Почему крестителя руси князя владимира похоронили в сенях дома

Внук Рюрика и сын Игоря князь Святослав был истинным язычником, предпочитавший поле боя киевскому княжьему терему. Одного из сыновей правителю родила Малуша – рабыня его матери, княгини Ольги.

Мальчика назвали Владимиром, и ему было суждено изменить историю Руси.

Церковь причислила его к святым, а народ назвал Красным Солнышком, однако в жизни Владимир был грешником, который убил брата, насиловал девушек и имел огромный гарем.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Сын рабыни

Беременную от Святослава Малушу оправили в село Будутино, где она и родила мальчика. Мать будущего крестителя Руси была рабыней, но не простой. Ключница – важная в доме персона.

Она отвечает за имущества хозяина, а значит, пользуется его доверием. Еще одна деталь – имя княжеского бастарда. Своего сына Малуша назвала двухсоставным именем Владимир, то есть «владеющий миром».

Такие имена на Руси носила только знать.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Князь Святослав во время военного похода

Мальчик до трех лет воспитывался матерью, далее внука забрала княгиня Ольга. Скорее всего, бабка не теряла связи с бывшей ключницей и благоволила Владимиру. Ведь князь Святослав – истинный язычник, у которого много любовниц, а значит, и побочных детей. Однако именно Владимир получает благородное имя и становится одним из наследников, хотя он и не законный сын.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях домаКнягиня Ольга – первый христианский правитель Руси

Рабское происхождение очень повлияло на жизнь Владимира, сформировав в нем комплексы, которые в будущем еще проявятся. Своей тягой к власти и жестокостью он пытался компенсировать свой «недостаток» и стереть память о своем происхождении.

Имя Владимира впервые фигурирует в 969 году. За год до этого князь Святослав возвращается из Болгарии в Киев, но собирается в новый поход.

К нему из Новгорода приходят послы, которые просят дать им в княжение одного из своих сыновей. Законные наследники – Ярополк и Олег – в далекий северный край ехать не хотят.

Святослав посылает к новгородцам младшего сына Владимира, опекуном которого становится старший брат Малуши Добрыня.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Новгород – центральный пункт торгового пути «из варяг в греки» и Владимир был символом киевского присутствия в этом стратегически важном регионе. Здесь он приказал построить огромное капище Перуну – покровителю княжьей дружины. Задатки реформатора проглядывались во Владимире уже тогда.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях домаВаряжская дружина

Новгород населяли славяне, финны, скандинавы, с которыми у юного князя сложились особенно дружеские отношения. В среде варяжской знати Владимир становится своим и новые друзья скоро докажут свою преданность мечами.

Ссора братьев

В 972 году печенеги убивают князя Святослава на Днепровских порогах. Киевский престол занял Ярополк – старший сын погибшего правителя. Средний Олег получает землю древлян, а Владимир остается в далеком от политики Новгороде. В 975 году между Ярополком и Олегом вспыхивает война, в которой победил старший брат, а средний погибает в сражении.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях домаСлавянские воины

До Владимира известия о войне доходят в искаженном виде, он решает не связываться со старшим братцем и убегает в Скандинавию, а Ярополк захватывает Новгород и самолично правит всей империей Рюриковичей. На севере беглец собирает армию варягов и возвращается на Русь. Вернув себе Новгород, он посылает брату сообщение:

«Владимир идет на тебя, пристраивайся противу биться».

Армия Владимира, набранная из варягов, новгородцев, кривичей и чуди, двинулась к Киеву и подошла к городу Полоцк, где княжил князь Рогволод. Владимир предложил Рогнеде – дочери Рогволода – стать его женой, но та ответила, что ей, благородной девушке, не пристало выходить замуж за сына рабыни. Таких оскорблений Владимир не прощал.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Князь берет штурмом Полоцк. По совету дядьки Добрыни Владимир насилует Рогнеду на глазах у ее братьев и отца. После этого будущий святой убивает всю родню обидчицы и берет ее к себе в жены. Ненависть друг к другу они пронесли через всю жизнь.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях домаМалолетний Изяслав защищает мать от Владимира

Когда Владимир стал киевским князем, Рогнеда попыталась зарезать его во сне, но в последний момент ему удалось отвести удар. Князь приказал жене надеть самые красивые одежды и приготовиться к смерти.

Когда Владимир пришел лично убивать Рогнеду, то на ее защиту вышел их общий малолетний сын Изяслав. Мальчик, с мечом в руке, встал на пути отца и сказал, что убийства матери не допустит.

Владимир сначала разозлился, но позже зауважал сына и отдал ему в правление Полоцк, когда-то отобранный у его деда.

Ярополк, чувствуя свою слабость, засел в Киеве. Владимир не стал штурмовать город, а подкупил главного воеводу брата – боярина Блуда. Предатель уговорил Ярополка укрыться в крепости Родень, где его ждала засада.

Киевский князь был взят в плен и доставлен к Владимиру. Однако братья не увиделись. Когда Ярополк шел по терему, на переговоры к Владимиру, из-за угла вышли два варяга, которые подняли его «под пазухи» на мечи.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Убийство Ярополка. В момент покушения боярин Блуд запер двери, чтобы сторонники князя не помешали расправе

Владимир не переживал по поводу предательского убийства брата. Об этом говорит тот факт, что его беременную жену он сделал своей наложницей. Девушка родила сына Ярополка, которого назвала Святополком. Без своего князя киевская дружина быстро перешла на сторону победителя.

Ненасытен в блуде

Варяги Владимира воевали за право грабить занятые селения и города. Киев на разграбление он не отдал, а отравил наемников в Константинополь.

Одним из первых действий нового правителя стало распределение его наложниц по княжеским резиденциям: 300 в Вышгород, 300 в Белгород, 200 – в село Берестовое.

Число рабынь известно по летописи Нестора, сколько девушек было на самом деле – остается загадкой.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

В XI веке летописцы писали, что Владимир ненасытен в блуде и растлевал как молодых девушек, так и замужних женщин. Запомнился князь и своими пирами, упоминания о которых сохранились в былинах. В них князь всегда пирует с дружиной и отдает приказы богатырям, сидя за столом. Однако блуд и гулянки не мешали ему строить сильную державу.

За первые 10 лет правления Владимир расширил границы Руси, разгромил ее внешних и внутренних врагов, а также сформировал государственный аппарат управления. Строились новые города и крепости, организовалась колонизация пограничных с Диким полем земель. Владимир был настоящим язычником, как в частной жизни, так и в управлении державой – безудержный, агрессивный, отчаянный.

Выбор Бога

Ярополк благоволил христианам, а Владимир повел противоположную политику. Он приказал разрушить церкви, синагоги и мечети, а на их месте построить языческие капища новому пантеону богов: Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.

Себя и свою дружину князь связывал с воинственным Перуном. Однако многочисленные боги не подходили единой державе. Нужна формула одного правителя на земле и одного на небе. Выбор Владимира пал на христианство византийского обряда.

Крещение киевлян

Обряд крещения в 988 году провел греческий священник Павел. Перед этим Владимир совершил военный поход в Византийскую империю и выбил себе в жены сестру императора – принцессу Анну.

Хотя ромеи не хотели родниться с диким скифом. Для подтверждения серьезности своих намерений жениться и уверовать во Христа Владимир захватил в Крыму город Корсунь и устроил в нем бойню.

Такие весомые аргументы убедили императора взять киевского князя в зятья.

Крестили мечом и огнем

Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда. Самыми ярыми противниками Христа стали новгородцы, которые когда-то приютили и поддержали сына рабыни, а теперь Великого князя. В благодарность Владимир отправил в Новгород дядьку Добрыню и воеводу Путяту.

Уничтожение языческих идолов

Путяте удалось ворваться в центр Новгорода, однако его дружину окружили. Тогда Добрыня поджег город. Пока новгородцы спасали свои дома, дядя Владимира вызволил воинов.

Отсюда взялась поговорка: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Победители сильно разгромили город, после чего пришлый бог ромеев стал новгородцам чуточку ближе.

Однако антихристианские восстания в Северо-Западной Руси вспыхивали еще 150 лет.

15 июля 1015 года Владимир скончался, а 11 его законных сыновей устроили резню за власть. С XIV века Владимир признан равноапостольным святым. В былинный эпос убийца брата, многоженец и насильник вошел как князь Владимир Красное Солнышко.

Смотрите также — Норвежский музей Лофотр: путешествие в мир викингов

Источник: https://BigPicture.ru/?p=1190656

Владимир Креститель Руси — житие и результаты правления

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

  • Человеком, открывшим новую эпоху в религиозной направленности русского народа, был Владимир — креститель Руси.
  • Именно в период его правления христианство стало господствующей религией среди русичей, медленно, но неуклонно распространяясь от Киева до Новгорода.

Оглавление:

  • Кто такой Владимир Святославич
  • Краткая биография
  • Языческое правление Владимира Великого
  • Принятие христианства
  • Завоевательные походы
  • Где похоронен князь Владимир
  • Внутренняя и внешняя политика князя
  • Результаты правления
  • Почему князя Владимира назвали Владимир — Красное солнышко
  • Заключение

Кто такой Владимир Святославич

Ясно, что сын князя Святослава и Малуши, который родился позже двух других наследников, не был самым вероятным претендентом на княжение. После смерти старшего брата Олега, Владимир предпринял ряд тактических действий, направленных на убийство первенца Святослава, Ярополка, что и было осуществлено.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Владимир стал единолично княжить на Руси. Его гербом служил трезубец, который сейчас широко используется в геральдике Украины.

Краткая биография

Если по отцу происхождение было безупречно, то мать будущего великого просветителя происходила из холопок. По одним источникам — она служила ключницей, по другим данным — находилась в рабстве. Это обстоятельство затрудняло Владимиру путь к власти.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Полоцкая княжна Рогнеда отказалась добровольно выйти за него замуж, указав, что не желает подчиняться сыну рабыни. Владимир женился на княжне силой, убив ее родителей и братьев. Кроме этого, правитель состоял в браке (язычество поддерживает многоженство) предположительно с дочерью болгарского царя, чешского князя и еще четырьмя неизвестными женщинами.

Интересным фактом является, что кроме жен, Владимир содержал еще около 800 наложниц разного происхождения и национальности, и прославился тем, что имел богатое потомство.

Всего в летописях упоминается не менее 13 сыновей и не менее 10 дочерей, рожденных в браке. Точное же число продолжателей рода Рюриковичей неизвестно.

Языческое правление Владимира Великого

В период прихода к власти Владимир был убежденным язычником. Он воздвиг капище для поклонения старославянским богам (исключая Велеса), где приносил кровавые жертвы.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Как гласит летопись, первые христианские мученики (по отдельным источникам, их звали Иоанн и Феодор) были убиты перед идолом Перуна, которого особенно почитал Владимир.

Князь снискал любовь простого народа и дружины, несмотря на свои пороки. Владимир часто пировал вместе с дружиной, участвовал в народных праздниках, был щедрым, не жалея золота и серебра для своих людей.

Принятие христианства

Летописи и сказания расходятся в оценке причин, побудивших Владимира принять христианство. Существует красивая легенда, согласно которой у князя болели глаза, он практически ослеп, но приняв таинство крещения, чудесным образом исцелился.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Также упоминается, что любовь к Анне Византийской, которая не желала сочетаться браком с язычником, заставила правителя креститься. Исторический портрет княгини Анны неточен из-за скудости деталей, однако она, несомненно, оказывала на супруга большое влияние, и, будучи религиозной женщиной, сыграла значительную роль в распространении христианства.

В летописях упоминается выбор, который правитель предоставил своим посланникам.

Ислам не понравился русичам обилием запретов в повседневной жизни, строгость и жесткие обеты католиков также пришлись не по душе. Иудаизм отвергли из-за отсутствия собственной земли у евреев.

Православная религия покорила посланников князя красотой храмов, торжественными пышными службами, молитвенными песнопениями.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Достоверно известно, что таинство крещения состоялось в Херсонесе, откуда правитель с молодой женой отбыл в свои владения, где принялся проводить религиозные реформы.

Последователи языческой веры были крещены по велению правящей четы в Днепре, куда они массово заходили, чтобы священники совершили обряд. Владимир полностью уничтожил старые капища и жестоко карал приверженцев язычества.

Читайте также:  Разделение вод на неве: что русские увидели в канун смутного времени

Церковь становилась организацией, влияющей на светскую жизнь. Князь установил церковную десятину. Отныне ремесленники десятую часть доходов должны были отдавать на долю церкви. На эти деньги была построена Десятинная церковь.

Крещение Руси не сопровождалось известными масштабными бунтами или восстаниями. Киевляне охотно приняли новую веру, новгородцы же считались ярыми приверженцами традиций. Князь подавлял недовольство народа, и в течение короткого промежутка времени христианство стало главенствующей религией на Руси.

Завоевательные походы

Летописцы отмечают изменившийся стиль правления князя после принятия крещения. Владимир оставил военные набеги и предпочел мирное сосуществование со всеми соседями за исключением печенегов, которые регулярно вторгались в русские земли.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Для защиты своих земель правитель строил крупные города, где наместниками  являлись его сыновья, которым правитель всецело доверял. Под руку Владимира перешли болгары, венгры, финно-угорские племена.

Последним военным походом была попытка усмирения сына Ярослава, который проявил непокорность и поднял восстание. В этом походе князь заболел и вскоре умер.

Где похоронен князь Владимир

Останки князя привезли в Киевскую Десятинную церковь, где и захоронили рядом с могилой жены. Впоследствии саркофаги царственной четы были утрачены. Найденные при раскопках церкви мощи датируются XVI веком, и не могут являться их останками.

Внутренняя и внешняя политика князя

В X веке русская культура переживала небывалый расцвет. Строились монастыри, храмы и часовни, для проектирования и отделки которых приглашались знаменитые греческие мастера. Князь много сделал и для популяризации грамотности на Руси. Появилась новая система письменности, создавались церковные школы.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Больницы, открывающиеся при монастырях на средства казны, бесплатно принимали страждущих. Правитель реформировал судопроизводство, заменив смертную казнь денежным залогом.

Внешняя политика страны была направлена на развитие и укрепление торгово-экономических связей с Византией, Хазарским Каганатом, Булгарией. Русичи плавали на торжища, продавая пушнину, украшения и изделия новгородских мастеров.

На Русь приглашались ученые и историки Константинополя, которые брали в ученики смышленых молодых воспитанников князя.

Результаты правления

Жестко и результативно проводимые реформы позволили стране выйти на международный уровень, преодолеть разобщенность, стать государством, в котором духовная власть считалась наравне со светской.

Длительные периоды отсутствия войн вели к накоплению материальных средств, в то время как новая религия заботилась о накоплении капитала духовного.

Почему князя Владимира назвали Владимир — Красное солнышко

Мирная жизнь при централизованном управлении государством способствовала появлению зажиточных горожан, развитию ремесел, искусства и в целом повышению благосостояния населения.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Всенародно популярный князь, живущий по правде и неустанно пекущийся о своих подданных, получил прозвище Красно Солнышко. В немалой степени его прозвали так за отказ казнить преступников.

Заключение

Князь Владимир был одним из самых значительных персонажей в истории Руси. Именно в его правление началось становление христианства в России, коренным образом изменившее уклад жизни русичей. Страна укрепилась на мировом политическом и экономическом рынках, годы правления князя – годы стабильности и процветания государства. В XIII веке равноапостольный князь

Владимир был причислен к лику святых, было написано его житие, составленное святителем Дмитрием Ростовским. Если кратко подвести итоги, то князь, несмотря на характеристику распутника и жестокого воина, был человеком, который дал толчок постепенному превращению Древней Руси в современную Россию.

Источник: https://1001molitva.ru/zhitiya-svyatyh/vladimir-svyatoslavich-velikij.html

Почему летописи не скрывают горькой правды о святом Крестителе Руси

Самая большая загадка святого князя Владимира, день памяти которого отмечают 28 июля, вовсе не в том, где именно и когда он крестился: в покоренном им греческом Херсонесе (Корсунь) или под Киевом, до взятия византийского города в Крыму или после.

Нет особой тайны и в том, чем же был выбор веры Владимиром: точным расчетом дальновидного амбициозного политика, замыслившего создать государство, способное соперничать с Византией, или Божьим касанием.

Это вообще не ребус: гениальность, пусть и в сфере политики, все равно имеет иррациональную природу, это то, что называют даром предвидения, озарением свыше, феноменальной интуицией — термин выбирай любой, суть неизменна.

А то, что выбор христианства — ход гениальный, ход, который привел к возникновению не просто нового государства, новой культуры, новой цивилизации, не спорит никто.

Как сказал академик С. С. Аверинцев, «на глазах у изумленной Европы вдруг возникает из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации». Распространение грамотности, появление летописания, развитие архитектуры, литературы, искусства.

Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету, входит в общеевропейское культурное пространство. И все на протяжении жизни нескольких поколений! А международный авторитет! Один пример: если Владимир добывал себе в жены византийскую царевну Анну силой оружия, то с его потомками мечтали породниться все европейские правители.

Дочь Владимира стала королевой Польши, сын женился на дочери короля Швеции, три внучки — королевы Венгрии, Норвегии, Франции.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Владимир Легойда: Церковь — это не паркетные новости и не скандалы

Сравнивая через тысячелетие исходные данные и результаты выбора, сделанного Владимиром, можно констатировать: без вектора под названием «чудо» в этом грандиозном развитии не обошлось, что, впрочем, и расчет не отменяет.

Просто чудо тут, как масло на бутерброде, размазано — на десятилетия, века, поэтому, скрываясь за повседневным, оно не столь явно.

Так что никакой загадки в том, кем был Владимир — умным, прагматичным, удачливым политиком или человеком, действующим по наитию свыше, нет.

Главная неразгаданность святого князя Владимира — тайна не историческая и не политическая. Она человеческая, даже общечеловеческая. Тайна в том, как грешник мог стать святым. Давайте попробуем ее разгадать.

Преображение души князя Владимира дает надежду нам всем

Жития и летописи подробно расписывают, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Рассказывают о женах и сотнях наложниц (на взгляд современного человека — былинное преувеличение). Повествуют о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить.

Не оправдывая Владимира, уточним: Ярополк в свое время пошел войной на среднего брата Олега, в результате чего Олег погиб — братоубийства были вполне в духе правителей того времени. Еще Владимиру припоминают историю с полоцкой княжной Рогнедой.

Владимир к ней посватался, она оскорбительно — мол, куда лезешь, сын рабыни! — ему отказала. Владимир с войском взял Полоцк, Рогнеду обесчестил на глазах у ее родителей, которых потом убил, ну а на Рогнеде, как и хотел, женился.

Есть еще история про христианина Феодора и его сына Иоанна, принесенных в жертву Перуну в честь какой-то победы, — тут, правда, подсуетились жрецы, князь просто не препятствовал.

Перечисляя грехи Владимира, которые мы знаем лучше своих, стоит сказать, что с началом братской междоусобицы юный князь прятался у варягов, а варяги не самые лучшие воспитатели таких добродетелей, как смирение, милосердие. Там один закон: «Либо я, либо меня». Одно право — право сильного.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Князь Владимир идет в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век. WIKIPEDIA.ORG

Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато можно достоверно утверждать, что это прозрение было искренним, настолько глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала нашел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Почему верующие живут на 4 года дольше тех, кто в Бога не верит

Как же происходило крещение святого? Конец 80-х годов X века. Византийская империя на краю катастрофы. Поражение в войне с болгарами (986 г.) и мятеж, поднятый Вардой Фокой, объявившим себя императором, вынуждают двух соправителей империи Василия II и Константина VIII обратиться к князю Владимиру за помощью.

Киевский князь берется помочь, но взамен требует от императоров руки их сестры Анны. Притязание для правителей империи унизительное, но они вынуждены согласиться — при условии крещения киевского язычника. Владимир к тому времени, считают историки, с выбором веры уже определился и в 988 г.

предположительно под Киевом принял крещение с новым именем Василий.

Шеститысячный корпус князя Владимира прибывает в Константинополь и в пух и прах разбивает мятежников. Однако императоры выполнять обещание не спешат. Тогда разгневанный князь выдвигает войско на Корсунь и захватывает город. Византийцы от греха подальше отдают Анну в жены.

У А. К. Толстого есть дивная поэма «Песнь о походе Владимира на Корсунь», она и поможет нам приоткрыть главную тайну князя. И хотя Толстой не знал, что к приезду в Херсонес Владимир был уже крещен, — в этом историки утвердились позже, зато чуткость позволила поэту уловить нечто крайне важное в характере князя.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади. Константин Завражин

  • Вот монах (мних) христианин убеждает язычника Владимира в истинности христианства:
  • «Добро,- сказал князь,
  • когда выслушал он
  • Улики царьградского мниха, —
  • Тобою, отец, я теперь убежден,
  • Виновен, что мужем
  • был стольких я жен,
  • Что жил и беспутно, и лихо.
  • Что богом мне был то Перун,
  • то Велес,
  • Что силою взял я Рогнеду,
  • Досель надо мною, знать,
  • тешился бес,
  • Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес
  • Креститься, в раскаянье, еду!»
  • А вот с каким юмором описаны чувства греков по приезду князя!
  • «Увидели греки в заливе суда,
  • У стен уж дружина толпится,
  • Пошли толковать и туда и сюда:
  • «Настала, как есть,
  • христианам беда,
  • Приехал Владимир креститься!»

Смотрите, здесь не только воинственный характер Владимира, привыкшего все решать силой! Здесь шире — здесь решимость! Искренняя, горячая готовность отринуть от себя «зверя» и принять Бога, именно это стало тем рычагом, который позволил совершиться такому невероятному перевороту на 180 градусов: от грешника к святому. Благодать, даруемая во время Таинства Крещения, воздействует на всех. Но от человека зависит, насколько он сумеет этот дар принять и распрощаться с греховным в себе. Насколько глубинно (по слову митрополита Антония Сурожского) он откроет себя Богу.

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях дома

Владимир Святославич, великий князь Киевский (миниатюра из книги 1672 г.). WIKIPEDIA.ORG

Как сообщает летописец, услышав евангельские слова: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут», крестившийся Владимир «повелел всякому нищему приходить на двор княжеский и брать все, что необходимо».

Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать телеги со всем необходимым. Прочитав в Деяниях Апостолов о том, что у первых христиан было общее имущество, князь раскрывает народу свои кладовые.

Узнав о заповеди «не убий», пытается отменить смертную казнь. «Боюсь греха» , — отвечает Владимир на вопрос, почему не казнит разбойников… Буквальное и чистое восприятие христианства, скажут потом об этом богословы.

«Надежда и утешение для каждого из нас — грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, — когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога и так глубинно, так потрясающе измениться во всем»,- писал митрополит Антоний Сурожский.

Источник: https://rg.ru/2018/07/25/pochemu-letopisi-ne-skryvaiut-gorkoj-pravdy-o-sviatom-krestitele-rusi.html

Где находится место захоронения или мощи святого князя Владимира, крестителя Руси?

Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях домаСвятой равноапостольный князь Владимир скончался 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 г в селе Берестово, и был погребен в Успенской Десятинной церкви в Киеве в мраморном гробе рядом со своей супругой царевной Анной, сестрой византийского императора Василия II. 

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна

В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строительство было окончено в 996 году.

Читайте также:  Чем девка у русских отличалась от девушки

Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви.

Неподалёку археологами были найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным».

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Римского Папы Климента, погибшего в Корсуни.

В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги.

В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича.   В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян.

По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.

Этот храм неоднократно восстанавливался и вновь разрушался.

Так в 1240 г. во время нападения войск хана Батыя на Киев, храм был разрушен. В 1635 г. митрополит Петр Могила, осматривая развалины Успенской Десятинной церкви, приказал копать на месте образовавшейся ямы. Были обретены два мраморных гроба, которые согласно надписям принадлежали св. Владимиру и царевне Анне. 

Десятинная оставалась в руинах вплоть до XVI столетия. Немногочисленные жители Подола избегали этого места из-за суеверного страха, который им внушала память о нашествии Батыя. Лишь поляки, пришедшие в Киев во второй половине XVI в.

, проявили к развалинам интерес: растащили мрамор на строительство костёлов. Затем здесь была построена небольшая униатская церковь, которую в 1635 г. православный митрополит Пётр Могила уничтожил, а на её месте воздвиг новую.

В наше время в Киеве Десятинная Церковь совсем недавно восстановлена и находится в тесной близости с храмом Андрея Первозванного.

На этом фото видите коричневую маленькую Церковь, на этом месте в 1015 году и был погребён святой князь Владимир.Митрополит Петр вскрыл гробницу Владимира, взял череп, нижнюю челюсть и ручную кость. Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях домаГлаву он поместил в Успенском соборе Киево-Печерской обители. Там она хранилась в серебряной раке. В конце 30-х годов она была взята на «обследование» в Москву и исчезла. Челюсть была послана царю Михаилу Федоровичу, который передал ее в Успенский собор Московского  Кремля. Она упоминалась в описи Собора 1701-го года: «исподняя кость с зубами». После революции эта часть мощей хранилась в кремлевских в музеях. По случаю тысячелетия крещения Руси в 1989 году Церкви были переданы несколько мощевиков, один из них был с мощами святого князя Владимира. Почему Крестителя Руси князя Владимира похоронили в сенях домаВ 2005 году, по просьбе предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира, мощи крестителя Руси были возвращены в город, с которого все началось – Киев. В связи с празднованием в 2013 году  1025-летия Крещения Руси ковчег с мощами возили по городам, после чего он вернулся обратно в Киево-Печерскую Лавру.

Ручная кость находилась в Киевском Софийском соборе.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/132949.html

Судьба мощей князя Владимира

Руины Десятинной церкви, рисунок XIX века

Путешествия мощей

Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву, русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп) князя, но, в конце концов, эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви — Успенском соборе.

Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград, в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова.

Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана…Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. М.

Герасимова эвакуировали в Узбекистан, в древний город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.Изъятие раки с головой св. Владимира согласовывали на самом высоком уровне. Реликвию вывозили тайно. М.Герасимов в присутствии сотрудников НКВД извлек череп князя.

Драгоценную раку увезли в Гохран. Без нижней челюсти восстанавливать лицо было невозможно, но сведений, что челюсть святого специально возили из Кремля в Ленинград, нет.

То есть заведомо не ставилась задача восстанавливать облик Крестителя! Требовался предлог вывезти реликвию из Киева! Понятно, что лаборатория была не просто под охраной. И ничего оттуда пропасть не могло. Бомбежки, обстрелы пощадили Эрмитаж. Но потомки не пощадили святыни – ее ухитрились «потерять» из самого охраняемого советского хранилища.

Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя).

Почему не Киев?

Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.

Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь.

Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.

) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ.

В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «…находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св.

Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм.

Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.

Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».

Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.

Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь.

Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира.

И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году — 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.

Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева

Источник: https://pravlife.org/ru/content/sudba-moshchey-knyazya-vladimira

Тайна крещения князя Владимира и Руси

Диво-дивное

Каждый просвещенный россиянин на сегодня знает, что началом объединения древних славянских племен, началом русской православной государственности явилось Крещение Руси, но не каждый догадывается, что этот духовный акт, иначе как чудо, как неизреченный Божий Промысл не назовешь.

Почему так? Дело в том, что Крещение Руси, как заметил еще приснопамятный митрополит Иоанн (Снычёв), не было совершено по каким-то государственным или личным расчетам князя Владимира. Ко времени образования Киевской Руси уже была государственная религия — язычество. Оно крепло, развивалось и имело достаточно цельное мировоззрение.

Утверждение своей религии было для князей и утверждением государственной самостоятельности и политической независимости. Осознавались князьями и опасения религиозных усобиц.

«По всем человеческим расчетам, — отмечал митрополит Иоанн, — приняв христианство, Русская земля должна была бы потерять свое единство, или же, сохранив целостность, закоснеть в неисправимом языческом упорстве.

Находясь на перекрестке дорог, там, где переплетались и сталкивались интересы мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и хищного иудейского Хазарского Каганата, Русь должна была бы ради спасения своей целостности хранить и свою религиозную самобытность. Казалось, ей предназначена судьба языческой империи.

Любые уступки соседям должны были бы привести к неминуемому разделу Руси на «зоны влияния» мусульманства, иудаизма и христианства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История южных славян подтверждает это — когда-то единый народ разделился на православных сербов, католиков, хорватов и даже славянских мусульман, ожесточенно враждующих ныне между собой».

Так же поучителен и пример Золотой Орды, могучего государства, которое было разрушено религиозными усобицами после принятия в 1313 г. ханом Узбеком ислама и возведения его в ранг государственной религии.

«Ее распад, — пишет митрополит Иоанн, — показывает, какова была бы судьба России, если бы все текло «естественным образом». Похожесть событий необычайна. И там и тут новая вера распространяется верховной властью, и там и тут религия единобожия призвана заменить древние языческие обряды.

И там, и тут обращение завершает период междоусобиц. И там и туг — дикий, воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства, наличие как сторонников, так и противников новой религии. Совпадения можно перечислять и дальше.

Тем более примечательно дивны дела твои, Господи! — полная противоположность следствий перемены веры. Святой равноапостольный князь Владимир возвеличил свою родину, а хан Узбек свою погубил».

Читайте также:  Сколько было авторов у российских летописей

Итак, Крещение Руси нельзя назвать простой сменой религии, это был духовный акт, совершенный по Божьему Промыслу. Не было у князя Владимира и личных корыстных интересов.

Достаточно вспомнить, что он был ярым сторонником язычества, участвовал в человеческих жертвоприношениях. Известен факт, когда в жертву языческим богам был принесен христианин.

В «Повести временных лет» об этом говорится следующее: «И сказали старцы и бояре:

— Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам.

Был тогда варяг один…[Федор] Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын [Иоанн], прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. И посланные к нему, придя, сказали:

— На сына твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам.

И сказал варяг:

— Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет… Не дам сына своего бесам.

Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим… И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».

Федор Варяг и сын его Иоанн — это христиане, ставшие первыми на Руси мучениками за веру. А ведь убиты они были по решению князя Владимира принести в благодарность языческим богам человеческую жертву после удачного военного похода на ятвагов…

Язычество, буйный характера князя, плотские вожделения, которые он привык удовлетворять, — никак не способствовали принятию Православия — учения, требующего от человека самоограничения во всем.

«Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей.

Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир содержал в трех гаремах 800 наложниц — вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.

Но тем разительнее была перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая какое именно. Внутренняя духовная причина пере­мен, происшедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков», — пишет митро­полит Иоанн.

Да, князь Владимир следовал советам своей бабушки княгини Ольги, которая убеждала его принять христианство, да, прежде чем креститься он исследовал разные веры, пока не выбрал именно христианскую веру, но выбрать веру еще не значило уверовать, как говориться в Евангелии «всем сердцем… и всею душею… и всею мыслию» (Мф. 22, 37-40).

О чуде крещения князя Владимира в древнейшем памятнике русской письменности, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона говорится так:

«Как взыскал Христа, как предался Ему? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним — как же стал учеником Его? Другие и видев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. Поистине, сбылось на тебе благословение Господа Иисуса, реченное Фоме: блаженны не видевшие и уверовавшие.

…Знающие Закон и пророков распяли Его. Ты же ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился.

Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему? Не видел апостола, который пришел [бы] в землю твою и нищетою своею, и наготою, гладом и жаждою сердце твое к смирению приклонил [бы]. Не видел, [как] беса изгоняют именем Иисуса Христа, как болящие выздоравливают, немые говорят, огонь в холод претворяется, мертвые встают — всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное!»

  • Откуда в нас все лучшее?
  • Федор Тютчев в одном из стихотворений о Крещении Руси назвал князя Владимира «блаженным»:
  • Жизнь без Христа — случайный сон.
  • Блажен, кому дано два слуха, —
  • Кто и церковный слышит звон,
  • И слышит вещий голос Духа.

Есть в этих строках глубокий смысл. Блажен был князь Владимир, который послушал «церковный звон», то есть благовестите Константинопольских священников о том, что христианская вера — правая вера. Но он услышал вещий голос Духа и последовал ему. Он не знал Христа, но уверовал. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20;29).

Принятие Киевским князем в свое сердце Христа было подобно прозрению гонителя христиан язычника Савла, ставшего апостолом Павлом. Не случайно в посвященном святому равноапостольному князю Владимиру тропаре поется: «…обрел еси бесценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели душевную вкупе и телесную».

Известно, что перед принятием крещения князь заболел глазной болезнью и ослеп.

Случилось это после того, как он захватил греческий город Корсунь (впоследствии Херсонес, а ныне Севастополь) и решил взять в жены сестру греческого Императора Анну.

При этом он пригрозил Императору, что захватит и разграбит остальные греческие города, если не получит Анну. Но, как об этом писал историк С.М. Соловьев, ответ князь получил следующий:

— Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь.

Князь же Владимир в свою очередь предал, что готов принять святое крещение:

— Я крещусь. Я уже испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи.

Греческий Император обрадовался этим словам и послал Анну в Корсунь, где она была торжественно встречена жителями. Но по прибытии в Корсунь греческая царица узнала, что князь Владимир ослеп и оттого был в сильной печали. Тогда Анна велела передать ему:

— Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то и не вылечишься.

  1. На это известие князь Владимир сказал:
  2. — Если в самом деле так случится, то поистине велик будет Бог христианский.
  3. Об исцелении же князя Соловьев сообщает следующее: «Епископ корсунский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел. Удивившись такому внезапному исцелению, Владимир сказал:
  4. — Теперь только я узнал истинного Бога!
  5. Видя это, и из дружины его многие крестились».

Так после совершения Таинства в купели прозрел Великий князь Киевский Владимир. Так спала с него пелена язычества.

Когда же спала пелена с телесного и духовного зрения князя Владимира он сразу увидел ту нравственную нечистоту, в которой пребывал до этого. И с этого времени его жизнь в корне изме­нилась. Он распустил свои гаремы, начал помогать нищим, больным и немощным людям.

Кормил голодных на своем дворе, а тем, кто по немощи и болезни не мог прийти — его возницы достав­ляли продовольствие. Князь Владимир всеми силами старался осуществлять Христовы заповеди на деле. Боясь гре­ха, не хотел судить даже преступников.

Но тогда епископы сказали ему:

  • — Разбойники размножились, зачем не казнишь их?
  • — Греха боюсь, — отвечал князь Владимир
  • Епископы же возразили:
  • — Ты поставлен от Бога добрым на милование, злым на казнь.

И князь послушался епископов. Это говорит нам о том, что уже в самом начале устроения на Руси государственности Церковь оказывала свое влияние на власть и на общественный строй. В самом деле — по слову В.М.

Соловьева «не о средствах распространения христианства советуется Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагают заботятся о внешней безопасности, и князь соглашается с ними». При этом, как пишет Н.М.

Карамзин «Он был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там голод свой и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих — и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мед и квас в бочках. «Где нищие, недужные?» — спрашивали люди княжеские и наделяли их всем потребным.

Сию добродетель Владимирову приписывает Нестор действию Христианского учения. Слова Евангельские: блаженны милостивые, яко тии помилованы будут… вселили в душу Великого Князя редкую любовь к благотворению и вообще такое милосердие, которое выходило даже из пределов государственной пользы».

Однако если уж говорить о «государственной пользе», то будет весьма уместно привести слова святителя Иоанна Златоуста: «Поистине царь есть тот, кто побеждает гнев и зависть и сладострастие, подчиняет все законам Божиим, сохраняет ум свой свободным и не позволяет возобладать душою страсти к удовольствиям. Такого мужа я желал бы видеть начальствующим над народами, и землею, и морем, и городами, и областями, и войсками; потому что кто подчинил душевные страсти разуму, тот легко управлял бы и людьми согласно с божественными законами…»

Возвращаясь к вопросу значимости Крещения Руси нельзя отрицать, что именно оно положило начало православной государственности и предопределило развитие различных сторон государственной и общественной жизни. С.Ф.

Соловьев отмечал несомненное — вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. А вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Оттого и восклицается в акафисте св. рвап.

князю Владимиру «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю… Радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю…»

Так прозревший духовно князь Владимир, положил начало и духовному прозрению русского народа.

И стала с него благодаря просвещению спадать пелена язычества, пелена безбожия, и с тех пор по слову святителя Илариона, митрополита Киевского, православные на Руси «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиждем; уже не заколаем друга бесам на жертву, но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал — и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести».

Вместе с книжностью пришли на Русь и новые юридические отношения между властью и крестьянами. Митрополит и духовенство управляли подчиненными им крестьянами на основании особого сборника законов — Номоканона (Кормчая Книга).

В этой книге были прописаны не только церковные правила, но и гражданские законы. В то время князья дарили русской Церкви огромные земельные наделы. И отношения с земледельцами духовенство оформляло юридически. «Таким образом, — пишет известный историк С.Ф.

Платонов, — на Руси вместе с новым вероучением появились новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые землевладельческие обычаи». И до сих пор православные христиане просят в молитве святого князя Владимира «Моли, благосерде, Человеколюбца Господа…

да оградит державу мудрыми и верными слуги, да соблюдет в судиях и правителех правду и милость…».

«Широко было влияние Церкви на гражданский быт языческого общества, — пишет далее Платонов — Оно охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи.

Наконец, христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками.

Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития.

А с ними вместе развились и прочие искусства, и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Таким образом развилось национальное искусство».

«Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир» — утверждал духовный писатель середины 19 века, архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов).

Источник: ИМ ЗЕРНА

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2015/07/28/tajna_kreweniya_knyazya_vladimira_i_rusi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector