Почему правители россии вместо клятвы стали приносить присягу

Артем Кречетников Би-би-си, Москва

Почему правители России вместо клятвы стали приносить присягу Image caption Для военного человека присяга — не формальность

  • Как стало известно в понедельник, член Общественной палаты России юрист Анатолий Пчелинцев намерен внести в Думу законопроект о замене слова «клянусь» в тексте военной присяги на «обещаю».
  • Мотивация состоит в том, что Иисус Христос в Нагорной проповеди запретил клясться — следовательно, произнесение данного слова противоречит религиозным взглядам части военнослужащих.
  • Как заявил газете «Известия» председатель комиссии Общественной палаты по национальной безопасности полковник в отставке Александр Каньшин, «служение в армии не должно противоречить внутренним убеждениям человека».
  • С другой стороны, поправка в какой-то мере явилась бы шагом к светскому гражданскому обществу, поскольку «обещание» — термин правовой, а понятие «клятва» подразумевает обращение к потусторонней силе, которая в случае нарушения и должна покарать клятвопреступника.
  • Однако военные присяги некоторых государств — в частности, ФРГ — содержат и слово «клянусь», и упоминание Бога.

В минобороны сообщили, что согласятся с любым законным решением. Депутаты Госдумы восприняли инициативу отрицательно.

«Я на сто процентов против. У нас есть одно главное понимание — мы живем в светском государстве, и слово «клянусь» является ключевым, психологически и духовно определяющим все, исключать его просто нельзя», — заявил зампред комитета по обороне, ветеран Афганистана Франц Клинцевич, вспомнив при этом российскую поговорку: «Обещать — не значит жениться».

Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого Нагорная проповедь

«Не слова надо в присяге менять, а стараться делать так, чтобы в армии не было «дедовщины», солдаты не мерзли и не голодали и чтобы их труд использовался по назначению, а не для строительства генеральских дач.

Тогда будет неважно — слово «клянусь» в присяге, «обещаю», или вообще военнослужащий ничего не будет говорить, но он будет понимать, что с оружием в руках выполняет долг перед государством», — заметил глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.

«Бессодержательное законотворчество»

Эксперты полагают, что идея Анатолия Пчелинцева в случае принятия не принесет ни вреда, ни пользы и, скорее всего, является его личным пиаром.

«Эти филологические изыски имеют мало отношения к реальной жизни. Попытка бессодержательного законотворчества, подпитываемого персональными амбициями», — заявил Русской службе Би-би-си политолог Алексей Воробьев.

«Инициатива не несет в себе никакого содержательного смысла. Впрочем, в отличие от многих законов, которые штампует Госдума, этот хотя бы безвреден», — говорит военный аналитик Александр Гольц.

Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своей Родине — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать ее Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. Российская военная присяга

«Подавляющее большинство населения России не религиозно, или религиозно, но не до такой степени, чтобы всерьез соотносить слова военной присяги со своей верой в Бога», — заметил Гольц.

Аналитики сомневаются, что идея понравится Владимиру Путину.

Кремль поднимает на щит Русскую православную церковь и идет ей навстречу, даже если она ни о чем не просит, но лишь когда дело касается противостояния религиозного и либерального мировоззрения. Если речь заходит об отказе от советского наследия, позиция церкви и верующих пропускается мимо ушей.

Духовенство и православная общественность давно высказываются за перезахоронение Ленина, но этого не происходит и не предвидится. Руководство РПЦ в данном случае настойчивых требований не предъявляет и «молитвенных стояний» не устраивает.

«Обещаюсь и клянусь»

В первой российской военной присяге, написанной епископом Феофаном Прокоповичем и отредактированной Петром I, слова «клянусь» не было. Взамен говорилось: «обещаюсь Господом Всемогущим». В обязанность военнослужащим особо вменялось не только служить отечеству на поле боя, но и доносить о «противных Его Величеству» словах и поступках.

Я (имярек) обещаюсь Всемогущим Богом верно служить Его Величеству Петру Первому, Царю и Самодержцу Всероссийскому, и протчая, и протчая, и наследникам со всею ревностию, по крайней силе своей, не щадя живота и имения. И долженствую исполнять все указы и уставы сочиненныя, иже впредь сочиняемые от Его Величества и его Государства. И должен везде, во всяких случаях интерес Его Величества и Государства предостерегать и охранять, и извещать, что противное услышу и все вредное отвращать. А неприятелем Его Величества и его Государства везде всякий удобьвозможный вред приключать, о злодеех объявлять и их сыскивать. И всё протчее, что к пользе Его Величества и его Государства, чинить по доброй Христианской совести, без обману и лукавства, как доброму, честному человеку надлежит, как должен ответ держать в день Судный. В чем да поможет мне Господь Бог ВсемогущийПервая российская военная присяга

В XIX веке в присягу была включена формулировка: «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом». При этом военнослужащие разных вероисповеданий присягали в соответствии с канонами своей религии, на своем языке и в присутствии своего священнослужителя.

«Полковник Рерберг выводит полк на плац. Посередине плаца стоят шесть совершенно одинаковых столиков, покрытых белыми скатертями.

Полковой священник с Крестом и Евангелием становится перед первым столиком, возле которого стоит самый большой «квадрат» новобранцев.

Перед вторым столиком становится католический ксендз, перед третьим — лютеранский пастор, перед четвертым — мусульманский мулла, перед пятым — еврейский раввин», — вспоминал сын полковника Рерберга церемонию присяги в 3-м гренадерском Перновском полку.

«Мой отец подходит к шестому, около которого стоят только два гренадера, и я вижу удивительную вещь, которая могла произойти только в России, — продолжает он.

— Оба новобранца вынимают из карманов сверточки и, развернув тряпочки, вынимают двух маленьких «божков», выструганных из дерева и смазанных салом.

Оба идола водворяются на столик, и командир приводит обоих гренадер к присяге служить верой и правдой Царю и Отечеству».

Слово «клянусь» употреблялось и в тексте присяги Временному правительству, и в первой красноармейской присяге, написанной в апреле 1918 года Львом Троцким, и в советской присяге 1939 года, дожившей, с небольшими изменениями, до распада СССР.

Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание воина рабочей и крестьянской армии. Пред лицом трудящихся классов России и всего мира я обязуюсь носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и, как зеницу ока, охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения. Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского Правительства. Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся. Я обязуюсь по первому зову Рабочего и Крестьянского Правительства выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни. Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона.Присяга РККА периода Гражданской войны

В 1960 году «Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» в ней заменили на «Вооруженные Силы», а «Рабоче-Крестьянское Правительство» на «Советское». В 1977 году в присягу включили обязательство «соблюдать конституцию СССР и советские законы».

Современная присяга, узаконенная в феврале 1993 года указом Бориса Ельцина, значительно короче и состоит всего из трех абзацев.

Читайте также:  Как русские олигархи меняли историю царской россии

Еще одна ошибка Ельцина

Принятие присяги во все времена являлось одним из главных событий в жизни военного человека. Это делается в присутствии развернутого знамени перед строем полка или военно-учебного заведения. Присягнув устно, военнослужащий подписывается под текстом присяги, и листок хранится в его личном деле, чтобы служить, если понадобится, основанием для привлечения его к уголовной ответственности.

Как указывает Александр Гольц, для профессионального военного присяга — не формальность.

После распада СССР российские военнослужащие не приводились к новой присяге. В качестве объяснения сослались на то, что Россия объявила себя правопреемницей СССР, но фактической причиной стало нежелание лишний раз раздражать генералитет и офицерство.

Однако на Украине бывшие советские офицеры благополучно переприсягнули. Отдельные случаи отказа и увольнения из армии на ее боеспособности существенно не сказались.

За 20 с лишним лет личный состав вооруженных сил России сменился, однако многие старшие офицеры и практически все генералы продолжают служить по присяге, данной не существующему ныне государству.

Политолог Алексей Воробьев считает это «большой ошибкой команды Ельцина».

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2012/12/121224_russia_military_oath

Почему правители России вместо клятвы стали приносить присягу

В древности к словам относились очень аккуратно, полагая, что они имеют определенную сакральную силу, которой нужно было пользоваться умеючи. А при необходимости — вовсе избегать влияния слова на реальность. Например, это нашло отражение в названии обета, даваемого русскими правителями при восшествии на престол.

Языческие времена

Не будем ввязываться в бесплодную дискуссию об этнических корнях Рюрика и его потомков.

Хотя бы потому, что и в Средние века и позже в истории Руси и Европы не было чем-то удивительным, что правящая династия отличалась по крови от управляемого ею народа.

Не говоря про «перекрестное опыление» в силу династических браков между правящими домами. Важно, что Русью правили представители одной династии, для которой действовали общие стандарты и мировоззренческие установки.

В раннем Средневековье, когда князь был больше военачальник, чем правитель, сложилась практика принесения им клятвы при вступлении на престол. Как отмечают историки, это был важный смысловой и символический акт, закреплявший обязательства предводителя перед дружиной и народом.

Тексты клятв не сохранились, но по аналогии, например, с клятвами при заключении договоров языческих правителей Руси с Византией можно считать, что клялись богами, оружием, благосостоянием и здоровьем своим и близких.

Нарушение клятвы, как считалось, влекло быстрое и жестокое наказание со стороны богов. В качестве лирического отступления: советские пионеры тоже давали клятву, правда, наказать за ее нарушение должны были не потусторонние силы, а собственные товарищи — пионеры.

Согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, в русском языке клятва означает «торжественное обещание, утверждение».

Христос не велел клясться

С принятием на Руси православия не только формально, но и мировоззренчески, ментально, меняется подход к словам правителя. Он по-прежнему обещает всячески заботиться о процветании государства (земли) и подданных. Только вот теперь это не клятва, а присяга.

Смена наименования обета закрепляется в XI—XII веках. С чем это связано? В Библии неоднократно накладывается запрет на клятву. Например, в Ветхом Завете читаем: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]» (Левит.19:12).

В Новом Завете Иисус Христос в Нагорной проповеди расширяет границы, чем нельзя клясться и вообще запрещает клятву: «…

Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матфей. 5,33–37).

В конце присяги правитель, как правило, целовал крест, скрепляя данный обет. Известно, что иногда правитель, произнося текст присяги, держал правую руку на Библии. В современной России сохранилась и присяга, произносимая президентом на инаугурации, и держание правой руки на особом тексте, разве что теперь это Конституция РФ, а не Библия.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/87648-pochemu-praviteli-rossii-vmesto-klyatv.html

Что будет, если отказаться давать присягу, стоя на плацу?

Во-первых, вся система направлена на предупреждение столь неприятного события. Вы учите текст присяги, на это выделяется время.Церемония репетируется (или подробно объясняется). Потом Ваше нежелание присягнуть в определённый момент вероятно отслеживается. 

Всё зависит от того как происходит отказ от клятвы. Если тихо до торжественного построения — ничего опасного не произойдёт. Если на плацу, с оружием(?) какой текст Вы скажите — «Все люди братья, с оружием родину не защищаю, так как не от кого! Или служу Родине своим умом и умениями, не связанными с военными действиями!»??

Короче, вероятно, Вашего непосредственного командира(ов) — накажут. 

Вам (по закону!) ничего не грозит, ибо Уголовной или другой ответственности за отказ давать военную клятву  законодательством не предусмотрено. Тем не менее согласно м к  Закону «О воинской обязанности и военной службе» отказ от принятия  присяги не допускается. (То есть все солдаты должны служить только под  присягой.

) По статье 59 Конституции России, если несение воинской службы противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника, он имеет право на замену её альтернативной гражданской. Т.е.

отправят на альтернативную службу, коммандиры за свои обиды постараются  максимально затруднить Вашу жизнь,(далее, злой сарказм) будет у Вас кличка «Пацифист» и будете драить туалеты без оружия…

Со мной, еще в СССР, сужил парень, который отказался принимать присягу. Ничего страшного с ним не было, оружия ему не выдавали, в учебку не посылали, к технике не допускали. Был задействован по хозяйской части. Он не носил погоны, какарды и остальную атрибутику, но был в форме. Все хозяйские работы выполнял.

Он был то ли из Дербента, то ли из Махачкалы, учился на имама в медресе, поэтому и отказался принимать. Парень тем не менее классный, начитанный. Никто его, как ни странно не гнобил за его взгляды. Но подозреваю, что ситуация может быть разная. Он правда соазу сказал, что присягу не примет, стоял в общем строю со всеми на плацу, но не вышел, все это знали.

Сейчас есть альтернативная служба, и отказника могут наверное перевести на нее. По конституции это обязанность.

Присяга это как клятва Гиппократа. Она внутри тебя и ты уже сам принимаешь решение исполнять ее или нет в зависимости от обстоятельств. Заставить тебя никто не сможет. Офицеры СССР тоже давали присягу на верность, а потом дали развалить страну, которой присягали на верность и дали присягу РФ. Присягатели.

Читать ещё 1 ответ

Источник: https://thequestion.ru/questions/528462/chto-budet-esli-otkazatsya-davat-prisyagu-stoya-na-placu

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Вопросы:
1.
История появления присяги в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2.
Порядок принятия присяги в Вооруженных Силах Российской Федерации и значение военной присяги в жизни воина.

Принятие военной присяги — один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга — торжественное обещание (клятва), даваемое каждым гражданином при вступлении в ряды Вооруженных Сил. Принятие присяги является важным правовым и морально-политическим актом, характерным для военной службы.

В различные периоды истории воинская клятва называлась по-разному, но суть ее всегда оставалась одна — обещание защищать Отечество, не щадя своих сил и самой жизни.

Очень важно, чтобы этот день запомнился новобранцам на всю жизнь, так как в присяге воплощены требования Конституции Российской Федерации о том, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина РФ.

1

Многие, наверное, помнят плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». На нем женщина, символизирующая Родину-мать, правой рукой сжимает текст Военной присяги, левая властно указывает на призыв… В горестном 1941 г. художник не случайно изобразил на плакате текст Военной присяги. Он хотел наглядно показать огромное значение торжественной клятвы в деле защиты Отечества.
Какова история Военной присяги в России? Упоминания о ней относятся к IX веку. В тот момент основу вооруженной силы Киевской Руси составляла княжеская дружина, по сути дела, первое профессиональное воинское формирование. Естественно, обряд, связанный с приобщением новичков к профессиональному кругу, имел особое значение и был наиболее почитаем. Клятвоприношению на верность князю обычно предшествовало действо, проверявшее будущих дружинников на физическую выносливость, ловкость, силу. От Византийской империи к княжеским дружинам перешел обычай целовать крест во время присяги. И не случайно воина, совершившего такой акт, церковь возводила в ранг высокого христианского подвижника. Его ожидали вечная память и Царствие небесное.
Торжественное обязательство принималось в присутствии священника. Запись, по которой служилый человек приносил присягу, называлась крестоцеловальной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином. Кроме того, разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала письменные гарантии какого-либо лица, в том числе и родственника, за рекрутируемого. Таким образом, ритуал военной клятвы основывался не только на страхе отлучения от церкви, но и на моральной ответственности перед своими поручителями.
В России в XVI — XVII веках простолюдин попадал в армию не добровольно, а «по прибору», то есть по царскому указу. Чтобы пушкарь или стрелец попали в войско, требовалось, чтобы за них поручились товарищи. Это ручательство фиксировалось на бумаге — составлялся специальный документ, в котором уже служащие ратники гарантировали, что новобранец достоин находиться «в государевых полках». После того как «поручная грамота» передавалась в воеводскую канцелярию, молодой воин в присутствии командира и поручителей произносил текст обещания: «…выполнять всякую царскую службу в городах и полках и походах, не воровать государевой казны и воинского припаса, не пить зелия, тайн государевых никому не сказывать». Эту форму можно считать первой дошедшей до наших дней военной присягой Русской армии.
Ярким, проникновенным действием выглядел обряд принесения священного обета на службу Отечеству во времена Петра I. По петровскому уставу присяга должна была приноситься солдатами «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты». Если было много молодых солдат, то они поднимали только руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. Воины клялись «служить верно и послушно, во всем поступать так, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надлежит». После принесения присяги в строю присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания — «присяжные листы».
В 80-е годы XIX века текст присяги был переписан более современным языком с сохранением всех заложенных в него положений. Это было единственное изменение петровской присяги, просуществовавшей 201 год — с 1716-го по 1917-й.
Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе своей сохранился до 1917 г. При этом рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».
Последние новобранцы старой Российской армии приняли присягу буквально за несколько дней до Октябрьской революции 1917 года. А уже через полгода многие из них приняли новую присягу — Торжественное обещание воина Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Немалое символическое и воспитательное значение имели в проведении ритуала воинские атрибуты. Развернутое знамя, оружие, строй части давали почувствовать присягающему свою причастность к войсковому товариществу и личную ответственность за защиту Отечества.
После октября 1917 г. первая военная присяга Рабоче-Крестьянской Красной Армии рождалась по почину самих красноармейцев и красных командиров. Тексты ее в частях и на кораблях были различны. В апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) утвердил единый текст присяги для всей армии. Сама присяга тогда называлась «Формула торжественного обещания».
Текст торжественного обещания был утвержден советским правительством 25 апреля 1918 года. По распоряжению В.И. Ленина этот текст печатался в «Служебной книжке красноармейца» — военном билете РККА.
С первой, ленинской, присягой шли в бой полки Красной армии. Однако только в конце Гражданской войны были определены порядок и церемониал принятия военной присяги. В марте 1922 года советское правительство приняло специальное постановление о приведении к присяге всех воинов армии и флота.
Постановление гласило, что единым днем Красной присяги будет 1 мая. Присяга должна приниматься в строю, коллективно, во время проведения праздничного парада, при оружии. «Полномочный представитель центральной или местной власти» должен был, разъяснив сущность военной присяги, «громко и внятно прочесть текст». Красноармейцы, держа винтовки «на руку», должны были повторять за ним вслух каждое слово. А на следующий день командиру подразделения необходимо было собрать у бойцов «собственноручные подписи» под текстом присяги и передать листы с подписями в штаб части.
С образованием Советского Союза в текст первой присяги были внесены изменения. Вместо слов «Советской Республики» и «Россия» следовало говорить «Союз Советских Социалистических Республик». Эта вторая советская присяга, утвержденная в сентябре 1923 года, просуществовала без изменения 16 лет, до 1939 года.
А 3 января 1939 года в силу вступила третья по счету присяга. Тогда же в ритуал ее принятия были внесены некоторые изменения.
В частности, присягу стали приносить индивидуально и сразу же ставить свою подпись под ее текстом. Особо оговаривалось, что красноармеец обязан принести присягу не позже чем через два месяца после начала службы. А Конституция СССР 1936 года обязала всех без исключения военнослужащих принимать присягу. Нарушение присяги являлось изменой Родине и каралось «по всей строгости закона как самое тяжкое злодеяние».
Приняв присягу 1939 года, Красная армия с честью выполнила эту клятву на полях сражений Второй мировой войны.
Четвертая присяга была принята Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 июня 1947 года. Этим же указом вводилось Положение о порядке принятия Военной присяги. В этом документе детально описывался торжественный ритуал принятия Военной присяги.
Впервые было установлено, что день принятия присяги определяется командиром части, и этот день «является нерабочим днем для данной части и проводится как праздничный день».
Этим же указом было утверждено Торжественное и клятвенное обязательство лиц, работающих по вольному найму в частях, учреждениях и заведениях Вооруженных Сил СССР.
Пятая, последняя, присяга Советской армии была утверждена Президиумом Верховного Совета СССР 23 августа 1960 года. Текст ее практически не отличался от текста предыдущей присяги — добавлена была только обязанность «соблюдать Конституцию СССР и советские законы», да слово «народ» во втором абзаце стало писаться с маленькой буквы. Эта присяга просуществовала дольше всех — 31 год, до самого распада Советского Союза.
Следует, однако, отметить, что в 1975 году было утверждено новое Положение о порядке принятия Военной присяги. В основном этот документ повторял Положение 1947 года. Только срок принятия присяги впервые с 1939 года был сокращен для молодых солдат и матросов с двух до полутора месяцев.
Текст ныне действующей Военной присяги утвержден Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г). Ее слова звучат строго лаконично: «Я (фамилия, имя, отчество) торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации.
Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Читайте также:  Для каких народов ссср предлагали создать резервации

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

  • 2

В Российской империи ритуал принятия военной присяги обставлялся как «торжественный обет», даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквах или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при знаменах или штандартах с целованием креста и святого Евангелия.
В Рекрутском уставе 1831 года в ст. 396 отмечалось, что «рекруты, окончательно рекрутским присутствием принятые, немедленно по окончании каждого заседания приводятся к присяге духовными лицами того вероисповедования, к коему принадлежат, и на языке, который им известен». Таким образом, присягу молодые люди, поступавшие на военную службу, должны были принимать в тот же день, когда состоялось решение об их призыве, и в тех местах, где и шел этот призыв. Однако из этого правила были исключения. В случае если рекрут отказывался по тем или иным причинам принимать присягу, его брали на службу и отправляли в воинскую часть без присяги, особо отмечая этот факт в формулярных списках.
Впоследствии эти лица принимали торжественный обет, текст которого в основном повторял текст присяги, исключались лишь упоминания о Всемогущем Боге и Святом Евангелии, о целовании креста, т.е. слова, присущие православному вероисповеданию. По такому же принципу готовились тексты присяги для лиц других конфессий, при этом и ритуал принятия присяги (торжественного обета, клятвенного обещания) отличался от общепринятого.
После октября 1917 г. Военная присяга возникла по инициативе самих красноармейцев. Например, в отрядах Красной гвардии Замоскворецкого района Москвы принималась присяга следующего содержания: «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь беспрекословно исполнять все распоряжения Совета Народных Комиссаров и лиц, поставленных им, строго сохранять дисциплину во время исполнения служебных обязанностей, беспрекословно подчиняться приказаниям товарищей инструкторов-командиров, назначенных Советами, бережно относиться ко всем предметам обмундирования, снаряжения и вооружения, помня, что это все наше народное достояние…»
Во многих воинских частях по инициативе самих красноармейцев создавалась клятва верности Советской республике и зачитывалась перед боем. Называлась она торжественным обещанием, социалистической клятвой, красной присягой. Слова и тексты присяги были разные. Разный был и ритуал ее принятия. Так, все вступавшие в Богунский полк, организованный из партизанских отрядов народным героем Н.А. Щорсом, подписывали революционную клятву. Она давалась в торжественной обстановке. А полк имени Степана Разина, входивший в состав знаменитой Чапаевской дивизии, клятву на верность советской власти принял в строю, в присутствии жителей села Сухоречка (под Бузулуком).
Тексты первых торжественных обещаний были неодинаковы, но смысл их был один: защитники революции клялись быть до конца преданными своей Родине, беспрекословно повиноваться командирам, сражаться с врагами народа мужественно, стойко, самоотверженно, до последней капли крови.
Порядок приведения к военной присяге изложен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сегодня приведение к присяге происходит таким образом. В назначенное время воинская часть при Боевом знамени и Государственном флаге Российской Федерации с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на них.
Затем он командует: «Вольно» и приказывает командирам подразделений приступить к торжественному мероприятию.
Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый из них читает вслух перед строем подразделения текст присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке (акте) и становится на свое место в строю.
По окончании церемонии командир части поздравляет воинов с приведением к военной присяге, оркестр исполняет Государственный гимн России. После этого воинская часть проходит торжественным маршем.
Приведение к Военной присяге может проводиться в исторических местах, у братских могил героев, павших за свободу и независимость Родины.
День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. В военном билете военнослужащего делается отметка: «К Военной присяге приведен (число, месяц, год)».
Отношение воина к своей торжественной клятве характеризует его верность Отечеству и готовность защищать Родину, не щадя ни сил, ни самой жизни. В тексте Военной присяги немного слов, но в них заложен глубокий смысл. Выполняя свой воинский долг, каждый солдат (матрос) страницу за страницей пишет биографию своей судьбы, своей армейской жизни.
Российские воины всегда были верны священной клятве, на всех этапах истории демонстрировали гражданскую и нравственную зрелость.
До приведения к Военной присяге:-
военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов;

за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника;

на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.
Священная клятва воодушевляет воинов на беззаветное служение своему Отечеству, на боевые подвиги во имя ее защиты. Где бы ни находился воин — на учении, в карауле, на боевом дежурстве, в бою, — он всегда сверяет свои действия с требованиями Военной присяги, помнит о священном долге перед народом.
Выполнение требований Военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом совести и чести.
Беспредельная преданность российских воинов своему долгу доказана кровью, пролитой ими на полях сражений Гражданской и Великой Отечественной войн, их всемирно-историческими победами над врагами Родины. В наши дни она выражается в высокой степени боеготовности войск и флота, способности личного состава дать решительный отпор любому агрессору. Для российских воинов неуклонное выполнение клятвы на верность Родине являются самым священным и благородным. И нет ничего более позорного, чем нарушение своих торжественных обязательств.
Вот почему нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за подобные правонарушения. За любое отступление от присяги воин в ответе перед Родиной и народом.
Постоянная готовность к подвигу, мастерское владение своей воинской специальностью, повседневный напряженный, добросовестный ратный труд — главные качества воина-патриота, честно выполняющего свой долг перед народом и Отечеством.

Читайте также:  Почему иконы рисовали только иноки

Исполнение воином своего долга является делом его чести и совести, способствует формированию необходимых моральных качеств, а также нравственному самоутверждению в глазах окружающих.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса следует отметить, что за многие века в России сменялись правители, государственный строй и притом многократно переписывался текст военной присяги. Однако во всех вариантах ее смысл сводился к одному: присяга являлась и является торжественной клятвой на верность Родине. Подразумевается, что принимающий ее клянется отстаивать интересы своего Отечества, причем даже ценой собственной жизни.
При рассмотрении второго вопроса необходимо сделать акцент на то, что священная клятва воодушевляет воинов на беззаветное служение своему Отечеству, на боевые подвиги во имя его защиты.

Выполнение требований Военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом совести и чести.

Рекомендуемая литература:
1. Свод военных постановлений. Ч. 2. Устав о службе по военному ведомству вообще. Изд.
2. СПб., 1907. Приложение IX. с. 10-12.
3.
Конституция Российской Федерации.
4.

Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» № 53-Ф3 от 28 марта 1998 г.
5. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
6.
Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 12 (150).

История. Вып. 31. с. 56-62.

Майор
Борис ИВАНОВ

Ориентир 07 2013

Источник: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2013/2013-07-3.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector