Почему мусульмане не пьют воду стоя

Посланник Божий – Пророк Мухаммад ﷺ – является для нас примером во всём, как в богослужении, так и в делах, связанных с мирской жизнью. Руководствуясь в своих поступках пророческим наследием, даже в мелочах, мы обретаем довольство Господа и Его Посланника ﷺ, и вместе с этим получаем пользу в этом мире.

Взять, к примеру, питьё воды, которое, на первый взгляд, кажется незначительным действием. Но выполняя его согласно Сунне Пророка ﷺ, мы получаем вознаграждение как за совершение богослужения, а также укрепляем своё здоровье, ибо в каждом пророческом примере – залог нашего благополучия в обоих мирах.

1. Начинать питьё следует с произнесением «Бисмилляh».

  • В хадисе, который передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах), сообщается, что Посланник Божий ﷺ сказал:
  • إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ
  • «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего (произнесёт «Бисмилляh«), если же он забудет помянуть имя Бога в начале, пусть скажет: «Бисмилляhи ‘аля аввалиhи ва ахириhи» (С именем Аллахав начале и конце её)»» (имамы Абу Давуд и ат-Тирмизи).

2. Следует пить воду, держа сосуд правой рукой.

Почему мусульмане не пьют воду стоя

  1. Согласно Сунне, употребление еды и питья следует совершать правой рукой. Пророк ﷺ изрёк:
  2. لَا تَأْكُلُوا بِالشِّمَالِ فَإِنَّ الشَّيْطَانَ يَأْكُلُ بِالشِّمَالِ
  3. «Не ешьте левой рукой, ибо шайтан ест левой рукой» (имам Муслим).

Безусловно, если по какой-либо уважительной причине нет возможности задействовать правую руку (инвалидность, травма, гипс и т.п.), дозволен приём пищи и левой рукой.

3. Пить, не спеша, спокойно, без шума при глотании.

Почему мусульмане не пьют воду стоя

  • Сунной Пророка ﷺ было пить воду спокойно – он не пил большими глотками.
  • Посланник Всевышнего ﷺ сказал:
  • إِذَا شَرِبَ أَحَدُكُمْ فَلْيَمُصَّ مَصًّا وَلَا يَعُبَّ عَبًّا ، فَإِنَّ الْكُبَادَ مِنَ العَبِّ

«Когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть пьёт, втягивая (воду), но не пьёт большими глотками (залпом), ибо это приводит к болезни печени!» (Абу Нуайм).

В другом хадисе говорится: «Когда пьёте воду, то пейте, всасывая» (Абу Давуд).

4. Сунна пить в несколько подходов, а не залпом.

  1. Передают со слов Анаса (да будет доволен им Аллах):
  2. أنَّ رسول الله صلى الله عليه وسلم كَانَ يَتَنَفَّسُ في الشَّرابِ ثَلاثاً
  3. «(Во время питья из какого-нибудь) сосуда Посланник Аллаха ﷺ обычно делал три вдоха и выдоха» (имамы аль-Бухари и Муслим).
  4. Также в хадисе говорится: «Когда Пророк ﷺ пил воду, то делал три вдоха и выдоха, и говорил: «Так (пить) полезнее, приятнее и целебнее»» (имам Муслим).

5. При питье не выдыхать в сосуд с водой.

Почему мусульмане не пьют воду стоя

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):

أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم نَهَى أَنْ يُتَنَفَّسَ فِي الْإِنَاءِ أَوْ يُنْفَخَ فِيهِ

«Пророк ﷺ запрещал дышать в сосуд или дуть в него» (имамы ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Давуд и др.).

  • Посланник Божий ﷺ также сказал:
  • إذا شَرِبَ أحدُكُمْ فلا يَتَنَفَّسْ في الإِناءِ فإذا أرادَ أنْ يَعُودَ فَلْيُنَحِّ الإِناءَ ثُمَّ لِيَعُدْ إِنْ كانَ يُرِيدُهُ
  • «Если кто-нибудь из вас будет пить, пусть не дышит в сосуд, а если захочет (пить) повторно, пусть отведёт сосуд (ото рта), а затем пусть пьёт, если желает» (Ибн Маджа).

6. Сунна пить воду сидя.

Пророк ﷺ сказал:

لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ

«Пусть никто из вас не пьёт воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет её стоя, то пусть его вырвет» (имам Муслим).

В тоже время существуют хадисы, в которых упоминается о том, как Пророк ﷺ пил стоя.

Разъясняя этот момент, великий учёный-хадисовед имам ан-Навави в своём «Сборнике фетв» отмечает: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (караха ат-танзих) данного поступка.

А те хадисы, в которых говорится, что сам Пророк ﷺ пил стоя, свидетельствуют о том, что данным поступком он поясняет нам, что так пить воду не является запретным (харам)».

7. Следует воздать хвалу Аллаху по окончании питья.

Почему мусульмане не пьют воду стоя

  1. По окончании питья следует воздать хвалу Господу, произнеся: «Альхамдулилля («Хвала Аллаху»).
  2. Посланник Господа ﷺ изрёк:
  3. إِنَّ اللَّهَ لَيَرْضَى عَنْ الْعَبْدِ أَنْ يَأْكُلَ الْأَكْلَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا أَوْ يَشْرَبَ الشَّرْبَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا.
  4. «Поистине, Аллах бывает доволен рабом, когда тот, приняв пищу, воздаёт благодарность Ему, или когда воздаёт Ему благодарность после того, как выпьет напиток» (имам Муслим).
  5. Пророк ﷺ после питья читал следующее дуа:
  6. الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي جَعَلَهُ عَذْبًا فُرَاتًا بِرَحْمَتِهِ، وَلَمْ يَجْعَلْهُ مِلْحًا أُجَاجًا بِذُنُوبِنَا
  7. «Альẍамдулилляhи-лляҙи джа’аляhу ‘аҙбан фуратан бираẍматиhи валяв ядж’альhу мильẍан уджаджан биҙунубина».
  8. «Хвала Аллаху, Который сделал её сладкой, пресной по своей милости и не сделал её солёной, горькой из-за наших грехов» (Ибн Аби ад-Дунья).

Источник: http://islam.kz/ru/articles/islam-i-nauka/7-pravil-pitya-vody-soglasno-sunne-1183/

Почему мусульмане не пьют воду стоя?

Вопрос: Каково решение Шариата относительно питья стоя?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Одной из норм этикета питья является питье сидя, поскольку Посланник Всевышнего ﷺ указал нам именно путь питья сидя, он всегда пил сидя. Так же до нас достоверно дошло, что «Пророк ﷺ запретил пить стоя», – хадис привёл имам Муслим от Анаса, да будет Господь доволен им.

نهى عن الشرب قائماً

Так же нам достоверно известно, что Посланник Божий ﷺ велел вызвать рвоту тому, кто выпил стоя. Хадис привёл имам Муслим от Абу Хурайры, да будет Господь доволен им.

وكذلك صح عنه صلى الله عليه وسلم أنه أمر الذي شرب قائماً أن يستقيء. أخرجه مسلم من حديث أبي هريرة رضي الله عنه.

  • Почему мусульмане не пьют воду стоя
  • Кроме того, нам достоверно известно, что Пророк ﷺ пил стоя, об этом сообщается в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, хадис передаётся от Ибну Аббаса, да будет Господь доволен им.
  • وصح عنه صلى الله عليه وسلم أنه شرب قائماً

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Всевышний, говорит, что запрет Посланника Аллаха ﷺ следует понимать, как нежелательное (карахату-т-танзих). А пил Посланник Божий ﷺ стоя, чтобы тем самым дать понять дозволенность этого действия, поэтому в этом вопросе нет ни противоречия, ни неясностей. К тому, что мы упомянули и нужно обращаться.

Далее он добавил: «А если у кого-то возникнет вопрос: «Как может быть нежелательным то, что совершил сам Пророк ﷺ», ответ будет таким: поскольку этот его поступок (питьё стоя) был для пояснения того, что пить стоя разрешено он (поступок) не может быть нежелательным, ибо пояснение (дозволенного и запретного) обязательно ему!».

الصواب أن النهي محمول على كراهة التنزيه، وأما شربه قائماً فبيان للجواز فلا إشكال ولا تعارض، وهذا الذي ذكرناه يتعين المصير إليه. اهــ.

  1. ثم قال: فإن قيل: كيف يكون الشرب قائماً مكروهاً وقد فعله النبي صلى الله عليه وسلم؟ فالجواب: أن فعله صلى الله عليه وسلم إذا كان بياناً للجواز لا يكون مكروهاً، بل البيان واجب عليه صلى الله عليه وسلم.
  2. Почему мусульмане не пьют воду стоя
  3. Ведь так же достоверно известно, что Пророк ﷺ мыл части тела во время совершения омовения и по одному разу, обходил Каабу верхом на верблюдице, несмотря на то, что все богословы едины в том, что во время совершения омовения части тела желательно мыть по три раза и обход Каабы (таваф) пешком ценнее нежели верхом.
  4. Ссылаясь на всё выше изложенное можно сделать вывод:

Питьё сидя – это метод указанный Посланником Господа ﷺ, а питьё стоя нежелательно (карахату-т-танзих). А то, что Пророк ﷺ как-тоё раз пил стоя, не говорит о том, что он совершил нежелательный поступок, напротив это называется пояснением дозволенности этого поступка. Пояснение дозволенного и запретного – обязанность Пророка ﷺ перед своей уммой (общиной). А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Специально для Ислам.Ру перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/48589

Как правильно пить воду в Исламе

Аудио версия настоящей статьи:

Видео на эту тему смотрите после текста статьи.

В своде хадисов имама Муслима приведены следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть никто из вас не пьет стоя! [Наставление звучит именно в категоричной форме.] Кто забыл, тот пусть вызовет рвоту»[1]. Тему, в конце которой имам Муслим поставил данный хадис, он назвал «Нежелательность пить стоя».

Читайте также:  Зачем русские девушки наносили на платья ромбовидный узор

От сподвижника пророка Мухаммада Анаса, также в своде хадисов имама Муслима, передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) «запрещал пить стоя». У него уточнили: «А есть [стоя можно]?» Он ответил: «Это еще хуже, [это еще более] дурно (скверно)»[2].

Мусульманские ученые-богословы относят данное действие к легкому нежелательному (макрух танзихен), то есть тому, что аннулируется при малейшей вынужденности или необходимости[3]. Почему именно так? Достоверно известно, что сам пророк Мухаммад иногда пил воду стоя.

Например, имам ‘Али однажды демонстративно выпил воду стоя и произнес: «Некоторые из вас [категорично] порицают питье стоя, но, поистине, я сам видел пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) делающим так, как только что делал я [то есть он тоже иногда пил стоя]»[4]. Ибн ‘Умар передал: «Во времена пророка Мухаммада мы [порой] ели [пищу], находясь в движении [были в пути и не останавливались для трапезы], и пили [воду, например, или иные напитки] стоя»[5]. В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводится хадис, где сказано, что «пророк Мухаммад пил воду и стоя, и сидя»[6].

При этом следует уточнить, что воду Зам-зам, получаемую из источника возле Каабы, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пил стоя[7].

Все приведенное выше говорит нам о том, что есть и пить можно и стоя, и сидя, и находясь в движении. Но! Наилучшим и предпочтительным с точки зрения Сунны является есть и пить именно сидя.

Видео на эту тему:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 839, хадис № 116–(2026); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 538, хадис № 6/772 и пояснение к нему.

[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 838, хадис № 113–(2024); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 5/771.

Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1879, «сахих».

[3] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 539, пояснение к хадису № 6/772.

Подробное пояснение см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 99–105, пояснение к хадисам 5615–5617.

[4] Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1800, хадисы № 5615 и 5616; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 537, хадис № 2/768.

[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 318, хадис № 1880, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 3/769.

[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1883, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 4/770.

[7] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1800, хадис № 5617; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 839, хадис № 117–(2027); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1882, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 537, хадис № 1/767.

Источник: https://umma.ru/kak-pravilno-pit-vodu-v-islame/

Почему нежелательно пить воду стоя?

Прежде всего стоит отметить, что пить воду сидя, а не стоя является Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и придерживаться Сунны желательно для нас всех. Более того, мы можем получить за соблюдение той или иной Сунны довольство Всевышнего Аллаха и большое вознаграждение на том Свете.

Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажное место. Питьё воды на первый взгляд кажется незначительным действием, однако в хадисах, переданных от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем найти немало указаний, связанных с питьём.

  • عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
  • От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
  • От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
  • لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ

«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, которого увидел пьющим воду стоя:

قئ، قال: لمَ؟ قال: أتحب أن تشرب مع الهر؟ قال: لا، قال: فقد شرب معك شر منه، الشيطان

«Исторгни то, что ты выпил».

Он спросил: «Зачем?», тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты пожелал бы, чтобы вместе с тобой выпила кошка?» Он ответил: «Нет».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вместе с тобой выпил тот, кто хуже кошки. С тобой вместе выпил шайтан». (Дарими)

  1. Однако в книгах передаются и другие хадисы, в которых приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду стоя, как это сообщается в хадисе, переданном Бухари:
  2. أتى علي — رضي الله عنه — باب الرَّحْبَة فشرب قائما ، وقال : إني رأيت رسول الله — صلى الله عليه وسلم — فعل كما رأيتمونيفعلت
  3. «Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду так, как выпил её я». (Бухари)
  4. Следовательно, здесь возникает вполне законный вопрос– как же совместить смысл этих хадисов?

Отвечая на этот вопрос в своем «Сборнике фетв», большой учёный шафиитского мазхаба Имам Ан-Навави пишет следующее: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (карахаат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых упоминается о том, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пил стоя, свидетельствуют о том, что он данным поступком говорил о не запрещённости пить воду стоя». («ФатаваИмамиАн-Навави»)

Из всего вышеприведенного мы понимаем, что пить воду стоя, в принципе, не запрещается, а является нежелательным (караха), следовательно, пить воду сидя является желательным поступком и Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, современные медицинские исследования установили, что желудок стоящего и сидящего человека имеет разное положение.

Доктор Абдурразак Аль-Киляни в своей книге «Медицинские факты в Исламе» пишет:

«Употребление еды и питья сидя является более безопасным, приятным и здоровым! В таком положении все органы человека и его желудок находятся в покое, что позволяет воде нежно протекать по его стенкам.

А если человек пьет стоя, тогда вода из его горла падает прямо в желудок и ударяется о его дно, что вызывает определённые боли. Если употребление еды и воды таким образом продолжается долгое время, то это изнуряет и расслабляет желудок.

И в дальнейшем это приводит и к ухудшению пищеварения».

То есть если человек пьет воду стоя, то жидкость, падая в желудок, прямиком отправляется и в двенадцатиперстную кишку, не задерживаясь в желудке.

Однако если человек пьет в сидячем положении, то жидкость, попадая в желудок, смешивается с кислотами, благодаря которым нейтрализуется действие различных микробов, и лишь затем попадает в двенадцатиперстную кишку.

Читайте также:  Русские индейцы ительмены: где они живут

И подобным образом человек может предостеречь себя от различных заболеваний.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) более тысячи четырёхсот лет тому назад дал ценные рекомендации, в которых он запрещает употребление еды и воды стоя. Эти рекомендации подтверждены научными фактами, которые стали известны современной медицине сравнительно недавно. Только сейчас медицина начала обращать внимание на вредность привычки употребления еды и питья стоя.

  • Откуда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мог знать о таких подробностях более тысячи четырёхсот лет тому назад?
  • Поистине, этот факт лишний раз указывает на истинность пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и свидетельствует о том, что он не рассказывает это от себя, поистине, это передано ему путём откровения от Всевышнего Аллаха.
  • Соблюдайте Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы быть здоровым и достичь довольства Творца.

Источник: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/43827

Пить воду нужно сидя: научное доказательство

Сегодня Royal Team обсудит актуальную ныне тему: «Стоит ли пить воду в положении сидя или стоя, и вообще существует ли разница в этом?». Для того, чтобы решить эту задачу, посмотрим сначала что такое желудок человека.

Желудок

Желудок – это согласно свободной энциклопедии «Википедия» – это от латинского «ventriculus» и греческого «gaster») представляет собой полый мышечный орган, часть пищеварительного тракта, который лежит между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Объём пустого желудка составляет около 0,5 л. После принятия пищи он обычно растягивается до 1 л, но может увеличиться и до 4 л.

Ученые говорят, что желудок человека в сидячем положении и желудок человека в стоячем положении отличаются друг от друга. Как это может быть связано с питьем воды? Объясняем, если человек пьет жидкость, стоя, жидкость непосредственно переходит сразу к двенадцатиперстной кишке через тракт.

Однако, если человек пьет жидкость, сидя жидкость в первую очередь остается некоторое время в желудке, прежде чем переходить к двенадцатиперстной кишке. Количество вредных организмов в жидкости уменьшается, поскольку жидкость задерживается в желудке, а из-за кислой среды некоторые вредящие человеку устраняются.

Конечно от всех вредных веществ, полученных за день, организм не избавиться сразу, тем не менее пить воду сидя имеет немного больше преимуществ в отличие от питья воды стоя.

Ниже приведены медицинские объяснения почему рекомендуется пить сидя.

Организм человека имеет сетевые фильтры, это означает, что мышечная структура человека может «открываться» и «закрываться». Любая вода, которую мы пьем фильтрует наши почки.

Однако, такой фильтр открывается и хорошо очищает наш организм, именно, в сидячем положении, а когда мы переходим в стоячее положение фильтр «закрывается». Поэтому, если вы пьете стоя, то вода будет поступать сразу в мочевой пузырь, это вредно, потому что начинают выпадать осадки, что в последствии может привести к нарушению функций почек.

В противоположность этому, в положении сидя, внутренний фильтр «открыт» и поэтому, полученная вода распределяет все полезные вещества и кислород всем органам человека, затем очищает организм и только потом выходит через мочевой пузырь. Таким образом, чувство жажды быстрее исчезнет после того, как мы попьем воду в положении сидя, нежели стоя.

  • Пить воду сидя желательно, но не обязательно, все-таки человек находится в постоянном движении.
  • Royal Team желает всем быть здоровыми и главное, пить только чистую и полезную воду, а как пить воду лучше: сидя или стоя – решение каждого.
  • 9 лучших способов пить воду
  • Royal Series: ответы на часто задаваемые вопросы
  • Что такое структурированная вода?

Источник: http://royal.tj/pit-vodu-nuzhno-sidya/

«Хукм» употребления воды стоя ✅

В «аль-Муватта» имама Малика (рахимахуЛлах), (передача имама Мухаммада (рахимахуЛлах)), приводятся следующие хадисы по части употребления воды стоя:

879. Сообщил нам Малик, сообщил нам Шихаб, что Аиша жена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и Саад ибн Аби Ваккас (да будет доволен ими Аллах) не усматривали в том, что человек пьет стоя «макруха» (или «харама», или близкого к «хараму» действия).

880. Сообщил нам Малик (радиаЛлаху анху), сообщил мне (Малику) «мухбир» (сообщающий), что Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Аби Талиб (радиаЛлаху анхум аджамин) употребляли воду стоя. 

Сказал имам Мухаммад (рахимахуЛлах): «Мы берем эти хадисы в качестве доказательства на то, что в употреблении воды стоя нет «макруха» (или «харама», или близкого к «хараму» действия). И такого же мнения придерживались имам Абу Ханифа и большая группа наших фукаха-ханафитов да будет доволен ими Аллах Тааля.»

Комментируя слова хадиса: «…что Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Аби Талиб (радиаЛлаху анхум аджмаин) пили воду стоя», имам Абдул-Хай Лякнави аль-Ханафи (рахимахуЛлах), говорит:

  • «Явный смысл этого хадиса указывает на то, что они (праведные халифы) имели обыкновение пить воду стоя, без какой-либо убежденности, что действие это — «макрух».
  • Что видно также и из следующих слов ибн Умара (радиаЛлаху анху): «Пили мы, во время Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воду стоя и употребляли пищу, идя пешком.» 
  • Данное сообщение приводит имам Ахмад (рахимахуЛлах) в «Муснаде» и на которое, в свою очередь, опирается имам Малик и другие алимы, когда говорят, что в употреблении воды стоя нет «макруха», подтверждая этот хадис другим хадисом, указывающим на то, что Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) пил воду «замзам» и остатки воды приготовленной для омовения стоя.
  • Этот хадис приводят имамы аль-Бухари, ат-Тирмизи и прочие «мухаддисы»; и подтверждая также хадисом Кябша (радиаЛлаху анха) которая сообщила:
  • «Пришел ко мне Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва салям) и отпил из подвешенного бурдюка стоя.» 

Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи (рахимахуЛлах).

Однако другая группа ученых высказалась за то, что употребление воды стоя есть действие -«макрух», исключая употребление воды «замзама» и остатков воды приготовленной для «вуду», употребление которой стоя является «мустахабом».

В своем «хукме» они опираются на сообщение, которое содержит запрещение пить воду стоя и которое приводит ат-Тирмизи, Абу Дауд, ибн Маджа, Муслим от Анаса, а также имам Муслим от Абу Саида и Абу Хурайры.

  1. В частности в «ривае» Муслима от Абу Хурайры (радиаЛлаху анху) роводятся следующие слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
  2. «Пусть никто из вас не пьет стоя, кто же забыл, что выпил стоя-пусть вытравить все назад.» 
  3. В «ривае» имама Ахмада от Абу Хурайры, в свою очередь сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел человека пьющего стоя. Сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва салям) этому человеку: 
  4. «Остановись!»

«Почему?» — отвечал человек. 

Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Обрадует ли тебя, если вместе с тобой будет пить кот? 

Сказал человек: «Нет.» 

Сказал Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «С тобой пил уже, кто намного хуже (кота) и он есть шайтан!». 

Все передатчики этого хадиса «ас-сикаат» (заслуживающие доверия), как сказал об этом в «Хаятуль Хаяван» ад-Дамиири.

Вместе с тем, большая группа ученых высказалось о том, что хадис (или хадисы) о запрещении пить воду стоя — «мансуух»(аннулирован) хадисом (или хадисами) разрешающими это действие. И высказала другая группа алимов противоположное мнение.

Сказал имам ан-Навави (рахимахуЛлах): «Кто заявляет, что хадис, в котором содержится запрещение -«мансуух», допускает большую ошибку.

Ведь, как можно утверждать «насх», когда вполне представляется возможным сочетание двух противодействующих хадисов (т.

е вполне возможно примирить два противоположных «хукма», используя их одновременно), даже если известно время (предыдущего и последующего «хукма»), но куда там знать это время в данном случае.» Кончились слова имама ан-Навави (рахимахуЛлах). 

(Отсюда), самое верное мнение (по этому вопросу) это то, которое высказали имамы аль-Байхаки, ан-Навави, Али аль-Кари, ас-Суюты и другие алимы, что запрет приведенный в хадисах указывает (не на «харам» или близкое к «хараму» действие), а на «макруух танзиих» (действие, которое лучше оставить), а те хадисы, которые указывают на то, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и «сахаба» пили воду стоя, содержит в себе разъяснение, что действие это разрешено (и не является «харамом» или близким к «хараму».)

Читайте также:  В чем отличия древних славян от современных

Сказал имам ат-Тахави (рахимахуЛлах), а также прочие алимы, что запрет пить стоя связан исключительно с медицинскими предосторожностями, ибо употребление воды (или еды ) стоя, может влечь за собой вред здоровью, но никак не связан с «амру шар»и» (т.е не связан конкретно с действиями по Шариату или с ибадатом). 

Слова имама Мухаммада (рахимахуЛлах): «… Мы берем эти хадисы в качестве довода, что в употреблении воды стоя нет макруха.

« — означают, что если употребление воды стоя имеет своей причиной необходимость или нужду, а также случается иногда, то оно разрешено и в нем нет «макруха».

В противном случае, лучше пить воду (или принимать пищу) сидя, ибо таков был обычай Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как сказано об этом в книге «Задуль маад»

  • Кончились слова имама Лякнави (рахимахуЛлах).
  • Последние слова имама Лякнави (рахимахуЛлах) означают, что употребление воды или пищи стоя без необходимости и постоянно, подподает под категорию «макрух танзиихан» (действие, которое лучше оставить, чем совершить).
  • Сказал имам Ибрахим Халяби аль-Ханафи (рахимахуЛлах) в шархе к «Муньятуль Мусалли»:

«Сошлись алимы на том, что употребление воды стоя имеет хукм «макруха танзиих», ибо «макрух» здесь связан с чисто медицинскими целями, а не с поклонением (или действием исполнение или оставление которого требует непосредственно Шариат). Сказано в «Аль-Фатава Итабия»: «Не запрещается пить воду стоя, в отличие от употребления её во время хотьбы не для мусафира …» 

  1. Приведем в заключении два хадиса о запрещении и разрешении употреблять воду стоя:
  2. Передается от Умара ибн Шуайба от отца его, от деда его, который сказал: «Видел я Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва салям), который пил воду как стоя, так и сидя.» 
  3. Этот хадис приводит ат-Тирмизи (рахимахуЛлах), сказав: «Данный хадис есть хасан-сахих.»

Передает имам Муслим от Анаса от Пророка (саллаллаху алейхи ва салям), что он (Посланник Аллаха) запретил пить воду стоя. Сказал аль-Катада: «Сказали мы Анасу (радиаЛлаху анху): «И запретил также кушать стоя?». Сказал (Анас): «Это действие еще хуже и дурнее.»

Здесь есть «далиль» на то, что ханафиты опираются в своем «иджтихаде» на аяты и хадисы. Имам Мухаммад (рахимахуЛлах) выводит свой «хукм» о том, что пить воду стоя — «мубах» или «макруух танзиих», основываясь на хадисах, в данном случае на хадисах «Муватта» имама Малика (рахимахуЛлах).

Муаллим Махди Шамс аль-Ханафи (хафизахуЛлах)

Источник: http://minbar.kz/islam/blog/id/4395.html

Можно ли пить стоя?

Богословы разошлись во мнениях относительно того, разрешается ли пить стоя. В то же время они единодушны в том, что во всех других положениях пить разрешено. Об этом сообщил Ибн Хазм.

Причина разногласий между учеными заключается в том, что одни хадисы запрещают пить стоя, а в других сообщается, что так поступал сам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Муслим передал со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил пить стоя. Катада спросил Анаса: «А пить?» Он ответил: «Это еще хуже и сквернее».

В другом хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурейры, говорится: «Пусть никто из вас не пьет стоя, а тот, кто забудет, пусть вырвет».

Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел человека, пьющего стоя, и сказал: «Перестань». Тот спросил: «Почему?» Он сказал: «Понравится ли тебе, если вместе с тобой будет пить кот?» Тот сказал: «Нет».

Он сказал: «Поистине, вместе с тобой пил тот, кто хуже кота». Он имел в виду сатану. Этот хадис передали Ахмад и ат-Тахави.

Ибн Хаджар сказал, что среди его рассказчиков был Абу Зияд, чьего имени знатоки хадисов не знали, хотя Ибн Маин и назвал его заслуживавшим доверия.

На первый взгляд, из этих сообщений ясно следует, что пить стоя категорически запрещено. Однако такой вывод преждевременный.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, стоя выпил из ведра воду Замзам. В другом предании сообщается, что Али принесли воду.

Он отпил воды и совершил омовение, а затем встал на ноги и выпил остаток воды. Потом он сказал: «Люди не любят пить стоя, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так же, как только что поступил я».

Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари.

Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа также передали со слов Ибн Умара: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы ели во время ходьбы и пили стоя». Ат-Тирмизи назвал это предание достоверным.

Богословы по-разному объясняли различия между этими хадисами. Одни полагали, что позволение пить стоя было аннулировано. Другие отдавали предпочтение одним сообщениям над другими, что в шариате называется «тарджих». Третьи пытались совместить все сообщения на эту тему.

Наиболее правильным мне представляется разъяснение имама ан-Навави: «Смысл этих хадисов был неясен некоторым ученым, вследствие чего они выносили ошибочные суждения по этому вопросу. Некоторые из них даже осмелились назвать слабыми отдельные из этих хадисов.

Сейчас нет необходимости распространять их ошибки, и мы укажем на правильное мнение и предостережем от заблуждения. Между этими хадисами нет противоречия, и среди них нет слабых хадисов. Дело в том, что содержащийся в них запрет указывает на то, что лучше так не поступать.

А сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пил стоя, указывают на законность этого.

Те, которые считают, что позволение пить стоя было аннулировано, ошибаются, потому что мы не говорим об аннулировании одного из предписаний, если можем совместить имеющиеся тексты, даже если нам известна историческая последовательность упомянутых в этих хадисах событий.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выпил стоя, чтобы разъяснить своим последователям то, что поступать так разрешено. При этом он не совершил нежелательный поступок. Известно, что иногда он совершал что-либо, чтобы разъяснить законность такого поступка, но в остальное время он совершал то, что лучше» (сокращенно).

Некоторые ученые считали, что пить стоя разрешается только в случае крайней необходимости. Этим обстоятельством они объясняли то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выпил воду Замзам стоя.

Но если бы было запрещено пить стоя, то он непременно предостерег бы от этого сподвижников и присел бы перед тем, как выпить. Из хадисов известно, что, обойдя вокруг Каабы, он сумел совершить два раката. Следовательно, места для того, чтобы присесть перед питьем воды, было достаточно.

Помимо этого, передают со слов Умм Сулейм – матери Анаса б. Малика: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел ко мне, и в доме был подвешенный бурдюк. Он отпил из него стоя, а я отрезала горло того бурдюка и храню его у себя». Этот хадис передали Ахмад и ад-Дарими.

Если бы было запрещено пить стоя, то он не стал бы пить из подвешенного бурдюка, потому что в этом не было крайней необходимости.

Все сказанное подтверждается тем, что многие сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не запрещали пить стоя. Ат-Табари передал, что стоя пил Умар б. аль-Хаттаб. Малик передал, что Умар, Усман и Али пили стоя. Известно, что Саад б.

Абу Ваккас и Аиша тоже не видели в этом ничего плохого.

Что же касается того, что выпивший воду стоя должен вырвать, то это предписание является желательным, и кадий Ийад даже сказал, что среди известных ему ученых не было тех, кто считал это обязательным.

Таким образом, пить следует сидя, но если кто-либо выпьет стоя, то он не совершит запрещенный или нежелательный поступок. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Источник: https://e-minbar.com/ques-answ/etiquette/mozhno-li-pit-stoya

Ссылка на основную публикацию