Кто на руси стал единственным королем

Короли Руси и некоторых сопредельных государств.id77December 24th, 2012Здравствуйте уважаемые! Сегодня хотел бы поднять такую неоднозначную тему, как Короли Руси, России и прилегающих к ней территорий. Неоднозначна она потому, что в нашем обществе титул «король» напрямую связан с католичеством и соответственно с получением короны и права самодержавия от Папы Римского. Даже сам термин на русском имеет основу от имени Карла Великого, первого императора Запада. Это не совсем верный посыл. Иначе как можно объяснить наличие титула короля в таких истинно православных государствах, как Сербия, Греция, Черногория или Румыния. Я уже не говорю об исламской Саудовской Аравии или буддийском Бутане.Просто так получилось, что на территории нашей бывшей 1/6 части суши больше были распространены титулы ханов, хаканов, конунгов, Великий князей, даже императоров, не говоря уже о титуле царя (сиречь цезаря, он же кесарь, он же кайзер в некоторых сопредельных государствах). Так что это больше культурная традиция, что королей у нас не было… ну, почти не было.

Кто на Руси стал единственным королем

Даниил ГалицкийИбо на самом деле существовал даже титул Короли Руси и в истории известны как минимум 3 правителей с этим титулом: известнейший правитель Галицко-Волынского княжества Даниил Галицкий, его внук Юрий I Львович и Юрий II Болеслав Тройденович. Если первый широко известен, о нем снято 4 фильма и написано не менее 15 книг и соответственно рассказывать о нем в рамках нашего поста смысла особого не имеет, то о двух других упомянуть следует. И кстати, королевич польский Владислав IV Ваза, появившейся в Москве в приснопамятное Смутное время именовал сам себя титулом царя, а не короля московского, посему в наш список не входит. Кстати, его царскую корону, так называемую Московитскую, Вы может лицезреть в Оружейной палате.

Кто на Руси стал единственным королем

Портрет Сигизмунда III Вазы в Московитской коронеНу, так вот, возвращаясь к нашим…баранам… королям Руси. Юрий, он же Георгий был единственным сыном любимого отпрыска Даниила Галицкого Льва и венгерской принцессы Констанции. Отца его Льва Даниловича Галицкого, личность не вполне однозначную, но интересную вполне можно назвать достойным приемником славы своего отца. В честь него назван город Львов, он одержал славную победу над татарским темником Куремсой под Луцком (городом, который навсегда будет в моем сердце и душе), прикрепил к своей волости Закарпатье, претендовал на Краков и Киев. В общем, как не крути, правителем был сильным. Про Юрия Львовича, особенно в молодые годы, я сказать такое не могу.

Кто на Руси стал единственным королем

Галицко-Волынское княжествоМолодой человек рос в праздности и безделье и несколько завидовал славе своего великого деда и отца. Ему показалось, что его таланты не используют в полной мере. Поэтому, когда в 1288 году умер его двоюродный дядя, человек «большого ума и начитанности» князь Волынский Владимир-Иван Василькович, не оставивший после себя наследников, Юрий Львович посчитал, что это его шанс взять себе силой собственный удел и, не посоветовавшись не с кем, захватил часть Волынского княжества город Берестье (Брест). Его двоюродный дед, сын Даниила Галицкого Мстислав Даниилович, князь Луцкий, которому по наследству должно было перейти Волынское княжество, обратился ко Льву Даниловичу, своему племяннику с резонным вопросом: «Это вообще что такое?». Лев Данилович посетовал на самоуправство своего сына и отметил, что поддержки оказывать ему не будет. Посему Мстислав Данилович Луцкий двинул дружину к Берестью, а Юрий Львович был вынужден с «великим позором» бежать прочь, существенно пограбив город, а заодно Каменец и Бельск, находящиеся рядом. Скажем честно, деяния не особо героические, если не сказать обратного.

Кто на Руси стал единственным королем

реконструкция БерестьяПосле смерти отца в 1301 году он унаследовал его стол в Галиче, а после смерти Мстислава Даниловича и на Волыни, объединив эти 2 княжества, он стал последним сильным самостоятельным правителем Галицко-Волынского княжества. Ошибки молодости остались в прошлом. Юрий Львович поддерживал хорошие отношения и заключал союзы с Тевтонским орденом для сдерживания Великого княжества Литовского и Орды, и Мазовией против Польши, ведя разумную политику лавирования. Главным же его достижением стало то, что он добился от византийского императора Андроника II Палеолога и Константинопольского патриарха Афанасия I создания отдельной Галицкой (или по-другому Малорусской) митрополии. Образована она выделением Галицкой, Перемышльской, Владимирской, Туровской, Луцкой и Холмской епархий из митрополии всея Руси и возведением галичской епископской кафедры в ранг митрополичьей. Возможно от императора он галицко-волынский князь и смог получить титул «Короля Руси» и в документах стал именоваться Юрий I Львович Князь Галицкий и Волынский,2-й король Руси. Умер Юрий Львович в 1316 (по другим сведениям 1308 году).

Кто на Руси стал единственным королем

Юрий I ЛьвовичПоследний Король Руси любопытная личность. Хотя бы уже тем, что он вообще не Рюрикович, а Пяст. Отец его удельный князь черский и сохачевский Тройден І младший сын князя мазовецкого Болеслава II, женился на Марии Юрьевне, дочери упомянутого мной выше Юрия I Львовича. Когда в 1323 году оба сына оного Юрия Львовича Андрей и Лев то ли погибли в бою, то ли был отравлены, а сменивший их Владимир Львович вообще не был способен осуществлять управление государством, Болеслав Тройденович заявил свои претензии на Галицко-волынский стол. Для того чтобы стать князем ему пришлось принять православия и именоваться Юрием (Георгием). Сам себя в документах он именовал Юрием II, «дедичем» (наследником) королевства Руси, но в историю вошел под двойным именем Юрия-Болеслава Тройденовича.

Кто на Руси стал единственным королем

Юрий-Болеслав ТройденовичКак он правил, сколько он правил и кем именно он правил сейчас сказать трудно. Некоторые историки сходятся во мнении, что под его властью был только Галич или Владимир. Хотя другие говорят, что он был достаточно прогрессивным государем: урегулировал отношения с золотоордынскими ханами, признав свою зависимость от них и совершив в 1337 году совместный с монголами поход на Польшу. Поддерживая мир с Литвой и Тевтонским орденом, Юрий II имел плохие отношения с Венгрией и Польшей, которые готовили совместное наступление на Галицко-Волынское княжество. Во внутренней политике он способствовал развитию городов, предоставляя им Магдебургское право, активизировал международную торговлю и желал ограничить власть боярской верхушки. Для реализации своих планов Юрий II привлекал иностранных специалистов и помогал униатским процессам между православием и католицизмом. Именно эти активные его действия, в конце концов, вызвали недовольство бояр, которые и отравили его в 1340 году. А это уже факт. Смерть Юрия-Болеслава положила конец независимости Галицко-Волынского княжества. Начался период борьбы за эти земли, который завершился разделом княжества между его соседями. На Волыни князем был признан харизматичный Любарт-Дмитрий Гедиминович, сын литовского князя Гедимина, а в Галиции наместником волынского князя был знатный боярин Дмитрий Детько. Больше королей на Руси не было.

Кто на Руси стал единственным королем

Замок Любарта в ЛуцкеОднако было еще несколько интересных персонажей, которые носили (пусть и номинально) королевский титул в Литве.Великое княжество Литовское одно из самых интересных государственных образований на территории нашей бывшей некогда единой страны и его историей могут гордиться не только Литва и Россия, но и Украина с Белоруссией, Латвия, да и Польша. Гедиминовичи всегда считались у нас равными по знатности Рюриковичам. Тем не менее, как Вы можете понять из названия самого государства, его руководителем был не король, а Великий князь (не будем учитывать время Люблинской Унии 28 июня 1569 года, хотя и тут есть свои нюансы).

Кто на Руси стал единственным королем

Великое княжество ЛитовскоеТак то оно так, но нет правил без исключений. Первым королем Литвы был могучий Миндовг (Миндаугас) – легендарный и реальный одновременно первый правитель объединенной Литвы. Коронован как «король Литвы» он был в 1253 году, после принятия католичества. Второй король, это конечно Витовт (Витаутас) очень интересная личность, которые 14 раз менял веру от язычества в католичество, хитрый и разумный политик, серьезный воин, который получил от Папы Римского королевский венец, но не дожил до самой процедуры коронации буквально пару месяцев.

Кто на Руси стал единственным королем

Печать Витовта2 этих исторических лидера настолько интересны, что рассказ о них достоин если не отдельных книг, то уж отдельных постов однозначно, поэтому я и упомянул о них слегка. О третьем претенденте на корону Литвы остановимся чуть более подробно. Многие ли из Вас слышали о принце Вильгельме Карле Флорестане фон Урахе, графе фон Вюртемберге? Думаю, немногие. А между прочим 11 июля 1918 года Литовская Тариба (Парламент) приняла резолюцию, провозглашавшую Литву конституционной монархией и на роль монарха планировался именно этот сын Вырцембургского графа и монакской принцессы, неудачливый претендент на трон Албании и Лотарингии и генерал германской кайзеровской армии. Король должен был принять имя Минаугас II, править страной только в согласии с парламентом и министрами. Король должен был соблюдать конституцию, защищать независимость и территориальную целостность Литвы, должен быть веротерпимым, но сам обязан быть католиком (это было одно из основных требований при выборе короля). Королю нужно было выучить литовский язык, который стал официальным языком государства и при дворе. Кроме того, король должен был переехать в Литву со своей семьёй. Однако ничего не получилось. В Тарибе определенно перемудрили. Планировалось, что создание королевства во главе с германским принцем укрепит связи Литвы и Германии, которая станет покровителем новообразованного государства. Однако у кайзера Вильгельма были свои планы и посему под его нажимом уже в ноябре того же 1918 года Тариба денонсировала свою собственную резолюцию и Литва была объявлена республикой. Потенциальный король так ни разу и не ступил на землю своего возможного королевства. Впоследствии он претендовал на трон Монако, но и там потерпел поражение.Несостоявшийся литовский король Миндаугас II

Ну и напоследок надо упомянуть еще о 2 людях. Первый из них латышский поэт, романтик и мечтатель Улдрикис Капбергс, который самопровозгласил себя королем ливов, не признавая Латвийское государство. Второй – потенциальный король Украины. Да-да, и таковой тоже имелся.

И вовсе не нынешний сбежавший из дурдома своеоборазный мужчина, который в моменты психического обострения по делу и без дела старается с пеной у рта кричать о том, что он король (а сейчас даже вроде император) Украины Орест I.

Я говорю о более серьезном и любопытном персонаже, коего некоторые националистически настроенные украинские историки вспоминают с благоговением.

Знакомьтесь — Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, эрцгерцог Австро-Венгрии, младший сын адмирала Карла-Стефана Тешинского и Марии-Терезии Тоскано-Австрийской.

Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский на Первой Мировой войнеБудучи позитивно настроенным к украинскому народу и активно ратуя за его автономию в составе Австро-Венгерской империи, он все детство провел в Галиции. С детства изучал не только немецкий, но и украинский языки. Во время Первой мировой войны 18-летний принц был назначен командиром сотни 13-го уланского полка, где служили исключительно украинцы. В начале марта 1918 года он, уже в звании полковника, был назначен командиром так называемых «сечевых стрельцов». Стрельцы называли его Василием, и надели на него вышиванную рубашку, от чего он получил прозвище «Василий Вышиваный», под которым он и известен ныне на территории Украины. Дело в том, что Вильгельм писал стихи, в том числе и на украинском, подписывая их этим псевдонимом. Вот, например его стихотворение о Карпатах:Василь Вышиваный

  • О хмари, що в сторонирідні йдете,Гуцулів від мене вітайте -О птиці, що в гори напівдень пливете
  • З вітанням від них повертайте
Читайте также:  Считали двадцадками и другие неожиданные факты об айнах

Умер он от туберкулёза 18 августа 1948 года в Лукьяновской тюрьме в Киева, куда он попал после Второй мировой войны из Австрии как пособник ОУН (Организации украинских националистов). Вот так то.Приятного времени суток

Источник: https://id77.livejournal.com/93401.html

Как на Руси появился царь? — Православный журнал "Фома"

400 лет назад династия Романовых взошла на российский престол. На фоне этой памятной даты разгораются дискуссии о том, как царская власть повлияла на наше прошлое и есть ли ей место в нашем будущем. Но чтобы в этих дискуссиях был смысл, нужно понимать, как у правителей России появился царский титул и какую роль в этом сыграла Церковь.

Кто на Руси стал единственным королем

Царский титул — это не только словесное выражение очень высокой степени власти, но еще и сложная философия. Для России эту философию создала в основном Русская Церковь. Ей, в свою очередь, досталось богатое наследие греческих церквей, чья судьба протекала на землях Византийской империи. Царское звание было официально закреплено за московскими правителями в XVI веке. Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть». Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы — наследники».

Кто на Руси стал единственным королем

Символы царской власти: шапка Мономаха и держава

Древние пророчества

Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси.

Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»! Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор — пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии — попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны.

Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев.

В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации.

И все это — на протяжении каких-то полутора десятилетий. А затем, до начала XVI столетия, государь Иван III превратил крошево удельной Руси в Московское государство — огромное, сильное, небывалое по своему устройству. В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней.

После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям — Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю.

Первый погиб мученической смертью в IV веке, второй царствовал в конце IX — начале X столетия. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым».

Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.

С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему».

После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал — свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками (причастниками)… всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь.

Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно — размышляли в ту пору — милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили!

Предания о роде московских государей

Кто на Руси стал единственным королем

Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея.

На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. «Сказание» вошло в русские летописи и получило в Московском государстве большую популярность.

В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской.

Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия.

Простота сущая? Да. Неправдоподобно? Да. Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус — образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа — идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная.

Кто на Руси стал единственным королем

Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку (чашу?) самого императора Августа, «крест Животворящего Древа» и «порамницу царскую» (бармы).

Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя.

Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии».

В годы, когда Киевская Русь пребывала под рукой князя Владимира, Византией правил Алексей I Комнин, а Константин Мономах скончался еще в середине XI века. Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение.

Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле. И не настолько это важно.

https://www.youtube.com/watch?v=-HqRU6Fvj_0

Важнее другое: московский историософ XVI века перебрасывал «мостик царственности» из XII столетия в современность.

Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Превосходно! Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул. Идея царства, царской власти, медленно, но верно пускала корни в русской почве.

Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности.

(На фото — Иван III. Гравюра А. Теве из книги «Космография». 1575 г. Печать Ивана III. 1504 г.)

Зеркала Москвы

Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило.

Но Церковь мыслила на два-три шага дальше.

Ученые монахи-иосифляне (последователи преподобного Иосифа Волоцкого) первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе.

Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала.

Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше.

В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим».

  • Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк.
  • В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве…
  • Вот первая искра.

Большое же пламя вспыхнуло в переписке старца псковского Елеазарова монастыря Филофея с государем Василием III и дьяком Мисюрем Мунехиным. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима».

Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде.

Два прежних его центра — Рим и Константинополь («Второй Рим») пали из-за вероотступничества.

Филофей писал: «…все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя по пророческим книгам, то есть Ромейское царство, поскольку два рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».

Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях.

Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства.

Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры.

Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву!

Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю.

Венчание на царство

В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство.

Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому.

Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его.

Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей.

Кто на Руси стал единственным королем

Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра. XVI в.

Кто на Руси стал единственным королем

Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. 1672 г.

Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало.

Читайте также:  Россия, монголия или китай: где на самом деле была родина чингисхана

Политика соединялась с христианской мистикой — «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира.

Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз.

За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских — родни Ивана IV по матери.

Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.

Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году.

Мистика и политика

Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула.

Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки.

Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики.

Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания.

Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства!

Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому.

Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, — без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии.

Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь — роль главы собственной семьи, в перспективе же — светского главы всего православного мира.

Кто на Руси стал единственным королем

Икона «Москва­ — Третий Рим». 2011 г.

Кто на Руси стал единственным королем

печать Ивана Грозного. 1583 г.

Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха — на его образ жизни и даже на его образ мыслей. В течение нескольких лет молодой государь приносил Церкви покаяние за прежние свои грехи и «врастал» в свою великую роль. В середине 1550-х Иван Васильевич выглядел как человек, идеально ей соответствующий.

Страна в ту пору управлялась сложно и пестро. Каждая область имела собственные административные и правовые обычаи. «Церковная область», рассыпанная по всей державе, управлялась по особым законам и правилам. Служилая знать получала в «кормление» доходы от городов и областей, где ее представители по очереди, на сравнительно короткий срок, занимали управленческие должности.

Эти доходы распределялись неравномерно, — в зависимости от силы и слабости аристократических партий, способных продвинуть на кормление своих людей. Закон пошатнулся. Центральное управление не успевало за все нарастающим валом задач, возникавших на колоссальной территории.

Ведь размеры страны увеличились в несколько раз по сравнению с территорией, которую получил Иван III!

Стране требовались реформы. И после венчания государя наступает период, благоприятный для реформаторства.

У кормила власти стоят все те же аристократические кланы, но среди них нет первенствующей партии.

Иными словами, наступило примирение могущественнейших людей России, они договорились между собой о более или менее равномерном распределении власти.

Государь уже не являлся мальчишкой, которым нетрудно помыкать, теперь он мог выполнять роль арбитра и влиять на политический курс в желательном для себя направлении.

Формальное примирение между монархом и его недоброжелателями происходит в 1549 году: царь публично снимает с них вину за прежние злоупотребления.

На митрополичьей кафедре стоит человек государственного ума, великого милосердия и обширных знаний — святитель Макарий.

Как видно, ему удавалось направлять неистовую энергию молодого царя в доброе русло и не давать ей выхлестываться бурно, разрушительно.

В 1550-х годах реформы идут одна за другой, страна выходит из них преображенной.

Однако этого могло бы и не произойти, если бы в 1547 году молодой властитель московский не принял царский венец. А венчание не могло бы произойти, если бы наша Церковь не подготовила духовную почву для него. Правда состоит в том, что русское «священство» выпестовало и поставило на ноги русское «царство».

Источник: https://foma.ru/kak-na-rusi-poyavilsya-czar.html

Так кто же был первым королем Руси? — Альтернативная История

Так кто же был первым королем Руси? 7 сентября 2011 г. Верховна Рада Украины приняла Постановление «О праздновании 810-летия со дня рождения первого короля Руси-Украины Данилы Галицкого».

За это решение проголосовали 263 из 344 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале.

Как сообщается, в 2011 году исполнилось 810 лет со дня рождения Данила Галицкого — князя Галицко-Волынского, великого князя Киевского, «первого короля Руси-Украины» (с 1253 года

Кто на Руси стал единственным королем

Радует, что депутаты интересуются не только настоящим и будущим Украинского государства, но и ценят и помнят ее славное прошлое. Жаль, что помнят они не всю историю, а отдельные части.

Ведь при всем уважении к выдающегося и известного короля Русского королевства Данила, стоит заметить, что он не был первым князем Руси-Украины, которого короновал Папа Римский.

Первый король Руси-Украины был коронован на 180 лет раньше Данила и звали его Ярополк Изяславович. Кстати, еще один интересный факт — почти сразу после смерти был канонизирован православной церковью.

Кто такие «короли»

После распада Ойкумены (Римской империи), которая своими границами простиралась от Атлантического океана до берегов Черного моря и Карпатских гор, и от острова Великобритания до Египет и Ближнего Востока, на территории Европы начинается процесс становления национальных государств.

Хотя юридически до конца VIII века главой государственных образований продолжал считаться римский император (византийский базилевс), все больше реальной власти имели в своих руках местные племенные вожди, носившие титул dux (герцог или князь).

Постепенно влияние Византии на европейскую политику сошло к минимуму, а со времен правления Карла Великого (768-814 гг) происходит renovacio imperii («возрождения империи»).

25 декабря 800 года в Риме Папа Лев III короновал Карла императорской короной, с этого времени именно Папа Римский имел исключительное право предоставлять монархам титул rex. В славянской традиции он звучал как «король» — от имени первого коронованного Папой Римским монарха — Карла Великого.

Радует, что депутаты интересуются не только настоящим и будущим Украинского государства, но и ценят и помнят ее славное прошлое. Жаль, что помнят они не всю историю, а отдельные части.

Ведь при всем уважении к выдающегося и известного короля Русского королевства Данила, стоит заметить, что он не был первым князем Руси-Украины, которого короновал Папа Римский.

Первый король Руси-Украины был коронован на 180 лет раньше Данила и звали его Ярополк Изяславович. Кстати, еще один интересный факт — почти сразу после смерти был канонизирован православной церковью.

Кто такие «короли»

После распада Ойкумены (Римской империи), которая своими границами простиралась от Атлантического океана до берегов Черного моря и Карпатских гор, и от острова Великобритания до Египет и Ближнего Востока, на территории Европы начинается процесс становления национальных государств.

Хотя юридически до конца VIII века главой государственных образований продолжал считаться римский император (византийский базилевс), все больше реальной власти имели в своих руках местные племенные вожди, носившие титул dux (герцог или князь).

Постепенно влияние Византии на европейскую политику сошло к минимуму, а со времен правления Карла Великого (768-814 гг) происходит renovacio imperii («возрождения империи»).

25 декабря 800 года в Риме Папа Лев III короновал Карла императорской короной, с этого времени именно Папа Римский имел исключительное право предоставлять монархам титул rex. В славянской традиции он звучал как «король» — от имени первого коронованного Папой Римским монарха — Карла Великого.

Кто на Руси стал единственным королем

Карл I с папами Римскими Геласия I и Григорием I

Титул «король» имел значительно больший вес и значение в межгосударственных отношениях, чем «князь», «герцог» и другие, ведь подтверждал не только суверенный статус его обладателя как высшего представителя власти в стране, но и был символом «помазанника Божия», что освящался высшей властью христианской церкви.

С упадком Каролингской империи в IX веке образуются французские, итальянские и германские королевские государства. Обладатели большинства европейских стран также стремились получить от Папы Римского титул суверенного монарха — rex.

В XI веке в Восточной Европе возникают три новые христианские королевства — Польша, Чехия и Венгрия. Так, начиная с 955-го, среди венгров распространялось христианство.

В благодарность за это Папа Римский Сильвестр II прислал венгерском князю Иштвану И королевскую корону, и на Рождество 1000 был торжественно коронован. Через некоторое время, 1025 года, польскому князю Болеславу И также был присвоен титул короля.

При князе Бретиславе I и Чехия стала вассалом Священной Римской империи, а 1086-го его сын Вратислав II был коронован в Праге Трирским епископом Едильбертом.

Итак, все три западные соседи Киевской Руси стали королевствами, и проводя политику экспансии (особенно Венгрия и Польша), опирались не только на военную силу, а на титул «Богоизбранному обладателя».

Принимая активное участие в международных европейских делах, Великие Князья Киевские не могли пройти мимо этой государственно-политической тенденцию и присоединились к получению королевского титула для себя.

Первые короли Украины-Руси

Святой Благоверный князь Ярополк был третьим сыном Великого Князя Киевского Изяслава Ярославичата княжны Гертруды, сестры польского короля Казимира I.

1054 после смерти Ярослава Мудрого Великим Князем Киевским стал его сын Изяслав Ярославович. Он пытался продолжать политику отца, при его княжении была принята «Правда Ярославичей» — первая кодификация русского права, которая дошла до нас. Однако Великий Князь имел проблемы с мещанами и печерскими монахами.

Из-за обострения междоусобиц за Киевский престол и восстания киевлян Изяслав вместе с сыновьями должен покинуть столицу.Беглецы обратились за помощью к польскому королю Болеславу II Смелому (родственнику Гертруды). 1069 они совершили совместный поход на Киев, однако продержался на великокняжеском престоле Изяслав недолго.

1073 Киев был взят его братьями Святославом и Всеволодом, с которыми позже Болеслав заключил союз против чехов.

Оставшись без поддержки польского короля, Изяслав решил обратиться за помощью к Императору Священной Римской империи Генриху IV, а затем отправил посольство во главе с Ярополком к Папе Римскому Григорию VII.Переговоры с Папой были удачными, и оба князя были провозглашены королями Руси.

17 апреля 1075 Папа Григорий издал буллу, в начале которой говорилось: «Дмитрию (имя данное при крещении Изяславу), королю русскому, и королю, жене его … Ваш сын во время посещения Апостольского престола хотел получить королевство как дар Святого Петра с наших рук … Мы пошли навстречу его просьбам и стремлениям, поскольку они показались справедливыми, и, кроме того, учитывая ваше согласие передали ему управление вашим королевством как частью владений святого Петра

Читайте также:  Почему православным нельзя носить нательный крест поверх одежды

Кто на Руси стал единственным королем

«Христос коронует Ярополка и Гертруду». Иллюстрация из книги «Трирский псалтырь» (1078-1087 гг.)

Итак, Папа короновал в Риме короной Ярополка Изяславовича и предоставил ему лен Святого престола на Русское Королевство.

В то же время Изяслав, не прибывая в Рим, признавался королем Руси, как Папой Римским, так и императором Священной Римской империи.

20 апреля 1075 Григорий VII написал буллу к польскому королю Болеславу Храброму, в которой «требовал вернуть русскому королю все, что было отнято», а также оказать помощь.

1077, после смерти Киевского князя Святослава, с помощью польских войск, короли Руси Изяслав и Ярополк вернулись в Киев. Но в октябре 1078-го Изяслав погиб в битве на Нежатиной ниве под Черниговом. Эта битва и гибель Изяслава упоминаются в «Слове о полку Игореве». Похоронен был в Десятинной церкви.

Однако власть в Киеве перешла не к коронованному королю Ярополку, а к брату Изяслава — Всеволода. Ярополк несколько раз пытался получить отцовский престол, но безуспешно.

22 ноября 1086 во время похода на Волынь был коварно убит наемным дружинником. Тело новомученика перевезли в Киев, его встречали великой князь Всеволод Ярославович митрополит Киевский и всея Руси Иван IIиз собором духовенства.

Почти сразу после смерти Ярополк был канонизирован Русской (украинской) православной церковью.

Королевство Русское

Вторую (более удачную) попытку утверждения на Руси-Украине королевской власти совершил Даниил Галицкий, которого большинство депутатов считают первым королем.

Переговоры между Папой Римским и Великим Князем Киевским и князем Галицким Данилом начались еще 1246 из миссии кардинала Плано де Карпини на Русь.

Однако лишь в 1253 папский легат Опизо торжественно короновал Данила Галицкого на короля Русского.

После этого все правители Галицко-Волынского государства (в европейских источниках того времени — Королевства Руси), носили титул «король».

После угасания ветви Романовичей и гибели последнего наследного короля Владимира Львовича трон и титул переходит к представителю династии Пястов — Юрия II Болеслава.

С его правления начинается борьба за земли Украины-Руси между Великим княжеством Литовским, Венгрией и Польшей. Титул «король Руси» в свое время носили разные монархи этих трех государств.

Кто на Руси стал единственным королем

Лев Данилович — король Руси

Начиная от святой королевы Ядвиги, которую еще называют «матерью трех народов» — польского, русского (украинского) и литовского, права суверена королевства Руси переходит к польских королей. Король Руси, обладатель и наследник Руси, Великий князь Руский — такие титулы имели главы Польского королевства, а затем Речи Посполитой вплоть до 1772 года.

После разделов Польши и вхождения западноукраинских земель в состав Австрийской империи правопреемником Русского королевства стало Королевство Галичины и Володимерии (Лодомерии), что было создано 1772року как новая административная единица расширенной государства. С тех пор и до сегодняшнего дня наследники императоров Австро-Венгерской империи в своем титуле имеют также и титул «король Галиции и Володимерии».

Вот такая история.

Источник: http://alternathistory.com/tak-kto-zhe-byl-pervym-korolem-rusi/

Первый король Руси – статьи

Детство будущего короля Руси Даниила Романовича прошло в атмосфере вражды и интриг.

После смерти его отца Романа Мстиславича, принадлежавшего к старшей ветви Мономаховичей, в Галицко-Волынском княжестве на протяжении 40 лет не утихали междоусобицы. Богатые и сильные бояре представляли собой противовес княжеской власти.

При этом они не переставали враждовать и между собой. Во внутренние дела Галицко-Волынского княжества регулярно вмешивались поляки и венгры.

Вскоре после гибели Романа Мстиславича местные бояре собрались на вече и признали наследником малолетнего Даниила. По разным данным, князю тогда был всего год или четыре. Опекуном мальчика назначили волынского боярина Мирослава.

Но противники покойного Романа остались недовольны таким выбором. Бывший киевский князь Рюрик Ростиславович, насильно постриженный Романом в монахи, вернул себе Киев и пошел войной на Галич. Мать Даниила Анна обратилась за помощью к венгерскому королю Андрашу II.

Венгерские войска спугнули Рюрика, но ненадолго.

Некоторые галицкие бояре считали, что младенец Даниил — не лучшая кандидатура для князя. В Галиче вспыхнуло восстание, и Романовичам пришлось бежать в Волынь. Но и оттуда их прогнали. Несчастная Анна с двумя сыновьями искала защиты у польского князя Лешека Белого, того самого, с которым боролся Роман Мстиславич. Даниила отправили на воспитание к венгерскому королю.

Кто на Руси стал единственным королем Князь Галицкий Даниил и ляхи, литография. (Pinterest)

В Галицко-Волынском княжестве не утихали раздоры. Правящие там Игоревичи не устроили бояр — уж слишком круты они были в расправе с неугодными, к тому же никак не могли договориться между собой.

Городское вече решило вернуть на княжение Даниила, а Игоревичей казнить — князей повесили на воротах Галича. Правда, малолетний Даниил в тот момент не мог решить проблем княжества.

Против него устроили заговор, и князь едва успел сбежать к матери в Белз.

Опытный политик

Распри продолжались. Юный Даниил, заручившись поддержкой Мстислава Удалого, впервые лично повел войска в бой. Он зарекомендовал себя как решительный и храбрый военачальник. Отличился он и чуть позже в битве на Калке — летопись гласит, что Даниил шел в бой в первых рядах. Он получил ранение, но все-таки смог вернуться домой.

К середине 20-х годов у Даниила было уже достаточно опыта, чтобы самостоятельно вести политику. Постепенно он завоевывал города и авторитет.

Даниил славился как мудрый князь, умелый полководец, который к тому же покровительствовал ремесленникам и ученым людям. Когда Мстислав Удалой, главный соперник Даниила в борьбе за престол, умер, галицкие бояре вновь пригласили юного князя на престол.

Он взял город измором, выгнал оттуда венгерского королевича Андрея, но казнить его не стал, а проводил «с честью».

Кто на Руси стал единственным королем Даниил Галицкий. (Pinterest)

Вернув себе отчий престол, завоевав даже Киев, Даниил нацелился было объединить Русь. Но для этого нужно было сперва побороть Орду.

Даниил и его конкурент в борьбе за киевский престол Михаил Всеволодович решили заручиться поддержкой с запада. Они отправились в Венгрию и Польшу в надежде женить своих сыновей на дочерях местных правителей.

Династические браки заключить удалось, а вот найти военных союзников не получилось.

Борьба с Ордой

К 1245 позиции Даниила так усилились, что у Орды появились опасения. Он был вынужден отправиться к хану и признать свою зависимость. Галицко-Волынское княжество обязалось выплачивать дань, но больше князья в Сарай не ездили.

Наладив отношения с Ордой, Даниил решил искать помощи на западе. Сын Даниила Лев женился на дочери короля Венгрии Констанции, а Роман взял в жены наследницу австрийского герцогства. Именно это позволило Роману впоследствии заявить притязания на австрийский престол.

Корона от папы

Римский папа Иннокентий IV, мечтавший об объединении церквей, предложил Даниилу корону в обмен на католизацию русских земель. Князь согласился, и в 1254 году был коронован в Дорогичине. Даниил стал первым русским князем, носившим титул король Руси.

Правда, от выполнения обязательств он уклонился — в 1253 Иннокентий объявил крестовый поход против Орды, но Даниил к нему не присоединился.

Через 2 года Даниил прекратил отношения с папой, но сохранил титул и право для своих детей называться «королями Руси» и «князьями всей земли русской, галицкой и владимирской».

Кто на Руси стал единственным королем Коронация Даниила. (Pinterest)

Даниил до последнего продолжал воевать с Ордой. Борьба шла с переменным успехом. Не оставляли надежды захватить юго-запад Руси и литовцы, которых Даниил Романович разгромил и выгнал за пределы своих границ.

Похоронили Даниила в городе Холм, который он построил на собственные средства. В летописях первого короля Руси Даниила Галицкого описывают как мудрого военачальника, почти идеального князя.

Оплакивая его смерть, летописец называет Даниила «вторым по Соломоне».

Источник: https://diletant.media/articles/39277320/

Почему в России — царь, а в Европе — король?

двоюродные братья — русский царь Николай II и английский король Георг V

Казалось бы ответ прост. Царь и король — это преемники разных империй. Однако, пытаясь выяснить происхождение слова король мы сталкиваемся с самой настоящей этимологической загадкой.

Согласно письменным памятникам слово царь известно с 917 года. После победы Симеоном византийского войска, он провозгласил себя царем болгар и ромеев.

По иронии судьбы, русское слово «царь» произошло от латинского«цезарь», «кесарь».

А по иронии потому, что первый кесарь, давший своим именем титул всем последующим римским императорам, был Гай Юлий Цезарь, который царем (в латинском значении rex) как раз быть не хотел! Дело в том, что цари в Риме за 500 лет до правления Цезаря были свергнуты, и само это имя их было ненавистно римлянам. Следующие за Гаем Юлием правители как Рима так и, впоследствии, Византии добавляли к своему имени «Цезарь» (Сaesar ), чтобы подчеркнуть свое родство с великим Цезарем и величали себя императорами.

Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV прозванного Грозным, считавшего себя наследником — православной Византийской империи. Поскольку Византия была преемницей Римской империи, ее правителей именовали цесарями.

А теперь про короля …

Если сравнивать наше чисто славянское название правящей особы — князь, то оно больше связано с рыцарскими титулами — кнехте, Knight — по-английски.

Наиболее распространенная версия возникновения слова король, восходит к собственному имени Карла Великого, чья империя в начале IX века простиралась от Пиренеев до Дуная. Однако, при попытке выяснить происхождение слова король мы столкнулись с настоящей этимологической загадкой.

Заглянув в самый объёмный этимологический словарь русского языка, словарь Макса Фасмера, (1996, т.2, с.333), мы видим, что он выводит этимологию слова король от имени Карла Великого.

Этого мнения придерживался не только он, а ещё как минимум 13 лингвистов Однако, слово король присутствует только в славянских языках. В других языках слово король звучит иначе.

К примеру по-латыни – rex, по-английски – king, по-немецки – knig, по-французски – roi.

Возникает резонный вопрос: чем так прославился Карл на славянских землях, что они вставили в свои языки его имя в качестве универсального термина, обозначающего правителя государства? Особенно это касается западных славян, которые королем называли не только иностранных, но и своих правителей. Возможно есть смысл поискать другую этимологию?

Справедливости ради, надо отметить, что в спорных случаях, подобных этому, Макс Фасмер приводит мнения, с которыми не согласен. Одно из них — мнение польского лингвиста Рудницкого, который считает, что слово король произошло от исконно-славянского слова — карать.

император Акихито

Но плох тот царь или король, который не мечтает стать императором. Как правило, все те правители, которых сейчас принято величать Великие были императорами, или же стали ими.

Это и первый в истории император Октавиан Август, который получил Римскую Империю в наследство от Гая Юлия Цезаря. ИКарл Великий, спустя 9 веков создавший империю по образу и подобию Римской.

И, наконец, русский Петр Великий, сделавший из отсталого аграрного государства грозную Российскую Империю.

В переводе же с латинского слово «император» означает«властитель», «полководец».

В настоящее время такой титул носит только правитель Японии – император Акихито, который, впрочем, является всего лишь титульным правителем, в то время как реальной властью обладает премьер-министр.

Вот еще несколько ответов на вопросы: вот вы знаете Почему тарантула называют тарантулом? или например Что за выражение «мелкая сошка»?. Вот еще Как возникло название Википедии? или например Почему гранату Ф-1 называют «лимонкой»?. Напоминаю вам, Что означает слово «Бедлам» и Откуда появилась скрупулёзность ? и «мазохизм»? Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=75922

Источник: https://masterok.livejournal.com/2529744.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector