«первые русские» в истории: кем они были

В статье говорится кратко о великих князьях русской Руси – теме, изучаемой по истории 10 класса. Чем же они были знамениты? Какими были их деяния и роль в истории?
«Первые русские» в истории: кем они были

В 862 году северо-западные племена восточных славян решили прекратить войны между собой и пригласить независимого правителя, чтобы он справедливо правил над ними. Славянин Гостомысл из племени ильменцев возглавил поход к варягам и вернулся оттуда с Рюриком и его дружиной. Вместе с Рюриком пришли и два его брата – Сиенус и Трувор. Рюрик сел княжить в Ладоге, а через два года, согласно Ипатьевской летописи, построил Новгород. У Рюрика был сын Игорь, который должен был стать князем после его смерти. Наследственность правления стало основанием правящей династии.

Рис. 1. Карта Киевской Руси в 10 веке.

В 879 году Рюрик скончался, а Игорь был еще слишком мал. Регентом выступил Олег – то ли шурин Рюрика, то ли его воевода. Уже в 882 году он захватил Киев, куда перенес из Новгорода столицу Древней Руси.

Захватив Киев, Олег установил полный контроль над торговым путем «Из варяг в греки».

Олегу удалось заключить выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле, что является большим достижением для русской экономики того времени.

В 912 году Олег скончался и Игорь стал Киевским князем. В 914 году Игорь повторно завоевал древлян, установив дань больше Олеговой. В 945 году Игорь, собирая дань с древлян, посчитал, что собрал недостаточно. Вернувшись с малым отрядом для повторного сбора, он был убит в городе Искоростень за свою жадность.

И Рюрик, и Олег, и Игорь сводили свою внутриполитическую деятельность к подчинению окружающих Русь славянских племен и обложением их данью. Их деятельность была в большей степени направлена на проведение военных походов для завоевания авторитета внутри Руси и на международной арене.

В 945 году Ольга подавила мятеж древлян и отомстила за Игоря, разрушив Искоростень. Ольга оставила внешнюю и начала заниматься внутренней политикой. Она провела первую на Руси реформу, создав систему уроков и погостов – количества дани и мест и времени ее сбора. В 955 году Ольга отправляется в Константинополь и принимает христианство.

Рис. 2. Сожжение Искоростня.

Этот шаг должен был сблизить Русь и Византию, однако, как утверждают летописи, такового не случилось. Ольга холодно отнеслась к византийским послам в Киеве с ответным визитом.

Точно не известно, когда к власти пришел Святослав. «Повесть временных лет» говорит о его первом военном походе в 964 году.

Святослав был большой поклонник войны и битв, поэтому он продолжил политику своего отца и деда и всю жизнь провел в сражениях, а Ольга от его имени продолжала управлять Русью вплоть до самой смерти.

Покорив Болгарию, он перенес столицу в Переяславец-на-Дунае и планировал оттуда управлять молодым государством. Но эти земли находились в сфере интересов Византии, которые в течении года заставили Святослава вернуться на Русь.

Рис. 3. Святослав и Иоанн Цимисхий.

Святослав ненадолго пережил мать. Он погиб недалеко от Днепровских порогов от ятагана печенегов, устроивших ему засаду, когда он возвращался из Болгарии в Киев в 972 году.

Основным направлением походов первых русских князей оставалась Византия, хотя периодически военные походы осуществлялись и в другие страны. Для освещения этого вопроса составим таблицу Первые русские князья и их деятельность во внешней политике.

Князь Поход Год Итог
Олег На Киев 882 Захват Киева и перенос туда столицы
На Константинополь 907 Заключен выгодный Руси торговый договор
Игорь На Константинополь 941 Флот русов сожжен греческим огнем
На Константинополь 944 Заключен новый военно-торговый договор
На Бердаа 944 Награблена и привезена на Русь богатая добыча
Святослав На Хазарию 964,
969
Уничтожение Хазарского Каганата
В Болгарию 968-969 Завоевал Болгарию и сел там княжить
Война с Византией 970-971 Святослав оставил Болгарию и отправился в Киев

Следует отметить, что первые русские князья также занимались обороной южных границ от постоянных набегов кочевых племен хазар и печенегов.

В целом, внешняя политика первых русских князей доминировала над внутренней. Это было обусловлено желанием объединить под одной властью все восточнославянские племена и оградить их от внешней военной агрессии.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 1039.

Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/pervye-russkie-knyazya-deyatelnost-tablica.html

Первые русские

Первые люди с территории европейской части современной России появились на Дальнем Востоке за три с лишним века до первопроходцев — в эпоху Золотой Орды и монгольских завоеваний. Специально для DV историк Алексей Волынец расскажет, как и почему многим тысячам человек пришлось совершить невольное путешествие от берегов Волги и предгорий Кавказа на другой конец континента семь столетий назад.

Китай — одна из древнейших письменных цивилизаций на планете.

Сохранившиеся до наших дней китайские летописи многочисленны — впервые они упоминают русские земли в XIII веке в связи с завоевательными походами монголов.

Русских в китайских документах называют «Олосы», «Алосы», «Улусу» или «Улосы» — очень близко к современному китайскому языку, точнее, его столичному диалекту, в котором «русский» произносится как «э-луо-сы».

По итогам военных побед Чингисхана и его наследников Древняя Русь и Китай формально почти столетие входили в состав единого государства — великой Монгольской империи. И первые русские, как и другие выходцы из Восточной Европы, попали на земли Дальнего Востока уже во второй половине XIII века вместе с караванами монгольских трофеев.

Итальянский монах Плано Карпини, в 1246 году отправленный папой римским к монгольскому императору, в своих записках упоминает «некоего русского по имени Косма, бывшего золотых дел мастером у императора и очень им любимого». Мастер Косма (древнерусский вариант произношения имени Кузьма, Козьма) изготовил для покорившего Русь и Китай монгольского великого хана золотой императорский трон и печать.

Через несколько лет, в 1253 году, на Дальний Восток к монгольскому владыке отправился другой католический монах, Гильом де Рубрук. По поручению короля Франции он в течение восьми месяцев пересёк весь Евразийский континент и прибыл в столицу великого хана, где встретил немало русских мастеров и даже священников.

Смешение народов в результате монгольских завоеваний было настолько велико, что Рубрук в своих записках о путешествии рассказывает, например, о женщине-француженке, захваченной отрядом монголов в Венгрии, отправленной на другой конец континента и вышедшей в плену замуж за русского мастера, строившего дома в столице потомков Чингисхана.

Завоевательные походы монголов тогда породили невиданное ранее смешение людей и культур. Например, все мы знаем про берестяные грамоты древнего Новгорода. Куда меньше известно, что такие грамоты находили в Москве, Твери, Смоленске, в единичных экземплярах на территории Украины и Белоруссии.

Но есть и берестяная грамота, обнаруженная на месте одного из городов Золотой Орды (ныне окраина Саратова) на берегу Волги, и записаны на ней «старомонгольским письмом» с использованием уйгурских слов лирические стихи! Некто на берегу Волги семь веков назад на бересте подражал китайской «поэзии сунского стиля»…

Империя Сун тогда занимала всю южную часть современного Китая. Отличаясь многолюдностью и высокоразвитой культурой, она оказала долгое и упорное сопротивление монгольским завоеваниям. Именно тогда, более семи веков назад, китайские пленники могли оказаться на берегах Днепра и Волги, а русские — на берегах Хуанхэ и Янцзы.

Русские княжества стали вассалами Золотой Орды, которая в свою очередь была автономной частью огромной Монгольской империи, простиравшейся от Чёрного моря до Тихого океана. Если земли от Волги до Днепра монголы подчинили во время нашествия хана Батыя в 1237–1240 годах, то завоевание более многолюдного Китая растянулось на долгие десятилетия.

Для покорения десятков миллионов китайцев монголам требовались многочисленные войска, которые они набирали и среди ранее завоёванных народов. Во второй половине XIII века русские летописи сообщают об участии отрядов русских князей в походах монгольских ханов и о периодическом появлении на Руси монгольских отрядов, насильно забиравших людей в армию завоевателей.

Потомки Чингисхана давали своим пленникам и покорившимся врагам возможность в обмен на верную службу делать успешную карьеру в их армии, без каких-либо различий по национальному и религиозному признаку. Тот же итальянский монах Плано Карпини отмечает среди населения монгольской столицы множество русских воинов и священников.

Некоторые из историков предполагают, что первыми на службу к монголам пошли те на Руси, кто ещё сохранял языческие верования. В отличие от христианских князей, монголы тогда отличались демонстративной веротерпимостью и разрешали любое вероисповедание.

В монгольской армии, покоряющей Китай, тогда оказались не только русские, но и другие выходцы из европейской части современной России.

Например, средневековые китайские летописи подробно рассказывают о князьях из народа «а-су» с Северного Кавказа, служивших монголам при завоевании Южного Китая.

Именем «а-су» китайцы называли народ аланов, заселявших в XIII веке земли от Дона до Кавказа, — именно они являются предками осетин и многих иных северокавказских народов, от ингушей до карачаевцев и балкарцев.

Монголы хана Батыя подчинили аланские княжества примерно в те же годы, что и Русь. С тех пор аланские воины служили в монгольской армии, в том числе на землях Китая.

Благодаря китайским летописям мы знаем, что крупным отрядом в монгольских войсках командовал один из аланских князей — «Е-ле ба-ду-ар», то есть Илья-богатырь.

Многие аланы тогда исповедовали православие и носили христианские имена.

Среди монголов аланский князь Илья заслужил уважение тем, что как-то поймал за язык тигра, неожиданно напавшего на него, и убил хищника кинжалом. В 1275 году Илья-богатырь погиб при штурме монголами китайского города Чжэньчао. Двое его сыновей также служили в монгольской армии и участвовали в завоевании Южного Китая.

Другой аланский князь «Не-гу-лай», то есть Николай, командовал отрядом в монгольской армии во время покорения Юньнани — сегодня это провинция на самом юго-западе Китая, а тогда было самостоятельное царство.

Аланский князь Николай тоже погибнет в бою с китайцами, его сыновья и внуки продолжат службу в придворной гвардии монгольского императора — при этом внуки северокавказского князя будут носить уже монгольские и китайские имена…

Монголы в итоге подчинят не только Русь и весь Китай, но и многие другие земли, в том числе современное Приморье и оба берега Амура. В конце XIII века они даже совершат успешный поход на Сахалин — их кавалерия переправится на остров по льду замёрзшего пролива, ныне называемого Татарским.

В 1264 году завоеватели перенесли столицу своей великой империи на территорию, где ныне располагается город Пекин, — так монгольский хан стал китайским императором династии Юань. Вместе со свитой императора в новую столицу, тогда именовавшуюся Ханбалык или Дайду, перевезли и многочисленных пленных ремесленников, в том числе русских.

Однако наиболее подробные сведения китайских летописей о большой русской диаспоре в столице Китая относятся к 1330 году, когда впервые упоминается о создании в Пекине отдельного русского полка в составе гвардии, охранявшей дворец императора.

В завоёванном монголами Китае тогда проживало свыше 100 млн человек — монголов и родственных кочевых народов просто не хватало для удержания в повиновении такой огромной массы населения. И здесь завоеватели осознанно проводили политику опоры на «цветноглазых».

Читайте также:  Зачем проверяют мироточащие иконы на подлинность

«Цветноглазыми», в китайском произношении «сэму», называли всех некитайцев, преимущественно европеоидов, чьи голубые, серые и зелёные глаза так разительно отличались от привычных в Поднебесной карих.

Цветноглазых «сэму» монголы вербовали в Восточной Европе и привозили в Китай, где они становились чиновниками и воинами, безраздельно преданными монгольской династии в силу того, что были страшно далеки от многомиллионных масс китайцев.

Например, знаменитый путешественник венецианский купец Марко Поло в 1284 году был назначен ханом Хубилаем (первым монгольским императором из «китайской» династии Юань) губернатором города Янчжоу, недалеко от устья великой реки Янцзы.

Итак, в 1330 году после череды дворцовых переворотов на троне в Пекине сидел монгольский хан Туг-Тэмур, считавшийся китайским императором по имени Тяньли.

Чтобы надёжнее охранять китайского властителя от китайских подданных, при нём в составе императорской гвардии был создан новый отряд, сформированный из русских воинов, — «Сеаньчжу улосы хувэй цзиньцзюнь», в переводе с китайского: «Охранный полк из русских, прославляющих (доказывающих) верноподданность». Другой вариант перевода со средневекового китайского — «Вечно верная русская гвардия».

Полк русской гвардии подчинялся непосредственно высшему военному совету императора и располагался в лагере-поселении на северной окраине Пекина. Для русских гвардейцев выделили земельные и охотничьи угодья — кроме охраны в их обязанности входила поставка дичи для императорского дворца.

Инициатором создания «русского полка» в пекинской гвардии стал монгол по имени Баян. Он запретил китайцам владеть любым оружием, лошадьми и даже кожаными кнутами. Все эти строгости помогли Баяну удержать в повиновении китайцев, однако не спасли от заговора в собственном окружении.

По предсказанию монгольской шаманки, Баян должен был погибнуть от руки китайца, но в итоге покончил жизнь самоубийством, когда против него организовали заговор родной брат и племянник.

Но сформированный Баяном «русский полк» остался в Пекине и следующие три десятилетия успешно охранял монгольских императоров Китая.

Известно, что те годы в столицу Золотой Орды шла дань не только с княжеств Руси, но и с трёх далёких провинций на севере современного Китая: Цзиньжоу, Пинъянфу и Юнчжоу.

Если вся Владимиро-Суздальская Русь платила Орде дань размером в полторы тонны серебра, то с берегов реки Хуанхэ на берега Волги ежегодно отправлялось серебра в два раза больше.

Сидевший в Пекине монгольский император таким образом поддерживал своих осевших на Волге родичей, в том числе расплачиваясь и за присылаемых в Китай русских пленников.

Благодаря китайским летописям мы знаем, что в середине XIV века «русским полком», охранявшим дворец императора в Пекине, командовал учёный, знаток конфуцианской философии Иляньчжэнь Бань. По национальности он был тангутом (ныне исчезнувший народ, родственный тибетцам).

Империей Юань, объединявшей Монголию, Китай, Корею, Вьетнам и приамурские земли, тогда правил настоящий интернационал — монгольских монархов охраняла гвардия из среднеазиатских тюрков, северокавказских аланов и русских под командованием разноплемённых офицеров, а большинство высших чиновников были выходцами из мусульманских народов Центральной Азии.

Китайцы, естественно, были недовольны таким засильем чужаков, и в середине XIV столетия страну охватило грандиозное восстание Красных повязок. Монгольская династия после жестоких боёв была окончательно свергнута китайцами за 12 лет до того, как на Руси московский князь Дмитрий Донской в ходе Куликовской битвы разгромил армию Мамая.

Под ударами китайских повстанцев монгольский император бежал из Пекина к северу, на земли современной Внутренней Монголии и Маньчжурии. Вместе с ними отступили и уцелевшие императорские гвардейцы, в том числе северокавказские аланы и русские.

Спустя сто с лишним лет, в XVI веке, португальский путешественник Мендиш Пинту встречал среди монголов их потомков.

Некоторое время правнуки русских и кавказских «гвардейцев» составляли отдельный род среди монгольских племён, пока окончательно не растворились среди них.

Русские люди вновь достигли границ Китая спустя два с лишним века после падения монгольской династии в Пекине. К тому времени наши предки и китайцы, забыв былые контакты, почти ничего не знали друг о друге.

Например, московские цари долгое время считали, что Китай — это очень маленькое государство: в Москве слышали о Великой Китайской стене, но не могли представить её размах, искренне считая, что оградить кирпичной стеной можно только небольшую страну.

Например, в 1617 году боярин Фёдор Шереметев на переговорах с английским послом о возможностях торговли с Дальним Востоком рассуждал так: «А Китайское государство, сказывают, невелико, около всево ево стена в один кирпич, а будто объехати можно кругом в 10 дён, а подлинно ж неведомо…»

Однако боярин Шереметев мог и лукавить, не желая, чтобы англичане добрались до богатств Китая раньше русских купцов. Ведь со времён путешествий Афанасия Никитина на Руси слышали о самых ценных китайских товарах.

Как писал сам знаменитый тверской купец в своей книге «Хождение за три моря»: «…

страна называется Хатай или Китай, добраться до неё реально посуху за шесть месяцев, дёшево можно купить шёлк, фарфор же в Китае продают на вес…»

По мере продвижения русских первопроходцев на Восток границы нашего государства приближались к китайским владениям.

Существует легенда, что ещё за два десятилетия до первых походов Ермака в Сибирь столицу Китая посетили казачьи атаманы Иван Петров и Бурнаш Ялычев, отправившиеся на Дальний Восток по указу царя Ивана Грозного.

Однако ни в китайских, ни в российских архивах сведений о таком путешествии не сохранилось.

В реальности первого посланника в Китай попытался отправить сибирский воевода Василий Волынский — в 1608 году по его приказу из города Томска, которому тогда со дня основания было менее пяти лет, отправился на восток казак Иван Белоголов. Посланник должен был ехать «к монгольскому царю да в Китайское государство», но достичь цели ему не удалось из-за междоусобной войны монгольских племён.

Лишь спустя десятилетие в Китай снарядили новое русское посольство во главе с томским казаком Иваном Петлиным. Четыре столетия назад, в мае 1618 года, Петлин и шесть его спутников выехали из Томска. Почти четыре месяца через Алтай и Монголию при помощи двух буддийских монахов они добрались до границ Китая. И 1 сентября того года русские посланники впервые прибыли в Пекин.

Так начиналась новая эпоха наших отношений с Дальним Востоком. До появления русских первопроходцев на берегах Амура оставалось всего несколько десятилетий.

Иллюстрации Алексея Дурасова для DV

Источник: https://dv.land/spec/pervye-russkie

Самые первые русские. Происхождение

≡  26 Июль 2014

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики. С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы.

Теорию о дунайской «прародине» славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.

Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Да, скифы мы! Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений.

Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов.

В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Теория Гелленталя Интересной представляется гипотеза о происхождении русских, обнародованная в этом году оксфордским ученым Гарретом Гелленталем. Проведя большую работу по изучению ДНК различных народов, он с группой ученых составил генетический атлас миграции народов.

По мнению ученого, в этногенезе русского народа можно выделить две значимых вехи. В 2054 году до н. э., как считает Гелленталь, трансбалтийские народы и народы с территорий современных Германии и Польши мигрировали в северо-западные районы современной России. Вторая веха — 1306 год, когда началась миграция алтайских народов, которые активно скрещивались с представителями славянских ветвей.

Исследование Гелленталя интересно еще и тем, что генетический анализ доказал, что время монголо-татарского нашествия практически никак не сказалось на русском этногенезе.

Две прародины Ещё одну интересную миграционную теорию предложил в конце XIX века русский языковед Алексей Шахматов. Его теория «двух прародин» также иногда называется прибалтийской. Ученый считал, что первоначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, которая стала автохтонной на территории Прибалтики. После её распада славяне обосновались на территории между нижним течением Немана и Западной Двины. Эта территория и стала так называемой «первой прародиной». Здесь, по мнению Шахматова, сложился праславянский язык, от которого взяли начало все славянские языки.

Дальнейшая миграция славян была связана с великим переселением народов, в ходе которого в конце второго века нашей эры германцы пошли на юг, освободив бассейн реки Вислы, куда и пришли славяне. Здесь, в нижнем бассейне Вислы Шахматов определяет вторую прародину славян.

Уже отсюда, по мнению ученого, пошло разделение славян на ветви. Западная ушла в район Эльбы, южная — разделилась на две группы, одна из которых заселила Балканы и Дунай, другая – Днепр и Днестр.

Последняя и стала основой восточнославянских народов, к которым относятся и русские.

Сами мы местные Наконец, ещё одной теорией, отличной от миграционных, является автохтонная теория. По ней, славяне являлись коренным народом, населяющим восточную, центральную и даже часть южной Европы. Согласно теории славянского автохтонизма, славянские племена были коренным этносом огромной территории — от Урала до Атлантического океана.

Эта теория имеет довольно древние корни и множество как сторонников, так и противников. Этой теории придерживался советский лингвист Николай Марр. Он считал, что славяне ниоткуда не приходили, а сформировались от родо-племенных общностей, проживавших на обширных территориях от Среднего течения Днепра до Лабы на Западе и от Прибалтики до Карпат на юге.

Придерживались автохтонной теории и польские ученые — Клечевский, Потоцкий и Сестренцевич. Они и вовсе вели родословную славян от вандалов, основывая свою гипотезу в том числе на схожести слов «венеды» и «вандалы». Из русских автохтонной теорией объясняли происхождение славян Рыбаков, Мавродин и Греков.

Источник: http://oppps.ru/samye-pervye-russkie-proisxozhdenie.html

Первые русские князья

Период формирования Древнерусского государства начинается с правления норманнского князя Рюрика. Его потомки стремились присоединить к своим княжествам новые территории, наладить торговые и союзнические отношения с Византией и другими странами.

Читайте также:  Каких животных впервые одомашнили на территории россии
Донорманнские князья Полюдье не вводилось, а сложилось исторически
Первое упоминание о Руси Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках.
Рюрик (862-879) Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске
Олег (879-912) Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских цент­ров: Новгорода и Киева. Войска князя Олега взяли Константинополь
Игорь (912-945)
  • был заключен мир между князем Игорем и императором Византии
  • произошло убийство князя Игоря
Ольга (945 — 964) Были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси:

  • стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)
  • установила размер дани (уроки)
  • указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)

В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала язычество.Регулярный и упорядоченный характер сбор дани с подвластных киевскому правителю племен приобрел в годы правления Ольги.

Святослав (962-972)
Владимир Святославич (980-1015)
  • Последствия крещения:
  • 1) культура Руси превратилась в «осевую»
  • 2) укрепилась государственность
  • Русь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу.
Ярослав Мудрый (1019-1054) Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления Ярослава Мудрого
Триумвират Ярославичей. (1060)

  • Изяслав (1054-1073; 1076-1078)
  • Всеволод (1078-1093)
  • Святослав (1073-1076)
Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о кровной мести.
Владимир Мономах (1113-1125) Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой  заводя распри», произошел в Любече 1093-1096.  Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом.

Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей

КнязьяПолитика
Олег(882-912)
  • Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором
  • Львом VI.  Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.
Игорь(912-945)
  • Подчинил своей власти племена уличей.
  • В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом I Лакапином.
  • Восстание древлян, вследствие чего был убит.
    К началу X века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так  образовалось Древнерусское государство.
Ольга(945-957)
  • Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство.
  • Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» — размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» — места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» — охотничьи угодья.
  •  Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.
Святослав(957-972)
  • Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито.
  • После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи.
  • В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение.
  • Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.
Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.
Владимир Красно Солнышко(980-1015)
  • Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси. 
  • Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа.
  • Крещение Руси.
Ярослав Мудрый(1019-1054)
  • По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда».
  • Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри.
  • В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа.
  • Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников.
  • Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы.
  • Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав
Владимир Мономах(1113-1125)
  • Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей.
  • В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда».
  • В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении». 
  • «Устав о резах» защищал городские низы.

Система управления древнерусскими землями

Территория Киевской Руси претерпевала неоднократные изменения за более чем 3-вековую историю существования государства. Согласно Нестору восточные славяне насчитывали 10-15 племён (поляне, древляне, словене ильменские и т.д.), расселившихся на значительной площади.

Однако вряд ли землю вятичей, с которыми киевские князья регулярно воевали вплоть до конца XI века, можно относить к Киевской Руси.

А в XII-XIII веках феодальная раздробленность привела к тому, что часть русских княжеств были захвачены литовцами и поляками (Полоцкое, Минское и др.).

В течение 3-х веков менялась не только территория, но и региональное управление, как сейчас сказали бы. Изначально племена управляли собой сами. В IX веке Олег, регент при новгородском князе, завоевал Киев, установив тем самым централизованную власть.

Впоследствии он и его последователи на киевском княжеском престоле обложили данью несколько соседних племён. Управление территориями в IX-X веках состояло в сборе дани и осуществлялось в виде полюдья – князь с дружиной ездили по городам и весям и собирали дань.

Кроме того, князь руководил защитой земли от общих внешних врагов, а также мог организовать военный поход (чаще всего, в направлении Византии).

Поскольку земли в Киевской Руси было достаточно, да и одному князю было бы сложно руководить такой обширной территорией, то великие князья практиковали раздачу уделов своим дружинникам.

Сперва с возвратом в качестве оплаты ратных дел, а затем и в наследное владение. К тому же, и детей у великих князей было немало.

В итоге в XI-XII веках киевская династия вытеснила племенных князей из их родовых княжеств.

При этом земля в княжествах стала принадлежать самому князю, боярам, монастырям. Исключение составляла Псковско-Новгородская земля, в которой в это время ещё была феодальная республика. Чтобы управлять своими наделами, князья и бояре — крупные землевладельцы делили территорию на сотни, пятины, ряды, уезды. Однако однозначного определения этих территориальных единиц не существовало.

Зачастую не существовало и однозначно определённых границ этих единиц.

Управление городом осуществляли посадники и тысяцкие, на более низком уровне это были сотники, десятские, воеводы, старосты в зависимости от традиций той или иной земли.

При этом, если кандидаты на высшие должности чаще назначались, то на низшие должности – избирались. Даже для сбора дани крестьяне выбирали «добрых людей».

Народное собрание у восточных славян именовалось как вече.

Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/pervie_russkie_kniazia.htm

История вопроса. Первые русские в Китае

В отзывах на разоблачение нами знаменитой исторической фальшивки известной как «Великая китайская стена» оппоненты не балуют нас разнообразием аргументации, в основном придерживаются линии, которая сводится к тезису: …наглый неуч и позорный кретин, смирись перед величием Научной Истории! И всё-таки наше терпение было вознаграждено, нашёлся и конкретный аргумент в пользу Великой стены.«И напоследок, Пионер, только для вас и ваших единомышленников один-единственный, но убийственный напрочь факт, который рушит все ваши спекуляции как карточный домик. Я его мог привести сразу, но решил, что не могу отказать себе в удовольствии два дня понаблюдать как вы тут важно раздуваете ноздри. Итак, Великую Стену видело первое русское посольство в Пекин Ивана Петелина, произошедшее (внимание!) в 1619 году. А время начала правления маньчжурской династии… 1644 год. За сим искренне желаю вам прекратить заниматься конспирологией и начать учить историю. Всего наилучшего»Ну что ж, наконец-то деловой разговор. Рассмотрим историю сношений русских с Китаем, попробуем установить, чего в 17 веке в Поднебесной видели русские послы. «В IХ томе «Истории Российской» Николай Михайлович Карамзин сообщил о найденной в Императорской Публичной библиотеке в Петербурге рукописи «по списку Толстовскому», содержащей историю первого русского путешествия в Китай 1567 года. В 1849-м этот текст напечатал известный собиратель древних рукописей И. Сахаров в «Сказаниях русского народа». Из рукописи следовало, будто бы Иван Грозный по примеру других цивилизованных монархов отправил казаков во главе с атаманами Иваном Петровым и Бурнашом Елычевым «с грамотами к неизвестным народам». Путь первопроходцев лежал за Уральский хребет, а их целью была Великая Поднебесная Империя Китай.

Текст, опубликованный Сахаровым, содержал «тем государствам роспись, которыя за Сибирью государства, Китайскому государству и Мунгалской земле и с государства жилым и кочевым и великой Оби реки и прочим рекам». Там красочно описывались красоты и богатства Китая, высокий уровень вооружения Поднебесной, особенности ее религиозной жизни. Автор подчеркивал великую честь, которую оказал китайскому правителю царь Иван Васильевич, прислав послов, подарки и пригласив китайцев прислать ответную дипломатическую миссию».

По каким-то загадочным причинам чудесная история посольства Ивана Грозного в Китай, не хуже других подобных, историкам не глянулась. И хотя публикация Сахарова давно признана фальшивкой, хозяйственным историографам жаль расставаться с ценной «Росписью», и она по сию пору кочует даже по солидным энциклопедиям как самое древнее описание русскими Китая. Составление «Росписи» приписывают разным русским послам в Поднебесную (как увидим, по большей части фигурам тоже мифическим).«Однако, к сожалению, датировать установление русско-китайских отношений 1567 годом не приходится. Перед нами подделка, которых в изданиях Сахарова немало. Она сделана на основе подлинного текста, описывающего путешествие казака Ивана Петелина, добравшегося до Поднебесной в 1618 году».Ай-яй-яй, оказывается подделка. Ладно, зато у нас имеется посольство Ивана Петелина. Уверенно сообщается, что в 1619 году по поручению томского воеводы некто Иван Петелин (в разных источниках его титулуют казаком или учителем или переводчиком) достиг Пекина. Поскольку Иван прибыл в Пекин без подобающих даров, то император его не принял. Зато северному гостю китайцы вручили грамоту для русского царя, и в 1620 году он вернулся в Россию. Эта грамота долго хранилась в Посольском приказе, о чём в ней говорится, в Москве никто понять не мог, отсюда и пошло выражение «китайская грамота».Брокгауз и Эфрон о Петелине (он там назван Петлиным, ниже разъясним казус) сообщают следующее: «Первые сведения о Китае были получены в России при Иоанне Грозном, от казаков Ивана Петрова и Бурнаша Ялычева, посланных в 1567 г. для разведывания о неизвестных землях. В 1618 г. были посланы тобольским воеводой два казака, Иван Петлин и Петюнька Казылов, которые проникли, по всей вероятности, в Пекин и привезли грамоту от имени императора Вань-ли»

«Петлин Иван — сибирский казак из города Томска, времен царя Михаила Федоровича; известен как составитель «Росписи китайскому государству и пообинскому и иным государствам, жилым и кочевым улусам и великой Оби реки и дорогам». Роспись, по словам самого П., была написана им во время его поездки в Китай, предпринятой по поручению государя в 1620 г.

По возвращении из путешествия он представил государю в Москве свое описание вместе с «чертежом». По мнению Карамзина, П. составил свою «Роспись» по записям казаков Ивана Петрова и Бурнаша Ялычева, бывших в Китае в 1567 г., сам же в Китае не бывал. В работе П. есть, однако, некоторая доля самостоятельности, несмотря на ее большое сходство с записью Петрова».

Как видим, к концу 19 века общепринятой являлась версия, что Ивен Петелин использовал записи послов Ивана Грозного. Затем догадались, что посещение Китая в 1567 году Иваном Петровым и Бурнашом Ялычевым фальшивка, но почему-то это открытие укрепило историков в убеждении, что китайское путешествие Петелина тогда уж точно подлинное.И что особенно интересно, Иван Петелин якобы видел Великую стену. Это свидетельство очевидца очень важно, ведь 1619 год это как раз расцвет последней Великой стены, результат её двухвекового строительства минской династией. Очень интересно изучить отчеты Ивана Петелина о его китайском путешествии, не правда ли.Однако выяснятся, что в русских архивах какие-либо записи о мисси Петелина в Китай не обнаружены. Также не найдены ни оригиналы, ни копии знаменитой китайской грамоты, поэтому не представляется возможным достоверно установить, кем и кому они были написаны, о чем в них говориться и когда они были получены. «При отсутствии богдоханских грамот на туземных языках, оказывается невозможным не только полагаться на правильность сохранившихся переводов и точность передачи характера официальной бумаги, но относительно двух древнейших богдоханских грамот, датируемых обыкновенно 1619-м и 1649-м годами, невозможно даже установить ни имени китайских императоров (годов правления), со стороны которых присланы эти грамоты, ни времени написания и отсылки бумаги». «Найдены были эти две грамоты, по замечанию Н. Бантыша-Каменского (Н. Н. Бантыш-Каменский, Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами, изд. В. Флоринским, Казань, 1882, стр. 6—7), в «коллежском архиве, или вернее говоря,— в Посольском приказе, в царствование Алексея Михайловича; когда и кем они были доставлены в Москву — неизвестно; содержание их оставалось также неизвестным до 1675 года, когда Н. Спафарий из Тобольска прислал в Москву их переводы. В наказе, данном Ник. Спафарию при его отправлении в Китай, между прочим, значилось «домагаться, дабы присланные из Китая в Россию в древния времена четыре листа на китайском языке переведены были в Пекине иезуитами на латинский язык: ибо в чем тогда состояли требования китайскаго двора, российскому государю доселе неизвестно, поелику в Москве никогда не бывало и ныне нет китайскаго языка переводчика (Ibid. стр. 25—26.)». Об этих китайских грамотах, взятых для перевода, Н. Спафарий писал из Тобольска царю Алексею Михайловичу:«. .. а которые государь листы китайскаго языка для выразумления посланы со мною холопом твоим ис посолскаго приказу и я холоп твой в Тоболску сыскал человека китайскаго языка и только государь тот человек перевел два листа а в двух листах не перевел только перевел ханово имя и лето а про писмо сказал что то писмо перевесть он не умеет и те переводы послал я холоп твой к тебе великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя росии самодержцу к Москве под сею отпискою апреля в 15 день а отписку государь велел подать в посолском приказе боярину Артемону Сергеевичу Матвееву да дьяком думному Григорию Богданову Ивану Евстафьеву……

В грамотах китайских ханов написано: Валли китайский царь из руси приехали два человека и Валли китайский царь говорил им руским людям с торгом приходите и торгуйте… и т. д. А как тот лист писан тому 56 лет».

«В Пекине относительно двух первых грамот иезуиты сказали Спафарию, что они писаны были лет 200 тому назад и более и не к московскому государю, а к некоторым боярам жившим по Шингалу реке и от старого никаньского хана Унгли-ея, а не от богдойского, и грамоты могут быть названы жалованными грамотами на владение землею (Н. Б.-Каменский, op. cit., стр.). Между тем в сохранившихся русских переводах этих грамот не упоминается имя хана Унгли-ея, и ни одним словом не говорится о наделении кого-либо землею».«… вопрос о подлинности двух древнейших богдоханских грамот к московским государям от 1619 и 1649 годов, а вместе с тем и о начале переписки между русскими государями и китайским правительством, пока не отысканы китайские оригиналы названных [68] грамот или не даны непоколебимые исторические указания об их действительном значении,— надо считать открытым»

«Все сохранившееся переводы богдоханских грамот от XVII века по своему содержанию, кроме двух вышеозначенных, касаются одного лишь вопроса,— вопроса об улажении дел на Амуре, и представляют собою, как показывают сохранившееся памятники на туземных языках, скорее пересказы, чем переводы: заключают в себе много измышленных переводчиками добавлений или страдают весьма существенными пропусками. Несоответствия переводов оригиналам часто касаются не только стереотипных добавлений вроде царских титулов, приветствий, благопожеланий и даже «челобитий» со стороны богдоханов русским [69] государям, каковые добавления переводчики часто делали «страха ради», но иногда совершенно неправильно передаются и фактические данные».

Всё это занятно, но откуда же известно о путешествии Ивана Петелина в Китай? Оказывается, что впервые сообщение о путешествии русского в Китай публикуется во Франции в 1729 году, на французском языке. Причём это перевод с латыни, сделанный в Ост-Индии. Сразу возникает недоуменный вопрос, каким образом отчёт русского посла Петелина оказался на латинском языке и попал в Ост-Индию?!«В нашем издании Сборника Бержерона (Recueil de divers Voyages curieux faits en Tartarie, en Perse et ailleurs. A Leide, 1729) сокращенная реляция Петлина помещена в «Traite des Tartares» (столбцы 105 по 113) под заглавием: Voiage du Moscovite Evesko Petlin en Tartarie et Cathai ou [306] Chine, en 1620. О путешествии Петлина говорится также и во введении к Сборнику Бержерона: Traite de la Navigation (столбцы 46 и 47). Об источнике, откуда заимствована реляция Петлина, Бержерон говорит следующее: «Un Extrait s’en trouve en latin dans l’Inde Orientale dn Docteur Godefroi; mais la Relation toute entiere est en Atteman, dont nous donnona ici la traduction faite par le Sr. Godefroi, Historiographe du Roi»Заметим, что во французском источнике русского посла именуют московитом Evesko Petlin, и вообще говоря, при переводе русских имён и фамилий на латинский, с латыни на французский, а затем обратно на русский можно получить разные результаты. Как, когда и почему Петелин превратился в Петлина, мне установить не удалось, да и не важно. Для скрупулезности отметим, что точного имени «Петелина» мы тоже не знаем.Относительно причин появления истории Петлина на латинском языке в Индии мы может только строить правдоподобные предположения. Если эта история вообще не мистификация, то о визите русского посланца в Пекин должны были сохраниться отчеты иезуитов. После появления при пекинском дворе Маттео Риччи иезуиты фактически взяли под контроль внешние сношения Китая (что и не удивительно, невежественные китайцы не знали ни географии, ни далёких стран, ни иностранных языков). Так что отчет о визите Петелина, ежели он имел место, следует искать в иезуитских архивах.Правда, сделать это будет нелегко. Хранящиеся в Китае архивы иезуитов абсолютно засекречены, к ним не допускают иностранцев. В Европе осторожно опубликовали небольшую часть хранящихся в архивах материалов иезуитов по Китаю, но трудно судить, насколько глубокой редактуре/цензуре они при этом подвергаются. Приведём пример с записками знаменитого Маттео Риччи. Вроде бы его отчетные записи впервые были изданы в 1615 году одним из его соратников, вернувшимся в Европу. Оригиналы записей Маттео никто не видел. Однако в 1911 году объявили, что найдены подлинные записи Маттео Риччи на итальянском языке, что издание 1615 году это неполный перевод на латынь, а теперь вот, наконец, издают подлинный дневник Маттео Риччии. Не знаю как профессиональные историки, а мне не понятно, почему Риччи не писал на латыни как все образованные европейцы его времени, тем более иезуит, и что это за «итальянский» язык в 16 веке?Вернёмся к путешествию Петелина. В лучшем случае, мы имеем доклад иезуитов 1620 года о показаниях русского посла, каким образом он добрался до Пекина, которое сообщение по неясным мотивам позднее выдали за отчет самого Петелина. Ну и ладно, так что же там сообщается о Великой китайской стене? А НИЧЕГО. В тексте нет никаких сведений о собственно стене, о её размере, толщине, высоте, из чего она сделана, количестве башен, гарнизонах. Буквально говорится следующее:«Петлин повествует, что «от Мальчикатуна до китайского Крыма до рубежу езду конем два дня». Действительно, от нынешнего Куку-хотона до Ша-ху-коу считается 200 ли расстояния, — что приблизительно соответствует двухдневному переходу. Крым — это монгольское Кырым, — стена». Интересно, с какой это стати во французском тексте, являющимся латинском переводом якобы с русского, может появиться искаженное монгольское «кырым», означающее стена? Вообще-то кырым по-тюркски означает «ров» (неужели мы открыли Великий китайский ров!), стена по-монгольски «хэрэм». Ну а далее по тексту всякое подходящее упоминание «рубежа», то есть китайской границы, интерпретируется таким образом, что речь идёт о Великой стене. Вуаля!

И кстати, что могло означать слово «крым» для русского в начале 17 века? В тюркских наречиях кырым-крым обозначало укрепленный городок, обнесенный рвом.

Вероятно, название полуостров Крым происходит от расположенного на перешейке рва, известного как Перекоп.

Так что слова документа «до китайского Крыма до рубежу» приходится понимать так, что речь идёт о китайской приграничной крепости, и только.

И случай с историей визита Петелина в Китай это ещё сравнительно пристойный вариант работы историков. Всё-таки Петелин в 1619 году в принципе мог добраться до Пекина и получить грамоты для русского царя от китайского императора.

О появлении русского посланника в Пекине имеются косвенные и весьма сомнительной достоверности сведения из европейских источников, но время и сам факт визита русских в Китай вероятно не искажены.

Однако чем там кончилось дело, с уверенностью говорить нельзя, нужно отыскать иезуитские архивы по Китаю. А может быть, Evesko Петлину китайские басурмане отрубили его буйную голову за непочтительность к Сыну Неба? Как знать, всё возможно.

Во всяком случае, морочить публику баснями, что русский посол Петелин в 1619 году видел Великую китайскую стену, это циничная наглость.

* * *

(продолжение следует)

Источник: https://chimbay.livejournal.com/28732.html

Ссылка на основную публикацию