Место рождения чингисхана: почему историки считают, что оно находится в россии

В «Сборнике летописей» Рашида ад-Дина местом рождения Чингис-хана названо местечко Делун-Булдаг на реке Онон. Никакой более точной информации или ориентира ни в одном источнике указано не было. До 1856 года.

А произошло в этом году вот что — Восточное отделение российского императорского географического общества снаряжает своего сотрудника А.П.Юренского в экспедицию в Даурию (ныне это Забайкальский край, Россия). Целью экспедиции было описание земель к востоку от Байкала, а так же изучение имеющихся там исторических памятников, легенд и прочего.

Добравшись из Петербурга до Иркутска, Юренский обратился к проживавшему там известному бурятскому ученому-востоковеду — Доржи Банзарову, с просьбой соориентировать его в поисках. Поскольку Банзаров был родом из этих мест и многое знал, о многом слышал.

Сам же он, по разным причинам, в последние годы своей жизни отошел от активной научной деятельности.

Интересовал Юренского в числе прочих весьма необычный вопрос – где на реке Онон находится место, в котором по преданию родился Чингис-хан. Банзаров, и сам очень интресовавшийся этой темой, объясняет ему свое видение проблемы.

Он рассказывает Юренскому несколько местных бурятских легенд, согласно которым на реке Онон есть места — урочища, тесно связанные с именем Чингис-хана. Это прежде всего гора Батор, на вершине которой распологается «Чаша Чингис-хана» — удивительное природное образование из камней, почитаемое местными племенами как священное место.

А так же расположенный рядом «речной остров» – Эке-арал – Большой или как его еще называеют «Мать-остров». Который так же как и гора Батор вплетен в многочисленные местные легенды о Чингис-хане. Именно здесь Банзаров локализует место рождения Чингис-хана — Делун-Булдак. Название местечка Банзаров переводит как «селезенка-холм».

От монгольского слова ДЭЛYY – селезенка, и БОЛДОК – невысокий холмик, насыпь. Как видим – Банзаров считал это название монгольским.

Для Юренского объяснения Банзарова явились достаточным ориентиром в поисках. Исколесив побережье Онона он с радостью извещает и Банзарова и Географическое общество о нахождении Делун-Булдага в семи верстах от Эке-арала и в трех верстах от Кочуевского караула (заставы).

Как и каким образом Юренский нашел подтверждение легендам бурят мы не знаем. Понятно, что никаких указателей здесь никогда не было и вывод был сделан на основании опять же каких-либо человеческих утверждений – рассказов и легенд местного населения.

Но именно с этого момента информация об открытии местоположения местечка Делун-Булдага появляется во всех словарях и географических справочниках.

Ученые производят расчеты расстояния от этого места до города Нерчинска, едвали не единственного ориентира в тогдашней Даурии, от российско-китайской границы и т.д.

Всячески наполняя содержанием новый исторический артефакт.

Именно таким способом в русской географической традиции местечко Делюн-Болдок прочно закрепляется за долиной в районе села Нижний Цасучей, но, почему-то не наносится ни на одну географическую карту Даурии…

Место рождения Чингисхана: почему историки считают, что оно находится в России Это географическая справка о Делюн-Болдоке в «Географическо-статистическом словаре Российской Империи», составленном Петром Петровичем Семеновым (Тян-Шанским). Данные, как видим, подчерпнуты им из книги Егора Петровича Ковалевского «Путешествие в Китай», ч. 1, стр. 80, 1853 года издания (на фотокопии указан ошибочный год — 1856). Вот оригинал книги, та самая 80 стр.: Место рождения Чингисхана: почему историки считают, что оно находится в России

Никаких описаний, никаких отсылок на какие-либо ориентиры для поиска не указаны. Загадка за загадкой, странность за странностью.

Но в конце концов прав был Юренский или нет, приняв местные легенды за чистую монету, судить вам. Мы же предлагаем еще одну, совершенно отличную версию о местонахождении таинственного места рождения Чингис-хана. Версию, которая не опирается ни на одну из легенд и которая, на наш взгляд, выглядит более логичной и стройной в своем обосновании.

А началось все с великого исторического литературного памятника — «Сокровенное сказание монголов» в переводе Сергея Андреевича Козина. Здесь приводем текст литературного русского перевода одного из «параграфов» памятника, а затем посмотрим транскрибированный текст этого же участка текста, с которого Козин и выполнял свой перевод сказания.

§ 59. Тогда-то Есугай-Баатур воротился домой, захватав в плен Татарских Темучжин-Уге, Хори-Буха и других. Тогда-то ходила на последах беременности Оэлун-учжин, и именно тогда родился Чингис-хаган в урочище Делиун-балдах, на Ононе.

А как пришло родиться ему, то родился он, сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови, величиною в альчик. Соображаясь с тем, что рождение его совпало с приводом Татарского Темучжин-Уге, его и нарекли поэтому Темучжином.

59. Tende Yesuķai-Baatur Tatar-un Temuĵin-Uķe, Hori-Buhua teriuten Tatar daouliĵu ireasu, tende Hoelun-uĵin keelitai burun, Onan-no Deliun-boldah-a bukui-tur, ĵob tende Čiŋķis-hağan toreĵuui. Torekui-tur baraun shar-turiyen љia-in tedui nodun hathun toreĵuui. Tatar-un Temuĵin-Uķe-i abčirahsan-tur toreba, keen, Temuĵin nere okkui teimu.

В китайской транскрипции место рождения Чингис-хана отмечено как “Onan-no Deliun-boldah-a bukui-tur”, что дословно переводится как «местечко Дэлиун-Балдах на Ононе».

«На Ононе», это конечно же река Онон, о которой надо отдельно сказать несколько слов, для понимания места действия…

Река берет свое начало в горах Хэнтейского хребта на севере Монголии и далее в верхнем своем течении бежит по глухой таежной местности до границы Монгольской республики и Российской Федерации. Пересекает границу и далее несет величественно свои воды уже по Забайкалью до самого своего слияния с рекой Ингодой — образуя реку Шилку.

В своем среднем и нижнем течении Онон течет по степям – широким равнинам с богатыми пастбищами. Район устья Онона – самый древний из заселенных русскими казаками-первопроходцами районов Забайкалья. Виной тому – серебряные руды, из которых царская корона России, используя труд каторжников, добывала метал для чеканки денег.

Первые поселенцы-казаки появились здесь в 1650-х годах и достаточно надежно здесь обосновались.

Но вернемся к поискам…

«Местечко Делиун-Балдах» очень примечательное название. Примечательно оно тем, что на современных картах Забайкалья в пределах реки Онон совершенно не встречается названий со словом Делиун, тогда как многие сохранившиеся названия по своей древности могут соперничать с нашим. В тоже время есть названия со словом Дэлюн.

И скорее всего как раз это является истинным, правильным звучанием книжного транскрибированного названия. В Забайкалье есть ручей Дэлюн-Булак, долина, по которой течет этот ручей называется Дэлюн-Ундэр. Севернее города Нерчинска есть речка Дэлюн, и точно такая же речка есть на юго-западе Забайкалья.

Примечательно (на что просьба заострить особое внимание), что все эти названия относятся к «водным» географическим объектам. Это важно.

Искажение названия, и это совершенно нормальное явление, произошло при переводе монгольского звучания названия местности в китайское звучание при создании китайской версии «Сокровенного сказания».

Напомним, что единственный сохранившийся текст «Юань чао ми ши» — это монгольский текст, набранный транскрипцией китайскими иероглифами, с параллельным подстрочным переводом на китайский язык. Именно на основании этого текста скорее всего писал Рашид ад-Дин свои «Летописи» и Лубсан Данзан свое «Алтан тобчи».

Слишком уж много пересечений сюжетных линий и последовательности повествования в этих произведениях с оригинальным «Юань чао ми ши», а добавления и отступления в них либо не существенны, либо относятся к другой культурной традиции, т.е. буддизму, мусульманству и т.д.

Вот так выглядит одна из страниц этого замечательного литературно-исторического памятника.

Место рождения Чингисхана: почему историки считают, что оно находится в России

В силу большой разницы фонетической палитры монгольского и китайского языков – сложные, составные словосочетания, а прежде всего это относится к именам собственным и географическим названиям, были деформированы. Это обычное явление. Любой человек, являясь носителем одного языка, не сможет совершенно правильно произнести географическое название на другом языке.

Но вернемся к нашим названиям…

Доржи Банзаров перевел слово «Дэлюн» как «селезенка». От монгольского слова «ДЭЛYY». При всем уважении к выдающемуся ученому, нам кажется, что это не правильная интерпритация. Дело всё в том, что язык ойконимов (т.е.

слов, обозначающих названия местности, и особенно это заметно в Забайкалье) будь то монгольские слова, эвенкийские или какие другие — весьма описательный, даже скорее картинный.

Использование известных своим видом или свойством объектов в названии местности было необходимым в силу отсутствия других, сколько-нибудь удобных способов передачи направления движения. Компасы, карты и координаты еще не были изобретены или не имели широкого хождения в среде степных пастухов-номад.

И поэтому использовались только те понятия, которые имели ясную описательную форму, которую не возможно ни с чем спутать. В Забайкалье множество ойконимов с «описательными» названиями – голова, угол, грязь (болото) и т.д. В том числе и по этому название «селезенка» никак не могло быть использовано в нашем случае.

Сама по себе селезенка ничем не примечательный орган, напоминающий бесформенный комочек – что у человека, что у животных. Использование в описании местности формы селезенки лишено всякого смысла. Функциональные особенности этого органа тоже далеки от описательности – даже современная медицина до конца не выяснила – что конкретно делает этот орган и в чем его функция, что уж говорить о древних.

Изучая этот вопрос пришлось многое пересмотреть и передумать. Например, считается, что старинные названия в долине реки Онон носят в основном монгольско-бурятское происхождение.

При этом нередко забывают о многих других коренных народах этих мест – эвенках, орочонах, маньчжурах. А эти народы тоже внесли немалую лепту в установление названий местностей в Забайкалье. Которыми в свою очередь пользовались и монголы и китайцы.

Следует отметить высокую похожесть местных языков и диалектов. Конечно не в полной мере, но достаточной для взаимного понимания.

Вот что было найдено в эвенкийско-русском словаре, составленном замечательной женщиной, ученым-тунгусоведом — Глафирой Макарьевной Василевич (1895-1971):

Место рождения Чингисхана: почему историки считают, что оно находится в России

Как видим слово «дэлун» — это маньчжурское (Ман) наречие и обозначает оно тоже, что и монгольское (Монг) слово «дэл», т.е. «конская грива». А вот это уже более похоже на «описательный» язык древних названий. Таким образом мы имеем некий водный объект, похожий на какую-то там «конскую гриву».

Примечательно, что Доржи Банзаров просто не мог знать об этом, сам он был из селенгинских бурят, живущих возле Байкала, а языком забайкальских эвенков и других народностей Даурии в XIX веке практически никто не занимался.

Стоит отметить, что первый эвенкийский словарь был издан только в 1958 году, через 100 лет после смерти ученого.

Логично предположить, что если первая часть названия «Дэлюн-Балдах» из маньчжурского наречия, то и вторая часть из этого же языка. Скорее это проверим!

Затратив массу усилий, нам удалось разыскать фотокопию «Полного маньчжуро-русского словаря» (СПб., 1875 г.) составленного Иваном Ильичем Захаровым (1816—1885) — русским дипломатом, доктором маньчжурской словесности, ординарным профессором Санкт-Петербургского университета. И вот что мы там находим —

Место рождения Чингисхана: почему историки считают, что оно находится в России

Слово «балдах» в нашем названии, это самое простое маньчжурское слово «балда» в сочетании с суффиксом «–ах» (по некоторым наметкам этот суффикс обозначает признак действия, т.е. движения) и обозначающее вполне конкретный объект, понятной формы и содержания – белая лысинка на шерсти животного.

Таким образом мы имеем местность, или, как мне кажется здесь более подходит старинное слово — «урочище», которое чем-то напоминает «конскую гриву с пятнышком залысины». Это водный объект (выше перечислялись все Дэлюны, имеющиеся в Забайкалье) и находящийся на реке Онон.

Возможно это часть реки своеобразной формы — формы лошадинной гривы с залысиной. А форму лошадинной гривы мы все знаем – достаточно длинная прямая ложбинка меж двух валиков конского волоса по бокам.

Думается, что найдя похожее длинное и прямое место на реке Онон мы с высокой долей вероятности узнаем точное место расположения Дэлюн-Балдаха…

Такое место есть.

Единственное на всем протяжении течения реки. Несколько километров Онон течет практически прямо – зажатый с обеих сторон высокими крутыми берегами, действительно отдаленно напоминающими волосяные холмики на конской гриве.

И залысина на этой «конской гриве» есть. Конечно это островок.

Учитывая, что за последние века Онон сильно обмелел (по нашим оценкам уровень воды упал на 2-3 метра), но следуя рельефу местности нами была предпринята попытка восстановить прежний вид реки (см. спутниковое фото).

Интересно вот еще что – как и почему могло исчезнуть с карт такое древнее и достаточно знаменитое название? Ответ на этот вопрос должен быть достаточно веским и доказательным.

В этих местах в середине XVII века обосновались первые русские поселенцы-казаки. «Идущие встречь Солнцу», т.е. из центральной России навстречу Солнцу в столь далекие края в поисках новых земель для царской короны, а так же в поисках мест богатых пушниной и разными полезными минералами, например серебром. Серебро было крайне необходимо Государевой Казне — для чеканки российских денег.

Читайте также:  Была ли на самом деле матрёшка привезена в россию из японии

Казаки обосновались в районе где сейчас располагается город Нерчинск, и первым делом поменяли все рядом расположенные названия на русский манер – горы, речки, долины и т.д. Появились гора Девятая пятница, Ягодная, Шаманская сопка, падь Змеиный лог и т.д. Только русские названия. Не удивительно, что Дэлюн-балдах исчез.

Место рождения Чингисхана: почему историки считают, что оно находится в России

Сейчас это – окрестности села Чирон, в 13 километрах от города Первомайский Забайкальского края и в 64 километрах от города Нерчинск.

Длина прямого участка реки Онон в этом месте составляла во времена Чингис-хана около 8 км(!), что для такой вихрастой реки довольно не типично.

Подобный рисунок местности вполне мог возбудить воображение древних обитателей этих мест на название «конская грива с залысинкой».

Правильность данного предположения, как нам кажется, косвенно подтвердится позднее, когда мы перейдем к главе, посвященной главной монгольской исторической горе Бурхан-Халдун, а так же месту последнего упокоения Чингис-хана…

Чингисхан. Дикого персика стрелы.

Игорь Толмачев

2015

[моё] Чингисхан Текст История Длиннопост Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Источник: https://pikabu.ru/story/rozhdenie_chingiskhana_4503527

Кем по национальности был Чингисхан? Этническое происхождение великого полководца под сомнением

Место рождения Чингисхана: почему историки считают, что оно находится в России

По мере приближения 850-летия со дня рождения Чингисхана среди казахстанских и китайских историков разгорелась дискуссия об этнической принадлежности «потрясателя вселенной», который был признан ЮНЕСКО «величайшим полководцем двух тысячелетий». В Алма-Ате объявлено о предстоящей конференции «Чингисхан и казахская государственность» с участием ведущих ученых из России, Ирана, Китая, Монголии, Казахстана и других стран.

Стоит отметить, что до недавнего времени монгольское происхождение Чингисхана не вызывало у большинства рядовых людей никакого сомнения. Однако организаторы пытаются доказать, что Чингисхан, ни много ни мало, был казахом.

По мнению казахстанских и некоторых других ученых, «намеренная фальсификация исторических фактов началась с правления Ивана Грозного».

Причиной фальсификации многие ученые называют «попытку стереть из памяти русского народа факт порабощения их предков «дикими ордами».

По официальным данным, Чингисхан (настоящее имя — Темучин) родился на территории современной Монголии в 1155 году в роду кият.

Как известно, в 1206 году во время курултая (всеобщего собрания правителей родов) Темучина провозгласили ханом и дали ему новое имя — Чингисхан (хан Востока).

И беря во внимание то, что участниками курултая были казахские роды кият, меркит, жалаир и аргын, ученые утверждают, что Чингисхан был именно казахом.

При этом вышеперечисленные роды действительно считаются казахскими, но выходцев из этих племен принято называть «казахами монгольского происхождения».

— Монголы вообще никакого отношения к Чингисхану не имеют, так как на той территории в то время они не жили, поэтому сам факт деления казахов на казахов монгольского происхождения и казахского происхождения нонсенс, — говорит главный организатор конференции профессор Кайрат Закирьянов. — Такие историки, как Карамзин, способствовали тому, чтобы подобное разделение считалось правильным.

Еще одним серьезным доказательством того, что Чингисхан казах, ученые считают то, что практически все чингизиды (прямые потомки Чингисхана) были казахами, правившими казахским государством вплоть до начала двадцатого века. Отсюда берет начало понятие «белая кость» — прослойка аристократов, существовавшая в социальной иерархии казахского общества.

О том, что намерения «вернуть» себе блудного сына истории как никогда серьезны, говорит факт вовлечения в кампанию высоких правительственных чинов. Экс-премьер-министр Казахстана Имангали Тасмагамбетов во время своего пребывания на посту второго человека в стране распорядился сделать копию камня Кюльтегина.

Камень Кюльтегина — известное каменное изваяние, существовавшее на

территории современной Монголии. Известно оно прежде всего тем, что на нем были высечены сведения о великих подвигах уйгурского воина Кюльтегина. Надпись сделана на казахском языке уйгурской письменностью и имеет большую историческую ценность.

Копия изваяния находится в столице Казахстана — Астане, в здании Национального университета имени Льва Гумилева.

Таким образом, можно констатировать то, что казахстанская элита взялась за дело «возвращения» этносу его героя с полным пониманием серьезности данного вопроса.

Наряду с Казахстаном вопрос изменения официального генеалогического древа Чингисхана волнует и Китай. Пожалуй, главным доказательством этого можно считать воздвижение в Пекине мавзолея Чингисхану.

Ко всему прочему «потрясатель вселенной» был официально включен в почетный реестр великих китайских императоров. При этом в посольстве Китая ничего вразумительного относительно мавзолея мне не сказали, ссылаясь на свою некомпетентность.

Представители дипломатического корпуса Монголии сами были крайне удивлены моим вопросам — похоже, для них потомственная связь с Чингисханом является аксиомой.

Если пытаться вникнуть в суть причин, которые толкают китайских и казахстанских историков на подобного рода маневры в процессе отбивания у монголов, казалось бы, бесспорного предка, они предельно ясны.

Казахстан, как государство молодое, за тринадцать лет независимости так ничем и не заполнил идеологическую нишу.

Поэтому чрезвычайно важна фигура именно Чингисхана, ибо она может быть «заложена» в фундамент идеи евразийства.

Трудно сказать, к чему кроме жарких дискуссий в конечном итоге приведут усилия казахстанских историков и культурологов, считающих Чингисхана казахом. Но, повторюсь, определенно ясно то, что в стране этот вопрос грозит приобрести чуть ли не идеологическую основу. Средства массовой информации на протяжении последних лет перегружены диспутами на тему Чингисхана.

Более того, Чингисхану приписывается сохранение казахского этноса, так как именно он, как твердят ученые мужи, собрал всех казахов вместе и переселил с территории современной Монголии туда, где и значится сегодня Казахстан. Таким образом, выходит, что казахская государственность стала формироваться именно по идее Чингисхана в начале XIII века, а не в середине XVI, как считалось раньше.

А это уже не шутки.

Иными словами, пока монголы мирно пасут свои стада и ждут дня священного юбилея, предприимчивые соседи заняты трудом по кардинальному изменению исторических фактов. Конференция в Алма-Ате — это очень показательный и весомый шаг, показывающий, что биться и те и другие за рыжебородого «потрясателя» будут всерьез.

  • Что скрывают воды Иссык-Куля?..
  • У императора Чингисхана оказалось 16 миллионов потомков
  • Где находился Кыргызский каганат?
  • В Монголии Чингиз-хан — национальный герой
  • Возвеличивание тиранов не только несправедливо, но и безнравственно
  • Источник: https://www.fergananews.com/articles/2177

    Реабилитация Чингисхана

    Военная история – сравнительно молодое направление отечественной науки, еще в процессе становления, ибо в отличие от Западной Европы ни в Российской империи, ни в СССР ему не уделялось должного внимания. До революции серьезные исследования, посвященные главным образом XVIII веку, опубликовали генерал-майор Д. Ф. Масловский и генерал от инфантерии А. З. Мышлаевский.

    В советское время крупнейшим отечественным военным историком по праву считался генерал-майор Е. А. Разин, написавший трехтомник «История военного искусства». В русском зарубежье – А. А. Керсновский, опубликовавший «Историю русской армии» в четырех томах, переизданную в начале 90-х у нас. Его труд также начинается с XVIII столетия.

    Что касается изучения более раннего периода отечественной военной истории, то помимо Разина работы, посвященные Средневековью по соответствующей тематике, писал В. В. Каргалов. Добавим вышедшую в 1954 году книгу А. В. Чернова «Вооруженные силы Русского государства в XV–XVII вв.».
    Это все.

    Иными словами, насыщенная интереснейшими событиями военная история допетровской Руси оказалась вне поля зрения наших ученых. Подобное положение дел было вызвано в значительной степени неразработанностью огромного пласта документов, касающихся Вооруженных Сил и войн в эпоху Средневековья.Историко-архивный институт для целевой подготовки специалистов был создан только в 1930 году.

    Во многом по этой причине в сознании обывателя Московская Русь ассоциировалась с сонными дьяками, неуклюжими стрельцами и облепившими купола московских церквей галками. Отчасти такому восприятию способствовал кинематограф – вспомним предвоенную картину «Петр Первый».

    О более раннем периоде непрофессионалы вообще не имели представления, если не считать художественного фильма «Даниил – князь Галицкий», который, впрочем, сложно назвать военно-историческим. Сценарий же к «Александру Невскому» одним из ведущих в предвоенный период специалистов по отечественному Средневековью М. Н. Тихомировым назван издевкой над историей.

    Именно после этого фильма в народном сознании прочно утвердился идиотский миф о якобы проваливавшихся под лед Чудского озера рыцарях – замечу, что доспехи тевтонов и новгородских дружинников были по весу примерно равны.В советское время основное внимание в военно-исторической науке уделялось событиям Гражданской и начиная с 50-х годов Великой Отечественной войн.

    Выходили монографии, затрагивавшие и более ранний период, но они не касались интересующей нас эпохи.Отрадно сознавать, что на современном этапе появляются труды, посвященные вооруженным силам Руси, начиная с древних славян и норманнов и заканчивая армией XVII века. Наиболее серьезными исследователями в этой области являются С. Ю. Каинов, А. В. Малов, О. А. Курбатов.

    Однако их работы часто выходят на страницах специальных журналов и, к сожалению, малоизвестны широкому кругу читателей. Увы, подобное невнимание к допетровской военной истории России порождает ее неизбежную мифологизацию.

    Разберем мифы, связанные с поворотным для нашего Отечества событием – вторжением монгольских войск в Северо-Восточную Русь в 1237–1238 годах, ключевым моментом которого стала битва на реке Сити, сравнимая по значению с Невским сражением и Ледовым побоищем. Собственно, эти три битвы и определили вектор будущего геополитического развития Русского государства. Поход Бату стал не просто разгромом, а фактически уничтожением сильнейших русских дружин, вместе с которыми ушла в прошлое определенная модель взаимоотношений князя и его воинов.

    Деспотия – лучший выбор

    Место рождения Чингисхана: почему историки считают, что оно находится в РоссииИ только события 1237–1238 годов привели к трансформации и ментальных установок древнерусских воинов, и их социального статуса. Ранее самосознание каждого из них характеризовалось чувством элитарности. Мысль о зависимости от какой бы то ни было внешней силы попросту не укладывалась в голове дружинника. После вассального подчинения Владимирской Руси Золотой Орде менталитет русских воинов меняется, теперь они осознают себя не соратниками правителя, а его слугами, а с XVI века – холопами. Иными словами, норманнская модель взаимоотношений князь – дружина, бытовавшая на Руси со времен Рюрика, была заменена на восточную: сакрализованная власть деспота, опиравшегося на многочисленных слуг. Это предопределило развитие России как самодержавного государства и формирование имперской идеологии. Отправной же точкой становления таких отношений и послужило поражение наиболее боеспособных на Руси войск Владимиро-Суздальского княжества.Перейдем непосредственно к завоевательному походу Бату на Северо-Восточную Русь и ознакомимся со связанными с ним мифологемами. Первая из них заключается в именовании Бату ханом, каковым тот никогда не был. Об этом блестящая работа Р. Ю. Почекаева «Батый. Хан, который не был ханом». При жизни Бату Монгольской империей последовательно правили, не считая регентов, Чингисхан, Угэдэй, Гуюк и Мунке. Их власть завоевателем Руси никогда не оспаривалась, несмотря на весьма натянутые отношения с Гуюком. Золотая Орда не детище Бату, а созданный еще в 1224 году улус его отца Джучи – старшего сына Чингисхана.

    Куда подевался Евпатий

    Основными причинами поражения русских войск в ходе монгольского вторжения долгое время называлось колоссальное численное превосходство завоевателей. По словам Н. М. Карамзина, «сила Батыева несравненно превосходила нашу и была единственной причиною его успехов». В сущности подобная точка зрения надолго утвердилась в отечественной науке.

    Сила Батыева по-разному оценивалась историками – в большинстве своем невоенными. Карамзин считал, что на Русь напало полмиллиона, что следует признать фантастикой, ибо каждый монгольский воин имел, как правило, трех коней. На первом он ехал в походе, на втором вез добычу и личные вещи, на третьем сражался. К этому добавим лошадей и волов обоза.

    В итоге, если следовать Карамзину, рязанские лесостепи и владимирские ополья должны были вместить в себя свыше миллиона лошадей, что нереально. Назывались и более фантастичные цифры. Так, согласно запискам Плано Карпини Киев осадили шестьсот тысяч воинов.Последующие историки в этом вопросе были скромнее. По словам С. С.

    Читайте также:  Бабки и косарь: что на самом деле так называли в царской россии

    Соловьева, на Русь вторглись триста тысяч кочевников, что, впрочем, тоже нереально. Современные исследователи, в том числе и монгольские, определяют численность армии Бату в 30 тысяч воинов, что для Средневековья немало. Аргументы в данном случае следующие.

    Поход был организован зимой, добыть фураж для сотни и более тысяч коней тогда не представлялось возможным, русские дружины – об их приблизительной численности чуть ниже – встречали противника в открытом бою, что не выглядит правдоподобным, окажись численность монгольской армии той, какой ее видел, например, Соловьев.

    В летописях сохранилось повествование о действиях во вражеском тылу отряда Евпатия Коловрата, имевшего 1700 воинов, – цифра, несомненно, завышенная. Однако в любом случае, если бы численность монгольской армии превышала 100 тысяч воинов, Бату попросту не обратил бы внимания на Коловрата.

    Кроме того, разбор проведенной монголами кампании на Руси в 1237–1242 годах свидетельствует о высокой маневренности их туменов (корпусов), на что была неспособна многочисленная армия, если учитывать специфику театра военных действий.

    Наконец, еще важная деталь: Бату был скорее организатором похода и выполнял функции шамана, военные операции планировал и осуществлял один из величайших полководцев Средневековья – Субудэ, но до сих пор нет посвященных ему серьезных работ на русском языке.

    Какова же была численность противостоявших монголам русских дружин? Необходимо сразу отметить, что в литературе бытует миф об участии в войне ополченцев. Это маловероятно. В домонгольский период русской истории вооруженные силы князей состояли из профессиональных конных воинов. Оружие и боевой конь стоили дорого, вследствие этого численность русских дружин никогда не была большой.

    Ополченцы не могли участвовать в войне, поскольку были плохо вооружены да и не умели сражаться в строю. Проще говоря, если командиру элитного подразделения спецназа, состоящего из профессиональных бойцов, поставят важную боевую задачу и пригонят на помощь сотню новобранцев, то скорее всего он откажется от подобной «помощи». Князья не нуждались в поддержке ополченцев, потому что на поле боя с ними было больше хлопот, нежели реальной пользы. Что до конкретных цифр численности дружин, вопрос остается открытым. Известно, что древнерусский князь располагал 200–400 конными воинами. Этого было достаточно для локальных междоусобных конфликтов, однако явно не хватало для отражения монгольской агрессии. В любом случае со всей очевидностью можно утверждать, что силы Владимиро-Суздальского княжества не превышали 10 тысяч конных воинов.

    Чтобы эти утверждения не казались преувеличением, приведем численность армий венгерского короля Сигизмунда и турецкого султана Баязида I в битве при Никополе в 1396 году: соответственно 12 и 15 тысяч воинов.

    По средневековым меркам оба войска считались весьма большими, причем христианские полки представляли собой коалицию из венгров, французов, англичан, немцев, итальянцев и чехов.Следует учитывать, что, по мнению демографов, население домонгольской Руси составляло примерно 6,5–7,5 миллиона человек.

    Для сравнения: во Франции к 1328 году проживали 20–22 миллиона человек. К слову, на Куликовом поле численность полков Дмитрия Донского не превышала семи тысяч бойцов, у него было 25 воевод, армия управлялась в пределах человеческого голоса.

    Таким образом, миф о численности монгольских войск и русских дружин стал одним из самых живучих при изучении похода Бату.

    Горе от менталитета

    Несколько слов о монгольских методах осады, что стало полной неожиданностью для наших князей. До этого города брали двумя способами. Первый – изгон, когда дружина внезапно врывалась через ворота, если атакуемые не успевали их запереть. Второй – карусель: воины кружились по периметру города и осыпали его горящими стрелами.

    Поскольку постройки были деревянные, этот метод порой приносил успех. Однако древнерусские инженеры не знали сложных осадных орудий да и предыдущие кочевники не были знакомы с искусством взятия городов. Поэтому, надо полагать, появление под стенами китайских осадных орудий и их страшная разрушительная деятельность повергли защитников в шок, хотя и не сломили волю к сопротивлению.

    Другой вопрос: были ли эти орудия вообще? А если были, получается, их собирали на месте. Утверждения о транспортировке из степи выглядят нелепыми.Открытым остается вопрос о питании монгольской армии зимой: русские вряд ли позаботились заготовить для кочевников достаточное количество фуража, а тот, что был, скорее всего сжигали.

    Консервов, необходимых для бесперебойного питания многочисленной армии да еще зимой при отсутствии магазинной системы снабжения войск, не было. Утверждения о довольствии за счет местного населения или пригнанных из степи стадах как минимум спорны.

    Идем дальше: одной из причин побед туменов Бату над русскими дружинами называют раздробленность, неспособность князей объединить усилия для борьбы с агрессором. Так, владимирский князь Георгий Всеволодович не оказал помощи Юрию Игоревичу Рязанскому.

    Более того, когда Муромо-Рязанское, Владимиро-Суздальское и Черниговское княжества были разгромлены, южнорусские правители… продолжали борьбу за Киев. В 1235–1236 годах на Галицко-Волынской земле шли активные военные действия между князьями с участием кипчаков и польских войск.

    Преемник павшего на Сити великого князя Георгия – его брат Ярослав уже после разгрома Владимиро-Суздальской земли вел активную борьбу за Киев. Подобная близорукая политика князей перед лицом смертельной угрозы исключила возможность объединения южнорусских дружин для отпора врагу.

    Действительно, если во время зимнего похода Бату в Северо-Восточную Русь мы знаем о трех битвах – на реке Воронеж, под Коломной и на Сити, то в ходе военных действий в 1239–1242 годах на юге Руси ничего подобного не происходило.

    Единственная попытка вступить в открытое сражение с монголами была предпринята черниговским князем Мстиславом Глебовичем: во время осады Чернигова он попытался нанести деблокирующий удар, но его дружина потерпела поражение.

    Правившего же в Чернигове князя Михаила не было в городе, иначе князьям представилась бы возможность совместного удара по монголам, увеличившего шансы на успех. Увы, Михаил был занят более «важным» делом: ушел в поход на Литву.История не терпит сослагательного наклонения, но представим, что князья сумели преодолеть разногласия и объединить свои силы для отпора агрессору.

    Был бы тогда шанс на победу? Безусловно, численность русской армии возросла бы и стала примерно равной монгольской. Однако успех определяет не только количество клинков, но и умение полководцев руководить большими войсками, а самих дружинников – сражаться в рядах такой армии. Были ли тогда на Руси военачальники с опытом управления крупными конными массами? Увы, нет.

    Локальные столкновения дружин формировали соответствующее тактическое мышление у князей, их противники – кипчаки, волжские булгары, венгры, поляки, литовцы и тевтонские рыцари также не располагали большими армиями.

    Иное дело у монголов: их военачальники накопили колоссальный опыт проведения крупномасштабных боевых операций против огромных государств, Хорезма например, и главное – умели руководить многочисленными по средневековым меркам группировками.

    Поэтому если даже гипотетически представить возможную битву объединенной русской армии с туменами Бату, то шансы на успех у наших князей были невелики. Прошли десятилетия, прежде чем наши полководцы научились руководить относительно крупными массами ратников. Тот же Дмитрий Донской, до выступления против Мамая, в 1375 году осуществил поход на Тверь, возглавив коалиционные войска, превышавшие по численности армию, одержавшую победу на Куликовом поле.Наконец, раздробленность – это не просто этап исторического развития, но и определенные ментальные установки правящей элиты. Как показывает опыт не только Руси, но и стран Запада, временное единство удельных правителей перед лицом внешней опасности, как правило, не приводило к успеху. Князья не могли стать выше своих амбиций и на деле передать управление одному военачальнику, что и продемонстрировало поражение южнорусских дружин на Калке в 1223 году.Судьбу Северо-Восточной Руси решила битва на реке Сити 4 марта 1238-го, завершившаяся разгромом владимиро-суздальского войска и гибелью великого князя Георгия Всеволодовича. Собственно, поражение русской дружине нанесли не основные силы монголов, а один из их отрядов под командованием темника Бурундая.

    Наше иго

    Еще один миф о той войне сводится к утверждению о страшном разорении русских земель монголами. Да, бесспорно, оно было страшным, но стоит признать, что кочевники скорее довершили разорение, учиненное самими князьями в бесконечных междоусобицах.

    Ведь о татарах еще никто и не слыхивал, когда в 1208-м владимирцы сожгли Рязань, о чем в школьно-вузовских учебниках предпочитают умалчивать. Таких примеров достаточно много.В заключение несколько слов об актуальности тех далеких событий для современного бытия России.

    Во-первых, противостояние русских дружин монгольскому вторжению дает пример самоотверженности и мужества предков при защите Отечества. Во-вторых, эффективность борьбы с внешней агрессией зависит от сплочения всех сил общества и государства.

    Да, объединение дружин русских князей в XIII веке отнюдь не гарантировало разгром монгольской армии, однако все же шансы на успех были бы выше у единого государства, нежели раздробленного.

    Современные же реалии геополитического положения России делают актуальной задачу единения научно-технического и военного потенциала стран постсоветского мира для предотвращения угрозы международного терроризма и выстраивания равноправного диалога с НАТО и Китаем, что возможно только для сильной России, опирающейся на современные Вооруженные Силы.

    Наконец, в нашей школьной программе отведено поразительно мало времени на изучение истории Монгольской империи, что исторически несправедливо, а с научной точки зрения – безграмотно, о чем верно заметил И. Н.

    Данилевский: «Великая Монгольская империя – это, в общем-то, тоже «наше» государство, значительная его часть располагалась на территории Российской Федерации. Чингисхан родился на территории современной России. Так что это «наш» человек и по большому счету история созданного им государства – «наша» история. В принципе Иван III не столько освободился от ордынского владычества, сколько взял на себя первенство в объединении земель, входивших в состав Улуса Джучи, выполняя тем самым политическую программу хана Ахмата. Иван IV продолжил это объединение: присоединил Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирскую Орду, Ногайскую Орду, а потом пошел еще дальше, вплоть до Дальнего Востока».

    Игорь Ходаков
    Первоисточник:
    http://vpk-news.ru/articles/35288

    Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: https://topwar.ru/109798-reabilitaciya-chingishana.html

    Долина Онона – родина Чингисхана

    Александр Константинов: «Место рождения Чингисхана может стать туристическим брендом Забайкальского края».

    Урочище Делюн-Болдок в Ононском районе Забайкалья, где, по легендам, родился создатель крупнейшей в мире континентальной империи Чингисхан, включено в концепцию развития туристической отрасли региона до 2020 года.

    Документ подготовлен и опубликован краевым министерством международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма.

    По мнению доктора исторических наук Александра КОНСТАНТИНОВА, Делюн-Болдок перспективен для развития культурно-познавательного, этнического и научного туризма. 

    — Александр Васильевич, споры о месте рождения основателя Монгольской империи не утихают давно…

    — Да, если некоторые российские ученые склоняются к Ононскому району Забайкалья, то монгольские коллеги убеждены: средневековый правитель появился на свет в сомоне Дадал Хэнтийского аймака Монголии.

    При этом все исследователи опираются на литературный памятник «Сокровенное сказание монголов», составленный в середине XШ века.

    Я считаю, что эти споры не существенны, поскольку Дэлюн-Болдоком называют не только конкретные места, но и целую долину, которая их объединяет и располагается как в Монголии, так и в России. Все это родные для Чингисхана места. И этот факт можно использовать и в России, и в Монголии.

    — В Советском Союзе никаких памятных знаков Чингисхану не устанавливали, в отличие от Монголии, где легендарный полководец и правитель был и остается культовой фигурой. Пришло время осознания этой ошибки?

    — Получается, так. Ее и планируют исправить краевые власти. Насколько я знаю, государство возьмет на себя инфраструктурную составляющую проекта, в частности строительство дороги к селу Нижний Цасучей. Вообще-то в Агинском округе хорошая дорожная сеть.

     Дэлюн-Болдок уже сейчас в зоне транспортной доступности, и со временем у частного бизнеса появится заинтересованность в развитии сети туристических объектов. Ставка делается в основном на внутренний туризм, но я уверен, что и «заграничные» туристы приедут.

     

    Имя Чингисхана из истории не вычеркнуть. Это достояние человечества. И замалчивать этот факт в современных условиях неприлично. Его имя может послужить духовному объединению, ведь прямыми потомками Чингисхана считают себя буряты, монголы, тувинцы, калмыки. 

    Читайте также:  Кила: чем русское регби отличается от американского

    — И вы побывали в Монголии, чтобы увидеть, как монголы используют популярный бренд? 

    — В поездку меня пригласили агинчане.

    В сомон Дадал — эту местность монголы считают местом рождения Чингисхана — мы поехали вчетвером: общественник из Агинска, много лет занимающийся краеведением, Гончикбал Баиров, бывший работник агинской администрации Нордоп Жигжитов, читинский фотограф Сергей Цапарь и я. Ехали на машине. Я не буду говорить о дороге, она не очень длинная, но при этом весьма нелегкая.

    Дадал – это бурятское село, живут там, в основном, выходцы с Еравнинских озер, из Алханая, которые перебрались туда в годы революции и коллективизации. Спокойствия искали. Но их и там все равно достали: во времена репрессий 600 человек — практически все мужчины — были расстреляны. 

    Село оставило хорошее впечатление – место красивое, степь, сосновые боры, озера Цагаан, Хурхрээ, Овгот, горы Бугат, Шувуут и Сантхан. Реки — Онон, Бальджа, Галттай, Агац.  Здесь расположен погранотряд, управление заповедника. Народ занимается скотоводством. Я удивился, какие там земли плодородные, черноземные. Техника вся новая, китайские тракторы.

    Магазинчики, кафешки, такое ощущение, что на дикий запад Америки попал: приехали вечером, а все шумит, работает. Только ковбоев в шляпах не хватает. В селе даже музей есть и несколько турбаз. Население – больше двух тысяч человек, 400 детей в школу ходят. Дети учат английский и старо-монгольский языки. Есть там и курорт — грязелечебница.

    Летом туда народу много приезжает. 

    Местные устроили нам экскурсию по окрестностям. На территории самой турбазы знак метров 6-7 высотой. Его поставили в 1962 году к предполагаемому 800-летию со дня рождения хана. 

    На вершине сопки – огромный белый камень, на нем надпись на старо-монгольском «Чингисхан»: так монголы обозначили его место рождения, опять же – предполагаемое. Народ туда ездит, при нас человек 50 монголов приехали. Это главная достопримечательность Дадала. Вид оттуда красивый.  Недалеко источник.

    Еще есть место, где якобы жил прародитель Чингисхана. Шалашик стоит, загородка, камень белый – на нем надпись.

    На самом перевале монголы поставили ворота.

    Как видите, объектов немного. Между тем, нынешним летом на Алтаргану-2014 в сомон Дадал только из Агинского округа делегация в 400 человек приедет, а со всего Забайкалья – более двух тысяч.

    Как же, праздник на родине Чингисхана! Люди все эти объекты посетят. Зато у нас можно проехать весь Агинский округ и даже вдоль всего Онона от границы до устья, так и не узнав, что ты на родине Чингисхана.

    Ни баннера, ни знака… Ничего, кроме легенд. 

    — Вы считаете, у нас есть такой шанс?

    — Конечно! «Закоперщиками», конечно, должны стать агинчане и забайкальцы, живущие по Онону – в Кыринском, Шилкинском, Оловяннинском, Борзинском районах. Знак и ворота – эту проблему можно без государственных денег решить, да и для округа это небольшие затраты.

    Может быть, Даши Намдаков, наш знаменитый скульптор, свою лепту внесет. Для знака я бы предложил место возле моста через Онон, где Чаша Чингисхана. Уже сейчас в Агинском, в часе езды, есть гостиницы, также имеется турбаза на озере Ножий.

    Дело за малым, а от привлечения российских и иностранных туристов Забайкальский край, безусловно, только выиграет.

    Недавно прочитал, что ученые создали программу, которая проанализировала данные интернет-энциклопедий, публикаций в газетах, интернет-книгах и составила рейтинг значимости исторических фигур. Топ-список из 50 имен возглавляет Иисус Христос. За ним следует Наполеон, на третьем месте располагается пророк Мухаммед.

    Единственный представитель россиян, Сталин, на 18 месте. Чингисхан – на 38-м.

    При этом скончавшийся недавно экс-президент ЮАР Нельсон Мандела, по праву считающийся одной из влиятельных фигур современности, в таблице исторической значимости занимает всего лишь 356-е место! А ведь Чингисхан – условно россиянин! Так что и нам крайне необходимо среагировать на это имя.

    Справка

    Константинов Александр Васильевич — доктор исторических наук, профессор, член диссертационного совета при Институте истории, археологии и этнографии ДВО РАН.

    Возглавляет региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» с апреля 2010 г. Специалист в области археологии, краевед, публицист.

    Участник ряда экспедиций – «Забайкальский полюс холода», «Читинский Амур», «Великий исток» и др. Популяризатор исторических и географических знаний. Автор десятков статей в местных газетах и журналах.

    Кстати

    В 2013 году число иностранных туристов, посетивших Забайкальский край, увеличилось на 30% и достигло 8,5 тыс. человек. 97,7% из них — жители соседнего Китая. Это максимальный показатель с 2008 года. Внутренний турпоток увеличился на 24% и составил 46,2 тыс. человек.

    Туристов привлекают православные храмы и буддийские монастыри, базы отдыха на Ивано-Арахлейских озерах, города Чита, Забайкальск и Краснокаменск. В числе минусов туристического потенциала края — слаборазвитая инфраструктура, невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии и недостаточное продвижение потенциала территорий.

    Среди плюсов – богатая природа и близость к развитым туристическим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии.

    Источник: https://zab.ru/articles/3684_dolina_onona___rodina_chingishana

    Чингисхан родился на забайкальской земле?

    Свои версии авторы озвучили в собственной книге «Тайна агинской степи», которая вышла в свет в феврале 2011 года. Над этим изданием Игорь и Екатерина трудились несколько лет.

    Перелопатили горы литературы, исторических летописей и сказаний, не раз ездили в командировки в Ононский район Забайкалья, чтобы сопоставить проанализированные данные с рельефом местности, и может быть, найти какие-то зацепки. В общем, трудились основательно, и, кажется, не зря.

    Исследователи уверены, что великий хан родился и был погребен в районе села Кункур Агинского Бурятского округа, как бы это не нравилось монголам, которые до хрипоты в горле спорят о том, что Чингисхан, он же Тимуджин, исключительно их земляк. Свою версию авторы подтверждают фактами, упомянутыми в тех самых летописях.

    По их мнению, могила Чингисхана, которую так давно ищут ученые и «черные археологи», была разграблена еще в 17-м веке, а потому на сегодняшний день никакой другой ценности, кроме как научной и исторической, не представляет.

    И искать ее нужно в агинской степи, авторы даже примерно предполагают, где. Впрочем, Игорь и Екатерина, полагают, что и родился Чингисхан в этой же местности, на берегу реки Онон.

    Исследователи так увлеклись, что недавно дополнили свою версию новыми аргументами, о которых ну просто невозможно не рассказать.

    ДО СВЯЩЕННОЙ ГОРЫ ШЕСТЬ ДНЕЙ ПУТИ

    — Существует множество версий о месте рождения великого хана. Но по нашему мнению основные из них — монгольская и российская, так как основаны они на двух фундаментальных первоисточниках – «Сокровенном сказании монголов» и «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина, — рассказывает Игорь Трифонов.

    — По Монгольской версии Чингисхан родился в месте пересечения рек Онон и Бальж – в Дадал-Сомоне местности Хункур, близ горы Хара-Зурхан (на территории современной Монголии). Но в настоящее время некоторые монгольские ученые считают, что он родился в Биндер-Сомоне.

    Согласно российской версии – в урочище Делюун-Болдог на большом острове реки Онон, недалеко от села Кункур Агинского Бурятского округа.

    Рашид-ад-Дин указывая на гору Бурхан-Халдун (по описанию она является центром Хэнтэйского горного массива), пишет, что Чингисхан родился в местности Булук-Булдак в низовьях реки Онона, откуда до горы Бурхан-Халдун шесть дней пути.

    От центра горного массива Хэнтэй в Монголии до села Кункур около 500км, с учетом рельефа местности (сопки, покрытые лесом, и степные увалы). Это расстояние и составит шесть дневных переходов. Монголы могли в день проходить до 100км.

    Что же касается Дадал-Сомона и Биндер-Сомона, то они находятся гораздо ближе к Хэнтэйскому горному массиву. Первый на расстоянии 200км, второй – 100км.

    Следовательно, наиболее вероятным местом рождения Чингисхана является урочище Делюун-Болдог на Ононе, в районе села Кункур Агинского Бурятского округа Забайкальского края России.

    ХОЛМ, ПОХОЖИЙ НА СЕЛЕЗЕНКУ

    По забайкальскому преданию Чингисхан родился в районе холма Уран-Душэ, который находится на Большом острове реки Онон и расположен напротив села Кункур. Большой остров находится в речной долине Онона.

    Это самая большая часть долины реки, длина ее около 30км, ширина около 9км.Название холма Уран-Душэ бурятское.

    В переводе на русский язык «уран» — искусный, «душэ» — наковальня, точный перевод – искусная наковальня.

    В настоящее время многие ученые на основании выводов французского востоковеда П. Пельо считают, что имя Темучжин соответствует современному монгольскому слову «кузнец». Связь между именем Темучжин – «кузнец» и названием холма Уран-Душэ очевидна.

    — В монгольской исторической хронике «Шара-Тутжи» говорится о Керуленском степном острове, где Чингисхан стал ханом. В «Лу-Алтан-Тобчи», что он родился на этом острове. Автор «Лу-Алтан-Тобчи» при его написании пользовался сведениями более ранних источников.

    Так выдающийся монгольский ученый Сайшиял пишет, что «Лу-Алтан-Тобчи» является по существу уйгурской копией «Сокровенного сказания монголов». Следовательно, ее автор должен был знать о месте рождения Чингисхана в урочище Делюун-Болдог на Ононе. И, тем не менее, он указывает место рождения Великого хана на Керуленском острове. Это явное противоречие в исторических хрониках.

    Но его нет, в случае если Делюун-Болдог и Керуленский степной остров одна и та же местность и существует общий для них признак, который доказывает их географическое единство. «Делюун» в переводе с бурятского – селезенка, «Болдог» — бугор, холмик. Возможен дословный перевод – селезенкоподобный холм. На фотографии вы видите холм Уран-Душэ.

    И сразу же бросается в глаза, что он узкий как селезенка. Поэтому этот холм в первоисточниках и носит название – урочище Делюун-Болдог, — рассуждает Игорь Вячеславович.

    Слово «Керулен» происходит от тунгусского «хэрэлган». Оно может быть переведено, как «широкая с заболоченными берегами речная долина». Поэтому вся речная Ононская долина в районе с.Кункур, в которой расположен речной остров и множество других называется в первоисточниках – местность Керулен. И слово «Керулен» в данном случае никакого отношения к современному названию реки Керулен не имеет.

    — Первоначально мы решили, что Большой остров и является Керуленским степным, так как на нем находится урочище Дэлюун-Болдог (холм Уран-Душэ). Но, в последствии, наше мнение изменилось. Когда мы писали книгу, то не могли подойти близко к холму Уран-Душэ, так как нужно было переплыть русло Онона.

    А когда зимой 2011 года, все-таки перейдя по льду реку, увидели холм Уран-Душэ, то поняли, что это и есть Керуленский степной остров, — говорят исследователи. — Все оказалось гораздо проще. Сам этот холм смотрится в этой речной долине как островок. Часто ведь мы говорим, допустим, островок в степи. А в нашем случае холм, как степной остров в долине.

    Поэтому монголы называли этот плоский холм Керуленским степным островом.

    — А какие еще есть подтверждения?

    — Подтверждение этому мы находим и в параграфе 282 «Сокровенного сказания монголов», где, говориться, что оно было написано во время пребывания дворца в урочище Долоан-Болдах Керуленского Кодее Арала, что между двумя урочищами Шильгим и Цек. На наш взгляд, автор описывает место, где находился дворец Чингисхана.С Западной стороны холма Уран-Душэ(или урочища Делюун-Болдог, мы выяснили, что это один и тот же холм) находятся травянистые растения.

    Слово Шильгим может происходить от монгольского — «Шильги», в переводе на русский – горная рута – многолетнее растение. Семейство рутовых представлено в Забайкале Цельнолистником Даурским, который растет в этих местах.

    С Восточной стороны холма Уран-Душэ место абсолютно ровное.

    Слово Цек, как нам пояснил смотритель музея села Токчин Баир Дулмажапов, может происходить от монгольского «Цэх», в переводе на русский – прямой, по аналогии может иметь значение, как ровный.

    Его разъяснения подтвердились. Данный перевод имеется в Большом академическом монголо-русском словаре под редакцией академика А.Лувсандэндэва.

    Следует отметить, что холм Уран-Душэ (он же урочище Делюун-Болдог, он же Керуленский остров) идеально подходит для основания самого древнего дворца Чингисхана, так как высота этого холма около двух метров.

    Обычно такие основания создавались искусственно – отсыпанием земли.

    Этот холм действительно может являться местом рождения основателя монгольского государства Чингисхана и поэтому представлять историческую ценность, как объект культурного наследия народов Российской Федерации.

    Источник: https://www.kp.ru/daily/25832.4/2806800/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector