Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Куликовская битва заняла значительное место в борьбе татаро-монгольского ига и русского народа. Победа русичей не привела к полной ликвидации монголо-татарского ига на Руси, но был нанесён сильнейший удар по господству и силе Золотой Орды. Что в дальнейшем привело к её распаду.

Куликовская битва состоялась в 1380 году. Перед битвой, русское войско расположилось тылом к месту впадения реки Непрядва в реку Дон. Это сделано для защиты, от возможной атаки конницы монголов, сзади. Войско русичей выстроилось по схеме «Ромб». Средней величины полк ставился впереди, для принятия главного удара.

По бокам войска, выставлено по одному полку, за которыми была размещена конница. Сзади передового полка размещался задний полк. Численность воинов в нём была самой большой. В лесу был спрятан полк резерва. Войско монголов построилось по стандартной, для них, схеме.

Впереди конница, для прямой стремительной атаки, на которую возлагалась надежда на победу, сзади пехота.

Картинка Павла Рыженко «Атака Засадного полка»:

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Куликовская битва началась поединком Пересвета и Челубея. Александр Пересвет — легендарный воин. Погиб во время поединка с представителем монголо-татарского войска Челубеем.

Челубей — обладал огромной силой, прошел специальный курс военной выучки, считался лучшим воином в поединках один против одного, на копьях. Был приглашен в монгольское войско для битвы с представителем русичей. Челубей, для побед в поединках, использовал маленькую хитрость.

Он использовал копьё длиннее, чем противники (примерно на 1 метр). Эта хитрость давала возможность Челубею достать копьём противника раньше, тем самим, убивая и оставаясь в живых самому. Пересвет, перед поединком, снял кольчугу, чтобы она не сковывала его действия.

Этот факт и предопределил исход поединка. Копьё Челубея вонзилось глубоко в русича, не задержанное кольчугой. И русское копьё смогло, сократив расстояние, достать и убить Челубея.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Васнецов В. М. Поединок Пересвета с Челубеем. 1914

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Дмитрий Донской, Пересвет и Челубей (убиты) на поле Куликовом

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Илья Глазунов, «Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем)», 1979

На иллюстрации — «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова.

На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом.

Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Сам Авилов в книге «Беседы по искусству в начальной школе» так описывает картину:

«Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине.

Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря.

У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем.

Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской.

В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка…»

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Справка: Челубей (в некоторых источниках Челибей,Темир-Мирза либо Таврул, ? — 8 сентября 1380) — тюркский богатырь из войска темника Мамая. Известно, что он участвовал в Куликовской битве. Перед началом битвы сражался с богатырём Пересветом, назван печенегом, но точных сведений об этом нет.

Имя Челубей тюркского происхождения судя по составу и звучанию. Cогласно преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Челубей вышел на поединок перед основной битвой первым, а против него вышел Пересвет. Оба воина погибли в этом бою, одновременно пронзив друг друга копьями.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Справка: Александр Пересве́т (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

На фото: теплоход «Александр Пересвет» на Волге

Вообще же, конечно, тема боя «Пересвет vs Челубей» очень сочная, поэтому встречается в работах художников довольно часто. Вот еще парочка примеров.

Маврикий Якоби, «Бой между Пересветом и Челубеем перед Куликовской битвой», 1938:

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Александр Ганненко – современный барельеф:

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

  • И вот еще интересно сравнить: картина-фантазия американского художника Пола Кейна (Paul Kane):
  • Кстати, по легенде, картина «Смерть Омоксесисиксани (Большого Змея), вождя черноногих» написана в 1856 году – за два года до реальной смерти изображенного на ней вождя Большого Змея. Но в официальных источниках датой написания указывается именно 1858 год…
  • На ту же тему, интересно — картина Талгата Тлеубаева «Поединок Абилмансура с Чарышем»
  • Ну и еще такой, современный компьютерно-игровой вариант «поединка Пересвета с Челубеем» (арт по игре «Аллоды онлайн»).
  • Куликовская битва, конечно, продолжилась после схватки богатырей. Александр Бубнов, «Утро на Куликовом поле»:
  • С картинами закончим другим событием – художник Виктор Васнецов, «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880:

Источник: http://dvoeborstvo.ru/post390585641/

Поединок Пересвета

Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.

Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…

Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?

Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

  • Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.
  • Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).
  • Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.
  • Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.
  • Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.
  • Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Пересвет

Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.

  1. Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.
  2. Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.
  3. Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.
  4. Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.
  5. Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…

На бой с Челубеем пошел Пересвет.

Челубей

  • Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.
  • Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.
  • Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.

В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

  1. «Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.
  2. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.
  3. Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.

Поединок

  • Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.
  • Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.
  • На поле боя вышли два воина, два монаха…
  • Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…
  • Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.
  • Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.
  • Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.
  • Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.

В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

  1. Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.
  2. Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…
  3. А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».
  4. Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.
  5. Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.
  6. Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.
  7. Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.
  8. Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.
  9. В воздухе витал вопрос:
  10. Был нарушен привычный ход вещей.
  11. У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.
  12. Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.
  13. И первым среди них был Андрей Ослябя.
Читайте также:  Сколько было авторов у российских летописей

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

  • Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.
  • С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.
  • Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.
  • Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Воин Света и Воин Тьмы

  1. И Пересвет, и Челубей были великими воинами.
  2. Один из них был Воином Света, принявшим Великую Схиму и Ангельский образ.
  3. Второй был Воином Тьмы, «Бессмертным» мастером боевой магии.
  4. Поединок Пересвета и Челубея был поединком Духа и поединком Веры.
  5. Поединок Пересвета еще раз доказывает, что, никакая мудрость восточных практик, никакой опыт и воинское мастерство не способны устоять против силы Духа и Веры русских воинов.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина Икона святых воинов Пересвета и Осляби

Источник: https://WorldMartialArts.ru/poedinok-peresveta/

Победа русского духа на Куликовом поле | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

8 сентября 1380 года Объединенное войско русских князей под командованием князя Дмитрия Донского разгромило на Куликовом поле татарское войско хана Мамая, и освободило русские земли от татаро-монголов. Благословленные Сергием Радонежским русские воины одержали великую победу над своими врагами и укрепились в православной вере. В бой на Куликовом поле русское войско Дмитрия Донского шло под чермным, то есть темно-красным знаменем, с золотым ликом Иисуса Христа. Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

В летописи записано: «Тут пришли к нему (Дмитрию Донскому) посланцы от игумена Сергия Радонежского с благословением и с таким письмом: «Да будет тебе помощником Господь Бог, и пречистая Богородица, и святой чудотворец Петр!» Прислана была ему просфора пречистой Богородицы».

Благословение Сергия Радонежского на великую битву с татарским войском получил не только Дмитрий Донской и всё его объединённое войско, но и два монаха-воина Троице-Сергиевского монастыря.

Брянский боярин богатырь Александр Пересвет и Родион Ослябя, с благословения великого Святого Сергия Радонежского были пострижены им в высший монашеский чин – Великую схиму, стали иноками Троице-Сергиевского монастыря и отправились вместе с объединённым русским войском на бой с захватчиками земли русской.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Согласно легенде, сама битва началась с боя один на один между легендарным монахом-воином Александром Пересветом и татарским воином Челубеем.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

До той поры считалось, что татарина вообще нельзя победить в битве, и это смущало умы русской рати. Александр Пересвет перед боем снял доспехи, оставшись лишь в мягких монашеских одеждах, украшенных крестом. В этом был не только духовный подвиг, но и военная хитрость.

Дело в том, что копье Челубея было почти на метр длиннее русских копий, поэтому-то он и побеждал в поединках, выбивая противника из седла до того, как его самого успевали поразить копьем.

Монах снял доспехи, чтобы татарское копье прошло сквозь тело, а он, пожертвовав собою, смог поразить насмерть Челубея. Расчёт инока Пересвета оказался верным, Челубей был сражён ударом копья и выбит из седла.

Оба едино борца пали мертвыми, боевой конь Пересвета вернулся с погибшим богатырём в русские ряды, и только после этого начался главный бой русского войска с татарами.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

В том великом сражении была принята и ещё одна мученическая смерть, исполненная героизма. Московский боярин Михаил Андреевич Бренок поменялся своими одеждами с Дмитрием Донским и принял на себя всю ярость татарского воинства, стремившегося уничтожить главного русского воеводу и вдохновителя русского войска.

  В летописи записано: «и то большое черное знамя велел рынде своему возить над Михаилом Андреевичем Бренком.

И взял он святой крест, на котором были изображены страсти Христовы,— в кресте том была частица животворящего древа Христова,— и сказал со слезами: «На тебя вся моя надежда, Христе Боже! Дай же мне силою твоего креста победу над моими врагами, как некогда Константину!»

Михаил Андреевич погиб в бою, рядом с ним погибло множество московских, рязанских, суздальских бояр и князей, оборонявших ненастоящего Дмитрия Донского, но настоящего русского героя.

История второго воина-инока Родиона Ослябя, направленного с Дмитрием Донским на Куликово поле, толкуется по-разному. Одни историки полагают, что Ослябя, как и Пересвет, погиб в на Куликовом поле, другие же считают, что он пережил битву, сам отнёс уже раненного Дмитрия Донского в безопасное место и продолжил сражение в его доспехах, командуя войском.

Известно, что некий Ослябя сопровождал посольство Дмитрия Донского в Царьград многими годами позже, когда великий русский князь отправился в Византию для оказания помощи, и защиты Царьграда и Византии от многочисленных набегов турок.

Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Родион Ослябя погребены в Старом Симонове рядом с храмом Пресвятой Богородицы.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Разбитые в ходе великой Куликовской битвы, татарское войско бежало до самого Крыма. Не смотря на то, что русское войско лишилось чуть ли не половины воинов, оно ещё 50 верст гнало разрозненные отряды Мамая прочь с русской земли.

Куликовская битва стала переломной в ходе освобождения русских земель от набегов кочевников из Азии.

Некоторые историки полагают, что единственным выгодополучателем после Куликовской битвы стал хан Золотой орды Тохтамыш, добившийся ослабления обеих сторон конфликта — большие потери понесло войско русского князя Дмитрия Донского, и было разбито войско татарского хана Мамая.

Однако, именно после этой битвы на Куликовом поле верховенство Дмитрия Донского над всеми русскими землями признали не только в Твери, но и в Рязани и других удельных русских княжествах. Русские князья стали непреодолимой стеной на пути Золотой Орды дальше на запад, подарив Европе защищённость границ и свободу от набегов диких кочевников.

Куликовская битва занимает важное место и в укреплении православной веры на Руси.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

В Куликовской битве была обретена одна из величайших православных святынь Руси – Донская икона Божией Матери.

«И когда благоверный великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих.

Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы», – сказано в «Гребневской летописи, или Повествовании об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии».

Сколь бы ни был силен враг, сколько бы огня, копий и стрел не извергал он на наши головы – не победить ему, поскольку наши воины идут на бой под знаменем Иисуса Христа.

Долго ещё грозили русским княжествам татары, не раз совершали набеги на русские земли и сжигали Москву, грабили русские купеческие обозы на востоке, а на западе грабежами торговых обозов промышляли литовцы, всему этому пришёл конец, и покорились русской воле и те, и другие, и следующие покорятся.

«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся яко снами Бог» (Пс.15:59)

Источник: http://www.evpatori.ru/pobeda-russkogo-duxa-na-kulikovom-pole.html

Ложь Куликовской битвы

Данная заметка странным образом связана как с исследованием вопроса по поводу мифического облёта Москвы самолётом, груженым чудотворными иконами, по приказу Сталина,

http://www.odintsovo.info/white/blog.asp?id=5553

так и с недавним поздравлением нас всех с одним из дней воинской славы России в исполнении Mosgavra:

http://www.odintsovo.info/white/blog.asp?id=5576

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Заинтересовавшись вопросом, я обратил внимание на странные приписки к описанию исторического поединка Пересвета и Челубея. Описывая битву в подробностях, многие источники касательно этого факта добавляли в самом начале повествования, что данная схватка произошла… «По преданию».

Что бы это значило? Как это может быть? Какое ещё предание?

Это же правда! Нас же в школьных учебниках этому учили! Картинка боя Пересвета и Челубея, которая вдохновляла художников на написание эпических полотен — сказка?

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

На что это намекают историки?

И я начал читать. И выяснил, на что.

По поводу самой битвы и того, когда она состоялась, кто с кем сражался, почему, кто победил, а кто оказался разбит — никаких сомнений у историков нет. Потому что факты подтверждены множеством независимых друг от друга источников, в том числе и зарубежными хрониками.

Но вот с поединком Пересвета и Челубея выходит неувязочка. Его, этот поединок, упоминает единственный источник, ставший, впрочем, довольно популярным в массах. Это «Сказание о Мамаевом побоище», появившееся, как оценили историки, примерно после 1510 года, то есть через 120 лет после описываемых событий.

Как историки смогли об этом догадаться? По упоминанию некоторых фамилий, которые в более близких по времени к событию источниках не указываются, однако все они представлены в числе реально действующих лиц именно после 1510 года. Я непонятно объяснил? Попробую проще.

Читайте также:  Какие «маленькие» грехи могут стать смертными

Авторы текстов выводили биографии действующих современных им богатых и знатных родов из подвигов их предков, и этим предкам в прошлом приписывали много интересных поступков, событий и приключений. Кто-то из них лично раненого Дмитрия Донского на поле нашёл, кто-то Мамая чуть не догнал…

В общем — понятно, после любой драки каждый мнит себя главным действующим лицом. А уж через 120 лет…

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Само произведение весьма кустисто, цветисто, и, хотя и содержит в себе цельнотянутые вкрапления более ранних документов, историками не воспринимается в качестве какого-либо свидетельства.

Слишком много явно досочинённых моментов, слишком много ранее нигде не упоминаемых имён, слишком много анахронизмов — к примеру, в качестве действущих лиц битвы выставляются князья, чьи княжества как таковые образовались позже! Запутана хронология — день, называемый воскресеньем, в реальности приходился на четверг (нет, разница стилей летоисчисления здесь совсем не при чем, григорианский календарь изобрели позже Куликовской битвы, а уж перешла на него Россия вообще в ХХ веке). Покидая Москву, Дмитрий Донской, оказывается, молился перед иконой Владимирской Богоматери, которая была перенесна в Москву только в 1395 году!

Смеху добавляет один из вариантов «Сказания» (а вариантов довольно много), так называемый Киприановский — был такой на Руси митрополит в именем Киприан в то время.

Так вот для Никоновской летописи очередной митрополит таким образом «отредактировал» текст, что главным действующим лицом оказался этот самый Киприан.

Это он вдохновлял Дмитрия Донского, оказывается! Хотя историкам достоверно известно — с Дмитрием Киприан не ладил, и, хотя в Москву приезжал, первый раз там появился позднее 1380 года.

Хотя и говорят, что история не знает сослагательного наклонения, забавно было бы, если бы хитрым церковникам удалась и эта подмена — вместо Сергия Радонежского мы бы сейчас почитали Киприана, а Сергия, может, и не знали бы совсем. Зато был бы повод уважать митрополичье звание.

Как же быть с поединком Пересвета и Челубея?

Александр Пересвет реально существовал. И в Куликовской битве погиб. И, судя по всему, действительно совершил какой-то подвиг, благо, в ходе битвы возможностей это сделать у него было немало. Но что касается картинного поединка с Челубеем — эпизод этот более чем сомнителен.

По тексту «Задонщины», более раннего и тоже скорее литературного, чем исторического источника, происходит следующее: «И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам убитым быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона Великого на берегу».

То есть налицо расхождение — Пересвет, по Задонщине, не начинал битву, поскольку в таком случае не мог бы скакать на борзом коне, в то время, как многие лежали посечены. А ведь такой красивый эпизод, как поединок перед битвой, не мог не попасть в более ранние документы и литературные памятники. Откуда же он взялся через 120 лет?

Ответ прост, «Сказание» — это беллетристика своего времени, исторический роман, в котором и присочинить не грех. Не было поединка? Ну и ладно, сейчас организуем.

В реальности ни русские войска, ни особенно татары поединков перед битвами не практиковали — это ЛЕГЕНДА! Такие поединки прямо запрещались Ясой Чингисхана, который превыше всего ставил дисциплину. Ордынская тактика битв в поле предусматривала как можно более быстрый и напористый удар конницы, без всяких рассусоливаний и гаданий — кто кого.

Летописи подтверждают, что начало битвы было стремительным, татары лавиной обрушились на русских. Никакого упоминания о поединке в них нет.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Пересвет и Ослябя в сказаниях называются иноками Троице-Сергиевого монастыря, хотя таких монахов монастырские записи не называют.

Летописные источники именуют Пересвета и Ослябю боярами, вассальными князю Дмитрию Ольгердовичу, литовскому князю. Да, вместе с русскими против Мамая выступила часть литовцев. Хотя, собственно, это государство в то время было литовско-русским.

«Литераторы» приговорили к погибели обоих, их якобы похоронили вместе, в то время как Ослябя в летописях оказывается живым и здоровым позже битвы — вновь в качестве боярина, а ещё позже, после действительного принятия монашества — он упоминается сопровождающим дары в Царьград.

Историки заприметили немало подобных странностей, не объяснимых ничем более, кроме как позднейшим кустистым враньём и приукрашиванием более ранних и более документальных свидетельств.

Всё это заставляет кое-кого утверждать: «Церковь примазалась к чужому подвигу!» и делать выводы вплоть до того, что якобы Пересвет и Ослябя были чуть ли не язычниками. Это уж вряд ли, всё-таки не 10-й век на дворе был, а 14-й. Хотя признаки украшательства, как говорится, налицо.

http://www.balkaria.info/library/p/prozorov/peresvet.htm

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

С печенегом Челубеем выходит совсем уже ерунда. Прежде всего, непонятно, откуда у татар взялся печенег. Этот народ давно уже был вытеснен ещё половцами в Молдавию.

Но совсем уж плохо, что даже имя Челубей абсолютно недостоверно — поединщика в разных вариантах переписываемого сказания именуют по разному.

То это Темир (от узбека Тимура), то Челубей (от турка Челяби-эмира, завоевателя болгарской столицы тех лет Тырново), то Таврул (монгол, живший за 140 лет до Куликовской битвы).

Одним словом, заврались. Вспомним — ведь и икону над Москвой в разных сказаниях возил то самолёт По-2, то Ли-2, да и иконы в каждом сказании разные — Тихвинская, Казанская, Владимирская.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

В сказаниях упоминается, что Сергий Радонежский повелел своим инокам (в реальности — всё же, видимо, литовским боярам) выйти на битву в монашеском одеянии поверх доспехов.

Тут тоже очень много непонятного — довольно безрассудный шаг, вот так публично нарываться на неприятности для всей церкви. Князь Дмитрий и эмир Мамай оспаривали законность и размер уплаты дани, исход битвы мог быть самым разным.

Подставлять подобным образом под удар всю церковь — не назовёшь сильно умным поступком, отвечать пришлось бы всем. Впрочем, Сергий был, по отзывам современников, человеком разумным, и подозревать его в безрассудстве как-то не приходится.

Скорее уж — более поздние сочинители наврали про него для красного словца. В их время церкви уже можно было не опасаться расправы и казни за вмешательство в конфликт.

Какие из всего этого можно сделать выводы?

Пожалуй, такие. История — одна из самых загадочных наук. Миф, сказка, способны обрести в ней силу подлинных событий, а реальность может оказаться напрочь забытой.

И способствуют этому различного рода политики. Выгодно возвеличить кого-либо или какой-либо общественный институт вроде церкви — наврём, возвеличим, припишем все подвиги. Бумага всё стерпит.

Мифы, легенды и прямая ложь очень легко становятся правдой.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина

Ну, а поединок Пересвета и Челубея… Красивый миф. Мне его жалко. Лучше бы уж и не интересовался, почему историки поставили перед ним это ужасное «по преданию»…

Источник: https://odintsovo.info/white/blog.asp?id=5578

Правда о схватке Пересвета и Челубея / Православие.Ru

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета».

На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Пересвет: как русский богатырь смог победить лучшего монгольского воина     

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь.

С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность.

Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет».

Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».

Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов).

В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым.

Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке.

Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть.

Читайте также:  Зачем православные перекрещивают пищу

Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Источник: https://pravoslavie.ru/82422.html

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова

Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.

Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.

История создания

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом».

Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат.

Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.

Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной.

Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее.

В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.

Описание и анализ

В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет ( слева) и Челубей (справа).

Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.

Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.

Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.

Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.

Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.

Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка.

Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.

Историческая справка

Битва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду.

Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле.

Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.

В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.

В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым.

Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла.

Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага…

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-avilova-poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole/

Как русский Пересвет победил монголо-татарского Челубея

≡  4 Январь 2017

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Источник: http://oppps.ru/kak-russkij-peresvet-pobedil-mongolo-tatarskogo-chelubeya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector