Почему казаки не считали себя «мужиками»

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Одним из самых трагических эпизодов гражданского противостояния стала политика большевиков по расказачиванию, у которой, если присмотреться, есть определенные исторические предпосылки.

Глубинные причины расказачивания – социальный раскол, существовавший между коренными казаками и крестьянами, живущими на территории каждого из одиннадцати казачьих войск. Большевики сыграли на этой проблеме и обернули ее в свою пользу. Казаки столетиями защищали Россию и гибли на полях сражений; внутри страны они выполняли репрессивные функции.

В каждом большом городе империи была казачья сотня, которая использовалась для разгона забастовок и стачек на заводах и фабриках, а также при подавлении крестьянского недовольства. Когда произошла революция, народ не забыл обид и стремился вернуть «должок». Сами казаки эту службу не любили, но так как они давали присягу, то выполняли свою работу хорошо.

Масло в огонь подливала и земельная проблема.

На примере Донского казачьего войска она выглядела так: в среднем одно казачье крестьянство имело в пользовании 16,9 десятин земли, а коренные крестьяне, рожденные на Дону – 15,1 десятин.

При этом старик-казак должен был снарядить своего сына, а чаще всего, и не одного, всем необходимым для воинской службы. Строевой конь и снаряжение обходилось в 250-300 рублей, а это годовой бюджет семьи.

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Каждое войско также отвечало за почту, строительство на своей территории дорог, мостов, административных зданий. На эти нужды администрация с каждого хозяйства изымала по 50-70 рублей. Винили в этом не Царя, а местных и иногородних крестьян, у которых было, в среднем, 7,7 десятин земли.

Генерал Деникин вспоминал, что при заключении союза между Добровольческой армией и терскими казаками, последние пытались «протолкнуть» договор, по которому каждый взятый ими город отдается на трехдневное разграбление. Подобное мышление, к сожалению, могло быть только у тех, кто никак не ассоциирует себя с русским народом…

Именно казаки приходили в новые земли первыми, где они ставили свои городки и выполняли функции пограничной стражи. Уже после них прибывали крестьяне, торговцы, сборщики налогов и войска.

Российская империя была сословным государством, в котором помимо дворян, духовенства, мещан и крестьян было «казачье сословие».

В обмен на военную службу они получали земельные наделы и не платили подушной подати.

Почему казаки не считали себя «мужиками»

К началу Первой мировой войны число казаков вместе с женщинами, детьми и стариками составляло 4,5 миллионов человек. Из них 500 тысяч служили в армии: они-то и были истинной опорой трона. Не зря именно казаки охраняли последнего императора, а царевич Алексей был атаманом всех одиннадцати войск.

св. Государь Николай II Романов считал своей обязанностью на Пасху первым делом поцеловать каждого из конвоя, тем самым выказав уважение и благодарность за верную службу, которую те несли с усердием.

После того, как произошла революция и Россия вышла из войны, казаки решили, что их служба окончена. Присяга, приносимая ими Романовым, становилась недействительной, и жить вместе с «лапотниками» и «мужиками» они не желали.

На территориях казачьих войск развивалось движение, направленное на обретение независимости от России (эту идею, в частности, исповедывал генерал Краснов, который впоследствии служил в вермахте — ред.).

Как тут не вспомнить одиозные слова персонажа Тихого Дона Пантелея Мелехова о том, что «вонючей» Руси на Дону не бывать.

Казаки встретили Октябрьскую революцию 1917 года первоначально нейтрально (потом даже выразили ей свою поддержку — ред.), однако большевики понимали, что в будущем они станут значимой реакционной силой.

Революционеры называли казаков «палачами», и не простили им участия в подавлении восстания 1905 года (Троцкий, например, просто люто ненавидел казаков — ред.). Однако и внутри казачьего общества случился раскол.

Беднота поддерживала большевиков.

Начало расказачиванию положило циркулярное письмо от 24 января 1919 года. (Читайте об этом материал: http://monomah.org/archives/14416 — ред.)

Согласно этому документу на занятых Красной армией землях проводилось массовое истребление богатых казаков и тех, кто противостоял советской власти.

К середнякам же применялись меры, при которых они не смогут организоваться для восстания.

На деле политика превратилась в аресты, взятие заложников, размещение в станицах военных отрядов, изъятие оружия и передача его иногородним, как опоре советской власти.

У казаков конфисковали излишки хлеба, уровняли их с пришлыми, большевики целенаправленно переселяли на Дон, Кубань и Терек крестьянскую бедноту из Украины и Центральных регионов России.

Те же меры ждали и остальные казачьи территории, где советская власть еще не была установлена.

В результате такой «мести» за службу, многовековой уклад жизни казаков был нарушен, а о количестве погибших историки спорят до сих пор. (Около миллиона человек — ред.)

Почему казаки не считали себя «мужиками» Почему казаки не считали себя «мужиками» Почему казаки не считали себя «мужиками» Почему казаки не считали себя «мужиками» Почему казаки не считали себя «мужиками» Почему казаки не считали себя «мужиками» Почему казаки не считали себя «мужиками»


Источник: http://monomah.org/archives/16160

Казаки и шляхта, мужики и быдло. Исторические параллели

Предлагаем вашему вниманию размышления Сергея Сазонова о «сарматизме».

Меня как человека занимающегося историей кавалерии не могла не интересовать польская шляхта. Более того я планирую сделать несколько публикаций на эту тему. Безусловно блестящая конница, храбрые люди. То же можно сказать и о казаках.

Но дело вот в чем, ни одна воинская каста, ни один народ воин не может обходиться без базовой идеологии. Вот и шляхта обрела или изобрела такую идеологию. Называется она «сарматизм». Суть сводится к тому, что шляхта считает себя потомками сарматов, грозных воинов покоривших «быдло», т.е. людей работающих на земле.

Почему казаки не считали себя «мужиками»

В советской и российской историографии идеология сарматизма считается историческим мифом. Однако учитывая любовь наших историков к различного рода недостоверной беллетристики в виде «вновь обретённых» летописей думаю что, не всё так просто.

Но я не хотел бы в рамках этого поста разворачивать дискуссию на данную тему, но все же замечу что, именно конные народы зачастую покоряли народы земледельческой культуры и сливались с ними.

Интересно и то, что казаки в частности казаки донские, резко противопоставляли себя «мужикам».

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Само слово «мужик» имело презрительный оттенок, и в наше время если вы назовёте потомка казака мужиком он может сильно обидеться, и даже нанести вам не сильные телесные повреждения. Давайте сравним некоторые особенности поведения шляхты и казаков.

Итак, мужик у шляхты это быдло, у казаков помимо слова мужик, бытовало слово «хамлет» и просто «хам». Согласитесь где-то очень близко.

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Стержнем поведения шляхты является гордость и храбрость, доведённая порой до безумия. Гордость, она же в обоих языках «гонор», отличительная черта шляхтича и казака. Только вот с безумной храбростью у казаков не вышло.

Казаки люди прагматичные работающие на результат. И если у шляхтича военная добыча это следствие войны, то у казака «дуван» это главная задача на войне.

И сколько бы не велась воспитательная работа в царских войсках, эту черту или стремление казака к военной наживе искоренить не удалось до сих пор.

Далее. Простота, широта души, любовь к сельской жизни к пирам и охоте.

Это, пожалуй, общая черта, как казаков так и шляхты. У казаков любовь к охоте описывалась всеми бытоописателями, а вот  широта души зависит от войска, и даже конкретного ареала обитания казаков.

Низовые донские казаки, которые древнее всех, «вертопрахи», верховые домовитые. Но любовь к природе и сельской жизни фиксировалась у казаков всегда.

Один из участников Вёшенского восстания говорит «я казак вольный люблю волю и природу».

Презрение к трудовому классу и мещанам. Несмотря на то, что казаки, бывало, уходили в мещане, процент был мизерным. И любви к обработке своих наделов тоже не наблюдалось. Многие сдавали в аренду иногородним и ходили в лаковых сапогах по станице. Казак как и шляхтич порождение Поля и войны.

В природе казака нет стремления рвать жилы на пахоте или при уборке хлеба. Казак как и шляхтич по натуре не крестьянин. А ведь и шляхтичам иногда приходилось закладывать сабельку, на идти с плугом за лошадкой. Потому родилась пословица, что польское шляхетство легче пера.

При Екатерине Второй, огромной части шляхты было отказано в записи в Бархатную книгу. Т.е. отказано в потомственном дворянстве.

В польской среде сам сарматизм приобрел внешне восточные черты. Т.е. в одежде шляхта подражала «сарматам» и одевалась как … казаки. И наоборот. Но вот интересный момент, в битвах с турками полякам приходилось нашивать дополнительные знаки различия вплоть до привязывания пучка соломы, по одежде они были не различимы.

Поляк

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Донской атаман

Почему казаки не считали себя «мужиками»

На мой взгляд, корни «социального расизма» (который однозначно плох и даже отвратителен) и шляхты и казаков, лежат в том, что и те и другие изначально, исторически не принадлежали к земледельческому обществу.

Так у донских казаков нет бытовой обрядовости связанной с земледелием. А роль всадников в доиндустриальную эпоху и их социальный статус, были всегда выше статуса земледельца и соответственно его роли в обществе.

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Каждый народ имеет свою национальную психологию. И как говорится в известной пословице «Из мужика казака не слепишь» и, наоборот, в эпоху когда война уступает место технологиям и производительному труду, казакам уже трудно или порой невозможно сделаться мужиками.

Возможно, где-то здесь лежит вопрос о провале различных «возрождений» и прочей псевдоказачьей ереси. Задумайтесь об этом.

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Источник: http://ksovd.ru/ksovd/208-kazaki-i-shljahta-muzhiki-i-bydlo-istoricheskie-paralleli.html

Кто такие казаки и что они хотят?

Почему казаки не считали себя «мужиками»

В старину беглые, недовольные властью угнетенные вольнолюбивые люди селились на Дону. Занимались они в основном рыбалкой и охотой, не брезговали и грабежом. Во все времена не покорный народ не признавал существующую власть, а высшим законом было решение общины принятой сообща, в последствии приобредшее название казачьего круга. Да и само слово казак произошло от слова воля, и эта привилегия сохранилась за ними и по сей день.

Точное происхождение современных казаков является предметом дискуссий. К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги.

К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского.

В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Русского царства.

В последствии умудренные государи стремившиеся хоть как то обуздать воинствующих казаков упорядочили их отношение с законом, сделав это сословие элитным. Казаки не платили налоги, имели земли и служили государю верой и правдой.

А государи, извлекая выводы из щемящих грудь казачьих бунтов со Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым и на долго запомнив уроки, загружали их по полной программе войнами и конфликтами, в которых храбрые казаки принимали непосредственное участие.

Так после присоединения Кавказа, после победоносной войны с турками, по приказу государыни императрицы Екатерины Второй вдоль реки Терек образовались казачьи поселения. Любовь к свободе, праздности и грабежу были схожи с устоями основной массы кавказских народностей и составляли основную черту их характера.

Близкое родство с джигитами-горцами, щегольство в одежде составляло в подражании черкесу. Прежние казаки не любили мужиков, с их порядками и устоями. Если в поселении жили не только казаки, то они даже в церковь брезговали ходить, предпочитая строить еще один храм, который могли посещать только они сами.

При этом каждый, даже с фронта считал своим долгом переслать деньги на строительство или содержание храма. С тех пор слово мужик считалось оскорбительным и чуждым для казачьего рода. Казаки не называют себя мужиками, лишь только братьями.

Кто такие казаки и что они хотят? Происхождение казаков. эти и многие другие интересные темы смотрите на страницах нашего сайта.

Что пишет о тогдашних казаках Лев Толстой.

-«Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же. Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски.

Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на все же остальное смотрит с презрением.

Читайте также:  Запрет на посещение женщиной афона: что будет, если его нарушить

Казак большую часть времени проводит на кордонах, в походах, на охоте или рыбной ловле.

Он почти никогда не работает дома. Пребывание его в станице есть исключение из правила — праздник, и тогда он гуляет.

Вино у казаков у всех свое, и пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение которого сочлось бы за отступничество.

На женщину казак смотрит как на орудие своего благосостояния; девке только позволяет гулять, бабу же заставляет с молодости и до глубокой старости работать для себя и смотрит на женщину с восточным требованием покорности и труда.

Вследствие такого взгляда женщина, усиленно развиваясь и физически и нравственно, хотя и покоряясь наружно, получает, как вообще на Востоке, без сравнения большее, чем на Западе, влияние и вес в домашнем быту. Удаление ее от общественной жизни и привычка к мужской тяжелой работе дают ей тем больший вес и силу в домашнем быту.

Казак, который при посторонних считает неприличным ласково или праздно говорить с своею бабой, невольно чувствует ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз. Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено ею и держится только ее трудами и заботами.

Хотя он и твердо убежден, что труд постыден для казака и приличен только работнику-ногайцу и женщине, он смутно чувствует, что все, чем он пользуется и называет своим, есть произведение этого труда и что во власти женщины, матери или жены, которую он считает своею холопкой, лишить его всего, чем он пользуется.

Кроме того, постоянный мужской, тяжелый труд и заботы, переданные ей на руки, дали особенно самостоятельный, мужественный характер гребенской женщине и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера.

Женщины большею частию и сильнее, и умнее, и развитее, и красивее казаков. Красота гребенской женщины особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины.

Казачки носят одежду черкесскую: татарскую рубаху, бешмет и чувяки; но платки завязывают по-русски.

Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость их жизни. В отношениях к мужчинам женщины, и особенно девки, пользуются совершенною свободой.

Средства жизни казаков составляют виноградные и фруктовые сады, бахчи с арбузами и тыквами, рыбная ловля, охота, посевы кукурузы и проса и военная добыча.

Станица обнесена земляным валом и колючим терновником.

Выезжают из станицы и въезжают в нее высокими на столбах воротами с небольшою, крытою камышом крышкой, около которых стоит на деревянном лафете пушка, уродливая, сто лет не стрелявшая, когда-то отбитая казаками. Казак в форме, в шашке и ружье, иногда стоит, иногда не стоит на часах у ворот, иногда делает, иногда не делает фрунт проходящему офицеру.

Под крышкой ворот на белой дощечке черною краской написано: домов 266, мужеского пола душ 897, женского пола 1012.

Дома казаков все подняты на столбах от земли на аршин и более, опрятно покрыты камышом, с высокими князьками.

Все ежели не новы, то прямы, чисты, с разнообразными высокими крылечками и не прилеплены друг к другу, а просторно и живописно расположены широкими улицами и переулками» Л.Н. Толстой «Казаки».

Казаки всегда отличались смекалкой. Так в карауле, или засаде, когда нельзя было раскрывать свое местонахождение, казаки находили выход из положения, когда хотели курить.

Вот что пишет Лев Николаевич Толстой: -«Веселый солдат достал из кармана ножик и стал копать землю. Выкопав ямку, он обгладил ее, приладил к ней чубучок, потом наложил табаку в ямку, прижал его, и трубка была готова.

Серничок загорелся, осветив на мгновение скуластое лицо лежавшего на брюхе солдата. В чубуке».

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Героические подвиги казаков

Ермак Тимофеевич

Один из самых известных атаманов был Ермак. О его подвигах и по сей день складывают легенды.

В 1582 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1582 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два месяца и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума. У хана Кучума было более 10 000 тысяч человек, но удаль казачья боевое братство и умение владеть оружием позволило казакам одержать победу в сражении и завоевать матушку Сибирь.

То есть фактически более 15 врагов на одного казака.
Однако численное превосходство не всегда одерживает верх, боевой дух и слаженность зачастую приносят победу.

Хочу привести еще один пример казачьей славы.

Казак Крючков

Разведочный отряд из четырех казаков, в котором находился Кузьма Крючков, благополучно перешел границу. Неприятеля нигде не было видно. Мало-помалу отряд углубился в Пруссию. В небольшой роще казаки заночевали. Утром в нескольких верстах от них показался разъезд прусской кавалерии в 27 человек.

Когда пруссаки приблизились на расстояние ружейного выстрела, казаки спешились и открыли огонь. Офицер, начальник немецкого отряда, что-то скомандовал. Прусские кавалеристы стали быстро удаляться. Казаки вскочили на коней и с гиканьем помчались на неприятеля.

Кузьма Крючков на своей резвой лошади обогнал товарищей и первый врезался в неприятельский отряд.

Подоспевшие остальные казаки на мгновение увидели Крючкова, окруженного пруссаками и размахивающего своей шашкой направо и налево. Затем люди и лошади, — всё смешалось в общей свалке. Один из казаков увидел, как в этой свалке к Крючкову протискивается прусский офицер с обнаженной шашкой. Казак выстрелил. Прусский офицер упал.

Крючков тем временем тоже выхватил винтовку и хотел выстрелить в прусского унтер-офицера, но тот ударил Крючкова саблей по руке, рассек ему пальцы, и казак выронил винтовку.

В следующий момент, несмотря на полученную рану, Крючков рассек унтер-офицеру шею.

Два пруссака с пиками набросились на Крючкова, пытаясь выбить его из седла, но Крючков ухватился руками за неприятельские пики, рванул их к себе и сбросил обоих немцев с коней. Затем, вооружившись прусской пикой, Крючков опять бросился в бой.

Прошло несколько минут — и из 27-ми пруссаков, сражавшихся с 4-мя донскими казаками, остались на конях только три, которые и обратились в дикое бегство. Остальные были или убиты или ранены. Казаки послали вслед бегущим еще несколько пуль.

Кузьма Крючков один свалил 11 немцев и сам получил 16 ран. Ранен пулей. Шашкой разрублена рука. Остальные поранения пиками. Несмотря на все это, Крючков до самого конца боя оставался в строю.

Командующий армией по телеграфу поздравил наказного атамана войска Донского с награждением первым Георгиевским крестом в армии казака хутора Нижний-Калмыков, Усть-Медведицкого округа, Кузьмы Крючкова, который один убил 11 немцев, получил 16 ран пикой в себя и 11 в лошадь.

Как видно из этого примера смелость и умение владеть оружием, высокая вера в правое дело творят поистине чудеса.

«Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу» эти слова произнес Наполеон, когда увидел молниеносные и решительные атаки казачьих подразделений. По иронии судьбы первый в Париж въехал именно генерал Платов со своими казаками и разбил лагерь на Елисейских Полях.

Своей лихостью отличился еще один казачий генерал Бакланов. Один из случаев, о котором сейчас пойдет речь, определяет именно характер лидера казаков.

ГЕНЕРАЛ БАКЛАНОВ

Из воспоминаний: «Вдругъ вся честная компанія обратилась ко мнѣ съ прось- бою, чтобы спрашиваемъ былъ лазутчикъ не мною, понимавшімъ туземный языкъ, но чрезъ переводчика, потому что ихъ интересуютъ его вѣсти, которыя я-де могу отъ нихъ скрыть.

Не подозрѣвая о чемъ Алибей пришелъ мнѣ сообщить, я приказалъ переводчику передавать на русскомъ языкѣ: «я пришелъ ска- зать тебѣ: Шамиль прислалъ изъ горъ стрѣлка, который въ 50 саженяхъ, подкинувши яйцо къ верху, изъ винтовки пулею его разбиваетъ; ты завтра идешь рубить лѣсъ, имѣешь привычку постоянно выѣзжать на курганъ, противу оставленной нами за Мичукомъ батареи, вотъ въ ней будетъ сидѣть этотъ самый стрѣ- локъ, и, какъ только ты выѣдешь на курганъ, онъ убьетъ тебя. Я счелъ нужнымъ предупредить объ этомъ, и посовѣтовать— не выѣзжать на тотъ курганъ.» Поблагодаривъ моего Алибея, далъ ему бешкешъ и отпу- стилъ. Съ восходомъ солнца войска стояли въ ружьѣ. Я двинулъ ихъ къ Мичуку. Надо сказать, что о хабарѣ Алибея ужъ зналъ каждый солдатъ; мое положеніе было отвратительное: не ѣхать на курганъ—явно долженъ показать себя струсившимъ, а ѣхать и стать на курганѣ—быть убитому. Явилось какое-то во мнѣ хва- столюбіе: я рѣшился ѣхать на курганъ****). Не дойдя саженей съ 300, остановилъ колонну; съ пятью вѣстовыми поѣхалъ къ лоб- ному мѣсту; подъ курганомъ остановилъ ихъ; взялъ у вѣстового мой штуцеръ; выѣхалъ на курганъ; сталъ лицомъ къ батареѣ. Не могу скрыть, что происходило со мной: то жаръ, то холодъ обдавалъ меня, а за спиной миріады мурашекъ ползали. Вотъ блеснула на брустверѣ винтовка. Послѣдовалъ выстрѣлъ. Пуля пролетѣла влѣво, не задѣвъ меня. Дымъ разошелся. Стрѣлокъ, увидѣвъ меня сидящяго на лошади, опустился въ батарею. Ви- дѣнъ взмахъ руки—прибиваетъ зарядъ; вторично показалась винтовка; послѣдовалъ выстрѣлъ: пуля взяла вправо, пробила паль- то. Ошеломленный невѣрностью выстрѣловъ стрѣлокъ вскочилъ на брустверъ и съ удивленіемъ смотрѣлъ на меня. Въ эту минуту я вынулъ изъ стремени лѣвую ногу и положилъ на гриву лошади; облокотившись лѣвой рукой на ногу, приложился къ штуцеру, сдѣлалъ выстрѣлъ, и мой соперникъ навзничь полетѣлъ въ ба- тарею: пуля попала въ лобъ, прошла на вылетъ. Войска, стояв- шія безмолвно, грянули «ура», а чеченцы за рѣкой выскочили изъ- за заваловъ, ломаннымъ русскимъ языкомъ, смѣшаннымъ съ сво- имъ, начали хлопать въ ладоши «якшы (хорошо) Боклу! Моло- децъ Боклу!» Невѣрностью выстрѣловъ стрѣлка я обязанъ немирнымъ че- ченцамъ: когда явился къ нимъ стрѣлокъ и началъ хвастаться, что он «Боклу *) убьетъ», то на это ему сказали слѣдующее: «О тебѣ мы слышали: ты на лету изъ винтовки пулею разби- ваешь яйцо, а знаешь ли, тотъ, котораго хвастаешься убить, такой стрѣлокъ, мы сами видѣли,—на лету изъ винтовки убиваетъ муху! да къ тому-жь должны тебѣ сказать: его пуля не беретъ, онъ знается съ шайтанами **). Знай, если ты промахнешься, онъ непремѣнно убьетъ тебя». — «Ну, хорошо, проговорилъ стрѣлокъ, я закачу мѣдную пулю; отъ нея не спасутъ его шайтаны! Вотъ вся причина, отчего не были вѣрны выстрѣлы; у при- цѣливавшагося въ меня, при разстроенныхъ нервахъ, зрачки глазъ расширялись и мѣткость у стрѣлка пропала».

Как видно из вышесказанных примеров – доблесть казачества увековечила свою славу делая Россию великой страной и подвиг этих воинов останется в наших сердцах вечно.

Кто таки казаки и кого они примут в свои ряды?

Казак тот, у кого отец казак. Так гласит народный сказ. И мы должны рекомендательно придерживаться этому правилу не смотря ни на что.

— Казак должен быть православным, чтить церковные законы и регулярно посещать храм.
— Посвятить свою жизнь укреплению устоев нашего государства, работать для его блага, бороться за его свободу и лучшее будущее.

Почему казаки не считали себя «мужиками»
— Всецело заботиться о духовной составляющей казачьего братства и формировании у молодежи допризывного возраста любви к своему отечеству и традициям православного народа.

— Кто хочет быть казаком должен стать единомышленником и товарищем, членом казачьего общества, работать для его блага.

— Казаки хотят равенства и справедливости для всех людей. Одинаковое право должны иметь, богатые и бедные, мужчины и женщины, разные народы с разной верой.

— Стремиться во власть и бизнес. Современный казак это тот, кто своей борьбой стремиться вовлечь в идею развития нашего государства максимально возможное количество финансовых средств и политического влияния.

Читайте также:  Константин циолковский: почему ученого не признавали его современники

— защищать православную веру, опору нашего народа и казачества. С верой мы построим новое государство справедливости и порядка.

КАЗАЧЬЯ ПЕСНЯ

В понедельник я влюбился,
Весь овторник прострадал,
В середу в любви открылся,
В четверток ответу ждал.
В пятницу пришло решенье,
Чтоб не ждать мне утешенья,
А во светлую субботу
Жисть окончить предпринял;
Но, храня души спасенье,
Я раздумал в воскресенье.
И опять:
А ди-ди-ди-ди-дя-ли,
А где его видели

Кто такие казаки и что они хотят?
Атаман Марьино города Москвы казачий полковник И. Сокуренко

Источник: http://kazaki-marino.ru/istoriya-kazachestva/kto-takie-kazaki-i-chto-oni-khotyat.html

Нагайка

После того как некие люди в папахах и с нагайками избивали на Тверской улице и Пушкинской площади Москвы демонстрантов, вышедших на несанкционированный митинг «Он нам не царь», общественность заохала, заахала и даже возмутилась. Глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов требовал расследования, а член совета Максим Шевченко открыто сказал: «Использование властью черносотенных и фашиствующих боевиков…»

А где они и все мы были раньше? Например, в 2011 году, когда начальник цеха с Уралвагонзавода Игорь Холманских во время телемоста с президентом Путиным заявил на всю страну: «Здравствуйте, Владимир Владимирович! Я хочу сказать про эти митинги. Если наша милиция, или, как сейчас она называется, полиция, не умеет работать, не может справиться, то мы с мужиками готовы сами выйти и отстоять свою стабильность».

После чего был назначен полпредом президента в Уральском федеральном округе — то есть стал там гарантом прав человека.

Где мы были в 2013 году, когда губернатор Краснодарского края Ткачев объявил, что казачьи патрули будут охранять правопорядок в олимпийской столице — Сочи. Выступая перед сотрудниками краевой полиции, он сказал бесхитростно, искренне: «То, что нельзя полиции, — казаку можно».

На следующий год мир увидел, что «можно казаку». На набережной Сочи казаки хлестали нагайками, били в лицо и в живот, валяли по земле и таскали за волосы девушек — участниц группы Pussy Riot, а полицейский стоял рядом. Телерепортаж из предолимпийского Сочи шокировал зарубежную общественность. А мы и не заметили. Не обратили внимания.

  • Где мы были, когда в том же 2014 году принимался закон «Об участии граждан в охране общественного порядка»?
  • Где мы были в 2015 году, когда московские военкоматы заключили с казачьими общинами соглашения о рейдах по выявлению уклоняющихся от призыва, и было объявлено: «К работе с уклонистами от армии планируется привлечь до 1,4 миллиона казаков».
  • Где мы были, когда в 2016 году на сайте «Центральное казачье войско» появились репортажи об учениях казаков (в том числе и с огнестрельным оружием) под красноречивыми заголовками: «Будущее безопасности массовых мероприятий на территории Москвы в надежных руках казачества».

После событий 5 мая на Тверской улице и Пушкинской площади Москвы даже некоторые представители казачества осудили действия «станичников». Их охотно цитировали демократические СМИ, таким образом как бы разделяя казаков на «правильных» и «неправильных».

Но суть ведь не в оценках. Вдумаемся в то, что, например, говорил один из «правильных», можно сказать — демократически мыслящих атаманов «Новой газете».

Его монолог дает некоторое представление о том, кем видят себя казаки, вплоть до их понятий о собственном правовом статусе.

Почему казаки не считали себя «мужиками» «Неправильно, когда казаки вынуждены выступать против народа», — решительно начал атаман.

Что значит — «вынуждены»? Кто-то их вынуждал? Кто?

Далее: «Мое мнение, что казаки должны быть на страже и оберегать народ».

То есть казаки — отдельно, народ — отдельно. Атаман ни капли не сомневается в том, что «казаки должны быть на страже и оберегать народ». Он не задается вопросом: «Кто их уполномочил?»

Далее: «Если казаки вышли, они должны были пороть именно Навального, а не людей и детей, которых надо слушать и слышать».

То есть, по убеждению «правильного» атамана, они могут «пороть» того, кого посчитают нужным.

Далее: «Казаки, и это прописано в уставах, должны участвовать в обеспечении правопорядка, помогать полиции в проведении массовых мероприятий, но применять силу против народа — это неверно».

Понимаете, они «должны участвовать в обеспечении правопорядка». На каком основании? Ответ: «это прописано в уставах».

Получается, любые граждане вправе создать объединение и взять на себя карательные функции государства? Например, исследователи скифской мифологии могут организовать, зарегистрировать в Минюсте свое общество и «прописать в уставе» участие «в обеспечении правопорядка»? Потом возьмут в руки нагайки? (Нагайки пошли оттуда, из скифско-половецких степей, название — от ногаев, Ногайской Орды.) А то и акинаки возьмут? (Акинак — очень удобный в ближнем пешем бою короткий скифский меч.)

Публицисты, блогеры верно пишут: право на насилие (исключительно законное насилие) имеет лишь государство. И оно не может передавать это право никому. Иначе, мол, — хаос, развал государства как такового.

Значит, наша власть настолько глупа, что сама же выпускает власть из своих рук? Вот уж чего нет, того нет: в удержании власти наша власть показывает изощренную хватку.

Тогда — почему? Вспомним искреннего Ткачева: «То, что нельзя полиции, — казаку можно».

Публицисты, блогеры верно пишут: демонстранты не сопротивляются полиции, потому что она — законная власть, но когда в следующий раз вместо полиции появятся казаки и другие непонятные «дружинники», то демонстранты, в рамках самообороны, могут оказать сопротивление.

Рано или поздно такое случится. Вплоть до массовых побоищ, крови. Дескать, кровь эта падет на тех, кто разрешил, устроил, организовал.

И что? «Устроители» массово покаются, посыплют голову пеплом и уйдут в монастырь замаливать грехи? Проведут суды над самими собой?

При существующей в стране атмосфере более чем вероятно, что оппозиционно настроенные граждане испугаются и притихнут. Что, похоже, и требуется. Вспомним искреннего Ткачева.

Итак, если власть в своих архаических фантазиях возвращается в позапрошлый век, на государственном уровне возрождает какое-либо сословие, то это сословие неизбежно попробует вернуть выгодные для себя исторические права и традиции, жить по ним. Например, давайте возродим дворянское сословие — со всеми его титулами. И оно начнет тайно и явно претендовать на «Права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», оговоренные в указе Екатерины Второй.

Никому и ничему — ни развитию высоких технологий, ни умирающей российской деревне, ни детям, ни медицине, ни образованию, ни культуре, ни спорту — не уделялось столько государственного, правительственного внимания, сколько казачеству.

С 1992 года принято 12 федеральных указов, постановлений и решений, включая специальный закон «О государственной службе российского казачества». Не считая региональных актов, в том числе — о бюджетном финансировании, о зарплате местным «казакам-дружинникам».

В ранние ельцинские времена, когда начиналось создание казачьих «войск» и на улицах появились первые люди в погонах, мундирах, говорили: «Ельцин, пришедший к власти на плечах народа, теперь боится народа. Он знает, что милиция против народа не пойдет, а «эти» — пойдут».

Почему казаки не считали себя «мужиками»

Вернемся к логике восстановления сословия.

Итак:

  1. если официально введены «реестр» и «казачье войско»;
  2. если «казачьи общества» официально называются «войсковыми»;
  3. если в тех «войсках» введены звания хорунжих, есаулов и пр.;
  4. если в «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества» прописано «привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязанностей государственной и иной службы» (какой — «иной»? что это означает?);
  5. если в федеральном законе говорится: члены казачьего общества «в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы» (какой — «иной»? что это означает?);
  6. если президент РФ специальным Указом присваивает верховному атаману «Союза казаков-воинов России и Зарубежья» воинское звание «казачий генерал»,

то чего следует ждать от такой организации?

Массового участия в художественной самодеятельности? Песен и танцев?

И потому неуместны увещевания общественности, обращенные к государству, власти. Власть прекрасно знает и понимает, что делает.

Так что посмотрим правде в глаза. События на Тверской улице и Пушкинской площади в Москве не случайность, не провокация, а закономерное, неизбежное следствие и развитие вполне определенной внутренней политики.

Сергей Баймухаметов, специально для «Новой газеты»

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/05/10/76414-nagayka

Казаки и крестьяне. Почему они ненавидели друг друга?

Казаки не знали худшего оскорбления, чем назвать их крестьянами или мужиками. Казалось бы, защитники страны, бесстрашные воины и искатели приключений, откуда такое отношение к единоверцам и братьям по крови?

Откуда взялось высокомерие казаков?

Формироваться казаки начали во время и после Смутного времени. Разоренная Ливонской войной и безумствами Ивана Грозного страна утратила огромное количество населения и пахотных земель.Страшный голод начала 17 века вынудил часть крестьян бежать со своих земель в степь, жить грабежом и набегами.

Что толку ходить за скудным урожаем, который если и вырастет — его отберет барин, заезжий опричиник или вельможа? Сколько не трудись на земле, все равно жизнь будет проголодь. А казак хоть и рискует головой, но пока жив — живет привольно и богаче!

В казаки брали всех, но требовали много: забыть свою фамилию и имя, поначалу рисковать и воевать больше коренных казаков, не предпочитать земледелие войне, чтить волю, но строго подчиняться старшему, как в казарме.

Запорожские казаки

Казаки-русские или не совсем?

«Казаки прежних веков, как это ни странно звучит для историков, не считали себя русскими, то есть великороссами или москвичами; в свою очередь и жители московских областей, да и само правительство смотрели на казаков, как на особую народность, хотя и родственную им по вере и языку.

Вот почему сношения верховного правительства России с казаками в XVI и XVII веках происходили чрез Посольский Приказ, то есть по современному — чрез Министерство иностранных дел, чрез которое вообще сносятся с другими государствами.

Казацких послов или, как их тогда называли, „станицы“ в Москве принимали с такою же пышностью и торжественностью, как и иностранные посольства…»
Е.Савельев

Теории происхождения казаков от торок, берендеев, хазар или татар не выдерживают критики.Генетически казаки — обычные восточные славяне, лишь с небольшой тюркской составляющей, приобретенной в походах.

Донские казаки — вообще северныей европейцы, близкие жителеям Новгорода и Пскова! Можно вспомнить, что после разорения Грозным Новгорода, на Вятке появились многочисленные банды ушкуйников, основавшие Хлынов, а затем переместившиеся на Дон.

Те ни менее, русскими себя казаки открыто не признавали…

Казаки в войну 1812 года

«Русь вонючая, тут править не будет!» , говорил МелеховМ. Шолохов «Тихий Дон»

Казаки сформировали специфическую группу в обществе:

  • Не водили дружбы и общения с иными, особенно крестьянами
  • Четко разделяли своих от чужих и работали только на свою выгоду
  • Нельзя заниматься земледелием постоянно — «где пашня, там и барщина»
  • Грабеж, воровство и разбой допустим к чужакам, но преступен среди своих.
  • Своих нельзя выдавать, даже за явные преступления (с Дона выдачи нет), случай с Разиным — исключителен…

Всех наших вытолкали наружу и тут же избили, но валяющиеся на полу молодые люди — картинка скучная, а наши казаки пришли веселиться. Тогда парней построили в ряд у стены, а пьяные в дребодан казаки достали шашки и начали размахивать перед лицами молодых людей. Машут, ржут и подходят ближе и ближе, а шашка мелькает от твоего лица в сантиметрах, а они смотрят, надуешь ты в штаны или нет. Девушки в стороне плакали и отворачивались. А ты спиной вжимаешься в стену, и тебе совсем не весело. Двое наших убежали в кусты — их ловили человек 40, шашками изрубили всю сиреневую рощу, загоняли, как зверей на охоте
Казаки во время революции 1917 года

Казачья джигитовка

Казаки приобрели и внешние отличия от русских. Антропологи фиксировали их более высокий средний рост, большую частоту темных волос и смуглости кожи, однако прямая форма носа и светлые глаза доминировали у них так же, как и у русских.

Смелость, воинственность и честолюбие было присуще казакам, но для простых русских людей это оборачивалось другой стороной…

Читайте также:  Почему соликамск может провалиться под землю

Казаки в Лейпцигской битве

  • Казаки презирали «сиволапое мужичье», мелких дворян и чиновников, евреев, открыто насмехаясь над ними и не чураясь насилия, при каждом удобном случае.
  • Казаки были главной ударной силой подавления крестьянских восстаний, они же прославили Белое движение порками крестьян и чрезмерной жестокостью к мирному населению.
  • Нагайка казака стали символом произвола власти и государственного террора.
  • Деникин, заключивший союз с терскими казаками, выполнял их условие о том, что каждый захваченный город отдавался им на три дня, для грабежа.

Во многих языках коренных народов России, особенно в Сибири, слово «казак» служит синонимом для убийцы, головореза, даже для «злого духа» как в чукотском!

Источник: https://leta-media.ru/kazaki-i-krestyane-pochemu-oni-nenavideli-drug-druga/

Факты и мифы о происхождении казачества

Возрождение казачества, начавшееся в России с 1990-х гг.

, вызвало вполне понятный рост интереса к его истории, а естественными в наших условиях издержками этого явления стало нагромождение псевдонаучных теорий и откровенных мифов, прежде всего по вопросу о происхождении и этнической природе казаков.

Давно устоявшаяся в историографии и опирающаяся на огромный конкретно-исторический материал точка зрения, согласно которой донские, яицкие и терские казаки (т.е.

историческое ядро российского казачества) — это, при всей этнической пестроте ранних казачьих общин, в основном потомки русских людей, самовольно поселившихся в XVI-XVII вв. на Дону, Яике и Тереке, теперь решительно отвергается большинством активистов «казачьего возрождения», утверждающих, что казаки — это древний самобытный народ, генетически не связанный с русским народом.

Выдвигаемые в подтверждение таких взглядов аргументы, будучи основанными, главным образом, на дилетантских сочинениях политически ангажированных казачьих «автономистов» и «сепаратистов» первой четверти ХХ в. и на казачьей эмигрантской литературе, не выдерживают никакой научной критики и порой просто смехотворны1.

Но один из доводов адептов этой «концепции» заслуживает особого внимания, поскольку, во-первых, рассматривается ими как наиболее «сильный» и, во-вторых, на самом деле отражает определенные исторические реалии.

Речь идет о «феномене казачьего самосознания», об утверждениях, что казаки в массе своей всегда четко отделяли себя от русских, не считали себя русскими, «исторически никогда не связывали себя с московским народом» и т.д., и т.п.2

Действительно, среди донских казаков мнение о своем происхождении не от «московских людей» было широко распространено уже в конце XVIII в.

, и хотя в других казачьих «войсках» подобные представления возобладали много позднее, казачьи идеологи толкуют их как бесспорное свидетельство принадлежности казаков к «особому этносу»: народная-де память не ошибается.

Некоторые авторы, кроме того, заявляют, что казаки являются автохтонным населением традиционных мест своего обитания и никогда не связывали свою историю с какими-либо переселениями. «Казаки от казаков ведутся», — вот лейтмотив их заявлений по этому поводу (обычно в сопровождении ссылки на соответствующий эпизод из «Тихого Дона» М.А. Шолохова)3.

Насчет «никогда» — это просто неправда. Донские казаки в знаменитой «Повести об Азовском осадном сидении», созданной в 1642 г.

, так высказывались о своей родословной: «Отбегаем мы ис того государьства Московскаго, из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых, да зде прибегли и вселились в пустыни непроходней…

«4 И это не было чье-то частное мнение, как пытаются доказать некоторые казачьи активисты: «Повесть» передавала настроения и чувства большинства казаков, иначе не была бы в свое время так широко (и в нескольких «редакциях») распространена в их среде, и написана была явно патриотом Донского края.

Источник: https://rg.ru/2018/02/26/rodina-kazachestvo.html

Суд постановил, что казаки это все-таки отдельный народ!

23.09.2011 23:39 Суд постановил, что казаки это все-таки отдельный народ! http://arvedi.kz/the-community/47-kultura/3168-sud-postanovil-chto-kazaki-eto-vse-taki-otdelnyj-narod.html

Итак, что же на деле означает это, на первый взгляд, непримечательное решение суда? А означает это следующее:

Во-первых, решение ясно указывает, что никакой реестр (государственная регистрация) казачеству НЕ НУЖЕН, НАРОД НЕ ОБЯЗАН РЕГИСТРИРОВАТЬСЯ В МИНЮСТЕ.

Во-вторых, решение автоматически ставит крест на всех последних президентских указах «О форме», «Знаках различия» и «Удостоверении», потому что в этом случае с НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДОЙ всё давно ОПРЕДЕЛЕНО самим КАЗАЧЬИМ НАРОДОМ.

В-третьих, это ставит жирную точку в бесконечных спорах о том, кем являются казаки, НАРОДОМ или сословием.

Как говорил великий комбинатор: «Лёд тронулся господа присяжные заседатели!» Признание казаков народом есть, теперь дело за возвратом казакам исконных мест проживания, признанием народа угнетённым и репрессированным с последующей реабилитацией и выплатами репараций.

Далее привожу без корректировок хронологию событий. 10 декабря 2010г. в Волгограде произошло знаменательное событие в Истории Казачьего Народа.

Министерство Юстиции по Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации Региональной Национально-культурной автономии казаков Волгоградской области.

Представители Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области мотивировали своё желание тем, что казаки это не этнос, а потомки беглых холопов и беглых крестьян, забывая, что казаки жили с незапамятных времён. До этого дня слово «казак» означало в России: «член коллектива художественной самодеятельности».

И вот в этот день состоялся Областной суд, под председательством судьи Гайдарова М.

Б, где Суд решил: в удовлетворении требовании Управления Министерства Юстиции РФ по Волгоградской области о ликвидации Общественного объединения – Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области, отказать. Решение Суда было основано на Законах РФ и Конституции РФ, что прочтёте в ниже приведённом документе.

Но не тут, то было. Рано радоваться казакам, как народу, а не беглым холопам.

Управление Министерства Юстиции по Волгоградской области направило Кассационную жалобу в Верховный суд, мотивируя своё требование о ликвидации Казачьей Автономии тем, что казаки не национальность и не имеют своего языка, забывая о Законе РСФСР от 26 04. 1991г. за № 1107–1 «О реабилитации репрессированных народов», что к казакам, как и к другим народам, так же проводилась политика клеветы и геноцида.

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/rossiya_velikaya_derzhava/sud_postanovil_chto_kazaki_eto_vse-taki_otdelnyj_33416953/

Теорий возникновения казачества

Печенежская теория

Согласно этой теории киевский князь Святослав (957–972 гг.) в 966–967 гг. совершил поход по Волге, Тереку и Кубани, покорил Хазарский каганат и взял его столицу Саркел (Белая Вежа) и подчинил эти земли Киевской Руси. В 988 гг.

при киевском князе Владимире Святом (980-1015) печенеги вступили в русское подданство и приняли Христианство.

По велению князя Владимира они были расселены по Днепру, Северному Приазовью и Дону, где несли сторожевую службу и стали основой для формирования нового народа – казаки.

Эта теория получила распространение среди казаков Донского казачьего войска, которые подчеркивали свое отличие от остального русского народа, но историческими источниками она не подтверждается. Н.И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI–XVIII вв.

с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками русскими или украинцами.

Л.Н. Гумилев предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками.

Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.

Тюркская теория

В. Шамбаров, Л. Гумилев считали, что казачество возникло путем слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках, а бродники – смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар и славян.

После покорения монголами, касоги бежали на север, и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя – казак.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на ее территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства. Согласно легенде, восходящей к Стефану Яворскому (1692 год), казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве.

О времени возникновения казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н.

Королев считают, что «кроме широко распространенной точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г.

Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы.

Славянская теория.

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В. М. Литвин в своем трехтомнике «История Украины» высказал мнение, что первые казаки были славянами.

По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму еще в конце XIII в. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «защитник неба».

Это слово часто обозначало свободных людей, которые промышляли с оружием.

Согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками. Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом.

Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов.

Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия.

Учитывая, что казачество локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.

Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определенное место занимает татарский элемент.

Карамзин в «Истории государства Российского» о казаках писал так: «Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков.

Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки – также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем». В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Появление значительного количества казачьего населения в низовьях Волги и Дона на рубеже XV–XVI вв. историк Е. П.

Савельев связывает с беженцами из Хлыновской земли после завоевания ее в 1489 году Московским княжеством и из Великого княжества Рязанского, в связи с присоединением его в 1520 году к Москве. Однако, согласно Е. П.

Савельеву, этим переселением был завершен многовековой «круговорот» части коренного казачьего населения приазовья и Дона, покинувшего в XIII веке исконные территории и переселившегося в Новгородские и Вятские земли.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s12564t10.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector