Кто принес в россию традицию золочения церковных куполов

Позолотные работы – старинный способ украшения предметов быта, мебели, интерьера и элементов наружной архитектуры. Он нашел широкое распространение в православных храмах, где используется как для золочения куполов, так и для внутреннего убранства.

Когда возникла техника золочения

Золочение – это древнейший способ декорирования, сохранивший свою актуальность и пользующийся популярностью в наши дни. Историки считают, что это ремесло возникло несколько тысячелетий назад в древнем Египте и Индии.

Затем традиция покрывать тонким слоем золота предметы быта, украшения и архитектурные элементы распространилась в странах Ближнего Востока. Секрет сусального золота также был известен мастерам Греции и Римской империи.

Кто принес в Россию традицию золочения церковных куполов

В Киевской Руси позолотные работы стали востребованы в 9—10 веках – в период активного развития зодчества. Золото украшало сооружения и внутри, и снаружи.

Особенно гармонично оно вписалась во внутренне убранство православных церквей. Великолепие золоченых крестов, алтарей, икон, киотов и стенной росписи наполнило храмы изнутри.

Внешнюю архитектуру церквей украсило золочение куполов, ставшее одним из символов православия.

Что собой представляет сусальное золото

Уникальная красота золота в сочетании с мягкостью сделали его востребованным в глубокой древности, когда человечество еще не научилось обрабатывать более плотные металлы. Золотые слитки вручную раскатывались до состояниятонких пластин, которые впоследствии на Руси стали называть сусальное золото.

Сегодня для изготовления этого материала используются автоматы, благодаря которым удается получать тончайшие золотые листы (толщиной от 0,1 до 0,25 микрона). Это очень хрупкий материал, который может быть разрушен одним неосторожным прикосновением. Чтобы обеспечить сохранность пластин, их упаковывают в специальные книжки, перекладывая золотые страницы листками папиросной бумаги.

Классическое сусальное золото имеет 960 пробу. Однако в наши дни широкое распространение получили самые разные сплавы, в которые могут входить добавочные металлы: серебро, медь, палладий, цинк, никель. В зависимости от состава материал имеет различные цвета: начиная оттенками желтого и заканчивая красным или белым.

Золочение куполов от древности до наших дней

С течением времени способы нанесения позолоты изменялись и совершенствовались. На Руси издревле применялось «ртутное золочение» – старинная технология позолотных работ.

Суть ее заключалась в нанесении на обрабатываемую поверхность состоящей из смеси золота и ртути амальгамы. Под воздействием высокой температуры ртуть испарялась, а золото приставало к поверхности.

Нанесенная таким методом позолота куполов была надежной и долговечной, но ртутные испарения становились причиной отравления и гибели сотен мастеров.

Сегодня этот смертельно опасный для человека способ больше не применяется.

Современные мастера покрывают купола сусальным золотом: с помощью тонких золотых листов создаются поверхности, которые смотрятся так, словно они покрыты цельным листом чистого золота.

Следует заметить, что для наружных работ используются золотые пластины большей толщины, чем для декорирования внутренних помещений, украшений и предметов быта.

Техники золочения внутри и снаружи здания

Позолоченные поверхности, устойчивые к влаге и другим воздействиям окружающей среды, создаются методом масляного золочения или как его еще называют «золочением на мордан».

Эта техника золочения может применяться к металлическим, деревянным, гипсовым и каменным поверхностям. Для ее выполнения используются материалы на масляной основе, в томчисле масляный лак—мордан, на который непосредственно и накладывается золотой слой.

Это достаточно простая техника, чаще всего используемая для наружных работ.

Кто принес в Россию традицию золочения церковных куполов

Более сложная технология позолотных работ – метод на полимент. Это очень трудоемкая техника, требующая от исполнителей высокого уровня мастерства.

Она используется для внутреннего золочения помещений, а также для предметов, не подвергающихся агрессивным воздействиям.

Потрясающие по красоте результаты дает метод на полимент в иконописи, а также при декорировании и реставрации интерьеров, мебели, картин.

Источник: https://drevox.com/zolochenie-s-drevnosti-do-nashih-dney-pozolotnyie-rabotyi/

Золочение куполов

Золотые купола испокон веков украшали города Великой Руси. Для православного человека золотые купола символизируют вечность и небесную славу. Золотом на Руси покрывали купола главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю. В то же время золоченые шлемовидные купола напоминали о святом воинстве и духовной брани.

Традиция украшения церквей и храмов золотыми куполами восходит к Византийской империи. Впоследствии золочение куполов храмов стало традицией и на крестившейся Руси.

Кто принес в Россию традицию золочения церковных куполов

Золочение куполов, золочение металлов всегда было крайне трудоёмкой и тонкой работой. Мало того, в прошлом работа золотильщика куполов была просто опасна. Использовался старинный метод огневого золочения, при котором происходит диффузия золота в металл.

При огневом золочении металла брали ртуть, в которой растворяли золото, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Ядовитые испарения ртути медленно отравляли золотильщиков.

Так, в XVIII веке при золочении куполов Исаакиевского собора было израсходовано 100 кг золота и умерло 60 мастеров-золотильщиков.

Впоследствии для золочения куполов стали применяться более безопасные технологии. Одна из них, «сусальное золото» — золочение на лак «мордан». При этом используются тончайшие золотые пластинки, которые вкладываются в специальные книжки, между листами очень тонкой бумаги.

Сусальное золото в них всегда одного размера — 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины — от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото — 1-2 г — применяется для внутренних работ — золочения рам, киотов и др. Золото с лигатурным весом 3—5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры.

Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

Золочение куполов этим методом очень трудоемкое, важны вопросы температуры, влажности. Если же проводить золочение купола не на самом храме, то здесь есть свой существенный недостаток — при сборке золочёных частей купола неизбежны механические повреждения краёв деталей, что впоследствии может отрицательно сказаться на долговечности позолоты купола.

Позже была разработана технология гальванического золочения металлов.

К сожалению, в настоящее время стоимость натуральной позолоты чрезвычайно велика. На сегодняшний день (2006 г.) стоимость золочения наружных поверхности при толщине золота 0,25—0,5 мкм соствляет 25—40 тыс. руб/квм., что примерно в 15—20 раз дороже стоимости листа с нитрид-титановым покрытием.

Каков при этом гарантийный срок использования натуральной позолоты — очень сильно зависит от степени соблюдения технологии, но вряд ли превысит 10—15 лет.

Поэтому, исходя из стоимости материала и сроков его эксплуатации, мы предлагаем кровельный материал из нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием «золотистого» цвета с гарантийным сроком до 100 лет.

P. S. На фото крест покрыт натуральной позолотой, а купол облицован сталью с нитрид-титановым покрытием.

Источник: http://zlatosfera.ru/node/39

Зачем Церкви "золотые купола"?

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Одну из самых скандальных тем современности можно выразить двумя словами, объединенными союзом: Церковь и деньги. Страшилки о том, как церковники, угрожая вечными муками, выманивают у стариков последние копейки, давно уже будоражат интеллигенцию. Почему же верующие, не затевая «великой православной революции», продолжают нести в храм деньги?

Кто принес в Россию традицию золочения церковных куполовПо поводу любой ситуации существует несколько разных точек зрения. Всегда есть взгляд снаружи и изнутри, которые чаще всего не совпадают. То, что люди, не разбирающиеся в истории и традициях Церкви, считают торговлей и отмыванием средств, на самом деле является даром Богу, Ему принадлежащим.

О жертвах, приносимых Творцу, речь идет еще в книге Бытия. Авель обрел благоволение в очах Господа, принеся Ему первые плоды своих трудов. Это — благодарность и почтение к Создателю.

Понимание, что человек может трудиться не покладая рук, пахать, сеять, пасти скот, — но если Господь не пошлет дождь, не оградит животных от мора, ибо все в Его власти, не видать человеку ни богатого урожая, ни здорового скота. Поэтому первые плоды несли люди Богу, чтобы этой жертвой отблагодарить Его за помощь.

В этом жесте есть что-то трогательно детское. Как когда ребенок, нарисовав купленными мамой карандашами картинку, дарит ее маме на день рождения. Это не его карандаши, это не его бумага, но он любит маму и хочет ее порадовать.

В этих действиях нет ни намека на подкуп (вот, я подарю маме картинку, так она мне вообще краски купит!), ни желания как-то оправдать трату денег (если я заброшу карандаши и не буду рисовать, то мама не подарит мне велосипед). В этих действиях есть только взаимная любовь родителя и ребенка и радость.

Именно эти взаимная любовь и радость являются в идеале целью жертвоприношения Богу. Ему не нужны ни откупы, ни взятки.

Многократно взывали пророки к народу Израиля: «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притч 15:8), «жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс 50:18-19), «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!» (Ис 1:11, 13). Пророки учат свой народ не тешить себя надеждой, что жертвоприношением можно откупиться или заручиться поддержкой Всевышнего.

Тем не менее, жертва нужна. Она нужна не Творцу, Ему и так принадлежит весь мир. Принесение даров Господу учит человеческое сердце благодарности, смирению. Оно нужно самому человеку, чтобы не закоснеть в самости и гордыне. Поэтому так много внимания уделялось в Ветхом Завете жертвоприношениям.

В законе, записанном еще пророком Моисеем, определен даже размер той жертвы, которую верующий должен приносить Богу: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев 27:30).

История кровавых жертвоприношений завершается с пришествием Иисуса Христа. Он Сам приносит Себя в жертву за людские грехи — и эта кровь становится последней жертвенной кровью. Довольно было заколото голубей и ягнят.

«Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу», — пишет в послании к христианам апостол Петр (1 Петр 2:5).

«Один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» — вот новая заповедь о жертвоприношении (Мк 12:32-33).

Литургия стала новым богослужением, богослужением с таинством бескровной жертвы.

Но сердце человеческое по-прежнему жаждало разделить с Господом радость успеха в делах, поблагодарить за помощь. И люди с готовностью отзывались на просьбы священнослужителей о нуждах Церкви.

Для проведения богослужений нужно было не так уж много: свечи, чтобы освещать помещение, ладан для каждения, хлеб и вино — для таинства Евхаристии. Крестьяне, посещавшие храм каждую неделю, не были богатыми людьми. Но виноград, пшеницу и воск — плоды своих трудов — они могли принести в дар Богу.

Крестьянин, как и древние евреи в свое время, понимал: он трудился в поле, он работал в винограднике, он заботился о пчелах. Однако дождь и ведро, ветер и тишь посылал Господь. Значит, богатым урожаем и пропитанием на зиму человек по-прежнему обязан не только себе, но и Богу.

Поэтому испеченные просфоры и домашнее вино крестьянин нес в дом Божий для принесения бескровной жертвы во время литургии.

Время не стоит на месте, реалии меняются. В современном мире контингент прихожан составляют горожане, люди, чьи профессии разнообразны и не связаны с земледелием.

Читайте также:  Иосиф сталин: можно ли его изображать на иконах

Но какой бы ни была работа, успех или неудачи всегда зависят не только от самого человека. Осознавая это, верующие приходят в храм — с просьбами или благодарностью — и тоже хотят принести Господу частицу своих трудов.

Пусть это будет не воск, а деньги за свечу, не смола для ладана, а оплата поминальных записок.

Храмы уже давно не освещаются свечами, но для обеспечения электричеством и отоплением нужны средства. В дореволюционной России их выделяло государство. Сейчас эти нужды оплачиваются исключительно за счёт пожертвований.

В некоторых западных странах, в основном католических, Церковь владеет определёнными землями, получая ежегодные доходы. В ряде стран — прежде всего, в Германии и государствах Скандинавии — есть церковный налог, равный, строго по ветхозаветной заповеди, десяти процентам.

В России эти варианты представляются чем-то из разряда фантастики. Жертвы прихожан — на свечи, записки, церковную продукцию и некоторые таинства — единственный источник доходов православной Церкви. Деньги идут на реставрацию храмов, на строительство новых церквей, на миссионерские проекты и благотворительность.

Конечно, взгляд со стороны замечает в жизни Церкви много отрицательных черт. Их не может не быть. Церковь — это собрание верующих, живых людей, а не сонм ангелов. Там, где есть деньги, всегда рождаются связанные с ними проблемы.

Часто Церковь укоряют в том, что свечные лавки располагаются внутри храмов, а Иисус торгующих из храма изгонял. Укоряющие не знают, что расположение свечных ящиков в храме также имеет свою историю. В советское время храму едва удавалось отвоевать помещение самой церкви.

Мечтать об отдельном домике с церковной продукцией не приходилось. Сейчас многие храмы обустраивают себе такие домики. Во многих же церквях лавок как таковых нет совсем. Есть свечной ящик, а рядом — ящик для пожертвований. Сколько можешь, столько опусти.

Никто не будет дышать в затылок, глядя, монету или купюру какого достоинства ты положил вовнутрь.

Никто не заставляет прихожан покупать свечи или писать записки. Сложно себе представить и ситуацию, когда священник откажет своему духовному чаду, доброму христианину, бесплатно обвенчать его с возлюбленной или покрестить его ребёнка.

Цены на «услуги» по-настоящему востребованы не у воцерковлённых прихожан, а у «захожан».

Определять же на глаз, кто из людей в храме всем сердцем переживает глубину христианства, а кто просто забежал поставить свечку, не стоит ни женщинам у свечных ящиков, ни остальным присутствующим.

Христианин приходит в храм, прежде всего, молиться. Но если вы увидите в его руках деньги, не отбирайте их у него, громко цитируя Библию: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва!» (Притч 21:3). Может быть, этот человек просто расслышал в своей душе отголосок детской радости об Отце и хочет ее с Ним разделить.

Юлия Гайдыдей

Почему же на храмах используются золотые купола?    В давние времена (еще до монгольского нашествия) кровельное железо делать умели, анодировать, хромировать и т.д. т.е. защищать железо от коррозии не умели. А золото как известно не окисляется.

Поэтому искусные российские мастера покрывали железо тончайшим слоем золота, чтобы купола не ржавели. Процедура это была дорогая.

Поэтому в большинстве случаев делали покрытие не из позолоченного железа, а из осинового лемеха (аналог европейской керамической черепицы) Осина то же не гниет и стоит долго. Но нет той нарядности и праздничности. Теперь покрытие куполов золотом — это уже дань традиции.

Однако и здесь находят себе место новые технологии. Купола Храма Христа Спасителя после реставрации не позолочены, а покрыты нитридом титана все с той же целью, увеличить срок службы купола.

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1131730

Золотые, синие, зеленые купола: о чем "говорит" цвет церковного купола

Наверное, вы замечали, что церковные купола чаще всего покрыты сусальным золотом. Но есть храмы, в которых крыши имеют синих или зеленый цвет. Православная церковь в России не имеет канонов, которые бы регулировали цвета купольного покрытия.

Поэтому в настоящее время материал при строительстве выбирают исходя из финансовых возможностей. Если не позволяют средства покрывать купола золотом, делают крышу из металла или цветной черепицы. В конечном итоге для верующих этот момент не столь важен.

По мнению священников, нет никакого греха в том, чтобы использовать подручные материалы для строительства храмов. Просто сусальное золочение куполов является эталоном церковной архитектуры. Это связано с тем, что золото в людском сознании ассоциируется с нетленностью Божьего Бытия.

Откуда пришел обычай?

Традиция покрывать купола золотом пришла на Русь из Византии. В то время на русских христиан большое впечатление произвел самый огромный храм в Константинополе, называемый собором Святой Софии. Представьте себе, что на его возведение ушли доходы империи за три года.

Таким образом император Юстиниан хотел превзойти самого царя Соломона, построившего храм в Иерусалиме. У императора было желание покрыть золотом фундамент, стены и купола Софии.

Но от подобного шага его предостерегли мудрецы, предрекшие приход в Константинополь бедных царей, которые уничтожат храм до основания.

Сохранилось описание Софии епископа Антония, посещавшего Византию в тринадцатом веке. Священнослужитель восхищался внутренним убранством и золотым иконостасом, крестом с жемчугом и драгоценными каменьями.

Страшное золото

После прихода православия на Русь встал вопрос о необходимости возведения храмов. Но на наших землях не было мастеров и архитекторов, которые могли бы это сделать. Именно по этой причине пришлось приглашать «ромейских» умельцев. Именно они и привнесли традицию покрытия куполов золотом.

Интересен тот факт, что такой обычай не закрепился ни в одной другой конфессии. Одним из первых храмов с золотым куполом на Руси стала церковь в Нерле, возведенная в двенадцатом веке в честь Покрова Богородицы. По приказу князя Андрея Боголюбского купол был покрыт золотом.

В то время подобное покрытие носило не только сакральный смысл, но и весьма практический. Все дело в том, что кровельное железо тогда еще не умели анодировать. Оно очень быстро ржавело. А покрытый золотом купол мог без ремонта простоять не менее ста лет. Золото надежно хранила поверхность металла от коррозии.

Надо сказать, что профессия мастера-золотильщика в то время была невероятно вредной, поскольку в средние века кровлю покрывали смесью ртути и золота, после чего металл прогревали, чтобы ртутные пары ушли.

Подобную процедуру повторяли несколько раз. Поэтому мастера жили очень мало. В истории зафиксирован факт, что в девятнадцатом веке при золочении Исаакия в Петербурге погибло 60 мастеров от отравления.

В общей сложности на купала было потрачен целый центнер золота.

Символичность

Потрясающая традиция покрывать купола золотом и по сей день бередит души европейцев, которые считают это бессмысленным расточительством. Но ведь не даром волхвы подарили Божественному младенцу золото, которое вечно. Считается, что этот драгоценный метал в душах христиан ассоциируется с Богом, а не богатством. Кроме того, он ассоциируется с бессмертием, верой в душах людей и величием.

Священники говорят о том, что купола в форме луковок – это символ горящей свечи. Такой простой архитектурный прием раскрывает любовь людей к Создателю. В настоящее время в России золотят купола храмов, которые посвящены Христу.

Какого цвета купола еще бывают?

А вот церкви с синей крышей со звездами посвящены Богородице. Небесный цвет куполов и звезды напоминают о Вифлеемской звезде, которая оповестила людей о рождении Иисуса Христа.

Церкви с серебристыми и зелеными крышами обычно строят в честь Святой Троицы или одного из святых. А вот черные купол можно увидеть только на монастырях, поскольку черный цвет является символом монашества.

Выбор цвета кровли для храма – это не более чем обычная традиция, которую соблюдают далеко не всегда. Например, церковь Святой Троицы, построенная в Антарктиде, покрыта обыкновенным деревом.

Можно ли заменить золото?

К золочению куполов прибегают и по сей день. Делают это при помощи гальваники или с использованием сусального золота, которое наносят при помощи лака. Каждый метод имеет свои преимущества. С помощью сусального золота можно сделать идеально круглый купол, который легко реставрируется. А вот крышу, сделанную гальваническим методом, при повреждении приходится заново делать.

В настоящее время есть новые технологии, с помощью которых можно создавать золотые купола. Сейчас их покрывают нитридом титана, который не так дорог, но при этом более долговечен. Впервые такую технологию использовали при восстановлении храма Христа Спасителя.

Источник: https://BusinessMan.ru/post/kak-v-rossii-poyavilas-traditsiya-pozolotyi-tserkovnyih-kupolov.html

Кому к Пасхе голову золотят — МК

Эти специалисты работают артелью, порой, высоко над землей

Накануне Пасхи уникальные мастера художественно – производственного предприятия «Софрино» Русской православной церкви согласились поделиться с «МК» своими секретами .

«Лицо» храма

Среди производственных корпусов купол храма во имя преподобного Серафима Саровского прямо «горит» на солнце. От позолоченного креста и херувимов на памятнике Патриарха Пимена по асфальту бежит россыпь солнечных зайчиков.

-Золото способно отражать 94% лучей, которые падают на его поверхность, — говорит встречающий нас начальник цеха иконостасов Александр Шибанов. — Неудивительно, что прихожанам храмов отраженный свет, идущий от куполов и крестов, кажется светом Божьим.

-«Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал», — цитируем Владимира Высоцкого.

-Чистым золотом как купола, так и церковную утварь и храмовую мебель, не покрывают, — отзывается Александр Николаевич. — Металл переплавляют на 960-ю пробу: в ней содержится 96% чистого золота и по 2% серебра и меди. – И тут же на ходу объясняет значение слова «сусаль»: — «Лицо», лицевая сторона, поверхность, а по сути — тонкие пластины золота, которыми покрывают поверхность.

На новенькие медные купола накладывают позолоту прямо в цеху.

-Считаем площадь поверхности, сколько уйдет материала, бухгалтерия выписывает счет, и начинается работа, — говорит мастер Марина Игнатова.

Молниеносное движение, и полупрозрачная пластинка сусали оказывается на специальной замшевой подушечке. Расправляет тончайший лепесток мастер с помощью… дыхания. Нечаянный выдох — и золотое великолепие может оказаться на полу и рассыпаться в прах. А попробуй чихни…

Далее в ход идет острый нож с закругленными краями. Как только листочек разрезан на нужные части, Марина Анатольевна берет в руки лампензель – «беличий хвостик». Обмакнув кончик кисточки в растопленное сливочное масло, мастер подцепляет золотинку, и с ювелирной точностью укладывает ее рядом с предыдущей.

Разравнивая – полируя поверхность ватным тампоном, мастер объясняет:

-Наше ремесло – одно из самых древних. Техника позолоты сусальным золотом не менялась тысячелетиями.

Как в старину, мастерицы сами делают лапки из волосков беличьего хвоста, колонковые кисти, агатовые и сердоликовые зубки для полировки золота. Позолотные ножи хранят в овчинных ножнах.

На участке золочения – чистота как в операционной. Окна задраены наглухо. Дверь на замке. Чужие здесь не ходят.

Толщина сусального листочка — доли микрона, поэтому особенно тщательно готовится поверхность под покрытие. Любая пылинка может прорвать сусаль.

На купол предварительно накладывают лак мордан, который является еще и своеобразным клеем. У каждого мастера свой рецепт. Чтобы добиться нужного «звучания золота», нередко мордан варят из льняного масла с добавлением ископаемой смолы — янтаря и копала.

-Мордан разводят, в зависимости от концентрации он бывает «часовым», «трехсуточным». Мы обычно работаем с «суточным лаком».

Перед золочением важно поймать момент, когда золото уже не отлипает от поверхности, но и не проваливается в лак, — говорит Александр Шибанов.

Читайте также:  «островки тепла»: сколько в сибири теплых мест

— Нередко можно услышать от мастериц: «Жирно натерли» или «Сухо натерли». Бывает, что для обезжиривания поверхность приходится протирать водкой.

«Мы как верхолазы!»

А часто все работы мастерам – позолотчикам приходится выполнять на высоте. Чтобы защитить купол от ветра, дождя и птиц, выстраивают вокруг «луковки» домик, каркас которого все чаще обтягивают полиэтиленом.

-Мы как верхолазы! – говорит мастер Валентина Шелестюк. – Работаем, облачившись в альпинистскую обвязку. Выстроенный вокруг купола полиэтиленовый домик – защита призрачная. Можно оступиться на лесах, прорвать пленку… А за времянкой — 60 метров высоты.

Мастера вспоминают, как золотили купола храма в Хосте. Бригаду разделили на две части, одни готовили поверхность под золочение, покрывали купола грунтом и лаком, вторые – непосредственно накладывали сусаль.

-Я была в авангарде, — рассказывает Марина Игнатова. – Была жара, купол раскаленный, мы в марлевых повязках на лице… Спускались вниз все просоленные.

-Перед тем как начать золотить, подходили к батюшке за благословением. Поднимаясь на леса, просили: «Помоги Господи!», и работалось легче. Становились четверо по кругу, шли навстречу друг другу. Пластинки накладывали «внахлёст», чтобы линия швов была ровной.

Очень сложно было достать до креста, на самую верхотуру леса ведь не подведешь. Выполняя ювелирную работу, зависали на одном колене как эквилибристы. А руки заняты! Еще и под полиэтиленовым колпаком, духота и жара — как в теплице.

Но когда сусаль наложена, душа прямо поет!

Храм в Минводах, Хотьковский, Боголюбский, Белогорский монастыри… Мастера сбились со счета, сколько куполов они уже одели в золото.

-Золото – это и благолепие, и красота. Но это, к тому же, и очень устойчивый материал, который не подвержен коррозии. Покрытие золотом может сохраняться и 50 лет и сто, — говорит Александр Шибанов. — Иконостасу старому бывает больше века, а его даже ножом не поцарапаешь.

-Интересно, а сколько стоит позолотить купол?

-Насколько помню, площадь золочения в один квадратный метр оценивается в 80 тысяч рублей. Если купола в общей сложности занимают 9 метров, значит — – 720.

Вручную золотят большие купола. А для «крошек» до 1, 5 метров на предприятии есть гальваническая ванна. Золотое покрытие наносится электрохимическим способом.

-Смотрится оно хорошо, но стоит хуже. Видели позолоченные ложки, где микронное покрытие? Тоже и на куполах при гальванике. В микроскоп смотришь, при ручном сусальном покрытии – видишь пленку, а при электрохимическом воздействии – лишь отдельные точки.

1,25 г «золотинки»

В древности мастера – позолотчики были самыми высокооплачиваемые работниками. Но жизнь их была короткой. Купола они золотили путем выпаривания ртути из золотой амальгамы.

Золото при этом намертво соединялось с медными листами куполов. Позолотчики же через несколько лет погибали от отравления ртутью. Мастера от «огневого золочения» стали переходить на «аппликацию сусалью».

Секреты ремесла передавались по наследству.

И ныне специальность позолотчика нельзя получить ни в одном учебном заведении. Наставником у молодняка на комбинате был потомственный мастер со звучащей фамилией Золотарев.

-Николай Васильевич ездил по храмам еще в советское время, — рассказывает мастер участка художественной обработки дерева Светлана Мелихова. — Заказов было немного. Если одной из матушек удавалось накопить денег, приглашали Васильевича для золочения.

Нужно было иметь большое мужество заниматься позолотой в СССР, могли и в тюрьму упечь. В перестроечные годы мастер пришел на комбинат. Сам был трудяга, и меня воспитывал так, что за весь день я не могла ни разу присесть.

Это позже у нас появились удобные высокие стульчики.

Ныне золотить мастерам приходится не только купола, но и венцы, жезлы, киоты, кануны, кресла – троны, — церковную утварь и храмовую мебель. Самый ходовой товар – иконы, на которых мастера накладывают золотой фон или золотят нимбы.

Большая часть сырья поступает на предприятие с московского завода по обработке спецсплавов.

-С каждой партией мы получаем сертификат качества, — говорит Александр Шибанов. — На рынке сейчас много итальянского, немецкого, китайского золота, причем — всех оттенков и цветов. В иностранном золоте часто все с точности наоборот, 96% — примесей, и лишь 4% — золота. Ни один и этих заводов не даст вам сертификат качества.

На московском же заводе по обработке спецсплавов работают по – старинке.

13 – килограммовые бруски чистейшего золота расплавляют, прокатывают в автоматических станах, обжигают и разделяют на мерные заготовки. На этом этапе вся автоматизация заканчивается.

В кузнечном цехе рабочие, как и сто, и триста лет назад, тяжелыми кувалдами расковывают на гранитном камне золотую фольгу до тончайших листиков.

Резчицы обрезают сусаль ножом по определенному формату, и подшивают листочки толщиной от 0,2 до 0,9 микрона в миниатюрные золотые книжки. Каждая «золотинка» проложена папиросной бумагой.

В типовой брошюрке — 60 страничек –«золотинок» размером 91,5 на 91,5 мм. Каждая золотая книжечка весит всего… 1,25 г.

-На купола идут пластинки чуть потолще, из книжечки, которая весит от 2, 5 до 4 граммов, — говорит Валентина Шелестюк. – Лепесток этот берешь, он прямо звенит.

  • -Работа кропотливая, а сколько мастер в день накладывает золотых пластинок?
  • -Примерно две книжки, 120 листов.
  • По – мнению Александра Шибанова труднее всего позолотить… плоскость.
  • -Очень непросто в этом случае ровненько, один к одному уложить все пластинки, чтобы избежать эффекта мазаичности, — объясняет мастер.

Золото – материал дорогой. Работают позолотчики под прицелом многочисленных видеокамер. Ежедневно каждому из восьми мастеров выдают именные накладные. Технолог измеряет выданное изделие и выписывает необходимое количество золотых листов.

После золочения мастера изделия хорохорят, — снимают с поверхности лишний налет, микроскопическую золотую пыль. Этот шлам собирают, сдают под расписку, из него потом делают творенное золото, как говорят на предприятии — «творенку». Художники ее разводят, и получают своеобразную золотую краску, которую используют для росписи икон.

Работая с одним из самых дорогих материалов, мастера – позолотчики, в зависимости от заказов, получают от 12 тысяч рублей до 40.

«Купол – символ жертвенной любви»

Традиционно позолотчики, как и все работники предприятия «Софрино», рабочий день начинают с молебна небесному покровителю заводчан преподобному Серафиму Саровскому. Еженедельно по четвергам в храме совершается Божественная литургия, на которой поочередно присутствуют работники всех подразделений предприятия.

-Директор комбината выпустил приказ, согласно которому при строжайшей дисциплине каждый работник комбината может пойти в храм в любое время и оставаться в нем, сколько ему нужно, — говорит его настоятель протоиерей Вадим Поликопа. – Дело в том, что по каноническим нормам человек не может писать икону в состоянии злобы, зависти, ненависти. Что внутри у человека, то и реализуется в трудах рук его.

Каждая написанная на комбинате икона проходит художественный совет.

-Мы как производственное предприятие не может требовать от человека святости, такого пункта нет в трудовом договоре, — говорит протоирей Вадим Поликопа. — Но мы имеем право требовать определенного уровня мастерства, настроения. Например, я не могу выпустить в продажу икону, которую берешь в руки, и идет оторопь.

Мне один парень принес икону Георгия Победоносца, говорил, не вынимая из ушей наушники. На его икону смотреть было невозможно, прямо холодок шел по спине. Дай, думаю, послушаю, что за музыку он слушает, а там — тяжелый рок. Он написал несколько икон, и ни одна из них не пошла. Икона ведь имеет одну важную цель – настраивает человека на Богообщение.

Душа должна прийти в состояние тишины, должны родиться важные слова к Всевышнему. С тем парнем нам пришлось распрощаться.

Провожая нас, протоирей Вадим Поликопа показывает на храм и объясняет, почему купол имеет лукообразную форму: «Он повторяет пламя свечи. Свеча сгорая, дарит свет и тепло. Это символ жертвенной любви. Любовь она ведь двусторонняя: к Богу и человеку».

По всей России храмы венчают купола. Горят символы любви.

А вот водку с сусальным золотом на дне мастера считают полной глупостью. Никакой святости она не несет. Одна реклама.

Справка «МК»:

В Египте серебро было дороже золота до 3000 лет до н. э., а потом стало дешевле.

Золотой фольгой был обернут Apollo при высадке на луну, чтобы защитить астронавтов от радиации.

Кусочек золота размером со спичечный коробок можно раскатать в лист площадью с теннисный корт.

Источник: https://www.mk.ru/social/2013/04/30/849221-komu-k-pashe-golovu-zolotyat.html

Покрытие куполов золотом

Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток.

Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой.

Существует несколько способов золочения.

Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина – чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии – купол Исаакиевского собора.

При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали.

Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии.

Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата – равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно.

Покрытие сусальным золотом – главный метод золочения куполов на сегодня.

Сусальное золото – это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х 91,5 мм, и разной толщины – от нее зависит так называемый лигатурный вес сусального золота.

Для золочения куполов используется золото с лигатурным весом 3–5 г. В России делают сусальное золото обычно выпускают в виде «книг», состоящих из 60 листов.

Производится сусальное золото нескольких цветов, зависящих от того, какие добавки делаются к чистому золоту.

Чем чище золото, то есть чем больше количество каратов драгоценного металла, тем менее чувствительна позолота к влиянию погодных и климатических условий.

Для наружного золочения могут быть использованы лишь сорта более 23,75 карата (это значит, что в сплаве содержится 23,75 части золота и 0,25 части добавок).

  • Технология золочения металлических поверхностей сусальным золотом состоит из трех этапов:
  • – подготовка поверхности под золочение;
  • – подготовка материалов и нанесение грунтовочных слоев;
  • – золочение.

Для приготовления грунтов используются такие материалы, как: свинцовый сурик, тонкотертый свинцовый крон, лак ЯН­54, лак ЯН­153 или ГФ­166. Грунт наносится три раза.

Перед нанесением последующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна, затем промывают водой и обезжиривают спиртом. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки.

Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.

Подготовленную поверхность золотят масляным способом на лак МА­594 (мордан) и оставляют на просушку, которая длится 6, 12 или 24 часа, в зависимости от сорта мордана.

Читайте также:  Почему староверы считали картошку творением дьявола

Окончательно понять, готова ли поверхность для золочения, можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко притронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака – он готов к восприятию позолоты.

Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому – прикрепится слабо или вообще не прикрепится.

Процесс золочения выглядит так: позолотчик специальной кистью за счет естественного электрического заряда подцепляет предварительно раскроенный кусок золота, кисть с висящим в воздухе листиком золота подносится к липкой поверхности и от легкого касания одним краем он приклеивается к поверхности. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Золото наносят обязательно внахлест, места разрывов и трещины «фликуют». По окончании золочения лак МА­594 должен окрепнуть в течение 20–25 суток. Затем поверхность консервируется, то есть покрывается защитным лаком.

Купола золотят в шатрах – то есть лесах, обтянутых полиэтиленом, которые защищают от пыли, основного врага позолотчика. После того как выполнено золочение, купол должен хотя бы пару месяцев постоять под шатром, чтобы сродниться с климатом.

Конструкция лесов должна обеспечивать доступ к каждому участку поверхности двух специалистов­позолотчиков. Леса должны быть многоуровневыми и давать доступ ко всем участкам купола.

Высота яруса не менее 100 и не более 150 см, расстояние от поверхности купола до пола лесов – от 20 до 35 см. Главная особенность лесов – двойная полиэтиленовая оболочка, защищающая от влаги и ветров.

Внешняя оболочка делается из плотного армированного полиэтилена, внутренняя – из тонкого, склонного к растяжениям. Важна максимальная прозрачность полиэтилена, так как сусальное золото можно наносить только при естественном освещении.

При начале работ с новым куполом или новой партией золота рекомендуется делать тестовые фрагменты, так называемые вызолотки. Эти пробные фрагменты площадью в 1–3 дм2 позволяют проверить качество подготовительных работ и материалов.

При реставрации золоченых куполов поверхность вначале расчищают, причем работают в респираторах, так как раньше при подготовке к золочению использовали свинец, затем шкуркой наносят антикоррозионное покрытие – свинцовый сурик на натуральной олифе. Последовательно ошкуривают и обезжиривают поверхность.

Затем, если необходимо, идет тонкая шпаклевка, накладывается второй тонкий слой свинцового сурика, выполняется промывка, наносится слой свинцового крона с добавлением свинцового сурика для подцветки и два слоя лака.

Потом купол натирают морданом, на него накладывают золотые листы, притирая их тампоном к поверхности.

В отличие от нитрида титана, золото является пластичным материалом. Оно исключает появление микротрещин при перепаде температур и морозах. Химическая нейтральность золота не допускает адсорбции веществ из окружающей среды. В совокупности с антистатическими свойствами любые осадки не оставляют загрязнений, а делают поверхность более чистой и блестящей.

Покрытие куполов золотой смальтой. Покрытие куполов золотой смальтой применялось в Византии и затем на долгие годы прекратилось ввиду дороговизны материала.

В настоящее время этот способ покрытия глав храмов возрождается, как и мозаичное искусство декорации храма в целом.

Примером могут служить храм в Опалихе и собор в Зачатьевском монастыре Москвы, где кусочки смальты приклеивались к бетонному основанию глав.

Михаил Кеслер.

Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Церковный Строитель» № 44, 2014 г.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Источник: http://kesler.ortox.ru/2014/07/30/pokrytie-kupolov-zolotom/

Что означают купола православных церквей

Кликабельно

Даже не имея никакого отношения к религии, мне все равно интересно знать, что обозначает тот или иной символ. Вот для вас интересные сведения о том, почему делают купола разных цветов на храмах и какой символ несет в себе число куполов православных храмов.

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха».

Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому.

По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородоми Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева.

Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича.

Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве.

Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока.

Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше.

Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском.

Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей.

Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые.

К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский соборМосковского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

  • В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.
  • Лидия Утёмова
  • [источники]

Источники:
https://www.culture.ru/materials/253774/chto-oznachayut-kupola-pravoslavnykh-cerkvei

————————————————

Кабель КГВЭВнг и КГВЭВнг-LS – силовой гибкий кабель, с медными многопроволочными токопроводящими жилами, в оболочке и изоляции из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, с низким дымо- и газовыделением. Кабель экранирован медной оплеткой, что защищает передаваемый сигнал от электромагнитных полей. Кабель не распространяет горение при прокладке в пучках.

Предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках в электрических сетях на номинальное переменное напряжение 660 и 1000 В переменного тока частотой до 60 Гц и при напряжении 1000 и 1500 В постоянного тока.

Наша компания НК кабель реализует кабель более 30000 наименований и сечений, например в наличии есть кабель авббшв 4х240, с жилами из алюминия.

————————————————

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=21825.

Источник: https://masterok.livejournal.com/4928287.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector