Может ли мусульманин соболезновать немусульманину, если у него умер близкий человек

Может ли мусульманин соболезновать немусульманину, если у него умер близкий человек

Важно также предупредить их о том, что не следует возмущаться тем, что с ними произошло это горе, а также говорить о том грехе, который он заслуживает, если не проявит терпение и стойкость и поведет себя недостойно.

В соболезнование входит и совершение мольбы о прощении грехов покойного, о ниспослании его родным и близким блага взамен этой беды, например: «Да воздаст вам Аллах большим вознаграждением!», «Да ниспошлет Аллах вам терпение!», «Да простит Аллах вашего умершего!», «Да ниспошлет Аллах взамен этого горя благо вам!» и т. п.

Выражение соболезнования, согласно Шариату, является сунной, ибо Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) тоже делал это. Курра ибн аль-Мазани рассказывал: «Когда умер малолетний ребенок одного из сподвижников, Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), встретив его, выразил ему свое соболезнование». Этот хадис приводит Ахмад и аль-Хаким.

Соболезнование выражают не только тем, у кого умер кто-либо, это совершается по отношению ко всякому, кого постигло несчастье и беда, и это является сунной.

Например, желательно выразить свои соболезнования тому, у кого пропали деньги, животное, будь то даже кошка, и который тяжело переносит эту утерю. Искренним словесным соболезнованием следует укрепить и успокоить человека, чтобы он легче перенес то, что его постигло, и следует сказать ему, чтобы он надеялся на награду Всевышнего Аллаха.

Есть множество хадисов, повествующих о досточтимости выражения соболезнования. Хадис, переданный ат-Тирмизи, гласит: «Выразившему соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье».

В другом хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Человека, выразившего соболезнование женщине, у которой умер ребенок, Всевышний Аллах оденет в райские одеяния».

В хадисе, переданном Ибн Маджой, сказано: «Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Всевышний Аллах в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства».

Имам аш-Шафии, когда у одного из его друзей умер сын, выражая ему соболезнования, написал четверостишие, имеющее следующее значение: «Я выражаю тебе соболезнование не из-за того, что я уверен, что останусь жить навечно, а потому, что это – путь религии. Тот, кому выражают соболезнования после смерти его родных и близких, тоже не останется в этом мире, так же, как не останется и тот, кто выражает ему соболезнование, сколько бы он ни жил на этом свете».

Человеку, которого постигла беда, всякий раз, когда он вспомнит об этом, желательно сказать: Смысл: «Поистине, все мы созданы Всевышним Аллахом и принадлежим Ему, и, поистине, к Нему мы все возвратимся.

Все решения исходят от Всевышнего и Великого Аллаха».

И каждый раз при произнесении данного выражения он получит за это такое же вознаграждение, которое предназначено тому, кого постигла беда и кто при этом перенес ее терпеливо, даже если после несчастья прошло много времени.

Польза выражения соболезнования заключена в обращении к Аллаху и получении вознаграждения. И это желательно делать один раз, и лучшее время для этого – после похорон покойного.

Если же родные усопшего слишком близко к сердцу восприняли его смерть и тяжело переносят потерю, то приличествует выразить соболезнование еще до погребения покойного, потому что проявлять терпение больше всего нужно именно в час постижения беды.

Так пишет и имам ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар» (С. 160).

Нежелательно трижды повторять слова соболезнования, ибо это будет способствовать увеличению скорби и печали у того, кого постигло несчастье. Но если подобное повторение соболезнования, напротив, больше успокаивает родных и близких умершего, тогда в этом нет ничего предосудительного, как говорят об этом некоторые ученые-богословы.

Также соболезнование считается действительным, если выразить его через письмо или передать через третье лицо. Если умер мусульманин, то, выражая соболезнование его близким-мусульманам, мусульмане произносят следующее: «Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях и прощения твоему умершему (близкому)».

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) выразил соболезнование своей дочери, когда у нее умер ребенок, следующим образом: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего предопределил Он свой срок…, проявляй же терпение и надейся на награду Аллаха». Человеку, которому выражают соболезнование, тоже желательно ответить на это. Например, так: «Да вознаградит и тебя Аллах!», «Да примет Всевышний твои соболезнования!», «Да защитит тебя Аллах от всего вредоносного!» и т. п.

Выражая соболезнования, желательно обоим братьям по вере пожать друг другу руки.

Сунна выразить соболезнование всем родным умершего, включая самых младших из них, и желательно начать его с того из них, кому больше всех тяжко перенести несчастье.

Подобно тому, как выражают соболезнование родственникам умершего, желательно выразить его и тем, кого охватила скорбь по случаю его смерти – супруге, друзьям и т. д.

О приглашении родных покойного на трапезу

Есть или готовить еду в течение трех дней в том месте, где умер человек, является нежелательным нововведением. Нежелательное нововведение, в свою очередь, подразделяется на нежелательное, близкое к запретному, и нежелательное, близкое к разрешенному. Готовить еду на поминках является нежелательным нововведением, близким к дозволенному. В этом нет греха.

Когда, например, пришло известие о том, что Джа‘фар, брат ‘Али и сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), погиб смертью шахида во время сражения с неверными в местности Мутат, то Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Приготовьте еду для семьи Джа‘фара, ибо на них обрушилась тяжелая весть и им не под силу приготовление еды». Основываясь на этом хадисе, будет желательным, если родственники или соседи усопшего приготовят еду и принесут ее, выразив семье покойного свое сочувствие и утешив ее.

Также желательно угощать и тех дальних родственников покойного, которые не проживают в данном населенном пункте, а приехали из другого места. Остальные же делают наоборот. Однако из-за того, что это нововведение не причиняет вреда покойному, ему не уделяется особого внимания.

Желательно настойчиво просить их отведать пищу, дабы они не ослабели вследствие оставления приема пищи, можно даже делать это посредством клятв, если есть уверенность, что они не нарушат вашу клятву.

Таким образом, нежелательность приготовления пищи в доме покойного вызвана тем, что в это время близким умершего не до мыслей о еде. Желательным (сунна) является вести с ними успокаивающие их беседы, напомнить им о том, что могло бы их утешить и увеличить в них терпение (сабр). Также желательно напомнить им, что сунной является помочь покойному по мере возможности.

Однако готовить пищу для плакальщиц, для тех, кто громко рыдает и причитает там, является запретным, ибо тем самым вы способствуете совершению греховного.

По мазхабу имама Малика можно совершить из указанного то, что обычно принято совершать в вашем населенном пункте, например, собрание людей за трапезой.

В этом заключено облегчение и для нас, как об этом упомянул и выдающийся ученый Марсифи в своей книге «Рисалат».

В книге «Таршиху мустафидин» также пишется, что один из ученых-богословов издал фетву, разрешающую завещать кормить людей, пришедших для выражения соболезнования, и что в данном случае это необходимо сделать из той дозволенной 1/3 части имущества покойного (или на пожертвования других).

Срок для выражения соболезнования.

Выражать соболезнование в течение трех дней является сунной. Совершать его в более длинный срок, чем указанный, является нежелательным, потому что цель выражения соболезнования заключается в успокоении сердца того, кого постигло несчастье, и в большинстве случаев за этот период скорбь, печаль уже отступают.

Следовательно, не поощряется возобновлять собрание для выражения соболезнования спустя три дня после смерти человека. Три дня, согласно достоверному слову теологов, начинают считать с момента смерти человека, но есть и такие ученые, которые говорят, что отсчет этого времени начинается с момента погребения умершего.

Эти три дня предназначены для того, кто узнал о смерти данного человека, проживает в данном населенном пункте или рядом с ним и не имеет уважительных причин, которые позволяют ему не присутствовать в коллективе мусульман (в намазе и т. д.). А тому, кто не узнал вовремя о смерти мусульманина, этот срок (три дня) начинается с момента, когда он узнал

о его смерти. Для того, кто не находится в данном населенном пункте, этот срок начинается с момента, когда он прибыл туда, т. е. человек, имеющий уважительную с точки зрения Шариата причину, имеет право выражать соболезнование начиная с того момента, когда он избавился от этой причины. Так пишет аль-Кальюби.

В книге «Фатх аль-джаввад» пишется, что если тот, кто выражает соболезнование, или тот, кому его выражают, находится вдали или болеет, или не знает о смерти, то срок выражения соболезнования тоже действителен, соответственно, до его приезда или до того, как он узнает, или до тех пор, пока он не избавится от уважительной причины. Тогда начинается для него срок для выражения соболезнования, который будет длиться до трех дней, согласно самому достоверному слову. Так пишется в книге «Нихаят».

Сборы для выражения соболезнования

Устраивать сборы, заняв специальное место и сидя там с целью прихода людей для выражения соболезнования, не возбраняется, но только с условием, что это не влечет за собой совершение запретных деяний. Ученый-богослов Заркани пишет, что сразу при сообщении людям о смерти близкого собраться и сидеть, пока люди не придут, не является возбраняемым.

Из этого тоже явствует, что нет нежелательного в том, чтобы стоять на кладбище возле могилы после захоронения умершего, потому что для тех, кто желает выразить соболезнование, и тех, кто пришел сопроводить похоронную процессию, есть облегчение в этом, т. е. они могут там же выразить соболезнование родным и близким умершего.

Богослов аш-Шабрамулси пишет, что сборы для соболезнований могут быть и запретными (например, если там совершаются грехи: курят сигареты, занимаются хулой и наговором, так же пишет и аль-Буджайрими, ссылаясь на Азру‘и), и нежелательными, если несовершение этого деяния не влечет за собой вред.

Однако если отсутствие такого собрания может повлечь за собой вред, например, если есть опасность, что пришедшие для выражения соболезнования могут сказать, что родные и близкие умершего специально не собрались, не желая их прихода, то тогда в устраивании таких собраний нет ничего предосудительного.

Если есть уверенность, что люди могут сказать подобное про них, то даже обязательно собраться.

Однако что касается тех действий, которые в настоящее время совершает большинство женщин, собравшись якобы для выражения соболезнования в доме или на кладбище, таких, как причитания, рыдания, оплакивания, битье и царапанье лиц, встречи пришедших женщин с громким плачем, то это одни из самых худших и запретных Шариатом деяний. В некоторых таких местах люди приглашают мужчину или женщину, которые читают там Коран, в то время как мы обязаны оберегать Священный Коран от подобных негативных вещей и явлений. Человек, имеющий возможность, обязан воспрепятствовать женщинам совершать подобные деяния. И для других женщин, пока эти женщины ведут себя упомянутым образом, тоже запрещено отправляться в такие места и присоединяться к ним.

Выражение соболезнования зиммию и мусульманину, у которого умер родственник-зиммий.

Выражать соболезнование мусульманину, у которого умер родственник-зиммий, и наоборот не возбраняется. Если есть надежда на то, что такой зиммий примет Ислам, даже желательно (сунна) выразить ему соболезнование.

Зиммий – это неверующий, живущий с мусульманами в мире на определенных условиях.

Если умер зиммий, то выразить соболезнование другому его родственнику-зиммию тоже можно, но это не является сунной, если нет надежды на то, что он примет Ислам.

Если же есть такая надежда – то желательно. Богослов аль-Кальюби пишет, что выразить соболезнование зиммию, который является соседом или родственником, тоже является желательным.

Порядок выражения соболезнования мусульманину, у которого умер родственник-неверующий и наоборот.

Мусульманину, у которого умер неверующий родственник, соболезнование выражают следующим образом: «Да вознаградит тебя Аллах, да одарит терпением и да избавит от беды!» – или что-либо подобное этому. Например:

«Да воздаст Аллах тебе больше вознаграждения, облегчения в трудностях!»

Немусульманин, выражающий соболезнование мусульманину, у которого умер близкий человек-мусульманин, произносит: «Да одарит Аллах тебя большим вознаграждением и наделит прощением твоего умершего!»

Однако, выражая соболезнование мусульманину, у которого умер неверующий родственник, нельзя говорить: «Да простит Аллах грехи твоего умершего!», ибо неверие (куфр) – не прощается.

Неверующему, у которого умер родственник мусульманин, говорят: «Да простит Аллах грехи твоему умершему и да украсит твое терпение!» Однако не следует говорить: «Да увеличит тебе Аллах вознаграждение!»

Если кто-либо выражает соболезнование немусульманину, у которого умер близкий человек-немусульманин, то ему следует сказать:

«Прими мои соболезнования. Да наполнит Аллах твое сердце терпением!» – или тому подобные слова.

Примечание. Нельзя просить у Создателя милости для умершего, который ушел из жизни, будучи неверующим, т. к.

Всевышний Аллах сказал в Коране, что кафир (неверующий – немусульманин) после смерти не получит никакого прощения: Смысл: «Те, которые не уверовали и отклонились от пути, указанного Аллахом, и, более того, запретили другим верить в Аллаха и сами умерли неверующими, тех Аллах не простит» (сура «Мухаммад», аят 34).

Нельзя также просить милости или прощения Всевышнего для человека, который умер, будучи вероотступником[1]. Нельзя говорить о нем: «Да будет земля ему пухом», «Да пощадит его Аллах» – или называть его упокоившимся, поскольку на том свете он не увидит Милости Аллаха, его не ждет Спасение.

Для того же, кто сознательно говорил эти или подобные слова о неверующем умершем, существует опасность стать неверующим.

Рекомендуется, чтобы во время соболезнования по умершему мусульмане напоминали друг другу о совершении покаяния (тавба) и о том, что ожидает нас после смерти. Желательно также читать аяты или суры из Корана и передавать вознаграждение за это чтение душе умершего мусульманина[2], даже если прочитали только суру «Аль-Фатиха».

Воистину, в этом есть благо и возможность надеяться, что наше чтение будет принято. Если мы узнаем о смерти кого-либо из мусульман, то сунна прочесть следующий аят: Смысл: «Поистине, все мы созданы Аллахом, и все мы вернемся именно к Нему и будем воскрешены» (сура «Аль-Бакара», аят 156). Смерть близкого – большое испытание для человека.

Читайте также:  Горюны: как русские стали украинцами

И в тяжелые минуты жизни каждому следует помнить о необходимости беречь свою веру.

Некоторые восстают против Воли Бога, ниспославшего смерть их близким. Горюя по умершему, нельзя произносить слова, противоречащие Исламу. Например, нельзя говорить с упреком: «О Аллах, зачем Ты забрал моего сына?!» Это очень опасно, ибо в результате такого поведения человек может отступить от Ислама.

Кто говорил такие или подобные слова, тому необходимо сразу же раскаяться.

Следует просить Всевышнего о прощении грехов умершего мусульманина, а также наших грехов – чтобы мы встретились в Раю с нашими близкими и любимыми нам людьми, вместе пребывали в вечной радости и наслаждались благоденствием Рая и избежали мук Ада.

Выражение соболезнования чужой молодой женщине

Аль-Кальюби пишет, что для посторонней (не родственнице) молодой женщины выражать мужчинам соболезнование и отвечать им является запретным (харам). Также нежелательно (караха) для мужчины выражать соболезнование чужой женщине и отвечать ей, подобно тому, как нежелательно и приветствовать ее.

  • Выражение соболезнования тому, кто оставляет намаз, или тому, кто воюет против мусульман, или тому, кто ввел в Ислам запретные новшества.
  • Выражать соболезнование тому, кто оставляет намаз, кто воюет против Ислама, кто вводит в религию запретные новшества, кто отступил от веры, является нежелательным, даже если их умерший родственник был мусульманином.
  • [1] Отступление от Ислама происходит в трех случаях: 1) иметь неверные, не соответствующие Исламу, убеждения; 2) совершение поступка, нарушающего веру мусульманина; 3) произнесение слов, нарушающих веру мусульманина.
  • [2] Для этого читается ду‘а (мольба), в котором просят Всевышнего передать вознаграждение данному умершему.

Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/22747

Как смириться со смертью родного человека?

Может ли мусульманин соболезновать немусульманину, если у него умер близкий человек

Как смириться со смертью родного человека?

Потеря близкого человека – самое трудное испытание, с которым мы сталкиваемся на нашем жизненном пути. Смерть неизбежна, неизбежна и смерть наших родителей, близких, родственников. Смерть приходит внезапно, забирая в самый неожиданный момент.

Смерть – неотъемлемая часть каждой жизни. Все люди одинаковы в том, что рождаются и умирают. Как бы это страшно, грустно и нереально не звучало: умрем и мы. И мы оставим все, что накопили, все, что пережили, все, что у нас есть в этом мире и отправимся в мир вечный, о котором так много слышали, к которому может готовились, а может нет.

Смерть – это горе, горе, которое выпало на наши плечи, с которым хотим мы того-или нет нам придется, как то жить и справляться.

Всеобъемлющая милость Всевышнего такова, что он ниспослал нам терпение и предписал его как неотъемлемую часть нрава верующего.

Пройдя ступени жизни, похоронив своих близких, я поняла: действительно, единственное, что дает надежду, что заставляет жить дальше и не придаться горю – это терпение.

В молодые годы самым моим главным качеством были несмиренность, непокорность, желание контролировать все самой.

Первый раз, когда я столкнулась со смертью близкого мне человека в сознательном возрасте, все эти качества вскипели во мне. Конечно, я не приняла это и всячески сопротивлялась случившемуся.

Но, в конечном счете, с жизнью и временем невозможно не считаться. И ты в любом случае примешь его.

Будьте терпеливы и позвольте вашему терпению исцелить вас.

То, что случилось, уже неизменно и находится под священной волей Всевышнего, не принимая которую мы проявляем несмиренность его волей и гневим его, в ответ на что он может послать большие испытания.

То, как мы выражаем отчаяние во времена трудностей, не облегчит нашего состояния, но, возможно, возвысит наше положение перед Всевышним.

В хадисе сказано: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

Примите случившееся с вами горе как неотъемлемую часть вашей судьбы и возложенное нас вас бремя, которое вы не в силах изменить. «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе и в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов (хадис)». 

Во всем, что случается и постигает человека, есть великий смысл и знамение от Всевышнего. Смерть близких – это и напоминание о том, что все не вечно, это показывает, как сильно вы любите человека, это испытание, за которое человек получает награду, и становится ближе к своему Творцу, это и бесценный опыт.

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это какой-нибудь из его грехов» (хадис).

«Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохого, то откладывает наказание до Судного Дня».

«Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев».

Вспомните все хорошее, что связывало и продолжает связывать вас с покойным. После того, как этот мир покинул мой папа, моей отдушиной стала моя 4-х летняя дочка. Будучи ребенком, она была не в состоянии понять смерть и все время спрашивала меня о своем любимом дедушке.

Мы вместе перебирали старые фотографии, я пыталась объяснить ей, что смерть – это наше возвращение к Всевышнему, о жизни, которая является подготовкой к миру вечному и справедливому.

Рассказывая это другому человеку, ты еще больше убеждаешьсяв истинности этих слов и находишь в них утешение.

Ищите утешения у Всевышнего. Ведь Он не посылает нам сверх наших возможностей и для каждой беды ниспослылает решение. Совершайте дуа, которое облегчит ваше сердце и поместит в него покой.

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2:156).

Aquila

Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/veroubezdenie/kogda-umiraut-blizkie/

Как соболезновать тому, кто потерял близкого человека?

Огромное количество людей понятия не имеет, как вести себя в случае чьей-то смерти: что делать, а чего не делать. Мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями на этот счет, я составила памятку о том, как вести себя с тем, кого постигло горе.

 

1. Свяжитесь с человеком

  • Шаблонное SMS с соболезнованиями лучше, чем вообще никакого.
  • Личное SMS с соболезнованиями лучше, чем шаблонное.
  • Звонок по телефону лучше, чем личное SMS-сообщение.
  • Визит лучше, чем звонок.
  • Несколько визитов лучше, чем один.

Сделайте в этом смысле все возможное и как можно скорее, учитывая географические ограничения. (Потому что запоздалое сочувствие все равно, что вообще никакого.

) Это касается всех, кто старше 18 лет.

Умер родственник вашего друга, коллеги, знакомого – немедленно свяжитесь с этим человеком. Это ваш долг, который нужно исполнить. Это тяжко и грустно, но все равно это нужно сделать. Даже если вы толком не знаете, как себя вести, вы страшно стесняетесь и нервничаете, вы все равно ДОЛЖНЫ ЭТО СДЕЛАТЬ. Потому что так поступают взрослые люди.

Даже если вы пребываете в блаженном заблуждении, что скорбящий настолько поглощен своим горем, что просто не обратит внимание на такую ничтожную вещь, как ваше участие или его отсутствие, рискну разбить ваши иллюзии и заверить: он абсолютно все замечает и все чувствует — и ваше участие, и его отсутствие.

 

2. Будьте готовы к неловкости

Вы не знаете, что говорить, запинаетесь, произносите что-то невразумительное вроде: «О, как жаль, я так сочувствую, не могу себе представить, каково тебе сейчас, о, какое горе». Все нормально. Это лучше, чем полная тишина, которую скорбящему волей-неволей приходится как-то заполнять и самому облегчать свое состояние.

 

3. Не поленитесь обратиться по имени

Если пишете по электронной почте или скайпу, то у вас есть благословенная возможность спрятаться за экраном… Воспользуйтесь ею правильно: будьте храбрыми и не поскупитесь на слова.

«Хиба, прими мои глубокие соболезнования по поводу папы. Да сделает Аллах просторной его могилу и возвысит его положение. Представить себе не могу, что ты сейчас чувствуешь. Думаю о тебе и молюсь за тебя. Если я могу чем-то помочь — только скажи», — такое послание значит бесконечно больше, чем «мои соболезнования» и «грустящий» смайлик.

За короткой SMS-кой может стоять не менее (а, может быть, — кто знает! — и более) глубокое чувство, но выглядит она уж слишком холодно и формально. Так что, не пожалейте нескольких минут, напрягитесь и проявите немного искренности и тепла. Поверьте, это не так страшно, как кажется.

 

4. Задавайте вопросы

  1. Как с этим справляется брат/сестра?
  2. Я могу помочь?
  3. Покажешь фотографию дедушки?
  4. Расскажешь о своей бабушке?
  5. Когда мне можно будет вытащить тебя куда-нибудь на кофе — просто немного развеяться?

Все это прекрасные вопросы! Такие вопросы демонстрируют внимание и заботу. Они показывают вашу готовность отдать ближнему кусочек сердца — пусть даже совсем маленький.

 

5. Сделайте что-то хорошее, не спрашивая

Никто не будет против короткого пожатия руки, дружеского приветствия с утра или стакана воды. Никто. Небольшие услуги — это важный знак любви, а смерть — идеальное время, чтобы вспомнить, что нужно заботиться о живых.

 

6. Не ставьте себя в центр трагедии

Смерть отца, матери, мужа, жены, сына, дочери, брата, сестры буддийская традиция называет Восемью потерями. Эти смерти считаются самым большим ударом во всех культурах, а потеря любого другого родственника, пусть даже очень близкого, считается вторичной.

Пусть даже вам кажется невыносимой смерть двоюродной сестры, ближайшего друга или любимой тети и вы ощущаете это как ужасную трагедию, если умерший не находится с вами в том родстве, когда утрата относится к Восьми потерям, вытрите слезы и предложите помощь и утешение ближайшим родственникам.

 

7. Не превращайте поминки в вечеринку

Если вы пришли на похороны или поминки, чтобы поддержать родных усопшего в печали, ведите себя соответствующим образом.

Самым близким разрешается любое «странное» поведение. Но остальным, т.е. не ближайшим родственникам, на похоронах не пристало хохотать, обсуждая последний политический скандал, или отпускать шуточки в адрес нового соседа, когда самое время хранить почтительное молчание или тихо молиться.

 

8. Не допускайте бестактностей

В частности, не нужно говорить об усопшем «труп», например: «Когда унесут труп?». Или вы думаете: что здесь такого, ведь мы мусульмане и знаем, что душа и тело — разные вещи? Тогда вот вам упражнение.

Представьте своего самого близкого и дорогого человека. Представьте, что он вдруг умер и через несколько часов, о нем говорят просто «труп». Вот именно. Каждый содрогнется при одной только мысли.

Так что давайте будем аккуратнее.

 

9. Делитесь хорошими воспоминаниями

Это может быть мимолетное замечание, вроде: «Я видела его на твоей свадьбе, вы все были такими счастливыми!», или более подробный рассказ о каком-нибудь интересном эпизоде. Не обязательно слишком углубляться в подробности или проводить какие-то философские параллели.

 

10. Говорите хорошее о покойном

Если вы лично знали усопшего, это несложно. Хвалите в нем все, что хотите, потому что в такой момент любое доброе слово — как бальзам на душу. Это может быть какая-то черта характера, физическая черта, особенность поведения или просто то хорошее, что вы хотите о нем сказать.

  • Если вы не были знакомы лично, подобрать подходящие слова труднее, но все-таки попытайтесь, проявите изобретательность, например:
  • «Должно быть, он был прекрасным братом, если у него такие замечательные сестры».
  • «Если он тебя воспитал, я не сомневаюсь, что он был великолепным отцом и человеком».
  • «Мне кажется, она была очень доброй».
  • «Я думаю, у нее был нежный голос».
  • «Мне всегда нравилось, как она выглядела — молодо, ярко».

В заключение, напомню, что все это будет записано ангелами как благое дело. Оказывается, благодеяния — это так легко!

Источник: Muslim Matters

Источник: http://islam.plus/ru/islam-in-my-life/etika/kak-soboleznovat-tomu-kto-poteral-blizkogo-celoveka

Соболезнование у мусульман

Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению.

Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].

Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык.

В Священном Коране Господь миров говорит:

«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).

Читайте также:  Зачем керенский приказал эксгумировать тело распутина

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно].

О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6].

Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288.

Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См.

, например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282.

По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.

[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.

[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему.

Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.

[5] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 175, хадис № 1601, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С . 494, хадис № 8092, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1488.

[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».

Источник: https://umma.ru/soboleznovanie/

Наилучшие слова для соболезнования

Как  известно  из  достоверного хадиса, однажды у Зайнаб, дочери Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заболел сын и лежал при смерти. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выразил свои  соболезнования  следующими словами: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок…»

Имам  ан-Навави,  комментируя этот хадис, призвал поразмыслить над  глубиной  его  смысла:  «Первая  фраза  «Аллаху  принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал» — это великие слова! Всякая вещь принадлежит Аллаху, и потому, если Он что-то у тебя забирает, то, ведь, Аллах и есть Владелец этой вещи. Также Он является Владельцем того, что тебе даровал. Как человек может гневаться, когда Аллах забирает то, чего хозяином Он Сам и является?! Посему, если Всевышний Аллах забрал нечто ценное, то следует говорить: «Это принадлежит Аллаху! Он забирает, что пожелает, и дарует, что пожелает!»

А когда человека постигает несчастье, желательно говорить: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». То есть, мы находимся во власти Всевышнего Аллаха, и Он делает с нами то, что пожелает. Даже то, что Всевышний Аллах даровал тебе, на самом деле не является твоей собственностью.

Оно принадлежит Аллаху! Поэтому, ты можешь распоряжаться этой вещью только так, как Он тебе позволил. Наше владение имуществом ограничено. Например, если человек пожелает распорядиться имуществом так, как запрещено в шариате, мы скажем ему: «Остановись! Так нельзя, ведь, это имущество является имуществом Аллаха».

Всевышний Аллах сказал: «…и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам». (Сура ан-Нур, аят 33) Твое имущество на самом деле является имуществом Аллаха!

Поэтому, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал». Как можно проявлять негодование, если Владелец забрал то, что является Его собственностью?! Всё это противоречит не только разуму, но и шариатским откровениям.

«…и для всего определил Он свой срок…» — каждая вещь имеет свой срок. Всевышний Аллах сказал: «Всякая вещь у Него имеет меру». (Сура ар-Ра’д, аят 8) То есть: меру во времени, меру в месте, меру в сущности, меру в описании, и так далее.

Человек не может изменить тот срок, который ему предписан, не может его приблизить или отсрочить. Всевышний Аллах сказал: «Для каждой общины установлен срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час».

(Сура Йунус, аят 49).

Источник: https://www.muslimpress.ru/chtoby-pomnili/nailuchshie-slova-dlya-soboleznovaniya.htm

О мусульманском этикете (3) ✅

6. Этикет приема пищи

6.1. Важность норм поведения за столом

Этикет приема пищи имеет очень большое значение, ведь это одно из самых часто повторяемых действий в жизни человека.

Нормы поведения должны соблюдаться независимо от того, едите ли вы одни, в кругу семьи или с друзьями. Приучайте себя данному этикету, даже когда вы едите одни или со своей семьей.

Впоследствии, это станет вашей естественной привычкой, и вам легко будет правильно вести себя за столом.

6.2. Поведение во время еды

Существует ряд совершенно необходимых манер поведения за столом. Начиная прием пищи, скажите «Бисмиллях», чтобы поблагодарить Аллаха, и произнесите «АльхамдулиЛлях» по окончании трапезы. Ешьте то, что находится перед вами. Ешьте правой рукой.

  • Один лицемер ел левой рукой; Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел это и посоветовал ему кушать правой рукой, но тот лживо заявил: «Но я не могу», – на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть будет так», – и лицемер больше не мог поднять правую руку.
  • Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) последовали его примеру в указании важности использования правой руки во время еды.

Когда Умар был халифом, он увидел, как один человек ест левой рукой и посоветовал ему использовать правую руку. Человек ответил: «Моя правая занята».

Умар повторил свою просьбу, а человек повторил свой ответ. «Чем же она занята?» – спросил Умар. Человек ответил, что ее отрубили во время битвы.

Умар отругал себя за то, что не заметил этого, и приказал казначею выделить человеку слугу, чтобы тот помогал ему.

Если кушаете рукой, используйте три пальца, употребляйте маленькими кусочками, мягко и легко поднимая еду до рта. Во время еды закрывайте рот во избежание появления ненужных звуков. Прием пищи на полу – ближе к тому, как поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Однако можно есть и на столе. Ничего плохого в этом нет. Имам Газали говорил: «Прием пищи на столе предназначен для облегчения ее принятия. Ничто не запрещает это». Не начинайте есть до старших и уважаемых людей.

Если вы – старший, не начинайте, пока все не усядутся за стол.

Желательно, чтобы прием пищи не проходил в тишине. К хорошим манерам относится наличие разговора во время еды. Темы должны быть подходящими для приема пищи.

Если нужно вымыть руки по окончании еды, нужно попросить это сделать первым старшего или уважаемого человека. Закончив есть, поблагодарите Аллаха в соответствии с хадисом, переданным Абу Даудом и Насаи в «Делах дня и ночи».

Благодарите Аллаха, накормившего и напоившего нас. Будет очень уместно вознести мольбу за хозяев дома, принявших вас.

Муслим передавал со слов Аль-Мигдада ибн Аль-Асвада высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Да накормит Аллах накормивших нас, и да напоит Он напоивших нас!»

Не выражайте неприятие той или иной пищи. Либо ешьте ее, либо тихо передайте ее. Абу Хурейра говорил: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не выражал неудовольствие пищей. Если она ему нравилась, он ел ее. Если нет, то отставлял ее в сторону».

Не накладывайте в свою тарелку больше, чем можете съесть. Ведь остатки могут выкинуть: нельзя допускать такого расточительства. Лучше положите себе два раза маленькую порцию, чем один раз большую, которую вы не осилите.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не одобрял оставление на тарелке еды – он говорил: «Вы не знаете, какая часть благословлена». Еда – благо Аллаха. Плохое обращение с ней противоречит исламу.

Не забывайте, что в мире есть бедные и нуждающиеся люди, у которых нет даже того, что вы выбрасываете в отходы.

6.3. Этикет употребления напитков 

Поведение при употреблении напитков имеет не меньшее значение. Нужно обязательно начинать с именем Аллаха. Пейте правой рукой. Абу Дауд и Тирмизи приводили слова Хафсы, да будет доволен ею Аллах: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел и пил правой рукой. Левую руку он использовал для других дел (например, для гигиенических процедур)». 

Не выпивайте все содержимое чашки одним глотком. Делайте три глотка. Ибн Аббас передавал слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не пейте как верблюд. Делайте два или три глотка. Перед тем, как начать пить, произнесите имя Аллаха. Поблагодарите Аллаха, когда закончите».

Не дышите в стакан. Это вызовет раздражение окружающих и запачкает стакан (чашку). Ибн Аббас говорил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил дышать и дуть в стакан. Не пейте прямо из чайника или сосуда.

Это не только негигиенично, но и может отвратить других от употребления содержимого после того, как они увидели, что вы сделали.

Абу Хурейра говорил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил пить прямо из бурдюка и фляги.

6.4. Об обжорстве 

Умеренность – настоящее украшение манер человека. Если вас пригласили на пиршество или подали вам еды или напитков, не снимайте это украшение.

Не будьте обжорами, словно вы несколько дней ничего не ели, или будто в жизни не пробовали ничего лучше. Не пытайтесь отведать каждое блюдо, имеющееся на столе. Даже щедрым хозяевам обжорство гостей не по душе.

Соблюдайте такт и умеренность в использовании щедрости хозяев.

6.5. О золотых и серебряных столовых приборах 

Не пользуйтесь во время еды тарелками и столовыми приборами из золота и серебра. Это противоречит духу исламской умеренности. Помпезность не относится к чертам мусульманина.

Бухари передавал со слов Хузейфы следующее высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не пейте из золотых и серебряных чашек и не ешьте из таких тарелок».

Если вы – в гостях, просто попросите хозяина заменить столовый прибор из золота или серебра на другой.

7. Свадьбы

7.1. Свадьба как сунна

Если вас пригласили на брачную или свадебную церемонию, примите приглашение, если во время данного мероприятия не будет ничего запретного. Посещение свадеб – часть Сунны, поскольку Ислам считает брак богослужением и послушанием Аллаху. Ислам рекомендует заключать брак в мечети. 

  1. Специалисты по исламскому праву постановили, что эта практика основана на хадисе, который передали Ат-Тирмизи и Ибн Маджа: «Оглашайте заключение брака, проводите его в мечетях и празднуйте дафами (инструментами наподобие бубна, дойры)».
  2. Другой хадис, приводимый имамом Ахмадом, Аль-Хакимом и другими теологами, подтверждает слова первого хадиса: «Оглашайте заключение брака».

Источник: http://minbar.kz/islam/blog/id/4438.html

Абдуль-Фаттах Абу Гудда. О мусульманском этикете

49 В конце своей книги по маликитскому праву «Фикх-уль-Кафи» имам Бин Абдуль-Барр писал: «Доброта к родителям – это обязательный долг и, по милости Аллаха, несложная задача.

Доброта подразумевает смиренность в их присутствии, разговаривать с ними в деликатной манере и мягким тоном не громче их голоса (за исключением случая, когда они плохо слышат), смотреть на них с любовью и уважением, предоставлять им полный доступ к своему имуществу и предлагать им свою лучшую пищу».

Не следует идти впереди родителей, опережать их в разговоре, когда это является правом родителей. Нужно всем сердцем стараться не огорчать родителей и доставлять им как можно большую радость. Делать жизнь родителей приятной – один из самых добродетельных поступков. Нужно спешить с ответом на зов родителей.

Если совершается добровольный (нафль) намаз, нужно сократить его и быстро ответить на зов. Дети должны говорить только добрые слова.

Взамен, родители должны облегчить детям проявление доброты к ним посредством того, что они сами должны быть добрыми и щедрыми к детям, ведь, когда речь идет о велениях Аллаха, без Его помощи никто не может быть послушным и исполнять их.

Обслуживая родителей, вы можете столкнуться с рядом трудностей, но не забывайте, что их права многократно превосходят эти трудности. Так, Аллах говорит в Коране: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». Пророк ‫ ﷺ‬сказал: «Никакой ребенок не в состоянии

50 отплатить отцу, если только не обнаружит того рабом и освободит его». Помните, что каждому нравится быть лучшим по статусу, престижу и популярности, и каждый терпеть не может, когда видит кого-то лучше его. И только ваши родители хотят, чтобы вы стали лучше них.

Читайте также:  Что происходит у русских с некрещеными младенцами

Они заслуживают того обращения, которое полагается тем, кто предпочитает вас самим себе и желает вам еще больших благ. 5.6. Информируйте семью о своем местонахождении Если вы покидаете дом и идете не на работу, а в другое место, рекомендуется сообщить семье о том, куда вы направляетесь. Такая информация очень полезна и успокаивает их.

Катада бин Ди’ама ас-Садуси, великий последователь сподвижников Пророка ‫ﷺ‬, осуждал того, кто уходил, не давая семье знать о своем местонахождении. Как передавал имам Ахмад, Катада рассказывал, что он пошел с Абу Ма’шаром к Аш- Ша’би, но семья последнего сообщила, что дома его нет. Катада спросил: «Куда он пошел?» Его семья ответила, что это им неизвестно.

Катада спросил: «Вы хотите сказать, что он не говорит вам, куда уходит?» Они ответили: «Да». Когда вы говорите своей семье о том, где вы, это уменьшает их беспокойство. Кроме того, это успокаивает и вас, и их, когда вы приходите поздно, ведь они знают, где вы. 5.7.

Уважайте бедных Если встречаете на собрании бедного человека, или он приходит к вам домой или на работу, не смотрите на него сверху вниз. Бедность не является недостатком, которого следует стыдиться, а вот отсутствие доброты и щедрости таким недостатком является.

51 С бедными товарищами и гостями обходитесь с почетом и уважением. Разговаривая с ними, ведите себя приятным образом, используя лучшие слова. Помните: бедность не порок. Многие бедняки достойнее богачей, а многие неимущие заслуживают большего внимания, чем зажиточные граждане. 5.8.

Как вести себя с немусульманами Если ваши соседи – немусульмане, не забывайте об исламских нормах соседских отношений. Ислам рекомендует хорошее обращение к тем, кто живет рядом с вами, – как мусульманам, так и немусульманам.

Будучи мусульманином, вы должны демонстрировать всем людям добродетели ислама посредством своих хороших манер и доброго поведения. Бухари и Муслим передавали хадис Анаса: «Никто не является верующим, пока не будет желать своему брату того же, что себе».

У имама Муслима приводится такая формулировка: «…пока он не пожелает своему брату и соседу того же, что желает себе». Теологи говорят, что слово «брат» используется здесь в самом общем смысле, то есть подразумеваются все братья по роду человеческому: как мусульмане, так и немусульмане.

Таким образом, чтобы стать мусульманином и в полной мере насладиться исламом и наградами Аллаха, мусульманин должен желать своему брату-немусульманину того же, что желает себе.

Мусульманин будет стараться, молясь о наставлении братьев-немусульман на истинный путь, так же, как он хочет, чтобы его братья-мусульмане остались мусульманами и продолжили следовать исламу. В суре «Аль-Мумтахина» Аллах говорит: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, что не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Ведь Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми,

52 которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и помогали другим в вашем изгнании. А те, которые берут их себе в друзья, являются беззаконниками». Ничто не мешает нам проявлять доброту и щедрость, а также помогать немусульманам до тех пор, пока они не демонстрируют своими словами или поступками враждебное отношение к исламу.

Надеемся, доброе отношение снимет все барьеры на пути обращенного к ним предложения принять ислам и присоединиться к мусульманам. Такой позитивный подход не означает, что нужно во всем соглашаться с немусульманами, забывая о собственных отличительных чертах.

Хорошее отношение подразумевает лишь то, что во всех вопросах мы должны быть справедливы, добры и сдержанны по отношению к нам самим и наших соседям. Имам Куртуби говорил так: «Это представляет собой разрешение Аллаха на поддержание добрых отношений с теми, кто не борется с мусульманами».

Имам Куртуби также привел мнение Абдур-Рахмана бин Заида, который говорил, что данное правило имело место на заре исламе, когда сражение не было обязательным, но, впоследствии, оно было аннулировано пятым аятом суры «Покаяние»: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили…

» Рассказав о двух данных и других похожих мнениях, имам Куртуби подвел итог следующими словами: «Как сообщается, большинство толкователей говорили, что аят остается в силе и не был аннулирован.

Они приводят историю, передаваемую Бухари и Муслимом, об Асме бинт Абу Бакр, когда она спросила Пророка о том, может ли она быть гостеприимной и доброй по отношении к своей матери- немусульманке, навестившей ее в Медине, на что Пророк ответил: «Да». Утверждается, что данный аят был ниспослан в связи с данным случаем. Как сообщали Аль-Маварди и Абу Дауд, Амир

53 бин Абдулла бин Аз-Зубейр говорил, что его отец рассказывал ему, как до ислама Абу Бакр развелся со своей женой Кутайлей, матерью Асмы. Когда между Пророком и курайшитскими язычниками наступило перемирие, мать навестила свою дочь в Медине и привезла ей сережки и другие подарки. Асма не хотела принимать подарки, пока не спросила об этом Пророка.

В ответ на ее вопрос Аллах ниспослал данный аят. Аль-Фара утверждает, что под словами «…быть добрыми и справедливыми с теми, что не сражались с вами…» подразумевается племя Хоза, заключившее с мусульманами соглашение о том, чтобы не воевать и не помогать воюющим с ними.

Аллах приказал мусульманам быть добрыми и добросовестными по отношению к ним в соответствии с заключенным соглашением.

Аль-Кади Абу Бакр ибн Аль-Араби говорил, что арабское слово «кыст» происходит не от понятия «беспристрастность» («справедливость»), а от понятия «доля», то есть подразумевается, что вы можете дать им долю своих денег для поддержания теплых отношений, ведь справедливость – обязанность по отношению ко всем – как друзьям, так и врагам.

Имамы Бухари и Ахмад передавали со слов Анаса бин Малика, что Пророку прислуживал юноша-иудей, готовивший омовение для него и подававший ему обувь. Юноша заболел. Пророк пошел навестить его. Тот был смертельно болен, и отец сидел у изголовья постели. Пророк предложил ему принять Ислам, сказав: «Нет бога кроме Аллаха».

Юноша посмотрел на своего отца, который молчал. Пророк повторил свое предложение, и юноша снова посмотрел на отца, который сказал: «Послушайся Абуль-Касима». Тогда юноша прямо перед смертью сказал: «Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его посланник». Пророк сказал: «Хвала Аллаху, что дал мне спасти его». Хафиз ибн Хаджар говорит, что данный хадис указывает на

54 целый ряд правил: в частности, на то, что мусульманам разрешается нанимать немусульман и навещать их, когда те больны. Также хадис учит нас поддерживать теплые отношения, позволяет нанимать подростков, призывать их к Исламу, если те достигли зрелости для осуществления выбора, и принимать их обращение, если те приняли Ислам.

Хафиз Аль-Бадр аль-Айни говорил, что данный хадис указывает на дозволение посещения больных немусульман, особенно если они являются соседями, поскольку это демонстрирует доброту ислама и может побудить их принять его. Хадис также дает разрешение на наем немусульман, хорошее отношение к ним и наем подростков.

Вы можете утешать немусульман во время горя, используя подходящие слова. В конце книги «Аль-Харадж» имам Аль-Кади Абу Юсуф писал о том, что он спросил имама Абу Ханифу, как следует утешать иудеев и христиан, когда те теряют ребенка или родственника. Абу Ханифа сообщил, что следует сказать: «Аллах предопределил смерть для всех Своих творений.

Просим Его сделать смерть лучшей участью, которую можно ждать. Мы все принадлежим Аллаху, и к Нему – наше возвращение. Будьте терпеливы и выдержите это горе». Абу Юсуф сказал, что как-то раз стало известно о смерти христианина, посещавшего лекции Аль-Хасана аль-Басри.

Аль- Хасан пошел утешить его брата и сказал: «Да вознаградит вас Аллах за это горе, как вознаграждает ваших товарищей! Да благословит Он нашу смерть и сделает ее лучшей участью, которой можно ждать. Будьте терпеливы к несчастьям».

Вы можете сказать им эти добрые слова и напомнить о смерти как о неотвратимой участи, с которой ничего нельзя поделать кроме ее принятия и терпеливого отношения к ней. Имам Ибн Абидин в книге «Радд-уль-Мухтар» приводил слова имама Шафии: «Вы можете утешать мусульман в связи со смертью их родственника-немусульманина. Если такое

55 случилось, можете сказать: «Да увеличит Аллах вашу награду и терпение!» Можно также утешать немусульман в связи с потерей родственника-мусульманина, говоря: «Да простит Аллах умершего и принесет лучшие соболезнования!»

56 6. Этикет приема пищи 6.1. Важность норм поведения за столом Этикет приема пищи имеет очень большое значение, ведь это одно из самых часто повторяемых действий в жизни человека. Нормы поведения должны соблюдаться независимо от того, едите ли вы одни, в кругу семьи или с друзьями. Приучайте себя данному этикету, даже когда вы едите одни или со своей семьей.

Впоследствии, это станет вашей естественной привычкой, и вам легко будет правильно вести себя за столом. 6.2. Поведение во время еды Существует ряд совершенно необходимых манер поведения за столом. Начиная прием пищи, скажите «Бисмиллях», чтобы поблагодарить Аллаха, и произнесите «Альхамдулиллях» по окончании трапезы. Ешьте то, что находится перед вами. Ешьте правой рукой.

Один лицемер ел левой рукой; Пророк увидел это и посоветовал ему кушать правой рукой, но тот лживо заявил: «Но я не могу», – на что Пророк ответил: «Пусть будет так», – и лицемер больше не мог поднять правую руку. Сподвижники Пророка последовали его примеру в указании важности использования правой руки во время еды.

Когда Умар был халифом, он увидел, как один человек ест левой рукой и посоветовал ему использовать правую руку. Человек ответил: «Моя правая занята». Умар повторил свою просьбу, а человек повторил свой ответ. «Чем же она занята?» – спросил Умар. Человек ответил, что ее отрубили во время битвы.

Умар отругал себя за то, что не заметил этого, и приказал казначею выделить человеку слугу, чтобы тот помогал ему. Если кушаете рукой, используйте три пальца, употребляйте маленькими кусочками, мягко и легко поднимая еду до рта. Во

57 время еды закрывайте рот во избежание появления ненужных звуков. Прием пищи на полу – ближе к тому, как поступал Пророк. Однако можно есть и на столе. Ничего плохого в этом нет. Имам Газали говорил: «Прием пищи на столе предназначен для облегчения ее принятия. Ничто не запрещает это». Не начинайте есть до старших и уважаемых людей.

Если вы – старший, не начинайте, пока все не усядутся за стол. Желательно, чтобы прием пищи не проходил в тишине. К хорошим манерам относится наличие разговора во время еды. Темы должны быть подходящими для приема пищи. Если нужно вымыть руки по окончании еды, нужно попросить это сделать первым старшего или уважаемого человека.

Закончив есть, поблагодарите Аллаха в соответствии с хадисом, переданным Абу Даудом и Насаи в «Делах дня и ночи». Благодарите Аллаха, накормившего и напоившего нас. Будет очень уместно вознести мольбу за хозяев дома, принявших вас.

Муслим передавал со слов Аль-Мигдада ибн Аль-Асвада высказывание Пророка: «Да накормит Аллах накормивших нас, и да напоит Он напоивших нас!» Не выражайте неприятие той или иной пищи. Либо ешьте ее, либо тихо передайте ее. Абу Хурейра говорил: «Пророк никогда не выражал неудовольствие пищей. Если она ему нравилась, он ел ее.

Если нет, то отставлял ее в сторону». Не накладывайте в свою тарелку больше, чем можете съесть. Ведь остатки могут выкинуть: нельзя допускать такого расточительства. Лучше положите себе два раза маленькую порцию, чем один раз большую, которую вы не осилите.

Пророк не одобрял оставление на тарелке еды – он говорил: «Вы не знаете, какая часть благословлена». Еда – благо Аллаха. Плохое обращение с ней противоречит исламу. Не забывайте, что в мире есть бедные и нуждающиеся люди, у которых нет даже того, что вы выбрасываете в отходы.

58 6.3. Этикет употребления напитков Поведение при употреблении напитков имеет не меньшее значение. Нужно обязательно начинать с именем Аллаха. Пейте правой рукой. Абу Дауд и Тирмизи приводили слова Хафсы, да будет доволен ею Аллах: «Пророк ел и пил правой рукой. Левую руку он использовал для других дел (например, для гигиенических процедур)».

Не выпивайте все содержимое чашки одним глотком. Делайте три глотка. Ибн Аббас передавал слова Пророка: «Не пейте как верблюд. Делайте два или три глотка. Перед тем, как начать пить, произнесите имя Аллаха. Поблагодарите Аллаха, когда закончите». Не дышите в стакан. Это вызовет раздражение окружающих и запачкает стакан (чашку).

Ибн Аббас говорил, что Пророк запретил дышать и дуть в стакан. Не пейте прямо из чайника или сосуда. Это не только негигиенично, но и может отвратить других от употребления содержимого после того, как они увидели, что вы сделали. Абу Хурейра говорил, что Пророк запретил пить прямо из бурдюка и фляги. 6.4.

Об обжорстве Умеренность –настоящее украшение манер человека. Если вас пригласили на пиршество или подали вам еды или напитков, не снимайте это украшение. Не будьте обжорами, словно вы несколько дней ничего не ели, или будто в жизни не пробовали ничего лучше. Не пытайтесь отведать каждое блюдо, имеющееся на столе.

Даже щедрым хозяевам обжорство гостей не по душе. Соблюдайте такт и умеренность в использовании щедрости хозяев.

59 6.5. О золотых и серебряных столовых приборах Не пользуйтесь во время еды тарелками и столовыми приборами из золота и серебра. Это противоречит духу исламской умеренности. Помпезность не относится к чертам мусульманина.

Бухари передавал со слов Хузейфы следующее высказывание Пророка: «Не пейте из золотых и серебряных чашек и не ешьте из таких тарелок».

Если вы – в гостях, просто попросите хозяина заменить столовый прибор из золота или серебра на другой.

Источник: http://pubhtml5.com/bwaf/xvrx/basic/51-77

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector