Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

Оглавление:

  • Староверы — кто они такие
  • Обычаи и традиции староверов
  • Есть ли сегодня староверы в России
  • Какой крест у староверов
  • Как крестятся староверы
  • Где находятся поселения староверов
  • Почему староверов называли беспоповцами
  • Какая у староверов Библия
  • Чем отличаются староверы от православных христиан
  •  Заключение

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами — троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины — сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных — это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

 Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви — вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви — это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.

Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/starovery.html

Православные и старообрядцы — в чём различия

Старообрядцы считают, что истинно православной является именно их вера, а всех принявших никонианскую реформу называют нововерцами, никонианами. Долгое время и сам термин «старообрядчество» не использовался, закрепился он только в конце XIX века.

Староверы который век продолжают жить бок о бок с РПЦ, несмотря на непримиримость. Но далеко не все знают, в чём же заключаются их разногласия. Приведём самые важные.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен«Никита Пустосвят. Спор о вере». В. Перов

Реформа патриарха Никона в XVII веке, расколовшая верующих на православных и старообрядцев, установила новый порядок крестного знамения.

До введения новых правил было принято креститься двумя сложенными пальцами, символизирующими две ипостаси Спасителя — истинного Бога и истинного человека.

Никон и Вселенская Православная Церковь заменили двуперстие на троеперстие — символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.

Объяснялось это тем, что к тому времени в Риме были обнаружены останки первых мучеников-исповедников христианства, у которых пальцы были сложены для трехперстного крестного знамения. Никон же своей реформой стремился унифицировать принятые на Руси церковные обряды и книги с греческими того времени. Староверы не приняли нового порядка и тогда и сейчас налагают крестное знамение двумя сложенными пальцами.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских именCтарообрядческий нательный крест

Ещё несколько различий существует в вопросе креста. После реформы церкви восьмиконечный крест заменили на четырёх- и шестиконечный, и старообрядцы, конечно, не признали и этого, их крест может быть только восьмиконечным.

Кроме того, на табличке распятия у староверов пишется «Царь Славы», а у православных — I.Н.Ц. I.

Нательные крестики староверов, получаемые при крещении, не могут изображать Христа, и во время богослужения в своей церкви они складывают руки на груди крестом.

Кроме того, древлеправославие предписывает при таинстве крещения троекратное полное погружение в купель, а современные каноны РПЦ допускают крещение путём обливания и частичного погружения.

Церковная служба

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских именОлонецкий старообрядец

В отличие от православных старообрядцы строго следуют и определенной системе поклонов во время службы. Реформа Никона предписала заменить так называемые земные поклоны («метания» — от греческого слова «метанойя», покаяние) на поясные. Староверы этому указу не последовали и по-прежнему кланяются четырьмя поклонами: обычным — поклоном до груди или до пупа; средним — в пояс; малым земным поклоном и великим земным поклоном (так называемая «проскинеза»).

После раскола русской церкви старообрядцы остались верны давнему обычаю совершать крёстный ход по часовой стрелке (посолонь), а православные, последовавшие за Никоном, совершают ход противосолонь, то есть в обратную сторону.

Вместо двойного произнесения слова «аллилуия» православные стали произносить его трижды — как символ Святой Троицы. В пику «никонианам» староверы утверждают, что дважды произносимое «аллилуия» вместе со «слава Тебе, Боже» и есть прославление Троицы, так как слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский древнееврейского слова «аллилуиа» — «хвалите Бога».

Старообрядцы не приняли и многоголосного стиля пения, сохранив так называемое крюковое пение, по способу записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских именСтароверы

Внешний вид чёток

Старообрядчество отличается от православия и молитвенными чётками. Православные чётки могут состоять из разного количества бусин.

Чаще всего используются чётки с 33 бусинами — по числу земных лет жизни Иисуса Христа, либо с количеством, кратным 10 или 12.

Старообрядческие чётки представляют из себя ленту со 109 «бобочками», то есть «ступенями», разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу с земли на небеса.

Читайте также:  Какие современные русские народы являются потомками гуннов

Символ веры, Исус или Иисус

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских именСтарообрядческая икона с изображением Христа

Реформа церкви изменила и написание имени Сына Божьего — вместо принятого до этого Исус, буква «и» стала удвоенной. Таким образом длинное «и» более соответствовало греческому особому знаку для протяжённости звука и Вселенской практике для произношения имени Спасителя. Старообрядцы остались верны традиционному «Исус».

Кроме того, в церковные книги было внесено порядка 10 изменений в Символ веры, что старообрядцы не приняли категорически.

Например, в словах о Сыне Божьем «рожденна, а не сотворенна» был убран союз «а», и стало «рождённого, не сотворённого».

Староверы назвали это произволом и были готовы «за единый аз», то есть всего за одну эту букву «а» идти на страдание и смерть, отстаивая каноны своей веры.

 Нательный и крестильный крестики — в чём разница?

Источник: https://www.factroom.ru/religiya/pravoslavnye-i-staroobryadcy-v-chyom-razlichiya

Староверы и старообрядцы: в чём разница?

Староверов нередко называют старообрядцами (раскольниками) или наоборот. Многим людям и в голову не приходит, что речь идёт о совершенно разных направлениях. «Староверы и старообрядцы: в чём разница между этими людьми?» – задаются вопросом несведущие.

Как возникла путаница?

Староверы и старообрядцы имеют разное мировоззрение. Путаницу в терминологии создали не слишком образованные работники СМИ, сделав эти слова синонимами.

Неправильному их употреблению также способствовал тот факт, что раскольники вынуждены были бежать на Беловодье и в Приморье после проведения реформ Никона. Староверы дали старообрядцам приют и помогли укрыться от гонений.

Этих людей связала не общая вера, а принадлежность к одному этносу.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Старообрядцы и староверы: отличия

Чтобы понять, в чём отличие между этими людьми, для начала нужно уяснить, к какому мировоззрению принадлежат представители одного и второго направления. Старообрядцами называют русских христиан, отказавшихся принять реформы патриарха Никона. Людей, которые не захотели подчиниться новым правилам, называли раскольниками.

Их всячески преследовали и притесняли. Многие семьи были вынуждены бежать за границу. Современных потомков старообрядцев можно встретить даже в Бразилии. Только в ХХ веке к «вероотступникам» стали относиться более снисходительно.

В 1905 году Николай II подписал указ, согласно которому неполиткорректное слово «раскольник» было заменено более нейтральным «старообрядец».

Нежелание части православного населения страны принять нововведения Никона было связано со значительными изменениями в проведении обрядов. Эти изменения, по мнению раскольников, оскверняли истину:

  • В старообрядческих книгах имя Спасителя пишется с одной буквой «и», то есть, Исус. После проведения реформ имя получило современное написание.
  • До нововведений Никона креститься полагалось двумя пальцами. Согласно новому канону, крестное знамя накладывалось тремя пальцами.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

  • Патриарх-реформатор постановил, что ходить вокруг церкви можно только против часовой стрелки.
  • При Никоне были переписаны богослужебные книги. Различия появились не только в проведении богослужений. Некоторые термины были заменены: слово «правоверный» было заменено на «православный». Были и другие значительные перемены.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Староверами называют приверженцев дохристианского мировоззрения. Эти люди верят в Славянские Веды. Последователей традиции не стоит считать отсталыми, невежественными людьми. Их мировоззрение намного более масштабно, чем у христиан. Староверы ближе к природе и лучше понимают её законы.

Раскольники, как и любые христиане, разделяют Творца и то, что им создано. Дохристианская традиция роднит человека с природой, заставляет вернуться к ней. Соединение с естественной средой необходимо для самопознания и нахождения своего места в этом мире. Веды зачастую называют не религией, а древним мудрым знанием.

Согласно староверческому летоисчислению, в настоящее время жители планеты проходят через эпоху, которая называется ночь Сварога. Это один из самых трудных периодов в истории человечества, характеризующийся всевозможными бедствиями и кризисами.

С точки зрения Славянских Вед, всё происходящее сегодня в мире вполне объяснимо и не должно вызывать удивления или недоумения.

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Знания, полученные нами в школе, не всегда находят своё применение в жизни. Давая готовый материал, учитель не всегда может ответить на вопрос ученика. Например: «Староверы и старообрядцы: в чём разница?». Эти термины не синонимичны. Знание родной истории поможет избежать недоразумений.

  • Ужас Амитивилля – реальная история
  • Предсказание Матроны на 2017 дословно: что ожидает человечество?

Источник: https://religiya.temaretik.com/1106369608376911918/starovery-i-staroobryadtsy-v-chyom-raznitsa/

Почему древнерусские имена вышли из обихода?

Почему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских имен

Уже в переписи 1646 года, т.е. к началу царствования Алексея Михайловича, использование старорусских имён и прозвищ в официальных документах практически сведено на нет. События, происходившие в этом столетии, насыщенны, ярки и, действительно, полны драматизма: голод, Смута, народные восстания, гибель старой и рождение новой царской династии. Но, вглядываясь в логическую цепь этих событий, изучая причины их появления, не удалось их связать с вопросом: «Почему к середине XVII столетия практически все нехристианские имена и прозвища были практически полностью вытравлены из употребления без исключения?»

Попытки ответа на этот непростой вопрос приводят нас к выводу, что необходимо обратиться к обыкновенному быту, практике. Заглянем в справочник Н.А. Петровского: «…регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, где осуществлялся обряд крещения».

Таким образом, крещения не миновал ни один ребенок, даже если его родители были неверующими. Какие же имена давались тогда? В русской православной церкви были, да и теперь есть, особые книги – месяцесловы, или святцы.

В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имён, которые значились в святцах на день рождения ребёнка. Этим обычно дело и кончалось…

Во всяком случае, ребёнку можно было дать только такое имя, которое имелось в святцах. Никакого вольнодумства тут не допускалось…»

Однообразной редакции святцев не существует. Для тех, кто никогда не видел месяцеслова, воспроизведём ниже небольшой отрывок из него:

… 1 февраля (19 января). Прп. Макария Великого, Египетского. Свт. Марка, архиеп. Ефесского. Прп. Макария, постника Печерского. Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского. Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского. Прп. Макария Римлянина, Новгородского. Свт. Арсения, архиеп. Керкирского. Прп. Антония, столпника Марткопского.

2 февраля (20 января). Прп. Евфимия Великого. Прп. Евфимия схимника и Лаврентия затворника, Печерских. Мчч. Инны, Пинны и Риммы. Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида.

3 февраля (21 января). Прп. Максима исп. Мч. Неофита. Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы. Прп. Максима Грека. Мц. Агнии девы. Мч. Анастасия. Ктиторской и именуемой «Отрада», или «Утешение», Ватопедских икон Божией Матери …

Таким образом, для тех, кто имел счастье родиться 2 февраля, на выбор предлагалось 6 имён, из которых 4 практически не употреблялись. Получается, что рождённые в этот день обязаны были именоваться Евфимием или Лаврентием.

И теперь, пожалуй, главный вопрос: кто и когда составил этот месяцеслов? Ответ на него даёт библиографический словарь «Литература Древней Руси». Святцы появились как выдержки из русских Житий, составлявших основу фундаментального труда «Четьи-Минеи».

Великие Четьи-Минеи (ВМЧ) [др. рус. «четьи» — для чтения, «минеи» — от греч.

месяц] – свод из 12 месячных книг (миней), своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной книжности XVI века, включающая оригинальные и переводные памятники, главным образом житийные и риторические, церковно-учительные слова и другие сочинения отцов церкви.

Первые русские четьи минеи были составлены под редакцией московского митрополита св. Макария (1428-1563). Следующее, более известное составление принадлежит ростовскому митрополиту св. Димитрию (1651-1709).

ВМЧ были созданы как своеобразный многотомный сборник «всех книг четьих», «чтомых» на Руси. Состав их, подобранный и утверждённый церковью, должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.

Известны три «чистовых», полностью завершённых списка ВМЧ, фактически представляющих три самостоятельные редакции, или, точнее – три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения).

Успенский список ВМЧ – единственный из всех трёх сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки.

Формирование трёх беловых списков ВМЧ длилось около 25 лет. Создание Софийского свода ВМЧ было начато в Новгороде в 1529-30 годах и длилось в течение 12 лет. Создание Софийского списка ВМЧ происходило в Новгороде при архиепископском доме Макария. Для формирования первоначального состава ВМЧ были привлечены материалы всех подвластных архиепископу Макарию новгородских и псковских библиотек.

Работа над Успенским и Царским списками частично продолжала проводиться в Новгороде (здесь копировались тексты Софийского списка), но, став митрополитом «всея Руси», Макарий смог привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России, а окончательное оформление книг происходило, очевидно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории.

Ещё в XII-XIII веках церковники жаловались на то, что их храмы пустуют: «Если какой-нибудь плясун, или музыкант, или комедиант позовёт на игрище, на сборище языческое, то все туда радостно устремляются и проводят там, развлекаясь, целый день. Если же позовут в церковь, то позёвываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «дождливо, холодно» или ещё чем-нибудь отговариваемся…»

Между христианством и ведизмом (православием) велась многовековая борьба, приведшая, в конце концов, к так называемому двоеверию – синтезу христианства и православия.

Кардинал д'Эли в начале XV века писал в Рим: «Русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

В 1542 г. московским митрополитом стал Макарий, бывший архиепископ новгородский, связанный с князьями Шуйскими. Макарий был не столько богословом, сколько политиком и церковным организатором. Правда, и в бытность свою новгородским архиепископом, и в качестве московского митрополита Макарию приходилось выступать с проповедями.

Однако, как церковный писатель, он значительно уступал своим видным современникам – Максиму Греку, Зиновию Отенскому, Ермолаю-Еразму. Его инициатива явственно ощущалась во всех важнейших мероприятиях, направленных на укрепление церкви. Государственную же власть он поддерживал до тех пор, пока она не посягала на церковные привилегии.

Макарий занял митрополичью кафедру в трудное время. Его предшественник, митрополит Иоасаф, был с «великим бесчестьем» согнан боярами: митрополичий дом подвергся осаде, в него бросали камни. Бежавший митрополит не мог найти убежища ни на Троицком подворье, ни даже в великокняжеском дворе. Его едва не убили.

За три года до этого бояре свергли митрополита Даниила. Теперь оба предшественника Макария находились в ссылке. Избрание Макария митрополитом было устроено Шуйскими, которые хотели иметь на митрополичьей кафедре своего человека, архиепископа Новгорода – города, издавна к ним расположенного. Однако, Макарий не оправдал их надежд.

Читайте также:  Чем баба лучше молодухи: мнение наших предков

В центре своего внимания он поставил отнюдь не боярские, а церковные интересы.

Макарьевская эпоха в Церкви известна интенсивной соборной жизнью. Для нас особенно важны Соборы середины XVI века (1547 и 1549 годов), которые в исторической науке так и называются «Макарьевскими». На них решался только один вопрос – канонизация русских святых. В 1547 году были канонизованы (в скобках указан год смерти):

  • великий чудотворец Иона, митрополит всея Руси (+ 1461);
  • великий чудотворец Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1185);
  • великий чудотворец Макарий Калязинский (+ 1483);
  • великий чудотворец Пафнутий Боровский (+ 1477);
  • новый чудотворец благоверный Александр Невский (+ 1263);
  • новый чудотворец Никон Радонежский (+ 1426);
  • новый чудотворец Павел Комельский, Обнорский (+ 1429);
  • новый чудотворец Михаил Клопский (+ 1456);
  • новый чудотворец Савва Сторожевский (+ 1406);
  • новые чудотворцы Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие;
  • новый чудотворец Дионисий Глушицкий (+ 1437);
  • новый чудотворец Александр Свирский (+ 1533).

Не случайно в этом списке на первом месте значился московский митрополит Иона, с именем которого связывалось установление фактической независимости русской церкви от константинопольской патриархии.

С указанием, где праздновать, то есть канонизованы местно, на Соборе были:

  • 1. Новый чудотворец Максим юродивый (+ 1433) — праздновать ему в Москве;
  • 2-4. Новые чудотворцы, благоверные Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские (XII в.) — праздновать им в Муроме;
  • 5-6. Новые чудотворцы, благоверные Петр и Феврония (+ 1228) — праздновать им в Муроме;
  • 7. Новый чудотворец святитель Арсений Тверской (+ 1409);
  • 8-9. Новые чудотворцы Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494) Христа ради юродивые — праздновать им на Устюге 8 июля.

В некоторых списках названы также Новгородские святители Евфимий, Иона и Никита.

Собор 1547 года положил начало последующим канонизациям святых на Руси. То есть до этого момента официально общерусских святых как бы не существовало. В основу Соборных решений были взяты труды Макария, так как «почти две третьих на 13 общих святых составляют, с одной стороны, святые Новгорода, а с другой – святые, к которым Макарий питал личное усердие.

17-летний Царь Иван не располагал достаточными знаниями и авторитетом, чтобы использовать церковную реформу в своих политических целях. Иначе трудно объяснить, почему к лику общерусских святых не был причислен ни один из московских князей.

Зато этой чести удостоился их злейший враг – Михаил Тверской, убитый вследствие происков Даниловичей, и некоторые муромские князья. Этому, правда, находится объяснение – восточной политикой Грозного, направленной на завоевание Казани.

Через Муром шли русские войска, а Михаил Ярославич прославлялся как «мученик», принявший смерть от «безбожных татар».

В списках новых святых можно найти имя Александра Невского, но нет имени Дмитрия Донского. Зато был почему-то канонизирован новгородский князь Всеволод Мстиславич, почитавшийся местным святым в Пскове.

Речь царя Иоанна IV на Стоглавом Соборе 1551 года показывает, как развивались события далее. Святители отбыли в свои епархии и стали «обыскивать», «где, которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении». Затем они прибыли в царствующий град Москву, и состоялся второй Собор.

В отличие от первого Собора, о работе которого сохранилось несколько грамот, материалы второго Собора до сих пор неизвестны. Поэтому перечень святых, канонизованных на этом Соборе, восстанавливается гипотетически. Ещё в прошлом веке В.О.

Ключевский опубликовал фрагмент особой редакции Жития святителя Московского Ионы, где дан перечень всех русских святых, почитавшихся на Руси в середине XVI века.

Если из этого списка изъять святых, канонизованных ранее, то получится лик святых, прославленных на Соборе 1549 года:

  • святитель Новгородский Нифонт (+ 1156);
  • святитель Иаков Ростовский (+ 1391);
  • святитель Стефан Пермский (+ 1396);
  • благоверный Всеволод Псковский (+ 1138);
  • благоверный Михаил Тверской (+ 1318);
  • преподобный Авраамий Смоленский (+ нач. XIII в.);
  • мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские (+ 1347);
  • преподобный Евфимий Суздальский (+ 1405);
  • преподобный Григорий Пельшемский (+ 1441);
  • преподобный Савва Вишерский (+ 1460);
  • преподобный Евфросин Псковский (+ 1481);
  • преподобный Ефрем Перекомский (+ 1492).

Таким образом, буквально за два неполных года пантеон общерусских святых увеличился сразу на 36 человек. До конца же XVI века были канонизированы ещё 25 святых. Получается, что практически все почитаемые на Руси святые были канонизированы Макарием в середине XVI столетия.

Именно тогда, в 50-60-е годы XVI века появились и первые общерусские месяцесловы, в которых пастве предлагалось именоваться указанными христианскими именами. В последующие годы при Макарии были канонизованы ещё некоторые русские святые.

Топографически были представлены Великий Новгород, Псков, Соловки, Вологда, Великий Устюг, Тверь, Ростов, Москва, Суздаль, Калязин, Муром, Можайск, Смоленск, Пермь и т. д. Практически все исконно русские земли.

Что происходило потом? В связи с Макарьевскими Соборами пишутся жития, похвальные слова, службы и иконы русским святым. Множество писцов переписывают рукописи. Песнопения новых служб клались на ноты, имена новоканонизованных святых давались младенцам при крещении, в честь их строились новые храмы, открывались их святые мощи.

Однако простой народ Руси не был в восторге от новых веяний. В 1574 году крестьяне Ростовской волости сожгли важский Клоновский монастырь, с которым у них велись многолетние поземельные споры. Крестьяне дворцовой Аргуновской волости захватили земли у Троице-Сергиева монастыря; вернуть земли обратно монахам удалось лишь после смерти Грозного.

В 1577-1578 годах произошли сильные волнения в Антониево-Сийском монастыре в Подвиньне, куда для наведения порядка был прислан из Москвы специальный «государев посланник». Поводом для выступлений послужило … составление Жития Антония Сийского.

По словам монаха – автора Жития, некоторые из выступавших «крамолующе на святаго хулу держнуша глаголети», то есть попросту не верили в чудеса и святость Антония.

В 1551 году по инициативе Макария был созван собор, который известен под названием «Стоглавый». Он обсуждал меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификации обрядов, моральному состоянию служителей церкви. Фактически на Стоглавом соборе была проведена общерусская церковная реформа.

Собор не случайно совпал по времени с судебной, финансовой и военной реформами правительства Ивана IV, призванными способствовать централизации Русского государства, укреплению государственного аппарата.

Целям проникновения государственной власти в церковные дела должна была служить реформа церкви.

В ста главах, в которых церковные иерархи выразили свои наказы пастве, подчеркивается полная нетерпимость русской православной церкви к обычаям славянской старины.

Грехом были признаны стрижка бороды, мытьё в бане мужчин с женщинами, игра в единственную в то время азартную игру (зернь), колдовство. К числу греховных занятий собор также отнёс игру на всевозможных музыкальных инструментах, общение с иностранцами и … шахматы, широко распространённые на Руси.

Собор под страхом проклятия запретил «трегубную аллилуйю» и троеперстное знамение и ввёл по всей стране двоеперстие. Любопытно, но спустя ровно 100 лет, патриарх Никон также под страхом анафемы заставляет православных опять возвращаться к троеперстному знамению.

Но старообрядцы, отстаивая свою правоту, ссылались именно на решения Стоглавого собора.

Монахов собор призвал довольствоваться всевозможными квасами, а «не пьянственным питием, сиречь хмельными и горячими винами». Исключение было сделано лишь для редких в России заморских «фрязских» вин. Из разрешалось держать в монастырских обителях, но пить только «во славу Божию, а не во пиянство».

Итак, собор 1551 года официально объявил войну старинным русским обычаям. «К счастью для церкви, – писал Скрынников – и митрополит Макарий, и могущественный временщик — бывший новгородец Сильвестр, проявили достаточную долю равнодушия к тому, что касалось внешней обрядности».

Митрополит Макарий не отличался такой нетерпимостью, как патриарх Никон 100 лет спустя. Макарий в силу политической гибкости и возраста не стал устраивать раскол церкви.

Именно Макарий за всё время правления Ивана Грозного являлся единственным митрополитом, кто «умер в должности» да ещё и заслужил от царя ласковые слова.

А что же далее? Дальше пошла чехарда на московской митрополичьей кафедре: по два года главами русской церкви побывали Афанасий и Филипп (Колычев).

Митрополиты занимались, главным образом, тем, что пытались образумить Ивана Грозного от опричных казней. А после все взоры были устремлены на учреждение патриаршества.

Тяжёлые годы правления Годунова, Смута, многочисленные войны и первые годы новой царской династии отодвинули общецерковные проблемы, поднятые Макарием, на второй план.

Макарий подготовил русскую общецерковную реформу, направленную на искоренение славянской «старины глубокой». Но её осуществление растянулось на 100 лет и было завершено лишь более энергичным и непримиримым патриархом Никоном.

Поскольку большинство славянских имен были не признаны православной церковью, их ожидала печальная судьба. Во второй половине XVI века, ввиду многочисленных примеров причисления к лику святых и преподобных различных церковных деятелей, их имена становятся основой для церковных месяцесловов, которые появляются как выдержки из Житий «Великих Четьи-Миней».

Выполняя решения Стоглавого собора 1551 года, городские и сельские священники уже во второй половине XVI века усиливают контроль над мирянами. Именно к концу XVI столетия нехристианские имена и именно под влиянием политики митрополита Макария, постепенно начинают исчезать из употребления. Завершился же этот процесс только к середине следующего века.

[]

Почему у русских в основном греческие имена, а не славянские и не русские?

Откуда пошли (произошли) русские имена? История возникновения (происхождения) русских имён.

Какие древние славянские женские и мужские имена были у русских до крещения Руси?


    – откуда на самом деле пошли названия русь и русские
    – история появления названий московских улиц

Источник: https://svetorusie.livejournal.com/132236.html

Чем на самом деле староверы отличаются от православных?

luanda_ruПосле церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.Старообрядцы называли себя по-разному.

Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века.

Читайте также:  Почему на руси не убивали змей

При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

  • Перста
  • Согласия и толки
  • Исус
  • Различия в Символе веры
  • Навстречу солнцу
  • Галстуки и рукава
  • Вопрос креста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

  1. Сугубая и трегубая Алилуйя
  2. Поклоны на службе
  3. Руки крестом
  4. Четки

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами»; или «крюками». ИсточникПочему имена у старообрядцев отличаются от традиционных русских именP.S. Автор смешал в одну кучу сало, мёд, г…вно и пчёлы, но такова и официальная точка зрения, что староверы- это старообрядцы, что конечно же, является ложью. Я присоединяюсь к мнению комментирующих:   Из комменатриев:- Староверы и старообрядцы это совершенно разные понятия. И между ними нет и не может быть ничего общего. Старая РОДовая Вера и старый обряд поклонения еврейскому «богу». Ощутите разницу и будьте здравы.- Православные -это те, кто Правь славят. А разве христиане Правь славят?, да они и не знают что это такое.- Староверы — вообще не христиане, это люди ведического, дохристианского мировоззрения, а старообрядцы — это дореформенные христиане.- Есть старообрядцы- христиане и есть православные староверы (называемые сегодня язычниками по незнанию самого смысла и первоисточника данного слова в славяно-арийском понимании).

Что касается старообрядчества, то уже имеются доказательства их обьединения с православными староверами во времена их физического уничтожения при П

етре и его отце Алексее (уничтожено мечом и огнём порядка 9 млн. человек).

Так что- старообрядцы, практически единственные, кто еще сохранил обычаи наших предков (одежда, пение, бороды-символ связи с предками, длинные волосы на голове-символ связи с космосом, самостоятельность в мышлении и многое еще).

И еще, христианская церковь раннее называлась правоверной, и только в 20 веке решила присвоить себе старинное название веры русичей — правоСЛАВИЕ.

— И, про крестик: продолжая носить на шее распятого Христа, вы как СОУЧАСТНИКИ казни его!!! Что, не знали, или вам говорили иное? Знайте: вы, добровольно взвалив на себя вину убийц Иисуса, лишь освободили тех от ответственности и позволили дальше безнаказанно твАрить свои бесчинства. И помните, вешая на грудь младенцу распятие, вы соприкасаетесь с энергией…с негативной информацией.

Источник: https://luanda-ru.livejournal.com/430673.html

Старообрядческое Подмосковье

Вначале совсем не про Смолево. Встретился я как-то с отчеством Товарищтойвович. Его носитель из далекой Тувы был. И подумал, что на заре Советской власти был в тех местах (хочется даже предположить, на руководящей работе) товарищ Тойвович.

И не только был он товарищем и другом для всех трудящихся тамошних старообрядцев (или староверов, как их еще называют), а в какой-то день отцом конкретного ребенка стал.

Но когда факт этот в ЗАГСе или каком-то другом соответствующем органе зафиксировать решили, то оказалось, что Товарищ уже в других местах с народом дружит, а как звали его, никто и не знает. Так и пришлось записать – Товарищтойвович. Вот фантазия-то у меня разыгралась!

В моей базе по Смолево сейчас 772 персоны мужского пола и 884 персоны женского. С именами, естественно. Предупреждаю сразу – эта статистика только для Смолево. Если в Смолево Петры и Павлы – большая редкость, то в Кузяево, например, Петр по частоте встречаемости близок к Ивану.

В Молоково свой спектр старообрядческих имен. Есть еще особенность – спектр женских имен в несколько раз меньше спектра мужских.
Одни имена настолько для Смолево редкие, что встречаются всего по одному разу.

Их тут же и приведу:
Абмон, Авдей, Аверьян, Авраам, Агафон, Агния, Алфер, Амельян, Аника, Апфия, Арефий
Варфоломей, Влас
Давыд, Дей, Дементий
Евдоким, Елизар, Епифан
Захар, Зиновья, Зот
Ион, Исаак
Капитолина, Киприан, Кирьен, Корнил
Лафрентий
Малофей, Маркел, Меланья, Меркурий, Мина, Минодора, Минофий, Моисей
Назар, Ненила, Никон
Олимпий
Пахом
Самойла, Самсон, Сафон, Селиван, Серафима, Силантий, Софья
Тарас, Трефил
Улита, Устин
Федосей, Феклист, Феофан, Фетинья, Филат
Христина
Ювеналий, Юлий

Что про них скажешь? Вот о некоторых думаешь: «Естественно, что один раз. Вот Дей, например, или Зот, или Ювеналий. Хорошо еще, что вообще встретилось». Про другие: «Почему так мало Евдокимов, Захаров, всего одна Софья, Серафима?». Уж как есть.

А первая десятка имен старообрядцев Смолево такая:
Авдотья 83
Иван 77
Анна 73
Марья (Мария) 61
Ирина 49
Василий 35
Марфа 33
Татьяна 31
Матрена 29
Федор 27

Самые привычные имена. Есть и убедительный лидер. Авдотья – вот истинно смолевское имя.

Еще отмечу, что от ревизии к ревизии некоторые имена пишутся по-разному.

Разгадать, что Абакум – это и Аввакум в другой записи, а Ефимия – Ефимья – Евфимия – Афимья, Семен – Симеон, Финоген – Анфиноген, Акулина – Акиляна, Параскева – Прасковья труда не составляет.

Надо лишь быть внимательным, если работаешь с компьютерными опциями поиска.
Чуть сложнее, когда Харлампий в Варлама преобразуется, Хрисанф в Кирсана, а Кристина (Христина) в Хрисунью.

По-настоящему значительную трансформацию претерпело имя Сила: Сила, Силин, Селуян, Силантий.

Но чемпионом такую связку объявляю: Армос – Анмос – Аммон – Абмон. Причем ни одно из них не повторяется дважды, да и ни одна из этих версий имени в святцах не прописана, а самое близкое звучит как Амос. Но я не решился его применить и нарек Корчагина Абмона Ивановича именем по своему произволу. А что было делать?

И еще одна категория имен есть. Ласковые девичьи имена. Право, рука не пошла ДомникуДомной обозначить. А с Марешичкой что мне делать? А вдруг за этим какое-то особое отношение переписчика кроется?

Источник: http://www.genealogy-kzn.ru/imena-smolovo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector