди монголов было распространено христианство несторианского толка, многие бежали на Русь и принимали православие. Власть нередко захватывали темники, которые держали при себе для внешней законности хана-чингизида.

Одним из таких темников был Мамай, и ему приходилось настолько туго, что он искал спонсоров везде, где только возможно.

Положение осложнялось тем, что он не только не был чингизидом, а являлся потомком того самого вождя кыят-чжурки Сэче-Бики, казненного Чингис-ханом, а следовательно, являлся кровным врагом законной власти.

А монголы помнили эти старые счеты и не стремились примкнуть к явному узурпатору.

Мамай нашёл источник поддержки в лице генуэзцев, которым принадлежало несколько городов Крыма, в том числе богатая Кафа (Феодосия): крупнейшая крепость и центр работорговли.

Надо сказать, что законные ханы не особенно любили пронырливых итальянцев. За тридцать лет до описываемых событий, в период правления хана Джанибека, в Орде случился голод, а генуэзцы за гроши скупали у своих союзников–татар детей и продавали их в рабство.

Джанибек был донельзя возмущён таким недружественным поведением, осадил Кафу, но взять мощную крепость не мог.

А в его собственном войске началась чума, и тогда Джанибек приказал перекинуть катапультой через крепостную стену труп человека, умершего от чумы.

В Кафе началась эпидемия, генуэзцы бросились на корабли с целью вернуться в Италию и спастись, но в результате разнесли чуму по всей Европе.

Так вот с этими людьми и «подружился» Мамай. А у генуэзцев была давняя мечта: проникнуть на русский Север и обогатиться за счёт прямой скупки пушнины. Дальше Москвы их не пускали, зато давали землю и стимулировали на развитие княжества. Русские называли генуэзцев «фряги». Подмосковные посёлки Фрязино, Фрязево – их бывшие владения.

Не имея возможности сменить московскую власть, «фряги» принялись действовать через Мамая и его окружение. Фактически купили эту неустойчивую ордынскую структуру. Их требование было — война с Москвой. Орде это было совершенно неинтересно, поэтому Мамай запретил подвластному улусу сеять хлеб: чтобы избежать голода, татарам пришлось идти воевать.

Все знают, чем закончилась Куликовская битва. Можно упомянуть, что отряд генуэзской латной пехоты добавил русичам хлопот, однако был сметён вылетевшим из дубравы засадным полком. Темник Мамай бежал в Кафу, рассчитывая получить новую помощь, но неудачливый авантюрист был убит собственными союзниками, полностью истощив их терпение и ресурсы.

У темника Мамая был сын, тоже Мамай, и он бежал в Литву, где в течение пятнадцати лет вёл довольно жалкое существование. Затем произошла битва на Ворскле, которую Великий князь литовский Витовт проиграл, был ранен и бежал лесами.

Проводником ему служил именно этот Мамай-младший, он оценил предоставленный ему шанс и водил отряд Витовта по лесам и болотам, пока князь Литвы не пообещал ему земли и дворянство.

Таким образом, Мамай получил во владение урочище Глину и стал родоначальником князей Глинских, чьим потомком и был царь и великий князь Иван Васильевич.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/kakaia-krov-tekla-v-jilah-ivana-groznogo-5ba08ba25e8a9300aa9be455?from=channel

Больше новостей

Источник: https://newseum.ru/novosti/kakaya-krov-tekla-v-zhilah-ivana-groznogo/full/

Самые дикие выходки Ивана Грозного, признанного акциониста

Иван Грозный не просто любил пытки и казни. Он имел сильную склонность устраивать из них настоящий перформанс, этакий «акт публичного искусства». Возможно, дело во врождённой жестокости, возможно, правитель и впрямь чувствовал вдохновение, карая неугодных, как Нерон, в восторженном порыве сжигающий свой Рим.

Фактрум рассказывает читателю о самых зрелищных актах насилия, которые источники приписывают царю Ивану Васильевичу Рюриковичу.

Кровь каких народов текла в Иване ГрозномИван Грозный

Взойдя на престол, царь Иван Грозный окружил себя людьми, разделявшими его любовь к насилию. В частности, он создал войско опричников, которые мучили и казнили людей по его приказу. Царь считал пытки и другие проявления насилия этаким развлечением, которому и он, и его окружение предавались с большим удовольствием.

Чаще всего жертвами немилости царя становились бояре и их семьи. Заподозренного в измене человека выводили на площадь пред светлые очи царя и собравшейся толпы, приковывали к чану с водой, а после котёл ставили на огонь, медленно варя человека заживо.

После казни боярина опричники казнили и всю семью «провинившегося». Чтобы удовлетворить свою жажду крови, царь изменил множество законов о наказаниях, заменив штрафы или ссылки за малейшие провинности на смертный приговор.

Особенно частой в то время была казнь путём сажания преступника на длинный кол на центральной площади города.

На проведение казней царь зачастую собирал толпы людей, чтобы они были свидетелями «вершения справедливости» и разнесли новость о ней по городам и весям в назидание будущим преступникам. Кроме того, на казни царь часто брал своего сына Ивана и заставлял смотреть мальчика на то, как страдают люди.

Многие очевидцы зверств утверждали, что царь пребывал в экстазе от увиденного. Во время погрома в Новгороде царь вместе с сыном и своим войском отбирали из толпы несколько сотен, а то и тысяч человек и пытали их, а потом убивали.

Людей поджигали при помощи специальной смеси, а после, ещё живых, бросали в ледяную реку, где они и умирали.

Расправы над известными людьми

Иван Грозный был большим любителем псовой охоты. Перенёс он эту любовь и на проводимые им лично казни. Особой «чести» быть замученным царём удостоился епископ из Новгорода Леонид. Царь приказал зашить его в шкуру медведя, а после спустил на епископа голодных разъярённых псов, которые мигом порвали шкуру и загрызли несчастного.

Не лучше дела обстояли с теми, кто пытался донести до царя несправедливость его приговоров и обвинений. Дипломат Иван Висковатый попытался объяснить Ивану Грозному, что тот поступил нечестно по отношению к группе бояр, и поплатился за это. Ивана Висковатого привязали к столбу, а затем приближённые царя отрезали от его тела по кусочку, пока бедняга не скончался от потери крови.

Об одной из казней даже рассказывалось в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Из-за разногласий в вопросах политики царь велел привязать воеводу и посла в Крымское ханство Голохвастова к большой бочке, заполненной порохом, которую потом взорвали.

От немилости Ивана Грозного не спасало и особое положение при дворе. Официальный поставщик ядов и врач Елисей Бомелия в один не прекрасный для него момент стал не нужен царю и подвергся жутким пыткам.

Его привязали к дыбе, вывернув тем самым суставы рук и ног, а после, удерживая в таком положении, подожгли.

Спустя некоторое время Елисея отвязали от дыбы и кинули в тюремную камеру, где он скончался в страшных муках.

Убийства членов собственной семьи

Официально Иван Грозный был женат четыре раза. Те его жёны, которые не умирали собственной смертью, были или сосланы в монастырь, или убиты им же. Когда царь взял в жёны Марию Долгорукую, то после первой же ночи усомнился в её невинности и повелел утопить девушку в дворцовом пруду.

Но, пожалуй, самым из ряда вон выходящим поступком стало убийство Иваном Грозным собственного сына. В пылу ссоры по поводу войны с Литвой царь схватил свой тяжёлый железный посох и стал избивать сына. Он нанёс ему несколько десятков ударов по плечам и голове. Роковым для наследника стал удар в висок, после этого он несколько дней пробыл без сознания в агонии и в конце концов умер.

Источник: https://www.factroom.ru/istoriya/samye-dikie-vyhodki-ivana-groznogo-priznannogo-akcionista

Как англичане потихоньку травили русского царя с помощью лекаря. (2 часть)

Уже в 16 веке в Европе выходило множество брошюр для всякого безмозглого обывателя. Там писалось, что русский царь — пьяница и развратник, а все его подданные — такие же дикие уроды.

А в наставлениях послам указывалось, что царь трезвенник, неприятно умен, пьяных не выносит категорически, и даже запретил распитие алкоголя в Москве, в результате чего «нажраться» можно только за городом, в так называемых «наливках» (месте, где наливают). Источник — исследование «Иван Грозный» Казимира Валишевского, Франция.

Теперь угадайте- какая из двух версий излагается в учебниках?Вообще, наши учебники исходят из принципа, все, что говорится про Россию мерзостного — это правда. Все, что говорится хорошего или вразумительного — это ложь. Один пример. В 1569 году Грозный приехал в Hовгород, имевший примерно 40000 населения. Там бушевала эпидемия, а так же пахло бунтом.

По результатам пребывания государя полностью сохранившиеся в синодиках поминальные списки отмечают 2800 умерших. А вот Джером Горсей в «Записках о России» указывает, что опричники вырезали в Hовгороде 700000 (семьсот тысяч) человек.

Угадайте, какая из двух цифр считается исторически достоверной?Взгляните на карту Речи Посполитой в 1387 году при Ягелло и отметьте про себя восточную границу по отношению к Москве, я уже не говорю о южной границе. http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Pola … a_1387.PNG — Смотрите и постигайте величие царя Ивана Четвётрого, которого евреи окрестили Грозным, и ещё в советское время всячески насмехались над ним. Сначала Эйзенштейн показал его самодуром, затем Леонид Гайдай просто обсмеял его вместе с криптоеврейским писателем Михаилом Булгаговым в кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию».Кровь каких народов текла в Иване ГрозномИ как вы знаете ещё до этого,Иван Четвёртый был публично оклеветан и показан сумасшедшим, убивающим своего собственного сына, еврейским художником Ильёй Ефимовичем Репиным, что является публичным актом клеветы и лжесвидетельствования. А евреи администрации Третьяковской галереи держат этот гнусную карикатуру и клевету на основателя руского государства и спасителя русской нации, который спас руссов от ужасной судьбы пруссов, держат ну прямо на центральном месте Третьяковской галереии, что бы всем бросалось в глаза: мрак, кровь по всей картине и безумные глаза по центру — Псих! Я помню, какое страшное впечатление произвела на меня эта картина, когда нас ещё в 3-ем классе водили в Третьяковку. С тех пор у меня вся русская история имела оттенок этой картины. — Не знает русский народ своей истинной истории, оттого и в беде Русь. Читайте эту книгу Манягина «Апология грозного царя» и смотрите видео по этой книге Манягина «Страж Православия».И ещё раз запомните ключ к пониманию названий великих личностей в истории — это евреи дают характеристики деятелям: «Великий», «Грозный», «Кровавый», — это всё в отношении евреев, — гойское быдло тут вообще никто ни о чём мнения не спрашивает.Некоторое исторические данные:В 1113 году в Киеве произошёл еврейский погром. Люди выведенные из себя жидовскими “национальными особенностями”: плутовством, обманами и гешефтами, вышвырнули эту нечисть с русских земель. “Киевляне, будучи раздражены евреями за подрыв и плутни в торговле, обдирательство и тайные сношения с греками, бросились на них с остервенением, неся повсюду убийство и грабёж” — пишет литовский историк Осип Ярошевич (1793-1860 гг).В Московский период, в XV-XVI веках правительство относилось к евреям весьма враждебно. Известно, что, взяв Полоцк в 1563 году, Иван IV Грозный (1547-1584 гг) издал распоряжение относительно полоцких евреев: “Согласных креститься — крестить, а несогласных утопить в реке Полотье”.Евреям не позволяли даже появляться в Московской Руси на самое короткое время. И мы видим, что польский король Сигизмунд I выпрашивает у Ивана Грозного разрешение евреям появляться в Москве по челобитным делам. А на выпрашивание того же короля разрешения предоставить жидовским купцам права торговать Иван IV отвечал вот что: “Мы к тебе уже не раз писали о диких делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья к нам привозили и пакости многим нашим людям делали, так тебе бы, брату нашему, не годилось и писать о них, слыша их такие злые дела”.Конечно Иван IV был деспотичным и жестоким правителем, отрицать это было бы нелепо. Но он не был каким-то выдающимся исключением. Все рассказы о его невероятной жестокости лишены всякой основы.

Читайте также:  Алексей адашев: кем на самом деле был постельничий ивана iv

За эпоху его правления было казнено 3-4 тысячи человек. А во время так называемой Варфоломеевской ночи (в ней активно участвовал король Франции Карл IX, отстреливая еретиков из аркебузы, стоя на балконе) 23 августа 1572 года было убито более 3 тысяч гугенотов (протестантов). За что? Да за то, что они осмелились выбрать немного иной путь в христианстве. Получается, что всего за одну ночь в самой “цивилизованной” европейской стране было уничтожено примерно столько же людей, сколько за ВСЁ время “террора” Ивана Грозного. Добавим, что тогда во Франции от внутрихристианских разборок в течение двух недель погибло около 30 тысяч протестантов.

Западные современники Ивана Грозного — английский король Генрих VIII, испанский король Карл V и другие, несмотря на то, что они повинны в смерти десятков, если не сотен тысяч неповинных людей, являются исключительно высоко почитаемыми историческими деятелями.

В то же время Иван IV почему-то считается одним из величайших злодеев в истории человечества. Интересный результат социального зомбирования.

По общепризнанным в науке данным, христиане сожгли на кострах ДВЕННАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ человек. И ведь далеко не худших жгли.

Стоит ли чего-нибудь один распятый перед многими тысячами замученных и сожженных во славу Его? Достаточно вспомнить хотя бы Джордано Бруно, последователя великого Коперника, которого христиане сожгли в Риме в 1600 году за то, что он утверждал, что Земля круглая и что она вертится вокруг Солнца.

Возможно, не последнюю роль в решении о сожжении Джордано Бруно сыграло его высказывание: 

“Евреи представляют собой племя, разносящее столь сильную заразу, нравственно столь прокаженное и опасное, что заслуживают, чтобы их уничтожали еще до рождения. Евреи — народ всегда неизменный, раболепный, безчестный, обособленный, замкнутый, избегающий сношения с прочими народами, которых он преследует зверским презрением, навлекая на себя этим самым совершенно заслуженное презрение с их стороны”.Перед этим “добрые” христиане продержали Бруно в застенках инквизиции 8 лет, подвергая всевозможным воздействиям, “леча” его заблудшую бедную душу. Но он не отступил ни на шаг, а также то достоинство, с которым он встретил смерть просто восхищает!

“Вы произносите этот приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю”, — заявил он своим христианским палачам. 

Перед примерами такого мужества смерть Христа-”спасателя” на кресте выглядит нелепо.

А СЫНА-ТО ГРОЗНЫЙ НЕ УБИВАЛ!Увидев в 1885 году в Санкт-Петербурге на выставке новую картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая потом стала известна под упрощенным названием «Иван Грозный убивает своего сына», обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущен ее сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический».Действительно, факт убийства царем Иоанном Васильевичем Грозным своего сына царевича Иоанна до недавнего времени казался бесспорным, ведь он нашел отражение даже в школьных учебниках, как одно из свидетельств о якобы существовавшей жестокости Русского Православного Самодержавия. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство.Но что же сообщают документы?

В Московском летописце за 7090 (1581 .- Н.Ш.) год написано: «…преставися царевич Иоанн Иоаннович».

Пискаревский летописец указывает более подробно: «… в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича».

В Новгородской четвертой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе…»

Морозовская летопись констатирует: «… не стало царевича Иоанна Иоанновича».Как видим, об убийстве ни слова.

Что же касается фактов, свидетельствующих о смерти царевича Иоанна от отравления, то они вполне обоснованны.

В.В.Манягин в книге «Вождь Воинствующей Церкви» (2003) пишет: «По поводу болезни можно сказать определенно — это было отравление сулемой.

Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма».

«В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля, — пишет Манягин, — были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского.

При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного.

Ученые обнаружили, что содержание мышьяка примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.

Некоторые историки пытались утверждать, что это вовсе не отравление, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено.

После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления той же сулемой матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году).

Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей (см.: Коробов П. «Царская усыпальница». — «Независимая газета», 2000, 26 апреля).

Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен (см. «Итоги», No 37(327), 2002, 17 сентября, с.38-39). Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму.

Таким образом, советская историческая наука опровергает версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына».МИФ О СЫНОУБИЙСТВЕ СОЗДАН ИНОСТРАНЦАМИ.

Кто же автор клеветы на Ивана Грозного? Имена этого сочинителя и его последователей известны.

Их вымыслы — лишь звенья в цепи лживых измышлений о нашем великом прошлом.

Митрополит Иоанн считал, что «решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений «исторической науки» оказали свидетельства иностранцев».

О том же говорил и выдающийся исследователь древности Сергей Парамонов в книге «Откуда ты, Русь?», которую он издал под псевдонимом Сергей Лесной:

«Нашу историю писали немцы, которые вообще не знали или плохо знали русский язык».Примером того являются лживая норманнская теория, миф о призвании варягов и прочие мифы. На то, что авторами трудов по русской истории являлись иноземцы, указывал и советский академик Б.А.Рыбаков. Он, в частности, писал: «Во времена бироновщины, когда отстаивать русское начало в чём бы то ни было оказалось очень трудно, в Петербурге, в среде приглашённых из немецких княжеств учёных, родилась идея заимствования государственности славянами у северогерманских племён. Славяне IХ-Х веков были признаны «живущими звериньским образом» (выражение норманнистов), а строителями и создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов-норманнов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державших в страхе Северную Европу. Так, под пером Зигфрида Байера, Герарда Миллера и Августа Шлёцера родилась идея норманнизма, которую часто называют норманнской теорией, хотя вся сумма норманнистических высказываний за 2 столетия не даёт права на наименование норманнизма не только теорией, но даже гипотезой, так как здесь нет ни анализа источников, ни обзора всех известных фактов…»

Казалось бы, речь идёт об эпохе, не относящейся к теме. Но если не понимать стремление Запада исказить правду о нашем великом прошлом, трудно поверить и в то, что написанное об Иоанне Грозном иноземцами – обычная ложь. Можно привести тысячи примеров извращения истории нашего государства западными историками. Но особенно злостным нападкам подверглась эпоха Грозного.

«С «лёгкой руки» Карамзина стало признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху чёрной краской, – писал митрополит Иоанн.

– Даже самые консервативные историки-марксисты считали своим долгом отдать дань русофобской риторике, говоря о «дикости», «свирепости», «невежестве», «терроре» как о само собой разумеющихся чертах эпохи».

Причём доказательствами якобы имевших место ужасов той эпохи для историков явились не свидетельства очевидцев, не архивные данные, не показания придворных, записанные и сохранённые архивами, а клеветнические измышления западных посланников. Миф о сыноубийстве и другие лживые мифы были необходимы не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся»ужасами инквизиции, что в России порядки не лучше.

«Начиная с Карамзина, – писал митрополит Иоанн, – русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости», и творческое «наследие» таких, как Штаден и Поссевин, долгое время воспринималось в качестве свидетельства о жизни и нравах русского Народа…»

То же самое говорит и А. Гулевич в книге «Царская власть и революция»: «Национальная история пишется обыкновенно друзьями. История России писалась её врагами».

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Источник: https://telemax-spb.livejournal.com/186106.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector