Почему монголы освободили от дани церковь

?

Previous Entry | Next Entry

astori_18Почему монголы освободили от дани церковьФрагмент картины «Калка», худ. Павел Рыженко, 1996 год.

Период монголо-татарского нашествия — одна из самых страшных страниц русской истории.

На протяжении более 200 лет Русь была подчинена Золотой Орде. И самое страшное заключалось даже не в том, что народ был обложен тяжелейшей данью, а земли подвергались разорительным набегам. Наибольшее влияния на ход развития оказывало полное господство хана над институтом управления страны.

Почему монголы освободили от дани церковьНашествие монголо-татар на Владимир.Древняя Русь, и без того подверженная междоусобицам, в лице ордынцев получила мощного противника возможности естественного объединения и сплочения вокруг сильной централизованной власти. Для ослабления подчиненного народа был избран самый эффективный способ контроля: князья должны были получать разрешение у хана на возможность управления государством. Так появился термин «ярлык на великое княжение».

Ярлык на княжение

Ханский ярлык – это письменный документ, подтверждающий волю кагана. В Древней Руси давал право князю на управление землями и долю от собранной дани. В настоящее время историки часто спорят о том, а было ли на Руси монголо-татарское иго. Все чаще высказывается версия, что никакого нашествия, а тем более порабощения не было.

Одним из основных аргументов в пользу данной теории является тот факт, что, несмотря на огромную ценность ярлыка на княжение, ни один из документов не был сохранен. Но для этого есть объективные причины.Ярлык – это рукописный документ или грамота, для сохранности которой нужны особые условия.

С учетом того, что монголо-татары следили за тем, чтобы не только один князь, но и одно княжество долго не имело главенствующей власти, о создании какого-то архива, способного сохранить подобный документ для потомков, не могло быть и речи. А частые пожары и разорительные набеги способствовали их исчезновению.

/ Фото: kontinent.org» src=»https://kulturologia.ru/files/u20709/princely-label-08.jpg» width=»800″>После освобождения от власти Золотой Орды ценность этих бумаг была утрачена. Подтверждение выдачи ярлыков на великое княжение можно найти только в летописях. Но далеко не все признают этот источник. Ведь описание и переводы ярлыков были сделаны спустя много лет после избавления от ига, в связи с чем ряд историков говорит о возможности фальсификации рукописных свидетельств.

На поклон к хану Золотой Орды

Почему монголы освободили от дани церковьЕще одним подтверждением существования ярлыков и полной политической зависимости Руси от Золотой Орды являются многочисленные свидетельства поездок князей на поклон к великому хану. Впервые хан Батый потребовал явиться действующего Великого князя в 1243г. К поездке в Сарай князья начинали готовиться заранее. Необходимо было собрать щедрые подарки хану, его приближенным, женам и всем влиятельным монголам. Помимо подарков необходимо было продумать дипломатическую стратегию: как обойти конкурентов и защититься от их нападок. Русские князья и их бояре плели друг против друга настоящие интриги в надежде получить власть в свои руки.Почему монголы освободили от дани церковьЗолотая Орда и русские княжества на карте.От того, удастся ли склонить хана на свою сторону, часто зависело не только получение ярлыка, но и жизнь самих послов и населения целых городов. Так, первый русский князь, отправившийся на поклон к хану, Ярослав Всеволодович, был отравлен в Орде уже после получения ярлыка. Всего за время монголо-татарского ига в ставке были убиты десятки русских князей и их подданных. Еще большее число послов подвергались пыткам и унижениям. Поэтому, перед отъездом многие оставляли завещания и брали в дорогу священника.

Мученик за веру – князь Михаил Черниговский

Но далеко не все князья готовы были поступиться своей честью ради получения благосклонности хана. В 1246г. в Золотую Орду отправился Михаил Черниговский вместе со своим верным сподвижником Феодором. По заведенной традиции перед входом в ханский шатер князь и боярин должны были пройти «очищение огнем».

Ритуал заключался в прохождении сквозь пламя, которое очищало от дурных помыслов, и поклонении огню и солнцу, что символизировало полную покорность. Однако истинные христиане, Михаил и Феодор, отказались преступить законы своей веры и склониться перед идолами.

Почему монголы освободили от дани церковьПытки Михаила Всеволодовича Черниговского, великого князя Киевского.Жрецы доложили о неповиновении русских послов хану. Первым мученическую смерть принял князь. После долгих истязаний он был убит. А Феодору предложили отступиться от своей веры и пройти языческий обряд в обмен на ярлык на великое княжение. Но боярин был также непоколебим и последовал примеру своего князя. По легенде, тела обоих мучеников бросили на съедение собакам. Но чудесным образом они были нетронуты животными, а позднее тайно погребены по христианским обычаям.Почему монголы освободили от дани церковьСв. муч. и исповедники благоверный кн. Михаил и боярин его Феодор Чер.Михаил и Феодор причислены к лику святых. Своим подвигом они доказали стойкость духа русского народа. После их казни в Орде не требовали от христиан поклонения языческим идолам.

via

Источник: https://astori-18.livejournal.com/2189070.html

Положение церкви при монголо-татарах — DRIVE2

Почему монголы освободили от дани церковь

Практически все историки, будь то атеисты (Никольский Н.М, Каргалов В.В) или же убежденные православные (Петрушко В.И, Голубинский Е.Е, мирополит Макарий), отмечали, что именно в период монголо-татарского ига, положение церкви упрочилось невероятно. Именно во время ига, возник «исконно-русский» обычай золотить купола церквей(1)(2)-столько там скопилось богатств. Церковь стала крупнейшим землевладельцем(2)(3), причем все без исключения церковные богатства были освобождены от любых поборов (1)(2)(3)(4)(5)(6)(7). Ханы в Улусе Джучи, вообще считали священников (русских!) именно своими слугами, и на этом основании тщательно оберегали церковь, от каких-либо претензий князей (3)(4)(7).

Правда игумен Кирилл(Сахаров) заявил, что татары -де «задабривали Церковь«(6), но думается, что игумен, все же несколько сместил акценты.

Во всяком случае, историки давно уже объяснили очередной «каверзный» вопрос «тартарианцев«-«Отчего не было монгольских гарнизонов?«. А зачем, когда православная церковь по факту была частью (и частью важной!) монголо-татарской власти.

(3)(8). Сарайская епархия, куда кстати князья исправно ездили на поклон, располагалась напротив ханского дворца(3)(8)

Тем не менее, влияние церкви выросло чрезвычайно. Именно в эпоху ига, между понятиями «православный» и «русский» стал ставиться знак равенства. Как пишет один из исследователей «Монголо-татарское иго научило русских кротости и смирению«(9), причем пишет это с нескрываемым удовольствием.

Многие историки цитируют ярлык хана Узбека, данный церкви: «зане они за нас и род наш бога молят и воинство наше укрепляют«.

Помнится недавно, в интернет-дискуссии, один рьяный защитник церковников постеснялся ответить на прямой вопрос: -а как собственно называются лица, активно и добровольно сотрудничающие с оккупационными властями? И сотрудничающие за щедрую плату.

За время ига помимо монастырей было построено около трех сотен церквей (4), и значительное (неучтенное) количество часовен. Можно заявить без преувеличения: время монголо-татарского ига, было временем очевидного расцвета православной церкви.

Уже упоминавшийся игумен Кирилл (Сахаров) с удовольствием цитирует некоего Г.Шиманова. Шиманова не читал, но отчего же сомневаться в точности цитирования священником-то? Итак:

«На заре своего исторического бытия Россия не случайно была отгорожена от Европы нашествием монголов. Европа задушила б в своих мощных ренессансных объятиях только что родившуюся нацию, т.е увлекла бы ее на свои пути, еще до того как ее специфический православно-русский лик сформировался.

Монгольское иго, принеся величайшее унижение народу русскому, и понизив катастрофически его нравственный и культурный уровень(…).

Оно не разрушило его православной души, но дало ей возможность сформироваться настолько, что никакие последующие события уже не могли изгладить из сердца народного православной печати«(6)

А хорошо сказано? «задушила б в своих мощных ренессансных объятиях«-это нечто! То, что именуется Возрождением, могло оказывается «задушить» откровенную византийщину, не будь ордынских сабель.

И не было бы «Домостроя«, теремного затворничества, и я бы писал о РУССКИХ ХУДОЖНИЦАХ И ПИСАТЕЛЬНИЦАХ/ПИСАТЕЛЯХ XV в.

! Потому что они БЫ БЫЛИ,а так ИХ НЕТ! И очень возможен вывод, о том, что укрепление православной церкви, явилось следствием «катастрофического понижения нравственного и культурного уровня» людей-это вполне возможный вывод из цитаты приведенной православным священником.

Так, что монголо-татары, боролись ЗА православную церковь. И византийские ценности, прямо отторгающие Московское государство от остальной Европы (а в Московии было между прочим и не мало общеевропейских черт, несмотря ни на что-И.Л) -укрепились лишь под охраной ордынских, т.е монголо-татарских сабель.

1 Никольский Н.М. История русской церкви М 1985 г,3-е изд2 Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь М 19663 Егоров В.П. Золотая Орда: мифы и реальность М 1990 г4 Петрушко В.И.

Курс лекций по истории русской церкви М 2008,ч 25 Голубинский Е.Е История Русской церкви Т II 1899 г6 Игумен Кирилл(Сахаров) Русская Церковь в период монголо-татарского ига7 Почекаев Р.Ю.

Право Золотой Орды М 20098 Похлебкин В.В. Татары и Русь М 2000

9 М.Яблоков Русская Православная церковь в период монголо-татарского ига.

Илья Левко

Источник: https://www.drive2.ru/b/482044865266319412/

Православная церковь и татаро-монгольское нашествие

Православная церковь и татаро-монгольское нашествие

Феодальная раздробленность на Руси была усугублена страшным народным бедствием — татаро-монгольским нашествием. Впервые Русь столкнулась с татаро-монголами в 1223 г., когда передовые отряды завоевателей под водительством Сабудай-Богатура и Джебе-Нойона нанесли на реке Калке жестокое поражение дружинам вздоривших между собой южнорусских князей.

Это было как бы предостережением русским князьям, которые все больше и больше проявляли сепаратистские тенденции. Однако процесс дробления древнерусского государства продолжался, и в результате этого Русь встретила татаро-монгольское нашествие разобщенной, ослабленной нескончаемыми распрями удельных княжеств. В конце 1237 г.

хан Батый двинул множество своих туменов[5] на Русь. В 1237–1238 гг. орды Батыя опустошили земли Северо-Восточной Руси, в 1239–1240 гг. Батый предпринял поход в южнорусские области и покорил их. В числе других городов после ожесточенного сражения пал Киев. Только западнорусские земли и Псковско-Новгородская область не были разорены завоевателями.

На плечи потерпевшей поражение Руси на долгие годы тяжелым бременем легло татаро-монгольское иго.

Сотни городов были разрушены и сожжены, десятки тысяч воинов пали в неравной битве с жестокими захватчиками, огромное количество людей было угнано в рабство, оставшиеся были обложены тяжелой данью. Татаро-монгольское иго надолго задержало развитие экономической жизни в нашей стране. «По целому ряду производств, — пишет академик Б. А.

Рыбаков, — мы можем проследить падение или даже полное забвение сложной техники, огрубление и опрощение ремесленной промышленности во второй половине XIII века. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси; в археологическом инвентаре исчезло много предметов, обычных для предшествующей эпохи».

Пострадали не только производительные силы, затормозилось и развитие общественных отношений. Б. А. Рыбаков считает, что «зарождавшаяся в XII–XIII вв.

связь города с деревней, широкая торговля некоторых крупных городов с далекой периферией, а следовательно, и организация массового производства в городах — все это было уничтожено татарами почти повсеместно».

Во время татаро-монгольского ига не воздвигались крупные города, почти не строилось сколько-нибудь значительных каменных зданий.

Времена татаро-монгольского владычества были черными днями не только в истории нашего народа, но и в истории русской православной церкви. Черными, но в другом смысле этого слова.

Для русской православной церкви в результате самого неприглядного поведения ее пастырей этот период тяжелых народных испытаний и горя явился поистине периодом расцвета.

В эту эпоху приобретались и умножались церковные имущества, и в конечном итоге церковь превратилась в важнейшую экономическую и политическую силу в русском обществе.

Справедливости ради следует отметить, что в момент нашествия татаро-монголов православная церковь сильно пострадала.

Читайте также:  «кельтские кресты» на руси: кто на самом деле их воздвигал

По словам летописца, завоеватели «много же святых церквей огневи предаша, и монастыри и села пожгоша, а имение их поимаша», было от захватчиков «поругание черницам, и попадиам», в Рязани татаро-монголы «черница, и черницы и ерея емше, овых разсекаху мечи, а других стрелами состреляху и во огнь в метаху». Взяв Переяславль, сообщает летописец, татаро-монголы разграбили и разрушили церковь архангела Михаила, а епископа Семиона убили.

Однако очень быстро завоеватели поняли роль православной церкви и постарались привлечь ее на свою сторону. По-видимому, некоторые монгольские военачальники осознали это уже в ходе завоевания Руси. В летописи имеется сообщение о том, что после взятия Чернигова и сожжения города татаро-монголы «епискупа остави жива, и ведоша и в Глухов, и оттоле пустиша».

После того как покорение Руси было завершено, идет довольно быстрый процесс сближения русской православной церкви и завоевателей. В процессе этого сближения церковь получала все больше и больше экономических и политических привилегий.

Тот же летописец сообщает нам, что в 1259 г. при обложении данью Псковской и Новгородской земель завоеватели освободили от ее уплаты «архимандритов, игумнов, и попов, и диаконов, и иноков, и крылошан и всего священнического причта».

Через 20 лет после покорения Руси монголами, в 1261 г., митрополит Кирилл посылает в Орду в качестве своего постоянного представителя епископа Митрофана. После смерти митрополита Кирилла только что назначенный митрополит Максим (1283 г.) сам отправляется с визитом в Орду.

И скоро православная церковь начинает пожинать щедрые плоды от сближения с завоевателями.

Через 30–40 лет после покорения Руси татарские ханы стали выдавать православной церкви особые грамоты (ярлыки), которые предоставляли церкви большие политические и экономические преимущества. Прежде всего этими ярлыками духовенство освобождалось от уплаты дани.

Церкви удалось даже вернуть земли, которые были у нее до завоевания Руси татаро-монголами.

В одном из ханских ярлыков ясно и недвусмысленно говорилось: «Земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их, а что будет взяли и они отдадут беспосульно».

Чем же объяснялось такое отношение к православной церкви со стороны ханов, слывших после принятия мусульманства ярыми фанатиками? В свое время Карамзин выдвинул версию о веротерпимости ханов, чем и объяснял их благосклонное отношение к христианству. Однако одной веротерпимостью невозможно объяснить взаимоотношения татаро-монгольских ханов и русской православной церкви.

И действительно, в ханских ярлыках мы находим ясное объяснение тому, в связи с чем возник союз мусульман-ханов и христианских священнослужителей. Экономические и политические привилегии, согласно ярлыкам, предоставлялись православной церкви для того, чтобы та возносила богу молитвы за ханов.

В ярлыке, дарованном ханом Узбеком митрополиту Петру, говорится: «И от Петра митрополита никто же да не взимает, и от всех людей его и от всего его причта: те бо за нас бога молят, и нас блюдут, и наше воинство укрепляют». Ханский ярлык, выданный в 1357 г.

митрополиту Алексею, говорит: «Чингиз хан и первые цари, отцы наши, жаловали церковных людей, кои за них молилися… И мы… есмя Алексея митрополита пожаловали, как сядет на своем столе и молитву воздаст к богу за нас и за наше племя».

Татарские ханы обрели в лице русской православной церкви преданнейшего слугу. И на первых порах союз мусульманских завоевателей и православного духовенства был в равной степени выгоден для обеих сторон.

Татарские ханы получали в свои руки надежное средство для духовного закабаления побежденных. Церковь же приобретала большие привилегии, которые позволяли ей накапливать все новые богатства. Очень точно определил роль православной церкви в этот период Г. В.

Плеханов: «Великое народное несчастие, — татарское нашествие, — принесло, таким образом, большую пользу «богомольцам» русской земли, которые, со своей стороны, умели ценить любезность «неверных и нечестивых царей»».

Православная церковь не теряла времени даром и использовала все выгоды своего положения, предоставленные ей завоевателями. Татарских ханов русская православная церковь поддерживала до тех пор, пока она не увидела нового, более выгодного союзника в лице усиливающихся московских князей.

Но к началу возвышения Москвы она превратилась в одну из самых могущественных организаций русского феодального общества.

Следующая глава

Источник: https://religion.wikireading.ru/68779

Русская Церковь в период монголо-татарского ига

Монголо-татары были язычниками. Наряду с почитанием высшего Бога, они поклонялись идолам, солнцу, луне, теням умерших ханов и предков. Они руководствовались Книгой Запретов («Яса»), составленной Чингисханом. В этой книге предписывалась веротерпимость, уважение ко всем религиям, необходимость бояться богов других народов. Для монголо-татар была характерна смесь верований. Ханы принимали участие в богослужениях, проводимых служителями разных культов. Тем не менее, нам известны примеры мученичества: владимирского епископа Митрофана, тверского князя Михаила и его боярина Федора, рязанского князя Романа и др. В 1237 году была проведена перепись всего русского населения, которое было обложено данью. Этот год считается началом установления монголо-татарского ига. В 1313 году при хане Узбеке Золотая Орда приняла ислам, после чего стала относиться с фанатичной нетерпимостью к другим религиям. Ханы выдавали русским князьям и митрополитам ярлыки — грамоты, в которых указывались права и льготы. До нашего времени сохранилось семь таких ярлыков. Первый ярлык, который получил митрополит Кирилл II, освобождал русское духовенство от всех податей и повинностей. Под страхом смерти запрещалось оскорблять Православную Церковь и веру. Митрополит Петр получил от хана Узбека ярлык, согласно которому все судебные дела над духовенством, вплоть до уголовных, подлежали ведению митрополита. Известны примеры обращения в христианство татар. Так, племянник хана Берке под влиянием проповеди Ростовского епископа Кирилла тайно покинул Орду, постригся в монахи и основал монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла. В 1261 году в столице Золотой Орды Сарае была учреждена православная епархия. Идея учреждения епархии принадлежала не митрополиту Кириллу, а хану (некоторые историки считают иначе). Необходимость в храмах в самой Золотой Орде была вызвана тем, что много русских приходило на поклон к ханам, приезжали русские купцы, было много русских пленников. Много татар приняло христианство после исцеления ханши святителем Алексием. Русская Церковь при монголах имела привилегии с той целью, чтобы духовенство «молилось о хане и всем его племени безпечально». Цель была задобрить Русскую Церковь. В этот период мы видим расцвет русской святости. Так, на северо-западе успешно просвещал зырян светом Христовой веры святитель Стефан Пермский. Он изобрел зырянскую азбуку, переводил церковные книги на зырянский язык. Часто святитель приезжал в Москву ходатайствовать за своих пасомых перед Великим князем. Просил снять недоимки, защищал от насилия со стороны московских чиновников. Среди иерархов этого времени уже упомянутый митрополит Кирилл II (1247-1280гг.) разъезжал по епархиям и не имел постоянного места пребывания. Чаще всего он останавливался во Владимире. Здесь в 1274 году состоялся Собор. Важным решением этого Собора было запрещение обливательного крещения. Было принято специальное постановление о необходимости приискания достойных кандидатов на рукоположение («лучше один достойный, чем сто недостойных»). Митрополит Максим в 1299 году переносит кафедру во Владимир. В этом решении его укрепило видение Богородицы. Митрополит Петр (1308-1326гг.) перевел кафедру в Москву. Перед кончиной он завещал построить соборный храм в часть Успения Богородицы и там его погребсти. Святитель Алексий (1354-1378 гг.) был регентом, т.е. фактически правителем государства при малолетнем Великом князе Дмитрии Ивановиче. Владыка Алексий около года прожил на испытании у Константинопольского Патриарха. На Русскую кафедру он был поставлен в 1354 году. При поставлении было оговорено, что оно происходит в виде исключения, из-за личных качеств кандидата, и что впредь русские епископы не будут поставляться на митрополичью кафедру. Было также поставлено условие, чтобы один раз в два года митрополит Алексий приезжал в Константинополь для отчета. Ему, однако, пришлось там побывать всего один раз. Десять лет он фактически возглавлял Русское государство. Святитель прославился исцелением ханши Тайдулы (1357 г.). Хан писал Великому князю: «пришли своего главного попа, ибо слышали, что Бог слушает его; если не пришлешь, пойду разорять Русскую Землю». Когда сын хана Чанибека Бердибек хотел обложить данью Церковь, святитель Алексей через Тайдулу добился отказа от этого намерения. Перед кончиной он предлагал прп. Сергию стать его преемником, но тот отказался. В Орде он побывал еще раз, когда новый хан увеличил поборы с русских князей. Они просили митрополита поехать в Орду, чтобы упросить хана не устанавливать новых податей и не требовать русских воинов в ордынское войско. Как известно, непростыми были отношения между Новгородом и Москвой в течение очень долгого времени. Новгородцы всегда тяготились церковной зависимостью от митрополита. Великого князя и митрополита здесь принимали плохо. Дважды они отказывали митрополиту Киприану в праве суда, не раз они обращались к польскому королю и к литовскому князю с предложением взять их под свою опеку.

Желая обуздать русских князей, воспрянувших после Куликовской битвы, Тохтамыш в 1382 году с большим войском пошёл к Москве. Татары двигались в три раза быстрее, чем обычно, меняя по ходу коней. Сведения о своем набеге Тохтамыш старался держать в секрете. Летопись, однако, сообщает, что, выражаясь современным языком, у русских был свой источник в Орде.

В то же время в летописи не объясняется, почему в Москве в тот момент не оказалось ни одного военачальника и дружины. Видимо, по причине огромного урона, который был понесен в результате Куликовской битвы. Перед Великим князем стояла дилемма: либо руководить осажденными, либо оставить Москву и идти собирать дружину. Он избрал второе.

Москву окружал огромный ров, а у татар не было приспособлений для его преодоления. Несколько дней осажденные посмеивались, видя безсилие противника. В городе начались нестроения. Распространялось пьянство.

Тохтамыш взял Москву хитростью, подослав нижегородских князей Василия и Симеона, которые поклялись, что Тохтамыш ничего дурного москвичам не сделает, и в случае сдачи города обойдется с ними с честью. Осажденные решили открыть ворота и крестным ходом идти навстречу татарам. Началась резня. Погибло около 20 тысяч человек.

Через два года после Куликовской битвы хан Тохтамыш сжег Москву. Сгорело огромное количество книг. Великий князь распорядился выдавать по полтине за сорок погребений. Русь опять была обложена данью.

Интересный взгляд на период татаро-монгольского ига приведен Г. Шимановым в книге «Записки из красного дома»: «На заре своего исторического бытия Россия не случайно была отгорожена от Европы нашествием монголов.

Европа за­душила б в своих мощных ренессансных объятиях только что родившуюся нацию, т.е. увлекла бы её на свои пути ещё до того, как её специфический православно-русский лик сфор­мировался.

Монгольское иго, принеся величайшее унижение народу русскому и понизив катастрофически его нравствен­ный и культурный уровень, не достало, однако, самой серд­цевины народного духа.

Оно не разрушило его православной души, но дало ей возможность сформироваться настолько, что никакие последующие события уже не могли изгладить из сердца народного православной печати. Этого знака осо­бенного призвания».

В 1439 году во Флоренции открылся Собор во главе с римским папой Евгением IV (кстати, он был низложен Базельским Собором). Этот папа предложил грекам безоговорочно подписать унию. В решительную минуту слово взял митрополит Исидор, возглавлявший тогда Русскую Церковь. С большой ревностью он поддержал предложение папы.

В июле 1439 года Ферраро-Флорентийская уния была подписана и официально провозглашена. В благодарность за вклад Исидора в дело подписание унии он был возведен в кардинальское достоинство и назначен легатом на территории Литвы, Ливонии, Польши и всей Руси. Некоторые члены его свиты, догадавшись о предательстве, покинули Исидора и срочно бежали в Москву.

По пути в столицу Руси Исидор рассылал грамоты, в которых сообщал о подписании унии. В марте 1441 года он прибыл в Москву. Именно Великий князь Василий Васильевич решительно отреагировал на предательство Исидора. После нескольких дней размышлений он приказал заточить его в Чудов монастырь.

За короткий срок был созван Собор Русских иерархов, на котором Исидору было предложено покаяться. Тот и не думал каяться, а во всем обвинял Русских иерархов.

Читайте также:  В каких случаях мужчине-мусульманину рекомендуется иметь одну жену

В сентябре 1441 года, почувствовав безуспешность своих усилий и опасность для жизни, он со своим учеником Григорием бежал из Москвы на прием к римскому папе.

Нужно сказать, что большинство греческих участников Ферраро-Флорентинского Собора, подписавших унию, отказались от нее, а народ совсем не принял ее, так же как и духовенство. Патриарх же (Григорий Мамма) был сторонником унии и стремился насадить ее и на Руси.

Сам Исидор не отказывался от притязаний на Московскую кафедру и стремился возвратиться в Москву.

После всего произошедшего на Руси пришли к выводу: в Константинополе после подписания унии не стало ни православного Императора, ни православного Патриарха, нарушилась чистота Православия, что несло опасность для Руси. В декабре 1448 года в Москве решились поставить в митрополиты давно избранного Собором Русских иерархов рязанского епископа Иону без предварительного благословения Патриарха.

Не все признали законность этого акта (например, прп. Пафнутий Боровский), так что митрополиту Ионе было непросто. В 1450 году Великий князь Василий вновь направил послание императору Константину Палеологу, в котором сообщал о произошедших событиях в Русской Церкви.

В своем послании он напоминал, что еще в 1436 году владыке Ионе во время общения его с Патриархом было обещано, что после Исидора он будет главой Русской Церкви. Император Константин в 1452 году полностью перешел в унию, а в мае 1453 года Константинополь пал. После падения Константинополя Патриархом стал ревностный поборник Православия Геннадий Схоларий.

Ссылаясь на свои права, он послал митрополита Игнатия в Москву возглавить Русскую Церковь. Митрополит Макарий (Булгаков), профессор-протоиерей Александр Горский, профессор Знаменский утверждали, что существовала Патриаршая грамота, которая официально предоставляла Русской Церкви автокефалию, и ей усваивалось пятое место в диптихе Православных Церквей.

Текст этой грамоты не сохранился. По-видимому, сначала этот свой статус Русская митрополия рассматривала как временный, а после падения Константинополя ситуация была уже качественно иной. Никаких возражений со стороны Константинопольского Патриарха не было. Патриархи связывались друг с другом в связи с русской автокефалией.

Нет никаких документов, отрицающих законность поставления самостоятельного Московского митрополита и права Русской Церкви на автокефалию. Если бы этот оспаривалось, могло бы быть отлучение, но этого не произошло.

Итак, при митрополите Ионе (1448-1461гг.) Русская Церковь стала автокефальной (1448г.). В грамоте по этому случаю разъяснялось, что Русская Церковь не порывает связей с Греческой, а поступает так в виду того, что неизвестно, есть ли в Царьграде православный Патриарх. При Патриархе Геннадии Схоларии отношения наладились.

В 1458 году польский король добился поставления для юго-западной Руси независимого митрополита (им стал Григорий — ученик митрополита Исидора; он был посвящен латинствующим патриархом Григорием, жившим в Риме). Великий князь Московский умолял польского короля не соглашаться принимать этого митрополита, но тот проигнорировал эту просьбу.

В 1459 году по поводу происшедшего в Москве состоялся Собор, на котором была принята клятва о верности Московской Церкви.

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2014/02/13/russkaya_cerkov_v_period_mongolotatarskogo_iga

Как «татаро-монголы» освобождали гроб господень

760 лет назад начался поход войск Монгольской империи в Палестину. Тогда они столкнулись с предательством крестоносцев-тамплиеров

В истории христианства, в истории крестовых походов до последних времен почти не упоминался Желтый крестовый поход 1256-1260 годов.

Хотя великий каган Мункэ, соблюдая законы Чингисхана, и говорил, что для него все религии равны, тем не менее, христианство в Монгольской империи весьма и весьма почиталось.

Во-первых, многие подданные были христианами, а во-вторых, христианками были жены каганов и ханов. Жена кагана Мункэ и жена его брата – руководителя крестового похода хана Хулагу – исповедовали несторианство.

Несторианкой была и жена главного военачальника – нойона Китбуги.

Сам по себе факт Желтого крестового похода, скажем так, экзотический. Казалось бы, европейцы должны были “раскрутить” его на весь свет. Однако ж – молчание.

  • Секрет молчания раскрыли еще в советские времена Лев Гумилев и Айдер Куркчи в одной из работ, написанных в соавторстве.
  • Суть в том, что рыцари-крестоносцы, в первую очередь орден тамплиеров, в 1260 году практически выступили на стороне сарацинов.
  • Эта трагедия веры и торжество предательства еще ждут своего историка.

Поход, как свойственно монгольским военным начинаниям, организовали и провели блестяще. Мусульманские твердыни рушились одна за другой. Пал Багдадский халифат – центр военной и религиозной мощи мусульманского Востока. А дворец халифа ордынцы отдали под резиденцию православного патриарха Востока.

(Здесь и далее я употребляю слово и понятие «ордынцы», а «татаро-монголы» беру в кавычки, так как исторически-этнический термин «татаро-монголы» условен.

Это изначально был тюрко-монгольский конгломерат, который точнее всего в общем и в целом обозначается, на мой взгляд, термином «ордынцы». Основную военную силу в нем составляли тюркоязычные степняки, покоренные монголами половцы.

То есть люди, не родственные монголам по языку. Но – близкие по бытотипу, по образу жизни, тому, что называется конно-степной цивилизацией.)

В Европе хана Хулагу сравнивали с императором Константином Великим, который сделал христианство официальной религией Римской империи и построил храм Гроба Господня в Иерусалиме. В храмах Европы в честь хана Хулагу служили мессы.

Но в самой Палестине командоры и магистры рыцарских орденов встретили ордынцев с нескрываемой враждебностью. Компанию вражды возглавили тамплиеры – самый мощный рыцарский орден в Палестине и в Европе.

Почему? Да потому, что крестоносцы жили в Палестине распрекрасно. Деньги из Европы поступали регулярно (за идею, за войну надо платить). Орденские рыцари в Палестине были сами себе хозяева.

Вдали от власти Папы Римского, вдали от королей, командоры и магистры претендовали чуть ли не на равенство с монархами.

Но если монголы завоюют Иерусалим, сюда придет Церковь, власть Папы Римского, придет королевская власть – и тогда тамплиеры и другие крестоносцы низведутся в разряд простых рыцарей, живущих милостью монархов.

И потому европейские крестоносцы не провели в поддержку ордынцев-крестоносцев ни одной военной операции. Более того, на совете орденов в Аккре, главной крепости тамплиеров, обсуждалось совместное с мамелюками-сарацинами военное выступление против монгольской армии.

Оно не состоялось, потому что воспротивился магистр Тевтонского ордена. И тогда тамплиеры решили просто поддержать мамелюков продовольствием и фуражом.

Что в тех условиях было не менее важно, чем вооруженное участие. Заклятые враги – сарацины и тамплиеры – мирно соседствовали под стенами Аккры и ходили в гости друг к другу.

Армия сарацинов отдыхала, их кони набирались сил после перехода через пустыню.

А ордынские кони пришли к решающей битве под Айн-Джалутой изнуренными. Что и решило исход сражения.

На общем исходе Желтого крестового похода, безусловно, сказалось то, что в 1260 году умер великий каган Мункэ. По законам империи, в таких случаях все войны прекращались и войска отзывались – до выборов нового кагана. Хан Хулагу с основной армией отправился назад – в Египте остался лишь корпус под командованием нойона Китбуги. Его сил оказалось недостаточно

Здесь нельзя не отметить иронию истории, иронию судьбы. В сводной монгольской армии значительную часть составляли степняки-половцы, предки нынешних казахов.

А войска мамелюков состояли в основном тоже из половцев, пленных и детьми купленных на восточных невольничьих рынках. В 1250 году мамелюки захватили власть в Египте. Командовали ими султаны Кутуз и Бейбарс – половцы, в детстве проданные в рабство.

Бейбарс, мамелюк из казахского рода берш, прозванный Абуль Футух (Отец Победы), правил страной с 1260 по 1277 год.

В Казахстане он сейчас считается героем национальной истории, казахстанское правительство недавно отреставрировало в Дамаске и в Каире мавзолей и мечеть султана Бейбарса.

Итак, ордынцы, потерпев поражение под Айн-Джалутой, отступили. На том Желтый крестовый поход закончился.

В Европе позорное неучастие орденских рыцарей в общей, казалось бы, войне за веру, а более всего, конечно, предательство тамплиеров потрясло и папство, и королевские дворы. Но вслух о нем не объявили.

Скандал подорвал бы основы европейской политики, основы борьбы за христианство.

Получалось, не только предана сама идея войны за Гроб Господень, но и два века Европа платила деньги рыцарям ни за что ни про что.

Нельзя было допустить огласки. И ее не допустили.

Но любая утайка правды – ловушка. Европа в нее и угодила. Тамплиеры на всех углах начали кричать (С чего бы? Их за язык никто не тянул. Или на воре шапка горит?), что монголы – это варвары, это угроза Европе, это такие исчадия ада, что с ними нельзя иметь никаких дел. И никто им не возразил.

Впоследствии французский король Филипп IV разгромил орден тамплиеров и казнил их вождей. Обоснования до сих пор туманны. Вполне возможно, что одним из поводов (или даже главным, но утаенным поводом) было предательство, помощь мамелюкам-мусульманам. Однако на суде о нем не было сказано ни слова.

Разгромленные тамплиеры пуще прежнего продолжали твердить о своем служении христианскому делу, о богомерзких монголах и богомерзком короле Филиппе. И снова никто и слова против не сказал.

Те, кто знал, молчали. Потому что правда обернулась бы публичным позором Европы и католической церкви.

Да к тому времени и те немногие, знающие правду, просто-напросто вымерли.

На дальнейших воззрениях европейских историков сказалась не только тамплиерская ложь, тамплиерский миф о страшных монголах. Они легли на подготовленную почву. Ведь в 1241 году монгольская армия, пройдя Русь, продолжая преследовать половецкую орду хана Котяна, вторглась в Европу.

В двух сражениях монголы наголову разгромили польско-немецкую армию Генриха Благочестивого и венгерско-хорватскую армию Белы IV. К тому же в переговоры с монголами вступил император Священной Римской империи Фридрих II – заклятый враг Папы Римского.

Исключительно для того, чтобы свергнуть папу Иннокентия IV. Тогда-то Папа Римский проклял и хана, и императора и бежал из Рима в Лион. Но тут в Каракоруме умер великий каган Угэдей.

Монголы, как уже говорилось, обязаны были прекратить все военные действия вплоть до выборов нового кагана. И хан Батый повернул коней.

Но память о себе ордынцы оставили надолго. Европа с ужасом осознала, как легко и быстро могла рухнуть под ударами неведомых ранее всадников. После этого поди не поверь в тамплиерские росказни о “монголах – исчадиях ада”.

Так Европа приняла точку зрения предателей-тамплиеров.

Все знают Умберто Эко. Великий писатель, историк, ученый-медиевист – кумир и гуру интеллектуалов всего мира. В знаменитом романе “Маятник Фуко” его герои ассоциируют столкновение бунтующих студентов и полицейских со штурмом Аскалона: «Это и впрямь поле средневековой брани… Но кто у нас сарацины? Полиция явно тевтонцы. А мы, скорее всего, орда Александра Невского».

Для них до сих пор что ордынцы – что русские, что хан Хулагу – что князь Александр. Сиречь одно и то же. Александр Невский в Желтом крестовом походе не участвовал. На его плечах была Владимирская Русь.

Нелюбовь средневековых европейских историков к монголам имеет еще одну подоплеку. Золотая Орда волею судеб встала поперек завоевательных планов Запада и Римской церкви, направленных на Восток Европы.

XIII и XIV века – время нескольких объявленных крестовых походов «против схизматиков и татар», то есть против, православия, Руси и Орды. “Русские – враги католической церкви”, – так определил отношения Руси и Рима Папа Римский Климент VI. Другое дело, что сил не хватило.

Читайте также:  Гопники: когда они впервые появились

Еще в 1242 году ордынская конница принимала участие в освобождении от немцев Пскова.

«Город даже был взят Немцами… Однако, немного спустя после того, Александр Ярославович, из рода Мономахова, возвратил свободу городу; будучи отправлен ханом татарским Батыем и получивши в подмогу татарские вспомогательные войска, он победил в сражении Ливонцев» (Рейнгольд Гейденштейн, «Записки о Московской войне»).

Если хан Батый в 1241 году разгромил тевтонских рыцарей в сражении при Легнице, если русские вместе с ордынцами изгоняли немцев из Пскова в 1242 году, то вполне логично предположение, что они так же вместе воевали против рыцарей и на Чудском озере в том же 1242 году.

А на следующий год, 1243-й, великий князь Ярослав, отец Александра Невского, призвал русских князей признать хана Батыя “своим царем”.

Уже после смерти Батыя и Александра Невского очередное наступление на Новгород было остановлено после прихода на помощь ордынской конницы – орденские рыцари подписали мир на новгородских условиях: «Замиришася по всей воле новгородской, зело бо бояхуся и имени татарского».

А когда царь Петр распахнул для России дверь в Европу, тамплиерская ложь проникла в Россию и завладела Россией. Ведь все научные институты России создавались под влиянием европейских ученых.

Все великие русские историки (Соловьев – год рождения 1812, Костомаров – 1817, Иловайский – 1832, Ключевский – 1841) учились и воспитывались под влиянием европейской исторической школы.

Как писал востоковед академик Бартольд: “Русские ученые следуют большею частью по стопам европейских и большей же частью принимают взгляды, установившиеся на Западе».

Так и получилось, что Россия всячески стала хулить монголов и Золотую Орду, которые помогли Руси защитить православную веру и государственность от католической экспансии. Увы, так часто бывает в истории. Особенно когда поют с чужого голоса. Надо также отметить, что русские люди до XVIII века вообще не знали слова «иго». Но все это – уже отдельная долгая история.

Источник: http://mospravda.ru/2016/10/22/14694/

Церковь и государство в период монголо-татарского ига

План лекции

  • 6.1. Укрепление церковной власти в период монголо-татарского ига.
  • 6.2. Роль церкви в усилении власти московских князей.

Укрепление церковной власти в период монголо-татарского ига

В период монголо-татарского нашествия удельные князья и церковь становятся вассалами ханов, а Русь для последних — западным улусом Золотой Орды. Завоеватели не ставили целью уничтожение или изменение княжеской власти либо борьбу с православной церковью (ни язычество, ни ислам не насаждались). Их интересовала дань, которую они получали по праву победителя.

Княжества, исправно платившие дань, в дальнейшем не подвергались опустошительным набегам. Более того, согласно законам и обычаям монголов, относящихся лояльно ко всем религиозным культам, церковь (как и религиозные организации других завоеванных стран) освобождалась от уплаты дани в Орду.

Та- кое положение дел ставило русскую церковь в привилегированное положение, но за это она должна была признавать власть хана как данную от Бога и призывать повиноваться ей. Монголам было важно иметь в лице православной церкви политическую, экономическую, а главное, идеологическую силу, оказывающую влияние на все население Древней Руси.

Наряду с князьями и митрополиты удельных княжеств начали получать ярлыки от ханов. В целом же в период ига были разорены и уничтожены (сожжены) тысячи сел и городов, истреблены и угнаны в рабство десятки тысяч людей. Уцелевшее население уходило в глухие лесные районы.

На фоне запустения значительных территорий усиливалась раздробленность и сепаратизм отдельных княжеств. Резко ослабла государственная власть.

Единой феодальной организацией, с которой считались и монгольские ханы, и русские князья, оставалась церковь. Освобожденная монголами от уплаты дани и получившая неприкосновенность церковных владений, она сумела в значительной степени восстановить свое материальное могущество.

Монголы были заинтересованы в сильном союзнике и рассматривали церковь как серьезную политическую силу. Так, в 1263 г. была учреждена особая епископия в столице Золотой Орды — Сарае, а в 1267 г. митрополит Кирилл получил от хана Менгу- Тимура ярлык, оградивший церковь от посягательства со стороны монгольских властей.

Сарайский епископ выступал посредником при установлении прямых отношений между ордынским ханом и византийским императором.

Не подвергшаяся разорению и сохранившая единство церковь вольно или невольно начинала брать на себя некоторые функции ослабленной государственной власти. XII в. становится временем решительного проникновения христианства в массы населения.

А страшный период ига (как ни парадоксально это звучит) способствовал этому процессу.

Так, в документах и летописях того времени исчезают упоминания волхвов среди собственно русского населения, прекращаются языческие захоронения в курганах — погребальный обряд и в деревнях становится христианским.

Среди найденных во время раскопок украшений того времени почти совсем пропадает языческая символика. Вместе с тем от этого времени сохранилось сравнительно много литургических книг и икон. Так, от XIV в. сохранилось более чем в два раза больше рукописных евангелий, чем от XI-XIII вв. вместе взятых.

Взаимодействие между русской православной церковью и Ордой было обусловлено еще и тем, что западная католическая церковь немедленно попыталась воспользоваться ослаблением Руси. Папская курия рассчитывала, переложив на Русь всю тяжесть борьбы с угрожающими Европе монголами, облегчить агрессию Ливонского ордена в Прибалтике.

Поэтому уже в ситуации монгольского нашествия и агрессивных территориальных притязаний Венгрии галицкий князь Даниил Романович начал переговоры с папой Иннокентием IV о военном союзе и церковной унии.[1] Одновременно папская курия пыталась установить непосредственные отношения с Ордой, направив туда через Русь своего посла.

Союз с папской курией был выгоден тогда га- лицкому князю, но предложения об унии были отвергнуты. Папская курия пыталась склонить к католичеству и новгородского князя Александра Невского, пообещав ему в 1248 г. поддержку в борьбе с татарами. Но и эта попытка не увенчалась успехом.

Александр Невский, заключив с татарским ханом «договор о ненападении», обезопасил свои границы и сумел разгромить рыцарей Ливонского ордена. Тем самым он спас северо-запад Руси от оккупации и вытеснения православия католичеством. Во второй половине XIII в. центр исторического развития Руси перемещается с юго-востока (Киев) на северо-восток (Тверь) и северо-запад (Новгород, Псков). В 1299г.

Киевский митрополит (грек) Максим, не терпя насилия татарского, оставил Киев и переехал во Владимир (северо-восток). После чего северо-восточная Русь с политическим центром в Твери начинает играть важную роль в процессе объединения русских земель.

После смерти митрополита Максима константинопольский патриарх утвердил на митрополии (вопреки желанию тверского князя) кандидата от Галицкого княжества — игумена Петра, под властью которого объединилась вся русская митрополия. В борьбе с тверским князем новый митрополит получил активную поддержку московских князей.

Так же нельзя не учитывать, что монголы, преследуя свои интересы (максимальный сбор дани), объективно способствовали объединению русских земель вокруг одного сильного центра: провели первую в истории Руси перепись населения и устроили ямы или янбы (первые почтовые станции), связав, вопреки воли усобных князей, проложенными через болота и леса дорогами будущую столицу — Москву — с другими русскими городами.

Источник: https://studref.com/551438/istoriya/tserkov_gosudarstvo_period_mongolo_tatarskogo

Освобождение Руси от монголов

В 1380 г. состоялось знаковое событие во взаимоотношениях ордынских ханов и русских князей. Впервые за 200 с лишним лет монголы потерпели неудачу в открытом бою.

Безусловно, и до этого случались победы русского оружия над грозными степными ордами. Но в основном это были небольшие стычки против карательных или разведывательных отрядов.

Также несколько раз русские города смогли выдержать осаду.

Но на Куликовом поле сошлись две огромные армии. И в этой битве сильнее оказался Дмитрий Донской. Войска Мамая были разбиты, а сам он бежал.

Воодушевленный победой князь даже прекратил выплату ежегодной дани монголам. Но до окончательного освобождения Руси было еще далеко. Уже через два года взошедший на ханский престол Тохтамыш устраивает карательную экспедицию против взбунтовавшегося вассала, захватывает и сжигает его столицу. Иго вновь было восстановлено.

В это время произошло маленькое, но очень важное событие. Даже восстановив вассальную зависимость Руси, монголы поняли, что прежние взаимоотношения с русскими должны быть пересмотрены.

Так московские государи получают в наследное владение Владимирское княжество, считавшееся «великим», то есть главным. Теперь не нужно было ехать в ставку монгольского хана и унижаться за право стать великим князем.

В 80-х годах XIV столетия за Москвой окончательно закрепляется звание экономико-политического центра Руси.

Современники еще этого не понимали, но сейчас совершенно ясно, что именно тогда началось освобождение от Ига.

Через 10 лет после Куликовской битвы ханские послы вновь получают отказ в выплате дани. Монголы, ослабленные политической борьбой внутри кланов, не имеют возможности собрать войско, чтобы вернуть себе причитающееся.

Только в 1408 году хан Едигей смог выступить с армией на Москву, но он довольствовался лишь жалкими крохами. Великий князь Василий откупился 3000 рублей в счет всего долга за 17 лет.

Конечно, не стоит думать, что с момента сожжения Москвы Тохтамышем монголы больше не появлялись на Руси. Набеги случались постоянно. Но масштаб их ни в коей мере не сопоставим с нашествием Мамая и Тохтамыша. Не говоря уже о походах Батыя.

К середине XV в. влияние удельных князей было сведено к минимуму. В последней междоусобной войне победил Василий Темный. Московский князь оказался сильнее своего дяди и двоюродного брата. Уже в 1450 г.

Московская Русь представляла собой достаточно мощное централизованное государство, включавшее в себя земли Северной и Северо-Восточной Руси. Об этом, как о случившемся факте, говорят и постоянные войны с Литвой.

Москва постепенно отвоевывает себе земли на юге, отодвигая границу все дальше от столицы.

В 1462 г. Василия Темного на троне сменил его сын, Иван Третий, получивший прозвище Великий.

В 1472 г. молодой государь отказал Орде в выплате любой дани, не стал встречать ханских послов и заключил договор с Крымом как независимый властитель. В этом же году русская армия под его руководством уничтожила карательный отряд ордынцев.

Еще через 8 лет Иго было окончательно сброшено.

Многие европейские исследователи не согласны с тем, что датой освобождения Руси считается 1480 г. В своих трудах они указывают на то, что еще в 1500 г. князь Московский признает себя подданным хана и отправляет ему дань.

Однако в то время шла очередная война с Литвой, и со стороны Ивана Великого было мудрым решением откупиться от монголов и формально признать себя вассалом, чем воевать на два фронта и поставить под удар все приобретения нескольких поколений.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник: https://zen.yandex.com/media/history_world/osvobojdenie-rusi-ot-mongolov-5b37899969914c00a9933d62

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector