«не могли ступать по трупам»: чем окончилась забытая раковорская битва

18 февраля 1268 состоялась Раковорская битва, в которой Тевтонский орден потерпел самое страшное поражение со времён Битвы при Дурбе от русских княжеств.

«Не могли ступать по трупам»: чем окончилась забытая Раковорская битва

Многие современные историки считают, что Раковорская битва была одним из крупнейших средневековых сражений в Восточной Европе, которую по масштабам и последствиям можно смело сравнивать с Грюнвальдской битвой 1410 года.

Сейчас трудно сказать, сколько воинов участвовало в сражении с обеих сторон. Ливонская хроника утверждает, что 30-тысячному русскому войску противостояло всего лишь 500 рыцарей и их датских союзников.

В Новгородской летописи данные о численности сторон отсутствуют, она лишь отмечает исключительно кровопролитный характер битвы: «и яко съступишася, бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди».

В ходе ожесточенного столкновения поле битвы осталось за русскими, дружина 17-летнего переславского князя Дмитрия Александровича мощным контрударом обратила в бегство врагов, преследуя их семь верст до самого города, пока, как свидетельствует летописец, кони не смогли ступать по трупам.

Однако противнику удалось захватить и уничтожить весь новгородский обоз, в котором находились осадные орудия, предназначавшиеся для штурма Раковора. Из-за этого продолжение похода потеряло всякий смысл, и русские войска снова повернули назад.

Войско Ливонского ордена, ставшего с 1237 года Ливонским ландмайстерством Тевтонского ордена, выступило из Юрьева, и после соединения с датчанами, которые располагали более значительными силами, заняло позицию на левом фланге против Святослава, Дмитрия и Довмонта. Датчане же встали на правом, против Михаила Ярославича (Старшего).

Новгородская летопись приводит рассказ, отсутствующий в хронике, об ожесточённом бое в центре между новгородцами и железным полком противника, в ходе которого погиб новгородский посадник и ещё 13 бояр поимённо, тысяцкий и ещё 2 боярина поимённо пропали без вести, а князь Юрий отступил, в связи с чем даже был заподозрен в измене.

Между тем русские нанесли мощный контрудар. Состав его участников точно называет ливонская хроника: 5000 воинов во главе с Дмитрием Александровичем, — он сообщает о том, что рыцарям удалось малыми силами остановить его.

В то же время летопись связывает с этим контрударом общую победу русского войска в битве, и рассказывает о преследовании бегущего противника на протяжении 7 вёрст до самого Раковора тремя дорогами, потому что кони не могли ступать по трупам.

Источник: https://tambovtoday.ru/poslednie-novosti/territorii/obshcherossijskie-novosti/750-let-nazad-sostoyalas-rakovorskaya-bitva

Раковорская битва

Раковорская битва
«Не могли ступать по трупам»: чем окончилась забытая Раковорская битва
Дата: 18 февраля, 1268
Место: Раквере, совр. Эстония
Итог: Победа русских войск
Стороны
Новгородская республика, Псковская республика, Владимиро-Суздальское княжество Ливонская конфедерация, Датская Эстония
Командующие
Юрий Андреевич, Довмонт, Святослав Ярославич, Михаил Ярославич, Дмитрий Александрович, посадник Михаил Фёдорович† Отто фон Роденштейн, епископ Александр†
Силы сторон
16—30 тыс.чел. 24—25 тыс.чел.
Потери
ок.5 тыс.чел. ок.12 тыс.чел.

Раковорская битва (нем. Schlacht bei Wesenberg) — битва, состоявшаяся 18 февраля 1268 года между армиями княжеств Северо-Восточной и Северо-Западной Руси и объединёнными силами рыцарей Тевтонского ордена вблизи крепости Раквере.

Предыстория

Князь Довмонт был вынужден покинуть Великое княжество Литовское в ходе борьбы за престол по смерти Миндовга (1263 год) и был принят во Пскове. В 1268 году новгородцы организовали поход против Литвы, но из-за разногласий в среде командования поход не состоялся.

Вместо этого войска вторглись в датские владения в Эстонии и подступили к замку Раквере, но после гибели от стрел семи человек из войска отступили и обратились за помощью к великому князю Владимирскому Ярославу Ярославичу, который прислал в себя место своих сыновей Святослава и Михаила, а также Дмитрия Переяславского и других князей.

В Новгороде началось изготовление осадных орудий для предстоящего похода.

Орденские епископы и рыцари из Риги, Вильянди и Юрьева прибыли в Новгород просить мира и поклялись не помогать раковорцам и ревельцам, однако, при последующем сборе войск ливонская хроника упоминает вильяндцев и воинов из других городов (вся земля Немецкая, по русской летописи).

Примечательно, что на ответном посольстве к ордену в Ригу, епископы и Великий магистр ордена Отто фон Роденштейн поклялись на кресте не помогать датчанам. Договор был скреплен печатями Великого магистра и городов: Риги, Вельяда, Юрьева, Висби и прочих. Клятва (даже на кресте), данная еретикам и язычникам, рыцарями считалась недействительной, однако поражение в битве было воспринято, как наказание за грех клятвопреступления.

23 января начался поход. Русские войска вторглись в землю Вирумаа, принадлежавшую датчанам — союзникам ордена.

Ход сражения

Битва состоялась 18 февраля.

Войско ордена выступило из Юрьева, и после соединения с датчанами, которые располагали более значительными силами, заняло позицию на левом фланге (против Святослава, Дмитрия и Довмонта), а датчане встали на правом (против Михаила Ярославича).

Новгородская летопись приводит рассказ, отсутствующий в хронике, об ожесточённом бое в центре между новгородцами и железным полком противника, в ходе которого погиб новгородский посадник и ещё 13 бояр поимённо, тысяцкий и ещё 2 боярина поимённо пропали без вести, а князь Юрий отступил, в связи с чем даже был заподозрен в измене.

Между тем русские нанесли мощный контрудар. Состав его участников точно называет ливонская хроника: 5000 воинов во главе с Дмитрием Александровичем, — но сообщает о том, что рыцарям удалось малыми силами остановить его.

В то же время летопись связывает с этим контрударом общую победу русского войска в битве, и рассказывает о преследовании бегущего противника на протяжении 7 вёрст до самого Раковора тремя дорогами, потому что кони не могли ступать по трупам.

Вечером к месту битвы подошел ещё один немецкий отряд, но ограничился разграблением новгородского обоза. Русские ожидали утра, чтобы сразиться с ним, но немцы отошли. Орден потерпел самое страшное поражение со времён Битвы при Дурбе.

Итоги битвы

Русские войска простояли под стенами Раковора три дня, не переходя к штурму. В это время псковская дружина Довмонта огнём и мечом прошлась по Ливонии, чиня грабежи и захватывая пленных. Князь мстил врагу за нападения на его земли.

В 1269 году Орден предпринял ответный поход, закончившийся безрезультатной 10-дневной осадой Пскова, отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мира на всей воле новгородской. После раковорского поражения Ливонский орден уже не мог серьёзно угрожать мощным княжествам северо-запада Руси. Дмитрий Александрович стал достойным продолжателем дела своих отца и деда.

Источник: https://gwonders-russia.ru/article.php?id=364

Читать

Annotation

Если говорить о подвижничестве в современной русской литературе, то эти понятия соотносимы прежде всего с именем Валентина Распутина. Его проза, публицистика, любое выступление в печати -всегда совесть, боль и правда глубинная. И мы каждый раз ждали его откровения как истины.

Читайте также:  «отец-благодетель»: почему так прозвали адмирала нахимова

Начиная с конца 1970-х годов Распутин на острие времени выступает против поворота северных рек, в защиту чистоты Байкала, поднимает проблемы русской деревни, в 80-е появляются его статьи «Слово о патриотизме», «Сумерки людей», «В судьбе природы — наша судьба». Распутин — один из авторов «Слова к народу», опубликованного на страницах газеты «Советская Россия» в июле 1991 года, в самые разломные для нашей страны дни он взывает с высоких трибун к спасению Родины.

Книга публицистики великого русского писателя охватывает последние тридцать лет жизни России, существовавшей, по его слову, уже с вывернутыми руками, на развалинах своего былого могущества, когда наступил «праздник воли» и «разгул нравов, выплеснувшихся со дна», и уничтожались национальные основы и сознание. В публицистике писателя, в беседах с ним, опубликованных в периодике, открывается его пророческий взгляд на самые болезненные проблемы и будущее России.

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • БЛИЖНИЙ СВЕТ
  • ПОЛЕ КУЛИКОВО
  • БЛИЖНИЙ СВЕТ ИЗДАЛЕКА
  • ИЗ ГЛУБИН В ГЛУБИНЫ
  • СМЫСЛ ДАВНЕГО ПРОШЛОГО
  • НА АФОНЕ
  • ОТКУДА ЕСТЬ-ПОШЛИ МОИ КНИГИ
  • БАЙКАЛ ПРЕДО МНОЮ
  • МОЯ и ТВОЯ СИБИРЬ
  • ИРКУТСК С НАМИ

БАЙКАЛ, БАЙКАЛ…

  1. СИБИРЬ БЕЗ РОМАНТИКИ
  2. КЯХТА
  3. РУССКОЕ УСТЬЕ
  4. ТРАНССИБ
  5. КРУГОБАЙКАЛКА
  6. ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОБОЛЬСКА

ОТКУДА ОНИ В ИРКУТСКЕ?..1

  • РУСЬ СИБИРСКАЯ, СТОРОНА БАЙКАЛЬСКАЯ2
  • ИЗ «БАЙКАЛЬСКОГО ДНЕВНИКА»
  • ПОЛНАЯ ЧАША ЗЛАТА И ЛИХА
  • МОЯ и ТВОЯ СИБИРЬ
  • К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЗМЕ
  • ЧТО В СЛОВЕ, ЧТО ЗА СЛОВОМ?
  • ВРЕМЯ И БРЕМЯ ТРЕВОГ3

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ…

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЗМЕ

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ СОВЕСТЬ…5

  1. ШЛЕМОНОСЦЫ6
  2. БЫЛИ ЛЮДИ И В НАШЕ ВРЕМЯ7
  3. IV.УРОКИ РУССКОГО
  4. СВЕТОНОСНОЕ ИМЯ
  5. «ОТКРОИТЕ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ СВЕТ»
  6. НАШ ТОЛСТОЙ
  7. «ИМЕЕТ СИЛУ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРОЛЯ»
  8. СВЕТ ПЕЧАЛЬНЫЙ И ДОБРЫЙ
  9. РЯДОМ С МАСТЕРОМ9

ТВОИ СЫН, РОССИЯ, ГОРЯЧИЙ БРАТ НАШ…

  • С МЕСТА ВЕЧНОГО ХРАНЕНИЯ
  • ЕГО СОТВОРЕННОЕ ПОЛЕ
  • СЛУЖБА ВАСИЛИЯ БЕЛОВА
  • с ЛЮБОВЬЮ и ВИНОЙ10

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ…11

  1. РУСЬ. ВЕСИ, ЛИКИ, ЗЕМЛЯ
  2. V.РОССИЯ УХОДИТ У НАС ИЗ-ПОД НОГ
  3. ВЫ НАВЯЗАЛИ СТРАНЕ ПЛЮРАЛИЗМ НРАВСТВЕННОСТИ13
  4. РОССИЯ УХОДИТ У НАС ИЗ-ПОД НОГ14

«ТАК СОЗДАДИМ ЖЕ ТЕЧЕНИЕ ВСТРЕЧНОЕ…»15

  • МЫ НЕ ПРЕДАЛИ КРЕПОСТЕЙ, НА КОТОРЫХ СТОИТ РОССИЯ16
  • НАРОД, ОН СВОЙ, А ЖИВЕТ СТОРОНОЙ17
  • УЧЕНЬЕ: СВЕТ И ТЬМА18
  • ЗЕМЛЯ19
  • VI.В ПОИСКАХ БЕРЕГА
  •  В СУДЬБЕ ПРИРОДЫ -НАША СУДЬБА
  • СУМЕРКИ ЛЮДЕЙ
  • «ПРАВАЯ, ЛЕВАЯ ГДЕ СТОРОНА?»

CHERCHEZ LA FEMME. ВЕЧНЫЙ ЖЕНСКИЙ ВОПРОС…

  1. ЧТО ДАЛЬШЕ, БРАТЬЯ-СЛАВЯНЕ?
  2. СКОЛЬКО БУДЕТ ЛЕТ В XXI ВЕКЕ?
  3. УНЕСЕННОМУ — ПРОЩАЙ?20
  4. СКОЛЬКО ЖЕ МЫ БУДЕМ ЕЩЕ ЗАПРЯГАТЬ?
  5. В ПОИСКАХ БЕРЕГА21
  6. МОЙ МАНИФЕСТ
  7. «ПИШУ О ТОМ, ЧТО НУЖНО ЛЮДЯМ»
  8. VII.ЭТИ ДВАДЦАТЬ УБИЙСТВЕННЫХ ЛЕТ
  9. К читателю
  10.  ПОСЛЕ РАССТРЕЛА НА КРАСНОПРЕСНЕНСКОЙ
  11. А ВЕК ДВАДЦАТЫЙ БЛИЗИТСЯ К ЗАКАТУ
  12. ВСТУПАЯ В НОВОЕ СТОЛЕТИЕ И ДАЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
  13. ОТНИМАЮТ У НАРОДА РОДИНУ
  14. КОГДА ОТРИНУТЫ МОРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
  15. ГДЕ, УКАЖИТЕ НАМ, ОТЕЧЕСТВА ОТЦЫ?
  16. «С НАС ХОТЯТ СОДРАТЬ ПОСЛЕДНЮЮ КОЖУ»24
  17. ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВЫПУСКАЕТ
  18. notes
  19. 1
  20. 2
  21. 3
  22. 4
  23. 5
  24. 6
  25. 7
  26. 8
  27. 9
  28. 10
  29. 11
  30. 12
  31. 13
  32. 14
  33. 15
  34. 16
  35. 17
  36. 18
  37. 19
  38. 20
  39. 21
  40. 22
  41. 23
  42. 24
  43. РУССКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СЕРИЯ
  • РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  • Серия самых выдающихся книг великих русских мыслителей, отражающих главные вехи в развитии русского национального
  • мировоззрения:

Св. митр. Иларион

  1. Повесть Временных Лет
  2. Св. Нил Сорский
  3. Св. Иосиф Волоцкий
  4. Москва — Третий Рим
  5. Иван Грозный «Домострой»

Посошков И. Т.

Ломоносов М. В.

Болотов А. Т.

Ростопчин Ф. В.

Уваров С. С.

Магницкий М. Л.

Пушкин А. С.

Гоголь Н. В.

Тютчев Ф. И.

Св. Серафим Саровский

Шишков А. С.

Муравьев А. Н.

Киреевский И. В.

Хомяков А. С.

Аксаков И. С.

Аксаков К. С.

Самарин Ю. Ф.

Валуев Д. А.

Черкасский В. А.

Гильфердинг А. Ф.

Кошелев А. И.

Кавелин К. Д.

Коялович М. О.

Лешков В. Н.

Погодин М. П.

Аскоченский В. И.

Беляев И. Д.

Филиппов Т. И.

Гиляров-Платонов Н. П.

Страхов Н. Н.

Данилевский Н. Я.

Достоевский Ф. М.

Игнатий (Брянчанинов)

Феофан Затворник

Одоевский В. Ф.

Григорьев А. А.

Мещерский В. П.

Катков М. Н.

Леонтьев К. Н.

Победоносцев К. П.

Фадеев Р. А.

Киреев А. А.

Черняев М. Г.

Ламанский В. И.

Астафьев П. Е.

Св. Иоанн Кронштадтский

Архиеп. Никон (Рождественский)

Тихомиров Л. А. Суворин А. С.

Соловьев В. С.

Бердяев Н. А.

Булгаков C. Н.

Трубецкой Е. Н.

Ушинский К. Д.

Хомяков Д. А.

Шарапов С. Ф.

Щербатов А. Г.

Розанов В. В.

Флоровский Г. В.

Ильин И. А.

Нилус С. А.

Меньшиков М. О.

Говоруха-Отрок Ю. Н.

Митр. Антоний Храповицкий

Поселянин Е. Н.

Солоневич И. Л.

Св. архиеп. Иларион (Троицкий)

Башилов Б.

Концевич И. М.

Зеньковский В. В.

Митр. Иоанн (Снычев)

Белов В. И.

Лобанов М. П.

Распутин В. Г.

Шафаревич И. Р.

Кожинов В. В.

Панарин А. С.

  • ВАЛЕНТИН РАСПУТИН
  • У НАС ОСТАЕТСЯ РОССИЯ
  • МОСКВА
  • Институт русской цивилизации

УДК 304.2+821.161.1 +908(470)+94(470) ББК 20.1+63.3(2)+83.3(2Рос=Рус)

Р 24

Распутин В. Г.

Р 24 У нас остается Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Сост. Т И. Маршковой, предисл. В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 1200 с.

Если говорить о подвижничестве в современной русской литературе, то эти понятия соотносимы прежде всего с именем Валентина Распутина. Его проза, публицистика, любое выступление в печати -всегда совесть, боль и правда глубинная. И мы каждый раз ждали его откровения как истины.

Начиная с конца 1970-х годов Распутин на острие времени выступает против поворота северных рек, в защиту чистоты Байкала, поднимает проблемы русской деревни, в 80-е появляются его статьи «Слово о патриотизме», «Сумерки людей», «В судьбе природы — наша судьба». Распутин — один из авторов «Слова к народу», опубликованного на страницах газеты «Советская Россия» в июле 1991 года, в самые разломные для нашей страны дни он взывает с высоких трибун к спасению Родины.

Книга публицистики великого русского писателя охватывает последние тридцать лет жизни России, существовавшей, по его слову, уже с вывернутыми руками, на развалинах своего былого могущества, когда наступил «праздник воли» и «разгул нравов, выплеснувшихся со дна», и уничтожались национальные основы и сознание. В публицистике писателя, в беседах с ним, опубликованных в периодике, открывается его пророческий взгляд на самые болезненные проблемы и будущее России.

  1. ISBN 978-5-4261-0107-4
  2. © Институт русской цивилизации, 2015
  3. ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда писателя знаешь почти полжизни, пишешь о нем книги, постепенно он и сам становится для тебя «текстом». И ты читаешь его книги и судьбу как собрание сочинений. Но однажды тебе делается недостаточно текста, и ты видишь, как твой товарищ сам становится твоим сердцем, твоей любовью, твоей жизнью.

Читайте также:  Как пушки xix века остановили немцев под москвой в 1941 году

Словно литература теряет свои литеры и опять делается болью и светом, тьмой и победой живой повседневности.

Или даже и не так, а наоборот, понимаешь, что литература — это и есть единственно подлинная жизнь, свидетельство того, чем мы были, от чего страдали, во что верили и что будет нашим ответом перед Богом.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=578142&p=8

Раковорская битва — это… Что такое Раковорская битва?

Раковорская битва (нем. Schlacht bei Wesenberg) — битва, состоявшаяся 18 февраля 1268 года между армиями княжеств Северо-Восточной и Северо-Западной Руси с объединёнными силами рыцарей Тевтонского ордена и Дании вблизи крепости Раквере.

Предыстория

Князь Довмонт был вынужден покинуть Великое княжество Литовское в ходе борьбы за престол по смерти Миндовга (1263 год) и был принят во Пскове. В 1268 году новгородцы организовали поход против Литвы, но из-за разногласий в среде командования поход не состоялся.

Вместо этого войска вторглись в датские владения в Эстонии и подступили к замку Раквере, но после гибели от стрел семи человек из войска отступили и обратились за помощью к великому князю Владимирскому Ярославу Ярославичу, который прислал вместо себя своих сыновей Святослава и Михаила, а также Дмитрия Переяславского и других князей.

В Новгороде началось изготовление осадных орудий для предстоящего похода.

Орденские епископы и рыцари из Риги, Вильянди и Юрьева прибыли в Новгород просить мира и поклялись не помогать раковорцам и ревельцам, однако, при последующем сборе войск ливонская хроника упоминает вильяндцев и воинов из других городов (вся земля Немецкая, по русской летописи).

Примечательно, что на ответном посольстве к ордену в Ригу, епископы и Великий магистр ордена Отто фон Роденштейн поклялись на кресте не помогать датчанам. Договор был скреплен печатями Великого магистра и городов: Риги, Вельяда, Юрьева, Висби и прочих. Клятва (даже на кресте), данная еретикам и язычникам, рыцарями считалась недействительной, однако поражение в битве было воспринято, как наказание за грех клятвопреступления.

23 января начался поход. Русские войска вторглись в землю Вирумаа, принадлежавшую датчанам.

Ход сражения

Битва состоялась 18 февраля.

Войско Ливонского ордена[4], ставшего с 1237 года Ливонским ландмайстерством Тевтонского ордена, выступило из Юрьева, и после соединения с датчанами, которые располагали более значительными силами, заняло позицию на левом фланге против Святослава, Дмитрия и Довмонта. Датчане же встали на правом, против Михаила Ярославича.

Новгородская летопись приводит рассказ, отсутствующий в хронике, об ожесточённом бое в центре между новгородцами и железным полком противника, в ходе которого погиб новгородский посадник и ещё 13 бояр поимённо, тысяцкий и ещё 2 боярина поимённо пропали без вести, а князь Юрий отступил, в связи с чем даже был заподозрен в измене.

Между тем русские нанесли мощный контрудар. Состав его участников точно называет ливонская хроника: 5000 воинов во главе с Дмитрием Александровичем, — он сообщает о том, что рыцарям удалось малыми силами остановить его.

В то же время летопись связывает с этим контрударом общую победу русского войска в битве, и рассказывает о преследовании бегущего противника на протяжении 7 вёрст до самого Раковора тремя дорогами, потому что кони не могли ступать по трупам.

Вечером к месту битвы подошел ещё один немецкий отряд, но ограничился разграблением новгородского обоза. Русские ожидали утра, чтобы сразиться с ним, но немцы отошли. Всего спустя 8 лет после поражения в битве при Дурбе от войск Литвы крестоносцы потерпели новое поражение.

Итоги битвы

Русские войска простояли под стенами Раковора три дня, не переходя к штурму. В это время псковская дружина Довмонта огнём и мечом прошлась по Ливонии, чиня грабежи и захватывая пленных. Князь мстил врагу за нападения на его земли.

В 1269 году Орден предпринял ответный поход, закончившийся безрезультатной 10-дневной осадой Пскова, отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мира на всей воле новгородской. После раковорского поражения Орден уже не мог серьёзно угрожать мощным княжествам северо-запада Руси. Дмитрий Александрович стал достойным продолжателем дела своих отца и деда.

Примечания

  1. Согласно Ливонской рифмованной хронике, во время описанных событий магистр ордена Отто фон Роденштейн сражался с врагом в другом месте
  2. 1 2 3 Военный календарь России/А.Окороков.- М.:Яуза; Эксмо,2009 — 768с. -(Военная энциклопедия)
  3. 1 2 СТАРШАЯ ЛИВОНСКАЯ РИФМОВАННАЯ ХРОНИКА
  4. В Ливонской рифмованной хронике “Landvolk” — ополчение из местных жителей (леттов, ливов, эстов)
  • Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. — М.: «Вече», 2002. — ISBN 5783805394
  • Nicolle, David. Medieval Russian Armies 1250 — 1450. — Oxford: Osprey Publishing, 2002.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/106624

Из «Истории России» С.М. Соловьёва

БАНЯ история:день 2-й практика !!!! Сложно с ответами! Работа с текстами!!! Из «Жития Александра Невского». «…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру».Изисторического труда С.М.Соловьёва.

«Александр Невский, став великим князем Владимирским, должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; должен был уговаривать народ, чтоб снес терпеливо иго, позволил татарам переписать себя для наложения дани. При помощи князя были подавлены восстания против Орды. Итогом было запрещение вечевых порядков в городах.

Однако политическая деятельность князя позволила предотвратить новый разгром городов».

С1.Какие две победы Александра Невского имелись в виду при упоминании Новгорода и

Пскова? Приведите обоснование, доказывающее, что князь «отдавал живот свой [жизнь] за православную веру».

С2.Как объяснял С.М. Соловьёв мотивы действий Александра Невского? Как оценивал

Историк действия князя? Назовите не менее двух положений.

С3.О каких личных качествах Александра Невского свидетельствуют приведенныеисточники? Укажите не менее трёх качеств.

  • С1. Ответ:
  • Может быть указано, что
  • 1)победы — Невская битва и Ле
  • довое побоище;
  • 2)борьба против немецких рыцарей была и борьбой против насаждения католицизма.
  • С2. Ответ:Может быть указано, что1)

объяснение — стремление спасти родную землю от гибели;

2) С.М. Соловьёв действия Александра Невского оценивал положительно.

  1. С3 Ответ:
  2. Могут быть указаны следующие качества князя:
  3. 1)гибкость;
  4. 1)терпение;
  5. 2)мужество;

3)мудрость и т.д.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства

Читайте также:  «город мертвых»: что случилось в деревне даргавс в северной осетии

юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять ис

тинного положения дел и в начале XIV в. всё ещё считали возможной борьбу с татарами.

Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т.е.

угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками…

Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».

С1.Как оценивает историк политическую линию тверских князей? Назовите не менее

Трёх положений.

С2.Какие факты свидетельствуют о более дальновидной политике московских князей? В чём видит историк преимущества московских князей? Укажите в обшей сложности не менее трёх положений.

С3.

Какие черты политики московского князя Ивана Калиты отмечает историк? Приведите не менее трёх черт.

С1. Ответ:Может быть указано, что

1)тверские князья имели «право старшинства» в получении великокняжеского престола, а

также «личные доблести», т.е. у них были нравственные и юридические средства для борьбы за «великокняжеский стол»;

2)тверские князья не могли понять истинного положения дел в начале XIV в.;

3)тверские князья считали возможной в начале XIV в. борьбу с Ордой.

  • С2. Ответ:Может быть указано, что1)более дальновидная политика московских князей, их преимущества по сравнению с тверскими, по мнению историка, состоят в:
  • а)понимании того, что время открытой борьбы с татарами не наступило;
  • б)умении действовать «смиренной мудростью»;
  • в)использовании угодничества, денег в отношениях с Ордой;
  • 2)преимущества московских князей историк видит в наличии средств материальных и практических.
  • С3 Ответ:
  • Могут быть указаны следующие черты политики Ивана Калиты:
  • 1)«смиренная мудрость», понимаемая как угодничество;
  • 2)лесть;
  • 3)Калита чаще других князей ездил «на поклон» к хану и подкупал татаро-монголовсистематическими дарами;
  • 4)в целом Ключевский отмечает, что Калита мог использовать хана в своих целях

Из «Истории России» С.М. Соловьёва.

«20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских… Видя все полки свои в сборе,

князь велел переправляться через Оку; в воскресенье… 1 сентября переправилось войско,

в понедельник переехал сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспе ла грамота от преподобного игумена, благословение от святого старца идти на татар…

Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратникигибли под конскими копытами… ».

Источник: https://studopedia.net/6_98645_iz-istorii-rossii-sm-soloveva.html

18 февраля 1268 г. — Произошла Раковорская битва

Раковорская битва — битва, состоявшаяся между армиями северорусских княжеств и объединёнными силами рыцарей Ливонского ордена и Датской Эстляндии вблизи крепости Везенберг.

Князь Довмонт был вынужден покинуть Великое княжество Литовское в ходе борьбы за престол по смерти Миндовга и был принят во Пскове. В 1267 году новгородцы организовали поход против Литвы, но из-за разногласий в среде командования поход не состоялся.

Вместо этого войска вторглись в датские владения, находившиеся на территории современной Эстонии, и подступили к замку Раквере, но после гибели от стрел семи человек из войска отступили и обратились за помощью к великому князю Владимирскому Ярославу Ярославичу, который прислал вместо себя своих сыновей Святослава и Михаила, а также Дмитрия Переяславского и других князей. В Новгороде началось изготовление осадных орудий для предстоящего похода. Орденские епископы и рыцари из Риги, Вильянди и Юрьева прибыли в Новгород просить мира и поклялись не помогать раковорцам и ревельцам, однако при последующем сборе войск ливонская хроника упоминает вильяндцев и воинов из других городов.

23 января начался поход. Русские войска вторглись в землю Вирумаа, принадлежавшую датчанам.

Войско Ливонского ордена, ставшего с 1237 года Ливонским ландмайстерством Тевтонского ордена, выступило из Юрьева, и после соединения с датчанами, которые располагали более значительными силами, заняло позицию на левом фланге против Святослава, Дмитрия и Довмонта. Датчане же встали на правом, против Михаила Ярославича.

Новгородская летопись приводит рассказ, отсутствующий в хронике, об ожесточённом бое в центре между новгородцами и железным полком противника, в ходе которого погиб новгородский посадник и ещё 13 бояр поимённо, тысяцкий и ещё 2 боярина поимённо пропали без вести, а князь Юрий отступил, в связи с чем даже был заподозрен в измене.

Между тем русские нанесли мощный контрудар. Состав его участников точно называет ливонская хроника: 5000 воинов во главе с Дмитрием Александровичем, — он сообщает о том, что рыцарям удалось малыми силами остановить его.

В то же время летопись связывает с этим контрударом общую победу русского войска в битве, и рассказывает о преследовании бегущего противника на протяжении 7 вёрст до самого Раковора тремя дорогами, потому что кони не могли ступать по трупам.

Вечером к месту битвы подошел ещё один немецкий отряд, но ограничился разграблением новгородского обоза. Русские ожидали утра, чтобы сразиться с ним, но немцы отошли.

Русские войска простояли под стенами Раковора три дня. Видимо, приступить к осаде и штурму города помешала потеря в битве обоза с осадными приспособлениями. В это время псковская дружина Довмонта огнём и мечом прошлась по Ливонии, чиня грабежи и захватывая пленных. Князь мстил врагу за нападения на его земли. Ни один замок не был осажден или взят.

В 1269 году Орден предпринял ответный поход, закончившийся безрезультатной 10-дневной осадой Пскова, отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мира на всей воле новгородской. Спустя всего 8 лет после поражения в битве при Дурбе от войск Литвы крестоносцы потерпели новое поражение, приостановившее на 30 лет немецко-датскую экспансию.

В русской историографической традиции бесспорным победителем признаётся русская армия, тем не менее, несмотря на большее количество участников, битве придаётся лишь второстепенное значение в сравнении с Ледовым побоищем.

Источник: http://www.mifyskazki.ru/dayofhistory/fevral/18/1268-god-proizoshla-rakovorskaja-bitva.html

Ссылка на основную публикацию