Современной 20-летней девушке кажется ужасающим тот факт, что в прежние времена ее ровесница, не вышедшая замуж, вынуждена была жить в незавидном положении. Ее считали ведьмой и передавали по наследству одному из братьев как вещь.
Сегодня девушки в 20-25 лет считают, что жизнь только началась, лишь планируют будущую карьеру и только начинают задумываться о семье. На Руси в том же возрасте они уже получали клеймо «старой девы» и практически подвергались социальной изоляции – их старались обходить стороной как в прямом, так и в переносном смысле.
1. Незамужние девушки не принадлежали себе
Как бы печально это ни звучало, но представительницы слабого пола в прежние времена не имели права голоса и собственной точки зрения. До брака их судьбу определял отец, после – муж, которого выбрали родители. Если удачно выдать дочь замуж так и не получалось, после смерти близких она переезжала в дом старшего брата, где принимала на себя роль бесплатной прислуги, тихо доживая свой век.
2. От них старались избавиться как можно раньше
На Руси считалось постыдным «засидеться в девках», поэтому девочек выдавали замуж как можно раньше. Невесты, которым едва исполнилось 12 или 13 лет, не казались слишком юными ни родственникам, ни будущему мужу. Наоборот, их ценили намного выше девушек постарше: девочка-подросток во всем слушалась своего мужа и была более покладистой.
3. После достижения 20-летнего возраста незамужних называли «старыми девами»
Ранние браки были популярны, потому что родители знали, что на то, чтобы предотвратить превращение их дочери в старую деву, у них есть всего несколько лет. Уже к 18-ти девушке откровенно намекали на то, что она слишком долго не покидает отчий дом, а к 20-ти ее начинали называть старой девой.
4. …а также «вековухами» или «непетым волосьем»
«Вековухой» девушку, которой не повезло найти мужа, стали называть из-за словосочетания «вековать век». В объяснении оно не нуждается, а вот прозвище «непетое волосье» было куда более странным. Но и у него есть логичное объяснение: перед свадьбой невесте покрывали голову платком, а потому старая дева не могла его носить. С возрастом становились заметны седые волосы на ее голове, и ее начинали называть «седой макушкой».
5. Старые девы были очень несчастными
У них не было близких подруг – существовала примета, указывавшая на то, что от них можно «заразиться» одиночеством и прожить всю жизнь без мужа. Молодые замужние родственницы и знакомые тоже избегали тесного общения с вековухами, веря в то, что из-за него начнутся проблемы и скандалы в семье. Их не приглашали на застолья, устраивавшиеся в честь праздников, потому что предполагалось, что молодежи говорить со старой девой не о чем.
Общество считало, что вековухам просто неприлично носить яркие сарафаны и платья, горячо любимые молодыми девушками. Нужно было одеваться в соответствии со своим социальным положением: швеи шили для старых дев мешковатые наряды из тканей темных цветов, которые делали фигуру бесформенной.
Об украшениях вековухам тоже стоило забыть раз и навсегда: после того, как к ним прикреплялось прозвище «старая дева», им запрещалось всячески украшать себя бусами, браслетами и серьгами.
Опять же, делалось это и для того, чтобы лишний раз оставшаяся без жениха не привлекала к себе внимание мужчин.
7. Старых дев считали любовницами дьявола
Сделав жизнь вековух практически невыносимой, окружающие люди удивлялись тому, что они становились озлобленными и нелюдимыми. Это вызывало обратную реакцию – старых дев обвиняли во всех бедах вроде болезней, неурожая или невезения. Их называли ведьмами – считалось, что одинокая женщина обязательно умеет колдовать и наводить порчу. По ночам мимо дома вековухи старались не ходить – якобы они компенсировали дефицит мужского внимания половыми утехами с чертом и его приспешниками.
8. Им запрещали приближаться к роженицам
И речь идет не только о женщинах на сносях – о том, чтобы старая дева могла бы зарабатывать на жизнь в качестве повитухи, нельзя было и подумать. Им не разрешали даже подходить к рожающим животным, например, принимать телят или овец.
9. Вековуха ухаживала за родителями и домом одного из братьев
Но большинство девушек, не вышедших замуж, не могли жить отдельно. Найти мужчину, готового помочь с постройкой дома, вековухе было крайне проблематично. Пока были живы родители, она оставалась с ними, а после их смерти переходила в распоряжение к самому старшему из братьев: становилась приживалкой в его доме и использовалась как бесплатная рабочая сила – стирала, готовила и воспитывала детей.
10. Уважения были достойны только «большухи»
Единственным способом исправить сложившееся положение был сильный характер и выносливость, позволявшие добиться положения «большухи». Так называли женщин, принявших на себя управление хозяйством и уход за старыми родителями. Им приходилось трудиться не меньше, чем мужчинам, поэтому никому не приходило в голову попрекать их.
Источник: https://womanadvice.ru/10-uzhasayushchih-faktov-o-zhizni-staryh-dev-na-rusi
Что умела 10-летняя девочка век назад на Руси?
Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.
Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.
К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.
Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.
Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)
Как строился процесс обучения?
Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.
По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее.
Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.
Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.
Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.
«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»
Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.
«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.
Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.
Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.
Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)
Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме.
Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.
Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.
Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле.
Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»).
Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.
Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка.
Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.
Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)
Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой.
Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть.
Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.
Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно.
Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник.
Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.
Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.
В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.
Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)
Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.
Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу.
И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.
Источник
Также читайте о том, что умел мальчик в русской деревне век назад.
Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/chto-umela-10-letnyaya-devochka-vek-nazad-na-rusi
Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси? — Психологос
Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.
Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)
Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.
К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.
Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.
Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.
Как строился процесс обучения?
Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.
По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее.
Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.
Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.
Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.
«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»
Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.
«Бабий кут»
Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)
Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.
Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.
Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.
Уборка в доме
В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме.
Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.
Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.
Пестунство
Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)
В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.
Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка.
Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.
Ткачество
Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой.
Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть.
Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.
Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно.
Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник.
Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.
Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)
Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.
В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.
Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.
Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу.
И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.
Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?
Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым
Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/cto-umela-10-letnaa-devocka-100-let-nazad-na-rusi
Настоящий брачный возраст на Руси: выдумки и реальность
Сейчас брак перестал считаться необходимым шагом в закреплении союза женщины и мужчины, в связи с чем современность все больше отходит от модели «правильной» семьи. Но так было не всегда.
Нормально или рано: 3-годовалые жены и 30-летние бабки
Брачный возраст в Древней Руси определяло византийское право. Так, минимальный возрастной порог для девушек составлял 13 лет, для юношей – 15. Нередко правила нарушились. В первую очередь, это делалось людьми знатного происхождения.
Рано выдали замуж дочерей князей Михаила Юрьевича, Святополка Изяславича, Ростислава Михайловича. Причем, первый даже не стал дожидаться, пока его ребенку исполнится 4 года.
А Юрий Долгорукий и сам не побрезговал найти себе весьма молодую жену, выбрав для семейной жизни 11-летнюю девочку.
Такая неестественность была вызвана политическими мотивами, где скрепление с соседями и союзниками посредством семейных уз сулило значительную экономическую выгоду. К счастью, подобные браки имели лишь официальную и статусную необходимость, а настоящая супружеская жизнь начиналась строго по достижению половой зрелости. Не взирали политические интересы и на разницу в возрасте.
Более того, ранние браки объяснялись еще и нетерпеливым желанием некоторых родителей поскорее пристроить свое чадо. Особенно дело касалось девушек, ведь в 30 лет женщин на Руси уже считали бабками. Главную роль тут сыграл уклад жизни, никудышный уровень медицины и утрата способности к деторождению.
Чтобы не привел неугодную, чтобы привыкла слушаться…
Указом от 1830 года Николай I отодвинул рамки законного вступления в брак. С того времени, чтобы создать свою семью, девушке нужно было дорасти до 16 лет, а юноше – до 18. По статистике, во второй половине XIX века в браки вступали на несколько лет позже минимальной границы, заявленной царем Николаем.
Крестьяне, когда их дети становились взрослыми, старались не затягивать с женитьбой и отдавать чадо как можно скорее.
Делалось это для того, чтобы парень не пошел наперекор родителям и не привел в дом неугодную, а юная девушка быстрее привыкла к новым обычаям в семье своего мужа.
Да и на возрастную разницу обращали большое внимание: превышение более чем на два-три года между молодоженами исключалось.
И наоборот, неравные браки, когда муж был старше жены на 10 лет, сулили скорое вдовство и максимально осуждались социумом. А вот ситуация «жена старше» воспринимались вполне лояльно. Поблажку дамам делали в связи с тем, что жена считалась работницей в доме, поэтому, чтобы обучиться всем тонкостям ведения хозяйства, девушка имеет право задержаться в родном доме.
Рубеж XIX-XX веков привнес в быт общества некие перемены. В 1874 году ввели всеобщую воинскую повинность, в связи с чем молодые 21-летние мужчины уходили на службу и возвращались только через 3-6 лет. А значит, что большинство женихов (на службу уходили не все, а только пригодные к ней) доставались девкам в возрасте 24-27 лет.
Жизнь крестьян постепенно менялась, да и продолжительность той самой жизни увеличивалась. Уже не было острой необходимости в срочном заключении брака. Общество шло по совершенно иному пути восприятия союзов: женятся в большинстве случаев по любви, а на разницу в возрасте сейчас и вовсе никто не смотрит.
Источник: https://ruscur.ru/nastoyaschiy-brachnyy-vozrast-na-rusi-vydumki-i-realnost/
Обычаи предков: почему 16-летних девушек на Руси называли старыми
В средние века на Руси девушек брали замуж рано, лет в 14-15. А потому 20-летние красавицы считались «старыми девами». В те времена и появилась поговорка: «25 — баба ягодка опять». Что это значит, и с чем была связана традиция ранних браков, рассмотрим далее.
«Умыкание» невест
В «Повести временных лет» описан языческий обычай похищения молодых девушек. Его называли «умыканием невест от вод». Девушку крали по предварительному с ней соглашению в тот момент, когда она шла к озеру или на речку, чтобы набрать воды.
Этот языческий способ бракосочетания действовал, начиная с весеннего праздника Лады и заканчивая днем Ивана Купалы.
Похищенные таким образом невесты были 13-14-летнего возраста. Изначально их «умыкали» по их желанию, но позже обычай стал насильственным.
С приходом православия на Русь языческие порядки ослабевали, появился новый брачный ритуал. Он состоял в сговорах родственников, согласных на брак своих детей, в проведении сватовства и обручения. После сговора могло пройти несколько лет, прежде чем девушка и юноша обручатся и станут мужем и женой.
Кого считали «старыми девами»?
Брать в жены девушек подросткового возраста в прежние времена было вполне нормальным явлением. 14-15-летние барышни считались достаточно взрослыми, чтобы обрести статус жены и матери. 16-летние красавицы были уже староватыми для того, чтобы выйти замуж. Девушки после 20 практически не имели шансов обзавестись семьей, а после 25 лет к ним приклеивался обидный ярлык «старой девы».
В чем причина столь ранних браков?
Такой подход к замужеству объяснялся вовсе не фертильностью женщин, ведь и в 25 лет девушка способна выносить и родить ребенка. Корень ранних браков был в желании мужчин вырастить молодую супругу «под себя».
Понятно, что чем старше девушка, тем ярче проявляется ее характер. А юную барышню можно было воспитать в послушании мужу и покладистости его родственникам.
Этим и пользовались женихи, воспитанные в духе патриархальных традиций.
Судьба «старой девы»
Незавидной была доля девушки, которую не взяли замуж. Старых дев называли «седыми макушками». Если же все ее подруги к тому времени уже обзавелись семьей, такая женщина называлась «вековухой». Ей предназначалось носить скромную одежду, заплетать косу, нельзя было участвовать в женских посиделках, всеобщих праздниках.
Старая дева замаливала грех безбрачия, была презираема всеми. Она должна была жить с родителями до их смерти, а после — с братом и его семьей.
На ее плечи ложились хозяйственные работы, но чаще такие женщины становились изгоями. Их обвиняли в связях с бесами, называли ведьмами, даже и побаивались.
Нередко от отчаяния и издевательств старые девы уходили в монастырь и посвящали себя служению Богу.
Источник: https://www.syl.ru/post/society/93358
Почему на Руси не любили старых дев?
- Каждый ответ Лож!
- Причем Русофобская!
- Не знание Руси и Её Корней, ведёт к невежественным знаниям!
Русь Всегда была Православная! И до раскола Никоном и после.
И жила Православием!
А по Законам Православным — девушка имеет право выйти только по исполнению 16 лет! Не раньше!
- Дальше — сугубо её дело, когда ей венчаться.
- Не судите по себе,
- Правильная Семья состояла из 16 детей, по этому — забудьте тот бред, что в то время жили до 40 лет!
- Считать научитесь: 16+16 =32 года минимум, если родит 16 ребенка — это минимально возможно, если нет близнецов!
- До 140 лет жили.
- У знакомого прадед землю вспахал, засеял и сел под берёзу отдохнуть, и уснул, больше не проснувшись.
- Ему было 138 лет, без двух месяцев.
- И поле дало такой урожай потом, в несколько раз превышающий прошлые годы вообще.
- Когда знакомый об этом рассказывал — он прадедом восхищался.
И жили прекрасно до совецкой власти и революционной разрухи! А потом послевоенной.
- Есть документы, были и взлеты и падения, до Наполеона жили прекрасно, пришёл упырь, пришлось Москву сжигать вместе с имуществом, чтоб варварам врагам не досталось!
- Наполеону «сапог на глаз натянули», и Москву восстанавливать.
- Всем сапог на глаз натягивали!
- Потому и живём до сих пор на Руси!
- Россия всегда кормила пол континента, и до сих пор кормит.
- И зерном и газом и нефтью и лесом и прочее.
- В России Уважали женщин,
- Потому что женщина — мать каждого!
Женились раз и на всю жизнь. Не сравнивайте с собой!
В то время по Любви Женились. За Суженных Выходили и жили в достатке, пока грязная Европа в чуме гнила, разнося заразу по всему миру, со своей «христианской миссией».
Женщина девственницей выходила замуж,
Для «запечатления» Любимого, это тоже — Православный Закон. А в Правоверии этот закон отсутствует, но уже в «традиционном виде» всё-таки передалось и в Правоверие.
- Женщин Руси — не ровняйте с собой!
- Русская женщина и коня на скоку остановит и в горящую избу войдёт!
- Муж границу от врагов очищать идёт и Родину защищает, а женщина вместо мужа становилась на защиту дома и детей!
- Не судите по себе!
- В избу горящую сначала войдите, да с конём справитесь.
- Сказочники.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3330959-pochemu-na-rusi-ne-ljubili-staryh-dev.html
Что было запрещено старым девам на Руси
Женщины, которым не повезло попасть в категорию «старых дев», на Руси считались ущербными и в чем-то даже недостойными. Дочку обычно старались выдать замуж пораньше, лет в 12—15. Если она «засиживалась в девках» до 19—20 лет, шансы на замужество стремительно испарялись. Проходило еще пару лет, и несчастная получала клеймо «старая дева».
Оскорбительные прозвища
Старых дев на Руси пренебрежительно звали «вековухами» (от словосочетания «век вековать») или «непетым волосьём». Последняя фраза появилась от традиции надевать невесте на свадьбе платок замужней бабы. Присутствующие при исполнении обряда женщины распевали песни о том, что девичий век закончился, теперь новобрачную ждут семейные радости и горести.
Старым девам таких песен по понятным причинам не пели. Отсюда и — «непетое волосьё». Никогда не бывших замужем холостячек в очень солидном возрасте также уничижительно звали «седыми макушками». По традиции, они не имели права носить головные уборы и платки, которые полагались только замужним.
Естественно, девушке приходилось ходить с непокрытой головой до глубокой старости, и ее седина была видна всем.
Табу на определенную одежду
Вековухи не имели права носить не только платки, кички и другие традиционные головные уборы «бабы» (то есть замужней женщины). Им вообще было запрещено любое одеяние не по статусу. Старая дева должна была носить девичьи сарафаны, юбки и рубахи, но исключительно темных оттенков.
Ей также нельзя было как-либо украшать себя. Ленты в волосах, серьги и бусы носили юные незамужние девицы для привлечения женихов. Считалось, что вековухе это уже не нужно, поэтому и украшать себя не прилично.
В итоге и так обиженная судьбой женщина выглядела как вдова или старуха-отшельница.
Положение в обществе
Тут старой деве приходилось совсем несладко. Молодые девушки не брали ее в свою компанию, как будто боясь заразиться несчастьем и одиночеством. Да и по возрасту девка-«перестарок» явно не подходила для общения с молодежью. Она не могла ходить на свидания, встречаться с 14—16-летними парнями, участвовать в забавах молодых. Общих тем для разговора не было.
Точно так же старая дева не вписывалась и в коллектив замужних баб. Она «не познала жизни»: не жила с мужем, не рожала детей, не знает тягот семейной жизни. Умудренные опытом замужние женщины не допускали вековуху в свое общество. По сути, она везде была изгоем. Столь плачевное положение старых дев на Руси было продиктовано традиционной крестьянской моралью.
В русском обществе основной ролью женщины было рождение детей. Если замужняя баба не смогла произвести на свет хотя бы одного малыша, ее пренебрежительно звали «пустоцветом». Старая же дева не получила даже шанса выполнить свою главную миссию, не вышла замуж. Значит, есть в ней какая-то ущербность. Такую женщину старались избегать и периодически унижали разными презрительными высказываниями.
Говорили, что она — «ни то, ни сё», «как сорока на березке — все сидит и сидит».
Положение в семье
В среде родственников старая дева тоже была не на лучших позициях. Жить своим домом она не имела права. Односельчане могли заподозрить в безнравственном поведении. Да и с хозяйством одной парой рук справиться было сложно. Вековухе приходилось жить с родителями, которые порой и куском хлеба могли попрекнуть.
После смерти отца и матери дева переходила жить приживалкой в дом к старшему брату. Никаких развлечений и радостей ей не полагалось. Незамужняя женщина должна была много работать в поле, хлеву, у печи. Зачастую на ее плечи ложилось воспитание и обстирывание многочисленных племянников. Улучшить положение вековухи в доме могли только определенные черты ее характера.
Если женщина оказывалась безвольной, смиренной и к тому же не отличалась богатырским здоровьем, участь ее была незавидной. Любой, кому не лень, мог ее унижать и попрекать. Волевая и хозяйственная дева вполне могла «поставить на место» юную невестку и стать более уважаемым членом семьи. Ухаживая за престарелыми родителями и управляя всем хозяйством, она также получала более высокий статус.
Таких женщин в народе называли «большухами», то есть старшими. К ним относились вполне уважительно.
Обряды и приметы
Незавидная женская доля вековухи налагала ряд ограничений и на ее роль в обрядовой жизни общества. Старым девам не полагалось участвовать в народных гуляньях, петь, танцевать, готовить еду для свадьбы и печь хлеб для своей семьи. Их не пускали в поле в первый день жатвы, чтобы не сглазили урожай.
Плохой приметой было и присутствие девушки-перестарка при родах женщины или отеле коровы. «Пустое» проживание жизни девы казалось русскому народу таким ненормальным, что эту несчастную женщину обвиняли во всех грехах, практически приравнивая к ведьме.
Односельчане верили, что вековуха способна превращаться в нищенку, а затем просить подаяние у церквей и кладбищ. Считали даже, что старая дева может сожительствовать с Нечистым и колдовать. Чтобы защититься от чар вековухи, окуривали избу ладаном, постель посыпали маком или окропляли святой водой. Сама женщина об этом зачастую догадывалась.
Иногда на нее специально надевали защитный амулет — сшитый из поповской ризы пояс. В такой обстановке суеверий, страхов и плохо скрываемого презрения старая дева и проживала свой век.
Видео дня. Алена Водонаева об эротике и альфонсах для Рамблер/Live!
Источник: https://woman.rambler.ru/other/41091019-chto-bylo-zaprescheno-starym-devam-na-rusi/
Почему на Руси было так страшно оказаться в рядах «старых дев»
На Руси так называемые «старые девы» вызывали общественное порицание, если не презрение.
При этом «старой» можно было стать довольно рано по сегодняшним меркам: девочку обычно старались выдать замуж пораньше — лет в 12–15. Если она «засиживалась в девках» до 20 лет, шансы на замужество стремительно испарялись. Проходило ещё пару лет, и несчастная получала клеймо «старая дева».
На Руси их пренебрежительно звали «вековухами» (от словосочетания «век вековать») или «непетым волосьём»
Последнее прозвище появилось от традиции надевать невесте на свадьбе платок замужней бабы. Присутствующие при исполнении обряда женщины распевали песни о том, что девичий век закончился и теперь новобрачную ждут семейные радости и горести. Старым девам таких песен по понятным причинам не пели.
А ещё не бывших замужем холостячек в пожилом возрасте уничижительно звали «седыми макушками».
По традиции, они не имели права носить головные уборы и платки, которые полагались только замужним. Естественно, девушке приходилось ходить с непокрытой головой до глубокой старости, и её седина была видна всем.
Вековухи не имели права носить не только платки, кички и другие традиционные головные уборы «бабы» (то есть замужней женщины) — им вообще было запрещено любое одеяние не по статусу. Старая дева должна была носить девичьи сарафаны, юбки и рубахи, но исключительно тёмных оттенков.
Украшения ей тоже не полагались: ленты в волосах, серьги и бусы носили юные незамужние девицы для привлечения женихов. Считалось, что вековухе это уже не нужно, поэтому и украшать себя неприлично.
Старой деве приходилось несладко
Молодые девушки не брали её в свою компанию, она не могла ходить на свидания (не встречаться же с 14–16-летними парнями!) или участвовать в забавах молодых. Общих тем для разговора не было.
Точно так же старая дева не вписывалась и в коллектив замужних баб. Она «не познала жизни»: не жила с мужем, не рожала детей, не знала тягот семейной жизни. Умудрённые опытом замужние женщины не допускали вековуху в своё общество. По сути, она везде была изгоем.
Столь плачевное положение старых дев на Руси было продиктовано традиционной крестьянской моралью.
В русском обществе основной ролью женщины было рождение детей. Если замужняя баба не смогла произвести на свет хотя бы одного малыша, её пренебрежительно звали «пустоцветом».
Кроме того, жить своим домом старая дева не имела права: односельчане могли заподозрить в безнравственном поведении. Да и с хозяйством одной парой рук справиться было сложно. Вековухе приходилось жить с родителями, а после их смерти она переходила жить приживалкой в дом к старшему брату.
Незавидная позиция вековухи налагала ограничения и на её роль в обрядовой жизни общества. Старым девам не полагалось участвовать в народных гуляньях, петь, танцевать, готовить еду для свадьбы и печь хлеб для своей семьи. Их не пускали в поле в первый день жатвы, чтобы не сглазили урожай, а также не разрешали присутствовать при родах или отёле коровы.
На Руси верили, что вековуха способна превращаться в нищенку, а затем просить подаяние у церквей и кладбищ.
Считали даже, что старая дева может сожительствовать с Нечистым и колдовать. Чтобы защититься от её чар, избу окуривали ладаном, постель посыпали маком или окропляли святой водой.
Сама женщина об этом зачастую догадывалась: иногда на неё специально надевали защитный амулет — сшитый из поповской ризы пояс. В такой обстановке суеверий, страхов и плохо скрываемого презрения старая дева и проживала свой век…
А вы знали о вековухах?
Nikita Skorobogatov
21 Aug, 2019
Источник: https://lifter.com.ua/pochemu-na-rusi-bylo-tak-strashno-okazatsya-v-ryadah-staryh-dev-12267
Сколько лет было самой юной невесте на Руси
О нравственных нормах, царивших на Руси до принятия христианства, известно мало. Кое-что учёные-историки и и филологи узнают из древних летописей и берестяных грамот, о других вещах лишь догадываются, опираясь на сказания, песни, былины и даже детские считалки.
В языческой руси невест просто умыкали
- Благодаря «Повести временных лет» XII века известно, что в языческой Руси до крещения существовал обычай «умыкания невесты от вод» – то есть кражи девушки или женщины в тот момент, когда она ходила на озеро или речку за водой по предварительному соглашению с невестой.
- Такой способ бракосочетания проводился несколько месяцев в году: начинали «умыкать девиц» весной на праздник Лады – языческой богини домашнего очага, а заканчивали на Ивана Купалу.
- Подобной «женитьбе» весьма способствовали языческие гуляния, причем в них принимали участие и незамужние девушки, и замужние матроны – об этом с горечью писал игумен Панфил («Послание о купальской ночи»); вполне естественно, что в этот момент было удобно «умыкнуть» приглянувшуюся невесту.
- Каков был возраст вступления в брачные отношения женщин в языческой Руси, судить сложно, но историки склоняются к тому, что в среднем это было 13-14 лет – возраст физического созревания девушки.
А позже «приводили» к мужу
Автор труда «Женщины Древней Руси» Наталья Львовна Пушкарёва, которая в России считается основателем русской школы исторической феминологиии, пишет о том, что в VIII веке женщины на Руси не были объектом насилия и имели право выбирать себе мужа, давая личное согласие на «умыкание».
Однако вскоре этот обычай сменился насильственным воровством женщин, и возможно, в связи с этим появилась традиция ограничивать свободу женщины – мужа ей находили родители, и жену «приводили» к мужу.
Секреты тысячелетней мумии, спрятанной внутри статуи Будды
Сначала это распространилось среди князей: именно таким образом «привёл» Вещий Олег жену своему воспитаннику князю Игорю: «Игореви врастъше… < …> …и приведоша ему жену от Плесоква, именем Ольгу». Так же «приводит» жену-гречанку князь Святослав своему сыну Ярополку: «У Ярослава же жена Грекиня бе… …. бе бо привел отец его Святослав», – так пишут летописи.
У простолюдинов обычай «умыкания жён» сохранился вплоть до XV века вместе с другими пережитками язычества – волхвованием и поклонением идолам.
Невеста становится суженой
Принятие Русью православия повлекло за собой усложнение брачного ритуала – появились предварительный сговор родственников, сватовство, обручение, после которого юноша и девушка становились женихом и невестой перед людьми и перед Богом. От сговора до венчания могло пройти несколько лет, появились такие синонимы слова «невеста» как «суженая» или «обрученная»,
В XIV–XV веках РПЦ была вынуждена издать указ, в котором говорилось, что недопустимо отдавать замуж девочек моложе 12 лет.
Возможно, ранние браки были связаны и с выживанием, когда родители в бедной семье не могли прокормить детей и избавлялись от лишних ртов, отдавая девочек замуж. Это не могло положительно сказываться на продолжительности жизни женщин – ранние роды приводили к осложнениям, «родильной горячке» и смерти юных матерей.
Раннее замужество как спасение
В средние века на Руси девочек отдавали замуж, начиная с 12 и до 18—19 лет, в крестьянской общине незамужняя 16-летняя девушка считалась уже «старой». Интересно, что церковь возлагала на родителей обязанность устройства личной жизни дочери – если девушка оставалась в старых девах, их могли оштрафовать.
Однако родители несли ответственность и при выборе жениха: если девушку отдавали замуж насильно и после этого она сводила счёты с жизнью, с них могли спросить, и хорошо, если они отделывались одним только штрафом.
Самая юная невеста
В соответствии с летописями в XII веке невестой польского князя Болеслава стала восьмилетняя княжна из рода Рюриков, дочь князя Всеволода Mстиславича из Новгородат – Верхуслава.
Правда, ребёнка князю не отдали, бракосочетание состоялось только в 1137 году, когда девице исполнилось 12 лет. Брак был вполне удавшимся – в конце концов, Верхуслава стала великой княжной (её муж Болеслав стал Великим князем польским, получив во владение Силезию) и родила мужу трёх детей — двух сыновей и дочь, однако прожила недолго и оставила этот мир в 37 лет.
Но была и ещё одна невеста, которой в момент обручения было всего лишь пять! Речь идёт о пятилетней дочери тверского князя Бориса Александровича, который из политических соображений обручил дочь Марию с малолетним сыном Великого московского князя Василия II Тёмного Иваном III, будущем государем и великим князем всея Руси; жениху было всего семь лет.
Обручение семилетнего Ивана с Марией состоялось в Твери и сопровождалось торжествами: здесь присутствовали местный епископ Илия и все князья и бояре, которые находились под властью князя Бориса.
Со стороны жениха присутствовал отец и множество бояр из Москвы.
«И быс радосвелиа… а тферичи радовашеся, якож Тьферь Москва быс и два государя воедино совокупишася», – писал в похвальном слове князю Борису летописец инок Фома.
Венчались молодые в 1452 году в Москве, когда невесте едва исполнилось 10 лет, а Ивану III – 12. Ребенок у юной пары появился не сразу, Мария родила в 1458 году, когда ей было 16 лет, что считалось в те времена нормой.
Её сын Иван был удельным тверским князем, не раз сопровождал отца в походах и умер в 1490 году от «ломоты в ногах».
Хозяин «хрущевки» сломал ненужные стены (12 фото)
После рождения сына Мария прожила ещё 9 лет и умерла от отравления ядом. Отравители так и не были найдены, возможно, причиной смерти стала ссора между женщинами в семье.
Самую юную невесту Руси похоронили в Вознесенском монастыре на территории Кремля. Летописи говорил о ней, как о тихой, спокойной и очень образованной молодой женщине, прекрасной рукодельнице – сохранилась церковная пелена вышитая юной женой Ивана III, который, погоревав, вскоре женился на Софье Палеолог.
Источник: https://labuda.blog/61234
С какого возраста женщин на руси называли бабами
?
Игорь Аксюта (101) wrote, 2017-11-27 10:01:00 Игорь Аксюта 101 2017-11-27 10:01:00 Category:
Сейчас бабушками называют тех, кому за 60, или тех, кто просто выглядит старо. На Руси к возрасту относились иначе, и слово «баба» имело другое значение. Ты удивишься, когда узнаешь, в каком контексте его употребляли.
В XIX столетии девушек выдавали замуж еще в юности, в 15–17 лет. А 20-летних одиноких барышень называли «перестарками». Получается, что где-то к 35 годам женщины становились бабушками по статусу, когда у их дочерей появлялись дети. Подтверждение тому произведения классиков. Как писал Гоголь: «Дверь нам открыла старуха лет сорока».
Возрастные критерии были другими. Влияли на них в первую очередь демографические факторы: высокая смертность, небольшая продолжительность жизни. Соответственно, сорокалетнюю женщину считали уже много прожившей и много повидавшей.
Называли женщин в соответствии со статусом, в котором они пребывали. И появлялся он обычно в один и тот же возрастной период. Незамужних называли девицами или девками, замужних молодых — молодухами, а родивших детей и внуков — бабами.
Слово «баба» очень древнее, оно появилось в славянских и тюркских языках еще в языческие времена. Бабами, например, называли языческих каменных идолов.
По одной из версий, слово это пришло из санскрита, сначала состояло из одного слога «ба» и означало «существовать», «жить», «быть», «сейчас», «всегда». А на старославянском — «врата жизни».
Сначала на Руси бабами называли бабушек, то есть мать отца и мать ребенка, обозначая степень родства. Позже стали так обращаться ко всем женщинам соответствующего статуса. Если у женщины уже были внуки, то она считалась бабкой для всех. Если же она уже считалась вышедшей из детородного возраста, но потомства не имела, так обращаться к ней не решались.
Иногда слово «бабка» употребляли и в другом значении, без привязки к статусу, семье, возрасту. Так называли мудрую и знающую женщину, которую считали знахаркой, ворожеей. То же относилось и к повитухам. Случалось, что одна женщина объединяла в себе все эти роли. Естественно, все эти знания она приобретала с возрастом, но не обязательно в старости.
Получается, что женщин в сорок лет, а то и раньше уже могли называть «бабами», «бабушками», «бабками». В наше время некоторые дамы этом возрасте еще не имеют детей, растят маленьких или только собираются выходить замуж. Пример — многие современные звезды. А эстетическая косметология развилась настолько, что можно и в пятьдесят выглядеть младше своих лет на десяток или даже два.
Стоит отметить, что и мудрость сейчас с годами приходит не ко всем женщинам.
И к знахаркам относятся скептически, потому как развелось много спекулирующих на чужом горе шарлатанок. И их почетным когда-то словом называть не хочется.
В свете вышесказанного надо понимать, что слово «баба» изначально не было обидным или похабным и даже не указывало на возраст. Негативный оттенок ему придали позже те, кто стал неправильно применять.
- Стоит ли обижаться на такое обращение?
- отсюда
Источник: https://101.livejournal.com/11389075.html