«мать городов русских»: какой народ на самом деле основал киев

«Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев

Киев – один из старейших городов Европы, крупнейший город Украины, её древняя столица. Изначально являлся главным поселением древних полян. Согласно легенде этой народности, основателями городища считаются три брата Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь.

«Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев

А вот по другой легенде Киев был небольшим поселением, в котором проживали славянские семьи, обеспечивавшие переправу через Днепр. В те времена роль моста выполняла конструкция, состоящая из толстых стволов деревьев, установленных вертикальной прямо в воде. На них лежали доски. Срубы эти назывались киями, а рабочие – киянами.

Но глупо было бы считать, что славяне – первые, кто селился на берегах Днепра и на территории современного Киева. Археологические раскопки многократно показывали, что почти в каждом земляном слое, изученном здесь, находятся предметы из различных культур и веков. Уже в медном веке (энеолит) здесь жили племена трипольской культуры.

Самое раннее доказательство, найденное в киевской земле, датируется 4-м тысячелетием до н.э.

  • «Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев
  • «Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев
  • Кстати название «мать городов русских» пошло от самого князя Олега Рюриковича, который завоевал город в 882 году и сделал его своей резиденцией, а позже и столицей Киевской Руси.
  • «Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев
  • «Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев

В 12-м веке Киев стал постепенно терять власть над соседними городами и княжествами. Постоянно вспыхивали междоусобицы. Из-за подобной разобщённости славянские поселения часто подвергались нападениям кочевников, в их числе был и Киев.

В 1169 году впервые с момента своего основания город был взят владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1203 году вновь произошло нападение, но уже смоленского князя Рюрика Ростиславовича. А в 1240 – город был разрушен кочевниками-монголами.

С первой половины 14-го века Киев принадлежал Литве, а именно князьям Гольштанским. В состав Российской империи он вошёл только в 1667 году после окончания русско-польской войны.
В 1982 году «стольный град» праздновал юбилей – 1500 лет со дня основания.

Но многие историки расходятся во мнении, когда был заложен первый камень в основание древнеславянского городища.

«Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев

«Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев

Весь 20-й век городу не удавалось спокойно жить и развиваться.

Мировые войны, революции, трёхлетняя фашистская оккупация, распад СССР – всё это не могло не сказаться на мировоззрении киевлян, на самом городе.

Чего только не довелось пережить Киеву за эти полторы тысячи лет, но он по-прежнему называется «матерью городов русских», а это значит, что славянский дух в нём силён несмотря ни на что.

«Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев

© Ribalych.ru

Источник: https://ribalych.ru/2013/09/25/kiev-stolica-ukrainy-i-mat-gorodov-russkix/

Мать ли Киев городов русских? — Институт богословия Русской Северной Традиции СВА (Славянской Всемирной Академии)

Мать ли Киев городов русских? (статья), © Дмитрий Логинов, 19.09.2014

Киев мать городов русских. Это единственное, пожалуй, в чем на сегодня согласны ВСЕ. И укронацисты. И украинцы нормальные (а не «свидомые»). И русские.

Значит, всем трём сторонам от этой печки танцевать можно. Вопрос: в каком направлении танцевать? Посолонь или противосолонь? (По солнцу или же против солнца?)

Ну, «правый» сектор, свидомо, танцует справа… но все больше вот как-то, образно говоря, налево. То есть по той же схеме, по какой, например, читается и пишется по-еврейски. Оно и есть направление против солнца. Сиречь во тьму.

Тьма в данном случае состоит в том, что выражение «Киев мать городов русских» выхватывается из своего контекста – из своего конкретного исторического времени и пространства – и раздувается безмерно. Так, чтобы получалось, будто вообще все русские города были рождены Киевом.

Чуть ли не до сотворения мира носил он их в своем дымящемся чреве… А значит в добрые старые времена все русские были на самом деле будто бы… украинцы. А нынешние русские будто на самом деле не русские а – москали. Потому что перекинулись, гады такие, под власть Москвы (как вот нынче Крым). Ну, дальше ясное – т.е.

темное – дело «кто не скачет тот москаль» и т.д.

Но, слава Богу, можно двигаться и в противоположном направлении от этой печки «Киев мать городов русских». То есть по солнцу. А именно – осветить контекст. Вспомнить, откуда вообще прилетело сие крылатое выражение.

Ответ общеизвестен среди хоть сколько-нибудь интересующихся историей русской. Выражение слетело с уст Вещего Олега.

Читаем «Повесть временных лет», год 882: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: Се буди мати градом русьским». (И сел Олег княжить в Киеве и сказал Олег: да будет матерью городам русским.

) То есть: и Киев существовал задолго до того, как стал матерью городам русским, и – уж тем более задолго – существовали другие русские города.

Итак, по поводу кто и когда сказал – полная определенность. Вопрос в другом: почему вот Олегом изречено было именно это словечко «мать»? А не, скажем, «отец», «господин», «царь» — городам русским пусть Киев будет?

Ведь вроде бы название Киев — мужского рода. Да и времена матриархата давно прошли — тысячелетия уже как.

Так вот, это слово «мать» Олег Вещий произнести мог единственно потому, что отец, что господин великий всем городам русским во времена его давно уже был. Он именно так и звался Господин Великий Новгород. И по названию сему ясно, что был на Руси столицей отнюдь не только торговой.

Там, в Новгороде, был престол Рюрика. По смерти же основоположника династии на него сел Олег. Как шурин Рюрика и, главное, опекун его малолетнего сына Игоря.

Перенеся же престол южней – Вещий как бы взял Киев замуж за Новгород. Тем сам заключив, образно говоря, священный брачный союз меж северным и южным центрами восточных славян. Главой которого стал, разумеется, господин отец-Новгород.

Так что вкорененное в учебники определение «Киевская Русь» не совсем корректно (хотя, конечно, не в такой уж степени некорректно, как утверждается в книге Алексея Кунгурова «Киевской Руси не было, или что скрывают историки»).

Оно базируется почти, что лишь на этом слове Рюриковича о матери городов русских по тому случаю, когда формально точнее было бы говорить о мачехе.

Естественно, говорить так Олег не стал, потому что, если бы умел изъясняться формально лишь, то не заслужил бы прозванья не только Вещий, но даже и просто Мудрый.

Да, столица Руси была перенесена южнее, чтобы создать форпост. И это дало возможность освободить из-под хазарского ига славянские племена северян (884 год) и радимичей (885).

Как бы сказали сейчас, Новгород ежегодно инвестировал в укрепление боевой мощи нового форпоста по 300 гривен. Через 80 лет Святослав Хоробрый, внук Рюрика, опираясь на Киевский плацдарм напрочь разгромил хазарский каганат.

(Кстати, ровно 20 лет назад раввин Шнеерсон предсказал современную украинскую войну, призывая… восстановить иудейскую Хазарию!)

Интересно, что через восемь веков после Олега повторилась история с выдвижением русской столицы на границу, дабы создать форпост. «Отсель грозить мы будем шведу» (А.С.

Пушкин), сказал тогда основатель Петербурга.

Но, слава Богу, ни о каком периоде Петербургской Руси в учебниках пока не написано, «свидомые» петербуржцы не производят свой род от каких-либо доисторических, например, питрисов ???? и т.д.

Да, как говорится, было бы смешно, если бы все это не было так печально. Кипение «правой» ненависти «свидомых» по адресу москалей достигает масштабов клинических.

Судите сами – цитирую статью Леонида Свиридова (РИА Новости) от 16 сентября: «Бандеровцы, как исламские фанатики, начали готовить детей к боевым действиям на востоке Украины… В Западной Украине в окрестностях Ивано-Франковска один из местных националистических деятелей Володимир Головчак, исполняющий обязанности главы местного самоуправления, решил создать новый «батальон» добровольцев для войны с сепаратистами на Донбассе. Не было бы в этом ничего удивительного, если бы в этот отряд под названием «Сокол» начали вербовать взрослых, а не детей — внимание! — в возрасте от 2 до 10 лет».

Далее в статье расписана подготовка малолетних «бойцов». Марши под флагом «правого» сектора… Ритуальные сожжения чучела Путина на главной площади города…

Нечего и говорить, что священники, которым становится известна такая практика, в шоке. Даже и католические.

В статье приводится комментарий известного ксендза Тадеуша: «После падения немецкого третьего рейха не было, похоже, такого случая в Европе, чтобы детей использовали для таких вещей.

Деятельность «Гитлерюгенд» начиналась сначала с маршей, а заканчивалась отправкой детей с автоматами на верную смерть на фронте».

Ксендз Тадеуш пытается привлечь к этим фактам внимание западных политиков, поддерживающих «правый» сектор. Но, как он сетует, наталкивается на стену непробиваемого лицемерия в этой ситуации.

Так еще бы! Кто, как не западные политики, как раз и создал эту ситуацию? В смысле — русофобию на Украине. Огромные деньги вкачивались, чтобы раскрутить пропагандистское колесо и довести людей до такого клинического состояния, когда им не жалко заблаговременно сдать на пушечное мясо собственных детей!

Эта информационная война была начата еще в 1888 году ставленником Ротшильдов рейхсканцлером Отто фон Бисмарком, который тогда писал: «Могущество России может быть подорвано лишь отделением от неё Украины… Необходимо не только оторвать, но и ПРОТИВОПОСТАВИТЬ Украину России.

Для этого нужно взрастить предателей среди элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Всё остальное — дело времени» («Rußland in Europa», «Die Gegenwart», Berlin, №1, 1888, русск. пер.

«Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX века», 1948).

Так именно Бисмарк и действовал, используя все преимущества своего поста германского канцлера. В 1898 г. Германия начала разрабатывать проект «самостийной украинской нации». Как велась эта информационная война против России? Как и всегда ведутся такие войны: путем информационных диверсий. В западные земли Украины ввозили из Германии наспех написанную литературу «про древних укров».

Причем кампания, начатая Бисмарком и стоявшими за ним Ротшильдами, это всего лишь малая часть глобальной информационной войны против славянства и православия, в которой победить мы можем лишь отстояв истину, что ПРАВОСЛАВИЕ НЕРАЗДЕЛЬНО.

«Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев

P.S. О Вещем Олеге

Вещий Олег был не самым великим завоевателем, но, похоже, самым успешным. Он приобретал войной максимум при минимальных потерях. За что и был прозван Вещим. Точнее же сказать, он был ведарем. Он ведал Обруч Перерождений, который позволяет заметить: истинное завоевание есть познание.

Невозможно покорить, не получится превзойти, пока ты не понимаешь, как именно оно устроено. Такое ведение было на Руси испокон и поэтому никогда не делали ставки на одну лишь грубую силу. Присказка такая была насчет умника: «все науки превзошел». В старину слово «понять» означало «взять», «покорить».

В летописях так именно: «пришел Вещий Олег и понял Царьград». А он его действительно не только понЯл, но и пОнял. Потому и прибил свой щит на его врата. Не победу свою хвалил, а провещивал: щитом Царьграда есть русский дух. Какой в нем был со времен основателя сего города Константина Великого.

Если русский дух вовсе выветрится — так и Царьграду не устоять. Не вняли ромеи Вещему Олегу. И вот: не стало Константинополя — стал Стамбул…

Источник: http://svainstitute.ru/stati/mat-li-kiev-gorodov-russkix.html

Киев, «Мать городов русских»

«Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал КиевНевозможно представить себе рассказ об истории Древней Руси без упоминания этого славного города. Несмотря ни на какие войны и беды, грабежи и разрушения, каждый раз он возрождался и расцветал еще и ярче. Киев — современный символ исторического и культурного единства Украины.

РОДОМ ИЗ ЛЕГЕНД

История Киева уходит корнями в столь стародавние времена, что мы можем черпать представление о ней лишь из летописей и легенд.

Согласно «Повести временных лет», написанной в XII в. монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре, Киев был основан Полянскими князьями-братьями Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбидью. По имени старшего из них и был назван город.

Хотя эта версия происхождения названия города — самая популярная, но далеко не единственная. В XIX в. многие историки вообще отрицали ее, склоняясь к сарматскому происхождению города.

Однако археологические раскопки доказали, что Киев основали все-таки славяне и произошло это приблизительно в V-VI вв.

Читайте также:  Чем правила женских боев на руси отличались от правил мужских боев

В 882 г в Киев вторгся Олег (Вещий), князь Новгородский, и, убив правивших там князей Аскольда и Дира, объявил завоеванный град столицей государства Киевская Русь и «матерью городов русских» — так поэтически оценил он стратегическое расположение города и его роль в перспективе. Постепенно княжеская резиденция становилась все богаче и краше.

В конце X — начале XI в. на улицах города начали появляться каменные дома, поднялись первые церкви (князь Владимир Святославич крестил Русь в 988 г.), а вдоль границ стольного града протянулись мощные оборонительные сооружения. А в 1051 г при Ярославе Мудром здесь появился первый в истории Руси монастырь, ныне известный как Киево-Печерская лавра.

Расцвет Киева был триумфальным, ярким, но, увы, недолгим. Уже в XII в. Киевская Русь распалась на несколько княжеств и бывшая столица утратила свою власть. Это было только началом уготованных Киеву бед.

Стихия междоусобных войн не обошла Киевское княжество: в 1169 г посланные великим князем Владимирским Андреем Боголюбским (1111-1174) войска разорили Киев, грабя и убивая его жителей. Следующий сокрушительный удар городу был нанесен в 1240 г., когда по Руси прокатились волной полчища монголо-татар, — Киев вновь остался в дымящихся руинах. В XIV в.

территории Киева и вовсе вышли из состава русских земель, став частью Великого княжества Литовского, а в 1569 г отошли Речи Посполитой (федерации королевства Польского и великого княжества Литовского), позже оставшись во владениях Польши.

Городу суждено было вновь вернуться к своим истокам, но только в 1654 г — когда после многих лет конфликтов православного населения с польскими властями на Переяславской раде Россия заключила договор с Польским королевством, одним из пунктов которого было возвращение Киева.

Вот тогда-то и открылось у города, что называется, второе дыхание. В XVIII—XIX вв. здесь появилось множество учебных заведений, заработали фабрики, различные мастерские, постепенно становившиеся заводами, постоянно действующие торговые ярмарки. В 1868-1869 гг к городу была подведена железная дорога, связывающая его с Москвой и Курском.

В 1917-1918 гг Киев подчинялся украинской Центральной раде Украинской Народной Республики.

8 февраля 1918 г был взят красными войсками, но уже в апреле того же года вновь стал столицей Украинской Народной Республики под властью Петлюры, пока 31 августа 1919 г в ходе Гражданской войны вновь не был занят Красной армией. Столицей УССР тогда стал Харьков, Киеву он передал эти полномочия в 1934 г.

  • Киев имеет очеиь четкую планировку: улицы здесь прямые и большинство из них ведет к центральной части города.
  • НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
  • Пройдя через суровые испытания, Киев сегодня строит новую Украину, но киевляне не согласны оставаться при этом только пассивными наблюдателями.

События XX в. совершенно преобразили облик Киева. После битвы за город в 1941 г его исторический центр был практически полностью разрушен взрывами и спровоцированными ими пожарами (при отступлении советские войска минировали оккупированные немцами территории, чтобы уничтожить все коммуникации и жилье). Даже Крещатик (главная улица Киева, заложенная еще в начале XIX в.

) был буквально стерт с лица земли. Но уже в 1943 г киевляне, засучив рукава, взялись за его восстановление. Современный городской центр, заново отстроенный в послевоенные годы, выдержан в стиле так называемого советского классицизма.

На смену прежним невысоким домам пришла традиционная для той эпохи монументальная многоэтажная архитектура, которая должна была символизировать мощь и непоколебимость Советского Союза.

В 1981 г при Музее Великой Отечественной войны в Киеве был открыт мемориальный комплекс, венцом которого является 80-метровая монументальная скульптура «Родина-мать». Ее олицетворяет женская фигура, воздевшая к небу щит и меч.

В здании, формирующем пьедестал статуи, находится зал Славы: здесь на стенах отдельных помещений увековечены названия воинских подразделений, партизанских отрядов и имена героев войны, грудью вставших на защиту столицы Украины от гитлеровцев.

В 1991 г Киев вступил в новую историческую эпоху, став столицей независимой Украины. Пережив смуту политического кризиса, Киев взял курс на уровень европейских столиц.

Ее особое величие теперь подчеркивается современной вечерней подсветкой главных улиц и площадей. Одна из таких площадей майдан Незалежности, или площадь Независимости, — излюбленное место встреч киевлян.

Здесь в праздники проводятся народные гулянья, сюда же местные жители приходят, чтобы отстоять свою гражданскую позицию. Особую известность за пределами страны площадь Независимости приобрела осенью 2004 г.

, во время «оранжевой революции», инициированной на тот момент еще будущим президентом страны Виктором Ющенко.

Тогда по всем мировым информационным каналам отсюда транслировались репортажи о многотысячных митингах не только киевлян, но и посланцев всех регионов Украины, несогласных с результатами президентских выборов.

С тех пор за главной площадью Киева закрепилась роль демократической трибуны страны, поистине всенародного вече. Майдан еще не раз заполнялся толпами людей, сторонников или противников очередного крутого поворота в политической жизни Украины, а часто тех и других одновременно. Они митингуют уже не под оранжевыми знаменами. И какие знамена утвердятся в Киеве в конце концов — бог весть.

Столицу Украины по-прежнему многое связывает с Россией: исторические корни, общие традиции, а более всего обычные человеческие отношения двух братских славянских народов.

При этом Киев, как истинный мегаполис, был и остается многонациональным городом. И продолжает развиваться как крупный промышленный, культурный и образовательный центр.

Открытый новым веяниям, среди которых он предпочитает западные технологии для экономики и европейский стиль для жизни.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ При археологических раскопках поселений IX—XIII вв. на территории нынешнего Киева было найдено более восьми тысяч орудий труда из железа, а также замки, оружие, части воинских доспехов, предметы домашнего обихода, конской сбруи, элементов одежды — это что касается железа.

И более трех тысяч украшений из золота, серебра и различных сплавов с ними. Интересно, что все они выкованы или сделаны чрезвычайно тщательно и искусно. Но еще интереснее то, что киевские художники по металлу — и кузнецы, и ювелиры — славятся своим декоративным стилем и сегодня.

■ В 1892 г Киев стал первым городом Российской империи, в котором был пущен трамвай — первый маршрут проходил по Александровскому спуску. С 1905 г в городе работает фуникулер, связывающий районы Подол и Верхний город.

■ В конце X в., еще во времена правления князя Владимира Святославича (Великого) (960-1015), в Киеве была построена первая в истории Киевской Руси каменная церковь. Называлась она церковью Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинной церковью. Дважды ее разрушали, и в настоящее время ведутся работы по ее восстановлению.

  1. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
  2. ■ Памятник основателям Киева;■ Киево-Печерская лавра;■ Золотые ворота;■ Софийский собор;■ Владимирский собор;■ Мариинский дворец;■ «Дом с химерами»;■ Исторический район Подол;■ Андреевский спуск;■ Национальный исторический музей Украины;■ Музей Великой Отечественной войны;■ Архив-музей искусства и литературы Украины;■ Музей Михаила Булгакова;■ Национальный музей Чернобыля;
  3. ■ Кирилловские высоты (пещерный монастырь, Бабий Яр).
  4. Атлас. Целый мир в твоих руках №52
  5. Читайте в этом номере:
  6. КИЕВ: «Мать городов русских»ФОЛКЛЕНДСКИЕ ОСТРОВА: Беспокойный тихий архипелаг в АтлантикеМАВРИТАНИЯ: На границе пустыниАТЛАНТА: Столица штата ДжорджияПУСТЫНЯ АТАКАМА: Иссушенная векамиГИБРАЛТАР: На краю ЕвропыГОНДУРАС: Страна-«невидимка» в тени ярких соседей

Источник: http://asonov.com/vokrug-sveta/vokrug-sveta/kiev-mat-gorodov-russkih.html

«Мать городов русских»: какой народ на самом деле основал Киев

Последнее столетие не утихают яростные споры – какой же народ стоял у истоков зарождения «матери городов русских». Чтобы составить собственное мнение, стоит изучить наиболее популярные версии.

Восточнославянская

Согласно Повести временных лет начала XII века Киев был основан тремя братьями-полянами Кием, Хоривой и Щеком и их сестрой Лыбедью. В Несторовой летописи читаем: «И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь.

Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев.

Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве». Впрочем, о происхождении самих полян, расселившихся по правому берегу среднего Днепра, ведутся не менее ожесточенные дискуссии. Одни (В. Седов, И. Русанов, Г.

Матюшкин) включают полян в «дулебский племенной союз» наряду с древлянами, дреговичами и волынянами. Существует мнение, что поляне происходят от скифского племени палов. Не исключается и сарматское происхождение восточнославянских племен.

Не забудем, что обвинения в фальсификации звучали и в адрес самой Повести временных лет, которую называли «искусственным и малонадежным» источником» (М. Приселков). Летопись, скорее, является фольклорно-художественным произведением, нежели документальным.

И с этим согласны многие историки: начиная с Н. Карамзина, который высказал сомнения в правдивости изложенного в летописи, и заканчивая Алексеем Толочко.

Современный исследователь называл Повесть временных лет «выдающимся литературным произведением, но совершено недостоверной историей».

Скандинавская

Известный шведский историк-популяризатор, писатель и профессор истории в Лундском университете Дик Харрисон придерживается версии, что Киев был заложен много ранее (не в XII, а в V веке). И активное участие в основании и развитии города с V по X век принимали викинги, которые называли будущий Киев Кёнугардом.

После прихода к Днепру викинги и скандинавские купцы договорились с местными восточными славянами «дружно жить поживать» и радушно принимать ищущих лучшей доли скандинавов. В качестве примера тесных связей между двумя народами Дик Харрисон приводит годы жизни в Киеве норвежских королей Олафа Харальдссона и Харальда Сигурдссона (IX в.

), а также брак дочери шведского короля Олафа Шётконунга с великим киевским князем Ярославом.

Историк напоминает, что в пользу его теории говорит и происхождение слова «русы». Русами, а вернее руденами, шведы традиционно называли выходцев из центральной Швеции.

И сегодня по-фински Швеция звучит как Ruotsi, а по-эстонски – Rootsi.

По этой версии получается, что часть основателей Киева действительно прибыла с территории современной Швеции, чтобы затем ассимилироваться с восточными славянами.

Хазарская

Версию о хазарском происхождении Киева разделял, в частности, российско-американский историк-евразиец Георгий Вернадский. Сторонники этой теории уверены, что в VII-X вв. территории к северу от Черного моря контролировались Хазарским каганатом, а земли полян входили в средневековое государство кочевого народа.

Сами поляне платили хазарам дань (Б. Рыбаков), о чем упоминается в Повести временных лет. Сам же Киев был не столицей «выдуманного государства полян Руси», а хазарской пограничной крепостью.

Ее исконное название Куйава (Kuyawa) восходит не к имени мифического полянского князя Кия, а к Куйи – имени хазарского вазира, основателя крепости во второй половине IX века.

Упоминание Киева как Куйава встречается в иностранных источниках X-XI века: Кioaba/Самватес – у византийского императора Константина XII Багрянородного в трактате «Об управлении Империей», Кuyaba – у арабского географа Абу аль-Истахри, Cuiewa – у немецкого хрониста епископа Мерзебургского.

Еврейская

Единственным источником, где Киев называется Самватес, является трактат Константина Багрянородного.

Это название не только переводится с хазарского как «верхняя крепость» (от тюркского sam – верхний и bat – сильный), но и позволяет говорить об еврейском происхождении города. Доводы в пользу этой гипотезы приводятся следующие.

Во-первых, Самватес созвучно с Самбатион – рекой, которая в еврейской мифологии текла по краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен.

Во-вторых, Самбат звучит почти как Шаббат – седьмой день отдыха в иудаизме, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. В-третьих, существует ряд топонимов: река Днепр в былинах называется Израй-река (предположительно, от Израиль), имя одного из основателей города Хорива восходит к ивритскому названию горы Синай (Хорев).

Армянская

Свои аргументы приводят сторонники армянского происхождения Киева. Они убеждены, что византийский нахарар (князь) армянского происхождения Смбат Багратуни в 585 году основал на Замковой горе крепость, названную Смбатас.

Потомки Смбата Багратуни – Куар (Кий), Шек (Мелтей) и Хореан — возвели на соседних холмах новые крепости: Куар (Кий), Мелтей (Щековица) и Кореан (Кореван). Четыре крепости: Смбатас, Куар, Мелтей, Кореван в дальнейшем объединились в город Киев.

Читайте также:  Михаил ii романов: что стало бы с россией, если бы он в 1917 году сменил николая ii на престоле

Армянская династия киевских князей просуществовала 300 лет (585-882 годы), пока потомки трех братьев Аскольд и Дир не были убиты варягами Рюриковичами.

Об армянах-основателях Киева упоминают историки VII-VIII вв. Себеос и Зеноб Глак. О кровном родстве между Куаром, Шеком и Хореаном, с одной стороны, и Рустем-Осколдом и Диром, говорит польский историк XV века Ян Длугош и такие исследователи, как А. Шахматов и М.

Тихомиров.

В частности, изучавший несохранившиеся летописи Ян Дуглаш пишет, что «после смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Скифская

Период развития Преднепровья (территорий, где позднее возник Киев) с VII по III в. до н.э. принято называть скифским. Археологические находки в древних поселениях, городищах и курганах позволили ученым весьма четко определить границы Скифии, в частности на севере современной Украины.

Однако однозначно ответить на вопрос, населяли ли скифы Преднепровье и какую роль они сыграли в основании Киева, пока не получается. Считается, что царские и кочевые скифы пришли и подчинили многие местные племена, в частности скифов-пахарей лесостепного Поднепровья и современной правобережной Украины.

Существует теория, что этнически скифы-пахари были праславянами, но их культура претерпела сильное влияние ираноязычных скифов-кочевников. И это доказывают археологические находки, обнаруженные при раскопках Хотовского и Ходосовского городищ.

Это и горшки с налепным валиком и сквозными, проколотыми шилом отверстиями – типичная посуда скифов-пахарей, и миски с черпаками с характерной петельчатой ручкой и налепным ободком, которые использовали для вина царские скифы, и типичные скифские наконечники стрел.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/119242-mat-gorodov-russkikh-kakoy-narod-na.html

Киев ли мать городов русских?

Киев ли мать городов русских?

Обратите внимание на первые строки «Повести…»: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Именно «В КИЕВЕ». История других городов для автора летописных строк не столь важна, а интересна только в качестве придатка к истории Киева.

Читая наши основные летописи, нетрудно заметить, что все они описывают события, основываясь на том, что Киев — географический и политический центр. И все описываемые города и реки находятся на небольшом отдалении от него.

Подробное же описание событий, происходящих в Северо-Восточной Руси, начинается лишь с момента убийства Андрея Боголюбского, а это уже вторая половина XII века.

Согласно Псковской Синодальной летописи Киев был основан в 854 году. В Новгородской первой летописи под этим годом отмечено: «Начало земли Русской», далее идет рассказ о трех братьях: Кие, Щеке и Хориве.

Вот что сказано про них в «Синопсисе 1735 года»: «Старший брат Кий основал град на горе над рекою Днепром и нарек его от своего имени Киев, какого же лета, летописцы российские не пишут… Один только летописец описал основание града Киева лета от Рождества Христова четыреста тридцатого». Что же мы видим: только ОДИН летописец ПОЧЕМУ-ТО определил основание Киева V веком. Этим историком был Стрыйковский (XVI век), который, как известно, многое в своих трудах беззастенчиво выдумывал.

Тем не менее это позволило советской исторической науке объявить основание Киева именно V веком, с большой помпезностью не так уж и давно был справлен 1500-летний юбилей города.

Но в последнее время согласно той же традиционной истории Киев значительно помолодел: по данным археологии, его основание смещается на конец VIII — начало IX века.

Но, на мой взгляд, это не предел омоложения города, и новую дату основания — 854 год можно признать условно-правильной.

Потому, что по мнению Шепарда, «археология не дает твердых указаний на существование в середине IX века в районе Среднего Поднепровья скандинавского поселения, да и вообще сколько-нибудь крупного политического центра». Далее: «Среди многочисленных образцов украшений и оружия, которые были найдены в захоронениях, ни один предмет нельзя уверенно датировать периодом ранее 900 г.».

Известный археолог и историк М. И. Артамонов писал: «К сожалению, археологические остатки города Киева IX в. остаются необнаруженными». Так что и 854 год, как новый год основания Киева, можно было бы считать подарком киевлянам.

Правда, тот же Артамонов, противореча себе, отмечает, что «в районе Десятинной церкви на месте Владимирова города находился большой курганный могильник… в могильнике находятся погребения и более старого времени, по крайней мере, второй половины IX в.».

То есть все вполне стыкуется с 854 годом, но уж никак не ранее.

По свидетельству английского историка, «случайные находки глиняной посуды и раскопки нескольких полуземлянок со стенами из битой глины и с очагом свидетельствуют, что какое-то поселение существовало на самом большом холме — Старокиевском, лучше всего защищенном природой».

Но на громадной площади, занимаемой, скажем, современной Москвой (пусть даже на территории Кремля), тоже вполне могли найти, а скорее всего, когда-то и находили остатки каких-нибудь поселений бронзового века, но это же не повод объявить о 3—4-тысячелетнем возрасте Москвы!

Источник: https://history.wikireading.ru/126992

Почему Киев — мать городов русских? Год основания Киева. История Киевской Руси

Киев – это столица Украины, один из крупнейших ее городов. Его история насчитывает не меньше тысячи двухсот лет. Как говорит летопись, основан он был тремя братьями и сестрой. Речь идет о Кие, Щеке, Хориве, а также Лыбеди. В статье будет рассказано о раннем периоде в истории Киева. Начиная от его основания и до периода раздробленности Руси. А также будет рассмотрен вопрос о том, кто сказал: «Киев – мать городов русских».

Историко-этимологическая справка

Прежде чем объяснять, почему Киев – мать городов русских, следует начать с его основания и версий происхождения названия. Как показывают археологические раскопки, на территории нынешней Киевской области поселения существовали уже около пятнадцати — двадцати тысяч лет назад. Что касается года основания Киева, то точная дата историкам неизвестна.

Если говорить о происхождении названия, то его однозначного объяснения не существует. Как сказано в летописи, наименование города связано с именем его основателя. «Повесть временных лет», относящаяся к 12 в., утверждает, что три брата и сестра основали поселение, являвшееся центром племени полян, названное в честь старшего – Кия. Тогда город состоял из терема и княжеского двора.

Куар и кияне

В сочинении «История Тарона», принадлежащем перу армянского автора Зеноба Глака, рассказывается об образовании Куара (то есть Киева) в стране племени полунь (то есть полян) тремя братьями. Их имена – Куар, Ментей, Хереан.

Существует и народная версия. Она сводит этимологию наименования к слову «кияне», или «кияны». Это первые жители, которые работали на переправе через реку Днепр. Это, по сути, был деревянный настил на столбах, вбитых в дно. Столбы эти назывались киями.

Археологические раскопки

Изучая вопрос о том, почему Киев — мать городов русских, продолжим рассмотрение его ранней летописи. Это необходимо, чтобы дать развернутый ответ. Как уже говорилось выше, в истории Киева ученые насчитывают не меньше, чем 1200 лет, а точная дата его образования не установлена.

Археологические раскопки позволяют говорить о том, что на правом берегу Днепра в 6-7 вв. уже имелись поселения, которые можно рассматривать в качестве городских. Исследователи обнаружили остатки жилищ, укреплений, керамику, византийские монеты, ювелирные изделия. В 9 в. Киев находился в зоне конфликта венгров с хазарами, отличавшейся нестабильностью.

Князь Олег

Во второй половине 9 в. на Киевской земле правили представители варяжского племени – Аскольд и Дир. Вероятнее всего, они являлись членами дружины Рюрика и освободили полян от хазарской зависимости. В то время как он сам правил на Новгородской земле до своей смерти в 879 г. После этого власть перешла к Олегу, который состоял регентом при Игоре, малолетнем сыне и наследнике Рюрика.

  Юрий Левитан — знаменитый диктор победы

В 882 г. Олег из Новгорода пошел в наступление на Киев. Он захватил власть, убив Дира и Аскольда. После этого произошло объединение Киева и Новгорода князем Олегом. Как свидетельствует летопись, первый из названных городов стал главным в объединенных княжествах. А теперь перейдем непосредственно к ответу на вопрос о том, почему Киев – мать городов русских.

Свидетельство летописца

Снова обратимся к русской летописи «Повесть временных лет». Как уже говорилось, она составлена в 12 в. У нее есть и другие названия. В одном случае речь идет о «Первоначальной летописи», еще один вариант – это «Несторова летопись». Считается, что ее составил Нестор, инок Киево-Печерского монастыря.

Согласно его свидетельству, 822-й – это год провозглашения Киева матерью городов русских. Эту фразу произнес князь Олег после того, как захватил в нем власть. По предположению академика Д. С.

Лихачева, она является семантической калькой, то есть заимствованием путем буквального перевода слова «метрополия» – «материнский город».

С древнегреческого языка μήτηρ переводится как «мать», а πόλις обозначает не что иное, как «город».

Таким образом, по свидетельству Нестора, Олег объявил, что Киев стал столицей владений, которые достались ему на княжение. Автор летописи относился к школе Киево-Печерского монастыря. Его послушники были последователями византийской традиции, которой они строго придерживались. Поэтому ученый монах и употребил такой термин, как «метрополия», который дословно был переведен как «мать городов».

Сегодня это слово понимается как государство, которое имеет колонии, поселения, находящиеся за пределами их границ. Они зависят от метрополии и эксплуатируются ею. У древних греков метрополиями были полисы, то есть города-государства, у которых имелись свои поселенческие территории в чужих землях, у варваров.

Что касается даты произнесения рассматриваемого выражения, то она вызывает у историков споры. Однако все они сходятся в том, что объединение двух самых крупных городов у племен восточных славян явилось для них важнейшим шагом. Оно дало толчок для создания сильного государства на территории Восточной Европы.

Присоединение земель

На этот же период приходится и возрастание масштабов строительных работ на территории г. Киева. Свидетельством тому являются археологические раскопки, сделанные на Подоле, в Верхнем городе, Печерске, на Кирилловской горе. Это было связано с тем, что быстро увеличивалось городское население. Это происходило за счет людей, прибывавших из различных регионов Руси. За период правления Олега к землям Киевской Руси были присоединены территории, на которых проживали древляне, северяне, тиверцы, уличи, радимичи, кривичи и новгородские славяне.

  Сказки капиталистического государства

Во время проведения одного из походов в соседние территории князь погиб. Ставший править после него Игорь в 914 г. осуществил поход на древлян, которые стремились к отделению от Киева. В 941 г.

он, в торговых интересах, организовал и поход на Византию. Широкомасштабные и многочисленные военные выступления требовали потребления больших ресурсов. Это подталкивало к увеличению размеров дани с покоренных земель. В результате в 945 г.

произошло восстание древлян, убивших Игоря.

Киев как столица в 9-12 веках

С момента захвата князем Олегом Киева и до второй половины 13 в. этот город являлся столицей Руси. Традиционно «сидевшие» в нем князья держали верховенство над правителями прочих русских земель. При этом киевский стол выступал в качестве главной цели соперничества внутри династий. В 968 г. город выстоял при осаде печенегами, в чем помогли хорошо укрепленные форпосты. Из них самым крупным был Вышгород.

В 988-м по указанию князя Владимира в реке Днепр произошло крещение городского населения. Русь превратилась в христианское государство. Была организована Киевская митрополия, которая просуществовала до 1458 г.

В 990-м начали строить первую каменную церковь. В 1240-м г. ее разрушили орды Батыя, напавшие на Киев. Как свидетельствует «Повесть временных лет», в 1-й половине 10 в.

Читайте также:  Против самостийности: как воевали червонные казаки примакова

в городе действовала христианская соборная церковь, посвященная пророку Илье.

При правлении князя Владимира продолжалось городское строительство, в том числе и жилых домов. Киев почти на треть состоял из принадлежавших князю земель. На них был расположен дворец.

Город Владимира, площадью около 10 га, окружал земляной вал и ров. Тогда Киев имел широкие международные связи.

К его партнерам можно отнести и Византийскую империю, и восточные, и скандинавские страны, и Западную Европу.

Убийство Бориса и Глеба

После смерти Владимира в 1015 г. вспыхнула междоусобная война за Киевский престол. Как гласит официальная версия, его сыновья Борис и Глеб были убиты Святополком Окаянным, приходившимся им старшим братом. Они стали первыми из русских святых покровителями Руси и русских князей.

Однако Святославу нанес поражение четвертый брат, которым был Ярослав Мудрый. Проиграв в битве, которая состоялась под Любечем, он (Святослав) потерял княжение в Киеве.

По просьбе изгнанного князя польский король Болеслав I двинулся на столицу и на реке Буг разбил войско, которым командовал Ярослав Мудрый. Однако нового князя киевляне не приняли. В результате восстания, вспыхнувшего в 1018 г.

, Ярославу был возвращен престол. Изучая, почему Киев – мать городов русских, нужно сказать о его «золотом веке».

  Валерий Быковский навсегда вернулся к звёздам

Город Ярослава

При нем здесь наступил «золотой век». В начале 11 в. Киев был довольно крупным образованием, размеры которого увеличивались. В нем имелось 400 храмов и 8 торжищ. К концу века его уже называли соперником Константинополя. Кроме двора самого князя, были построено и около десяти дворов других высокопоставленных лиц.

Из «Повести временных лет» известно, что город Ярослава имел площадь больше шестидесяти гектаров. Его окружал ров, залитый водой и имевший глубину двенадцать метров. К нему подступал высокий вал, длина которого равнялась трем с половиной километрам. Его ширина у основания – тридцать метров. Высота вместе с частоколом доходила до шестнадцати метров.

Дела духовные

Именно в то время, когда правил Ярослав Мудрый, построили Софийский собор, украшенный множество фресок и мозаик. Самой известной является изображение Богородицы Оранты. В 1051 году Киевский князь собрал в Софийском соборе епископов, где из местных уроженцев был избран митрополит Илларион. Тем самым была продемонстрирована конфессиональная независимость от Византии.

В тот же год монах Антоний Печерский и его ученик Феодосий основали Киево-Печерскую лавру. Сын Ярослава Мудрого, князь Святослав II, даровал монастырю находившееся над пещерами плато.

Позже на нем были выстроены каменные храмы, богато украшенные живописью. А также здесь расположились крепостные башни, кельи, прочие строения.

С лаврой тесно связаны имена таких исторических личностей, как летописец Нестор и художник Алипий.

Существовала и такая часть старого Киева, которую именовали городом Изяслава-Святополка. По времени возникновения она находится на третьем месте. Ее центром был Златоверхий Михайловский монастырь. В 1068 г.

, после того как Изяслав проиграл на реке Альте битву с половцами, против него было организовано вечевое выступление. Он был вынужден скрыться в Полоцке. После него временно на престол взошел Всеслав Брячиславич.

В завершение рассмотрения вопроса о том, почему Киев – мать городов русских, следует отметить, что в 12 в. начался процесс распада Древнерусского государства и наступления феодальной раздробленности.

Источник: https://labuda.blog/253940

Аномалия — электронная библиотека

  • 100 великих городов мира
  • Надежда Алексеевна Ионина
  • Киев – мать городов русских

На высокой горе, поднимающейся над седым Днепром, раскинулась широкая и величественная площадь Богдана Хмельницкого.

Здесь сверкает ровный и чистый асфальт, ходят трамваи и троллейбусы, но стоит только оглядеться, как на вас сразу же повеет древностью. Неподалеку от площади, по левой стороне Владимирской улицы, сохранились остатки Золотых ворот, выстроенных в 1037 году — во время правления князя Ярослава Мудрого.

За ними высится знаменитый Софийский собор, заложенный князем в том же году в память победы над печенегами…

Немного найдется в мире городов, вокруг возникновения которых происходило бы так много споров в среде ученых историков, археологов и любителей древности.

А начало этим многочисленным дискуссиям положил Нестор-летописец, который в «Повести временных лет» поместил легенду, согласно которой апостол Андрей в I веке побывал в Поднепровье и на одной из киевских гор водрузил крест как символ будущего города.

«Повесть временных лет» начинает последовательное изложение истории Киева как столицы Древнерусского государства с 862 года. Однако и сам летописец пытался докопаться до ответа на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжиты».

Археологические раскопки свидетельствуют, что территория нынешнего Киева была заселена уже в I веке до нашей эры. Возникшие здесь поселения своего наивысшего развития достигли к II—III векам, после чего началось их постепенное угасание. С IV века славянское население здесь стало проживать постоянно, и с этого времени город начал расти и развиваться.

Однако проблема происхождения Киева, как указывалось выше, постоянно привлекала к себе внимание ученых, которые приходили к самым противоречивым выводам о времени основания города и об этническом происхождении его основателей.

Начальные шаги города над Днепром чаще всего связывали не со славянами, а с другими народами — сарматами, готами, гуннами, норманнами, аварами. Так, например, основываясь на некоторых древнескандинавских источниках, Киев отождествляли с городом Данпарстадом — легендарной днепровской столицей готов.

В «Старшую Эдду» вошли, в частности, «Речения Хамди» — один из вариантов истории несчастной Сванхильды, выданной замуж за готского короля Германариха и казненной им самым жестоким образом. Хамди и два его брата, отправившиеся в путь, чтобы отомстить за смерть сестры, попадают в столицу готского короля, где видят «дворец готов и склоны глубоких берегов».

Некоторые исследователи (например, Г. Вигфуссон) встречающееся в тексте «Речений Хамди» слово «djupat» (глубокий) пытались исправить на «Danpar» (Днепр) и таким образом объединить ставку Германариха на Днепре и Киев в одно.

Данпарстад упоминается также в «Песне об Аттиле», «Херварасаге», «Песне о Хльоде и Анганте», но и отсюда можно сделать вывод лишь о том, что в Приднепровье существовал какой-то политический центр готов, однако это вовсе не означает, что он располагался на территории современного Киева.

Древнерусская легенда повествует, что Киев основали три брата — Кий, Щек и Хорив, и легенда эта в древней Руси была очень известной: так или иначе она вошла в состав всех летописей, которые освещают начала древнерусской истории. В «Повести временных лет» у Нестора-летописца читаем:

Полем же жившем особе и володеющем роды своими, иже и до сее братье бяху поляне, и живяху каждо съ своим родом и на своих местах, владеюще каждо родом своим.

И быша три брата: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь.

Седяше Кий на горе, где же ныне Увоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створище град во имя брата своего старейшего, и нарекоша имя ему Киев.

Аналогичные рассказы есть и в тех кодексах, которые отражают другие летописные традиции, нежели «Повесть временных лет».

Легенда об основании Киева тремя братьями вскоре после своего возникновения вышла за пределы Руси и распространилась среди соседних народов, в первую очередь — западных славян.

Со временем это предание перекочевало и в неславянские страны: подвергаясь определенной переработке, оно нашло свое отражение в «местных источниках» (например, армянский вариант киевской легенды встречается в «Истории Тарона» Зеноба Глака).

Вначале Киев оставался сравнительно небольшим городом — центром Полянского союза племен. Со временем славянские союзы переросли в Древнерусское государство, вместе с ними рос и Киев, постепенно превратившийся в «стольный град державы».

В середине IX века в Киеве правил Аскольд — последний представитель династии Кия. В 862 году новгородский князь Олег и его воины «пришли к горам Киевским». Увидев город, князь так сильно пленился его красотой, что, покорив его, официально провозгласил Киев столицей Руси и произнес знаменитые слова: «Да будет (Киев. — Н.И.) матерью городам русским!».

Однако, кроме приятности климата, красивости местоположения и богатства страны, сравнительно с севером, тому были и другие обстоятельства.

Киев находился там, где Днепр, приняв самые большие притоки свои — Припять и Десну, поворачивает на восток, в степи — жилище кочевых народов.

Здесь и должна была утвердиться главная защита от них; здесь же, вероятно, было и сборное место для русских лодок, отправлявшихся в Черное море.

В годы княжения Олега Русь освободилась от тяжкой и унизительной зависимости перед Хазарским каганатом. Подобно своему предшественнику Аскольду, князь Олег совершил два похода на Царьград (в 907 и 911 гг.) и оба раза одержал славные победы. В русско-византийском договоре 911 года Киев выступает уже как общепризнанная столица Руси.

При преемниках Олега, князе Игоре и княгине Ольге, Киев рос и укреплялся, но в основном он оставался деревянным городом. Правда, во время правления княгини Ольги в Киеве уже начинается каменное строительство.

Одну из наиболее ярких страниц в историю Древней Руси и ее стольного града вписал князь Святослав. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил он в походах, как пардус, и много воевал».

Действительно, недолгое княжение Святослава было наполнено шумом походов и звоном битв: под его водительством храбрые дружины прошли от Волги до Дуная, везде прославляя русское оружие. Воюя в далеких странах, князь Святослав редко бывал в Киеве, чем и воспользовались печенежские ханы — извечные враги Руси.

В 968 году они осадили Киев, в городе начался голод, не хватало воды. Но система киевских укреплений выдержала осаду, а тут и подоспевшее войско воеводы Претича освободило стольный Киев-град.

Богатырским, героическим временем было и правление князя Владимира Красное Солнышко, как его назвали русские былины. Это были годы блестящих успехов Древнерусского государства, когда складывалась и развивалась самобытная и яркая культура древнерусской народности. Расцвел и стольный град Киев.

На Киевских горах воссияла благодать Божья, когда русский народ принял Святое Крещение и стал исповедовать святую веру Христову. «Что солнце между планетами, что царь между народами, то Киев между городами. На высокой горе стоит он, опоясанный зелеными садами, увенчанный золотыми маковками и крестами церквей, словно святою короною», — так писал украинский писатель Е.П. Гребенка.

Быстрый рост Киева в X — первые годы XI века отмечали все иностранные путешественники, послы и купцы, побывавшие в нем. Город поражал приезжих своим богатством, многолюдством, пышностью дворцов и храмов. Т Мерзебургский, саксонский хронист начала XI века, отмечал, что «в большом городе Киеве насчитывается 400 церквей, восемь торжищ и необычайное скопление народа».

В истории Киева Щелую эпоху составляет время правления князя Ярослава, который крепко держал бразды правления в своих руках, цвела при нем Русская земля, за что и прозвали его на Руси и .в других государствах Мудрым.

Во время его княжения Киев перешагнул свои первоначальные границы и быстро расширился во всех направлениях. Да и принарядил князь Киев не хуже Царьграда-Константинополя, возвел новые стены на земляных валах и соорудил Золотые ворота.

Кое-кто упрекал князя в расточительности: мол, к чему эта позолота, да и ворота слишком большие — ширина их равнялась ширине средней части главного киевского собора.

Но князь Ярослав знал, что делает, и на украшение Божьих храмов не жалел никаких средств. А ворота — это лицо города: пусть все — и странники, и торговцы, и друзья, да и враги тоже — сразу видят, как богат, красив и могуч Киев И новые храмы поставил князь в Киеве, один Георгиевский, другой Ирининский, а главную церковь земли Русской, сердце русской митрополии, он посвятил мудрости

Источник: http://a-nomalia.narod.ru/100gorodov/61.htm

Ссылка на основную публикацию