Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

Пермь » Новости за 15.02.

2019 » В городе губахе проводится проверка по факту гибели местного жителя при возгорании автомобиля

13 февраля 2019 года в вечернее время в поселке Шировский города Губахи после ликвидации возгорания в своей автомашине было обнаружено тело 38-летнего местного жителя. По данному факту в Губахинском межрайонном следственном отделе следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю проводится доследственная проверка.

Читать новость на сайте СК РФ (Следственный комитет)

Все новости Перми за 15.02.2019

Агрегатор новостей 24СМИ (что, где и как купить сегодня в регионе по интернету)

Недавно просматривали в рекламных предложениях:

Проект «Today» (Сегодня в Перми) на портале today.29ru.net совместно с партнёрским сайтом 29ru.

net представляет интернет-витрину популярных товарных интернет-предложений, доступных в Перми и других городах Пермского края, востребованных услуг, сервисов, новостных и медиа-продуктов напрямую от правообладателей и официальных компаний-продавцов.

Более тысячи предложений в самых различных категориях: интернет-магазины, инфо-товары, финансы и кредитование, развлечения, игры, образование и работа, бесплатное интернет-телевидение и многое-многое другое.

Все самые последние, новые и актуальные гаджеты и товары — в рубрике «Интернет-витрина» и на страницах нашего путеводителя по модным интернет-магазинам одежды, обуви и аксессуаров для всей семьи, где представлены товары на самый различный вкус и кошелёк.

Вся палитра брендов, новинок и распродаж в режиме онлайн с удобным поиском и сортировкой как по ассортименту, коллекциям, направлениям и ценам, так и по популярности на сегодняшний день. Настройте свою ленту товаров и смотрите только то, что Вам нравится.

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

Жидкий каштан

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

Power Balance (1=2)

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

Маска для волос «Platinus V»

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

«Woody O'Time» — говорящий хомяк

Часы «ARMANI»

Все предложения…

Если Вы хотите добавить сайт с новостями Перми, напишите нам, и мы обязательно включим его в наш каталог, а если Ваш сайт транслирует городские новости в формате RSS, то, при желании, и в нашу ленту новостей.

Проект «Today» — региональные новости без купюр и цензуры. Все самые интересные случаи, события, факты, происшедшие в городе за день — в самой полной ленте городских новостей Перми сегодня.

Ежедневно самая свежая и объективная информация из первых рук от местных, региональных и федеральных, известных и не очень первоисточников: сайтов, газет, журналов, обзоров на нашем портале Today.29ru.net.

Читайте, комментируйте, критикуйте, возражайте, спрашивайте! Наши новости не оставят Вас равнодушными. Каждый день, каждый час — новости, новости и только новости!

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

Новости Перми и Пермского края (Россия, Пермский край, Пермь)

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

МОЙ ГОРОД — ПЕРМЬ! (информационный портал Перми и Пермского края)

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

Новости Перми и Пермского края

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

МОЙ ГОРОД — ПЕРМЬ! (информационный портал Перми и Пермского края)

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

Сайт Автономной некоммерческой организация «Клуб творчества, иппотерапии и верховой езды «Полюшко».

Все новостные порталы Перми… Проект «Today» (Новости Перми) — обзорный новостной информационный интернет-проект web-группы 29ru.net. Календарь событий, фактов, происшествий за день в Перми и Пермском крае. Всё, что случилось, произошло, привлекло внимание и заинтересовало в этот день в режиме online, а также ежедневный почасовой архив российских региональных новостей от Камчатки до Калининграда.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов и публикуемыми авторскими статьями, материалами и ми.

Мы всегда стараемся объективно представить полярные точки зрения по самым различным вопросам и темам, волнующим общество, и стараемся не ограничивать доступ к ресурсам, соблюдающим общепринятые моральные и законодательные правила и нормы.

Для размещения Ваших новостных и публицистических материалов достаточно связаться с нами по контактам mail@29ru.net. Предпочтения отдаются материалам региональной и городской направленности и тематическим обзорам.

  • Топ-10 новостей в Перми (Пермский край) за сегодня на этот час:

Источник: http://today.29ru.net/perm/187956750/

Повседневная жизнь русского Севера

Почему борисоглебцев называли «кислогнездыми»

сообщить о нарушении

Текущая страница: 19 (всего у книги 21 страниц)

Прозвища

Отделить стихию словесную от бытовой невозможно, они неразрывны, они составляют единое целое. И лучше всего иллюстрируют это единство прозвища… Насмешливый, сатирический оттенок этого фольклорного жанра вызывает у темпераментного человека бурный и совершенно напрасный протест: прозвище закрепляется за ним еще прочнее.

Бывали случаи, когда люди переезжали в другую волость, чтобы избавиться от прозвища, – тоже напрасно! А один умник решил однажды перехитрить всех, придумал себе новое (разумеется, более благозвучное) прозвище и тайком начал внедрять его в жизнь, надеясь таким путем избавиться от старого. Увы, из этого ничего не вышло, прежнее прозвище оказалось более жизнестойким.

Подобный опыт для умного человека не оставался втуне. Самоирония всегдашний признак более развитого ума. Юмор глушил обиду, а иной раз и совсем освобождал человека от клички.

Так, мужичок, получивший в наследство прозвище Балалайкин, заканчивая выступление на колхозном собрании, спросил: «Еще потренькать, аль на место сесть?» Таких людей уважали, а уважаемого человека даже и за глаза называли по имени-отчеству.

Юмор, ограждающий достоинство, нельзя, однако, путать с шутовством и самоуничижением, когда человек в задоре артистического самооплевывания то и дело называет себя по прозвищу. Древность и широту распространения прозвищ подтверждает и тот факт, что даже великие князья не всегда избегали второго имени (Иван Калита, Дмитрий Шемяка, Василий Темный).

Образная сила, заключенная в русских прозвищах, не щадила не только отдельных людей, но и целые государства, земли и страны. Сатирический оттенок в таких прозвищах был ничуть не сильнее, чем в прозвищах, данных своим краям и губерниям. Архангельцев, к примеру, издавна обзывали моржеедами, владимирцев – клюковниками, борисоглебцев – кислогнездыми*.

Вятичане были прозваны слепородами за то, что в 1480 году, придя на помощь устюжцам, слишком поспешно открыли сражение против татар. С рассветом вдруг обнаружилось, что били они своих же, которым пришли на выручку. Вологжане прозваны телятами, брянцы – куралесами. Новгородцев называли то гущеедами, то долбежниками.

Муромцы были прозваны святогонами за то, что в XII веке выгнали из своего города епископа Василия. Уезды, волости и отдельные селения также весьма редко не удостоивались собственных прозвищ. Разнообразие личных прозвищ поистине необъятно. Вот несколько женских прозвищ, бытовавших в Сохотской волости: Пеля, Луковка, Клопик, Моховка, Карточка, Прясло, Заслониха.

Одному из сапожников присвоена была новая фамилия – Мозолышн. На стыке XIX и XX веков многие крестьянские прозвища преобразовывались в фамилии. Многие люди, уезжая из родных мест, меняли не только фамилии, но и имена. Происходило это по разным, иногда грозным, социальным причинам. В других случаях эти причины не отличались особой серьезностью.

Крестьянский парень и корреспондент газеты «Красный Север», живя в глухой во– –* Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. СПб., 1841. Т. 1. логодской деревне, подписывает свое письмо в губернию фамилией Фильман. Другой парень, уже не по собственному желанию, а за умение выступать получил прозвище Ротанов (Кумзеро Харовского района).

Старушка, пришедшая к нему с какой-то нуждой, по доброте назвала его Батюшко-ротановушко. Одного этого было достаточно, чтобы навсегда исчез начальнический авторитет. Обычно прозвища давали по психологическим признакам, но не реже и по внешнему виду. В деревне Коргозере Вожегодского района рассказывают об интересной истории неких Коча и Нидили (неделя).

Коч якобы провожал Нидилю с гулянья домой и вздумал поприставать к ней, за что она столкнула его вместе с гармонью в реку. Кочем прозвали его за густую копну волос, а ее Нидилей за длинный рост. Были мужские прозвища и совсем необъяснимые: Тилима, Карда, Бутя, Кулыбан. Немало их давалось по названиям птиц, животных и насекомых (Галка, Воробей, Жук, Заяц, Кот, Выдра и т.д.). Частенько становились прозвищами характерные прилагательные: Шикарный, Ответная, Масленый. При этом значение прозвища нередко было обратным. Так, двухметрового тракториста прозвали Колей Маленьким, а совершенно лысого шофера – Колей Кудреватым. Председатель-тридцатитысячник, не знавший разницу между яровым и озимым севом, незамедлительно получил кличку «Тимирязев». Причем узнал он о ней только в день своего окончательного отъезда из деревни.

НЕ СЛОВОМ ЕДИНЫМ

И за ту игру старинную, За музыку – рожок, В край родной, дорогу длинную Сто раз бы я прошел. Александр Твардовский

Колыбельный напев начинал звучать над зыбкой тотчас после рождения ребенка. Пуповина подсыхала под мерный скрип очепа. Так и получалось, что ритм и мелодия встречали человека на земле и не стихали на протяжении всей жизни. Продолжали они звучать и после его смерти… Колыбельный напев отличался замедленным, однообразно-усыпляющим ритмом.

Мелодия его была нежной и несколько печальной. Мать, бабушка или старшая сестра, выражая свою любовь к младенцу, вкладывали в колыбельную песню и скорбь и нежность, но никогда не звучали в колыбельной окрик и грубость.

Правда, мать, обиженная золовками, либо бабушка, не спящая по ночам, в редких случаях позволяли себе излить недовольство, освободиться от недоброго чувства чуть ли не семейной сатирой:

Вы, гудки, не гудите, Матушку не будите, Матушка-то угрюма, Стала прясть да уснула, Пришла свинья, ее столкнула.

Младенец не замечал недоброжелательства бабушки к его матери, поскольку все это пелось в неизменной мелодии, в той же интонации, что и обычная колыбельная. Но какой жуткий разлад начинался в детской душе, когда ребенок уже постигал смысл подобной припевки! Вместо колыбельной мать и бабушка иногда пели и другие долгие песни, подходящие по ритму к укачиванию.

Мелодии плача или причета так же, как и колыбельной, не были очень разнообразными. Причетчица, особенно наемная, нередко переходила на речитатив, а искренний плач родственницы по умершему или безвременно погибшему отличался больше словесной, чем мелодической образностью. Даже причет невесты на свадьбе довольно однообразен.

Но свадебный причет то и дело перемежается девичьими песнями, различными по ритму. Мелодии свадебных песен также разнообразны, а действие все время меняется, поэтому русская народная свадьба очень похожа на многодневную оперу. Во всяком случае, все главные оперные признаки: драматургия, хоровое и сольное исполнение, массовость, хореография в свадьбе обязательны.

Праздничная застольщина, как бы ни бьша она обильна питьем и едою, считалась неполноценной без песнопения. Песни на празднике звучали часами – это было главным праздничным весельем, хотя, конечно, не каждый знал все слова и мелодии. Как и во всем, в пении очень важно лидерство, умение запевать, сделать почин и принять на себя негласное руководство.

Читайте также:  Почему в русских сказках загадки чаще всего загадывает царь

Нередко за столом кто-то умел запевать, не зная всех слов, другой знал слова, но не умел запевать или нетвердо знал мелодию, и, казалось, песня вот-вот затухнет, словно костерок на влажном осеннем ветру. Но за столом обязательно находился кто-нибудь, необходимый именно в этот момент, и песня не прерывалась.

Были, однако ж, в каждом селении один-два, а то и больше настоящих песенных знатоков с незаурядным слухом и голосом, знающих сотни текстов, обладающих способностью не только словесной, но и музыкальной импровизации. Судьба русского народного песенного искусства по-своему трагична.

Подобно тому, как национальное самосознание раскололось еще во времена никоновских церковных реформ и этот раскол усугубился в царствование Петра Великого, единая песенная стихия тоже начала мельчать и дробиться, после чего окончательно разделилась на духовно-религиозную и обыденно-бытовую.

Обе ветви песенного искусства поврозь медленно чахли, чему способствовали также городские и западные модернистские веяния. В народе некоторое время еще оставались такие прекрасные по мелодичности песни, как «Шумел камыш» или «Позабыт-позаброшен». Но и они быстро исчезли, осмеянные хлесткими фельетонами районных и областных газетчиков.

И частушка довершила свою окончательную победу… К сожалению, песенная традиция прервалась. Теперь уже не поются старые русские песни, те самые, которых не знал даже сам Ф. И. Шаляпин. Не услышишь сейчас и более поздние балладно-романсового толка песни, такие, как «Хас-Булат», «Окрасился месяц багрянцем» и т.д. Лишь изредка звучат «Златые горы» да «Коробушка».

Затихают в быту и прекрасные песни военных лет, созданные советскими композиторами. Убыстрение частушечного плясового ритма происходило, разумеется, за счет снижения мелодического многообразия. Эстетические нормы сменились. С какого-то времени людям стало казаться, что чем громче, тем и лучше, чем быстрее, тем и красивее.

В результате даже пение частушек выродилось, снизились художественные требования, орание и беспорядочный пляс стали доступны всем, умение петь и плясать снивелировалось. До этого частушечная мелодия не была однообразной. Еще в двадцатых годах частушки пели в застолье, как долгие песни.

По-иному пелись они и во время праздничного хождения деревенской улицей и совсем по-другому в хороводе и в пляске. Довольно разнообразными были частушечные мелодии и в географическом смысле: на Никольщине и под Кич-Городком пели так, за Кадниковом – иначе. Древнейший русский летний хоровод гармонично сочетал в себе игровые, плясовые и песенные элементы.

Вырождение началось с постепенной утраты этой гармонии. Вначале из хоровода исчезла, по-видимому, игровая, сюжетная часть, затем, вместе с убыстрением темпа, беднели хореография и песенное лирическое содержание. Хоровод постепенно заменяется все убыстряющейся пляской по кругу.

Хороводные песни, мелодически очень разнообразные, через кадриль понемногу превратились в частушки. Таким образом, в однообразной пляске сравнялись летние и зимние хороводы… Зимний круг тесен, многолюдье не дает развернуться, ограничивает, как бы ни просторна была праздничная изба.

В таких условиях мерная, неторопливая, но содержательная пляска сменяется быстрым топотом по преимуществу на одном месте, тогда же рождается и мода на перепляс. Массовость и демократизм старинного хоровода уже невозможны при этом, так как в пляске участвуют только двое (с гармонистом – трое). Все остальные превращаются в зрителей.

Но плясать и петь на празднике хочется всем, поэтому перепляс нередко становится причиной каких-то нелепых свалок… Древние хороводы довольно разнообразны по сюжету, но они всегда служили интересам молодежи (знакомство, выбор, ухаживание). Отголоски таких хороводов сохранились до сих пор, но уже в отдельных видах: то в игре, то в песне, то в танце*.

Долгое время, вплоть до первых послевоенных лет, в Харовском районе Вологодской области сохранялась напоминающая городскую кадриль хороводная «Метелица». Пожилые люди и теперь на праздниках пляшут «кружком», медленно, все вместе, то в одну сторону, то в другую. При этом хором поют частушки под гармонь. Рисунок их плясовых движений отнюдь не отличается разухабистостью.

Пляшущие не выкидывают ноги выше головы, не скачут, как циркачи, и не крутятся на месте волчком, развевая сарафаны, как это делается во многих профессиональных ансамблях. Вершиной плясового женского мастерства считалось пройти по кругу плавно, как бы неся на голове дорогой сосуд с дорогим содержимым. При этом ноги плясуньи под длинным сарафаном перебирают, ведут счет и дробят, а сама она словно плывет по воде. Мужчины плясали более свободно, но кувыркание через голову и хлопанье ладонями по голенищам тоже не были в особой чести. Хороший плясун не мог унизить себя непристойным поведением на кругу: пьяным видом, развязностью, пением неприличных песен и т. д. Даже сбившись во время пляски с ритма в движениях или в голосе, он считал обязательным не только извиниться перед окружающей публикой, но и объяснить причину сбоя…

Извините, в песне спутался, Дела не веселят, – –* На Печоре и на Мезени существуют и теперь праздничные летние гулянья с элементами древнего хоровода. Мне на этой на неделюшке Изменушку сулят.

Очень могло быть, что после такого откровения легкомысленная девица одумается и измены не произойдет… Подобные песенные извинения были весьма характерны для традиционных народных гуляний.

Извините, незнакомого Играть заставила. Я знакомого-то дролю Далеко оставила.

В предвоенные годы, когда становится модным игнорирование якобы устарелого народного мнения, от пьяных плясунов народ шарахался в стороны…

В незнакомую деревеньку Пришел да и пляшу. Незнакомому народу Не подначивать прошу!

все больше раскалялся и наглел ничем и никем не останавливаемый ухарь. Такие, с позволения сказать, плясуны и спровоцировали целую кампанию против пляски вообще: гармонь и народная частушка стали как бы атрибутами отсталости и бескультурья, в деревнях и поселках модными становились так называемые танцы.

«Барыня», воплощенная Глинкой в его «Камаринской», была основой народной пляски как в музыкальном, так и в хореографическом смысле. Всевозможные ее варианты позволяли плясунам быть непохожими друг на друга. Хорошие плясуны славились, были широко известны в окружающих волостях, над плохими подсмеивались.

Коллективная, хороводная пляска в тридцатых годах начала вытесняться парной и одиночной. В большую моду вошел перепляс, соревнование в пляске на выносливость, что можно поставить в один ряд с быстрогою и громкостью в пении. Плясали на спор, выхваляясь перед женским полом.

Пляска в таких случаях напоминала спортивное состязание, в котором участвовал и гармонист. Если плясуны соревновались друг с другом, то гармонист порой до изнеможения состязался с ними обоими, надо было их обязательно «переиграть». Плясали раньше (да и теперь пляшут) не только с веселья, но и с горя.

Некоторые плясуны, как мужчины, так и женщины, на улице очень любили плясать босиком. В помещении, наоборот, предпочиталась «стукающая» обувь, о чем поется в частушке:

Худо катаники стукают, Обую сапоги. Погулять с хорошей девушкой, Товарищ, помоги.

Источник: https://itexts.net/avtor-vasiliy-ivanovich-belov/65192-povsednevnaya-zhizn-russkogo-severa-vasiliy-belov/read/page-19.html

Читать

Василий Иванович Белов

ЛАД

Белов В. И.

Б 43 Лад: Очерки о народной эстетике. — М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с., ил.

7 р. 50 к. 50000 экз.

Известный советский писатель рассказывает об эстетике крестьянского труда, о народном фольклоре, быте, художественных промыслах. В книге использованы этнографические материалы Вологодской, Архангельской, Кировской областей.

  • Издание предназначено для широкого круга читателей.
  • 4904000000-232 078(02)-82
  • 058-81

ББК 84Р7+63.5(2) Р2+902.7

  1. Фотосъемка проведена в Вологодской и Архангельской областях в 1979–1981 годах.
  2. Архивные фотографии получены из фондов Вологодского краеведческого музея.
  3. ИБ № 2826
  4. Василий Иванович Белов
  5. ЛАД

Редактор 3. Костюшина Художественный редактор С. Сахарова Технический редактор Е. Брауде Корректоры В. Авдеева, И. Тарасова

ОТ АВТОРА

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

В неутолимой жажде познания главное свойство науки — ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна.

Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем…

Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества.

Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, — все это отсеивалось временем.

А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

Подобную упорядоченность и устойчивость легко назвать статичностью, неподвижностью, что и делается некоторыми «исследователями» народного быта. При этом они намеренно игнорируют ритм и цикличность, исключающие бытовую статичность и неподвижность.

Ритм — одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма — война, мор, неурожай — лихорадило весь народ, все государство.

Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.

Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы…

Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди.

При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером.

Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Читайте также:  Почему на руси стали почитать святого патрика

Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила.

Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах — повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии… Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути.

Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла.

Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Книга не случайно называется «Лад» и рассказывает о ладе, а не о разладе крестьянской жизни. Она была задумана как сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике. При этом я старался рассказывать лишь о том, что знаю, пережил или видел сам либо знали и пережили близкие мне люди.

Добрая половина материалов записана со слов моей матери Анфисы Ивановны Беловой. Воспоминаний, а также впечатлений сегодняшнего дня оказалось слишком много.

Волей-неволей мне пришлось систематизировать материал, придавая рассказу какой-то, пусть и относительный, порядок, чем и продиктовано композиционное построение книги.

Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.

КРУГЛЫЙ ГОД

Весна.

Когда-то все на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко ужились с приметами языческого календаря, чуть не на каждый день имелась своя пословица: 6 марта — Тимофей-весновей.

  • 12 марта — Прокоп — увяз в сугроб.
  • 13 марта — Василий-капельник.
  • 14 марта — Евдокия — замочи подол.

Говорили, что ежели Евдокия напоит курицу, то Никола (22 мая) накормит корову[1]. Приметы, рожденные многовековым опытом общения с природой, всегда определенны и лишены какого-либо мистицизма. Например, если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох.

Неясны, расплывчаты границы между четырьмя временами года у нас на Севере. Но нигде нет и такого контраста, такой разницы между зимой и летом, как у нас.

Весна занимала в году место между первой капелью и первым громом.

17 марта — Герасим-грачевник.

30 марта — Алексей — с гор вода. 4 апреля — Василий-солнечник. 9 апреля — Матрена-настовица.

  1. 14 апреля — Марья — зажги снега, заиграй овражки.
  2. 28 апреля — Мартын-лисогон.
  3. 29 апреля — Ирина — урви берега.

В крестьянском труде после масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. (Может, поэтому и говорят: круглый год.) И все же весной приходят к людям свои особые радости.

В поле, в лесу, на гумне, в доме, в хлеву — везде ежедневно появляется что-нибудь новое, присущее одной лишь весне и забытое за год.

А как приятно встречать старых добрых знакомцев! Вот к самым баням подошла светлая талая вода — вытаскивай лодку, разогревай пахучую густую смолу. Заодно просмолишь сапоги и заменишь ими тяжелые, надоевшие за зиму валенки.

Вот прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов. Никуда не денешься, надо ставить скворечники — ребячью радость. А то вдруг вытаяла в огороде потерянная зимой рукавица… И вспомнишь декабрьский зимник, по которому ехал с кряжами для новой бани.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=203245&p=73

0. Методологические особенности курса Вступление

Новоселья, свадьбы, похороны, охота

Новоселья

При переходе в новый дом хозяева сначала приглашают священника на освященье, а потом родных и друзей на пиршество. Гости являлись с хлебом и солью как символами последующего благополучия дома.

Важным считался выбор места для будущего дома, для этого приглашались колдуны и гадатели, могущие подсказать, где доброе место.

Во время пиршества на новосельях пол устилался травою, на большом столе, покрытом скатертью ставились принесенные хлеб соль, гости обязательно что-то дарили хозяевам при расставании.

Свадьбы

Русские женились очень рано, бывали случаи, когда жених имел только 12 или 13 лет. Родители стремились удалить юношу или девушку от соблазнов холостой жизни, так как недозволенные связи считались огромным грехом и расценивались наравне с тяжкими преступлениями.

Неженатых было трудно найти в ту пору в России, только обещание пойти в монастырь могло быть извинительным при отказе от брака. Браки совершались не по любви, а по приказанию свыше:

  1. цари женили своих бояр, не спрашивая их согласия;
  1. господа женили слуг, не интересуясь их мнением;
  1. родители женили детей по собственному выбору.

При этом считалось вполне допустимым, что жених и невеста до свадьбы вообще не знали друг друга.

Процедура женитьбы совершалась так:

  1. родители, посоветовавшись с родственниками, избирали семью с которой не стыдно породниться, и засылали сватов;
  1. когда получали согласие на брак со стороны родителей невесты, сваты просили разрешения увидеть невесту, как правило, её смотрела мать жениха; сам царь до женитьбы имел право видеть невесту только один раз; обычный жених такого права вообще не имел;
  1. после просмотра происходил сговор как вступление к торжеству; как правило, жених и его родители приезжали к родителям невесты и составляли «рядную запись», где жених обязывался взять девушку замуж, а ее родители дать за нее такое-то приданое;
  1. наступал день бракосочетания; назначались «свадебные чины» — ответственные за проведение свадьбы и «поезжане» — их сопровождающие;
  1. главным чином был «тысяцкий», который везде сопровождал жениха и следил, чтобы принятый в старину порядок не нарушался;
  1. венчание обычно проходило вечером, а утром в этот день сваха отправлялась в дом жениха, чтобы приготовить ложе для молодых, где они проведут первую ночь;
  1. в качестве комнаты для новобрачных избирался обычно холодный сенник, который обивался коврами, украшался мехами, а к стенам прибивались кресты;
  1. на кровать или на широкую лавку стлались снопы, сверху ковер, а на него перину, подушки и шелковые простыни, а также теплые одеяла;
  1. в комнате, где был пир, приготовлялось место для сидения новобрачных, над которым водружали икону, в углах комнаты также по иконе;
  1. жених в сопровождении поезжан и венчающего священника собирался в своем доме и готовился отправиться за невестой;
  1. невесту готовили в своем доме, одевали, наряжали, на голову её полагался венец; затем её вели в залу, где предполагалась свадьба; её сопровождали плясуньи, которые пели и плясали, каравайщики, несущие караваи хлеба с монетами и дарами на них, свечники, держащие огромные свечи, отдельно жениха и отдельно невесты;
  1. потом все торжественно усаживались по своим рангам за стол, а место жениха занимал мальчик — родственник невесты; посылали за женихом;
  1. жених с сопровождающими его родителями с образами, плясунами, каравайщиками, свечниками и гостями целым поездом прибывали в залу для торжества;
  1. поезд жениха встречался родителями невесты его вели в залу, входя он кланялся на четыре стороны и крестился, а потом подходил к своему месту; тут он должен был дать мальчику, занимавшему его место, «откуп» — несколько монет, а потом занимал свое место;
  1. место жениха от места невесты было отделено занавескою; потому что наступал обряд расчесывания невесты, когда сваха брала гребень и расчесывала ей волосы и украшала их лентами, украшениями и кокошником; потом жених и невеста могли посмотреть друг на друга;
  1. затем всех обносили кушаниями, к которым гости только слегка притрагивались, поскольку основной пир был впереди;
  1. отец невесты подходил к ней и ударял её плетью, а потом обращался к ней, говоря, что эту плеть он передает новому хозяину, чтобы жена всегда слушалась его заместо отца, коль её будет он волен наказывать;
  1. жених принимал плеть с поклоном и отвечал, что надобности такой не будет, как он надеется;
  1. после этого госты выходили и отдельно садились в сани или в дрожки — жених в свои, а невеста в свои; и все ехали в церковь, где проходило венчание;
  1. венчание проходило по традиционному православному обряду;
  1. при выходе из храма новобрачных обсыпали семенами хмеля, конопли или льна, желая им счастья, затем свадебный поезд направлялся в дом мужа;
  1. дома их встречали отец и мать жениха и благословляли новобрачных хлебом и солью;
  1. затем все садились за свадебный стол, за которым ни жених ни невеста ничего не должны были есть или пить;
  1. после третьей перемены блюд, дружка просил у отца и матери невесты благословить жениха и невесту опочививать, те отвечали — «Бог благословит»;
  1. их приводили в сенник, где жена должна было по обряду снимать с мужа сапоги;
  1. пока жених и невеста были на свадебном ложе, гости пировали в свадебном зале, их дожидаючись; через определенное время посылали узнать, как их здоровье, если жених отвечал, что «все в добром здравии», то значило, что «доброе меж них свершилось»;
  1. гости приходили к ложу и начинали кормить новобрачных, а потом снова укладывали их спать;
  1. на следующее утро новобрачные вместе мылись в бане и продолжался свадебный стол;
  1. гости одаривали жениха и невесту разными подарками и желали им счастья.
Читайте также:  Почему расстриженный монах не мог пойти на государственную службу

ПохороныКогда человек испускал дыхание в старину на окно ставилась чаша со святой водой, миска с кутьёй. Мертвеца обмывали, надевали чистую сорочку / завертывали в чистое покрывало (саван), на голову надевали венец.Приходили скорбящие родственники, одетые в траурные одеянья, специальные плакальщицы оглашали дом причитаниями и плачем. Посылали за священником, которому препровождались дары.Когда мертвеца клали в гроб, то в руки ему давали несколько монет, якобы нужных ему на том свете, рядом клался его кафтан, который там ему также мог понадобиться.Летом хоронили буквально через день или на третий день после смерти, зимой могли похоронить и на восьмой день, а мертвец содержался на холоде.Мертвеца выносили из дома в закрытом гробу на руках, если он был монахом, то только монахи или монашки. Процессию сопровождали плакальщицы с распущенными волосами и причитаниями.Все сопровождающие гроб шли с зажженными свечами, обвязав платками головы.Перед похоронами мертвеца отпевали в храме, а перед могилой закрытый гроб открывался и все прощались, подходя к гробу. После отпущения гроба в могилу брали каждый по кому земли и кидали на могилу, а потом целовали образа и ели на могиле кутью в память об умершем.Зимой богатого человека хоронили на восьмой день, гроб стоял в это время в не отапливаемом храме, где над ним каждый день совершали литургию и панихиды, а только потом предавали тело земле.Для бедных людей зимой было дорого рыть могилу, поэтому мертвецов ставили в гробах в усыпальницы при колокольнях и там держали до весны, пока земля не отогревалась.Для городских жителей кладбища отводились за городом, для деревенских -кладбища были при храмах.На кладбищах не хоронили казненных воров и разбойников, самоубийц, утопленников и удавленников, а также убитых на дуэлях, их хоронили где-нибудь подальше в лесу.Царских особ хоронили только на сороковой день после смерти. Все это время гробы стояли в домовых храмах, где над ними совершались панихиды. Из царской семьи развозились деньги в монастыри, чтобы монахи также отпевали царя в своих храмах.Похороны царя были обставлены торжественно, в погребальной процессии кроме духовенства и родственников присутствовали архиреи и патриарх, все бояре и боярыни.У простого народа сорокой день отмечался как день поминок. Приходил священник и читал псалтырь по усопшему, это же совершалось и на могиле. Кроме того справлялись поминальные обеды по усопшему. Таких было не менее двух: на девятый и на сороковой день, могло быть и больше. Вплоть до сорокового дня родственники по усопшему носили траур.

^

Дворянство считало, в отличие от простых людей, охоту приятной забавою, в то время, как простые люди охотились для пропитания и добывания шкур.

Звериная охота приучала молодых людей к перенесению холода, голода, зноя, учила преодолевать трудности и смертельные опасности, приучала к бесстрашию и мужеству.Кроме того она учила их обращаться с оружием, ловкости, гибкости и быстроте движений.

Самой обычной была травля зайцев собаками неподалеку от городв в ближайшем лесу. Использовалась также соколиная охота. Забавой многих царей был медвежий бой, причем цари нередко шли на медведя с рогатиной в руках лицом к лицу. Потом для этого служили специальные бойцы, приученные к охоте на медведей.

Начиная с Петра 1, охота постепенно стала уходить из числа царских забав, поскольку Петр её порицал, как пустую затрату времени.Помещики, судя по русской литературе, предавались охоте вплоть до начала ХХ века.

^

В старину в качестве лекарей выступали бабки-ворожеи да специалисты по лекарственным травам. Лекарств тогда, кроме народных средств, никаких не было. При царских домах и домах богатых людей могли служить иностранные врачи, пользовавшиеся, как народными, так и специальными, средствами.

В сегодняшние дни интерес к народным средствам лечения возрастает, потому что в печать все больше начинает проникать информация о том, что «каждое искусственное лекарство, сколько лечит, столько и калечит».Современная медицина приходит к традиции не лечить болезни, а способствовать выработке у организма защитных средств, чтобы справляться самому.

В народной медицине этот принцип в некоторой степени также присутствует, ибо слабые средства природных лекарств могли привести к сильным результатам только при условии веры человека в лекаря и само лекарство.

В успешном лечении всегда соединяются три условия:

  1. сознание больного и его внутреннее желание выздороветь;
  1. удачное применение внешнего лекарства;
  1. энергетическая сила самого доктора, его способность остановить болезнь.

Если современная медицина обожествляет только второе средство, то удачные лекари в старинные годы успешно использовали сочетание всех трех компонентов лечения. Этим они добивались больших результатов, чем сейчас.

Приведем примеры некоторых рекомендаций, проверенных временем:

  1. сорвать накануне Ивана Купалы до восхода солнца траву «девясил», высушить и истолочь, затем смешать с ладаном и носить на теле девять дней, что усилит все силы организма;
  1. мухомор, настоянный на водке, повышает настроение человека, усиливает энергию и все силы, но пить не больше столовой ложки за один раз;
  1. одна долька чеснока, съедаемая каждый день, снимает давление крови и улучшает общую защиту организма;
  1. при повышенном давлении приложить на 5-10 минут к пяткам тряпицу, смоченную в яблочном уксусе, следить за понижением давления;
  1. постоянно пить чай из трав, взятых в равном количестве, зверобой, мелисса, мята, боярышник;
  1. вода после варки в ней очищенного картофеля чистит кишечник и исправляет отклонения в желудке;
  1. 150 гр. чеснока и 250 гр. лука залить литром яблочного уксуса и настоять сутки, затем нагревать на водяной бане полкило меда 30 минут, снимая пену. Затем мед охладить и залить настойкой чеснока и лука и настаивать неделю. Пить по одной столовой ложке 2 раза в день за полчаса до еды, — общее укрепление организма;
  1. от бессонницы на подушку капнуть 5 капель масла лаванды;
  1. от болей в сердце нюхать сначала правой ноздрей, потом левой настойку валерианы;
  1. от болей в пояснице или шее накладывать листья капусты на 5-10 часов, обвязывая их повязкой, делать в течении недели до исчезновения болей;
  1. от ангины полоскать рот соком свеклы (стакан) плюс столовая ложка уксуса, настояв их на холоде около 4 часов; перед использованием подогревать;
  1. от давления крови помогает настойка плодов боярышника.

^

Посмотрим, о чем пели русские девушки на выдании в глубокой древности: «Сватался на Катеньке из-за моря купец,Сказывал: житья-бытья — 230 кораблей.Катя думала, подумала: за этого нейду!Сватался на Катеньке из трактира музыкант.Сказывал: житья-бытья — стара скрипка да гудок.Думала, подумала: за этого пойду. Коль сыта, голодна , завсегда я весела,Завсегда плясать пошла.Выйду я на улицу, от всех мне честь, хвала, -Кто идет по улице? — Музыкантова жена!»Не в богатстве в 230 кораблей видит судьбу свою русская девушка, а в уважении окружающих людей да и в честной бедности. Ну, а «если голодна, завсегда плясать пошла»…Система ценностей русского человека совершенно противоположна западной, ориентирующейся на богатство и знатность. Для русской девушки «из трактира музыкант» — муж много лучший, чем богатый «из-за моря купец». Понимал русский человек, «где много денег — там и много проблем». Думается, что сейчас это стали хорошо осознавать жены наших «новых русских». Лучше всего он сохранился в различных поговорках и присловья русского народа. Из них мы возьмем по уже цитированной книге «Русский народ»(стр.571 — 581)для рассмотрения лишь те, которые касаются городских отличий местных умельцев, характерных для особенностей того или иного города России:

  1. про жителей Балахны — «Балахна, стоит рот распахня»;
  1. борисоглебцев прозвали «кислогнездыми» за то, что во многих дворах там работали скорняки и клеевары;
  1. жители Брянска — «куралесы», куда из дома не отъедут, далеко не уйдут, все кружат и назад возвращаются;
  1. про жителей Буя да Кадыя в костромских лесах -«Буй да Кадый черт три года искал, а Буй до Кадый у ворот сидели»;
  1. валдайки на рынке так торгуют: «Молодец, купи баранок да поцелуй в придачу!»
  1. про жителей Вильно: «На Вильне семь дорог — все для жида, а только три — для поляка!»
  1. про ветлужан — «санники, тележники, а выехать не на ком!»
  1. про вологжан — «На словах, как на масле, а где, как на Вологде»;
  1. вязьмичи-пряничники: «мы — люди не грамотные, едим пряники, не писанные»;
  1. вятичи — «Вятка — всему богатству матка!»
  1. даниловцы — кошкодавы: «кошку не купили, а задавить — задавили!»
  1. дмитровцы — лягушешники, из-за болот окружающих Дмитров и лягушек, оглашающих окраины города;
  1. ельчане — сычужники: «У нас в Ельце на Сосне-реце курица утенка вывела»;
  1. егорьевцы — «сам нож точит, а говорит «не боись!»
  1. ивановцы — «богат, да хвастлив, как Ивановский мужик»;
  1. копорцы — «копорское крошево кисло, да дешево»;
  1. кимряки — за склейку сапог: «свои сапоги на лапти променяли, они нашего товара прочнее!»
  1. жители Кинешмы — суконщики: «Кинешме да Решме кутить да мутить, а честной Вологде -все убытки платить»;
  1. про жителей Луцка «у них все не по-людски: кругом вода, а в середине — беда!»
  1. жители Любима — водохлебы (любители чая)- «козу пряником кормили»;
  1. москвичи — живет в Москве не в малой тоске; с москалем дружи, а камень за пазухой держи; от черта открестишься, а от москаля дубиной не отобьёшься;

Москва стоит на болоте, хлеб в ней не молотят, а больше деревенского едят;

  1. жители Олонца — олонцы — все добры молодцы;
  1. орловцы — Орел да Кромы — первые воры, да Карачи впридачу;
  1. псковичи — небо кольями подпирают;
  1. рязанцы — люди кособрюхие мешком солнышко ловят;
  1. сибиряки — чевошники: тепло, жарко да масляно — таково сибиряк любит;
  1. суздальцы — мазилы; «в Суздале да Муроме — Богу помолиться, в Вязниках — погулять, а в Шуе — напиться»;
  1. тихвинцы — «свято место, где тихвинца нет»;
  1. туляки — «живет в Туле, а ест дулю»;
  1. ярославцы — «пуд мыла извели, а родимого пятна у сестры не смыли!»

Источник: https://edushk.ru/geograf/1527/index.html?page=8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector