Почему на самом деле сергий радонежский всегда был в оппозиции дмитрию донскому

Куликовская битва веками была столпом русского самосознания. Правда, до Николая Михайловича Карамзина ее называли иначе – чаще всего Мамаевым побоищем.

Но князя Дмитрия Донского прославляли как объединителя Руси вокруг Москвы, как полководца, остановившего очередное нашествие с Востока и заложившего основы русского могущества. Несомненно, на пути к объединению русских земель вокруг Москвы Куликовская победа сыграла важную роль.

Без нее судьба русского народа и Православной Церкви была бы иной. Возможно, мы остались бы без мощного единого государства и самобытной культуры.

1 июня — День памяти великого князя Дмитрия Донского.

1. Дмитрий Донской

Князь Дмитрий воплощал в себе всю силу, накопленную за несколько поколений московских князей, потомков Даниила Ивановича. Силу и политический ум.

Он рано лишился отца и стал княжить под руководством митрополита Алексия. Приходилось бороться за символически важный владимирский великокняжеский престол.

Он действовал в окружении врагов, самым опасным из которых был правитель Литвы Ольгерд Гедиминович.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Князь Димитрий Донской. Титулярник XVII века. Фото Shakko/Wikipedia

Когда золотоордынский властитель Мамай послал темника Бегича на Москву – войско Дмитрия Донского разгромило его на реке Воже… Эта победа вдохновила москвичей.

Но Дмитрий прославился не только как полководец. Он превратил московский Кремль в мощную белокаменную крепость. Расширял границы княжества, заботился о благосостоянии подданных.

Только такой опытный правитель и мог дать отпор новому нашествию на Русь.

Когда русское войско перешло Дон, Дмитрий приказал разобрать мосты. Он уничтожил путь к отступлению. Теперь перед ними стоял простой выбор: победить или погибнуть.

Дмитрий не наблюдал за битвой «с высокого холма», как это делал Мамай. Он сражался наравне с дружинниками, рубился на волосок от гибели, был тяжело ранен, выжил чудом.

Перед началом сражения князь снял с себя золоченые доспехи, передал их своему боярину Михаилу и облачился в более простую кольчугу. Некоторые считают этот ход проявлением малодушия. Боярину княжеские доспехи не принесли счастья: он погиб. Но и Димитрия нашли среди мертвых, полуживого…

2. Преподобный Сергий Радонежский

В тысячелетней истории Русской Православной Церкви взаимоотношения с государственной властью менялись. Как менялась и сама власть. В те годы Церковь стала объединительным началом. Преодолевая давление с Востока и Запада, и главное – раздробленность, Церковь стремилась к созданию единого православного государства.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского на битву с Мамаем. Литография XIX в.

Символом этого стремления стал преподобный Сергий Радонежский. Его подвиг стал первостепенным не только в истории монашества, но и государства. При этом преподобный не стремился к власти, не извлекал выгод из влияния на светскую власть. Просто видел свою миссию в защите православной веры – в том числе и под сенью Московской державы. Он благословил князя и всё воинство на бой с Мамаем.

3. Воевода Боброк

Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский был одним из лучших полководцев того времени. Ко времени Куликовской битвы он служил великим князьям Московским уже около пятнадцати лет. Был одним из самых влиятельных и деятельных бояр Москвы. На Волыни неподалеку от Львова есть река Боберка. По-видимому, там находилась вотчина Дмитрия Михайловича. Отсюда и прозвище.

Он участвовал в победном походе в Волжскую Булгарию. В битве при Скорнищеве наголову разбил воинство рязанского князя Олега – извечного соперника Москвы.

Талант воеводы проявился и во время успешного похода в Брянское княжество. Во время похода на Мамая Боброк был правой рукой великого князя и, возможно, главным тактиком битвы.

Как-никак, к тому времени он стал родственником великого князя: сестра Дмитрия Донского Анна была его женой.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Воевода Дмитрий Боброк-Волынский слушает землю перед Куликовской битвой / Сказание о Мамаевом побоище.

В «Сказании о Мамаевом побоище» есть запоминающийся эпизод: Боброк слушает землю перед сражением. Во время битвы, вместе с серпуховским князем Владимиром Андреевичем, воевода Боброк командовал засадным полком, который вступил в битву только через 5 часов после ее начала, своевременно «направлени разумным своим воеводою». Для врага эта атака стала смертельной.

Святой Димитрий Донской: держатель русской земли

4. Пересвет и Ослябя

Преподобный Сергий направил к Дмитрию двоих витязей-монахов – Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Глядя на них, все понимали, что с войском Дмитрия – благословение Сергия. Не будь иноков в войске Дмитрия – наверное, не удалось бы князю собрать столь крепкое ополчение. Недаром в народе подвиги святых воинов Пересвета и Осляби запомнились как самое яркое событие Мамаева побоища.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник Михаил Авилов

Пересвет пожертвовал собой в поединке с монгольским богатырем Челубеем. Ослябя погиб в бою и, по одной из версий, спас от гибели раненого Димитрия. Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику святых в чине преподобных.

5. Русская дружина

Дружинники Дмитрия Донского были профессионалами своего дела. Всю жизнь проводили в походах и сражениях, ратное дело знали досконально, в том числе и татарский конный строй.

Они были хорошо экипированы, защищены прочными и гибкими кольчугами. Блистали на солнце шлемы с бармицами на плечах – то есть с кольчужными сетками, защищавшими шею воина.

И было их у Дмитрия немало – 20 тысяч! С такой «кованой ратью» князь мог рассчитывать на победу.

Князь преобразовал военную тактику. Отряды «сторожей» проводили разведку и докладывали о перемещениях врага. Воеводы умело наносили противнику неожиданные удары.

6. Союзники

Мамай заручился поддержкой сильного союзника – Литвы. Ягайло шел на помощь к ордынцам… К сотрудничеству с Мамаем не без принуждения примкнул и рязанский князь Олег – давний соперник Димитрия. Мамай усилил войско наемниками – черкесами и крымскими генуэзцами.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Ополчение князя Димитрия Донского. Изображение конца XVIII — начала XX века

Дмитрий создал коалицию русских княжеств. Смоленск, Ярославль, Серпухов, Суздаль, Ростов – все участвовали в походе. К войску Дмитрия перед битвой присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.

Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий – в Переяславле-Залесском, однако они привели и ратников из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского – Полоцка, Стародуба и Трубчевска.

Возможно, участвовали в битве полки из Новгорода и Твери.

7. Распри в Орде

К тому времени Золотая Орда – наследие хана Батыя – пребывала в кризисе. После смерти хана Бердибека династия Батыя пресеклась. Началась двадцатилетняя смутная эпоха, оставшаяся в истории под названием «Великая Замятня». Ханы на престоле менялись каждый год и даже чаще. Многие улусы провозгласили независимость.

Именно тогда самым влиятельным политиком в Орде стал беклярбек (глава правительства) и темник Мамай. Потомки Чингисхана сцепились в междоусобных войнах.

Самым опасным соперником Мамая стал хан Тохтамыш – чингисид, которого поддерживал могущественный хозяин соседней империи Тамерлан. Тохтамыш уже контролировал большую часть Золотой Орды.

И для борьбы с ним Мамаю были необходимы ресурсы Руси. К тому же ореол новой победы помог бы ему сохранить влияние.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Фрагмент мемориала на Куликовом поле.

8. Дмитрий Донской. Русское знамя

Эпоха Дмитрия Донского подарила нам не только победу, но и знамя. «Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что на берегах Дона и Непрядвы русские войска шли в бой под черным знаменем с изображением образа Иисуса Христа.

Существует мнение, что поскольку оригинальный текст сказания не сохранился, а дошел до наших дней в списках, то при переписывании могла произойти ошибка, и цвет знамени был красным, а переписчики, как водится, перепутали червленое с черным.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Художник Евгений Данилевский

Но главное, что ратники шли в бой под знаменем, которое их объединяло. И этим знаменем была православная вера. В начале 1980-х Евгений Евтушенко опубликовал поэму «Непрядва», которая завершается такими стихами:

  • И пока еще в деле негромки,
  • и пока еще не на скаку
  • сквозь листву проступают потомки
  • над Непрядвой в засадном полку.
  • И шепну я потомкам: «Я с вами…» –
  • у лошажьих трепещущих морд,
  • и я встану к потомкам под знамя,
  • под его куликовский развёрт…
  • — Куликово поле: 12 картин

9. Легенда о Донской иконе

Одной из самых почитаемых святынь на Руси была, есть и будет Донская икона Божией Матери. По преданию, икону преподнесли князю Димитрию Донскому донские казаки перед Куликовской битвой. Князь молился перед ней накануне сражения.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Донская икона Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески

Кстати, это едва ли не самое раннее свидетельство о донских казаках и об их участии в русской истории. В этой легенде многое недостоверно исторически. Но предание подчас важнее задокументированной истории. Важнее для душ человеческих. В это верили наши предки.

10. Дмитрий Донской. Память о героях

Немало храмов в Москве и на Дону связано с памятью о Куликовской битве. На поле Куликовом в 1911 году архитектор Алексей Щусев возвел храм Сергия Радонежского. Неподалеку с 1848 года стоит замечательный памятник – чугунный обелиск, созданный по проекту Александра Брюллова.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Храм Сергия Радонежского. Максим Евдокимов

В Москве есть храм Всех Святых на Кулишках. Князь Дмитрий построил его в память о Куликовской битве. Напоминает о героях и московский Симонов монастырь. Там не раз останавливался преподобный Сергий Радонежский. И неудивительно, что там похоронены святые воины Пересвет и Ослябя.

До наших дней, увы, сохранились немногие постройки Симонова монастыря. Напоминают о подвигах и храмы Св. Димитрия Донского – в Бутырках, в Бутове, на бульваре, названном в честь князя… А похоронен благоверный князь в кремлевском Архангельском соборе.

Источник: https://www.pravmir.ru/knyaz-dmitriy-donskoy-10-faktorov-pobedyi/

Сергий Радонежский и Дмитрий Донской: было ли благословение на борьбу с Мамаем?

На протяжении последней четверти века происходит постепенное возвращение Русской церкви в историю России. В научную и популярную литературу и, что более важно, в школьные учебники.

Этот процесс вызывает неослабевающую полемику: насколько самостоятельна Церковь, должна ли она безусловно поддерживать государства или у нее иные приоритеты, какова мера ее участия в деяниях государства на критических участках русского исторического маршрута  , до какой степени важным являлось одобрения Церкви в отношении важнейших государственных предприятий?

Один из пунктов дискуссии составляет исторический сюжет, связанный с благословлением, которое дал преподобный Сергий Радонежский Дмитрию Донскому, когда великий князь московский шел сражаться с Мамаем. Эта история вызывает горячие споры, порой доходящие до градуса кипения.

Сколько дат, относящихся к исторической судьбе России, вспомнит сейчас обычный русский человек, вышедший из стен школы лет этак десять-пятнадцать назад? Допустим, вопрос задан ему среди улицы – ни в интернет заглянуть, ни в энциклопедический справочник… Если он не работает преподавателем, если он не стал ученым, скорее всего, прозвучит всего 3-4 цифры. 1945-й, конечно. 1917-й, к сожалению. 1812 и, возможно, 1612-й – недавно праздновали! 988-й – дай-то Бог. И, скорее, всего, 1380-й. Поле Куликово. Эту дату помнят, он связана со сражением, о котором не позволяет забыть нечто более глубокое, нежели хорошо изученная школьная программа.

Историю о великом походе князя Дмитрия Ивановича на Дон сопровождает рассказ про то, как московский правитель получил благословение у Сергия Радонежского. В позднесоветское время появляется гипотеза: всё это выдумка, «церковная легенда».

Форма, в которой была выражена идея гипотезы, — чисто научная, но суть ее, глубинная суть, очень далека от науки. Хотелось бы напомнить одно обстоятельство.

Сильнейший сторонник подобного взгляда, Владимир Кучкин, опубликовал статью «О роли Сергия Радонежского в подготовке Куликовской битвы» на страницах сборника «Вопросы научного атеизма» (1988).

С тех пор к чисто научной, на первый взгляд, полемике всегда и неизменно примешивается глухой подтекст, связанный с верой и безбожием.

Стоит проверить, до какой степени гипотеза, высказанная В. Кучкиным и поддержанная его сторонниками, обоснованна. Ведь она, в сущности, является ступенькой для восхождения к полемике более широкого плана: о роли Русской православной церкви в истории Государства Российского.

  • 1.
  • Прежде всего, следует напомнить то, что известно о встрече Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в 1380 году, а также то, откуда, из каких источников всё это известно.
  • Про визит государя московского в Сергиев монастырь развернуто повествует «Сказание о Мамаевом побоище» и, весьма кратко, Житие преподобного Сергия.

Великий князь Дмитрий Иванович, незадолго до отбытия войск в поход против Мамая, ездил с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем на поклон к Сергию Радонежскому. Правитель желал получить от игумена лесной обители благословение перед трудным и опасным делом. Сергий упросил князя отстоять литургию, а затем – разделить трапезу.

Князь, в замешательстве, просил Сергия отпустить его, «ибо пришли к нему вестники, что уже приближаются поганые татары». Но тот задержал Дмитрия Ивановича, сказав: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся».

Читайте также:  Почему в греции в храме все тайные молитвы произносятся вслух

Князь не посмел ослушаться, откушал монастырского хлеба. Тогда Сергий «…окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе». Потом он сказал Дмитрию Ивановичу: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником».

И добавил тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».

Половцами в ту пору иногда, по старой памяти, называли ордынцев.

Дмитрий Иванович попросил у игумена двух воинов из иноческой братии – Александра Пересвета и его брата Андрея Ослябю. Сергий призвал к себе обоих и велел отправляться с Дмитрием Ивановичем, «ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили».

Преподобный  дал им «…вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Вернувшись из Троицкого монастыря в Москву, Дмитрий Иванович пошел к митрополиту Киприану и рассказал о благословении Сергия. Тот велел держать всё услышанное в тайне.

Во время битвы схимник Пересвет сошелся с ордынским богатырем Челубеем, и оба пали, нанеся друг другу смертельные удары копьями…

Подробный рассказ о том, как великий князь московский получал благословение у святого Сергия, есть только в одном источнике по истории Куликовской битвы. Это, как уже говорилось, «Сказание о Мамаевом побоище». В летописях ничего подобного нет. Неизвестно, когда «Сказание» было создано.

Большинство историков склоняются к тому, что от победы 1380 года до времени, когда возникло это литературное произведение, лет сто, а то и сто пятьдесят. Проще говоря, это поздний памятник.

А потому и вызывает сомнения: до какой степени память о давних событиях искажена в нем? До какой степени можно искать в нем правду факта, а не художественный вымысел?

2.

Многие усомнились в достоверности «Сказания…» Помимо уже названного Кучкина, это и Вадим Егоров, и Игорь Данилевский.

Ими выдвинуто множество аргументов. Некоторые доводы легковесны, но другие заслуживают самого пристального внимания.

Так, например, как мог Дмитрий Иванович летом 1380 года беседовать в Москве с митрополитом Киприаном, если сам же его изгнал двумя годами ранее? Обстоятельства поставления Киприана в сан вызывали сомнения в его каноничности.

Вместо него митрополичью кафедру занял Пимен, притом сделал это с помощью мошенничества, а потому на Москве его как законного митрополита не приняли.

Важнее другое: и Пимен, поставленный в сан Константинопольским патриархом, не успел добраться до Московской Руси к тому времени, когда начались сборы перед выходом на Мамая. Иными словами, Москва вообще не имела на тот момент никакого митрополита.

Но, возможно, разговор состоялся в 1378 году, когда Киприан ненадолго приезжал в Москву. Тогда и благословение Сергия относится не к преддверию Куликовской битвы, а к кануну другой, не столь значительной   победы над ордынцами – на реке Воже. Она-то совершилась именно в 1378 году.

Мог ли Сергий дать благословение великому князю, когда тот находился в затяжном конфликте с Церковью? Изгнав Киприана, Дмитрий Иванович попытался сделать митрополитом своего ставленника, Михаила-Митяя. Московское монашество отнеслось к нему, «новоуку во иночестве», крайне отрицательно.

Киприана же наше иночество, включая и Сергия, готово было принять. Господь не попустил Михаилу-Митяю занять митрополию: он умер по дороге в Константинополь, где его должны были поставить в сан. Не управлял митрополией ни дня.

Досталась она Пимену…   Но отношения между Сергием и великим князем на почве «митяевщины» крепко испортились.

Почему в Житии преподобного Сергия нет ни слова о посылке двух иноков? Про благословение там кратко упоминается, но раз иноки Пересвет и Ослябя не упомянуты, стоит ли верить остальному?

Разве позволительно инокам, тем более схимникам, браться за оружие и проливать кровь на ратном поле? Можно ли после этого верить в двух посланцев Сергия, сражавшихся на поле Куликовом? Может, их вовсе не отправлял Сергий? Не являлись ли они митрополичьими боярами, т.е. людьми, служившими как воины или администраторы, но не имевшими касательства к иночеству?

Если посмотреть внимательно на карту, неужели не станет ясным, что Дмитрий Иванович никак не мог посетить Сергия во главе войска? Ведь Троицкий монастырь находится от Москвы в прямо противоположном направлении, чем Коломна, где был назначен сбор русских ратей! Если бы московские полки пришли к Сергию, они увеличили бы свой маршрут более чем в полтора раза. А сборы на войну требовали большой спешки…

3.

Солидно ли звучат доводы лагеря «критиков»? О да, от них невозможно отмахнуться.

Но каждый из них при ближайшем рассмотрении выглядит небесспорным.

Имеет смысл пройтись «по пунктам», показывая слабые стороны каждого.

Прежде всего, в 1380 году Дмитрий Иванович помирился с Киприаном.

Через несколько месяцев после победы над Мамаем, великий князь, по словам летописи, «послал игумена Федора Симановского, отца своего духовного, в Киев по митрополита по Киприана, зовучи его на Москву к собе на митрополью».

Хроника перемещений Киприана по Руси для 1380 года не известна. Он мог обогнать и Пимена и посетить Москву.

Даже если Киприан не добрался до Москвы, он мог вступить в переписку с великим князем и московским духовенством, и следы этой переписки донесло, в измененном виде, «Сказание о Мамаевом побоище». В любом случае, быстрое примирение сразу после победы над Мамаем показывает: скорее, какие-то переговоры меж ним и Дмитрием Ивановичем велись еще до нее; свидание меж ними не столь уж невозможно, а установление добрых отношений весьма вероятно.

А вот в 1378 году никакой диалог не был возможен: «митяевщина» была в разгаре.

Мог ли Сергий благословить правителя, жестоко обидевшего Церковь? Да странно было бы отказать в благословении главе христианского воинства, идущего пить смертную чашу! В роковые моменты лишь ничтожная личность принимается холить и лелеять прежние обиды. Разве уместно обряжать преподобного Сергия в одежки ничтожества?!

Сведений о посылке двух иноков с великим князем в Житии нет… поскольку составителя Жития никто не обязывал их туда включать. Точности от подобного памятника ждать не приходится. Это ведь не летопись!

Инокам драться в смертном бою неуместно. Однако это еще не повод отрицать достоверность «Сказания…» В раннем, самом достоверном летописном повествовании о событиях 1380 года среди знатных людей, павших на поле, назван Александр Пересвет.

Другая летопись называет его бывшим брянским боярином. Выходит, герой поединка с Челубеем все же присутствовал в русском войске. И не молился за стеной ратников, а сам бился с ордынцами. Нигде, ни в каком месте он не именуется «митрополичьим боярином».

Но послушником при Троицком монастыре он вполне мог быть.

Иными словами, Пересвет и Ослябя ко времени визита великого князя к Сергию, возможно, еще не приняли иноческих обетов, а  значит, могли на время скинуть рясы, чтобы надеть кольчуги.

Предполагают и другое. В условиях «священной войны», от которой зависела судьба Руси и русского православия, Пересвет мог душу свою положить ради братьев своих, пойдя на явное нарушение обетов. Люди на многое способны в экстремальных условиях…

Что же касается «христолюбивого войска», окропленного Сергием, то и тут не видно никакой нелепости или нестыковки.

В «Сказании…» вовсе говорится, что великий князь привел с собой к Сергию всю московскую дружину и, тем более, все полки русские. Но его и князя Владимира Андреевича сопровождала вооруженная свита.

Ее-то и назвал автор «Сказания…» христолюбивым войском. Главные силы в то время не трогались из столицы, ожидая Дмитрия Ивановича.

«Сказание…» в целом – поздний источник? Да, скорее всего, именно так. Но не настолько поздний, чтобы в нем не могли отразиться воспоминания участников битвы, бережно хранимые их потомками. К тому же, автор его мог использовать гораздо более ранние летописи, не дошедшие до наших дней.

Остается сделать вывод: действительно, «Сказание о Мамаевом побоище» вызывает много вопросов. В том числе и сюжет, связанный с благословением Сергия.

На некоторые из них невозможно ответить со строгой определенностью: не располагают историки машиной времени, они могут лишь судить о древних временах по текстам, дошедшим до наших дней… А тексты не всегда кристально прозрачны.

Ответы, прозвучавшие из стана «критиков», сами по себе – всего лишь размышление о более или менее вероятном ходе событий 1380 года. Стоящая за ними гипотеза по многим позициям выглядит слабее традиционной точки зрения.

Словом, нет оснований раз навсегда сбрасывать со счетов «Сказание о Мамаевом побоище».

4.

Известный специалист по истории русского средневековья Николай Борисов несколько раз брался за изучение истории с благословением преподобного Сергия.

В статьях и книге, посвященной основателю Троице-Сергиевой лавры, историк показал, сколь глубоко он знает доводы и контрдоводы обоих «лагерей».

Окончательный «приговор» ученого звучит так: «Все действия, связанные с историей о благословении Сергия, очень четко укладываются в исторический контекст. Поэтому я убежден, что эта история – не выдумка троицких монахов XVI века, а то, что действительно происходило летом 1380 года».

Современный историк Ольга Плотникова замечает: в одном из летописных рассказов о битве на поле Куликовом «Дмитрий Иванович… показан как защитник православной веры, — а также как великий князь всей земли Русской.

Мамай же показан не только как захватчик, но и как гонитель христианства, желающий уничтожить Русь как таковую… и в этом же тексте мы читаем благословение Сергия Радонежского, полученное Дмитрием Ивановичем за два дня до битвы.

Тем самым подчеркивается богоугодность битвы, единство русского князя и православной Церкви…»

Таким образом, не только факт важен – было ли благословение, не было ли – но и более широкий культурный контекст вокруг всей этой ситуации.

«В истории благословение Сергия стало символом единения народа, власти и Церкви перед лицом внешнего врага», — пишет Ольга Плотникова.

Что это значит? А прежде всего то, что Церковь в целом поддержала Дмитрия Ивановича, идущего против ордынцев. И на протяжении многих поколений память об этом хранили как духовное сокровище.

Древнейший и самый достоверный летописный рассказ о битве на поле Куликовом содержит яркий зачин: «Мамай нечестивый люто гневавшийся на великого князя Дмитрия… собрался с силою многою, хотя пленити землю Русскую.

Услышав об этом, князь великий Дмитрий Иванович, собрав множество воинов, пошел против них, хотя оборонить свою отчину и за святые церкви и за православную веру христианскую и за всю Русскую землю».

Победив ордынцев и встав «на костях», Дмитрий Иванович, по слову той же летописи, «благодарил Бога и хвалил дружину свою, которая крепко билась с иноплеменниками… и дерзала по Боге за веру христианскую…» Видна очевидная христианская подоплека действий правителя. Он действует как защитник земли, веры и Церкви.

То же самое нетрудно разглядеть и в древней эпической поэме  «Задонщина». Собираясь в поход, Дмитрий Иванович предстаёт защитником веры, и святые блаженные князья Борис и Глеб, его родня, споспешествуют его намерению.

Вот так рассказывает об этом «Задонщина»:  «Князь великий… вступив во златое свое стремя, и взяв свой меч в правую руку,  помолился Богу и Пречистой Его матери.

Солнце ему ясно на востоке сияет…, а Борис и Глеб молитву воздают за сродники своя…» Оглядывая дружину, правитель выражает уверенность: русские ратники  готовы «головы свои положить за землю за Русскую и за веру христианскую».

Одна из летописей сообщает, что благословение было князем  получено, хотя и  другим путем. За несколько суток до битвы в донской стан Дмитрия Ивановича прибыли посланцы от Сергия, доставившие «благословенную грамоту». Там, среди прочего, говорилось: «Поможет тебе Бог и Святая Троица!»

Таким образом, прав Николай Борисов: контекст истории с благословением таков, что князь чувствовал себя верным слугой Бога, видел поддержку Церкви и намеревался сыграть роль ее защитника. Благословение со стороны Сергия в подобных обстоятельствах выглядит уместным и естественным шагом.

Остается подвести итоги. Скорее всего, благословение в 1380 году было Дмитрием Ивановичем от Сергия так или иначе получено.

Подробно об этом повествует одно лишь «Сказание о мамаевом побоище», но более краткие рассказы есть в Житии Сергия и в одной из летописей. А это в сумме дает солидную опору для подобного вывода.

Читайте также:  Где слово «баба» на руси считалось оскорблением

Скорее всего, бывший боярин Александр Пересвет, послушником ли, схимником ли, действительно бился с Челубеем и пал с оружием в руках.

А значит, по сию пору история Куликовской битвы нерасторжимо связана с историей Троице-Сергиевой обители.

Источник: https://riss.ru/analitika/3662

Сергий Радонежский: Пока Русь едина, ее никто одолеть не может

18 июля православные верующие отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского. Что значила его личность в истории Руси? И почему сегодня его заветы вновь актуальны для России и всего Русского мира? Об этом рассуждает кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. Ломоносова Федор Гайда.

— Начать, наверное, стоит с того времени, когда фигура Сергия Радонежского проявилась в полной мере?

— Совершенно верно. Он, как мы знаем, жил в XIV веке.

Этот период для истории Руси крайне сложный — время татаро-монгольского ига, когда Русь была не только раздроблена, она еще и находилась под оккупацией, платила тяжелую дань.

Но именно тогда рождается этот человек, которому суждено было обозначить духовные ориентиры для возрождающейся страны. И вообще говоря, сложно даже представить себе возрождение нашей Родины в XIV веке без этого человека.

  • — Почему?
  • — А в чем это проявляется?
  • — После Сергия Радонежского не осталось рукописных трудов?

— Он родился в боярской семье. Его отец разорился из-за того, что ему постоянно надо было обеспечивать какие-то поездки в Орду для князей. И отец был вынужден переехать в современное Подмосковье — Радонеж, где у него и родился сын. Мальчик не пошел по пути отца, он пошел в монахи. И он повел себя достаточно необычно для того времени. Не потому, что в монастырь ушел, хотя боярские сыновья обычно в монастырь не уходили. Но необычно было еще то, как он выстроил свою духовную жизнь. Сергий совершил настоящую монастырскую реформу. До него монастыри были некими местами, куда люди уходили по старости, где они жили иногда со своими слугами, у них было там свое имущество и так далее. Преподобный Сергий все это уничтожил, создал так называемое общежитие. Он заставил монахов отказаться от собственности, жить единой общиной, отказаться от милостыни и все зарабатывать исключительно своими руками. И весь этот святой подвиг он посвятил Святой Троице. Именно с него начинается строительство Троицких храмов на Руси. Первый Троицкий храм, который был заложен — был как раз Троицкий храм Сергиевой обители будущей Лавры. По мере того, как расширялась территория Московского государства, по мере объединения земель вокруг Москвы, на этих землях начинали строить храмы в честь Троицы. Это как раз прямая традиция Сергия. Идея была в том, что Троица нераздельна, это такое безусловное единство и согласие. То, что проповедовал Сергий — он проповедовал единение и снятие всяких противоречий. Единение в любви и трудовой деятельности. Он очень активно примирял князей. Он заставлял их действовать в национальных интересах. По мере того, как его авторитет ширился, Сергий вошел в политическую деятельность и не считал зазорным в этом участвовать. Потому что считал, что мирить нужно не только простых людей и не только монахов сплачивать друг с другом. А самый известный и очень важный эпизод русской истории — его благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву. А его заветы, духовные заветы — они нашли свое наиболее зримое воплощение в знаменитой иконе «Троица» Андрея Рублева, которая написана по завету преподобного Сергия. Вот она дает такой совершенно ощутимый образ того, чему учил Сергий. — Там изображены, как известно, три ангела, которые сидят за столом. Вот эти три ангела, с одной стороны, образуют удивительное такое, ощутимое единство. А с другой стороны — там видно, что два крайних ангела своими силуэтами образуют жертвенную чашу, в которую помещен средний ангел, приносимый в жертву. Средний ангел — это образ Христа. И вот эта жертва — свободная, разумная, самопожертвование собою — это и есть подвиг любви, который укрепляет наше всеобщее единство. — Нет, он сам ничего не писал. Но остались, естественно, свидетельства современников, остались его жития, где говорится о нем и его подвиге. Осталась Троица Рублева. И осталось почитание. Его почитали при жизни. Его сразу же почитали святым после его смерти. И это почитание продолжается до сих пор.

— Его чтут как заступника и защитника Руси. От чего он ее защищает?

— Он является возродителем русского монашества. Основателем русского монашества считается Антоний Киево-Печерский. А Сергий возродил эту монашескую традицию. Его подвиг вполне сравним с тем, что происходило в годы крещения Руси, когда создавалась русская христианская традиция. Он ее возродил, причем уже не в Киеве, а под Москвой. У него были многочисленные ученики, которые впоследствии основали большое количество монастырей — вокруг Москвы и дальше на север — вплоть до Соловков и до Полярного круга. Это первое. Потом он наставлял князей, которые объединяли земли вокруг Москвы. В этом смысле он духовный наставник централизации вокруг Москвы.

— Почему именно он благословлял на битву Дмитрия Донского? В этом было что-то необычное?

— Это была действительно необычная ситуация. Когда на Русь пришли татаро-монголы и установили иго, они, как известно, освободили церковь от налогов. И церковь к ним относилась достаточно лояльно. Были надежды на то, что, может быть, их удастся христианизировать, но это не получилось сделать. Но в любом случае, церковь учила так: татаро — монголы являются властью, их наслал господь за наши грехи. И церковь далеко не всегда поощряла борьбу с ними. Ну и тем более тогда, когда это было просто бессмысленно. Можно было бунтовать, но затем они приходили и очень жестко наводили свой порядок.

В конце XIV века ситуация сложилась иначе. Ну, во-первых, Мамай, против которого выступил Дмитрий Донской, он не был законным ханом. Он был узурпатором, совершил переворот.

И с ним можно было бороться, так сказать, на легитимной основе. Это знаете — как ситуация с современным Киевом — власть незаконная, поэтому борьба с ней оправдана.

Так что Мамая можно считать лидером такого «татаро-монгольского майдана». Это разумеется, вольное сравнение, но тем не менее.

И был еще один интересный момент. В это время — как раз накануне Куликовской битвы — Дмитрий Донской находился в конфликте с Московским митрополитом Всея Руси. Был такой митрополит Киприан, который претендовал на то, чтобы объединить две митрополии — Киевскую и Московскую — под собственной властью. И у него вышел конфликт с Дмитрием Донским. И Киприана просто выслали из Москвы насильственно. И на этот момент какой-то официальной церковной власти в Москве не было. Так что обращаться за благословением Дмитрий мог только к кому-то еще. А в это время наибольшим авторитетом, совершенно непререкаемым, обладал Сергий. И вот Сергий, который на самом деле поддерживал митрополита Киприана в конфликте с Дмитрием Донским, он поднялся над этим конфликтом. Он понял, что сейчас надо этого князя благословить, потому что он идет на правое дело. И он его благословил. Сергий — человек, который не чуждался политики, решал какие-то политические конфликты, — он понял, что вот здесь надо Дмитрия поддерживать.

  1. — А сам преподобный Сергий не занимал никаких официальных должностей?
  2. — Не случайно же народная память приписывает значительную часть победы в Куликовской битве именно Сергию Радонежскому?
  3. — Насколько для нас, сегодняшних, важна фигура Сергия Радонежского?
  4. Источник: портал «Русский век»

— Он был игуменом монастыря. Предыдущий митрополит Алексей перед смертью хотел именно его сделать своим преемником. Но Сергий отказался быть митрополитом. После чего из Константинополя и прислали митрополита Киприана. А Дмитрий Донской хотел такого собственного митрополита, которого мог бы контролировать. На этой почве у него с Киприаном возник конфликт. Поэтому Киприана из Москвы попросили, а когда пришлось брать благословение, оказалось, что не у кого. В этой ситуации благословение давал Сергий — в общем, на свой страх и риск. — А тут еще такая важная штука. Благословение преподобного Сергия, который был непререкаемым духовным авторитетом, означает — для всех остальных княжеств русских — что Дмитрий Донской делает правое дело. Именно поэтому это не просто какая-то там победа какого-то московского княжества над Ордой. Благодаря благословению, это победа всей Руси. — Для нас он важен тем, что проповедовал единство. Пока Русь едина, ее никто одолеть не может. Вообще говоря, если мы посмотрим на историю Руси или России, ее одолевали только тогда, когда внутри нее были существенные распри. Понимаете, Россию может одолеть только сама Россия. Больше никто. Пока существует единство Русского мира, а этому нас и наставлял Сергий, пока оно существует, все внешние враги для нас не страшны. Пока оно существует, мы сами себе не становимся врагами тоже. И это его главный завет. А как достигается единство? Единство достигается через самопожертвование каждого из нас. Что такое единство в бытовом плане? Когда мы преодолевая какое-то усилие и проявляем хотя бы в минимальной степени любовь друг к другу. Чем-то жертвуем. И вот эта идея как раз и выражена в Троице Андрея Рублева.

Источник: https://vrns.ru/analytics/3077

Дмитрий донсков москва

Конная статуя Дмитрия Донского появилась в Москве на пересечении улиц Николо-Ямской и Яузской всего два года назад, в 2013 году.

Открытие этого монумента состоялось только в мае 2014-го, а закладной камень на месте будущего памятника находился здесь еще с 2003 года.

Your community will be displayed in a classical view with a photo on the right.

»,»groups_delete_cover_title»:»Delete cover»,»groups_notifications_on»:»Enable notifications»,»groups_notifications_set_up»:»Notifications enabled»,»head_fr_online_tip»:»Show friends online»,»news_x_new_replies_more»:null,»profile_mention_not_found»:»User was not found»,»profile_mention_start_typing»:»Start typing a name..

»,»wall_add_photo_error»:»Unable to upload the image»,»wall_check_sign_disabled»:»Display my signature if the post is edited»,»wall_check_sign_enabled»:»Hide my signature if the post is edited»,»wall_closing_comments»:»Disable comments»,»wall_delete_suggested_box»:»Are you sure you want to delete all previous suggested posts?

После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.

Куликовская битва: главные мифы легендарного сражения

Нарастающее могущество Московского княжества тревожило ханов Золотой Орды, и Мамай отправляет свои войска в сторону Москвы. Они разгромили Нижний Новгород, но в битве у реки Вожи русское воинство нанесло ордынской армии сокрушительный удар.

Тогда Орда собирает еще большее число воинов и идет в новый поход на Русь. Итогом этого стала Куликовская битва, считающаяся одним из ключевых событий русской истории.

Дмитрий Донской побеждает, но его неудачи на этом не прекращаются, хотя дань больше платить было не нужно.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Огромное спасибо Савичу Виктору Игоревичу и Тихонову Юрию Викторовичу! Эти врачи решили мою проблему с которой я мучилась почти год. Все,что написано на этом сайте в разделе «гнатология»- обо мне.

Мне сказали в одной стоматологической клинике, что в Москве трудно найти специалистов по лечению ВНЧС. Но они все-таки есть в клинике «Арбаль».

Полководцы удачи: фортуна помогла им спасти Россию

ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», Специальность «Стоматология».

Дмитрий I Иванович, получивший прозвище Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве, уже в 9 лет стал князем Московским, а в 13 — великим князем Владимирским.

Правление Дмитрия Донского ознаменовало собой объединение русских земель с центром в Московском княжестве.

Дмитрий Иванович Донской известен как основатель белокаменного Московского Кремля, как военачальник, успешно противостоящий Золотой Орде, а главное – как один из самых справедливых и добросердечных правителей на Руси.

Суд Ярославской области приговорил бывшего мэра Ярославля Евгения Урлашова к двенадцати с половиной годам лишения свободы.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-67642 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10.11.2016 г.

Куликовская битва Дмитрия Донского

Много татарских мурз присягнули и Дмитрию Донскому после Куликовской битвы; так появились Загряжские, Мансуровы, Мосоловы.

В отличие от сравнительно небольшого закладного креста, располагавшегося на краю сквера, статуя не читается с улицы и не гармонирует с окружающим пространством.

По моей рекомендации к Вам уже в разное время приходили довольно многие мои знакомые (Иняев В.И., Езюкова М.Г., Митрина Л.
Не успев сесть на трон, 9-летний князь Дмитрий I оказался вынужден бороться за власть во Владимире с другими претендентами.

Из-за козней Тверского князя Михаила началась война между Москвой и Литвой. Три раза литовский правитель Ольгерд пытался захватить княжество юного Дмитрия, хотя и безуспешно, но его нападения сильно подорвали экономику: окрестности были опустошены, тысячи людей угнали в плен.

От полного разорения Москву в тот период спасли сборы дани.

Почему на самом деле Сергий Радонежский всегда был в оппозиции Дмитрию Донскому

Сегодня точность прилегания коронок проверяется под микроскопом, что обеспечивает нивелирование границы между вставным элементом и зубом, а также позволяет избежать пространств между ними, куда может попасть пища и вызвать кариес и воспаление десны. …
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.

С детства оочень боюсь стоматологов. Пошла по рекомендации и то, когда зуб болел уже 3 дня. Сразу как только входишь в поликлинику, то понимаешь, что очутился где-то в другом месте, но не в больнице)))). Приятная обстановка, вежливый персонал.

Успокоили, развеселили. Работой врача осталась более чем довольна. Все делал неторопливо, нежно))). Объяснял каждое движение. Чувствовала себя в надежных руках. Если кому интересно, могу порекомендовать конкретного врача.

В итоге вылечила уже 5 зубов.

В Золотой Орде со смертью Бердибека (1359) началась т.н. «великая замятня» — продолжительный период борьбы за власть. Великое княжение Владимирское по смерти Ивана Красного было отдано нижегородско-суздальским князьям.

Открытие памятника было приурочено к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя на битву с ханом Мамаем. Памятник был освящен Кириллом, патриархом Московским и Всея Руси, в церемонии открытия также участвовали премьер-министр Дмитрий Медведев и мэр столицы Сергей Собянин.

Читайте также:  Легок на помине: что это значит на самом деле

Распад Золотой Орды коснулся не только её азиатской части: в мордовских землях укрепился Тагай, а в Волжской Булгарии Булат-Тимур. Тот и другой были разбиты соответственно рязанцами в 1365 году у Шишевского леса и суздальцами в 1367 году на р.Пьяне.

В этом ряду побед была и наступательная акция суздальцев, когда они в 1370 году вторглись в Волжскую Булгарию и посадили там мамаевых ставленников. Таким образом власть Мамая распространилась на все земли западнее Волги и он перешёл к общерусским масштабам политики.
This cannot be undone.

»,»stories_hide_reply_button»:»Hide reply»,»stories_reply_hidden»:»Story reply hidden.

»,»stories_restore»:»Restore»,»stories_hide_reply_continue»:»Return to replies»,»stories_hide_all_replies»:[«»,»Hide all of his replies from the last 24 hours»,»Hide all of her replies from the last 24 hours»],»stories_reply_add_to_blacklist»:»Add to blacklist»,»stories_hide_reply_warning»:»Are you sure you want to hide this reply?

Почему Русь стала Россией после татаро-монгольского нашествия

Виктор Игоревич! Я вам благодарна за терпение, качественное лечение, «здоровый юмор» в процессе работы. Моя улыбка — показатель вашего профессионализма!

Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед.

Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения.

Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.

В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния вышли Тверское и Смоленское княжества.

После ряда одержанных в правление Дмитрия значительных военных побед над Золотой Ордой её набеги хотя и продолжались ещё около двух веков, она не решалась на битву с русскими в открытом поле. Также был построен белокаменный Московский Кремль.

Выражаю большую благодарность своему лечащему врачу Савич Виктору Игоревичу. Доктор, который занимается своим делом и любит эту работу, вкладывая в нее всю душу. Всегда очень доброжелательный, в прекрасном настроении, которое передается и пациенту.

Хотелось бы пожелать Виктору Игоревичу дальнейшего профессионального роста, а клинике процветания и стабильности.

Дмитрей Ивановичь) (12 октября 1350, Москва — 19 мая 1389), прозванный Донским за победу в Куликовской битве — князь Московский (с 1359) и великий князь Владимирский (с 1363).

Дмитрий Иванович Донской, князь Московский и Владимирский известен как собиратель земель русских вокруг княжества Московского.

Одной из главных его ратных побед стала победа в 1380 году на Куликовом поле над войском хана Мамая.

Перед тем, как выдвинуться на эту битву, русское войско и ополченцы, возглавляемые князем, собирались на этом месте на берегу Яузы, где спустя почти семь веков был установлен этот памятник.

Впоследствии Москва поддержала его права на Нижний Новгород в обмен на отказ от претензий на Владимир, а Дмитрий Иванович женился на его дочери Евдокии.

Комиссия по помилованию решила сократить срок экс-мэру Ярославля Евгению Урлашову, осужденному за коррупцию, с 12,5 до 9 лет.

История Дмитрия Донского началась в Москве, в октябре 1350 года. Он родился в семье Князя Московского Ивана II Красного и его второй супруги, княгини Александры Ивановны. У Дмитрия была сестра Анна и брат Иван, получивший в подданство Звенигород. Кстати, знаменитый князь Иван Калита и Дмитрий Донской приходятся друг другу дедом и внуком.

Краткая биография Дмитрия Донского успела отсчитать всего девять лет, когда мальчик осиротел. Ребенок принял Московское княжество, но фактическим правителем стал его опекун, митрополит Алексей Федорович Бяконт. У них сложились очень теплые отношения, и князь Дмитрий Донской советовался с митрополитом Алексием даже во взрослом возрасте.

Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.

Такой вид протезирования также называют пластинчатым. На данный момент именно этот вид протеза пользуется большой популярностью и распространением, так как это доступный способ.

Источник: https://contymag.ru/zhaloby/2627-dmitriy-donskov-moskva.html

Откуда берутся Дмитрии Донские и Сергии Радонежские

В моем советском детстве не то что монастырей поблизости с домом – храмов никаких не было. В родном Камышлове, что в Свердловской области, храм Александра Невского, стоящий прямо напротив бронзового Ильича на городской площади, торжественно взорвали еще 80-х. Голубей тогда поубивали – пропасть! Во всех окрестных домах стекла повышибало – саперы малость с зарядом не подрассчитали. Хотели наверняка – известно же, что старая церковная кладка на яйцах и глине прочнее железа. Мы, мальчишки-третьеклассники, вместе со старшими товарищами забрались тогда на чердак дома, где жил мой старший брат, откуда было видно городскую площадь, оцепленную солдатами. Мы ждали-ждали и уже порядком подустали, а потом услышали несколько выстрелов из ружья – это распугивали голубей, которые никак не желали улетать из храма. Затем прогремел  громкий звонкий взрыв, за ним еще один, купол храма вдруг приподнялся, как живой, накренился, а потом рухнул и исчез в туче пыли. Саперы не могли ошибиться: посмотреть на уничтожение храма приехало областное руководство, уполномоченный  по делам религии, фотографы из Москвы и Свердловска, которые снимали взрыв сразу с трех точек. Фото потом печатали в центральных газетах, из них сделали подарочные наборы открыток, их дарили туристам и гостям города – смотрите, а мы тут храмы взрываем! Нацисты в Германии тоже любили фотографировать свои преступления. Такие вот у всех тоталитарных режимов нравы. В главном городском соборе Покрова Пресвятой Богородицы, памятнике архитектуры  XIX века, в те времена располагался склад удобрений и запчастей для тракторов и уборочных машин. А православный храм, куда водили меня родители, находился на краю города, возле кладбища. С виду это был вовсе никакой не храм, а обычный деревянный домик на тихой улочке, внутри которого верующие устроили настоящую Церковь. Здесь шла служба, и народу на праздники собиралось столько, что от нехватки кислорода гасли свечи, а люди теряли сознание. Их выносили на улицу и служили дальше. Уполномоченная по правам религии смеялась – у меня в туалете лучше, чем у православных в храме! Это она, верно, заметила – в отличие от простых людей советские руководители любили жили на широкую ногу. До сих пор помню, как я впервые зашел сюда. Сумрак, горят свечи перед иконами в позолоченных окладах, вкусно пахнет ладаном. Таинственно, красиво и радостно одновременно. Я смотрел на священника в рясе с крестом и мне мучительно хотелось с ним поговорить о чем-нибудь таинственном  и важном. Бабушки в платочках, которые чистили подсвечники, были тоже какие-то сосредоточенные и ужасно занятые, они совсем не походили на тех, что сидели возле нашего подъезда с семечками. В церкви мне очень понравилось, но я был обычным советским мальчиком из обычной советской семьи. Никто не собирался меня крестить, мы пришли  в храм, как в Эрмитаж, куда родители водили меня в этом же возрасте. Мой отчим был художником, он даже писал иконы для храмов, но сам в Бога не верил. Православие для него – это Андрей Рублев, Феофан Грек, храм Василия Блаженного и Кижи – великое русское искусство, которому он поклонялся. Сейчас я понимаю, насколько это страшно, когда в Церкви ты не видишь главного – Иисуса Христа, с которым можешь разговаривать и общаться, делиться сокровенным, слушать Его и быть услышанным. Прийти на пир, а вместо того, чтобы сесть с хозяином за стол, ты зачем-то ходишь  вокруг, рассматриваешь рисунки на обоях и картины на стенах и восхищаешься цветами в вазах. Жалкое зрелище!

Я покрестился уже студентом, безо всяких родителей, которые и сейчас заходят в храм редко. А я просто не мог без Бога. Не фигурально, не умозрительно, а в самом прямом смысле этого слова — не мог. До того дошло, что думаю, не покрещусь – конец мне.

К тому времени советская власть уже кончилась, и жизнь вокруг стала напоминать выживание в джунглях, где, как известно, выживают сильнейшие. Наверное, потому что я к слабым не относился и с раннего детства занимался спортом, это меня и задело.

Мне не хотелось жить по законам джунглей, я хотел жить по законам людей.

Благодаря книгам, к которым меня приучили родители лет с шести, я твердо знал, что слабых обижать нельзя, на чужой беде счастья не построишь, а если хочешь чего-то добиться, делай это честно. Так говорили Джек Лондон, Федор Михайлович и мой любимый Хемингуэй. Да и сердце мое говорило также. Мне хотелось большего, чем мешок денег. Однажды я нашел у бабушки в комоде серебряный крестик.

Потом купил на рынке «Закон Божий» и начал читать молитвы. Икон у меня не было. Я сделал их сам. Купил в киоске «Союзпечати» маленькие карманные календарики с «Троицей» и «Иоанном Крестителем» Андрея Рублева и «Владимирскую». Наклеил их на кусочки ДВП, которые выпилил в гараже, их – на кусок кожи, так получился складень, который я принес в храм и освятил.

А сначала я вообще молился безо всяких икон: просто вставал утром лицом к окну и читал наизусть молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Ангелу-хранителю». С этого начинался мой день. Помню, как мой дядя, известный ученый, занимавшийся изучением тяжелых металлов, увидев на груди у меня крестик, стал смеяться.

– Ха-ха! Ты знаешь, что поклоняешься орудию казни? – хохотал образованный дядя, тыча пальцем мне в крест на груди.-  Вот темнота!

 Обидно до слез. Дядя был очень образованным, автором нескольких толстых книг. А я для него был студентом-оболтусом с крестом на груди.

Потом дядя стал православным с именем Рафаил и умер глубоко верующим человеком.  А тогда он надо мной смеялся, а все стояли вокруг и качали головами над моей «темнотой».

А я смотрел на смеющихся взрослых и был готов броситься в драку – так обидно, что они над Христом смеялись.

Из всего своего маленького  житейского опыта я знал, что без Христа жить нельзя. А вокруг все словно с ума посходили – коммунизм отменили, деньги все стали зарабатывать, кто больше. Денег больше, машин больше, украшений больше. Только один Женька, которого сейчас зовут монах Андрей и живет он на святой горе Афон, меня понимал. У нас с ним был бизнес. И дела шли очень даже неплохо.

А как-то раз он мне заявляет: «Знаешь, я больше не буду бизнесом заниматься. Не по душе мне это. Я Богу решил служить». При этом он с отличием окончил Юридический институт и благодаря протекции своего папы, начальника милиции, должен был стать заместителем областного прокурора. Карьера была до самого Кремля расписана. Даже невесту ему соответствующую подобрали, дочку московского начальника.

А он говорит: «Буду Богу служить». И уехал в монастырь. Молится сейчас за меня.  Некоторые скажут: «Во дурак!» А верующие порадуются. Потому что знают: кто Христа встретил, того уже ничего в этом мире не интересует. Люди приходят в Церковь и встречают там Спасителя-Христа.  А любовь Христова – ее ни на что человек уже не променяет.  Это надо пережить.

Это как без воздуха – долго ли проживешь?

Потом увидел я сон: лежу в гробу, белый весь, мертвый, со свечкой в руках. Мама надо мной слезами обливается – страшно так, громко, навзрыд плачет, все глаза выплакала.

А чего поделаешь, когда я вон мертвый весь уже? Это был самый страшный сон, что я видел в жизни. Я просыпаюсь в ужасе, и первая мысль: надо немедленно пойти в Церковь и покреститься. Дождался утра — и в храм.

Священник, как узнал в чем дело, говорит: «Приходите, я завтра вас окрещу». Так я стал православным.

Источник: https://ruskline.ru/special_opinion/2014/09/otkuda_berutsya_dmitrii_donskie_i_sergii_radonezhskie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector