Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

  Традиционная игровая культура обских угров, созданная и сохраняемая на протяжении многих веков, представляет собой универсальную и гармоничную систему воспитания подрастающего поколения.

Благодаря играм и игрушкам северных этносов передаются из поколения в поколение необходимые знания, навыки и умения будущим охотникам, рыболовам, оленеводам, будущим хозяйкам – хранительницам домашнего очага.

  В традиционной семье обских угров к  игрушкам относились очень серьезно. С самых ранних лет ханты приучали детей самостоятельно делать игрушки.

Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться сделанной вещью. В изготовлении их используется природный материал. Это глина, береста, дерево, кожа, мех.

Игрушками детей могли быть косточки рыб, птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья. Шкуры, хвосты, уши, клювы. Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства.

   Игрушки у обско-угорских народов являются не только средством развлечения и вхождения во взрослую жизнь, но и орудием воспитательного воздействия. Игрушка являлась носителем информации, развивала эмоциональную сферу и  творческие способности  ребенка,   подготавливала его к взрослой жизни.

   С помощью игры у народов Севера передавался накопленный опыт старшего поколения к младшему.

  Для маленьких детей делали погремушки из бересты, птичьих пузырей боровой дичи. Внутрь пузыря клали дробинки или камушки. Погремушки подвязывали к люльке ребёнка. Считалось, что колокольчики, бубенчики и погремушки отпугивают злых духов. Кроме этого, по звону колокольчика или погремушки родители определяли, где находится ребёнок, чем занимается.

  •   Игрушки мальчиков можно условно разде­лить на три группы.
  •   К первой можно отнести игрушки мальчика-охотника: лук и стрелы, капканы, ловуш­ки.
  •   Игрушками мальчика-оленевода были тынзян (веревка, плетенная из оленьей кожи), черёмуховые кольца, нарты.
  •   Игрушки мальчика-рыболова – это мордушка, сеть, лодка-обласок, весло.
  •   Такое разделение игрушек давало возможность детям с раннего детства узнать, каким промыслом занимаются отец и старшие братья.

  Основной  игрушкой для девочек народа ханты и манси была кукла – акань. Традиционная национальная кукла обских угров – Акань была безликая, то есть без лица. Черты лица у кукол не изображались. Считалось, что они могут оживить куклу и сделать её для человека опасной. Игрушкой  считалась только безликая кукла, которая не могла навредить ребёнку.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
Кукла традиционная хантыйская из ткани. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2004 Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Ванзеват. 2001
Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
Модель зырянской колыбели. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Нумто. 1960-1980 гг Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2002
Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2002 Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века
Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века
Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века
Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века
Кукла традиционная хантыйская из ткани. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 1999 Головоломка №1. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012
Головоломка №2. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 Головоломка №3. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012
Головоломка №4. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 Головоломка №6. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012
Головоломка №5. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 Головоломка №7. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012
Головоломка №8. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 Головоломка №9. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012
Головоломка №10. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 Головоломки — национальные хантыйские игрушки. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Юильск, середина 20 века
Головоломки — национальные хантыйские игрушки. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Юильск, середина 20 века Головоломка — детская хантыйская игрушка. Национальное наименование: Вет лов тынуп юх, стоимостью пяти лошадей палочка.
Набор счетных палочек (40 шт.). Национальное наименование: щел, деревянная палочка). Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2006 Детская игрушка для мальчика. Национальное наименование: Нарты. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 1998
Головоломка — хантыйская игрушка. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2004 Головоломка из шести элементов. Национальное наименование: Хэт юхуп юнтупсы. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2005
Головоломка — хантыйская игрушка (волчок). Национальное наименование: Ларынщуп. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2007 Головоломка — хантыйская игрушка. Национальное наименование: Вет лов тынуп юх. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2002

Источник: https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/gil-12/

Тема 6. Традиционная тряпичная кукла — оберег или игрушка?

Еще в середине и второй половине ХХ века во многих городских домах бытовало знание о духах дома: говорили «барабашка шалит», «домовой спрятал» и т.д. В вашем доме, возможно, тоже это было? Какие у вас были способы для их «усмирения»?

В многодетных крестьянских семьях воспитанием детей чаще занимались старики. Именно бабушки, а то и прабабушки, ближе всего стоящие к предкам, делали для своих внуков тряпичные куклы. Таким способом сближали детей с сородичами, к которым обращались за помощью.

Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда на крыльце дома. нач. ХХ века

Когда ребенок заболевал, закапывали куклу,  в которую он играл, в землю. Покойник, согласно их поверьям, требует к себе заболевшего. Поэтому вместо него закапывали куклу.

Известны свидетельства этнографов о том, что мордовские женщины, молясь о деторождении, закапывали куклу в землю, то есть отправляли свою просьбу к предкам. В названиях поморских кукол озвучена связь с предками: панки, паньи, паночки.Г.И.

Куликовский, составляя с 1885 года словарь наречий Олонецкой губернии, обнаружил, что местные жители справляют общие поминки по «панам», отмечают «панов день», а курганы и могилы называют «панскими» или «панками».

Архангельская губерния, нач. ХХ века.

Связь куклы с царством мертвых прослеживается и в фольклорных текстах. В русской сказке «Василиса Прекрасная» мать перед смертью дает дочке куклу. И говорит: Береги ее всегда при себе и никому не показывай.

А когда случится с тобой горе, дай ей поесть и спроси совета. Поест она и поможет твоему несчастью. Так потом куколка помогала Василисе советом и делом.

Вот и выходит, что кукла как бы заменила Василисе Прекрасной мать.

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

В других русских сказках тоже действуют куколки – волшебные помощники. «Князь Данила — Говорила», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Царевна в подземном царстве», «Грязнавка» — во всех этих текстах кукла кого-то спасает, кому-то покровительствует, охраняет общественную мораль. За это ее нужно кормить, как живое существо, беречь и почитать.

Знаете ли вы сказки других народов, где кукла выступает в качестве помощника?Интересно, что чудесные куколки в сказках не просто разговаривают, а говорят голосом вещей кукушки – предсказательницы, связанной с душами умерших:

Куку, князь Данила!Куку, Говорила!

Сохраненные в фольклоре эпизоды о том, что куклы замещали умершего человека, не случайны. Существуют свидетельства того, что на Русском Севере изготавливали куклы, изображающие умершего человека.

 Эти обычаи восходят к ритуальной практике, известной коренным народам Северной Европы и Сибири, согласно этой практике кукла является заместителем умершего человека. Финский исследователь К.Ф. Карьялайнен описал особый тип поминовения усопшего у хантов и манси  — «иттерма».

 Иттерма, т.е. куклу, одетую в одежды мертвеца, «сажают на любимое место умершего, готовят для него пищу, женщина кладет его спать, обнимает и целует его. Она верит, что умерший все это видит и что душа его переходит в это изображение».

 Значит –кукла посредник между живущими и мертвыми, в ней заключен дух предка-опекуна, обращенный к потомкам. 

Вспомните, какие имена кукле своего детства вы давали. Задумайтесь, почему вы называли ее именно так? Персонифицировали ли Вы кого-то в ее образе?

В русской традиции существует множество кукол-оберегов на разные случаи жизни. Так к концу зимы в каждой русской избе делали кукол Лихоманок.Наши предки уже тогда подметили, что в феврале организм человека наиболее подвержен простудным заболеваниям. Причины этого они объясняли на свой лад:«кто спит под вечер в феврале, тот наспит Кумоху».

 Кумохой крестьяне называли весеннюю простудную лихорадку. Кумоха по их верованиям жила в лесу со своими двенадцатью сестрами, звали их Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша, Аввареуша.

По приказанию Кумохи сестры нападают на расслабившегося человека и не дают ему продыху – ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Проникают они в избы через печные трубы вечерами, как всякая другая нечисть и лихая сила.

Читайте также:  Какие реки в россии называют чёрными

Дабы уберечь себя от сестер Кумохи совершался обряд, во время которого самая старшая женщина в доме начинала читать заговор, а остальные под его звучание вертели двенадцать кукол Лихоманок. Все они перевязывались единой красной нитью и вешались (ставились) на печку.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

Считалось, что увидев куклу, сестрица — трясовица узнает себя и вселится в нее вместо человека. Заговоренные куклы обитали в доме до церковного праздника Благовещенья Пресвятой Богородицы (7 апреля). Накануне этого праздника куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями. Вот и получалось, что куклы Лихоманки оберегали человека от разных недугов.

Кукла – покосница защищала женские руки во время покоса от травм. Кукольные руки под заговор обкручивали красной нитью. Отсюда и ее название.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

Куклы неразлучники делались как оберег на свадьбу. Парочка делалась из одного лоскута, как правило, красного цвета и связывались они единой нитью, не прерывая процесса. Обычно неразлучников делали подруги невесты.

 Эта пара кукол несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

Подвешивались эти куколки во главе свадебного поезда под дугой упряжки, чтобы они отводили недобрые взгляды с жениха и невесты на себя. 

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклыСвадебные куклы – неразлучники. Автор С. Сысоева, Каргополь

Элементы этой символики сопровождают свадебный обряд  и по сей день. Какие это символы?

Куклы после участия в ритуальных действиях, если не уничтожались в процессе, то переходили в руки детям. И тогда уже актуализировалась их игровая функция. Например, после свадьбы молодуха играла в куклы, сделанные специально для свадебного обряда.

Ведь раньше замужество было очень ранним – уже в 13 лет девочка могла стать женой. Поэтому первое время она осваивалась в новом для себя положении. И родители ее мужа не запрещали ей играть с куклами, а наоборот, поощряли.

Ибо считалось, что девочка, активно играющая в куклы, будет хорошей матерью.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклыТропинин В.А. Девочка с куклой. 1841 г.

Еще одним примером перехода куклы из сакрального действия в детские игры, может служить Пасхальный Дед в армянской традиции. За неделю до Пасхи делали  Пасхального Деда. Внизу к  этой кукле привязывали лук, в который втыкали семь перьев.

Каждый день отрывали по одному. Кукла эта подвешивалась высоко и детей ею устрашали, что, мол, проказников он накажет. Во время Пасхи куклу отдавали детям.Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклыПасхальный Дед

Таких примеров перехода куклы из обряда в детскую игру  достаточно много, и мы еще будем рассматривать их в последующих темах, раскрывающих более подробно обрядово-праздничные традиции  русского народа.

Развитие цивилизации увеличило период  детства, что вызвало к жизни усложнение функции и конструкции куклы: она вышла из мира взрослых, став как будто сугубо детским и самостоятельным явлением.

И мы могли бы предположить, что с исчезновением подавляющего большинства ритуально-обрядовых традиций магические функции куклы  оказались исчерпаны, и феноменальные свойства этой вещи коренным образом изменились.

Но наблюдения этнографов, историков, фольклористов, культурологов за современным употреблением кукол в быту дают основание для иных выводов.Отношение к кукле как чему-то сакральному до сих пор сохраняется.

При этом поддерживая такое отношение к кукле, часто люди не имеют представления об изложенных выше традиционных верованиях и обычаях. Так во многих домах куклы выставляются в окнах, ставятся рядом с фотографиями детей, как маленьких, так и выросших и покинувших отчий дом.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

На вопрос зачем – отвечают просто: «красиво». Таким образом, в доме появляется некое особое место, напоминающее по своей структуре красный угол в русской избе. Только в этом особом месте вместо таких сакральных предметов, как иконы и распятие располагаются куклы и фотографии детей.  

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

Мы проследили долгий путь бытования куклы в традиционной русской культуре. В начале этого пути кукла, воспринимаемая как предок,  выступала в роли посредника между человеком и неведомыми силами природы. Она оберегала человека с  колыбели, принимала участие во многих обрядах на протяжении всей его жизни.

Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, носили с собой как оберег.… И наконец, ими стали играть. Бережно, уважительно относились к кукле еще долго после того, как она перестала быть «богом» и даже оберегом. Ведь и игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой.

Об этом читайте в следующей теме.

Задание для самостоятельной работы к теме Традиционная тряпичная кукла – оберег или игрушка?

Вместе с Машей Дмитриевой предлагаю Вам сделать куклу – пеленашку

Для изготовления этой куколки Вам понадобится кусок ваты, три небольших лоскутка ткани: светлого цвета без рисунков для основы, и два цветных лоскута, желательно разного цвета. Из них вы будете делать платок и свивальник. А также приготовьте нитки, тесьму и ножницы.

Можно эту же куклу делать по ниже приведенной схеме. Она немного отличается от варианта, предложенным М.Дмитриевой.

1-2. Берем длинный лоскут белой ткани и плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине пояском (ниткой, тонким шнурком). Завязываем его узелком, символизирующий пуп – центр жизненной силы.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

3.     Потом обозначаем голову. Для этого нитью перетягиваем скатку, выделяя примерно треть длины.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

4-5. Повязываем младенчику платочек, плотно пеленаем в пеленку-одеяло.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

6. Запеленутого младенца кладем в «одеялко» и заворачиваем. Сверху перетягиваем шнурком.

7. Наша пеленашка готова!

(мастер – класс взят из книги Натальи Догаевой и Елены Берстеневой «Кукольный сундучок»).

Источник: http://u3a.ifmo.ru/trapichaja.html

Традиции и обычаи коренных народов России

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
У
каждого народа мира есть свои особенности, которые для него — абсолютно
нормальны и обыденны, но очень удивляют человека стороннего. 

Предлагаем
вам ознакомиться с традициями и обычаями малочисленных коренных народов России.

Гостеприимство,
почтение и уважение к старшему поколению, патриархальный семейный уклад, любовь
к детям, бережное отношение к своим истокам — традиции, которые объединяют все
народы.

В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных
округах бережно сохраняется уникальная культура коренных жителей, традиционный
образ жизни и хозяйствования в тундре.  Для народов Севера олень
является национальным символом, символом благополучия
рода, достатка и свободы.

Культура северных жителей сегодня воспринимается настолько экзотичной, что не верится, что в век
высоких технологий где-то на краю земли, а именно так переводится слово «Ямал»
с ненецкого, люди до сих пор живут в чумах и кочуют.

 
                     
        ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
НЕНЦЕВ

• Гостя обязательно усадят за стол в чуме. 

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы• Подливать в стакан хозяин дома будет до
тех пор, пока гость не перевернёт чашку вверх дном.

• За столом нельзя петь,
помогать убирать со стола. •За возведение домов у ненцев отвечает исключительно
«слабый пол». И кстати, если пастбище для оленей плохое, то чум
приходится  устанавливать не реже трёх раз в неделю. 

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

•Дети в тундре играют клювами птиц.

Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва,
который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами
сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного —
мужчины.

• Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать
землю, играть с огнём и водой (особенно бить по ней палками).

 ОБЫЧАИ И
ТРАДИЦИИ ХАНТЫ И МАНСИ

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы• Особое место в традиции занимает медведь, и отношение к мясу священного животного —
особенное. Кости нельзя
рубить, надо разделывать тушу по суставам. Рвать
медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее
разрезали на мелкие куски. Эти кусочки даже руками брать нельзя — только
специально сделанными деревянными палочками. Ханты и манси верят: соблюдение
этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти.

• У
манси не принято учиться плавать. Считается, что если человек тонет — его
забирает к себе дух-хозяин воды. По этой же причине не принято спасать
утопающих.

• В
культуре ханты и манси важное значение имеют растения, в частности, деревья.
Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны,
и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже
переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное
воздействие на смертных.

 ОБЫЧАИ И
ТРАДИЦИИ ВОДИ 

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклыВоди
проживают в деревне Лужицы Ленинградской области. 

•Чтобы
всё в доме было хорошо, надо полить южную стену своего дома кровью только что
забитого барана. Таким образом проходил обряд приношения жертвы духу дома.
• Идя
в лес, нельзя надевать красное.

Красный цвет может вызвать отрицательную
реакцию со стороны лешего.
• Нельзя петь в лесу. «Леший этого не любит. Начнёт
кружить».
• Издавна водь ела положив еду только на скатерть, даже если эта
скатерть была расстелена на полу.

Скатерть – разграничитель мира живых и мира
мёртвых, откуда приходят все болезни и несчастья.

Читайте также:  Почему в албании больше всего бункеров в мире

• Брачный
возраст наступал у мужчин в 15, а у девушек в 14 лет. О желании жениться парень
в первую очередь сообщал священнику для того, чтобы узнать позволяет ли ему
степень родства взять избранную им невесту. Затем жених сватал девушку без
ведома её и его родителей.

Священник обручал молодых и после этого сам объявлял
о свадьбе. Узнав об обручении, мать невесты поднимала шум в доме, хватала
невесту за косу и держала её до тех пор, пока жених не обрезал ей волосы.

Затем
мать невесты отдавала жениху волосы дочери и говорила: «возьми косу вместе с
головой, будь ее господином, а она да будет твоей рабой».

   ОБЫЧАИ И
ТРАДИЦИИ ВЕПСОВ

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы Вепсы
проживают в Республике Карелия и в Ленинградской области. У вепсов много примет, запретов и обрядов для земледелия и скотоводства, поверий со строительством дома.
• Они верили, что
между пастухом и «хозяином леса» — духом, существовали взаимные обязательства:
хозяин леса не трогал стадо, если пастух давал ему в жертву одну или две коровы
или же кого-либо другого, в зависимости от вида скота.
• Для пастуха
существовал целый ряд запретов, к примеру: запрещалось ломать в лесу ветки,
есть ягоды и грибы, убивать птиц и животных.
• Для хозяек тоже существовало много
запретов, которые испокон веков соблюдались, для того чтобы был большой удой:
запрещалось мыть наружное дно горшков, в которые доили молоко, наливать молоко
на ложку и т. д.

У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки.

Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание.

Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.
Источник: https://travelask.ru/articles/vepsy-malochislennyy-narod-karelii

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
• В каждом доме тут пекут «калитки» — открытые пирожки с
рисом или картошкой. Парят в печке репу — раньше это считалось неописуемым
лакомством. Готовят олудь — местную брагу.
• Первым средством от боли в спине
считается топор: человека укладывают на полати в бане, накрывают берзовым
веником и простукивают обухом больное место. 

• У многих
элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их
постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой
рыболовной сетью, с завёрнутой в неё челюстью щуки.

• Распространён был обычай,
во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы
привить послушание.
• Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы
усилить родительскую любовь.

ОБЫЧАИ И
ТРАДИЦИИ АБАЗИНОВ

Абазины —
один из древнейших народов Кавказа.

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

• После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая
ряд правил: не навещать своих родных минимум год
после свадьбы; избегать свёкров; супругам не называть друг друга по
имени; в дневное время им нельзя
находиться в одной комнате наедине; мужчинам запрещалось прилюдно
проявлять чувства по отношению к детям, называть их по имени.

• Абазинская знать зачастую отдавала своих детей на
воспитание посторонним людям в другой аул, а также соседним народам —
карачаевцам, ногайцам. Точно так же и абазины принимали на воспитание детей
других национальностей. Сроки пребывания воспитанника в приёмном доме
варьировались от нескольких месяцев до достижения совершеннолетия, замужества
или женитьбы. К такой практике часто прибегали для прекращения кровной вражды. 

  • Для России, которая является
    многонациональной державой и домом для более 150 народов, вопрос национальной
    культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет
    особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей. 
  • Традиции
     являются мостиком между прошлым, настоящим и будущим.
  • Сохранение
    традиций – результат общих усилий.
  •                                                                                Источник
    фото и текста – интернет

Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки.

Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание.

Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.
Источник: https://travelask.ru/articles/vepsy-malochislennyy-narod-karelii

Источник: http://knignaya-stroka.blogspot.com/2019/09/blog-post_11.html

План-конспект занятия по технологии (6 класс): Открытое занятие "Кукла Акань" | Социальная сеть работников образования

Мастер-класс: «Кукла – оберег народов ханты и манси».

Цель:изучение куклы-оберега народов –ханты и манси. Изготовление магнита куклы «акань».

  • Задачи:
  • 1.образовательные:
  • 1) формирование представлений у воспитанников о традиционных игрушках коренного населения  — ханты и манси;
  • 2) формирование представлений о практическом значении игрушек и их роли в традиционной культуре манси;
  • 3) формирование нравственных основ личности, ее духовного потенциала, национального самосознания;
  • 4) приобщение детей к наследию югорского народа;
  • 2.развивающие:
  • 1) развитие самостоятельности, внимательности, наблюдательности, активности;
  • 2) развитие умений применять полученные знания на практике (изготовление магнита куклы-оберега);
  • 3) развитие у воспитанников творческих способностей, логического мышления,  эстетического вкуса;
  • 4) развитие навыков работы с тканью.
  • 3.воспитательные:
  • 1)воспитание внимательного и ответственного отношения к народным традициям ханты и манси;
  • 2)воспитание организованности, сосредоточенности внимания;
  • 3)воспитание самостоятельности;
  • 4)воспитание положительного отношения к ручной работе.
  • Тип занятия: занятие – изучение нового материала с практической работой.
  • Словарная работа: ханты –остяки, манси-вогулы, вогуличи,«акань», орнамент.
  • Оборудование:

1.Материал для практической работы: заготовки для изготовления куклы-«акань»: ткань, тесьма, шаблоны, бисер, клей, ножницы.

2.Иллюстрированный материал: фото, рисунки с изображением традиционных игрушек ханты и манси, презентация, выставка «Куклы хантов и Манси»

3. Мультимедийный аппарат.

Ход занятия.

Сегодня я расскажу вам о старинной хантыйской игрушке — кукле «акань». Такие куклы делали ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков.

«Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники.

Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок.

Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью акань укусит ее за большой палец ноги.

На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других ребят.

Физминутка:

Мы играем целый день, целый день играть не лень.Ты, смотри не отставай, все за нами повторяй.Мы поднимаем руки вверх, сразу станем выше всех.Наши куклы– малыши, даже очень хороши.Низко наклоняются, звоном заливаются.

Мы играем целый день, целый день играть не лень

У каждого из вас в мешочке есть разные лоскутки тканей. Приготовьте все необходимое для работы. (Дети достают из мешочков лоскутки, нитки, иголки.)

Сейчас приступаем к изготовлению куклы.

Сверните лоскут белой ткани трубочкой, сложите трубочку пополам. Теперь будем накладывать цветные полоски друг на друга, чуть отступая от края предыдущей. Хорошо.

(Самостоятельная работа детей.)

А сейчас закрепим голову с помощью иголки с ниткой. Покажите друг другу, какие у ваших кукол получились головы.

Теперь приступим к шитью платья. Мы пока не будем украшать его полосками. Этому мы научимся позже, на других занятиях. Берем прямоугольный лоскуток, сшиваем задний шов платья. Теперь собираем горловину ниткой, надеваем платье на куклу и пришиваем. Вот теперь у вас получилась кукла «акань».

Послушайте стихотворение о кукле «акань».

Ма аканем, омса. Моя кукла, сиди,Тоса яма вола, Хорошо себя веди,Хураманг сухен  Красивое платьеЯма, яма тае. Аккуратно носи.

  1. Кто может повторить?
  2. (Два-три ребенка повторяют стихотворение.)
  3. Теперь послушайте еще раз и постарайтесь запомнить, а дома расскажите его своей маме или бабушке.

Как вы думаете, что еще нужно сделать для наших кукол? Правильно, платок.

  • Согласно обычаю, хантыйские и мансийские женщины не ходили без платка.
  • (Под руководством воспитателя дети повязывают платок кукле.)
  • Девочки играли в «акань» не один день, иногда игра продолжалась целую неделю.

Взрослые изготавливали девочкам для игр берестяные люльки и коробочки. Все они были сделаны аккуратно и красиво с орнаментом. Дети очень бережно относились к таким игрушкам.

Хантыйскую куклу можно сшить и из других материалов: сукна, шкурки молодого оленя, белки и других зверьков.

Когда девочка становится постарше, она шьет для своей куклы платье, украшенное орнаментами, и даже национальный халат.

Хантыйские дети большую часть времени проводили на улице, и природа всегда помогала им фантазировать. В ветке дерева, в кусочке мха, в травинке ребенок видел какой-то предмет. Эти камешки, сучки, перья, найденные в лесу или на берегу реки, малыш превращал в игрушки и одушевлял их.

Ханты, играя с детьми, использовали разные потешки и припевки. Например, такую:

Читайте также:  Золото полуботка: как великобритания задолжала украине 29 триллионов долларов

Шовт, шовт, шоврие,      Зайка, зайка, зайчик,Ертанг хатл вермал,        День дождливый настал,Вотанг хатл вермал — День ветренный настал —Хулта ханемалум?           Где я спрячусь?Турн кута лунгэмалум,    В траве что-ли срячусь,Варе кута лунгэмалум,    В тальнике что-ли спрячусь,Шовт, шовт, шоврие?!    Зайка, зайка, зайчик?!

Итог: Куколка «акань» посмотри сколько для тебя подружек сделали ребята, теперь тебе не будет скучно, ты будешь играть и веселится.

Кукла хвалит и благодарит ребят.

Воспитатель: Вот, ребята сегодня мы с вами научились делать своими руками куклу «акань». Вы покажите кукол своим родителям, и они порадуются и расскажите им стихотворение про свою куколку. Девочки поиграют своими куклами, а мальчики могут подарить младшим сестренкам, кукла им очень понравится.

  1. Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
  2. Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
  3. Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы
  4. Поделиться страницей:
  5. Для изготовления сувенирной куклы вам понадобятся:
  • ткань (драп) двух цветов
  • нитки по цвету ткани
  • мех норки
  • бисер
  • заготовка куклы, шаблоны орнаментов
  • клей Момент
  • ножницы
  • иглы бисерные

Источник: https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/01/31/otkrytoe-zanyatie-kukla-akan

Проект по теме: «Хантыйские обереги»

  • НП « Центр временного пребывания детей»
  • Проект по теме:
  • «Хантыйские обереги»

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

Подготовила: Урфанян В. В.,

  1. воспитатель группы «Ромашки»
  2. г. Сургут
  3. 2018г.
  4. Содержание

Заключение

12

  1. Список используемой литературы

14

  1. Конспекты реализованных мероприятий

  2. Консультация для родителей на тему «Ознакомление детей с традициями народов Севера»

  • 15
  • 39
  • Описание проекта
  • Проект c детьми младшего возраста:
  1. Тема: Хантыйские обереги

  2. Вид проекта: Информационно — творческий

  3. Продолжительность проекта: краткосрочный (15.01.2018г. – 15.02.2018г.)

  4. Участники проекта: Дети младшей группы, воспитатель

группы, родители воспитанников.

Актуальность выбранной темы

Мы живем на территории Югорской земли, где уже более двух тысяч лет живут ханты и манси, народы с самобытной и неповторимой культурой. Их обычаи и традиции до наших дней хранят легенды, сказки, родовые песни-сказания.

Этим народам присущи своя уникальная философия восприятия окружающего мира, природы и человека, а также образ жизни в трогательном согласии с хрупкой, ранимой, хотя и кажущейся на первый взгляд суровой природой Севера.

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – чувства и качества необходимые каждому человеку, особенно в детстве, в период становления личности.

Изучение истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружает ребёнка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Северные народы – ярчайший пример неизменной любви к своей земле.

  1. Цель и задачи проекта
  2. Цель: изучить особенности хантыйских оберегов выявить их значение в культуре народа ханты
  3. Задачи:
  1. Познакомить с родом деятельности, бытом и традициями коренного народа.

  2. Воспитывать уважение к коренным жителям, их культуре и быту, традициям.

  3. Дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека; Формировать любовь к малой Родине.

  4. Продолжать знакомить с устным народным творчеством( загадками, сказками пословицами и поговорками народов ханты и манси).

  5. Умение различать стили и образы орнаментов: (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

  6. Обучение технологии изготовления народных оберегов

  • Охватываемые образовательные области и проблема проекта
  • Охватываемые образовательные области:
  • Речевое направление:
  • Обогатить словарь за счет:

имен существительных, прилагательных, глаголов.

  • Развить способность составлять связанную речь через описательные рассказы.
  • Развить умение детей отвечать на вопросы воспитателя.

Познавательное развитие

  • Познакомить детей с видами кукол и историей их возникновения.
  • Привлекать внимание к истории куклы и оберегов.
  • Знакомить детей с обычаями и традициями своего народа.
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям.
  • Воспитывать интерес к народному творчеству народа севера.
  1. Художественно-эстетическое направление
  2. Развить художественно — эстетическое восприятие детей.
  3. Этапы деятельности

1этап: Организационный(15.01.2018г.- 24.01.2018г.)

  1. Изучить литературу о жизни коренного народа ханты.

  2. Подобрать наглядный материал.

  3. Подобрать дидактические и подвижные игры.

  4. Подобрать атрибуты, связанные с жизнью ханты и манси.

  5. Составить перспективный план по реализации проекта.

  6. Разработать конспекты проводимых мероприятий.

2 этап: Основной (25.01.2018г.-07.02.2018г.)

  1. Реализация перспективного плана с детьми, родителями.

  2. Разучивание стихотворений с детьми.

  3. Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (куклы-обереги, обереги).

  4. Составление консультаций для родителей.

  5. Оформление выставки.

  6. Фотоотчет в виде стенгазеты.

  7. Составление копилки конспектов проводимых мероприятий.

  1. этап: Заключительный (07.02.2018г.-15.02.2018г.)

  1. Подведение итогов по проекту.

  2. Представление проекта педагогическому сообществу (внутри учреждения, на сайте Центра).

  3. Представление проекта педагогическому сообществу (на педагогических порталах, сайтах).

  4. Участие в конкурсах разного уровня.

Ожидаемые результаты проекта

  1. Систематизация знаний детей о культуре, традициях и обычаях,

укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.

  1. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды

детской деятельности.

  1. Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов

  • Севера.
  • Содержание проекта.
  • Перспективный план по реализации проекта

Знакомство с гербом и флагом Ханты — Мансийского автономного округа – Югры.

Формировать познавательный интерес детей к малой родине

Сформированы представления о географических, климатических, особенностях региона, о разнообразии национальностей, проживающих в Югре и Сургуте.

26.01.2018г.

  1. НОД: «Кукла Акань ищет друзей».
  2. Познакомить детей с куклой-оберегом
  3. «Акань»
  4. Сформировано у детей толерантное отношение к культуре , быту и традициям народов Севера.
  5. Сказки северных народов
  6. Познакомить детей с устным – народным творчеством.
  7. Сформировано представление о народном творчестве.

Источник: https://infourok.ru/proekt-po-teme-hantiyskie-oberegi-3756774.html

Почему ханты и манси запрещают детям играть в куклы

  • Ханты и манси, сложившиеся как народы тысячи лет назад из разных неолитических племен, и сейчас остаются шаманистами, почитают тотемы и предпочитают жить так, как жили их предки — занимаясь разведением оленей и охотой.
  • Раньше они были мусульманами
  • Православная вера пришла на Урал в XVI веке, а до этого времени среднеазиатские ханы пытались насадить на Урале ислам.

Как пишет в своих трудах тюрколог Николай Федорович Катанов, попытка заставить местные народы принять ислам была предпринята суффиями из тариката Аль-Бухари в самом конце XIV века.

Сюда, на север, из Средней Азии были посланы исламские богословы, которых сопровождали 1700 бойцов из армии хана узбеков Шейбана.

Во время большого боя на Иртыше мусульмане потеряли убитыми больше 300 богословов, но дорогу на Урал все-таки открыли. Послушав проповедников, ислам приняли сибирские татары, ханты и манси.

О том, что «здешние татаровя» соблюдают «закон Магометов» свидетельствовала и Сибирская летопись, написанная в городе Тобольске Саввой Есиповым в XVII веке.

Сотрудник музея в Тюмени Рашид Рахимов считает, что принятие ислама хантами и манси началось гораздо раньше, в XII веке, по прямому приказу Багаутдина аль-Балти — «повелителя богословов».

До сих пор Ханты-Мансийский автономный округ считается одним из исламизированных регионов страны. Сейчас на землях ХМАО работают 18 мечетей, 9 молельных домов, проповедуют 25 исламских богословов.

Они остаются язычниками

Однако по большому счету, манси и ханты сумели ускользнуть как от влияния ислама, так и от влияния православия. Несмотря на то, что некоторые из представителей этих народов считаются христианами, к вере у них по-прежнему языческий подход — они почитают всех богов и стараются их умилостивить.

Даже к православным иконам они подходят как к языческим изображениям божеств.

Они «кормят» иконы жертвенной кровью животных, густо смазывая изображениям святых губы, и давно перепутали их со своими языческими богами, поставив Святителя Николая на место верховного божества Нум-Торум, а на место богини земли — Деву Марию.

Особое место в культуре уральских народов занимает почитание медведя. Удачная охота на него превращалась в настоящий праздник, на котором зверя чествовали, просили у него прощения и с которым прощались.

Однако если медведь убивал человека, с ним расправлялись весьма жестоко, а тушу сжигали.

Они скальпировали врагов

До XX века местны енароды имели обычай скальпировать своих врагов и развешивать их волосы в качестве жертвенных подношений на деревьях. На этот обычай указывает историк Александра Лушина (статья «Обычай скальпирования в Старом Свете…»). При этом существовало поверье, что если с врага срезать волосы, его душа умрет и больше не причинит вреда врагам.

Обычай подтверждают и археологические находки. Например, под Сургутом в могильнике Сайгатский VI ученые обнаружили череп человека с круговыми отметинами от ножа: древнего человека убили, а потом сразу же сняли скальп.

В легенде хантов о войне с чужаками описывается, как храбрый хант Гагара скальпирует вражеского вождя и вешает скальп на ветку дерева.

Они запрещали детям играть с покупными куклами

Много внимания у этих народов уделялось воспитанию детей. В 12 лет ребенок уже должен был уметь выполнять всю основную работу: девочка — содержать в порядке стойбище, а мальчик — охранять стадо, пасти оленей, уметь смастерить аркан или оружие.

Детские куклы никогда не имели черт лица. Считалось, если у куклы есть лицо — это уже изображение духа, и с ним нужно вести себя соответствующие — ублажать и кормить. Поэтому манси и ханты до сих пор неодобрительно относятся к покупным игрушкам. Главными «игрушками» у девочек были предметы для рукоделия, а у мальчиков — оружие и аркан.

Любопытно, что по поверьям этих народов у мужчин есть пять или семь душ, а у женщин — четыре или шесть. Для жизни самыми важными считались две души. Когда человек умирал, одна из них отправлялась в страну мертвых, а вторая — реинкарнировалась в ребенка того же пола.

Они приносили богам кровавые жертвы — йир
Скорее всего, ханты и манси, как и другие язычники, приносили своим богам в жертву людей.

До сих пор отголоски этих обычаев встречаются у войкарских хантов, у которых есть обряд приношения в жертву «девушки-собаки».

Во время этого обряда собаку одевали в женскую одежду, затем сажали в лодку и объехав священное озеро семь раз, торжественно топили животное, отдавая его как выкуп богу Курыку. Такой обряд проводили раз в семь лет, в качестве примирения людей и духов.

По местным преданиям делается это с тех пор как местная девушка отказалась выйти замуж за бога Курыка и решила обмануть божество, подсунув ему вместо себя собаку.

Этнограф Елена Геннадьевна Федорова в статье «Жертвоприношения у северных манси…» пишет, что каждый манси должен был в течение жизни принести богам семь жертвенных животных (йир), среди которых должны были быть лошадь, петух, овца, бык и олень.

Кстати, мало кто знает, но образы из сказок Бажова писатель взял из мифологии местных народов.

Например, огромный небесный лось, которому под копыта подставляли серебряные блюда, чтобы не осквернить его прикосновением к земле, трансформировался у него в оленя-Серебряное копытце, а Огневушка-поскакушка берет свое начало в духе огня, который местные народы почитали и который представляли в виде женщины в красном халате.

Огню ханты приносили в жертву и людей. Об этом повествует хантыйская сказка, в которой муж и жена сжигают в костре дочь, чтобы умилостивить огонь.

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42077709-pochemu-hanty-i-mansi-zapreschayut-detyam-igrat-v-kukly/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector