Почему мусульмане хоронят покойников без гробов

Похороны японские, православные, мусульманские, иудейские — какие они бывают

Православные похороны

 
В православии испокон веков мертвого обязательно омывали, затем одевали в чистую, ненадёванную одежду белого цвета (этот цвет символизирует духовную чистоту). Одежда должна быть точно в пору — не мала и не велика. Иногда это весьма дорогое убранство.

Покойника укладывали на лавку — головой к красному углу (там стояли иконы), то есть на восток, накрывали белым саваном (холстом). Руки мертвого складывались на груди, в левую вкладывали распятие, а на грудь клали икону (мужчинам — образ Спасителя, женщинам — Божьей Матери).
 
После смерти каждую ночь над покойником непрерывно читали Псалтырь и специальные молитвы за упокой.

Возле гроба постоянно дежурили местные бодрствующие старики и старухи. Сами же похороны совершались на третий день. Особенно почитаемых покойников несли на кладбище на руках.
 
Интересно, что при любом христианском погребении по традиции совершенно неуместна музыка. Вероятно, хоронить с оркестром стали уже при советской власти.

Не принято в православии и устанавливать памятник на могилу — это католический обычай. Однако, если на нем изображен православный крест, установка надгробия не запрещена.

  • Погребение в исламе
  •  
    Почему мусульмане хоронят покойников без гробов
  • Похороны у мусульман / ©Flickr

 
Как говорится в Коране, «ни одному человеку Мы не давали вечной жизни» (аль-Анбия, 34), «Каждая душа вкусит смерть» (аль-Анбия, 35), «Но Аллах не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллах знает о ваших деяниях и воздаст вам за них» (аль-Мунафикун, 11).

 
Над живым мусульманином, который должен вот-вот уйти в мир иной, уже совершаются особые обряды. Погребальные обряды в исламе сложны, поэтому производятся в присутствии духовных лиц. Несмотря на сложность, все ритуальные действия должны быть строго соблюдены — это является долгом каждого мусульманина.

 
После того как человек умер, его омывают согласно разнообразным обрядам. Шариат запрещает хоронить человека в одежде, а потому его закутывают в кафан (саван) белого цвета, подвязывают подбородок, выпрямляют руки. Покойного кладут на спину, ноги его должны быть обращены в сторону Мекки.

 
Мусульмане никогда не хоронят своих покойников в гробах. Вместо этого для переноса умерших используют специальные носилки — тобут, которые обычно всегда есть при мечетях или на кладбищах.
 
При погребении читаются специальные молитвы.

Шариат не запрещает оплакивания покойника, но строго запрещает делать это громко: мусульмане верят, что усопший мучается, когда близкие оплакивают его.

  1. Иудейские похороны
  2.  
    Почему мусульмане хоронят покойников без гробов
  3. Погребальный обряд иудеев / ©Flickr

 
В иудаизме особенно ценится человеческая жизнь, которая считается священной, поэтому запрещена эвтаназия и любая помощь, которая помогла бы человеку отойти в мир иной. Умирающего никогда нельзя оставлять одного, одна из еврейских заповедей так и гласит: «Оставайтесь у постели умирающего человека».

Если перед смертью человек еще способен говорить — ему необходимо произнести специальную предсмертную исповедь — видуй. Каждый еврей обязан знать слова этой исповеди наизусть, ведь никто никогда не знает, когда он умрет.
 
Точно так же, как в православии и исламе, покойников принято омывать, а затем одевать в саван белого цвета, сшитый вручную.

 
Иудеям не запрещено хоронить своих умерших в гробах, причем в простых — деревянных, лишенных, как и саван, каких-либо украшательств. Это касается всех — даже тех, кто при жизни стоял на социальной лестнице довольно высоко. Все это символизирует то, что перед смертью равны абсолютно все.

При этом в дне гроба снимается одна из досок, чтобы тело покойного соприкасалось с землей, поскольку человек, сотворенный из праха, должен вновь стать прахом. А в некоторых районах (скажем, в Израиле) более распространен обычай хоронить покойников без гроба.

 
Не принято у евреев и смотреть на умершего: они верят, что человек создан по образу божию, в мертвом же теле это подобие нарушено. Помимо этого, родственники должны запомнить умершего не таким, каким он стал после смерти, а таким, какой он был при жизни.
 
После того как тело покойника уже не будет видно под землей, близкие умершего должны совершить ритуал разрывания одежды.

Мужчины надрывают свою одежду так, чтобы оголить сердце, женщины же либо не делают этого совсем, либо разрывают одежду лишь немного. Считается, что этот обычай позволяет дать выход эмоциям — так близкие покойного должны быстрее оправиться от потери.
 
После погребения все присутствовавшие на нем моют руки — это является символом очищения.

  • Японский погребальный обряд
  •  
    Почему мусульмане хоронят покойников без гробов
  • Кремация / ©Flickr

 
Японские похороны проходят по буддистским обрядам. Ответственным за организацию похорон, согласно древнему обычаю, назначается старший сын.
 
Губы покойника увлажняют водой.

Семейную гробницу (в Японии распространены так называемые семейные могилы: членов одной семьи хоронят в одной могиле, подхоранивая к ним новых умерших) накрывают белой бумагой — это делается для того, чтобы уберечь покойного от нечистых духов. Для этой же цели на грудь мертвеца иногда кладут нож. У кровати покойника ставят маленький столик, украшенный цветами, благовониями и свечами.

 
Тело омывают, все естественные отверстия затыкают хлопком или марлей.
 
Мужчин хоронят в костюме, а женщин — в кимоно (иногда кимоно используют и для мужчин). На лицо покойника наносят макияж — чтобы сделать его вид более привлекательным. Само тело кладется на сухой лед в гроб, куда помещают также и белое кимоно, сандалии и шесть монет — чтобы умерший мог пересечь реку Сандзу.

Помимо этого в гроб кладут вещи, которые покойник любил, когда был жив (сигареты, конфеты и т. д.). Гроб устанавливается на алтарь, голова умершего при этом должна смотреть на север или на запад (таким образом буддисты готовят душу для путешествия в Западный Рай).

 
Когда-то в стране Восходящего Солнца было принято надевать на похороны белые одежды, сегодня близкие присутствуют при погребении преимущественно в черном. Все, кто явился на похороны, могут принести с собой в знак соболезнования деньги. А еще каждый гость обязан подарить покойному подарок, стоимость которого составляет половину или четверть денег, которые он принес.
 

Почему мусульмане хоронят покойников без гробов

Японская могила / ©Flickr

 
Во время похорон покойнику присваивается новое имя — каймё. Это делается для того, чтобы душа умершего не тревожилась, когда близкие будут упоминать его имя в будущем. У японцев принято сжигать усопших. Кремация продолжается порядка двух часов, и родственники обычно возвращаются в крематорий к ее окончанию.

 
После этого двое из членов семьи усопшего перемещают кости покойника из праха в урну посредством передачи их из палочек в палочки.

Похороны — единственный случай, когда разрешено передавать один и тот же предмет из одних палочек в другие, — во всех остальных случаях такое поведение будет ассоциироваться у окружающих с похоронами и воспринято как грубейшая бестактность.

Источник: https://naked-science.ru/article/history/pogrebalnye-obryady-narodov-mi

В огне, воде и земле. как хоронят в киеве

В огне, воде и земле. как хоронят в киеве

Православные, католики, иудеи, мусульмане, протестанты и кришнаиты рассказывают о своих похоронных традициях

Поговорка гласит, что после смерти мы все равны. Мол, совершенно неважно, кем был человек при жизни: богатым, бедным, умным или глупцом, смерть равняет всех.

Действительно ли это так? Мы поговорили со служителями шести разных религий о том, что происходит с телом человека после смерти и куда отправляется его душа, а также спросили у атеистов, что они думают о загробной жизни.

Муфтий Саид Исмагилов, имам Исламского культурного центра в Киеве

Почему мусульмане хоронят покойников без гробов В мусульманской традиции есть предписание Всевышнего Аллаха после смерти возвращать человека в землю. Считается, что он вышел из земли, сотворен из нее, а потому нужно обязательно вернуть его назад в землю. В исламе запрещено кремирование, также запрещено вскрытие, если нет необходимости. Связано это с тем, что к человеку даже после смерти нужно относиться так, как если бы он был живым. Бить, ломать, резать, жечь, оставлять тело на жаре или на морозе, поливать горячей или холодной водой — нельзя. Даже если человек грешник, даже если он негодяй, все равно после смерти к нему должны относиться по-человечески. Ритуал начинается с момента, когда человек понимает, что умирает. Родственники или имам — духовное лицо — подсказывают ему, что нужно читать молитву, обращаться к Аллаху. Когда человек умирает, его тело нужно выпрямить, руки складываются вдоль тела. Бывает, что это сложно, если есть инвалидность или если тело очень поломано, к примеру, вследствие ДТП.

Обязательная процедура — омовение тела, когда оно уже остыло. Женщин омывают женщины, мужчин — мужчины, эти люди обычно профессионалы своего дела.

С умершего снимают всю одежду, половые органы прикрываются белым полотном, потому как нельзя, чтобы кто-либо смотрел на них.

При жизни на половые органы другого человека может смотреть только супруг или супруга, после смерти — не могут даже они, потому что считается, когда человек умер, он уже не является супругом.

Омовение могут делать дома, если умер, например, старый человек. Могут — в морге или на территории мечети. Обычно в мечети есть специальный контейнер — что-то вроде саркофага со специальными отверстиями для стока воды, куда кладут тело для омовения. Омывают теплой водой, аккуратно и везде: сначала — лицо, отверстия между губами, уши, глаза, затем и все тело. Сложнее всего, если человек сильно обгорел или если это утопленник. Используют также эфирное ароматическое масло, чтобы перебить неприятный запах. После омовения тело заматывают в белое полотно, гроб не используется. Желательно похоронить человека в тот же день, что он умер. Сделать это до захода солнца. Не успели — со следующего утра. Считается, что тело не должно начать разлагаться. У нас же до сих пор существует постсоветская традиция, когда ждут родственников, которые приедут из Владивостока Петропавловска-Камчатского через три дня. Это плохая традиция — тело разлагается, оно уже не такое, как при жизни. Поэтому, пока тело моют, родственники идут и решают вопрос о похоронах в этот же день. Почему мусульмане хоронят покойников без гробов

Читайте также:  Когда на руси начали есть пельмени

Исламский культурный центр в Киеве

То, что творится в наших моргах — это ужас. Там люди валяются голые штабелями на полу. Это ненормально, особенно если речь о мусульманах. Мусульмане сохраняют уважение к человеку, если даже он умер. Со вскрытием — реальная проблема, потому как если известно, от чего он умер, допустим, попал в ДТП или выпал с балкона, можно ведь его и не резать. Хотя, конечно, можно обратиться к главврачу, если известны диагноз и причина смерти, и отказаться от вскрытия. Могила должна быть в глубину в человеческий рост, чтоб туда можно было спокойно встать и не выглядывала макушка. Это делается, чтобы трупные газы не выходили наружу, и чтобы животные не смогли откопать тело. В стене сбоку делается выемка — ниша, куда кладется тело в саване. Человека кладут на правый бок, лицом к мечети, а нишу заставляют камнем или досками, плотно, чтобы когда закапывают могилу, в нишу не попала земля. Холмик должен быть небольшой, нельзя ставить надгробные памятники и другие постройки — так завещал пророк Мухаммед. Можно поставить камень, чтобы обозначить могилу, но нельзя сверху что-либо строить, потому что потревожишь умершего. Мусульмане верят, что душа никуда не уходит, не слоняется среди живых, не перерождается — она погребена вместе с телом до Судного Дня.

Мусульман хоронят только на мусульманских кладбищах или на отдельных участках для мусульман, если это другое кладбище. Проблема в том, что ни того, ни другого в Киеве почти не осталось, мусульман негде хоронить. Старые люди уже сейчас волнуются, где же будут похоронены, для них это действительно очень важно.

Если их похоронят с иноверцами — это не есть хорошо, большие претензии будут к духовным лицам, потому как именно духовные лица не смогли побеспокоиться об этих вопросах заблаговременно.

Раньше были участки на улице Лукьяновской, на Берковецком кладбище, под Броварами, в районе села Летки, но все это уже или закрыто для захоронения, или заполнено.

Источник: https://project.weekend.today/funeral

Мусульманские похороны – похоронные традиции ислама

Ислам – одна из самых распространенных религий в Москве, по числу верующих уступающая лишь православию.

Религиозные и культурные традиции этого вероисповедания многообразны, поэтому даже правоверные мусульмане порой не знают некоторых их нюансов.

Так, похороны в соответствии с традициями ислама – это сложный комплекс ритуалов, требующий участия духовного лица. Наша статья поможет вам узнать больше о том, как хоронят мусульман.

  • Соболезнование
  • Отправить онлайн
  • Отправить онлайн

Перед смертью

Если христианские конфессии требуют от умирающего исповедоваться в своих грехах, то умирающему мусульманину необходимо читать Калима-и Шахада, молитву, гласящую: «Свидетельствую, что нет Божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха».

Если умирающий не может сам произнести Шахаду, то её должны тихо нашептывать близкие. Считается, что если последними словами покойного была Шахада, то Всевышний проявит к нему милость. Также близким запрещается оставлять умирающего в одиночестве.

Они должны быть рядом, чтобы подать ему стакан воды – это важная и старинная мусульманская традиция.

Подготовка к погребению

Когда близкие уверены, что смерть наступила, они кладут умершего на правый бок лицом в сторону Мекки. Также допускается расположить умершего ногами по направлению к Мекке и приподнять ему голову. Исламские традиции предписывают позаботиться о теле умершего и придать ему подобающий вид.

Для этого необходимо размять суставы, положить груз на живот (в целях предотвращения вздутия), подвязать челюсть (нежелательно, чтобы она произвольно открылась) и опустить веки.

Когда факт смерти установлен, близким умершего следует вознести молитву Аллаху о прощении грехов покойного и освящении его могилы.

Омовение – сложная ритуальная процедура, необходимая при похоронах каждого мусульманина. Для её проведения требуется четыре человека того же пола, что и умерший – исключение возможно для супругов.

Самим омовением занимается только один человек, которого называют гассал – обычно это либо близкий родственник, либо специально нанятый человек.

Задача помощника гассала – лить воду на умершего (используется вода с кедровым порошком и чистая вода), в то время как другие участники процедуры поддерживают и переворачивают тело.

Омовение начинается с того, что покойного располагают на жестком ложе (такое можно взять в мечети) лицом в сторону Мекки, а на бедра кладут тряпку или полотенце, прикрыв тем самым половые органы. Поскольку при омовении происходит прочищение кишечника, то помещение следует окурить благовониями. Омовение состоит из нескольких этапов.

Сперва покойному необходимо омыть голову и лицо, следом омываются ступни по щиколотки. Затем умершего поочередно кладут на бок, омывая правую и левую стороны тела. Процедура завершается омовением спины. Покойного нельзя класть на живот – для омовения спины его тело приподнимают помощники гассала.

Омывать покойного более трех раз считается излишним.

После того как покойного омыли, его облачают в специальный саван, называемый кафан.

Мужской саван состоит из нескольких предметов: лифафы – ткани, закрывающей тело с головы до ног, изара – ткани, которой оборачивают нижнюю часть тела, и камиса – длинной рубашки, закрывающей тело от плеч до таза.

Женский кафан также включает в себя химар – широкий платок для покрытия головы, и кирку – ткань, которую кладут на грудь. Лифафу принято посыпать благовониями, чтобы перебить возможный запах разложения.

Похоронная молитва и погребение

Хоронить умершего принято в день кончины. После того как покойного омыли и одели, его кладут на тобут (специальные похоронные носилки). Тело на тобуте относят к месту совершения похоронной молитвы (джаназа).

Этот намаз отличается тем, что проводится за стенами мечети, все его участники молятся стоя, а тело умершего кладется перед имамом так, чтобы его лицо было повернуто к Мекке. В рамках молитвы участники просят Аллаха простить грехи умершего и даровать ему Свою милость.

Если джаназа не была совершена, то с точки зрения ислама похороны нельзя считать действительными.

После совершения джаназы тело умершего на тобуте относят на кладбище, где и совершаются похороны (дафн). В исламе используются могилы, отличающиеся от принятых в христианстве и иудаизме – в мусульманских могилах делаются специальные ниши, называемые ляхад.

Тело умершего погружают в могилу под чтение аятов (чаще всего используется сура Аль-Мульк) и размещают в ляхаде так, чтобы голова смотрела в сторону Мекки, после чего ляхад закрывают кирпичом или досками.

Ислам неодобрительно относится к надгробным монументам, так что могильные памятники оформляются предельно скромно, как правило на них указаны лишь имя покойного, его годы жизни и сура. Все могильные памятники надлежит обращать фасадом к Мекке.

Примечательно, что женщины на похороны обычно не допускаются. Также Коран запрещает хоронить мусульман на немусульманских кладбищах, а представителей иных религий – на мусульманских.

Поминовение и соболезнования

Соболезнования (тазия) семье и близким покойного также регламентированы. Их следует высказать в течение трех дней после смерти, при этом сделать это следует всего один раз.

В случае, если друзья, соседи или близкие семьи умершего во время похорон были в пути, то тогда им позволяется высказать соболезнования с опозданием. Носить траур более трех дней также считается непозволительным.

Исключением в этом правиле является женщина, носящая траур по супругу – ей следует скорбеть «четыре месяца и десять дней».

Высказывать соболезнования следует в доме покойного или в мечети. Рекомендуется использовать формулу: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату».

Коран не возражает против высказывания соболезнований иноверцам и их семьям, но в таком случае формула отличается. Поминать умерших принято на третий, седьмой и сороковой день после кончины.

Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания.

Мусульманские кладбища в Москве

В Москве существует несколько мусульманских кладбищ, а также мусульманские участки на немусульманских кладбищах. Подобное разделение предписывается Кораном, который запрещает хоронить мусульман на кладбищах иноверцев, и наоборот.

В число действующих мусульманских кладбищ Москвы входят Даниловское мусульманское и Кузьминское. Древнейшим мусульманским кладбищем столицы было Татарское кладбище за Калужскими воротами, но до наших дней оно не сохранилось.

В 1980-е годы были созданы мусульманские участки на Бутовском, Волковском, Домодевском, Захарьинском, Щербинском кладбищах и в ряде других некрополей.

Возможно, вам будет интересно:

15 сентября 2017

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/musulmanskie-pohorony-pohoronnye-tradicii-islama/

Погребение (захоронение) покойника в Исламе

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это — благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это — зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч»[1].

Погребальная процессия должна иметь умеренный ход: идти ни слишком быстро, ни слишком медленно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда мертвое тело [приготовленное к захоронению и завернутое в саван] положат [на носилки] и мужчины понесут его на своих шеях [на своих плечах], он[2] [человек, а точнее — душа человека, находящаяся до захоронения где-то рядом], если был [при жизни] благонравным, скажет: «Поторопитесь со мною!». Ну а если [человек] был плохим [при жизни, совершал грехи, преступления и не раскаялся, не исправился], то закричит [душа, витающая рядом]: «О горе! Куда это вы (родные и близкие) [меня] несете?!» Все [творения] будут слышать этот [душераздирающий] голос, кроме человека [людей]. Если человек услышал бы это, то сразу упал бы в обморок»[3].

Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.

При подготовке места погребения и копании могилы[4] должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку.

В правой стороне[5] могилы делают нишу (ляхд), которая закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят туда[6].

Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускают муж и ее родственники.

Опускать (заводить в могилу) покойного следует головой вперед с той стороны, где окажутся в итоге его ноги[7]. Можно опускать его со стороны киблы[8].

После того как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы[9], затем могилу закапывают лопатами.

  • Женщины в могилу не спускаются.
  • Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молиться (совершать молитву-намаз) запрещено[10].
  • Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также годами его жизни устанавливается в области головы покойного.

‘Усман ибн ‘Аффан передает: «Пророк (да благословит его Творец и приветствует), когда завершался обряд погребения, сразу не уходил, а говорил: «Просите у Аллаха (Бога, Господа) для этого человека прощения грехов. Молите Бога, чтобы укрепил его [предоставил возможность правильно ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира]. Поистине, сейчас он будет спрошен[11]»[12].

Сподвижник пророка Мухаммада ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал своему сыну и ближайшему окружению незадолго до смерти: «Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру][13]»[14].

Вопросы по теме

Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?

Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых необходимо поступать по ситуации. Неродственник может в этом участвовать[15].

У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?      

  1. Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру?
  2. Внешне данное действие безобидно и не заслуживает внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтации.
  3. Допустимо ли хоронить мусульманина в гробу?

Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет запрета на такого рода погребение. Исходя из этого, мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа. Данный метод применим в случае рыхлости или повышенной влажности почвы, захоронения в море и т. д. Желательно (сунна) посыпать дно гроба землей, так как при Пророке покойник клался непосредственно на землю.

Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.

Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу. Желательно укреплять нишу, в которую кладется умерший, кирпичом, деревом или иным материалом.

Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками.

Таким образом, мусульманские ученые едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в исключительном случае погребение в гробу не является грешным и запрещенным[16].

Можно ли целовать покойного?

Это допустимо. Когда заключительный Божий посланник пророк Мухаммад покинул этот мир, к его накрытому телу подошел Абу Бакр. Подойдя, он приоткрыл лицо и, нагнувшись, поцеловал его в лоб[17].

Можно ли (или нужно) открывать покойнику лицо, когда он уже положен в могилу?

После того как покойника положат в могилу, можно открывать ему лицо? Как правильно сделать по ханафитскому мазхабу?

Никакой категоричности в данном вопросе нет.

Нужно ли вставать, когда проходит погребальная процессия?

«Когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники, поднявшись вместе с ним, сказали: «О посланник Божий, это хоронят иудея». Пророк ответил им: ‘Если видите похоронную процессию, вставайте [и неважно, кого хоронят]»[18]. В другом риваяте (варианте хадиса) Пророк воскликнул: «А разве он не человек?!»[19].

Лицезрение смерти со столь близкого расстояния должно пробуждать в верующем особое чувство трепета пред Богом и побуждать его вставать из уважения, почтения к происходящему на его глазах[20].

Долго ли нужно стоять? В достоверном хадисе сказано: «Стойте, пока покойного не пронесут мимо вас либо пока не опустят на землю»[21].

  • В какое время суток запрещено хоронить покойника?
  • Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв-намазов и погребение умерших в следующих трех временных периодах:
  • — во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[22];
  • — в то время, когда солнце находится в зените;

— во время заката солнца»[23].

Разрешается ли присутствовать на похоронах немусульманина?

Разрешается[24].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т.

, 2000. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С.

622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.

[2] В самом хадисе говорится о теле, мертвом теле. Ученые предполагали, что может радоваться или негодовать (1) и само тело, если Господь пожелает того, (2) и душа, находящаяся до захоронения где-то рядом.

Однозначно никто не может утверждать. Но в любом случае это будет та форма речи, которая не слышна людям, не воспринимаема их слухом. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С.

238, 239, пояснение к хадису № 1316.

Кстати, современная наука уже доказала, что есть множество звуков в окружающем нас мире, которые человек не в состоянии слышать, хотя они могут быть очень и очень громкими.

[3] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 392, хадис № 1316; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 2/942.

[4] Глубина могилы определяется в соответствии с природными особенностями почвы данной местности. Главное — чтобы тело покойного было защищено от хищников.

[5] То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.

[6] В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала допустимо не делать ниши (ляхд). Раскапывают дополнительное углубление, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят в это углубление. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни альмух тадж. Т. 2. С. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 522.

[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 88; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 40.

[8] В опускании покойного в могилу могут участвовать трое и более человек.

[9] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 87, хадис № 1464 и пояснение к нему.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 525; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 375, хадис № 97–(972).

[11] Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир]  и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он — раб Божий и посланник». Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.]  Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Всевышний заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения].

Читайте также:  Какие кони помогли чингизхану завоевать полмира

Что же касается лицемеров и безбожников, то у них спросят: «Что ты можешь сказать об этом человеке [подразумевая пророка Мухаммада]?» И каждый из них будет отвечать [в растерянности]: «Не знаю [не помню, не придавал этому особого значения]. Я был того же мнения, что и все».

— «[В действительности] ты [ничего о нем] не знаешь и не хотел знать (не следовал за теми, кто знал)». Он получит сильнейший удар металлическим молотом и закричит так, что услышат все [ангелы; звери, птицы, насекомые…], кроме людей и джиннов.

[Его обитель станет невероятно тесной, состояние — мучительным, и так до Дня Воскрешения]».

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

После этого частичного воссоединения (для общения с ангелами вслед за погребением) душа до Дня Воскрешения из мертвых покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения.

[12] Хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана; св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 363, хадис № 3221, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 1/946.

[13] Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

[14] Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

[15] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, 384, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 204, хадис № 1285 и пояснение к нему.

[16] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 158.

[17] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1344, хадис № 4455; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 185, хадис № 4455 и пояснение к нему.

[18] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1311; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1311 и пояснение к нему.

[19] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1312; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1312 и пояснение к нему.

[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 232, 233.

[21] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 390, хадисы № 1307–1309; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 228, 229, хадисы № 1307–1309 и пояснение к ним.

[22] Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.

[23] Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих».

Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 258, 259.

[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510.

Источник: https://umma.ru/pogrebenie-pokojnika/

Памятка о мусульманских похоронно-поминальных обрядах

Предпогребальные и погребальные обряды, связанные с обмыванием, обряжением покойного, рытьем могилы, требования к поведению живых в данной ситуации детально расписаны в Шариате, где также
изложены принципы и правила поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Поэтому
эти обряды едины. Они проводились (проводятся и сейчас) под руководством знающих людей, которые по своему желанию (убеждению) получали эти знания, а главное, навыки от людей старшего поколения.
После смерти мусульманина над ним совершаются следующие действия. Из-под умершего убирается мягкая постель. Его укладывают головой в сторону Мекки (юго-запад), руки вдоль тела. Чтобы не
открывался рот, подбородок подвязывают платком, тело покрывают простыней, а голову чаще всего полотенцем. На живот кладут что-нибудь из металла, например ножницы (во избежание вздутия). Возле
покойника не принято причитать, громко разговаривать.

Похороны, как и прежде, стараются провести как можно быстрее; как правило, на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для откладывания похорон: ожидание приезда родных и т. д.
В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти, и это не осуждается (хоть и не очень желательно!).

Покойного одного не оставляют. Около тела постоянно люди: те, кто постарше, приходят с четками и сидят возле него, произнося молитву. Ночное бдение называется (тэн саклау) – караулить ночь (тэн
чыгу). Сейчас на ночное бдение собираются пожилые, причем, не обязательно родные.

Совершается обряд омовения, в котором участвуют не менее четырех человек, с соблюдением правил, предписанных
Шариатом. Мужчин обмывают мужчины, женщин – женщины. Это специально приглашенные, знающие порядок обмывания люди. Во время обмывания в комнате остаются только те, кто занят.

Их функции четко
распределены: один обмывает (он руководит всем в данном случае), другой помогает поворачивать тело, третий готовит кумганы с водой, четвертый поливает. В последний кумган, водой которого проводится
общее омовение, добавляют настой душицы. Родные и близкие прощаются с телом усопшего до обряда омовения.

После обряда омовения тело усопшего соответствующим образом облачают в погребальные
одежды (кэфенлек). Тело укладывают в табут (мусульманский ящик для захоронения).

Захоронение умерших мусульман осуществляется на мусульманских участках кладбищ. При кладбище существует смотритель участка, который показывает, где копать могилу, оконтуривает ее. Это – кабер
башлаучы – начинающий могилу, т.к. строго придерживаются ориентации могилы на юго-запад. Он же показывает, как сделать боковую нишу – лэхет.

Могила копается по размеру покойника, глубиной в его рост,
лэхет – с правой стороны. Выкопанную могилу пустой не оставляют: либо возле нее находится человек, либо в нее опускают что-нибудь железное – лом, топор, лопату. Выносят покойного ногами вперед. Во
дворе – переворачивают. Несут покойного на кладбище головой вперед на специальных носилках.

Перед тем, как внести на кладбище, носилки ставят на специальное возвышение. Все присутствующие мужчины
совершают особый намаз – погребальную молитву (женаза). Хоронят, как и прежде, без гроба. Если и хоронят в гробу (в городах), то, как правило, крышку гроба не забивают гвоздями либо она вообще отсутствует.

Для того чтобы покойного положить в нишу, в могилу спускаются три самых близких родственника. Покойного опускают на трех полотенцах. Находившиеся в могиле выходят из могилы опоясанные этими
полотенцами (как правило, сейчас это вафельное полотенце длиной 2,5 м). Отверстие ниши раньше закладывали камышом, необожженным кирпичом. Сейчас закладывают обыкновенным кирпичом.

После того
как бывает засыпана могила, мулла читает суру из Корана. Родственники покойного раздают садака. Кстати, для раздачи садака готовят заранее деньги, вещи. Один из родственников несет с собой эти вещи на
кладбище, ему объясняют, кому и что должно быть передано. Большую сумму и более значимые вещи получают «показывающий могилу», опускающие в могилу, читающий Коран и т.д.

При захоронении умерших мусульман нельзя использовать искусственные венки, цветы и прочую ритуальную атрибутику (покрывало, подушки, гирлянды, траурные ленты и т.п.).
Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок. Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки.

Первые включают в себя поминки
на третий день после похорон, на седьмой, сороковой день и через один год. Следует отметить, что особых поминальных блюд нет, то есть при угощении подаются те же блюда, что и во время любого другого
обеда. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами.

Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого
мусульманина. Агент, взявший на себя ответственность по проведению погребального обряда по мусульманским обычаям и традициям, может обратиться за квалифицированной консультацией в
Духовное управление мусульман Сибири: г. Омск, ул. 20-я Линия, 102, тел. 8(3812)36-97-52.

Источник: http://a-ritual.ru/pogrebenie_islam.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector