Почему на руси стали почитать святого патрика

17 марта в Ирландии отмечается национальный, культурный и религиозный праздник – День святого Патрика.

В России этот праздник хорошо известен, ведь с 1999 года при поддержке посольства Ирландии проводится ежегодный международный фестиваль «День святого Патрика», хотя впервые в Москве это ирландское национальное торжество отмечалось в 1992 году.

Но немногие знают, что данный праздник куда ближе нашей традиции, в отличие от пресловутого Дня святого Валентина. С 2017 года РПЦ МП отмечает память святого Патрикия Ирландского 30 марта по новому стилю, то есть на 13 дней позже.

Древний святой

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) относится к числу древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до Великой схизмы – церковного раскола 1054 года, после которого Римско-католическая и Православная церкви окончательно разделились.

Восточнохристианская церковная практика такова, что святые, канонизированные до Великого раскола, независимо от того, в каком регионе они подвизались, являются общими святыми для христиан Запада и Востока. То есть православные христиане могут им молиться, могут писать иконы и т.д.

Другое дело, что не все те святые включены поместными православными церквями в месяцесловы для поминовения. И вот Русская православная церковь Московского патриархата в начале марта 2017 года включила имя святого Патрикия Ирландского (вместе с именами некоторых других древних святых) в месяцеслов для поминовения 30 марта (н. ст.).

Строго говоря, это событие не стало чем-то эпохальным, как о том писали некоторые СМИ; наоборот, это был просто технический момент, наконец реализованный.

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Так уж повелось, что в разных странах разные святые почитаются больше или меньше, о ком-то могут просто не помнить. И потому мало удивительного в том, что, например, для РПЦ апостол Андрей Первозванный (по преданию, бывший на Руси) и святые Кирилл и Мефодий ближе, тогда как святой Патрик весьма близок православным и католикам в Ирландии.

Другое дело, что празднование Дня святого Патрика пришло в Россию как светский праздник и в том формате, в каком он был устроен американскими ирландцами: с зеленой одеждой, кельтской музыкой, танцами и употреблением эля.

Но празднование Дня святого Патрика 17(30) марта всегда выпадает на Великий пост, который в это время идет и у католиков.

Потому для православных христиан «традиционное» празднование Дня святого Патрика неприемлемо, но может сопровождаться чтением жизнеописания этого святого и размышлением над его христианской жизнью.

Жизнь святого

Почти все, что известно о биографии святого Патрика, сохранилось в его собственных сочинениях и некоторых стихотворных гимнах, созданных вскоре после его упокоения. Причем действительно достоверных сведений не так много, зато легенд, посвященных его чудесным делам, предостаточно.

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Суккат (так при рождении назвали Патрика) родился в конце IV века в Британии в состоятельной галло-римской семье. Крещен с латинским именем Магон. Его дед был христианским священником, отец – дьяконом, мать – родственницей святого Мартина Турского. В юности будущий святой не был близок к Господу.

В возрасте 16 лет он попал в рабство к пиратам и был увезен в Ирландию, где стал пастухом и выучил местный язык. Его хозяин, местный племенной вождь, насмешливо прозвал юношу Патриком, что означает «знатный человек».

В своей «Исповеди» Патрик осмыслял случившееся как наказание от Бога за неправедную жизнь. 

Жизнь в суровых условиях, среди язычников, заставила встать Патрика на путь к истинному Богу. Спустя шесть лет, проведенных в рабстве, посте и молитве, будущий святой услышал голос, говоривший, что скоро он возвратится в родную страну и корабль уже приготовлен. Так и случилось.

Правда, оказавшись не то в Британии, не то в Галлии (современная Франция), Патрик со своими спутниками-язычниками был вынужден почти месяц странствовать в поисках людей. Терзаемые голодом, они попросили будущего святого помолиться Богу об их спасении.

Когда Патрик сделал это, появилось стадо свиней.

После странствий и разных бед Патрику удалось вернуться домой. Вскоре он стал учеником святителя Германа и в 432 году, уже в сане епископа и получив благословение, направился с миссией в Ирландию. 

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Сначала просветителя встретили камнями. Да и вообще ему часто приходилось противостоять упорствующим сторонникам язычества. Когда святой в небольшом сопровождении клириков шел в Тару, бывшую столицей Ирландии, на них была устроена засада в лесу. Спев гимн-молитву «Щит святого Патрика», они предстали королевским воинам в образе оленьего стада.

В то время приближался большой языческий праздник. Верховный король Лоэгайре запретил зажигать какие-либо огни, пока не загорится главный языческий ритуальный огонь в Таре. Но Патрик со спутниками разжег огромный костер по случаю Пасхи.

Жрецы-друиды предсказали королю, что если не потушить этот огонь, то он никогда не погаснет. Однако воинам короля не удалось ни убить Патрика, ни потушить огонь. А колдовство друидов оказалось бессильно перед защитой Бога.

Последнее произвело большое впечатление на Лоэгайре, и он вместе со всем своим домом крестился. 

Рассказывая о Святой Троице, Патрик показывал ирландцам трехлистный клевер, говоря, что как три лепестка находятся на одном стебельке, так и Бог един в трех лицах. Скончался святой просветитель Ирландии во второй половине V века, разные источники указывают разные годы.

Аналогично обстоит дело с местом кончины и захоронения святого Патрика. Одна легенда гласит, что для выбора такого места тело покойного положили на телегу, запряженную двумя неукрощенными быками: где те быки остановятся, там и должно похоронить Апостола Крайнего Запада.

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Подробнее о том, почему Русская православная церковь все-таки решила включить просветителя Ирландии в свой месяцеслов и как православному верующему отметить День святого Патрика, не нарушая Великого поста, нам рассказал кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин.

– Отец Валерий, позвольте задать вам несколько вопросов по поводу признания святого Патрика Русской православной церковью.

Как отметил в своей статье мой коллега, святой Патрик был канонизирован еще до Великого церковного раскола, а это значит, что восточные христиане могут почитать его уже много веков подряд.

Почему же тогда Русская православная церковь включила ирландского святителя в свой месяцеслов только в прошлом году?

– Дело в том, что включать святых в (православный – прим. ред.) календарь всегда стараются очень осторожно, потому что это предполагает молитвенные обращения и храмовые богослужения.

Долгое время шло противостояние восточной и западной цивилизаций, и у нас, проще говоря, побаивались включать в календарь святых, которые так или иначе связаны с западными территориями, потому что усматривали в этом некое влияние западной культуры и, соответственно, западного мировоззрения.

Но сами-то святые тут ни в чем не виноваты! Это святые, которые жили задолго до отделения католицизма от православия, поэтому никакой прокатолической идеологии в жизни и учении этих святых нет. Собственно, сейчас это и начали переосмыслять.

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

– С чем это связано?

– Во-первых, с тем, что сейчас мир становится все более информативным. Раньше, когда не было интернета и столько общедоступной информации, то и сведений было меньше. То есть вряд ли кто-то в XVII–XVIII веках у нас на Руси вообще вспоминал и знал, что где-то там был такой святой Патрик.

Западных святых не включали в календарь даже просто потому, что они не входили в сферу внимания русского народа. Они выпадали из нашей памяти, и к ним у нас особо не обращались в молитвах.

Ведь святых в календарь обычно включают, когда есть уже более-менее распространенное молитвенное поминание, когда люди к этому стремятся. Святых много, и не ко всем люди успевают обращаться, не про всех успевают узнать. Поэтому ряд святых в какие-то периоды оказывается забыт.

А сейчас сама культура наша более информативна, и, так или иначе, все эти сведения легко всплывают. Оказывается, что есть много святых древнего времени, которые жили на западных территориях, проповедовали Христа и обращали к Нему людей, которые пострадали за имя Христово.

И они на самом деле достойны памяти и почитания, и в их жизни мы не наблюдаем никаких причин для каких-то вероучительных преткновений. Это в принципе ничего не говорит о нашем отношении к католицизму, поскольку речь идет о святых древнехристианской церкви.

– А почему Русская православная церковь чтит память святого Патрика не 17, а 30 марта? Выбор даты по новому стилю как-то связан с Великим постом или есть другие причины?

– Это связано исключительно с календарем. По юлианскому календарю День святого Патрика отмечается 17 марта, и в древнее время люди придерживались юлианского календаря. Поэтому если святой Патрик пострадал 17 марта по юлианскому календарю, то и положено придерживаться этой даты.

В этом смысле расхождение в днях памяти святого Патрика точно такое же, как расхождение в праздновании Рождества Христова и других больших праздников: разница составляет 13 дней.

То есть здесь мы просто придерживались юлианского календаря, а не пытались как-то подстроиться под дни Великого поста.

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

– В России День святого Патрика отмечается еще с начала 90-х, но именно как светский праздник – с парадом, традиционной ирландской атрибутикой, алкоголем и веселыми танцами. Очевидно, что церковь не приветствует такой способ празднования. Как же следует поступать православному христианину, который хочет почтить память святого Патрикия?

– Все-таки в православной традиции в центре празднования долго находится молитвенное обращение к святому. Возможен, конечно, какой-то семейный праздник, если данная семья почитает святого.

Более широкие способы празднования дней святых, которые входят в культуру народа, формируются с веками.

Если где-то организуются какие-то процессии, парады, то это просто постепенный ход истории: народ празднует память святого доступными для себя способами, и потом светская составляющая начинает преобладать. Но у нас не было такой истории почитания.

– Как вы думаете, приживется ли этот святой в нашей православной традиции? Станут ли верующие чаще обращаться к Патрикию?

– Мы сейчас стоим в самом начале прославления святого Патрика.

Но если на Западе он обращал в христианскую веру целые народы и поэтому для них этот день является ключевым, то у нас день святого Патрика, конечно же, не может вытеснить дни памяти других, более важных для нас святых: допустим, князя Владимира, при котором состоялось крещение Руси; преподобного Сергия Радонежского, с которым было связано возрождение русской духовности; преподобного Серафима Саровского, который очень почитаем у нас в народе. То есть День святого Патрика у нас, конечно, не поднимется на такую высоту уже устоявшихся праздников. Думаю, что культура все-таки не поменяется.

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

– Как вы думаете, каким образом включение в православный месяцеслов скажется на образе этого святого в нашем сознании? Станут ли его больше почитать в России? На что это вообще влияет?

– Лично я положительно отношусь к этому включению.

Объясню почему: теперь мы, православные христиане, видим, что людей, которые обратились к Богу в древние времена, которые исповедовали веру Христову посреди языческих народов и обратили ко Христу людей, – их, оказывается, было много! И они были явлены в разных концах планеты. Это значит, что благодать Божья не ограничилась только Святой землей (Иерусалим и прилегающие к нему территории. – Прим. ред.), Малой Азией, Грецией, Италией – в общем, странами Средиземноморья. Она проявляла себя в разных уголках земли, и везде появлялись такие святые. Думаю, что этот праздник в честь святого Патрика говорит о полноте действия божественной благодати в разные времена и о том, что много людей откликалось на Божий призыв. Поэтому такие изменения можно только приветствовать.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/dien-sviatogho-patrika

3 мифа о святом Патрике — Православный журнал "Фома"

Среди буйства праздников и красок есть в марте-месяце один день, который многие европейцы и американцы узнают, не заглядывая в календарь. В этот день, выйдя на улицу, можно столкнуться с «зелеными человечками», в самых неожиданных местах увидеть клевер, а в воздухе услышать протяжные трели волынок.

Читайте также:  Если бы тунгусский метеорит в 1908 году упал на европейскую часть россии

Что же это за святой и почему праздник (17/30 марта) в честь него так любим людьми во многих странах мира — вне зависимости от того, насколько они ощущают себя христианами?Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

В День святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.

С исторической точки зрения, личность и деяния святого Патрика подтверждены многими достоверными свидетельствами и документами. Но, пожалуй, трудно будет найти какую-либо еще историю о реальном человеке, столь плотно заросшую мифами, баснями и сказочными преданиями.

Поэтому, несмотря на такой интерес к имени святого, многим известно только то, что Патрик как-то связан с Ирландией, пивом и трилистником. Но на самом ли деле он был эдаким «покровителем» пива и лепреконов? Итак, разоблачим три популярных заблуждения о святом Патрике.

Миф 1. Патрик не был пивоваром

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Как видите, первые ассоциации, связанные с Днем святого Патрика, далеки как от самого святого, так и от дня его памяти. Наверное, многие из тех, кто что-либо слышал про этот праздник, знают лишь то, что он как-то связан с хмельным весельем. Но на самом деле стереотип этот появился совсем недавно и вызван исключительно коммерциализацией Дня святого Патрика, столь выгодной пивным мануфактурам. Ведь поскольку праздник всегда отмечался широко и радостно, то как же не предложить тем, кто его празднует, кружку пенного пива?.. Общество потребления и обывательский подход диктует свои фольклорные парадигмы, и вот уже в «компетентных» рекламных буклетах можно встретить информацию, что Патрик изобрел виски и вообще является покровителем пивной промышленности и потомственным пивоваром… Неудивительно, что после таких «историй» образ святого Патрика превратился в образ веселого хмельного парня с пенной кружкой и зеленым клевером, и многие уже считают, что потребление алкоголя в этот день вменяется им в святую обязанность.

Но это и есть миф номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.

Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Confessio — лат.), написанная им около 460 года.

Надо сказать, немногие авторы полуторатысячелетней давности оставили нам такое свидетельство своих внутренних переживаний.

А вот о пиве там — ни слова, ведь на самом деле Патрик был… христианским миссионером, и целью его жизни была проповедь Воскресения Христова.

В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве, повествует о том, как он искал Бога и как Бог, в итоге, нашел его.

Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика. Как заметил наиболее строгий критик ученых-патрикианцев (т. е. изучающих все, связанное с деятельностью св.

Патрика) Дэвид Бинчи, «моральное и духовное величие этого человека сверкает в каждой корявой фразе его „деревенской латыни“».

Многие ученые работали над «Исповедью», и на сегодняшний день подлинность авторства практически не вызывает сомнений. Но и это не все.

До нас дошло еще одно произведение Патрика — его гневное «Письмо к Коротику» — бриттскому вождю, который собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил набег на южное побережье Ирландии, где убил многих новообращенных христиан, а множество захватил в плен для продажи.

Коротик называл себя христианином, поэтому Патрик пишет ему пастырское послание, умоляя образумиться и покаяться, пока у того еще есть время.

Как видим, миссия Патрика в Ирландии была далеко не праздником. Колоссальный труд проповеди Евангелия был сопряжен с невероятным напряжением и затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог.

Итак, с образом веселого пивовара Патрика связывает разве что хмельная фантазия авторов рекламы. Подлинная история и сама «Исповедь» являют нам человека невероятной искренности и духовной глубины, который до последнего дня своей жизни нес живое слово о Воскресшем Господе древним ирландцам, и делал он это доступно и чутко.

Патрик использовал один важный миссионерский ход, который впоследствии и помог христианству беспрепятственно распространиться по всему острову. Когда язычество бросало святому вызов, он аргументами слов и силой веры ниспровергал его до основания. Когда язычники были искренни в своих заблуждениях — Патрик был предельно терпим, ведь боролся он не с людьми.

Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить.

С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в День святого Патрика — это символ Святой Троицы, а не зеленого змия.

Патрик не был пивоваром, и, словно предвидя такую метаморфозу во времени, он пишет свою «Исповедь», которая свидетельствует нам о том, кем же был на самом деле Патрик: «Я желаю, чтобы братья мои знали о ревности моей, и поняли, чем живет душа моя». А еще…

Миф 2. Патрик не был… Патриком

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Нет, он, конечно, им был, но вот самое это имя появилось не сразу и при весьма трагических обстоятельствах.

Когда в конце IV века в состоятельной семье Кальпурния у его жены Концессы родился мальчик, его назвали Магон.

Семья была христианская и принадлежала к романизированной кельтской знати — римское присутствие вместе с легионами принесло в Британию и Евангелие, так что среди офицеров, солдат римской армии и их потомков было немало христиан. Уже дед Патрика был священником, а упомянутый выше отец Патрика Кальпурний носил сан дьякона. Кроме того, Кальпурний был декурионом — членом городского совета, наследственным аристократом.

Говоря о таком христианском семействе, было бы естественно представить детство Патрика полным благочестия, созерцательной жизни и молитвенного настроя.

Но по свидетельству «Исповеди», жизнь сына дьякона и внука священника была далека от христианских идеалов.

Вот как сам святой рассказывает о годах своей молодости: «Мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении… грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал».

Впрочем, с обывательской точки зрения, первые шестнадцать лет жизни Патрика складывались вполне счастливо.

Вместе с двумя своими сестрами он получает домашнее образование на вилле отца, живет жизнью, как бы сейчас сказали, «золотой молодежи», в достатке и изобилии, ни о чем серьезном не помышляет. Его судьба сложилась бы обычным для аристократа образом.

Он стал бы состоятельным членом третьего, после сенаторов и всадников, сословия Римской империи. Унаследовал бы место своего отца, сделался бы муниципальным чиновником. Следил бы за контролем налогов, поступающих из римской Британии в имперскую казну.

«Сколотил» бы состояние, родил бы детей и умер бы в достатке и сытости — без особых подвигов и славы, но зато в родном доме, на своей постели, в окружении любимой семьи. Все могло бы так и быть, если бы в спокойную жизнь Патрика не вошел Христос, разделив ее на две половины.

Итак, первые шестнадцать лет жизни Магона проходили по-детски безмятежно. Но вот в 405 году на виллу Кальпурния напали пираты, которые приплыли из соседней Ирландии. Они разгромили дом, опустошили земли и захватили юношу в плен. Шестнадцатилетний мальчик сталкивается с ужасом плена.

Вскоре его продают в рабство и в знак унижения дают ему кличку. Можно не сомневаться, что те, кто продавал Магона, красноречиво живописали богатство разграбленной виллы его отца и сообщили о знатном происхождении юноши.

Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Patricius — «знатный человек, патриций».

В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему.

Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище. Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе.

До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.

Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это — шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег.

Он попадает на корабль, который экспортировал знаменитых ирландских волкодавов. Вместе с четвероногими друзьями Патрик прибывает в Галлию, где и живет какое-то время, пока в 432 году не получает откровение от Бога — вернуться туда, откуда чудесно был спасен.

Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога, потому что, по его собственному слову, «Бог давно уже победил во мне». Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя.

С этого момента Патрик становится, по точному выражению иеромонаха Серафима (Роуза), «огненным апостолом Христа».

Миф 3. Патрик не был ирландцем

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Дело в том, что в сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух. Само второе имя ирландца — «падди» — говорит о том, что для него Патрик — это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но факты есть факты. Самый ирландский ирландец был не ирландцем, а британцем. Когда в 432 году Патрик начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему помогало одно лишь упование на Бога. Именно в этом году миссионер и несколько его спутников отчаливают от европейского континента и высаживаются на диких ирландских берегах. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в христианство.

Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками.

Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться.

После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.

Традиция связала имя апостола Ирландии с еще одной выдающейся личностью того времени — королем Лойгайре, первая встреча Патрика с которым произошла в обстановке далеко не дружелюбной. Однажды все короли и вожди Ирландии были собраны в доме Лойгайре в Таре.

Собравшиеся праздновали праздник Бельтайн, знаменовавший наступление лета и инаугурацию короля. В ночь этого празднества во всей Ирландии должны были быть погашены костры. Первый огонь в эту ночь должен был зажигаться в королевском доме.

Но именно в эту ночь Патрик решает отпраздновать первую Пасху на земле Ирландии и зажигает пасхальный огонь на вершине горы как раз напротив Тары.

Возмущенный король приказывает немедленно убить нечестивцев и погасить костер, однако друиды предсказывают ему, что пламя этого костра вскоре разгорится по всему острову и станет выше, чем огонь самого Лойгайре.

Патрика приводят к изумленному Лойгайре, и он начинает проповедь Евангелия, которая сопровождается множеством чудес и духовным состязанием со жрецами. Будучи посрамленными, жрецы отступают, а Лойгайре велит запрячь для Патрика колесницу с девятью лошадьми, ибо так приличествует богам (по-видимому, он принял Патрика за одного из них). Но Патрик, поблагодарив короля, удалился из дворца.

Читайте также:  Русские в гражданской войне сша: как царский флот поддерживал линкольна

Всего через пятьдесят лет после начала миссии христианство окончательно укрепляется на землях Ирландии, и разбойничий остров, наводивший ужас на все соседние страны, преображается.

В раннем средневековье Ирландию будут называть не иначе как «островом святых».

А составленный в VIII веке список ирландских святых времен святого Патрика содержит уже триста пятьдесят имен — главным образом основателей церквей, епископов, людей, прославившихся христианскими подвигами.

Долгое время этот яркий, особенный тип святости, которую так и называют кельтской, был малоизвестен на Востоке — церковное разделение, расстояния и годы сделали почти невозможной передачу сведений за пределы западной части христианской цивилизации.

Но в XX веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых в среде православных христиан. Одним из первых говорить о них стал архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), который сейчас прославлен Русской Православной Зарубежной Церковью как святой.

Его интерес к древним подвижникам увлек многих наших современников — например, иеромонаха Серафима (Роуза), который писал: «Мы не должны думать: „Ага, это все было давно, тогда это вдохновляло, но теперь — какая в этом польза?“ Наоборот, в деятельности святого Патрика мы должны увидеть деятельность христианина нашего времени, деятельность души, которая горит ревностью и любовью к Богу».

Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня — ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей миссии, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.

Христианство не призывает искоренять всю ту красоту и многообразие, что существует в мире. Это касается не только культуры, искусства, но и традиции почитания кельтских святых.

Например, в Русской Православной Церкви в некоторых епархиях и приходах уже сложилась традиция принимать и как-то участвовать в праздновании Дня святого Патрика по западной традиции, то есть 17 марта — в то время как по православному календарю праздник приходится 30 марта. Причем Патрик чествуется не только фольклорными концертами.

Уже много лет подряд в некоторых российских храмах воссылаются молитвы к этому ирландскому святому, а также проводятся конференции и беседы о духовном наследии кельтского христианства.

И это вполне естественно, так как подлинное богатство кельтов заключается не в том, что они научились варить вкусное пиво, а в том, что они научились радоваться Господу в чистоте сердца. Молитва, составление которой приписывается преподобному Коламбе с острова Айона (VI век), ярче всего свидетельствует об этой евангельской радости, которую по воле Божией принес в Ирландию святой Патрик:

  • Господь мой дорогой,Будь мне факелом,освещающим путь,Путеводной звездой будь,Гладкой будь дорогой,Пастырем добрым будь
  • Сегодня и всегда.

Вот и сегодня, празднуя память святого Патрика в России, можно хоть немного призадуматься над тем, Кто же был этим факелом, осветившим веселием и радостью нелегкую и трудную дорогу Патрика и его последователей. И для тех, кому с ним по пути, зеленый цвет этого дня станет не цветом зеленого змия, а цветом вечности, цветом «доброго и дорогого Пастыря», как называли Господа древние ирландцы.

Рисунки Марии ЗАИКИНОЙ

Святые Британии и Ирландии

Источник: https://foma.ru/ognennyij-apostol.html

Наш святой Патрик

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно […]

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков.

Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое.

Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности.

Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.

Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто.

Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений.

Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание.

Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины.

И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу.

Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника.

Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

***

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых.

Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки.

В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации.

Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти.  Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение.

Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году.

Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Почитание Патрика возникло в VI веке. Дата его смерти впервые упомянута в Житии святой Гертруды (VII век), а сведения о праздновании дня памяти святого относятся к IX веку. Мощи Патрика были обретены в Перонне (Пикардия) в середине VII века. Почитание вскоре распространилось во Франции, Италии и Германии. 

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых — собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку.

По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью.

Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим.

Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу.

Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св.

 Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости».

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа.

Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св.

 Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью, а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости.

Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.).

Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св.

Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви. В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви.

 Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять.

Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем.

Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней.

Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом.

Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Вы можете поаплодировать автору0

Источник: https://pravoslavie.fm/discussion/nash-svyatoy-patrik/

Святых внесли

Целых два года работала специальная комиссия Московской патриархии по упорядочиванию ее месяцеслова (официального календаря с днями памяти святых), которую возглавляет митрополит Климент — официальный оппонент патриарха Кирилла на патриарших выборах 2009 года.

9 марта на заседании Синода РПЦ МП в Свято-Даниловом монастыре комиссия представила первый список западных святых, которых отныне внесут во все календари Московского патриархата.

Предполагается, что комиссия продолжит работу и дальше, и русский месяцеслов будет постоянно пополняться «вновь выявленными» именами западноевропейских подвижников христианского благочестия.

Оттенок сенсационности решению Синода придало наличие в утвержденном списке «святителя Патрикия, просветителя Ирландии (память 17/30 марта)». Да, в официальный календарь РПЦ МП теперь вошел знаменитый День святого Патрика, который отмечается во всем мире как раз 17 марта.

Правда, дробь в дате означает, что Московская патриархия признает эту дату корректной по старому, юлианскому стилю, а по новому, григорианскому, введенному в России в 1918 году, она соответствует 30 марту. То есть благочестивым русским православным христианам предписывается праздновать День св.

Патрика все-таки не с остальным христианским миром, а по-своему — на 13 дней позже, так же, как, например, Рождество.

Католическая церковь отмечает День св. Патрика сравнительно недавно, с XVII в., а в Ирландии он является национальным праздником.

Поскольку национальным цветом Ирландии считается зеленый, то участники праздника стараются облачаться в зеленые одежды, а символом праздника служит трилистник — листок клевера, или Крест святого Патрика, знаменующий Святую Троицу.

В разных городах мира, особенно в Нью-Йорке и Бостоне, где живет много этнических ирландцев, в этот день устраиваются красочные шествия. Но в современном мире это не столько ирландский праздник, сколько день «альтернативной» культуры, связанный с антикапиталистическим протестом.

Ирландский народ, ведущий борьбу с «британскими угнетателями», воспринимается как символ освободительного движения, а древняя кельтская культура, духовно питающая эту борьбу, как «альтернативная» природная религия, по сути — новое язычество, переосмысленное в формах New Age. На празднике принято употреблять много пива, родиной которого празднующие считают Ирландию.

Понятно, что к собственно святому Патрику, который имел романское происхождение и был христианским аскетом, современная субкультура Дня св. Патрика, развившаяся в Америке, имеет довольно отдаленное отношение.

Но вернемся к решению Синода. Помимо Патрика в нем перечислено 15 святых — в основном французских (Пофин, Бландина, Понтик, Епиподий Лионские, Сатурнин Тулузский, Виктор Марсельский, Женевьева и Герман Парижские и др.). В список попал и один английский святой — Албан Британский. Все они либо мученики, пострадавшие в эпоху гонений от языческих императоров Рима (II—IV вв.

), либо просветители народов Запада, или подвижники-монахи. Самый поздний по времени жизни святой в списке — преподобный Прокопий Сазавский — скончался в 1053 году, то есть за год до окончательного официального разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

На современном экуменическом языке таких подвижников принято называть «святыми древней неразделенной церкви».

Безусловно, их внесение в русский православный месяцеслов будет с одобрением воспринято в Римско-католической церкви. В этом контексте решение Синода можно считать новым шагом на том пути, на котором год назад в Гаване была подписана совместная декларация папы Франциска и патриарха Кирилла.

Почему на Руси стали почитать Святого Патрика

Нынешний предстоятель РПЦ унаследовал от своего духовного отца — митрополита Никодима, скончавшегося на приеме у папы Римского, — искреннюю симпатию к католицизму и считает преодоление разделения христианского мира своей исторической миссией. Действовать более быстро и открыто ему мешают лишь консервативная настроенность основной части паствы и изоляционистский курс Кремля.

С другой стороны,

увеличение числа западных святых в календаре РПЦ отражает процесс увеличения числа приходов этой церкви в странах Запада

 Изоляционизм изоляционизмом, а масса отставных российских чиновников, завершивших «первоначальное накопление» бизнесменов или, по крайней мере, членов их семей предпочитает жить на Западе. Церковь же традиционно является местом притяжения диаспоры, своего рода культурным центром и клубом общения.

Однако новые русские приходы на Западе возникают в уже сложившемся духовно-культурном ландшафте, с местными чтимыми святыми, к которым православная церковь должна как-то выразить свое отношение.

И самым естественным отношением является их принятие как тех самых «святых древней неразделенной церкви», так сказать — каноническое освоение этих святых.

Начало работе по такому освоению положил великий святой Русской зарубежной церкви святитель Иоанн (Максимович), который еще в 1952 году сделал Архиерейскому синоду в Нью-Йорке доклад о забытых святых Запада.

С тех пор в календарях Русской зарубежной церкви печаталось значительно больше непривычных для русского слуха имен, чем в календарях издания Московской патриархии.

Теперь Русская зарубежная церковь в значительной мере поглощена Москвой, и миссия по «православному освоению» Запада переходит к ней.

Но почему особое внимание в нынешнем списке уделено Франции? Тут явно слышится отголосок недавнего визита в Париж патриарха Кирилла, который освятил в центре французской столицы новый грандиозный русский собор.

В Москве всерьез рассчитывают, что к власти во Франции идут ультраконсервативные силы, а значит, именно эта страна имеет шансы стать точкой опоры для усиления влияния Кремля на Западе. И почему бы не опереться в этом расчете на помощь древних западных святых?

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/03/11/71748-svyatyh-vnesli

День святого Патрика на Руси, или новый вызов Церкви

Святой Патрик, живший и спасавшийся в Европе еще до возникновения ереси католицизма, почитаем, конечно же, православными христианами. Как и другие древние святые, не имевшие ничего общего с папской гордыней, восторжествовавшей в 1054 году.

Что сегодня означает день святого Патрика в Европе? Разнузданные карнавалы, пивные попойки в барах, содомитские демонстрации – вот, чем наполнила Европа день великого христианского святого.

Некоторые наши отечественные священнослужители в оправдание решения внести в месяцеслов имена древних святых, которые особенно чтимы в католической церкви, заявляют, что, например день святого Патрика давно празднуют в России.

Но кто празднует? Кто? Те же, кто отмечает и день святого Валентина.

Да неужели кому-то нужно объяснять, что «святой Патрик», которого приветствуют сегодня даже содомиты, это совсем не тот Патрик, который подвизался в старой христианской Европе. Еще до предательства папой Христа.

Неужели в нашей Церкви нет сегодня более значимых вопросов, чем католические праздники? Перед Церковью стоят колоссальные задачи.

Утверждение православия в сердцах человеческих, борьба за Истину и чистоту Веры, путеводительство ко спасению. И, конечно же, забота и о земном Отечестве, забота о прочности нашей государственности.

Разве будет способствовать укреплению российской государственности легализуемая у нас под видом католического праздника содомизация общества?

Странно, что Священный Синод не обеспокоен вопросом, почему наша Православная Церковь до сих пор находится во Всемирном совете церквей? ВСЦ — экуменическая масонская организация, в которую даже католики не стали вступать, является ложем для наших церковных водителей. Зачем? Этот вопрос уж куда важнее, чем ирландский день святого Патрика.

Православные еще не могут прийти в себя после встречи нашего Патриарха с папой римским в Гаване, а тут опять столь явное, столь вызывающее сближение с католиками.

Мы хорошо помним, как заверял нас в прошлом году «международный епископ» Иларион (Алфеев) в том, что между православными и католиками разница несущественная.

Неужели такой образованный епископ не видит разницу между Истиной и ложью? Не отличает Христа от папы римского?

Едва-едва Церковь устояла перед угрозой раскола после Гаваны. Даже камень разбил лобовое стекло самолета, на котором летел наш Патриарх. Разве не очевидно, что попытки заигрывания наших церковных либералов с католиками могут вызвать очень серьезные последствия? Вроде бы все слишком наглядно.

Сейчас находится немало активистов даже среди духовенства, которые пытаются как-то загладить ситуацию, а то и откровенно радуются тому, что они вместе со всей Европой смогут весело попить пива «на Патрика».

Но все эти попытки выглядят как-то глупо, если не сказать — предательски.

Ирландское веселие теперь на основе утвержденного Священным Синодом обновленного месяцеслова хлынет в Россию уже в 30 марта – в этот день принято вспоминать святого, который вряд ли благосклонно взирает на столь извращенное почитание своего имени.

Может быть, пытаясь угодить Западу, скоро и Хэллоуин будет узаконен теми, кто уже не видит разницы между католицизмом и православием, кому европейские регалии и шапочка кардинала вероятно симпатичнее архиерейской митры или монашеского клобука?

Тревога православных понятна. Слишком грубые и поспешные шаги совершаются сегодня на экуменическом поприще сынами мира сего. Шаги эти ведут в пропасть, на дно глубокого озера. Через неделю после дня святого Патрика Русь будет отмечать 775-летие Ледового побоища.

Пусть память о победе в этой великой битве за свободу нашей страны от католической ереси и молитвы святого благоверного князя Александра Невского дадут нам спокойствие и уверенность в том, что Господь поругаем не бывает. Не нужно никаких анафем, призывов к расколам. Господь Сам все управит.

Нужно твердо стоять в вере Православной, стоять в Истине. Не в силе Бог, а в Правде!

Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук

Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2017/03/11/den_svyatogo_patrika_na_rusi_ili_novyj_vyzov_cerkvi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector